Рефераты

Формы и методы работы экспертизы инвестиционного процесса

Формы и методы работы экспертизы инвестиционного процесса

Формы и методы работы экспертизы по организации инвестиционного процесса

Содержание

1.Организация работы

2. Проведение экспертизы по принципу «одного окна»

3. Компьютеризация экспертизы и информационное обеспечение

4. Глоссарий

5. Список используемой литературы

1. Организация работы

Среди элементов радикальной экономической реформы важное место занимают новые формы и методы организации инвестиционного процесса. Экспертные органы привлекаются к тендерам на проектные и строительные работы, лицензированию и сертификации проектно- строительной и экспертно- консультационной деятельности, различным проверкам, аудиту, приватизации предприятий. Эти организации успешно ведут экспертное сопровождение программ и проектов, дают заключения по бизнес-планам и экономическим обоснованиям проектов, участвуют в общественной экспертизе.

В настоящее время получает распространение система торгов подрядных работ (тендер подряда). Тендер включает следующие разделы:

· Объявление (приглашение к участию в торгах);

· Условия торгов и критерии оценки;

· Технико-экономическая характеристика объекта;

· Форма оферты (комплекта документов, подтверждающих намерение претендента участвовать в торгах) и проект контракта между заказчиком и победителем торгов.

В подрядных торгах могут принимать участие любые российские и зарубежные предприятия и организации независимо от формы собственности, а если эта деятельность подлежит лицензированию на праве его осуществления. Запрещается участие в данных торгах предприятий и фирм, имеющих непосредственную организационно-правовую или финансовую зависимость друг от друга, выраженную в форме актов учредительства, финансового участия, холдинга и т.п. В торгах принимают участие все лица, пожелавшие выступить в качестве претендентов (оферентов). Основными участниками подрядных торгов являются: заказчик, организатор торгов, тендерный комитет, претенденты. Заказчик, организатор торгов, тендерный комитет в отдельных процедурах торгов могут привлекать межведомственную комиссию по подрядным торгам, инженерно-консультационные и другие организации. Место экспертизы в этом процессе прослеживается на приводимой схеме (рисунок 1).

Рисунок 1 - Схема организации подрядных торгов и экспертизы поступающих предложений

Отбор потенциальных исполнителей проекта ведется с участием группы экспертов, при этом каждый специалист оценивает претендента самостоятельно. Критериями отбора являются: архитектурные и функциональные достоинства представленных предпроектных проработок, стоимостные показатели по будущей стройке, реальные, архитектурные (инженерные) возможности фирмы, надежность фирмы как партнера по ранее осуществленным проектам, финансовое положение, продолжительность строительства, гарантии качества и т.п.

При проведении торгов заказчик осуществляет следующие функции:

· Принимает решение о проведении подрядных торгов и издает в связи с этим официальный распорядительный документ;

· Определяет лицо, которое будет выполнять функции организатора торгов, издает об этом соответствующий распорядительный документ или заключает соответствующий договор;

· Контролирует работу организатора торгов и участвует в работе тендерного комитета через своего представителя;

· Устанавливает окончательные условия контракта и заключает его с победителем торгов.

Тендерная документация включает техническую и коммерческую части. Техническая часть тендерной документации представляет собой:

· Описание и общую информацию о предмете и объекте торгов, в которой указываются месторасположение и назначение объекта, его основные технико- экономические данные, наличие внешней инфраструктуры, местных строительных материалов, подъездных дорог, а так же сроки строительства;

· Информацию о проведении и результатах инженерных изысканий на строительной площадке объекта;

· Технические данные объекта (проекта), общие положения, генеральный план, архитектурно-строительную часть (включая чертежи с объемно- планировочными решениями), водоснабжение и канализацию, отопление и вентиляцию, электротехнические работы, газоснабжение, слаботочные системы, описание и основные характеристики технологического оборудования, а также требования экологической безопасности. Подрядчик имеет право использовать другое оборудование с лучшими показателями, но не приводящие к ухудшению показателей проекта в целом;

· организацию строительства;

· описание работ (по видам и группам работ).

Коммерческая часть тендерной документации включает

требования в отношении:

· цены и порядка ее определения;

· условий и сроков поставки;

· условий платежа и графика платежа;

· источника финансирования контракта;

· банковской гарантии на выполнение инофирмой или российской строительной организацией работ в соответствии с предоставляемой офертой в случае выигрыша ею торгов.

По усмотрению тендерного комитета в коммерческую часть тендерной документации может быть включено требование, касающееся отдельных видов страхования и ответственности подрядчика (иностранной фирмы или российской организации) за невыполнение своих обязательств исходя из соображения экономической целесообразности. При проведении международных подрядных торгов тендерная документация составляется на русском и английском языках.

Для участия в торгах претендент должен представить следующие документы:

· заявку на участие в подрядных торгах;

· временное поручительство в форме гарантии банка;

· копию платежного документа, подтверждающего внесение первого задатка;

· расчет цены предмета торгов с указанием порядка ее исчисления и распределения по основным видам работ;

· пояснительную записку с приложением необходимой экономической и технологической документации.

Оценку оферт осуществляет оценочная комиссия, формируемая тендерным комитетом в составе заказчика (организатора торгов), проектных, экспертных и других организаций. Отдельно оцениваются техническая и коммерческая части оферт. Оценка оферт осуществляется на основе балльной системы, разрабатываемой тендерным комитетом. Критерии оценки каждого раздела технической части оферты определяются тендерным комитетом. Оценка коммерческой части оферты проводится исходя из сопоставимости цен по коммерческим условиям. При этом в коммерческой части отражаются разделы: общая стоимость строительства с разбивкой по видам работ и удельные стоимостные показатели по всем видам работ и оборудованию.

В результате рассмотрения предложений оферентов по каждой оферте составляется отчет, в который помимо таблиц балльной оценки входят текстовое заключение по технической части оферты, а также рекомендации тендерному комитету. Заключение подписывается всеми участниками оценочной комиссии и предусматривает выбор двух - трех оферентов, оферты которых являются наиболее приемлемыми, для более тщательного анализа их предложений и выбора из них победителя. Информация об итогах оценки оферт не сообщается лицам, официально не имеющим отношения к процедуре оценки. Члены тендерного комитета, оценочной комиссии и привлеченные эксперты несут ответственность за разглашение данной информации. В соответствии с Положением о подрядных торгах в РФ (от 13 апреля 1993 г. № 660-р/18 - 7) и дополнениями к нему оферта победителя торгов подлежит в обязательном порядке экспертизе в Главгосэкспертизе при Госстрое России. Претендент имеет право: получать от тендерного комитета исчерпывающую информацию по условиям и порядку проведения подрядных торгов; обращаться в тендерный комитет с просьбой об отсрочке предоставления оферты в письменной форме. С момента регистрации оферты претендент приобретает статус оферента. Победитель торгов имеет право на заключение контракта с заказчиком на условиях, установленных поданной им офертой, составленной в соответствии с тендерной документацией.

При проведении подрядных торгов надо строго следить за стоимостью строительства, так как подрядчики зачастую завышают ее. Большее внимание надо обращать на технико-экономические обоснования с учетом прогнозируемой по годам инфляции, стоимости материалов и комплектующих изделий, изменения затрат на зарплату и процентных ставок по банковским кредитам. В целом, экспертный анализ должен быть глубоким, что должно способствовать объективной оценке и правильному выбору победителя торгов.

В экономической реформе важное место также занимает приватизация. Приватизация предприятий, строительных организаций и других подразделений означает переход собственности, а значит, и прав по управлению из рук государства к отдельным гражданам, а также предприятиям, банкам и фирмам, представляющим не государственный, а частный сектор экономики.

Составлению плана приватизации должно предшествовать комплексное обследование предприятия с точки зрения его технического, финансового и экологического состояния (аудит), чтобы покупатель имел исчерпывающую информацию об объекте приватизации. Эту работу обычно ведут эксперты. Обследование предприятия дает возможность Госкомимуществу и комиссии по приватизации иметь информацию о дальнейшем порядке деятельности предприятия, о необходимости его преобразования, реорганизации из-за сложившихся рыночных условий, его технического состояния или других обстоятельств. В процессе обследования выясняются все сильные и слабые стороны предприятия. Намечаются мероприятия по ликвидации узких мест в деятельности организации, определяется примерный объем необходимых инвестиций для ликвидации недостатков.

Имея результаты обследования, покупатель и трудовой коллектив имеют полную информацию о предприятии: не только о его состоянии, но и о том, что его ожидает в ближайшем будущем и в перспективе

Экспертное сопровождение - также одна из новых форм деятельности экспертных органов (фирм, организаций), при которой экспертиза участвует в процессе технико-экономического обоснования инвестиций, разработке заданий на проектирование, проектировании, строительстве объекта, вплоть до ввода его в эксплуатацию. В конкретных условиях договором сторон рамки участия экспертизы могут расширяться или сужаться. Такая система помогает осуществлять постоянный контроль за проектированием, а также принимать меры, предупреждающие отклонения от норм и неоправданное увеличение затрат на строительство.

Многовариантные исследования на начальной стадии, направленные на поиск проекта с наиболее прогрессивными решениями и максимальной экономией ресурсов, учет общественного мнения, позволяют еще до начала проектирования тщательно проработать технико-экономическое обоснование будущего объекта.

Осуществление экспертизы проектов в процессе их создания, а не конечной проектной продукции, предупреждает отклонение от норм, ведет к уменьшению затрат ресурсов на строительство, повышает качество строительства и сокращает сроки инвестиционного процесса.

Экспертное сопровождение наиболее важной градостроительной документации и технически сложных объектов строительства становится одной из основных форм экспертной деятельности.

Этапами экспертного сопровождения могут быть:

· обоснования эффективности проекта;

· составление задания на проектирование;

· оказание консультационных и экспертных услуг в ходе разработки проектной документации как по отдельным ее разделам или выполненным частям, так и в целом;

· подготовка заключения по законченной документации для принятия решения об ее утверждении или согласовании;

· контроль за ходом строительства в соответствии с утвержденным проектом;

· контроль за вводом объекта в эксплуатацию.

Привлечение экспертных органов на ранних стадиях разработки проектной документации позволяет заказчику и проектировщику принимать наиболее оптимальные решения, сокращая при этом сроки инвестиционного цикла. Организация дела таким образом наиболее полно воплощает возможности экспертизы. Одной из основных задач экспертного сопровождения является консультативное участие экспертного органа в процессах подготовки исходных данных для проектирования и разработки проектной документации с целью обеспечения его высокого качества. Заказчик поручает экспертному органу оперативно рассматривать и давать экспертную оценку полноты и глубины содержания всех исходных данных на проектирование, включая задание на разработку ТЭО или проекта, технические условия на присоединение инженерных коммуникаций, акт выбора участка для строительства объекта, предписания надзорных органов, топографические материалы, задание на производство инженерных изысканий или материалы этих изысканий, договор на разработку проектной документации и другие материалы. В оперативном порядке рассматриваются архитектурно-планировочные, технологические, конструктивные и другие проектные решения. Организация работы экспертов позволяет корректировать исходные данные и проектные решения в процессе их подготовки и разработки без потерь времени на комплектование, доработку и вторичное рассмотрение.

Экспертное сопровождение процесса проектирования наиболее целесообразно проводить специально созданной комплексной бригадой экспертов, в состав которой включаются специалисты по всем разделам разрабатываемой проектной документации. Допускается включение в состав бригады и нештатных экспертов. Назначается руководитель этой бригады, в обязанности которого входят общая координация работы и составление итогового экспертного заключения. Каждый эксперт устанавливает непосредственные контакты со специалистами-разработчиками своего раздела проектной документации и несет персональную ответственность за свои действия и решения. Наряду с этим рекомендуется периодически проводить коллективное обсуждение рассматриваемых и принимаемых решений на технических совещаниях в проектной организации, у заказчика или в органе экспертизы. Учитывая, что при экспертном сопровождении все специалисты- эксперты рассматривают документацию в рабочем порядке в процессе ее создания и по их замечаниям проектные организации корректируют проектные решения также в рабочем порядке, официальное направление проектной документации на доработку не производится. Кроме того, в случаях, когда проектные организации испытывают затруднения в принятии оптимальных градостроительных, архитектурно-планировочных, технологических, конструктивных и других проектных решений, они могут самостоятельно заключать договоры с экспертными органами на оказание технической помощи и экспертно-консультационных услуг в процессе разработки одного или нескольких разделов проектной документации.

В зависимости от сроков проектирования, значимости и сложности объекта стоимость экспертного сопровождения рекомендуется определять на договорной основе в пределах 3 - 7% стоимости разработки одной или нескольких стадий проектирования, подлежащих экспертному сопровождению. Затраты на экспертное сопровождение включаются в главу 12 сводной сметы на строительство объекта. Очень серьезным аргументом в пользу организации экспертного сопровождения на ранних стадиях проектирования является участие общественности в обсуждении проектов. Пренебрежение этим ведет к очень большим потерям. Экспертное сопровождение проектов на ранних стадиях проектирования позволяет наиболее полно учесть мнение общественности, избежать многих ошибок и просчетов при создании проектов.

2. Проведение экспертизы по принципу «одного окна»

Существовавший в СССР порядок предусматривал проведение экспертизы предпроектной и проектной документации в сжатые сроки в основном отраслевыми министерствами и ведомствами СССР (по всем входящим в их систему стройкам), Главгосэкспертизой Госстроя СССР и советами министров союзных республик (Госстроями союзных республик). При этом: предпроектная документация по особо крупным и сложным предприятиям и сооружениям рассматривалась в Госплане СССР Государственной экспертной комиссией (с участием Главгосэкспертизы Госстроя СССР), а по крупным и сложным предприятиям и сооружениям - в Главгосэкспертизе Госстроя СССР и Госплане СССР. Проекты строительства наиболее крупных и важных предприятий, зданий и сооружений рассматривалась Госстроем СССР с участием ГКНТ СССР и Госкомцен СССР. Общий срок согласования и экспертизы документации не превышал трех месяцев, в том числе срок согласования материалов заинтересованными организациями и органами государственного надзора был установлен 15 дней, а в отдельных случаях до 30 дней. Оплата экспертизы ее заказчиком не производилась.

В 90-е годы несколько раз реформировалась структура управления народным хозяйством Российской Федерации, были приняты законы, которыми определена обязательность проведения специализированной экспертизы (отдельных разделов и частей предпроектной и проектной документации) рядом федеральных органов исполнительной власти: МЧС России (госэкспертиза по предупреждению чрезвычайных ситуаций); Минтрудом России (госэкспертиза условий труда); МПР России (госэкспертиза в области экологии, использования и охраны водных объектов и недр); Госгортехнадзором России (экспертиза промышленной безопасности опасных производственных объектов). Необходимо подчеркнуть, что при этом каждый орган специализированной экспертизы, в который вынужден обращаться инвестор (заказчик), устанавливает свои условия и правила проведения экспертизы. Например, экспертные организации, имеющие лицензию Госгортехнадзора России, зачастую требуют представления на экспертизу документации проекта практически в полном объеме. Общий срок рассмотрения, установленный нормативными документами Госгортехнадзора России, составляет до шести месяцев, при этом инвестор должен обращаться в несколько инстанций и каждый раз заключать договора на выполнение экспертных работ. Порядок проведения государственной экологической экспертизы предусматривает также рассмотрение документации в полном объеме в срок до четырех месяцев, а в отдельных случаях до шести месяцев. В случае внесения в документацию изменений по замечаниям других экспертных органов она вновь подлежит экологической экспертизе в том же порядке. С учетом результатов специализированных экспертиз, после которых предпроектная и проектная документация может быть утверждена, проводится государственная экспертиза, в основном, Главгосэкспертизой при Госстрое России и ее территориальными органами.

В результате сложилась ситуация, когда инвестор вынужден, в лучшем случае, в течение года обращаться в 10 - 15 инстанций, занимающихся проведением экспертизы. Кроме того, не регламентирована стоимость проведения экспертизы по отдельным направлениям, что создает условия неконтролируемости в оценке стоимости экспертных работ. Суммарные затраты на согласование и экспертизу документации в отдельных случаях превышают сроки и стоимость ее разработки. Такое положение вызывает справедливые нарекания заказчиков (инвесторов) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В этих условиях постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 585 о государственной экспертизе перестало выполнять необходимые организующие начала и требовало совершенствования.

В целях коренного изменения ситуации, упорядочения процедуры и сокращения сроков проведения государственной экспертизы, создания благоприятных условий деятельности для инвестора Госстрой России внес, а Правительство Российской Федерации приняло постановление «О Порядке проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации и утверждении проектной документации объектов строительства в Российской Федерации» (№ 1008 от 2000 г.). Проект постановления определяет единую основу организации и проведения государственной экспертизы с участием всех федеральных органов контроля и надзора, имеющих право по законодательству Российской Федерации проводить экспертизу. Указанным документом предусматривается, что инвестор (заказчик) обращается в один орган государственной экспертизы (Главгосэкспертизу при Госстрое России на федеральном уровне территориальный орган государственной вневедомственной экспертизы - на региональном уровне), который обеспечивает opi низацию и проведение государственной экспертизы (принци «одного окна»). Реализация этих мер позволяет сократить ером проведения государственной экспертизы до трех месяцев.

Документ отвечает основным направлениям, установленных планом действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики, соответствует российскому законодательству и не требует привлечения бюджетных средств.

3.Компьютеризация экспертизы и информационное обеспечение.

Мир развивается по пути широкого использования информационных технологий, опирающихся на компьютерную технику и средства связи. Внедрение современных средств в экспертную деятельность связано с переходом к широкому использованию персональных компьютеров, программных средств и появлением возможности их объединения в локальные сети; развитием модемной техники, обеспечивающей возможность теледоступа к централизованным отраслевым и межотраслевым, государственным и коммерческим банкам данных.

Главгосэкспертизой России с привлечением специалистов научных и проектных организаций был выполнен цикл соответствующих работ. Выработана концепция совершенствования информационного обеспечения и компьютеризации экспертизы, которая была одобрена на Экспертном совете и принята для реализации. Главк, по сути, стал информационно-методическим центром системы и вобрал в себя широкий спектр информации, необходимой как при разработке, так и при экспертизе градостроительной документации и проектов строительства. Главк располагает необходимыми законодательными, нормативными, методическими, организационными документами, а также обзорно- аналитическими и другими материалами о развитии тех или иных отраслей народного хозяйства, охране среды, занятости населения, новых технологиях и т.д. Банки данных непрерывно пополняются, осуществляется связь и обмен материалами с системой специализированных информационных центров (рисунок 2). Вовлечение информационных ресурсов этих и других организаций в работу экспертов государственной вневедомственной экспертизы на основе использования вычислительной техники повышает обоснованность их заключений. В Федеральном агентстве правительственной связи и информации (ФАПСИ) сосредоточено значительное количество банков данных (системы «Право», «Гарант», «Экостат» и др.). При необходимости Главгосэкспертиза может выйти и на разработчиков этих систем.

Рисунок 2 - Схема информационных связей Главгосзкспертизы России.

В основу концепции совершенствования информационного дела органов государственной экспертизы положена точка зрения о том, что система информационного обеспечения должна быть такой, чтобы документы или материалы Главгосэкспергизы России, ее территориальных органов, министерств и ведомств, Президента, Правительства России, международные базы данных были доступны и могли быть использованы в работе с минимальными затратами времени.

Все это, естественно, направлено на повышение качества работы и экономию времени. Цель создания информационной системы Главгосэкспертизы России - это обеспечение деятельности органов экспертизы в условиях рыночной экономики на основе использования современных технологий обработки, передачи и отражения информации. Система должна осуществлять информационный обмен между федеральным информационным фондом, объединяющим информационные ресурсы отрасли, и базами данных абонентов, которые одновременно должны быть потребителями ресурсов системы и источниками первичной информации для нее. Обязательным условием подключения для всех абонентов системы является совместимый компьютер, принятый модем и телефонный канал связи.

Исходя из этих предложений, были определены направления совершенствования системы информационного обеспечения органов государственной экспертизы:

· отказ от используемой в настоящее время системы связи (почты) и переход на современные системы связи - телекоммуникационные компьютерные сети;

· расширение состава документов, получаемых Главгос- экспертизой;

· расширение состава документов, доводимых до территориальных и ведомственных органов экспертизы;

· организация работы с удаленными базами данных, расширение состава используемых баз данных;

· создание при Главгосэкспертизе специального Информационного центра;

В качестве тематических рубрик выступают ряд систем: «Право», «Гарант», «Экостат» и др. Ниже приводятся фрагменты этих материалов.

Система «Право»

Виды документов:

П - постановление Правительства Российской Федерации;

П1 - приложение к постановлению Правительства Российской Федерации;

Р - распоряжение Правительства Российской Федерации;

РП - распоряжение Президента Российской Федерации;

РП1 - приложение к распоряжению Президента Российской Федерации;

Р1 - приложение к распоряжению Правительства Российской Федерации;

РЗ - распоряжение заместителя председателя Правительства Российской Федерации;

Р31 - приложение к распоряжению заместителя председаю- ля Правительства Российской Федерации;

У - Указ Президента Российской Федерации,

У1 - приложение к Указу Президента Российской Федерации.

Классификаторы системы:

1.Вопросы сельского хозяйства, развития агропромышленного комплекса.

2.Вопросы культуры, образования, туризма, спорта.

3.Вопросы организации управления, технической политики, науки.

4.Вопросы социальной политики, труда и занятости, социальной защиты.

5.Вопросы внешнеэкономических связей, международных отношений.

6.Вопросы оборонного комплекса, конверсии.

7.Вопросы промышленности и материально-технического обеспечения.

8.Вопросы экологии и природопользования.

9.Вопросы транспорта и связи.

10.Вопросы строительства, архитектуры, жилищно- коммунального хозяйства.

11.Вопросы торговли и бытового обслуживания, материальные ресурсы.

12.Вопросы финансов, бюджета, ценообразования, индексирования.

13.Вопросы экономического развития.

14.Вопросы федерации, национальных отношений, СНГ.

15.Вопросы кадровые.

16.Вопросы приватизации.

17.Вопросы здравоохранения.

18.Вопросы юридические.

19.Вопросы печати, информации, телевещания.

20.Вопросы военные, безопасности и защиты государства.

21.Вопросы стихийных бедствий, чрезвычайных происшествий.

22.Вопросы гуманитарной помощи.

23.Вопросы поощрений.

Система «Гарант»

Основные темы документов:

1.Экономическое законодательство.

2.Банковская деятельность.

3.Организация таможенного контроля.

4.Землепользование, недропользование, природоохрана.

5.Московское законодательство.

6.Типовые формы правовых документов.

Система «Экостат»

1.Аналитические материалы, записки.

2.Прогнозы.

3.Общие сведения, характеристика территорий, предприятий и организаций.

4.Важнейшие показатели экономического и социального развития.

5.Население.

6.Уровень жизни, цены, благосостояние населения и охрана окружающей среды.

7.Основные фонды.

8.Результаты деятельности.

9.Затраты, себестоимость, потери, хищения.

10.Эффективность, удельные показатели.

11.Финансы.

12.Крупные хозяйственные объекты, монополисты.

13.Удельный вес, место, доля региона (паспорта регионов).

14.Внешняя торговля.

15.Межрегиональный товарообмен в России, со странами СНГ й ближнего зарубежья.

16.Регистр промышленных предприятий.

17.Страны мира.

Использование модемной связи, а это - оперативность, качество, актуальность материалов - дает значительный эффект и рассматривается как одно из перспективных направлений работы с местными органами экспертизы. Внедрение в практику работы электронной почты Администрации Президента РФ позволяет за несколько минут получать необходимую информацию, что значительно расширило возможности Главгосэкспертизы России и ее территориальных органов.

Переход к использованию телекоммуникационных сетей позволяет также получить широкую научную, рекламную и коммерческую информацию. Так, система SEDAB дает возможность иметь подробную информацию о более чем 200 000 предприятиях бывшего СССР и ведущих стран Запада, предлагающих оборудование, товары и услуги, вести поиск фирм-производителей по более чем 40 000 наименований товаров и услуг. Телекоммуникационные сети также открывают возможность выходить на иностранные банки данных. Московская территориальная экспертиза эту задачу решает подключением к системе RELKOM.

Говоря о совершенствовании информационного обеспечения, нужно подчеркнуть, что в практике работы Главгосэкспертизы России все большее место занимает система «Кодекс», которая обеспечивает доступ к обширной электронной юридической библиотеке, содержащей полные тексты законодательных и нормативных актов Российской Федерации, документов региональных органов государственной власти, международных соглашений, комментариев к нормативным документам, образцы договоров и деловых документов, а также другие правовые и информационные материалы. Разделы базы данных «Кодекс» включают более 100 тысяч документов и материалов. Средства поиска, выборки и сортировки документов позволяют искать нормативные акты по тематике, виду, принимающему органу, номеру, дате, фрагменту наименования документа или его текста, по другим признакам и произвольным их комбинациям. Приблизительный контекстный поиск позволяет эффективно отыскивать документы и материалы в условиях, когда вы .затрудняетесь точно сформулировать поисковый запрос.

Главгосэкспертиза России совместно с консорциумом «Кодекс» создала и непрерывно обновляет подсистему «Стройэксперт-Кодекс», которая включает подборку документов строительной тематики, что еще больше упрощает поиск материалов.

Расширяются связи Главгосэкспертизы России. Заключено оглашение о взаимодействии Главгосэкспертизы России и Российского экологического федерального информационного агентства (РЭФИА), которое предусматривает обмен информацией не только по законодательным и нормативным материалам, но и введениями о состоянии окружающей природной среды по регионам России.

Аккумулируя информацию, систематизируя ее, в Главгосэкспертизе России формируют банки данных, представляющие ценный информационный ресурс. К использованию этого ресурса проявляют интерес заказчики, проектировщики, подрядчики, банковские структуры. Со многими из них заключены соглашения об оказании информационных услуг, и потребность в них постоянно возрастает. Поэтому расширение различных источников получения информации, повышение ее качества, оперативность передачи и т. д. - все это является важным направлением работы.

Компьютеризация пронизывает многие аналитические процессы. При оказании экспертно-консультативных и аудиторских услуг, приватизации предприятий, проведении торгов (тендеров подряда) Главгосэкспертиза России, ее органы на местах используют различные программы. Это тот инструмент, без которого невозможен профессиональный финансовый и инвестиционный анализ планируемых проектов или действующего предприятия в условиях реформируемой экономики, характеризующейся высокими темпами инфляции, глубокими структурными изменениями в системе ценообразования, параллельным использованием конвертируемой и неконвертируемой валют, нестабильностью платежей, поставок и рыночного спроса. Программное обеспечение позволяет экспертам провести посредством многокритериального анализа экспертизу инвестиционного проекта, рассчитать интегральный показатель уровня эффективности проекта.

Новые экономические условия в стране вызвали необходимость создания методологии формирования договорных (контрактных) цен на строительную продукцию, а также обеспечения соответствующего контроля сметной стоимости в процессе экспертизы, проектирования и строительства. Эти задачи в Главгосэкспертизе России решаются программно-методическим компьютерным комплексом по расчету сметной стоимости строительства в базисном, текущем и прогнозируемом уровнях цен на базе ресурсно-индексного метода.

Главгосэкспертиза России постоянно накапливает и обновляет программную продукцию для расчетов инженерных конструкций, теплотехнических качеств зданий и сооружений, расчету различных линейно-протяженных систем. По сложным проектам, где расчеты осуществлялись по специальным программам, запрашиваются эти программные средства, проводится их проверка.

Тема научной организации труда эксперта, сокращения времени на проведение экспертизы, точности и полноты формулировок в заключениях решается программно-информационным комплексом «Блицэксперт». С помощью этой программы формируются тексты заключений на основе последовательной компоновки фрагментов из специализированного свода замечаний, подготовленного ведущими специалистами Главгосэкспертизы России. «Блицэксперт» - это соединение одноименного программного средства, введенной экспертом базы данных и некоторых элементов базы знаний. Программное средство представляет собой специализированную надстройку над любым из распространенных текстовых редакторов. База данных - это, в данном случае, библиотека проблемно-ориентированных текстовых фрагментов. В качестве элементов базы данных здесь используются заложенные в алгоритмы анализа проектной документации знания и опыт специалистов. Программа обеспечивает максимальную полноту и качество подготовки экспертных заключений, а также сокращает время их составления.

Программное средство разработано СП «Коминфо» по заказу Государственной вневедомственной экспертизы и ассоциации «Росэксперт». Как и любой текстовой редактор, «Блицэксперт» может использоваться для компоновки любых текстов с четкой структурой и высокой унификацией словосочетаний. По существу, тиражируются различные версии, настроенные на формирование соответствующих локальных заключений по отдельным разделам проектов. Поскольку «Блицэксперт» предназначен для формирования текста заключения, то к моменту обращения к нему эксперт должен:

· изучить представленный на экспертизу проект или раздел;

· подобрать прогрессивные аналоги и провести сопоставление;

· прийти к определенным выводам по качеству проектных решений;

· оказаться перед необходимостью составления текста заключения.

Следующая в таком случае задача - отыскать одно из старых заключений (сводных или локальных соответственно), и применить его еще раз с некоторой корректировкой (задача № 1), или сформировать локальное заключение по одному из специализированных разделов проекта (задача № 2), или сформировать сводное заключение по совокупности всех разделов (задача № 3).

Вся базовая информация, «встроенная» в «Блицэксперт», делится на пять групп:

· первая группа фрагментов - «штампы», т. е. различные виды утверждений и согласований;

· вторая группа фрагментов - «вводные части», которые включают основные реквизиты проектов: наименования объекта, заказчика, генпроектировщика и т. д.

· третья группа фрагментов - таблицы. Как уже указывалось выше, к этой группе относятся только такие таблицы, которые размещаются первыми перед основным текстом заключения;

· четвертая группа фрагментов - наборы фрагментов текстов и таблицы для формирования соответствующих локальных и сводных заключений;

· пятая группа фрагментов- нормативно-справочная информация, которая также расчленена на фрагменты. Но эти фрагменты не собираются в текст, а служат подсказками для возможного использования при работе над каждым подразделом.

В различной комплектации эта система широко используется территориальными органами вневедомственной экспертизы России.

4. Глоссарий

Экспертиза - это комплекс взаимосвязанных мероприятий и действий, результатом которых является заключение по объекту экспертизы.

Инспектирование- контроль и надзор за выполнением установленных законов, правил, инструкций и директивных указаний;

инспектировать - проверять правильность действий.

Инвестиционный проект- совокупность организационно- технических и финансовых мероприятий, направленных на строительство, реконструкцию, ремонт нежилых помещений и модернизацию инженерного обеспечения, технологического оборудования предприятий с целью развития социально-производственной инфраструктуры города.

Используемая литература

1. Экспертиза и инспектирование инвестиционного процесса, учебное пособие Леванкова Т.Е., Чертоляс Н.Ф.


© 2010 Рефераты