Государственный долг: понятие, структура, проблемы и пути их решения
p align="left">Если в результате этого владелец реструктурируемых бумаг становился инвестором аргентинской компании, получая по итогам аукциона право на покупку определенной доли акций данного предприятия, тогда проводилась независимая оценка, в ходе которой определялся уставный капитал (УК) компании. После чего инвестор получал соответствующую долю УК по установленной в результате экспертизы номинальной стоимости. В том случае, если инвестор был первичным держателем реструктурируемых бумаг, эта операция не облагалась налогом, а рассматривалась как досрочное погашение облигаций по дисконтированной цене, погашение же осуществлялось посредством акций. В противном случае взыскивался налог на прибыль, а налогооблагаемой базой при этом служила разница между ценой покупки облигаций на рынке и обменной стоимостью облигаций, определенной центральным банком (см. выше). Процесс приобретения акций на вторичном рынке также осуществлялся под контролем центрального банка по определяемым им ценам.
В ходе реализации этой программы за год было реструктурировано гособлигаций на сумму примерно 1.5 млрд. долл. Причем 50% инвесторов предпочли схему обмена на акции, 34% - инвестиционные проекты, остальные - использование средств на вторичном рынке акций.
Следует отметить, что наиболее активно разновидности схемы "облигации-акции" применялись на первом этапе приватизации, когда большинство предприятий находились в государственной собственности. По мере того как объем неприватизированной собственности сокращался, данная схема отходила на второй план: если во время первого пика реструктуризации госдолга в развивающихся странах в 1990 г. на долю этих операций пришлось порядка 30% от общей суммы сделок, то в ходе второго пика в 1993-1994 гг. - менее 4%.
Схема «выкуп».
Наиболее демократичной (рыночной) схемой реструктуризации госдолга, безусловно, является "выкуп". Технически эта схема предполагает два варианта реализации.
Первый из них заключается в том, что регулирующий финансовый орган государства обращается к держателям ценных бумаг с предложением о выкупе принадлежащих им облигаций по некоей фиксированной цене, при этом торги этими бумагами на некоторое время приостанавливаются. Как правило, это предложение сопровождает схему реструктуризации долга "облигации-облигации". Примером такого рода операций может служить предложение правительства Аргентины, сделанное им в сентябре 1997 г., о выкупе двух выпусков облигаций: Pro1 (номинированных в песо, купон - 3.69% годовых) и Pro2 (номинированных в долларах США, купон - одномесячный LIBOR), которые погашаются в 2007 г. Держатели этих бумаг могли либо поменять их на 30-летние валютные облигации с купонным доходом в 9.75% годовых, либо продать их по фиксированной цене.
Аргентина, предлагая подобный вариант досрочного погашения бумаг, получала известную фискальную прибыль: обмен инвесторами облигаций Pro1 и Pro2 на сумму, например, в 1 млрд. долл. для каждого выпуска привел бы к сокращению расходов федерального бюджета на следующие пять лет более чем на 400 млн. долл. Инвесторы, в свою очередь, могли получить более доходный - правда, и более "длинный" - финансовый инструмент, что, в принципе, отвечало настроениям инвесторов, склонных к долгосрочному инвестированию. К тому же держатели облигаций Pro1 могли при этом конвертировать ценные бумаги, номинированные в национальной валюте, в долговые обязательства, выраженные в долларах США. Помимо этого часть инвесторов, желавших покинуть рынок аргентинских облигаций, получали возможность сделать это в сжатые сроки без рыночного риска.
Второй вариант представляет собой так называемые операции монетарных властей на открытом рынке, когда регулирующие органы (через аффилированные структуры), пользуясь благоприятной рыночной ситуацией, покупают на вторичном рынке облигации. При этом они могут как фактически осуществлять их досрочное погашение, так и использовать их в дальнейшем с целью получения торговой прибыли. Однако эта практика не приветствуется международными кредиторами государств, особенно если она применяется в отношении долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, в связи с тем, что получаемые страной кредиты, как правило, ориентированы на поддержку реального сектора экономики, а не на проведение интервенций на рынке госдолга. В целом подобные операции, по мнению многих экспертов, нивелируют саму идею выпуска долговых обязательств и часто свидетельствуют о непродуманной экономической политике государства. Вместе с тем полностью отрицать необходимость такого рода методов регулирования рынка государственного долга также нельзя.
Схема «списание».
Еще одним вариантом реструктуризации государственной задолженности (в первую очередь внешней) является ее безвозмездное списание - частично или целиком. Подобная практика достаточно часто применяется, например, Парижским клубом кредиторов в отношении беднейших стран мира. Так, в ходе саммита "большой восьмерки" в Кельне в июне 1999 г. было принято решение о списании долгов беднейших стран на сумму 71 млрд. долл., которое теперь должно быть ратифицировано Всемирным банком и Международным валютным фондом.
Применение схемы "списание" промышленно развитыми странами объясняется не только соображениями политического характера (такого рода шаги, как правило, многократно повышают политический вес стран-доноров), но и чисто экономическими расчетами. Например, по данным группы Jubilee 2000 (основная цель которой - ускорение процесса списания долгов беднейших стран и повышение общего уровня жизни в них), такие страны, как Лаос, Замбия и Руанда, при наиболее благоприятном стечении обстоятельств смогут в обозримом будущем погасить лишь половину своей внешней задолженности, Эфиопия, Малави, Маврикий, Уганда, Мозамбик и Гвинея-Бисау - лишь треть ее. В этом свете списание долгов таких стран можно считать реальной переоценкой активов промышленно развитых государств.
Этот вариант предполагает достаточно жесткие условия отбора претендентов на списание долгов. Существует несколько критериев для указанной процедуры. Так, например, в соответствии с неаполитанскими соглашениями промышленно развитых стран мира, страна-кандидат на списание должна удовлетворять одному из следующих двух условий: ВВП на душу населения не превышает 500 долл. США в год, или отношение приведенной стоимости долга к ежегодному объему экспорта превышает 350%. Кроме того, в течение трех лет программа экономического развития таких стран должна быть согласована с МВФ и Парижским клубом кредиторов и их правительствам необходимо достигнуть консенсуса с основными кредиторами по вопросу реструктуризации иных категорий долга.
В случае выполнения всех этих условий государство может рассчитывать на списание 67% своей внешней задолженности.
В качестве других критериев рассматривается возможность использования следующих показателей: приведенная стоимость долга должна превышать 280% от налоговых сборов, отношение годового экспорта к ВВП должно превышать 40%, отношение налоговых сборов к ВВП - более 20%. Дополнительным условием, позволяющим рассматривать процедуру списания долга в ускоренном порядке, является ситуация на мировых товарных рынках. Так, если экономика страны в значительной степени зависит от экспорта двух или трех видов природных ресурсов и при этом их цены достигли исторических минимумов, то это государство может рассчитывать на определенное улучшение условий списания своей задолженности. Действие тех или иных факторов обусловливает вероятность уменьшения долгового бремени вплоть до 80% от его первоначального объема.
Вместе с тем процедура списания зачастую сталкивается с определенными препятствиями со стороны некоторых государств-кредиторов, не преследующих никаких глобальных политических интересов, - к таким странам относятся, например, Нидерланды, Скандинавские страны. Для данных государств в качестве основного приоритета выступает получение от проведения подобных акций максимальной экономической прибыли. Именно поэтому случай каждого государства досконально изучается, а процесс списания долга идет достаточно медленно.
На данный момент в числе претендентов на списание долга числятся преимущественно африканские (Нигер, Чад и т.д.), а также некоторые латиноамериканские (Никарагуа, Гондурас, Боливия) и азиатские (Вьетнам) страны.
В зависимости от величины отклонения фактических чистых платежей по внешнему долгу (ЧПВД) от полных платежей, соответствующих их официальному графику (ГП) - независимо от того, является ли он оригинальным или выработанным в результате реструктуризации, - можно выделить шесть вариантов управления внешним долгом, отличающихся друг от друга следующими характеристиками:
1. ЧПВД превышают платежи по графику;
2. ЧПВД равны платежам по графику;
3. ЧПВД меньше платежей по графику, но больше процентных платежей;
4. ЧПВД равны процентным платежам;
5. ЧПВД меньше процентных платежей, но больше нуля;
6. ЧПВД равны нулю или меньше нуля.
Нетрудно заметить, что критерием классификации в этом случае выступает удельный вес ЧПВД в полных платежах по внешнему долгу (ППВД). В первых двух вариантах ЧПВД совпадают с ППВД. При переходе к 3 и последующим вариантам управления долгом доля ЧПВД в ППВД последовательно снижается, становясь равной нулю (или отрицательной величиной) в 6 варианте. Одновременно с этим при переходе от 1 и 2 вариантов управления внешним долгом к 6 доля бюджетных доходов в источниках средств для проведения платежей снижается, а доля финансирования повышается.
Варианты управления внешним долгом в зависимости от величины фактических чистых платежей по внешнему долгу и их источников
Варианты
Отклонения фактических ЧПВД от платежей по графику (ПГ)
Источники средств для
Последствия для размеров номинального объема долга (НОД)
процентных платежей (ПП)
погашения основного долга (ПОД)
полных платежей по внешнему долгу (ППВД)
1
ЧПВД >ПП + ПОД
БД
БД
БД
Быстрое сокращение
2
ЧПВД =ПП+ ПОД
БД
БД
БД
Сокращение
3
ПП < ЧПВД <ПП+ ПОД
БД
БД, Ф
БД,Ф
Медленное сокращение
4
чпвд=пп
БД
Ф
БД,Ф
Стабилизация
5
0<ЧПВД<ПП
БД,Ф
Ф
БД,Ф
Увеличение
6
ЧПВД<0
Ф
Ф
Ф
Быстрое увеличение
Сокращения ЧПВД - чистые платежи по внешнему долгу, ПП - процентные платежи, ПОД - погашение основного долга, БД - бюджетные доходы, Ф - финансирование
Оценку сравнительных преимуществ каждого из представленных вариантов можно сделать исходя из издержек их проведения и последствий их осуществления для размеров номинального объема долга. Поскольку финансирование для бюджета является ресурсом, как правило, более дорогим, чем его традиционные доходы, то при последовательном переходе от 1 варианта к 6 издержки их реализации последовательно возрастают (за счет увеличения компонента финансирования в общем объеме средств для проведения платежей). В то же время при переходе от 1 варианта к 6 номинальные объемы долга последовательно возрастают.
Альтернативные средства платежа
Предлагаемые для использования в операциях по обслуживанию и погашению внешнего долга средства платежа можно классифицировать следующим образом : 1 - наличные денежные средства; 2 - государственные ценные бумаги; 3 - корпоративные ценные бумаги; 4 - товарные поставки; 5 - долговые обязательства третьих сторон перед российским правительством; 6 - иные государственные активы. В реальной жизни, естественно, возможны их сочетания в различных пропорциях.
Средства платежа по внешнему долгу и их источники
Варианты
Средства платежа
Источники
1
Наличные денежные средства
Бюджетные доходы налоговые неналоговые Финансирование реализация госактивов запасов имущества собственности (приватизация) государственные займы внутренние, в том числе кредиты Центрального банка внешние
2
Государственные ценные бумаги
Эмиссия нового государственного долга
3
Корпоративные ценные бумаги
Государственные компании и принадлежащие государству доли в частных компаниях
4
Товарные поставки
Государственные закупки
5
Долговые обязательства перед российским правительством (например, третьих стран)
Платежи российских заемщиков
6
Иные государственные активы
Иные государственные права (государственный земельный фонд и др.)
С этой точки зрения цены большинства предлагаемых "неклассических" средств платежа по сравнению с наличными деньгами, получаемыми властями в качестве традиционных бюджетных доходов, являются, во-первых, весьма низкими и, во-вторых, растущими в перспективе Доклад Российско-европейского центра экономической политики (РЕЦЭП).
Одним из примеров очевидно неоптимального использования государственных активов см. приложения. является предлагаемый обмен части российского долга на акции российских компаний. В настоящее время акции крупнейших российских компаний в электроэнергетике, топливной промышленности, металлургии, телекоммуникациях ("голубые фишки") по отношению к бумагам аналогичных компаний развивающихся стран недооценены в разы. Бумаги компаний "второго эшелона" в машиностроении, лесной, легкой, пищевой промышленности недооценены в еще большей степени. В то же время устойчиво действующая тенденция конвергенции цен российского фондового рынка и фондовых рынков развивающихся стран позволяет надеяться на значительное повышение относительной цены акций российских компаний в обозримом будущем. Таким образом, использование для целей обслуживания и погашения долга более дешевых средств платежа при дальнейшем их неизбежном удорожании, к тому же при наличии более дорогих альтернатив, является неоптимальным и ведет к существенным экономическим потерям.
3.2 Модели решения проблемы. Инновационные механизмы.
Чтобы охарактеризовать нынеш-нюю ситуацию и оценить раз-мер долга и его влияние на финан-совую устойчивость государства, обычно используют два базовых подхода: сравнивают внешний долг с ВВП и сопоставляют размер дол-говых платежей с экспортом. Именно от экспорта зависит по-ступление валюты в страну и, со-ответственно, возможность рас-платиться с кредиторами.
Общепризнанно опасной счита-ется граница, когда сумма долга в два раза превышает экспорт, а тройное превышение считается критическим. Таким же образом рассматривается и доля суммы об-служивания долга (основной сум-мы задолженности и процентов) в экспорте. Она должна быть не вы-ше 20%, 30% - уже критический порог. Считается, что основная тя-жесть долга состоит именно в не-обходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственно-го долга.
Стоит отметить, что для России, как и для других стран с большой территорией, объективно законо-мерен относительно низкий удель-ный вес экспорта в национальном продукте. Именно по этой причи-не, а также из-за неполной еще интеграции в мировую экономику нам, видимо, следует отдавать предпочтение не ВВП, а экспорту в качестве базы для индикатора уровня долговой зависимости
Существует еще один критерий - критерий «Рэдди», согласно ко-торому внешняя платежеспособ-ность страны адекватно обеспече-на, если ее золотовалютные резер-вы покрывают трехмесячный им-порт плюс годовые платежи по долгу. Но как раз по этим показателям у России всё в полном порядке, но почему же тогда проблема долга всё ещё довлеет над Россией, что необходимо сделать, чтобы «дамоклов меч» долгов перестал висеть над нашей страной. Для решения целого комплекса проблем предложим инновационные механизмы.
