С построением экономики рыночного типа значение и роль финансов предприятия в общей системе финансовых отношений существенно повышается. Так как они функционируют в той сфере общественного производства, где создаются валовой внутренний продукт и национальный доход общества, формируется значительная часть финансовых ресурсов государства. Именно финансовое состояние предприятия отражает успешность его деятельности, его конкурентоспособность, эффективность хозяйствования и менеджмента.
Использование финансов дает возможность предприятиям производства обеспечивать финансовыми ресурсами непрерывность воспроизводственного процесса, решение разносторонних инвестиционных, производственных и социальных задач, формирование необходимых фондов денежных средств.
Цель курса - сформировать систему базовых знаний по теории и практике финансовых отношений субъектов хозяйствования, формированию финансовых ресурсов, финансовому планированию, организации финансовой деятельности предприятий.
Предметом курса «Финансы предприятия» является система финансово-экономических отношений, возникающих в процессе текущей и инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования.
Студенты получат глубокие знания относительно сущности и функций финансов предприятия, финансовых ресурсов и источников их формирования, приобретут навыки финансовых расчетов, овладеют методами финансового планирования, оценки финансового состояния предприятий.
Подготовка предлагаемого текста лекций основана на многолетнем опыте чтения курса «Финансы предприятия» в Национальном техническом университете «ХПИ» авторами.
В конце каждой темы приведены термины и понятия, выводы, а также контрольные вопросы и задания, цель которых помочь студенту убедиться в полном понимании изложенной темы.
ТЕМА 1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Система финансовых отношений предприятия
Всякое предприятие в процессе своего функционирования использует денежные средства, необходимые для организации и осуществления всех его видов деятельности. Возникающие в процессе создания и последующего функционирования предприятия движения денежных средств, их приток и отток и складывающиеся при этом взаимоотношения с различными субъектами и являются объектом финансов.
Субъекты, участвующие в финансовых отношениях, бывают как внешними для предприятия, так и внутренними. Денежные взаимоотношения возникают между предприятием и его субъектами:
ь его учредителямив связи с формированием уставного капитала, который является основным источником финансирования основных средств предприятия, а также выплаты дивидендов;
ь поставщиками и покупателями по поводу форм, способов и сроков расчетов, а также способов обеспечения исполнения обязательств (выплата неустоек, передача залога);
ь бюджетами различных уровней в связи с платежами и сборами или финансированием из бюджета;
ь различными звеньями финансово-кредитной системы по привлечению и размещению денежных средств (получение и погашение кредитов, страховых взносов и возмещений; платежей в частные пенсионные фонды; вложение средств и получение доходов от инвестиционных компаний);
ь учреждениями банков в ходе расчетных и кредитных операций, которые возникают в процессе получения и погашения кредитов, осуществления безналичных расчетов;
ь занятыми на нем работниками по поводу формирования фонда оплаты труда, выплаты зарплаты, материального поощрения, а также взыскания денег за нанесенный ущерб и удержания налогов;
ь его составными частями/подразделениямипо поводу перераспределения денежных средств.
Таким образом, именно денежные взаимоотношения предприятия с другими субъектами и определяют сущность финансов.
Эти отношения возникают в процессе привлечения, использования и регулирования потоков денежных средств в трех ключевых видах деятельности предприятия - операционной/производственной, инвестиционной и финансовой.
Операционнаядеятельность - это основная деятельность предприятия.
Именно операционная деятельность - основной источник доходов и денежных средств у нормально функционирующего предприятия. Основной приток денежных средств связан с поступлениями за проданную продукцию, услуги, работы. Общее движение денежных средств происходит в связи с изменением запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, выплатой процентов по кредитам, налогов, заработной платы, расчетами с бюджетом и фондами социального назначения, получением и возвратом краткосрочных кредитов и займов на цели, связанные с текущей деятельностью, и т.п.
Инвестиционная деятельность - деятельность, связанная с долгосрочными инвестициями в материальные и нематериальные активы, долгосрочными финансовыми вложениями, а также с реализацией необоротных активов.
Она вызывает существенные оттоки денежных средств, их вложения с целью получения доходов в будущем, а также приводит к поступлению доходов, связанных с реализаций необоротных активов предприятия.
Финансовая деятельность (в узком смысле) - деятельность, которая приводит к изменениям размера и состава собственного и заемного капитала. Здесь движение (оттоки и притоки) денежных средств происходит, в первую очередь, за счет:
ь формирования и использования собственного капитала;
ь поступления и погашения займов;
ь уплаты дивидендов;
ь движения денежных средств в связи с чрезвычайными событиями.
Таким образом, вся совокупность финансовых отношений связана с тремя взаимосвязанными видами деятельности предприятий - операционной, инвестиционной и финансовой, приводящими к притоку или оттоку денежных средств предприятия. Это находит свое отражение и в финансовой отчетности предприятия.
Таким образом, финансы предприятия - все денежные отношения, возникающие с различными субъектами рынка в связи с притоком и оттоком денежных средств в процессе всех его видов деятельности.
При этом объектом финансов предприятий выступают денежные отношения, связанные с формированием собственных и привлечением заемных средств, их использованием для финансирования затрат и инвестиций, образованием и распределением полученной прибыли. Субъектами же являются предприятия и организации, учреждения (банковские и бюджетные), внебюджетные фонды и прочие хозяйствующие субъекты, с которыми предприятие вступает в денежные отношения.
Материальной базой финансов предприятий является производство. То есть в процессе производства продукции, ее продажи формируются соответствующие доходы предприятий, фонды денежных средств. Финансы предприятий и производство взаимосвязаны между собою и влияют друг на друга. Чем крепче экономика предприятий, тем устойчивее их финансовое положение. Следовательно, устойчивость финансового положения предприятий обеспечивается ростом производства и повышением его эффективности.
Материальным содержанием финансов предприятий являются фонды денежных средств, образуемые на предприятиях при распределении их доходов и накоплений.
1.2Взаимосвязь финансов предприятия с другими дисциплинами
Курс «Финансы предприятия» предусматривает изучение понятий, методов и приемов управления денежными отношениями, а также отработку навыков, важных для успешного практического управления финансовой деятельностью на уровне предприятия. Освоение данного курса невозможно без предварительных знаний целого ряда фундаментальных и специальных дисциплин. В то же время финансы - основа для более углубленного изучения других дисциплин в будущем.
Экономическая теория дает общий подход к принятию экономических решений, базирующийся на сопоставлении затрат и выгод, использовании маржинального анализа, понимании воздействия экономических систем на стимулы, влияющие на поведение человека, необходимости учета последствий решений, принимаемых сегодня, в будущем. При этом вопросы макросреды, особенно связанные с инфляцией, общерыночными рисками, процентными ставками, валютными курсами, - неотъемлемая основа финансовых решений.
Бухгалтерский учети финансовый анализможет предоставить финансисту предприятия значительную часть информации, в которой он нуждается. Обобщающие документы бухгалтерского учета - баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале - являются главным источником анализа и финансовой диагностики, так как представляют собой количественное отражение финансовой жизни предприятия.
Знание финансов государства позволяет глубже понять характер и формы взаимоотношений с государственными финансовыми институтами.
Финансовая деятельность осуществляется в рамках действующей правовой среды, знание которой абсолютно необходимо. Выбор организационно-правовой формы бизнеса, сферы деятельности, ее масштабов оказывают определенное влияние на регулирование финансов предприятия. Особенно значимыми элементами для предприятия являются имущественное и налоговое законодательство.
Экономика дает финансисту знания об основных понятиях экономической жизнедеятельности организации, их взаимосвязи, роли, в первую очередь, в операционной деятельности предприятия.
Финансовые проблемы обычно предполагают формализацию, а математика и статистикаявляются непосредственно инструментами анализа и моделирования. Особенно эти инструменты необходимы при принятии во внимание риска и неопределенности, построения сценарного анализа, расчета динамики показателей, составления прогнозов.
Применение современных компьютерных технологий становится неотъемлемой частью управления деятельностью фирмы, в том числе финансовой, и значительно увеличивает эффективность практических решений.
Маркетингпомогает предприятию найти свою нишу на потребительском рынке, осуществлять грамотную ценовую политику, составлять прогнозы объемов реализации и затрат на производство. Знание конкурентов и потребителей лежат в основе дебиторской политики.
Целый ряд дисциплин направлен на дальнейшее углубление знаний об отдельных аспектах финансовой деятельности предприятия. К ним относятся финансовый менеджмент, инвестиционная деятельность, рынок ценных бумаг.
1.3Функции и задачи финансовой деятельности предприятия
Финансовая деятельность - это система использования разных форм, способов и методов для финансового обеспечения функционирования предприятий и достижения ими поставленных целей. Это и есть та практическая финансовая работа, которая обеспечивает жизнедеятельность предприятия, улучшение его результатов.
Финансовая деятельность подчинена главной цели деятельности любого коммерческого предприятия - росту его стоимости. Это достигается через задачу максимизации своей прибыли при приемлемом уровне риска.
Без грамотно организованной деятельности по управлению финансами невозможно обеспечить эффективный кругооборот производственных фондов, реконструкцию и расширение производства, внедрение научно-технических достижений, освоение новых видов продукции, выход на новые рынки, стимулирование инвестиционной деятельности и, в конечном счете, обеспечение интересов собственников предприятия.
Сущность финансов проявляется в реализации основных функций.
Обеспечивающая (ресурсообразующая) функция направлена на формирование необходимого объема финансовых ресурсов для обеспечения текущей хозяйственной деятельности предприятия и стратегических целей его развития; при этом потребность в денежных средствах покрывается за счет собственных средств и заемного капитала в различных его формах. При этом задача заключается в привлечении дополнительных финансовых ресурсов на наиболее выгодных условиях.
Результатом реализации данной функции является обеспечение предприятия необходимыми источниками развития, его финансовой устойчивости и интересов собственников.
Распределительная функция направлена на распределение и перераспределение финансовых ресурсов с целью их использования в операционной и инвестиционной деятельности, а также для выполнения своих финансовых обязательств перед бюджетом, кредиторами, контрагентами, работниками предприятия, собственниками. Когда возникает вопрос: «где, как и когда использовать имеющийся у предприятия капитал», ставится задача достижения наибольшего эффекта от операционной и инвестиционной деятельности в процессе развития предприятия.
Регулирующая функция заключается в оптимизации денежных потоков предприятия. Это достигается через учетную политику, оптимизацию налоговых платежей, амортизационную политику, политику управления оборотными средствами и дебиторской задолженности, управление ликвидностью, инвестиционную и дивидендную политику, построение систем финансового бюджетирования и планирования.
Контрольная функция состоит в осуществлении финансового контроля над формированием, движением и использованием финансовых ресурсов во всех видах деятельности предприятия на основе текущих и стратегических планов. При этом контролируется не только изменение финансовых показателей, состояние платежей и расчетов, но и реализация стратегии предприятия.
Достижение целей управления финансами осуществляется через организацию работы финансовых служб, которая позволяла бы максимально эффективно реализовывать все функции.
При этом структура финансовой службы определяется рядом факторов:
ь типом структуры управления, сложившейся на предприятии (линейно-функциональная, дивизионная);
ь размером предприятия;
ь организационной правовой формой бизнеса (партнерство, акционерное общество, единоличное владение);
ь типом финансового менеджмента.
В процессе своего развития предприятие стремится к одновременному достижению финансового равновесия и гибкости, обеспечению прибыльности и экономического роста с конечной целью максимизации стоимости предприятия (а значит - максимизации благосостояния его собственников). Финансовая работа на предприятии осуществляется по таким основным направлениям:
ь разработка финансовой стратегии;
ь финансовое прогнозирование и планирование (разработка прогнозов и составление планов, бюджетов);
ь осуществление инвестиционной деятельности (поиск инвестиционных возможностей, анализ эффективности проектов и выбор проектов для реализации, управление портфелем финансовых инвестиций);
ь финансовый анализ (разработка методики финансовой оценки предприятия, мониторинг финансового состояния, мероприятия по улучшению финансового состояния);
ь контроль над формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов.
Большое значение в управлении финансами имеет определение потребности в оборотных средствах, определение величины минимально необходимых материальных запасов, незавершенного производства, готовой продукции для выполнения производственной программы.
Управление финансами также включает сферу финансового обеспечения капитальных вложений, обеспечивающих нормальное развитие и рост хозяйственных субъектов.
Непосредственным заданием управления финансами является обеспечение формирования и правильного распределения выручки от реализации продукции для обновления оборотных средств, формирования амортизационного фонда, валового и чистого дохода.
Амортизационные отчисления - важнейший элемент затрат на производство и основной источник обновления основных фондов. Управление формированием и использованием амортизационных отчислений, особенно в случае применения ускоренной амортизации, является важной стороной управления финансами.
Каждое предприятие стремится обеспечить ликвидность оборотных активов для своевременного погашения краткосрочной кредиторской задолженности.
Управление финансами предприятия включает также сферу формирования, распределения и использования прибыли, которая остается в распоряжении предприятия. От регулирования распределения чистого дохода зависит мотивация развития производства, возможность дальнейшего увеличения прибыли.
1.4 Финансовые ресурсы предприятия и направления их использования
Финансовые ресурсы предприятия - все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов с целью осуществления всех видов деятельности. Основными источниками формирования финансовых ресурсов являются собственные и привлеченные средства.
Финансовые ресурсы являются источником формирования целевых денежных фондов предприятия. К ним относятся: уставный фонд, амортизационный фонд, резервный фонд, фонд оплаты труда и др.
Наличие финансовых ресурсов, их эффективное использование определяют финансовое благополучие предприятия: платежеспособность, ликвидность, финансовую устойчивость, доходность хозяйственного субъекта.
Собственные средства (собственный капитал) предприятия формируются с момента его образования в виде уставного капитала.
Для пополнения собственных средств служат:
ь нераспределенная прибыль (накопленная за время существования предприятия);
ь эмиссионный доход (добавочный капитал);
ь средства от размещения новых эмиссий долевых ценных бумаг.
Приравниваются к собственным средствам и целевое финансирование из бюджета, гранты, благотворительные средства, страховые суммы, полученные предприятиями.
Заемные средства (заемный капитал)образуются за счет банковских кредитов, кредиторской задолженности и средств от эмиссии облигаций и других долговых бумаг. Заемные средства всегда привлекаются на определенный срок, под определенные процентные ставки и подлежат возврату.
Структура финансовых ресурсов предприятия представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 Структура финансовых ресурсов предприятия
Размер, состав и структура финансовых ресурсов обусловлены целым рядом факторов. Ключевыми из них являются следующие:
· объем производства, его эффективность;
· политика управления заемным капиталом;
· финансовое состояние предприятия;
· стоимость различных источников капитала;
· цикл экономической конъюнктуры;
· размер предприятия;
· сфера хозяйственной деятельности и связанные с этим бизнес-риски;
· наличие благоприятных возможностей инвестирования;
· тип финансового менеджмента (более консервативный - минимум заемных ресурсов, агрессивный - большая доля заемного капитала).
Вопрос об оптимальной структуре капитала не является однозначным и решается индивидуально для различных предприятий с учетом перечисленных выше факторов.
С одной стороны, высокий уровень привлеченных средств осложняет финансовую деятельность предприятия и требует дополнительных затрат на оплату процентов за кредит и других платежей, уменьшает ликвидность баланса предприятия, повышает финансовый риск. Но с другой - использование заемных ресурсов обеспечивает диверсификацию рисков, большие масштабы деятельности, может повысить доходность собственного капитала. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо детально продумать масштабы привлечения заемных финансовых ресурсов.
1. Финансы предприятия - все денежные отношения, возникающие с различными субъектами рынка в связи с притоком и оттоком денежных средств в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.
2. Сущность финансов проявляется в реализации следующих взаимосвязанных функций: ресурсообразующей, распределительной, регулирующей, контрольной.
3. Достижение ключевой цели любого предприятия - максимизации его стоимости - обеспечивается деятельностью финансовых служб предприятия, реализующих главные финансовые задачи: удержание финансового равновесия, достижение планируемой доходности и желаемого экономического роста, обеспечение оптимальной гибкости финансовой деятельности.
4. Финансовые ресурсы предприятия включают собственные и заемные средства. Размер, состав и структура финансовых ресурсов предприятия обусловлены группой факторов и существенно различаются у разных хозяйственных субъектов.
Контрольные вопросы
1. С кем вступает предприятие в финансовые отношения и каков их предмет?
2. Опишите функции финансов предприятия и их взаимосвязь.
3. Каковы основные задачи по управлению финансами и их взаимосвязь с главной целью деятельности предприятия? Перечислите основные направления финансовой деятельности на предприятии.
4. Охарактеризуйте основные источники формирования финансовых ресурсов предприятия и направления их использования.
5. Что понимают под структурой финансовых ресурсов, какие факторы ее определяют? Проведите сравнительный анализ собственных и заемных финансовых ресурсов.
ТЕМА 2.ВАЛОВЫЕ ДОХОДЫ И ВАЛОВЫЕ ЗАТРАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Формирование доходов предприятия
Деятельность любого предприятия весьма многогранна. Она включает в себя собственно производственную деятельность, коммерческую, финансовую, инвестиционную (капиталовложения), инновационную, социально-культурную и др. В связи с этим доходы, которые получает предприятие, имеют различные источники формирования.
Валовой доход это общая сумма дохода плательщика налога от всех видов деятельности, полученная (начисленная) на протяжении отчетного периода в денежной, материальной или нематериальной формах, как на территории Украины, так и за ее границами.
Структурная схема формирования валового дохода предприятия представлена на рисунке 2.1.
В зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности предприятия его доходы подразделяются на следующие:
1)Доходы от обычной деятельности предприятия:
а)операционные доходы:
· от основной операционной деятельности (общие доходы (выручка) от продажи товаров (работ, услуг);
· другой операционной деятельности (реализация оборотных активов, реализация иностранной валюты, доходы от аренды, доходы (убытки) от операционных курсовых разниц, доходы от списания дебиторской задолженности, полученные гранты, субсидии и т.п.);
б) финансовые доходы:
· доходы от инвестиций в ассоциированные и дочерние предприятия;
· доходы от совместной деятельности;
· дивиденды;
· проценты по облигациям и другим ценным бумагам;
· другие доходы от финансовых операций;
в) доходы (убытки) от другой обычной деятельности:
· реализация финансовых инвестиций;
· реализация основных средств;
· реализация нематериальных активов;
· ликвидация необоротных активов;
· доход от бесплатно полученных оборотных активов.
г) стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов;
д) другие чрезвычайные доходы и убытки.
Основу валового дохода предприятия формирует общий операционный доход (доход от основной и другой операционной деятельности).
2.2Выручка от реализации продукции (услуг) - основной источник доходов предприятий
Выручка от реализации продукции является одним из показателей деловой активности предприятия.
Процесс производства завершается доведением продукции до потребителя. Реализация продукции - это конечная стадия кругооборота средств предприятия.
На практике могут использоваться два метода определения момента реализации продукции:
а) продукция отгружена или отпущена потребителю (осуществлена передача права собственности) - метод начисления;
б) поступили средства на счет поставщика за реализованную продукцию - кассовый метод.
Выбор того или иного метода оказывает влияние на движение денежных средств предприятия.
Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) представляет собой общую сумму дохода предприятия от реализации произведенных в процессе операционной деятельности товаров, работ и услуг на протяжении определенного периода, полученную в денежной, материальной и нематериальной формах.
Выручку от реализации продукции можно определить как произведение цены реализации продукции на количество произведенной (реализованной) продукции.
S = pq,(2.1)
где S(sales) - выручка от реализации; p(price) - цена реализации продукции;
q (quantity) - количество реализованной продукции (объем реализации).
Объем реализации можно рассчитать исходя из товарного выпуска продукции за период, добавляя остатки продукции на начало периода и отнимая остатки продукции на конец периода. Тогда объем реализации продукции можно рассчитать по формуле
,(2.2)
где qизг - количество изготовленной продукции за период; qнач - остатки продукции на начало периода; qкон - остатки продукции на конец периода.
Например, рассчитаем выручку от реализации, если известно, что объем производства составляет 450 штук, остатки готовой продукции на складе на начало периода - 180 штук, на конец периода - 160 штук, а цена реализации (без НДС и АС) составляет 2,8 тыс. грн за штуку.
Согласно формуле (2.2) объем реализации составит:
q = (450 +180 - 160) штук = 470 штук.
Подставим значение q в формулу (2.1) и получим значение выручки от реализации:
Выручка = 2,8 тыс. грн/шт 470 шт = 1316 тыс. грн
С выручкой от реализации продукции связано понятие чистого дохода (выручки) от реализации продукции.
Чистый доход (выручка) от реализации продукции (работ, услуг) - это выручка от реализации продукции за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок.
Именно этот показатель является реальной базой для последующего расчета показателей прибыли и оценки доходности (рентабельности) предприятия.
2.3 Факторы, влияющие на выручку от реализации продукции
Размер выручки от реализации продукции зависит:
ь от количества, ассортимента и качества продукции, которая подлежит реализации;
ь уровня реализационных цен.
Объем (количество) реализованной продукции прямо влияет на величину выручки, а само количество реализованной продукции зависит от объема производства товарной продукции и изменения величины переходящих остатков нереализованной продукции на начало и конец периода (года). Ассортимент реализованной продукции оказывает двоякое влияние на величину выручки. Увеличение в общем объеме реализованной продукции удельного веса ассортимента с более высокой ценой увеличивает выручку, и наоборот.
Прямое влияние на размер выручки оказывает и уровень цен. В свою очередь, на уровень цен влияют качество и потребительские свойства, сроки реализации продукции, спрос и предложение на рынке, состояние рынка сырья и материалов.
В условиях рыночной экономики применяют свободные, фиксированные и регулируемые цены.
В большинстве случаев пользуются свободными ценами, то есть ценами, которые сложились на рынке под влиянием спроса и предложения по договоренности сторон - поставщика и потребителя.
Фиксированные цены устанавливаются административно (государством), в основном на услуги первой необходимости и на товары, которые монопольно изготовляются государством (газ, электроэнергия и др.).
Регулируемые цены устанавливаются регулированием уровня рентабельности товаров первой необходимости, например, хлебобулочных изделий, продуктов детского питания и т.д. При этом государством устанавливаются индикативные цены - минимальный и максимальный уровень цен.
2.4 Сущность и состав затрат (расходов) предприятий
Деятельность предприятия с момента его создания связана с осуществлением разнообразных затрат трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов.
Затраты (Costs) - выраженные в денежной форме расходы, которые предприятие несет в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности.
Можно выделить основные виды расходов (рис. 2.1).
Рисунок 2.1 - Основные виды расходов предприятия
Под операционными расходами понимаются выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов на осуществление производственной (операционной) деятельности.
По своему характеру операционные затраты подразделяются на два вида: текущие и долговременные затраты.
Текущие затраты (себестоимость) связаны с закупкой сырья и материалов, их транспортированием и хранением; обслуживанием материально-технической базы, содержанием персонала и т.д.
Предприятие может существенно влиять на формирование себестоимости.
Однако при этом необходимо учитывать следующее: во-первых, состав затрат, относимых на себестоимость, регламентирован законодательством. Затраты предприятия, которые включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), группируются по таким элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные мероприятия, амортизация основных фондов и нематериальных активов, другие затраты.
Во-вторых, в составе затрат, которые включаются в себестоимость, размер некоторых из них также регулируется государством установлением нормативов отчислений. Это прежде всего касается таких элементов затрат:
ь отчисления на социальные мероприятия (государственное пенсионное страхование, социальное страхование, страхование на случай безработицы);
ь амортизация основных фондов и нематериальных активов;
ь затраты на финансирование ремонта и улучшение основных фондов;
ь другие затраты (налог на землю и транспортные средства, коммунальный налог).
Влияние предприятия на названные элементы затрат ограничено, но возможно посредством управления показателями, к которым применяются установленные нормативы отчислений: затраты на оплату труда, структура и источники её выплаты, стоимость основных производственных фондов, их структура и источники формирования.
Долговременные затраты(инвестиции) связаны со строительством, реконструкцией или приобретением новых производственных зданий, помещений; покупкой новых видов машин и оборудования, приобретением различных нематериальных активов, обслуживающих производственно-сбытовые процессы и т.п.
К прочим операционным расходам относят:
ь себестоимость реализованных производственных запасов (за исключением реализации готовой продукции);
ь сомнительные (безнадежные) долги и потери от обесценивания запасов;
ь потери от операционных курсовых разниц;
ь признанные экономические санкции;
ь отчисления для обеспечения предстоящих операционных расходов;
ь другие расходы, возникающие в результате операционной деятельности предприятия (кроме расходов, включаемых в себестоимость).
Административные расходы отражают общехозяйственные расходы, связанные с управлением и обслуживанием предприятия.
Расходы на сбыт расходы предприятия, связанные с реализацией продукции (расходы на содержание подразделений, занимающихся сбытом продукции, рекламу, доставку продукции потребителю и т.п.).
Расходы по финансовым операциям включают:
ь расходы на проценты и другие расходы, связанные с привлечением заемного капитала;
ь потери от участия в капитале (убыток, причиненный инвестициями в ассоциированные, дочерние или совместные предприятия);
ь себестоимость реализации финансовых инвестиций, необоротных активов, имущественных комплексов;
ь потери от неоперационных курсовых разниц;
ь потери от уценки финансовых инвестиций и необоротных активов.
Чрезвычайные расходы - невозмещенные убытки от чрезвычайных событий (стихийного бедствия, пожаров, техногенных аварий и т.п.)
Суммарные затраты предприятия как производственные, так и непроизводственные, независимо от того, относятся они на себестоимость или на финансовые результаты, можно разделить на две основные категории:
1) переменные (или пропорциональные) затраты, которые прямо зависят от изменения объемов производства. Они возрастают либо уменьшаются пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие;
2) постоянные (непропорциональные или фиксированные) затраты не следуют за динамикой объема производства, т.е. они имеют место даже в том случае, если предприятие временно не осуществляет операционную деятельность.
К таким затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, оклады управленческих работников, административные расходы и т.п.
Зависимость затрат от объема производства представлена на рисунке 2.2.
q, шт.
Рисунок 2.2 - Зависимость затрат от объема производства
Некоторые виды затрат сложно отнести к одной из категорий, так как они состоят из постоянной и переменной частей. Примеры таких затрат: почтовые и телеграфные расходы, расходы на текущий ремонт оборудования и т.п.
Такие затраты, с определенной степенью вероятности, можно разделить на постоянную и переменную части при помощи различных математических методов (метод максимальной и минимальной точки, графический метод, метод наименьших квадратов и др.).
Таким образом, суммарные затраты можно представить в общем виде:
Четкая классификация доходов и расходов является базой:
· обоснованного определения чистого результата деятельности за определенный период;
· определения, из какого источника получена основная часть доходов и прибыли отчетного периода;
· разделения производственной себестоимости продукции и непроизводственных расходов, в том числе расходов по управлению и реализации, а также расходов по финансовым операциям;
· разделения постоянных и переменных расходов в целях управленческого и финансового анализа.
Термины и понятия: валовой доход, доход (выручка) от реализации продукции, чистый доход (выручка) от реализации продукции, объем реализации, операционные расходы, себестоимость, переменные затраты, постоянные затраты.
1. Валовой доход предприятия складывается из доходов от обычных видов деятельности (операционной, финансовой и инвестиционной) и чрезвычайных доходов.
2. Выручка от реализации продукции - основной источник доходов предприятий. На величину выручки от реализации продукции оказывают влияние такие факторы, как объем и цена реализованной продукции.
3. К расходам предприятия относятся расходы на обычные виды деятельности (операционные расходы, административные расходы, расходы на сбыт, расходы по финансовым операциям) и расходы в связи с чрезвычайными событиями.
4. Разделение затрат на постоянные и переменные помогает решить задачу максимизации массы и прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов. Это разделение позволяет судить об окупаемости затрат и дает возможность определить “запас финансовой прочности” предприятия на случай осложнения конъюнктуры и иных затруднений.
Контрольные вопросы
1. Опишите схему формирования валового дохода.
2. Как рассчитать выручку от реализации продукции? Какие факторы влияют на выручку от реализации продукции?
3. Как определить чистый доход от реализации продукции?
4. Какие виды расходов Вы знаете?
5. По какому критерию происходит деление затрат на постоянные и переменные?
ТЕМА 3. ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ
3.1 Прибыль предприятия и ее виды
Основной целью любой предпринимательской деятельности является получение прибыли. Объем прибыли зависит от ряда факторов и сопряжен с различного рода рисками.
Для осуществления производственной деятельности важно планировать объем получаемой прибыли, а для этого необходимо понимать, как формируется прибыль предприятия и от каких факторов зависит.
Прибыль конечный финансовый результат деятельности фирмы. Она представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, представляющий собой разницу между совокупными доходами и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительным, так и с отрицательным знаком.
Прибыль - это часть полученного на вложенный капитал чистого дохода, который характеризует вознаграждение за риск предпринимательской деятельности.
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций:
ь во-первых, прибыль является критерием и показателем эффективности деятельности предприятия. Сам факт прибыльности уже свидетельствует об эффективной деятельности предприятия;
ь во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией;
ь в-третьих, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней.
Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самой организации и государства в целом.
Поэтому, прежде всего, важно определить состав и источники формирования прибыли.
3.2 Состав и источники формирования прибыли
Поскольку прибыль - это разница между доходами и затратами предприятия, то она формируется из тех же источников, что и доходы предприятия.
В целях проведения финансового анализа деятельности предприятия и ведения бухгалтерского учета выделяют следующие виды прибыли.
Валовая прибыль/убыток (прибыль от реализации продукции) - разница между чистым доходом (выручкой) от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.
Прибыль (убыток) от операционной деятельности(операционная прибыль или операционный убыток) - валовая прибыль от реализации продукции, выручка от реализации за вычетом административных расходов и расходов по сбыту плюс сальдо доходов и расходов от другой операционной деятельности. Этот показатель отражает влияние расходов по управлению и сбыту на финансовый результат от реализации.
Прибыль от финансовых операций - сальдо доходов и расходов по проведению финансовых операций. Этот показатель необходим для того, чтобы отделить прибыль от производственно-хозяйственной деятельности предприятия от таких источников, как получение процентов и дивидендов предприятием, операций с иностранной валютой и др.
Прибыль до налогообложения - сумма прибылей от операционной деятельности и прибылей от финансовых операций.
Чистая прибыль (убыток)- это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и отчислений
Схема формирования и использования прибыли предприятия приведена на рисунке 3.2.
Прибыль от операционной деятельности при нормальных условиях функционирования предприятия занимает наибольший удельный вес в общем объеме прибыли.
Прибыль от реализации продукции можно представить как разницу между выручкой от реализации продукции и затратами, связанными с производством и реализацией продукции.
Прибыль = Выручка - Затраты,
или
,(3.1)
где Pr (profit) - прибыль от реализации продукции; S выручка от реализации продукции; C- суммарные затраты на производство и реализацию продукции.
Подставив в формулу (3.1) выражения (2.1) и (2.3), получим еще одну формулу для расчета выручки от реализации продукции:
.(3.2)
Предприниматель самостоятельно определяет направления использования прибыли в соответствии со своим уставом.
3.3Чистая прибыль предприятия. Расчет чистой прибыли
Чистая прибыль основной источник прироста собственного капитала. Собственники, ориентируясь на размер чистой прибыли, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием с учетом перспектив его развития.
Основными факторами, влияющими на чистую прибыль, является объем выручки от реализации, уровень себестоимости, финансовые результаты от обычной деятельности, величина налога на прибыль и других налогов, выплачиваемых из прибыли.
Чистая прибыль предприятия рассчитывается по следующей формуле:
чистая прибыль = прибыль к налогообложению (1 - ставка налога на прибыль) + прибыль, не облагаемая налогом.
Величины всех видов прибылей, полученных за определенный период, приведены в отчете о финансовых результатах.
Структурно отчет о прибыли оформляется в виде таблицы, в которой производится последовательное вычитание из выручки предприятия всех издержек, включая финансовые и налоги, так, что в конечном итоге получается чистая прибыль предприятия.
С прибылью тесно связано понятие прибыльности.
Прибыльность - способность предприятия генерировать прибыль и осуществлять рентабельную деятельность. Уровень прибыльности характеризуется системой показателей (коэффициентов) доходности (рентабельности).
3.4 Система показателей доходности
Чтобы сделать вывод об уровне эффективности работы предприятия, полученную прибыль необходимо сравнить с осуществленными затратами.
Доходность означает прибыльность производства и реализации всей продукции (работ, услуг) или отдельных ее видов, прибыльность отдельных предприятий или всей отрасли в целом. Доходность непосредственно связана с получением прибыли, однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полученной прибыли. Доходность - это относительный показатель, то есть это уровень прибыльности, который измеряется в процентах.
Коэффициенты доходности показывают, насколько прибыльна деятельность компании. Эти коэффициенты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам либо как отношение полученной прибыли к объему реализованной продукции (выручке от реализации).
Разные варианты решений, которые принимаются при определении прибыли, текущих затрат, авансированной стоимости для расчета доходности, влекут за собой большое количество показателей доходности.
Расчет доходности отдельных видов продукции (работ, услуг) может основываться на показателях прибыли от их производства или реализации. При этом могут использоваться разные виды прибыли (прибыль от реализации продукции, операционная, налогооблагаемая, чистая). Текущие затраты могут браться в таких вариантах: себестоимость продукции (производственная), себестоимость продукции за вычетом материальных затрат (добавленная стоимость), стоимость продукции в ценах производителя (за вычетом непрямых налогов).
Для расчета уровня доходности предприятий могут использоваться: общая прибыль, прибыль от реализации продукции (работ, услуг), т.е. от основной деятельности. При этом прибыль сопоставляется с авансированной стоимостью, которую можно определить в разных вариантах (весь капитал предприятия, собственный капитал, заемный капитал, основной капитал, оборотный капитал).
3.5 Методы планирования прибыли
Управление формированием прибыли от реализации продукции (работ, услуг) предполагает расчет ее планового объема. Планирование, прогнозирование суммы прибыли субъектов хозяйствования необходимо для составления текущих и перспективных финансовых планов.
Для расчета плановой суммы прибыли от реализации продукции (работ, услуг) чаще всего используется один из следующих методов.
1. Метод прямого расчета.Планирование осуществляется на основе предварительного расчета плановых показателей выручки и себестоимости реализованной продукции (работ, услуг). Выручка от реализации рассчитывается умножением количества реализованной продукции на цену реализации по каждому виду продукции (работ, услуг). Плановая прибыль определяется как разность между выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции.
2. Расчет прибыли на основании показателя затрат на одну гривну продукции(уровня рентабельности продаж). Это укрупненный метод. При планировании используются данные об объеме реализации продукции (работ, услуг) и уровня рентабельности продаж, который определяется расчетно-аналитическим путем, когда значение этого показателя в отчетном периоде корректируется с учетом прогнозируемых изменений в планируемом периоде.
3. Экономический (аналитический метод). Он отличается от выше рассмотренных методов тем, что дает возможность не только определить общую сумму прибыли, но и влияние на нее отдельных показателей: объема производства (реализации продукции); себестоимости продукции; уровня оптовых цен и рентабельности продаж; ассортимента и качества продукции.
Расчет прибыли осуществляется в такой последовательности:
· определяется ожидаемая базовая прибыль и базовая рентабельность продукции;
· продукция планового периода определяется по себестоимости предыдущего периода;
· исходя из уровня базовой рентабельности, рассчитывается прибыль продукции в плановом периоде;
· рассчитывается влияние отдельных показателей на изменение прибыли в плановом периоде.
Расчет базовой прибыли осуществляется на основании отчетных или ожидаемых данных за предшествующий период.
Термины и понятия: прибыль, прибыль от реализации продукции, операционная прибыль, прибыль до налогообложения, чистая прибыль, прибыльность (доходность, рентабельность).
1. Для целей финансового анализа различают следующие виды прибыли: прибыль от реализации продукции, операционную прибыль, прибыль к налогообложению и чистую прибыль.
2. Чистая прибыль - основной источник пополнения собственного капитала, выплаты дивидендов, развития предприятия.
3. План получения прибыли от реализации продукции (работ, услуг), как правило, является основным финансовым планом. Известно несколько методов определения плановой прибыли, почти все они используют в качестве исходной базы показатели плановой выручки от реализации и плановой себестоимости.
Контрольные вопросы
1. Что такое прибыль предприятия и какие функции она выполняет?
2. Опишите структуру формирования прибыли на предприятии.
3. Приведите алгоритм расчета чистой прибыли.
4. Какие показатели рентабельности Вы знаете?
ТЕМА 4. АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ
4.1Основные задачи и методы анализа безубыточности
Анализ безубыточности или анализ издержек, объема производства и прибыли (“Costs - Volume - Profit - CVP”) или операционный анализ - это аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и доходами при различных уровнях производства. Операционный анализ предполагает, что издержки предприятия могут быть разделены в данном периоде на постоянные и переменные. В зависимости от этой, очень упрощенной гипотезы, а также и некоторых других предположений результат хозяйственной деятельности получает очень простую формулировку:
- оборот предприятия (выручка от реализации или стоимостное выражение его продаж):
S = pq;
- прибыль на переменные издержки (маржа на переменных затратах), т. е. валовая маржа (разница между оборотом и переменными издержками):
MCV = pq - vq = q(p - v),(4.1)
где MCV (Marge Costs Values) - маржа на переменных затратах.
Этот показатель в экономической литературе обозначается как сумма покрытия. Желательно, чтобы валовой маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.
Введем понятие коэффициента валовой маржи (). Это отношение валовой маржи к обороту:
= MCV / S.(4.2)
Тогда чистый результат хозяйственной деятельности можно определить:
1) как разницу между оборотом и общими издержками
Pr = pq - (vq + F );
2) как разницу между прибылью на переменных издержках (валовой маржей) и постоянными издержками
Pr = (p - v)q - F ;или Pr = v - F.
Операционный анализ демонстрирует, каким должен быть объем продаж, для того чтобы компания могла без посторонней помощи выполнить свои денежные обязательства. Такой анализ, по сути, чисто механический, и, хотя необходимые допущения порой снижают его точность, он позволяет получить грубую оценку объема, который должен быть обеспечен, для того чтобы компания не имела убытков.
Ключевыми элементами операционного анализа служат:
ь операционный рычаг (операционный леверидж);
ь порог рентабельности;
ь запас финансовой прочности предприятия.
4.2 Операционный леверидж и предпринимательский риск
Операционный леверидж (рычаг) - это величина, с которой постоянные затраты используются в операциях предприятия.
В терминологии бизнеса высокий коэффициент операционного левериджа при других постоянных показателях означает, что относительно малое изменение в сбыте несет за собой большие изменения в прибыли.
Действие операционного (производственного, хозяйственного) левериджа (рычага) проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.
В практических расчетах для определения уровня левериджа (DOL) применяют процентное изменение прибыли до уплаты процентов и налогов (EBIT) при данном процентном изменении физического объема продаж (q):
.(4.3)
Процентное изменение прибыли рассчитывается как
,(4.4)
где p - цена реализации; v- единичные переменные издержки; F- суммарные постоянные издержки.
Подставим формулу (4.4) в формулу (4.3) и получим выражение для расчета уровня левериджа:
. (4.5)
Выражение (4.5)идентично следующему:
.(4.6)
Сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж, для данной выручки от реализации.
Изменяется выручка от реализации - изменяется и сила воздействия операционного рычага. Вместе с тем, эффект операционного рычага поддается контролю именно на основе учета зависимости силы воздействия рычага от постоянных затрат: чем больше постоянные затраты, тем сильнее действует операционный рычаг, и наоборот.
Сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного с данной фирмой: чем больше сила рычага, тем выше предпринимательский риск. Предпринимательский (бизнес) риск характеризуется неопределенностью, которая присутствует при планировании будущих оборотных активов и является наиважнейшим показателем структуры затрат. Бизнес-риск частично зависит от величины постоянных издержек предприятия. Если постоянные (фиксированные) издержки высоки, то даже небольшой спад в реализации может привести к большому уменьшению прибыли. Чем выше постоянные затраты предприятия, тем выше бизнес-риск.