Рефераты

Государственный финансовый контроль

Государственный финансовый контроль

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические и правовые основы государственного финансового контроля, осуществляемого в процессе исполнения федерального бюджета

1.1 Финансовый контроль, его сущность и роль в исполнении федерального бюджета

1.2 Формы, виды и методы финансового контроля

1.3 Полномочия органов, осуществляющих государственный финансовый контроль в Российской Федерации

ГЛАВА 2. Организация текущего контроля, осуществляемого органами федерального казначейства (на примере УФК по Калужской области)

2.1 Характеристика деятельности органов Федерального казначейства

2.2 Организация обслуживания лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства, и осуществление текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета

2.3 Анализ результатов деятельности УФК по Калужской области в части осуществления текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета распорядителями и получателями средств

ГЛАВА 3. Совершенствование государственного финансового контроля на современном этапе его развития

3.1 Мероприятия, проводимые по совершенствованию государственного финансового контроля в РФ

3.2 Внутренний контроль и аудит в органах Федерального казначейства

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы организации контроля за общественными финансами играют важнейшую роль в жизни любого государства, а хорошо отлаженная система контроля является неотъемлемой частью эффективно функционирующего демократического общества. Проблема повышения эффективности государственного финансового контроля в связи с объективной необходимостью вывода России на траекторию устойчивого роста становится одной из важнейших. От того, каким образом в обществе решен вопрос организации финансового контроля, во многом зависит то, какими путями, какими темпами будет осуществляться его развитие, как государство будет обеспечивать социально-экономическое благополучие своих граждан и многое другое. Актуальность темы выпускной квалификационной работы вызвана тем, что в последнее время в организации системы государственного финансового контроля прослеживается тенденция смещения акцента с последующего контроля в сторону предварительного и текущего, что отражено во многих законодательных актах и нормативных документах, регламентирующих бюджетную сферу, следовательно, основным мотивом осуществления контрольной деятельности становится предотвращение нарушений, связанных с незаконным, нецелевым и неэффективным расходованием средств федерального бюджета. Целесообразным становится эту тенденцию отследить, выявить закономерности в развитии системы государственного финансового контроля, существующие проблемы и возможные пути их решения. Также текущий контроль - это относительно новая форма государственного финансового контроля, что делает эту тему ещё более интересной и актуальной. Целью работы является изучение системы государственного контроля в целом и организации текущего контроля за расходованием средств федерального бюджета, осуществляемого органами Федерального казначейства в частности, а также предложение мероприятий по совершенствованию финансового контроля за исполнением федерального бюджета по расходованию средств.

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1 Изучить теоретические основы государственного финансового контроля;

2 Провести анализ результатов контрольных мероприятий, проводимых органами Федерального казначейства, при осуществлении текущего контроля;

3 Предложить мероприятия по совершенствованию финансового контроля за исполнением федерального бюджета по расходам.

Предметом исследования является организация текущего контроля за расходованием средств федерального бюджета.

Объектом исследования являются документы, отражающие деятельность органов Федерального казначейства в части осуществления контрольных мероприятий. Субъектом исследования является Управление Федерального казначейства по Калужской области.

Источниками информации при написании работы послужили: нормативные правовые акты РФ, труды отечественных авторов по ведению государственного финансового контроля, периодические издания по вопросу финансового контроля, отчётность Управления Федерального казначейства по Калужской области за период 2006 - 2008 годы. При написании работы были использованы следующие методы исследования: монографический, расчётно-конструктивный, аналитический, сравнительный.

По структуре дипломная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и изложена на 71 странице машинописного текста (не включая приложения). Работа содержит 2 рисунка, 8 приложений. Библиографический список составляет 52 литературных источника.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

1.1 Финансовый контроль, его сущность и роль в исполнении федерального бюджета

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках политики, принятой на каждом историческом этапе. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества, сфокусированная с помощью политико-правовых мер в государственном бюджете. Бюджет любой страны обеспечивает выполнение целей государственного управления, поэтому государственное управление, с финансовой точки зрения, и есть выполнение государственного бюджета, из задач которого может быть выведено понятие финансового контроля, осуществляющего проверку правильности исполнения государственного бюджета.

Финансовый контроль - это составная часть или специальная отрасль осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, регулирующая, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов граждан.

Среди учёных нет единства в трактовках понятия "государственный финансовый контроль". На этот счёт самые разные точки зрения.

В официальном документе Министерства финансов РФ государственному финансовому контролю даётся такое определение: "государственный финансовый контроль в РФ представляет собой систему мероприятий по контролю за соблюдением законодательных и других нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств".

По мнению Зыряновой Т.В. государственный финансовый контроль - это одна из важнейших функций государственного управления, которая направлена на вскрытие отклонений от принятых стандартов законности, целесообразности и эффективности управления финансовыми ресурсами и иной государственной собственностью, а при наличии таких отклонений - на своевременное принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер [41].

Овсянников Л.Н. считает, что "государственный финансовый контроль - это реализация права государства законными путями защищать свои финансовые интересы и финансовые интересы своих граждан через систему законодательных, организационных, административных и правоохранительных мер" [45]. Данное определение несёт в себе излишнюю обобщённость, имеет отвлечённый характер и не раскрывает деталей предмета исследования. Также это определение позволяет взглянуть на государственный финансовый контроль лишь с точки зрения права.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что государственный финансовый контроль следует рассматривать как одну из функций государственных органов, представляющую собой систему сбора и оценки информации о финансовых потоках объекта контроля в целях установления полноты и своевременности формирования, обоснованности распределения и эффективности использования общественных финансовых ресурсов, а также государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями.

Государственный финансовый контроль в РФ является формой государственного регулирования финансово-производственных отношений всех хозяйствующих субъектов, содействующей проведению в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защите финансовых интересов РФ. Будучи обязательным элементом управления общественной собственностью, "государственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения проведения в РФ единой финансовой, бюджетной, денежно-кредитной, налоговой, валютной и инвестиционной политики, обеспечения экономической безопасности и защиты финансовых интересов государства, а также его граждан и субъектов хозяйствования" [47, c.21].

Цель финансового контроля - это осуществление мероприятий, направленных на обеспечение полноты поступлений средств в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты государственных внебюджетных фондов, законности и правильности их расходования, сохранности и повышение эффективности использования государственной собственности, предотвращение финансовых нарушений в государственном и негосударственном секторах экономики и обеспечение экономической безопасности РФ.

Достижение цели государственного финансового контроля обеспечивается реализацией следующих основных задач:

- контроль за обоснованностью проектов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- контроль за соблюдением законодательства при формировании и исполнении федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджета государственных внебюджетных фондов;

- контроль за полнотой и своевременностью исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов РФ;

- контроль за правомерным, целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- контроль за законностью и эффективностью управления, использования и распоряжения государственной собственностью;

- контроль за соблюдением законности осуществления валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, исполнением международных финансовых обязательств РФ и состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ.

Система финансового контроля состоит из следующих элементов:

· Субъект контроля (кто контролирует);

· Объект контроля (кого контролируют);

· Предмет контроля (что контролируют);

· Метод контроля;

· Принятие решений по результатам контроля;

· Оценка эффективности контроля.

Перечисленные элементы системы финансового контроля составляют в совокупности механизм, который реализуется законодательными и нормативными правовыми актами.

Что касается принципов организации государственного финансового контроля, то эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ. Основными принципами осуществления государственного финансового контроля являются:

- законность;

- независимость;

- объективность;

- ответственность;

- гласность;

- системность.

Принцип законности означает точное соблюдение норм и правил, установленных действующим законодательством, всеми органами, осуществляющими финансовый контроль, и их должностными лицами.

Принцип независимости означает, что органы государственного финансового контроля независимы в части осуществления контрольно-ревизионной деятельности от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также от политических и иных общественных объединений.

