Рефераты

Инвестиционная политика Российской Федерации

Инвестиционная политика Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Финансовый факультет

Кафедра «Финансы»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Инвестиционная политика РФ

Н. Новгород, 2009

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы инвестиционной политики государства

1.1 Инвестиции, инвестиционная деятельность 5

1.2 Инвестиционная политика как инструмент макроэкономического регулирования

Глава 2. Анализ инвестиционной политики в РФ

2.1 Регулирование инвестиционной деятельности в России

2.2 Оценка инвестиционной ситуации в РФ

Глава 3. Проблемы и пути повышения эффективности регулирования инвестиционной деятельности РФ

3.1 Проблемы и пути совершенствования правового регулирования инвестиционной деятельности

3.2 Мероприятия, направленные на совершенствование инвестиционной деятельности в регионах России

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Инвестиционная сфера в последние годы всё более становится объектом внимания российских властей, деловых кругов и общества в целом. Растёт количество научных исследований, конференций и «круглых столов», публикаций в средствах массовой информации, которые направлены на анализ инвестиционной деятельности в различных отраслях хозяйствования, поиск путей повышения эффективности инвестиций, оптимизацию инвестиционных процессов.

Инвестиции играют центральную роль в обеспечении эффективности функционирования экономической системы и всего общественного воспроизводства, поскольку непосредственно влияют на возможность экономического роста в долгосрочной перспективе. Инвестиционная активность относится к числу важнейших показателей экономической динамики. Их интенсивностью определяется состояние экономики.

В процессе инвестиционной деятельности решаются крупные макроэкономические проблемы: структурная перестройка национальной экономики и технический прогресс, возможно преодоление инфляции, происходит расширение налогооблагаемой базы и пополнение бюджета, увеличение числа рабочих мест.

Опыт развитых стран свидетельствует о необходимости участия государства в управлении инвестиционными процессами. При любом уровне развития рыночных отношений автоматического регулирования инвестиционного процесса не происходит. Государственное регулирование экономических и социальных отношений представляет собой не что иное, как целенаправленную деятельность государства по обеспечению стабильности национальной экономики и её воспроизводства, общих условий нормального функционирования свободных товаропроизводителей.

При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может воздействовать на темпы объёма производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

На современном этапе происходит втягивание России в финансовый кризис. Мировой финансовый кризис оказал большое влияние на российскую экономику: на финансово-кредитную систему России, на инвестиционную активность, на рынок труда, на настроение населения. В период кризиса многие организации начали сворачивать инвестиционные программы, сокращать текущие расходы. Активизация инвестиционного процесса - важнейшее средство обеспечения условий выхода из экономического кризиса.

Анализ проблематики современного состояния российской экономики приводит к выводу о совершенствовании инвестиционной политики государства.

Объект исследования: инвестиционная политика.

Предмет исследования: проблемы регулирования инвестиционной деятельности в России.

Цель дипломной работы: изучение и закрепление знаний по проблеме инвестиционной политики государства, а также определение приоритетных направлений инвестиционной политики в России.

В рамках поставленной цели выделено ряд задач:

1) Изучить и изложить теоретические основы инвестиций и инвестиционных процессов;

2) Раскрыть основные принципы инвестиционной политики в современной России;

3) Провести анализ инвестиционных процессов в РФ;

4) Показать проблемы и пути совершенствования в регулировании инвестиционной деятельности РФ;

В ходе исследования применены методы системного и сопоставительного анализа, метод экспертных оценок, др.

Представленный материал позволяет выделить теоретические и прикладные аспекты проблемы, позволяющие охарактеризовать приоритеты, источники и условия активизации инвестиционного процесса в РФ.

Глава 1. Теоретические основы инвестиционной политики государства

1.1 Инвестиции, инвестиционная деятельность

Понятие «инвестиции» используется как в широком, так и в узком смысле этого слова. Однозначно определить его содержание и сущность очень сложно. В разных разделах экономической науки, а также применительно к различным направлениям практической деятельности в него вкладывается разный смысл, исходя их особенностей сферы и объектов приложения.

Дословно в переводе с латинского слово «invest» обозначает «вкладывать».

В отечественной экономической литературе до 80-х годов термин «инвестиции» для анализа процессов социалистического воспроизводства практически не использовался, основной сферой его применения были переводные работы зарубежных авторов и исследования в области капиталистической экономики. Базисным понятием инвестиционной деятельности являлось понятие капитальных вложений.

В последующий период термин «инвестиции» получил более широкое распространение в научном обороте, став использоваться в правительственных и нормативных документах. Однако большей частью инвестиции отождествлялись с капитальными вложениями. Инвестиции (капитальные вложения) рассматривались в двух аспектах: как процесс, отражающий движение стоимости в ходе воспроизводства основных фондов, и как экономическая категория - система экономических отношений, связанных с движением стоимости, авансированной в основные фонды от момента мобилизации денежных средств до момента их возмещения.

Более широкая трактовка инвестиций в рассматриваемый период была представлена позицией, согласно которой инвестиции выступают как вложения не только в основные фонды, но и в прирост оборотных средств, нашедшая отражение в типовой методике определения экономической эффективности капитальных вложений 1981 г. И других методических рекомендациях. В основе данного подхода лежало положение о том, что основные фонды не функционируют в отрыве от оборотных средств и, следовательно, прирост прибыли (дохода) является результатом их совместного использования.

Включение в состав капитальных затрат расходов на формирование прироста оборотных средств положило начало исследованию оборота инвестиций и его отдельных стадий. Вместе с тем инвестиции, как правило, рассматривались в связи с расширенным воспроизводством основных фондов, поскольку завершение инвестиционного цикла связывалось с вводом в действие основных фондов и производственных мощностей. Исследование отдельных фаз движения инвестиций привело к формированию двух подходов к определению их экономической сущности - затратного и ресурсного.

В соответствии с затратным подходом инвестиции понимались, как затраты на воспроизводство основных фондов, их увеличение и совершенствование. Данный подход являлся доминирующим в теоретических воззрениях и в практической деятельности, поскольку он отражал специфику функционирующего в условиях административно-командной экономики хозяйствующего механизма. Его характерной особенностью являлось то, что основное значение придавалось производительной стадии движения средств как исходному пункту инвестиционной деятельности, преуменьшалась роль денежной формы оборота основного капитала, движение которой ограничивалось рамками только строительного комплекса. Таким образом, оборот инвестиций рассматривается вне связи с конечными народно-хозяйственными результатами. Акцент на затратной стороне инвестиций, игнорирование стадии преобразования ресурсов в затраты, которая должна предшествовать производительной стадии движения средств, искажали действующую логику и последовательность инвестиционного процесса, сужали общее пространство движения инвестиций.

Обострение проблемы товарно-денежной сбалансированности общественного воспроизводства, общее снижение эффективности функционирования административно-командной системы управления привели к признанию недостаточности затратного подхода и обращения к ресурсному подходу. В основе последнего лежало выделение другого составляющего элемента инвестиций - ресурсов. При этом инвестиции трактовались как финансовые средства, предназначенные для воспроизводства основных фондов. Восстанавливая роль денежной формы движения средств как начального пункта их оборота, ресурсный подход вместе с тем игнорировал дальнейшее движение ресурсов, их последовательное превращение под воздействием целевых установок инвесторов в продукт инвестиционной деятельности.

Таким образом, существенный недостаток обоих подходов заключался в статичной характеристике объекта анализа, базирующейся на выделении какого-либо одного элемента инвестиций, затрат или ресурсов, обосновании приоритета отдельных стадий оборота средств - производительной или денежной, что ограничивало возможности использования инвестиций как целостного процесса, в ходе которого происходит последовательная смена различных форм собственности, реализуется динамическая связь элементов инвестиционной деятельности: ресурсы - затраты - доход.

Начало рыночных преобразований в России повлекло за собой реформирование подходов к анализу экономических процессов, в том числе и инвестиционной деятельности, усилило интерес к результатам научных исследований в странах развитой рыночной экономики.

Обращение к трактовке термина «инвестиции» в зарубежной экономической литературе показывает, что в различных школах и направлениях экономической мысли определения понятия «инвестиции» содержат общую существенную черту - связь инвестиций с получением дохода как целевой установки инвестора.

В наиболее общем виде инвестиции понимаются как вложения капитала с целью его увеличения в будущем. Такой подход к определению понятия «инвестиции» является господствующим как в европейской, так и в американской методологии.

Вместе с тем нередко встречается позиция, в соответствии с которой предлагается различать категории «инвестиций», с одной стороны, и «вложение капитала», с другой стороны, на том основании, что отличительным признаком инвестиций, по мнению её представителей, является производительный характер данной категории. При этом под инвестициями понимается, как правило, приобретение средств производства, а под вложениями капитала - покупка финансовых активов. В частности, в учебных курсах «Экономикс» при всех различиях в трактовке термина «инвестиции» большинство авторов подчёркивает материально-вещественное содержание инвестиций либо как «расходов на строительство новых предприятий, на станки и оборудование с длительным сроком службы», либо как «прироста любых материальных ценностей - всех расходов, которые непосредственно способствуют росту общей величины капитала в экономической системе».

Существует и другой подход к определению инвестиций, обусловленный возросшим значением рынка ценных бумаг как механизма, опосредующего перемещение реального капитала в странах развитой рыночной экономики. В его рамках инвестиции определяются как вложения в ценные бумаги.

Следует отметить, что развитие рыночных отношений связано с ростом многообразия объектов инвестирования, в состав которых входят как различные виды реальных активов, так и финансовых инструментов. При этом «в примитивных экономиках основная часть инвестиций относится к реальным, в то время как в современной экономике большая часть инвестиций представлена ценными бумагами».