Все перечисленные в предыдущей главе механизмы снижения долгового бремени являются в большей степени классическими, нежели инновационными. В данной главе поподробнее рассмотрим тот механизм, который был предложен Всемирным фондом дикой природы (WWF) и успешно апробирован в некоторых странах мира.
Механизм схемы «долги на проведение природоохранной деятельности» следующий: кредитор договаривается со страной должником о сделке, по которой кредитор списывает долг или его часть в обмен на обязательство страны-должника вложить соответствующую сумму в своей стране в охрану природы и устойчивое природопользование. Такая реструктуризация долгов оказалась реальным стимулом для западных кредиторов при списании части долгов целого ряда стран. Такая схема уже была успешно реализована во многих странах, причем далеко не только бедных: Африка - 8 стран (Мадагаскар, Замбия и др.), Азия - 4 страны (в том числе - Филиппины), почти все страны Латинской Америки (31 страна, включая Боливию, Коста-Рику, Эквадор, Мексику, Перу и др.), в двух Восточно-европейских странах «с переходной экономикой» - Польше и Болгарии. В частности, в Польше реализация схемы «долги на проведение природоохранной деятельности» и создание независимого неправительственного Экофонда внесло большой вклад в решение проблемы государственного долга. Долги Польши 16 западным странам составляли примерно 18 млрд. долл. США, после соглашения о реструктуризации в рамках «Парижского клуба» в 1991 г. долги были сокращены на 50%, при условии, что они будут выплачены к 2010 г.
Уникальность ситуации с внешним долгом России состоит также в том, что Россия является не только крупнейшим заемщиком (на 1 января 2004 г. внешний долг Российской Федерации составлял 132,8 млрд. долл. США), но и крупнейшим кредитором для многих стран (России должны примерно столько же, 135 млрд. долл. США, но практически вся задолженность просроченная). Так, задолженность Кубы, Монголии, Вьетнама и Индии составляет 79 млрд. долл. США, причем эти страны расположены на территории так называемых экорегионов «Global 200». Это наиболее значимые для охраны глобального природного биоразнообразия экорегионы планеты Земля.
Совместная реализация схемы «долги на проведение природоохранной деятельности» Правительством Российской Федерации и Всемирным фондом дикой природы, который является одним из основных в мире обладателей институционального опыта реализации данной схемы обмена долгов, может способствовать как уменьшению внешней задолженности России и довольно большой группы развивающихся стран, так и формированию долговременных финансовых механизмов сохранения биоразнообразия России и стран, которые имеют перед ней задолженность.
Реструктуризация внешних долгов России с использованием схемы «долги на проведение природоохранной деятельности» может создать долговременные уникальные возможности для национального финансирования природоохранных проектов и программ, в том числе и для обеспечения основной деятельности заповедников и национальных парков, финансирования государственных природоохранных и инвестиционных экологических программ и т.п. Таких примеров в мире немало, например, только в результате двух небольших обменов «долги на проведение природоохранной деятельности» Экологический Фонд Филиппин получил 26 млн. долл. США.
В России именно сейчас созревают условия для проведения обменов «долги на проведение природоохранной деятельности». В этом потенциально заинтересованы все стороны - и Россия, и разные группы кредиторов. Это могут быть и частные кредиторы, в частности, «Лондонский клуб», но и, как показывает опыт, возможно достижение взаимопонимания и с «Парижским клубом», что в настоящее время является ведущей внешнеполитической экономической задачей России. Следует также учитывать, что реструктуризация «долги на проведение природоохранной деятельности» на первом этапе, вероятно, может быть быстрее и эффективнее реализована на уровне субъектов Российской Федерации.
В течение последнего десятилетия на обмен ДНП пошел целый ряд развивающихся стран: Бразилия, а также такие восточноевропейские страны с переходной экономикой, как Польша и Болгария.
Обмены ДНП являются, по сути, рыночным механизмом проведения природоохранной деятельности, имеющей как национальное, так и наднациональное и глобальное Chambers, Jensen, Whitehead, 1996, p.136.
Имеется в виду, что в развитых странах есть «спрос» на то, чтобы в странах-должниках сохранялись заповедные территории, и проводилась адекватная природоохранная деятельность. В тоже время страны-должники готовы больше заботиться о природе и вкладывать в это часть своих средств, получая взамен существенно большее сокращение долгов.
Обмены «долги на проведение природоохранной деятельности» - это один из источников финансирования экологической деятельности в условиях значительной долговой задолженности страны и способ уменьшения международного долга в обмен на экологические инвестиции.
Средства для финансирования проектов в рамках обменов ДНП могут иногда рассматриваться, как начальные вложения для привлечения дополнительного финансирования из других источников. Некоторые банки вместо списания неоплаченных долгов рассматривают обмены ДНП, как полезную благотворительную деятельность. Проекты в рамках обменов ДНП могут увеличивать занятость и иностранный туризм и, тем самым, привлекать в страну иностранную валюту, создавать в международных кругах репутацию экологически ответственной страны, что может положительно сказаться на переговорах в Лондонском и Парижском клубах, катализировать другие виды ПД, способствовать укреплению сотрудничества между государством и НПО.
Обмены «долги на проведение природоохранной деятельности» проводятся обычно в трех формах:
1. Долги страны покупаются и ликвидируются в обмен на продолжение природоохранных программ на определенной территории .
2. Долг конвертируется в местную валюту, которая затем используется местными НПО, часто в сотрудничестве с международными неправительственными организациями, для проведения природоохранных проектов в стране-должнике.
3. Кредитор/кредиторы и должник договариваются о том, что последний выплачивает в установленные сроки свой долг в виде взноса в местной валюте в создаваемый совместно управляемый экофонд, средства которого используются на реализацию согласованных экологических проектов (например, Польский Экофонд).
Пример обмена «долги на проведение природоохранной деятельности».
- Страна-должник, инвестор и страна-кредитор достигают соглашения по преобразованию долга.
- Донор предоставляет инвестору средства для проведения ПД.
- Инвестор выкупает долговые обязательства страны-должника на вторичном рынке долгов по рыночной цене (ниже номинала).
- Инвестор предоставляет выкупленные долговые обязательства со скидкой от рыночной цены местной неправительственной организации.
- Местная неправительственная организация обменивает долговые обязательства на ценные бумаги в местной валюте выпущенные в обращение Центральным банком страны-должника.
- Местная неправительственная организация согласовывает с правительством страны-должника экологические проекты, которые подлежат осуществлению на приобретенные средства.
- Реализовываются экологические проекты.
Доверительныефонды, созданные с участием средств, полученных от обменов ДНП, позволяют достигнуть более долгосрочной финансовой устойчивости, когда доход от дотации используется для текущих расходов на национальные парки и заповедники. Такие фонды имеют «прозрачные» структуры управления и отчетности и привлекают доноров, делающих одноразовые пожертвования на сохранение природы. В то же время стали возникать инвестиционные фонды для финансирования устойчивого развития предприятий.
В обменах ДНП сумма внешних обязательств сокращается на всю номинальную стоимость. В этой ситуации обмены ДНП страдают теми же двумя недостатками, что и выкуп долгов:
1. когда страны выкупают долг по рыночной цене, они платят за «усредненный» долг, а избавляются от «предельной» стоимости долга,
2. сопутствующие факторы, используемые суверенными должниками (в отличие от внутреннего долга, когда все они остаются при дефолте), никогда не могут быть полностью покрыты правительством-кредитором. Поэтому для страны-должника меньше смысла выкупать долг, так как она теряет меньше при дефолте. В этом смысле страна-должник даже не компенсирует полную скидку со своего долга на вторичном рынке. Поэтому субсидии, присущие обмену ДНП играют роль только тогда, когда нельзя получить прощения долга или дотации.
Достоинства обменов «долги на проведение природоохранной деятельности»
Положительное воздействие на состояние окружающей среды и на систему управления окружающей средой.
Снижение бремени внешнего долга, хотя оно не столь значительно, как при обмене «долги на активы».
Приток природоохранных инвестиций вследствие предоставления выгодных условий при конверсии приобретенного долга.
Получение части скидки вторичного рынка долга. Если при обменах «долги на активы» часть скидки вторичного рынка долга, достающаяся правительству страны-должника составляет 10 - 15% номинальной суммы долга, то при проведении обменов ДНП эта скидка может быть значительно выше.
Инфляция, не значительна, так как приобретение долга у инвестора финансируется за счет относительно небольшой эмиссии национальной валюты.
ДНП не заменяют приток природоохранных заграничных инвестиций. Так как вложение средств в защиту окружающей среды страны производится безвозмездно, за счет средств природоохранных организаций, то сложно предположить, что эти организации могли бы произвести те же самые инвестиции в том же объеме, если бы у них не было возможности использовать механизм ДНП.
Конверсия долга не ложится тяжелым бременем на государственный бюджет, так как речь идет о достаточно постепенном процессе.
Отток капитала из страны отсутствует.
Проблема неоптимального распределения ресурсов не стоит так остро, как в случае с обменами «долги на активы». Инвестирование дополнительных средств в природоохранную деятельность вряд ли может привести к усилению структурных диспропорций в экономике.
Возможности спекуляции ограничены ввиду:
жесткой договоренности о вложении средств в определенные проекты,
участия в сделке авторитетной природоохранной организации, не преследующей цели извлечения прибыли из данной операции.
Критика обменов «долги на проведение природоохранной деятельности» обычно выглядит таким образом (в прочем все это применимо и к другим видам преобразования долгов):
Правительство может отрицательно отнестись к перспективе передачи средств национальной неправительственной организации для реализации природоохранных проектов, отобранных, как правило, иностранной природоохранной организацией. Принятие природоохранных мер в соответствии с приоритетами инвестора, а не приоритетами принимающего государства, может восприниматься как вмешательство во внутренние дела государства и как посягательство на его суверенитет в отношении использования природных ресурсов и управления ими. Решение этой проблемы кроется в привлечении представителей правительства или природоохранного ведомства к отбору проектов или к одобрению уже отобранных проектов.
Обмены ДНП во многом основаны на предпочтениях доноров (это также справедливо для всех видов зарубежной и другой помощи), которые не всегда отвечают интересам, практике и правилам принимающей стороны, иногда мало учитываются вопросы решения локальных экологических проблем и их влияния на здоровье населения.
Обмены ДНП мало влияют на деятельность коммерческих структур по уменьшению их негативного воздействия на окружающую среду.
Часто проекты в рамках обменов ДНП недостаточны для решения тех задач, на которые они ориентированы.
В России именно в 2004-2005 гг. созревают условия для проведения обменов "долги на проведение природоохранной деятельности". В проведении таких обменов потенциально заинтересованы все стороны, и Россия, и банки кредиторы, и природоохранные организации. Между тем, специфика российских условий, в частности, отсутствие организованного вторичного рынка внешнего долга, отсутствие опыта проведения подобных операций и операций по выкупу долгов, а также иногда напряженные отношения с международными финансовыми кругами, скажется на проведении первых ДНП. Учитывая сложную российскую экологическую и экономическую обстановку и недостаток средств на финансирование природоохранных мер, обмены ДНП могут стать уникальным и эффективным инструментом, позволяющим получить значительные средства в защиту природы, одновременно уменьшая бремя внешнего долга.
Заключение.
России за 20 лет предстоит выплатить до $ 130 млрд. долга, при условии, что к новым заимствованиям мы прибегать не будем. Это значит, что государственный долг ещё долго будет острой проблемой для России. Что будет в будущем на рынке внешнего и внутреннего долга сейчас, пожалуй, предсказать никто не берётся. Есть, конечно, пессимистические и оптимистические прогнозы, но ответить на вопрос, сможет ли Россия расплатиться с долгами сейчас очень сложно.
На данный момент нашей стране исправно удаётся платить по долгам в основномё благодаря удачной мировой конъюнктуре. Но реструктурируя долги, правительство создало так называемые «пиковые годы», сможем ли мы отвечать по обязательствам в эти периоды, если вдруг сырьевые рынки ответят падением котировок? Ответить на все эти вопросы очень сложно. Во-первых, потому что наше государство переживает нелёгкий период в своей истории. Для того чтобы забыть о проблеме долгов, нужно прежде всего переориентировать экономику, снизить зависимость от спекуляции с ценой на нефть.
Известно, что государство способно платить по долгам, если ВВП данной страны растёт на 4-5% в год. Это безболезненный вариант, чем ниже показатель тем «больнее» для страны. Российская экономика последние годы показывает рост в 6-7% ВВП. Что ж будем надеяться, что данная позитивная ситуация закрепиться.
Россия не является страной с экстремально высоким уровнем государственного долга. Однако, ситуация требует постоянного контроля. В целом пора перейти к радикальному улучшению управления государствен-ным долгом. Нужен общий полный мониторинг, включая задолженность банков и по лизингу, ибо неуправляемо растут и заимствования на территории субъектов Фе-дерации. На начало 2004 г. они составляли около 218 млрд. руб., при доле ценных бумаг около 17%. Растут также заимствования муниципалитетов. На обслуживание муниципального долга в 2003 г. направлялось порядка 4 млрд. руб. Правда, их доля в расходах муниципальных бюджетов не превышает 0, 5%. Требуется также суще-ственная корректировка всей политики управления государственным долгом, предусматривающая ужесточение процедур публичного финансового менеджмен-та. Имеется в виду принятый в бюджетном законодательстве довольно свободный режим лимитирования всех параметров долга, установления сроков заимствова-ний, особенно внутренних. Нужны механизмы ограничения соблазнов правитель-ства, отражаемых в программах внутренних и внешних заимствований. Ныне действующий публичный финансовый менеджмент, связанный с принятием реше-ний по управлению государственным долгом, к сожалению, не отражает стратеги-ческие национальные экономические интересы страны.
Опыт последнего десятилетия показал, что использование такого "встроенно-го стабилизатора", каким считается государственный долг, не подчинено улуч-шению инвестиционного обеспечения политики активизации качественного, структурного экономического роста и замедляет решение задач восстановления экономики. Самой существенной конструктивной мерой в области государствен-ного долга должно стать использование посильных для экономики заимствований для государственных капитальных вложений непосредственно в производство и в социальный комплекс.
Использование различных программ и инновационных механизмов, позволит правительству в разы сократить долг. Наряду с этим в целях соблюдения международных статистических стандартов и обеспечения аналитичес-кой информации, необходимой лицам, ответствен-ным за управление государственным долгом, было бы целесообразно рассмотреть некоторые изменения в бюджетном законодательстве и законодательстве о государственных ценных бумагах. Так, на мой взгляд, целесообразно представлять данные по государствен-ному долгу не только по принципу валют, но и по принципу резидентной принадлежности. Было бы по-лезно ввести наряду с номинальной оценкой долга его стоимостную оценку на рыночной основе. В це-лях учета и контроля необходимо отражать просро-ченную задолженность и просроченные проценты по долгу в качестве отдельной подкатегории соответству-ющей конкретной категории долга. Важно также про-водить отражение долговых обязательств, гаранти-рованных Правительством Российской Федерации, в учете как долг Правительства Российской Федера-ции только в том случае, когда гарантия приводится в действие и Правительство Российской Федерации как гарант принимает на себя обязанности по обслужива-нию долга.
Принятие соответствующих изменений и дополне-ний действующего законодательства позволит осуще-ствлять достоверный учет состояния государственного долга и операций по его обслуживанию, создать рабо-тоспособный механизм управления государственным долгом, повысить эффективность заемной и долговой политики, обеспечить действенный контроль над госу-дарственным долгом на основе прозрачности долговой политики для кредиторов и инвесторов, российского общества в целом.
Другой важный вопрос: как распорядиться привлеченными ресурсами. При их использовании на текущее государственное потребление и выплату заработной платы новая добавленная стоимость не создается, т.е. нет основы для возврата кре-дитов. Она возникает только в том случае, если заемные средства будут вложены в высокодоходные инвестиционные проекты.
Начиная с 2000 года, кредитные рейтинги России неуклонно завоёвывали всё новые и новые высоты. На данный момент вкладывание денег в российские ценные бумаги не сопряжено с теми огромными рисками, существовавшими в пост-девальвационный период. Всё это ведёт к удешевлению российского долга, что благоприятно сказывается на нашей экономике.
В кратчайшие сроки правительству необходимо решить следующие первостепенные задачи:
поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне, недопущение пере-полнения рынка заемными обязательствами государ-ства и резкого колебания их котировки, минимизация стоимости долга для государства,
обеспечение своевременного исполнения и обслу-живания обязательств в полном объеме.
Это позволит избежать нежелательных последствий для российской экономики.
Но не будем забывать, что Россия является также крупнейшим кредитором. Объём задолженности перед Российской Федерацией сопоставим с объёмом её внешнего долга. Но в большинстве своём это просроченная и безнадёжная задолженность. Однако именно эти средства могут стать механизмом регулирования долгом. Списывая или реструктурируя задолженность перед нашими должниками, Россия может ждать ответных позитивных мер в отношении собственного долга. Лишь недавно в конце ноября мы списали 80% задолженности Ирака, но следует напомнить, что все 100% задолженности считались безнадёжными, но теперь оставшиеся 20% Россия может направить на выплату суверенного долга.
В общем и целом произошедшие изменения в области государственного долга носят позитивную окраску. Конечно же, существуют и негативные стороны, но главное, что никто не может отрицать, это реальное сокращение долгов. Ускорение данного процесса, на мой взгляд, позволит в долгосрочной перспективе избавить будущие поколения от наследия кризисных периодов начала 90-х.
Список использованной литературы.
1. Дробозина Л. А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. - М.: ЮНИТИ, 1997.
2. Вавилов А. П. Государственный долг. Уроки кризиса и принципы управления. - М.: Терра, 2003.
3. Шохин А. Н. Внешний долг России. - М.: Финстатинформ, 2003.
4. Головачёв Д. И. Государственный долг: теория, российская и мировая практика. - М.: ЮНИТИ, 2003.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 194-ФЗ.
6. ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ.
7. ПРЕСС-РЕЛИЗ Правительства Российской Федерации 15 июля 2004 г.
8. № 6-РЗ «О государственном долге Ка-бардино-Балкарской Республики»
9. Постановление Пра-вительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. № 395.
10. ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. № 458-ФЗ
11. ФЗ «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации» от 4 мар-та 1997 г. № 245-ФЗ
12. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации 2000 г. № 12 (36)
13. Вавилов А. П. , Внутренние проблемы внешнего долга // КоммерсантЪ №59, 2000.
14. В неоправданном долгу // Деньги №17, 2000
15. Локтионов Н. Что нам стоит взять взаймы // Государственный финансовый контроль. 2001. №2. С.7.
16. Илларионов А. Платить или не платить // Вопросы экономики. 2001. №10.
17. Никитин В. Сколько и кому мы все-таки должны // РФ сегодня. 2002. №1.
18. Кабашкин В. Кто и как контролирует долги // РФ сегодня. 2002. №1.
Структура государственного внешнего долга по состоянию на 01 января 2002 года
(млрд. долларов США)
Наименование
01.01.02
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)
130,1
Задолженность странам - участницам Парижского клуба
42,3
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб
14,8
Коммерческая задолженность
6,1
Задолженность перед международными финансовыми организациями**
15,2
МВФ
7,7
Мировой банк
7,2
ЕБРР
0,2
Еврооблигационные займы
35,3
ОВГВЗ и ОГВЗ
10,0
Задолженность по кредитам Банка России
6,4
Структура государственного внешнего долга по состоянию на 01 января 2003 года
(млрд.долларов США)
Наименование
01.01.03
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)
122,1
Задолженность странам - участницам Парижского клуба
44,7
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб
7,7
Коммерческая задолженность
3,4
Задолженность перед международными финансовыми организациями
13,9
МВФ
6,5
Мировой банк
7,0
ЕБРР
0,3
Еврооблигационные займы
36,9
ОВГВЗ
9,3
Задолженность по кредитам Внешэкономбанка , предоставленным за счет средств Банка России
6,2
Структура государственного внешнего долга* по состоянию на 01 января 2004 года
Наименование
млрд. долларов США
млрд. евро
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)
119.7
95.7
Задолженность странам - участницам Парижского клуба
47.7
38.2
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб
7.0
5.6
Коммерческая задолженность
3.8
3.1
Задолженность перед международными финансовыми организациями
12.1
9.6
МВФ
5.1
4.1
Мировой банк
6.6
5.3
ЕБРР
0.4
0.3
Еврооблигационные займы
35.7
28.5
ОВГВЗ
7.3
5.8
Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России
6.2
5.0
Договорённости с Лондонским клубом кредиторов.
Год
Поток платежей
Погашение основного долга, %
Погашение основного долга, %
после пере-оформления
до пере-оформления
PRINs
IANs
Euro2010
Euro2030
2000
0,58
1,68
-
-
9,5
-
2001
0,9
2,12
-
-
-
-
2002
1,13
2,69
1
1
-
-
2003
1,13
2,98
2
2
-
-
2004
1,13
2,94
2
2
-
-
2005
1,69
3,29
3
4
-
-
2006
1,68
3,62
4
6
20,1
-
2007
1,82
3,99
4
11
20,1
1
2008
1,99
5,1
8
15
20,1
1
2009
2,44
5,05
8
17
20,1
4
2010
2,15
5,57
12
16
10,1
4,5
2011
2,36
5,36
15
10
-
6
2012
2,28
4,72
13,5
10
-
6
2013
2,2
2,7
9
2
-
6
2014
2,11
1,99
6,5
2
-
6
2015
2,03
1,78
2
2
-
6
2016
1,95
0,6
2
-
-
6
2017
1,87
0,56
2
-
-
6
2018
1,78
0,53
2
-
-
6
2019
2,07
0,5
2
-
-
8
2020
1,97
0,47
2
-
-
8
2021
1,49
-
-
-
-
6
2022
1,4
-
-
-
-
6
2023
0,94
-
-
-
-
4
2024
0,88
-
-
-
-
4
2025
0,27
-
-
-
-
1
2026
0,25
-
-
-
-
1
2027
0,24
-
-
-
-
1
2028
0,22
--
-
-
-
1
2029
0,21
-
-
-
-
1
2030
0,1
-
-
--
-
0,5
Итого
43,27
58,24
100
100
100
100
Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов
Структура и динамика государственного внутреннего долга (в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации) в период с 01.08.04 г. по 31.08.04 г.
(млрд. руб.)
Виды государственных ценных бумаг
По состоянию на 01.08.04
Изменение госдолга с 01.08.04 по 31.08.04
По состоянию на 01.09.04
ГКО
3,99
- 3,96
0,03
ОФЗ-ПК
24,10
24,10
ОФЗ-ПД
50,21
50,21
ОФЗ-ФК
180,13
- 11,34
168,79
ОФЗ-АД
444,55
+4,76
449,31
ОГНЗ
11,50
11,50
Итого
714,48
- 10,54
703,95
Расчетные доли бывших союзных республик в общесоюзных показателях
Долг/активы
61,3
16,4
4,1
3,9
3,3
1,6
1,6
1,4
1,3
1,1
1,0
0,9
0,8
0,7
0,6
Национальный доход
61,1
16,2
4,1
4,3
3,3
1,7
1,6
1,4
1,3
1,1
0,8
1,0
0,7
0,7
0,7
Экспорт
Импорт
Население
78,2
67,7
51,5
12,3
14,1
18,1
3,2
3,9
3,6
1,3
2,6
5,7
1,3
1,7
6,9
0,6
1,2
2,4
0,5
1,5
1,9
0,9
1,4
1,3
0,4
1,2
1,5
0,4
1,2
0,9
0,1
0,9
1,5
0,1
0,7
1,2
0,4
0,5
1,8
0,1
0,4
1,2
0,2
0,6
0,5
Россия
Украина
Беларусь
Казахстан
Узбекистан
Азербайджан....
Грузия
Литва
Молдова
Латвия
Кыргызстан
Армения
Таджикистан
Туркмения
Эстония……
Источник: Шохин А. Н. Внешний долг России. - М.: 1997. С. 163.
Относительные цены альтернативных средств платежа по внешнему долгу России в 1992-2030 гг.