Финансы -- это экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода, орудие контроля над образованием и использованием фондов денежных средств. Основными количественными характеристиками национального дохода являются валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт. Валовой внутренний продукт- это денежная оценка - т. е. стоимость в рыночных ценах - товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории в течение года, а валовой национальный продукт- это денежная оценка товаров и услуг, произведенных в течение года резидентами данной страны, как на ее территории, так и за границей. Именно с учетом размеров валового национальногопродуктаи его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему статистике валового национального продукта придается большое значение во всех странах. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен, финансы выступают неотъемлемым связующим звеном между созданием национального дохода и его использованием. Кроме того, современная экономика не может существовать без государственных финансов, так как ряд потребностей общества может финансироваться только государством. Во-первых, к таким потребностям относятся такие публичные блага, как национальная безопасность, почта, общественный транспорт и т. п. Во-вторых, на определенных этапах исторического развития только государство может финансировать атомную промышленность, космические исследования. Распределительные процессы в экономике происходят не только через финансы, но также через цены и кредит. Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем образования денежных фондов не только обеспечить потребности государства, организаций и частных лиц в денежных средствах, но и организовать контроль над расходованием финансовых ресурсов. Финансы это неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Деньги в свою очередь являются обязательным атрибутом существования финансов, нет денег, нет финансов. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Процесс воспроизводства представляет собой совокупность непрерывно повторяющихся циклов.
1) Сущность и назначение финансов
Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:
* организациями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг.
* организациями и вышестоящими структурами при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении.
* государством и организациями при уплате организациями налогов в бюджетную систему для финансирования государственных расходов.
* государством и частными лицами при внесении ими налогов и добровольных платежей, организациями, частными лицами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов,
* отдельными звеньями бюджетной системы, органами имущественного и личного страхования, организациями и частными лицами при уплате страховых взносов и при возмещении ущерба (при наступлении страхового случая), организациями в процессе кругооборота их фондов.
Финансы это неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Деньги в свою очередь являются обязательным атрибутом существования финансов, нет денег, нет финансов.
Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Деньги это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда производителей, а финансы это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Процесс воспроизводства представляет собой совокупность непрерывно повторяющихся циклов. Производство Распределение - Обмен - Потребление - Производство.
Производство личное. Каждый исследуемый цикл воспроизводства возможен лишь после того, как вновь созданная стоимость подвергнется распределению, в результате которого будут созданы целевые денежные фонды, являющиеся основой для удовлетворения разнообразных потребностей. При чем это происходит в обезличенной форме. Рассмотрим процесс воспроизводства с точки зрения возникновения финансовых отношений. Процессы производства и потребления никак не связаны с движением денежных средств, поэтому отсутствие этого движения, свидетельствует о том, что они не являются местом возникновения финансов. Реальное движение денежных средств, происходит на второй и третьей стадии процесса воспроизводства: распределение и обмен. Однако, характер движения стоимости на этих стадиях различен, это не позволяет обе отнести к сфере финансов. В третьей стадии обмена распределенная стоимость в денежной форме обменивается на товарную, т.е. совершаются акты купли и продажи. Отчуждение самой стоимости не происходит, она меняет свою форму с денежной на товарную форму. Происходит встречное движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, другая - в товарной форме. Но только во второй стадии движения стоимости происходит обособленно от движения товара и характеризуется ее отчуждением (из рук в руки) или целевым обособлением каждой части стоимости общественного продукта пот целевому назначению и субъектам хозяйствования.
Критерии отнесения тех или иных отношений к финансовым отношениям являются:
1) реальное движение денежных средств, т.е. переход от одного владельца к другому;
2) распределительный характер этих отношений;
3) место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса «распределение».
2. Основные функции финансов
Сущность финансов проявляется в их основных функциях:
* формирование денежных фондов,
* распределение национального дохода,
* контроль над распределением национального дохода.
Эти три функции осуществляются финансами одновременно. Рассмотрим каждую из этих функций более детально.
Функция формирования денежных фондов (доходов) алгоритмически состоит из следующих этапов:
* создание финансовой теории, соответствующей состоянию развития экономики государства и имеющей целью обеспечение экономического роста,
* формирование финансового механизма, обеспечивающего сбор доходов,
* прогнозирование и планирование доходов, утверждение доходов бюджета,
* накопление доходов в бюджет и внебюджетные фонды, формирование бюджетных фондов для обеспечения целевых функций государства.
Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода. При распределении национального дохода среди участников производства формируются первичные (или основные) доходы:
* оплата труда работников, занятых в сфере производства, доходы предприятий сферы производства. Однако только первичные доходы не могут образовать общественные денежные фонды, достаточные для обеспечения национальной безопасности, развития приоритетных отраслей экономики, удовлетворения материальных и культурных потребностей граждан. Необходимо дальнейшее перераспределение национального дохода:
* межотраслевое и территориальное перераспределение в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений организаций и частных лиц,
* перераспределение части дохода из производственной сферы в непроизводственную сферу (образование, культура, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, государственное управление и т. п.),
* перераспределение доходов между различными социальными группами граждан страны. В результате такого перераспределения образуются вторичные (или производные) доходы: доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы,
* налоги (например, подоходный налог с физических лиц) и др.
Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в процессе структурной перестройки национальной экономики, развития ее приоритетных отраслей, а также в пользу наименее обеспеченных слоев населения.
Таким образом, перераспределение дохода происходит между отраслями экономики, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами.
Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода состоит в развитии производительных сил, укреплении государства, создании рыночных структур экономики, повышении социального уровня жизни граждан. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.
Контрольная функция финансов состоит в контроле над распределением национального дохода по соответствующим фондам, а также за расходованием этих фондов по назначению. Финансовый контроль в современных условиях направлен на обеспечение развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, улучшение качества работы во всех отраслях национальной экономики. Он охватывает и производственную сферу, и непроизводственную, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережное расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и
расточительства. Важнейшими задачами финансового контроля являются:
* проверка точного соблюдения финансового законодательства, проверка своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговыми органами и банками,
* проверка своевременности и полноты выполнения взаимных обязательств предприятий, организаций и частных лиц по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов проявляется в многоплановой деятельности финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговых органов осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета. Помимо трех функций, которые мы подробно описали, финансы могут также выполнять регулирующую функцию, связанную с финансовым вмешательством государства в процесс воспроизводства. Напомним, что согласно кейнсианской экономической теории основным инструментом регулирования экономики является бюджетная политика: государство посредством государственных расходов, государственного кредита, налогов может влиять на занятость рабочей силы и загрузку производственных мощностей. Кроме того, изменение соотношения потребления и сбережений невозможно без вмешательства государства, поскольку на решения домашних хозяйств о сбережении и потреблении влияет огромное множество незначительных факторов, вследствие чего при отсутствии государственной политики в области сбережения решения населения о накоплении будут диктоваться только случайными факторами. Между тем, сбережения населения могут составлять значительную часть денежных фондов, направляемых на инвестиции, в том числе, в более производительное оборудование, новые виды продукции и т. п. Однако на сегодняшний день регулирующая функция финансов в Российской Федерации развита недостаточно.
3) Характеристика финансового механизма
Функции финансов реализуются посредством финансового механизма, т. е. системы установленных государством форм, видов иметодов финансовых отношений, направленных на реализацию целей финансовой политики. Финансовый механизм включает в себя следующие элементы и подразделения:
* совокупность организационных форм финансовых отношений в национальной экономике, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных средств, методы финансового планирования,
* формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство (в том числе систему законодательно установленных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении государственных доходов и расходов, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т. п.).
Практическое использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. Процесс управления финансами при этом состоит из следующих стадий:
При решении различных тактических задач могут происходить
изменения финансового механизма, поэтому он чутко реагирует на все особенности социально-экономических процессов. Реализация одного и то же финансового решения может быть организована государством по-разному. Так, например, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. Налоговая система может включать различный перечень прямых и косвенных, федеральных, региональных и местных налогов. Существуют два типа финансового механизма: директивный и регулирующий.
Директивный типразрабатывается для финансовых отношений, в которых государство участвует непосредственно - налогообложение, государственный кредит, расходы бюджетов, бюджетное финансирование и т. п. Директивный тип финансового механизма предполагает обязательность установленных форм, видов и методов действий для всех субъектов финансовых отношений. В ряде случаев директивный финансовый механизм
может распространяться на финансовые отношения, в которых государство не участвует непосредственно, но которые либо имеют большое значение для реализации всей системы управления, либо одна из сторон этих отношений является агентом государства
Регулирующий тип финансового механизма определяет основные правила поведения в таких сферах финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, например, при организации внутрихозяйственных финансовых отношений на предприятиях частной формы собственности. В этом случае через соответствующую систему законодательства устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие само разрабатывает формы и виды денежных фондов, направления их использования.
Важной частью системы управления финансами является финансовое прогнозирование и планирование. Финансовое прогнозирование-- это процесс построения научно обоснованных предположений о будущем состоянии финансовой системы, ее отдельных звеньев и характеризующих это состояние показателей.
Выделяют следующие основные функции финансового прогнозирования:
* оценка сложившейся ситуации и выявление глобальных проблем финансового развития,
* анализ тенденций социально-экономического и научно-технического развития в конкретных экономических условиях, оценка будущего действия выявленных тенденций и определение новых условий и проблем, которые возникнут в результате
действия этих тенденций, определение способов разрешения таких проблем,
* выявление возможных альтернатив развития в перспективе, накопление материала для всесторонне обоснованного выбора той или иной возможности развития,
* принятие оптимального планового решения, обеспечивающего активное воздействие на дальнейшее развитие финансов. В прогнозе можно рассмотреть различные варианты финансовой политики в зависимости от различных сочетаний объективных и субъективных факторов (как экономического характера, так и других).
В финансах обычно строят среднесрочные прогнозы (на 5--10 лет) и долгосрочные прогнозы (более чем на 10 лет вперед). В качестве примера финансового прогноза укажем прогноз социально-экономического развития страны, который используется при подготовке проекта федерального бюджета. В этом прогнозе выделяются макроэкономические показатели, обеспечивающие реалистичность и надежность соответствующих плановых разработок.
Финансовое планирование-- это вид финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов, ориентированный на достижение баланса между финансовыми ресурсами и направлениями использования этих ресурсов.
Поскольку планироваться должны отношения, возникающие во всех звеньях финансовой системы, строится не один финансовый план, а целая система таких планов:
* бюджетных,
* внебюджетных,
* страховых и т. п.
Финансовые планы можно классифицировать не только по звеньям финансовой системы, но и по ее уровням, а также по субъектам финансовых отношений:
* общегосударственный финансовый план,
* территориальные финансовые планы,
* отраслевые финансовые планы,
* финансовые планы отдельных предприятий и организаций.
Следует отметить, что в процессе финансового планирования определяются не только собственно финансовые пропорции, но и сопутствующие пропорции натурально-вещественные, трудовые. Практическое построение финансовых планов производится с помощью метода экономического анализа с использованием статистического анализа, экономико-математического моделирования, с учетом балансов и нормативов.
Метод экономического анализасостоит в комплексном изучении различных сторон деятельности субъектов финансовых отношений на базе системы текущего учета и отчетности. Приведем список статистических приемов, наиболее часто используемых при реализации метода экономического анализа:
* использование системы абсолютных и относительных показателей,
* сравнительный анализ, метод сводки и группировки, индексный метод, факторный анализ.
Анализ тенденций и закономерностей изменения показателей за прошлые периоды и определение финансовых параметров на планируемую перспективу на основе анализа этих тенденций называется экстраполяцией. Экстраполяция проводится с активным привлечением методов прикладной статистики и эконометрики. Нормативный методпредполагает построение финансового плана на нормативной базе, состоящей из научно и практически обоснованных норм и нормативов. В качестве примера таких финансовых нормативов приведем ставки налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Часто в процессе финансового планирования устанавливаются нормативные коэффициенты, используемые в качестве критериев оценки достижения финансовых результатов, например, для хозяйствующих субъектов могут быть установлены коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости, внутренней нормы доходности и др. Кроме того, часто в процессе планирования применяется балансовый метод, состоящий в планомерном установлении и соблюдении балансов-- материально"вещественных и стоимостных пропорций, а также пропорций в распределении трудовых ресурсов. В основе балансового метода лежит практика построения бухгалтерского баланса, связывающего источники формирования активов предприятий с направлениями использования этих активов.
В практике планирования обычно используется система балансов:
* натуральные (материальные) балансы,
* стоимостные (денежные) балансы,
* балансы трудовых ресурсов,
* баланс национальной экономики, межотраслевой баланс.
Стоимостные балансы позволяют указать четкие взаимосвязи между производством, распределением и использованием доходов. Например, одним из важнейших видов стоимостного баланса является федеральный бюджет Российской Федерации, который характеризует объем и структуру доходов и расходов государства. Бюджетное планирование представляет собой основной вид финансового планирования на государственном уровне. В Российской Федерации разрабатывается перспективный и бюджетный планы, которые преследуют следующие цели:
* информирование органов законодательной и представительной власти о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития национальной экономики и социальной сферы,
* комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законопроектов,
* определение необходимости и возможности осуществления, перспективных мер в области финансовой политики,
* отслеживание долгосрочных негативных тенденций и своевременное принятие соответствующих мер по их устранению.
Перспективный бюджетный план разрабатывается на три года:
* первый год -- это год, на который составляется бюджет,
* следующие два года -- плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты принятой экономической политики. Исходной базой для формирования перспективного бюджетного плана служит бюджет на текущий год. Законодательно перспективный бюджетный план не утверждается. Разработка прогноза и выработка плановых решений -- это взаимосвязанные стадии плановой работы. При этом план -- это отражение будущего состояния системы, соответствующее целям, заданным в настоящий момент времени, план должен быть качественно однозначным и направленным на достижение выбранных целей. Прогноз же, как правило, представляет собой множество вариантов дальнейшего развития, и на основе прогноза можно выбрать наиболее рациональные, оптимальные варианты.
4) Финансовые ресурсы и финансовая система
Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы.
Финансовые ресурсы - это совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования. Финансовые ресурсы предназначены для выполнения финансовых обязательств; покрытия затрат по расширенному воспроизводству; материального поощрения работников. Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны - это вновь созданная стоимость. Он распределяется на стоимость необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт и часть прибавочного - это фонд накопления. У хозяйствующих субъектов основными денежными фондами являются: фонд накопления, фонд потребления и фонд финансовых резервов. Финансовые ресурсы складываются из трех источников:
1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;
2) средства внебюджетных фондов;
3) ресурсы, получаемые самим предприятием (прибыль, амортизационные отчисления).
Исходя, из этого финансы могут быть централизованными (государственными) и децентрализованными (ресурсы хозяйствующих субъектов.)
Децентрализованные ресурсы классифицируются на следующие структурные элементы:
- собственные и привлеченные (прибыль, амортизация, денежные средства в обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от выполнения работ и услуг, все виды кредиторской задолженности);
- заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, средства различные финансовых средств);
- ресурсы, получаемые в порядке перераспределения (страховые возмещения, субсидии государства, субвенции). Финансовая система - это совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система включает в себя: финансы предприятий и организаций, страхование, государственные финансы. Все составляющие финансовой системы различаются методами формирования и использования фондов денежных средств.
Государственные финансы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения, перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Государственный бюджет - централизованный доход государства (роспись доходов и расходов). Бюджет состоит из двух частей: доходной части и расходной. В доходной части показываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части указываются направления, сферы в которых расходуются деньги, и их количественные параметры. По размерам государственного бюджета можно судить об уровне экономического развития страны.
Главным источником бюджета являются налоги (70-80%), остальная часть таможенные пошлины, государственный заем, денежная эмиссия. Государственный кредит. В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества, государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные средства предприятий, организаций и граждан. Для дополнительного пополнения денежными ресурсами экономику страны государство может прибегнуть к эмиссии денег. Но эта мера не очень часто используется, т.к. чрезмерная эмиссия может привести к росту инфляции, обесценению денежных средств, росту цен, снижению жизненного уровня населения. Следующим средством привлечения финансовых ресурсов государством является - государственный заем. Государство продает на финансовом рынке облигации, казначейские обязательства и другие виды государственных ценных бумаг. Финансовый рынок является составной частью финансовой системы. В настоящее время наиболее значительным по объему в составе финансового рынка является рынок ценных бумаг. Государство выпускает следующие виды ценных бумаг: ГКО (государственные краткосрочные облигации), ОФЗ (облигации государственного займа), ОГСЗ (облигации государственного сберегательного займа).
Заключение
Финансы -- неотъемлемый элемент нашей повседневной жизни. Задачи и проблемы финансов, налогов, страхования настолько глубоко проникли в общественную жизнь, что это понятие стало обыденным и повседневным. Любые финансовые решения характеризуются тем, что доходы и расходы разнесены во времени и, как правило, не могут быть точно предсказаны теми, кто эти решения принимает. Поэтому при принятии финансовых решений необходимо учитывать два важнейших фактора -- время и риск. При проведении любой финансовой операции обязательно должно быть определено время ее совершения: ведь деньги, полученные сегодня, уже можно непосредственно использовать. Тогда как ту же самую денежную сумму, полученную через определенный срок, можно будет использовать только по истечении этого срока, поэтому стоимость денег изменяется во времени -- денежные суммы, поступающие в будущем, являются менее ценными, чем аналогичные суммы, поступающие в более ранние сроки. Любая операция, протекающая во времени. Операция сопряжена с риском, который заключается в том, что вполне возможно несоответствие между теми результатами, которых мы ожидаем от осуществления операции. И теми результатами, которые произойдут на самом деле.
Финансы -- это экономическая категория, которую часто в обыденной жизни совершенно неправильно отождествляют с деньгами. На самом деле, финансы -- это не деньги, а денежные отношения (притом не всякие денежные отношения). Финансы
появились существенно позже денег -- на высшей ступени цивилизации, одновременно с развитием торговли и возникновением института государства, в XIII--XV вв. Финансы существенным образом влияют на воспроизводство рабочей силы. Таким образом, финансы и финансовая система были созданы человеком и человеческим обществом в лице государства как центрального общественного института. С развитием государства и развития производительных сил, усложнения хозяйственных связей, сфера финансов уже выходит за рамки собственно государства. Наряду с государственными финансами их можно рассматривать также корпоративные финансы (или финансы предприятий) и личные финансы.
Список литературы
1) Литовченко В. П. Финансы: Учебник. - М.: Дашков и Ко, 2006. - 433с.
2) Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы. - М., 2002.- 487с.
3) Балабанов И. Т. Игровой практикум по финансам. - М., 2000. - 429с.
4) Благодатин А. А. Финансовый словарь.- М., 2005.- 415с.
5) Брайчева Т. В. Государственные финансы России. - СПб., 2002.- 483с.
6) Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки. - М., 2000. - 522с.
7) Романовский М.В. Финансы и кредит: Учебник - М., 2006. - 533с.