В специальных исследованиях, посвящённых проблемам инвестирования, инвестиции определяются как способ помещения капитала, который должен обеспечить сохранение или возрастание стоимости капитала и (или) принести положительную величину дохода. Инвестиция - это любой инструмент, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их стоимость и (или) обеспечить положительную величину дохода. Таким образом, учёт многообразных форм инвестиций осуществляется на основе более широкой трактовки инвестиций как любого вложения капитала, направленного на его прирост. Такой подход определяет в качестве существенного признака инвестиций не характер вложений, а связь инвестиций с возрастанием капитала (получением дохода).

Следует отметить, что производительный характер присущ не только вложениям в реальные активы, составляющим группу капиталообразующих инвестиций (вложения в основной капитал, прирост оборотного капитала, земельные участки и объекты природопользования, нематериальные активы), но и вложениям в определённые финансовые инструменты, опосредующие движение капиталообразующих инвестиций (например, ценные бумаги предприятий реального сектора, позволяющие привлечь капитал в сферу предпринимательской деятельности).

В то же время некоторые реальные инвестиции (вложения в покупку недвижимости, драгоценные металлы, предметы коллекционирования), так же как и часть финансовых инвестиций (спекулятивные финансовые инструменты), не носят производительного характера. Поскольку данные вложения сопряжены с получением дохода как целевой установки инвестора, с позиций экономического субъекта она выступают как инвестиции, хотя на макроэкономическом уровне их реализация означает не прирост, а перераспределение совокупного дохода.

Инвестиции в западной экономической литературе рассматриваются в единстве двух аспектов: ресурсов (капитальных ценностей) и вложений (затрат). Наиболее очевидно данный подход представлен в работах Дж.М. Кейнса, по мнению которого инвестиции - это часть дохода за данный период, которая не была использована для потребления, текущий прирост ценностей капитального имущества в результате производительной деятельности данного периода. Это определение, которое не является исчерпывающим, отличает достаточно чёткое выделение двух сторон инвестиций: ресурсов (аккумулированных с целью накопления дохода) и вложений (использования ресурсов), обеспечивающих прирост капитального имущества. Экономика/Под. Ред. к.э.н. доцента А.С.Булатова. М.: Юристъ, 2005, с.247.

Развитие рыночных отношений в российской экономике обусловило необходимость пересмотра толкования категории «инвестиции» в соответствии с новыми условиями. Характерными чертами формирующегося рыночного подхода к пониманию сущности инвестиций являются:

ѕ связь инвестиций с получением дохода как мотива инвестиционной деятельности;

ѕ рассмотрение инвестиций в единстве двух сторон: ресурсов (капитальных ценностей) и вложений (затрат);

ѕ анализ инвестиций не в статистике, а в динамике, что позволяет объединить в рамках категории «инвестиции» ресурсы, вложения и отдачу вложенных средств как мотива этого объединения;

ѕ включение в состав объектов инвестирования любых вложений, дающих экономический (социальный) эффект.

Рыночный подход к анализу сущности, форм и принципов осуществления инвестиционной деятельности нашёл своё отражение при определении термина «инвестиции» в российском законодательстве. В соответствии с Законом РФ «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 6 июня 1991 г. - одним из первых законов рыночной направленности - инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательства и других видов деятельности, в результате которых образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект.

Аналогичная по смыслу формулировка содержится и в новом Законе «Об инвестиционной деятельности В Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г., с принятием которого утратил силу прежний законодательный акт. Инвестиции определяются в нём как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

В ином законодательном документе, имеющим в отличие от прежнего более конкретную направленности (сфера капитальных вложений), уточнено понятие не только инвестиций, но и капитальных вложений, которые рассматриваются как форма инвестиций, представляющая собой инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательные работы и другие затраты. ФЗ « Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. №39 - ФЗ

В целом инвестиции определяются как процесс, в ходе которого осуществляется преобразование ресурсов в затраты с учётом целевых установок инвесторов - получения дохода (эффекта). Инвестиции. Под. ред. Л.Л.Игонина, М.: Экономист, 2006 г., с.25

В справочной экономической литературе из серии «Портфель делового человека» содержится более краткое и полное определение, согласно которому инвестиции - это долгосрочные вложения частного или государственного капитала в различные отрасли национальной экономики (внутренние инвестиции) или зарубежной (внешние инвестиции) с целью получения прибыли. Фондовый портфель: Книга эмитента, инвестора, акционера. Книга биржевика. Книга финансового брокера. - М., 1992 г., с.165

Термину «инвестиционная деятельность» можно дать широкое и узкое определение. По широкому определению инвестиционная деятельность - это деятельность, связанная с вложением средств в объекты инвестирования с целью получения дохода (эффекта). Подобная трактовка содержится в Законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», в соответствии с которым под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций, и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. По узкому определению инвестиционная деятельность, или иначе собственно инвестиционная деятельность (инвестирование), представляет собой процесс преобразования инвестиционных ресурсов во вложения. Мелкумов Я.С. Организация и финансирование инвестиций, М.: ИНФРА-М, 2005 г., с.33

Движение инвестиций включает две основные стадии. Содержанием первой стадии «инвестиционные ресурсы - вложение средств» является собственно инвестиционная деятельность. Вторая стадия «вложение средств - результат инвестирования» предполагает окупаемость осуществлённых затрат и получение дохода в результате исследования инвестиций. Она характеризует взаимосвязь и взаимообусловленность двух необходимых элементов любого вида экономической деятельности: затрат и их отдачи.

С одной стороны, экономическая деятельность связана с вложением средств, с другой стороны, целесообразность этих вложений определяется их отдачей. Без получения дохода (эффекта) отсутствует мотивация инвестиционной деятельности, вложение инвестиционных ресурсов осуществляется с целью возрастания авансированной стоимости. Поэтому инвестиционную деятельность в целом можно определить как единство процессов вложения ресурсов и получения доходов в будущем.

При вложении капитальных ценностей в реальный экономический сектор с целью организации производства движение инвестиций на стадии окупаемости затрат осуществляется в виде индивидуального кругооборота производственных фондов, последовательной смены форм стоимости. В ходе этого движения создаётся готовый продукт, воплощающий в себе прирост капитальной стоимости, в результате реализации которого образуется доход.

Инвестиционная деятельность является необходимым условием индивидуального кругооборота средств хозяйствующего субъекта. В свою очередь деятельность в сфере производства создаёт предпосылки для новых инвестиций. С этой точки зрения любой вид предпринимательской деятельности включает в себя процессы инвестиционной и основной деятельности. Выступая на поверхности явлений как относительно обособленные сферы, инвестиционная и основная деятельность, тем не менее, представляют собой важнейшие взаимосвязанные составляющие единого экономического процесса.

Движение инвестиций, в ходе которого они последовательно проходят все фазы воспроизводства от момента мобилизации инвестиционных ресурсов до получения дохода (эффекта) и возмещения вложенных средств, выступает как кругооборот инвестиций и составляет инвестиционный цикл. Это движение носит постоянно повторяющийся характер, поскольку доход, который образуется в результате вложения инвестиционных ресурсов в объекты предпринимательской деятельности, всякий раз распадается на потребление и накопление, являющееся основой следующего инвестиционного цикла.

Анализ инвестиций должен осуществляться только на основе воспроизводственного подхода, предполагающего их рассмотрение в динамике, а не на основе вычленения и фиксации в качестве объекта исследования отдельных стадий их движения.

С позиций структурного анализа инвестиции как объект исследования можно рассмотреть в единстве следующих основных элементов: субъектов, объектов и собственно экономических отношений.

Объектами инвестиционной деятельности являются все виды финансовых инструментов, материально-производственной, интеллектуальной, лицензионной, арендной и любой другой деятельности.

Субъектами инвестиционной деятельности являются её прямые и косвенные участники: инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестирования, а также поставщики, банковские, страховые и посреднические организации, фондовые биржи и другие структуры. Все они могут выступать как физические и юридические лица, включая иностранные, а также как государственные и международные организации.

Инвесторы-субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заёмных или привлечённых средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевой использование. В качестве инвестора могут выступать: органы, уполномоченные управлять государственным или муниципальным имуществом или имущественными правами; граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица; иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации. Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования.

Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников. Так, инвесторы, наряду с ролью вкладчиков, могут выступать одновременно в роли заказчиков, кредиторов, покупателей и других участников инвестиционного процесса.

Заказчиками (инвеститорами) могут быть как сами инвесторы, так и любые другие физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами осуществить реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность остальных участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором между ними. Если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных указанным договором, и в соответствии с действующим законодательством.

Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть как сами инвесторы, так и другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых осуществлена инвестиционная деятельность. Если пользователь не является инвестором, взаимоотношения между ними определяются договором об инвестировании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.2 Инвестиционная политика как инструмент макроэкономического регулирования

Современная индустриальная система в известном смысле является заложником техники. Она исправно служит и контролируется обществом, лишь поглощая всё новые «жертвоприношения» в форме инвестиций. В сбалансированной экономике они являются основным условием экономического прогресса, а в период кризиса инвестиционная активность государства может стать главным источником экономического возрождения. Как свидетельствует мировой опыт, чтобы преодолеть «Великую депрессию», сенат США наделил президента Ф. Рузвельта чрезвычайными полномочиями. Жёсткая экономическая политика по использованию инвестиций и сокращению расхода ресурсов на единицу товаров, проводимая правительством Японии, позволила вывести страну на новый технологический уровень. Аналогичное положение было при восстановлении экономики ФРГ - «Пан Маршалла», при технологическом прорыве Юж. Кореи. В названных странах повышалась роль государственных ассигнований в народное хозяйство, приоритет отдавался расширенному воспроизводству на основе глубокой структурной перестройки и развития новейших технологий. Инвестиции не только влияют на экономический рост. Они являются значительным фактором быстрого повышения материального уровня жизни населения, оказывая воздействие на занятость и доходы. Всё это определяет особое значение инвестиционной политики в системе мер государственного регулирования.

Инвестиционная политика - это совокупность различных подходов и решений, используемых, для эффективных вложений средств в какое-либо предприятие (дело). Стерлигова А.Н. Инвестиционная политика в организации. Учебное пособие. М.: 2006 г., с.8

Исходной базой инвестиционной деятельности служит инвестиционная политика, вырабатываемая и реализуемая на разных уровнях экономического управления и регулирования. Инвестиционная политика определяет среднесрочные и долгосрочные цели инвестиционной деятельности и основные пути их достижения. Она строится на основе социально-экономических и научно-технических прогнозов и служит базой для выбора инвестиционной стратегии, разработки инвестиционных программ и проектов, предлагая критерии для их оценки и отбора.

Это особенно важно в условиях длительности инвестиционного цикла, многофакторности и изменчивости рыночной конъюнктуры. Инвестиционный бизнес. Учебное пособие под. ред. Яковца Ю.В. Издательство РАГС. М.: 2004 г., 341 с

Главные задачи инвестиционной политики на современном этапе обусловлены необходимостью улучшения соотношения между капиталовложениями в ресурсодобывающие, перерабатывающие и потребляющие отрасли, перераспределения инвестиций в пользу отраслей, обеспечивающих ускорение научно-технического прогресса, увеличения вложений в человеческий капитал. Таким образом, инвестиционная политика тесно увязывается со структурой, что обуславливает единство их целей в стимулировании ИТП, повышения ряда социальных проблем.

Для анализа инвестиционной политики государства воспользуемся введённым Дж.М. Кейнсом понятием мультипликатора инвестиционных расходов (К). Он равен отношению приращения реального объёма национального производства (Y) к приращению инвестиций (I) и представляет величину, обратную «предельной склонности к сбережению» (mps). Шарп У., Александр Г., Бэйли ДЖ. Инвестиции. М.: ИНФРА-М. 2003 г., с. 63

K = Y/I (1.1)

K = 1/mps (1.2)

Действие мультипликатора имеет как расширяющий, так и суживающий эффект. Например, инвестиции в жилищное строительство Норвегии, обеспечивающие работой 100 человек, вызывают необходимость в создании ещё 175 рабочих мест в других отраслях. Сокращение же инвестиций снижает загруженность экономики. Это означает, что центральная проблема поддержания достаточно высокой инвестиционной активности заключается в сбережении как источнике для последующего накопления.

Сбережения и инвестирование часто осуществляются разными лицами и по различным причинам, причём сбережения, особенно личные, концентрирующие крупные суммы для будущих расходов, мало связаны с возможностями инвестирования. На микроуровне статистически доказано, что сбережения осуществляют семьи, чьи бюджеты превышают средние величины. На микроуровне кривая склонности к потреблению практически следует за линией «чистого дохода». Отношение этих показателей, характеризующее склонность к потреблению на национальном уровне, с ростом чистого дохода постепенно увеличивается, при этом происходит вызванное снижением нормы прибыли, ослабление побудительных мотивов к инвестированию у населения. Это побуждает государство играть роль «первоначального толчка», стимулируя инвестиции и используя мультипликационный эффект, для того чтобы вызвать значительное оживление производства, рост занятости, а также создать дополнительный платёжеспособный («эффективный» в терминологии Дж.Кейнса) спрос. Так, в период «Великой депрессии» организация общественных работ - строительство дорог, мостов, плотин и т.д. - обеспечила прирост денежных доходов, но не добавила лишних товаров в общую массу нераспространённых товарных запасов, что способствовало возрастанию инвестиционной активности населения.

У государств, желающих стимулировать капиталовложения, есть два пути воздействия. Во-первых, - осуществление соответствующей макроэкономической политики (валютной, денежно-кредитной или фискальной). В этом случае будет наблюдаться попытка стабилизации развития конъюнктуры и получения надёжных перспектив экономического роста. Кроме того, с помощью политики государственных закупок внутри государства можно гарантировать рынки сбыта некоторым отраслями промышленности. Во-вторых, государства имеют возможность прибегнуть к облегчению финансирования, что осуществляется косвенным путём. С одной стороны, посредством стимулирования совокупных сбережений (чаще всего благодаря налоговым льготам), с другой стороны, направлением совокупных сбережений предприятиям, намеревающимся осуществлять капиталовложения, а также активизацией деятельности банковских систем в условиях возросшей конкуренции. Это можно осуществлять прямо с помощью использования общественных фондов: увеличением средств на самофинансирование, самосокращением налогообложения (амортизационные льготы, снижение уровня налога на прибыль), уменьшением цен на оборудование, прямыми субсидиями на капиталовложения, кредитами на льготных условиях (типа премиальных) и т.д. В зависимости от конкретной ситуации, названные меры носят общий характер для всей совокупности инвестиций или имеют узкое назначение, если предназначены для регионов, отраслей промышленности, предприятия: это одно из положений селективной промышленной политики.

Создание благоприятного инвестиционного климата во многом зависит от действующей системы приёма капитала. Под системой приёма капитала понимают совокупность правовых актов и институтов, регламентирующих государственную политику в части зарубежных вложений.

В странах развитой рыночной экономики по отношению к иностранным инвесторам используется так называемый национальный режим. Данное положение, закреплённое в ряде документов МВФ-МБРР, Международной торговой палаты и ОЭСР, означает, что привлечение иностранных инвестиций и деятельность компаний с иностранным участием регулируется, как правило, национальным законодательством. При этом последнее в основном не содержит различий 39 регламентации хозяйственной деятельности национальных и зарубежных инвесторов. Иностранные инвесторы могут иметь доступ к местным производственным, трудовым и финансовым ресурсам, создавать предприятия на основе любой организационно-правовой формы деятельности, принятой в данной стране, осуществлять хозяйствование на тех же условиях, что и национальные предприниматели, пользоваться значительными местными льготами.

В частности, разработанные МБРР совместно с МВФ принципы приёма прямых иностранных инвестиций включают: национальный режим, недискриминацию иностранных инвесторов, защиту и гарантии. В указанных принципах содержатся рекомендации беспрепятственного перевода соответствующих валют, недопущения экспроприации иностранных капиталовложений, обращения для разрешения спора между иностранным инвестором и принимающим государством к арбитражу Международного центра по урегулированию инвестиционных споров.

В отличие от развитых стран во многих развивающихся странах сохраняется ряд ограничений, препятствующих движению иностранных инвестиций. Национальные инвестиционные законодательства, направленные на сохранение национального суверенитета и экономической безопасности, устанавливают ограничения на вложения инвесторов в определённые отрасли и производства, на вывоз прибыли, определяют предельные размеры доли участия иностранных инвесторов в капитале национальной компании, особый порядок допуска иностранных инвесторов и их регистрации.

Вместе с тем в 90-е годы во многих развивающихся странах происходила определённая либерализация инвестиционного режима. Почти все принятые в последнее время законы в области инвестиционной деятельности предусматривают предоставление иностранным инвесторам, за определёнными исключениями, не менее благоприятного режима, чем национальным, гарантии для иностранных инвесторов в отношении беспрепятственного перевода прибылей, а в случае экспроприации иностранной собственности соответствующую компенсацию, возможность разрешения споров между принимающей страной (государством) и иностранными инвесторами путём форм арбитража, широко применяемых в международных экономических отношениях.

На практике в большинстве стран, несмотря на принятые законы, либерализующие инвестиционный режим, всё-таки сохраняются различные ограничения для деятельности иностранных инвесторов. Это касается не только процедурных вопросов (требование предварительного разрешения на инвестирование, многоступенчатость и длительность процедуры рассмотрения заявок), но и прямых ограничений на иностранные инвестиции в отдельных отраслях экономики (или даже запретов), лимитирование иностранного капитала в компаниях или возможность его участия в них только совместно с отечественными инвесторами и др.

Характерной чертой современного национального законодательства в области прямых иностранных инвестиций является расширение сферы его распространения на все виды имущественных активов и связанных с ними прав собственности, а также прав на интеллектуальную собственность. Хотя национальные законы касаются преимущественно частных инвестиций, они часто распространяются на инвестиции государственных организаций и инвестиции самого государства.

Таким образом, успешно функционирующая инвестиционная деятельность страны - необходимое условие для устойчивого и стабильного экономического роста. Инвестиционная политика - одна из составных частей экономической политики государства. При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может воздействовать на темпы объёма производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления деятельности, подъёма экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Глава 2. Анализ инвестиционной политики в РФ

2.1 Регулирование инвестиционной деятельности в России

Государство регулирует свою, в том числе и инвестиционную, деятельность, законодательно. В частности Российская Федерация рассматривает инвестиционное регулирование по уровням управления ступенчатым образом, то есть на каждом уровне законодательной власти имеются законы регулирующие, в той или иной степени, инвестиционную деятельность:

Конституция РФ;

Кодексы РФ;

Федеральные законы;

Постановления Правительства РФ;

Региональные законодательные акты;

Местные законодательные акты.

Выделим основные законы, призванные регулировать инвестиционную деятельность в РФ.

В 1999 г. Принят ФЗ № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 № 22-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 18.12.06 № 232-ФЗ, от 24.07.2007 № 215-ФЗ). Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

Основным законом, призванным регулировать деятельность иностранных инвесторов в РФ, является ФЗ № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 25 июня 1999 года (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 №31-ФЗ, от 25.07.2002 № 117-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 22.07.2005 № 117-ФЗ, от 03.06.2006 № 75-ФЗ).

Федеральный закон « Об иностранных инвестициях в РФ» регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации.

Одним из методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, является развитие финансового лизинга в РФ. Правовое регулирование лизинговых отношений осуществляется ГК РФ ФЗ РФ «О лизинге» 1998 г.

Важнейшей составной частью инвестиционной деятельности являются вложения в ценные бумаги.

В России основными источниками правового регулирования инвестиционной деятельности в сфере обращения ценных бумаг являются: ГК РФ; Федеральные законы РФ «Об акционерных обществах», «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», «О рынке ценных бумаг» (22.04.1996 г.) (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г., 29 июня, 28 июля 2004 г., 7 марта, 18 июня, 27 декабря 2005 г., 5 января, 15 апреля, 27 июля, 16 октября, 30 декабря 2006 г., 26 апреля, 17 мая, 2 октября, 6 декабря 2007 г., 27 октября, 22, 30 декабря 2008 г.), « защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ) (в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 09.12.2002 № 162-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ); Закон РФ «О налоге на операции с ценными бумагами» ( в редакции Федеральных законов от 18 сентября 1995 г. № 158-ФЗ, от 23 марта 1998 г. № 36-ФЗ, с изменениями на 23 декабря 2003 года).

Закон «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 15.04.2006 № 51-ФЗ, от 06.12.2007 № 334-ФЗ) направлен на стимулирование развития институтов коллективного инвестирования в России, привлечение в российскую экономику средств, прежде всего внутренних инвесторов - граждан страны.

Регулирование инвестиционной деятельности осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.

Статьёй 13 ФЗ № 39-ФЗ « Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяется порядок принятия решений, касающихся государственных капитальных вложений. Решения принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются в федеральном бюджете Российской Федерации и в бюджетах субъектов Российской Федерации при условии, что они являются частью расходов на реализацию федеральной и региональных целевых программ. Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд производится путём проведения конкурсов. Контроль за целевым и эффективным использованием средств осуществляет Счётная палата Российской Федерации.

Все инвестированные проекты, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений, до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Экспертиза инвестиционных объектов производится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утверждённых в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности капитальных вложений.

В соответствии со ст. 11 названного Закона государственное регулирование включает:

· регулирование условий инвестиционной деятельности (косвенное регулирование);

· прямое участие государства в инвестиционной деятельности.

Косвенное регулирование включает разнообразные методы и рычаги воздействия, стимулирующие развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия. Его задачей является приятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путём:

· совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

· установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

· защиты интересов инвесторов;

· предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землёй и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

· расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

· создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

· принятия антимонопольных мер;

· расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

· развития финансового лизинга в Российской Федерации;

· проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

· создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности заключается в осуществлении за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации капитальных вложений в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами, а также по предложениям Правительства и Президента РФ.

Конкретными формами такого участия являются:

· разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также проектов, финансируемых ха счёт федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

· формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счёт средств федерального бюджета;

· предоставление государственных гарантий на конкурсной основе за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

· размещение средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации на конкурсной основе на условиях срочности, платности и возвратности;

· закрепление в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые через определённый срок будут реализованы на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;

· проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством российской федерации;

· защита российских организаций от поставок морально устаревших и материалоёмких, энергоёмких и наукоёмких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

· разработка и утверждение стандартов (норм и правил) и осуществление контроля за их соблюдением;

· выпуск облигационных займов (гарантированных целевых займов);

· вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности.

Меры государственной инвестиционной политики в период начального периода рыночного реформирования были связаны в основном с комплексной программой стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономике России, бюджетом развития на период 1997-2000 гг., концепцией среднесрочной программы развития российской экономики на 1997-2000 гг.. «Структурная перестройка и экономический рост».

Основные направления государственной инвестиционной политики, изложенные в этих документах, включали:

- проведение децентрализации инвестиционного процесса, перенос центра тяжести на частные инвестиции, повышение роли собственных и привлечённых средств предприятий посредством проведения новой амортизационной политики, использования прибыли, вторичной эмиссии ценных бумаг, средств банков, институциональных инвесторов, населения;

- переход от безвозвратного финансирования предприятий к кредитованию их на платной и возвратной основе;

- усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направленных на инвестиции;

- сохранение роли государства как стратегического инвестора в области важнейших жизнеобеспечивающих производств, социальной сфере, общественно значимых объектов, не привлекательных для частных инвесторов;

- использование централизованных инвестиций на реализацию эффективных и быстро окупающихся проектов, расширение практики их долевого (государственного и частного) финансирования;

- стимулирование частных и иностранных инвестиций, совершенствование нормативной базы, предоставление гарантий и страхование инвестиций.

В соответствии с принятым курсом экономических реформ восстановление инвестиционного процесса должно было осуществляться при минимальной роли государства. В качестве основных предполагаемых источников рассматривались: возросшие возможности предприятий за счёт снижения налогового бремени и роста амортизационных отчислений, перелив кредита с рынка государственных обязательств в реальный сектор, мобилизация валютных сбережений населения, находящихся вне банковского оборота, приток иностранного частного капитала.

Между тем, на базе рыночных методов регулирования не удалось решить поставленные задачи, поскольку в российской экономике не сложились условия, позволяющие полностью отказаться от методов государственного воздействия. В российских условиях воздействие монетарных импульсов на производство не принесло ожидаемых результатов. Жёсткие рестрикционные меры в области денежно-кредитной политики, хотя и облегчили в определённой мере адаптацию предприятий к изменяющейся рыночной конъюнктуре, но обнаружили свою несостоятельность в плане структурной перестройки производства и экономического оживления. Ухудшающееся финансовое состояние предприятий препятствовало с одной стороны, направлению собственных средств (прибыли и амортизации) на инвестиционные цели, а с другой - привлечению ресурсов фондового и кредитного рынков.

Не были созданы макроэкономические предпосылки для мобилизации сбережений населения в форме иностранной наличной валюты, притока отечественного и иностранного частного капитала в реальный сектор экономики. В результате проводимой политики покрытия дефицита государственного бюджета путём расширяющей эмиссии государственных обязательств накопление государственного долга и повышение стоимости его обслуживания вело к прогрессирующему сокращению возможностей бюджетного финансирования, которое усугублялось ростом напряжённости в бюджетно-налоговой сфере в условиях жёсткой фискальной политики и деформации платёжной системы.

В поисках выхода из создавшейся ситуации осуществлялось постоянное урезание бюджетных расходов. Сокращение доходной части бюджета вело к перенапряжённости и неупорядоченности государственного финансирования, необеспеченности финансовыми ресурсами запланированных инвестиционных расходов, хроническому невыполнению федеральных инвестиционных программ.

Государственное финансирование инвестиционной деятельности было практически свёрнуто, между тем масштабы частного инвестирования не смогли компенсировать снижение государственных инвестиций. При повышении доли частных инвестиций в общем объёме источников финансирования (по формам собственности) совокупные инвестиционные ресурсы резко сократились. Если сокращение бюджетной поддержки производства по внешним признакам согласуется с сущностью рыночных преобразований, то почти полный отказ от государственного инвестирования противоречит закономерностям развития рыночной экономики.

С целью корректировки курса экономических реформ и решения задач выхода страны из острого экономического кризиса в ноябре 1998 г. Был принят совместный документ «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране», который исходил из необходимости усиления вмешательства государства в экономику, в том числе и её инвестиционную сферу. В нём предусмотрено повышение организующей роли государства в обеспечении повышения эффективности производства за счёт объединения «проблемных» организаций в крупные корпорации, в том числе с государственным участием, и оказания поддержки развитию мелкого и среднего бизнеса, создания конкурентной среды. Данный документ содержал ряд новых подходов к решению проблем оздоровления государственных финансов, банковской системы, восстановления рыночных механизмов реального сектора экономики, снижения налогового бремени, стимулирования экспорта, инвестиционной к инновационной активности, защиты внутреннего рынка, повышения эффективности управления государственным имуществом.

Были определены приоритеты программ развития, через которые должна реализовываться государственная структурная и производственная политика:

- наращивание производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой бюджетной активностью, обеспечивающих товарное наполнение потребительского рынка;

- поддержка наукоёмких отраслей и высоких технологий, отраслей с высокой степенью обработки продукции, в том числе на базе развития кооперационных связей с иностранными компаниями;

- производство конкурентоспособной машиностроительной продукции как основы технической реконструкции экономики;

- сохранение и увеличение занятости населения.

Однако реализация данных подходов осложнялась сохранением существующих экономических условий; преодоление же сложившихся экономических проблем требовало использования действенных механизмов мобилизации ресурсов и инвестиционного роста.

Так продолжалось сокращение государственных инвестиций и уменьшение доли средств, выделяемых на финансирование государственной инвестиционной программы. Не получили государственной поддержки инвестиционные программы конверсии оборотной промышленности, а также большая часть объектов производственных комплексов. Было приостановлено выполнение большинства федеральных целевых программ. Сокращение инвестиционных расходов осуществлялось без детального анализа различных инвестиционных программ и их оценки с позиций соответствия приоритетным направлениям экономического роста.


© 2010 Рефераты