Рефераты

Финансы

Финансы

Тема 1. Сущность, функции и роль финансов

План лекции:

Понятие финансов

Роль финансов в процессе расширенного воспроизводства

Функции финансов

Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий (ценой, оплатой труда, кредитом)

Понятие финансов

Финансы - это экономическая категория, а любая экономическая категория выражает определенные экономические отношения. Финансовые отношения имеют целый ряд особенностей по сравнению с другими экономическими отношениями:

Денежные отношения;

Распределительные отношения;

Связаны с формированием и использованием фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.

Эти особенности позволили выделить финансовые отношения из общей массы экономических отношений.

Финансы - это совокупность экономических отношений отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота.

Как стоимостная категория финансы выражают экономические отношения, связанные с распределением общественного продукта и образованием денежных доходов, фондов направляемых на удовлетворение потребностей хозяйствующих субъектов, государства. Финансы охватывают лишь те экономические отношения которые связанные с формированием и использованием децентрализованных и централизованных фондов.

Понятие «финансы» охватывает обширную область экономических отношений, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства.

Таким образом, предметом науки о финансах являются, экономические отношения связанные с распределением общественного продукта.

Объектом финансов являются - целевые денежные фонды, доходы. Субъектом финансов являются предприятия, организации, население, государство.

Термин финансы произошел от латинского «finis» - конец, финиш, окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений (первоначально в Древнем Риме между населением государством). Позже термин трансформировался «financia», применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем как - совокупность доходов и расходов государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов.

Авторство термина «финансы» приписывается французскому ученому Ж. Бодену, который в 1577 г. издал работу «Шесть книг о республике».

Первым автором работы о финансах был Ксенофонт (430-365гг. до н.э.) « О доходах Афинской республики».

У Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) воззрения в области финансов изложены в работе «Афинское государственное устройство».

Но не всякая денежная операция относится финансовой, поскольку деньги опосредуют движение всей стоимости общественного продукта, которое осуществляется при помощи разных экономических категорий - цена, оплату труда, финансов, кредита, страхование и д.т..

В иерархии общественных отношений денежные отношения относятся к экономическим, которые в свою очередь, включаются в производственные отношения - определяющую часть системы общественных отношений (см. схему 1.1). Отсюда следует, что финансовые отношения это часть производственных отношений они являются базисными.

Схема 1.1 Последовательность отношений в общественной системе

Для понимания сущности финансов в первом случае можно принять за точку отсчета в воспроизводственном процессе (в целом или в индивидуальном кругообороте производственных фондов отдельного хозяйствующего субъекта - производителя) момент разделения стоимости и начала относительно самостоятельного движения денежной ее формы при реализации изготовленной продукции. При заранее обусловленном характере производства формируются пропорции структуры реализуемого продукта на элементы, соответствующие «С», «V» , «т» и образуются соответствующие им фонды денежных средств или накоплений этих средств.

Движение стоимости в экономике можно проследить по этим основным элементам, которые характеризуют главные компоненты стоимости в процессе воспроизводства:

где: Р -- совокупный (валовой) общественный продукт;

С - производственные материальные затраты;

V - стоимость необходимого продукта;

m - стоимость прибавочного продукта.

При этом выделяются фонды оборотных средств, амортизационные и другие отчисления (например, на социальные нужды), фонд оплаты труда, доход.

1.1.Роль финансов в процессе расширенного воспроизводства

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, их роль и значение зависит от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполненным функциям.

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить потребности государства и предприятия в денежных средствах. Финансы - связывающее звено между созданием и использованием национального дохода. Они воздействуют на производство, распределение и потребление. Удовлетворяя потребности, связанные с развитием производства, потребности работника и его семьи, финансы предприятия и домохозяйств обслуживают процесс смены формы стоимости (товарной, денежной).

Финансы государства обслуживают процесс в общегосударственном масштабе, обеспечивая удовлетворение общественных потребностей (оборона, культура, образование, управление и др.) и социальную защиту отдельных групп населения (пособия на безработицу, пособие по беременности и т.д.).

Помимо традиционных функций государство осуществляет функции по регулированию хозяйственных процессов, поскольку через республиканский бюджет перераспределяется более 40% ВВП и 20% совокупного общественного продукта (по Казахстану). Это дает возможность планомерно осуществлять воспроизводственные процессы, финансировать приоритетные направления экономики. Между тем финансирование может быть неэффективным в результате субъективных волевых решений.

Рыночная экономика привела усилению роли финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов наряду с традиционными возникают новые группы финансовых отношений. Взаимосвязи между ними усложняются. Во-вторых - финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некоторую обособленность. Деньги, как материальная основа финансов, выполняя функцию средства обращения становятся капиталом, т.е. самовозрастающейся стоимостью. В-третьих, происходит снижение роли финансов на микро-уровне и увеличение значения финансов на макроуровне. Переход страны на новые экономические отношения вызвали значительный спад производства, безработицу, социальную и капиталистическую нестабильность, инфляцию и т.д. В этих условиях финансовая политика неустойчива, часть меняется. Вместе с тем вырисовываются следующие тенденции:

финансовые ресурсы концентрируются не. только в бюджете, но и в других фондах - пенсионном, занятости, медицинского страхования;

бюджет в основном пополняется за счет налогов. Основной упор на налог привел еще большему спаду производства. Возникает необходимость совершенствования налоговой системы;

финансирование народного хозяйства из бюджета уменьшилась с 60% до 12%, что свидетельствует о невмешательстве государства на экономику.

1.2. Функции финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та работа, которую выполняют финансы.

В настоящее время наибольшее признание получили 2 основные концепции финансов распределительная и воспроизводственная.

Сторонники первой концепции считают, что финансы возникают на второй стадии общественного воспроизводства - в процессе распределения стоимости общественного продукта в ее денежной форме.

Согласно данной концепции финансы выполняют 2 функции - распределительную и контрольную.

С помощью распределительной функции распределяется и перераспределяется весовой (совокупный) общественный продукт и его важнейшая часть - национальный доход, а также часть национального богатства.

Различают первичное распределения общественного продукта и последующее или перераспределения.

При первичном распределении из общего объема совокупного общественного продукта выделяются фонд возмещения (материальные затраты и амортизационные отчисления) и вновь созданная стоимость - национальный доход, формируются первичные доходы производственной сферы (хозяйствующих субъектов и их работников). Перераспределение - это процесс дальнейшего уже собранного в бюджете части общественного продукта по субъектам хозяйствования, как в отраслевом так и в территориальном разрезе для ведения расширенного воспроизводства и потребления. Та часть государственного фонда денежных средств, которая направляется для расширения производства (прироста производственных фондов), называется фондом накопления.

Следовательно, через распределительную функцию финансы удовлетворяют определенные общественные потребности, которые отражают экономические интересы государства, экономических агентов, путем формирования денежных доходов и расходования средств. Таким образом, через распределительную функцию раскрывается сущность финансов как категории распределения, выявляются экономические отношения, связанные с движением совокупного общественного продукта, его составных элементов в денежной форме и создаются условия для реализации общественного продукта в натурально-вещественном выражении посредством купли-продажи. В итоге должны быть удовлетворены экономические интересы всех участников общественного производства с учетом конкретного трудового вклада и степени участия в общественном производстве.

Представители воспроизводственной концепции рассматривают финансы как категорию воспроизводства в целом, а не одну (распределительную) стадию. Они утверждают, что финансы - это категория производства, поскольку они обслуживают кругооборот производственных фондов (капитала). Финансы - категория обмена, так как при обмене продолжается процесс распределения общественного продукта.

Таким образом, сторонники воспроизводственной концепции считают, что финансы - категория не одной стадии, а всего воспроизводства в целом, поскольку все стадии общественного производства тесно связаны между собой.

В отличии от распределительной концепции финансов, определяющей их природу в движении денежных средств, воспроизводственная концепция эту природу определяет в движении стоимости в денежной форме. В соответствии с расширительным пониманием сущности финансов сторонники воспроизводственной концепции наделяют финансы следующими функциями:

образованием формирования денежных доходов и фондов

использованием денежных доходов и фондов

контрольная функция

Следует отметить, что контрольная функция признается представителями всех концепций.

Контрольная функция проявляется в финансовом контроле, но эти понятия нельзя отождествлять. Контрольная функция - внутреннее свойство финансов, а финансовый контроль - практическое использование контрольной функции как присущего финансам объективного содержания. Контрольная функция действует не изолировано, а в органической связи с другими функциями. Среди денежных отношений, выраженных в финансовой форме, нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием финансовых ресурсов, но нет и финансовых отношений, которым была бы присуща только контрольная функция.

1.3. Взаимодействие и взаимосвязь финансов со стоимостными категориями (ценой, оплатой труда, кредитом)

Финансы, опосредуя создание валового общественного продукта и национального дохода, взаимодействуют с другими стоимостными (денежными) категориями - ценой, кредитом, оплатой труда, страхованием и т.д.. Эти денежные категории также участвуют во всех стадиях воспроизводственного цикла, однако мера и формы их участия неодинаковы. Каждая из названных категорий занимает свое особое место в системе воспроизводственных отношений, участвуя присущими только ей методами и способами в обеспечении движения общественного продукта и национального дохода.

Цена выступает как исходная категория стоимостного распределения, опосредуя переход продукта труда из натурально-вещественной формы в денежную и его движение от одного владельца к другому на основе актов купли-продажи. В процессе распределения могут возникнуть отклонения цен от стоимости, в результате чего у одних производителей реализуется большая стоимость, а у других -- меньшая. В таком случае в перераспределительный процесс вступают финансы со своими методами: они изымают часть стоимости (например, с помощью акцизов, налогов на экспорт или импорт, таможенных пошлин) или передают недополученную часть стоимости путем субвенций (дотаций), бюджетного или отраслевого финансирования. Следует иметь в виду, что отклонение цен от стоимости может сознательно устанавливаться государством при проведении политики цен (регулируемые цены по государственному заказу, по государственным закупкам, социально низкие цены, цены определяемые высоким спросом - монопольные цены). В условиях рынка преобладают свободные цены, формируемые спросом и предложением товаров, услуг.

Финансы тесно связаны с оплатой труда. Фонд оплаты труда (фонд заработной платы) в сфере материального производства вычленяется из выручки от реализации продукции с помощью финансов. Этот фонд может формироваться в зависимости от объема произведенной продукции. В случае использования в хозяйственной практике категории дохода фонд оплаты труда формируется в более тесной увязке с достигнутыми финансовыми результатами. Валовой доход*, как разница между выручкой от реализации продукции и прямыми издержками, вбирает в себя экономию на этих издержках и поэтому характеризуется как комплексное финансовое понятие, объединяющее в денежном выражении все усилия хозяйственного органа по количественным и качественным результатам деятельности. Здесь присутствует и Ценовой фактор: в случае реализации продукции повышенного качества, и экономия материальных затрат, и относительная экономия т использования основного капитала, выступающая в виде Уменьшения доли амортизационных отчислений, приходящихся на больший количественный объем продукции, увеличивают прибыль или доход.

Взаимодействие финансов с кредитом проявляется весьма тесно. Как и в финансах, в кредитных отношениях формируются и используются денежные фонды, называемые ссудными, для целей долгосрочного и краткосрочного кредитования хозяйствующих субъектов, населения, государства.

Взаимосвязь финансов и кредита ярко прослеживается в процессах формирования финансовых и кредитных ресурсов, где действие обеих категорий взаимонаправлены: с помощью финансов образуются кредитные ресурсы банков: средства хозорганов, амортизационные отчисления, часть выручки от реализации продукции для восполнения оборотных средств, которая не сразу направляется на приобретение материальных ресурсов и другие средства. С помощью кредита формируются финансовые ресурсы: ссуды восполняют финансовые ресурсы хозорганов - до момента погашения; платежи банков в бюджет из дохода по результатам их деятельности и в ряде других случаев; возможные бюджетные заимствования у банков для финансирования расходов государства.

Таким образом прослеживается определенная взаимозаменяемость обеих категорий в обеспечении потребностей расширенного воспроизводства.

Вместе с тем, между рассматриваемыми категориями имеются определенные различия. Если финансы распределяют и перераспределяют общественный продукт, то кредит участвует только в перераспределении, продолжая распределение, начатое финансами. Объектом кредита является только та часть стоимости, которая на данный момент является временно свободной, что позволяет аккумулировать ее в ссудный фонд для удовлетворения потребностей хозорганов и населения, нуждающихся в денежных средствах.

Тема 2. Организация финансовой системы

План лекции:

Сущность и структура финансовой системы

Организация финансовой системы Республики Казахстан

2.1. Сущность и структура финансовой системы

Финансовая система - это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений.

Понятие «финансовая система» охватывает совокупность отношений, на основе которых образуются и используются соответствующие фонды денежных средств, а также органов, организующих эти отношения.

Термин «система» означает множество элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих определенную целостность, единство. Замечательным свойством системы является проявление в ней синергетического эффекта - превышения системного эффекта по сравнению с результатами независимого функционирования отдельных элементов.

Действие взаимосвязанных элементов - подсистем, которые классифицируются по разным критериям.

В вышеприведенном определении термина заложена принципиальная модель классификации финансовой системы исходя из сущностной характеристики финансов, их места в общественно-экономических процессах. В соответствии с этим критерием финансовая система состоит из трех частей:

совокупность финансовых отношений;

совокупность фондов денежных средств;

финансовый аппарат управления.

Финансовая система является системой интеграционного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой - представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, внешнеэкономическая, финансовых планов (прогнозов), законодательного обеспечения финансового контроля.

Помимо функционального критерия классификации финансовой системы применяется классификация по признаку субъектов финансов (участвующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему по звеньям.

Звенья, как соподчиненный ряд классификации, содержат элементы высшего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает финансовой системе интеграционный характер.

2.2. Организация финансовой системой Республики Казахстан

Место и роль отдельных составляющих финансовой системы неодинаковы. Первичный (главный) элемент занимает ведущее место среди других элементов системы, поскольку его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы являются определяющей. Таким элементом в финансовой системе выступают общегосударственные финансы, представленные в первую очередь государственным бюджетом.

Финансы хозяйствующих субъектов сферы материального производства составляют основу финансов, они являются исходным звеном финансовой системы, поскольку в материальном производстве создается реальный продукт - основной источник финансовых ресурсов общества.

Финансы населения (домашних хозяйств) представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Население (граждане) вступает в отношения своими денежными средствами с общегосударственной финансовой системой и хозяйствующими субъектами производственной и непроизводственной сфер всех форм собственности.

Финансовая система РК подразделяется на общегосударственные финансы и на финансы хозяйствующих субъектов.

Первое звено Общегосударственные финансы включают финансовые отношения, выраженные в государственном бюджете (Республиканский бюджет, местные бюджеты) как экономической форме образования централизованного фонда финансовых ресурсов и основном финансовом плане государства, во внебюджетных специальных фондах (Государственный накопительный пенсионный фонд, Инвестиционный фонд, Инновационный фонд, Национальный фонд РК), как дополнительных формах целевого финансирования общественных нужд, в государственном кредите (государственный долг: внешний и внутренний). Государственный кредит включается в финансовую систему, хотя кредитные отношения отличаются от финансовых. Но в силу того, что этот вид кредита направлен на цели покрытия дефицита бюджета, а также обеспечения устойчивости государственных финансов, расчеты по нему осуществляются за счет бюджетных средств - это подзвено можно считать принадлежащим как финансовой, так и кредитной системам.

Второе звено - финансы хозяйствующих субъектов имеет два относительно самостоятельных подзвена:

финансы хозяйствующих субъектов сферы материального производства (реальный сектор);

финансы организаций и учреждений отраслей непроизводственной сферы.

В первом подзвене - финансах производственной сферы решаются задачи формирования и эффективного использования децентрализованных фондов денежных средств в производственных компаниях, фирмах, корпорациях, других формах организаций хозяйственной деятельности, а также централизации средств в целевых и резервных фондах вышестоящих органов названных хозяйствующих субъектов. Финансы этого подзвена обслуживают производственную деятельность, обеспечивают активное воздействие финансовых рычагов на рост производительности труда, на повышение эффективности других качественных показателей производства. Сюда относятся следующие составляющие, охватывающие низовые звенья и их вышестоящие органы:

финансы производственных хозяйствующих субъектов промышленности;

финансы сельскохозяйственных хозяйствующих субъектов;

финансы грузового транспорта (железнодорожного, речного, морского, автомобильного, воздушного, магистрального, трубопроводного);

финансы строительства;

финансы связи (в части обслуживания производства);

финансы производственной кооперации;

финансы водного хозяйства;

финансы геологоразведочных организаций;

финансы других подотраслей сферы материального производства (государственных закупок, заготовок, торговли, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения).

Место и роль второго подзвена - финансов непроизводственной сферы в финансовой системе определяется ее связью с распределением и использованием национального дохода. Финансовые отношения в этом подзвене возникают в его первичных структурах и между ними, с другими звеньями финансовой системы, со звеньями иных экономических систем: цен, кредита и др. Финансы отраслей непроизводственной сферы включают такие составляющие:

1) финансы жилищно-коммунального хозяйства;

финансы бытового обслуживания населения;

финансы пассажирского транспорта;

финансы потребительской кооперации;

финансы ряда отраслей (связи и др. в части непроизводственной деятельности);

финансы здравоохранения и физической культуры;

финансы образования;

финансы культуры и искусства;

финансы науки и научного обслуживания;

финансы общественных организаций;

1) финансы банковски-кредитных и страховых организаций;

финансы коммерческих и посреднических организаций (в том числе товарных и фондовых бирж, брокерских контор, фондов и т.д.);

финансы органов управления;

финансы обороны;

финансы органов защиты правопорядка.

Во втором звене финансовые отношения обслуживают движение уже созданной стоимости по каналам ее перераспределения в целях дальнейшего потребления через формирование многочисленных фондов денежных средств различного целевого характера.

Совокупность централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, присущих звеньям финансовых отношений, составляют вторую часть финансовой системы. Материальное содержание финансов находит выражение в формировании и использовании финансовых ресурсов, включающих многие денежные фонды: бюджетные, государственного и негосударственного социального страхования и обеспечения, амортизации, оборотных средств, потребления. Одни фонды централизованы в большей степени, другие - в меньшей, одни фонды постоянно расходуются (фонд потребления), другие временно сохраняются (резервные фонды), третьи- накапливаются (амортизационные отчисления).

Формы финансовых отношений и фонды денежных средств образуют управляемый материальный объект. Управляющим субъектом выступают финансовый аппарат, который представляет собой систему государственного и общественного аппарата управления финансами и является третьей частью финансовой системы.

Финансовый аппарат, занимающийся экономической и контрольной работой в процессе организации и планирования финансовой деятельности, совершенствованием связей звеньев финансовых отношений совместим с другими частями финансовой системы и органически входит в нее. Это означает переплетение в финансовой системе как базисных, так и надстроечных отношений и управляемость ее. Наряду с понятием финансовой системы есть еще обобщенное понятие финансово-кредитной системы, в которую включаются не только звенья финансовой системы, но и кредитная система. Финансово-кредитная система объединено функционирует преимущественно в сфере материального производства, поскольку в непроизводственной сфере кредитные отношения ограничены, хотя кредитные учреждения относятся к непроизводственной сфере деятельности.

В основу построения финансовой системы положены следующие принципы:

Сочетание централизма и демократизма в организации финансовой системы; это проявляется в том, что при централизованном руководстве со стороны государственных финансовых органов, одновременно большие права и самостоятельность предоставляется местным финансовым органам и хозяйствующим субъектам.

2.Соблюдение национальных и региональных интересов. Требования этого принципа призваны обеспечить национальное равноправие в финансовых отношениях, равно как и социально приемлемый уровень развития регионов. Выражением его в построении финансовой системы является соответствие структуры государственных финансовых органов национально-государственному и административно-территориальному устройству. Каждая область, район и город имеют соответствующий аппарат финансовых органов. В низовых структурах могут отсутствовать специальные финансовые органы, тогда их функции выполняет аппарат местной администрации. Особое значение этот принцип приобретает в многонациональных государствах с федеративным устройством.

3.Принцип единства финансовой системы предопределяется единой финансовой политикой, проводимой государством через центральные финансовые органы, едиными целями, стоящими перед всеми финансовыми органами. Управление всеми звенья ми финансов базируется на единых основных законодательных и нормативных актах. Принцип единства финансовой системы находит свое конкретное воплощение в системе взаимоувязки финансовых планов и балансов, разрабатываемых на всех уровнях управления экономикой.

4. Принцип функционального назначения отдельных составных элементов финансовой системы выражается в том, что каждое звено финансов решает свои задачи. Ему соответствует особый финансовый аппарат. Организацию работы по формированию и использованию ресурсов государственного бюджета осуществляет Министерство финансов и Министерство государственных доходов.

Финансовая система должна постоянно совершенствоваться.

Главной задачей этого процесса является усиление ее воздействия на стабилизацию и последующее социально-экономическое развитие страны, обеспечение неуклонного роста валового национального продукта, финансовых ресурсов, укрепление коммерческого и хозяйственного расчета во всех звеньях общественного производства. Предстоит повысить действенность государственного управления финансами на основе усиления централизованных начал в сочетании с широким внедрением экономических методов руководства, самостоятельности хозяйствующих субъектов, местных органов власти в производственном и социальном развитии.

Состоянием финансов определяется положение дел в обществе и поэтому программы стабилизации и развития должны предусматривать реализацию, в первую очередь, общеэкономических мер по повышению эффективности экономики. В ряду этих мер - совершенствование производственных отношений, социальная переориентация экономики, структурные преобразования национального хозяйства, ускорение научно-технического прогресса, активизация внешнеэкономической деятельности, решение проблемы насыщения потребительского рынка за счет внутреннего производства. В числе финансовых мероприятий необходима рационализация инвестиций, снижение затрат на содержание аппарата управления, ужесточение режима экономии на всех уровнях хозяйствования; в низовых звеньях экономики - ликвидация убыточности, развитие коммерческого расчета, индикативное регулирование финансовых взаимоотношений во всех звеньях финансовой системы.

Тема 3. Финансовая политика и финансовый механизм

План лекции:

Сущность и значение финансовой политики

Типы финансовой политики

Цели, задачи и принципы финансовой политики

Содержание и структура финансового механизма

3.1. Сущность и значение финансовой политики

Финансовая политика - это совокупность мероприятий и намерений, приводимых государством в области финансов для осуществления своих функций и задач. Финансовая политика является составной частью экономической политики.

В системе материалистической диалектики финансовая политика относится к надстройке, которые она выражает, являющихся базисными - выступающими как часть производственных отношений определенной общественно-экономической формации.

Финансовая политика, как и экономическая политика, в целом разрабатывается государством исходя из требований экономических законов (закон спроса и предложения, закон стоимости, закон возвышений потребностей и др.).

В реальной жизни финансовая политика реализуется через финансовый механизм. Финансовый механизм представляет собой систему видов, форм и методов организации, планирования и управления финансами. Через финансовый механизм происходит управление финансовыми отношениями по формированию и использованию целевых фондов денежных средств и накоплений для осуществления государственных программ экономического и социального развития.

Финансовая политика государства делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия представляет собой долговременный курс предусматривающий решение крупномасштабных задач экономики и социального развития общества. Финансовая тактика представляет собой краткосрочный курс, конкретизирующий стратегические установки и направлен на решение неотложных задач, возникающих диспропорций и отклонений в финансах и экономике страны.

3.2. Типы финансовой политики

Анализ финансовой политики, применявшейся различными государствами, позволяет выделить четыре её основных типа: классическая, регулирующая, планово-директивная, современная.

До конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический её вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей. Основное её направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование очного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и использования равновесного(сбалансированного)бюджета.

В основу регулирующей финансовой политики вначале были положены экономическая теория английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика на ряду с её традиционными задачами стала использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих плановую систему управления экономикой. Основная на государственной собственности на средства производства позволяет осуществлять прямое эффективное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Основа современной финансовой политики - это признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйственных субъектов. На основе разрабатывается принципиально новый финансовый механизм. Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджета на налоговую основу, которая ставит заслон произвольному изъятию доходов.

3.3. Содержание, цели, задачи и принципы финансовой политики

Содержанием финансовой политики государства является планомерная организация финансов с учетом действия экономических законов и в соответствии с задачами развития общества.

Целью финансовой политики в Казахстане является разработка мер и их воплощения через финансовый механизм по обеспечению экономического роста на основе индустриально-инновационного развития, структурной перестройки национального хозяйства, активизации внешнеэкономической деятельности путем интеграции экономики страны в мировое хозяйство, а также бесперебойному и увеличивающемуся финансированию социальных программ. Финансовая политика и финансовый механизм должны обеспечить социальную защиту населения в рыночных процессах от инфляции, безработицы, потери доходов.

Задачами финансовой политики является:

Обеспечение условий для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны.

Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов.

Выработка финансового механизма и его развития в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии.

При проведении финансовой политики важное значение имеют осуществление следующих принципов финансовой политики:

Соблюдение интересов всех участников общественного производства, социальных, национальных и профессиональных групп при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, прогнозов и планов исходя из реального наличия финансовых ресурсов;

Обеспечение планомерной организации финансовых отношений;

Сбалансированность доходов и расходов во всех сферах и звеньях финансовой системы;

Создание финансовых резервов;

Оптимальное распределение финансовых ресурсов между государством и хозяйствующими субъектами.

3.4. Содержание и структура финансового механизма

Каждая экономическая категория имеет свою специфику, которая проявляется через определенные виды, формы и методы выражения соответствующих отношений. Именно эти понятия - виды, формы и методы реализации отношении - выступают в экономической жизни как инструмент, механизм управления соответствующими процессами. Финансы, как специфическая распределительная категория, участвует в распределении и перераспределении созданного продукта созданного продукта путем образования и использования различных целевых фондов денежных средств. Поэтому применяемый в этом процессе механизм - это виды, фирмы и методы выражения финансовых отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов и фондов.

Термин механизм имеет техническое происхождение и в экономическом понимании означает средство, которым можно привести что-нибудь в действие, побудить определенную деятельность. В этом смысле термин применяется в управлении, и его суть связана с содержанием воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, определяемого задачами экономической, в том числе и финансовой политики. Финансовый механизм, как и хозяйственный механизм в целом, имеет внутреннюю, присущую ему структуру. Для ее характеристики целесообразно использовать такие понятия системного анализа, как подсистема, блок, элемент, определяемые как звенья финансового механизма. Подсистема финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма - финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы, организационную структуру и правовой режим финансовой системы, организацию управления финансами.

Финансовый механизм можно рассматривать в организационно - управленческом аспекте. Для этого используются такие понятия системного анализа, как подсистема, блок, элемент, определяемые как звенья финансового механизма.

Подсистема финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма - финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы, организационную структуру и правовой режим финансовой системы, организация управления.

Блок финансового механизма - это совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объеденных по признаку общей целевой направленности.

Элемент финансового механизма - это простейшая хозяйственная форма, через которую специфическим образам проявляются интересы участников общественного производства.

Тема 4: Финансовое планирование и прогнозирование

План лекции:

1. Сущность финансового планирования и прогнозирования.

2. Принципы и методы финансового планирования.

3. Система финансовых планов.

4. Основные направления совершенствования финансового планирования.

4.1. Сущность финансового планирования и прогнозирования

Финансовое планирование - это подсистема финансового механизма. Финансовое планирование составная часть экономического и социального планирования. Специфика финансового планирования состоит в том, что оно осуществляется в денежной форме, обусловленной относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства, активным воздействием опосредованного деньгами распределения на общественное воспроизводство.

Объектом финансового планирования выступает образование и распределения доходов и накоплений, использование централизованных и децентрализованных денежных средств. Таким образом, финансовое планирование представляет собой планомерное управление экономическими процессами образования, распределения и использование денежных средств.

Целью финансового планирования является достижение пропорциональности и сбалансированности развития хозяйственных субъектов, систем на основе оптимального соответствия мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов материально-вещественным элементам воспроизводства.

Задачами финансового планирования является:

определения источников финансовых ресурсов, их общей величины;

установление оптимальных пропорций, распределение средств между централизованными и децентрализованными фондами, отраслями национального хозяйства и административно - территориальными подразделениями;

определение конкретного направления использования ресурсов и создание необходимых резервов.

Финансовое планирование осуществляется органами государственной власти и управления, а также хозяйствующими субъектами. В рыночных условиях финансовое планирование проводится в значительной мере как прогнозирование.

Прогнозирование - разработка прогноза о перспективах развития какого-либо явления объекта, процесса.

Прогноз - вероятностные суждения о состоянии какого-либо явления в будущем на основе социального научного исследования.

План - система взаимосвязанных заданий, в котором определены порядок, сроки и последовательность действий или мероприятии.

Планирование - процесс, охватывающий собственную разработку плана.

4.2. Принципы и методы финансового планирования

В основе финансового планирования лежат следующие важнейшие принципы:

сочетания централизованного и децентрализованного подходов. Данный принцип означает сочетание централизованного финансового планирования с местным финансовым планированием. Это позволяет государству проводить единую финансовую политику.

И принцип единства - означает взаимосвязь и взаимозависимость финансового планирование с экономическим и социальным планированием. В основе финансовых планов лежат показатели планов и прогнозов экономического и социального развития. Принцип непрерывности планирование предполагает тесную увязку перспективных и текущих финансовых планов.

В финансовом планировании используются следующие методы:

1.Метод экстраполяции. Определение перспективных параметров на основе фактических показателей и их корректировки.

2.Метод экспертных оценок - использование опыта высококвалифицированных специалистов - экспертов.

3.Нормативный метод - позволяет рассчитывать плановые показатели на основе установленных норм и нормативов.

4.Балансовый метод - метод предусматривает согласованность расходов с источниками их покрытия, увязку всех разделов финансовых планов между собой, а также производственных и финансовых показателей.

5. Программно целевой метод получит в условиях рынка развитие как один из методов финансового прогнозирования на базе научно-технических программ, осуществляемых на разных уровнях - общенациональном, отраслевом, первичном. Финансовое программирование - метод финансового планирования, использующий программно-целевой метод, в основе которого заложены четко сформированные цели и средства их достижения.

6.Экономико-математические методы - с использованием ЭВМ, способствуют выбору наилучших решений. Составление финансовых планов осуществляется по этапам. На первом этапе планирования проводится экономический анализ выполнения финансовых показателей за отчетный период. На втором этапе производятся расчеты конкретных видов доходов и расходов на планируемый период. На третьем этапе отдельные задания, статьи увязываются в единое целое. Если предусмотренные мероприятия и плановые задания не согласуются с денежными ресурсами, изыскиваются источником увеличения доходов, определяются пути более эффективного их использования.

4.3. Система финансовых планов

Основным документом финансового планирования выступают финансовый план.

Финансовые планы - это планы образования и использования накоплений и денежных доходов предприятий и организаций и государств; в целом. Финансовые планы показывают обеспеченность финансовыми ресурсами.

Система финансовых планов включает многочисленные виды планов (первичные, сводные финансовые планы). К первичным относятся финансовые планы предприятии и организаций, сметы государственных учреждений. Сводные финансовые планы включают общегосударственные, территориальные, отраслевые планы.

Общегосударственными являются: сводный финансовый баланс государства, государственный бюджет.

Отраслевые финансовые планы включают: балансы доходов и расходов министерств (ведомств), отраслей материального производства, финансовые планы общественных организаций.

К территориальным финансовым планам относятся: сводные финансовые балансы регионов, местные бюджеты, планы общественных организации на соответствующей территории.

В зависимости от периода финансовое планирование подразделяется на годовое, среднесрочное (трех - пятилетнее) и перспективное. В настоящее время на годичный период составляются все названные выше виды планов.

В сфере материального производства финансовые планы называются балансами доходов и расходов, включает четыре раздела:

Доходы и поступления средств.

Расходы и отчисления средств.

Платежи в бюджет.

Ассигнования из бюджета.

В первый раздел баланса включаются: чистый доход, амортизационные отчисления, долгосрочные кредиты банков, средства фонда накопления, выручка от реализации выбывшего имущества, поступления налога на добавленную стоимость и акцизов, средства от продажи ценных бумаг, прирост оборотных средств.

Раздел " Расходы и отчисления средств " отражает капитальные вложения, убытки по основной деятельности, расходы по уплате процентов, ссуды на выполнения недостатка собственных оборотных средств, операционные расходы, погашения долгосрочных кредитов.

Раздел " Платежи в бюджет " включают: платежи всех видов налогов.

В разделе " Ассигнования из бюджета " предусматриваются следующие мероприятия: государственные, централизованные капитальные вложения, операционные расходы, финансируемые по решениям правительства и местных органов власти.

Хозяйствующие субъекты с небольшими оборотными средствами составляют финансовые планы из двух разделов: доходов и расходов.

Важнейшими финансово-экономическими показателями на уровне предприятий являются:

выручка от реализации продукций (работ, услуг). Этот показатель предопределяет возможности дальнейшего распределения и использования фондов денежных средств;

себестоимость реализованной продукции;

удельный вес отдельных элементов затрат в общих затратах;

величина прибыли или дохода;

уровень рентабельности (доходности);

величина амортизационных отчислений;

величина фондов накопления, потребления, резервного, валютного и др.;

состояние кредиторской и дебиторской задолженности;

наличие собственных оборотных средств;

показатели использования основных и оборотных средств (фондоотдела, фондоемкость, коэффициент оборачиваемости оборотных средств, длительность оборота);

объем акционерного капитала;

показатели ликвидности средств предприятия;

В финансовой работе используются также общеэкономические показатели:

затраты на единицу выпускаемой продукции;

объем капитальных вложений (инвестиций);

При налогообложении применяются следующие специфические показатели:

совокупный годовой доход;

облагаемый доход, исчисляемый как разница между совокупным годовым доходом и вычетами;

К сводным финансовым показателям относятся показатели доходов и расходов бюджетов, а также их отдельных составляющих и их удельные веса, суммы дефицитов бюджетов.

На уровне национального хозяйства финансовые показатели характеризуют объем и структуру финансовых ресурсов государства и их распределения через государственный бюджет, рентабельность различных отраслей национального хозяйства.

4.4. Основные направления совершенствования финансового планирования

Государственное регулирование рыночной экономики в первую очередь обеспечивается проведением антимонопольной, налоговой, бюджетной, банковской, таможенной политики. Важное место в государственном регулировании экономики занимает финансовое планирование и, прежде всего индикативное планирование (прогнозирование) в процессе которого определяются общие контуры желаемого развития экономики. Главная цель индикативного финансового планирования - определение предполагаемого объема и направления финансовых ресурсов для выполнения функции государства.

Индикативные финансовые планы имеют обязательный характер лишь к государственному сектору, а для секторов с другими формами собственности - рекомендуемый характер.

Предпринимательские звенья в своей хозяйственной коммерческой деятельности руководствуются так называемыми - бизнес-планами. Бизнес-план - это документ, соответствующий технико-экономическому обоснованию предпринимательской деятельности.

Здесь подготавливаются несколько документов:

прогноз объемов реализации;

баланс денежных доходов и расходов;

сводный баланс активов и пассивов предприятия;

график достижения безубыточности;

В рыночной среде финансовое планирование осуществляется на более высоком уровне и обогащается новыми формами методами, позволяющими проводить этот процесс, используя научные методы, современные технические средства и надежную информационную базу.

Тема 5: Правовое обеспечение финансовых отношений

План лекции:

Финансовые правоотношения и финансовые нормы

Финансовая деятельность государства и методы ее законодательного осуществления

Финансово - правовые акты в системе финансового законодательства

5.1. Финансовые правоотношения и финансовые нормы

Финансовые отношения требуют правого регулирования. При этом применяется разнообразные нормы финансового права

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они:

-возникают в сфере финансовой деятельности государства в процессе распределения и перераспределения национального дохода;

-одни из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий государственный орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом);

-обязательным объектом всегда выступают деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов.

Финансово - правовые отношения носят государственно-властный характер.

Финансово-правовая норма - это закрепленное нормативным правовым актом правило поведения субъекта финансового отношения.

В зависимости от характера содержащегося в финансово-правовых нормах предписания они подразделяются на три вида.

Обязывающие финансово-правовые нормы предписывают участникам финансового правоотношения совершить определенные действия.

Запрещающие предписываются воздержаться от определенных действий.

Уполномочивающие финансово-правовые нормы дозволяют совершать определенные действия.

В зависимости от своего содержания финансово-правовые нормы подразделяются на:

Материальные финансово-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, опосредствующие движение денег как материального объекта;

Организационные финансово-правовые нормы, устанавливающие финансовые структуры, определяющие процедуры и формы финансовой деятельности, и ее денежную систему, устанавливающие порядок разработки, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и т.д.

По своей принадлежности финансовые правоотношения подразделяются на:

бюджетные;

внебюджетные;

финансово-банковские;

страховые;

финансово-хозяйственные.

В зависимости от метода правового регулирования финансовые - правоотношения подразделяются на:

1. односторонне-властные;

2. договорные.

Односторонне-властные финансовые правоотношения характеризуются, во-первых, тем, что они возникают на основе одностороннего веления государства. Согласия второй стороны на вступление в такое отношение не требуется, а зачастую оно возникает даже против ее воли и желания, т.е. является принудительным. Во-вторых, эти правоотношения строятся на модели «власть и подчинение», где на одном полюсе - у государства - больше прав, на другом - больше обязанностей.

Договорные финансовые правоотношения характеризуются тем, что основываются на соглашении сторон, т.е. условия финансового обязательства формируются посредством встречного волеизъявления (разумеется, в той лишь части, в какой эти условия прямо не предопределены той финансово-правовой нормой, которая регулирует данное соглашение). Хотя они, как и любые финансовые отношения, не являются юридически равноправными, это неравноправие ноет более сглаженный характер, проявляется не стол очевидно; каждая сторона является носителем прав и обязанностей.


© 2010 Рефераты