Рефераты

Финансы

p align="left">а).закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета (например, для местного - налоги на рекламу. Имущество физических лиц);

б).отчисления по регулирующим доходам;

в).дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти в составе РФ и местными органами власти. При этом принципе законодательно закрепляют, что невозможно изъять дополнительно полученные доходы, суммы превышения доходов над расходами и суммы экономии по расходом бюджета. Законом также предусмотрена недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходах. На практике это часто нарушается.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета означает, что все доходы и расходы всех уровней подлежат отражению бюджетов в обязательном порядке. При этом все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет средств, аккумулированных в бюджетной системе РФ.

Сбалансированность бюджета. Это означает, что объем предусматриваемых бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников его финансирования его дефицита. При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, законом об этом бюджете должны будут утверждены и источники финансирования дефицита бюджета. Законодательно установлено, что размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммы объема бюджетных инвестиций и расходов по обслуживанию государственного долга. Для бюджетов субъектов РФ размер дефицита не должен превышать 5%,для местных бюджетов без учета объема финансовой помощи из бюджетов вышестоящих уровней 3% объемов доходов этих бюджетов.

Источниками покрытия дефицита федерального бюджета могут быть внутренние источники:

государственные займы путем выпуска ценных бумаг от имени правительства;

бюджетные ссуды, получаемые от бюджетных источников других уровней;

внешние источники:

государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте;

кредиты правительств иностранных государств, банков, международных финансовых организаций.

Эффективность и экономность использования бюджетных средств. Означает, что при составлении и исполнении бюджета уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов.

Гласность - предполагает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.

Общее (совокупное) покрытие расходов. Означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита.

Достоверность бюджета означает реалистичность расходов и доходов бюджета.

Адресность и целевой характер бюджетных средств. Означает, что бюджетные средства выделяются конкретным получателям, устанавливаются направления их на финансирование конкретных целей.

Бюджеты нижестоящих органов не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих.

Наиболее сложная система в бюджетном устройстве - это бюджетный федерализм, то есть бюджетные отношения центра и регионов. Такие отношения строятся с применением в соответствии с законодательством закрепленных доходов, дотаций, субвенций, целевого фонда, финансовой поддержки регионов и кредитных ресурсов. Из фонда финансовой поддержки оказывается помощь тем субъектам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем средний по России, и у которых собственных доходов и дополнительных средств, получаемых из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов. Это субъекты, имеющие статус «особо нуждающихся в поддержке». Такой статус предоставляется тем, у которых сумма федеральных налогов, собираемых на их территории и подлежащих зачислению в региональный бюджет в расчете га одного жителя региона оказывается меньше 95 % от средней аналогичной величины по РФ в целом и условная сумма расходов оказывается меньше 100 % плановых расходов регионального бюджета.

Трансферты регионам перечисляются ежемесячно, исходя из фактической собираемости налогов в федеральном бюджете, а также с учетом удельного веса каждого региона в зависимости от статуса в фонде финансовой поддержки.

В проекте нового федерального закона о финансовых основах местного самоуправления предполагается расширить число собственных источников доходов местных бюджетов. Для совершенствования межбюджетных отношений также необходимо:

1. Оказать поддержку субъектам федерации таким образом, чтобы не лишить их стимулов к развитию собственных источников доходов.

2. Упорядочить схему группировки территорий по экономическим регионам с учетом их экономического потенциала и природных условий.

3. Создать эффективный механизм предоставления инвестиций для выравнивания уровней социально-экономического развития региона.

Расходы бюджетов всех уровней подразделяются на доходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.

В бюджет развития входит ассигнование на финансовое инвестирование деятельности, затраты, связанные с расширенным воспроизводством. Бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы и, если в процессе исполнения происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (такое снижение может быть 5, 10, 15 %) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.

Секвестру не подлежат защищенные статьи.

Защищенными статьями текущих расходов бюджета являются зарплата с учетом взносов на социальное страхование, стипендии, государственные пособия, расходы на приобретение медикаментов.

Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации, которая представляет собой группировку расходов и доходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

17. Бюджетный процесс

Бюджетное планирование - это важная составная часть финансового планирования, осуществляющаяся органами государственной власти и управления. Оно включает бюджетный процесс как порядок составления и исполнения бюджетов всех уровней, его нормативно- правовую базу, организационные вопросы и, кроме того, вопросы теории и методологии составления бюджетов.

Основы бюджетного планирования определены конституцией и законами страны.

Бюджетный процесс как главная форма бюджетного планирования представляет собой регламентированный законодательными органами порядок составления, рассмотрения и утверждения центрального, региональных и местных бюджетов.

Бюджетный процесс состоит из четырех стадий:

1. Составление проекта бюджета;

2. Рассмотрения и утверждение бюджета;

3. Исполнение бюджета;

4. Составление отчета об исполнении бюджета.

Для большинства стран продолжительность бюджетного процесса более трех лет.

Для завершения исполнения бюджета кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется льготный период, он равен одному месяцу. В течение льготного периода завершаются операции по принятым обязательствам.

Финансовый год вместе с льготным периодом носит название счетного периода.

18. Структура расходов и доходов государственного бюджета РФ

Расходы федерального бюджета классифицируются на текущие и капитальные.

Расходы:

1. Государственное управление - более 3 %;

2. Международная деятельность - 6 %;

3. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности - 16 %;

4. Фундаментальные исследования, содействующие НТП - 2 %;

5. Промышленность, энергетика, строительство и транспорт - 2,7 %;

6. Сельское хозяйство - 2 %;

7. Охрана окружающей среды - 0,5 %;

8. Образование - около 4 %;

9. Средства массовой информации, искусство - 1 %;

10. Здравоохранение и физическая культура - 2 %;

11. Социальная политика - 7 %;

12. Обслуживание государственного долга - 30 %;

13. Финансовая помощь бюджетам других уровней - 8 %;

14. Прочие - до 1 %;

15. Целевые бюджетные фонды - 8 %.

В структуре доходов можно выделить следующие группы затрат:

1. Государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства;

2. Финансирование:

- Обороны страны и правоохранительной деятельности;

- Международного сотрудничества;

- Погашения и обслуживания государственного долга;

- Финансовой поддержки регионов;

- Финансирование социально-культурных мероприятий.

Структура доходов

До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Такие накопления составляли порядка 90 % всей суммы доходов бюджета и состояли из налога с оборота и платежей из прибыли. Эта система существовала 1930-1990 годы. В условиях перехода к рынку доходы бюджетной системы изменились коренным образом. Основными стали налоги, как и во многих странах с рыночной экономикой.

В зависимости от органа, который взимает налог и его использует, различают федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги.

Основные федеральные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц.

Основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины) - 70 % общей суммы доходов федерального бюджета.

Кроме того, неналоговые доходы - 8 % от общей суммы. К ним относят: доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности; доходы от приватизации; от внешнеэкономической деятельности; доходы целевых бюджетных фондов (дорожный фонд, фонд социального развития).

19. Территориальные финансы

1. Региональные финансы (финансы субъектов РФ) - один из важнейших элементов государственных финансов. Функционирование и развитие финансов субъектов РФ осуществляется в соответствии с региональной экономической политикой. Финансы субъектов РФ представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов РФ.

Субъект РФ самостоятельно устанавливает и вводит своими законами областные налоги и сборы. Состав и размеры доходов, поступающих в государственный бюджет РФ и бюджеты муниципальных образований данного субъекта РФ в форме отчислений от федеральных налогов и сборов (трансферты, целевые поступления, субсидии, субвенции, дотации), определяются соглашением между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Финансирование расходов федерального бюджета на территории субъекта РФ может осуществляться через территориальные органы федерального казначейства, в том числе за счет налоговых и других платежей, взимаемых на территории субъекта и подлежащих перечислению в федеральный бюджет. В целях разграничения полномочий между органами исполнительной власти РФ и власти субъектов федерации по предметам совместного ведения органы исполнительной власти заключают соответствующее соглашение с Правительством РФ. Разграничение государственной собственности на территории субъекта РФ на федеральную собственность и собственность субъекта РФ, а также разграничение полномочий по управлению объектами федеральной собственности на территории субъекта проводится, как правило, соглашениями.

Финансовые обязательства

Задолженность как федерального бюджета перед бюджетами субъектов РФ, так и субъектов РФ перед федерацией возникает в периоды финансовых кризисов, несвоевременного погашения кредита и других ситуациях. Для оформления долга возможно использование государственных ценных бумаг. В качестве механизма урегулирования задолженности между федерацией и субъектом федерации применяется передача находящихся в федеральной собственности акций АО (образованных в процессе приватизации) субъектам РФ. Правительство РФ по соглашению с субъектом проводит зачет стоимости акций, как поступлений средств от приватизации по взаимным расчетам, передаваемых в бюджеты субъектов РФ средств в объемах, установленных в федеральном бюджете. Правительство РФ утверждает перечень предлагаемых к передаче акций субъектам РФ, механизм определения их стоимости, порядок передачи субъектам РФ находящихся в федеральной собственности и подлежащих продаже акций. Согласование с федеральными органами исполнительной власти предложения уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ передачи акций с зачетом их стоимости как поступлений средств от приватизации по взаимным расчетам направляется в министерство имущественных отношений РФ. В этих предложениях содержатся сведения о наименовании АО, проспекте эмиссии акций, стоимости акций, задолженности федерального бюджета, в зачет которой акции продаются субъекту. Стоимость акций должна быть не ниже стоимости соответствующих акций на фондовом рынке. Если уполномоченный орган не согласен со стоимостью акций АО, предлагаемых ему для передачи, то такие акции исключаются их перечня. Передача акций осуществляется двусторонним актом приема-передачи. Министерство Финансов определяет с участием Министерства по Налогам и уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ порядок взаимозачета согласованной стоимости передаваемых акций.

Классификация субъектов РФ осуществляется по принципу типологизации. Социально-экономическая типологизация строится на необходимости осуществления комплекса мер государственного регулирования, направленных на активизацию внутренних источников экономического роста.

Кроме того, существует классификация субъектов РФ по степени наполняемости доходной части их бюджета:

1. Регионы-доноры;

2. Регионы-реципиенты;

3. Кризисные регионы.

20. Муниципальные (местные) финансы

Муниципальные финансы представляют собой совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения местных задач. Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на этой территории, а также хозяйствующими субъектами.

Муниципальные финансы включают в себя:

1. Средства местного бюджета;

2. Государственные и муниципальные ценные бумаги, которые принадлежат органам местного самоуправления;

3. Другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Местные финансы основываются на следующих принципах:

1. Самостоятельности;

2. Государственной финансовой поддержки;

3. Гласности.

Права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения органами местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Муниципальные финансы являются экономической основой местного самоуправления.

Средства местного бюджета и внебюджетных фондов входят в состав муниципального имущества. Органы местного самоуправления имеют право передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование, сдавать в аренду и отчуждать.

Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением либо представительными органами местного самоуправления. Доходы от приватизации целиком поступают в местный бюджет.

Органами местного самоуправления могут выступать заказчиками на выполнение работ по благоустройству территории, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной сферы и других, оказание услуг для удовлетворения бытовых, социально-культурных потребностей.

Местные бюджеты - это бюджеты муниципальных образований. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их использованием осуществляется в соответствии с уставом муниципального образования органами местного самоуправления самостоятельно.

В местных бюджетах могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.

К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относят:

1. Нормативы отчислений от регулирующих доходов;

2. Субвенции и дотации местным бюджетам;

3. Средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;

4. Средства, поступающие по взаиморасчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов, которые включают местные налоги и сборы, доходов от приватизации и реализации муниципального имущества, доходов от сдачи в аренду муниципального имущества, платежей за пользование недрами и природными ресурсами на территории муниципального образования, доходов от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей, штрафов, подлежащих перечислению в местный бюджет, государственных пошлин, части налога на имущество предприятий, налога на доходы физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

К доходам местных бюджетов относят часть федеральных налогов, распределенных между бюджетами разных уровней и закрепленных за местным образованием на постоянной основе:

1. Часть налога на прибыль организаций;

2. Часть налога на доходы физических лиц;

3. Часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства;

4. Часть акцизов на спиртные напитки, на остальные виды подакцизных товаров.

Расходная часть местного бюджета включает:

1. Расходы, связанные с решением вопросов местного значения;

2. Расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

3. Расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

4. Расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по ссудам;

5. Ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности;

6. Прочие расходы.

Федеральные органы власти обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Эти расходы устанавливаются законами субъектов РФ на основании минимальных государственных социальных стандартов.

Оказание финансовой помощи муниципальным образованиям осуществляется из фонда финансовой поддержки муниципальных образований, который создается в бюджете субъекта РФ.

Бюджетный процесс в муниципальном образовании происходит следующим образом:

1. Представительные органы местного самоуправления разрабатывают о бюджетном процессе;

2. Проект положения и проект местного бюджета утверждается, представительными органами местного самоуправления принимается решение о формах долгосрочных заимствований.

21. Деньги, их сущность. Виды и функции денег

Деньги являются одной из основополагающих экономических категорий, на базе которой строятся сложные взаимосвязи между участниками производства, обмена и потребления материальных благ и услуг.

Деньги - это особый вид универсального товара, который используется в качестве всеобщего эквивалента соизмерения затрат ассоциированных производителей. Они позволяют экономить затраты, возникающие в различных сегментах рынка для покупки и продажи различных активов.

Предпосылками возникновения денег являются:

Развитие товарного производства и обмена различными товарами;

Возникновение частной собственности, приводящей к обособлению товара, к его избыточному производству и необходимости обмена;

Возникновение государства.

Товарное производство, частная собственность обусловили необходимость эквивалентного обмена и, если до этого в качестве обменных товаров были скот, меха, зерно и т.п., то в последующем появляются ????? деньги, которые затем уступают место бумажным, кредитным и электронным деньгам.

Деньги являются всеобщим эквивалентом для соизмерения стоимости товаров. С появлением денег взаимный обмен товара на товар Т - Т становится разделенным на две независимые операции Т - Д и Д - Т. При этом деньги приобретают самостоятельное значение, и они начинают накапливаться для удовлетворения всеобщих потребностей.

Движение денег приобретает обособленный характер. По отношению к движению товаров денежный оборот становится самостоятельной сферой обмена, появляется возможность передачи денег во временное пользование, взаймы и за отдельную плату. Деньги имеют абсолютную ликвидность, то есть способность быстро обмениваться на любые товары.

Деньги являются объектом собственности, которые принадлежат либо государству, либо предприятию, либо индивиду и поэтому количество денег должно быть ограничено теми активами, которые оборачиваются на рынке и участвуют в создании ВВП. Таким образом, деньги должны быть всегда обеспечены какими-либо активами, это могут быть материальные блага, нематериальные активы, различные денежные инструменты, включая ценные бумаги.

Самым устойчивым обеспечением денег являются золото и другие драгоценные металлы. Золото относится к международным резервам и накапливается для сохранения национальных денег, то есть денег, которые выпускаются в границах данного государства.

Функции денег.

Деньги выполняют 5 функций:

Мера стоимости.

Средства обращения.

Средства образования сокровищ, накоплений и сбережений.

Средства платежа.

Средства мировых денег.

1. Деньги, выполняя функцию как меру стоимости, осуществляют ее оценку посредством цен, т.е. через механизм установление цен.

При металлическом обращении функцию денег как меры стоимости выполняли действительные деньги (из серебра и золота), которые сами обладали стоимостью товара.

Между деньгами как мерой стоимости и деньгами как масштабом цен существуют различия. Деньги как мера стоимости относятся ко всем остальным товарам, возникают стихийно и изменяются в зависимости от количества общественного труда. Деньги как масштаб цен устанавливает государство, и они выступают как фиксированное весовое количество металла, изменяющееся со стоимостью этого металла. При золотом стандарте цены зависели от стоимости товара, т.к. стоимость денег - золота была постоянной, а при бумажно-денежных и банковских системах цены на товары выражаются в знаках стоимости, не обладающих собственной стоимостью. И поэтому для сравнения цен разных по стоимости товаров необходимо их свести к единому масштабу, т.е. выразить в одинаковых денежных единицах.

2. Товарное обращение (Т - Д - Т?) включает в себя: продажу товара, т.е. превращение в деньги, затем куплю товара, т.е. превращение денег в товар. В таком обороте деньги играют роль посредника. К их особенностям как средству обращения можно отнести их реальное присутствие и мимолетность их участия в обмене. Поэтому их функцию могут выполнять неполноценные деньги, т.е. бумажные и кредитные.

3. В отличие от 1ой и 2ой функций в этой функции деньги должны обладать способностью сохранять стоимость хотя бы определенный период и быть реальными. При металлическом обращении эта функция выполняла роль стихийного регулятора денежного оборота (лишние деньги уходили в сокровища, а недостаток - пополнялся из сокровищ).

По мере развития товарного производства значение этой функции возрастает, т.к. без накоплений и сбережений невозможно осуществить воспроизводство. Термин «накопления» применяется в отношении предприятий и государства, а «сбережения» к домашним хозяйствам.

4. Деньги как средство платежа используются для совершения расчетов между различными экономическими субъектами по финансовым обязательствам, по различным взносам, по ссудам и другим платежам. Расчеты совершаются в различных формах:

платежными поручениями;

расчеты по инкассо;

расчеты по аккредитиву;

расчеты чеками;

наличными деньгами.

5. Международные отношения, внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнеторговому партнеру вызвали необходимость появления мировых денег.

Мировые деньги функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупное средство, всеобщая материализация общественного богатства. Мировые деньги в качестве международного средства выступают при расчетах по международным балансам. Как всеобщее воплощение общественного богатства мировые деньги используются для предоставления субсидий и займов. При золотом стандарте мировыми деньгами выступало золото, разменные не золото деньги (доллар, фунт стерлингов).

Кроме международных валютных отношений, создавались региональные валютные отношения - валютные зоны, валютные территории, которые обеспечивали господствующее хождение определенной валюты на определенном пространстве. Стерлинговый блок, долларовый блок, затем параллельно с предыдущим - золотой блок во главе с Францией и после 2-ой мировой войны на базе блоков, образовались стерлинговые зоны, долларовые зоны, зоны итальянской лиры, испанской песеты и др.

Специальные средства заимствования, экю, евро создавались для удобства расчетов при международной деятельности.

Виды денег

В своем развитии деньги выступали в двух видах:

действительные деньги;

знаки стоимости или заместители действительных денег.

Действительные деньги - это деньги, у которых номинальная стоимость соответствует их действительной стоимости, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены. Наиболее удобной для обращения являлась круглая форма монеты, лицевая сторона которой называлась «аверс», оборотная - «реверс», ребро - «гурт».

Деньги появились 26 веков назад V - VI в. до н.э. в Китае, затем в Древне-Индийском государстве. На территории Древне-Киевского госудврства есть упоминание о страховом фонде. Страховое сообщество собирало по 4 асса каждый месяц. Накопленная сумма тратилась на достойную похоронную процессию и обряд поминок.

В X веке появились первые монеты (золотые назывались «златниками», серебряные - «серебряниками»). К золотому обращению страны перешли в начале и второй половине IX века. Великобритания была ведущей в этом отношении, т.к. активно вела золотодобычу.

Для действительных денег характерна устойчивость, которая обеспечивается свободным разменом знаков стоимости на золотые монеты, свободной чеканкой золотых монет, свободным перемещением золота между государствами. Благодаря своей устойчивости действительные деньги выполняли все 5 функций. Действительные деньги имели высокую степень надежности, не обеспечивались по отношению к другим товарам.

Использование в качестве денег золота было обусловлено его высокой стоимостью, сохраняемостью, практичностью применения слитков и монет, ограниченностью добычи и возможностью тезаврации.

В середине XIX в. золото вытесняется из обращения другими металлами, т.к.:

золотодобыча не поспевала за производством товаров и не обеспечивала полностью потребность в деньгах;

золотые деньги с высокой портативностью не могли обслуживать мелкие обороты;

золотое обращение не обладало экономической эластичностью, т.е. не могло быстро расширятся и сжиматься;

высокие затраты на хранение, перевозку и добычу, что приводило к удорожанию обмена;

золотой стандарт не стимулировал производство и товарооборот.

Золотое обращение просуществовало до Первой Мировой войны. Расходы на военные цели были огромные, и государство должно было увеличивать бюджет и выпустить знаки.

Заместители действительных денег или знаки стоимости - это деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е. затраченного на них общественного труда. К ним относятся металлические знаки стоимости (белоннные монеты из меди и алюминия), сюда же относились мелкие истертые монеты, бумажные знаки стоимости, сделанные из особой бумаги и имеющие высокую степень защиты от подделок.

Различают бумажные и кредитные деньги. Бумажные могут быть обеспечены и не обеспечены золотом и другими ликвидными ценностями. Привязка денег к золоту означает, что государство устанавливает золотой вес или золотое содержание единицы денег. Эта привязка может означать свободный обмен денег на золото либо служить ориентиром выпуска денег в обращение в соответствии с объемом золотого запаса. Деньги изготовленные из бумаги имеют стоимость, равную затратам на их изготовление, но имеют и определенную номинальную стоимость, т.е. ценность, указанную в числовом выражении на денежном знаке, поэтому государство при выпуске бумажных денег получает эмиссионный доход, т.е. разницу между номинальной стоимостью и затратами на изготовление бумажных денег. Знаки стоимости могут выполнять всего две функции: как средство обращения и средство платежа.

Наличные деньги - это деньги, находящиеся в движении, в обороте (примером являются банкноты, казначейские билеты, разменная монета) и выпуск в обращение и изъятие из обращения которых осуществляет государство - это его монополия. Этот процесс носит название эмиссия, он осуществляется через государственное казначейство, либо Центральным Банком. Наличные деньги - это часть денежной массы. Если деньги обеспечены валютно-финансовыми запасами и другими ликвидными активами, их эмиссия называется обеспеченной.

Безналичные деньги - это деньги, хранящиеся в банках, размещенные на вкладах, либо депозитах, других разновидностях денежных активов.

Кредитные деньги возникают с развитием товарного производства, когда осуществляется с отсрочкой платежа и деньги в данном случае выступают обязательством, которое должно быть погашено через определенный период. Кредитные деньги характеризуются в условиях господства капитала, выражают взаимосвязь между товарами деньгами на рынке. Эту взаимосвязь можно выразить следующим образом Д - Т - Д. Кредитные деньги являются основой безналичного оборота, они имеют реальное обеспечение. Кредитные деньги совершают кругооборот в экономике, обслуживают ее различные секторы. Оборот кредитных денег обеспечивается через посредников (специализированных организаций и банки) путем записи на счетах их клиентов. Кредитные деньги прошли следующий путь развития: вексель > акцептованный вексель > банкнота > чек > электронные деньги > кредитные карточки.

Кредитные деньги являются основой безналичного оборота, они появляются в денежном обороте на ссудной основе, означающей предоставление определенной суммы заемщику кредитором с целью извлечения прибыли в виде процентной ставки. Эта процентная ставка является стоимостью ссудного капитала. Ее уровень меняется и зависит от соотношения спроса и предложения денег. Чем выше процентная ставка, тем выше предложение денег, а чем она ниже, тем выше спрос на деньги. Чаще всего ссуда предоставляется банками.

22. Денежное обращение

Деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Денежное обращение отражает направленные потоки денег. Движение денег при выполнении ими своих функций и, главным образом, в обслуживании процессов обращения товаров и услуг, осуществляется в двух формах: наличной и безналичной. Началу движения денег предшествует их концентрация. Объем денег зависит от номинального валового продукта.

Наличный денежных оборот включает в себя движение наличных денег в сфере обращения, и выполнение ими двух функций: средство платежа и средство обращения. Это непрерывный процесс движения денег, т.е. банкнот, банковских билетов, казначейских билетов. Наличный денежный оборот включает движение всей денежной массы за определенный период времени. Это движение осуществляется между юридическими, физическими лицами, населением и государственными органами.

Наличный оборот является одним из факторов воздействия на инфляцию, однако и сужение рамок наличного оборота имеет свои негативные последствия, такие как усугубляет платежные и бюджетные кризисы. Поэтому всегда важно прогнозирование наличного оборота как в целом по стране, так и по отдельным регионам.

Эмиссию денег для регулирования наличного оборота осуществляет, как правило, государственный банк. Он выпускает их в обращение и изымает из обращения. Основными звеньями наличного денежного оборота являются ЦБ и его звенья, т.е. территориальные учреждения ЦБ и система расчетно-кассовых центров (РКЦ). В их составе имеются резервные фонды денежных знаков и могут также формироваться оборотные кассы, которые осуществляют выдачу наличных денег. РКЦ обслуживают расчетную деятельность банков, инкассацию денег, операции, связанные с денежным обращением.

Безналичное обращение денег

Безналичное обращение денег - это движение стоимости без участия наличных денег: это перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений в зачет взаимных требований. Безналичный оборот осуществляется с участием посредников в лице специализированных организаций, т.е. банков, расчетных центров, депозитариев. Размер безналичного оборота зависит от объема товаров в стране, от уровня цен, звенности расчетов (сколько посредников участвует), размера распределительных и перераспределительных отношений, осуществляемых через финансовую систему. С помощью безналичного оборота уменьшаются затраты на осуществление взаимных расчетов, ускоряется оборачиваемость оборотных средств.

В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного оборота: по товарным операциям и финансовым обязательствам. В зависимости от способа платежа, вида расчетных документов, организации документооборота можно выделить следующие формы безналичных расчетов:

платежными поручениями;

по аккредитивам;

чеками;

по инкассо;

платежными карточками.

Безналичный оборот, обслуживающий финансовые операции, можно разделить на две части:

одна часть связана с выполнением обязательств предприятий и граждан перед государством по уплате налогов и сборов;

вторая часть - это финансовые операции, совершаемые участниками рынка с различными денежными инструментами через специализированные финансово-кредитные институты.

23. Денежные агрегаты

Для анализа и оценки изменений объема денежной массы используют различные показатели или денежные агрегаты. Они ранжируются по мере уменьшения ликвидности включаемых в них различных видов денежных средств.

Наибольшей ликвидностью обладают наличные деньги и поэтому ряд начинается с показателя М0. Его экономическое содержание - это наличные деньги в обращении плюс остатки наличных денег в кассах предприятий и организаций. М0 обслуживает наличное обращение.

М1 - включает в себя М0 плюс средства страховых компаний плюс депозиты населения до востребования в коммерческих банках. Агрегат М1 обслуживает операции по реализации ВВП, обслуживает накопление и потребление, операции по распределению и перераспределению национального дохода.

М2 - состоит из М1 плюс срочные депозиты населения в коммерческих банках плюс краткосрочные государственные ценные бумаги.

Агрегат М3 - включает М2 плюс депозитные сертификаты плюс ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке.

М4 у нас не используется, содержит М3 плюс ценные бумаги.

М5 - включает М4 плюс средства в иностранной валюте физических и юридических лиц.

Если в наличии много иностранной валюты в обращении существует агрегат М2х - это М2 и иностранная валюта физических и юридических лиц. Показатели М2 и М2х используются для определения уровня монетизации.

или этот показатель характеризует долю платежных средств в валовом внутреннем продукте и позволяет судить о достаточности денежной массы по отношению к произведенному ВВП.

Низкий уровень монетизации приводит к появлению в обращении денежных суррогатов, бартерных сделок, а чрезмерно высокий - к высокой инфляции.

Обратный показатель или - скорость обращения наличных и безналичных денег. Чем больше этот показатель, тем больше в экономике совершения спекулятивных операций, тем ниже вложение денег в реальное производство.

Государство регулирует прирост денежной массы по определенным видам денежных агрегатов и на определенный срок. Такой процесс называется таргетирование.

Спрос на деньги - это потребность в деньгах. Он включает следующие три составляющие:

Текущий спрос - это спрос, который возникает при необходимости покрытия текущих расходов.

Отложенный спрос - это спрос, связанный с необходимостью покрытия будущих затрат за счет накоплений и сбережений денег.

Спекулятивный спрос - это спрос на запас денег, когда хранение денег в наиболее ликвидной форме связано с ожиданием изменения доходности альтернативных денежных инструментов.

Наличные деньги позволяют реализовать спекулятивный эффект в случае колебания процентных ставок на ценные бумаги, например деньги могут помещаться в краткосрочные облигации, иностранную валюту.

Предложение денег - это количество денег, находящихся в обращении в определенный момент времени. При установлении количественных и качественных параметров предложения денег, важное значение имеют общий объем денежной массы и отдельные денежные агрегаты.

Для более полной характеристики денежных агрегатов используется понятие денежной базы.

Денежная база - это сумма намеченных денег (М0) и денежных средств в коммерческих банках, депонированных в качестве обязательных резервов в ЦБ. Эти деньги имеют не только большую ликвидность, но и определяют дееспособность ЦБ, его возможности выполнять свои обязательства.

В теории денег существует два похода к оценке спроса и предложения денег.

Й подход основан на том, что изменение количества денег в обращении предсказуемо влияет на цены и ВВП. Отсюда на первое место выходит контроль за такими макроэкономическими показателями как уровень инфляции, дефицит бюджета, рост ВВП.

Такая количественная классическая теория денег может быть представлена в виде уравнения обмена:

где - количество денег, находящееся в обращении;

- скорость обращения денег;

- объем производства;

- уровень цен.

Наилучшим показателем считается такой рост денежной массы, который соответствует 3%-ам объема производства. Величина спроса на деньги от скорости их обращения, от цен и реального объема производства.

ЙЙ подход основан на том, тчо изменение ВВП и изменение цен происходит под влиянием различных факторов, из которых скорость обращения денег и их количество не оказывают существенного воздействия. В этом случае главное - это политика государственных расходов, налоговая политика.

Индикатором роста спроса на деньги является рост номинального ВВП. Если происходит рост реального ВВП без роста цен, то увеличивается объем сделок, это приводит к росту спроса на деньги для обслуживания этих операций. Увеличение уровня цен без роста ВВП также увеличивает количество денег. Исходя из этого реальный ВВП рассчитывается как отношение номинального ВВП к индексу цен.

Предложение денег регулируется ЦБ в рамках соответствующей денежно-кредитной политики. Равновесие на рынке денег предполагает, что спрос на деньги со стороны хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств равен предложению денег со стороны ЦБ.

Расширение предложения на открытом рынке по приемлемым ставкам, проводимое ЦБ-ом, уменьшает денежную наличность и тем самым предложение денег в экономике.

24. Устойчивость денег

Основой устойчивости денег в обращении является денежная база, т.е. сумма находящихся в обращении наличных денег и денежных средств в банках, включая денежные резервы и остатки на счетах. Денежная база указывает на объем обязательств, который контролируется ЦБ. Денежная база меньше, чем денежная масса, но они взаимосвязаны и зависят от проводимой кредитно-денежной политики.

Важное значение имеет ограничение соотношения различных элементов денежной массы и, прежде всего, это удельный вес М0 к М2. Для регулирования этого показателя банк использует механизм эмиссии. Так увеличение денег в обороте свидетельствует о росте инфляции.

Устойчивость денег в экономике означает, прежде всего, равновесие на рынке денег, когда их покупательная способность остается без изменения либо ее колебания незначительны.

Устойчивость денег имеет важное значение для экономического роста, повышения уровня жизни населения, расширения экономических воздействий между регионами, государствами.

В обеспечении устойчивости денег важную роль играет государство, т.к. оно обеспечивает регулирование денежной эмиссии, осуществляет валютные интервенции для поддержания курса национальных денег. Устойчивость денег зависит от их обеспеченности товарами, активами и другими ценностями, участвующими в обороте, кроме того, существенная роль здесь принадлежит соотношению между доходами и расходами населения, платежеспособным спросом населения, предложением товаров, работ и услуг и активов. На устойчивость денег оказывает существенное воздействие и характер эмиссии и соотношение между кредитными и бумажными деньгами. Чем больше кредитных денег в экономике, тем выше платежеспособность денег.

При функционировании денег, обеспеченных товарами, изменение их количества в обороте не может оказать заметного влияния на изменение уровня цен. Существуют различные школы и направления, исследующие проблемы макроэкономической стабильности, в то числе и роль денег в ее обеспечении.

Существует два подхода к оценке роли денег в экономике:

1 подход. Джон Кейнс считал, что увеличение денежной массы на начальной стадии приведет к падению процентных ставок.

Зависимость спроса на деньги от величины процентных ставок можно изобразить графически (см. рис.1).

Увеличение денежного предложения будет сдвигать кривую спроса вправо и вверх. Спрос на деньги может вырасти независимо от процентной ставки, тогда кривая спроса сдвигается вправо, при этом же объеме денежного предложения. Если предложение денег растет, становится m1, то при этом же спросе на них процентная ставка снижается.

Снижение процентных ставок по Кейнсу приведет к росту спроса на деньги и на начальной стадии увеличение количества денег не вызовет мгновенного роста цен и доходов населения. Снижение процентных ставок увеличит инвестиционный спрос и тем самым вызовет экономический рост, т.к. предприятие имеет возможность получить дешевые деньги, в экономике увеличится объем производства и занятость населения, поэтому Кейнс считал, что государство должно активно вмешиваться в денежный рынок. В условиях экономического спада и депрессии оно должно увеличивать денежное предложение для стимулирования роста производства и занятости, а в условиях инфляции - уменьшать его. В условиях спада государство должно проводить политику дешевых денег, а в условиях инфляции - политику дорогих денег.

2 подход. Монетаристы считают, что связь между денежной массой и изменением ВНП не столь опосредована. И для обоснования своей концепции они используют формулу:

Если скорость обращения денег (V) относительно постоянна, то правая сторона (PQ) напрямую зависит от количества денег, поэтому увеличение денежного предложения приводит к росту номинального ВВП.

Монетаристы считают, что изменение денежной массы приведет к изменению (PQ) либо за счет роста цен (P), либо за счет увеличения физического объема товаров и услуг. Поначалу увеличение денежной массы может вызвать рост реального объема производства, но лишь на короткое время, а в длительной перспективе оно приводит к росту цен и инфляции.

25. Закон денежного обращения

Основываясь на уравнении обмена, можно определить необходимое количество денег в обращении. Зависимость между количеством денег, скоростью оборота денежной массы и реальным объемом производства определяет закон денежного обращения.

,

где М - количество денег, необходимых для обращения;

Р1Q1 - сумма цен товаров и услуг;

Р2Q2 - сумма цен товаров, проданных в кредит, по которым срок оплаты еще не наступил;

D1 - сумма платежей по наступившим долговым обязательствам;

D2 - сумма взаимопогашаемых платежей;

V - скорость оборота денег.

Факторы, влияющие на величину М:

1. Если Q1 увеличивается, то требуется больше денег в обращении;

2. Если Р1 увеличивается, то требуется больше денег в обращении;

3. Р2Q2 - степень развития кредитной системы, оказывает обратное влияние на количество денег в обращении: чем шире кредитные отношения, тем меньше необходимо денег;

4. D1 показывает количество денег, необходимых для погашения долга: чем больше существует отсроченных платежей, тем больше необходимо денег для их погашения;

5. D2 показывает степень безналичных расчетов, оказывает обратное влияние на М;

6. Скорость оборота денег, которая измеряется числом оборотов к денежной единице, оказывает обратное влияние на М.

26. Денежные системы

Денежная система - это исторически сложившееся и законодательно закрепленное устройство денежного обращения в стране, это совокупность денежно-кредитных инструментов, которые используются государством, предприятиями, домашними хозяйствами для обслуживания спроса и предложения товаров, активов и других факторов производства.

Денежная система характеризуется внутренними и внешними параметрами.

К внутренним относятся:

1. Выбор номинала денежной единицы;

2. Эмиссия денег в обращение;

3. Определение общего объема спроса и предложения денег;

4. Государственное регулирование и контроль за денежным обращением.

Государственное регулирование и контроль за денежным оборотом осуществляют Правительство и ЦентроБанк. В некоторой степени на регулирование оказывает влияние Парламент страны, если ему подотчетен ЦентроБанк.

Методы государственного регулирования денежного оборота зависят от уровня развития экономики, банковской системы, отраслевой структуры производства и других факторов. Методы регулирования включают: регулирование норм резервирования, регулирование процентных ставок, регулирование условий рефинансирования.

Государственный контроль осуществляется в соответствии с законодательством и специально уполномоченными для этого органами исполнительной власти.

Внешние параметры:

1. Валютный курс;

2. Конвертируемость национальной валюты;

3. Международные резервы.

Валютный курс устанавливается в соответствии с действующим законодательством, оказывает существенное влияние на экспортно-импортные операции и составление платежного баланса. Устанавливается исходя из приоритетной политики.

Конвертируемость национальной валюты обеспечивается за счет сбалансированности валютных потоков, золотовалютных резервов ЦБ, устойчивости спроса на мировом рынке на национальные товары, работы и услуги. Чем активнее используется национальная валюта во внешнеторговых сделках, тем выше ее конвертируемость и ликвидность на мировом рынке, тем устойчивее денежная система государства.

Международные резервы создают условия для устойчивости национальной валюты, позволяют развивать и расширять производство в национальном и мировом масштабах.

Недостаток международных средств ликвидности вызывает необходимость эмиссии наднациональных денег.

В зависимости от вида денег денежные системы подразделяют на системы металлического обращения и системы бумажно-кредитного обращения.

Классифицирование денежных систем отдельных государств принято проводить по различным признакам:

1. По виду денег как форме платежного средства;

2. По роли государства в регулировании денежного обращения.

Классификация по первому признаку:

a) Денежная система металлического обращения базируется на золотых и серебряных деньгах, которые выполняют все функции денег, а обращающиеся одновременно с ними банкноты могут быть обменены в любой момент на металлические деньги.

b) Денежная система бумажно-кредитного отношения базируется на бумажных или кредитных деньгах.

Денежные системы металлического обращения делятся на:

1) Биметаллизм - денежная система, при которой государство закрепляет законодательно в роли денег два металла: золото и серебро. Монеты из золота и серебра функционируют на рынке денег, предусматривается их свободная чеканка. На рынке устанавливается две цены на один и тот же товар в золоте и серебре. Биметаллизм существовал в XIV - XVII веках, в некоторых государствах до XIX века.

2) Монометаллизм - денежная система, при которой один денежный металл является всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения:

- При золотомонетном стандарте в обращении находились золотые монеты определенного веса и различные виды денежных знаков (банкноты, бумажные деньги, которые свободно обменивались на золотые монеты).

- При золотослитковом стандарте в обращении находились банкноты, которые обменивались только на золото в слитках с определенными ограничениями. Этот стандарт был введен в период стабилизации в экономике в некоторых государствах (Англия, Франция).

- В государствах с ограниченным запасом золота был введен золотодевизный стандарт. Он предполагал обмен национальных валют на другие валюты, в том числе и на валюту стран с золотослитковым стандартом.

Система бумажно-денежного обращения

В результате мирового экономического кризиса (1923-33 гг.) денежная система, базирующаяся на золотомонетном монометаллизме, уступает место системам бумажных и кредитных денег, не разменных на золото.

В процессе эволюции денежных систем постоянно происходит снижение издержек денежного оборота, обеспечивается экономия затрат. Тяжелые, дорогие, неудобные в хранении и перевозке золотые и серебряные деньги были вытеснены портативными, легкими знаками стоимости. Печатание таких денег и выпуск их в обращение требуют меньших затрат. Вексель, чек и другие формы кредитных денег способствуют еще большей экономии затрат, так как могут выписываться на значительные денежные суммы. Это позволяет экономить денежные купюры, исчезает необходимость носить наличные деньги.

Появление кредитных карточек и системы электронных расчетов позволили оперативно и на большие расстояния обслуживать денежные расчеты и существенно снизить затраты на осуществление денежного оборота.

Все бумажно-кредитные системы имеют следующие общие свойства:

1. Происходит вытеснение золота из внутреннего и внешнего денежных оборотов, золото выполняет лишь функцию сокровища, аккумулируется в золотых резервах банков;

2. Государство берет на себя регулирование денежного оборота;

3. Кредитные операции банков служат основой для выпуска наличных и безналичных денег;

4. Соотношение пропорций наличного и безналичного оборота меняется в сторону уменьшения доли наличных денег.

Денежные системы, основанные на бумажных и кредитных деньгах, существенно различаются в условиях рыночной экономики и административно-командной.

Основными чертами административно-командной бумажной денежной системы являются следующие:

1. Денежные средства предприятий хранятся на счетах единого государственного банка;

2. Осуществляется жесткое директивное управление денежной системой;

3. Директивно устанавливается валютный курс национальной денежной единицы;

4. Государственный банк является монополистом привлечения сбережений населения.

Основными чертами денежной системы, характерной для рыночной экономики, являются:

1. Децентрализация денежного оборота между различными кредитными организациями, это значит, что происходит разделение функций выпуска безналичных и наличных денег между звеньями банковской структуры (выпуск наличных денег осуществляют центральные банки, безналичных - коммерческие);

2. Отсутствует законодательное разграничение между безналичным и наличным платежными оборотами. Они находятся в тесной взаимосвязи, и безналичный оборот имеет приоритеты;

3. Механизм государственного денежно-кредитного регулирования имеет экономический характер;

4. Управление денежной системой централизовано и осуществляется через ЦБ, который не зависит в принятии своих решений от Правительства, кроме того, финансовый контроль за денежной системой осуществляется налоговыми органами;

5. Денежные знаки обеспечиваются активами банков, золотом, драгоценными металлами, валютой, ценными бумагами;

6. Сбережения населения привлекаются системой коммерческих банков, отсутствует монополия государственного банка.

Элементы денежной системы

Денежная система включает в себя следующие элементы:

1. Денежная единица;

2. Виды денег, имеющие платежную силу;

3. Эмиссионная система;

4. Кредитный аппарат.

Денежная единица - это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит как измеритель цен всех товаров.

Виды денег, имеющие платежную силу, - законные средства платежа, включая банкноты, казначейские билеты, разменные монеты.

Эмиссионная система - установленный законом порядок эмиссии и обращения денег.

Кредитный аппарат складывается из системы коммерческих банков.

27. Денежная система Российской Федерации

Начало XVI века.

Денежная система Российской Федерации функционирует в соответствии с правовыми основами конституции, федеральными законами, нормативными актами президента РФ, Правительства и Банка России.

В 1535 году в связи с присоединением к Москве княжеств была проведена первая денежная реформа.

Была введена десятичная система денежного счета.

Впервые вся чеканка монет сосредотачивается в Московском монетном дворе.

1564 год - попытка ввести в обращение серебряный рубль (массовая чеканка 1700 год).

1700 - 1718 года - вводится в обращение серебряный рубль.

1769 год - бумажные деньги (ассигнации 25, 50, 75 руб.) разменивались на серебряные, медные монеты.

Обесценение ассигнаций к 1839 году.

1839 год - девальвация (серебряный рубль = 3,5 рублям ассигнаций).

От биметаллизма к золотому монометаллизму 1839 - 1843 год - третья денежная реформа Канкрина.

Главная денежная единица - серебряный рубль (4 золотника).

1895 - 1897 - четвертая денежная реформа (реформа Витте) - введен золотомонетный стандарт (3 рубля, 10рублей).

Серебряные и медные монеты стали неполноценными деньгами.

1922 - 1924 - денежная реформа, были определены все элементы денежной системы.

Червонец утвердился как основная валюта (10 золотых рублей).

1947 - денежная реформа. Обмен находящихся в обращении денег на вновь выпущенные знаки, переоцнка денежных накоплений.

1961 - денежная реформа. Деноминация рубля (1/10).

Денежная система после распада СССР

Закон о ЦБ РФ 12 апреля 1999 года - определил основы денежной системы.

Официальной денежной единицей в нашей стране является рубль. Соотношение между рублем и другими драгоценными металлами не установлено.

Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется ЦБ на основании корзины валют и публикуется в печати.

В РФ имеются элементы денежной системы, банкноты, металлические монеты. Банкноты и монеты являются безусловным обязательством Банка России, обязательны к приему по нарицательной стоимости для всех видов платежей. Они обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе: золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных ресурсов, находящихся на счетах.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия обладает только ЦБ РФ.

Наличные деньги

Наличные деньги выпускаются в обращение на основании эмиссионного решения, то есть документа, выдаваемого правлением ЦБ, в пределах размера выпускаемых денег в обращение, установленного Правительством РФ. Контроль за организацией наличного и безналичного обращения возложен на БР.

Функции БР:

- Прогнозирование объемов;

- Создание резервных фондов;

- Процедура хранения, перевозки денег;

- Порядок замены денег;

- Порядок ведения кассовых операций;

- Разработка денежно-кредитной политики;

- Поддержание конкурентноспособности рубля.

Валюта РФ включает:

1. Находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банкнот и монет.

2. Средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях.

3. Средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами России.

28. Необходимость и сущность кредита

Кредит - это договор между юридическими и физическими лицами о займе ими ссуд.

Три принципа:

- Срочность;

- Платность;

- Возвратность.

Кредит - это форма движения ссудного капитала.

Ссудный капитал - это денежный капитал, предоставленный в ссуду на условиях срочности, платности, возвратности и обеспеченности.

Кредит обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредитором и заемщиком.

При помощи кредита свободные деньги, то есть капитал и доходы предприятий и граждан и государства, аккумулируются, превращаясь в ссудный капитал, который за плату передается во временное пользование.

С помощью кредита решаются следующие задачи:

1. Прежде всего, облегчается процесс перелива капитала из одних отраслей в другие. Ссудный капитал перераспределяется в те сферы, где обеспечивается более высокое пополнение кредитов или они являются приоритетными с точки зрения общенациональных институтов в России. Кредит - это основной источник удовлетворения огромного спроса на денежные ресурсы.

2. Даже при высоком уровне самофинансирования предприятия нуждаются в заемных денежных ресурсах для осуществления инвестиций и текущей деятельности. Кредит стимулирует развитие производственных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширенного производства.

3. Кредит необходим для обеспечения непрерывности кругооборота фондов, действующих на предприятии, с помощью кредита обслуживается процесс производства и реализации продукции.

4. Кредит способен оказать активное воздействие на объем и структуру денежной массы, платежного оборота, скорость обращения денег. Благодаря кредиту, происходит более быстрый процесс капитализации прибыли, происходит концентрация производства.

Таким образом, кредит способствует экономическому росту, преодолению кризиса, созданию инфраструктуры, без кредита невозможна структурная перестройка.

29. Источники формирования ссудного капитала

1. Временно свободные денежные средства государства, хозяйствующих субъектов, физических лиц, которые на добровольной основе передаются финансовым посредникам.

2. По мере развития производства, расширения сферы безналичных расчетов возник новый второй источник - это средства, временно высвобождающиеся в процессе кругооборота промышленного и торгового капитала - это амортизационный фонд предприятия, часть оборотного капитала в денежной форме, денежные средства, возникшие в процессе разрыва между начислением и перечислением (кредиторская задолженность по уплате налогов, платежей в бюджет, выплате заработной платы), прибыль.

В зависимости от уровня развития рыночных отношений то первый, то второй источник приобретает главенствующую роль. Так в России в настоящее время ссудный капитал формируется в основном за счет второго источника, а в развитых рыночных странах - за счет первого. Причины этого:

1. Не все банки имеют право на операции с физическими лицами.

2. Согласно законам предприятия хранят денежные средства на расчетных счетах в банках, остатками которых те распоряжаются без согласия собственников. Использование таких ресурсов практически бесплатно или составляет минимальную плату.

Основные условия для существования кредита:

1. Несовпадение во времени индивидуальных кругооборотов и оборотов производственных фондов отдельных товаропроизводителей. Например, предприятия в разные периоды имеют различную потребность в оборотных средствах. Это приводит к тому, что у одних предприятий есть свободные денежные ресурсы, и они могут дать их взаймы другим, у которых их недостаточно.

2. Кредитор и заемщик должны быть юридически самостоятельными организациями. Это обеспечивает экономическую ответственность сторон.

3. Кредитор и заемщик должны быть заинтересованы в кредитных отношениях. Данную функцию выполняет банковская процентная ставка. Она должна быть оптимальной, так как, с одной стороны, кредитор стремится получить максимальную прибыль, а для заемщика она должна быть доступной (возможность уплаты без ущерба для производства).

Ссудный капитал осуществляет следующие функции:

1. Перераспределительная. Капитал в физическом виде не может переливаться из одной отрасли в другую. Этот процесс осуществляется в форме движения денежного капитала, и поэтому кредит необходим экономике как эластичный механизм перелива капитала.

2. Экономия издержек обращения. Кредит выполняет функцию замещения действительных денег кредитными. На современном этапе данная функция проявляется через развитие безналичных расчетов. Таким образом, кредит оказывает активное воздействие на структуру денежной массы и скорость обращения денег.

3. Кредит стимулирует развитие производительных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширенного производства.

Кредит выступает в качестве мощнейшего средства регулирования экономики.

30. Формы и классификация кредита

Существуют различные формы кредита:

1. Коммерческий;

2. Банковский;

3. Государственный;

4. Потребительский;

5. Ипотечный;

6. Межбанковский;

7. Межхозяйственный и другие.

Они отличаются составом участников, объемом ссуд, сроками, сферой деятельности, величиной процентной ставки.

Коммерческий кредит предоставляется в товарной форме продавцами своим покупателям в виде рассрочки платежа за проданный товар. Его применяют с целью увеличения объема реализации товаров. Оформляется в виде долгового обязательства, то есть векселя, оплачиваемого через коммерческие банки. Особенностью коммерческого кредита является то, что ссудный капитал сливается с промышленным капиталом. Проценты по коммерческому кредиту, входящие в цену товара и в сумму векселя, как правило, ниже, чем по банковскому кредиту. В развитых странах коммерческий кредит составляет 20-30 % от всех кредитных сделок.

Банковский кредит предоставляется в виде денежных ссуд коммерческими банками и другими финансово-кредитными учреждениями (финансовыми компаниями, сберкассами, страховыми обществами, негосударственными пенсионными фондами и так далее) юридическим лицам, государству, населению, иностранным клиентам. Он по своим границам превосходит коммерческий кредит по размерам, срокам, направлениям, имеет более широкую сферу применения. В зависимости от срока и назначения различают:

- Текущий банковский кредит;

- Инвестиционный банковский кредит.

Потребительский кредит предоставляется торговыми компаниями, банками, специализированными кредитно-финансовыми учреждениями для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа, как в товарной, так и в денежной форме. С его помощью реализуются товары длительного спроса. Срок - до 3 лет, процентная ставка - 10-25 %.

Ипотечный кредит выделяется на приобретение или строительство жилья либо покупку земли.

При государственном кредите заемщиком выступает государство или органы местной власти, а кредит приобретает вид государственного займа, реализуемого через финансово-кредитные институты, прежде всего через ЦБ. Этот вид кредита можно разделить на:

- Собственно государственный кредит;

- Государственный долг.

Межбанковский кредит предоставляется банками друг другу, когда у одних имеются свободные ресурсы, а у других их недостает. Размеры таких операций значительны, на долю межбанковских кредитов из общей суммы кредитных вложений приходится 20 %.

Межхозяйственный кредит. Субъектами кредитных отношений в данном случае выступают различные предприятия и организации, дающие средства взаймы друг другу. Этот вид кредита имеет сходство с коммерческим кредитом, но в отличие от него, имеющего товарный характер, межхозяйственный кредит предполагает предоставление денежных средств взаймы. Такие ссуды в порядке оказания финансовой помощи могут получить предприятия при временных финансовых затруднениях от корпораций, в состав которых они входят.

Международный кредит охватывает экономические отношения между государствами и международными экономическими организациями. Он имеет как частный, так и государственный характер и отражает движение ссудного капитала в сфере международных экономических и валютно-финансовых отношений. Международный кредит существует в форме коммерческого и банковского кредита.

Кредиты классифицируются еще и по следующим признакам:

1. По основной группе заемщиков кредит может выделяться:

- населению;

- хозяйствующему субъекту;

- государственным органам власти.

2. В зависимости от назначения или направления различают:

- потребительский;

- промышленный;

- торговый;

- сельскохозяйственный;

- бюджетный;

- инвестиционный.

Банковский кредит в зависимости от срочности кредитования подразделяют на:

- Краткосрочный;

- Среднесрочный;

- Долгосрочный.

Краткосрочный кредит обслуживает текущие потребности заемщиков, связанные с пополнением оборотного капитала. Краткосрочными считаются те кредиты, срок возврата которых по международным стандартам не выходит за пределы одного года.

Среднесрочные и долгосрочные кредиты обслуживают долговременные потребности заемщиков (модернизацию, реконструкцию предприятия, осуществление капитальных затрат, расширение производства). В США среднесрочный кредит составляет 1 - 8 лет, в Германии - 1-6 лет.

Кроме того, существует вид кредита особой срочности - онкольный кредит. Он погашается по первому требованию и выдается, как правило, брокерам, дилерам и клиентам для сверхкрайнсрочных нужд. Используется, как правило, при биржевых сделках.

По размерам различают крупные, средние и мелкие кредиты.

По обеспечению: необеспеченные и обеспеченные, которые подразделяются на залоговые, застрахованные и гарантированные.

По способу выдачи банковские ссуды разграничиваются на компенсационные и платежные. Компенсационный кредит направляется на расчетный счет заемщика, платежная банковская ссуда направляется на оплату расчетно-денежных документов, предъявленных заемщику к оплате по кредитуемым мероприятиям.

По методам погашения кредиты подразделяются на банковские ссуды, погашенные в рассрочку, и, погашенные единовременно.

31. Структура современной кредитной системы

Кредитная система включает совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования. Кроме того, это совокупность банков и других финансово-кредитных институтов, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду.

Современная кредитная система состоит из следующих основных звеньев:

1) ЦБ, государственные и полугосударственные банки;

2) Банковский сектор:

- коммерческие банки;

- сберегательные банки;

- инвестиционные банки;

- ипотечные банки;

- специализированные торговые банки;

- инновационные банки.

3) Специализированные небанковские финансово-кредитные учреждения:

- страховые компании;

- пенсионные фонды;

- кредитные союзы;

- инвестиционные компании;

- финансовые компании;

- расчетные центры;

- лизинговые фирмы;

- факторинговые фирмы;

- ломбарды.

Такая структура является типичной для большинства развитых государств (США, государств Западной Европы, Японии). Однако, по степени развитости тез или иных звеньев отдельные страны отличаются друг от друга.

До революции кредитная система Российской Федерации имела три уровня, третий уровень - биржи.

В советский период существовали специализированные банки.

С 1991 года кредитная система РФ начала выстраиваться по типу кредитных систем развитых государств.

Современная кредитная система РФ состоит из:

1. ЦБ РФ;

2. Коммерческих банков;

3. Развиваются специализированные финансово-кредитные институты: пенсионные фонды, страховые компании, кредитные союзы, ассоциации кредитных организаций.

Новая структура кредитной системы в большей степени стала отражать потребности рыночного хозяйства. Она строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой. В то же время процесс становления не закончен, кредитная система развивается и совершенствуется.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты