Рефераты

Финансы коммерческих организаций - особенности организации и функционирования

дно из главных отличий коммерческих организаций от некоммерческих состоит в том, что полученная прибыль коммерческих организаций распределяется между собственниками этой организации. Акционерные общества выплачивают дивиденды владельцам простых и привилегированных акций; товарищества, общества с ограниченной ответственностью распределяют прибыль соответственно с долей участия в уставном (складском) капитале. Прибыль унитарных предприятий, если собственником не принято другое решение, может поступать в виде неналоговых доходов в соответствующий бюджет. Размер и регулярность выплат дивидендов по акциям и приравненных к ним платежей наряду с другими факторами определяют инвестиционную привлекательность коммерческой организации.

Финансовые ресурсы коммерческой организации могут быть источником расходов, связанных со стимулированием работников и поддержкой членов их семей. За счет прибыли многие организации в настоящее время не только выплачивают премии работникам, но и оплачивают расходы на образование, здравоохранение, услуги, связанные с оздоровлением (тренажерные залы, санатории-профилактории и пр), приобретают жилье; осуществляют доплаты к государственным пособиям на детей; заключают договоры добровольного медицинского страхования сотрудников и членов их семей, дополнительного пенсионного обеспечения. Так, среди негосударственных пенсионных фондов наибольший удельный вес по размерам пенсионных резервов и дополнительной пенсии занимают так называемые корпоративные фонды, созданные коммерческой организацией или связанными между собой коммерческими организациями.

Финансовые ресурсы организаций (прибыль, поступления) в настоящее время используются также на благотворительные цели. Средства передаются детским домам, интернатам, учреждениям здравоохранения, непосредственно отдельным гражданам, а также осуществляется поддержка учреждений культуры, искусства, науки и образования. Учитывая основную цель деятельности коммерческих организаций - извлечение максимальной прибыли, такое направление использования финансовых ресурсов не может быть масштабным. Тем не менее, многие учреждения социального обслуживания, театры, музеи, учебные заведения получают средства от крупных коммерческих организаций.

1.4 Особенности финансовых отношений кредитных и страховых коммерческих организаций

Кредитная сфера охватывает часть денежных отношений, характеризующуюся самостоятельным движением денег, когда деньги "меняют" владельца (Д - Д). При этом в кредитной сфере, происходит движение временно свободных денежных средств на возвратных и платных началах. Для обслуживания этой специфической группы денежных отношений формируются особые организационно-экономические структуры - кредитные организации, которые осуществляют операции на денежном рынке.

Кредитная организация представляет собой юридическое лицо, которое на основе специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ осуществляет денежные операции с целью извлечения прибыли. Кредитные организации относятся к коммерческим организациям, образуются на основе различных форм собственности и функционируют либо как банк, либо как небанковская кредитная организация Небанковская кредитная организация выполняет лишь отдельные банковские операции, так как не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к банковским учреждениям по достаточности капитала..

Кредитные организации выполняют:

операции, присущие любой коммерческой организации;

специфические операции, связанные с обслуживанием денежного оборота, осуществлением операций на финансовом рынке, таких как расчетно-кассовые, депозитные, ссудные, учетные, эмиссионные и др. В частности, к этим операциям относятся: привлечение и размещение денежных средств юридических и физических лиц; открытие и ведение счетов физических и юридических лиц; осуществление расчетов по поручению клиентов; кассовое обслуживание клиентов, предоставление сейфов для хранения документов и ценностей; операции с иностранными валютами, драгоценными металлами и ценными бумагами; доверительное управление средствами клиентов; выдача гарантий и поручительств за третьих лиц; консультационное обслуживание; лизинговые, факторинговые, форфейтинговые и другие операции в соответствии с действующим законодательством.

На этой основе у кредитных организаций возникают следующие группы финансовых отношений:

денежные отношения, характерные для коммерческих организаций: отношения с потребителями банковских услуг, что является основой формирования финансовых ресурсов кредитных организаций; отношения, связанные с уплатой налогов и сборов в бюджеты разного уровня и государственные внебюджетные фонды; отношения внутри кредитных организаций, а также кредитных организаций с другими субъектами хозяйствования, которые опосредуют процесс использования финансовых ресурсов кредитных организаций; «Финансы» под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной стр. 193.

денежные отношения, обусловленные спецификой деятельности кредитных организаций в области денежного оборота: кредитные организации перечисляют налоги и обязательные платежи в бюджеты разного уровня и государственные внебюджетные фонды по поручению клиентов, осуществляют расчетно-кассовое обслуживание исполнения бюджетов, выступают дилерами при размещении государственных и муниципальных ценных бумаг. Кроме того, банки открывают и обслуживают текущие счета органов, осуществляющих исполнение бюджетов (федерального бюджета, региональных, местных, государственных внебюджетных фондов); коммерческих организаций, получающих средства из бюджета, а также бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета (последних - при неказначейской системе исполнения бюджета). Эти финансовые операции могут выполняться как на платных, так и на бесплатных началах, что регулируется условиями договоров, заключаемых кредитной организацией с клиентами, и тарифами на расчетно-кассовое обслуживание.

Финансы кредитных организаций - это совокупность денежных перераспределительных отношений, связанных с формированием и использованием доходов, накоплений на основе оказания услуг, опосредующих процесс движения денежных средств в национальном хозяйстве.

Деятельность кредитных организаций характеризуется двойственностью. С одной стороны, она ориентирована на извлечение прибыли, так как эти организации являются коммерческими: денежные средства клиентам предоставляются в виде ссуд; услуги по расчетно-кассовому, консультационному обслуживанию, управлению средствами, портфелями ценных бумаг клиентов и т.д. являются платными. С другой стороны, деятельность кредитных организаций направлена на обслуживание наличного и безналичного оборота денежных средств в экономике, т.е. предполагает обеспечение стабильности денежного оборота в стране, своевременности расчетов, сохранности средств клиентов и может рассматриваться как имеющая макроэкономическое значение.

Такая двойственность обусловливает следующие особенности финансов кредитных организаций:

высокую степень государственной регламентации не только операций, осуществляемых кредитными организациями, но и процессов формирования и использования ими финансовых ресурсов, что выражается в установлении Центральным банком РФ значений экономических нормативов, регулирующих размер собственных средств, устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса кредитных организаций;

перераспределительный характер, так как кредитные организации опосредуют процесс перераспределения финансовых ресурсов как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях. При этом денежные доходы, накопления, поступления у кредитных организаций формируются в процессе осуществления операций с финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц, накоплениями населения, т.е. путем перераспределения финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования, а также средств населения. Кроме того, финансовые ресурсы кредитных организаций активно используются ими для операций на финансовом рынке и также перераспределяются;

создание и функционирование системы резервов с целью обеспечения устойчивости и кредитных организаций, и кредитной системы страны, так как именно в кредитных организациях хранятся все денежные средства юридических лиц, государства, сбережения граждан и кризис в данной сфере деятельности может привести к негативным последствиям в национальном хозяйстве, вплоть до остановки производства и социальных взрывов. В частности, формируются резервный фонд, резерв на возможные потери по ссудам, резерв под обесценение ценных бумаг. Кроме того, часть денежных средств, принадлежащих коммерческим банкам, резервируется в Центральном банке РФ путем перечисления в фонд для регулирования кредитных ресурсов банковской системы и в фонд для регулирования кредитных ресурсов банковской системы по счетам в иностранной валюте.

Финансы кредитных организаций базируются на следующих принципах:

1. свободное распоряжение собственными денежными средствами в рамках, установленных действующим законодательством;

2. стремление к получению прибыли, т.е. при прочих равных условиях отдается предпочтение операциям с максимальной доходностью;

3. уклонение от риска, т.е. при прочих равных условиях преимущество имеют операции с минимальным риском;

4. предпочтение устойчивой и эффективной деятельности на длительную перспективу краткосрочным (локальным) результатам;

5. обязательное соблюдение установленных государством законодательных норм, экономических нормативов и других правил, регулирующих деятельность, ликвидность, финансовую устойчивость кредитных организаций.

Основой кредита является ссудный фонд. Ссудный фонд - денежный фонд банка, кредитной организации, образующий кредитные ресурсы; это временно свободные денежные средства, аккумулированные для целей кредитования. Источники ссудного фонда - средства населения, предприятий, государства. Кредит осуществляется в форме движения ссудного фонда.

Существенная взаимосвязь проявляется между финансовыми фондами коммерческих предприятий и ссудным фондом. Эти две категории однотипны, у них есть ряд общих черт, что свидетельствует об их близости. Вместе с тем, это самостоятельные категории, между ними существует много различий, что проявляется в характере их функционирования. Кредитные ресурсы предоставляются заемщиками на определенный срок с обязательным возвратом и уплатой процента за пользование заемными средствами. Финансовые же ресурсы могут предоставляться бесплатно и без предварительной оговорки условий их возврата. В то же время наличие общих черт у финансов и кредита обуславливает их тесную взаимосвязь и взаимодействие в процессе распределения ресурсов. Так, при недостатке собственных финансовых ресурсов у предприятий, они обращаются к банковскому кредиту. В то же время высвобождающиеся на определенный срок финансовые ресурсы хранятся на счетах в банках и служат одним из источников ссудного фонда.

