Рефераты

Исторические аспекты развития денежных систем

остаточно часто меры защиты могут применяться при отсутствии какого-либо правонарушения в сфере налоговых правонарушений. Поэтому зачастую при применении данных мер становится бессмысленным разговор о наличии вины.

Основанием применения мер налоговой ответственности является налоговое правонарушение, под которым понимается противоправное виновное действие или бездействие, посягающее на правопорядок в области налоговых отношений, за которое предусмотрено применение мер юридической ответственности. В российском законодательстве нормы, предусматривающие конкретные составы налоговых правонарушений, находятся в различных нормативно-правовых актах, что зачастую приводит к путанице, противоречивости норм.

Тем не менее, можно выделить некоторые специфические черты мер налоговой ответственности:

-эти меры осуществляются для обеспечения режима законности именно в сфере налоговых отношений и имеют своей целью понуждение налогоплательщика к исполнению св
оих обязанностей по уплате налогов;

-эти меры распространяются как на физических, так и на юридических лиц, одн
ако перечень мер, применяемых к тем и другим, а также порядок их наложения и исполнения не совпадают. Так, взыскание недоимок, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном;

-в принципе, не существует системы однородных мер налоговой ответственности. Этот правовой институт носит комплексный характер и состоит из мер ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренных административным, финансовым, уголовным законодательством. Соответственно и система мер отличается по силе воздействия, к
арающему заряду, от взыскания пени до лишения свободы.

Административная ответственность в сфере налоговых отношений. Административным правонарушением признается действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность, если эти нарушения по своему характеру не влекут уголовной ответственности. Административную ответственность за налоговые правонарушения предусматривает не только Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), но и другие нормативно-правовые акты, например. Закон «Об основах налоговой системы в РФ», Закон «О государственной налоговой службе РФ» и др.

В качестве санкции в основном применяется административный штраф, который накладывается начальниками государственных налоговых инспекций и их заместителями, а также административными комиссиями. Административный штраф накладывается за следующие правонарушения: отсутствие учета доходов (прибыли) или его ведение с нарушением порядка. Обязанность вести учет доходов возложена на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, на лиц, имеющих источники доходов помимо места основной работы, если сумма дохода превышает минимум, установленный законодательством;

-непредставление или несвоевременное представление декларации о доходах;

-включение в декларацию о доходах неверных, искаженных данных, занижающих валовый доход, налогооблагаемый доход, завышающих расходы, связанные с получением в
алового дохода.

За все вышеперечисленные правонарушения налагается штраф от 2 до 5 размеров минимальной месячной оплаты труда, при повторном правонарушении - от 5 до 10 размеров минимальной месячной оплаты труда;

за невыполнение требований налоговых органов и их должностных лиц налагается штраф в размере от 2,5 до 5 размеров минимальной месячной оплаты труда;

за непредставление банками, кредитными учреждениями, иными юридическими лицами данных о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков, за задержку исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление налогов руководители указанных учреждений привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере пятикратного размера минимальной месячной оплаты труда.

Финансовая ответственность в сфере налоговых отношений. Вопрос о существовании мер финансовой ответственности в юридической науке считается спорным. Основанием для выделения такого вида ответственности послужило появление в законе таких санкций, порядка их применения, которые не вписываются в рамки административной или уголовной ответственности. Кроме того, Закон «О государс
твенной налоговой службе РФ» прямо говорит о применении именно финансовых санкций, под которыми понимаются государственно-принудительные меры материального воздействия в виде взыскания в обязательном порядке с нарушителя денежных средств в размерах, установленных законодательством помимо налогов и других платежей.

За сокрытие или занижение дохода (прибыли) либо за сокрытие или отсутствие учета иного объекта налогообложения взимается вся сумма сокрытого, заниженного дохода либо сумма налога за иной сокрытый, неучтенный объект и штраф в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штраф в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором либо решением суда может быть взыскан штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли).

За отсутствие учета объектов налогообложения или за ведение учета с нарушением установленного порядка, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, взимается штраф в размере 10% доначисленных сумм налога.

За непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога - штраф в размере 10% причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога.

В случае задержки уплаты налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, с налогоплательщика взыскивается пеня в размере 0,3% неуплаченной суммы налога, если законом не предусмотрены иные размеры пени. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности.

За серьезные правонарушения в сфере налоговых отношений ответственность предусмотрена в Уголовном кодексе. Налоговым преступлениям посвящены три статьи УК. Ст. 162. Уклонение от подачи декларации о доходах. Ответственность по данной статье наступает в случае совершения одного из трех деяний: уклонение от подачи декларации о доходах; несвоевременную подачу декларации о доходах; включение в нее заведомо искаженных данных. Согласно Закону «О подоходном налоге с физических лиц» по окончании календарного года не позднее 1 апреля граждане:

имевшие в течение отчетного года основное место работы и получившие какие-либо иные доходы; не имеющие основного места работы; граждане-предприниматели;

иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации, обязаны подать в налоговый орган декларацию о доходах.

Уклонение от подачи декларации или несвоевременная ее подача считаются оконченными преступлениями с момента истечения срока подачи декларации, а заведомое и
скажение данных -с момента подачи декларации в налоговый орган.

Однако очень важно отметить, что вышеперечисленные деяния становятся преступлениями лишь в случае их повторного совершения в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.

Данные преступления наказываются исправительными работами на срок до двух лет или штрафом от двух до десяти минимальных месячных размеров оплаты труда.

Ст. 16. Сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения.

Данной статьей предусмотрена ответственность за сокрытие доходов (прибыли), иных объектов налогообложения как физическими, так и юридическими лицами. Для того чтобы данное деяние считалось преступлением, сумма сокрытого дохода должна быть не меньше суммы, налог с которой превышает пятьдесят минимальных размеров оплаты труда. Если налог превышает тысячу минимальных размеров оплаты труда, устанавливается повышенная ответственность. Способы сокрытия доходов и иных объектов могут быть различными. Это может быть:

-неотражение в соответствующих отчетных документах каких-либо объектов налогоо
бложения; незаконное уменьшение налогооблагаемой базы; необоснованное понижение налоговой ставки и др. Верхний предел наказания по данной статье определен в пять лет лишения свободы.

Понятие банковской системы. Банк - коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с законом и на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком РФ (Банком России), предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.

На территории Российской Федерации также возможно создание других кредитных учреждений - это такие учреждения, не являющиеся банками, которые могут выполнять отдельные банковские операции. В настоящее время такие учреждения не получили широкого распространения.

Как видно даже из определения банка. Центральный банк выделяется из массы других коммерческих банков наличием властных полномочий по отношению к последним и образует первый уровень банковской системы РФ. В этот уровень также входят Банк внешней торговли РФ и Сберегательный банк РФ. Второй уровень банковской системы включает коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие лицензию на осуществление отдельных банковских операций.

Банковская система любой страны - это совокупность банков, других кредитных учреждений и связей между ними. Банковскую систему РФ образуют Банк России, Банк внешней торговли РФ, Сберегательный банк РФ, коммерческие банки различных видов, другие кредитные учреждения. Главное место в банковской системе РФ принадлежит Центральному банку, возглавляющему всю систему кредитных учреждений России.

Необходимо отметить, что подобное построение банковской системы соответствует мировым стандартам: банковские системы большинства зарубежных стран построены по двухуровневому принципу, что позволяет осуществлять наиболее эффективное правовое регулирование банковского дела в государстве.

Центральный банк РФ (Банк России). Центральный банк РФ обладает довольно интересной правовой природой: с одной стороны, он является юридическим лицом, осуществляющим свои расходы за счет собственных доходов, с другой - выступает как орган государственного управления. Все это позволяет отнести Центральный банк РФ к особой организационно-правовой форме некоммерческих юридических лиц, которая не указана в Гражданском кодексе РФ.

Как юридическое лицо Банк России обладает обособленным имуществом, является экономически самостоятельным субъектом, может от своего имени приобретать права и нести обязанности, выступать истцом или ответчиком в суде. Получение прибыли не является основной целью деятельности Центрального банка РФ.

Уставный капитал Центрального банка на сегодняшний день составляет 3 млрд. руб. Кроме того. Банк России создает за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения в размерах, необходимых для осуществления им своих функций, а также независимо от прибыли и убытков фонд переоценки по операциям с валютными ценностями.

Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью и принадлежат ему на праве хозяйственного ведения. Это означает, что Центральный банк РФ не может распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника (Российской Федерации). Иным имуществом Банк России распоряжается самостоятельно.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Некоммерческая природа Центрального банка РФ подчеркивается положением, согласно которому он не может участвовать в капиталах кредитных организаций, в капиталах иных организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих. Как юридическое лицо Центральный банк имеет право: предоставлять краткосрочные кредиты под обеспечение ценными бумагами; покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя; покупать и продавать другие ценные бумаги; проводить расчетные, кассовые и депозитные операции; выдавать гарантии и поручительства; , осуществлять другие банковские операции от своего имени. Однако некоммерческий характер деятельности Центрального банка налагает определенные ограничения. Так, Банк России не вправе осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и с физическими лицами, приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, осуществлять операции с недвижимостью, заниматься торговой и производственной деятельностью.

Как орган государственного управления Банк России наделен государственно-властными полномочиями и действует как вневедомственный орган.

Основными целями его деятельности являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской" системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

В целях достижения этих задач Центральный банк РФ выполняет следующие функции:

Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Основные инструменты и методы этой политики следующие:

-банк России устанавливает процентные ставки по своим операциям. В свою очередь, процентная политика Банка России влияет на рыночные процентные ставки, что не может не сказаться на позициях рубля;

-банк России устанавливает нормативы обязательных резервов, депонируемых кредитными учреждениями в ЦБ РФ. Размер обязательных резервов не может превышать 20 процентов обязательств кредитной организации. В принципе, эти средства должны напра
вляться на поддержку банков, нуждающихся в помощи, а также на удовлетворение требований кредиторов в случае ликвидации банка. Однако на практике Банк России использует эти средства совсем на другие цели;

-операции на открытом рынке, т.е. купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, других государственных ценных бумаг с с
овершением позднее обратной сделки;

-рефинансирование, т.е. кредитование банков. Все эти меры способствуют укре
плению стабильности системы кредитных отношений, что влияет на покупательную способность рубля;

-валютные интервенции (купля-продажа иностранной валюты) Банка России на валю
тном рынке для воздействия на курс рубля, суммарный спрос и предложение денег - это, пожалуй, самый известный инструмент кредитно-денежной политики Банка России.

Банку России принадлежит монопольное право на эмиссию наличных денег и организацию их обращения. Другими словами, наибольшее влияние на денежную систему оказывает именно Центральный банк РФ. Официальной денежной единицей Российской Федерации является рубль. Введение на территории России других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается. Банкноты и монета Банка России являются единственным законным средством платежа на территории Российской Федерации. Они представляют собой безусловное обязательство Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

В настоящее время законодательство запрещает мероприятия по обмену денежных знаков в несколько дней. Срок изъятия банкнот и монет из обращения не может .быть менее одного года. Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты принимает Совет Директоров Центрального банка РФ..

Банк России осуществляет валютное регулирование, организует и осуществляет валютный контроль на территории Российской Федерации. Так, Центральный банк РФ:

определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; проводит все виды валютных операций;

устанавливает правила проведения операций с иностранной валютой;

устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии; другие полномочия.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Система Центрального банка состоит из центрального аппарата, территориальных учреждений, полевых учреждений, расчетно-кассовых центров, вычислительных центров, подразделений безопасности и др. С 1994 г. Главные территориальные управления ЦБ РФ, которые действуют в субъектах федерации, называются Национальными банками. Территориальные учреждения Центрального банка РФ не имеют статуса юридического лица:

В центральном аппарате Банка России ключевую роль играет Совет Директоров-коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности банка и осуществляющий руководство и управление Банком России.

В Совет Директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета Директоров, назначаемые Государственной Думой РФ.

Конституция РФ в ст. 75 закрепляет независимость Центрального банка от других органов государственной власти, которые не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий. Однако независимость не означает полной изолированности Центрального банка от других органов, ведь, в конце концов, он должен действовать в рамках экономической политики государства. Поэтому законодательство устанавливает некоторые правила взаимоотношений Центрального банка с другими государственными органами.

Банк России и Государственная Дума РФ. Банк России подотчетен Государственной Думе, что выражается в следующем:

1. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центробанка по представлению Президента, а также членов Совета Директоров по представлению Председателя Центробанка РФ.

2. Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет, а также аудиторское заключение.

3. Государственная Дума определяет аудиторскую фирму для проведения проверки деятельности Центрального банка, проводит парламентские слушания о его деятельности и др. Банк России и Правительство РФ.

Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

Коммерческие банки в банковской системе РФ. Коммерческие банки создаются на основе любой формы собственности, в том числе и с привлечением иностранного капитала, если это не противоречит законодательству Российской Федерации. Банки осуществляют свою деятельность на коммерческой основе.

Виды коммерческих банков в РФ: В начале 80-х годов государственные предприятия и организации создавали так называемые инновационные банки, основной задачей которых являлось финансирование и кредитование мероприятий, связанных с внедрением в производство научно-технических достижений.

В самом начале процесса образования коммерческих банков они носили в основном региональный характер, осуществляли комплексное банковское обслуживание клиентов по месту нахождения банков, т.е. сфера их интересов ограничивалась определенной территорией.

С течением времени банки укрепляли свое положение на рынке, расширяли территорию своей деятельности, создавали филиалы, становясь тем самым межрегиональными. Необходимо отметить, что все крупные банки России имеют межрегиональный характер.

Некоторыми особенностями своего правового положения отличаются банки с иностранным участием (совместные банки) и иностранные банки -банки, уставный капитал которых формируется иностранными физическими и юридическими лицами.

Решение об открытии каждого такого банка принимается Центральным банком. Для открытия филиала такого банка требуется специальная лицензия Центробанка РФ.

В настоящее время в России насчитывается свыше двух тысяч коммерческих банков, имеющих около пяти тысяч филиалов.

Банки на договорных началах могут совершать банковские операции и сделки на основе лицензий (разрешений) Центрального банка. Однако при принятии ими решений, связанных с проведением банковских операций, банки РФ независимы от органов государственной власти.

Каждый банк обязан иметь определенный уставный капитал, роль которого заключается в предоставлении минимальных гарантий кредиторам банка в случае его ликвидации. Уставный капитал служит обеспечением обязательств банка. Как следует из смысла законодательства, коммерческий банк не может использовать в качестве своей формы компанию одноголица, так как уставный капитал банка должен формироваться из средств не менее чем трех участников. С начала 1995 года минимальный размер уставного капитала банков определен в сумме 3,4 млрд. рублей. Банк России может предъявлять дополнительные требования к учредителям Совместных и иностранных банков относительно минимального и максимального размеров их уставного капитала.

1.4 Золотомонетный и золотой стандарты

В эпоху домонополистического капитализма в различных капиталистических стр
анах существовали разнотипные денежные системы, в эпоху империализма во всех главнейших капиталистических странах установилась однотипная денежная система - золотой монометаллизм. В новых исторических условиях золотой монометаллизм был поставлен на службу требованиям основного экономического закона монополистического капитализма.

Золотой монометаллизм отнюдь не препятствовал монополиям повышать цены на свои товары и через механизм монопольных цен извлекать максимальные прибыли. Золотой монометаллизм был использован для закабаления и систематического ограбления народов колониальных и зависимых стран. Как было уже отмечено выше, золотой монометаллизм в немалой мере способствовал развитию международной торговли и росту вывоза капитала, но как через механизм внешней торговли, так и через механизм вывоза капитала монополии империалистических стран подвергают эксплуатации и ограблению трудящиеся массы колониальных и зависимых стран.

В эпоху империализма мир делится на горстку империалистических держав и громадное большинство эксплуатируемых и порабощенных колониальных и зависимых стран. Результатом этого явилось деление денежных систем на империалистические и колониально-зависимые. Империалистические державы навязывают колониям такие денежные системы, которые служат средством установления валютной гегемонии метрополий над колониями и орудием ограбления последних.

Типичными чертами колониально-зависимых типов денежных систем являю
тся:

1) прикрепление валют колониальных стран к валютам метрополий;

2) установление курса валют колониальных стран на уровне, выгодном для ин
остранных монополий;

3) монополизация выпуска знаков стоимости иностранными банками.

Прикрепление колониальных валют к валютам метрополий выражается в том, что для колониальных валют вводится размен на валюты империалистических стран.

Превращая колониальные валюты в вассальные по отношению к валютам метрополий, империализм берет в свои руки «регулирование» курсов колониальных валют, причем устанавливает их на таком уровне, чтобы облегчить своим монополиям вывоз товаров и капиталов в колониальные и зависимые страны и пол
учение максимальной прибыли.

Одним из способов обеспечения господства метрополий над денежными системами колоний явился захват в руки иностранных банков монопольного права на выпуск банкнот в колониях.

Система золотого монометаллизма была использована монополистическим капиталом также в качестве одного из орудий подготовки мировой империалистич
еской войны 1914-1918 гг., на которой монополии нажили громадные прибыли. Золотая валюта послужила одним из орудий борьбы за передел уже поделенного мира. Готовясь к первой мировой войне, капиталистические страны стали усиленно накоплять и централизовать золотые запасы, предназначенные служить в качестве военного фонда. Борьба за золото была составной частью борьбы империалистических держав за передел мира. [5, с.185].

Противоречивый характер развития денежных систем в эпоху империализма выражается в том, что, с одной стороны, с переходом к империализму система золотого мон
ометаллизма получает распространение в мировом масштабе, а с другой - создаются и развиваются предпосылки для подрыва устойчивости денежных систем.

Одним из устоев золотомонетного стандарта является свободная чеканка золота и наличие в обращении золотых монет. Однако все усиливающаяся неравномерность развития капиталистических стран приводит к все возрастающей неравномерности распределения мировых золотых запасов.

Уже к концу 1913 г. 2/3 всего мирового запаса монетарного золота, соста
влявшего свыше 10 млрд. долл., приходилось на долю 5 стран - США, Англии, Франции, Германии и России. Но сосредоточение подавляющей доли мировых золотых запасов у небольшой кучки крупных империалистических держав означало одновременно узость золотой базы денежного обращения в ряде других стран, что ослабляло их денежные системы. В самих крупнейших капиталистических странах наблюдается относительное сокращение золотого обращения при все большем сосредоточении золотых запасов в центральных эмиссионных банках. Сужение базы золотого обращения подтачивает один из устоев золотомонетного стандарта.

Другим его устоем являлся беспрепятственный размен знаков стоимости на золотые монеты. Условием поддержания такого размена служит наличие достаточного золотого запаса и выпуск знаков стоимости в ограниченном количестве, соответствующем потребностям оборота в деньгах. Но борьба держав за передел мира, бешеный рост милитаризма, подготовка и ведение мировых войн вызывают колоссальное увеличение государственных расходов и государственных долгов. В связи с этим государства прибегают к использованию эмиссии бумажных знаков как средства финансирования военных расходов, что подрывает возможность свободного размена знаков стоимости на золото.

Наконец, и свободное международное передвижение золота - третий устой золотого монометаллизма - наталкивается на все большие препятствия.

Характерный для этой эпохи картельный протекционизм, приходящий на см
ену свободной торговле, препятствует выравниванию цен на мировом рынке. Высокие таможенные барьеры ставят преграды свободному ввозу и вывозу товаров, что ограничивает в известной мере и свободное передвижение золота на мировом рынке. Создаются все большие предпосылки для превращения валют отдельных стран в «замкнутые» валюты, не могущие свободно превращаться в мировые деньги.

Фактором, препятствующим нормальному функционированию системы золотого монометаллизма, является крайняя неустойчивость платежных балансов.

Рост внешней задолженности колониальных и зависимых стран увеличивает бремя их платежей империалистическим странам и ведет к дефицитности их платежных балансов, а крайне неравномерное распределение мировых золотых запасов препятствует покрытию этого дефицита вывозом золота.

Резкое обострение экономических кризисов отражается и на платежных б
алансах империалистических стран, которые в периоды острых кризисов внезапно лишаются большой части своих золотых запасов, что подрывает возможность бесперебойного размена знаков стоимости на золото и порождает тенденцию воспрепятствовать свободному вывозу золота или даже совершенно запретить его.

Однако в течение некоторого периода факторы, подрывавшие денежную систему, еще не действовали с такой силой, чтобы привести ее к краху: до первой мировой войны система золотомонетного стандарта продолжала функционировать.

Общий кризис капитализма привел к краху золотомонетного стандарта. Прекращение размена банкнот на золото и запрещение свободного вывоза его, широкое использование государствами бумажноденежной эмиссии, громадная инфляция в период и после первой мировой войны - таковы были первые проявления краха золотомонетного стандарта, порожденного общим кризисом капитализма.

Только с наступлением кратковременного этапа относительной, частичной стабилизации капитализма (1924-1928 гг.) в ряде европейских стран были предприняты попытки возврата к золотому стандарту. Но в условиях общего кризиса восстановление прежней, «классической» формы золотого монометаллизма со свободной чеканкой золота и свободным разменом знаков стоимости на золотые монеты оказалось невозможным [11, с.163].

Вместо довоенного
золотомонетного стандарта были введены новые формы золотого стандарта:

1)
золотослитковый стандарт, при котором банкноты подлежат размену только на золото в слитках (а не на золотые монеты), к тому же с существенными ограничениями;

2)
золотодевизный стандарт, при котором банкноты размениваются не непосредственно на золото, а на валюту других стран, могущую в свою очередь быть обмененной на золото.

Золотослитковый
стандарт был введен в Англии (в 1925 г.) и во Франции (в 1928 г.), большинство же стран, включая Германию (в 1924 г.), Австрию, Данию, Норвегию и др., ввело у себя золотодевизный стандарт.

Одной из причин перехода к новым формам золотого стандарта явилась крайне обострившаяся после первой мировой войны неравномерность распределения мировых запасов золота. В то время, как доля США в мировом централизованном золотом запасе за период 1913-1924 гг. возросла с 31,7 до 46%, доля европейских стран упала с 49,3 до 34%. Узость золотой базы денежного обращения в ряде капиталистических стран исключала возможность возобновления чеканки золотой монеты и восстановления золотомонетного стандарта. Это в особенности относится к таким странам, как Германия и Австрия. [6, с.141].

Другой причиной перехода к новым формам золотого стандарта было стре
мление государств к централизации золота как важного военно-финансового ресурса. Поэтому даже те европейские государства, которые к моменту проведения ими послевоенных денежных реформ обладали сравнительно крупными золотыми запасами (Англия и Франция), приняли меры к тому, чтобы заранее централизовать эти запасы, изъять золото из обращения и держать его в состоянии боевой готовности в центральных банках.

Новые формы золотого стандарта не имели той устойчивости, как довоенная система золотомонетного стандарта, и были проявлением глубокого кризиса денежной системы.

Во-первых,
золотослитковый и золотодевизный стандарт представляли собой золотой стандарт без золотого обращения, следовательно, являлись урезанным золотым стандартом.

В то время как при
золотомонетном стандарте золото выполняло все функции денег, при золотослитковом и золотодевизном стандартах оно было лишено возможности выполнять одну из важнейших функций - функцию средства обращения.

При золотом обращении количество денег в обращении стихийно приспосо
бляется к потребностям оборота в деньгах - путем перехода денег из обращения в сокровище и наоборот; ликвидация же свободной чеканки золота и отмена золотого обращения нарушили стихийный механизм регулирования денежного обращения.

Во-вторых, при новых формах золотого стандарта размен банкнот на золото был весьма ограничен. Так, при золотослитковом стандарте банкноты подлежали размену лишь при условии предъявления их на крупную сумму: в Англии - на сумму эквивалентную 400 тройским унциям золота (т.е. 12,4 кг), что составляло около 1 700 ф. ст., во Франции - на сумму не менее 215 тыс. франков или около 12,7 кг чистого золота. [4, с.185].

Что касается
золотодевизного стандарта, то при нем непосредственное превращение банкнот в золото становилось вообще невозможным, так как в качестве посредствующего звена между банкнотами и золотом выступала иностранная валюта. Таким образом, новые формы золотого стандарта урезали обратимость банкнот в золото, что ослабило устойчивость денежной системы.

В-третьих, широкое распространение золотодевизного стандарта означало установление валютной гегемонии одних капиталистических стран над другими: доллар и фунт стали основой ряда валют, что было в интересах американского и английского империализма. Однако вместе с тем система золотодевизного стандарта таила в себе большие опасности, как для зависимых валют, так и для валют-гегемонов. С одной стороны, всякий подрыв устойчивости валют-гегемонов неизбежно вел и к подрыву валют стран золотодевизного стандарта, обеспечением которых служили эти валюты-гегемоны. С другой стороны, накопление резервов иностранной валюты в странах золотодевизного стандарта было потенциальной угрозой и для валют-гегемонов, поскольку эти страны могли истребовать часть золотого запаса Англии и США. Неустойчивость новых форм золотого стандарта обнаружилась через несколько лет после их введения.

2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

2.1 Современное состояние денежных систем

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. породил мировой валютный кризис, в результате которого золотослитковый и золотодевизный стандарты потерпели крах. В мире начинают функционировать денежные системы, построенные на обороте неразменных кредитных денег.

С тех пор в странах существуют системы банкнотного и бумажноденежного обращения при отсутствии свободного размена знаков стоимости на золото.

Разумеется, и при этих системах роль всеобщего эквивалента продолжает играть золото, а неразменные банкноты и бумажные деньги являются знаками золота, замещающими его только в функциях средства обращения и платежа.

Однако в отличие от системы золотого монометаллизма, при которой знаки стоимости являются представителями фиксированного, обозначенного на них количества золота и всегда могут быть обменены на него, при системе неразменного банкнотного или бумажноденежного обращения знаки стоимости являются представителями все уменьшающегося количества золота. Это связано с тем, что неразменные банкноты и бумажные деньги подвержены инфляции. [9, с.194].

В отличие от относительно устойчивой системы золотого монометаллизма, системы неразменного банкнотного и бумажноденежного обращения неустойчивы. При этих денежных системах количество денег в обращении превышает потребности оборота, причем деньги резко обесцениваются под влиянием их избыточного выпуска. Для всех денежных систем, основанных на обороте кредитных денежных знаков, характерно:

- вытеснение золота, как из внутреннего, так и внешнего оборотов и оседание его в золотых резервах (в основном в банках); золото при этом по-прежнему выполняет функцию сокровища;

- выпуск наличных и безналичных денежных знаков на основе кредитных операций банков;

- развитие безналичного денежного оборота и сокращение налично-денежного оборота (в среднем в мировой экономике соотношение между наличным и безналичным оборотами составляет 1:3);

- создание и развитие механизмов денежно-кредитного регулирования денежного оборота со стороны государства.

Существуют две разновидности денежных систем, основанных на обороте кредитных денежных знаков.

Первая разновидность свойственна административно-распределительной системе экономики. Она имеет следующие характерные черты:

- Сосредоточение денежного оборота (как безналичного, так и наличного) в едином государственном банке.

- Законодательное разграничение денежного оборота на безналичный и наличный обороты. При этом безналичный оборот, как правило, обслуживает распределение средств производства, а наличный оборот - распределение предметов потребления и услуг.

- Обязательность хранения денежных средств предприятий на счетах в государственном банке. Лимитирование (установление предельной суммы) остатка наличных денег в кассах предприятий.

- Нормирование государством расходов предприятий из получаемой ими выручки наличными деньгами.

- Прямое директивное планирование денежного оборота и его составных элементов как составной части общей системы государственного планирования.

- Централизованное директивное управление денежной системой.

- Выпуск денег в хозяйственный оборот в соответствии с выполнением государственного плана экономического развития.

- Сочетание товарного и золотого обеспечения денежных знаков при приоритете товарного.

- Законодательное установление масштаба цен и валютного курса национальной денежной единицы.

Такого типа денежные системы существовали в странах социалистического лагеря до его распада. В большинстве стран современного мира используется вторая разновидность денежных систем, основанных на обороте кредитных денежных знаков. Эта разновидность свойственна странам с рыночной экономикой. Характерные черты такого типа денежной системы следующие:

- Децентрализация денежного оборота между разными банками.

- Разделение функции выпуска безналичных и наличных денежных знаков между разными звеньями банковской системы. Выпуск наличных денег осуществляют центральные государственные банки, выпуск безналичных денег - коммерческие банки, находящиеся в разных формах собственности.

- Создание и развитие механизма государственного денежно-кредитного регулирования.

- Централизованное управление денежной системой через аппарат государственного центрального банка.

- Прогнозное планирование денежного оборота.

- Тесная взаимосвязь безналичного и наличного денежных оборотов при приоритете безналичного оборота.

- Наделение центрального банка страны относительной самостоятельностью по отношению к решениям правительства.

- Обеспечение денежных знаков активами банковской системы (золото, драгоценные металлы, товарно-материальные ценности, ценные бумаги).

- Выпуск денежных знаков в хозяйственный оборот в соответствии с государственными концепциями денежно-кредитной политики.

- Система рыночного установления валютного курса на основе «корзинки» валют.

2.2 Статистический анализ современного состояния денежной системы

ПРОДУКЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПО КАТЕГОРИЯМ ХОЗЯЙСТВ (в фактически действовавших ценах; млрд. рублей; до 2000 г. - трлн. руб.)

1992

1995

2000

2003

2004

2005

2006

2007

Хозяйства всех категорий

Продукция сельского хозяйства

2,7

203,9

774,1

1154,9

1345,2

1494,6

1711,3

2017,2

в том числе:

 

 

растениеводства

1,3

108,3

426,9

637,8

745,7

788,7

912,0

1106,9

животноводства

1,4

95,6

347,2

517,1

599,5

705,9

799,3

910,3

Сельскохозяйственные организации

Продукция сельского хозяйства

1,8

102,3

335,6

458,9

573,6

615,6

704,5

875,9

в том числе:

растениеводства

0,9

48,8

189,0

236,3

307,3

294,4

343,9

454,2

животноводства

0,9

53,5

146,6

222,6

266,3

321,2

360,6

421,7

Хозяйства населения

Продукция сельского хозяйства

0,9

97,6

414,9

643,6

692,5

794,5

894,7

1001,1

в том числе:

растениеводства

0,4

56,8

220,7

361,5

374,8

429,7

482,2

545,2

животноводства

0,5

40,8

194,2

282,1

317,7

364,8

412,5

455,9

Крестьянские (фермерские) хозяйства1)

Продукция сельского хозяйства

0,03

4,0

23,6

52,4

79,1

84,5

112,1

140,2

в том числе:

растениеводства

0,02

2,7

17,2

40,0

63,6

64,6

85,9

107,5

животноводства

0,01

1,3

6,4

12,4

15,5

19,9

26,2

32,7

Изучив таблицу, мы видим, что сельскохозяйства и иные организации в 2005году составляла денежная масса 615,6млрд.руб.,а в 2007году 875,9млрд.руб., следовательно за 2а года денежная масса возросла на 260.3млрд.руб.Хозяйство населения в 2005году составляло 794,5млрд.руб.,а в 2007году составило 1001,1млрд.руб.,из этого следует, что денежная масса хозяйства населения возросла на 206.6млрд.руб.за 2а года. И наконец крестьянское (фермерское) хозяйство за 2а года возросло на 56.2млрд.руб. На основание данных таблицы, следует, что денежная масса сельско хозяйственной промышленности с каждым годом возрастает, причём во всех категориях хозяйств. Также в данной таблице показана денежная масса хозяйства всех категорий: в 2005году она составляло 1494,6, в 2006году 1711,3 и наконец в 2007году 2017,2.

Статистический анализ денежной системы за 2005, 2006, 2007 годы показанный в гистограмме.

В данной гистограмме наглядно показано на сколько увеличивается денежная масса с/х в данных категориях. Из всех данных категорий денежная масса хозяйства населения наиболее быстро возрастает с каждым годом. Второе место занимает с/х и иные организации. Третье место крестьянско (фермерское) хозяйство. Из показаний данной диаграммы я определила, что наибольший рост денежной массы у хозяйства населения.

Статистический анализ денежной системы за 2005, 2006, 2007 годы наглядно показанный в круговой диаграмме.

На данной круговой диаграмме наглядно показано какую долю занимает каждая категория. Так например, большую часть данной диаграммы занимает денежная масса хозяйства населения. Чуть меньшую долю чем хозяйства населения занимает с/х и иные организации. И наконец самую маленькую долю занимает денежная масса крестьянско ( фермерского) хозяйства.

3. Совершенствования и пути решения проблем обращения денежных масс в денежной системе

Из процесса денежного обращения возможно вычленение понятия денежного оборота. Денежный оборот есть проявление сущности денег в их движении.

Денежный оборот охватывает процессы распределения и обмена. На его объем оказывают влияние стадии производства и потребления. Длительный производственный процесс, требующий повышенного объема производственных запасов, увеличивает денежный оборот, связанный с их приобретением.

Основным принципом организации денежного оборота является целевое использование наличных денежных средств.

Наличие-денежный оборот - это движение наличных денег в сфере обращения и выполнения ими функций средства платежа и средства обращения.

Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами).

Наличные деньги используются: для кругооборота товаров и услуг; для расчетов по выплате заработной платы и приравненных к ней платежей; для оплаты ценных бумаг и выплат дохода по ним; для платежей населения за коммунальные услуги и т.д.

На 1 января 2000 года из всех находящихся в обращении наличных денег в сумме 289,8 млрд. рублей 23,2 млрд. рублей (8%) находилось в кассах банков, а остальные -- вне банковской системы.

Общая сумма наличных денег в обращении на 1 января 2000 года составила 266,6 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 1 января 1999 года на 78,8 млрд. рублей (на 41,9%). При этом за 1998 год величина данного показателя возросла на 57,3 млрд. рублей, или на 43,9%.

Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между юридическими лицами, физическими лицами и государственными органами. В настоящее время порядок осуществления налично-денежного оборота на территории РФ регламентируется Положением «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской

Федерации», утвержденным Банком России 5 января 1998 г.

В целях организации наличного денежного оборота на территории РФ на Банк России возложены следующие обязательства:

прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных учреждений;

определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

разработка и утверждение правил ведения кассовых операций в народном хозяйстве.

Для осуществления эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания кредитных организаций, а также предприятий и организаций в главных территориальных управлениях Центрального банка, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды денежных билетов и монет.

Резервные фонды денежных билетов и монет - это запасы не выпущенных в обращение денежных билетов и монет в хранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения и т.д.

В коммерческих банках создание таких фондов не предусмотрено, так как у них имеются операционные кассы. С 1 июня 1997 г. коммерческим банкам установлен лимит минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня для обеспечения своевременной выдачи денег со счетов юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, а также со счетов по вкладам граждан.

В 2002 году в целом по Российской Федерации наличный денежный оборот, проходящий через кассы учреждений Банка России и кредитных организаций, под воздействием, главным образом, роста номинальных денежных доходов населения и потребительских цен увеличился за год на 32,5%, что на 5,9 процентного пункта ниже роста в 2001 году. Среднедневной оборот наличных денег составил 32,2 млрд. рублей и возрос на 8 млрд. рублей. За счет собственных кассовых ресурсов учреждения Банка России и кредитные организации обеспечили 96,1% потребности клиентов в наличных деньгах. В целом по Российской Федерации за 2002 год выпущено в обращение наличных денег на 8,3% больше, чем за 2001 год. Рост выпуска наличных денег в обращение обусловлен увеличением на 29,4% выплат на заработную плату в связи с ростом минимального размера оплаты труда, индексацией пенсий, ростом выдач наличных денег со счетов по вкладам граждан.

Безналичный оборот -- движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждении, зачет взаимных требовании. Развитие кредитной системы и появление средств клиентов на счетах в банках и других кредитных учреждении привели к возникновению такого обращения. Именно широкое развитие безналичных расчетов обусловило необходимость установления связей между банками и превращения их в банковскую систему. Безналичный платежный оборот в России составляет более 60 %, а в экономически развитых странах - 90%. Безналичный оборот осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов. Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между:

- предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях;

юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита;

юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам;

- физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных средств.

Размер безналичного оборота зависит от объема товаров в стране, уровня цен, звенности расчетов, а также размера распределительных и перераспределительных отношений, осуществляемых через финансовую систему.

Безналичное обращение имеет важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости оборотных средств, сокращении наличных денег, снижении издержек обращения.

В Российской Федерации форма безналичных расчетов определяется правилами

Банка России, действующими в соответствии с законодательством. Определено, что расчеты предприятий всех форм собственности по своим обязательствам с другими предприятиями, а также между юридическими лицами и физическими за товарно-материальные ценности производятся, как правило, в безналичном порядке через учреждения банка.

Выбор тех или иных безналичных расчетов зависит от уровня экономического развития страны. Самой распространенной формой безналичных расчетов в

России в настоящее время являются платежные поручения(77,1% по количеству и 90,6% по объему платежей): с их помощью ведутся расчеты с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, с органами страхового и пенсионного фонда, при налоговых и иных платежах.

В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям и финансовым обязательствам.

К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, ко второй

-- платежи в бюджет (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и другие обязательные платежи) и внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.

В структуре безналичных платежей значительную часть составляют платежи, проведенные платежной системой Банка России: 47,6% по количеству и 58,7% по объему платежей. Постоянно высокий уровень платежей, проводимых через платежную систему Банка России, обусловлен эффективным и бесперебойным ее функционированием, а также тем, что использование для расчетов кредитными организациями средств, размещенных на счетах в Центральном банке Российской

Между налично-денежным и безналичным оборотом существуют взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо при отсутствии наличного. Одновременно наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитном учреждении. В 2002 году темпы роста объемов наличного денежного оборота (132,5%) были выше темпов роста объемов безналичных платежей (122%).

Таким образом, наличное и безналичное обращение образует общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате
проведенного исследования необходимо сделать следующие выводы: Организуемое и регулируемое государственными законами денежное обращение страны называется денежной системой. В каждой стране денежная система складывается исторически. Известны различные типы денежных систем. Так, в условиях существования металлического денежного обращения различали два типа денежных систем: биметаллизм и монометаллизм.

Биметаллизм - денежная система, при которой государство законодательно закрепляет роль всеобщего эквивалента за двумя металлами золотом и серебром, монеты из них функционируют на равных основаниях. Существовали три разнови
дности биметаллизма:

- система параллельной валюты, когда соотношение между золотыми и серебряными м
онетами устанавливалось стихийно на рынке;

- система двойной валюты, когда это соотношение устанавливалось государством;

- система «хромающей» валюты, при которой золотые и серебряные монеты служат законными платежными средствами, но не на равных основаниях, так как чеканка серебряных монет производилась в закрытом порядке в отличие от свободной чеканки золотых монет. В этом случае серебряные монеты становятся знаком золота.

Монометаллизм - денежная система, при которой один денежный металл является всеобщим эквивалентом и одновременно в обращении присутствуют другие знаки стоимости (банкноты, казначейские билеты, разменная монета), разменные на золото. Существовало три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный стандарт, золотослитковый стандарт и золотодевизный стандарт.

При золотомонетном стандарте золото выполняет все функции денег, в обращении нах
одятся как золотая монета, так и знаки золота, производится свободная чеканка золотых монет с фиксированным содержанием золота, золотые монеты свободно меняются на знаки золота по нарицательной стоимости.

Золотослитковый стандарт характерен тем, что банкноты обмениваются на з
олотые слитки, но только при предъявлении определенной их суммы. Наконец, особенностью золотодевизного стандарта было то, что банкноты обмениваются на девизы, т. е. на иностранную валюту, разменную на золото. Важная роль золотодевизного стандарта заключалась в том, что он закрепил валютную зависимость одних стран от других, что явилось основой для создания в последующем системы международных валютных договоров и систем валютного регулирования, обеспечивающих относительную устойчивость свободно конвертируемых валют.

С 30-х гг. в мире начинают функционировать денежные системы, построенные на обороте неразменных кредитных денег.
Это, прежде всего, связано с действием общего экономического закона экономии общественного труда. Эволюция денежных систем приводит к созданию все более экономичных денежных систем, где издержки денежного оборота постоянно снижаются, следовательно, снижаются и затраты общественного труда.

Для всех денежных систем, основанных на обороте кредитных денежных знаков, хара
ктерно:

- вытеснение золота как из внутреннего, так и внешнего оборотов и оседание его в золотых резервах (в основном в банках); золото при этом по-прежнему выполняет функцию сокр
овища;

- выпуск наличных и безналичных денежных знаков на основе кредитных операций ба
нков;

- развитие безналичного денежного оборота и сокращение налично-денежного оборота (в среднем в мировой экономике соотношение между наличным и безн
аличным оборотами составляет 1:3);

- создание и развитие механизмов денежно-кредитного регулирования денежного оборота со стороны государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.
Авдокушин E.Ф. Международные экономические отношения./ E.Ф Авдокушин.-М.: Юристъ, 2003. -246 с.

2.
Бутырнов Т.С. Экономика. /Учебн пособие /Т.С. Бутырнова. И др. -М.: ЗАО «Изд-во «Экономика»», 2004. -556 с.

3.
Лаврушин О.И.Деньги. Кредит. Банки. /под редакцией О.И. Лаврушина - М.: Финансы и статистика, 2002. -452 с. -ISBN -5-121619 -126-2

4.Гаврилова Г.В. Международная экономика. / Гаврилова Г.В. -М.: Приор, 2002. -546 с.

5.
Киреев А.Л. Международная экономика. /А.Л.Киреев-М.: Международные экономические отношения, 2002. -556 с.

6.
Козырев В.М. Основы современной экономики. /Учебник под ред. В.М.Козырев, -М.: Финансы и статистика, 2004. -336 с.

7.
Резинский И.А. Международная экономика и мировые рынки. / И.А. Резинский-М.: Приор, 2003. -536 с.

8.
Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. / под ред. В.Е. Рыбалкина, -М.: Инфра-М, 2003. -569 с.

9.
Семенов К.А. Международные экономические отношения. / К.А. Семенов-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -452 с.

10.
Стрыгин А.В. Мировая экономика. / А.В. Стрыгин-М.: Экзамен, 2001. -594 с.

11.
Антонов Н.Г. Денежное обращение, кредит и банки. Учебник /Н. Г. Антонов, М.А. Пессель - М.: Финстатинформ, 2004.- 547 с.

12.
Базылев Н.И. Экономическая теория. / Н.И.Базылев, А.В.Бондарь, С.П. Гурко и др.; - Мн.: БГДУ, 2002. -368 с.

13.
Булатов А.С. Экономика. / А.С. Булатов -М.: Бек. 2002. -781 с.

14.
Дробозина Л.А. Общая теория финансов. / Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинов, Л.П. Оукен и др. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2004. -476 с.

15.
Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. / Л.А. Дробозина -М.: издательское объединение Юнити, 2003. -582 с.

16.
Заяц Н.Е. Теория финансов. - 2е изд., стереотип /Заяц, Н.Е., Фисенко, М.К., Бондарь, Т.Е. и др.- Мн.: Выш.шк., 2005. -694 с.

17.
Камаев В.Д. Экономическая теория. /В.Д.Камаев - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. -587 с.

18.
Ковалев А.М. Финансы. /А.М. Ковалев - М.: Финансы и статистика, 2003. -781с.

Колесников В. И. Банковское дело. /В.И. Колесников, Л. П.Кроливецкий -М.: Ф
инансы и статистика, 2005. -347 с.

19.
Кузнецова О.Д. История экономики. Учебник /О.Д. Кузнецова - М.: Инфра-М, 2000. -287 с.

20.
Лаврушин И.О. Деньги. Кредит. Банки. /И.О. Лаврушин- М.: Финансы и статистика, 2002. -365 с.

21.
Родионова В.М. Финансы. /В.М.Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др. -М.: Финансы и статистика, 2004. -522 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Типы и виды денежных систем

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Элементы современной денежной системы

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты