Важнейшим методом стабилизации экономики является фискальная политика.
Фискальная политика -- это политика в области доходов и расходов государства с целью повлиять на общее состояние хозяйства. Доходы государства -- это, в основном, налоги, а расходы осуществляются через государственный бюджет. Поэтому фискальная политика включает налоговую и бюджетную политики государства.
По механизму действия фискальной политики различают два ее вида;
1. Автоматическая, осуществляется через встроенные стабилизаторы: -- автоматические изменения в налоговых платежах при постоянстве налоговых ставках падают доходы, автоматически падают налоги. В чем их стабилизирующее действие? Если бы при падении доходов налоги росли, то это еще более снижало совокупный спрос и усиливало дестабилизацию. Значит, нужно в этих случаях сокращение налогов. Прогрессивная налоговая шкала и обеспечивает это, являясь встроенным стабилизатором;
совокупность пособий по безработице и социальных выплат -- при потере работы автоматически назначается пособие, при устройстве на работу оно автоматически прекращает выплачиваться. Аналогично действуют программы поддержки бедных. Поэтому они не дают резко сократиться совокупному спросу даже в период депрессии.
Но не надо переоценивать их роль, хотя автоматические стабилизаторы и. смягчают, но не устраняют колебаний в экономике.
2. Дискреционная политика -- это проведение правительственных программ:
поддержки занятости;
социальных программ;
изменение налоговых ставок.
Виды бюджетной политики:
если имеет место неполная занятость вследствие недостаточного совокупного спроса, то он должен повышаться через госрасходы -- экспансионистская бюджетная политика;
если полная занятость при стабильных ценах, то госрасходы и доходы должны стабилизировать спрос -- нейтральная бюджетная, политика;
если повышение уровня цен (инфляция), то должно быть такое соотношение расходов и доходов бюджета, чтобы совокупный спрос снижался -- контрактивная бюджетная политика.
Экспансионистская политика осуществляется за счет роста госрасходов, увеличения дефицита госбюджета, для покрытия которого государство берет кредиты, что увеличивает государственный долг (144 млрд долл. в РФ в начале 2001 г.);
Контрактивная бюджетная политика осуществляется на основе сокращения расходов бюджета или повышения его доходов.
Для эффективной фискальной политики государство: должно аккумулировать достаточно высокую долю НД -- до 40 % в развитых странах.
2. Налоги и налоговая политика
Налоги -- экономическая основа существования государства, главный источник его доходов. Поэтому налоги с начала становления государственности в той или иной стране являются обязательным условием ее существования, поскольку для осуществления своих функций государству требуются финансовые средства. Источником налогов выступает доход экономических субъектов.
Базовыми нормативным актом в сфере налогообложения является Налоговый кодекс и в определенной части Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации». В Налоговом кодексе сформулированы основные понятия, применяемые в налоговом законодательстве.
Налог -- обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в целях обеспечения деятельности государства (п. 1 ст. 8 НК РФ).
Сбор -- это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, как условие совершения государством юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).
Изъятие государством в свою пользу определенной части дохода экономических субъектов в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники экономики: работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход (физические лица), и хозяйствующие субъекты (юридические лица).
В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться «операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (работ, услуг) либо иной объект».
Налоговая база -- это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ). Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов хозяйственных операций.
Налоговые ставки устанавливаются НК РФ по федеральным налогам, а по региональным и местным налогам -- соответственно законами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.
Поскольку налоги основной источник государственных средств, то они выполняют важные для экономики функции:
фискальную (аккумуляция средств в госбюджет); ,
регулирующую (стимулирование или торможение производства тех или иных товаров);
контролирующую (наблюдение за деятельностью экономических субъектов);
социальную (перераспределительную);
экономическую (стимулирование развития экономики, активизация предпринимательской деятельности за счет ослабления налогового бремени).
Поэтому налоги могут оказывать противоположное воздействие на производство и представляют собой тонкий инструмент госрегулирования. Посредством специально настроенного налогового механизма государство может воздействовать на экономику и решать определенные социальные задачи: поддерживать неимущие слои общества, перераспределять доходы и т. п.
Наличие у налогов регулирующей функции признается практически всеми экономистами. Однако по поводу масштабов их регулирующего воздействия от отдельных локальных экономических процессов до макроэкономики в целом -- мнения экономистов существенно различаются.
Отрицательно относятся, к росту воздействия государства на экономику, в том числе реализуемого посредством налогово-бюджетной политики, монетаристы. Отстаивают эффективность мер государственного вмешательства так называемые «фискалисты» (дирижисты).
Впервые общие принципы налогообложения сформулировал Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он предложил рассматривать три источника налогов: ренту, прибыль и заработную плату и исходил из следующих принципов налогообложения:
равномерность, понимаемая как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;
простота и удобство взимания налогов для налогоплательщиков;
неотягощенность, т: е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика.
В экономическую теорию представление о том, что активная налоговая политика должна и может оказать стимулирующее воздействие на макроэкономику, ускоряя или снижая темпы ее развития, ограничивая безработицу и сдерживая инфляцию, было введено Дж. М. Кейнсом в 30-е гг. XX столетия.
Значительным снижением ставок федеральных налогов (в 1948 г. примерно на 4,7 млрд долл.) был смягчен послевоенный спад экономики США и обеспечен подъем в конце 1949 г.
Важнейшей функцией налоговой политики является также регулирование расходов негосударственного сектора для обеспечения полной занятости рабочей силы и полного использования ресурсов капитала. Для успешной реализации этой функции государство формирует налоговую систему, которая представляет собой законодательно установленные виды налогов, источники их уплаты, объекты налогообложения, ставки налогов, регулярность налогообложения и совокупность, органов, осуществляющих сбор налогов.
3. Основные виды налогов
Все налоги, применяемые в мировой практике, можно классифицировать по следующим критериям:
субъект налогообложения;
объект налогообложения;
механизм формирования налогов;
источники налогов;
принципы взыскания.
По субъектам налогообложения все применяемые в России налоги делятся на налоги с юридических лиц -- когда налоги уплачиваются предприятиями, организациями, учреждениями, предпринимателями в случае оформления ими юридического лица, и на налоги с физических лиц, которые взимают с граждан и лиц без гражданства.
По механизму формирования выделяются прямые налоги, взимаемые непосредственно с владельцев имущества, получателей дохода (прибыли, заработной платы), и косвенные налоги, взимаемые в сфере реализации или потребления товаров и услуг, т. е., в конечном счете, с потребителей (налог на добавленную стоимость, акцизы и др.).
По источникам обложения разделяются налоги с заработанных доходов: заработной платы, гонораров, доходов (прибыли) предприятий, и налоги с находящихся в собственности экономических субъектов ресурсов -- налоги с дивидендов, процентов по вкладам, ресурсные платежи (плата за землю, за право пользование недрами).
Налоговое, регулирование включает:
увеличение, снижение ставок, их дифференциацию;
введение и отмену льгот;
отсрочку платежей по налогам;
изменение базы налогообложения через инвестиционные льготы (специальные нормы амортизационных отчислений -- ускоренная, 50 %-ная амортизация, налоговые льготы на модернизацию и реконструкцию).
Важнейшим элементом налоговой системы являются налоговые ставки. Именно посредством изменения их величины и видов, приспособления к циклическим колебаниям в экономике (высокие ставки для предотвращения инфляции и достаточно низкие для обеспечения занятости) можно сгладить их негативные последствия.
Налоговую ставку определяют как величину налога, приходящегося на единицу обложения (рубль дохода, гектар земли и т. п.). Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные виды налоговых ставок.
Твердая ставка устанавливается в абсолютных суммах на единицу (объект) обложения независимо от размера дохода. Примером является подушный налог, которым облагается каждый гражданин.
Пропорциональная ставка устанавливается как фиксированный процент с дохода независимо от его размера. Такой налог называется подоходным налогом. В России с 1 января 2001 г. он составляет 13 %.
Прогрессивная ставка -- это увеличивающаяся ставка по мере роста облагаемого дохода. (Отмена прогрессивной шкалы подоходного налога в РФ в 2001 г. обусловило рост поступлений налогов.)
Регрессивная ставка устанавливается как уменьшающаяся по мере роста облагаемого дохода.
Использование разного вида ставок при обложении доходов (например, физических лиц) может ослабить или, напротив, усилить социальную дифференциацию в обществе. Так, с помощью регрессивных ставок можно ослабить налоговый гнет на лиц с низким доходом, а применение прогрессивных ставок позволяет усилить налогообложение богатых. Однако использование этого рычага может при определенных обстоятельствах вызвать обострение социальных противоречий, подорвать стимулы к получению максимальных доходов, повлечь за собой укрывательство от налогообложения доходов.
Посредством льготного налогообложения можно стимулировать прогрессивную перестройку структуры производства, воздействовать на процессы внедрения достижений технического прогресса (ускоренная амортизация основных фондов, инвестиционные льготы, льготы по научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе) и т. п.
Сокращение налога на прибыль корпораций влечет за собой снижение издержек и, как следствие, рост производства.
Прямое или косвенное регулирование государством оплаты труда, например, снижение подоходного налога с физических лиц способствует сохранению определенного уровня реальных доходов работающих в условиях снижения заработной платы.
Следует учитывать, что при повышенных налогах налогоплательщики теряют стимулы работать в «легальной экономике и налоговые поступления государства уменьшаются. Напротив, снижение налогового прессинга приводит к росту налогооблагаемой базы, и доходы казны не только не уменьшаются, но и могут вырасти. Налоговым прессингом объясняется высокая доля теневого оборота в экономике России -- от 30 до 50 % валового внутреннего продукта страны производится в «тени», не попадая в сферу налогообложения.
А. Лаффер (советник в администрации Рейгана) показал, что рост налоговых ставок имеет предел, за которым начинается падение деловой активности, сокращение доходов бюджета. По Лафферу предел наступает при изъятии в бюджет более 30 % доходов.
Таким образом, несмотря на разные научные подходы, налогам экономистами разных школ отводится важная роль в экономической политике.
4. Формирование налоговой системы в России
Для сбора налогов и контроля правильности их уплаты государство формирует налоговую систему. Налоговая система включает законодательно установленные виды налогов, источники их уплаты, объекты налогообложения, ставки налогов, регулярность налогообложения и совокупность органов, осуществляющих сбор налогов (в РФ -- Федеральная налоговая служба).
Основными принципами формирования налоговой системы являются;
- обязательность уплаты налогов;
- удобность и простота налоговой системы для налогоплательщиков;
- гибкость в меняющихся условиях хозяйствования;
- недопущение двойного налогообложения;
- дифференциация налоговых ставок для различных категорий плательщиков (прогрессивное и льготное налогообложение).
В российской экономике налоговая, система, как необходимое условие рыночных финансовых взаимоотношений предприятий и граждан с государством, начала формироваться с 1992 г. Она вбирает в себя накопленный отечественный опыт (дореволюционной России, 20-х и 40--50-х гг. XX в., опыт переходного периода и проведения экономических реформ последних лет), а также богатейший зарубежный опыт. Создано налоговое законодательство, принят Налоговый кодекс, заменивший множество отдельных налоговых законов, сформирована Федеральная налоговая служба РФ (ФНСРФ).
Федеральная налоговая служба России -- это единая система с трехуровневой иерархией управления: центральный аппарат, региональное звено (инспекции по республикам, краям, областям, г. Москве и Санкт-Петербургу и автономным образованиям) и местные налоговые инспекции по районам и городам. Таким образом, сформирована система ФНС РФ, в которой действует свыше 1150 налоговых инспекций, а общая численность работников налоговых органов составляет более 160 тыс. человек.
Главной задачей ФНС РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и платежей в государственные внебюджетные фонды -- пенсионный, социального и медицинского страхования, занятости, дорожный.
Современные принципы налогообложения должны предусматривать следующее:
налоги не должны подавлять и тем более убивать заинтересованность предпринимателей в повышении дохода и прибыли;
налоги должны обладать сбалансированностью в том смысле, что их величина вместе с другими поступлениями в бюджет должна уравновешивать государственные расходы, которые в противном случае надо уменьшать;
налоги должны обеспечивать заинтересованность предприятий через налоговые ставки в насыщении товарами потребительского рынка, ускорении НТП, решении насущных социальных задач.
По своей структуре и принципам построения новая налоговая система России, в основном, отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы.
Совокупность налогов России представляет собой трехуровневую систему, включающую:
федеральные налоги и сборы (налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; государственная пошлина; налог на прибыль предприятий; единый социальный налог; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог); региональные налоги (налог на имущество предприятий, налог на игорный бизнес; транспортный налог; налог на имущество организаций);
местные налоги (налог на имущество физических лиц, земельный налог).
Подобная множественность видов налогов позволяет обеспечивать решение множества целей и задач, реализовывать различные функции в процессе регулирования экономики.
В российской налоговой системе при наличии коррупции происходит перетекание скрываемых доходов в пользу чиновников и, соответственно, значительно сокращается объем налоговых поступлений в бюджет. В связи с этим приоритетом в реформировании налоговой системы с целью оказания позитивного влияния на развитие потребительского рынка должно стать не столько снижение налоговых ставок, а ряд мероприятий направленных на:
совершенствование системы институтов, способных восстановить связь между уплатой налогов и получением выгод от потребления общественных благ;
реальную борьбу со злоупотреблениями чиновников, борьбу с посредниками в сфере уклонения от налогов;
настройку налогового законодательства с целью повышения его прозрачности.
Список литературы
1. Белокрылова О. С., Михалкина Е. В., Банникова А. В., Агапов Е. П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2. Касьянов В. В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3. Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.
4. Кравченко А. И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.
5. Курбатов В. И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.