Помимо кредитных коммерческих организаций в сфере перераспределительных отношений функционируют также страховые организации.

Рассмотрим особенности финансовых отношений страховых коммерческих организаций. Согласно законодательству Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 ст. 2 (в ред. Феде-рального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ) «Об организации стра-хового дела в Российской Федерации»., страхование представляет собой отношения по защите интересов физических и юридических лиц РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. Таким образом, страхование предполагает: необходимость формирования денежных фондов, за счет которых осуществляются страховые выплаты; перераспределение средств страховых фондов между субъектами страховых отношений; вероятностный характер страховых выплат. Социально-экономическая значимость страхования как деятельности, связанной с материальным возмещением ущерба или осуществлением иных, предусмотренных законодательством или страховым договором выплат, обусловливает то внимание, которое общество придает регулированию их деятельности.

Страховые организации являются юридическими лицами, осуществляющими страховую деятельность в соответствии с действующим законодательством. Они могут создаваться в форме как коммерческих, так и некоммерческих организаций. Страховые организации, созданные в форме коммерческих организаций, подвергаются предварительному контролю при входе на рынок в процессе лицензирования. Законодательно определены минимальный размер уставного капитала страховой организации Согласно п. 3 ст. 25 Закона РФ от 57.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» минимальный размер уставного капитала определяется путем умножения его базового размера (30,0 млн руб.) на коэффициент, дифференцированный в зависимости от объекта страхования., возможные направления инвестирования активов, национальный орган страхового надзора контролирует платежеспособность страховщика. Отчетность страховой организации должна быть подтверждена аудитором и опубликована в части финансового результата.

Финансам страховых организаций присущи наряду с общими для коммерческих и некоммерческих организаций принципами организации финансов специфические признаки, обусловленные проявлением сущности страхования:

1. Страховая организация как субъект рынка работает в условиях так называемого "двойного риска": наряду с тем, который она приняла на себя от страхователей по договору, она несет собственный бизнес-риск, связанный в основном с инвестиционной деятельностью. При реализации этих групп рисков - страхового и инвестиционного - используются различные источники компенсации убытков.

Для того чтобы обеспечить выполнение обязательств по договорам, страховая организация формирует развернутую систему страховых резервов Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, тем страхование жизни. Утверждены приказом Минфина РФ от 11.06.2002 № 51н (в редакции приказа Минфина РФ от 23.1О.2О03 № 54н)., потребность в которой обусловлена неравномерностью распределения риска во времени (чередование благоприятных и неблагоприятных периодов).

Инвестиционный риск страховой организации гарантируется ее свободными активами, значительную часть которых составляют собственные средства. В связи с этим объем собственных средств страховой организации приобретает особое значение:

согласно требованиям Федеральной службы страхового надзора страховая организация может принять на ответственность риск по одному договору не более 10% от объема собственных средств;

величина свободных активов страховой организации в значительной мере определяет ее платежеспособность.

2. Между моментом поступления страховой премии (платы за страховую услугу) и страховой выплатой может проходить значительный промежуток времени (в личном страховании - десятилетия), в связи с чем, страховая организация получает возможность инвестировать аккумулированную премию, получая инвестиционный доход. В странах с развитой рыночной экономикой страховые организации являются крупнейшими институциональными инвесторами, а роль страховщика в формировании инвестиционного капитала страны не менее актуальна, чем страховая защита.

3. Существуют особенности в источниках средств и структуре финансовых ресурсов страховой организации:

специфическим источником средств страховой организации является страховая премия, которая поступает по договору и является привлеченными средствами;

в структуре финансовых ресурсов страховой организации имеют значительный удельный вес страховые резервы.

4. Следствием большой социальной значимости страхования жизни является запрет на проведение одной и той же страховой организацией операций по страхованию жизни и иным видам страхования в странах с развитой рыночной экономикой. Цель такого запрета - обеспечение финансовой устойчивости операций по страхованию жизни, защита интересов страхователя. Экономическим обоснованием такого разделения являются специфическая динамика риска, долгосрочный характер обязательств в страховании жизни, особые методики расчета резервов, иные требования к платежеспособности.

5. Страховая организация - одна из немногих участников рынка, осуществляющих предупредительную деятельность, в силу заинтересованности в снижении частоты наступления неблагоприятных событий и тяжести их последствий. Наряду со страховыми резервами она может формировать резерв предупредительных мероприятий, средства которого используются в целях предотвращения наступления неблагоприятных событий.

Учитывая интенсивность денежных потоков страховой организации, в том числе обусловленных внутренним перераспределением средств, в зарубежном страховании часто используется понятие финансового потенциала страховой организации, означающего объем средств, который может быть в конкретный момент времени использован на страховую защиту.

Рассмотрим понятие страхового фонда, как элемента экономических отношений страховых организаций.

В страховом фонде находит свое отражение экономическая категория страховой защиты, реализуются личные и коллективные интересы участников экономической деятельности, а также определяются экономические и социальные аспекты их жизнедеятельности.

Страховой фонд - это совокупность материальных или денежных средств, которые предназначены для обеспечения расширенного воспроизводства при наступлении стихийных бедствий и других чрезвычайных событий.

Различают резервный (централизованный) страховой фонд, фонд самострахования и страховой фонд страховщика. http:/strahrus. ru/ Страхование сегодня - «Страховой фонд и его формы» Резервный (централизованный) страховой фонд - это фонд, который формируется за счет общегосударственных ресурсов и предназначен для возмещения ущерба и устранения последствий различных стихийных бедствий и катастроф, которые влекут за собой большие разрушения и человеческие жертвы. Централизованный страховой фонд может быть представлен как в натуральной (запасы продукции, товаров, продовольствия, топлива и т.д.), так и денежной (финансовые резервы) форме.

Фонд самострахования - это организационно обособленный фонд, представленный в денежной форме или в виде натуральных запасов хозяйствующего субъекта. Так как в условиях рынка постоянно меняются цены на приобретаемые ресурсы, производимую продукцию, условия получения банковских ссуд и другие факторы хозяйственной деятельности, то предприятия через фонд самострахования стараются обеспечить себе стабильное развитие и возможность работы без финансовых и производственных срывов.

В сельском хозяйстве с помощью фонда самострахования формируются семенной, фуражный и другие натуральные фонды. «Страхование» учебник для вузов В. В. Шахов стр. 11 Страховой фонд страховщика - это фонд, создаваемый за счет большого круга его участников (предприятий, организаций, учреждений, а также отдельных граждан), которые выступают в качестве страхователей. Он представлен в денежной форме. Так как страховые взносы уплачиваются каждым страхователем обособленно, то формирование страхового фонда страховщика происходит децентрализовано. Средства этого фонда расходуются на конкретные цели, такие как возмещение ущерба и выплата страховых сумм в соответствии с условиями страхования.

Состав страховых резервов, определяемый российским законодательством, представлен на рис.2. «Финансы» учебник под ред. В.В. Ковалева, 2-е изд. стр. 454

Рис.2. Состав страховых резервов.

Взаимосвязь страхового фонда с системой финансовых фондов коммерческих предприятий проявляется в следующем: страховой фонд формируется на базе денежных средств страхователей (в том числе коммерческих организаций), поступивших в форме страховых премий. Эти средства лишь временно, на период действия договоров страхования, находятся в распоряжении страховой организации, после чего используются на страховые выплаты, преобразуются в доходную базу (при условии безубыточного прохождения договоров) либо возвращаются страхователем в части, предусмотренной условиями договора. Страхование и коммерческая деятельность тесно взаимосвязаны. «Страхование» учебник для вузов В. В. Шахов стр. 15Для коммерческой деятельности характерны организационно-хозяйственное новаторство, поиск новых, более эффективных способов использования ресурсов, гибкость, готовность идти на риск. При этом возникают определенные страховые интересы, обусловленные природой коммерческой деятельности. Эти страховые интересы, закрепленные в соответствующих договорах страхования, ориентируют коммерческие организации на овладение перспективными формами развития, на поиск новых сфер приложения капитала.

Обобщая все вышеизложенное, хочется отметить следующее: финансы коммерческих организаций являются основным звеном финансовой системы, так как охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода в стоимостном выражении. Все принципы организации финансов на предприятии находятся в постоянном развитии, и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы соответствующие состоянию производительных сил и производственных отношений в обществе.

Совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений коммерческой организации, используемых для обеспечения ее деятельности, образует финансовые ресурсы организации. Финансовые ресурсы организации начинают свое формирование уже на стадии создания организации в виде образования уставного (складочного) капитала. Источники финансовых ресурсов в процессе функционирования коммерческой организации составляют: выручка от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, внереализационные доходы, участие на финансовом рынке как заемщика и эмитента, средства из бюджетов.

Составными частями категории финансов являются экономические категории страхования и кредитования. Кредитные и страховые коммерческие организации действуют главным образом в сфере перераспределительных отношений. Кредит как экономическая категория представляет собой определенный вид общественных отношений, связанных с движением стоимости (в денежной форме). Это движение предполагает передачу денежных средств - ссуды на время, причем за ссудополучателем сохраняется право собственности. Страхование - совокупность экономических отношений, возникающих на основе перераспределения финансовых ресурсов во времени и пространстве, по поводу формирования и использования страхового фонда для возмещения вероятного ущерба, нанесенного экономическим субъектам в результате непредвиденных неблагоприятных событий.

2. Исследование выручки от реализации продукции на примере ТК "Глобус"

2.1 Исследование факторов, влияющих на выручку на розничных торговых точках

В рамках темы "Финансы коммерческих организаций" хочется рассмотреть такой экономический показатель, как выручка от реализации продукции, который, несомненно, влияет на всю финансовую деятельность организации, имеющей основную цель - извлечение максимальной прибыли.

Проведем исследование на базе торговой компании "Глобус" В целях сохранения коммерческой тайны название компании изменено. Компания занимается продажей канцелярской продукции, а также фото - и электротоваров. В рамках организации функционируют несколько торговых точек: 2 оптовые и 4 розничные. Цель исследования проанализировать выручку на розничных отделах, выявить факторы, влияющие на нее и насколько сильно это влияние. В конечном итоге следует разработать меры и предложения, которые позволят увеличить прибыль. Исследование проводится с помощью регрессионного анализа и пакета "Анализ данных" MS Excel.

По данным о деятельности розничных торговых точек выявим зависимость между объемом выручки (Y, руб.) и следующими факторами:

Х1 - объем поставок товара в руб.,

Х2 - месторасположение торговой точки, (принимает значение от 1 до 4, т.к рассматриваются 4 торговые точки).

Х3 - сумма сделанных скидок за месяц, в руб.,

Х4 - количество поставок товара за месяц.

Данные по торговым точкам, используемые для исследования, представлены в таблице 1:

Таблица 1. Исходные данные по торговым точкам.

Y

X1

X2

X3

X4

102364,00

59995,50

1

143,50

20,00

96962,70

78911,50

1

176,00

20,00

87256,00

89252,00

1

126,00

19,00

86905,50

84063,00

1

178,50

19,00

75812,00

68034,00

1

41,00

18,00

85596,00

117478,50

1

190,00

19,00

100519,50

108500,10

1

124,00

21,00

114734, 20

140057,50

1

168,00

21,00

103026,40

105884,12

1

249,00

21,00

100653,26

91133,50

1

167,00

21,00

83384,04

76010,50

1

72,00

18,00

99026,50

111349,50

1

126,50

20,00

89057,00

55669,50

1

35,50

18,00

82434,00

88863,05

1

46,00

18,00

74858,50

72948,80

1

12,50

18,00

64077,50

52093,00

1

14,50

18,00

69494,00

71604,00

1

57,50

18,00

75031,50

88906,00

1

30,00

17,00

61601,50

50377,00

1

27,00

15,00

74741,50

85839,50

1

61,50

12,00

76824,00

65233,50

1

68,50

12,00

92750,50

72263,50

2

312,00

20,00

67791,00

91202,50

2

78,00

18,00

70836,00

57714,00

2

44,00

19,00

57861,00

50438,00

2

38,00

17,00

57747,00

60933,00

2

17,50

17,00

55003,90

57478,00

2

41,00

17,00

60054,00

79254,00

2

25,00

17,00

85000,00

85685,80

2

98,50

18,00

82698,40

95282,60

2

79,50

18,00

81467,00

133136,00

2

56,50

18,00

68792,50

53921,50

2

16,50

17,00

126211,00

149622,50

2

216,00

20,00

93573,00

89051,31

2

142,00

20,00

68509,00

79041,50

2

140,00

17,00

71628,50

66994,00

2

163,00

18,00

62164,50

52024,80

2

230,50

18,00

63127,00

72408,00

2

112,00

17,00

50887,50

43826,50

2

64,00

17,00

60248,50

75014,00

2

223,50

18,00

70628,50

72757,40

2

176,00

17,00

75539,50

69055,00

2

87,50

18,00

76494,00

41219,40

3

81,00

18,00

60059,50

68353,50

3

52,00

18,00

67881,00

52353,00

3

21,00

18,00

47391,50

48506,50

3

16,50

17,00

40226,39

38553,50

3

43,50

17,00

43166,60

51911,00

3

12,00

17,00

61619,50

77464,00

3

52,00

18,00

64755,60

71349, 20

3

24,50

18,00

63976,60

66675,00

3

47,50

18,00

57035,00

52513,50

3

65,00

17,00

61488,00

53609,00

3

86,50

18,00

90669,00

104683,90

3

115,00

20,00

79640,00

71950,50

3

35,50

18,00

64474,50

58566,00

3

48,00

18,00

63966, 20

59867,00

3

32,00

18,00

52189,00

59457,00

3

14,50

17,00

45985,70

55080,00

3

13,00

17,00

51698,50

43661,50

3

24,00

17,00

48724,50

47630, 20

3

51,00

16,00

57866,10

56107,50

3

46,50

16,00

57793,00

62673,50

3

18,00

16,00

123293,00

96632,10

4

210,00

20,00

120650,50

114954,50

4

235,00

20,00

95073,50

79664,80

4

98,50

19,00

85194,50

92681,50

4

127,00

19,00

84061,50

83853,50

4

91,50

19,00

84225,10

77924,00

4

86,00

18,00

98471,40

158445,30

4

134,00

18,00

119031, 20

133980,50

4

82,00

20,00

115663,43

133856,00

4

112,00

20,00

110282,50

135853,00

4

137,00

20,00

88586,50

38233,00

4

72,00

18,00

140180,50

150144,00

4

196,00

20,00

105312,50

81414,00

4

121,00

20,00

105082,90

78878,80

4

111,00

20,00

107499,72

119432,17

4

125,00

20,00

88912,97

81495,60

4

92,00

19,00

84021,00

92039,05

4

64,50

18,00

98631,00

92077,00

4

134,00

18,00

102983,00

111521,35

4

256,50

19,00

113964,60

133875,60

4

137,00

17,00

112715,50

109188,00

4

100,00

20,00

Построим уравнение регрессии, характеризующее зависимость выручки от всех факторов.

Воспользуемся пакетом Анализ данных "Регрессия" MS Excel и представим результаты на рисунке 3:

Рис.3. Регрессионная статистика.

Составим линейное уравнение регрессии:

(1)

- Y-пересечение. Подставляем значение и коэффициентов в формулу.

Уравнение регрессии, характеризующее зависимость выручки от всех факторов:

y = - 29145, 2+0,418+1347, 6+64, 46+3640, 5.

Оценим значимость полученного уравнения. Проверку значимости уравнения регрессии произведем на основе вычисления F-критерия Фишера:

= 60,44

, при доверительной вероятности 0,95.

Табличное значение F-критерия можно найти с помощью функции FРАСПОБР.

=2,49

>,

следовательно, уравнение регрессии следует признать адекватным.

Оценим с помощью t-критерия Стьюдента факторы, значимо воздействующие на формирование выручки торговых точек в этой модели.

Табличное значение t-критерия при 5% уровне значимости и степенях свободы 79 находим с помощью функции СТЬЮДРАСПОБР.

= 1,99

= 7,88

= 1,2

= 2,8

= 3,8

Сравним расчетные и табличные значения, если то коэффициент значимый.

>, >, >

Значит факторы: объем поставок товара в руб., количество поставок за месяц, сумма сделанных скидок за месяц существенны (значимы).

Построим модель формирования выручки за счет значимых факторов. Исходные данные для построения модели формирования выручки за счет значимых факторов представим в таблице 2.

Таблица 2. Исходные данные для построения модели формирования выручки за счет значимых факторов.

Y

X1

X3

X4

102364

59995,5

143,5

20

96962,7

78911,5

176

20

87256

89252

126

19

86905,5

84063

178,5

19

75812

68034

41

18

85596

117478,5

190

19

100519,5

108500,1

124

21

114734,2

140057,5

168

21

103026,4

105884,12

249

21

100653,26

91133,5

167

21

83384,04

76010,5

72

18

99026,5

111349,5

126,5

20

89057

55669,5

35,5

18

82434

88863,05

46

18

74858,5

72948,8

12,5

18

64077,5

52093

14,5

18

69494

71604

57,5

18

75031,5

88906

30

17

61601,5

50377

27

15

74741,5

85839,5

61,5

12

76824

65233,5

68,5

12

92750,5

72263,5

312

20

67791

91202,5

78

18

70836

57714

44

19

57861

50438

38

17

57747

60933

17,5

17

55003,9

57478

41

17

60054

79254

25

17

85000

85685,8

98,5

18

82698,4

95282,6

79,5

18

81467

133136

56,5

18

68792,5

53921,5

16,5

17

126211

149622,5

216

20

93573

89051,31

142

20

68509

79041,5

140

17

71628,5

66994

163

18

62164,5

52024,8

230,5

18

63127

72408

112

17

50887,5

43826,5

64

17

60248,5

75014

223,5

18

70628,5

72757,4

176

17

75539,5

69055

87,5

18

76494

41219,4

81

18

60059,5

68353,5

52

18

67881

52353

21

18

47391,5

48506,5

16,5

17

40226,39

38553,5

43,5

17

43166,6

51911

12

17

61619,5

77464

52

18

64755,6

71349,2

24,5

18

63976,6

66675

47,5

18

57035

52513,5

65

17

61488

53609

86,5

18

90669

104683,9

115

20

79640

71950,5

35,5

18

64474,5

58566

48

18

63966,2

59867

32

18

52189

59457

14,5

17

45985,7

55080

13

17

51698,5

43661,5

24

17

48724,5

47630,2

51

16

57866,1

56107,5

46,5

16

57793

62673,5

18

16

123293

96632,1

210

20

120650,5

114954,5

235

20

95073,5

79664,8

98,5

19

85194,5

92681,5

127

19

84061,5

83853,5

91,5

19

84225,1

77924

86

18

98471,4

158445,3

134

18

119031,2

133980,5

82

20

115663,43

133856

112

20

110282,5

135853

137

20

88586,5

38233

72

18

140180,5

150144

196

20

105312,5

81414

121

20

105082,9

78878,8

111

20

107499,72

119432,17

125

20

88912,97

81495,6

92

19

84021

92039,05

64,5

18

98631

92077

134

18

102983

111521,35

256,5

19

113964,6

133875,6

137

17

112715,5

109188

100

20

Воспользуемся пакетом Анализ данных "Регрессия" MS Excel, результаты представим на рис.4.

Рис.4 Регрессионная статистика.

Составим линейное уравнение регрессии по формуле (1),

-

уравнение регрессии, характеризующее зависимость выручки от значимых факторов.

Дадим экономическую интерпретацию коэффициентов модели регрессии. Коэффициент регрессии при факторе "объем поставок за месяц" составляет 0,427 и обозначает, что при увеличении фактора "объем поставок за месяц" на 1руб., выручка увеличивается на 0,43 руб.

Для непосредственной оценки влияния факторов на зависимую переменную вычислим коэффициент эластичности для фактора "объем поставок за месяц".

Рассчитаем среднее значение и с помощью функции "СРЗНАЧ" MS Excel.

=81043,3

=80569,225

(%)

Следовательно, при изменении фактора объем поставок товара на 1%, выручка меняется на 0,433%.

Коэффициент регрессии при факторе "сумма скидок за месяц" составляет 61, 36 и обозначает, что при увеличении фактора "сумма скидок за месяц" на 1руб., выручка увеличивается на 61, 36 руб.

Для непосредственной оценки влияния факторов на зависимую переменную вычислим коэффициент эластичности для фактора "сумма скидок за месяц".

Рассчитаем среднее значение и с помощью функции "СРЗНАЧ" MS Excel.

=81043,3

=80569,225

(%)

Следовательно, при изменении фактора скидок на 1%, выручка меняется на 0,073%.

Коэффициент регрессии при факторе "количество поставок за месяц" составляет 3776,40 и обозначает, что при увеличении фактора "количество поставок за месяц" на 1, выручка увеличивается на 3776,40 руб.

=18, 19

=80569,225

(%)

Значит, при изменении фактора "количество поставок за месяц" на 1%, выручка меняется на 0,85%.

Для оценки качества модели рассмотрим коэффициент детерминации. Коэффициент . Следовательно, 73% вариации зависимой переменной учтено в модели и обусловлено влиянием включенных факторов. Чем ближе значение коэффициента детерминации к 1, тем лучше качество модели.

Проверку значимости уравнения регрессии проведем с помощью критерия Фишера. = 79,65.

,

при доверительной вероятности 0,95.

Табличное значение F-критерия можно найти с помощью функции FРАСПОБР

= 2,78

>,

следовательно, уравнение регрессии следует признать адекватным.

2.2 Анализ полученных результатов и предложения по увеличению выручки на торговых точках

Итак, на основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы: на объем выручки торговых точек значимо влияют факторы (из тех, что мы брали к рассмотрению): объем поставок товара, количество поставок, а также сумма скидок. Объем выручек на торговых точках, как показало исследование, не зависит от их месторасположения. Возможно, это связано с тем, что они расположены в спальных районах города, находятся примерно в одинаковых условиях и количество посетителей на них примерно одинаковое. Таким образом, существующая разница в выручке не объясняется их месторасположением, а образуется за счет других факторов.

Объем поставок товара, безусловно, влияет на выручку, но количество поставок является наиболее значимым фактором. И это, действительно, объяснимо на практике. Так как розничные отделы находятся, повторюсь, в спальных районах, наши основные клиенты являются постоянными. Поэтому если сегодня у нас нет нужного товара, мы имеем возможность заказать его и удовлетворить потребность покупателя завтра. В большинстве случаев ему гораздо удобнее прийти к нам на следующий день, нежели искать этот товар в других местах, не имея гарантии, в том, что его потребность будет удовлетворена. Регулярные поставки требуемого товара помогают быстрее удовлетворять спрос и тем самым увеличивать выручку.

Влияние скидок также объяснимо, так как если покупатель приходит в магазин около своего дома и получает там скидку, то в большинстве случаев он вернется, и будет покупать именно у нас, а не в магазине через дорогу. В условиях жесткой конкуренции и сложной рыночной ситуации только качество и быстрота обслуживания может приносить компании доход. Таким образом, для увеличения выручки на торговых точках следует разработать рекомендации, именно по качеству обслуживания, по тому, как быстро реагировать на спрос, должна быть продумана программа привлечения и поощрения покупателя, направленная на длительные отношения, способствующие взаимной выгоде.

Заключение

В данной курсовой работе рассмотрено понятие финансов коммерческих предприятий, принципы, особенности, механизм их функционирования. Рассмотрены теоретические основы образования финансовых ресурсов предприятий, источники их формирования и направления использования.

Рассмотрены также основные виды и принципы финансовых отношений возникающих между коммерческой организацией и различными контрагентами, как внутри, так и вне организации.

Финансы коммерческих предприятий имеют различные особенности в зависимости от организационно-правовых и отраслевых факторов. Например, финансовые отношения в кредитных и страховых организациях имеют свой ряд особенностей, который мы рассмотрели в параграфе 1.4

Таким образом, в первой главе курсовой работы были рассмотрены теоретические основы функционирования финансов коммерческих предприятий, которые необходимы как для того, чтобы иметь представление о механизме деятельности коммерческих организаций в целом, так и для практического применения этих основ при исследовании финансов коммерческих организации, управления их формированием и использованием.

Во второй главе, был проведен регрессионный анализ выручки от реализации продукции на розничных отделах Торговой Компании "Глобус". Целью проведенного анализа было выявление факторов, влияющих на выручку от реализации продукции. На основе этого анализа будут разработаны меры по созданию благоприятных условий, факторов, способствующих увеличению выручки и, следовательно, в конечном итоге прибыли.

Финансы коммерческих организаций являются основным звеном финансовой системы. Изучение финансов коммерческих организации в условиях рыночной экономики является особенно актуальным. А сложная рыночная ситуация и жесткая конкуренция требуют тщательного анализа финансовых результатов и показателей.

Список литературы

1. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

2. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

3. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 ст.2 (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ) "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

4. Закон РФ от 57.11.1992 №4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

5. Приказ Минфина РФ от 11.06.2002 № 51н (в редакции приказа Минфина РФ от 23.1О.2О03 № 54н).

6. Гражданский Кодекс РФ.

7. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. - М-, 2003.2004. - С.578.

8. "Финансы, денежное обращение и кредит" учебник под ред.Г.Б. Поляка 2-е изд. стр.279-283.

9. "Финансы" учебник под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной стр. 171-172.

10. Страхование" учебник для вузов В.В. Шахов стр.11

11. "Финансы" учебник под ред.В. В. Ковалева, 2-е изд. стр.454

12. http: /strahrus.ru/ Страхование сегодня - "Страховой фонд и его формы".

13. http://www.consultant.ru/ Информационно-правовая система "Консультант Плюс".

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты