Рефераты

Государственное регулирование РЦБ

Государственное регулирование РЦБ

2

Бузулукский финансово-экономический колледж

Курсовая работа

На тему: «Государственное регулирование РЦБ»

Бузулук 2005 г.

Содержание

  • Введение 3
  • 1 Сущность, структура и организация рынка ценных бумаг России 4
    • 1.1 Место рынка ценных бумаг в системе рынков 4
    • 1.2 Общая характеристика и структура рынка 6
    • 1.3 Участники рынка ценных бумаг и виды профессиональной деятельности на нем 9
  • 2 Система государственного регулирования РЦБ в РФ 13
    • 2.1 Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг 13
    • 2.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг 15
    • 2.4 Проблемы современного РЦБ России 25
  • 3 Реформирование системы государственного регулирования РЦБ России и перспективы его развития 28
    • 3.1 Перспективы развития российского рынка ценных бумаг 28
    • 3.2 Реформы в системе государственного регулирования РЦБ России 29
  • Заключение 35
  • Список использованных источников 36
Введение

В настоящее время одним из наиболее гибких финансовых инструментов является использование ценных бумаг.

Ценные бумаги - неизбежный атрибут всякого нормального товарного оборота. Будучи товаром, они сами вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве наличные деньги.

Ранее в условиях плановой экономики некоторые виды ценных бумаг использовались в имущественных отношениях (облигации и лотерейные билеты в отношениях с участием граждан, векселя во внешнеторговом обороте). В настоящее время переход к рыночной организации экономики и формирование рынка ценных бумаг потребовали возрождения и использования всего многообразия ценных бумаг. Сейчас в Российской Федерации активно функционируют такие биржи, как ММВБ, РТС1 и РТС2, Санкт-Петербургская Фондовая и Валютная биржа, а также Сибирская, Уральская, Ростовская, Самарская, Нижегородская биржи… Как видно фондовый рынок является неотъемлемой частью рыночной экономики, вследствие чего появилась настоятельная потребность в изучении всего комплекса возможностей, предоставляемого этим рынком, а также в четком правовом оформлении ценных бумаг и их оборота, при отсутствии которого их использование просто невозможно.

Методическую и теоретическую основу исследования российского рынка ценных бумаг составили труды отечественных и зарубежных ученых, Гражданский кодекс РФ, Указы Президента, Постановления Правительства РФ и Министерства Финансов, а также другой методический материал по изучаемым вопросам.

В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы экономических исследований: абстрактно - логический, монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, описательный, использовались основные приемы анализа.

Информационную основу работы составили годовые отчеты, данные статистической отчетности, специальная литература по исследуемой теме отечественных и зарубежных авторов.

Целью данной работы является раскрытие особенностей государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

Предметом моей курсовой работы является выявление проблем, присущих государственному регулированию РЦБ в России.

Объектом исследования является взаимоотношения участников РЦБ в РФ с государством.

Задачи: определить сущность, структуру и организацию рынка ценных бумаг в России; ознакомиться с системой государственного регулирования РЦБ в РФ; выявить проблемы развития и рассмотреть реформирование системы государственного регулирования РЦБ России на современном этапе.

1 Сущность, структура и организация рынка ценных бумаг России

1.1 Место рынка ценных бумаг в системе рынков

По структуре финансовый рынок делится на три взаимосвязанных и дополняющих друг друга, но отдельно функционирующих рынка:

Денежный рынок - рынок находящихся в обращении наличных денег и выполняющих аналогичные функции краткосрочных платежных средств (векселя, чеки и т. д.).

Рынок ссудного капитала или рынок долгосрочных и краткосрочных банковских кредитов. Он охватывает отношения, возникающие по поводу предоставления кредитными учреждениями платных и возвратных ссуд, не связанных с оформлением таких документов, которые могли бы самостоятельно обращаться на рынке: покупаться или продаваться, погашаться.

Рынок ценных бумаг охватывает как кредитные отношения, так и отношения совладения, выражающиеся через выпуск специальных документов, которые имеют собственную стоимость и могут обращаться на рынке.

Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года) и в свою очередь подразделяется на учетный рынок, межбанковский рынок и валютный рынок. На учетном рынке основными объектами купли-продажи являются казначейские и коммерческие векселя и другие краткосрочные ценные бумаги, межбанковский рынок функционирует за счет предоставления кредитов банками друг другу (использование временно свободных денежных средств) сроками от одного дня до пяти лет, валютный же рынок обслуживает международный платежный оборот.

Рынок ссудных капиталов включает операции частных кредитно-финансовых институтов, государственных учреждений, иностранных институтов и рынок ценных бумаг, который в свою очередь делится на внебиржевой (первичный) и биржевой оборот, а также рынок через прилавок - “уличный” рынок. Первичный внебиржевой оборот охватывает в основном облигации новых эмиссий. На фондовой бирже обращаются исключительно акции, а также некоторое количество ранее выпущенных облигаций, как частных, так и государственных.

Государство в лице кредитных институтов является не только продавцом ценных бумаг, но и покупателем, участвуя, таким образом, в перераспределении денежного капитала. Операции кредитно-финансовых институтов на рынке капитала не всегда связаны с приобретением ценных бумаг, поэтому их деятельность не следует отождествлять ни с биржевым, ни с внебиржевым оборотом фиктивного капитала. В ряде случаев финансирование ими корпораций осуществляется без покупки ценных бумаг путем прямого кредитования. В то же время и внебиржевой оборот и фондовая биржа - это сферы, где большую роль играют кредитно-финансовые институты. Кроме того, на национальные рынки ссудных капиталов все чаще вторгается иностранный банковский капитал.

Постоянное взаимное предложение и спрос на ссудный капитал создают рынок ссудных капиталов. Под механизмом его функционирования следует понимать накопление, движение, распределение и перераспределение денежного капитала под воздействием спроса и предложения, а также существующих процентных ставок.

Механизм рынка, как правило, определяется спросом и предложением действующих субъектов рынка: частных предприятий, государства и индивидуальных лиц. Деятельность данных субъектов формирует уровень процентных ставок и его колебание в зависимости от рыночной конъюктуры: усиление спроса повышает ставки и снижает предложение и, следовательно, сокращает трансформацию денежного капитала в ссудный; наоборот, преобладание предложений над спросом понижает ставки и усиливает движение ссудного капитала с рынка.

Единство и обезличивание рынка ссудных капиталов выражается в том, что он развивается и движется через посредство ценных бумаг, т.е. фиктивного капитала. Так, заимодавец, в роли которого могут выступать корпорации, частное лицо или государство, представляет полученный им ссудный капитал как претензию на доход. Это объясняется тем, что денежный капитал, инвестированный в ценные бумаги, в любой момент может быть превращен в форму денег путем реализации ценных бумаг.

В современных условиях возрастает единство рынка ссудных капиталов, так как аккумуляция денежного капитала и сбережений осуществляется в основном кредитной системой, широко действует акционерная форма предприятий и более полно происходит сведение дивиденда к ссудному проценту.

В то же время на рынке действуют противоположные тенденции, подрывающие его единство, к которым следует отнести дальнейшую монополизацию рынка наиболее крупными кредитными институтами; процесс интернационализации, связанный с миграцией денежных капиталов между национальными рынками; а также циклическую нестабильность экономической конъюнктуры и инфляционные процессы. Поэтому рынок ценных бумаг с его основными элементами (внебиржевым и биржевым оборотами) есть механизм, который функционально входит в рынок ссудных капиталов. Рынок ценных бумаг развивается и движется по своим законам, определяемым спецификой так называемого фиктивного капитала, однако тесно увязан с рынком капитала.

В настоящее время практика показывает, что импульсивное замедление или ускорение операций рынка ценных бумаг существенно сказывается на движении ссудного капитала, его рыночной структуре и функционировании. Наиболее болезненной и слабой стороной рынка ценных бумаг является его острая подверженность не только экономическим, но и политическим потрясениям, заставляющим его работать на более быстрых оборотах по сравнению с рынком капитала и прочими рыночными механизмами. Более того, приостановка действия рынка ценных бумаг в ряде случаев может носить довольно трагические экономические и политические последствия для страны.

1.2 Общая характеристика и структура рынка

Образование фиктивного капитала связано с появлением ссуд-ного капитала. Фиктивный капитал возникает как следствие приоб-ретения ценных бумаг, дающих право на получение определенного дохода (процента на капитал). Первоначальной формой фиктивного капитала в период домонополистического капитализма и «свобод-ной конкуренции» служили облигации государственных займов.

Трансформация капитализма свободной конкуренции (laess faire) в монополистический, с образованием и ростом акционер-ных обществ, способствовала появлению нового вида ценных бу-маг -- акций. По мере развития капитализма акционерные обще-ства стали превращаться в сложные монополистические объеди-нения (концерны, тресты, картели, консорциумы). Их развитие в условиях острой конкурентной борьбы и развития научно-техни-ческой революции обусловило привлечение не только акционер-ного, но и облигационного капитала. Это обусловило выпуск и размещение частными компаниями и корпорациями, помимо ак-ций, еще и облигаций, т.е. осуществление облигационных займов. Структура фиктивного капитала складывается из трех основных элементов: акций, облигаций частного сектора и государственных облигаций. С развитием капитализма и превращением его в госу-дарственно-монополистический капитализм частный сектор и го-сударство все больше привлекает капитал путем эмиссии акций и облигаций, увеличивая таким образом фиктивный капитал, кото-рый существенно превышает действительный, реальный капитал, Необходимый для капиталистического воспроизводства. В условиях спекулятивных сделок фиктивный капитал, представляющий цен-ные бумаги, в современном рыночном хозяйстве приобретает само-стоятельную динамику, не зависящую от реального капитала.

В то же время фиктивный капитал отражает объективные про-цессы дробления, перераспределения, объединения действующих реальных производительных капиталов. Если в монополистичес-

кой стадии капитализма фиктивный капитал концентрировался на фондовой бирже, то в условиях государственно-монополисти-ческого капитализма значительная его доля сосредоточивалась в банках и других кредитно-финансовых учреждениях. В самой струк-туре фиктивного капитала резко вырос удельный вес государствен-ных облигаций, что обусловлено, во-первых, кризисом государ-ственных финансов и, во-вторых, усилением вмешательства госу-дарства в экономику. В странах Западной Европы, Японии и ряде развивающихся стран государственные займы в определенной сте-пени отражают также развитие государственной собственности. Разбухание фиктивного капитала за счет выпуска государствен-ных займов для покрытия дефицитов бюджета служит источни-ком развертывания инфляционных процессов, обесценения де-нег, а значит, и валютных потрясений.

Самостоятельное движение фиктивного капитала на рынке приводит к резкому отрыву рыночной стоимости от балансовой, увеличивая разрыв между реальной стоимостью материальных ценностей и их относительно фиксированной стоимостью, пред-ставленной в ценных бумагах.

Дальнейшее увеличение объема фиктивного капитала усили-вает фетишизацию экономических отношений в современном рыночном хозяйстве капитализма. Источники получения доходов по различным элементам фиктивного капитала полностью замас-кированы. В условиях часто меняющейся конъюнктуры фиктив-ный капитал -- один из самых неустойчивых показателей рыноч-ной экономики. Особенно чувствителен фиктивный капитал к колебаниям и изменениям на рынке ссудных капиталов, движе-нию и накоплению денежного капитала, а также потрясениям в кредитно-финансовой сфере. Особо негативное воздействие на по-нижательные тенденции фиктивного капитала оказывает рост бан-ковских ставок, спекулятивные операции с ценными'бумагами и валютой. Несоответствие, диспропорции в динамике фиктивного и реального производительного капитала сопровождаются обес-ценением фиктивного капитала, приводя к падению курсов цен-ных бумаг и биржевым крахам (финансовые потрясения 1970, 1987 и 1997 гг., а также 2000--2001 гг.).

Рынок ценных бумаг отражает все колебания фиктивного ка-питала, огромное количество спекулятивных операций с ценны-ми бумагами, особенно с дериватами.

В настоящее время в ведущих западных странах с развитой рыночной экономикой существуют, действуют и развиваются три рынка ценных бумаг: внебиржевой (первичный); вторичный (фондовая биржа); уличный рынок, или рынок «через прилавок» (cover the connter). Все они представляют собой весьма необходимый и важный элемент рыночного хозяйствования, особенно его кре-дитно-финансовой надстройки.

Указанные рынки, составляющие структуру рынка ценных бу-маг, противостоя друг другу, взаимно дополняют друг друга. Дан-ное противоречие обусловлено тем, что выполняя общую функ-цию по торговле и обращению ценных бумаг и мобилизации ка-питала, они руководствуются специфическими методами отбора и реализации ценных бумаг. Внебиржевой первичный рынок охваты-вает лишь новые выпуски ценных бумаг и главным образом раз-мещение облигаций торгово-промышленных корпораций. После-дние через инвестиционные и коммерческие банки, банкирские дома вступают в непосредственный контакт с кредитно-финансо-выми институтами, которые и приобретают эти ценные бумаги. Наоборот, на бирже котируются старые выпуски ценных бумаг и главным образом акции торгово-промышленных корпораций. Если через внебиржевой оборот осуществляется в основном фи-нансирование воспроизводственного процесса, то на бирже с помощью скупки акций происходит захват контроля над корпо-рациями и фирмами, идет формирование и перераспределение контроля между различными финансовыми группами. Через бир-жу также осуществляется определенная часть финансирования (в основном через мелких и средних вкладчиков).

Особенность биржи состоит в том, что здесь доминирует ин-дивидуальный вкладчик, хотя идет процесс монополизации ее операций со стороны кредитно-финансовых институтов. На вне-биржевом рынке действует коллективный вкладчик в лице круп-ных кредитно-финансовых институтов с долгосрочными резерва-ми денежных средств (страховые компании, инвестиционные ком-пании, частные пенсионные фонды, коммерческие банки). На протяжении всего послевоенного периода как в практическом, так и теоретическом плане довольно остро стоял вопрос о соотноше-нии внебиржевого и биржевого оборота.

Особое место в структуре рынка ценных бумаг занимает улич-ный рынок, возникший в 60--70-х гг. прошлого века в ряде запад-ных стран (США, Японии) и первоначально рассчитанный на ак-ции вновь создаваемых небольших компаний, которым первич-ный биржевой рынок был недоступен.

В 60-х гг. XX в. обнаружилась тенденция к росту значимости внебиржевого первичного оборота, так как широкий процесс об-новления основного капитала обусловил огромные потребности в

выпуске новы* эмиссий ценных бумаг. Однако биржа не сумела восстановить в полной мере свой механизм, разрушенный в пери-од Второй мировой войны.

Начавшиеся процессы слияний, поглощений, а также общие масштабы централизации капитала в развитых странах, обусловлен-ные потребностями производства, научно-технической революции и просто борьбой различных монополистических группировок, проис-ходивших после так называемого восстановительного периода, су-щественно оживили деятельность фондовой биржи. К ее операциям стали широко привлекаться средние и мелкие индивидуальные вклад-чики. При этом впечатление о снижении роли биржи стало склады-ваться из-за активного проникновения в ее операции крупных кре-дитно-финансовых институтов. Однако финансово-промышленные группы использовали подконтрольные ей банки и другие кредит-но-финансовые институты для расширения своих операций на бир-же в целях реорганизации производственной структуры хозяйства.

Внебиржевой оборот, как и биржа, обладает собственными ме-тодами торговли ценными бумагами, в основном облигациями. В 90-х гг. широкое распространение получили новые методы размеще-ния корпоративных ценных бумаг, так называемый андеррайтинг, -прямое размещение (direct placement), публичное предложение, кон-курентные торги (competitive bidding), - позволяющие осуществ-лять более тесные связи между эмитентом ценных бумаг и их поку-пателем (инвестором). Организующим посредником здесь высту-пают инвестиционные и коммерческие банки, банкирские дома, брокерские фирмы. Новые методы внебиржевого оборота нашли широкое применение в США, Канаде, Западной Европе и Японии.

1.3 Участники рынка ценных бумаг и виды профессиональной деятельности на нем

Состав участников рынка ценных бумаг зависит от той ступени на какой находится производство и банковская система, а также ка-ковы экономические функции государства. Этим определяется способ финансирования производства и государственных расходов. Важным яв-ляется также и объем накопления средств у населения сверх удовлет-ворения необходимых текущих потребностей. Если мелкое производство финансируется за счет собственных накоплений и капиталов собствен-ников - владельцев производства и банковских кредитов, то крупное акционерное производство финансирует свои капитальные затраты поч-ти полностью за счет эмиссии акций и облигаций. Результатом явля-ется отделение собственности и финансирования предприятий от само-го производства. Государство в лице центрального правительства и местных органов власти со временем все в большей степени прибегает к заимствованию средств для финансирования бюджетных расходов в дополнение к взиманию налогов, а также в интервалах между поступ-лениями налогов. Главную массу эмитентов акций составляют нефинан-совые корпорации. Они же выпускают среднесрочные и долгосрочные облигации, предназначенные как для пополнения их основного капита-ла, так и для реализации различных инвестиционных программ, свя-занных с расширением и модернизацией производства.

Правительство выпускает долговые обязательства широкого спектра сроков от казначейских векселей сроком в 3 месяца до обли-гаций сроком 30, а иногда и 50 лет.

Таким образом, эмитентами ценных бумаг являются те, кто заин-тересован в краткосрочном или долгосрочном финансировании своих текущих и капитальных расходов и при этом может доказать, что ему как заемщику, должнику и предпринимателю можно доверять.

В принципе эмитенты ценных бумаг могут сами разместить (то есть продать) свои обязательства в виде ценных бумаг. Однако слож-ный механизм эмиссии в условиях конкуренции, потребность в гаран-тированном размещении ценных бумаг требует не только больших рас-ходов, но и профессиональных знаний, специализации, навыков. Поэ-тому эмитенты в подавляющем большинстве случаев прибегают к услу-гам профессиональных посредников - банков, брокеров, инвестицион-ных компаний. Все они в данном случае, как организаторы и гаранты, являются посредниками на рынке ценных бумаг.

Те, кто вкладывает средства в ценные бумаги с целью извлече-ния дохода, являются инвесторами. На рынке денежных ценных бумаг в качестве инвесторов доминируют банки, которые в то же время как посредники частично размещают краткосрочные бумаги у своих клиен-тов (например, коммерческие банки одних корпораций предлагают дру-гим корпорациям). На рынке капитальных ценных бумаг наблюдается историческая эволюция от преобладания индивидуальных инвесторов к доминированию институциональных инвесторов. Появление институциональ-ных инвесторов - важный этап в развитии рынка ценных бумаг., Воз-никает возможность чрезвычайного расширения круга покупателей фи-нансовых инструментов , а соответственно рассредоточения риска по-мещения средств в ценные бумаги.

Частные лица, как масса, население начинают вкладывать средс-тва в ценные бумаги лишь тогда, когда они достигают достаточной степени личного богатства, которым нужно управлять, то есть дер-жать в форме капитала - финансовых активов, приносящих доход.

Траст-департаменты коммерческих банков стали первыми институ-циональными инвесторами, которые стали вкладывать в ценные бумаги средства, доверенные им их клиентами для доходного помещения. Так, в США в конце 80-х годов траст-департаменты банков управляли акти-вами частных лиц и деловых предприятий на сумму порядка 775 милли-ардов долларов.

Крупнейшими инвесторами сначала в США, а затем и в других развитых странах стали страховые компании и пенсионные фонды - го-сударственные, местных органов власти, корпоративные. Все свои свободные средства они инвестируют в наиболее надежные ценные бу-маги, извлекая огромные доходы. Активы пенсионных фондов в США в конце 80-х годов составляли примерно 2,4 триллиона долларов.

Большую роль в качестве инвесторов приобретают так называемые взаимные фонды, или инвестиционные фонды - крупные финансовые уч-реждения, возникшие еще в 20-х годах текущего века, но особенно быстро развившиеся за последние 20 лет. Фонд - это управляемый портфель ценных бумаг. Отдельные инвесторы покупают долю в этом фонде, получая в свое распоряжение некий усредненный актив, прино-сящий доход с усредненным риском. В США после второй мировой войны чистые активы всех взаимных фондов составили сумму порядка 1 мил-лиарда долларов, в конце 1980-х годов они превысили 800 миллиардов долларов.

Операции на биржах проводят только профессионалы, объединен-ные биржевым комитетом. Вначале это были простые посредники - мак-леры, но впоследствии среди них произошла четкая специализация по различным видам биржевой деятельности. Посредников в биржевых опе-рациях называют по-разному: биржевые маклеры, куртье, комиссионе-ры, брокеры и стокброкеры. Все они работают за вознаграждение - куртаж, выраженный в процентах или долях процента от общей суммы сделки. Маклеры ведут расчетные записи - бродеро, которые подписы-вают обе стороны. Они обязаны быть беспристрастными, не должны за свой счет участвовать в коммерческих делах клиентов, не могут пе-редавать кому-либо свои функции.

Важнейшую посредническую роль на рынке ценных капитальных бу-маг играют инвестиционные банки - особые финансовые институты, ко-торые занимаются организацией и гарантированием реализации публич-ного размещения прежде всего акций. В качестве консультанта по всем финансовым вопросам, связанным с эмиссией, банк вместе с по-тенциальным эмитентом определяет реальные и наиболее экономичные возможности выхода на конкретный рынок, а затем в качестве ведуще-го гаранта берет на себя обязанность организовать синдикат или другую группу, которая обеспечит полное размещение выпущенных цен-ных бумаг. В случае неправильной оценки ситуации банк рискует не разместить бумаги, оставить их у себя, а затем продать со скидкой. В США старейшей (с 1885 года) и крупнейшей компанией - инвестици-онным банком - является "Мерилл Линч". На конец 80-х годов у нее было несколько миллионов клиентов в США и за рубежом, в том числе частные лица, фирмы и правительства, она имеет около полусотни от-делений в 40 странах мира.

На российском рынке ценных бумаг также допускается деятельность посредников (финансовых брокеров и дилеров), специализированных инвестиционных компаний, занимающихся организацией выпуска ценных бумаг, выдачей гарантий по их размещению и куплей - продажей ценных бумаг от своего имени и за свой счет.

В настоящее время в качестве дилерско-брокерской сети действует Центральный банк (около 90 территориальных управлений) и Сберегательный банк России (42 тысячи территориальных банков, отделений, филиалов). А с 1993 г. многие банки приступили к созданию сети филиалов, специализирующихся на операциях с ценными бумагами.

Кроме того, в середине 1993 г. в России официально были признаны более 60 фондовых и товарно-фондовых бирж, фондовых отделов товарных бирж. Крупнейшие 5 бирж расположены в Москве. Растет сеть институциональных инвесторов. Созданы первые саморегулирующиеся организации: две федерации фондовых бирж, ассоциация коммерческих банков, ассоциация небанковских инвестиционных институтов. Быстро развивается депозитарно-клиринговая сеть, в том числе на основе телекоммуникационных сетей, действующих в национальном масштабе.

Важнейшими структурами рынка ценных бумаг как финансовой категории являются участники рынка ценных бумаг, осуществляющие свою профессиональную деятельность, об этом и пойдет далее речь.

Профессиональная деятельность - это специализированная деятельность на рынке ценных бумаг по перераспределению денежных ресурсов на основе ценных бумаг, по организационно- техническому и информационному обслуживанию выпуска и обращения ценных бумаг.

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг подразделяется на следующие виды:

- перераспределение денежных ресурсов и финансовое посредничество,

- брокерская деятельность,

- дилерская деятельность,

- деятельность по организации торговли ценными бумагами,

- организационно-техническое обслуживание операций с ценными бумагами,

- депозитарная деятельность,

- консультационная деятельность,

- деятельность по ведению и хранению реестра акционеров,

- расчетно-клиринговая деятельность по ценным бумагам,

- расчетно-клиринговая деятельность по денежным средствам (в связи с операциями с ценными бумагами).

На основании Указа Президента РФ от 4.11.1994 г. "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" и закона "О рынке ценных бумаг" можно дать следующие определения каждого вида деятельности и указать основные типы профессиональных участников, которые ей соответствуют:

- Брокерской деятельностью признается совершение сделок с ценными бумагами на основе договоров комиссии и поручения (финансовый брокер).

- Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет, путем публичного объявления цен покупки и продажи ценных бумаг с обязательством покупки и продажи этих ценных бумаг по объявленным ценам (инвестиционная компания).

- Деятельность по организации торговли ценными бумагами - это предоставление услуг, способствующих заключению сделок с ценными бумагами между профессиональными участниками рынка ценных бумаг (фондовые биржи, фондовые отделы товарных и валютных бирж, организованные внебиржевые системы торговли ценными бумагами).

- Депозитарной деятельностью признается деятельность по хранению ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги (специализированные депозитарии, расчетно-депозитарные организации, депозитарии инвестиционных фондов).

- Консультационной деятельностью признается предоставление юридических, экономических и иных консультаций по поводу выпуска и обращения ценных бумаг (инвестиционный консультант).

- Деятельность по ведению и хранению реестра - это оказание услуг эмитенту по внесению имени (наименования) владельцев именных ценных бумаг в соответствующий реестр (специализированные регистраторы).

- Расчетно-клиринговой деятельностью по ценным бумагам признается деятельность по определению взаимных обязательств по поставке (переводу) ценных бумаг участников операций с ценными бумагами (расчетно-депозитарные организации, клиринговые палаты, банки и кредитные учреждения).

2 Система государственного регулирования РЦБ в РФ

2.1 Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг

Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для упорядо-чения деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:

- государственное регулирование;

- регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Госу-дарство может передать часть своих функций по регулиро-ванию уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг; пос-ледние также могут договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отно-шению ко всем участникам данной организации;

- общественное регулирование, или регулирование через об-щественное мнение. В конечном счете именно реакция широ-ких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной тех или иных регуля-тивных действий государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг нацелено на:

- поддержание порядка на рынке, создание нормальных усло-вий для работы всех участников рынка;

- защиту участников рынка от недобросовестности и мошен-ничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

- обеспечение свободного и открытого процесса ценообразо-вания на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

- создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а каждый риск адекватно вознаграждается;

- формирование (в определенных случаях) новых рынков, под-держку необходимых обществу рынков и рыночных струк-тур, рыночных начинаний и нововведений;

- достижение каких-либо общественных результатов (напри-мер, повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в себя:

- создание нормативной базы функционирования рынка -- раз-работку законов, постановлений, инструкций, правил, ме-тодических положений и других нормативных актов, кото-рые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

- отбор профессиональных участников рынка, соответствующих определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу;

- контроль за выполнением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

- систему санкций за отклонение от норм и правил, установ-ленных на рынке.

Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг зависят от существующих в стране политических и экономичес-ких условий и при этом отражают проверенную временем истори-ческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основными прин-ципами регулирования являются:

- разделение подходов в регулировании отношений между эми-тентом и инвестором, с одной стороны, и участниками рын-ка--с другой. В первом случае регулируются отношения меж-ду владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязан-ным, во втором -- отношения, которые возникают в момент заключения и исполнения сделки между эмитентом и профес-сиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;

- выделение из всех видов ценных бумаг так называемых ин-вестиционных -- выпускаемых массово, сериями, рынок ко-торых может быть быстро организован. Именно такие бума-ги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку опе-рируя подобными инструментами, злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

- максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка -- эмитентах, круп-ных инвесторах и профессиональных участниках;

- обеспечение конкуренции как механизма объективного по-вышения качества услуг и снижения их стоимости. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирую-щими органами;

- разделение полномочий между регулирующими органами. Нормотворчество и нормоприменение не могут совмещать-ся в одном лице;

- обеспечение гласности нормотворчества, широкое публич-ное обсуждение путей решения проблем рынка;

- соблюдение принципа преемственности российской систе-мы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей опреде-ленную историю и традиции;

- оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударствен-ными органами управления - коммерческими и обществен-ными организациями.

Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг сво-дится к следующему:

- идеологическая и законодательная функция (концепция раз-вития рынка, программа ее реализации, управление програм-мой, законодательные акты для запуска и развития рынка);

- концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели строительства и в первую очередь на опережающее создание инфраструктуры;

- установление «правил игры» (требований к участникам опе-рационных учетных стандартов);

- контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рын-ка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистра-ция ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инве-стиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, при-менение санкций);

- создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг, ее открытость для инвесторов;

- формирование системы защиты инвесторов от потерь (госу-дарственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

- предотвращение негативного воздействия на фондовый ры-нок других видов государственного регулирования (моне-тарного, валютного, фискально-го, налогового);

- предупреждение чрезмерного развития рынка государствен-ных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предло-жения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизво-дительных расходов государства).

Большинство этих задач в настоящее время еще не нашло сво-его решения либо находятся в стадии проработки. Государство выступает также:

- крупнейшим эмитентом (финансирование государственно-го долга) и инвестором (государственная собственность в цен-ных бумагах предприятий и банков, централизованные ка-питальные вложения через инвестиции в ценные бумаги);

- макроэкономическим регулятором, используя инструменты рынка ценных бумаг в операциях на открытом рынке для проведения своей денежной политики;

- крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.

2.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Государство на российском рынке ценных бумаг выс-тупает в качестве:

- инвестора - при управлении крупными портфелями акций промыш-ленных предприятий;

- эмитента - при выпуске государственных ценных бумаг;

- профессионального участника - при торговле акциями в ходе при-ватизационных аукционов;

- регулятора -- при написании законов и подзаконных актов;

- верховного арбитра в спорах между участниками рынка - через систему судебных органов.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это регули-рование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования рынка включает:

- государственные и иные нормативные акты;

- государственные органы регулирования и контроля.

Государственное управление рынком имеет следующие формы: пря-мое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.

Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:

- установления обязательных требований ко всем участникам рын-ка ценных бумаг;

- регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

- лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

- обеспечения гласности и равной информированности всех участ-ников рынка;

- поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осу-ществляется государством через находящиеся в его распоряжении эко-номические рычаги и капиталы:

- систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобожде-ние от налогов);

- денежную политику (процентные ставки, минимальный размер за-работной платы и др.);

- государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджет-ные фонды финансовых ресурсов и др.);

- государственную собственность и ресурсы (государственные пред-приятия, природные ресурсы и земли).

Структура государственных органов, регулирующих рынок цен-ных бумаг на федеральном уровне, достаточно сложна. Подобную сложность обусловливают:

- смешанная (банковская и небанковская) модель рынка, в ре-зультате в качестве регулирующих инстанций выступают Цент-ральный банк РФ и небанковские государственные органы;

- масштабная приватизация, в ходе которой значительная часть государственных предприятий превратилась в акционерные общества, возникли инвестиционные фонды, произошло в огромных масштабах первичное размещение акций прива-тизированных предприятий. Все это привело к активному вмешательству в регулирование рынка приватизационного агентства (Мингосимущества России);

- неустойчивость и конкуренция российских властных структур.

К основным государственным органам, регулирующим рынок ценных бумаг в России относятся:

а) Глав-ное правовое управление и Контрольное управление Администра-ции Президента РФ - первое непосредственно участвует в работе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; второе осуществля-ет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Пре-зидента РФ, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг;

б) Правительство РФ - Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием рынка ценных бумаг через феде-ральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляя подготовку проектов указов и распо-ряжений Президента РФ, а также федеральных законов в области ценных бумаг, назначает и контролирует работу головных испол-нителей по подготовке нормативных актов (Мингосимущество, Минфин, Минэкономики России и т.д.). Порядок указанной ра-боты утвержден постановлением Правительства РФ «Об утверж-дении временного Положения о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» от 19 июня 1994 г. № 733;

в) Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) - образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, согласно которому ФСФР России является федераль-ным органом исполнительной власти по проведению государ-ственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бу-маг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

ФСФР принимает решения по вопросам регу-лирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нор-мативных актов о ценных бумагах. Решения Федеральной службы принимаются в форме постановлений.

ФСФР России издает распоряжения по вопросам выдачи, при-остановления и аннулирования генеральных лицензий на осуще-ствление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и иных лицензий, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующим принятия постановлений в соответствии с федеральным законом. Распоряжения ФСФР России принима-ются при согласии не менее половины ее членов и подписывают-ся председателем ФСФР России или его первым заместителем. Распоряжения ФСФР России подлежат опубликованию в случа-ях, предусмотренных законодательством РФ.

г) Министерство финансов РФ (Минфин России) - Министерство финансов выступает на рынке ценных бумаг в качестве:

- представителя эмитента государства, выполняющего все функ-ции по выпуску государственных ценных бумаг на федераль-ном уровне;

- государственного органа регулирования рынка.

В качестве эмитента государства Министерство финансов Рос-сии разрабатывает цели и условия выпуска ценных бумаг, заклю-чает договоры на первичное их размещение, оказывает организа-ционно-техническое содействие в создании первичного и ликвид-ного вторичного рынков государственных долговых обязательств, создает систему льгот, обеспечивающих спрос на них, определяет цены первичного размещения и т.п.

Будучи государственным органом регулирования рынка, Мин-фин РФ:

- устанавливает правила совершения операций на рынке, уче-та и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами (на практике для всех участников, за исключением банков, депозитариев, регистраторов, из сферы регулирования Мин-фина выведен также оборот валютных ценностей);

- аттестует специалистов на право ведения операций с цен-ными бумагами (за исключением персонала банков), конт-ролирует использование квалификационных аттестатов, при-меняет санкции;

- регистрирует выпуски ценных бумаг (за исключением цен-ных бумаг банков и акций чековых инвестиционных фондов);

- регулирует совместно с Банком России выпуск и обраще-ние государственных ценных бумаг;

- ведет Единый государственный реестр зарегистрированных в РФ ценных бумаг (за исключением акций банков и чековых инвестиционных фондов) и обеспечивает его публикацию;

- контролирует приобретение крупных пакетов акций. Кроме того, Минфин РФ:

- лицензирует производство и ввоз на территорию РФ блан-ков ценных бумаг;

- ведет государственный реестр акционерных обществ;

- ведет реестр инвестиционных институтов;

- осуществляет подготовку специалистов по ценным бумагам через подведомственную систему финансовых колледжей.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Центральный банк является профессиональным участником рынка ценных бумаг, активно ведущим операции с ценными бумагами, а также государственным органом регулирования рынка. Будучи агентом Правительства РФ по размещению государственных ценных бумаг, Банк России по сути выполняет функции инвестиционной компании по обслуживанию первич-ного размещения ценных бумаг. При этом, вкладывая в государ-ственные фондовые ценности собственные ресурсы, Банк России выступает в качестве дилера. Кроме того, Банк России создает вторичный рынок государственных ценных бумаг, выступая на нем в качестве финансового брокера, работающего по поручению Пра-вительства. Он также выполняет функции депозитария, клирин-гового и расчетного центра по операциям с отдельными выпуска-ми государственных ценных бумаг (например, 30-летний облига-ционный заем 1991 г., государственные краткосрочные облигации), являясь в этом смысле специализированной организацией по уче-ту, хранению, расчетам по операциям с фондовыми ценностями.

Осуществляя кассовое исполнение государственного бюдже-та, Центральный банк выступает агентом по платежам, связан-ным с обслуживанием внутреннего государственного долга в фор-ме ценных бумаг.

Банк России использует операции с государственными ценными бумагами в качестве инструмента денежно-кредитной политики. Он также выступает органом государственного регулирования для ком-мерческих банков -- профессиональных участников рынка ценных бумаг, а зачастую -- консультантом Правительства и парламентских органов, координатором в объединении ресурсов для разработки новых систем торговли ценными бумагами, например по торговле госу-дарственными краткосрочными облигациями, участвует в разработке законодательных актов о финансовом рынке, трасте, векселях.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты