Рефераты

Финансы организаций

Финансы организаций

Содержание

1 Организация финансов предприятия

Задача 1

2 Экономическая рентабельность активов

Задача 2

3 Управление структурой капитала

Задача 3

4 Управление затратами

Задача 4

Задача 5

5 Управление оборотным капиталом

Задача 6

6 Управление денежными потоками

Задача 7

7 Финансовое планирование

Задача 8

Список использованной литературы

1 Организация финансов предприятия

Задача 1

На собрании акционеров генеральный директор заявил, что целью деятельность компании является увеличение капитала ее собственников. Далее он изложил некоторые направления деятельности и мероприятия:

1. Благотворительная помощь городскому симфоническому оркестру в объеме 1 млн. руб.;

2. Строительство в течение 2х лет нового завода сметной стоимостью 200 млн. руб. В течение первых трех лет эксплуатации прибыли от деятельности завода не ожидается;

3. Смена поставщика электроэнергии; вместо ТЭЦ электроэнергию будет поставлять АЭС;

4. Привлечение нового кредита, который изменит структуру капитала ОАО - 60% собственных средств и 40% заемных на 50% и 50%.

Оцените насколько предлагаемая программа соответствует поставленной цели.

Решение:

1. Благотворительная помощь городскому симфоническому оркестру в объеме 1 млн. руб. в краткосрочном периоде не отвечает цели увеличение капитала собственников компании, однако в долгосрочном периоде благотворительная деятельность улучшает имидж компании, её известность, а следовательно, легче находить клиентов, заключать выгодные контракты, привлекать рабочую силу. В итоге данные расходы могут привести к более значительному увеличению капитала, чем другие мероприятия.

2. Строительство в течение 2х лет нового завода сметной стоимостью 200 млн. руб. В течение первых трех лет эксплуатации прибыли от деятельности завода не ожидается. В краткосрочном периоде данное мероприятие не увеличивает капитал собственников компании, но в долгосрочном периоде строительство нового завода позволит получать дополнительную прибыль.

3. Смена поставщика электроэнергии; вместо ТЭЦ электроэнергию будет поставлять АЭС. Данное мероприятие снизить издержки компании, вследствие чего увеличит прибыль и как следствие капитал как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.

4. Привлечение нового кредита, который изменит структуру капитала ОАО - 60% собственных средств и 40% заемных на 50% и 50%. Данное мероприятие может дать как положительный, так и отрицательный эффект, так как не известен показатель рентабельности компании. Если рентабельность активов компании выше процентов по кредиту, то данное мероприятие будет увеличивать прибыль и соответственно капитал. Однако если прибыльность компании ниже процентов по кредиту, то капитал будет уменьшаться. Это что касается краткосрочного периода, в долгосрочном же периоде ухудшается структура капитала, но не критично (50/50 считается оптимальной структурой капитала).

Ответ: Следовательно, в краткосрочном периоде, только 1 мероприятие (мероприятие 3) отвечает целям программы гарантированно. В долгосрочном периоде с незначительным риском отвечают целям программы почти все пункты (с учетом того, что рентабельность активов выше процентов по кредиту), кроме пункта 1. Однако даже этот пункт можно признать отвечающим целям программы, при условии стратегического видения деятельности организации.

2 Экономическая рентабельность активов

Задача 2

Оценить рентабельность активов трёх предприятий с точки зрения формирующих ее уровень факторов и возможности дальнейшего ее повышения для каждого предприятия, если:

А) цены на продукцию в следующем периоде повысятся на 10%, а стоимость активов не изменится;

Б) все предприятия снизят затраты на 10%.

Решение:

Найдем прибыль у каждого предприятия:

1 100 х 7 / 100 = 7 млн. руб.

2 150 х 9,5 / 100 = 14,25 млн. руб.

3 80 х 18 / 100 = 14,4 млн. руб.

Найдем сумму активов у каждого предприятия:

1 = 7 / (14 / 100) = 50 млн. руб.

2 = 14,25 / (14 / 100) = 101,79 млн. руб.

3 = 14,4 / (14 / 100) = 102,86 млн. руб.

Найдем сумму затрат у каждого предприятия:

1 = 100 - 7 = 93 млн. руб.

2 = 150 - 14,25 = 135,75 млн. руб.

3 = 80 - 14,4 = 65,6 млн. руб.

Расчитаем влияние изменения цен на продукцию

Найдем сумму выручки после изменения цен:

1 = 100 х (100 + 10) = 110 млн. руб.

2 = 150 х (100 + 10) = 165 млн. руб.

3 = 80 х (100 + 10) = 88 млн. руб.

Найдем сумму прибыли после изменения цен:

1 = 110 - 93 = 17 млн. руб.

2 = 165 - 135,75 = 29,25 млн. руб.

3 = 88 - 65,6 = 22,4 млн. руб.

Найдем рентабельность активов после изменения цен:

1 = 17 / 50 х 100 = 34 %

2 = 29,25 / 101,79 х 100 = 28,74 %

3 = 22,4 / 102,86 х 100 = 21,78 %

Следовательно, у второго предприятия увеличение цен на продукции наиболее сильно повлияло на изменение рентабельности активов

Найдем рентабельность продаж после изменения цен:

1 = 17 / 110 х 100 = 15,45 %

2 = 29,25 / 165 х 100 = 17,73 %

3 = 22,4 / 88 х 100 = 25,45 %

Следовательно, у третьего предприятия увеличение цен на продукции наиболее сильно повлияло на изменение рентабельности продаж

Рассчитаем влияние снижения затрат:

Найдем сумму затрат у каждого предприятия после их снижения:

1 = 93 х (100 - 10) / 100 = 83,7 млн. руб.

2 = 135,75 х (100 - 10) / 100 = 122,18 млн. руб.

3 = 65,6 х (100 - 10) / 100 = 59,04 млн. руб.

Рассчитаем прибыль после снижения затрат:

1 = 100 - 83,7 = 16,3 млн. руб.

2 = 150 - 122,18 = 27,82 млн. руб.

3 = 80 - 59,04 = 20,96 млн. руб.

Найдем рентабельность активов после затрат:

1 = 16,3 / 50 х 100 = 32,6 %

2 = 27,82 / 101,79 х 100 = 27,33 %

3 = 20,96 / 102,86 х 100 = 20,38 %

Следовательно, у первого предприятия снижение затрат наиболее сильно повлияло на изменение рентабельности активов

Найдем рентабельность продаж после снижения затрат:

1 = 16,3 / 100 х 100 = 16,3 %

2 = 27,82 / 150 х 100 = 18,55 %

3 = 20,96 / 80 х 100 = 26,2 %

Следовательно, у третьего предприятия снижение затрат наиболее сильно повлияло на изменение рентабельности продаж.

3 Управление структурой капитала

Задача 3

Средняя стоимость собственного капитала - 11 млн. руб., балансовая прибыль - 3 млн. руб., ставка налога на прибыль - 24%. В связи с увеличением масштабов деятельности предприятию надо увеличить стоимость активов с 30 млн. руб. до 38 млн. руб. Какие источники финансирования целесообразно привлечь для покрытия дополнительной стоимости активов - собственные или заемные? Проценты за кредит взимаются по годовой ставке 15%. Расширение масштабов деятельности обеспечит дополнительную прибыль 2 млн. руб.

Решение:

Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которые влияют на измерение коэффициента рентабельности собственного капитала. Финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового левериджа. Он рассчитывается по следующей формуле:

ЭФЛ = (1 -- Снп) x (КВРа -- ПК) х ЗК/СК

где ЭФЛ -- эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, %;

Снп -- ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

КВРа -- коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %;

ПК -- средний размер процентов за кредит, уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала, %;

ЗК -- средняя сумма используемого предприятием заемного капитала;

СК -- средняя сумма собственного капитала предприятия.

КВРа = (3+2) / 38 х 100 = 13,16 %

ЗК = 38 - 11 = 27 млн. Руб.

ЭФЛ = (1 - 0,24) х (13,16 - 15) х 27 / 11 = 0,76 х (-1,84) х 27 / 11 =

= -3,43%

Следовательно, привлечение заемных средств нецелесообразно, так как рентабельность активов ниже процентов за кредит. Рекомендуется привлекать собственные источники средств.

4 Управление затратами

Задача 4

Предприятие производит электроплиты, реализуя 400 шт. в месяц по цене 5 тыс. руб. (без НДС). Перемененные издержки составляют 3 тыс. руб./шт., постоянные - 700 тыс. руб, в месяц. Рассмотрите ситуацию с точки зрения финансового директора:

1. Начальник отдела сбыта предлагает перевести своих сотрудников с окладов (месячный ФЗП- 120 тыс. руб.) на комиссионное вознаграждение 300 руб. С каждой проданной плиты. Он уверен, что объем продаж вырастет на 15%. Следует ли одобрить такое предложение?

2. Начальник отдела маркетинга предлагает снизить цену реализации на 400 руб. и одновременно увеличить расходы на рекламу на 100 тыс. руб. в месяц. Отдел маркетинга прогнозирует в этом случае увеличение объема реализации на 50%. Следует ли одобрить такое предложение?

3. Зам. генерального директора по производству хотел бы использовать более дешевые материалы, позволяющие экономить на переменных издержках по 500 рублей на единицу продукции. Однако начальник отдела сбыта опасается, что снижение качества плит приведет к снижению объема реализации до 350 шт. в месяц. Следует ли переходить на более дешевые материалы?

Расчет показателей операционного анализа

ПОКАЗАТЕЛИ

ВАРИАНТЫ

ИСХОДНЫЙ

1

2

3

Объем реализации, шт.

Цена реализации, тыс. руб.

Выручка, тыс. руб.

Постоянные затраты, тыс. руб.

Переменные затраты, тыс. руб.

Суммарные затраты, тыс. руб.

Прибыль, тыс. руб.

Темпы роста прибыли, коэф.

Валовая маржа, тыс. руб.

Доля ВМ в выручке, коэф.

Сила операционного рычага, коэф.

Порог рентабельности, тыс. руб.

Порог рентабельности, шт.

Запас финансовой прочности, тыс. руб.

Оцените каждый вариант с точки зрения финансовых результатов и рыночных позиций предприятия

Решение

 

ИСХОДНЫЙ

1

2

3

Объем реализации, шт.

400

460

600

350

Цена реализации, тыс. руб.

5

5

4,6

5

Выручка, тыс. руб.

2000

2300

2760

1750

Постоянные затраты, тыс. руб.

700

580

800

700

Переменные затраты, тыс. руб.

3

3,3

3

2,5

Суммарные затраты, тыс. руб.

1900

2098

2600

1575

Прибыль, тыс. руб.

100

202

160

175

Темпы роста прибыли, коэф.

 

2,02

1,6

1,75

Валовая маржа, тыс. руб.

800

782

960

875

Доля ВМ в выручке, коэф.

0,4

0,34

0,348

0,5

Сила операционного рычага, коэф.

8

3,871

6

5

Порог рентабельности, тыс. руб.

1750

1706

2299

1400

Порог рентабельности, шт.

350

341

500

280

Запас финансовой прочности, тыс. руб.

250

594

461

350

Таким образом, исходя из финансовых расчетов каждое мероприятие ведет к улучшению финансовых результатов. Наиболее прибыльным мероприятием является мероприятие 1.

Задача 5

Предприятие имеет выручку от реализации за год 38 млн. руб., в т.ч. переменные затраты - 25 млн. руб., постоянные затраты - 10 млн. руб., прибыль от реализации - 3 млн. руб.

В следующем году предполагается снижение спроса на продукцию предприятия в одной из возможных форм:

1. снижение на 5% цен на продукцию при сохранении натурального объема реализации базисного периода;

2. сохранение базисных цен при одновременном снижении натурального объема продаж на 5%;

3. одновременное снижение и натурального объема продаж и цен по 5%.

Рассчитать для каждого случая критический объем реализации и максимально допустимое для него снижение цен и натурального объема реализации по сравнению с базисным годом.

Решение

1. Снижение цен на 5% вызовет снижение выручки на 5%:

Выручка составит: 38 х (100 - 5) / 100 = 36,1 млн. руб.

Маржа = 36,1 - 25 = 11,1 млн. руб.

Доля маржи в выручке = 0,307

Критический объем реализации = 10 / 0,307 = 32,57 млн. руб.

2. Снижение натурального объема на 5% вызовет снижение выручки на 5%.

Выручка составит: 38 х (100 - 5) / 100 = 36,1 млн. руб.

Маржа = 36,1 - 25 х 0,95 = 12,35 млн. руб.

Доля маржи в выручке = 0,342

Критический объем реализации = 10 / 0,342 = 29,24 млн. руб.

3. Одновременное снижение и натурального объема продаж и цен по 5%.

Выручка составит: 38 х 0,95 х 0,95 = 34,3 млн. руб.

Маржа = 34,3 - 25 х 0,95 = 10,55 млн. руб.

Доля маржи в выручке = 0,308

Критический объем реализации = 10 / 0,308 = 32,47 млн. руб.

5 Управление оборотным капиталом

Задача 6

Рассчитать прирост оборотных средств за квартал, потребность в оборотных средствах по незавершенному производству, готовой продукции, товарным запасам. Выпуск продукции по себестоимости - 270 000 руб., норма оборотных средств по готовой продукции - 2 дня, норма незавершенного производства - 3 дня, оборот товаров по покупным ценам - 90 000 руб. Норма товарных запасов - 2 дня. Сумма оборотных средств на начало квартала составила 15 460 руб.

Потребность в оборотных средствах по незавершенному производству = 270 000 х 3 / 90 = 9000 руб.

Потребность в оборотных средствах по готовой продукции = 270 000 х 2 / 90 = 6000 руб.

Потребность в оборотных средствах по товарным запасам = 90 000 х 2 / 90 = 2000 руб.

Потребность в оборотных средствах всего = 9000 + 6000 + 2000 = 17 000 руб.

Прирост оборотных средств за квартал = 17 000 - 15460 = 1540 руб.

6 Управление денежными потоками

Задача 7

Поступление денежных средств состоит только из платежей покупателей. Обязательные ежемесячные расходы составляют 2 000 тыс. руб.

Квартальная выручка от продаж равна 45 000 тыс. руб., покупатели рассчитываются с предприятием каждые 40 дней.

Суммарная величина квартального расхода денежных средств равна 30 000 тыс. руб., из них 10 000 тыс. руб. платятся во втором месяце, 20 000 тыс. руб. - в третьем месяце.

Рассчитать изменение денежного потока за квартал в табличной форме.

Решение:

Показатель

1

2

3

Ежемесячные расходы

2000

2000

2000

Квартальная выручка

 

22500

22500

Квартальные расходы

 

10000

20000

Денежный поток

-2000

10500

500

Платежный баланс

-2000

8500

9000

7 Финансовое планирование

Задача 8

Объем производства на плановый год определен в размере 90 000 единиц продукции, объем возможной продажи в плановом году-- 100 000 единиц продукции. При этом возможный остаток готовой продукции на конец предпланового года составляет 20 000 единиц продукции.

I. Рассчитать плановую смету затрат на производство и реализацию единицы продукции в плановом году на основе данных, приведенных в табл. 1.

Таблица I - Расчет плановой сметы затрат на производство и реализацию единицы продукции в плановом году

Статьи калькуляции

Сумма, руб.

1. Затраты на сырьё и материалы

180000

2. Топливо и электроэнергия на технологические цели

2000

3. Основная зарплата производственных рабочих

10000

4. Дополнительная зарплата производственных рабочих (20%)

5. Обязательные отчисления (страховые взносы) во внебюджетные фонды

6. Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования (20% к основной зарплате)

7. Цеховые расходы (120% к основной зарплате)

8. Общехозяйственные расходы (150% к основной зарплате)

9. Прочие расходы (50% к основной зарплате)

10. Производственная себестоимость

11. Внепроизводственные расходы (2%)

12. Полная себестоимость

2. По данным табл. 1. определить плановую отпускную цену единицы продукции производственного предприятия. Расчеты оформить в виде табл. 2.

Таблица 2 - Расчет плановой отпускной цены единицы продукции производственного предприятия

Элементы цены

Сумма, руб.

1. Плановая себестоимость единицы продукции

2. Рентабельность (20% к себестоимости)

3. Налог на добавленную стоимость (18%)

4. Итого отпускная цена в плановом году на единицу продукции

3. Произвести расчет плановой прибыли от реализации товарной продукции в плановом году с учетом исходных данных о плановых объемах производства и продажи товаров, остатках готовой продукции на конец предпланового года, а также данных расчетов, проведенных в табл. 1 и 2. Расчет плановой прибыли осуществлять по схеме табл. 3.

Таблица 3 - Расчет плановой прибыли предприятия от реализации товарной продукции

Наименование показателя

Товарный выпуск по продукции

Цена единицы продукции без НДС, руб.

Плановая себестоимость единицы продукции

Товарный выпуск, тыс. руб.

Общая сумма прибыли, тыс. руб.

в ценах без НДС

по полной себестоимости

1. Объем производства продукции

90000

2. Остатки готовой продукции на начало планируемого года

20000

3. Остатки готовой продукции на конец планового года

10000

4. Общий объем реализации продукции в плановом году

4. Осуществить сводный расчет финансовых результатов производственного предприятия в плановом году по данным табл. 4 и расчетов, выполненных в табл. 3.

Таблица 4 - Сводный расчет финансовых результатов деятельности предприятия в плановом году

Показатели

Сумма, тыс. руб.

I

Выручка от реализации продукции (без НДС)

2

Затраты на производство и реализацию продукции

3

Прибыль от реализации продукции

4

Прибыль от прочей реализации

100

5

Доходы от долевого участия в деятельности других предприятий

50

б

Доходы от сдачи имущества в аренду

100

7

Доходы по акциям и иным ценным бумагам

60

8

Внереализационные расходы

10

9

Валовая прибыль

10

Налог на прибыль

11

Расходы, выплачиваемые из прибыли

548

12

Чистая прибыль

5. Произвести расчет суммы налогооблагаемой прибыли по данным табл.4.

Расчет суммы налогооблагаемой прибыли в плановом году

Показатели

Сумма, тыс. руб.

1

Валовая прибыль

2

3

Доходы от сдачи имущества в аренду

4

Доходы по акциям и иным ценным бумагам

5

Затраты на капитальные вложения

1500

6

Сумма планового начисления износа основных фондов

300

7

Сумма прибыли, облагаемая налогом

Решение

Статьи калькуляции

Сумма, руб.

1. Затраты на сырьё и материалы

180000

2. Топливо и электроэнергия на технологические цели

2000

3. Основная зарплата производственных рабочих

10000

4. Дополнительная зарплата производственных рабочих (20%)

2000

5. Обязательные отчисления (страховые взносы) во внебюджетные фонды

3120

6. Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования (20% к основной зарплате)

2000

7. Цеховые расходы (120% к основной зарплате)

12000

8. Общехозяйственные расходы (150% к основной зарплате)

15000

9. Прочие расходы (50% к основной зарплате)

5000

10. Производственная себестоимость

231120

11. Внепроизводственные расходы (2%)

4622,4

12. Полная себестоимость

235742,4

Таблица 2 - Расчет плановой отпускной цены единицы продукции производственного предприятия

Элементы цены

Сумма, руб.

1. Плановая себестоимость единицы продукции

2,62

2. Рентабельность (20% к себестоимости)

0,52

3. Налог на добавленную стоимость (18%)

0,57

4. Итого отпускная цена в плановом году на единицу продукции

3,71

Таблица 3 - Расчет плановой прибыли предприятия от реализации товарной продукции

Наименование показателя

Товарный выпуск по продукции

Цена единицы продукции без НДС, руб.

Плановая себестоимость

Товарный выпуск, тыс. руб.

Общая сумма прибыли, тыс. руб.

 

единицы продукции

в ценах без НДС

по полной себестоимости

1. Объем производства продукции

90000

3,14

2,62

282600

235800

46800

2. Остатки готовой продукции на начало планируемого года

20000

3,14

2,62

62800

52400

10400

3. Остатки готовой продукции на конец планового года

10000

3,14

2,62

31400

26200

5200

4. Общий объем реализации продукции в плановом году

100000

3,14

2,62

314000

262000

52000

Таблица 4 - Сводный расчет финансовых результатов деятельности предприятия в плановом году

Показатели

Сумма, тыс. руб.

I

Выручка от реализации продукции (без НДС)

314000

2

Затраты на производство и реализацию продукции

262000

3

Прибыль от реализации продукции

52000

4

Прибыль от прочей реализации

100

5

Доходы от долевого участия в деятельности других предприятий

50

б

Доходы от сдачи имущества в аренду

100

7

Доходы по акциям и иным ценным бумагам

60

8

Внереализационные расходы

10

9

Валовая прибыль

52300

10

Налог на прибыль

12552

11

Расходы, выплачиваемые из прибыли

548

12

Чистая прибыль

39200

Расчет суммы налогооблагаемой прибыли в плановом году

Показатели

Сумма, тыс. руб.

1

Валовая прибыль

52300

2

50

3

Доходы от сдачи имущества в аренду

100

4

Доходы по акциям и иным ценным бумагам

60

5

Затраты на капитальные вложения

1500

6

Сумма планового начисления износа основных фондов

300

7

Сумма прибыли, облагаемая налогом

51790

Список использованной литературы

1.
Баканов М.И., Шеремет А.Д. «Теория экономического анализа» Москва, Финансы и статистика, 2005.

2. Ковалев В.В. «Финансовый анализ», Москва, Экономика, 2008г.

3. Поляк Г.Б.и др. «Финансовый менеджмент», Москва, ЮНИТИ, 2007г.

4. Родионова В.М., Федотова М.А. «Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции» Москва, Перспектива, 2005г.

5. Финансовое управление фирмой, Москва, Экономика, 2008г.


© 2010 Рефераты