p align="left">Важнейший среди социальных фондов - Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов работодателей и работающих, дотации из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.
К социальным фондам относятся также Фонд социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.
Управление финансами
Управление финансами в Российской Федерации прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти.
Это Федеральное Собрание и его две палаты - Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
Министерство финансов РФ и его органы на местах - важнейший орган, осуществляющий управление финансами РФ.
Основными задачами Министерства финансов РФ являются:
разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;
составление проекта и исполнение федерального бюджета;
обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, на осуществление мер по развитию финансового рынка;
концентрация финансовых ресурсов на приоритетных на правлениях социально-экономического развития РФ;
разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;
совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.
Министерство финансов РФ выполняет следующие функции: 1) участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров и дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;
обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных федеральных внебюджетных фондов;
разрабатывает с участием Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной службы налоговой полиции РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;
принимает участие в определении ценовой политики;
принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;
разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск государственных внутренних займов РФ;
разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;
осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;
10)разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ.
Важнейшими департаментами Министерства финансов России являются: бюджетный департамент, который составляет проект федерального бюджета; отраслевые департаменты финансирования промышленности; строительства и строительной индустрии; транспортных систем и связи; сельского хозяйства, пищевой промышленности и охраны природы; оборонного комплекса и др.; иностранных кредитов и внешнего долга; налоговых реформ; государственных ценных бумаг и финансового рынка и др.
Важное подразделение Министерства финансов - Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.
Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей.
Территориальные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам обязаны:
действовать в строгом соответствии с законодательством;
осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;
вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
проводить проверки налогоплательщиков;
ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически посту пивших суммах налогов и других платежей в бюджет;
информировать Министерство финансов о всех случаях неуплаты предприятиями налогов;
осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.
Федеральная служба налоговой полиции РФ. С деятельностью Государственной налоговой службы была тесно связана работа Департамента налоговой полиции РФ, созданного в июле 1993 г.: предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно-розыскная деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства, а также обеспечение безопасной деятельности налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей, предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. Права и обязанности налоговых полицейских определены Законом о федеральных органах налоговой полиции.
Налоговая полиция имеет право налагать административный арест в установленном порядке на имущество лиц, уклонившихся от уплаты налогов, и осуществлять проверки, оформляя их актами.
В конце декабря 1995 г. Департамент налоговой полиции РФ был переименован в Федеральную службу налоговой полиции РФ, которая получила новые полномочия: право возбуждать уголовное дело, проводить по нему дознание, предварительное следствие и передавать материалы непосредственно в суд. Это направлено на уменьшение числа правонарушений и преступлений в области налогообложения и должно повысить собираемость налогов.
Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) несет ответственность за поступление таможенных пошлин РФ. Он обязан:
1) проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;
проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;
приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;
проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.
В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ, правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин.
Финансовый менеджмент. В условиях перехода на рыночные отношения исключительно важное значение имеет также эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности - финансовый менеджмент.
В условиях административно-командной системы, централизованно планируемой социалистической экономики финансовый менеджмент не получил должного развития. При переходе к рыночным механизмам финансовый менеджмент приобретает первостепенное значение.
В странах с развитой рыночной экономикой в 90-е годы наибольшее воздействие на финансы акционерных обществ и предприятий оказывали интернационализация хозяйственной жизни, глобализация деловых операций и расширение применения компьютерной техники.
Осуществление деловых операций в глобальном масштабе облегчает условия воспроизводства любой корпорации и улучшает ее финансовое положение. Это в полной мере относится и к компаниям, специализирующимся в сфере оказания услуг, включая банки, рекламные агентства, бухгалтерские фирмы и т.д.
Конечно, всегда будут функционировать предприятия, ориентированные только на национальные рынки, но предпринимателям следует иметь в виду, что наибольшие возможности для успешной деятельности имеют те предприятия, которые строят свой бизнес в глобальном масштабе.
В 90-х годах происходило дальнейшее развитие компьютерной и телекоммуникационной технологий, резко изменившее процесс принятия финансовых решений. Головные компании снабжены системой персональных компьютеров, связанных с локальной сетью, с компьютерами поставщиков и потребителей, что позволяет финансовому менеджеру постоянно обмениваться интересующей его информацией и принимать наиболее рациональные решения.
Основная задача финансового менеджмента по мобилизации и использованию денежных фондов корпораций состоит в максимизации реальных пассивов и активов корпораций. При этом важнейшее значение имеют следующие кардинальные вопросы финансового менеджмента.
Планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности корпораций. Финансовое управление корпорации разрабатывает финансовые планы, которые представляют собой прогнозы объема производства и реализации продукции, развития научно-технического прогресса, внедрения новых управленческих решений и финансовых ресурсов их обеспечения (на один год и пять лет). Такие финансовые планы определяются для каждого подразделения корпорации, т.е. для отдельных фирм в рамках корпорации и для отдельных отраслевых управлений (департаментов) внутри одной фирмы. Главные показатели в процессе финансового планирования: объем реализации продукции, прибыль, капитальные вложения.
Принятие наиболее целесообразных решений в процессе инвестирования крупных средств. Успешно функционирующая корпорация имеет быстро растущий объем реализации продукции, что требует новых инвестиций на расширение производства (приобретение оборудования, проведение НИОКР и т.д.). Финансовый менеджер должен определить оптимальные темпы роста объема реализации, структуру привлекаемых средств, методы их мобилизации; способы инвестирования - за счет кредитов банков или путем выпуска собственных акций и облигаций; в случае банковского кредита - долгосрочный или краткосрочный.
Координация финансовой деятельности корпорации со всеми ее службами. Например, решения в области маркетинга влияют на объем реализации, что в свою очередь оказывает воздействие на размер прибыли и инвестиций.
Проведение крупных операций на финансовом рынке по мобилизации дополнительных капиталов, реализации собственных акций и облигаций.
Национальные и транснациональные корпорации, имеющие организационно-правовую форму акционерных обществ, имеют крупные финансовые управления. Так, финансовое управление американской корпорации «Дюпон» включает девять отделов и 29 секторов. Главный менеджер по финансовым вопросам является вице-президентом корпорации и непосредственно подотчетен ее президенту. Ему подчинены главный казначей и главный финансовый контролер корпорации.
Традиционные функции главного казначея состоят в следующем: планирование финансовых ресурсов корпорации исходя из текущих и новых операций, финансирование этих операций, распределение выручки от реализации продукции по соответствующим фондам, управление кассовой наличностью, рыночными ценными бумагами корпорации, планирование структуры капитала фирмы, т.е. соотношения основного и оборотного капитала, собственных и привлеченных средств. Кроме того, в ведении казначея находятся оплата управленческого персонала, а также формирование и использование пенсионного и резервных фондов.
К традиционным функциям главного контролера относятся: разработка ежегодного отчета корпорации, включающего отчет о прибылях и убытках, отчетный баланс и другие документы. Главный контролер несет ответственность за ведение бухгалтерского учета и аудиторскую деятельность, за все вопросы налогового обложения и информацию, предоставляемую государственным органам.
Вице-президент по финансам с другими членами совета директоров корпорации и ее президентом определяют важнейшие вопросы развития корпорации: крупные капитальные вложения, направления развития производства (включающие производимые виды продукции, рыночную стратегию), цены, уровень заработной платы, займовую политику, проведение политики в области дивидендов по акциям. Руководство корпорации должно предусмотреть не только степень риска при новых крупных капитальных вложениях и сроки их окупаемости, но и форму поступления средств (в форме наличных денег, коммерческого кредита, бартерной сделки). Особый вопрос состоит в том, каким образом новые инвестиции скажутся на финансовых результатах деятельности корпорации, на движении курса акций и величине прибыли.
Таким образом, основными методами финансового управления являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система амортизационных отчислений, вопросы стимулирования, система финансовых санкций.
Территориальные финансы
В современном мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательный компонент демократической государственного строя - местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на территориальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово бюджетными правами.
В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты О Российской Федерации - это собственно республиканские I составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворена территориальных потребностей. Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.
Таким образом, территориальные финансы - это систем экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий.
В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их использования - расширяется. Величина территориальных финансов растет и во многих странах составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства.
Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.
С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом территориальным бюджетам выделяются отчисления от федеральных налогов, а также субвенции, то есть финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.).
Состав территориальных финансов. Территориальные финансы можно охарактеризовать и как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление использования территориальных финансов - финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятия, организации).
1. Основной составной частью территориальных финансов являются региональные бюджеты. В современных условиях все в большей степени территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Указанные факторы вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы территориальных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов территорий.
Одним из звеньев территориальных финансов являются средства субъектов хозяйствования: 1) финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности (как правило, коммунальные предприятия); 2) финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. Субъекты хозяйствования для социальной поддержки своих работников строят и приобретают жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объекты для отдыха. В нашей стране особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктур находится в ведомственном подчинении. Поэтому нередко в общем объеме территориальных финансов превалируют средства предприятий, направляемые на социальное развитие.
Следующим компонентом территориальных финансов являются территориальные внебюджетные фонды. Источниками их формирования служат добровольные взносы предприятий и на селения, специальные сборы и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.
Финансовый контроль
Контроль представляет собой одну из основных функций общегосударственного органа управления экономикой, состоящую в систематической проверке субъектов и объектов контроля.
Финансовый контроль - это деятельность общегосударственного органа управления экономикой в лице законодательных и исполнительных органов власти всех уровней и специально созданных учреждений, состоящая в проверке обоснованности процессов движения совокупного общественного продукта по формированию и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств.
Субъектами финансового контроля являются все хозяйствующие субъекты, включая государственные органы управления, предпринимательские структуры всех форм собственности и организационно-правовых форм и т.п.
Финансовый контроль - это стоимостной контроль. Он осуществляется во всех сферах воспроизводственного процесса и сопровождаем процесс движения денежных фондов и средств. Поэтому объектом финансового контроля являются экономические денежные отношения.
Финансовый контроль включает в себя надзор и кот роль за соблюдением экономического и финансового законодательства хозяйствующими субъектами в процессе формирования и использования денежных фондов и средств, оценку эффективности финансово-хозяйственных операций и обоснование целесообразности произведенных затрат и расходов.
Финансовый надзор представляет собой самостоятельную сферу контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов с целью соблюдения законодательства в области лицензирования, квотирования и других ограничений или разрешений при совершении финансовых и денежных операций. Он предполагает выполнение надзорной функции органами управления в части соблюдения законодательно установленных правил, норм и нормативов.
Финансовый контроль способствует реализации финансовой политики государства, созданию условий для финансовой стабилизации.
К вопросам сферы контроля относятся: разработка, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов и контроль за финансовой деятельностью других звеньев государственных финансов. Финансовый контроль за деятельностью других хозяйствующих субъектов затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, установленных правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Объектами финансового контроля являются денежные отношения, распределительные и перераспределительные процессы при формировании и использовании денежных фондов и средств, а конкретными контролируемыми стоимостными показателями - прибыль, доходы, рентабельность, издержки.
Государственный финансовый контроль проводится органами законодательной (представительной) и исполнительной власти Российской Федерации.
На федеральном уровне таким органом является Парламент Российской Федерации, который осуществляет контроль при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и отчета о его исполнении.
Органом финансового контроля Государственной Думы и Совета Федерации является Счетная палата Российской Федерации. Деятельность ее направлена на: все субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, ведомственной и общественной принадлежности; органы местного самоуправления, общественные организации, если они оперируют средствами федерального бюджета, используют или управляют федеральной собственностью, если им предоставлены налоговые, таможенные льготы либо иные преимущества. Однако она не может осуществлять кош роль за деятельностью организаций, подведомственных субъектам Федерации и органам местного самоуправления. К тому же, она не наделена правами самостоятельного применения мер воздействия к нарушителям.
На уровне субъекта Федерации такие же задачи выполняют контрольно-счетные палаты.
Органом финансового контроля по линии исполнительной власти является Министерство финансов Российской Федерации, которое контролирует исполнение бюджета и расходование государственных средств и фондов. Финансовые органы субъектов Федерации также наделены правами осуществления государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств соответствующего уровня.
Особая роль в осуществлении государственного финансового контроля отводится действующему при Министерстве финансов РФ Контрольно-ревизионному управлению (КРУ), имеющему территориальные и местные подразделения. В соответствии с действующим законодательством КРУ: проводит ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, использующих средства федерального бюджета; контролирует фактическое наличие денежных средств и товарно-материальных ценностей в бюджетных учреждениях; осуществляет встречные проверки организаций, связанных с ревизуемым объектом; разрабатывает предложения по результатам ревизии и контролирует их выполнение; сообщает заинтересованным органам факты и обстоятельства крупных хищений и недостач денежных средств и товарно-материальных ценностей.
Федеральное казначейство также является органом государственного финансового контроля в составе Министерства финансов РФ. Главное управление казначейства занимается контролем за соблюдением действующего законодательства в части исполнения федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, а территориальные органы контролируют поступление и использование бюджетных средств федерального бюджета и федеральных бюджетных фондов на территории субъектов Федерации.
Задачами органов государственного налогового контроля является соблюдение налогового законодательства, систематизация учета, отчетности, контроль за налогоплательщиками и объектами, подлежащими налогообложению, и проведение налоговых проверок. В соответствии с законодательством РФ такими полномочиями наделены Министерство по налогам и сборам и таможенные органы (в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ). Кроме того, в соответствии с положениями Таможенного кодекса РФ таможенные органы имеют полномочия в области контроля при перемещении товаров через таможенную границу России.
Деятельность Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации регламентируется Налоговым кодексом РФ и Законом о ней, но к налоговым органам она не относится. К функциям налоговой полиции относятся предупреждение, выявление, пресечение и расследование нарушений налогового законодательства, которые классифицируются как преступления или административные правонарушения и носят оперативно-розыскной характер.
Кроме того, финансовый контроль осуществляется и другими государственными органами: Центральным банком Российской Федерации (Банком России), Министерством государственного имущества и Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации, Федеральной комиссией по ценным бумагам Российской Федерации и др.
Финансовый контроль включает в себя проверку:
- соблюдения требований экономических законов (оптимальности пропорций в распределении и перераспределении национального дохода);
- составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); эффективности использования ресурсов хозяйствующих субъектов;
- налоговых взаимоотношений.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:
- обеспечение своевременности и полноты выполнения обязательств перед бюджетом в соответствии с законодательством;
- выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов и результатов;
- организация сбалансированности между источниками финансовых ресурсов и размерами имеющихся денежных средств.
