Рефераты

Формирование доходов бюджета Республики Беларусь

p align="left">Данная группа доходов разграничивается на четыре вида: доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, поступления по штрафам и санкциям, прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи.

К категории «Капитальные доходы» относятся невозвратные платежи, классифицируемые по видам реализуемых основных фондов, и связанные с их приобретением, передачей, сооружением или продажей.

Эта категория включает также поступления в бюджет от продажи нематериальных активов, от реализации государственных материальных резервов и ценностей, от продажи земли и реализации других непроизводственных активов, а также разовые безвозмездные предоставления средств для приобретения материальных ценностей.

Капитальные доходы подразделяются на капитальные налоговые и капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи.

В группу «Капитальные налоговые доходы» включаются налоги на капитальные активы, взимаемые нерегулярно и со значительными временными интервалами. К ним относятся поступления от налогов на передачу имущества по наследству, наследство и дарение, другие непериодические налоги на имущество.

К группе «Капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи» относятся капитальные доходы, отражающие реализацию нефинансовых активов (произведенных и непроизведенных), за исключением капитальных налоговых доходов.

В названную группу включаются следующие виды доходов: доходы от реализации произведенных активов, доходы от реализации непроизведенных активов, капитальные трансферты за исключением безвозмездных поступлений; другие капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи.

Произведенные активы представляют собой активы, возникающие в процессе производства и включающие доходы от реализации государственного имущества (в том числе основных фондов), акций и продажи нематериальных активов, а также доходы от реализации государственных резервов.

К нематериальным активам относятся права пользования активами (приобретенные за плату права пользования землей, водой, полезными ископаемыми, другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, патенты, лицензии, права на товарные знаки и торговые марки, а также прочие имущественные права, брокерские места, программное обеспечение) и другие аналогичные расходы, не имеющие материальной основы.

Непроизведенные активы не являются результатом процесса производства и включают поступления от продажи активов естественного происхождения, на которые были установлены права собственности, а также условных объектов, оформленных правовыми или бухгалтерскими актами. К ним относятся материальные активы - земля, некультивируемые лесные угодья, внутренние водоемы и месторождения полезных ископаемых, а также некоторые нематериальные активы - запатентованные объекты, договоры аренды, касающиеся непроизведенных активов.

Капитальные трансферты за исключением безвозмездных поступлений поступления добровольных невозвратных платежей в бюджет на осуществление капитальных расходов или приобретение материальных ценностей. Эта статья включает поступления средств от не являющихся государственными юридических и физических лиц.

Категория «Безвозмездные поступления» классифицируется по источникам получения доходов и представляет собой добровольные и необязательные текущие или капитальные трансферты, получаемые от иностранных государств, от других уровней государственного управления ( из бюджетов одного уровня в другой) и от стран - участниц международных организаций и соглашений. В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные поступления по взаимным расчетам.

В соответствии с классификацией доходов бюджетов полученные безвозмездные поступления подразделяются на две группы- текущие безвозмездные поступления и капитальные безвозмездные поступления.

В группу « Текущие безвозмездные поступления» включаются виды доходов: текущие безвозмездные поступления из-за границы и от других уровней государственного управления; текущие безвозмездные поступления от стран-участниц международных организаций и соглашений и предназначены для осуществления текущих расходов в сфере государственного управления.

К группе «Капитальные безвозмездные поступления» относятся поступления, которые предназначены для осуществления капитальных расходов в сфере государственного управления. В данную группу включаются два вида доходов: капитальные безвозмездные поступления из-за границы и от других уровней государственного управления, а также капитальные безвозмездные поступления от стран - участниц международных организаций и соглашений. [21, c.11-15]

Налоги - важная экономическая категория, исторически связанная с существованием и функционированием государства. Главным назначением налогов является обеспечение материальных условий существования государства и выполнения им функций управления экономикой и обществом.

По своей форме их можно определить, как обязательные денежные платежи, изымаемые в бюджет. Если рассматривать материальное содержание налогов, то они представляют ту часть национального дохода, которая взимается у субъектов хозяйствования и населения на общегосударственные нужды. При изъятии налогов между государством и плательщиками налогов возникают денежные отношения, затрагивающие существенные интересы участников создания и распределения национального дохода. Интерес государства заключается в изъятии части национального дохода на общегосударственные нужды, в мобилизации и перераспределении этих средств через бюджет. У собственников созданного или полученного за выполненные работы или услуги национального дохода при изъятии налогов затрагиваются первостепенные экономические интересы, поскольку уменьшаются их реальные доходы, что влечет в свою очередь за собой сокращение ресурсов на расширение и совершенствование производства. Процесс принудительного отчуждения имеет одностороннее движение стоимости от налогоплательщика к государству без прямого эквивалентного обмена.

В экономической литературе дается множество трактовок сущности налога. В целом, налог - это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, для финансового обеспечения деятельности государства и региональных образований.

Налоги в структуре общественных отношений выполняют ряд важных задач. Условно их можно свести к трем основным функциям: фискальной, регулирующей и стимулирующей.

Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех видов государств. С ее помощью образуются государственные фонды денежных средств, т.е. материальные условия для функционирования государства. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики.

Регулирующая функция заключается в воздействии налогов на многие стороны общественно - экономических отношений. Она реализуется через совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах деятельности или регионах страны. Регулирующая функция налогов взаимосвязана с их стимулирующим значением.

Стимулирующая функция ориентирует налоговый механизм государства на стимулирование плательщика к определенным действиям. Задача стимулирующей функции налогов заключается в том, чтобы наряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический прогресс общества.

Кроме налогов в государственный бюджет поступают также различные сборы, пошлины и другие обязательные платежи. Они имеют с налогами единую экономическую сущность, но в тоже время отличаются спецификой назначения и характером использования.

Сборы и пошлины в отличия от налогов всегда имеют целевое назначение. Они строятся на эквивалентной основе как уплата государству за определенные оказываемые им услуги или за предоставляемые права. Пошлины - это денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, при этом субъект пошлины получает определенные права на осуществление каких - либо хозяйственных операций (вывоз, ввоз товаров или специальные разрешения (лицензии, свидетельства). Сборы представляют собой платежи в бюджет за обладание специальным правом (право торговли, право проведения аукционов, право на парковку в специально оборудованных местах и т.д.).

В соответствии с Общей частью Налогового Кодекса Республики Беларусь (2002 г.) «Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь». [1]

Совокупность экономических, политических и исторических факторов обусловливают особенности налоговых систем каждой страны. Вместе с тем при всех национальных особенностях возможно выделение ряда общих для них характеристик. Систему налогов, поступающих в бюджеты разных уровней, можно классифицировать по различным признакам: по методам взимания, по объектам обложения, по виду плательщиков, по использованию, по характеру построения налоговых ставок и т.д.

По методам изъятия, объектам обложения все налоги можно подразделить на прямые и косвенные.

Прямые налоги - это налоги, которые взимаются государством с доходов или имущества налогоплательщика (подоходно-имущественные налоги), и непосредственно обусловлены величиной объекта обложения. К ним, например, относятся налог на доходы, налог на прибыль, подоходный налог, налоги на собственность и др.

Косвенные налоги уплачиваются с оборотов по реализации товаров, работ, услуг или с чистых оборотов - добавленной стоимости. Косвенные налоги включаются в цену товаров и поступают в бюджет после их реализации. Перечисляют косвенные налоги в бюджет производители и импортеры товаров, фактическими же плательщиками являются потребители этих товаров, оплатившие их в составе цены. Косвенные налоги считаются наиболее удобными для государства, поскольку они являются устойчивыми видами доходов государственного бюджета и не зависят от результатов финансовой деятельности предприятий. Помимо этого, механизм их взимания достаточно прост и прозрачен для контроля со стороны налоговых и других органов. Недостатком косвенных налогов является то, что они практически не учитывают уровень платежеспособности налогоплательщиков.

Мировая практика знает много косвенных налогов. В Республике Беларусь к косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость и акцизы.

Исходя из значимости, налоги подразделяются на общегосударственные и местные. Общегосударственные налоги устанавливаются Правительством и законодательным органом страны, действуют на всей ее территории и поступают в государственный бюджет. Местные налоги утверждаются местными представительными органами власти, действуют сугубо на определенной территории и поступают в соответствующие региональные бюджеты.

В Республике Беларусь перечень общегосударственных (республиканских) налогов, объекты налогообложения, виды льгот, ставки, плательщики, порядок взимания и зачисления налогов в бюджет и др. устанавливаются актами Президента и законами Республики Беларусь. В состав республиканских налогов и сборов входят: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы, налог на прибыль, чрезвычайный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги с пользователей природных ресурсов, налоги на имущество, земельный налог, дорожные налоги и сборы, таможенная пошлина и таможенные сборы, гербовый сбор, оффшорный сбор, консульский сбор, государственная пошлина, регистрационные и лицензионные сборы и др.

Перечень местных налогов и сборов в нашей стране устанавливается законодательными актами Республики Беларусь и вводятся решением соответствующих Советов депутатов. Областные, Минский городской Совет депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня (городские (городов областного подчинения), районные Советы) самостоятельно определяют базу и объекты налогообложения, конкретные размеры ставок, плательщиков, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты местных налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством.

В зависимости от характера распоряжения и назначения налоги и сборы подразделяются на закрепленные и регулирующие. К закрепленным относятся налоги и сборы, закрепленные на длительный срок в качестве доходного источника бюджета определенного уровня. Например, за республиканским бюджетом Республики Беларусь закреплены следующие налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы, налог на прибыль, чрезвычайный налог и т.д.

Регулирующие налоги - это республиканские налоги, используемые ежегодно в виде нормативов отчислений для сбалансирования бюджетов различных уровней. В качестве регулирующих налогов используются налог на добавленную стоимость, налоги на доходы и прибыль, акцизы на автомобильное топливо.

В зависимости от вида плательщиков, налоги подразделяются на две группы. Первую из них образуют поступления от юридических лиц, т.е. предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов и др., а вторую - от физических лиц. Первая группа налогов и сборов существенно преобладает в доходах бюджета. С ростом доходов населения доля поступлений в бюджет Республики Беларусь от физических лиц имеет тенденцию к увеличению.

Государственные пошлины, поступающие в бюджет Республики Беларусь, можно условно подразделить на следующие виды:

а)государственные пошлины за совершение услуг (нотариальных действий, регистрацию актов гражданского состояния и др.);

б)государственные пошлины за предоставление особых прав (права на рыбную ловлю, на охоту и т.п.);

в)регистрационные пошлины (за выдачу лицензий, авторских свидетельств и т.д.);

г)таможенные пошлины (в случаях совершения экспортно-импортных операций).

Согласно закону Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, областным, Минскому городскому Советам депутатов, Советам депутатов базового уровня предоставляется право на введение в соответствующих регионах местных налогов и сборов.

В соответствии со значимостью (удельным весом) налогов в формировании доходной части бюджета Республики Беларусь, рассмотрим основные из них. В частности, дадим экономическую характеристику следующих налогов: налога на добавленную стоимость, подоходного налога с физических лиц, налога на прибыль, акцизов, налога на доходы, чрезвычайного налога и налога на недвижимость.

Налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость относится к разряду налогов на потребление и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения продукции, работ и услуг. Он определяется как разница между стоимостью реализованной продукции, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и реализации.

Объектами обложения налогом на добавленную стоимость признаются:

а)обороты по реализации товаров, работ и услуг на территории Республики Беларусь (за исключением оборотов, освобождаемых от налогообложения);

б)обороты по реализации товаров, работ и услуг за пределы Республики Беларусь;

в)товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь (за исключением товаров, освобождаемых от налогообложения при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь).

В состав добавленной стоимости входят следующие элементы цены: заработная плата, отчисления на социальные нужды, прибыль и амортизация.

В мировой практике наибольшее распространение получил метод исчисления налога на добавленную стоимость, основанный на зачете ранее внесенных в бюджет сумм. В соответствии с ним, налог взимается на каждой стадии только с той части стоимости товара, работы или услуги, которая добавляется предприятием к стоимости закупленных им сырья, материалов, комплектующих и т.д. Налог, подлежащий внесению в бюджет, исчисляется как разница между суммами налога, полученными от потребителей за реализованные им товары, работы, услуги и суммами налога по оплаченным материальным ресурсам, работам, услугам, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

В Республике Беларусь налог на добавленную стоимость введен в 1992 году и стал основным источником доходов бюджета страны (более 1/4 всех поступлений). Он определяется способом прямого вычитания или методом отчетов. В основу названного метода исчисления налога на добавленную стоимость положены данные бухгалтерского учета о суммах поступлений за налоговый период выручки от реализации продукции, работ, услуг и внереализационных доходов и сумме материальных затрат, приходящихся на объем реализованной продукции. По этой схеме облагаются обороты по реализации во всех звеньях прохождения товара. Ставки налога на добавленную стоимость дифференцированы: 10 и 18 процентов

Подоходный налог с физических лиц.

Подоходный налог с физических лиц исчисляется и уплачивается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с граждан». Плательщиками подоходного налога являются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Республики Беларусь. Объектом налогообложения является совокупный доход физических лиц в денежной или натуральной форме, а также в виде материальных и социальных благ, предоставленных им за счет средств предприятий и предпринимателей в течение календарного года. Ставки подоходного налога дифференцированы в зависимости от величины облагаемого дохода в пределах от 9 процентов до 30 процентов.

Налог на прибыль.

Налог на прибыль представляет собой часть прибыли предприятия, которая в строго установленном порядке изымается в бюджет.

Объектом обложения налогом на прибыль является балансовая прибыль, из которой вычитается прибыль, полученная от дивидендов и приравненных к ним доходов (после вычета из нее налога на доходы), налог на недвижимость и прибыль, не облагаемая налогом (льготируемая).

В состав балансовой прибыли включаются:

прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг;

прибыль от реализации иных ценностей, включая основные фонды, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги;

доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции, работ, услуг без налога на добавленную стоимость, акцизов, отчислений в целевые бюджетные фонды поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, целевых сборов на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда и затратами на производство и реализацию, предусмотренными Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ и услуг.

Прибыль от реализации основных фондов или иного имущества предприятия определяется как разница между ценой реализации за вычетом НДС и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества с учетом их ежегодной переоценки.

По налогу на прибыль действует система льгот, представляющих собой полное или частичное освобождение от уплаты налога.

Рассчитывается налог на прибыль нарастающим итогом с начала года по ставке 24 процента и уплачивается ежемесячно.

Акцизы.

Акцизы относятся к группе косвенных налогов, которыми облагается ограниченный перечень товаров, работ, услуг не первой необходимости. Посредством регулирования ставок акцизов государство воздействует на производство, импорт, потребление отдельных товаров и обеспечивает более семи процентов поступлений доходов в бюджет Республики Беларусь.

Ставки акцизов устанавливаются в виде твердых сумм налога на единицу товара или в виде процентов к стоимости товаров в отпускных ценах (адвалорные ставки). Соответственно при применении твердых ставок объектом налогообложения является объем товаров в натуральном выражении, а при адвалорных ставках - стоимость товаров.

Объект обложения акцизами в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяется:

а)по произведенным подакцизным товарам;

б)по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь.

Объектом обложения акцизами товаров при их ввозе на территорию республики служит таможенная стоимость с учетом сумм таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление.

При дальнейшей реализации подакцизных товаров суммы акцизов, подлежащие перечислению, уменьшаются на величину налога, уплаченного при их ввозе пропорционально объему реализации.

Суммы акцизов, подлежащие уплате по товарам, происходящим и ввозимым с территории стран СНГ, уменьшаются на суммы акцизов, фактически уплаченные в стране их происхождения в размере не более сумм акцизов, подлежащих уплате в Республике Беларусь (на условиях взаимности с конкретной страной).

Налог на доходы.

Налог на доходы представляет собой налог, взимаемый с доходов субъектов хозяйствования от особых видов деятельности. К ним относятся доходы от проведения лотерей, доходы, полученные предприятиями от принадлежащих им акций, облигаций, других ценных бумаг и депозитов, доходы от массовых концертно-зрелищных мероприятий, доходы от видеопоказа, эксплуатации игровых автоматов с денежными выигрышами и др.

Объектом обложения налогом на доходы являются доходы от определенного вида деятельности, дивиденды и приравненные к ним доходы и др. К дивидендам для целей налогообложения приравниваются доходы от соглашений (долговых обязательств), предусматривающих участие в прибылях. Не относятся к объекту налогообложения доходы от облигаций, векселей, депозитных сертификатов.

Налог исчисляется по ставкам к облагаемому доходу. Размер ставок дифференцирован в зависимости от полученного вида деятельности.

Чрезвычайный налог.

Чрезвычайный налог введен для финансирования мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Плательщиками в бюджет чрезвычайного налога являются все юридические лица, включая иностранные, их филиалы и другие обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, расчетный (текущий) или иной счет и др. Объектом обложения налогом является фонд заработной платы, состав которого определяется Советом Министров Республики Беларусь. Исчисление чрезвычайного налога осуществляется от фонда заработной платы персонала как основной, так и не основной деятельности предприятия, включая весь персонал подсобных производств, а также выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера. Начисление налога производится от всех видов заработной платы, без вычета из нее налогов, других удержаний согласно действующему законодательству. Перечисление средств в бюджет предприятиями осуществляется ежемесячно. Уплата чрезвычайного налога производится единым платежом с обязательными отчислениями в государственный фонд содействия занятости.

Налог на недвижимость.

Плательщиками налога на недвижимость являются юридические и физические лица. Налог на недвижимость юридическими лицами уплачивается из прибыли. Объектом обложения налогом на недвижимость служит стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, являющихся собственностью или находящихся во владении плательщиков, а также стоимость незавершенного строительства, кроме объектов, строящихся хозяйственным способом, объектов жилищного строительства, а также объектов и строек, финансируемых из бюджета.

Налог по арендованным основным производственным и непроизводственным фондам уплачивается арендодателями или арендаторами. Сумма налога на недвижимость исчисляется плательщиками на каждый предстоящий квартал по установленной ставке к остаточной стоимости производственных и непроизводственных основных фондов, стоимости незавершенного строительства.

Исчисление налога на незавершенное строительство начинается по истечении срока окончания строительства, определенного в соответствии с требованиями строительных норм и правил (СНиПом), и осуществляется до окончания строительства. [21, c.15-23]

В заключение главы отметим, что увеличение доходной части бюджета Республики Беларусь является одной из важнейших задач всех органов государственной власти на ближайшую и более отдаленную перспективу. В этой связи повышение эффективности народнохозяйственного комплекса страны и как следствие этого - рост объемов производства, повышение качества и конкурентоспособности продукции на мировом рынке, совершенствование бюджетно-налоговой политики и, в частности, сокращение количества налогов и установление оптимальных значений их ставок в конечном итоге приведут к расширению налогооблагаемой базы, росту собираемости налогов и сборов, наполняемости бюджета республики.

2. Исследование формирования и использования доходной части республиканского бюджета Республики Беларусь (2003 - 2005 гг.)

2.1 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе развития

Бюджетно-налоговая политика государства - это выработка и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению приоритетов в финансировании государственных расходов и регулированию дефицита бюджета. Данная триада направлена на активное регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.

За последние годы Министерство Финансов вырабатывало новую практику формирования бюджетно-налоговой политики, параллельно осуществляя большую методологическую работу в области бюджетного планирования. Это было обусловлено тем, что действовавшая с 1991 года бюджетная классификация, разработанная Минфином РБ, была основана на методологии, существовавшей еще в СССР, и не соответствовала новым требованиям времени, тем самым затрудняя процесс составления, исполнения и анализа бюджета. В то же время в процессе бюджетного регулирования появились новые для республики финансовые категории: дефицит бюджета и источники его финансирования, государственный внешний и внутренний долг.

Кроме того, процесс консолидации в бюджете ряда государственных внебюджетных целевых фондов, формирование трансфертных отношений с юридическими и физическими лицами и др. потребовали проведения большой работы по обновлению бюджетного законодательства.

Напряженная и целенаправленная работа дала свои результаты. Впервые в РБ был принят Закон о «О бюджетной классификации Республики Беларусь», который установил основы правового регулирования отношений, возникающих в процессе составления, утверждения и исполнения республиканского и местного бюджета, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций. Также в новой редакции принят Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», который заложил основы функционирования бюджетной системы страны. Соответственно впервые был принят Закон «О внешнем государственном долге Республики Беларусь». Обновление бюджетного законодательства должно было способствовать эффективному проведению бюджетной политики, обеспечению оперативного финансирования государственных программ, а также усилению контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского бюджета и целевых бюджетных фондов.

Так как наиболее важными направлениями бюджетно-налоговой политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетно-налоговой политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетно-налоговой политики.

В качестве критериев эффективности бюджетно-налоговой политики можно предложить следующие:

уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

уровень выполнения бюджетных обязательств;

величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

уровень монетизации бюджетного дефицита;

величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

динамику валового внутреннего продукта;

уровень безработицы;

степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете. [33, c.45-46]

В соответствии со статьями 2 и 3 Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь проводится согласованно с денежно-кредитной, ценовой, валютной и таможенной политикой Республики Беларусь.

Единство политики Республики Беларусь в сфере бюджетно-финансовых отношений определяется Конституцией Республики Беларусь.

Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в отношениях с другими государствами и международными финансовыми организациями осуществляется в соответствии с Конституцией, международными договорами и актами законодательства Республики Беларусь.

Республика Беларусь может принимать на себя обязательства по согласованию бюджетно-финансовой политики с другими государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с заключенными договорами.

Республика Беларусь может в собственных интересах выделять другим государствам финансовые средства в размерах, установленных актами Президента Республики Беларусь и законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. [6]

Согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы, бюджетно-налоговая политика в данном периоде направлена на обеспечение устойчивого экономического роста, снижение налоговой нагрузки и уровня дефицита бюджета, расширение экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках, формирование единого бюджетно-налогового законодательства Союзного государства Беларуси и России.

В области бюджетно-налоговой политики предстояла серьезная реформа не только всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса Республики Беларусь, унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации и направленного на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для юридических и физических лиц Беларуси и России.

В соответствии с Программой действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства предусматривался переход к единой налоговой политике, единым правилам взимания налогов на территории Союзного государства. [13]

Достижение поставленных целей намечалось посредством:

введения в Республике Беларусь общепринятых в мировой практике правовых норм и правил налогообложения, понятийного и терминологического аппарата, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;

совершенствования структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, а также сокращения количества налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные и целевые бюджетные фонды, объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу;

существенной модернизации методов расчета, а также механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как на добавленную стоимость, прибыль и доходы организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц. Эти налоги будут составлять основу налоговой системы республики, от прогрессивности применяемых способов их взимания фактически зависит эффективность всей системы. Особенно большое значение предполагается уделить реформе косвенных налогов и, в частности, переходу к принципу страны назначения в налогообложении внешней торговли с Россией и другими странами СНГ. Предстоит осуществить реформу налогообложения доходов граждан, предусматривающую переход к единой пропорциональной ставке подоходного налога с одновременным увеличением размера необлагаемого налогом минимума доходов и введением системы стандартных (социальных, имущественных и профессиональных) вычетов, например, на оплату обучения, медицинского обслуживания и лечения. В отношении налога на прибыль и доходы предприятий в первую очередь будет изменен порядок определения базы налогообложения с тем, чтобы максимально исключить из нее все обоснованные расходы, необходимые для осуществления экономической деятельности организаций;

выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в первую очередь за счет поэтапного сокращения льгот по налоговым платежам и ужесточения подходов к предоставлению индивидуальных налоговых льгот и преференций;

установления оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также обеспечения эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов. [9]

Предполагалось максимально упростить налоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов к 7 - 8 основным, построенным таким образом, чтобы не допустить их искажающего воздействия на экономику и обеспечить достаточные поступления в бюджет.

Основные направления бюджетно-налоговой политики на 2004 год, положенные в основу бюджета 2004 года, предусматривали сокращение налоговой нагрузки, в том числе снижение стандартной ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18 процентов, а также уменьшение общего размера платежей в целевые бюджетные фонды, взимаемых из выручки от реализации товаров (работ, услуг), с 4,5 до 4,15 процента. Кроме того, ограничивается предельный размер налоговых ставок по местным целевым сборам - с 5 до 4 процентов суммы прибыли (дохода), остающейся в распоряжении плательщиков. Осуществлен пересмотр (укрупнение) действующих групп подакцизной алкогольной продукции с увеличением размеров ставки акцизов на водку (белую) с 3,9 до 4,4 евро. Предусматривается расширение базы налогообложения действующих платежей в бюджет за счет дальнейшего сокращения льгот по налоговым платежам и др. С 2004 года в состав республиканского бюджета включаются средства Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (ФСЗН), что обусловлено дальнейшей консолидацией в бюджете государственных ресурсов и необходимостью усиления контроля за их использованием.

В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2004 год определяющая роль в обеспечении устойчивости белорусского рубля будет принадлежать политике его валютного курса. Величина обменного курса белорусского рубля к валютам других стран будет определяться на основе кросс-курса российского рубля к доллару США. [52, c.21-22]

Эффективность работы народнохозяйственного комплекса в 2004 г. положительным образом сказалась на параметрах прогноза социально-экономического развития республики, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики и разработанных на их основе республиканского и местных бюджетов на 2005 г.

В части бюджетно-налоговой политики в 2005 г. предусмотрено снижение ставок чрезвычайного налога - с 4 до 3% от фонда заработной платы, а также сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда - с 0,75 до 0,5% от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг). Введение указанных мероприятий позволит снизить налоговую нагрузку на экономику приблизительно на 0.5% к ВВП.

С целью консолидации в бюджете финансовых ресурсов государства и усиления контроля за потоками этих средств с 2005 г. в состав целевых бюджетных фондов включаются инновационные фонды, в республиканский бюджет - средства фондов предупредительных (превентивных) мероприятий, формируемых за счет отчислений от страховых взносов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2005 г. будет направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране, что количественно характеризуется ограничением темпов инфляции (приростом индекса потребительских цен) до уровня 8-10%.

Наряду с зашитой и обеспечением устойчивости белорусского рубля денежно-кредитная политика также ориентирована на развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Контрольным показателем денежно-кредитной политики в 2005 г. остается официальный обменный курс белорусского рубля к российскому рублю. Динамика обменного курса белорусского рубля к другим иностранным валютам определяется на основе соответствующих кросс-курсов.

Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2005 г., официальный обменный курс белорусского рубля на конец года составит 75,86-77,65 руб. за 1 российский рубль, а за I доллар США 2200-2 275 руб. или с ростом, соответственно, 100-102:4% и 100-103,4%. Рост активной денежной массы (денежного агрегата Ml) утвержден в размере 125 -129%, рост рублевой денежной базы - 117-121%. Международные резервные активы Республики Беларусь определены в 620-680 млн. долл. США. [51, c.107-108]

К 2005 г. прогнозировалось снизить уровень централизации финансовых ресурсов государством до 45% к ВВП, в том числе в консолидированном бюджете - до 35 - 37%, во внебюджетных фондах - до 8 - 10%. При этом общий уровень налоговой нагрузки на экономику с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения снизить с 46% в 2000 г. до 39 - 40% в 2005 г.

Особое внимание в этот период должно быть уделено совершенствованию системы и порядка взимания местных налогов и сборов, а также укреплению бюджетов этого уровня, поскольку с учетом намеченных общеэкономических преобразований к этому времени существенно возрастает значение прежде всего имущественных налогов и сборов (на землю, недвижимость и другую собственность). Дальнейшее развитие получит правовая основа налогообложения, что будет способствовать укреплению экономической интеграции в рамках Союзного государства и СНГ, а также привлечению внешних капиталов и обеспечению конкурентоспособности отечественной экономики на мировых рынках.

Бюджетная политика на современном этапе была направлена на инвестирование бюджетных средств в формирование конкурентоспособной структуры национальной экономики, реализацию социально-экономических приоритетов и государственных программ, проведение активной социальной политики при одновременном ужесточении контроля за целевым исполнением запланированных расходов. [36, с.17-19]]

Приоритетными направлениями бюджетной политики в эти годы были:

реструктуризация и оптимизация бюджетных расходов с их концентрацией на решении ключевых социально-экономических задач;

проведение целенаправленной политики управления государственным долгом и активами, ограничение уровня дефицита бюджета с учетом необходимости погашения внешней задолженности;

совершенствование бюджетного процесса, эффективное взаимодействие республиканского и местных бюджетов при их формировании и исполнении;

дальнейшая унификация бюджетного законодательства республики с законодательством Российской Федерации в рамках создаваемого Союзного государства. [13]

Важнейшим направлением совершенствования бюджетной политики государства является оптимизация структуры государственных расходов с выделением первоочередного финансирования приоритетных направлений социально-экономического развития. Предполагается формирование специальной бюджетной финансовой формы поддержки инвестиционных программ и проектов, прежде всего рассчитанных на перспективу, путем предоставления инвесторам государственных гарантий либо непосредственного выделения им средств на условиях возвратности, платности и срочности. При этом избыточные обязательства государства будут сокращаться с одновременной концентрацией финансовых ресурсов на выполнении основных его функций, включая прежде всего увеличение расходов на социальную помощь, здравоохранение и рост заработной платы в бюджетной сфере.

Предусматривалось постепенное сокращение субсидирования из бюджета таких отраслей, как транспорт, строительство, жилищно-коммунальное и сельское хозяйство, энергетика и газоснабжение. Вместе с тем указанное сокращение необходимо производить только при условии опережающего роста реальных доходов населения, включая адресную поддержку малообеспеченных групп, по сравнению с ростом цен и тарифов на товары, работы и услуги этих отраслей. Рост реальных доходов населения должен обеспечить сокращение перекрестного субсидирования указанных отраслей и расходов бюджета, что, в свою очередь, создаст условия для снижения налоговой нагрузки на производителей.

Важным источником экономии бюджетных средств является сокращение расходов на государственное управление. В соответствии с этим, необходимо обеспечить рациональное распределение средств при реформировании системы органов государственного управления и оптимизацию их структуры. [36, c.8-11]

Основные направления бюджетной политики в области планирования дефицита государственного бюджета предусматривают: сокращение его размера к концу 2005 года до уровня, не превышающего 1,5% к ВВП; использование неинфляционных источников финансирования бюджета на основе оптимального кредитования Национальным банком и выпуска государственных ценных бумаг; повышение эффективности и совершенствование механизма управления рынком ценных бумаг; увеличение доли долгосрочных ценных бумаг в финансировании государственного долга. Уровни внутреннего и внешнего долга должны определяться параметрами экономической безопасности страны. Объемы привлечения внешних источников финансирования государственного долга целесообразно ограничить размерами платежей по ранее привлеченным кредитам. [13]

Продолжается работа по реформированию межбюджетных отношений с учетом интересов всех уровней бюджетной системы, сокращению встречных финансовых потоков, что позволит снизить дотационность территориальных бюджетов. В этой связи необходимо разработать действенные стимулы для регионов к увеличению своих доходов, более рациональному и ответственному использованию бюджетных средств. Поддержка из республиканского бюджета местных бюджетов должна осуществляться преимущественно за счет субвенций на содержание объектов социально-культурной сферы и строительство объектов коммунальной собственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты