Рефераты

Государственный бюджет и проблема его сбалансированности

p align="left">Можно привести некоторые аргументы в пользу сохранения лишь стандартных целевых фондов социальной направленности, в частности, фонда социальной защиты населения (не включен в состав бюджета) и фонда содействия занятости. Что касается специальных отраслевых фондов (дорожного, охраны природы, энергосбережения, поддержки сельского хозяйства) и соответствующих целевых платежей, то правомерность их существования является весьма спорной. Это имеет отношение и к целевым налогам и сборам. Как правило, целевые фонды и целевые налоги могут существовать даже после того, как проблема, связанная с их созданием, полностью или частично решена.

Более того, деление бюджета на несколько частей искажает информацию об использовании бюджетных ресурсов: расходы одного и того же назначения могут финансироваться как непосредственно за счет средств бюджета, так и из целевых фондов.

Упразднение целевых фондов, кроме социальных, позволит сократить число налогов, упростить процедуру их планирования, усилить контроль за соблюдением налоговой дисциплины и поступлением доходов в бюджет.

Это, безусловно, потребует пересмотра системы налоговых платежей с целью компенсировать выпадающие доходы в связи с ликвидацией целевых бюджетных фондов.

Такое требование имеет отношение к бюджетам всех уровней, поскольку значительная часть налоговых платежей формирует доходную базу местных бюджетов (Приложение Г).

Очевидно, что в 2000--2001 гг. около половины всех налоговых поступлений было зачислено в доходы местных бюджетов.

Следует обратить внимание на тот факт, что доходы целевых бюджетных фондов распределяются между уровнями бюджетной системы почти в такой же пропорции, что и налоговые платежи: в 2001 г. в местные бюджеты поступило 47,6 % всего объема доходов целевых бюджетных фондов консолидированного бюджета и 49,7 % налоговых поступлений.

При этом, как видно из приведенных данных, действует тенденция к увеличению доли налоговых платежей в доходах местных бюджетов и сокращению доли доходов целевых бюджетных фондов.

Формирование интегрированной структуры бюджета поз валит усилить приоритетность при определении направлений использования ограниченных бюджетных ресурсов. Решение поставленных задач предполагает дальнейшее реформирование налоговой системы, повышение качества налогового планирования как важнейшей составляющей бюджетного планирования.

2.2 Состав и структура расходов бюджета в период с 1998 по 2001 г.

Объем расходов государственного бюджета (без учета целевых бюджетных фондов) за период с 1998 по 2001 г. увеличился почти в 25,5 раз (Приложение Д.). Быстрый рост расходов бюджета был вызван не только инфляционными процессами, но и переориентацией направления бюджетных ресурсов на новые приоритеты и потребности в связи с переходом к рыночным отношениям, а также необходимостью самостоятельного обеспечения внутренней и внешней безопасности.

В течение 1998--2001 гг. темпы роста расходов государственного бюджета были на 2,3 пункта ниже темпов роста государственных доходов, что в условиях дефицита бюджета вполне оправданно.

Особенностью бюджета, отражающей развитие его рыночной направленности, стали более низкие темпы роста расходов на отрасли хозяйства (которые увеличились в 23 раза по сравнению с темпами роста расходов бюджета в целом). Ниже средних были темпы роста расходов на национальную оборону, науку.

Вместе с тем значительно увеличились расходы на международную деятельность, пополнение государственных запасов и резервов, обслуживание государственного долга (Приложение Е).

Расходы на международную деятельность выросли за период с 1996 по 2001 г. в 184 раза, опережая в 2 раза темпы роста расходов бюджета в целом. Это связано с расширением международного представительства Республики Беларусь.

Спецификой расходной части бюджета является включение в его состав с 1998 г. расходов свободных экономических зон.

Необходимо обратить внимание на важную и прогрессивную особенность бюджета, выражающуюся в переходе от финансирования расходов по направлениям затрат к финансированию целевых программ. Так, в соответствии со статьей 21 Закона Республики Беларусь "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах", ежегодно при подготовке проекта Закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь" утверждается перечень республиканских целевых программ, финансирование которых предусмотрено из средств республиканского бюджета.

Такой перечень формируется с 1992 г. в отраслевом разрезе и с учетом возможностей бюджета. Общий объем ассигнований, предусмотренный на финансирование республиканских целевых программ в 2002 г., определен в размере 317,3 млрд. р., или около 10 % от расходов республиканского бюджета без учета государственных целевых бюджетных фондов. Перечень включает 25 программ, объединенных в три основных раздела. Около 94 % этих расходов предполагалось направить на государственные народно-хозяйственные и социальные программы, 5,3 % -- на президентские программы "Дети Беларуси" и "Бытовая электроника" и 0,6 % -- на специальные программы.

При этом около 264 млрд. р., или 83 % от общего объема финансирования программ, направлялись на мероприятия по реализации Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2001-- 2005 гг. и до 2010 г.

Значительный объем средств -- 20 млрд. р., или 6,3 % от общей суммы программ, направлялся на финансирование программ по развитию агропромышленного комплекса. Здесь реализуются программы по обеспечению аграрной реформы, а также по охране и рациональному использованию земель.

В соответствии с принятым курсом на развитие наукоемких отраслей, в республиканских целевых программах сосредоточены государственные научно-технические программы по реализации наиболее важных технических, экономических, социальных и других проблем по приоритетным направлениям научно-технической деятельности, региональные и отраслевые научно-технические программы.

Развитие рыночных начал в экономике выразилось в реструктуризации расходов государственного бюджета.

Анализ структуры расходной части бюджета за 1992 2001 гг. позволяет выявить особенности в его развитии, свойственные периоду переходной экономики в Республике Беларусь.

Проведенное исследование показало, что, начиная с 1992 г., наметилась устойчивая тенденция к снижению удельного веса расходов на финансирование отраслей хозяйства в общем объеме расходов бюджета. Их доля с 41,8 % и 1992 г. сократилась до 18,1 % к 2001 г., т.е. в 2,3 раз (Приложение Ж).

Однако наиболее существенное сокращение (с 41,8 % до 13,6 %) наблюдается лишь в период с 1992 по 1996 г.; уже в 1997 и последующие годы отмечается увеличение доли расходов на отрасли хозяйства до 19 % в 1999 г. Это объяснялось тем, что в условиях ухудшения экономического положения субъектов хозяйствования существовала объективная потребность государственной поддержки отраслей экономики посредством дотаций, субсидий, возмещения разницы в ценах и т.п.

Такие меры были необходимы для снятия социальной напряженности в обществе, оказания материальной поддержки населению при безудержной инфляции. Поэтому значительные средства направлялись на поддержание уровня действующих розничных цен и тарифов, выплату разницы в ценах на основные продукты питания, некоторые товары и коммунальные услуги. Планировались дотации на покрытие убытков и образование хозрасчетных фондов планово-убыточных предприятий за счет бюджета.

Вместе с тем уменьшение бюджетных ассигнований в отрасли экономики позволило высвободившиеся бюджетные ресурсы направить на финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий.

Период с 1992 по 2001 г. характеризуется усилением социальной направленности расходов бюджета. Объем финансирования социально-культурных учреждений и мероприятий по социальной защите составляет почти половину всех расходов консолидированного бюджета. С 1992 по 2001 г. удельный вес расходов на социально-культурные учреждения и мероприятия по социальной защите вырос в общем объеме расходов с 30,4 % до 46,8 % в 2001 г.: непрерывный рост наблюдался с 1992 по 1996 г., когда их доля достигла уровня 47,1 %, однако уже в следующем 1997 г. доля расходов на эти цели упала до 44,6 %, а в 1999 г. вновь упала до 40,4 % .

Одновременно в 1998 г. увеличились расходы на отрасли хозяйства на 2,3 пункта, а в 1999 г. -- еще на 0,6 пункта. Вряд ли можно считать правомерным такое смещение акцентов, признавая необходимость развития самофинансирования в реальном секторе экономики.

Снижение удельного веса расходов на социально-культурные учреждения и мероприятия по социальной защите было остановлено в 2000г., когда их доля в расходах бюджета (без учета целевых фондов) достигла отметки 44,3 %.

Следует обратить внимание еще на одну особенность при распределении расходов на социально-культурные мероприятия. С целью выравнивания расходов в социально-культурной сфере, начиная с 1997 г., расходы местных бюджетов на отрасли непроизводственной сферы стали определяться по утверждаемому единому нормативу бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя. Однако региональные факторы при расчете объема финансирования не учитывались, что вызывало значительную дифференциацию в обеспеченности отраслей непроизводственной сферы бюджетными ресурсами.

