Рефераты

Формирование, распределение и использование денежных средств предприятий, государства и других институтов

ажную роль в осуществлении финансового контроля играет уровень организации бухгалтерского, бюджетного и налогового учета.

Отчетная документация является главным объектом финансового контроля.

В государственном финансовом контроле основное внимание уделяется своеврёменности и полноте мобилизации государственных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев государственной финансовой системы, соблюдению правил учета и отчетности. Государственный финансовый контроль охватывает не только процесс формирования и исполнения федерального бюджета, но и местных бюджетов. Это связано с тем, что государство осуществляется контроль при выдаче местным бюджетам дотаций (субсидий) и кредитов из федерального бюджета, санкционирование выпуска местных займов, гарантированных правительством.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль.

предприятий также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров - и внутренний контроль. Этот контроль предполагает:

Ё проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов (собственных, заемных и привлеченных);

Ё анализ и сопоставление фактических: финансовых результатов с

Ё финансовую оценку результатов инвестиционных проектов;

Ё правильность и достоверность финансовой отчетности;

Ё контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

Самостоятельным звеном финансового контроля является финансовый контроль независимых аудиторских служб. Аудиторская проверка направлена на оценку достоверности финансовой отчетности, глубокий экономический анализ финансовой деятельности, оценку финансовой надежности фирмы, предприятия, банка, страховой организации или другого контролируемого юридического лица и подготовку соответствующего заключения.

6.2 Виды, формы и методы проведения финансового контроля

Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям.

1. времени проведения:

§ предварительный;

§ текущий (оперативный);

§ последующий.

2.субъектам контроля;

§ президентский;

§ контроль представительных _ органов власти и местного самоуправления;

§ контроль исполнительных органов власти; _

§ контроль финансово-кредитных органов;

§ ведомственный;

§ внутрихозяйственный;

§ аудиторский.

3. в сфере финансовой деятельности:

§ бюджетный;

§ страховой;

§ инвестиционный;

§ контроль за денежной массой.

4. форме проведения:

§ обязательный (внешний);

§ инициативный (внутренний);

5. методы проведения:

§ проверки;

§ обследования;

§ надзор;

§ анализ финансовой деятельности;

§ наблюдение (мониторинг)

§ ревизии.

Рассмотрим основные формы и методы проведения финансового контроля.

§ Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны.

На микроуровне - это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т.д.

§ Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения дёнежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд - и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют бухгалтерские службы.

§ Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации. Этот контроль предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.

§ В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

§ Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

§ Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора - за страховыми фирмами.

§ Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

§ Наблюдение (мониторинг) - это постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента. Неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

§ Ревизия - это наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные - и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (проверка не только документов, но и наличия денег товарно-материальных ценностей).

Полная ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.

Частичная ревизия проводится для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих

Комплексная ревизия является наиболее полной, охватывающей все стороны деятельности, проверяемого предприятия, охватывает хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности.

Тематичёская ревизия проводится на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ, Казначейство, Центробанк, аудиторские службы).

6.3 Основные виды государственного финансового контроля и органы, его осуществляющие

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления - Федеральное Собрание и его две палаты - Государственная Дума и Совет Федерации.

Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ, которая подотчетна Федеральному Собранию. Она возглавляется председателем, назначаемым Госдумой на шесть лет, и заместителями председателя, которые назначаются Советом Федерации также на шесть лет: Коллегия Счетной палаты помимо председателя и заместителей включает 12 аудиторов: каждая из палат Федерального Собрания назначает по шесть аудиторов. Текущую контрольную работу выполняют инспектора Счетной палаты. Подобные органы существуют и в субъектах Федерации: например, контрольно-счетная палата Московской Городской Думы.

В сферу полномочий Счетной палаты входит контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица, включая государственные внебюджетные фонды, и Центральный банк России; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды, и негосударственные некоммерческие организации.

Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие задачи:

§ организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов;

§ подготовка - предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса;

§ оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

§ Определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов

§ финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета;

§ контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков;

§ регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета;

§ контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею;

§ контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

§ оценка эффективности использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ.

Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, - это тематические проверки и ревизии. При проведении проверки в случае выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В том случае, если предписания не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемого юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке. Деятельность Счетной палаты по закону является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Президентский контроль за финансами осуществляется путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального Банка.

Важная роль в проведении финансового контроля принадлежит Государственной налоговой службе и ее органам на местах. Система органов Государственной налоговой службы, подчиняющейся Президенту РФ, включает Федеральную налоговую службу, а также государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления. Основное оперативное звено - это городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь Федеральная налоговая служба контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными органами.

Органы Государственной налоговой службы имеют право в соответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы у юридических и физических лиц, получать от них необходимые справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну), контролировать правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. На Казначейство возложены следующие задачи:

§ контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в процессе его исполнения;

§ контроль за состоянием государственных финансов в целом и представление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;

§ контроль совместно с Банком России за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

§ контроль за государственными федеральными внебюджетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.

Органы Казначейства имеют право производить проверки различных дёнежных документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов; приостанавливать операции по их счетам в банках.

Организационно Казначейство представляет собой единую централизованную систему органов, в которую входят: Главное управление федерального Казначейства Министерства финансов России и территориальные органы федерального Казначейства на местах.

Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю призвана обеспечить координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

По согласованию с Центральным банком РФ Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю может иметь своих представителей в уполномоченных банках, которые по действующему законодательству являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку России, а по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами может иметь своих представителей в заграничных учреждениях Российской Федерации. Это целесообразно для координации деятельности вновь организуемой службы с органами валютного и экспортного контроля других государств.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному Банку России (ЦБР). Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создан Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности.

При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации Центральный Банк вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в размере от 0,1 до 1% от минимальной величины уставного капитала; выполнение требований Центрального Банка по замене руководства коммерческого банка; применение более жестких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года, назначение Центральным Банком временной администрация банка на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера - отзыв лицензии и ликвидация банка.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется _структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов других органов государственного управления за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций. Ревизии и проверки назначаются руководителем государственного органа и проводятся комплексно - один раз в год в коммерческих организациях и один раз в два года - в остальных учреждениях и организациях. Сфера ведомственного финансового контроля включает сохранность и _использование материальных и финансовых ресурсов; пресечение фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок; состояние бухгалтерского учета и отчетности.

6.4 Негосударственный финансовый контроль

К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический.

§ Оперативный контроль производится главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственной финансовой деятельности с помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Подпись главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства

§ Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли.

Существует две основные задачи аудиторского контроля:

1. установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации;

2. проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги:

§ постановку и ведение бухгалтерского учета;

§ составление бухгалтерской отчетности и декларации о доходах;

§ анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;

§ обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства;

§ проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта,_то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Постановлением Правительства.

Обязательной аудиторской проверке подлежат все банки; страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за слег обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов - прокурора, казначейства налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки, либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Аудиторский контроль - независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе, иностранные). После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило, отношения аудитора (аудиторской фирмы) с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам.

Результаты аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

1) заключение без замечаний - аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчетности и бухгалтерского баланса;

2) заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-бухгалтерской отчетности, но им установлены отдельные упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения;

3) отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет не соответствует требованиям нормативного законодательства, а финансовая отчетность не дает достоверного представления о финансовом положёнии проверяемого предприятия;

4) заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог выразить свое мнение о качестве учета и отчетности ввиду неполучения от проверяемого субъекта достаточно убедительных доказательств.

7. Финансы экономических субъектов

7.1 Финансы коммерческих организаций

Финансовые ресурсы предприятия - это все денежные доходы и поступления, аккумулируемые субъектом хозяйствования и используемые им для осуществления всевозможных видов деятельности (выполнение финансовых обязательств, осуществление затрат по расширенному воспроизводству, экономическому стимулированию работающих и т.д.).

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранений отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства.

Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает стоимость реализованной продукции (оказанных услуг.

Финансовые ресурсы формируются главным, образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают: доходы от продажи имущества и других имущественных прав, устойчивые Пассивы, различные целевые поступления (плата за содержание детей в дошкольных учреждениях и т.д.) и т.д.

Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям, могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются; продажа акций, облигаций и других видов денных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитные инвестиции.

Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых являются:

- платежи органам финансово-банковской системы. Сюда относятся: налоговые платежи в бюджет, уплата процентов банкам за пользование кредитами, погашение взятых ранее ссуд, страховые платежи и т.д.;

- инвестирование собственных средств в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширением производства и техническим его обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии и т.д.;

- инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на рынке;

- направление финансовых ресурсов наг образование денежных фондов поощрительного и социального характера;

- использование финансовых ресурсов на благотворительные цели, спонсорство и т.п.

Финансовые отношения коммерческих организаций и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности:

· хозяйственная самостоятельность;

· самофинансирование;

· материальная заинтересованность и материальная ответственность;

· обеспечение финансовыми резервами.

Принцип хозяйственной самостоятельности заключается в том, что хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решения по поводу привлечения - источников финансирования, сферы экономической" деятельности, способов использования полученных финансовых ресурсов.

Принцип самофинансирования. Самофинансирование - способ ведения финансово-хозяйственной деятельности котором предприятие способно компенсировать затраты на производство и реализацию продукции, создавать условия для расширения своей деятельности, обеспечивать расходы будущих периодов из собственных источников.

Принцип материальной заинтересованности обуславливается целью предпринимательской деятельности - извлечением прибыли. Помощь в реализации этого принципа может оказать государство, применяя сбалансированную налоговую политику, экономически обоснованную амортизационную политики, создавая экономические условия для развития производства.

Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за фактические результаты работы, своевременное выполнение обязательств перед потребителями, поставщиками, банками, государством.

Принцип обеспечения финансовыми резервами основывается на необходимости страховой защиты предпринимателя, деятельность которого сопряжена с определенными рисками невозвращения вложенных в бизнес средств.

7.2 Финансы некоммерческих организаций

Некоммерческая организация не ставит в качестве основной цели своей деятельности получение и извлечение прибыли. Однако некоммерческая деятельность не исключает возможности получения учреждением определенных доходов, то есть некоммерческая организация обладает правом заниматься предпринимательской деятельностью в пределах,, необходимых для выполнения ее уставных целей.

К некоммерческим организациям относятся общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, учреждения, социальные, благотворительные фонды, ассоциации и союзы.

Сюда относятся большая часть учреждений Здравоохранения и образования, культуры и искусства, фундаментальная наука, охрана природы и т.п. Помимо организаций и учреждений социально-культурного назначения к нерыночному сектору экономики относятся такие виды деятельности, как государственное управление охрана общественного порядка, оборона. Их финансирование осуществляется полностью за счет бюджетных средств.

Финансовые ресурсы некоммерческих организаций - это денежные средства, мобилизуемые ими из различных источников па осуществление и расширение своей деятельности.

В настоящее время для финансирования учреждений и организаций, оказывающих разнообразные услуги социально-культурного характера, используются следующие источники:

· бюджетные средства, выделяемые учреждениям и организациям на основе установленных нормативов;

· денежные средства государственных и муниципальных, частных и кооперативных предприятий, общественных организаций, граждан, поступающие за выполненные работы (услуги), проведенные платные мероприятия;

· поступления от оказания платных услуг населению и другим. потребителям (от проведения различных смотров, конкурсов, фестивалей, продажи билетов на зрелищные представления и т.д.) и продажи изделий собственного производства (например, лекарственных средств, медицинских препаратов, продукции учебно-производственных мастерских и др.);

· выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования; добровольные взносы и безвозмездно передаваемые учреждениям и организациям материальные ценности, поступающие от государственных предприятий, кооперативов, общественных организаций, благотворительных: и других общественных фондов, отдельных граждан (включая средства попечителей);

· прочие денежные поступления.

Денежные средства, поступившие из всех источников, образуют фонд финансовых ресурсов (доход) учреждения; используются они на выплату заработной платы, возмещение материальных и приравненных к ним затрат, расчёты с другими организациями и банками, создание фондов экономического стимулирования.

Все учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, если они имеют самостоятельный баланс и расчетный счет, имеют право пользоваться банковским кредитом.

Мобилизация и использование финансовых ресурсов в учреждениях и организациях нерыночного сектора экономики осуществляется по-разному - в зависимости от методов ведения хозяйства. Различают сметное финансирование и полную самоокупаемость.

При сметном финансировании основные услуги потребителям предоставляются бесплатно. Главным источником формирования финансовых ресурсов выступают бюджетные средства, предусматриваемые в смете расходов и доходов (по некоторым учреждениям социально-культурного назначения продолжает составляться смета расходов). Наряду с бюджетными ассигнованиями учреждения и организации используют и внебюджетные средства.

Для составления смет в, качестве исходных данных, используются контрольные цифры и экономические нормативы.

Контрольные цифры состоят из показателей, отражающих специфику деятельности соответствующего учреждения и определяющих перспективы его развития. Например, по учебным заведениям используются показатели числа студентов в среднегодовом исчислении, количества ставок профессорско-преподавательского состава.

Экономические нормативы, используемые в финансовом планировании, включают в свой состав норматив:

· бюджетного финансирования действующего учреждения,

· образования фонда заработной платы;

· образования фонда производственного и социального развития;

· образования фонда валютных отчислений за счет валютной выручки.

8. Страхование

8.1 Сущность, значение и основа

Страхование - это экономическая категория, входящая в состав категории финансов. Можно выделить признаки, характеризующие специфичность страхования:

1) При страховании возникает денежное перераспределение отношений, обусловленное наличием вероятности поступления непредвиденных событий, т.е. страховых случаев.

2) При страховании осуществляется раскладка нанесенного ущерба между участниками страхования, которое всегда носит замкнутый характер.

3) Страхование предусматривает перераспределение ущерба.

4) Замкнутая раскладка ущерба обусловливает возвратность средств страховых фондов.

Таким образом, страхование - это совокупность своеобразных замкнутых перераспределений отношений между его участниками по поводу формирования за счет целевых взносов, предназначенных для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектом хозяйствования.

Самострахование предусматривает децентрализованное накопление материальных резервов на случай непредвиденных ситуаций. Однако, самострахование не может в достаточной мере решить эту задачу из-за ее неопределенности.

Создание централизованного страхового фонда в большей степени присуще социалистической экономике. Централизация общественных ресурсов в СССР позволила регулировать ее пропорции и сбалансированное развитие. До 1998 года в стране существовал централизованный страховой фонд государственного, имущественного и личного страхования, государственного социального страхования, страхования внешних экономических интересов.

Экономические отношения между страховщиком и страхователем регулируются специальным договором страхования, при этом страхование по одному договору может осуществляться совместно несколькими страховщиками. Такое совместное страхование называется - соцстрахование. Уменьшение страхового риска может осуществляться и путем перестрахования, в этом случае страховщик свои договоренные обязательства перед страхователем, полностью или частично страхует у другого страховщика, который называется перестраховщиком, таким образом страховые компании оказываются связанные взаимными обязательствами по возмещению ущерба перед страхователем, а страховщик выдает страхователю страховой полис, который подтверждает договор страхования, период его действия называется сроком страхования. Договор страхования встает в силу с момента уплаты страхователя первого страхового взноса, предоставляющий собой плату за страхование.

8.2 Сферы, отрасли и формы страхования

Всю совокупность страховых отношений можно разделить на пять отраслей:

1) имущественная

2) социальная

3) личная

4) страхование ответственности

5) страхование риска

В имущественном страховании в качестве объектов выступают материальные ценности.

В социальном уровень дохода гражданина, в личном - его жизнь, здоровье и трудоспособность. Социальное и личное страхование могут быть объединены в более крупную отрасль, а именно страхование семейных доходов. Если в связи с последствиями определенных событий уровень семейных доходов снижается, то на помощь приходит страхование. При страховании ответственности в качестве субъектов выступают обязанности страхователей выполнять договоренные условия по поставкам продукции, погашения задолженности кредиторам или возмещения материального или иного ущерба, если он был нанесен другим лицом (например, если при автоаварии владелец транспортного средства нанес ущерб транспорту и здоровью другого лица, то в силу законодательства по возмещению вреда он обязан оплатить соответственные расходы пострадавшего при страховании ответственности возмещение ущерба производит страховая организация).

Такой же порядок принят при страховании ответственности по погашению задолженности. Объектом страхования в предпринимательских рисках является риск на получение прибыли или образования убытков.

В зависимости от форм собственности, имущественное страхование делится на несколько подотраслей:

1) страхование имущества государственного предприятия, колхозов, арендаторов, кооперативов, общественных организаций

2) социальное страхование включает страхование пособия, пенсии, льгот, медицинское страхование

3) личное страхование включает страхование жизни и страхование от несчастных случаев

По страхованию ответственности подотраслями выступают

страхование задолженности

страхование на случай возмещения труда, которое также называют страхованием гражданской ответственности

Подотраслями страхования предпринимательских рисков являются различные сферы коммерческой деятельности: производственная, брокерская, маклерская, банковская, биржевая и др. деятельности по извлечению доходов или прибыли.

В целях непосредственной организации страховых отношений, подотрасли делятся на виды страхования. Такими конкретными видами имущественного страхования являются: страхование строений, домашнего хозяйства, средств транспорта, животных, с/х урожая и др.

В качестве вида социального страхования выступают страхования: пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

По личному страхованию проводятся такие виды страхования: смешанное страхование жизни, страхование на случай смерти и утраты трудоспособности, страхование детей.

По страхованию ответственности осуществляется страхование непогашенного кредита или другой задолженности, страхование гражданской ответственности владельцев источников повышенной опасности.

По страхованию предпринимательских рисков выделяют следующие виды: страхование на случай снижения оговоренного уровня рентабельности или дохода, страхование на случай непредвиденных убытков, страхование от простоя оборудования и др.

9. Государственные и муниципальные финансы

Государственные и муниципальные финансы - совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования/распределения и использования фондов финансовых ресурсов.

Государственные и муниципальные финансы имеют целевое назначение, они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества, однако во всех аспектах, они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

Государственные и муниципальные финансы проявляют свою сущность в выполняемых ими функциях.

Значение распределительной функции заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики.

Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения централизованных финансовых ресурсов через систему обобществленных фондов.

Таким способом государственные и муниципальные финансы участвуют в воспроизводственных процессах.

Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость ВВП подлежит распределению в целях выполнения финансовых обязательств предприятием перед бюджетом, банками и т.д. Ее результатом является формирование и использование централизованных денежных фондов.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются налоги и платежи в бюджетные и внебюджетные фонды, а также источники покрытия бюджетного дефицита.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в их способности следить за реальным денежным оборотом, участниками которого является государство, население, предприятия.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим признакам:

1) контроль за правильностью перечисления средств централизованных фондов

2) контроль за соблюдением конкретных объемов денежных средств централизованных фондов с учетом потребности производства и социального развития

3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов государственных и муниципальных финансов ориентирован на следующие основные принципы:

единство законодательной и исполнительной власти;

принцип открытости и прозрачности;

разграничение полномочий;

целевое использование;

принцип научного подхода к намеченным целям;

принцип экономичности и рациональности;

принцип управляемости.

10. Государственный бюджет

10.1 Сущность и роль бюджета в государстве

Государственный бюджет - ведущее звено финансов, в котором объединены главные доходы и расходы государства.

Государственный бюджет представляет основной финансовый фонд на текущий год и имеющий силу закона.

Федеральный бюджет выражает экономические отношения, посредством которых происходит процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства и утверждается федеральным собранием РФ как закон. Через этот бюджет реализуются средства предприятия, различных форм собственности и, частично, доходы населения. Они направляются на финансирование НХ, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности, содержание органов государственного управления, финансовую поддержку субъектов РФ на погашение государственного долга, создание государственных материальных, финансовых резервов и т.д.

Государственный бюджет строится по балансовому методу, т.е. его доходы равны расходам. Бюджет выполняет функции:

1) перераспределение НД и ВВП, через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП;

2) государственное регулирование и стимулирование экономики;

3) финансовое обеспечение социальной политики;

4) контроль за образованием и использованием централизованного денежного фонда.

Основные задачи бюджетной политики состоят в:

1) удержать экономику от спада производства;

2) обеспечить финансовую стабилизацию путем принятия мер по укреплению денежного обращения;

3) стимулирование инвестиционную активность и добиваться увеличения доли накопления в НД;

4) сократить непроизводственные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;

5) укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения;

6) создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;

7) усилить контроль за величиной государственного долга.

10.2 Роль государственного бюджета в зарубежных странах

Расходы государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой включает 5 групп:

Й. Военные расходы:

прямые:

включают затраты на производство новейших наступательных стратегических вооружений, содержание и обучение личного состава вооруженных сил, научные исследования военного характера, содержание блоков НАТО. Резко возрастают в периоды войн и в условиях милитаризации экономики. Финансовая стоимость І МВ была равна финансовой стоимости всех войн 19 века и составила 208 млрд.$. Финансовая стоимость ЙЙ МВ для воевавших капиталистических стран составила 925 млрд.$, из них 325 млрд.$ - США, 272 млрд.$ - Германия, 120 млрд.$ - Англия.

Наиболее высокими темпами прямые военные расходы нарастали в США после ЙЙ МВ и только в 90-е годы в связи с изменением обстановки началось их снижение.

3

Косвенные:

к ним относится часть %, уплачиваемых по государственному долгу, пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших, а так же военные расходы, которые проходят по статье гражданских ведомств.

ЙЙ. Расходы по вмешательству в экономику

Государственные расходы оказывают стимулирующие воздействие на развитие экономики страны. К ним относятся затраты на научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы, на экономическую и социальную инфраструктуру, поддержку с/х, государственных отраслей экономики, на стимулирование экспорта. Особое место в этиъ расходах занимают Н-И и О-К работы, они составляют от 50% -70% от всех затрат по вмешательству в экономику.

ЙЙЙ. Расходы на государственный аппарат управления

Затраты на содержание органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, полиции, министерств, ведомств. В отдельных странах (Великобритания и Бельгия) выделяются средства на содержание королевской семьи или императора Японии. В целом расходы на содержание государственного аппарата управления составляют около 4% -5% от общей суммы.

ЙV. Затраты на социальные цели

Расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование, социальное обеспечение.

В зарубежных странах на полном социальном обеспечении находятся только начальные школы. В США в системе средней школы значительный удельный вес занимает частные школы, обеспечивающие за большую плату высокий уровень подготовки общающихся. За обучение в наиболее известных учебных заведениях, например в США стоит 100 тыс.$ в год.

В Германии все виды образования - платные.

В США подавляющая часть населения получает медицинскую помощь путем уплаты страховых взносов. В Великобритании, Франции, Германии - все виды медицинской помощи бесплатные.

V. Предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам

Наибольшее количество субсидий предоставляет США. Помимо экономических факторов, эта помощь определяется политическими событиями. Она (помощь) включает как кредитование на льготных условиях, продажа оружия, безвозмездная военная помощь в форме субсидий.

Бюджетный год - период времени, в течение которого действует утвержденный бюджет. Он не всегда совпадает с календарным годом. Например в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Швейцарии - бюджетный год совпадает с календарным.

В Великобритании, Канаде, Японии - бюджетный год начинается с 1 апреля и кончается 31 марта. В США соответственно 1 октября по 30 сентября.

Такая разница объясняется исторически-сложившимися практиками и сроками созыва парламента.

10.3 Состав и структура доходов ФБ РФ

Основными доходами в РФ, как и в странах с развитой рыночной экономикой являются налоги. Налоги представляют собой обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в государство в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

Основные налоги, обеспечивающие наибольшее поступление в бюджет, закреплены за государственным бюджетом. К таким налогам относят:

налог на доход физических лиц

налог на прибыль (НП)

налог на добавленную стоимость (НДС)

акцизы

таможенные пошлины

В зависимости от органов, которые взимают налог и его используют, различают:

федеральные налоги

региональные налоги

местные налоги

Полностью в РФ поступают:

таможенные пошлины

налог на операции с ценными бумагами

платежи за пользование природными ресурсами

НДС, акцизы, налог на доход физических лиц - регулирующие, которые в виде процентных отчислений направляются в бюджет субъектов федерации, местные бюджеты.

Налоговые доходы составляют более 80% всех доходов ФБ.

Рассмотрим доходы ФБ за 2004-2005 годы:

К неналоговым доходам относятся доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, от приватизации, от ВЭ деятельности.

10.4 Состав и структура расходов ФБ РФ

Расходы федерального бюджета классифицируются:

1) по своей роли в процессе воспроизводства на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы

2) по функциональному назначению

расходы на финансирование НХ

социально-культурные мероприятия

оборона страны

содержание аппарата управления

правоохр. деятельность

обеспечение безопасности

фундаментальные исследования

расходы по обслуживанию гос. долга

Каждая из групп расходов делятся по ведомственному признаку. Все расходы состоят из текущих расходов и затрат капитального характера. Основная часть - на текущие расходы, включая закупку товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и т.д.

Капитальные расходы включают капитальные вложения в ОФ, капитальное строительство и капитальный ремонт.

Как следует из таблицы (см.ниже) расходы ФБ включают следующие основные группы затрат:

финансирование социально-культурных мероприятий

оборона страны

правоохор. деятельность

обслуживание гос. долга

фин. поддержка регионов

Значит, внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения, предусматриваются меры по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий по безработице, компенсации на питание детей дошкольного возраста. Следует иметь в виду, что крупная часть социальных расходов проходит по внебюджетным социальным фондам.

Крупные расходы на оборону вызваны необходимостью развития комплекса оборонных предприятий, поддержания боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружения, а так же усиление социальной защищенности военнослужащих, членов их семей, повышение окладов офицерского состава, ростом цен на военную продукцию и рядом других причин. Таким образом, наибольшие средства направляются на содержание ВС.

Недостаточные средства выделяются на фундаментальные исследования, а именно 1% от общей суммы (2005 г.).

Расходы на международную деятельность включают затраты по неторговым операциям; содержание российских учреждений и представительств заграницей, уплату членских взносов.

Рост затрат на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности обусловлен обострением криминогенной ситуации и разрешением международных конфликтов.

По внешнему долгу ситуация следующая:

Россия: Парижскому клубу кредиторов 1 февраля 2005 г. - 44,4 млрд.$, из которых

Теперь рассмотрим расходы РФ за 2004/2005 года: на советские долги - 38,7 млрд.$.

Не малую сумму Россия должна Лондонскому клубу кредиторов - 35,2 млрд.$.

Мировому клубу - 5,9 млрд.$, а ЕБРР - 300 млн.$.

Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, к основным принципам относятся:

1) достижение максимального эффекта при минимальных затратах

2) целевой характер использования бюджетных ассигнований

3) предоставление производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований

4) безвозвратность бюджетных ассигнований

Бюджетные ссуды выдаются по специальным разрешениям правительства РФ на выполнение целевых программ развития.

Основные задачи в области расходов

1) Сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

2) снизить расходы на содержание госаппарата;

3) продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственного финансирования проектов;

4) повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решение социальных проблем и перспективных научно-исследовательских работ;

5) снизить уровень детонации отдельных регионов;

6) усилить контроль над исполнением бюджетных средств;

7) обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

10.5 Бюджетный дефицит и методы финансирования

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами.

Профицит - превышение доходов над расходами.

Основными причинами БД являются войны, поскольку они требуют использования ресурсов экономики на вооружение и содержание орудий. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения налогов, эмиссий денег и выпуска государственных долговых обязательств.

Другим важным фактором, порождающим БД является спады и периоды депрессии производства в годы, когда ВВП и НД сокращаются, автоматически сокращаются налоговые поступления. В то же время расходы остаются на том же уровне. В итоге возникает разрыв между расходами и доходами и растет дефицит. Рост дефицита может быть связан с неоправданным ростом расходов и их неэффективностью.

Негативное влияние на доходы бюджета и соответственно на размеры дефицита оказывают устойчивость национальной валюты и денежного обращения, слабость валюты, ее недостаточность для обслуживания экономического оборота приводят к развитию бартерных операций и других негативных явлений.

Причиной ДБ может стать необходимость крупных централизованных вложений в развитие производства. Следует отметить, что госбюджеты западных стран с развитой экономикой имеют также хронические дефициты. С начала 90-х годов в ряде развитых западных стран бюджетный дефицит сокращается, а в США преодолен. Величина дефицита определяется при утверждении бюджета.

В России, согласно бюджетному кодексу, размер дефицита не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга. Дефицит обслуживается за счет эмиссии ЦБ, доходов от приватизации госимущества.

Сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и камей за счет кредитов международных организаций и банков.

Источники финансирования дефицита бюджета РФ:

1) Внутренние источники:

- кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте;

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

2) Внешние источники:

- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

- кредиты правительств иностранных государств, банков и т.д., предоставляемые в иностранной валюте.

С 1990 по 1995 года для покрытия БД в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором. С 1995 г. эмиссия денег для финансирования бюджета не применяется. Для этой цели используют различные ценные госбумаги, а именно

- казначейское обязательство,

- облигации внутреннего валютного государственного займа,

- облигации федеральных займов,

- государственные сберегательные займы,

- золотые сертификаты.

Главным источником внешнего финансирования служат кредиты МВФ.

Использование внешних источников заимствования при финансировании БД влечет за собой ряд негативных последствий. Так, например, в момент получения займа спрос государства на товары и услуги национального производства резко возрастает, если средства направляются на эти цели. Страны, имеющие крупные внешние задолженности, вынуждены проводить политику жесткой экономии, расширять экспорт, сокращать импорт, направляя доходы от внешней торговли на выплату долга. Однако использование чистого экспорта на выплату долга сокращает ресурсы для собственного экономического развития. В итоге снижается жизненный уровень населения и формируется тенденция экономического спада.

11. Бюджетное устройство. Бюджетная система

11.1 Понятие БУ и БС

Бюджетное устройство - организованные принципы построения БС, ее структура и взаимосвязь объединенных в ней бюджетов.

Бюджетная система - совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

БУ определяется государственным устройством. В унитарных государствах БС включает 2 звена:

- госбюджет (ГБ);

- многочисленные местные бюджеты.

В федеративных государствах БС состоит из 3 звеньев:

- госбюджет;

- бюджеты членов федерации;

- местные бюджеты.

В унитарных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в госбюджет, а в федеративных государствах - не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет.

Государственная бюджетная система РФ включает:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) 21 республиканский бюджет в составе РФ, 8 краевых бюджетов, 50 областных, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов АО, бюджет Еврейской автономной области;

3) около 13 тыс. местных бюджетов.

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих органов.

БУ РФ основывается на следующих принципах: единство, полнота, реальность, самостоятельность всех бюджетов, входящих в государственную БС.

Единство БС обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и формы бюджетной документации

Принцип полноты означает, что каждому звену БС доходы и расходы должны отражаться в их полном объеме.

Реальность - правдивость бюджетных показателей.

Принцип гласности требует публикации утвержденных бюджетов, а также отчетов о их использовании, сводного отчета консолидированного бюджета РФ, а также бюджетные послания Президента РФ.

Самостоятельность обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направление их использования. К собственным источникам дохода относятся закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета, дополнительные источники, установленные самостоятельно представленные органами субъектов федерации и местного самоуправления.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней БС РФ на соответствующей территории. КБ не имеет законно силы и составляется только для анализа.

11.2 Проблемы бюджетного федерализма

Бюджетный федерализм - бюджетные взаимоотношения центра и регионов.

В соответствие с законом РФ доходная часть территориальных бюджетов подразделяется на несколько видов:

1) закрепленные доходы

Доходы полностью поступают в соответствующий бюджет.

2) регулируемые доходы

Средства передаваемые из вышестоящего звена БС нижестоящему в

С 2000 г. по закону О Федеральном бюджете 6,5% налога на прибыль

Основная часть налоговых доходов субъектов федерации и местных бюджетов формируется за счет регулируемых доходов.

3) ДОТАЦИИ

Средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансированности нижестоящих бюджетов при их дефиците. Эти средства выделяются на безвозвратной и безвозмездной основе и не имеют целевого назначения.

4) СУБВЕНЦИЯ

Средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий на финансирование строго-целевого мероприятия. Эти средства подлежат возврату в случае их нецелевого использования или не использования в строк.

5) СУБСИДИИ

Денежные суммы, выдаваемые из вышестоящего бюджета на финансирование определенных мероприятий и предполагающие долевое участие нижестоящего бюджета в этом финансировании.

6) БЮДЖЕТНАЯ ССУДА

Денежная помощь вышестоящих бюджетов нижестоящим имеет возвратный характер и может быть возмездной, т.е. предполагает уплату в процентах за использование ссуды.

Из Фонда финансовой поддержки субъектов федерации оказывается помощь субъектам федерации, у которых средний доход по бюджету за период (год) ниже, чем в среднем по РФ. Это субъекты федерации, нуждающиеся в поддержке, у которых собственных доходов и дополнительных средств, полученных из федерального бюджета недостаточно для финансирования текущих расходов. Регионы, получающие финансовую помощь из ФБ, обязаны предоставлять в Министерство финансов для проверки подробные плановые и фактические отчеты о своих бюджетных и внебюджетных фондах. Если какие-либо расходы регионального бюджета будут признаны не целесообразными или излишними, то на их сумму уменьшаются и перечисления из ФБ. Такие регионы обязаны также ввести на своей территории все региональные налоги, утвержденные законодательством РФ, по ставкам не ниже среднего.

Статус "региона, особо нуждающегося в поддержке" предоставляется тем регионам, у которых сумма федеральных налогов, собираемых на их территории и принадлежащих к зачислению в региональный бюджет, оказывается менее 95% в расчете на 1 жителя региона по средним аналогичным величинам по РФ в целом; и условная сумма расходов окажется менее 100% плановых расходов регионального бюджета.

Трансферты регионам перечисляются ежемесячно, исходя из фактических поступлений налогов в ФБ, а также с учетом удельного веса каждого региона в зависимости от статуса в фонде финансовой поддержки. Бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы, при наличие дефицита бюджета

В целях сбалансированности бюджета соответствующие органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе использования бюджета происходит превышение федерального уровня дефицита или значительное снижение поступления доходов, то вводится механизм секвестра расходов, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

Защищенные статьи текущих расходов ФБ:

- зарплаты (с учетом взносов на соцстрах);

- стипендии;

- государственные пособия;

- приобретение медикаментов и т.д.

11.3 Бюджетная классификация РФ

Все доходы и расходы распределяются в бюджете по единой классификации, представляющей собой группировку доходов и расходов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. В ФЗ "О бюджетной классификации" отмечается, что бюджетная классификация включает:

1) классификацию доходов бюджета РФ;

2) функциональную классификацию расходов бюджета РФ;

3) экономическую классификацию расходов бюджета РФ;

4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицита бюджета РФ;

5) классификацию источников внешнего финансирования дефицита бюджета РФ;

6) классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ;

7) классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;

8) ведомственную классификацию расходов ФБ.

Первые 5 признаков классификации бюджета являются едиными и исполняются при составлении, утверждении и использовании бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Ведомственная классификация бюджетов субъектов РФ утверждается законодательными органами субъектов РФ. Ведомственная классификация местных бюджетов утверждается решением соответствующих органов местного самоуправления.

Классификация доходов бюджета РФ является группировкой доходов всех уровней и основывается на законных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Функциональная классификация расходов бюджета РФ является группировкой расходов всех уровней, отражающих направление средств на выполнение основных функций.

Экономическая классификация расходов бюджета РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию.

Ведомственная классификация расходов бюджета РФ является группировкой расходов, отражающей распределение ассигнований по прямым получателям средств из ФБ, а в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам расходов.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ, отражающей распределение бюджетных ассигнований по получателям средств из бюджетов субъектов федерации.

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

1. Понятия бюджетного планирования и бюджетного процесса.

Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиняющаяся требованиям Фин.Пол. бюджета государства.

Экономическая сущность планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и НД между звеньями финансовой системы. Оно осуществляется на основе социально-экономической программы развития страны в процессе составления и использованию бюджета и внебюджетных фондов разного уровня. В ходе бюджетного планирования финансы активно воздействуют на основные экономические показатели государственных программ развития страны и выявления резерва эффективного использования природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Выделяют следующие принципы бюджетного планирования:

- регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами;

- адресный и целевой характер направления бюджетных средств;

- стабильность финансовых показателей;

- использование балансового метода.

Бюджетное планирование осуществляется органами государственной власти и управления. Бюджетное планирование включает бюджетный процесс как порядок составления и использования бюджетов разных уровней, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджета страны.

Основы бюджетного планирования определяются конституцией и законами страны.

Бюджетный процесс - как главная форма бюджетного планирования представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и использованию центрального и региональных бюджетов.

Его содержание определяется государственными и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.

Бюджетный процесс охватывает 5 стадий бюджетной деятельности:

1) составление проекта бюджета;

2) рассмотрение проекта бюджета;

3) утверждение бюджета;

4) исполнение бюджета;

5) составление отчета об использовании бюджета и его утверждение.

Все стадии взаимосвязаны. Продолжительность всех стадий различна по странам, но для большинства процесс длится > 3 лет.

2. Основы организации бюджетного процесса в России.

1. Задачи и принципы организации.

Продолжительность бюджетного процесса составляет:

- составление, рассмотрение и утверждение (более года);

- исполнение (с 1 января по 31 декабря);

- составление отчета об использовании и утверждение (полгода);

Для завершения использования бюджета кроме бюджетного периода предоставляется льготный период (1 месяц), в течение которого заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета.

Бюджетный год в месте с льготным периодом носит название - счетный период.

Задачами бюджетного периода являются:

1) Максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к сбалансированному рынку;

2) Определение дохода бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема в соответствие с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;

3) Установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общероссийского значения, предусматриваемых бюджетом;

4) согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных процессов в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;

5) Сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

6) Осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разных уровней путем перераспределения источников дохода в государстве между ними и между сферами хозяйства и экономическими регионами;

7) Повышение роли перспективы бюджетного планирования, что должно обеспечить сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономический программ;

8) Усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;

9) Автоматизация процесса составления и использования бюджета через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использование м ЭВТ.

Принципы бюджетного процесса:

1) Единство

Единая правовая норма, единство бюджетного планирования, единство форм бюджетной документации, необходимых для статистики и бюджетной информации при составлении консолидированного бюджета РФ, а также единство денежных систем.

2) Самостоятельность

Обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направление их использования.

3) Использование балансового метода

Подразумевает соотношение правильного соотношения между расходами и доходами всех бюджетов, а также между натуральными и финансовыми показателями. Это должно создать устойчивость бюджета и необходимые пропорции в распределении средств между сферами хозяйства и экономическими регионами

2. Составление проекта бюджета

Оно находится в ведение правительства РФ, исполнительных органов власти субъектов РФ и муниципальных образований. Главную роль при составлении проекта бюджета составляет прогноз социально-экономического развития страны и территорий, которые в свою очередь разр-ся на основе данных социально-экономического развития территорий.

Непосредственно работа по составлению проекта бюджета проводится Министерством финансов РФ и его финансовыми органами, а также налоговыми и таможенными органами.

1 Этап составления проекта бюджета (3 месяца)

- разработка прогноза социально-экономического развития;

- составление сводного баланса финансовых ресурсов;

- определение основных направлений бюджетной политики;

- расчет контрольных цифр проекта.

При составлении бюджета на предстоящий год используются разные методы:

1) Метод экономического анализа

Определяет степень выполнения бюджета за прошлый год и устанавливает степень выполнения за текущий, выявляя причины отклонения.

2) Нормативный

В основе лежит норма определения статьи расходов. Умножением натуральной единицы на норму устанавливается общая сумма расходов.

3) Экстраполяционный

Определяет финансовые показатели на основе их динамики, исходя из отчетных данных за предыдущие годы и распределяет полученные суммы на будущий год.

Органы власти субъектов РФ в этот период должны представить запросы и обоснования на получение ими субвенций из федерального бюджета.

В течение 2 этапа (4 месяца) проводится анализ всех представленных показателей и расчетов.

На основе анализов Министерство финансов разрабатывает контрольные цифры проекта федерального бюджета.

Этот документ направляется органам исполнительной власти субъектов РФ. Руководители этих структур имеют право вносить свои предложения по изменению конкретных показателей проекта федерального бюджета.

3 этап. Составление правительством РФ проекта бюджетного планирования. По законодательству этот документ должен быть подготовлен в двухмесячный срок.

В состав бюджетного послания входит:

- основные показатели социально-экономического развития РФ на соответствующий год;

- сводный финансовый баланс по территории страны;

- сведения о государственных доходах;

- основные направления бюджетной политики;

- проект федерального бюджета РФ

- консолидированный бюджет РФ;

- оценка использования бюджета прошедшего и текущего финансовых годов.

Согласно Конституции РФ правительство вносит проект федерального бюджета на рассмотрение в Государственную думу до 1 сентября. Бюджетное послание подлежит опубликованию в открытой печати.

3. Рассмотрение и утверждение бюджета.

Их осуществляют органы законодательной власти, т.е. Федеральное собрание РФ. Представительные органы субъектов РФ и местные органы власти. Проект федерального бюджета и указательные документы, полученные советом Государственной думы, направляются в его Комитет по бюджету, банкам, налогам и ценам для заключения. На основании заключения комитет решает вопрос о принятии проекта федерального бюджета к рассмотрению в Государственной думе. Все материалы передаются президенту РФ, Совету федерации, комитетам думы для внесения замечаний и предложений, а также в счетную палату для заключения.

Получив заключение от каждого комитета, Комитет Государственной думы по бюджету, налогам, банкам и ценам составляет сводное заключение по проекту федерального бюджета и представляет его на рассмотрение в Государственную думу, которая начинает рассмотрение его в нескольких чтениях.

При рассмотрении бюджета в 1 чтении Госдума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического направления бюджета; рассматриваются основные характеристики федерального бюджета на предстоящий год, а именно:

1) доходы в разрезе групп, подгрупп и статей, классификация доходов бюджетов РФ;

2) распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов федерации;

3) размеры несбалансированных федеральных бюджетов в абсолютных цифрах и в процентах к расходам, а также источники покрытия дефицита;

4) общий объем расходов федерального бюджета в целом.

По результатам обсуждения принимается проект федерального бюджета в 1 чтении, и утверждаются основные характеристики федерального бюджета. В случае отклонения проекта федерального бюджета в 1 чтении Госдума может

1) передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик ФБ, состоящую из представителей Госдумы, Совета федерации и правительства, для разработки согласованного варианта;

2) вернуть проект в Правительство РФ на доработку;

3) поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

При отклонении ФБ и передаче его в согласительную комиссию она разрабатывает варианты основных характеристик ФБ и принимает согласительное решение. Согласованный текст ФБ вновь вносится на рассмотрение в 1 чтении в Госдуму.

По итогам рассмотрения проекта в 1 чтении принимается постановление Госдумы о ФБ на предстоящий год.

При рассмотрении проекта ФБ во 2 чтении Госдума утверждает расходы ФБ по разделу Бюджетная функциональная классификация в пределах общего объема расходов ФБ, утвержденного в 1 чтении.

При рассмотрении проекта ФБ в 3 чтении Госдума обсуждает расходы ФБ по подразделам функциональной классификации, всем уровням ведомств классификации, целевым программам в пределах расходов, утвержденным по разделам во 2 чтении, а также перечень защищенных статей ФБ.

В 4 чтении Госдума рассматривает поправки законопроекта, а также поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита ФБ.

На пленарном заседании Госдумы законопроект о ФБ ставится на голосование в целом, а принятый Госдумой закон о ФБ на предстоящий год в течение 5 дней со дня его принятия передается на рассмотрение в Совет федерации. Закон о бюджете считается одобренным Советом федерации, если за него проголосовало больше половины от общего числа членов этой палаты, (и) если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом федерации.

В случае отклонения Советом федерации этого закона, обе палаты парламента могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Госдумой.

В случает несогласия Госдумы с решением Совета федерации, закон о бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы.

Принятый Федеральный закон о бюджете в течении 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. На подписание закона Президентом отводится 14 дней. Если Президент в течение этого срока не подписал и отклонил его, то Дума и Совет федерации вновь рассматривают его в установленном порядке.

Если при повторном рассмотрении закон о бюджете будет одобрен в ранее принятой редакции количеством не менее 2/3 голосов от членов парламента, то он подлежит подписанию Президентом и обнародованию в течение 7 дней.

В случае не принятия ФБ до начала финансового года принимается финансовый закон о финансировании государственных расходов из ФБ в 1 квартале текущего года.

4. Исполнение бюджета и составление отчета о его использовании

Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными органами и подписания Президентом. Кабинет министров по согласованию с нижестоящими органами организует порядок исполнения бюджета. Эта стадия включает выполнение доходной и расходной частей бюджета. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации.

Важнейшая задача исполнения бюджета - это обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом по каждому источнику, а также финансирование мероприятий.

Сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета, образующиеся в результате дополнительных доходов или экономии средств, зачисляется в соответствующий бюджет и изъятию не подлежит. Она используется по усмотрению соответствующего органа власти.

Потери доходов и излишние расходы не компенсируются из вышестоящих бюджетов, за исключением случаев, когда потери вызваны изменением действующего законодательства.

Исполнение проводится Министерством РФ, его органами, государственной налоговой службой и Государственным таможенным комитетом и их органами на местах. При исполнении бюджета важное значение имеет правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований, утвержденных бюджетом, которые осуществляются по бюджетной росписи доходов и расходов. Это основной оперативный план распределения расходов и доходов, в котором проставлены сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств в течение года.

Бюджетная роспись ФБ РФ утверждается Министерством финансов РФ. Организация исполнения бюджета и внебюджетных фондов возложена на Федеральное казначейство РФ. Система органов Федерального казначейства состоит из главного управления и подчиненных ему территориальных органов на местах. Казначейство в первую очередь обеспечивает принцип единства кассы в отношении федеральных средств. Все платежи должны осуществляться с единого счета Федерального казначейства. Все остальные счета не должны иметь преходящих остатков (транзитные).

Составление отчета возложено на Министерство финансов РФ и его финансовые органы, а также на Государственную налоговую службу и ее налоговые инспекции, государственный таможенный комитет и его органы. Эти отчеты направляются соответствующим органам государственной власти. Отчет о ФБ РФ в мае года, следующего за отчетным докладывается Федеральному собранию РФ, которое его утверждает.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты