1.1 Развитие налогового законодательства в Древней Руси
1.2 Налогообложение в Древней Руси
2. Налоги Древней Руси
2.1 История возникновения налогов в России
2.2 Налоги Древней Руси
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы. Началом финансового устройства в Древней Руси является установление даней. По сути, первоначально они были почти единственным источником доходов и служили удовлетворению потребностей князя и дружины. В дальнейшем содержание государственного аппарата потребовало уже реализации других задач. Каждая новая потребность вызывала новую повинность или подать. Для содержания исполнительных органов было установлено так называемое кормление; чрезвычайные подати взимались во время военных действий; для содержания войска появляются не чрезвычайные, а постоянные подати (стрелецкие деньги, хлеб и т. д.).
В целом понятие налога в Древней Руси основывалось на древнем понятии о государстве. Государь рассматривался не как Глава государства, а как вотчинник, и доходы его не отделялись от доходов, служивших для удовлетворения государственных нужд.
Все население делилось на две большие группы. Первая - класс, свободный от податей (княжеские слуги; духовенство; обеленные - люди, относящиеся к податному сословию, но по каким - либо причинам освобожденные). Вторая - податное сословие (городские обыватели; земледельцы).
Цель курсовой работы - изучение формирования налоговой системы Древней Руси.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
- рассмотреть развитие налогового законодательства в Древней Руси;
- изучить налогообложение в Древней Руси;
- рассмотрена история возникновения налогов в России;
- проанализированы налоги Древней Руси.
Объект исследования - налоговая система Древней Руси.
1. Налогообложение в Древней Руси
1.1 Развитие налогового законодательства в Древней Руси
На Руси о первых налогах, распределявшихся на регулярной основе, упоминается в летописях. В Лаврентьевской летописи указано: "В лето 6367 имаху дань Варяги из заморья на Чюди и на Словенах, на Мери и на Всех Кривичах; а Козари имаху на Полянах, и на Северах и на Вятичах, и маху по белей Веверице от дыма".
Княгиня Ольга в X в. в завоеванной земле уже устанавливает уставы и уроки, т.е. упорядочивает взимание даней-податей, а установившейся единицей обложения (дым, рало, плуг), говорящей о регулярности различных взиманий с народной массы, известные славянам задолго до Ольги, по крайней мере, в самом начале IX в., если не раньше.
Собирание налогов князями по большой части, бывали отнесены к двум временам года: к весне и зиме, когда князь и его войско отдыхали от походов. До 988 года основными видами налогов были: дани, оброки, корма. Дань собиралась двумя способами: подвластные народы привозили дань в Киев или же князья сами ездили за нею по подвластным народам.
Первый способ сбора дани назывался повозом, второй - полюдьем. Полюдье выступало как административно-финансовая поездка князя по подвластным племенам. Уплачивали дань натурой, чаще всего мехами, медом, кунами. Предметы, которые служили платой, во многом зависели от того вида хозяйственной деятельности, которой занималось то или иное племя. Налоги в виде податей поступали в казну князя главным образом от землевладельцев, собственников земли. Налоги взимались деньгами и натурой, их роли выполняли кожаные деньги, хлеб, мед, рыба. В зависимости от потребностей князя. В первую очередь обратить внимание следует не на предметы, которыми население облагалось в виде дани, а на единицы обложения. Это есть дым, или дом, рало, плуг...
Все эти термины в сущности обозначают одну и ту же единицу обложения, в основе которой лежит сельское хозяйство. Основой ее является земля.
Таким образом, главным источником для уплаты налогов и сборов в древние и средние века была земля. Все основные тяжести в виде различных сборов и повинностей ложились на землю. В это время земледелие составляет главнейшее занятие большей части населения и распространяется повсюду, а вследствие этого поземельная собственность делается главным мерилом взимания податей, вся тягость налогов была носима крестьянами и городскими жителями. Все подати были двоякого рода, окладные или определенные количеством, и неокладные (дар, даровые сборы). Следует отметит, что первоначально налоги обладали следующими особенностями: устанавливались по случаю войн или походов, а также добровольно приносимые населением, в основном завоеванным. Налоги упоминаются под разными названиями, как то: дань (общее названия всех сборов), оброк, урок. Определенного различия между денежными и натуральными продуктами уплачиваемые населением не имелось, собирались непосредственно князем или его чиновниками, или же привозились самым населением.
Впервые законодательное закрепление норм, регулирующих отношения связанные со сборами и повинностями появляется в Русской Правде. В статьях 42-43 краткой редакции Русской правды и статьях 96-97 Просторной редакции отмечаются такие подати и повинности, как корм, городовые и мостовые деньги. Корм, т.е. поставка пищевого довольствия, является одним из древнейших видов повинностей. О нем говорят уже в Русской Правде в ее древнейшей редакции. Она определяет корм чиновнику, ездившему по волостям для суда, и его лошадям. Русская правда уже переводит корм на деньги. В истории законодательного регулирования податной системы не остался бесследным период нахождения Руси под господством Золотой Орды. В ханских ярлыках 2-ой пол. XIII в. - сер. XIV в. упоминаются такие повинности русского населения в пользу Орды, как дань, запрос, дары, почестие, ямы, тамга, пошлины вообще. Часть из них выплачивалась, по-видимому, в деньгах, часть представляла натуральные поборы.
Первоначально сбором податей занимались сами татары через своих фискальных чиновников Баскаков. Затем функции по сбору и контролю за исполнением повинностей были переданы князьям, которым передавался Ханский Ярлык. С XIII в. в податной системе Руси большое развитие получила посошная подать
1.2 Налогообложение в Древней Руси
Налогообложение в Древней Руси стало возникать в период разделения общества на социальные группы и появления первых признаков государства. Первые протогосударства Древней Руси, возникшие из племенных союзов, основывались на натуральном способе ведения хозяйства, что в свою очередь определяло натуральные формы налогов и повинностей. Пополнение доходов государства осуществлялось за счет сбора дани с подвластного населения. При этом размер дани регулировался обычаем ввиду отсутствия какой-либо нормативной базы. Взымание осуществлялась натуральными продуктами: мехами, медом, воском и т.п.
Наряду с натуральными взносами и деньгами, дань выплачивалась челядью. Часть сборов распределялась князем среди дружины, которая являлась инструментом принуждения и служила орудием управления, часть сборов шла на продажу в Византию и возвращались обратно в виде различных товаров - тканей, вин, драгоценностей. Кроме дани население было обязано платить в пользу князя торговые и судебные пошлины, выполнять определенные натуральные повинности.
Первоначально, по причине нормандского происхождения, первые русские князья (конунги), в силу своего норманнского происхождения, вели себя как завоеватели, их интересовало не укрепление базы собственной власти - хозяйств подданных, а временная выгода. Расходной частью князя на первых порах были траты на содержание дружины, которые покрывались военной добычей.
С укреплением княжеской власти, необходимостью увеличения поступлений в княжескую казну происходит некоторое упорядочение налоговых платежей. Упорядочение взимания дани и оброка было продиктовано также усложнением отношений внутри самого государственного образования.
На первых стадиях образования Киевской Руси функции государства сводились к расширению и обороне границ, его потребности ограничивались расходами по содержанию княжеского двора, дружины и обеспечению правосудия. Позднее возникла необходимость в содержании аппарата управления, поддержании внутреннего порядка, финансировании посольств, строительстве общественных зданий и сооружений. Существовало несколько форм взимания налогов: дань (устанавливалась произвольно и собиралась любыми ценностями), урок (определялся по размеру и времени поступления), оброк (взимались с определенного предмета), экстренные поборы (взимались при особых обстоятельствах), кружение и другие. С приближением зимы русские "архонты выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, что именуется "кружением", а именно в земли древлян, дреговичей, северян и прочих данников славян. Кормясь там, в течение зимы, они в апреле, когда лед тает на Днепре, возвращаются в Киев".
Исследователи ранней стадии формирования налоговой системы справедливо отмечают, что "дань как контрибуция, которой покоренные откупали свою жизнь и свободу от насилия со стороны победителей, существовала и до появления орд с Востока. Уже первые варяги и хазары взимали дань с покоренных славянских племен".
Дань постепенно эволюционировала в налог в современной его трактовке. Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Со временем дань выступила систематическим прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесел. Дань взималась "повозом", когда она привозилась в Киев, а также "полюдьем", когда князья или его дружины сами ездили за нею. Единицей обложения данью в Киевском государстве служил дым, определявшийся количеством печей и труб в каждом хозяйстве.
С X века по мере развития княжеских хозяйств, вследствие развития внешней торговли Киева и притока золота и серебра, появляются денежные налоги. Развивается и внутренняя торговля, как следствие возникновения городов и связанного с этим процессом углубления общественного разделения труда. В этот период устанавливаются фиксированные нормы дани, время и место ее сбора.
Для взимания сборов организуются специальные места ("погосты" и "станы").
Косвенное налогообложение в Древней Руси существовало в виде торговых пошлин. К ним относились: "мыт" и "перевоз" (взимались за провоз товаров через горные заставы или реки соответственно), "вес" и "мера" (за взвешивание и измерение товаров), "гостиная" (за право иметь склады) и др.
На ранних этапах государственности, отсутствие органов, специально осуществляющих сбор тягла, было обусловлено эпизодическим характером такой деятельности, которая поручалась отдельным лицам - великокняжеским слугам. С оформлением на Руси "системы кормлений", сборами на местах стали заниматься вольные слуги князя - кормленщики-наместники, через приближенных им людей (холопов, тиунов и пошлинников). Нормы "Русской Правды" точно определяли, что бремя содержания сборщиков перекладывалось на податное население: вирнику на неделю полагалось 7 ведер солода (пива), кусок или две ноги баранины, в среду и пятницу - сыры, хлеба и пшена по потребности и дополнительно по две курицы на день. Размер сборов или "кормов" определялся уставными грамотами.
Таким образом, сборщики налогов (вирники) в своей деятельности должны были руководствоваться своего рода инструкцией.
На первом этапе зарождения налоговых отношений на Руси основной формой налогообложения и источником пополнения княжеской казны была дань, представлявшая собой нерегулярный, но в дальнейшем более систематический прямой налог с покоренных племен и народов, взимавшийся в натуральной или денежной форме.
Правовые основы регулирования налоговых отношений формировались как внутренними историческими факторами, национальными устоями, судебной практикой, обычаями, так и взаимоотношениями: с другими государствами. Действовали нормативные правовые акты: Договоры Руси с Византией (911, 944, 971 г.), Древнейшая редакция Русской Правды (ст. 42, Покон вирный).
На этапе зарождения налоговых отношений в Древней Руси (IX - XI вв.) система взимания сборов характеризовалась:
1) недостаточной односторонностью налоговых процессов под воздействием многостороннего влияния извне;
2) существенным отличием степени налоговой организации на разных территориях;
3) отсутствием совместимости с налоговыми системами других государств, обусловленной особенностями географического положения, скандинавским и византийским влиянием, неустойчивостью международных отношений и границ;
4) началом интеграции русского налогового пространства, переходом от спонтанности и случайности к периодичности сбора налогов в соответствии с периодичностью основных хозяйственных процессов.
На этапе становления системы сборов в условиях феодальной раздробленности и иноземной зависимости (XII-XIV вв.) огромное влияние на развитие хозяйственной жизни государства на втором этапе развития налоговых отношений имел не только признак самобытности России, но и иго Золотой Орды.
После завоевания Руси Ордой, основной формой налогообложения населения стала иноземная дань, выплачиваемая в основном в денежном эквиваленте и представлявшая собой дозволенную форму грабежа. Изначально сбором дани занимались баскаки - специально уполномоченные ханом должностные лица, затем самими русские князья, которые самостоятельно собирали дань в своих уделах и передавали ее великому князю для отправления в Орду. Параллельно существовала система откупа, предусматривавшая взимание дани посредниками, в качестве которых выступали хорезмские или хивинские купцы, извлекавшие прибыль за счет разницы между предоплатой хану и разорительными сборами с русских княжеств.
Помимо денежных платежей монголы требовали, чтобы русские князья постоянно направляли на службу хану воинские отряды.
Единицами налогообложения были дворы в городах и хозяйства в сельской местности. Известно около 14 видов ордынских сборов, главными из которых были: "выход" (царева дань); мыт и тамга (торговые сборы); "ям" (обязанность поставлять подводы ордынским чиновникам); "корм" (взносы на содержание монгольских послов) и другие. Ежегодно из русских земель в виде дани уходило огромное количество серебра. Данные поборы не только сильно истощали экономику Руси, но и мешали развитию товарно-денежных отношений.
Размер "царевой дани" определялся соглашениями (заключавшимися не всегда в миролюбивой обстановке) великих князей с ханами. Так, известный дореволюционный историк СМ. Соловьев приводит пример конфликта между фактическим правителем Золотой Орды темником Мамаем и Дмитрием Донским. Переговоры начались с того, что "Мамай требовал от Дмитрия Донского дани, какую предки последнего платили ханам Узбеку и Чанибеку, а Дмитрий соглашался только на такую дань, какая последнее время была условленна между ним самим и Мамаем; нашествие Тохтамыша и задержание в Орде сына великокняжеского Василия заставили потом Донского заплатить огромный выход... брали по полтине с деревни, давали и золотом в Орду. В завещании своем Дмитрий Донской упоминает о выходе в 1000 рублей". При Князе Василии Дмитриевиче упоминается "выход" сначала в 5000 руб., а затем в 7000 рублей. Нижегородское княжество платило в это же время дань в 1500 рублей.
К моменту распада Древнерусского государства на отдельные княжества объектом обложения становится земля. У князей, "севших на землю" и переставших вести полукочевой образ жизни, появилась надобность в сборах, строго определенных по времени, количеству и качеству. Отличительной особенностью податей, существовавших на Руси, было то, что они взимались с целых хозяйств. Такие прямые налоги назывались "тяглом" или "потугом" (тоже тягло, но применительно к нижегородским землям). Ставка зависела от обширности участка. Введение в качестве единицы обложения сохи представляло собой попытку на практике реализовать принцип равномерности налогообложения. Более того, посошная система была очень удобным средством регулирования налоговых отношений в период феодальной раздробленности, поскольку применялась к небольшим территориям - уделам.
"Соха" стала единицей податного обложения в России в XIII - XVII веках. "До середины XVI века она измерялась количеством рабочей силы, к сохе приравнивалось от двух до трех крестьян - работников; при сборе податей к сохе также приравнивались и другие хозяйственные единицы - кузницы, кожевенные чаны, невода, лавки и другие".
Невозможность взимания прямых налогов в казну Русского государства обусловило вынужденное развитие системы пошлин и торговых сборов. В рассматриваемый период существовали следующие сборы: с воза пошлины - деньга, если кто поедет без воза, верхом на лошади, но для торговли - платить деньгу же, со струга (ладьи) - алтын. Когда кто начнет торговать, берется от рубля алтын. В летописях упоминаются пошлины с рыбных и соляных промыслов, с браков, с клеймения лошадей и т.д. Сборщик пошлин в XII веке в Киеве назывался осьмеником (осьмничее - сбор за право торговли). С XIII на Руси главного сборщика торговых пошлин стали называть "таможенником". Название должности произошло от слова "тамга", имевшего тюркско-монгольское происхождение и обозначавшего знак собственности, который проставлялся древними скотоводами на шкурах животных, оружии, деревьях, а также знак денежного налога, взимавшегося с торговли, ремесла, различных промыслов в некоторых странах Востока. Помощник таможенника именовался мытником.
Есть основания утверждать, что в рассматриваемый период в Нижнем Новгороде как одном из крупнейших торгово-промышленных городов России, впервые появилась таможня. Об этом свидетельствуют некоторые исторические названия. Так, древнейший торг Верхнего посада получил название "Мытный рынок" - от названия избы, где собиралось мыто - деньги с купцов за провоз товаров через город.
Возле нее издревле существовал небольшой торг съестными товарами.
Первые же письменные свидетельства о существовании в Нижнем Новгороде мытной избы относятся к 1621 году. В городе с начала XVII века начинает формироваться торговая политика, оказывающая влияние на весь регион (Макарьевская, а затем и Нижегородская ярмарки). В связи с этим активно начинает работать таможня, дававшая казне значительный доход.
В конце XIV века личный произвол сборщиков податей, кормленщиков, начинает ограничиваться уставными грамотами.
Кормленщик начинает получать доходный список "как ему корм и всякия пошлины собирать", а населению предоставляется право челобитья на злоупотребления наместников. Сборы приурочивают к определенному времени, производят денежную их оценку, наместникам, волостелям и их людям предписывается взыскивать вместо натуральных денежные сборы. Появление в это время первых должностей (казначеи, дьяки и подьячие) по заведыванию налоговыми сборами и ведению соответствующих записей, связано, прежде всего, с заменой натуральных сборов денежным оброком. Постепенно меняется и сам характер сборов: из частного дохода, вознаграждавшего заслуги служилого человека, они постепенно становятся государственным налогом.
Таким образом, на втором этапе становления системы сборов в условиях феодальной раздробленности и иноземной зависимости получили дальнейшее развитие составляющие налоговой системы.
Основной формой обложения оставалась дань, представлявшая собой налог, в основе которого была феодальная рента. Ввиду отсутствия возможности взимания прямых налогов в казну Русского государства зарождались косвенные формы налогообложения в виде системы пошлин и торговых сборов.
Действовавшие принципы налогообложения в основном обуславливались террором и насилием со стороны татарского ига (обязательность, принудительность, всеобщность, дешевизна).
Принцип посредничества русских князей в сборе налогов являлся выражением неэффективности, слабости хозяйственной системы, нарушения классических начал налогообложения.
Изменения коснулись и специфики функций налоговой системы. Так, обязательные платежи стали предметом обогащения элиты и в меньшей степени удовлетворяли общественные и государственные нужды.
Перераспределение результатов хозяйственной деятельности в системе "конфискаций" и "кормлений" выполнялось неэффективно. Достижение позитивной социальной направленности налогообложения рассматриваемого периода в условиях жестокого террора и насилия стало невозможным.
Широкое развитие получили механизмы и инструменты функционирования налоговой системы - определение облагаемой базы, ставок, единиц обложения. На основе определения податной единицы - сохи взимались прямые налоги. На рассматриваемом этапе делаются первые попытки оптимизации налоговой базы, что выражалось в максимальной загрузке повозок при провозе товаров по территории владельца земли. "В период раздробленности Руси большое значение приобрели пошлины за провоз по территории владельца земли, пошлины взимались за каждую повозку. Начиная с этого момента, зафиксированы первые попытки налоговой оптимизации: купцы максимально нагружали товарами свои повозки, причем так, что иногда товары выпадали из повозок. В качестве контрмеры местные князья ввели правило, согласно которому выпавший товар переходил в их собственность. Отсюда появилась в народе поговорка "Что упало, то пропало". Своими корнями рассматриваемые особенности регулирования налоговых отношений уходят в римское право, закреплявшего правило: "что находится на поверхности - следует за поверхностью".
Политическая ситуация конца XIV века значительно затормозила формирование налоговой системы Русского государства. Двойное порабощение, жестокость, террор и насилие в отношении населения, ставшие причинами вооруженной борьбы русского народа; а также неопределенность хозяйственных перспектив произвели экстернальный эффект для создания предпосылок объединения вокруг Москвы и ликвидации иноземной зависимости.
2. Налоги Древней Руси
2.1 История возникновения налогов в России
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого, неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно - технического прогресса.
Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.
Итак, как уже говорилось выше, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних стадиях государственной организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом. Еще в Пятикнижии Моисея сказано: "... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу". Видно, что процентная ставка данного "налога" четко определена.
По мере развития государства возникла "светская" десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течение многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так в Древней Греции в VII-VI вв. до н. э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, строительство храмов, укреплений и т.д.
В то же время в др. мире имелось и серьезное противодействие прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело - добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.
Многие же стороны современного государства зародились в Древнем Риме. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время граждане не платили денежных податей. Расходы по управлению городом и государством были минимальны; избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства, т.к. это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий, а эти расходы обычно покрывались сдачей в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами.
Суммы налога определялась каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах.
В IV-III вв. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались все новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан, и их определение происходило каждые 5 лет. Римские граждане, проживавшие за пределами Рима, платили как государственные, так и местные налоги.
В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Необходимые средства же обеспечивались контрибуцией завоеванных земель. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались постоянно.
Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции, жители которых были подданными империи, но не пользовались правами гражданства. Они были обязаны платить налоги, что было свидетельством их зависимого положения. При этом единой налоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация часто сохраняла местную систему налогов. Изменялось лишь ее направление и использование.
Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла должным образом контролировать. Результатом была коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в I в. до н.э.
Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства, в том числе и налоговая реформа, были одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (63г. до н.э. -14 г. н.э.). Была значительно сокращена практика откупов, переоценена налоговая база провинций, составлены кадастры, проведена перепись, введены обязательные декларации, налоговая служба стала преемственной (т.е. опиралась на предшествующие результаты)
Основным налогом в Древнем Риме был поземельный и единая подушная подать для жителей провинций. Существовали и косвенные налоги (с оборота, налог на наследство и т.д.)
Уже в Древнем Риме налоги выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию, т.к. население вносило налоги деньгами, оно вынуждено было развивать рынок и товарно-денежные отношения, углублять процесс разделения труда урбанизации.
Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов. Широко практиковались в Византии и чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр. Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, чрезмерное налоговое бремя имело своим последствием сокращение налоговой базы, а далее последовали финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства.
Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был по сути сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен. Дань взималась двумя способами: "повозом", когда она привозилась в Киев, и "полюдъем", когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею.
Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады и пр.
После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал "выход", взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. "Выход" взимался с каждой мужской души и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Сумма "выхода" стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Кроме "выхода" было еще несколько ордынских тягот. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата "выхода" была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел "данные" деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: "ямские", "пищальные" - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV также ввел дополнительные налоги. Для определения размера прямых налогов служило "сошное письмо", которое предусматривало измерение земельных площадей и перевод полученных данных в условные податные единицы "сохи" и определение на этой основе налогов. Соха как единица измерения была отменена лишь в 1679 г., когда единицей налогообложения стал двор.
Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей - 10 денег с рубля оборота.
Хотя политическое объединение русских земель относится к концу XV в., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода, однако одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В связи с этим финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.
Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), создавшего в 1655г. Счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет (выяснилось, что в 1680г. 53,3% государственных доходов - за счет косвенных налогов).
Надо отметить, что неупорядоченность финансовой системы в то время была характерна и для других стран. Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к 3-му сословию.
Государство не имело достаточного количества профессиональных чиновников, и в результате сборщиком налогов стал, как правило, откупщик. В Европе практиковался метод продажи с аукциона права взимания налога. К чему это приводило - понятно. Поэтому проблема справедливости налогообложения стояла очень остро и привлекала внимание многих ученых и государственных деятелей. Так Ф. Бэкон в книге "Опыты или наставления нравственные и политические" писал: "Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество; примером тому могут служить пошлины в Нидерландах. Заметьте, что речь у нас сейчас идет не о кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народ".
Но только в конце XVII-XVIII в. в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных (гл. роль-акциз) и прямых (гл. роль - подушный и податной) налогов.
Но отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой к тяжелым последствиям (примером чему могут являться соляные бунты в царствование Алексея Михайловича)
Эпоха Петра I (1672-1725)
Характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, крупного строительства и пр. Для пополнения казны вводились все новые налоги (гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и т.д.). Но в то же время был принят ряд мер для обеспечения справедливости налогообложения, была введена подушная подать.
В последней трети XVIII в Европе активно разрабатывались проблемы теории и практики налогообложения.
В 1770 г. мин. финансов Франции Тэрре писал: "Я больше стараюсь добиться равенства в распределении налога, чем точной уплаты десятины" и, хотя Тэрре был вынужден вводить новые налоги (в связи с финансовым кризисом), он отдавал предпочтение косвенным налогом, которые дифференцировались исходя из того класса, к которому принадлежал предмет (товар первой необходимости, товар роскоши и т.д.)
В это же время в России прямые налоги в бюджет играли второстепенную роль по сравнению с косвенными (где основную роль - отчисления от казенной питейной продажи)
В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит.
Именно в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику. Это касается, как стран Западных Европы, так и России. Еще при Петре I были образованы 12 коллегий, из которых 4-е заведовали финансовыми вопросами. Екатерина II (1729-1796) преобразовала систему управления финансами. В 1802 г. манифестом Александра I "Об учреждении министерств" было создано Мин. Финансов и определена его роль.
На протяжении XIX в. главным источником доходов оставались прямые (-подушная подать и оброк) и косвенные(акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 г. Кроме прямых налогов существовали земские сборы, специальные сборы, пошлины
В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и т.д.
Ставки налога в России, вне всякого сомнения, стимулировали промышленников к получению максимальной прибыли (т.к. рост ставки налога на прибыль в зависимости от размеров прибыли был достаточно мал).
В России в конце XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма, росли доходы бюджета, происходили не только количественные, но и качественные изменения
Но развитие России было прервано: сначала I мировая война (увеличение бумажно-денежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и пр.), потом февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег). Очередной спад во всей финансовой системе наступил после Октября 1917 г.
Основным источником доходов власти опять стала эмиссия и контрибуция, что отнюдь не способствовало налаживанию хозяйства.
Определенный этап налаживания финансовой системы наступил после провозглашения НЭПа. Появились иностранные концессии, разработана система налогов, займов, кредитных операций. Период НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой обособленности предприятий от государственного аппарата управления. Но НЭП быстро свернули.
В течение 1922-1926 г. доля прямых налогов возросла от 43% до 82%.
Важную роль в налоговой системе играл налог с оборота. В Европейских странах он эволюционировал в НДС, в России же он больше тяготел в сторону акцизов. На протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен не товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений. Другим важным налогом был подоходно-поимущественный налог. Он представлял собой, прежде всего налог на капитал. Поимущественное обложение было прогрессирующим. В результате всякое слияние капиталов было практически невозможным. Плюс к этому дважды облагались налогом доходы участников АО: сначала как совокупный доход АО, а затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне.
В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны, что привело страну, в конце концов, к кризису.
2.2 Налоги Древней Руси
После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение: "Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятинупо всей земле Русской: из княжения в Соборнуюцерковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгудесятую неделю, аи с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита." Первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов.
Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег, утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, "некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала".Подшлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. "Отрала" - т. е. с плуга или сохи.
Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Это обложение оказалось для них легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Последним они платили по два шляга от рала, атеперь стали платить по одному шлягу.
Тогда же появляются сведения о русской гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.
Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, иполюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. По свидетельству Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели "двойного налогообложения", и князь был убит. Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина"мыт"взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина "перевоз" - за перевоз через реку, "гостиная" пошлина - за право иметь склады, "торговая" пошлина - за право устраивать рынки. Пошлины "вес"и"мера" устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом.
Судебная пошлина "вира" взималась за убийство, "продажа" - штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого в возмещение витков, а князю - пошлину12гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не платили в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в "Русской Правде" князя Ярослава Мудрого (ок. 978 - 1054). Интересно, что такая же пошлина, как за холопа, устанавливалась за убийство чужого коня или скотины. "Кто умышленно зарежет чужого коня или другую скотину, платит 12 гривен в Казну, а хозяину гривну". Таков же размер пошлины уплачивался за похищение бобра из ловища. После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал "выход", взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. "Выход" взимался с каждой души мужского пола и с головы скота. Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Но был и другой способ взимания дани - откуп. Откупщиками выступали чаше всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества. Сумма "выхода" стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Конфликт Дмитрия Донского (1350-1389) с темником Мамаем (? - 1380) - фактическим правителем Золотой Орды, по свидетельству С.М. Соловьева, начался с того, что "Мамай требовал от Димитрия Донского дани, какую предки последнего платили ханам Узбеку и Чанибеку, а Димитрий соглашался только на такую дань, какая в последнее время была условлена между ним самим и Мамаем; нашествие Тохтамыша изадержание в Орде сына великокняжескогоВасилия заставили потом Донского заплатить огромный выход... брали по полтине с деревни, давали и золотом в Орду. В завещании своем Димитрий Донской упоминает о выходе в 1000 рублей".
А уже при князе Василии Дмитриевиче (1371-1425) упоминается "выход" сначала в 5000 руб., а затем в 7000 руб. Нижегородское княжество платило в это же время дань в 1500 руб. Помимо выхода или дани были и другие ордынские тяготы. Например, ям - обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой. Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства стало уже почти невозможным. Главным источником внутренних доходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они существенно возрастали за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите (?-1340) и его сыне Симеоне Гордом (1316-1353).
Заключение
Финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца IX века, в период объединения древнерусских племен и земель в связи с принятием в 988 году христианства - крещением Руси.
Основной формой поборов в княжескую казну была Дань.
После свержения татаро-монгольского ига налоговая система кардинально реформирована Иваном III (конец XV - начало XVI вв.): введены Прямые (подушный налог) и Косвенные Налоги (акцизы и пошлины), в это же время вводится первая налоговая декларация - Сошное Письмо.
В царствование Алексея Михайловича (1629 - 1676) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган - Счетная Палата.
Эпоха реформ Петра I (1672 - 1725) сыграла особую роль в становлении и развитии налогообложения. Именно в это время государство превращалось в светское общество, а поэтому церковное право отделилось от гражданского, которое ориентировалось на потребности международной торговли. Насаждались западные установки, которые заключались в непротиворечивости закону, в это время начинается бурное развитие промышленности. Развитию промышленности предшествовала реформа налоговой системы. Появились новые налоги, даже налог на бороды.
Подушной налог составлял половину всех бюджетных доходов империи. Были введены: гербовый сбор, подушной сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных верований и другие.
В период правления Екатерины II (1729 - 1797) совершенствуется управление государственными органами: вводятся экспедиции государственных доходов, ревизий, Взимание Недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать - процентный сбор с объявленного капитала. Характерно, что размер капитала записывался "по совести каждого".
Налоговая система России XVIII в. отличалась взиманием Косвенных налогов, их доля составляла 42 % доходов казны. Интересно это время тем, что в 1810 году Государственный совет России утверждает программу финансовых преобразований, разработанную М. М. Сперанским (1772 - 1839). Многие идеи организации государственных доходов и расходов актуальны и в наши дни.
Начало XIX в. - время развития финансовой науки. В 1818 году Н. И. Тургенев (1789 - 1871) издает труд "Опыт теории налогов" - основательное исследование государственного налогообложения. "Налоги, - писал Н. И. Тургенев, - суть средства к достижению цели общества или государства, т. е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государства". Требование "уничтожить налоги" он приравнивал к "уничтожению самого общества". В своем исследовании Н. И. Тургенев предлагал пять Правил установления и взимания налогов: "Равномерное распределение налогов" - налоги должны соответствовать доходам налогоплательщика. "Определенность налога" - неясность в отношении количества налогов и времени платежа обрекает налогоплательщика на зависимость от произвола сборщика. "Собирание налогов в удобнейшее время" - уменьшение налоговой нагрузки предполагает не только снижение ее количественной величины, но и ее перераспределение по времени. "Ориентация большей части налогового бремени на чистый доход" - следует взимать больше "с дохода, притом с чистого дохода, а не с самого капитала". "Дешевое собирание налогов" - стремление к наименьшим затратам на издержки собирания налогов.
Прошло почти два века, а эти правила являются основополагающими в деле налогообложения наших дней.
В царствование Николая II большое значение приобретают прямые налоги.
В конце XIX века подушная подать заменяется на налог с городских строений, большое значение придавалось оброку - плате крестьян за пользование Землей (нынешний земельный налог). Появились новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог на прописку и т. д.
Приведенные примеры с времен Древней Руси показывают, что со временем количество налогов и широта охвата слоев населения в целях налогообложения постоянно увеличивалась вопреки обывательскому мнению, что раньше свобода предпринимательской деятельности была несоизмерима с настоящим, население не содержало чиновничий народ за счет своих средств.
Список использованной литературы
1. Антология экономической классики. В 2-х томах. Т. 1. - М.:МП "ЭКОНОВ", 1993. - 475 с.
2. Буланже М. Податная политика Петра Великого //Налоговое обозрение. 1999. - № 1-2. - С.41-43.
3. Валентей С. Д. Федерализм: российская история и российская реальность. - М.: М-ОКО, 1999. - 251 с.
4. Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. - М.: Прогресс, 1992. - 406 с.
5. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения. - М.: ИНФРА-М, 2000
6. История русской экономической мысли. В 3-х т. Т.1 /Под ред. Пашкова А. И. - М.:ГИПЛ, 1955. - 315 с.
7. Карамзин Н. М. История государства Российского. - М.: Книга, 1988
8. Черника Д.Г. Налоги. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 687 с.
9. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России. - М.: Финстатинформ, 2000. - 222 с.
10. Пушкарева В.М. Генезис категории "налог" в истории финансовой науки //Финансы, 1999. - №6. - С.12-14.
11. Пушкарёва В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1996 - 191с.
12. Соколов А. А. О развитии податного дела //Вестник финансов.- 1927. - №6. - С.24-25.
13. Соколов А.А. Теория налогов. - М.: Фин. издательство НКФ СССР, 1923. - 258 с.
14. Соловьев С. М. Соч. История России с древнейших времен Книга 2, Том 3. - М.: Мысль, 1988. - 536 с.
15. Толкушкин А.В. История налогов в России. - М.:Юрист, 2001. - 324 с.
16. Тургенев Н. Опыт теории налогов. - М.: Соцэкгиз, 1937. - 361 с.