Одновременно нельзя признать обоснованным падение доли расходов на науку в бюджете республики в период с 1995 по 2001 г. Так, удельный вес этих расходов с 1,7 % в 1995 г. сократился до 1,3 % в 2001 г.

На этом фоне контрастно выглядит тенденция к резкому увеличению в расходной части бюджета доли расходов на содержание органов государственного управления и местного самоуправления: с 1,8 % в 1992 г. до 3,6 % в 1998 г., т.е. в 2 раза. В 2001 г. эти расходы составили 3,3 %, т.е. остались практически на уровне 1998 г.

В 1992--2001 гг. удельный вес расходов на финансирование правоохранительной деятельности и обеспечение безопасности увеличился более чем в 2 раза.

Приобретение опыта функционирования республики в условиях суверенитета, а также дефицит бюджета повлияли на сокращение доли расходов на оборону с 4,8 % в 1992 г. до 3,7 % в 2001 г.

Расходы на финансирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий сократились в 2,8 раза: с 12,6 % в 1992 г. до 4,5 % в 2001 г.

Характерной чертой бюджета Беларуси в течение всего анализируемого периода было превышение расходов над доходами. Бюджетный дефицит прогнозировался и утверждался ежегодно в Законе о бюджете.

2.3 Анализ расходов государственного бюджета за 2006 г.

Республиканский бюджет Беларуси за январь-февраль 2006 года исполнен с профицитом 544,6 млрд. рублей. Как сообщили в Министерстве финансов республики, это стало возможным за счет опережающих темпов поступления доходов республиканского бюджета по сравнению с темпами производимых расходов.

По итогам текущего года дефицит республиканского бюджета запланирован на уровне 1162,3 млрд. рублей. В целом за январь-февраль 2006 года доходы республиканского бюджета составили около 4 трлн. рублей, или 15,3% уточненного годового плана и 68,2% плана 1 квартала.

По мнению специалистов Минфина, динамика исполнения бюджета по основным доходным источникам увязана с опережающими темпами роста макроэкономических показателей, активным увеличением объемов производства в реальном секторе экономики, ростом финансовых показателей работы организаций, а также белорусского экспорта.

Так, за январь-февраль в бюджет поступило около 260 млрд. рублей налога на прибыль, или 16% к уточненному годовому плану. Поступления НДС составили около 730 млрд. рублей, или 15,5% годового плана, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности - порядка 270 млрд. рублей, или 13,7% к годовому плану.

По состоянию на 1 марта 2006 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней сложилась в сумме 353,9 млрд. рублей, или возросла по сравнению с началом года на 25,6%.

Расходы республиканского бюджета за январь-февраль 2006 года составили около 3,4 трлн. рублей, или 12,6% годового плана. В целом за этот период по республиканскому бюджету все заявленные бюджетными организациями расходы профинансированы полностью.

Погашены по наступившим срокам все обязательства Беларуси по государственному долгу, в полном объеме произведены расчеты по расходам Фонда социальной защиты населения.

Кредиторская задолженность на 1 марта 2006 года по республиканскому бюджету составила немногим более 52 млрд. рублей (около 3% среднемесячных расходов республиканского бюджета) и носит текущий характер.

За январь-октябрь 2006 года доходы республиканского бюджета составили 23,2 трлн. рублей, или 90,4 процента уточненного годового плана. В январе-октябре т.г. динамика исполнения бюджета по основным доходным источникам увязана с опережающими темпами роста макроэкономических показателей, увеличением объемов производства в реальном секторе экономики, ростом финансовых показателей работы организаций.

Налога на прибыль поступило более 1,4 трлн. рублей, или 89,9 процента к уточненному годовому плану. За январь-октябрь текущего года в республиканский бюджет поступило НДС на сумму около 4,2 трлн. рублей, или 88,4 процента годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили более 1,6 трлн. рублей, или 83,2 процента к годовому плану.

По состоянию на 1 ноября 2006 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней сложилась в сумме около 268,7 млрд. рублей и снизилась по сравнению с началом года на 13,1 млрд. рублей.

Расходы республиканского бюджета за январь-октябрь 2006 года составили более 21,2 трлн. рублей, или 77,9 процента годового плана.

В целом за январь-октябрь 2006 года обеспечено ритмичное финансирование расходов республиканского бюджета. Расчеты по расходам государственных целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения осуществлялись в соответствии с заявляемой потребностью и с учетом доходов, формирующих эти фонды. Обеспечено опережающее финансирование расходов республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в сумме около 110 млрд. рублей. Погашены по наступившим срокам все обязательства Республики Беларусь по государственному долгу.

Кредиторская задолженность на 01.10.2006 года по республиканскому бюджету составила около 50 млрд. рублей (около 5-ти процентов среднемесячных расходов республиканского бюджета) и носит текущий характер.

Превышение доходов над расходами республиканского бюджета за январь-октябрь 2006 года составило около 1,9 трлн. рублей. Это обусловлено, главным образом, опережением поступающих доходов Фонда социальной защиты населения над его расходами.

В 2006 году направлено на здравоохранение (без учета расходов на капитальные вложения) 3512,5 млрд.рублей, в том числе расходы бюджета - 3366,6 млрд.рублей.

На содержание штатных (сборных) национальных команд по видам спорта, организацию учебно-тренировочных сборов для штатного и списочного состава национальных команд по подготовке к международным спортивным мероприятиям и участию в них на 2005 год выделены ассигнования в сумме 72,2 млрд.рублей, в том числе на подготовку и участие спортсменов национальных сборных команд Республики Беларусь в XX зимних Олимпийских играх 2006 года в Турине (Италия). На выплату заработной платы, Президентских стипендий, вознаграждений победителям международных спортивных мероприятий выделены ассигнования в сумме 24,5 млрд.рублей. На приобретение спортивного оборудования предусмотрены ассигнования в сумме 4,3 млрд.рублей.

В 2006 году на физическую культуру выделено в общей сумме 49,5 млрд.рублей, в том числе:

- на проведение республиканских спортивных мероприятий по физкультурно-массовой и оздоровительной работе - 2,2 млрд.рублей;

- на содержание спортивных детско-юношеских школ Министерства образования - 7,9 млрд.рублей;

- на содержание центров олимпийской подготовки и Республиканского учебно-методического центра физического воспитания населения системы Министерства спорта и туризма -29,2 млрд.рублей;

- на развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, спорта высших достижений, содержание спортивных детско-юношеских школ Белорусского физкультурно-спортивного общества "Динамо" - 7,0 млрд.рублей;

- на содержание спортивных детско-юношеских школ системы Министерства внутренних дел - 1,9 млрд.рублей;

- на содержание спортивных детско-юношеских школ Республиканского государственно-общественного объединения "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь"- 1,3 млрд.рублей.

На реализацию социальной политики (с учетом средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь) в бюджете в 2006 году направлено 10,7 трлн.рублей.

При этом расходы на выплату всех видов пенсий гражданам республики составили на 2006 год -6,9 трлн.рублей.

Средний размер пенсии по возрасту в декабре 2006 года (учитывая перерасчет пенсий с 1 сентября 2006 г. на 11,4% в среднем), составил 221,4 тыс.рублей. При этом, соотношение средней пенсии по возрасту составляет 43,4%о к среднемесячной заработной плате. В долларовом эквиваленте пенсия составляет 103 доллара.

В целях повышения уровня материальной обеспеченности пенсионеров и сохранения тенденции роста пенсий, сопоставимого с ростом доходов работников отраслей экономики, Президент Республики Беларусь 25 апреля подписал Указ № 274, согласно которому с 1 мая 2006 года повысились трудовые пенсии в среднем на 7%. Размер пенсии по возрасту в среднем составил 258800 рублей.

В Российской Федерации средний размер пенсии по возрасту (данные по состоянию на конец сентября 2006 года) составил 95 долларов США в эквиваленте.

В республике действует система пособий семьям, воспитывающим детей, которая включает в себя 10 видов. В прошлом году расходы на выплату (с учетом выплат из Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь) составили 495,5 млрд.рублей. На будущий год эти расходы запланированы в сумме 517,5 млрд.рублей. В прошлом году пособия выплачены на 663 тыс. детей, что составляет 32,4% от их общего количества, в том числе 245 тыс. детей в возрасте до 3 лет, или 91,3%о детей этого возраста, и 418 тыс. детей старше 3 лет, или 23,3%.

14 февраля 2006 г. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал Указ № 95 «Об усилении материальной поддержки семей, воспитывающих детей в возрасте до 3 лет».

Указом устанавливается пособие по уходу за ребенком до трех лет в едином для всех матерей (как работающих, так и не работающих) размере, равном 65% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения

Средний размер платы родителей за питание ребенка в детском дошкольном учреждении составил 18,0 тыс.рублей в месяц, или 60% от денежной нормы на питание.