Исходной информацией для осуществления финансового контроля является отчетная документация, поэтому важную роль в обеспечении качества контроля играют:
- уровень организации бухгалтерского, бюджетного, налогового учета в хозяйствующих субъектах;
- уровень организации контроля;
- применяемые виды контроля и методы его проведения.
В зависимости от организаций (субъектов), осуществляющих финансовый контроль, различают следующие виды контроля:
- общегосударственный - проводят высшие органы законодательной и исполнительной власти;
- ведомственный - осуществляют структурные подразделения министерств, ведомств;
- внутрихозяйственный - проводится экономическими и финансовыми службами предпринимательских структур;
- общественный - организуют и проводят неправительственные организации;
- независимый - проводится аудиторскими организациями и независимыми экспертами.
Деление финансового контроля на предварительный и последующий производится в зависимости от времени проведения.
Предварительный - проводится до совершения денежных или финансовых операций и является предупреждающим. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов в процессе составления, рассмотрения и утверждения бюджетных планов всех уровней, смет государственных внебюджетных фондов, в процессе разработки и утверждения финансовых планов, кредитных и кассовых заявок, бизнес-планов предпринимательских структур.
Последующий - проводится после осуществления финансовых или денежных операций путем анализа и ревизии бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности по результатам отчетного периода. Контроль предназначен для оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности и эффективности стратегии. Контроль может носить камеральный и документальный характер в зависимости от степени углубленности проверки
По методам проведения финансовый контроль подразделяется следующим образом:
- проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов на основе анализа отчетных и бухгалтерских документов с целью выявления нарушений финансовой дисциплины и разработки мероприятий по их устранению;
- обследование охватывает отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов при помощи опроса, наблюдения и инспекции в качестве оперативных мероприятий;
- наблюдение представляет собой процесс оперативного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами норм, правил, законности операций;
- экономический анализ предполагает детальное изучение финансовой, статистической и бухгалтерской отчетности, а также учетных и других регистров с целью оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей использования имеющихся финансовых ресурсов и резервов хозяйствующих субъектов;
- ревизия представляет собой комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, проводимых с помощью определенных приемов и методов фактического и документального контроля. Она проводится с целью установления целесообразности, обоснованности совершенных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности.
Ревизия является наиболее распространенной формой контроля. В зависимости от полноты охвата вопросов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов ревизии подразделяются:
- полная ревизия предусматривает всестороннюю проверку финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта;
- комплексная ревизия является наиболее полной проверкой, охватывающей в комплексе все стороны деятельности хозяйствующего субъекта. В процессе ее проведения охватываются контролем: хозяйственная и финансовая деятельность, сохранность и эффективность использования ресурсов, качество и состояние бухгалтерского учета и отчетности. Комплексность позволяет дать полную и объективную характеристику проверяемого объекта;
- тематическая ревизия проводится по отдельным вопросам или тема финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, что позволяет выявить типичные ошибки, нарушения и недостатки и принять меры по их устранению;
В зависимости от степени охвата проверкой финансовых и хозяйственных операций ревизии различаются:
- сплошная ревизия предполагает проверку всех операций на определенном участке деятельности или всех операций хозяйствующих субъектов за весь проверяемый период;
- выборочная ревизия предусматривает проверку определенной части первичных документов и учетных регистров за определенный период времени, отчетный период;
- комбинированная ревизия - это проверка, которая сочетает в себе проверку одних участков деятельности сплошным методом, а других участков - выборочным методом, что позволяет ревизовать большее количество объектов с высоким качеством.
Результаты проверок оформляются актами, в соответствии с которыми принимаются меры по устранению нарушений, недостатков и упущений, возмещению материального и морального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.
Социально-экономическая сущность и роль бюджета
Формирование бюджета. Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.
Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.
Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением - с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.
Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период.
Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются: 1) образование и использование денежных накоплений (прибыли, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды); 2) организация налогов; 3) финансирование отраслей народного хозяйства; 4) формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.
Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.
В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.
Функции бюджета. Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.
Бюджет выполняет следующие задачи:
перераспределение национального дохода;
государственное регулирование и стимулирование экономики;
финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;
контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
1. Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50% национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии: 1) образование доходов бюджета; 2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).
2. В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.
Доходы бюджета - это экономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами - с другой. Одновременно с этим доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.
В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.
Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершены формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.
Расходы бюджета - это экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, организациями учреждениями и гражданами - с другой, в ходе использования централизованных фондов денежных средств.
Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности - ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.
3. Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.
Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития.
Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т.е. посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.
Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.
Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический потенциал государства.
Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи бюджетного регулирования осуществляется в широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляет их связь со всей экономикой страны.
Велика роль бюджета в непроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через государственный бюджет приходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.
Средства, мобилизуемые через государственный бюджет, имеют первостепенное значение для формирования и распределения общественных фондов потребления (свыше 86% от общей суммы общественных фондов потребления).
Как известно, основной формой распределения фонда потребления национального дохода является распределение по труду. Одновременно с фондом оплаты труда существуют общественные фонды потребления, которые предназначаются для совместного удовлетворения потребностей и содержания нетрудоспособных членов общества, то есть потребления в сфере народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного хозяйства и др.
Бюджет составляется на основе народнохозяйственного плана. Все статьи бюджета определяются показателями народнохозяйственного плана, а все расходы производятся в строгом соответствии с планом. В свою очередь, бюджетное планирование оказывает активное воздействие на народнохозяйственное планирование.
4. И наконец, бюджеты выполняет контрольную функцию, которая предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране.
Бюджетное устройство и бюджетная система
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.
Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.
Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.
Бюджетная система и форма государственного устройства. Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.
Федеративное (объединенное, союзное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.
Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств - членов конфедерации - действуют свои бюджетные и налоговые системы.
За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном устройстве.
Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации, которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.
Уровни бюджетной системы РФ. Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
местных бюджетов.
В настоящее время бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, десять окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).
Следует отметить, что в состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов - дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.
Схема бюджетной системы Российской Федерации приведена на рис. 14.
Рис. 14. Бюджетная система РФ
Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Кроме федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), в бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования). Средства этих фондов по экономическому содержанию и направленности их использования мало чем отличаются от бюджетных средств. До 1991 г. они входили в состав государственного бюджета, в настоящее время имеется тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет. Так, в 1999 г. в бюджет включены средства внебюджетного Федерального дорожного фонда РФ.
Принципы функционирования бюджетной системы РФ. Функционирование бюджетной системы Российской Федерации основано на следующих основополагающих принципах: 1) единство бюджетной системы; 2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; 3) самостоятельность бюджетов разных уровней; 4) полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; 5) сбалансированность бюджета; 6) эффективность и экономность использования бюджетных средств; 7) общее покрытие расходов бюджета; 8) гласность; 9) достоверность бюджета; 10) адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
Принцип единства бюджетной системы - это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
3.Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов, который означает:
право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3)законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
6)недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.
Принцип гласности предполагает: 1) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; 2) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
Принцип достоверности бюджета - это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
10.Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Экономическое содержание и функции финансов предприятий
К одной из основных подсистем финансовой системы Российской Федерации в соответствии с экономической сущностью и функциями финансов относятся финансы предпринимательских структур - хозяйствующих субъектов. Основным же звеном этой подсистемы являются финансы организаций (предприятий) и корпораций (в дальнейшем тексте - предприятий), которые состоят из совокупности финансов предприятий всех форм собственности и сфер хозяйствования, за исключением организаций (предприятий) и корпораций, относящихся к другим звеньям подсистемы.
Понятийная запутанность сущности данного звена сводится к тому, что под финансами предприятий понимается: только какой-либо из видов предприятий, вся совокупность финансов хозяйствующих субъектов - предпринимательских структур, формы проявления финансов в реальной экономической жизни в виде документального оформления и расчетов, совокупность денежных средств или денежных потоков и т.д. Не вносят определенности и значительные разногласия ученых-экономистов и практиков в трактовке понятий, определений, переводом и трансформацией применяемых в финансовых расчетах терминов, преследуемыми целями исследований и прочее. Кроме того, сложность в понимании вызывают различные толкования финансовых отношений как таковых и специфика их проявления на конкретных предприятиях.
Действительно, с одной стороны, финансы предприятий являются основным звеном системы финансов как экономическая категория. С другой стороны, они представляют собой конкретное проявление управленческой деятельности и организационное звено финансовой системы в различных формах. Таким образом, финансы предприятий представляют собой особую сферу финансовых отношений, и, одновременно, они представляет собой форму практического использования финансовых отношений в форме законодательного оформления соответствующих финансовых документов. Финансы предприятий - это экономическая категория и, одновременно, финансы - предприятий это совокупность денежных фондов.
Во взаимоотношениях бюджета и государства проявляется тесная взаимосвязь, что предопределяет специфику финансовых отношений, выражаемых бюджетом, в общей совокупности финансовых отношений, поэтому их называют бюджетными. Государство формирует все бюджетные отношения.
Финансовые отношения предприятий в большей части не формируются государством, а регулируют экономическую деятельность предприятий. В этом проявляется основная специфическая черта финансовых отношений предприятий, и в то же время их общность - определенная система отношений.
Финансовые отношения предприятий связаны с обособлением части стоимости совокупного общественного продукта и концентрацией ее в распоряжении общегосударственного органа управления и в децентрализованных денежных фондах организаций (предприятий). Качественная определенность финансовых отношений предприятий характеризуется выполнением ими важных экономических, социальных, политических и внешнеэкономических потребностей государства и предприятий:
- используя финансовые отношения, устанавливаются взаимосвязи (денежные потоки) государства со всеми хозяйствующими субъектами (через систему формирования и регулирования отношений). В процессе перераспределения выручки (дохода) предприятий, главным образом прибыли предприятий, формируются централизованные и децентрализованные денежные фонды и средства государства и предприятий;
- установленные взаимосвязи между всеми субъектами хозяйствования в процессе перераспределения носят характер системы отношений за счет взаимоувязки методов, способов, приемов и рычагов;
- при помощи финансовых отношений осуществляется процесс перераспределения денежных средств (устанавливается направленность движения денежных потоков), сконцентрированных в централизованных и децентрализованных денежных фондах государства и предприятий, между участниками воспроизводственного процесса, сферами деятельности и т.п.;
- посредством финансов предприятий проводятся мероприятия по государственному регулированию предпринимательской деятельности и проведению государственной финансовой политики в деятельности предприятий;
- в финансах предприятий отражаются все экономические процессы и находят свое конкретное выражение все основные финансовые инструменты (налоги, отчисления, нормы и нормативы, денежные потоки и т.д.);
- используя финансовые отношения, государство и предприятия осуществляют стоимостной контроль и экономический анализ результатов хозяйствования, движения денежных средств;
- законодательство Российской Федерации не предусматривает применение системы государственного регулирования экономических денежных отношений внутри предприятия как юридического лица. Финансовые отношения носят законодательно закрепленный характер и не распространяются на экономические денежные отношения между подразделениями предприятия, не имеющими статуса юридических лиц. Экономические денежные отношения внутри предприятия (между подразделениями - неюридическими лицами) носят условно-финансовый характер и обязательны к исполнению только в соответствии с внутренними распоряжениями собственника или руководства предприятия.
Таким образом, финансовые отношения предприятий выражают отношения по распределению совокупного общественного продукта и перераспределения, главным образом, национального дохода. Финансовые отношения формируют основной централизованный общегосударственный фонд денежных средств и систему децентрализованных фондов. Средства сформированных фондов через финансовые отношения направляются на решение важнейших общегосударственных задач и задач функционирования предприятий. Финансовые отношения регулируют деятельность предприятий только на уровне юридических лиц. В финансовых отношениях предприятий признак императивности проявляется в обязательности их исполнения для предприятий и в правах государства по их регулированию.
Финансы предприятий как экономическая категория представляют собой систему экономических денежных отношений, имеющих императивную форму образования, по поводу перераспределения совокупного общественного продукта (главным образом, национального дохода), выражающую процессы формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и принимающую законодательно закрепленный характер использования.
Внешняя форма проявления финансов находит свое выражение в обособлении у предприятий части стоимости совокупного общественного продукта в форме денежных фондов и средств. Использование различных форм и методов формирования и использования денежных фондов и средств, определение их структуры и объемов предопределяет наличие соответствующих документов, отражающих законодательно закрепленное движение денежных средств.
В широком смысле слова финансы предприятия - это система экономических денежных отношений, регулируемых общегосударственным органом управления и обязательных к исполнению, по поводу формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств в соответствии с функциями категории и функциями предприятия.
Сущность финансов предприятий как финансовой категории проявляется в ее функциях и заключается в следующем:
формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств (в ходе реализации этой функции обеспечиваются структура, формы и методы аккумулирования части совокупного общественного продукта (национального дохода) в денежных фондах государства и движения денежных потоков на предприятии);
использование централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств (в соответствии с этой функцией реализуется процесс целевого использования денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, - структура, порядок и последовательность движения денежных потоков);
организация и проведение контроля и экономического анализа за формированием, движением и использованием денежных средств фондов предприятий (использование финансовых - стоимостных, денежных - показателей позволяет анализировать, систематизировать, выявлять тенденции и направленность движения денежных потоков, осуществлять наблюдение за объемами денежных средств на предприятии, соблюдением правил, норм и нормативов, установленных законодательством).
Конкретное проявление и содержание финансовых отношений заключается во взаимоотношениях предприятия со следующими хозяйствующими субъектами:
с государством:
с бюджетом, как основным общегосударственным фондом. К финансовым относятся: отношения по поводу исчисления и уплаты налогов, платежей, отчислений в федеральные централизованные фонды, фонды субъектов Федерации и фонды местных органов самоуправления; отношения по получению денежных средств для финансирования, ссуд, льгот и т. п. в соответствии с требованиями бюджетного законодательства;
с государственными предприятиями и учреждениями в ходе выполнения государственных заказов. К финансовым отношениям относятся отношения по применению финансовых санкций и штрафов, неустоек, передача средств по договорам залога и некоторые другие, которые регламентируются законодательством;
с учреждениями по поводу управления государственным и муниципальным имуществом, доверительного управления капиталом, выплаты дивидендов, процентов, аренды, капитализации прибыли и т. п. К сфере финансовых отношений относятся вопросы несостоятельности предприятий (банкротства, кредитоспособности, ликвидности и платежеспособности, условий ликвидации, реструктуризации и т. п.) в рамках законодательно закрепленных процедур и критериев оценки;
с другими предприятиями и предпринимателями (юридическими лицами) в ходе выполнения финансово-хозяйственной деятельности по выполнению договорных обязательств. К финансовым не относятся отношения по купле-продаже, обмену и т. п. Финансовыми являются только отношения по применению финансовых штрафных санкций, пеней и неустоек, передача средств по договорам залога и некоторые другие, которые регламентируются законодательством;
со своими работниками (наемными работниками) в ходе выполнения обязательств по трудовым соглашениям в части использования прибыли, установленных законодательством, нормативов по заработной плате, исчислению и уплате налогов и отчислений из оплаты труда. Вопросы исчисления, выплаты заработной платы работникам как таковые не относятся к финансовым отношениям, так как определяются общеэкономическими законами;
с юридически самостоятельными подразделениями (имеющими самостоятельный бухгалтерский баланс и счета в банках) по поводу перераспределения капитала, движения средств денежных фондов, налогов, отчислений, штрафов и т. п. К финансовым отношениям не относятся взаимоотношения предприятия с подразделениями, не имеющими статуса юридических лиц, а также отношения между такими подразделениями внутри предприятия, которые определяются его внутренними документами;
с другими предприятиями внутри предпринимательской структуры и с материнской компанией по вопросам перераспределения движения капитала, средств денежных фондов и прочих денежных * средств и т. п.;
с учредителями по вопросам: финансового права о распределении обязанностей и ответственности; управления имуществом; исчисления и выплаты дивидендов, процентов учредителям, взносов учредителей и т. д.;
с инвестиционной (кредитной) и банковской сферами и инвесторами:
банковской сферой (предпринимательскими структурами) по поводу правового обеспечения условий договоров по расчетным операциям и применения финансовых санкций за их невыполнение;
кредитной сферой (предпринимательскими структурами) по вопросам правового обеспечения условий кредитных операций (получения и погашения кратко- и долгосрочных кредитов и процентов по ним и применения финансовых санкций за их невыполнение);
- инвестиционной сферой, в состав которой входят такие предпринимательские структуры, как: коммерческие банки; кредитные учреждения; негосударственные пенсионные, страховые, инвестиционные и т. п. фонды и компании; частные инвесторы - по поводу условий кратко- и долгосрочного инвестирования, платежей, страховых взносов и возмещения сумм потерь, финансирования мероприятия и т. д. и применения финансовых санкций за его невыполнение.
с гражданами и предпринимателями (без статуса юридических лиц), участниками финансово-хозяйственной деятельности предприятий, по всем вопросам взаимоотношений в соответствии с финансовым законодательством: лицензирование и ограничения в использовании денежных средств, соблюдение условий договоров по хозяйственным операциям, инвестирование и т.д.;
с другими государствами, международными организациями по поводу соблюдения международного финансового законодательства в экономической деятельности предприятия в области: бюджетного, налогового, таможенного, валютного и других видов регулирования;
с некоммерческими организациями по поводу использования свободных денежных средств предприятия и условий передачи их этим организациям;
с участниками финансового рынка по поводу использования свободных денежных средств предприятия и мобилизации денежных средств с финансового рынка в соответствии с требованиями законодательства. Финансовый рынок включает в себя: рынок капиталов (в том числе долгосрочных инвестиций), рынок кредитов, рынок денег (в том числе валютный), рынок ценных бумаг (собственно финансовый рынок). К финансовым отношениям относятся экономические денежные отношения, формируемые и регулируемые государством: условия эмиссии ценных бумаг; порядок обращения государственных, муниципальных, корпоративных ценных бумаг; условия операций по купле-продаже; распределение доходов и выплата процентов; применение финансовых санкций и др.
В узком смысле слова, финансы предприятия - это система экономических денежных отношений по поводу перераспределения капитала и доходов (главным образом прибыли), формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств, обеспечивающих предприятие финансовыми ресурсами и резервами, формирующими денежные потоки, в целях выполнения функций предприятия как предпринимательской структуры.
Таким образом, финансы выполняют следующие функции на предприятии:
*формирования - обеспечение финансовыми ресурсами кругооборота средств предприятия. Основная задача финансов заключается в формировании денежных потоков, направленных на оптимальное сочетание имеющихся денежных средств. В состав данной функции финансов входят денежные потоки по: формированию уставного капитала и собственного капитала предприятия, привлечению средств кредитов и займов, средств с фондового рынка, прибыли и доходов, денежных средств специальных целевых фондов и т. п.;
использования - обеспечение оптимального распределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и формирования денежных потоков с целью оптимальности вложений, поддержания финансовой устойчивости и соблюдения интересов собственника. Выполнение этой функции связано с оптимизацией вложений капитала, привлеченных и заемных денежных средств и других свободных денежных средств; с оптимизацией сумм налоговых и неналоговых платежей и отчислений, взносов в фонды вне предприятия;
контрольная - финансовые отношения и показатели позволяют осуществлять контроль за соблюдением законодательства на уровне предприятия со стороны государства (общегосударственного органа управления). Внутри предприятия осуществляется собственный контроль за финансовыми показателями на основе внутренней системы взаимоотношений и ответственности.
Финансы предприятий представляют собой отношения:
- по формированию финансовых ресурсов предприятий и обеспечению эффективного сочетания источников этих ресурсов;
- по использованию этих ресурсов на текущую, инвестиционную, финансовую и прочую деятельность предприятий.
Соответственно, финансы предприятий представляют собой и отношения по формированию денежных потоков на предприятии в соответствии с экономическим содержанием и функциями категории и их проявлением в деятельности предприятий.
Результатом проявления финансовых отношений и организации управления ими на предприятиях является соблюдение законодательства и получение прибыли для удовлетворения потребностей собственника и общественных функций государства.
Финансовые ресурсы предприятия
Собственный капитал предприятия (сформированная часть этого капитала, источником которой является уставный капитал) представляет собой основу его развития.
Кроме собственного капитала предприятие может использовать в своей деятельности и дополнительные средства, полученные из других источников.
В процессе функционирования предприятие использует начальный собственный капитал для формирования нового капитала и выполнения уставных и неуставных задач, свойственных функциональным назначениям предприятия. Предприятие для выполнения поставленных целей формирует, распределяет и использует все возможные и не запрещенные законодательством финансовые ресурсы и резервы.
Категории капитала предприятия тесно связаны с категориями ресурсов и резервов.
К финансовым резервам предприятия относятся фонды денежных средств и другие фонды, которые имеют денежную оценку и целевую направленность в соответствии с поставленными целями и задачами. Как правило, в названии финансового резерва (фонда) проявляется направленность использования его средств (амортизационный, инвестиционный, страховой, накопительный и др.). В отличие от финансовых ресурсов предприятия финансовые резервы специально накапливаются в течение определенного периода, используются только на соответствующие цели и в определенные моменты времени. Нецелевое использование средств резервных фондов возможно только в оперативной деятельности, как временный источник финансирования мероприятий, с последующим возвратом средств в состав фонда по окончании отчетного периода или в момент наступления условий предполагаемого использования средств резервов по целевому назначению. Не разрешается нецелевое использование средств бюджетных фондов и приравненных к ним.
Источниками средств резервов (фондов) являются все источники формирования и увеличения капитала предприятия. В зависимости от целевой направленности и законодательного регулирования деятельности предприятий источниками резервов могут выступать и денежные средства, включаемые в издержки (себестоимость реализованной продукции), например: ремонтных фондов, амортизационного фонда, некоторых видов негосударственных страховых и пенсионных фондов.
В своем внешнем проявлении капитал, финансовые ресурсы и финансовые резервы материальны. Они состоят, например, из материалов, сырья, топлива, основных фондов и выражены (или могут быть выражены) в денежной форме. Финансовые ресурсы и резервы являются частью общих ресурсов и резервов предприятия.
Финансовые ресурсы предприятия представляют собой совокупность капитала, имущества и других средств предприятия, выраженных в денежной форме, которые находятся в распоряжении этого предприятия, используются или могут быть использованы им в процессе финансово-хозяйственной деятельности, для выполнения своих функций.
Финансовыми ресурсами (финансовым потенциалом) предприятия, как правило, называют всю совокупность имеющихся и возможных фондов и средств предприятия, имеющих денежную оценку, которые могут быть использованы в процессе финансово-хозяйственной деятельности для получения прибыли.
Финансовые ресурсы представляют собой финансовый потенция л предприятия в определенно заданных условиях. Финансовый потенциал рассчитывается в том случае, если происходит изменение структуры финансовых ресурсов или их источников во взаимосвязи с изменением целей и задач деятельности предприятия.
К внутренней части финансовых ресурсов предприятия относят:
Собственный капитал предприятия в денежном выражении. Этот капитал является основной составной и активной частью финансовых ресурсов предприятия. От его структуры и объемов зависят: показатели деятельности, величина выручки и прибыли, доходов и дивидендов и т. д. Предприятие использует в своей деятельности создавшуюся структуру капитала, но при изменении направлений развития может быть изменена и материально-вещественная форма собственного капитала. Именно возможность изменения структуры собственного капитала и позволяет относить его к ресурсам предприятия.
Имущество, находящееся в распоряжении предприятия на правах собственности, выраженное в денежной оценке. Имущество, находящееся в распоряжении предприятия, не участвует в производственном процессе. Его величина и структура в конкретный момент не влияет на результаты деятельности предприятия и не приносят прибыли. Возможность реализации, изменения функционального назначения имущества предприятия предопределяет его отнесение к финансовым ресурсам.
Прочие собственные фонды и средства, находящиеся в распоряжении предприятия. В распоряжении предприятия всегда находятся определенные фонды и средства, которые учитываются:
в определенных специальных фондах внутри предприятия, средства которых невозможно в данный момент использовать в деятельности предприятия;
в определенных специальных фондах вне предприятия, средства которых используются в целях развития других предприятий или организаций;
и другие.
К внешней части финансовых ресурсов предприятия относят:
Заемные денежные фонды и средства, находящиеся в распоряжении предприятия. К такой части ресурсов относят все суммы кредитов, ссуд и займов в денежном выражении, которые используются на предприятии и могут принимать различные материальные формы.