Рефераты

Формирование и использование средств бюджета города (на материалах финансового отдела администрации Железногорска)

Формирование и использование средств бюджета города (на материалах финансового отдела администрации Железногорска)

Содержание

Введение

1. Теоретические и методологические основы процесса формирования и функционирования бюджета

1.1 Сущность бюджетной системы Российской Федерации

1.2Формирование и исполнение бюджета РФ. Полномочия субфедеральных и местных органов в бюджетной сфере

2. Анализ исполнения бюджета г. Железногорска за период 2005 - 2007 гг

2.1 Общая характеристика структура финансовой системы города Железногорска

2.2 Характеристика доходов бюджета города

2.3 Структура расходов бюджета г. Железногорска

3. Совершенствование системы составления и исполнения бюджета г. Железногорска

3.1 Проблемы исполнения доходной части бюджета г. Железногорска

3.2 Совершенствование и пути укрепления доходной части бюджета г. Железногорска

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Одной из основных целей экономической политики является формирование эффективной бюджетной системы, ее ориентация на стимулирование постоянного роста и обеспечение функционирования социальной сферы.

Достижение устойчивости бюджетной системы требует повышения эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов.

Повышение результативности бюджетных расходов прежде всего связано с осуществлением преобразований в области бюджетного процесса.

Актуальность темы работы объясняется тем, что бюджетная система страны является основной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий.

Неоднозначное толкование сущности бюджета в научно-теоретических исследованиях, нормативных актах и экономической литературе приводит в одновременному применению данного термина для обозначения разных экономических объектов: сметы доходов и расходов, централизованного денежного фонда, системы императивных денежных отношений, политического института, важнейшего финансового нормативно-правового акта.

Бюджет -- основной инструмент проверки сбалансированности финансовой системы, соответствия прихода и расхода экономических ресурсов.

Бюджет представляет систему экономических отношений между государством, экономическими субъектами и населением.

При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования как на макроуровне, так и в отдельных регионах и на уровне местного самоуправления.

В современной экономической обстановке реформа бюджетной системы актуальна как в целом для государства, так и для субъектов Федерации, и для муниципальных образований.

Поэтому большое значение имеет теоретическое и методическое обоснование дальнейшей стратегии и тактики в сфере бюджета и межбюджетных отношений.

Предметом исследования является особенности формирования и функционирования бюджета муниципального образования г. Железногорск.

Целью работы является изучение особенностей формирования и использования средств бюджета города на материалах финансового отдела администрации г. Железногорска.

Задачи дипломной работы:

- изучить понятие и сущность бюджета;

- рассмотреть формирование и исполнения бюджета;

- дать характеристику структуры финансовой системы города Железногорска;

- провести анализ доходной части бюджета города Железногорска;

- проанализировать структуру и динамику расходов бюджета города Железногорска;

- рассмотреть проблемы исполнения доходной части бюджета города Железногорска;

- предложить пути совершенствования и укрепления доходной части бюджета города Железногорска и межбюджетных отношений.

Теоретическую базу исследования составили фундаментальные труды российских и зарубежных ученых и практиков в области финансов и бюджета: М.Ю. Андреевой, А.И. Архиповой, А.М. Бабича, В.С. Васильева, П.И.Вахрина, О.В. Врублевской, М.Ю. Гараджи, Ф.Г. Габунии, А.М. Година, Л.А.Дробозиной, С.И. Иловайского, А.Ю. Казака, Г.М. Колпаковой, А.С.Колесова, Ф. Мошера, А.М. Лаврова, И.Н. Мысляевой, Т.И. Нестеренко, П.И. Лященко, Л.Н. Павловой, Г.Б. Поляка, М.В. Романовского,

В.И.Рукавишниковой, Б.М. Сабанти, В.К.Сенчагова, А.Г. Силуанова, В.В.Соргина, М.И. Ткачук, В.Б. Христенко, Н.К.Фроловой, Г.Л. Шеховцева, В.Б. Шубы, Л.И. Якобсона, М.И. Яндиева и других; законодательные материалы федерального и регионального уровня государственной власти.

При написании данной работы использовались следующие методы и приемы: диалектический, исторический, абстрактно-логический; монографический; экономико-статистический (приемами которого выступают сравнение, метод абсолютных и относительных величин, средние величины, ряды динамики, балансовый).

Информационной базой исследования являются материалы Министерства финансов Российской Федерации и Курской области; нормативные, методические, инструктивные материалы финансовых, налоговых и статистических органов г. Железногорска; данные общероссийских экономических периодических изданий; материалы всероссийских и региональных научно-практических конференций, семинаров.

Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав, с подглавами, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Практическая значимость дипломной работы состоит в возможности использования представленного материала в различного рода аналитических исследованиях и последующей профессиональной деятельности.

1. Теоретические и методологические основы процесса формирования и функционирования бюджета

1.1 Сущность бюджетной системы Российской Федерации

Бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, для реализации финансовой политики государства. Бюджет -- основной инструмент проверки сбалансированности финансовой системы, соответствия прихода и расхода экономических ресурсов[18, c. 28].

Бюджетным кодексом регулируются бюджетные правоотношения, к которым относятся:

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Бюджет представляет систему экономических отношений между государством, экономическими субъектами и населением. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования как на макроуровне, так и в отдельных регионах и на уровне местного самоуправления. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения своей деятельности и проведения экономической и социальной политики.

В государственном бюджете концентрируется часть национального дохода, которая подлежит последующему перераспределению. Федеральные, региональные и местные органы власти через механизмы бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределенного национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

Сущность и функции бюджета определяются особенностями политического строя и социально-экономической системы. В условиях рыночной экономики усиливается социальная направленность бюджета, что выражается в его ориентации на реализацию программ по повышению защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений. В бюджете также заложен мощный потенциал для реализации инновационной политики, осуществляемой на основе партнерства государственных и частных структур[25, c. 59].

В основе формирования бюджетных отношений лежит бюджетное законодательство Российской Федерации, состоящее из:

Бюджетного кодекса;

принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете;

федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ;

законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ;

законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов;

муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах;

иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ, то применяются правила международного договора. Бюджетные правоотношения регулируются также рядом нормативных правовых актов, издаваемых Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ. Высшей юридической силой обладает Бюджетный кодекс, поэтому иные нормативно-правовые акты не могут ему противоречить.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. В течение 2007 г. Государственной Думой и Советом Федерации обсуждаются поправки в Бюджетный кодекс РФ, связанные с переходом на 3-летний период бюджетного планирования, с установлением новых принципов формирования Стабилизационного фонда и его преобразованием в два новых фонда (Фонд будущих поколений и Резервный фонд). В течение 2008-2010 гг. будет осуществлен переход к новым принципам управления нефтегазовыми доходами. Резервный фонд, раз мер которого не должен превышать 10% объема ВВП на очередной финансовый год, будет предназначен для покрытия дефицита бюджета и досрочного погашения внешнего долга России. Остальная часть нефтегазовых доходов должна направляться в Фонд будущих поколений, порядок использования которого будет определен Федеральным законом о бюджете на 2008-2010 гг. Предусматривается поправка в БК РФ, определяющая необходимость утверждать на первый год 3-летнего периода финансовый резерв в размере 5% от общего объема расходов. Этот резерв предназначен для финансирования возможных непредвиденных расходов в два последующих года исполнения 3-летнего бюджета.

Организационные основы бюджета раскрываются в понятии "бюджетное устройство", под которым понимаются организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными ее звеньями. Бюджетным кодексом закреплены основные организационные принципы бюджетного устройства.

Принцип единства бюджетной системы РФ, который означает единство: бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности; бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ; порядка установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ, который означает закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Принцип самостоятельности бюджетов, который означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления: самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; устанавливать налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ; самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов и др.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований, который означает, что установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов осуществляются в соответствии с едиными принципами и требованиями.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, который означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Принцип сбалансированности бюджета, который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, который означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете.

Принцип прозрачности (открытости), который означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, обязательную открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета, который означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Принцип единства кассы, который означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением предусмотренных Бюджетным кодексом операций.

Соблюдение принципов бюджетного устройства обеспечивается в процессе конкретной деятельности органов, призванных осуществлять функции по реализации целей и задач управления бюджетной системой страны, региона, муниципального образования. В процессе своей деятельности указанные органы должны строго придерживаться того круга полномочий, которые предписаны им законодательными нормами.

К бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся:

- установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

- выполнение функций по установлению правил и фактическому осуществлению всех этапов работы с федеральным бюджетом, включая составление и рассмотрение проектов бюджета, утверждение и исполнение бюджета, контроль за его исполнением, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ. Эти же этапы работ предусмотрены в отношении бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;

-определение порядка и фактическое выполнение операций по установлению и исполнению расходных обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

-определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;

-определение порядка выполнения важнейших операций в бюджетной сфере: установления нормативов отчислений доходов от налогов и сборов, определение принципов предоставления межбюджетных трансфертов, определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов, определение порядка осуществления заимствований и предоставления гарантий погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга;

-установление основ бюджетной классификации РФ и общего порядка ее применения;

-установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы РФ;

-иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным кодексом к бюджетным полномочиям РФ.

К бюджетным полномочиям субъектов РФ относятся:

выполнение функций по установлению правил и фактическому осуществлению всех этапов работы с бюджетом субъекта РФ, включая составление и рассмотрение проектов бюджета, утверждение и исполнение бюджета, контроль за его исполнением, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ;

определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ;

установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ и местных бюджетов;

установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету субъекта РФ и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов;

*иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным кодексом к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

Дополнительные бюджетные полномочия предусмотрены для двух субъектов РФ -- городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Эти полномочия касаются ряда вопросов регулирования бюджетов внутригородских муниципальных образований: определения источников доходов, установления нормативов отчислений доходов, определения объема и порядка предоставления межбюджетных трансфертов и др.

К бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:

установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление

муниципальным долгом и муниципальными активами;

установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к местному бюджету;

иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

1.2 Формирование и исполнение бюджета РФ. Полномочия субфедеральных и местных органов в бюджетной сфере

Под бюджетной системой РФ понимается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетная система, как и любая общественная система, имеет сложную многоуровневую структуру, интегрированную комплексом прямых и обратных связей. Структура системы может рассматриваться с позиции разных классификационных признаков. В Бюджетном кодексе за основу структурирования бюджетной системы принят территориальный признак. Соответственно как самостоятельные подсистемы разграничиваются бюджеты разных уровней: страны в целом, регионов, муниципальных образований. В Бюджетном кодексе содержится характеристика особенностей каждого структурного элемента бюджетной системы РФ[17, c. 97].

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств РФ. Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ, не допускается. В Бюджетном кодексе определено, что под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Бюджетными обязательствами являются такие расходные обязательства, которые подлежат исполнению в соответствующем финансовом году. Понятие "финансовый год" имеет несколько значений. Текущий финансовый год -- это год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год. В свою очередь, понятие "очередной финансовый год" означает год, следующий за текущим финансовым годом. Отчетный финансовый год -- это год, предшествующий текущему финансовому году. Наконец, плановый период представляет два финансовых года, следующих за очередным финансовым годом.

Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

В каждом субъекте РФ представлены собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Эти бюджеты предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. Использование органами государственной власти субъектов РФ иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ не допускается.

В бюджетах субъектов РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на:

исполнение расходных обязательств субъектов РФ;

исполнение расходных обязательств по предметам совместного ведения;

исполнение расходных обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Следующим уровнем бюджетной системы РФ являются местные бюджеты, представленные в каждом муниципальном образовании. Местные бюджеты предназначены для исполнения расходных обязательств муниципальных образований. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах раздельно предусматриваются средства, направляемые на:

*исполнение расходных обязательств муниципальных образований;

*исполнение расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной

системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. На каждом уровне бюджетной системы РФ установлен свой круг бюджетных полномочий. На федеральном уровне к бюджетным полномочиям относятся:

установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, определение основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

определение основ операций по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, по утверждению и исполнению бюджетов, по составлению, проверке и утверждению отчетов об исполнении бюджетов, в том числе отчетов по консолидированным бюджетам;

установление порядка составления, утверждения, исполнения и контроля бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;

определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований;

определение порядка установления и исполнения расходных обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов;

определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;

определение основ кассового обслуживания, осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга;

управление государственным долгом РФ и государственными активами РФ;

установление основ бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения;

установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов;

установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений;

установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;

иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным кодексом к бюджетным полномочиям Российской Федерации.

Бюджетные полномочия субъектов РФ состоят в следующем:

установление порядка составления, утверждения, исполнения, контроля, утверждения отчетов об исполнении бюджета субъекта РФ, местных бюджетов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ и муниципальных образований;

установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов;

установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ и местных бюджетов;

осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта РФ, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами субъекта РФ;

установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету субъекта РФ и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов;

иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным кодексом к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

Бюджетные полномочия муниципальных образований, муниципальных районов, городских и сельских поселений имеют структуру, аналогичную предыдущим перечням[10, c. 138].

Порядок представления и рассмотрения проекта закона о бюджете и его утверждение определяются:

для федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов -- Бюджетным кодексом РФ;

для бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов -- законом субъекта РФ;

для местного бюджета -- муниципальным правовым актом.

Правительство РФ на основе прогноза социально-экономического развития РФ формирует проект федерального бюджета, проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов и другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику.

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 26 августа текущего года одновременно со следующими документами и материалами:

предварительными итогами социально-экономического развития РФ за истекший период текущего года;

прогнозом социально-экономического развития РФ;

основными направлениями бюджетной и налоговой политики;

оценкой ожидаемого исполнения федерального бюджета;

прогнозом основных параметров бюджетной системы РФ;

расчетами по статьям классификации доходов федерального бюджета;

реестром расходных обязательств;

федеральной адресной инвестиционной программой;

верхним пределом государственного внешнего и внутреннего долга РФ;

проектами программ государственных внутренних и внешних заимствований;

расчетами прогнозируемого использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и Фонда будущих поколений и др.

Государственная Дума рассматривает проект закона о бюджете в трех чтениях. Проект федерального закона в первом чтении рассматривается в течение 30 дней со дня его внесения. При рассмотрении проекта Государственная Дума обсуждает его концепцию, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе прогнозируемый объем валового внутреннего продукта, уровень инфляции и основные направления бюджетной и налоговой политики. При рассмотрении проекта Госдума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады Комитета по бюджету и комитета-соисполнителя, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период, доклад Председателя Счетной палаты РФ и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта.

Во втором чтении Госдума рассматривает проект в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении. Предметами рассмотрения во втором чтении являются:

*перечень главных администраторов доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета;

бюджетные ассигнования, распределение межбюджетных трансфертов;

предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

программы государственных внутренних и внешних заимствований;

долгосрочные целевые программы и др.

В третьем чтении проект рассматривается в течение 15 дней. Государственная Дума также утверждает ведомственную структуру расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственную структуру расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода.

Принятый Госдумой федеральный закон о федеральном бюджете в течение 5 дней передается на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает закон в течение 14 дней. Одобренный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

В случае отклонения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Советом Федерации закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Госдумы согласованный федеральный закон. Госдума повторно рассматривает федеральный закон в одном чтении. В случае несогласия Госдумы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Госдумы.

Под исполнением бюджета понимается обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и финансирования всех запланированных по бюджету расходов. При этом особенно важно применять такие механизмы и инструменты, которые обеспечат поступление средств по назначению и эффективное их использование. На практике имеются примеры того, как поступившие бюджетные средства используются не по назначению либо не осваиваются в полном объеме.

Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Под сводной бюджетной росписью понимается документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в целях организации исполнения бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета. Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Исполнение федерального бюджета производится по двум направлениям: по доходам и расходам. Исполнение бюджетов по доходам предусматривает: зачисление на единый счет бюджета доходов; возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм; зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм; уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств. Исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются: составление и утверждение бюджетной росписи; утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств; утверждение смет доходов и расходов для распорядителей бюджетных средств и бюджетных учреждений; утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств; подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Как указано в Бюджетном послании Президента РФ (2007 г.), главные распорядители бюджетных средств должны быть наделены полномочия ми самостоятельно определять формы финансового обеспечения и способы предоставления государственных услуг. Важно обеспечить применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и эффективности бюджетных расходов. Для этого необходимо предоставить бюджетным учреждениям право самостоятельно определять направления расходования средств в целях достижения запланированных результатов деятельности.

Предусмотрено начать работу по преобразованию ряда бюджетных учреждений в автономные учреждения. Такая мера затронет те сферы предоставления социальных услуг, где она способна создать существенные стимулы к повышению эффективности деятельности.

В сферах, где это целесообразно, необходимо внедрять такие формы финансирования, которые обеспечивают увязку результатов деятельности учреждения с суммой выделяемых средств. Правительство Российской Федерации должно принять меры по реализации системы одноканального финансирования в сфере здравоохранения. В сфере образования стоит задача перехода на систему нормативно-подушевого финансирования с учетом результатов проводимых в 2007 г. экспериментов по внедрению данной системы в ряде субъектов РФ.

Учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке РФ. Технология Единого казначейского счета позволяет улучшить информационный обмен между участниками бюджетного процесса и обеспечивает высокую оперативность электронного документооборота. При кассовом обслуживании исполнения бюджетов:

учет операций со средствами бюджетов осуществляется на единых счетах бюджетов, открытых органам Федерального казначейства отдельно для каждого бюджета в учреждениях Центрального банка РФ;

управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют финансовые или иные уполномоченные органы;

кассовые выплаты из бюджета осуществляются на основании платежных документов в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета;

все операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам проводятся и учитываются по кодам бюджетной классификации РФ;

органы Федерального казначейства предоставляют финансовым органам информацию о кассовых операциях по исполнению соответствующих бюджетов, а также информацию о кассовых операциях по исполнению иных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующей территории.

Бюджетный год завершается 31 декабря, в этот же срок прекращают свое действие ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года. До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства. Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.

Межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций и субсидий, не использованные в текущем финансовом году, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели.

Таким образом бюджет -- основной инструмент проверки сбалансированности финансовой системы, соответствия прихода и расхода экономических ресурсов. Бюджетная политика -- это совокупность принимаемых решений и осуществляемых органами власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства. Бюджетная политика проявляется в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и их распределения; она представляет собой единство процессов формирования и использования средств бюджета всех уровней, реализующее стратегические цели государственной экономической политики. В условиях рыночной экономики бюджетная политика должна строиться с учетом рыночных цен, уровня доходности бизнеса, налогового потенциала предпринимательского сектора экономики. Существенным аспектом бюджетной политики является ее ориентация на результат, что означает необходимость распределения бюджетных ассигнований с учетом задачи достижения конкретных общественно значимых целей в соответствии с приоритетами государственной экономической и социальной политики.

2. Анализ исполнения бюджета г. Железногорска за период 2005 - 2007 гг.

2.1 Общая характеристика структура финансовой системы города Железногорска

Железногорск - один из самых благоустроенных и красивых городов Курской области. Расположенный в 120 км. северо-западнее г.Курска, на границе Курской и Орловской областей, Железногорск является вторым по величине городом области. Численность населения на сегодняшний день составляет около 100 тысяч человек.

Город Железногорск расположен в пределах Среднерусской возвышенности, на междуречье рек Погарщина, Речица, Чернь, правых притоках реки Свапа.

Рождение города связано с открытием в 1950 году и освоением Михайловского железорудного месторождения знаменитой Курской магнитной аномалии. О наличии месторождения стало известно еще в XVIII столетии, вторичное открытие было в XIX веке. Михайловское железорудное месторождение КМА считается крупнейшим в России и представляет собой мощную рудную полосу шириной 2,5 км, протяженностью 7 км.

3 августа 1957 года было принято Правительственное решение о начале строительства горнорудного предприятия по добыче богатой руды.

Одновременно со строительством рудника началось строительство жилого поселка - будущего города. 2 октября 1957 года приступили к строительству первых щито-сборных домов. Общая площадь земель в пределах границ города составляет 11361,13 га. Статус города Железногорску присвоен в 1962 году.

Сегодня - Железногорск молодой и красивый город с развитой инфраструктурой. Несмотря на свою молодость, 50 лет, Железногорск неоднократно выходил победителем смотров-конкурсов среди малых городов России и Курской области по благоустройству и уровню развития образования, культуры и спорта, а по итогам работы за 2004г. признан "Лучшим городом РФ по экономическим показателям развития" в категории "средний город" во Всероссийском конкурсе экономического развития "Золотой рубль".

В городе насчитывается 20 промышленных предприятий. Крупные промышленные предприятия города: ОАО "Михайловский горно-обогатительный комбинат", ЗАО "ГОТЭК", ЗАО "Полипак", ЗАО "Матис", ЗАО "ЖБИ-3", ОАО "Курскрудстрой", ЗАО "Кирпичный завод", ЗАО "Финист", ЗАО "Центрметаллургмонтаж", ЗАО "Агропромдор", ООО ПО "Вагонмаш", ЗАО "ЭСТ".

За последние годы Железногорск заметно изменился. В некотором смысле он переживает свое второе рождение. Обновляются и реставрируются старые здания, вводятся в эксплуатацию новые объекты промышленного и жилищного назначения.

В городе прорабатываются и уже давно действуют разные варианты решения жилищного вопроса: льготное кредитование на строительство жилья, реконструкция бывших общежитий. Хорошие возможности улучшения жилищных условий представляют своим труженикам некоторые крупные предприятия: ОАО "Михайловский ГОК", ЗАО "ЖБИ-3", ЗАО "ГОТЭК", ЗАО "Матис". На уровне города принят еще один вариант улучшения жилищных условий - ипотечное кредитование.

Вместе с развитием города укрепляется и совершенствуется сеть коммунальных служб. Среди муниципальных предприятий системы ЖКХ: МУП "Горэлектросети", МУП "Городское производственное управление жилищного хозяйства", МУП "Гортеплосети", МУП "Горводоканал", МУП "Эко-сервис". Стабильность работы муниципальных предприятий ЖКХ города дает возможность жителям города, несмотря на всеобщий энергетический кризис в стране, в полном объеме быть обеспеченными теплом, газом, электрической энергией. А МУП "Горводоканал" неоднократно признавалось лучшим среди родственных предприятий России, в категории населенных пунктов с 100 тыс. населением. В Железногорске полностью ушли от использования хлора при очистке питьевой воды и стоков. Теперь обеззараживание производится при помощи ультрафиолета.

В городе создано около 700 коммерческих и торговых предприятий. Малый бизнес продолжает постоянно развиваться. На территории города расположены 2 крупных рынка, а так же сеть мини-рынков в микрорайонах.

Основы местного самоуправления представляют собой совокупность отношений, складывающихся в результате организации и осуществления местного самоуправления.

Таким образом, финансовую основу местного самоуправления составляет совокупность регулируемых нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с формированием и расходованием местных финансовых ресурсов, определением их структуры, осуществлением бюджетно-финансовой и финансово-кредитной деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Субъектами этих отношений являются физические и юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, объектом - финансовые средства, бюджетно-финансовая и финансово-кредитная деятельность. Нормы права регулируют как отношения субъекта к объекту, так и отношения субъектов между собой.

Систему местных финансов, по нашему мнению, образуют:

местный бюджет;

местные налоги и сборы;

средства самообложения граждан;

доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

часть прибыли муниципальных предприятий и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг;

муниципальные заимствования;

добровольные пожертвования;

иные финансовые ресурсы муниципального образования.

Устав муниципального образования "Город Железногорск" был принят решением городской Думы 31 августа 2005 года. Он установил основы организации и деятельности местного самоуправления на территории города, функции и полномочия представительного и исполнительного органов местного самоуправления и их должностных лиц; правовые, экономические и финансовые условия осуществления местного самоуправления, а также формы и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения.

Рассмотрим организацию местного самоуправления в городе.

К вопросам местного значения города Железногорска относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета города Железногорска и контроль за его исполнением;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов города Железногорска;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Железногорска;

4) организация в границах города Железногорска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

5) содержание, строительство и контроль за качеством автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города Железногорска, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городе Железногорске и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация

строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города Железногорска;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах города Железногорска;

9) организация охраны общественного порядка на территории города Железногорска муниципальной милицией;

10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города Железногорска;

11) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Железногорска;

12) организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории города Железногорска, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти;

13) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Курской области; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Железногорска, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

14) организация оказания на территории города Железногорска скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

15) создание условий для обеспечения жителей города Железногорска услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

16) организация библиотечного обслуживания населения;

17) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города Железногорска услугами организаций культуры;

18) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах города Железногорска;

19) обеспечение условий для развития на территории города Железногорска массовой физической культуры и спорта;

20) создание условий для массового отдыха жителей города Железногорска и организация обустройства мест массового отдыха населения;

21) опека и попечительство;

22) формирование и содержание муниципального архива;

23) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

24) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

25) организация благоустройства и озеленения территории города Железногорска, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах города;

26) утверждение генерального плана города Железногорска, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов города Железногорска документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города Железногорска, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города Железногорска, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах города Железногорска для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель города Железногорска;

27) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;

28) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории города Железногорска от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

29) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории города Железногорска;

30) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории города Железногорска;


© 2010 Рефераты