p align="left">В зависимости от того, какой тип инфляции преобладает в стране на определенном этапе развития, используется тот или иной комплекс мер регулирования. Если инфляция спроса, то решающее значение приобретают меры по ограничению последнего (прежде всего использование инструментов денежной, валютной, кредитной, бюджетной политики). При преимущественном значении инфляции издержек особую значимость приобретают меры по ограничению заработной платы (проведение в рамках социальной политики взвешенной политики доходов населения), сдерживанию роста цен на энергию, сырье, материалы, оборудование (в этом случае на первый план выдвигаются средства антимонопольной, структурной, ценовой политики; внешнеторговой политики - при большом удельном весе импортных факторов производства).
В зависимости от вида инфляции значимость ее регулирования идет по ниспадающей: устранение гиперинфляции - преодоление галопирующей инфляции - ограничение ползучей инфляции. Наибольшую опасность для самого существования социально-экономической системы представляет гиперинфляция. Если ее не удается устранить средствами макроэкономической политики, то приходится прибегать к чрезвычайному методу регулирования инфляции - денежной реформе в форме нулификации, деноминации, т.е. аннулирования старой и введения новой валюты. Например, во Франции денежная масса за 1945-1955 гг. возросла более чем на 2 трлн. франков. В 1960 г. правительство было вынуждено провести деноминацию: 100 «старых» франков были приравнены к 1 «новому» франку.
В Российской Федерации деноминация была проведена с 1 января 1998 г. Нарицательная стоимость рубля была уменьшена в 1000 раз. Целями деноминации были заявлены: а) укрепление российской национальной валюты; б) стимулирование притока капитала в сферу производства товаров и услуг, рост производственных инвестиций; в) полное погашение инфляционных ожиданий в экономике; г) совершенствование денежного обращения в стране; д) упрощение учета и расчетов в хозяйстве. Последующие события (девальвация рубля в августе 1998 г.) и достаточно высокие показатели уровня инфляции в 1998-2001 гг. наглядно продемонстрировали, что эти цели не были реализованы.
Учет форм инфляции при ее регулировании означает необходимость системности и комплексности в использовании разных видов макроэкономической политики.
Конкретными, специально разработанными методами регулирования инфляции являются: политика доходов; политика «дорогих денег»; политика налогового стимулирования производства; политика замедления скорости обращения денег.
Политика доходов предполагает «замораживание» заработной платы или определение пределов ее роста. Такая фиксация заработной платы ограничивает спрос на потребительские товары. Однако данная политика неэффективна- с отменой фиксации цены вновь растут.
Здесь уместно провести аналогию. Как показания термометра («жар») свидетельствуют о заболевании человека, так и проявления инфляции лишь свидетельство неблагоприятного состояния денежного обращения, экономики, финансов, кредита, социально-политической сферы. С помощью антибиотиков можно достаточно быстро «сбить» температуру, но болезнь еще будет продолжаться. Так и фиксация заработной платы - лишь иллюзорное устранение проявлений инфляции, но не преодоление ее причин.
Политика «дорогих денег» - это ограничение денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы («сжатие» денежной массы через повышение процентной ставки, усиление тяжести налогообложения, снижение государственных расходов). Такая политика достаточно действенна в том смысле, что происходит структурная перестройка экономики. Предприятия, имеющие малую рентабельность, не выдерживают налогового пресса, не могут возвратить дорогие банковские кредиты (поэтому их не получают), останавливают производство и подводятся к банкротству. В экономике остаются лишь те фирмы, которые отвечают сложившимся рыночным условиям. Через определенное время вместо старых обанкротившихся предприятий возникают новые конкурентоспособные структуры.
При действенности этого метода регулирования инфляции он вызывает экономический спад (по меньшей мере стагнацию, замедление экономического роста), увеличение безработицы, падение жизненного уровня. Данный метод регулирования инфляции порождает противоречие между результатом и его «ценой». Нормализация денежного обращения достигается за счет ухудшения положения дел в экономической и социальной сферах.
Продолжая ранее приведенную аналогию, можно сказать, что «лечение» инфляции через проведение политики «дорогих денег» столь болезненно для пациента (социально-экономического организма), что угрожает его жизни, хотя в конечном счете исцеляет его от данного заболевания.
Политика налогового стимулирования производства включает меры как по прямому стимулированию бизнеса путем значительного снижения налогов, налагаемых на предприятия, так и по косвенному стимулированию сбережений физических лиц (снижение налогов с населения). Методологическая основа данного способа регулирования инфляции - неоклассическая теория «экономики предложения».
Политика замедления скорости обращения денег. Рост денежной массы не ведет к инфляции, если он сочетается с замедлением скорости оборота денег, которое, в свою очередь, происходит при инвестициях и реальный сектор экономики. В 1930-е гг. США выходили из Великой депрессии путем инвестиций в дорожное строительство и в развитие отдельных регионов, т.е. путем замедления оборота денег. Этот метод регулирования инфляции был эффективно использован в послевоенной Западной Европе, в Японии и в других странах. Для России проблема также заключается нев том, чтобы не допустить кредитной эмиссии, а в использовании остро необходимых кредитных средств для увеличения капитальных вложений в подъем экономики, а также для кредитования оборотных средств.
2. Анализ инфляционных процессов для стран с развивающейсяэкономикой на примере Российской Федерации
2.1 Причины инфляции и роста цен в России
В настоящее время инфляция - одна из самых острых тем не только в России, но и за рубежом. Но в то время как мировое сообщество переживает спад инфляции, в России этот показатель до сих пор составляет двузначное число. Более того, прогнозы по инфляции на конец года сильно различаются, что затрудняет экономическое планирование.
В развитых странах, остро страдающих от финансового кризиса, единственной отрадой для потребителей в текущей ситуации стало снижение темпов роста цен, а местами и дефляция (снижение цен).
Так, согласно недавним заявлениям руководителя Европейского Центробанка Жан-Клода Трише, инфляционное давление в еврозоне падает, а к середине текущего года может быть зафиксировано снижение потребительских цен. В марте этого года инфляция в еврозоне уже замедлилась до 0.6% в годовом исчислении. Это самое низкое значение инфляции за все время существования евро. В феврале уровень инфляции в еврозоне составлял 1.2%.
У виновника кризиса - США - инфляция также резко замедлилась. Потребительские цены в США с января 2008 по январь 2009 вообще не изменились.
Дефляция, конечно, явление весьма опасное. Она снижает прибыли и усложняет выплату долгов. Нашей стране дефляция не грозит. В России даже кризис спроса не привел к существенному снижению темпов роста цен. В 2008 г. инфляция составила 13,3%, а что будет в этом году - предсказать практически невозможно. Существующие прогнозы (как официальные, так и частные) поражают разбросом ожиданий (Прил. 1).
Так, первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев высказывается за то, что инфляция в России по итогам года может быть ниже 12%. Несколькими днями ранее помощник президента РФ Аркадий Дворкович озвучил прогноз, что инфляция в России в 2009 г. составит 13-14%.
Примерно такого же мнения придерживается Центробанк. 25 марта ЦБ сообщил, что не будет пересматривать прогноз по инфляции на 2009 г., оставив его на уровне 13%.
Однако некоторые зарубежные институты говорят о значительно меньших цифрах. Например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в конце марта опубликовала отчет, в котором прогнозировала, что инфляция в этом году в России составит всего 8%, а в 2010 г. вообще упадет до 6%.
В 2009 г. инфляция в России может составить порядка 15-17%, а ожидаемый уровень экономического спада будет равен 2%. Такое заявление сделал аналитик международного рейтингового агентства Standard & Poor's Феликс Эйгель. По словам эксперта экономика страны начнет восстанавливаться только спустя год: в 2010 г. ВВП должен немного вырасти, после чего экономика войдет в период постепенного восстановления.
Возникает вопрос, что же действительно влияет на инфляцию в России? Аналитик Rye, Man and Gor Securities назвал три версии причин высокой инфляции в России. Согласно первой версии, рост цен вызван ростом тарифов (в том числе на электроэнергию, на газ). По второй версии, ЦБ вообще не контролирует денежную массу. Рублевая масса в стране снизилась лишь потому, что многие «ушли в доллары». С учетом долларов, денежная масса в России не снизилась, а увеличилась. По третьей версии, российская экономика малоконкурентна, компании не заинтересованы в том, чтобы снижать цены.
Академик РАН Нигматулин Роберт Искандерович особое внимание уделил разбалансированности экономики, считая данный фактор существенным для контроля и снижения инфляции в России: «У нас, она [инфляция] происходит на фоне ослабления производительных сил. Я утверждаю, что у нас падает реальное производство». По его мнению, основными причинами являются: несбалансированная экономика, коррупция, монополизм. По словам Нигматулина, в 70-е годы существовал основной метод контроля за экономикой - межотраслевой баланс, который сейчас отсутствует. Основная идея сбалансированной экономики, уверен он, состоит в том, что зарплаты трудящихся должны соотноситься с ценами, то есть работающий «должен получать такую зарплату, чтобы по сбалансированным ценам оплатить электричество, квартиру, хлеб, транспорт».
В качестве критерия сбалансированности Нигматулин предлагает определить стоимость 1 л бензина. По его словам, «во всех странах в 3-4 раза килограмм хлеба дороже бензина. Сейчас у нас бензин стоит примерно 20 руб., значит, килограмм хлеба должен стоить столько, чтобы компенсировать затраты крестьянского труда, хлебопеков, тракторов-то есть, 80 руб. А он стоит, как литр бензина… Поездка в метро, в автобусе - это примерно два литра бензина. Минимальные заработные платы: куда бы вы не поехали, она - примерно 1000 литров бензина. Сравните, какая бы минимальная зарплата при нынешней цене бензина должна была бы быть у нас? 20 тыс. руб., что, конечно, фантастически!».
Балансирование экономики академик предлагает начать с балансирования внутренней цены бензина: «внутренняя цена никоим образом не должна подстраиваться под нынешней курс доллара к рублю». «Она должна считаться в рублях, а уже курс доллара должен соответственно по рыночным механизмам подстраиваться к этой цене», - считает он.
Президент Центра изучения постиндустриального общества Владислав Иноземцев остановился на такой особенности российской инфляции, как наиболее быстрое повышение цен самых общедоступных продуктов, товаров и услуг: «…быстрее всего дорожают продукты питания, дорожают коммунальные услуги, дорожают товары народного потребления. И наиболее дешевые из них, наиболее доступные, дорожают быстрее всего». Иноземцев утверждает, что политика целенаправленного быстрого удорожания осуществляется «осознано из-за желания государства получать импортные пошлины».
Поэтому, по его мнению, одной из причин высокой инфляции является «излишнее рвение нашей таможни, и четкое желание правительства извлекать значительную часть доходов и таможенных пошлин на самые широко используемые товары. На сегодняшний день таможня обеспечивает порядка 30% доходной части российского бюджета, в США - 0,15%. Этим все сказано».
Член Правления Института современного развития Гонтмахер Евгений Шлемович затронул социальный аспект инфляции. Он коснулся малого бизнеса, находящегося под прессом коррупции, считая, что если бы этот гнет был снят, то рост цен и их уровень были бы существенно ниже. Кроме того, он считает, что бизнес в России нестабилен, и предприниматель старается поскорее получить свои деньги.
«У нас на фоне высоких цен может получиться такая ситуация, когда в магазине будет мало людей, но предприниматель снижать цены не сможет, потому что его принуждают к этому издержки». «Получается заколдованный круг», - утверждает Гонтмахер.
Вопрос финансовой активности населения затронул президент группы «ЦИРКОН» Игорь Задорин. По его словам, самооценка материального положения населения не ухудшается, но изменился принципиальный взгляд на будущее: инфляция провоцирует спрос на повышение зарплаты. Кроме того, считает он, происходит «уменьшение сберегательного горизонта», то есть люди уже меньше планируют свою жизнь на долгие годы. Ощущая инфляцию, население предпочитает краткосрочные жизненные стратегии. Более того, подчеркнул Задорин, наблюдается «некоторое бегство от денег», которое из потребительских трат перешло в инвестирование (банки, депозиты), но с негативным оттенком: люди готовы к рисковым инвестициям, что может снова привести к возникновению финансовых пирамид.
Завкафедрой международных валютно-финансовых отношений ВШЭ профессор Владимир Евстигнеев высказал следующую точку зрения, что под инфляцией порой подразумевают совершенно разные механизмы. «Многие отождествляют это слово с ростом цен, - заметил он, - в то время как рост цен может иметь иную природу».
Инфляция - это переполнение каналов денежного обращения. В строгом смысле слова, инфляция - это рост цен, обусловленный дешевизной денег и эмиссионной деятельностью ЦБ. И именно с этой классической инфляцией борется наше Министерство финансов во главе с Алексеем Кудриным, пояснил профессор Владимир Евстигнеев.
Однако в настоящее время в России рост цен лишь в малой степени обусловлен эмиссионной деятельностью Центрального Банка.
Рост цен, который некорректно отождествляют с инфляцией, в России имеет другую природу. Он обусловлен институциональной структурой нашей экономики. А именно, «засильем олигополистов, в некоторых случаях монополистов, особенно с государственным участием», - считает Владимир Евстигнеев.
Угроза роста цен в России обусловлена «порочной практикой создания громадных корпораций с госучастием», - подчеркнул профессор ВШЭ. Обилие громоздких концернов вредно с точки зрения прогресса, так как они склонны к консерватизму. «Практика по созданию исторически устаревших монстров» приводит к таким ситуациям, какую в России наблюдали этой осенью. Удешевление нефти не приводило к удешевлению бензина на российских газозаправках в отличие от американских», - заметил Владимир Евстигнеев. «Я настаиваю, что угроза роста цен в России имеет не денежную природу, а структурно институциональную», - подчеркнул наш собеседник. По его словам, в этом смысле мы еще не избавились от олигополистической структуры, унаследованной от СССР.
Однако основной причиной инфляции в России аналитик Rye, Man and Gor Securities назвал все-таки цену нефти. Чем выше цена нефти, тем меньше перспективы падения рубля. Чем ниже цены на нефть, тем очевиднее, что рубль упадет, подчеркнул Сергей Перминов.
2.2 Инфляция и риски для кредитоспособности стран с развивающейся экономикой
Резкое повышение инфляции, которое наблюдается в странах с развивающейся экономикой с середины 2007 г., увеличивает вероятность длительной нестабильности цен. В начале этого десятилетия снижение инфляции на развивающихся рынках сыграло важную роль в улучшении кредитоспособности стран региона. Инфляция воздействует на различные аспекты кредитоспособности стран с развивающейся экономикой. Наиболее прямое влияние оказывается за счет воздействия на общую макроэкономическую стабильность и экономический рост.
Особенно большое значение имеют два аспекта влияния макроэкономической нестабильности на кредитоспособность: это валютные риски и банковские кризисы.
Многие государственные долговые кризисы с середины 1990-х гг. были связаны с несостоятельностью валютного режима, предусматривающего привязку курса национальной валюты или жесткое управление валютным курсом. Такая несостоятельность, как правило, обусловлена непоследовательной макроэкономической политикой, не способной обеспечить продолжительный неинфляционный рост экономики на фоне различных резких изменений. Валютные кризисы могут быть губительны для государственных финансов и банковского сектора и приведут к расходованию средств государственных валютных резервов, так как власти попытаются ограничить снижение курса национальной валюты.
Банковскому кризису часто предшествует период макроэкономического дисбаланса, связанный с быстрым ростом кредитования, наличием «мыльного пузыря цен на активы и укреплением реального валютного курса. Высокая инфляция вызывает укрепление реального валютного курса, что потенциально приводит к ослаблению платежного баланса.
Сохранение в течение длительного времени высокой инфляции может привести к более высокой индексации и долларизации, когда использование национальной валюты в качестве средства накопления сокращается. Большой объем депозитов в иностранной валюте в стране может стать причиной оттока иностранных активов банковской системы и «бегства» капитала при кризисе. Долларизация и индексация снижают эффективность кредитно-денежной политики и ограничивают гибкость реальной заработной платы. Страны, в структуре долга которых основное место занимает долгосрочный долг в национальной валюте с фиксированной ставкой, в целом пользуются преимуществами за счет инфляции (так как реальная стоимость долга снижается). Однако гораздо в большей степени такая ситуация характерна для структуры госдолга стран с развитой, а не развивающейся экономикой. Многие развивающиеся рынки в прошлом прошли через попытки снизить долговую нагрузку за счет инфляции.
Недавнее смещение акцента на развивающихся рынках на выпуск долговых обязательств в национальной валюте (преодолениестарых убеждений) может подвергнутьсянегативному влиянию со стороны высокой и волатильной инфляции, что будет способствовать потере доверия к кредитно-денежной политике. Международные инвесторы, вкладывающие средства на развивающихся рынках в инструменты в национальной валюте, вероятно, будут гораздо больше внимания уделять волатильности инфляции и процентных ставок, чем инвесторы, которые предпочли инструменты, номинированные в твердой валюте. Если инфляция выйдет из-под контроля, это может привести к распродаже активов на внутренних рынках и ухудшению платежного баланса, так как начнется отток средств иностранных инвесторов. В стране может наблюдаться снижение активности как иностранных, так и внутренних инвесторов, вложивших средства в более длинные долговые обязательства, номинированные в национальной валюте, что обусловит рост краткосрочных заимствований, а также повышение риска рефинансирования и процентного риска для госфинансов. Кроме того, в странах с развивающейся экономикой может повыситься рыночный риск, если по мере роста процентных ставок на внутреннем рынке будет проводиться больше заимствований в иностранной валюте.
В более долгосрочной перспективе высокая и неустойчивая инфляция также оказывает отрицательное влияние на потенциал экономического роста, так как искажает бизнес-планы и инвестиционные решения и накладывает на домохозяйства издержки, связанные с их попытками оградить свои средства от инфляции, включая сокращение наличных сбережений, а на компании - издержки, связанные с обновлением прайс-листов и т.п. при изменении цен. Возможен рост реальных долгосрочных процентных ставок, если держатели облигаций начнут требовать премию в качестве защиты от инфляционной неопределенности, в то время как высокие номинальные процентные ставки, необходимые в среде с высокой инфляцией, приведут к увеличению минимальной доходности, ожидаемой от инвестиций. Помимо этого, высокая инфляция может исказить ценовые сигналы и привести к неправильному распределению ресурсов и стимулировать инвестиции в реальные активы как средство защиты против инфляции.
Наконец, последствия инфляции могут создать политическое и социальное давление. Неожиданная инфляция вызывает произвольное перераспределение дохода от тех, кто предпочитает накапливать средства, к заемщикам. Население с невысоким доходом, как правило, имеет меньше возможностей защитить себя от роста цен, особенно при повышении цен на продукты питания, и жители городов с низким доходом больше всего страдают от такой инфляции, что может создавать риски политической нестабильности. Недавние инфляционные шоки уже вызывали социальные волнения во многих странах в связи с ростом цен на продукты питания.
В 2007 году в большинстве стран с развивающейся экономикой отмечался резкий рост инфляции. В 20 крупнейших странах с развивающейся экономикой она повысилась с 4,5% в марте 2007 г. до 6,9% в марте 2008 г. В результате инфляция в таких странах вернулась на уровни 2002 г., сведя на нет 5 лет ее снижения. С начала 2007 г. годовой показатель инфляции ИПЦ повысился в 58 из 67 стран с развивающейся экономикой, наиболее высокие темпы роста отмечаются в странах СНГ, на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Сила инфляционного давления на развивающихся рынках и тот факт, что инфляция также повышается в странах Большой семерки, указывают на влияние общемировых факторов, обусловливающих рост цен. По данным МВФ, в I кв. 2008 года мировые цены (в долларах США) на энергоносители и продукты питания повысились на 65 и 43% соответственно.
Обусловленные фундаментальными экономическими факторами инфляционные сложности, с которыми сталкиваются страны с развивающейся экономикой, можно подразделить на две категории. Прежде всего, ряд стран, включая несколько европейских стран с развивающейся экономикой, в течение последних 2-3 лет сталкиваются с сочетанием сильного притока капитала, быстрого роста объемов кредитования и внутреннего спроса, сокращения предложения на рынке рабочей силы и увеличением дефицита счета текущих операций.
Во-вторых, во многих странах, являющихся экспортерами сырьевых товаров, включая государства - члены Совета по сотрудничеству стран Персидского залива и Россию, наблюдается увеличение экспортных доходов, которое способствует росту валютных резервов, так как обменному курсу не позволяется расти в той мере, как это диктует рынок. Воздействие увеличения валютных резервов на внутреннюю денежную массу во многих случаях не компенсируется стерилизационными мерами, отчасти отражая отсутствие подходящие финансовых инструментов и недостаточную глубину рынков капитала. Такая ситуация стимулирует рост объемов внутреннего кредитования. Кроме того, часть дополнительных налоговых поступлений, обусловленных более высокими доходами от экспорта сырьевых товаров, расходуется внутри страны, о чем свидетельствует увеличение дефицита ненефтяного бюджета, и это также способствует усилению давления, связанного с перегревом экономики.
Кредитно-денежная политика в странах с развивающейся экономикой с начала десятилетия претерпевает изменения. Наблюдается увеличение официального или фактического использования режимов инфляционного таргетирования, а также, в последние несколько лет, возобновление применения фиксированной привязки обменного курса. Такие меры вводились при благоприятных условиях глобальной дефляции, однако сейчас сталкиваются с первым реальным испытанием на фоне более сложной инфляционной ситуации в мире.
С учетом перечисленных рисков был разработан комплекс показателей, чтобы попытаться измерить степень, в которой страны являются уязвимыми к резким инфляционным изменениям, приводящим к более широкой макроэкономической нестабильности.
Для формирования индекса использовались 8 равновесных индикаторов.
Темпы инфляции -процентное изменение инфляции ИПЦ за 12 мес. по апрель 2008 г. (или по последнюю имеющуюся дату).
Волатильность инфляции - среднеквадратическое отклонение годовых темпов инфляции ИПЦ в 1995-2007 гг.
Сальдо счета текущих операций как процент от ВВП в 2007г. используется в качестве показателя давления, обусловленного перегревом экономики страны, на что указывает разрыв между внутренними сбережениями и инвестициями, хотя данный показатель также будет отражать воздействие на условия торговли цен на сырьевые товары.
Кредитование частного сектора (% от ВВП в 2007г.), относительно тенденции.
Реальные краткосрочные ставки рефинансирования -номинальные процентные ставки за вычетом последнего показателя темпов инфляции ИПЦ.
Изменение индекса кредитно-денежной конъюнктуры с середины 2007г. Данный индекс сформирован на основании изменения номинальных краткосрочных процентных ставок (в процентных пунктах) плюс умноженное на 0,5 увеличение номинального эффективного обменного курса. Номинальный эффективный обменный курс рассчитан на основе изменения обменного курса относительно 20 крупнейших торговых партнеров, взвешенного по доле экспорта.
Внутренний государственный долг как процент от ВВП служит показателем риска того, что более высокая инфляция может оказать негативное воздействие на отношение зарубежных и внутренних инвесторов к внутреннему рынку облигаций и отражает уязвимость государственных финансов к резким изменениям внутренних процентных ставок.
По каждому из этих индивидуальных индикаторов былисозданы рэнкинговые списки имеющих рейтинги суверенных эмитентов с развивающихся рынков (с позициями от 1 до 73, при этом номер 1 указывает на наиболее высокую уязвимость), а также объединенный список, обобщающий позиции стран по всем 8 индикаторам.
5 из 10 наиболее уязвимых стран - это европейские страны с развивающейся экономикой, в том числе страны СНГ, Балтии и Балкан. Украина имеет самый неблагоприятный суммарный показатель в регионе, что отражает инфляционную динамику и проводимую кредитно-денежную политику. Россия, очевидно, является наиболее уязвимой среди стран БРИК. В число 25 наиболее уязвимых стран входят Кения и ЮАР. Что касается стран из других регионов, то невысокие показатели имеет Египет, что отражает высокие темпы инфляции, мягкую кредитно-денежную политику и значительный объем внутренней государственного долга.
2.3 Перспективные направления антиинфляционной политики в России
В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития (2007-2009 гг.) в сторону усиления факторов инновационного развития, значительного увеличения инвестиционной активности.
В отличие от предыдущей модели развития, основанной на природных ресурсах, сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение конкурентоспособности, улучшение инвестиционного климата, повышение энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики.
Одним из условий реализации этих важнейших задач является стабилизация рубля. С этой целью Правительство Российской Федерации впервые утвердило комплекс антиинфляционных мер, которые выгодно отличаются от ранее применявшихся разрозненных методов воздействия на инфляционный процесс.
В утвержденном Правительством комплексе антиинфляционных мер сделан акцент на первоочередных направлениях регулирования инфляции. Из пяти направлений три предусматривают воздействие на ценообразование.
Во-первых, предусмотрено ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов (Прил. 3).
Во-вторых, намечены меры по снижению темпа роста цен на горюче-смазочные материалы. В их числе: стимулирование конкуренции, в частности, путем организации биржевой торговли, снижение налоговой нагрузки и стимулирование технологического обновления нефтяной отрасли.
В-третьих, прогнозируется замедление роста цен на продовольственные товары, и чтобы он не превышал общий темп инфляции, предусмотрено стимулирование роста предложения этих товаров и доступа крестьянских и фермерских хозяйств на рынки, совершенствование регулирования импорта сельскохозяйственной продукции.
Перечисленные меры воздействия на ценообразование - самое трудное направление регулирования инфляции. Конечно, неправомерно отождествлять с инфляцией всякий рост цен, возникающий независимо от влияния избытка денег в обращении.
При вступлении России в качественно новую фазу инновационного развития для снижения темпа инфляции на основе долгосрочной комплексной программы необходимо формирование соответствующих макроэкономических условий. В их числе:
* проведение предусмотренных радикальных реформ по модернизации экономики, социальной сферы, государства в целях повышения конкурентоспособности России в условиях вступления во Внешне торговые отношения;
* снижение зависимости экономического роста и инфляции от внешних факторов, неустойчивой конъюнктуры мировых рынков;
* увеличение инвестиций в производственные технологии, человеческий капитал, инфраструктуру в целях модернизации экономики, в том числе экспортных и несырьевых отраслей;
* активное противостояние коррупции и теневой экономики, которая, по оценкам Российского комитета статистики и министерства внутренних дел, контролирует от 25 до 50% ВВП соответственно. Декриминализация позволит увеличить производство на 20% 2;
* сдерживание «бегства» капитала за рубеж, которое продолжается, хотя и в меньших масштабах;
* дальнейшее совершенствование законодательства, преодоление его противоречивости, бессистемности, а также ужесточение контроля за исполнением законов. На рынках должен царить закон, а не монополии, мафия, коррупция;
* повышение качества экономической политики с учетом предыдущих ошибок, усиление ее предсказуемости, которая, по оценке Всемирного банка, может увеличить вероятность новых инвестиций на 30%;
* восстановление доверия в российском обществе - к властным структурам, банкам, корпорациям, рублю, так как оно влияет на мотивацию сделок, трансакционные издержки, инициативы участников рыночной экономики.
В дополнение к утвержденному Правительством комплексу антиинфляционных мер необходимо регулирование повышения заработной платы и доходов, превышающих рост производительности труда в стране. В России эта тенденция стала глобальной, но проявляется дифференцированно. Депутаты Государственной думы добились оплаты своего труда на уровне министров, независимо от качества работы. Резко возросла заработная плата руководящих работников министерств под предлогом борьбы с коррупцией, хотя нет предела алчности беспринципных людей. И масштабы подкупа и продажности чиновников не уменьшаются. Вместе с тем повышение бюджетной заработной платы и пенсий крайне незначительно. Инфляционным фактором являются теневая заработная плата, нелегальные заработки иммигрантов, по которым не платят налоги.
Таким образом, наряду с утвержденным Правительством Российской Федерации комплексом антиинфляционных мер необходима долгосрочная комплексная программа снижения темпа инфляции на основе воспроизводственного и системного подхода с учетом ее многофакторности. Эта программа должна базироваться на методах государственного и рыночного регулирования и принципе партнерства государства и бизнеса в целях разумного сочетания общенациональных и частнособственнических интересов.
Премьер-министр Российской Федерации Виктор Зубков напомнил, что при кабинете министров создана специальная рабочая группа во главе с вице-премьером - главой Минфина Алексеем Кудриным, которая займется выработкой мер по снижению инфляции. Ей предстоит сформировать единый подход к всестороннему анализу инфляционных процессов, оценить влияние на эти процессы внешних и внутренних факторов. Зубков подчеркнул, что речь идет о решении проблемы разобщенности подходов министерств и ведомств к антиинфляционным мерам.
Кроме того, Зубков отметил, что для сдерживания инфляции в России необходимо вести постоянную оценку и контроль притока капитала и осуществления внешних заимствований: «Важно стимулировать инвестиционный капитал, а спекулятивный, для которого характерен быстрый отток, - регулировать».
Заключение
В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается не просто следствием «злой воли» и непродуманных акций государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции (в различных его проявлениях) носит не случайный, а весьма устойчивый и практически неизбежный характер.
В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов.
В России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс с трудом поддается сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.
Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.
Список использованных источников
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Манускрипт, 2003 г.
2. Виноградов В.В. Экономика России. - М.: Юрист, 2001 г.
3. Гамза В.А. Инфляция в России: аналитические материалы. - Деньги и кредит, 2006 г. №9.
4. Иванов В.В. Деньги. Кредит. Банки. - М.: Проспект, 2006 г.
5. Коултон Б., Райли Д. Инфляция и риски для кредитоспособности стран с развивающейся экономикой. - РЦБ, 2008 г., №18.
6. Красавина Л.Н. Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России. - Деньги и кредит., 2006 г., №9.
7. Красавина Л.Н. Инфляция и экономический рост: теория и практика. - Деньги и кредит, 2006 г., №7.
8. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки. - М.: Кнорус, 2005 г.
9. Никитин С. Инфляция и инфляционная политика: зарубежный и отечественный опыт. - Мировая экономика и международные отношения, 2008 г. №4.
10. Погосов И.А. Инфляция в России: влияние на производство, прибыль, капитал. - ЭКО, 2008 г. №11.
11. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. - М.: Юнити, 2004 г.
12. revolution.allbest.ru
13. www.fundshub.ru
14. www.sunhome.ru
15. www.lenta.ru
16. www.cbr.ru
17. www.iguru.ru
Приложение 1
Показатели инфляции в России в 2000-2009 гг.
Текущий уровень инфляции в России в 2009 г.: 4,1%
· январь - 2,4%
· февраль - 1,7%
· март - 1,3%
Уровень инфляции в России в 2008 г.: 13,3%
· январь - 2,3%
· февраль - 1,2%
· март - 1,2%
· апрель - 1,4%
· май - 1,4%
· июнь - 1,0%
· июль - 0,5%
· август - 0,4%
· сентябрь - 0,8%
· октябрь - 0,9%
· ноябрь - 0,8%
· декабрь - 0,7%
Уровень инфляции в России в 2007 г.: 11,9%
· январь - 1,7%
· февраль - 1,1%
· март - 0,6%
· апрель - 0,6%
· май - 0,6%
· июнь - 0,6%
· июль - 1%
· август - 0,1%
· сентябрь - 0,8%
· октябрь - 1,6%
· ноябрь - 1,2%
· декабрь - 1,1%
Уровень инфляции в России в 2006 г.: 9,0%
· январь - 2,4%
· февраль - 1,7%
· март - 0,8%
· апрель - 0,4%
· май - 0,5%
· июнь - 0,3%
· июль - 0,7%
· август - 0,2%
· сентябрь - 0,1%
· октябрь - 0,3%
· ноябрь - 0,6%
· декабрь - 0,8%
Уровень инфляции в России в 2005 г.: 10,9%
· январь - 2,6%
· февраль - 1,2%
· март - 1,3%
· апрель - 1,1%
· май - 0,8%
· июнь - 0,6%
· июль - 0,5%
· август - минус 0,1% (дефляция)
· сентябрь - 0,3%
· октябрь - 0,6%
· ноябрь - 0,7%
· декабрь - 0,8%
Уровень инфляции в России в 2004 г.: 11,7%
· январь - 1,8%
· февраль - 1%
· март - 0,8%
· апрель - 1%
· май - 0,7%
· июнь - 0,8%
· июль - 0,9%
· август - 0,4%
· сентябрь - 0,4%
· октябрь - 1,1%
· ноябрь - 1,1%
· декабрь - 1,1%
Уровень инфляции в России в 2000-2003 гг.:
· 2003 год - 12,0%
· 2002 год - 15,1%
· 2001 год - 18,6%
· 2000 год - 20,2%
Приложение 2
Динамика темпа инфляции в 2000-2006 гг.
Приложение 3
Динамика регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и услуги ЖКХ в среднем по России (в %, за годовой период)
Приложение 4Денежная база, денежная масса и валютные резервыПриложение 5Темпы роста денежной базы в широком определении и денежной массы М2 и уровень снижения инфляцииБудучи сложным, многогранным явлением, инфляция может быть классифицирована с разных позиций.С точки зрения определяющих факторов инфляции выделяют два ее типа.К первой группе относятся факторы, вызывающие превышение спроса (денежной массы) над предложением (товарной массой), вследствие чего происходит нарушение требований законов денежного обращения. В результате формируется инфляция спроса.Логическая схема здесь следующая. Превышение спроса над предложением вызывает рост цен. Повышение цен при неизменных издержках обеспечивает рост прибыли и денежных доходов работников. Этот рост обусловливает следующий виток повышения спроса, что на новом уровне поднимает цены. Как правило, данный тип инфляции чаще всего наблюдается при полной занятости.Вторая группа объединяет факторы, которые ведут к первоначальному росту издержек (затраты на зарплату; затраты на материалы, энергию и т.д.) и цен товаров, поддерживаемому последующим подтягиванием денежной массы к их возросшему уровню. Возникает инфляция издержек.Логическая схема: рост цен на факторы производства (издержек производства) определяет сокращение товарного предложения и, соответственно, рост товарных цен. Повышение номинальной заработной платы однако не означает увеличения реальной заработной платы, поскольку цены растут быстрее. (Номинальная заработная плата - сумма денег, получаемая работником как следствие трудового участия в производственном процессе. Реальная заработная плата - масса потребительских товаров и услуг, которые могут быть приобретены за номинальную заработную плату). Увеличение заработной платы, наращивание затрат на сырье, комплектующие изделия, топливо, энергию и т.д. дают новый «толчок» росту издержек производства, который приводит к новому повышению цен. Если денежная масса быстро не увеличится, не адаптируется к возросшему уровню цен, то возникнут проблемы денежного оборота. Имеется опасность остановки производства, сокращения товарной массы.Инфляцию издержек может провоцировать так называемая инфляционная спираль цен и заработной платы. Рост заработной платы в результате пересмотра тарифного соглашения между наемными работниками и работодателями при определенных условиях выступает источником обострения инфляции издержек. Первоначально устанавливается новый уровень заработной платы на соответствующем сегменте рынка труда, затем происходит изменение общего уровня заработной платы в масштабе страны. Если этот процесс не уравновешивается противодействующими факторами, например, ростом производительности труда, то увеличение издержек на единицу продукции приводит к сокращению производства. При увеличивающемся спросе уменьшение предложения приводит к росту цен. Рост цен, в свою очередь, дает импульс к началу очередных переговоров работников с работодателями об изменениях в оплате труда. Таким образом, ситуация повторяется на новом уровне, на следующем витке спирали заработная плата - цена.Разновидностью инфляции издержек выступает инфляция предложения. Этот тип инфляции связан с недоиспользованием производственных мощностей предприятий, например, в связи с проведением технической реконструкции и модернизации основного капитала. Недоиспользование имеющегося основного капитала приводит к сокращению выпуска продукции, а значит, к уменьшению так называемого «эффекта масштаба». Последнее выражается в росте издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, который фирма готова предложить при существующем уровне цен. Если степень эластичности спроса по цене позволяет переложить повышенные издержки на потребителя, то одновременно может уменьшиться предложение товаров и увеличатся цены.Инфляция классифицируется в зависимости от темпов роста цен на три основных вида: ползучая, галопирующая и гиперинфляция.Ползучая (умеренная) инфляция со среднегодовыми темпами прироста потребительских цен до 10% характерна для промышленно развитых стран.Это признается неизбежным моментом нормального развития смешанной экономики и рассматривается в качестве фактора экономического роста.Галопирующая инфляция (прирост цен 10-50%) представляет собой скачкообразный рост цен, обусловленный резкими изменениями в объеме денежной массы или изменениями внешних факторов (например, радикальным повышением цен на импортируемые товары).Гиперинфляция - это инфляция с очень высоким темпом роста цен (в настоящее время Международный валютный фонд за гиперинфляцию принимает 50%-ный рост цен в месяц). Гиперинфляция - свидетельство глубокого кризиса экономики и сферы денежного обращения. Гиперинфляция порождает долларизацию национальной экономики, что связано с привилегированным положением доллара (или других сильных конвертируемых валют). Происходит массовое бегство капиталов из национальной экономики. На этом основании Международные стандарты финансовой отчетности определяют наличие гиперинфляции через следующие характеристики экономической обстановки рассматриваемого государства:а) население в целом предпочитает хранить свои сбережения в неденежной форме или в относительно стабильной иностранной валюте. Имеющиеся суммы в местной валюте немедленно инвестируются для сохранения покупательной способности;b) население в целом рассматривает денежные суммы не в местной валюте, а в относительно стабильной иностранной валюте. Цены могут указываться в этой иностранной валюте;c) продажи и покупки в кредит производятся по ценам, которые компенсируют предполагаемую потерю покупательной способности в течение срока кредита, даже если этот период непродолжителен;d) процентные ставки, заработная плата и цены связаны с индексом цен;e) совокупный рост инфляции за три года приближается или превосходит 100%.