Финансирование расходов на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется в соответствии с Государственной программой по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2001-2005 годы и на период до 2010 года. На ее реализацию в 2006 году направлено 569,2 млрд.рублей.

На выплату льгот и компенсаций пострадавшему населению в соответствии с Законом Республики Беларусь "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС", - 358,4 млрд.рублей (62,9% общих расходов).

Основной удельный вес в предоставляемых льготах и компенсациях занимают ассигнования, предусмотренные на оздоровление пострадавшего от чернобыльской катастрофы населения -28,7% (102,8 млрд.рублей), и на организацию бесплатного питания учащихся -16,0% (91,4 млрд.рублей).

В 2006 году на оздоровление пострадавшего населения выделено 50,0 млрд.рублей (14,7 % расходов на выплату льгот и компенсаций), на организацию бесплатного питания - 102,3 млрд.рублей.

В 2006 году на целевые мероприятия и программы предусмотрено 131,7 млрд.рублей (22,7% общих расходов).

На приобретение медобрудования и улучшение коммунального обслуживания населения было направлено 21,7 млрд.рублей (3,8% общих расходов).

ГЛАВА 3. Прогноз бюджета РБ на 2007 год

Расходы бюджета в 2007 году должны быть сориентированы прежде всего на достижение реального роста заработной платы работников бюджетной сферы - на 8,5-9,5% к уровню 2006 года. Размер среднемесячной зарплаты данных работников к концу следующего года должен составить в эквиваленте $305-325. Об этом заявил первый заместитель министра финансов Республики Беларусь Анатолий Сверж на расширенном заседании профильной парламентской комиссии Палаты представителей, озвучивая основные параметры проекта бюджета страны на 2007 год.

Поступление доходов в консолидированный бюджет 2007 года планируется в сумме 39,6 трлн. бел. руб., или 43,7% к внутреннему валовому продукту. Рост доходов к ожидаемому исполнению основного финансового документа нынешнего года составит 111%. Предполагается, что расходы консолидированного бюджета составят 40,8 трлн. бел. руб, или 44,9% ВВП.

Доходы республиканского бюджета предусматриваются в объеме 30,611 трлн.бел. руб. Без учета средств Фонда социальной защиты населения, а это 20,638 трлн.бел. руб., они возрастут к ожидаемому исполнению 2006 года на 13,7%. Расходы по проекту республиканского бюджета на 2007 год (без учета средств ФСЗН) сформированы в сумме 22,038 трлн.бел. руб., что на 10% превышает ожидаемое исполнение текущего года. Рост расходов к планируемому исполнению бюджета 2006 года - 113,3%. Индекс роста реальной заработной платы в экономике, согласно проекту бюджета, должен составить в 2007 году 108,5-109,5%. Объем внутреннего валового продукта определен в размере 90,7 трлн.бел. руб. - с ростом 8-9% по отношению к уровню текущего года.

Дефицит республиканского бюджета на будущий год сформирован в размере 1,4 трлн. бел. руб., или 1,5% к ВВП. Финансирование дефицита бюджета предусматривается за счет внутренних (408,3 млрд. бел. руб.) и внешних (991,7 млрд. бел. руб.) источников. В Беларуси в 2007 году в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны, должно быть введено в эксплуатацию 4,2-4,7 млн. кв. м общей площади жилья.

Планируется, что для состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан в 2007 году будет построен 71% от общего объема ввода жилья. В 2007 году в республике предусмотрено обеспечить жильем социального пользования 868 семей, еще 546 семей будет отселено из ветхих и аварийных домов. Кроме того, жильем будут обеспечены 1694 многодетные семьи.

В сельской местности и малых городских поселениях в будущем году планируется ввести в эксплуатацию более 1,4 млн. кв. м жилья, или около 31% от общего объема ввода. В сельскохозяйственных организациях намечено построить 8135 домов (квартир), в том числе в агрогородках 1247 домов.

На финансирование жилищного строительства из всех источников в 2007 году с учетом затрат на инженерную и транспортную инфраструктуру, планируется направить 4,2 трлн. руб. Основными источниками будут кредитные ресурсы банков, средства населения, средства консолидированного бюджета, а также средства организаций.

В Беларуси в 2006-2010 годах для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, планируется построить 19,2 млн. кв.м общей площади жилья. Об этом сообщил 12 декабря Заместитель Премьер-министра Виктор Буря на заседании Президиума Совета Министров.

В соответствии с планом, разработанным Министерством экономики, в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях за пять лет для нуждающихся предполагается ввести 6,568 млн. кв. жилья. В сельскохозяйственных организациях будет построено более 3 млн. кв.м такого жилья, в том числе в агрогородках - 580 тыс. кв.м.

Во всех регионах, кроме Минской области и Минска, уже с 2007 года доля жилья, строящегося для нуждающихся в улучшении жилищных условий, составит 75% от общего объема ввода, а начиная с 2008 года - не менее 80%. "Минская область и Минск должны догнать остальные регионы по этому показателю к концу пятилетки", - добавил Виктор Буря.

На финансирование строительства жилья для нуждающихся граждан за счет всех источников финансирования в 2006-2010 годах будет направлено более 19,1 трлн. бел. руб., в том числе почти 2,8 трлн. бел. руб. - на финансирование строительства объектов инфраструктуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была сделана попытка проанализировать доходы государственного бюджета РБ в условиях рыночной экономики.

Структура доходной части бюджета не претерпела существенных изменений по сравнению с предыдущими годами. Основными источниками доходов являются налоговые поступления, и в частности косвенные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины и др. Удельный вес двух первых из них в структуре доходов бюджета занимает 44%. На долю прямых налогов на доходы и прибыль приходится только 17% поступлений. Таким образом, в структуре налогов бюджета в республике преобладают косвенные, тогда как в большинстве стран мира, прежде всего в странах с развитой рыночной экономикой, основным источником поступлений в бюджет являются прямые налоги.

В одобренном проекте закона наибольшее повышение налоговой нагрузки коснулось так называемых ценообразующих налогов (прирост чрезвычайного налога запланирован в объеме 301% и акцизов - 330%). Если же учесть повышение налога с физических лиц, поступающего в местные бюджеты (303%), то в совокупности это может отрицательным образом сказаться на реальных доходах населения.

Увеличение налоговой нагрузки - скорее негатив, нежели позитив нового законопроекта, так же как и сохраняющаяся довольно запутанная система налоговых изъятий в республиканский и местные бюджеты. Сейчас предприятия уплачивают 19 налогов и других платежей, многие из которых рассчитываются от одной и той же налоговой базы, однако исчисляются по-разному. При этом некоторые налоги состоят из нескольких самостоятельных платежей. Например, отчисления в дорожные фонды включают в себя фактически 7 разновидностей платежей. Местные органы власти добавляют в зависимости от рода деятельности еще около 30 налогов и сборов.

Попытка объединить отчисления в местный фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, и расходов, связанных с дорожным фондом, как это сделано в законопроекте, по сути ничего не меняет.

Финансовая система Республики Беларусь с обретением республикой самостоятельности и проведением экономических реформ претерпела значительные изменения. Она пополнилась новыми звеньями, которых ранее не было. Все государственные расходы ранее финансировались из бюджета. Начиная с 1990г., в Беларуси, начинает широко применяться практика образования целевых государственных фондов денежных средств, как в составе бюджета, так и внебюджетных фондов.

Целевые фонды, входящие в состав бюджетов, - это локализованные в соответствующих бюджетах денежные средства, имеющие, как правило, строго целевое назначение и используемые органами исполнительной власти одновременно с исполнением расходной части бюджетов. Указанные фонды не имеют закрепленных за ними источников доходов, а формируются за счет бюджетных субвенций. Внебюджетные фонды имеют свой правовой статус, законодательно установленные источники их формирования.

Таким образом, целевые бюджетные и внебюджетные фонды - это специальные фонды, создаваемые органами представительной власти с целью финансирования республиканских и региональных программ и мероприятий экономического и социального характера.

Республика Беларусь вступила в XXI в. в условиях переходной экономики и развития рыночных отношений. Государству предстоит адаптировать к рыночному механизму систему общегосударственных финансов с учетом усиления роли бюджетных методов регулирования общественных процессов.

На основе комплексного и многостороннего исследования организации доходов бюджета и исполнения бюджета можно наметить основные направления развития бюджета в перспективе. Развитие рыночных отношений, усиление роли государственного бюджета в условиях трансформационной экономики в Республике Беларусь требует реформирования бюджетного процесса в соответствии с задачами современной бюджетной политики. Это предполагает проведение комплекса мер на всех этапах бюджетного процесса в рамках общей концепции его развития и реформирования. В частности, в области формирования доходов можно предложить следующее:

1. Применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, обеспечивающих многовариантность расчетов на основе экономико-математических методов и моделирования, выбор оптимального варианта; переход к многовариантному составлению проекта бюджета.

2. Повышение обоснованности макроэкономических показателей как основы планирования доходов бюджета.

3. Получение достоверной и объективной информации о предполагаемых изменениях в налоговом и таможенном законодательстве для исчисления базы налогообложения; разработка программы правовой реформы, включая программу налогообложения.

4. Реструктуризация доходов бюджета. Имеется в виду оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов, налогов и неналоговых платежей, доходов бюджета и целевых фондов.

5. Усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета (поступлений средств от приватизации государственной собственности, продажи принадлежащих государству акций, налогов на собственность и др.).

6. Совершенствование налогового планирования; оптимизация налоговой нагрузки. Отказ от планирования сумм штрафов и санкций в составе доходов бюджета.

7. Постепенная ликвидация целевых бюджетных фондов (кроме фондов социальной направленности), формирование интегрированной структуры бюджета.

8. Реформирование механизма перераспределения бюджетных ресурсов через систему трансфертов из фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц.

9. Укрепление и развитие законодательных основ налогообложения, включая разграничение полномочий различных ветвей власти в регулировании обложения налогами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Т.В. Сорокина «Государственный бюджет», учебное пособие, Минск БГЭУ, 2004г.

2. Государственный бюджет: учебное пособие/ под ред. М.И. Ткачук, Мн., 1995,240с.

3. Енин Ю.И., «Система бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики в Республике Беларусь», Мн.,1999,99с.

4. Беларусь: Цены, рынки и реформа предприятий: Отчет, Вашингтон, 1997г.

5. Экономическая национальная газета, 2000г. №8.

6. Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. «Казначейская система исполнения бюджета»,1998.

7. М.И.Ткачук, Л.А.Ханкевич, Т.В.Сорокина, «Государственный бюджет», учебное пособие, Минск, 1995г.

8. Т.Г. Морозова, А.В. Пикулькина «Государственное регулирование экономики и социальный комплекс», учебное пособие, 1997г.

9. Мокрый В.С. «Проблемы реформирования межбюджетных отношений как основа местного самоуправления», 2001, №1.

10. А.В. Брызгалин «Налоги и налоговое право», учебное пособие, 1997.

11. Павлова Л.Н. «Бюджетные потоки и проблемы бюджетного регулирования», 1996.

12. Пансков В.Г. « Специфика и задачи совершенствования межбюджетных отношений», 1996г.

13. Нестеренко Т.Г. «Казначейская система, как инструмент эффективного управления государственными финансами, 2001г.

14. Закон РБ «О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «О бюджетной системе РБ», Нац. экон. Газета, 1998г., №38.

15. Демченков В.С., Ужвемко М.Ф., « Регулирование местных бюджетов», 1975г.

16. Васильева М.В. «Местные бюджеты в современных условиях», 1987г.

ПриложениЕ А

Показатель

Год

1998

1999

2000

2001

% к общей сумме доходов

% к ВВП

% к общей сумме доходов

% к ВВП

% к общей сумме доходов

% к ВВП

% к общей сумме доходов

% к ВВП

Налоговые поступления всего:

76,7

27,8

76,4

27,9

76,5

26,7

76,3

26,0

В том числе:

Подоходный налог

10,4

3,8

8,5

3,1

8,7

3,0

9,3

3,2

Налог на прибыль

12,4

4,5

13,5

4,9

12,4

4,3

11,0

3,8

Чрезвычайный налог

2,6

0,9

2,3

0,8

2,3

0,8

2,7

0,9

Налог на добавленную стоимость

25,8

9,3

24,8

9,1

25,7

9,0

25,2

8,5

Акцизы

11,1

4,0

9,4

3,4

8,0

2,8

7,7

2,6

Налоги на собственность

3,8

1,4

1,7

0,6

2,9

1,0

4,1

1,4

Прочие налоги

10,6

3,9

16,2

6,0

16,5

5,8

16,3

5,6

Платежи в государственные целевые бюджетные фонды, всего:

15,7

5,7

16,7

6,1

18,5

6,5

18,0

6,1

В том числе отчисления :

республиканский фонд поддержки с/хоз-ва

4,5

1,6

8,7

3,2

9,5

3,3

8,1

2,8

Республиканский фонд содействия занятости

1,0

0,4

0,8

0,3

0,8

0,3

0,7

0,2

Республиканский и местные дорожные фонды

5,8

2,1

6,7

2,4

5,6

1,9

6,5

2,2

Республиканский и местный фонды охраны природы

0,7

0,2

0,4

0,2

0,3

0,1

0,5

0,2

Фонды местных Советов для финансирования расходов на содержание ведомственного жилищного фонда

1,8

0,7

--

--

--

--

--

--

Местные целевые бюджетные жилищно-инвестиционные фонды

--

--

0,1

0

2,2

0,8

1,9

0,7

Фонд поддержки ведомственных дошкольных учреждений

1,9

0,7

--

--

--

--

--

--

Другие целевые фонды

0

0

0

0

0,1

0,1

0,3

0

Итого

92,4

33,5

94,9

34,0

95,0

33,2

94,3

32,1

Приложение Б

Структура доходов консолидированного бюджета РБ, % к итогу

Показатель

Год

1998

1999

2000

2001

Доходы всего

100,0

100,0

100,0

100,0

В том числе:

Налоговые поступления

76,7

76,4

76,5

76,3

Неналоговые поступления

7,6

6,9

5,0

5,7

Доходы целевых бюджетных фондов

15,7

16,7

18,5

18,0

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Обязательные платежи в бюджет и целевые бюджетные фонды, % к ВВП

Показатель

Год

Отклонение (+, -)

1998

2001

Налоговые платежи

27,8

26,0

-1,8

Платежи в целевые бюджетные фонды

5,7

6,1

+0,4

Итого

33,5

32,1

-1,4

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Структура доходов консолидированного бюджета РБ

Показатель

Консолидированный бюджет

Год

1999

2000

2001

Республиканский

бюджет

Местные бюджеты

Республиканский

бюджет

Местные бюджеты

Республиканский

бюджет

Местные бюджеты

Доходы всего:

100,0

53,5

46,5

51,8

48,2

51,6

48,4

В том числе:

Налоговые поступления

100,0

52,6

47,4

51,1

48,9

50,3

49,7

Неналоговые поступления

100,0

69,0

31,0

64,4

35,6

66,0

34,0

Доходы целевых бюджетных фондов

100,0

50,9

49,1

51,2

48,8

52,4

47,6

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Расходы консолидированного бюджета РБ, млн. руб.

Показатель

Год

1998

1999

2000

2001

2001 к

1998,раз

Расходы всего:

213786,7

981107,2

2678687,3

5027422,6

23,5

В том числе:

На отрасли хозяйства

39073,5

186735,7

517546,4

912202,1

23,3

На социально культурные учреждения и мероприятия по социальной защите

94973,7

396382,3

1186897,0

2351468,6

2,5

На науку

3059,5

13521,7

36352,3

67744,9

22,1

На национальную оборону

7545,2

29586,7

89362,0

183766,1

24,4

На правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности

13484,5

56540,6

165278,5

333250,7

24,7

На государственное управление и местное самоуправление

7705,2

29427,1

87660,5

168081,4

5,7

На предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

13101,0

48610,5

110916,6

228701,5

17,5

На прочие расходы

34844,1

220302,6

563574,0

782207,3

22,5

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Расходы республиканского бюджета на международную деятельность и пополнение государственных запасов и резервов, млн. руб.

Показатель

Год

2001 к

1998, раз

1998

2001

Расходы бюджета, всего:

53726,2

5027422,6

93,6

В том числе:

Международная деятельность

291,6

53655,1

184,0

Пополнение государственных запасов и резервов

637,6

39651,7

62,2

Расходы по обслуживанию государственного долга

1226,8

124861,1

101,8

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Структура расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь (без учета целевых бюджетных фондов), % к итогу

Показатель

Год

1998

1999

2000

2001

Расходы всего:

100,0

100,0

100,0

100,0

В том числе:

На отрасли хозяйства

15,9

18,4

19,0

18,1

На социально культурные учреждения и мероприятия по социальной защите

44,6

44,4

40,4

46,8

На науку

1,5

1,4

1,4

1,3

На национальную оборону

4,0

3,5

3,0

3,7

На правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности

6,3

6,3

5,7

6,6

На государственное управление и местное самоуправление

3,5

3,6

3,0

3,3

На предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

6,7

6,1

4,9

4,5

На прочие расходы

17,5

16,3

22,6

15,7

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты