Государственное управление внешним долгом и экономическое развитие
Государственное управление внешним долгом и экономическое развитие
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра бюджета и финансов ВЭД
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Государственное управление внешним долгом и экономическое развитие
Минск 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Сущность внешнего долга и его роль в экономическом развитии страны
1.1 Понятие и классификация Внешнего долга. Источники финансирования
1.2 Влияние внешнего государственного долга на экономическое развитие страны
1.3 Положительные и отрицательные стороны в формировании внешнего долга
2. Необходимость в управлении внешнего долга
2.1 Методы управления внешнего государственного долга
2.2 Характеристика динамики внешнего долга в зарубежных странах
2.3 Рефинансирование и реструктуризация внешнего долга
3. Характеристика внешнего долга в Республике Беларусь
3.1 История формирования внешнего долга
3.2 Анализ современного состояния внешнего долга
3.3 Организация управления внешнего долга
3.4 Проблема формирования внешнего долга
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Привлечение государством внутренних и внешних займов для развития экономики является общепринятой международной практикой. К внешним займам прибегают как сильные в экономическом отношении индустриально развитые страны, так и только формирующие экономические институты развивающиеся страны. Внешнее заимствование направлено в первую очередь на финансирование дефицита государственного бюджета и платежного баланса страны, для кредитования национального импорта, развития реального сектора экономики и других целей.
Страны с переходной экономикой, к числу которых относится Республика Беларусь, часто применяют заимствование на международном рынке капитала для стабилизации курса национальной валюты, финансирования государственных программ структурной перестройки экономики и текущих централизованных государственных потребностей. Чем выше несбалансированность экономики, тем сильнее зависимость от внешних источников финансирования и тем выше темп роста внешнего долга страны.
Внешнее заимствование дает возможность стране потреблять и инвестировать выше пределов текущего внутреннего производства и сбережений за счет привлечения иностранных финансовых ресурсов. Если внешние заемные ресурсы используются для финансирования новых средств производства, то общие темпы роста экономики могут быть ускорены.
Можно сказать, что тема курсовой работы достаточно полно освещена в экономической литературе, где приводится также большой объем статистического материала по данному вопросу.
Целью курсовой работы является исследование причин появления внешнего долга, его влияние на экономику страны, и проблемы управления внешним долгом.
1. СУЩНОСТЬ ВНЕШНЕГО ДОЛГА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТРАНЫ
1.1 Понятие и классификация внешнего долга. Источники финансирования
Внешняя задолженность включает в себя различные виды долга, которые классифицируются по следующим признакам:
· по типу заемщиков - государственный долг; долг, гарантированный государством; частный (негосударственная часть внешнего долга);
· По сроку погашения - долгосрочные обязательства (со сроком погашения более одного года); краткосрочные (срок погашения до одного года);
· По типу кредитора - официальный долг (обязательства перед международными организациями и двусторонние обязательства перед другими государствами); частные долговые обязательства (долг коммерческим банкам, облигации и прочий долг) [1, c.103].
Внешний государственный долг - это двусторонние кредиты от правительств других стран, центральных банков, государственных экспортно-импортных банков, международных и региональных экономических и финансово-кредитных организаций и институтов.
Внешний гарантированный Правительством долг представляет собой долг субъектов хозяйствования, платежи по которому гарантируются государством.
Внешний негарантированный долг - это долг субъектов хозяйствования, платежи по которому не гарантируются государством (получение фирмами банковских кредитов, размещение корпоративных облигаций на финансовом рынке и др.).
Внешний гарантированный долг Республики Беларусь формируется из:
1. обязательств по кредитам Правительства, погашенным из бюджетных средств;
2. кредитов субъектов хозяйствования, привлекаемых под гарантии Правительства, но погашаемых за счет средств данных субъектов хозяйствования.
Кредиты, привлекаемые субъектами хозяйствования без гарантий Правительства республики, формируют внешний негарантированный долг (негосударственная часть внешнего долга), который в свою очередь включает:
· Капитальный долг (валовой внешний долг)- сумму задолженности государства по внешнему долгу в целом, включая начисленные проценты по кредитам, привлекаемые Правительством для покрытия дефицита платежного баланса и другим межправительственным кредитам, кредитам международных финансово-валютных и кредитных организаций, кредитам субъектов хозяйствования, привлекаемым под гарантии Правительства;
· Текущий долг - расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим срокам оплаты.
Следует также различать общий размер внешнего долга в текущем году и чистые потоки по внешнему долгу.
Общий размер внешнего долга в текущем году равен сумме долга за прошлый год и чистых потоков кредитных ресурсов.
Чистые потоки по внешнему долгу равны разнице между суммой полученных новых кредитов и платежами по обслуживанию долга (ранее образовавшегося долга и долга текущего года).
По рекомендациям Всемирного банка для анализа уровня внешней задолженности страны и ее возможности погашать внешний долг используется целая система показателей: отношение валового (чистого) внешнего долга к валовому внутреннему продукту (или валовому национальному доходу); отношение валового (чистого) внешнего долга к экспорту товаров и услуг; отношение платежей процентов к валовому национальному доходу; отношение платежей по обслуживанию долга к экспорту товаров и услуг; отношение международных резервов к импорту товаров и услуг; отношение краткосрочного долга к общей сумме внешнего долга; доля долга перед МВФ в общей сумме внешнего долга; отношение международных резервов к общей сумме внешнего долга и др.
В качестве внешнего долга рассматриваются лишь внешний государственный долг и внешний гарантированный государством долг [1, с.105].
Правительства развивающихся стран и стран с переходной экономикой имеют несколько источников внешнего финансирования. Субсидии - наиболее выгодный источник финансирования, представляющий собой инвестиции государственных доходов из бюджетов других стран, которые поступают либо непосредственно в развивающуюся страну, либо через учреждения в области развития, действующие на основе предоставления субсидий. Обязательные отчисления налогоплательщиков, которые пересекают национальные границы, представляют собой конечный источник или значительную долю предоставляемых субсидий. Эти субсидии свидетельствуют о взаимности мировой экономики. Субсидии могут расходоваться таким же образом, как и любой вид невозместимых доходов, однако они в большинстве случаев привязаны к конкретным проектам.
Ко второму источнику относятся займы на основе официальной помощи в целях развития (ОПР), которые предоставляются многосторонними (МБРР, МАР), региональными (АБР, Фонд ОПЕК) и национальными учреждениями в области развития. Эти займы не обусловлены финансовыми соображениями и направляются на осуществление проектов и программ с целью содействия экономическому и социальному развитию стран-получателей. Финансовые условия предоставления их займов отличаются в зависимости от различных видов предоставляемых льгот, включая отсрочку платежа, периоды возмещения и процентные ставки. Эти займы, даже если они предоставляются на весьма льготных условиях, необходимо погашать, и опыт прошлых лет не дает основания полагать, что расчет со стороны стран-должников на «элемент субсидий» в этих займах в дополнении к благоприятным финансовым условиям, оказался оправданным. В результате кризиса в области задолженности, определенное число займов ОПР, особенно наименее развитым странам, были списаны, что превратило их в государственные доходы, в отличие от многосторонних и большей части региональных займов ОПР, условия предоставления которых не могут быть даже пересмотрены [2, c.72].
Рынки торгового капитала, где правительства конкурируют со всеми другими потенциальными заемщиками в отношении получения средств и в отношении условий их получения, являются еще одним источником финансовых ресурсов. Правительства участвуют на этих рынках путем получения займов у кредиторов или посредством облигаций с плавающей ставкой, которые имеют определенную гибкость обращения [2, c.73].
1.2 Влияние внешнего государственного долга на экономическое развитие страны
Привлечение государством внутренних и внешних займов для развития экономики (кредитование национального импорта, развития реального сектора и системы экспорта и т.п.) является нормальной международной практикой. И это относится ко всем без исключения странам - от индустриально развитых до развивающихся. Одно из лидирующих положений в мире по уровню государственного долга занимают США. Значительный внутренний долг имеют Франция, Греция, Индонезия, Польша. Внешние займы используются и для финансирования дефицита бюджета и платежного баланса, но для государств с достаточно устойчивой экономикой они не становятся безальтернативной потребностью. Польша в начале 90-х годов для поддержания курса злотого и сокращения внутренней инфляции получила кредит МВФ в 1 млрд. долл. США, но он так и не был ею использован, а сыграл роль своеобразного резерва.
Государства с менее сбалансированной, переходной экономикой вынуждены привлекать займы для текущих централизованных потребностей, поддержания курса национальной валюты, финансирования дефицита бюджета. Поскольку экономический эффект данных займов для страны-заемщика не велик, а их объем, как правило, превышает ее текущие платежные возможности, государственный долг данных стран непрерывно растет. Чем выше степень несбалансированности национальной экономики, чем сильнее зависимость от внешних ресурсных источников, тем выше темпы роста государственного внешнего и внутреннего долга и, соответственно, больше объемы текущих выплат по обслуживанию основной их части - процентных платежей кредиторов.
Кроме того, в этот же период, вследствие интенсивно привлекаемых для рефинансирования задолженности новых краткосрочных займов в ее структуре происходит рост доли краткосрочных обязательств. Объемы и качество государственного долга, расходы на его обслуживание становятся «неподъемными» для национальной экономики. При очень высоком уровне внешнего долга объемы платежей по его обслуживанию могут достигать критических (предельных) для экономической безопасности страны размеров, которые определяются конкретным состоянием ее платежного баланса и бюджета. Примерно с такой ситуацией столкнулась российская экономика в конце 1997г. - начале 1998г., когда расходы на обслуживание государственного долга в федеральном бюджете составляли более трети его расходной части [2, c.431].
1.3 Положительные и отрицательные стороны в формировании внешнего долга
Государство, испытывающее дефицит национального капитала, занимает не только на внутреннем рынке, но и на внешнем рынке. Существует ряд положительных и отрицательных сторон внешних заимствований. Во-первых, их надо обязательно возвращать, отказ от выполнения внешних обязательств означает суверенный дефолт, а следовательно, потерю даже минимального кредитного рейтинга, исключение страны из системы международного рейтинга - важного источника увеличения национального капитала. Во-вторых, внешнее заимствование - это не только существенный источник покрытия дефицита госбюджета, но и дефицита платежного баланса, который покрывается только твердой валютой. Крупные ежегодные бюджетные дефициты, как правило, стимулируют импорт и сдерживают экспорт, а превышение импорта над экспортом - важный фактор отрицательного сальдо платежного баланса. Кроме того, бюджетный дефицит способствует росту процента на внутреннем рынке в силу высокого спроса правительства на заемный капитал, что ведет к вытеснению частного капитала с кредитного рынка и сокращению инвестиций в реальную экономику. Высокие проценты по госбумагам делают их привлекательными для иностранных инвесторов. Даже если возросший на этой основе приток иностранной валюты в какой-то мере снизит рыночную ставку процента и пойдет на финансирование балансов и капвложений, все равно он ведет к росту внешнего долга, следовательно, к сокращению национального производства в стране должника [3, c.199].
Проблема внешнего долга имеет важный социально-экономический и политический аспект. Получение внешних кредитов, как правило, обуславливается жесткими требованиями к стране-заемщику, которая теряет свою финансово-экономическую независимость. Практически внешний кредитор управляет страной. Особенно это относится к слабо развитым странам и странам с развивающейся экономикой. Стоит ли в связи с этим брать внешние кредиты? Любые кредиты надо брать только в том случае, если они способствуют экономическому росту и повышению уровня жизни. В противном случае заемный капитал ложится тяжелым бременем на финансы и экономику страны, превращая ее в сырьевой придаток и рынки сбыта для стран-кредиторов.
Рациональное использование внешних заимствований прямо и непосредственно связано с уровнем развития и эффективности макроэкономики. В высоко развитых странах внешние кредиты и займы положительно влияют на экономику, особенно в условиях циклического подъема, так как большая их часть идет на инвестиции в основной капитал, а не на потребление. В странах, где спрос на ссудный капитал достигает огромного размера, госдолг важный элемент рыночного механизма, посредством которого сбережения трансформируются в инвестиции, стимулируя экономический рост и повышение благосостояния народа.
В станах со слабой, отсталой, и тем более, кризисной экономикой госдолг из стимула развития производства превращается в фактор, угнетающий и тормозящий экономический подъем. Так, несмотря на огромный рост внешнего долга развивающихся стран со 130 млрд. долл. В 1973г. до 1,8 трлн. долл. в 1996г., их экономика продолжает оставаться слабой, примитивной, а уровень жизни - нищенским. О том, что эти страны находятся в крайне жесткой петле, из которой им не выбраться, свидетельствует такие данные: в 1995г. отношение долга к ВВП составляло 34,9%, к экспорту - 100,4%, отношение обслуживания долга к экспорту - 20,7%. Таким образом, довольно значительная часть стоимости национальной экономики уходит в страны-кредиторы [3, c. 200].
2. НЕОБХОДИМОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ ВНЕШНИМ ДОЛГОМ
2.1 Методы управления внешним государственным долгом
Одним их элементов управления государственным долгом является регламентирование допустимых пределов роста долга в планируемом периоде либо установление предельно допустимого уровня долга по отношению к валовому внутреннему продукту.
Для оценки долгового бремени страны в международной практике используются различные методы. Наиболее распространенной является методика Всемирного банка, по которой уровень кредитоспособности определяется через систему следующих показателей:
· отношение внешнего долга к ВВП. Характеризует размер долга как долю производительных возможностей страны. Критический уровень -- 50%;
· отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг. Характеризует экспортные возможности страны в сопоставлении с накопленным внешним долгом. Критический уровень -- 220%;
· отношение годовых платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг. Характеризует непосредственную тяжесть долгового бремени страны. Критический уровень -- 25%.
· отношение выплат процентов по внешнему долгу к объему экспорта товаров и услуг.
Кроме указанных выше четырех основных показателей применяется классификация стран по степени тяжести (бремени) внешнего долга: если значение первого показателя более 80 % или отношение платежей по обслуживанию внешнего долга будущего года к валовому внутреннему продукту превышает 220 % на протяжении трех лет, то страна относится к категории несущих тяжелое бремя внешней задолженности; если первый показатель находится в пределах 18-80 % или отношение платежей по обслуживанию внешнего долга будущего года к валовому внутреннему продукту менее 220 %, то страна относится к категории имеющих умеренную внешнюю задолженность [4, c.15-16].
Следующим важным направлением в системе управления государственным долгом является контроль за соотношением внутреннего и внешнего долга. При высоком уровне внешнего долга, по сравнению с внутренним, целесообразно дополнить систему показателей еще одним соотношением: внешнего долга и объема экспорта, так как последний является основным источником поступления валюты для расчета с иностранными кредиторами [5, c.23].
Для обеспечения наличия в стране иностранной валюты для платежей по внешнему долгу применяются различные меры валютного контроля. В их числе обязательная продажа экспортной выручки, контроль за переводом валюты за рубеж, строгая регламентация целей, на которые может приобретаться иностранная валюта, занижение курса национальной валюты с целью стимулирования экспорта и ограничения импорта.
Многие страны применяют для управления государственным долгом модели формирования оптимального долгового портфеля, направленные на снижение рисков и стоимости обслуживания долга. При этом разрабатывается базовая модель портфеля, сбалансированная в части видов валют, сроков погашения, графиков платежей, структура процентных ставок и т.п. Затем разрабатываются методы достижения базовой модели с помощью различных операций с государственными ценными бумагами. Такие методы управления применяются в Ирландии, Дании, Швеции, частично -- в Бельгии, Португалии, Австрии, Италии, Аргентине и других странах [5, c. 24].
В системе управления внешним долгом важное место занимает осуществление специальных приватизационных программ. Как и в других рассмотренных выше случаях, данный инструмент имеет различные схемы применения. Один из них -- приватизация предприятий отечественными инвесторами для пополнения бюджетных доходов, которые в последующем могут быть использованы для погашения или обслуживания внешнего долга. Второй вариант представляет собой приватизацию предприятий иностранными инвесторами также с целью пополнения финансовых ресурсов государства, необходимых для обслуживания внешнего долга. Третий вариант предполагает непосредственный обмен государственных облигаций на акции приватизируемых предприятий. Эмиссии государственных облигаций, конвертируемых в акции приватизируемых компаний, успешно применялись во многих странах и на большие суммы. В их числе Италия, Испания, Индия, Пакистан и другие.
В рамках совершенствования системы управления внешним долгом внедряются разные методы коммерческой деятельности. Например, создание специальной коммерческой структуры, действующей в интересах министерства финансов, но получающей доходы в зависимости от результатов деятельности по управлению государственным долгом, либо нескольких аналогичных структур, конкурирующих между собой.
Широкое использование мирового опыта управления внешним долгом позволило бы многим странам с меньшими издержками решить собственные долговые проблемы [5, c. 24].
2.2 Характеристика динамики внешнего долга в зарубежных странах
В развивающихся странах и странах с переходной экономикой государственный внешний долг, как правило, существенно больше частного долга. Россия имеет в настоящее время значительный государственный внешний долг (а в последние годы стал возрастать и частный внешний долг). Однако государственный внешний долг России не является самым большим в мире. Самыми большими помимо России должниками (с долгом более 100 млрд. долл.) являются США, Бразилия, Канада, Китай, Австралия, Республика Корея, Мексика, Индия, Аргентина, Франция и некоторые другие страны.
Самым крупным должником в современном мире являются США. Степень тяжести проблемы внешнего долга для экономики той или иной страны определяется такими показателями, как отношение суммы внешнего долга страны-должника к ее ВВП или объему экспорта товаров и услуг из этой страны; отношение суммы обслуживания внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг из данной страны.
При этом предельными показателями считаются отношение внешнего долга к ВВП в 80% и внешнего долга к стоимости экспорта в 220%. Для оценки отягощенности долгом часто используют еще один показатель-коэффициент обслуживания долга. Его определяют как отношение очередных платежей в погашение долго- и краткосрочных кредитов и процентов по всем кредитам и валютным поступлениям (экспорту товаров и услуг). Эта характеристика, как и большинство других показателей, не остается неизменной. Если в начале 60-х гг. было распространено мнение, что уровень безопасности по данному показателю составляет 7%, то в конце 60-х гг. он был поднят до 10%, а в настоящее время показатель в 30% рассматривается как умеренный. На практике многие страны, сильно отягощенные долговыми обязательствами, имеют два или даже три критических значения по указанным выше показателям. Например, Сьерра-Леоне имела в 1999г. отношение внешнего долга к ВВП в 136%, внешнего долга к экспорту-123,4%, а обслуживания внешнего долга к экспорту-31% [6, c.280].
Оценивая, например, степень остроты долговой проблемы для США, необходимо иметь в виду, что у этой страны самый большой ВВП в мире (около 11 трлн. долл.) и она многие годы является ведущим экспортером товаров и услуг в мире.
Аналогична ситуация и у других ведущих стран мира, также имеющих большой внешний долг. Государственный долг большинства наиболее развитых стран мира не превышает 65% ВВП (исключение среди стран Западной Европы составляют Италия и Бельгия). В ЕС в качестве одного из критериев возможности присоединения к Экономическому и валютному союзу (вступление в «зону евро») используется показатель отношения долга к ВВП не превышает 60%. Развитые страны одновременно являются и крупнейшими кредиторами, поэтому степень доверия к ним как должникам высока.
Другое дело - бедные страны, которые готовы брать в долг под высокие проценты, но, как правило, оказываются не в состоянии этот долг вернуть. Растущий внешний долг у таких стран в конечном итоге создает ситуацию так называемой «долговой петли» (когда все новые внешние заимствования идут главным образом на погашение ранее полученных займов, кредитов, ссуд). Иногда страны-должники отказываются от своих обязательств по обслуживанию внешнего долга. Подобную ситуацию называют долговым кризисом или дефолтом. Подобные примеры были в Турции в 1875 г., Перу и Египте - в 1876 г., Греции- в 1893 г., Бразилии- в 1898 и 1914 гг., в России в 1917 г. В современных условиях и страны-должники, и страны-кредиторы стараются не доводить ситуацию до дефолта, хотя примеров такого рода и в последние годы встречается достаточно много.
Для того, чтобы не отказаться в ситуации «долговой петли», правительства стран-должников должны проводить активную политику по управлению свои внешним долгом [6, c. 281].
Что касается России, то до кризиса система фиксированного валютного курса обеспечивала относительную предсказуемость расходов по обслуживанию внешнего долга. Девальвация и переход к плавающему курсообразованию сделали объемы ежегодных выплат менее прогнозируемыми в рублевом выражении.
После финансового кризиса внешний долг российского правительства был фактически разделен на две категории. В первую, которая подлежала обслуживанию, попали все кредиты, взятые в период с 1991 года собственно Россией: это были обязательства перед МВФ и Всемирным Банком, еврооблигации и двусторонние кредиты российского правительства. Во вторую - долги, унаследованные Россией от Советского Союза, по которым правительство отказалось платить в полном объеме, это были обязательства перед Парижским (в котором все вопросы решаются исходя из политической точки зрения) и Лондонским (куда входят в основном зарубежные банки-кредиторы, все вопросы решаются исходя из чисто коммерческого подхода) клубами [7].
Объем внешнего долга в 2004г. составил в долларовом измерении 182 млрд. По состоянию на 1 января 2004г. сложилась следующая долговая структура: 54%(99 млрд.долл.) приходилось на обязательства органов государственного управления, на органы денежно-кредитного регулирования(%, в скобках - млрд. долл.) - 4 (7,8), на задолженность банковского сектора - 14 (24,8), на нефинансовые предприятия - 28 (50,3) [8, c. 3].
Во внешних обязательствах органов государственного управления 29% составлял долг, принятый на себя Россией в качестве правопреемницы СССР(58,1 млрд. долл.), в том числе на долг перед Парижским клубом кредиторов приходилось 74% (42,7 млрд.), перед бывшими социалистическими странами - 6% (3,6 млрд. долл.).
Объем инвестиций резидентов в иностранные ценные бумаги в 2003г. увеличился в 1,4 раза и составил по состоянию на 1 января 2004г. 2437 млн. долл.: долгосрочные активы - 2063 млн., краткосрочные - 261 млн. , участие в капитале - 113 млн.
Стабильный рост инвестиций в экономику в 2001 - 2003 гг. был обеспечен активностью банковского сектора, вложения сектора нефинансовых предприятий снижались.
Проблема внешней задолженности требует постоянного контроля, поскольку может оказывать очень серьезное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе (например, финансовая изоляция в случае дефолта по внешнему долгу). Нельзя забывать, что глубокий более чем десятилетний кризис в Латинской Америке, сопровождавшийся длительным спадом производства и исключительно высокой инфляцией, был спровоцирован именно крупными внешними долгами [7].
2.3 Рефинансирование и реструктуризация внешнего долга
Механизм регулирования внешней государственной задолженности включает в себя два этапа: предотвращение долгового кризиса и его преодоление. Первый этап характеризуется: выбором страны - заемщика; формированием определенных мотиваций (побуждений) у заемщика для осуществления платежей.
Инструменты предотвращения долгового кризиса(отстранение от международного рынка капитала; предотвращение асимметрии информации; угроза санкций; применение санкций; государственные гарантии) направлены на побуждение заемщика отказаться от мысли дефолта и качественно распоряжаться полученными средствами. Однако наступление кризиса платежеспособности вызывает необходимость решения проблемы накопившихся долгов или преодоление последствий дефолта. Операции такого рода получили название реструктуризации долга, т.е. принимаемые по согласию должников и кредиторов меры, направленные на поддержание платежеспособности должников в средне- и долгосрочной перспективе. Реструктуризация долга осуществляется на базе одной или комбинации следующих мер:
· перенос платежей - перенос сроков платежей основной части долга, процентов по долгу или всех платежей по обслуживанию долга на более поздний срок по сравнению с изначально согласованным. Перенос платежей включает в себя конверсию и консолидацию, которые могут проводиться как вместе, так и по отдельности. Под конверсией понимается изменение доходности займов. Оно может предусматривать как уменьшение, так и увеличение доходности государственных ценных бумаг. Под консолидацией займов понимается изменение их сроков обычно в сторону увеличения.
· сокращение суммы долга - снижение суммы невыплаченной задолженности путем либо прямого прощения (списания) части долга, либо продажи со скидкой на вторичном рынке, либо перевода в какие-либо национальные активы страны - должника. Прощение долга применяется нечасто на двусторонней и многосторонней основе преимущественно по отношению к тем странам и долгам, которые не могут быть выплачены в среднесрочной перспективе ни при каких условиях. Продажа долгов на вторичном рынке со скидкой от номинальной стоимости используется активно, особенно кредиторами латиноамериканских стран, для возврата хотя бы какой-то части своих прошлых кредитов. Перевод долга в форме свопов долга на акции означает погашение невыплаченной части задолженности фирмы ее акциями, а государства - облигациями казначейства.
· рекапитализация - обмен долгов на облигации должников или предоставление новых кредитов с целевым назначением оплаты прошлых долгов. Наиболее известным в этой группе мер сокращения задолженности является обнародованный в 1989 г. план министра финансов США Николаса Брейди, в соответствии с которым некоторые развивающиеся страны, согласовавшие с МВФ программы экономических реформ, могли бы обменять их долги иностранным банкам на облигации по рыночной цене на мировом рынке.
· выкуп долга [9, c. 140-141].
Под рефинансирование долга понимается погашение ранее выпущенных долговых обязательств за счет новых заимствований или изменение условий их предоставления. Многие страны мира (например, Англия, Беларусь, Израиль, Италия, Мексика, Россия, США, Украина, Франция и другие) активно применяют этот механизм пролонгации своих долгов.
Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых внешних займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.
Самым главным недостатком рефинансирования является то, что если полученные средства не идут на расширение производства, а проедаются, то в будущем могут возникнуть проблемы, связанные с уменьшением поступления налогов в казну. Случай с Мексикой, Россией, Украиной и другими странами служит хорошим примером непродуманного наращивания государством долговых обязательств [10, c. 18].
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕГО ДОЛГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 История формирования внешнего долга
Внешний долг имеет для Беларуси определяющее значение при выборе экономической стратегии. Сегодня сравнительно стабильный и небольшой размер внешнего государственного долга позволяет характеризовать Беларусь как государство, внешний долг которого не формирует значительной угрозы экономической безопасности страны [11, c. 13].
Впервые он появился в республике в 1992 году. До 1996 г. Республике удавалось ежегодно привлекать в свою экономику от 300 до 600 млн. долл. США иностранных кредитных средств, при этом ежегодное погашение основного долга не превышало 50% от привлекаемых в том же году средств. К началу 1996 г. внешний государственный долг республики достиг своего максимума и составил 1,5 млрд. долл. США.
В 1996 году произошло значительное уменьшение внешнего долга. На конец 1995 г. Он составлял 1513,1 млн. долл., в течение 1996 г. Привлечено 453,8 млн. долл. США, а погашено 96,2 млн. долл. США. Таким образом, на конец 1996 г. внешний долг должен был достичь размера в 1870,7 млн. долл. США. Однако реально он составил только 950 млн.
Такое значительное уменьшение внешнего долга объясняется тем, что в соответствии с Соглашением с Российской Федерацией от 27 февраля 1996 г. было произведено урегулирование части долга России путем отказа российской стороны от претензий по белорусскому государственному долгу по состоянию на 1 января 1996 г. за ранее предоставленные кредиты. Со своей стороны Беларусь отказалась от претензий и компенсаций по внутреннему валютному долгу бывшего СССР за расходы, связанные с затратами на экологическое обследование и рекультивацию мест дислокации выведенных воинских формирований Министерства обороны РФ, за комплекс зданий, переданных белорусской стороной для размещения дипломатического и консульского представительств России [11, c. 14].
С конца 1996- начала 1997 гг. новые займы практически не предоставлялись. Обострилось положение с обслуживанием предприятиями ранее привлеченных кредитов, сузился круг стран, которые предоставляют нашей стране новые займы. По привлеченным ранее кредитам наступили сроки уплаты основных сумм долга.
Пик платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга пришелся на 2000 год, однако положение было несколько смягчено путем проведения серии двусторонних переговоров с австрийскими и немецкими кредиторами о переносе части платежей на более поздние сроки (от полугода до 4 лет). Несколько позднее был реструктурирован японский кредит.
На протяжении последних лет размер внешнего долга достаточно стабилен, хотя погашение ранее привлеченных кредитов превышает поступление средств по новым займам. Определенные кол6ебания абсолютной величины внешнего долга иногда связаны не с изменением величины обязательств республики перед иностранными кредиторами, а с курсовыми разницами, возникающими при пересчете кредитов, номинированных в евро, японских йенах и других валютах, в доллары США. Поэтому при имевшем место реальном уменьшении в 2002-2004 гг. внешнедолговых обязательств за счет падения курса доллара на мировых рынках долларовый эквивалент абсолютной величины долга вырос.
Сегодня республика находится в условиях перехода к новому этапу в сфере государственных заимствований [11, c. 15].
3.2 Анализ современного состояния внешнего долга
На современном этапе основными задачами в области внешнего государственного долга являются:
· сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;
· сокращение стоимости обслуживания долга;
· обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме по наиболее низкой стоимости в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
· полное финансовое обеспечение выдаваемых государственных гарантий;
· управление внешним государственным долгом с целью снижения рисков, связанных с его структурой и стоимостью его обслуживания;
· усиление контроля за своевременным и полным выполнением предприятиями-заемщиками иностранных кредитов, полученных под гарантию правительства, обязательств по погашению и обслуживанию указанных кредитов в части своевременного принятия мер по финансовому оздоровлению [4, c.16].
Внешний государственный долг Республики Беларусь на 1 июля 2005 года составил 624,1 млн. долл. США при утвержденном Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» лимите 2 млрд. долл. США (таблица 1).
Таблица 1. Внешний государственный долг Республики Беларусь
Внешний Государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США)
01.01.2005г.
01.07.2005г.
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь).
429,6
386,1
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь.
311,5
238,0
Всего
741,1
624,1
Уточненные показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (таблица 2).
Таблица 2.Кредитоспособность по внешнему государственному долгу Республики Беларусь
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь (млн. долл. США)
Показатели кредитоспособности
01.01.2004г.
01.01.2005г.
- отношение внешнего госдолга к экспорту товаров и услуг, %
6,4
4,8
- отношение внешнего госдолга к валовому внутреннему продукту, %
4,2
3,2
- отношение платежей по внешнему госдолгу к экспорту товаров и услуг, %
1,7
1,5
Динамика его относительных показателей свидетельствует о том, что Республика Беларусь сохраняет свои позиции в группе стран с низким уровнем задолженности. Так, отношение внешнего государственного долга к ВВП, начиная с 1996 года, не превышает 10%, отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг -- 15%, отношение годовых платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга страны к экспорту товаров и услуг -- 4%.
Таким образом, по международным стандартам уровень внешнего государственного долга нашей страны далек от критического, что свидетельствует о потенциальной возможности привлекать новые внешние государственные займы [4, c. 16].
3.3 Организация управления внешним долгом
Регулированием внешнего государственного долга занимается Правительство Республики Беларусь, которое наделяется следующими полномочиями:
· устанавливает по согласованию с Президентом Республики Беларусь обязательный для всех резидентов Республики Беларусь порядок привлечения, использования и погашения внешних государственных займов; условия и порядок предоставления пользователям средств, полученных Республикой Беларусь по внешним государственным займам, и расчетов за данные средства; порядок предоставления государственных гарантий по внешним государственным займам;
· определяет компетенцию подчиненных ему республиканских органов государственного управления в области управления внешним государственным долгом в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
· осуществляет общую координацию деятельности подчиненных ему республиканских органов государственного управления в области внешних государственных заимствований;
· уполномочивает по согласованию с Национальным банком Республики Беларусь банки на обслуживание внешних государственных займов;
· представляет ежеквартально отчет Президенту Республики Беларусь о состоянии внешнего государственного долга[13].
Правительство Республики Беларусь либо уполномоченные им республиканские органы государственного управления совместно с Национальным банком Республики Беларусь:
· обосновывают необходимость привлечения внешних государственных займов, анализируют возможность такого привлечения с учетом уровня кредитоспособности государства и готовят предложения по лимиту внешнего государственного долга;
· оценивают условия, на которых предоставляются внешние государственные займы;
· проводят анализ фактически сложившегося уровня внешнего государственного долга по отношению к его лимиту, а также использования внешних государственных займов;
· определяют порядок выпуска, размещения и погашения государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг;
· осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Внешние государственные заимствования осуществляются в пределах лимита внешнего государственного долга, установленного законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, с предварительного согласия Президента Республики Беларусь.
Решение о привлечении внешних государственных займов от имени Республики Беларусь принимается Правительством Республики Беларусь, а решение о привлечении таких займов для пополнения валютных резервов - совместно Правительством и Национальным банком Республики Беларусь.
Государственные гарантии по внешним займам резидентов Республики Беларусь предоставляются Правительством Республики Беларусь.
Учет внешнего государственного долга и регистрация внешних государственных займов осуществляются Министерством финансов Республики Беларусь.
Обслуживание внешних займов, полученных резидентами Республики Беларусь под государственные гарантии, производится ими самостоятельно за счет собственных средств через банки-агенты по обслуживанию внешних государственных займов.
Обслуживание внешних государственных займов, использованных на формирование валютных резервов Республики Беларусь, осуществляется Национальным банком Республики Беларусь [13].
3.4 Проблемы формирования внешнего долга. Пути их решения
Для уменьшения издержек по обслуживанию государственного долга широко используются возможности вторичного рынка ценных бумаг.
Развитие вторичного рынка оказывает непосредственное влияние на возможность государства размещать новые займы. В этой связи становится ясно, почему правительство каждой страны уделяет весьма большое внимание организации вторичного рынка государственных ценных бумаг.
Выбор модели функционирования вторичного рынка предопределяется характером эмитируемых ценных бумаг и кругом инвесторов, на которых они рассчитаны.
На вторичном рынке применяются такие методы урегулирования внешней задолженности, как досрочный выкуп с рынка облигаций с более высокой объявленной доходностью (по купонам) с целью замены их другими облигациями, а также досрочный выкуп собственных облигаций в период, когда они продаются на рынке по низким ценам в силу их низкого рейтинга или его полного отсутствия.
Актуальным для Республики Беларусь становится дальнейшее развитие рынка срочных операций с валютой (форвард, фьючерс, своп, опцион). Важнейшая цель их наряду с конверсией валют состоит в страховании (хеджировании) инвестиций от различного рода обязательств в иностранной валюте, когда валютный контракт может быть категоричным, т.е. с фиксацией курса, суммы и даты поставки валюты (форвардным -- на межбанковском и фьючерсным -- на биржевых рынках, по стандартным пакетам валют), или свободным, т.е. без фиксации курса, суммы и даты валютирования, но с предоставлением покупателю валюты права окончательного решения (опциона) [4, c.15].
Одной из основных задач, стоящих в процессе управления внешним долгом Республики Беларусь, является уменьшение задолженности предприятий перед республиканским бюджетом по платежам по иностранным кредитам.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О внешнем государственном долге Республики Беларусь», если заемщик отказался удовлетворить соответствующие нашему законодательству и условиям договора о предоставлении государственной гарантии требование иностранного кредитора, правительство принимает меры по исполнению обязательств заемщика полностью или в неисполненной им части.
Республике Беларусь следует активно развивать отношения с такими международными финансовыми организациями, как Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития.
Сотрудничество со Всемирным банком целесообразно вести по социально значимым проектам. Особую значимость для Республики Беларусь представляют работы по реабилитации зоны, пострадавшей от аварии на ЧАЭС [14, c. 36].
Техническая помощь Всемирного банка может быть оказана по таким направлениям, как поддержка и развитие сельских территорий; улучшение экологической ситуации, среды проживания и мест работы населения, пострадавшего от чернобыльской катастрофы; повышение качества радиационного контроля и мониторинга путем обновления лабораторного оборудования; сертификация продукции.
Республика Беларусь заинтересована в расширении сотрудничества с учреждениями группы Всемирного банка (МФК, МАГИ, Консультативной службой по иностранным инвестициям), включая осуществление анализа инвестиционного климата Республики Беларусь с выработкой конкретных рекомендаций по его улучшению.
Большое значение для дальнейшего экономического развития Республики Беларусь имеет взаимодействие с ЕБРР.
На период до 2006 года ЕБРР по-прежнему планирует приоритетное финансирование стран -- кандидатов в члены ЕС. Страны, в том числе и Республика Беларусь, еще не завершившие реформы, уже только из-за этого ограничены в доступе к ресурсам банка.
С целью предотвращения еще большего разрыва в уровнях социально-экономического развития стран Центральной и Восточной Европы и СНГ следует предложить ЕБРР в переговорах с ЕС добиваться перераспределения финансирования в пользу стран СНГ, продолжающих экономические и демократические реформы.
Правительство Республики Беларусь, начиная с 1999 года, неоднократно ставит вопрос о необходимости возобновления полноценной работы представительства ЕБРР в Минске. По мнению правительства, наблюдение за ситуацией из Лондона, использование лишь выводов краткосрочных миссий персонала ЕБРР не позволяет сделать взвешенные оценки, отследить тенденции развития. Это обусловливает необходимость присутствия в Минске постоянного представителя банка, что позволило бы максимально эффективно проводить работу по практическому осуществлению стратегии и иметь возможность проведения самостоятельных оценок при выборе сценария сотрудничества [14, c. 36].
Альтернативой распространенному в Республике Беларусь привлечению денежных ресурсов в виде кредитов может стать размещение на внешних рынках облигационных займов предприятий. Пока широко практикуемые всеми странами-соседями (Россией, Украиной, Польшей, странами Балтии) облигационные заимствования на зарубежных финансовых рынках в Республике Беларусь по разным причинам не имели места.
В 2003 г. Национальным банком Республики Беларусь был подготовлен проект указа Президента, позволивший бы группе предприятий выпустить и разместить свои облигации на иностранных биржах. В случае предоставления налоговых льгот, по оценке Министерства по налогам и сборам, бюджет потерял бы значительную сумму налоговых поступлений, поэтому указанный проект указа не был одобрен.
В 2004 г. Национальный банк, после проведения детального исследования с привлечением ряда специалистов, предпринял вторую попытку, подготовив новый проект нормативного акта о выпуске и размещении облигаций отечественных предприятий на внешних рынках. Первоначально в список белорусских субъектов хозяйствования, которым было предложено попытаться разместить свои ценные бумаги, было внесено 5 предприятий -- БМЗ, БелАЗ, «Горизонт», «Нафтан» и «Белтрансгаз». Т.е. те предприятия, которые даже в случае отсутствия правительственной гарантии потенциально интересны инвесторам.
По сути, данный выпуск ценных бумаг является одной из составляющих процесса получения, а затем и возможного повышения странового кредитного рейтинга. Завышенная ставка в 12% годовых, определенная в качестве верхней границы, также подчинена этой цели: она интересна для инвесторов и более--менее гарантирует, что первый облигационный заем может быть реализован.
Наличие даже низкого рейтинга гораздо лучше, чем его отсутствие, так как это предоставляет потенциальным зарубежным инвесторам возможность ознакомиться с ситуацией в стране и получить информацию о возможностях ведения бизнеса в стране от авторитетных источников - международных рейтинговых агентств. По оценке специалистов, Республика Беларусь может рассчитывать на неплохой первоначальный рейтинг. Экономика страны находится в стадии роста: в 2004 г. наблюдался профицит бюджета, значительный рост промышленного производства, сокращение внешнего долга и темпов инфляции.
В настоящее время Республика Беларусь не имеет рейтинга ни одного из трех основных рейтинговых агентств (Moody's, Standard&Poor's, Fitch), что не скажешь о наших странах-соседях, а также государствах бывшего СССР (России, Украине, Казахстане, Молдове, Литве, Латвии, Эстонии, Азербайджане и Туркменистане) [15, c.16].
Министерство финансов Республики Беларусь продолжает работу над этой проблемой и проводит переговоры с двумя рейтинговыми агентствами -- Standart & Poor's и Moody's. В правительстве в настоящее время наиболее вероятным значением рейтинга страны считают «B-» по шкале Standart & Poor's, который уже в ближайшем будущем может быть повышен.
Республика Беларусь испытывает огромную потребность в инвестиционных ресурсах. До недавнего времени ограниченное использование внешних займов компенсировалось значительной денежной эмиссией. Однако по мере стабилизации финансовой системы роль заемных ресурсов для экономики будет возрастать [16, c.20].
Использование мирового опыта управления внешним долгом позволило бы открыть широкие возможности по привлечению заемных средств иностранных инвесторов, а также сократить стоимость обслуживания внешнего долга Республики Беларусь. А эффективное использование и погашение иностранных кредитов в долгосрочной перспективе сделает возможным увеличение экспорта, улучшение торгового баланса страны, а также увеличение ВВП и укрепление государственного бюджета страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, на основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: показатели величины внешнего долга Республики Беларусь не вызывают опасений по поводу долговой безопасности государства, участие иностранного капитала в экономике страны должно быть более широким, поскольку быстрая экономическая трансформация без внешней финансовой помощи невозможна.
Существующая долговая стратегия не позволяет привлекать сколько-нибудь значительные внешние займы. Ключевой проблемой здесь является неполучение кредитов МВФ, что воспринимается многими потенциальными кредиторами как сигнал о высоких экономических и политических рисках вложения средств. Как следствие, основная масса получаемых сегодня иностранных займов представляет собой связанные кредиты, предоставляемые зарубежными банками под гарантии правительства. Следует особо подчеркнуть, что на Украине, в России, Казахстане, государствах Прибалтики уже отказались от привлечения займов под государственные гарантии. Это связано с низкой эффективностью использования таких кредитов и очевидным лоббированием интересов избранных отраслей и предприятий при их получении, что не всегда соответствует национальным приоритетам развития.
О невысокой экономической отдаче полученных под гарантию правительства кредитных средств свидетельствует просроченная задолженность по ним. Хотя степень своевременного и полного погашения долга в первую очередь зависит от финансово-экономического положения страны, нельзя отрицать и неэффективность системы отбора проектов, финансируемых под гарантии государства.
В Республике Беларусь для решения текущих проблем обслуживания внешнего долга используются, в основном, технические методы, носящие краткосрочный характер и являющиеся дорогостоящими. Это и погашение внешней задолженности предприятий за счет бюджетных средств, и привлечение средств для осуществления выплат по внешнему долгу на внутреннем рынке, и реструктуризация. Сюда же относится и предоставление заемщикам различных льгот и преференций с целью создания лучших условий для самостоятельного выполнения ими своих обязательств, что, как показывает практика, не дает необходимого эффекта.
Использование мирового опыта управления внешним долгом позволило бы открыть широкие возможности по привлечению заемных средств иностранных инвесторов, а также сократить стоимость обслуживания внешнего долга Республики Беларусь. А эффективное использование и погашение иностранных кредитов в долгосрочной перспективе сделает возможным увеличение экспорта, улучшение торгового баланса страны, а также увеличение ВВП и укрепление государственного бюджета страны.
2. Саркисянц А.Г. Система международных долгов - М: ДеКа, 1999.
3. Коркин В.М. Ссудный рынок России - М. «Экзамен», 2001.
4. Кравченко В.В. Последние десять лет в Беларуси наблюдается тенденция снижения внешнего государственного долга // Финансы. Учет. Аудит. - 2004. - №5.
10. Раков А., Илюкевич С. Инструментарий управления государственным долгом // Банковский вестник. - 2003. - №22.
11. Цедрик С. Внешний государственный долг Беларуси // Финансовый директор. - 2005. - №3.
12. http//ncpi.gov.by/minfin
13. Закон Республики Беларусь «О внешнем государственном долге Республики Беларусь», от 22.06.98 г. №170.
14. Курлыпо А. Внешнее финансирование - шаг к развитию экономики // Финансы. Учет. Аудит. - 2004. - №11.
15. Ладик П.Л. Кредитный рейтинг - пропуск на внешние рынки для государственных ценных бумаг // Финансы. Учет. Аудит. - 2004. - №8.
16. Цедрик С. Иностранные займы, формирующие внешний государственный долг Российской Федерации // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2001. - № 44.