Рефераты

Фискальная функция налогов

Фискальная функция налогов

Введение

Необходимым атрибутом любого современного государства является налоговая система, цель которой - обобществление части совокупного дохода субъектов хозяйствования и граждан для реализации общегосударственных задач. Среди источников, формирующих доходную часть бюджета, налоговая составляющая является наиболее весомой. Это обстоятельство обусловливает то внимание, которое уделяется исследованию налоговой системы и процесса налогообложения российских предприятий.

Фискальная функция налогов усиливает их влияние на результаты деятельности предприятий, в связи с чем, особую значимость при принятии управленческих решений приобретает фактор налогообложения, способный существенно изменить желаемый экономический эффект. Вопросы влияния налогов на деятельность предприятий рассматриваются в работах Аньшина В.М., Гензеля П.П., Егоровой Е., Кировой Е.А., Крейниной М.Н., Литвина М.И., Фокина Ю., Трошина А.В., Шлемова В.Ф., Шмелева К.Ф. и др.

Принятие эффективных управленческих решений руководством компаний на современном этапе развития российских рыночных отношений предопределяет необходимость в соответствующем аналитическом инструментарии. Ярким примером может служить затратный механизм предприятия, одним из основных элементов которого является налоговая составляющая. Снижение налогового бремени способно оказать существенное влияние на финансовый результат деятельности предприятия, что, однако, не представляется возможным без информационно-аналитической поддержки, основу которой составляет система учетных и внеучетных данных, преобразованных с помощью аналитических методов и приемов. Для этого необходимы систематический сбор, обработка и анализ информации в налоговом поле предприятия для принятия руководством компании обоснованных управленческих решений в области налогового планирования и минимизации влияния налогового фактора на финансовый результат.

В данном дипломном проекте особое внимание уделено единому социальному налогу как одному из важнейших в налогообложении российского предприятия.

Единый социальный налог (далее по тексту - ЕСН) - налог, зачисляемый в Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации) и предназначенный для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. ЕСН относится к федеральным налогам, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России. Кроме того, ЕСН относится к прямым налогам, так как конечными его плательщиками являются: работодатель или индивидуальный предприниматель, адвокат, получивший доход. ЕСН - целевой налог, так как он предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России (ныне - Министерство по налогам и сборам РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству.

Управлением налоговыми платежами на большинстве российских предприятий занимается либо специалист финансового отдела (службы), либо (что нежелательно) бухгалтерия. Рационально, когда на предприятии, в его финансовой службе (а в крупных холдинговых структурах - в специально созданной налоговой службе) налоговыми потоками занимаются специалисты - налоговые менеджеры.

Организация и реализация по элементам полноценного корпоративного налогового менеджмента создают возможность решения субъектами хозяйствования ряда проблем, которые не всегда удается решить в рамках других типов управления и видов менеджмента:

· получить дополнительный инструментарий для использования текущих и будущих благоприятных налоговых, финансовых и иных условий;

· более полно учесть изменения внешней среды; стимулировать участников налогового менеджмента с учетом результатов принятых управленческих решений, создать предпосылки для повышения классности и квалификации менеджеров;

· обеспечить более рациональное распределение и использование различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;

· повысить при минимальных затратах финансовую устойчивость и стоимость предприятия.

Вопросы налогового управления явились предметом исследования многих российских и зарубежных ученых. Однако в основном ученые и практики обращаются чаще всего лишь к отдельным вопросам и элементам общей системы налогового менеджмента.

В то же время, нельзя не отметить значительный вклад в разработку проблем теории и организации корпоративного налогового менеджмента такими экономистами, как Абрамова Н.В., Г.Ю. Касьянова, Краснов М.В., Глазов В.В., Лермонтов Ю.М. и др. Среди зарубежных исследований проблемы наибольший интерес для развития налогового менеджмента в России представляют, например, работы Д. Кэмпбелла, Е. Томсетта и Д. Джонсона.

Управление налоговыми платежами российскими предприятиями в современный период также требует своего научного развития. Корпоративный налоговый менеджмент должен стать одной из важнейших функций управления предприятием, которая, к сожалению, пока не имеет должного теоретического обоснования, а применяется на практике бессистемно и только в целях уменьшения налоговых платежей в бюджетную систему, используя зачастую и незаконные методы, не учитывая существующих функциональных взаимосвязей во внутренней организационной структуре предприятия.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы настоящей дипломной работы, что определило цель и задачи исследования.

Целью настоящей работы является комплексная оценка системы налогообложения российских предприятий, в частности особенности ЕСН, а также формирование подходов, форм, методов и механизмов организации корпоративного налогового менеджмента, а также рекомендаций по повышению эффективности налогообложения в целом и касательно ЕСН в частности.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

· раскрыть экономическое содержание налогообложения российских предприятий;

· определить и подробно рассмотреть виды налогов, взимаемых с юридических лиц, и порядок их исчисления;

· проанализировать место ЕСН в системе налогов, взимаемых с юридических лиц, как одного из основных налогов;

· произвести анализ налогообложения конкретного предприятия с целью выявления трудностей, недочетов и проблем;

· построить основы организации корпоративного налогового менеджмента и выявить его преимущества на российских предприятиях;

· исследовать основы налогового планирования и оптимизации налогов предприятиями на законных основаниях.

Предметом исследования выступают денежные отношения, складывающиеся в процессе управления налогами и налогообложением на уровне предприятий рыночными способами и методами.

Объектом исследования явилась система налогов на уровне предприятия, а также деятельность налогоплательщиков по корпоративному налоговому планированию.

Теоретической основой исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных экономистов в области теории и практики налогообложения, управления налогами, налогового планирования и оптимизации налоговых платежей, а также законодательные акты Российской Федерации, Постановления Правительства России и другие нормативные акты, касающиеся исследуемых проблем.

Информационной базой исследования послужили отчетные данные ООО «Строй Гарант». В работе также использовались материалы публикаций в специальных журналах, периодической печати и в сети Internet.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

1. Теоретические основы налогообложения российских предприятий

1.1 Налогообложение российских предприятий

Необходимым атрибутом любого современного государства является налоговая система, цель которой - обобществление части совокупного дохода субъектов хозяйствования и граждан для реализации общегосударственных задач. Среди источников, формирующих доходную часть бюджета, налоговая составляющая является наиболее весомой. Это обстоятельство обусловливает то внимание, которое уделяется исследованию налоговой системы и процесса налогообложения.

Налогообложение является одной из важнейших проблем современности. Оно затрагивает все социально-экономические сферы жизни общества. Налоги как общественная категория отражают конкретные историко-экономические условия жизни людей и государства.

Фискальная функция налогов (аккумулирование средств на нужны государства) усиливает их влияние на результаты деятельности предприятий, в связи с чем, особую значимость при принятии управленческих решений приобретает фактор налогообложения, способный существенно изменить желаемый экономический эффект [3].

Рассмотрим основные понятия, сущность и особенности налогообложения российских предприятий [9; 15; 24; 35].

В Налоговом кодексе РФ указывается, что под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды.

В определениях налогов подчеркиваются следующие их особенности:

· тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;

· принудительный характер платежей, осуществляемых на основе законодательства;

· участие в экономических процессах общества.

Исторически налоги возникли с разделением на социальные группы и с появлением государства. Социально-экономическая их сущность, функции и роль определяются экономическим и политическим строем общества, природой и задачами государства. Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства, выполняющего разнообразную деятельность (политическую, экономическую, социальную) и требующую соответственно определенных средств.

У государства нет иных методов мобилизации денежных средств в казну кроме налогов. Государство может использовать для покрытия расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных поступлений. При особых обстоятельствах власть прибегает к выпуску денег в обращение, однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны - инфляцией. В результате остается поступление налогов и сборов в доход государства.

Налогообложение - это процесс установления налогов, сборов, пошлин в стране.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты. Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.

Налогообложение охватывает:

1) определение круга, с которого взимается налоговый платеж;

2) установление объекта налогообложения;

3) определение порядка исчисления и уплаты налоговых платежей.

Исторически сложились следующие принципы налогообложения, которые обязательны для исполнения как государственными структурами, так и налогоплательщиками.

1. Всеобщность - охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организационно-правовой формы.

2. Стабильность - устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

3. Равнонапряженность - взимание налогов по единым для всех налогоплательщиков ставкам в равной доле от равного дохода.

4. Обязательность - принудительность налога и неизбежность его выплаты.

5. Социальная справедливость - установление налоговых ставок и налоговых льгот, оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные организации и группы населения.

6. Однократность обложения - дин и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за установленный законом период.

7. Разумное сочетание прямых и косвенных налогов.

8. Универсализация налогообложения - одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам налогообложения.

9. Строгий порядок ведения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот.

10. Четкая классификация налогов, в основу которых положена компетенция соответствующих органов власти.

11. Принцип отрицания обратной силы налогового закона.

12. Эффективность - превышение сумм налогов над затратами на их взимание и использование.

Кроме этих ставших уже классическими норм, современная практика налогообложения выработала еще ряд не менее важных принципов (на практике эти принципы чаще всего выражаются в виде так называемых запретов) [36].

Среди них выделим следующие:

1) запрет на введение налога без закона;

2) запрет двойного взимания налога;

3) запрет налогообложения факторов производства;

4) запрет необоснованной налоговой дискриминации.

Первый принцип (запрет) чрезвычайно прост: он запрещает государственной власти вводить налоги без ведома и против воли народа. Фактически под этим лозунгом прошли все буржуазные революции, и в настоящее время в любом современном государстве любое налоговое обложение должно быть обязательно одобрено представителями граждан в органах законодательной власти (в парламенте).

Следующий принцип имеет дело с ситуацией, когда один и тот же объект за один и тот же отчетный период может облагаться идентичным налогом более одного раза (так называемое юридическое двойное налогообложение). Подобная ситуация обычна для нынешней усложненной системы налогообложения, при которой власти разных государств или разные уровни власти в одном и том же государстве пользуются расширенными (пересекающимися) налоговыми правами.

Важнейшее значение имеет принцип привлекать к налогообложению базовые факторы производства. К таким факторам, как известно, относятся труд и капитал. Поскольку этот запрет носит экономический характер, то он не закреплен каким-либо образом в законодательных документах. Однако это не мешает властям во всех достаточно развитых странах следовать ему столь строго, как если бы он был признан на уровне конституционного закона. Фактически все налоговое законодательство во всех развитых странах формировалось и формируется при непременном соблюдении этого основополагающего запрета.

Для капитала, вложенного в производство, формально существуют налог на прибыль и налоги на доходы от капитала. Однако первый налог на деле сконструирован таким образом, что им фактически облагается только капитал, выводимый из производства: капитал, примененный в процессе производства, защищен от налогообложения щедрыми амортизационными льготами, а полученная на этот капитал прибыль практически всегда освобождается от налога, если она реинвестируется на развитие производства в рамках этого же предприятия.

Наконец, последний запрет касается в основном международных отношений и отражает ту известную реальность, что в настоящее время граждане и капиталы широко мигрируют между странами, и сотни тысяч и даже миллионы граждан живут, работают, занимаются бизнесом и получают доходы в разных странах. В большинстве этих стран государство использует в отношении граждан и неграждан принцип резидентства (постоянного местожительства). Соответственно, в этих условиях сама жизненная необходимость требует отказаться от какой-либо налоговой дискриминации иностранцев (хотя бы в расчете на встречную взаимность).

Таким образом, эти основополагающие принципы налогообложения во всех ведущих развитых странах мира соблюдаются уже на протяжении многих десятилетий. Конечно, нельзя отрицать, что в отдельных странах и в отдельные критические периоды власти - вынужденно или произвольно - отходили от этих принципов и даже прямо их нарушали. Так, в США в период рузвельтовского «нового курса» налоговые ставки достигали невероятно высоких размеров (обсуждался даже вопрос о введении временного 100%-го налога на особо крупные наследства). В военные периоды в некоторых странах Европы вводились чрезвычайно жесткие налоги в отношении иностранцев, применялись особые формы налогообложения - в виде долгосрочных принудительных займов и т.д. Но такие отклонения носили подчеркнуто временный, преходящий характер, и с прекращением таких особых условий власти обычно без промедления восстанавливали прежние порядки.

В практике налогообложения распространены следующие общепризнанные в большинстве стран элементы налогов: субъект, объект, источник, единица обложения, ставка, налоговые льготы, налогооблагаемая база, налоговый оклад. Каждый налог содержит все эти элементы. Рассмотрим каждый элемент.

Налогоплательщик - это физическое или юридическое лицо, на которое в соответствии с налоговым законодательством (НК РФ) возложена обязанность уплачивать налоги и сборы (т.е. внести налог или сбор в бюджетный фонд).

Права и обязанности налогоплательщика, а также вопросы обеспечения и защиты прав налогоплательщиков изложены в статьях 21-23 части 1 НК.

Налоговый агент - лицо, на которое в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговые агенты обязаны:

- правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

- в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

- вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

- представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сборщик налога - государственный орган, орган местного самоуправления, должностные лица, которые осуществляют прием от налогоплательщиков налогов и сборов и перечисление их в бюджет;

Носитель налога - физическое или юридическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. Именно у этого лица происходит уменьшение дохода на величину налога. При этом носитель налога вносит налог субъекту налога, а не государству. Субъект и носитель налога не совпадают тогда, когда существуют условия для его переложения (косвенные налоги);

Источник налога, т.е. доход - это экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Объект налогообложения - это предмет или действие, имеющее стоимостную количественную или физическую характеристики (пользование природными ресурсами, владение имуществом, факт получения выручки или дохода), с наличием которых у налогоплательщиков возникает обязанность уплачивать налоги. Часто название налога вытекает из объекта (земельный налог, налог на доходы физических лиц).

Налоговая база - это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, представляет собой часть объекта налогообложения, к которой по закону применяется налоговая ставка. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Единица обложения - единица измерения объекта, которая может выражаться как в денежной, так и в любой другой форме.

Налоговая ставка - размер налога на единицу измерения обложения. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой.

Налоговый оклад - сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.

Налоговый период - это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

Налоговая льгота - это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Срок уплаты налога - срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение взимаются пени в зависимости от просроченного срока.

Российские предприятия предоставляют информацию об уплаченных налогах, предоставляя налоговую декларацию.

Налоговая декларация - письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные элементы налогов являются объединяющим началом всех налогов и сборов.

В налогообложении российских предприятий большое влияние является методу налогообложения. Под методом налогообложения понимается установление зависимости между величиной ставки налога и размером объекта налогообложения.

В практике налогообложения на данный период выработано четыре таких метода [16]:

1). Метод равного налогообложения - заключается в том, что все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налога в твердо установленной сумме независимо от их доходов или имеющегося в их собственности имущества.

Равное налогообложение было широко распространено в средневековье. В современных условиях оно используется редко. В РФ данный метод используется при установлении некоторых местных налогов, когда величина налоговой ставки определяется кратно установленному МРОТ. Равное налогообложение обеспечивает простоту исчисления и взимания налогов. Однако данный метод совершенно не учитывает платежеспособность налогоплательщика.

2). Метод пропорционального налогообложения - величина ставки устанавливается в процентах и одинакова для всех налогоплательщиков. Однако уплачиваемая сумма налога будет различна. Ее величина зависит от размера объекта обложения, то есть от суммы полученного дохода или стоимости имеющегося имущества. Чем больше величина объекта (дохода или имущества), тем при равной ставке, больше сумма налогового обязательства.

Метод пропорционального налогообложения считается более справедливым, т. к. он учитывает фактическую платежеспособность налогоплательщика. В настоящее время по пропорциональному построено подавляющее большинство налогов (налог на прибыль - 20%, НДС - 0%, 10%, 18%, НДФЛ - 13%).

3). Метод прогрессивного налогообложения. При прогрессивном налогообложении налогоплательщики могут платить налоги по разным ставкам. Величина ставки зависит от размера дохода или имущества. Чем больше доход (стоимость) имущества, тем выше ставка налога и больше сумма налогового оклада (Пример, налог на имущество физических лиц,).

Прогрессивное налогообложение на сегодняшний день считается наиболее справедливым методом налогообложения.

4). Метод регрессивного налогообложения заключается в том, что для более высоких доходов устанавливается более низкая ставка налога. (Пример, в России - ЕСН).

В налоговой практике существуют три способа взимания налогов, каждый из которых имеет свои особенности.

1. Кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характеризуется тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить транспортный налог. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2. Изъятие налога после получения дохода владельцем (способ уплаты - «по декларации») предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах. Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3. Изъятие налога до получения владельцем дохода (способ уплаты - «у источника», административный способ). В этом случае налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, налог на доходы физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. На практике способы часто применяются смешанные способы взимания налогов (пример, НДС, НДФЛ - «по декларации» и «у источника»).

Все перечисленные понятия, определения и особенности налогообложения российских предприятий регулируются законодательством о налогах и сборах, которое определяет властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Иерархически выстроенная по юридической силе система нормативных правовых актов, регулирующих налогообложение, выглядит следующим образом [36]:

1. Конституция РФ.

2. Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

3. Решения Конституционного Суда РФ.

4. Федеральные конституционные законы.

5. Специальное налоговое законодательство в НК РФ оно именуется законодательством о налогах и сборах.

6. Общее налоговое законодательство иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права.

7. Подзаконные правовые нормативные документы.

Основным законодательным документов, который регламентирует налоговые правоотношения, является Налоговый кодекс Российской Федерации. Введение в действие Налогового кодекса направлено на стабилизацию налоговой системы РФ, на упорядочение отношений между налогоплательщиками и государством в лице налоговых органов.

1.2 Основные виды налогов, взимаемых с юридических лиц, и порядок их исчисления

Налоги - это элемент общественного бытия, их появление связано с первыми общественными потребностями. Налоги является основным источником покрытия публичных затрат, которые требуются государству для постоянного финансового обеспечения своего функционирования: обеспечение безопасности, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий граждан, обеспечение правовой основы всех отношений в обществе, управление макроэкономическими процессами в обществе.

Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин платежей является валовой внутренний продукт ВВП. Т.е. экономическую сущность налогов составляют изъятия государством в пользу общества определенной части ВВП в виде обязательного взноса.

Наибольший вклад в виде налоговых платежей в пользу государства вносят юридические лица. Рассмотрим, какие основные налоги взимаются с российских предприятий [4; 12]:

1. Налог на добавленную стоимость (НДС)

2. Акцизы

3. Налог на прибыль организаций

4. Налог на добычу полезных ископаемых

5. Водный налог

6. Транспортный налог

7. Единый социальный налог (ЕСН)

Рассмотрим сущность и особенности данных налогов (кроме ЕСН, о котором более подробно пойдет речь в п. 1.3 дипломной работы)

1. Налог на добавленную стоимость.

Плательщиками НДС признаются организации и индивидуальные предприниматели, а также лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ.

Объектом налогообложения являются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Не признаются объектом налогообложения:

1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ;

2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

5) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

Налоговую базу при реализации, при передаче для собственных нужд, при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налогоплательщик определяет самостоятельно в соответствии с НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от видов товаров (работ, услуг).

По ставке 0% налогообложение производиться при реализации:

1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта;

2) работ (услуг), связанных с перевозкой через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию;

3) а также другие товары (работы, услуги)

Налоговая ставка 0% распространяется на реализацию нефти, включая стабильный газовый конденсат и природного газа, которые эксплуатируются на территории государств - участников СНГ.

Налогообложение производиться по налоговой ставке 10% при реализации некоторых:

1) продовольственных товаров;

2) товаров для детей;

3) медицинских товаров отечественного и зарубежного производства.

По ставке 18%, а не 10%, будут облагаться следующие операции:

- услуги по экспедированию и доставке периодических печатных изданий и книжно продукции;

- редакционные и издательские работы (услуги), связанные с производством периодических печатных изданий и книжной продукции;

- услуги по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях;

- услуги по оформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания, в том числе услуги по доставке периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки.

Налогоплательщики имеют право уменьшить общую сумму налога на налоговые вычеты, установленные в ст. 171 главы 21 НК РФ.

Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода, исходя из фактической реализации (передачи) товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма налога уплачивается в соответствии с таможенным законодательством [31].

2. Акцизы.

Налогоплательщиками акциза признаются:

· организации;

· индивидуальные предприниматели;

· лица, перемещающие товар через таможенную границу РФ.

Объектом налогообложения признаются операции, связанные с реализацией (передачей) подакцизных товаров, которые перечислены в ст. 181 главы 22 НКРФ.

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от вида подакцизного товара.

Уплата акциза осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, имеющие только свидетельство на оптовую реализацию, уплачивают налог не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, имеющие только свидетельство на розничную реализацию, уплачивают акциз не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

3. Налог на прибыль организации

Налог на прибыль организаций один из наиболее сложных в налоговой системе РФ. Его облагаемая база затрагивает все аспекты хозяйственной деятельности предприятия.

Плательщиками налога являются российские и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ.

Объектом налогообложения признается прибыль, полученная организацией. Для российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в РФ через постоянные представительства, прибылью являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. К доходам относят:

· доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

· внереализационные доходы.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком. абз. 2 ст. 252 НК РФ

Налогооблагаемой базой по налогу на прибыль организаций признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 НК РФ, подлежащей налогообложению. При этом налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки 24%, определяется налогоплательщиком самостоятельно. Доходы и расходы организации учитываются в денежной форме. Доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая товарообменные операции), учитываются исходя из цены сделки. Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, так же учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки.

При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток то в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю.

При исчислении налоговой базы не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу. Налогоплательщики, являющиеся организациями игорного бизнеса, а также организации, получающие доходы от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности. При этом расходы организаций, занимающихся игорным бизнесом, в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, в общем доходе организации по всем видам деятельности. п. 9 ст. 274 НК РФ

Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, при исчислении налоговой базы по налогу не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.

Особенности определения налоговой базы по банкам, по страховщикам, по негосударственным пенсионным фондам, по профессиональным участникам рынка ценных бумаг, по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок устанавливаются с учетом положений Налогового Кодекса РФ.

Налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13, 5 процента. п. 1 в ред. Федерального закона от 29.07.2004 №95-ФЗ

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:

1) 20 процентов - с любых доходов, кроме указанных в пунктах 2,3,4 ст. 284 главы 25 НК РФ;

2) 10 процентов - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок. п.п. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ

К доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

1) 9 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации в ред. от Федерального закона от 29.07.2004 №95-ФЗ;

2) 15 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки:

1) 15 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;

2) 9 процентов - по доходу в виде процентов по муниципальным облигациям, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года;

3) 0 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно.

Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», облагается налогом по налоговой ставке 0 процентов.

Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, не связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», облагается налогом по налоговой ставке 20%.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каж-дого месяца этого отчетного периода.

4. Налог на добычу полезных ископаемых

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.

Объектом налогообложения признаются:

1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;

2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах;

3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если это добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора.

Не являются объектом налогообложения:

1) общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;

2) добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;

3) полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое или иное общественное значение.

4) полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;

5) дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.

Налоговые ставки по налогу устанавливаются в зависимости от вида полезного ископаемого.

Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы по итогам каждого налогового периода и уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обязанность предоставления налоговой декларации у налогоплательщиков возникает с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых. Предоставляется декларация не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

5. Водный налог

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом налогообложения водным налогом признается пользование водными объектами:

1) забор воды из водных объектов;

2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4) использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признается объектом налогообложения:

1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности;

3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

4) забор морскими судами, судами внутреннего (в том числе «река-море») плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов, и детей;

11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

12) особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

14) забор из поземных вод объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно отдельно в отношении каждого водного объекта, по каждому виду водопользования, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 3339 НК РФ. В случае если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговым периодом признается квартал.

Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водоиспользования.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с п. 2 ст. 333 НК РФ в отношении всех видов водопользования и уплачивается по местонахождению объекта налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

6. Транспортный налог

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового Кодекса

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговым периодом признается календарный год.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

1.3 Место ЕСН в системе налогов, взимаемых с юридических лиц, как одного из основных налогов

Единый социальный налог был введен 1 января 2001 года, когда вступила в силу глава 24 Налогового кодекса РФ. ЕСН заменил собой страховые взносы, уплачиваемые в государственные внебюджетные фонды в соответствии с различными нормативными правовыми актами. Смысл введения налога заключался в упрощении процедур исчисления обязательных социальных платежей, прежде всего из-за сокращения числа органов, осуществляющих контроль над их уплатой [1; 9].

Со вступлением в силу в 2002 году Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ЕСН, Зачисляемый в пенсионный фонд, трансформировался в ЕСН, поступающий в федеральный бюджет и направляемый на финансирование базовой части трудовой пенсии, и страховые взносу на обязательное пенсионное страхование, поступающие в бюджет ПФР. При этом Налоговый кодекс РФ страховые взносу на обязательное пенсионное страхование рассматривает в качестве налогового вычета, применяемого налогоплательщиками при определении суммы ЕСН, подлежащей уплате в федеральный бюджет.


© 2010 Рефераты