1.2 Понятие инвестиционного риска…………………………………………….9
1.3 Информация как фактор, влияющий на инвестиционный климат………...9
Глава II……………………………………………………………...…………….11
2.1 Инвестиционный климат в России………………………………………....11
2.2 Влияние особых экономических зон на состояние инвестиционного климата.……………………………………………………………………..……17
2.3 Инвестиционный климат в регионах России..……………………….…….18
2.4 Состояние инвестиционного климата в Белгородской области..…….…..20
Глава III……………………………………………………………………….….22
3.1 Пути улучшения инвестиционного климата в России………………….....22
3.2 Факторы, не играющие главной роли в инвестиционной политике….…..25
3.3 Наиболее серьезные проблемы, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы в России……………………………………………………………...25
Заключение ………………………………………………………………..….….28
Список литературы………………………………………………………………31
Введение
Инвестиции для нас сегодня - это необходимые условия возобновления и поддержания устойчивого экономического роста, а значит и улучшения уровня жизни людей. Другими словами, актуальность данной темы налицо, так как «поднять» экономику любой страны без вложений в нее средств, почти невозможно. Иначе говоря, без привлечения отечественных и иностранных инвестиций речи об устойчивом экономическом росте, об улучшении уровня жизни людей и т. д. быть не может. Но с другой стороны, объём и эффективность привлечения инвестиций в экономику страны напрямую зависит от ее инвестиционного климата или инвестиционной привлекательности ее регионов.
Еще несколько лет назад притоку иностранных инвестиций в Россию препятствовала политическая нестабильность и неблагоприятная макроэкономическая конъюнктура. Важнейшим направлением деятельности в инвестиционной сфере является продвижение иностранных инвестиций в регионы. Объем привлечения иностранных инвестиций в различные регионы России зависит от их инвестиционного климата, последовательности проведения рыночных реформ, состояния производственной, финансовой, деловой инфраструктуры региона. К сожалению, традиционно низкий уровень иностранных инвестиций сегодня характерен для ряда регионов, таких, как Ульяновская, Курганская, Тамбовская, Курская, Костромская области. Ведущие места по объему накопленных иностранных инвестиций продолжают удерживать регионы центрального района во главе с Москвой, а также регионы, располагающие сырьевыми ресурсами. Высокое место занимает и Белгородская область.
Первая глава посвящена исключительно теоретическим вопросам инвестиционного климата. А именно, в ней раскрывается понятие инвестиций и инвестиционного климата, рассматриваются факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность, и риск при инвестировании.
Вторая же глава содержит в себе информацию о том, какова сегодня обстановка в инвестиционной сфере нашей страны в целом и ее регионов в частности, приводятся статистические данные о состоянии данной сферы и др.
В третьей главе описываются мероприятия и направления работы в области улучшения инвестиционного климата, проводимые на данный момент в России.
Глава I.
1.1 Сущность инвестиционного климата
Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые в конечном счете предопределяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.
Понятие инвестиционного климата неотделимо от понятия инвестиции.
Термин «инвестиции» имеет несколько значений. Он означает покупку акций или облигаций с расчетом на некоторые финансовые результаты; им обозначаются также реальные активы, например машины, которые требуются для производства и продажи некоего товара. В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования роста и развития экономики страны.
Инвестиция - это любой инструмент, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их стоимость и (или) обеспечить положительную величину дохода. Свободные денежные средства - не инвестиции, так как ценность наличных денег может быть «съедена» инфляцией, и они не могут обеспечить никакого дохода. Если ту же сумму денежных средств поместить на сберегательный счет в банке, то их можно назвать инвестициями, так как счет гарантирует определенный доход. Существуют разнообразные формы помещения капитала, которые различаются по ряду факторов: в ценные бумаги и недвижимость; в долговые обязательства; акции и опционы; с меньшим или большим риском; на короткий или длительный срок; прямые и косвенные.
При оценке инвестиционного климата обычно применяются выходные параметры - приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП, а также входные параметры, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации.
Из-за большого числа факторов, влияющих на инвестиционный климат можно оценивать его по всевозможным критериям. Наиболее значимые это: природные ресурсы и состояние экологии, качество трудовых ресурсов, уровень развития и доступность объектов инфраструктуры, политическая стабильность и предсказуемость, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств, макроэкономическая стабильность, состояние бюджета, платежный баланс, государственный долг, в том числе внешний, качество государственного управления, политика центральных и местных властей, законодательство, полнота и качество регулирования экономической жизни, степень либерализации, уровень соблюдения законности и правопорядка, преступность и коррупция, защита прав собственности, уровень корпоративного управления, обязанность исполнения партнерами контрактов, качество налоговой системы и уровень налогового бремени, качество банковской системы и других финансовых институтов, доступность кредитования, открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами, административные, технические, информационные и другие барьеры входа на рынок, уровень монополизации экономики. Инвестиционный климат в России. Доклад экспертного института. //Вопросы экономики. - 1999. -№ 12. - с. 4-25.
Вообще, все факторы инвестиционного климата можно разделить на две большие группы - это потенциал и уровень риска. К потенциалу можно отнести такие факторы как: природные ресурсы, развитие инфраструктуры, гарантии государства и др. А к риску относятся: инфляция, конвертируемость валюты, уровень коррумпируемости и т.д.
Наиболее существенные факторы, формирующие инвестиционный климат России:
Макроэкономика.
Состояние государственного долга.
Государственное управление и экономическая политика.
Интеллектуальная собственность.
Законодательство и судебная защита.
Соблюдение обязательств по контрактам.
Преступность и коррупция.
Налоги.
Банковская система.
Валютная и торговая политика.
Политика местных властей.
Различия в инвестиционном климате для местных и иностранных инвесторов.
За последние несколько лет в нашей стране произошли заметные улучшения во всех сферах жизни, что не могло не отразиться и на состоянии инвестиционного климата. Сегодня можно сказать, что перечисленные в предыдущем разделе факторы, влияют в большей степени положительно на формирование инвестиционного климата в России.
Инвестиции как экономическая категория выполняют ряд важнейших функций (осуществление политики расширенного воспроизводства; ускорения научно-технического прогресса; структурной перестройки общественного производства и сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства и др.), без которых немыслимо нормальное развитие экономики любого государства. В макроэкономическом масштабе сегодняшнее благосостояние является в значительной мере результатом вчерашних инвестиций, а сегодняшние инвестиции, в свою очередь, закладывают основы завтрашнего роста производительности труда и более высокого благосостояния. Чем большую часть, произведенного сегодня, мы сбережем и инвестируем, тем больше будет у нас возможности потреблять завтра. Напротив, чем больше сегодняшних ресурсов мы используем на потребление, тем меньше у нас будет шансов на более высокий уровень потребности завтра. Влияя на расширение производственных мощностей в долгосрочной перспективе, инвестиции оказывают существенное влияние на использование уже имеющихся мощностей.
Для целей дальнейшего изучения, учета, анализа и повышения эффективности инвестиций необходима их научно обоснованная классификация, которая основывается на определенных признаках или нормативных актах. Продуманная и в научном плане обоснованная классификация инвестиций позволяет не только их грамотно учитывать, но и анализировать уровень их использования со всех сторон и на этой основе получать объективную информацию для разработки и реализации эффективной инвестиционной политики. Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны. Инвестиционную политику предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:
последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;
государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;
размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;
усиление государственного контроля над целевым расходованием средств федерального бюджета;
совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;
значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов. Теория и практика накопления и инвестиций в переходной экономике России. Под ред. Ю. В. Матвеева, В. Н. Строгова. - Самара: СГЭА, 1999. - с. 218
1.2 Понятие инвестиционного риска
В зависимости от того, по каким причинам это происходит можно выделить следующие разновидности риска:
рыночный риск - связан с возможностью колебания цен на рынке данной страны;
риск банкротства;
инфляционный риск - связан с понижением покупательной способности денежных средств, но это может по-разному отражаться на альтернативных сферах инвестиционных вложений;
ликвидный риск - связан с финансовыми и иными потерями при перепродаже акций и ценных бумаг;
политический риск - связан с возможностью финансовых потерь в виду каких-либо политических действий.
1.3 Информация как фактор, влияющий на инвестиционный климат
Еще один важный фактор, который прямо или косвенно влияет на инвестиционный климат - это информация. Информация влияет на инвестиционный климат путем непосредственного воздействия на поведение инвесторов. Другими словами, инвестор, располагая той или иной информацией, принимает решение либо о вложении средств, либо о том, чтобы пока повременить с этим. Но в данном случае под информацией я понимаю не ее содержание, т. е. выгодные или невыгодные условия вложений для инвестора, а вообще ее наличие. Иначе говоря, речь идет о так называемой «прозрачности» предприятий. В настоящее время в России существует проблема, которая заключается в том, что многие предприятия представляют собой «черные ящики», т. е. неизвестно чем они занимаются, во что вкладывают средства, и т. д.
Информация и советы для инвесторов могут иметь либо описательный, либо аналитический характер.
Описательная информация - содержит фактические сведения о состоянии экономики, рынка или данного финансового инструмента в прошлом.
Аналитическая информация - содержит текущие сведения, а также подразумевает оценку перспектив и рекомендации о возможностях вложения капитала.
Одни виды информации распространяются бесплатно, другие - только за плату, поштучно или по годовой подписке. Качество и точность информации для инвесторов оценить довольно трудно, но в процессе выбора всегда учитываются определенные экономические соображения о том, какие преимущества дает владение информацией, сколько она стоит и т. д.
Глава II.
2.1 Инвестиционный климат в России
Оценивая инвестиционный климат России в целом по международным стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы и системы телекоммуникаций, наличие рынка относительно дешевой квалифицированной рабочей силы и др., можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступает большинству стран мира.
Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства и др.
Российское правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических препятствий, а, кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции это не более чем «надувательство», и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.
Основным сдерживающим фактором является отсутствие стабильной, учитывающей международную практику правовой базы, регулирующей деятельность отечественного и иностранного капитала. Постоянные изменения в законодательстве, регулирующем внешнеэкономическую деятельность, и многочисленные подзаконные акты в сочетании с правовым нигилизмом в значительной степени затрудняют деятельность иностранных предпринимателей на территории России. Социальная стабильность является важным фактором инвестиционного климата и обязательным условием проведения любых радикальных экономических преобразований. На динамику оттока и притока инвестиций отрицательное влияние оказывает неразвитая инфраструктура, в том числе связь, система телекоммуникаций, транспорт и гостиничное хозяйство, т.е. отсутствие условий, привычных для большинства цивилизованных бизнесменов.
Многие крупные инвесторы, реально сознавая все негативные последствия региональной дезинтеграции России, отрицательно относятся к сепаратистским настроениям, которые присущи некоторым руководителям регионов, краев и областей
Весьма негативным фактором, влияющим на инвестиционный климат, являются коррупция и криминализация отдельных сфер коммерческой деятельности, которые поразили многие звенья внешнеэкономических связей России.
Неблагоприятно на состояние инвестиционного климата в России влияют следующие факторы:
правовая нестабильность, сопровождающаяся постоянным принятием новых законодательных актов;
неэффективное земельное законодательство;
высокий уровень инфляции, нестабильность обменного курса рубля;
низкий уровень развития рыночной инфраструктуры;
изношенность производственной и транспортной инфраструктуры;
непрогнозируемость таможенного режима;
слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о возможных объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования;
сильная бюрократизация страны, коррупция, преступность и др.
Также следует заметить, что весьма негативное влияние на инвестиционный климат в России оказал финансовый кризис, который разразился после 17 августа 1998 г. и подорвал доверие к России со стороны многих инвесторов капитала.
Несмотря на все эти негативные факторы, в последнее время наблюдается приток в страну иностранных инвестиций. Конечно же ситуация во многих сферах жизни улучшается. В последнее время к иностранным инвесторам возвращается интерес к нашей стране.
В подтверждение этого можно привести следующие данные (Табл.1) Источник: Федеральная служба государственной статистики.:
Таблица 1.
2000
2001
2002
2003
2004
2005
Ѕ
2006
Ѕ 2006
Ѕ 2005
Млн. долларов
Всего
10958
14258
19780
29699
40509
53651
23410
-
Прямые
4429
3980
4002
6781
9420
12072
6445
-
Портфельные
145
451
472
401
333
453
499
-
Прочие
6384
9827
15306
22517
30756
40126
16466
-
%
Всего
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
141,9
Прямые
40,0
27,9
20,2
22,8
23,3
24,4
27,5
143,6
Портфельные
1,3
3,2
2,4
1,4
0,8
0,8
2,9
В 2,9 раза
Прочие
58,3
68,9
77,4
75,8
75,9
74,8
70,4
139,1
Еще можно добавить, что величина привлеченного иностранного капитала в экономику России в первом полугодии 2006 года составила 23,4 млрд.долларов, то есть почти в полтора раза превысила аналогичный показатель 2005 года - 16,5 млрд.долларов. Основная часть инвестиций - 70% приходится на «прочие» - 16,5 млрд.долларов. Размер прямых инвестиций - 6,4 млрд.долларов. Портфельные инвестиции составили 499 млн.долларов, причем основная их часть - 85% это вложения в металлургическое производство, производство и распределении электроэнергии, газа, воды, иными словами - в коммунальное хозяйство, а также транспорт и связь.
Что касается основных стран-инвесторов, то это: Кипр, Великобритания, Нидерланды, Люксембург и др. всего же объем инвестиций от основных стран-инвесторов в 2006 году составил 55109 млн.долларов (табл.2) www.gks.ru - сайт Федеральной службы государственной статистики России.
Таблица 2.
Млн. долл. США
В процентах к итогу
Всего инвестиций
55109
100
из них из стран:
Кипр
9851
17,9
Великобритания
7022
12,7
Нидерланды
6595
12,0
Люксембург
5908
10,7
Германия
5002
9,1
Франция
3039
5,5
Виргинские острова (Брит.)
2054
3,7
Швейцария
2047
3,7
США
1640
3,0
Казахстан
1116
2,0
Что же касается накопленных инвестиций, то на конец 2006 года первое место у Кипра - 21%, на втором месте Нидерланды - 20%, и завершает тройку лидеров Люксембург - 18%. Всего на конец 2006 года сумма накопленных инвестиций составила 151 млрд.долларов. Из них прямые инвестиции - 71 млрд.долларов, портфельные - 2 млрд.долларов, прочие - 75 млрд.долларов Журнал МэиМО, 2006, №3, С.87-94.
По состоянию на конец сентября 2007г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 197,8 млрд.долларов США, что на 52,2% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 53,5% (на конец сентября 2006г. - 48,8%), доля прямых инвестиций составила 44,4% (49,3%), портфельных - 2,1% (1,9%).
Основные страны-инвесторы в январе-сентябре 2007г. - Великобритания, Нидерланды, Кипр, Люксембург, Швейцария, Ирландия, Франция, Германия, США. На долю этих стран приходилось 85,5% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, 84,4% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
В январе-сентябре 2007г. в экономику России поступило 87,9 млрд.долларов иностранных инвестиций, что в 2,5 раза больше, чем в январе-сентябре 2006 года.
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец сентября 2007г. составил 28,1 млрд.долларов. В январе-сентябре 2007г. из России за рубеж направлено 54,2 млрд.долларов иностранных инвестиций, или на 56,6% больше, чем в январе-сентябре 2006 года.
Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 41,4 млрд.долларов, или на 29,1% больше, чем в январе-сентябре 2006 года.
Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности млн.долларов США www.gks.ru - сайт Федеральной службы государственной статистики России.
Таблица 3
Январь-сентябрь 2007г.
Накоплено на конец сентября 2007г.
Поступило
погашено (выбыло)
переоценка и прочие изменения активов и обязательств
всего
в % к итогу
Всего
87936
39820
4612
197796
100
в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
245
95
-5
1161
0,6
рыболовство, рыбоводство
13
34
5
164
0,1
добыча полезных ископаемых
15169
834
11
44064
22,3
обрабатывающие производства
21603
8661
4519
59387
30,0
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
236
237
5
1102
0,6
строительство
1094
133
-3
1972
1,0
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
37207
21640
-1
49923
25,2
гостиницы и рестораны
32
39
-1
345
0,2
транспорт и связь
5725
1845
55
15699
7,9
финансовая деятельность
2152
4980
26
7014
3,5
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
4236
1278
-36
15886
8,0
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
3
1
-
47
0,0
образование
2
0,0
-
6
0,0
здравоохранение и предоставление социальных услуг
39
6
-
110
0,1
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
180
37
37
916
0,5
Из данной таблицы видно, что большая часть иностранных инвестиций в нашу страну поступило в обрабатывающую промышленность, а также на добычу полезных ископаемых.
По этому поводу можно сказать, что это не является хорошим показателем, так как на данный момент Россия целиком и полностью зависит от добычи нефти, газа и природных ресурсов. Как мне кажется, в этом вопросе нам нужно равняться на Саудовскую Аравию, которая также как и наша страна несколько лет назад зависела только от добычи нефти. А на сегодняшний момент в этой стране развиты туристическая отрасль, транспорт, связь.
2.2 Влияние особых экономических зон на состояние инвестиционного климата
Интернационализация хозяйственной жизни, потребность более эффективного использования географических и иных преимуществ определенных территорий привели к созданию во многих странах особых экономических зон. В различных вариантах они существуют в КНР, США, Франции, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Мексике, Ирландии, Южной Корее и в ряде других государств. Общим является стремление привлечь иностранные инвестиции. Однако в зонах реализации этой цели должен действовать комплекс таможенных, налоговых, валютных, кредитно-финансовых и внешнеэкономических стимулов для предприятий при условии создания такой административной структуры, которая в максимальной степени упростила бы для иностранных инвесторов осуществление хозяйственной деятельности и создание предприятий.
Сегодня в России отмечается улучшение инвестиционного климата там, где создаются особые экономические зоны (ОЭЗ). Согласно закону РФ «об особых экономических зонах» создано 4 типа особых экономических зон Официальный сайт Минэкономразвития России:
Туристско-рекреационные ОЭЗ обладают особым статусом. В отличие от других ОЭЗ (технико-внедренческих и промышленно-производственных), туристско-рекреационные зоны могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований, включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. Помимо этого в туристско-рекреационной особой экономической зоне допускается размещение объектов жилищного фонда.
Портовые зоны.
Такие зоны являются привлекательными для зарубежных инвесторов. В них устанавливаются особые налоговые и административные режимы. Именно такие зоны улучшают инвестиционный климат не только в отдельных регионах, но и в России в целом.
2.3 Инвестиционный климат в регионах России
Инвестиционное пространство России чрезвычайно неоднородно: регионы существенно различаются по большинству экономических параметров. Издавна сложилось, что более благоприятный инвестиционный климат, а следовательно и больший приток инвестиций поступает в Регионы Центрального Федерального округа, во главе с Москвой и Московской областью. По итогам первого полугодия 2006 года по объемам иностранных инвестиций российские экономические регионы разместились следующим образом Журнал «Внешнеэкономический комплекс России» с.27.:
Центральный федеральный округ: 11927 млн.долларов (50,9%), из которых 15,6% - прямые инвестиции, 83,0% - прочие, 1,1% - портфельные;
Как уже говорилось выше, большое влияние на формирование инвестиционного климата в регионах России оказывают особые экономические зоны. В последнее время не может не радовать то, что иностранные инвесторы все больше обращают свое внимание на другие регионы, помимо Центрального округа. Так например в Нижегородской области шведская компания “IKEA” строит торговій центр с обїемом инвестиций 120 млн.долларов, итальянская “Freudenberg Politex” - завод по производству химического волокна (25 млн.долларов). Еще более расширил свое присутствие в России “Heineken” - один из крупнейших пивоваренных концернов мира - модернизирует пивоваренный завод “Волга” и вкладывает в это мероприятие 60 млн.евро. Французская “Accor Group” намеревается построить ряд отелей серий “Ibis” и “Novotel” в Сибири, на Юге и в Приволжском регионе. Можно еще долго перечислять куда иностранные инвесторы хотят вкладывать свои деньги, но то что они вкладывают их именно в российские регионы, не может не вызывать положительных эмоций.
2.4 Состояние инвестиционного климата в Белгородской области
Что касается нашей области, то она уже в течение нескольких лет прочно занимает место среди самых привлекательных инвестиционных регионов.
За прошедший год между регионами усилилось соперничество в создании наиболее благоприятного инвестиционного климата на территории. Больше всех преуспели Москва, Московская область, Татарстан, Белгородская область и Краснодарский край, вошедшие в десятку безусловных лидеров одновременно и по потенциалу, и по риску.
Всего же за все годы составления рейтинга (с 1996 года) в числе наименее рискованных побывал 21 регион, но регулярно сюда входили лишь Москва, Татарстан и Белгородская область (по шесть раз), Калининградская и Новгородская области (по пять раз), Санкт-Петербург (четыре раза).
Журнал эксперт в течение 15 лет проводит исследования на состояние инвестиционного климата в российских регионах. В этом рейтинге Белгородская область занимает второе место по инвестиционным рискам и 24 место по инвестиционному потенциалу. Таким образом, наша область входит в число инвестиционно-привлекательных регионов для инвесторов.
Изменение объема инвестиций в основной капитал Белгородской области с 1990 по 2006 год можно увидеть в таблице 4 www.gks.ru - сайт Федеральной службы государственной статистики России..
Таблица 4.
Объем инвестиций в основной капитал, миллион рублей, значение показателя за год
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
Белгородская область
2.673
2.529
38.2
277.7
1083
2676
3597
3912
5315
6995
9242
14031
10830
15336.3
22684.5
35021.9
48421.7
Но, на мой взгляд, в нашей области в настоящее время очень мало перспектив для дальнейшего развития. В Белгородской области в настоящее время развиваются так называемые «старые» отрасли, но они являются не перспективными. У нас развиты: сельское хозяйство, производство строительных материалов, пищевая промышленность, металлургия, строительство. У нас не развиты высокие технологии, производство технологий, нанотехнологии и др.
Подводя итог по вышеизложенному, хочется сказать, что на сегодняшний момент инвестиционный климат в Белгородской области находится на вполне удовлетворительном уровне, в особенности, если сравнивать наших ближайших соседей, например, Курскую область. Наш регион является привлекательным для инвесторов, инвестиционный риск очень мал. Конечно же все это хорошо, но что можно сказать о будущем нашего региона? Является ли оно таким же привлекательным? Вряд ли. Как мне кажется, нужно сегодня подумать об этом, чтобы и завтра мы жили не хуже чем сейчас. Нам нужно развивать новые отрасли, более перспективные, нежели сельское хозяйство или металлургия. Хотелось бы, чтобы у нас развивался финансовый сектор, возможно машиностроение или туризм.
Глава III.
3.1 Пути улучшения инвестиционного климата в России
Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций является важным направлением инвестиционной политики государства, способствующим обеспечению устойчивого динамического развития экономики Российской Федерации и ее регионов.
Проводимая работа по совершенствованию российского законодательства в целях обеспечения благоприятного инвестиционного климата и стабильных условий деятельности иностранных вкладчиков капитала, а также принятые меры по совершенствованию налогового, таможенного и валютного регулирования способствовали росту объема иностранных инвестиций.
В то же время масштаб привлечения иностранных инвестиций не отвечает реальным потребностям российской экономики. Приток зарубежных капиталовложений сдерживается незавершенностью формирования инвестиционного и налогового законодательства, недостаточной его «прозрачностью» и стабильностью, слабой координацией работы по привлечению иностранных инвестиций между федеральными и региональными органами власти.
Для активизации процесса привлечения иностранных инвестиций требуется проведение скоординированной политики на федеральном и региональном уровнях.
Важно отметить, что в российской экономике сегодня принципиально иная ситуация по сравнению с прошлым десятилетием, характеризующаяся экономическим ростом. В случае если он будет устойчивым, это само по себе может послужить мощным стимулом для привлечения иностранных инвестиций в Россию. Иностранный капитал предпочитает страны с устойчивой экономикой, способствуя в свою очередь дальнейшему экономическому росту.
Меры, ориентированные на создание привлекательных условий для притока иностранных инвестиций, включают три основные группы:
. базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата;
. правовые и административные основы деятельности иностранных инвесторов;
. специфические стимулы для ПИИ.
В отличие от большинства стран Центральной и Восточной Европы, Россия не смогла пока решить задачу создания благоприятного инвестиционного климата, предусматривающего формирование стабильных политических и макроэкономических условий, защиту прав собственности. Однако улучшение инвестиционного климата само по себе не способно обеспечить резкое увеличение объемов иностранных инвестиций. Вместе с тем, как показывает опыт стран с развивающейся и переходной экономикой, и экономический рост, и улучшение инвестиционного климата являются необходимыми, но недостаточными условиями притока ПИИ. Решение этой задачи требует реализации мероприятий по созданию правовых основ деятельности иностранных инвесторов и специфических стимулов для ПИИ, направленных на повышение инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов, привлечения их внимания к перспективным инвестиционным проектам на территории страны.
Стратегической целью политики в сфере привлечения ПИИ должно являться предоставление иностранным инвесторам национального режима. Формально российское законодательство гарантирует иностранным инвесторам именно этот режим. Проблема, однако, состоит в том, что российский национальный режим крайне неблагоприятен как для российских, так и для иностранных инвесторов.
Стране нужен кардинально иной национальный режим, обеспечивающий благоприятные условия для притока иностранных инвестиций в экономику России. Для этого необходима серьезная работа по изменению налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства, которая могла бы способствовать интенсификации инвестиционного процесса. В области налогов эта работа уже началась, но и она еще далека от завершения. Кроме того, плоды налоговой и прочих реформ скажутся на практике не сразу.
Наряду с применением принципа национального режима необходима также реализация иных принятых в международной практике принципов правового регулирования иностранных инвестиций. В первую очередь речь идет о режиме наибольшего благоприятствования, который предоставляется многими государствами с целью исключить дискриминацию по отношению к инвесторам из каких-либо стран.
Режим в отношении ПИИ в России должен характеризоваться высокой транспарентностью. Принцип транспарентности означает, что правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, должны быть открытыми и не допускающими неоднозначной интерпретации, а процедуры пересмотра этих норм должны быть гласными и проходить в условиях, обеспечивающих для заинтересованных сторон (включая иностранные компании) возможность высказать свою позицию по обсуждаемым вопросам.
В России по части транспарентности дело обстоит благополучно с публикацией законов и других правовых актов федерального уровня. Но степень транспарентности резко снижается по мере перехода на ведомственный или региональный (местный) уровни. Реализовать в полной мере принцип транспарентности на практике достаточно сложно даже наиболее развитым странам, но идти по этому пути необходимо, поскольку этого требуют рыночная экономика и растущая глобализация мирового хозяйства, не оставляющие странам иного выбора.
Сложная ситуация существует в области предсказуемости правовых или административных изменений, между тем именно нестабильность обстановки в России является предметом наиболее серьезных жалоб со стороны иностранных инвесторов.
Действующее российское законодательство в отношении иностранных инвесторов далеко не во всем соответствует требованиям международной практики и глобальной тенденции либерализации режима привлечения ПИИ. Более того, российское инвестиционное законодательство в области привлечения ПИИ по своей «привлекательности» заметно уступает законодательству многих других стран, конкурирующих с Россией в области привлечения иностранных инвестиций.
3.2 Факторы, не играющие главной роли в инвестиционной политике
Как оказалось, потенциального инвестора мало волнуют некоторые факторы инвестирования, относительно высокой значимости которых у многих сохраняются определенные иллюзии.
Неуклонно падает интерес к собственным инновационным возможностям региона. По-видимому, инвестор приходит в регион со своими, уже освоенными и отработанными, технологиями и не склонен вкладывать средства в стагнирующую местную научно-техническую сферу.
Результаты опроса крупнейших инвесторов развеяли миф о привлекательности природных ресурсов России. Во-первых, более или менее эффективные предприятия и месторождения ресурсов уже поделены, доступ новых инвесторов туда затруднен. Во-вторых, в мире есть ресурсы и доступнее, и дешевле в эксплуатации.
3.3 Наиболее серьезные проблемы, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы в России
Проанализировав результаты опросов, проводившихся среди крупнейших инвестиционных компаний, можно прийти к выводу, что наиболее серьезной проблемой, оставляющей далеко позади все остальные трудности по степени важности, является неадекватное и постоянно меняющееся налоговое законодательство. Затем следуют проблемы, связанные со слабым обеспечением прав собственности и прав кредиторов, действиями таможенных органов, риском изменений в политической сфере, неустойчивым макроэкономическим положением, неразвитым банковским сектором, российской системой бухучета и коррупцией. Примечательно, что само по себе налоговое законодательство воспринимается как большее зло, чем налоговые органы, призванные обеспечивать его соблюдение. Напротив, таможенные органы и в меньшей степени постоянные изменения внешнеторговой политики рассматриваются как более серьезная проблема, чем торговая политика как таковая.
Риск изъятия собственности и произвол со стороны властей - как федеральных, так и местных, были отнесены к категории проблем, не самых первостепенных по степени важности. То же самое относится к неплатежам заказчиков и неадекватной защите прав интеллектуальной собственности. Интересно отметить, что защита прав интеллектуальной собственности рассматривается многими как менее серьезная проблема, чем обеспечение прав собственности в целом. Эта точка зрения последовательно выражается представителями всех секторов, и хотя компании, использующие более передовые производственные технологии, естественным образом, больше озабочены защитой прав интеллектуальной собственности, их представители все равно считают, что обеспечение прав собственности в целом представляет собой более серьезное препятствие, чем защита прав интеллектуальной собственности. Если говорить о благоприятных тенденциях, то качество российских трудовых ресурсов и поставщиков не составляет для иностранных компаний серьезной проблемы. В целом респондентов как будто удовлетворяет уровень квалификации и мотивации рабочих и менеджеров, а также качество и своевременность поставки материалов и комплектующих российскими предприятиями. Это свидетельствует о том, что как минимум часть российских кадров при условии обеспечения соответствующих стимулов и надлежащего профессионального обучения хочет и может удовлетворять западным стандартам.
Качество материалов и комплектующих, поставляемых российскими предприятиями, а также своевременность их поставок, также относится к категории второстепенных проблем. Бартер, одна из основных особенностей работы на российском рынке, о которой много говорится в западной прессе, также не вызывает у инвесторов серьезных возражений.
Порядок распределения проблем по степени важности носит относительно устойчивый характер во всех секторах. Компании, участвующие в промышленном производстве, подчеркивают серьезность проблем, связанных с неразвитостью банковского сектора. Напротив, банки отнесли к числу первостепенных проблему неадекватной защиты прав кредиторов. Неплатежи клиентов и российская система бухучета также имеют для них большее значение, чем для остальных. Для консультационных фирм чрезвычайно важна проблема недостаточной защиты прав собственности. Так же, как и банки, они в большей степени, чем остальные, страдают от несвоевременных платежей клиентов и несовершенства российской системы бухучета. Компании, занимающиеся сбытом продукции, расценивают в качестве более серьезных проблемы, связанные с действиями таможенных органов, и, может быть, вследствие этого ставят коррупцию на более высокое место, чем большинство других участников опроса.
Транспортные компании также подчеркивают серьезность проблем, создаваемых таможенными органами.
Заключение
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги.
Перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.
Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Российскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.
На мой взгляд, основными направлениями деятельности по повышению общего инвестиционного рейтинга нашей страны на мировой арене являются:
максимальное вовлечение в сферу инвестиционной деятельности валовых сбережений и обеспечение положительной динамики инвестиций;
осуществление контроля за вывозом капитала за рубеж, решение на государственном уровне проблемы возврата незаконно вывезенных капиталов;
развитие системы правового и коммерческого гарантирования эффективных инвестиционных проектов;
сокращение масштабов теневого сектора экономики на основе перехода значительной его части в сферу регистрируемой экономики;
развитие системы информационного и консультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов;
развитие в зарубежных странах сети инвестиционных представительств, оказывающих услуги потенциальным инвесторам для вхождения на российский рынок;
формирование банка данных по инвестиционным проектам и подготовка справочных материалов об условиях инвестирования для зарубежных инвесторов;
проведение в регионах конференций с участием широкого круга российских предпринимателей;
расширение работы по созданию свободных экономических зон;
освобождение от НДС не производимого в России или производимого в недостаточных объемах технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему;
Как видно из данной курсовой работы положение в инвестиционной сфере нашей страны в последнее время стало постепенно стабилизироваться, если не сказать больше, улучшаться. Поэтому, на мой взгляд, самое главное сегодня это не сбавлять темпы. Тем более что первые шаги уже сделаны и осталось только продолжить начатое. Ведь разрушить уже созданное не составляет больших усилий, а создать заново - куда более сложнее.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».
2. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 № 160-ФЗ.
3. Постановление правительства РФ «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику РФ» от 19.12.1997 № 1605.
4. Журнал «Внешнеэкономический комплекс России».
5. Журнал МэиМО, 2006, №3,
6. Абрамов С.И. Инвестирование. - М.: ИНФРА-М, 2000.
7. Инвестиционный климат в России. Доклад экспертного института. //Вопросы экономики. - 1999. -№ 12. - с. 4-25.
8. Теория и практика накопления и инвестиций в переходной экономике России. Под ред. Ю. В. Матвеева, В. Н. Строгова. - Самара: СГЭА, 1999. - с. 218
9. Магденко В. Что мешает иностранным инвесторам в России? // Инвестиции в России. - М., № 2, 2005.
10. Нешитой А.С. Инвестиции // М: 2005г.
11. Уринсон Я. “О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России” М., Ж. “Вопросы экономики”, №1, 2006г.
12. Филатов К. Иностранные инвестиции в экономику России // Статистическое обозрение 2001.- № 2.
13. Шумпетер И. А. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1995. - с. 312.
14. http://www.gks.ru/ - сайт Федеральной службы государственной статистики России - Статистические материалы.
15. http://www.government.ru/ - сайт Правительства РФ.