Принцип объективности заключается в том, что государственный финансовый контроль осуществляется квалифицированными специалистками с использованием фактических документальных данных в установленном законодательством порядке, путём применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации.

Принцип ответственности означает, что к нарушителям финансового законодательства применяются меры правовой ответственности. Работники, осуществляющие государственный финансовый контроль, также несут ответственность за совершенные ими в области финансового контроля противоправные действия в соответствии с законодательством.

Принцип гласности означает открытость и доступность для общества и СМИ сведений о результатах контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, проведённых в рамках государственного финансового контроля при условии сохранения государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны.

Принцип системности означает единство правовых основ контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности, осуществляемой в рамках государственного финансового контроля, нормативно закреплённую организацию взаимодействия органов, осуществляющих государственный финансовый контроль, нормативно установленную периодичность его осуществления.

1.2 Формы, виды и методы государственного финансового контроля

Существуют различные подходы к классификации государственного финансового контроля. Государственный финансовый контроль осуществляется в различных сферах, в связи, с чем выделяют следующие виды контроля:

- бюджетный,

- налоговый,

- таможенный,

- денежно-кредитный.

Бюджетный (финансово-бюджетный), является одним из важнейших видов финансового контроля; обеспечивает:

- проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соответствующий год;

- выявление отклонений в ходе исполнения бюджета и финансовых нарушений в бюджетной сфере;

- контроль за правильностью осуществления бюджетного учёта.

Классификация государственного финансового контроля может осуществляться по признакам, представленным на Рисунке 1.

По отношению к ветвям государственной власти выделяют: контроль законодательных (представительных) органов государственной власти, как непосредственно (парламентский контроль), так и через специально созданные органы контроля (например, Счётная палата), президентский контроль и контроль, осуществляемый органами исполнительной власти.

В Российской Федерации парламентский контроль осуществляют палаты Федерального Собрания - Совет Федерации и Государственная Дума, которые образуют комитеты и комиссии (например, комитет по бюджету и налогам). В соответствии со статьёй 107 Конституции Российской Федерации, обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой законы по вопросам:

федерального бюджета;

федеральных налогов и сборов;

финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования;

денежной эмиссии.

Рис. 1. Виды государственного финансового контроля

По характеру компетенции выделяют:

- органы общей компетенции (например, Счётная палата Российской Федерации, Контрольное управление Президента Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, другие);

- органы отраслевой компетенции (Федеральная служба страхового надзора);

- органы межотраслевой компетенции (Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба).

Существует и другая классификация видов государственного финансового контроля:

- общегосударственный (парламентский и административный),

- ведомственный,

- специальный финансовый контроль.

Общегосударственный финансовый контроль направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции, а также специальными контрольными органами, основная функция которых - государственный финансовый контроль. Объектом этого контроля является прежде всего соблюдение финансового законодательства и финансовых интересов государства.

Ведомственный финансовый контроль - это внутренний контроль отдельных государственных ведомств. Его проводят специализированные подразделения, созданные внутри ведомств, - органы ведомственного финансового контроля. Объект этого контроля - производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, организаций и учреждений.

Специальный финансовый контроль (бюджетный, банковский, налоговый), осуществляемый Министерством финансов РФ, управлениями финансов субъектов РФ, Центральным банком РФ, а также главными управлениями Центрального банка РФ в субъектах РФ, Федеральной налоговой службой, Федеральной Таможенной службой и другими контролирующими органами.

Исходя из направления воздействия субъекта контроля на объект выделяют внешний и внутренний финансовый контроль. Под внешним по отношению к органам государственной власти понимают контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов государственной власти специально созданными контрольными органами (Счётная палата РФ). Под внутренним контролем понимают контроль, осуществляемый непосредственно в системе органов государственной власти, в том числе, органов исполнительной власти. Кроме того, в настоящее время в бюджетной сфере формируется механизм внутреннего контроля, который будет представлен во второй главе работы на примере органов Федерального казначейства.

Формы контроля различаются по следующим направлениям, представленным на Рисунке 2.

Рис. 2. Основные формы финансового контроля

Исходя из временного фактора, выделяют такие формы государственного финансового контроля, как предварительный, текущий и последующий контроль.

- Предварительный контроль - контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных операций, например в ходе обсуждения и утверждения проектов законов(решений о бюджете). Он имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства.

- Текущий (оперативный) контроль, проводится в момент совершения финансово-хозяйственных операций. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчётов.

- Последующий контроль, осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных операций, отличается более глубоким изучением объекта контроля.

Все три формы контроля по времени проведения органически взаимосвязаны, дополняют и зависят друг от друга.

Методика контроля - это совокупность методов контроля, используемых для конкретного случая. Важно правильно выбрать методический инструментарий контроля, учесть его адекватность предмету контроля, объективность, надёжность, ориентацию на комплексность, оперативность и качество контроля. В частности, для получения объективного результата целесообразно использование различных методик для контроля одной величины.

Среди методов финансового контроля используются: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдение, ревизии.

Проверки - единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определённом направлении или участке деятельности контролируемого объекта. В процессе проведения проверок на основе отчётной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

По объектам и средствам контроля, месту их нахождения (нахождения источника данных) проводятся:

- документальная проверка - проверка учётных и иных документов;

- автоматическая проверка - проверка на уровне специальных программных средств контроля над применением системы компьютерной обработки данных при проведении и учёте операций;

- фактическая (выездная) проверка - проверка документов, наличия денежных средств и материальных ценностей, компьютерных баз данных, проводимых процессов и операций по месту нахождения контролируемого объекта;

- камеральная проверка - проверка, проводимая по месту нахождения контролируемого органа на основе имеющегося массива данных и (или) документов и компьютерных баз данных, представленных контролируемым объектом.

По способу получения информации проводятся:

- выборочная проверка - проверка определённой совокупности документов, материальных ценностей, процессов и операций с целью на основе их изучения сделать вывод обо всей проверяемой совокупности;

- сплошная проверка - проверка всех без исключения документов, материальных ценностей, процессов и операций на конкретном участке или определённом направлении деятельности за определённый период.

По предмету контроля (направлению деятельности, участку, виду операций) или совокупности вопросов, подлежащих проверке, проводятся:

- тематическая (целевая) проверка - проверка определённой темы, определённого вида операций или их совокупности, участка или направления деятельности;

- комплексная проверка - проверка всех тем, видов операций, участков или направлений деятельности.

Обследование в отличие от проверок охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчётности с целью общей оценки результатов финансово деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны контролирующего органа за деятельностью учреждений с целью предотвращения негативных последствий, так например, неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки её законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Результативность финансового контроля может определяться эффективностью работы контролирующих органов. В общем случае эффективность деятельности определяется соотношением результатов контрольной деятельности - суммы выявленным финансовых нарушений, начисленных штрафов, пени и иных финансовых санкций, к сумме затрат на осуществление контрольной деятельности. Однако, данный показатель не всегда может точно охарактеризовать результативность работы контролирующего органа. Так, например, низкий уровень установленных нарушений и начисленных штрафов может свидетельствовать как о неудовлетворительном характере работы контролирующих органов, так и о высоком уровне профилактической работы по предотвращению финансовых нарушений (что в управленческой деятельности намного важнее).

1.3 Полномочия органов, осуществляющих государственный финансовый контроль в Российской Федерации

Сегодня в России центральная задача власти - последовательное укрепление государственности, совершенствование правовой базы реформ, чёткое распределение управленческих функций сверху донизу. В этих условиях закономерно возрастает роль органов государственного финансового контроля.

В Российской Федерации финансовый контроль согласно Бюджетному кодексу РФ осуществляют органы законодательной и исполнительной власти, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета и главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета.

Государственными органами федерального значения являются: Государственная Дума и Совет Федерации (законодательные органы), Счётная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство России, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Центральный банк России и др.

В Государственной Думе и в Совете Федерации созданы и работают различные комитеты и комиссии. Статья 265 Бюджетного кодекса РФ чётко указывает, какие формы контроля закреплены за законодательными органами: предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам; текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседании комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими вопросами; последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчётов об исполнении бюджетов.

Счётная палата РФ является по существу высшим органом государственного финансового контроля. В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Счётная палата образуется Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания страны для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета.

Согласно ФЗ от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счётной палате Российской Федерации" основными задачами Счётной палаты являются: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; определение эффективности или целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального бюджета.

Контрольное управление Президента РФ действует на основе Указа Президента РФ от 09.06 2004г. № 729, функциями которого являются контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительных власти.

Основными задачами этого органа являются: организация контроля и проверки деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и их руководителей; взаимодействие с указанными государственными органами при осуществлении контроля и проверки исполнения федеральных законов; контроль за реализацией общенациональных проектов; контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ; организация и проведение проверок и другие.

Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов РФ, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует её осуществление.

Министерство финансов РФ является федеральным органов исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, налоговой и валютной политики страны и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.

Министерство финансов России выполняет следующие контрольные функции: представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета; координирует политику федеральных органов исполнительной власти; участвует в разработке порядка и проведения контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности; осуществляет контроль за обеспечением платёжеспособности страховых организаций и надзор за их деятельностью; участвует в разработке единой политики в области аудита и организует контроль за качеством проведения аудиторских проверок; проводит ревизии.

Оно занимает особое место в системе общегосударственного финансового контроля и осуществляет координацию деятельности находящихся в его ведении федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федерального казначейства.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Российской Федерации в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утверждённым постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, которые создаёт, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке.

Основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются: проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" определены основные функции и полномочия Федеральной налоговой службы. Федеральная налоговая служба представляет собой единую централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящую в систему центральных органов государственного управления. Задачи: контроль за соблюдением налогового законодательства; проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством РФ.

Федеральная таможенная служба обеспечивает непосредственную реализацию задач в области таможенного дела и единообразное применение таможенного законодательства на территории всей страны.

На таможенные органы возложены следующие основные функции: таможенное оформление и таможенный контроль в целях ускорения товарооборота через таможенную границу РФ; взимание таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, проверка правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взиманию; обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров через границу; борьба с контрабандой и иными преступлениями административными правонарушениями в сфере таможенного дела; ведение таможенной статистики внешней торговли, а также осуществление международного сотрудничества в этой сфере.

Федеральное казначейство в соответствии с Положением "О Федеральном казначействе", утверждённым постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 703, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнение бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. На органы Казначейства возложено выполнение следующих задач в части в части финансового контроля: осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администрирование источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства.

Для выполнения возложенной на него задачи Федеральное казначейство концентрирует на своих счетах все платёжные операции федерального бюджета и осуществляет постоянный контроль на стадии, предшествующей расходованию средств, а именно Федеральное казначейство становится ответственным за оперативный контроль поступления и выделения бюджетных средств. При открытии лицевых счетов в органах Федерального казначейства значительно сокращается число фактов нецелевого использования средств бюджета, т.к. в ходе совершения финансовых операций осуществляется предварительный и текущий казначейский контроль. Важной частью контрольных функций органов Федерального казначейства является взаимодействие с различными контролирующими структурами - правоохранительными, налоговыми, финансовыми. Органами административного финансового контроля являются главные распорядители средств: федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов.

Все вышеперечисленные органы осуществляют внешний контроль. В настоящее время акцент финансового контроля сдвинут на внутренний контроль и внутренний аудит, который осуществляют главные распорядители, распорядители средств федерального бюджета.

Главный распорядитель средств федерального бюджета - это орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации. Главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Главный распорядитель бюджетных средств осуществляют контроль за: получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, представления отчётности, выполнения заданий по представлению государственных или муниципальных услуг; использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями таких средств, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность соответственно РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.

Главный распорядитель бюджетных средств готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчёт об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчёт о выполнении задания по предоставлению государственных и муниципальных услуг.

Распорядитель бюджетных средств - это орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за использованием бюджетных средств их подведомственными получателями.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять ведомственный финансовый контроль за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, внебюджетных фондов, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, правильностью ведения учёта и составления государственной отчётности.

В плане регулирования конкретных аспектов реализации полномочий контрольных органов стандартизации государственный финансовый контроль: закрепит такой порядок контроля, который обеспечит соблюдение его принципов и предохранит от предвзятости и субъективизма; позволит ясно очертить права и обязанности участников процедур контроля, что создаст предпосылки правовых гарантий соблюдения их интересов.

Стандартизация ГФК потребует соответствующей корректировки нормативной базы ГФК, а именно: принятия специального нормативно-правового акта о стандартизации; включения соответствующих статей о стандартизации, в том числе соответствующих указаний органам ГФК, в существующие нормативно-правовые акты в качестве изменений и дополнений.

Мировая практика показывает, что главное внимание высших органов государственного финансового контроля должно быть уделено контролю за деятельностью органов внутреннего контроля исполнительной власти, оценке показателей, положенных в основу властных решений. Для того, чтобы ГФК в Российской Федерации был действительно эффективным, необходимо проделать много преобразований.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ)

2.1 Характеристика деятельности органов федерального казначейства

В 90-е годы прошлого столетия в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения бюджета РФ, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств Указом Президента РФ от 08.12.1992 № 1556 была создана единая система органов федерального казначейства МФ РФ - Главное Управление Федерального Казначейства. В 2004 году в процессе проведения административной реформы в органах государственной власти Главное Управление Федерального Казначейства МФ РФ преобразовано в Федеральное казначейство.

В соответствии с постановлением Правительства от 1.12.2004 г. № 703 "О Федеральном казначействе" Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операции со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, нормативными правовыми актами РФ и др.

Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов РФ и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.

Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы доходов и расходов, счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Казначейство возглавляет руководитель Федерального казначейства, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ.

Бюджетные полномочия ФК определены статьёй 166.1 БК РФ и постановлением Правительства РФ от 1.12.2004 №703 "О Федеральном казначействе". Полномочия Федерального казначейства можно разделить на четыре группы:

1) правоустанавливающие:

- устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; устанавливает порядок открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.

2) операционно-платёжные:

- производит по законодательно установленным нормативам распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений в бюджеты бюджетной системы; открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учёту средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и устанавливает режим этих счетов в соответствии с Кодексом; осуществляет управление операциями со средствами на едином счёте федерального бюджета; осуществляет открытие и ведение лицевых счетов для учёта операций участников бюджетного процесса и другие.

3) учётные:

- получает от администраторов бюджетных средств бюджетную и финансовую отчётность об исполнении федерального бюджета; составляет и представляет в Минфин России бюджетную и финансовую отчётность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

4) контрольные:

- осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в Федеральном казначействе; осуществляет приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства.

За последние 15 лет произошли существенные изменения в развитии бюджетного процесса в Российской Федерации и в деятельности Федерального казначейства за этот период:

1. централизованы на едином казначейском счёте потоки доходов и расходов средств федерального бюджета, внедрён механизм эффективного управления данными средствами на едином счёте;

2. создана единая система кассового обслуживания бюджетов бюджетной системы РФ через органы ФК;

3. реализована принципиально новая система бюджетного учёта и финансовой отчётности, позволившая представить финансовую информацию об активах и обязательствах публично-правовых образований;

4. создана единая телекоммуникационная и информационная система органов Федерального казначейства, способствует эффективному и оперативному прохождению бюджетных средств;

5. создана единая система органов ФК, в которой работают профессионалы, творчески и ответственно подходящие к решению задач укрепления бюджетной системы России, целевого и эффективного использования бюджетных средств.

Действующая система органов Федерального казначейства представлена:

- центральным аппаратом (Федеральное казначейство - руководитель, 5 заместителей руководителя, 12 управлений);

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты