Государственная авиационная технологическая академия
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
Учебное пособие
Часть 1
2007
УДК 336
Олейник Т. Н., Сухова Н. А. Финансы и кредит: Учебное пособие.. -, 2007. - Ч.1. - 134 с.
Данное учебное пособие составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 001 и 002
Составители:
к.э.н., доцент Олейник Т. Н.;
к.э.н., доцент Сухова Н. А.
Обсуждено на заседании кафедры экономики, менеджмента и ЭИС РГАТА
Рецензенты:
Институт государственного и муниципального управления;
кандидат экономических наук Городков Е.В.
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. Деньги. Денежный оборот. Денежная система.
§1. Происхождение денег
§2. Функции денег
§3. Виды денег
§4. Денежный оборот
§5. Инфляция
§6. Денежная система
ГЛАВА 2. Финансы и финансовая система государства
§1. Финансы и финансовая политика
§2. Финансовая система Российской Федерации
ГЛАВА 3. Бюджетная система государства
§1. Бюджетная система, бюджетное устройство и бюджетный процесс в Российской Федерации (РФ)
§2. Доходы бюджета
§3. Расходы бюджета
§4. Финансы социальной сферы
§5. Сбалансированность бюджета
§6. Государственный и муниципальный кредит и долг
§7. Межбюджетные отношения
§8. Государственная и муниципальная бюджетно-налоговая политика
ГЛАВА 4. Децентрализованные финансы
§1. Финансы коммерческих организаций
§2. Финансы некоммерческих организаций
§3. Финансы граждан (физических лиц)
ГЛАВА 5. Экономические основы страхового дела
§1. Понятие и функции страхования. Участники страховых отношений§2. Формы и виды страхования§3. Системы страхования§4. Основы теории расчета страховых тарифов4.1 Структура страхового тарифа4.2 Актуарные расчеты4.3 Тарифная политика в области страхования§ 5. Формирование и размещение страховых резервовГЛАВА 6. Инвестиции и инвестиционные расчеты§1. Понятие и классификация инвестиций. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности в РФ§2. Понятие и классификация инвестиционных проектов§3. Показатели эффективности инвестиционного проекта§4. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложенийВопросы для самоконтроляЗаключениеБиблиографический список
Введение
Учебное пособие «Финансы и кредит» состоит из двух частей и содержит основные темы одноименной дисциплины, определенные государственным стандартом высшего профессионального образования для специальностей «Экономика и управление на предприятии» и «Прикладная информатика в экономике».
В первой части пособия дается общая характеристика денег, их функций и видов. Классификация денежного оборота дала возможность выделить денежно-расчетный, денежно-финансовый и денежно-кредитный обороты, что позволило авторам в дальнейшем остановиться на специфике организации каждой из этих форм денежного оборота.
Основное внимание в первой части пособия уделяется денежно-финансовому обороту. Рассматривается понятие финансов и их специфические отличия, роль, которую они играют в экономике страны. Дается краткая характеристика финансовой системы, ее подсистем и звеньев. Более подробно рассматривается бюджетная система Российской Федерации. В децентрализованных финансах выделяются финансы коммерческих и некоммерческих организаций и финансы граждан. В первой части пособия дается сжатая характеристика финансов коммерческих организаций, т. к. более подробно этот вопрос рассматривается во второй части пособия.
Важной частью финансовых отношений и в то же время обособленной системой денежных отношений является страхование. В пособии рассматриваются формы и виды страхования, системы страхования и актуарные расчеты.
Осуществление расширенного воспроизводства невозможно без инвестиционной деятельности. В пособии дается понятие инвестиций, проводится их классификация, рассматриваются показатели эффективности оценки инвестиционных проектов и вопросы государственного регулирования капитальных вложений. Финансовое инвестирование рассматривается во второй части пособия.
Особое внимание в процессе изучения вопросов, изложенных в данной части пособия, должно быть обращено на правовое обеспечение финансовой, страховой и инвестиционной деятельности. Необходимый для этого минимум приведен в библиографическом списке.
Глава 1. Деньги. Денежный оборот.Денежная система
§1. Происхождение денег
Деньги появились при определенных условиях осуществления экономических отношений в обществе и изменялись с изменением этих отношений.
Непосредственными предпосылками появления денег являются:
1) общественное разделение труда и специализация производителей на производстве отдельных продуктов;
2) переход от натурального хозяйства к производству товаров, т. е. возникновение товарного производства и товарного обмена (т. е. обмена одного товара на другой товар);
3) имущественное обособление товаропроизводителей, формирование частной собственности;
4) появление необходимости учета в обмене интересов товаропроизводителей и соблюдения требования эквивалентности стоимости обмениваемых товаров.
Существует две основные теории происхождения денег.
Сторонники рационалистической теории происхождения денег считают, что деньги появились как результат соглашения между людьми, что люди изобрели деньги для удобства обмена.
Сторонники эволюционной теории происхождения денег (к которым относятся и авторы пособия) считают деньги результатом эволюционного процесса, в ходе которого независимо от желания людей отдельные продукты выделились из общей массы и заняли особое положение.
На ранних ступенях развития обмена он носил случайный, эпизодический характер. Количество продуктов для обмена было ограничено. Формула обмена имела вид: х товара А = у товара Б. Обмен товаров имел целью удовлетворения потребностей участников обмена.
Первое крупное общественное разделение труда - выделение скотоводческих и земледельческих племен - привело к развитию обмена, т. к. появились излишки сверх необходимого для удовлетворения потребностей самих производителей. Количество обмениваемых товаров возросло. Это породило и трудности в обмене, т. к. непосредственный обмен одного товара на другой был зачастую невозможен из-за того, что каждый товар нужен был не всем, а только части потребителей.
На разных рынках в разное время постепенно начинают выделяться продукты, наиболее часто участвующие в обмене. Такими продуктами у разных народов был скот, меха (соболь, куница, лисица), рабы, ракушки и т. п. Эти товары стали первыми всеобщими эквивалентами (правда, на ограниченном пространстве).
В результате отделения ремесла от земледелия обмен становится достаточно регулярным процессом и требует использования более удобной формы всеобщего эквивалента - весовой. Сначала эту роль выполняют хлеб, рис, соль и др. сельскохозяйственные продукты, а затем - металлы (железо и олово, свинец и медь). Постепенно роль всеобщего эквивалента закрепляется за благородными металлами - золотом и серебром. Они обладали важными свойствами - однородностью, делимостью, сохраняемостью, высокой стоимостью, портативностью. Первоначально использовались куски этих металлов, а с VII в. до н. э. (Лидийское царство) появляются монеты.
Своё название они получили в 279 г. до н. э. в Риме, т. к. их чеканка происходила при храме богини Монеты Юноны. Сначала монеты чеканились без изображений. Первым свой профиль на монете изобразил Александр Македонский.
Разные авторы дают разное определение денег, но общим в этих определениях является то, что деньги - это всеобщий эквивалент, на который можно обменять любой товар (продукт, услугу, работу и т. д.)
В зависимости от того, что вкладывает тот или иной автор в понятие «всеобщий», изменяется и дата появления денег.
Если рассматривать всеобщий эквивалент на отдельном рынке, то можно назвать деньгами и скот, и меха и ракушки.
По-нашему мнению, это приемлемо с точки зрения историков, занимающихся вопросами возникновения и развития товарного обмена (товар - товар) и его превращения в товарное обращение (товар - деньги - товар). Но даже и в этом случае ясно, что реально всеобщий эквивалент появляется тогда, когда его использование охватывает все процессы происходящие в рамках мирового (а не местного, регионального или национального) хозяйства.
§2. Функции денег
Сущность денег проявляется в их функциях. Деньги выполняют функции: меры стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накопления и мировых денег.
Функция денег как меры стоимости
Деньги служат средством измерения стоимости товаров. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой товара. Цена товара формируется на рынке. Она зависит от стоимости товара, от соотношения спроса и предложения и от покупательной способности денег.
Для сравнения цен различных товаров необходимо свести их (цены) к одному масштабу, т. е. выразить их в одинаковых денежных единицах. В каждой стране существует своя денежная единица и свой масштаб цен. Масштаб цен - это принятое в данной стране количественное соотношение между денежными единицами различного достоинства. Масштаб цен зависит от уровня цен и от покупательной способности денежной единицы.
Функция денег как средства обращения
В этой функции деньги выполняют роль посредника в товарном обращении. При продаже товар обменивается на деньги, при покупке - деньги на товар.
При этом акт купли и акт продажи не совпадают ни во времени, ни в пространстве, что создает возможность нарушения обмена: реализовав свой товар продавец не обязательно совершает покупку и тем самым создает трудности при реализации товаров другими продавцами.
Функция денег как средства платежа
Товары не всегда могут продаваться за наличные деньги, т. к. в момент появления на рынке продавца у покупателя может не быть денег. Это может быть связано с различной продолжительностью процесса производства и обращения различных товаров. Поэтому возникает необходимость купли-продажи товаров в кредит, т. е. с отсрочкой уплаты денег. Деньги функционируют как средство платежа также при возврате денежных ссуд, внесении арендной платы, уплате налогов, выплате заработной платы и т. п.
В связи с выполнением деньгами функции средства платежа существует возможность невыполнения участниками своих долговых обязательств и возникновения кризиса неплатежей.
Функция денег как средства накопления
Эту функцию деньги выполняют, когда выходят из сферы товарно-денежного обращения, т. е. когда за продажей одного товара не следует покупка другого товара.
Без накопления невозможно воспроизводство. Денежные накопления осуществляют все экономические субъекты. Для того, чтобы обезопасить себя от обесценивания денег, накопление производится в форме размещения денег в банке под процент или в форме золота, покупаемого на деньги (тезаврация золота), или путем вложения денег в ценные бумаги.
В условиях использования полноценных денег через функцию денег как средства накопления происходило стихийное регулирование денежного обращения путем увеличения или уменьшения количества денег в обращении. Бумажные и кредитные деньги утратили возможность такого регулирования.
Мировые деньги
Эту функцию деньги выполняют при осуществлении внешнеэкономических отношений между странами. В этом случае деньги функционируют как всеобщее платежное средство, как всеобщее покупательное средство, как всеобщая материализация общественного богатства.
При золотом стандарте мировыми деньгами было золото и банкноты отдельных государств, разменные на золото (доллар США и английский фунт стерлингов). В настоящее время в качестве мировых используются национальные денежные единицы отдельных стран и коллективные денежные единицы (СДР, Евро).
Некоторые авторы считают, что данной функции у денег нет, т. к. в международных расчетах деньги выполняют четыре вышеперечисленные функции.
По-нашему мнению, данная функция присуща деньгам (правда не во всех государствах, например, российский рубль эту функцию пока не выполняет), т. к. международные расчеты обладают особенностями, отсутствующими в денежных расчетах внутри национальных хозяйств.
§3. Виды денег
Все товарные деньги (золотые и серебряные монеты) являлись полноценными деньгами, т. к. они имели свою стоимость, могли использоваться как обычный товар, потребляться и накапливаться. В полноценных монетах драгоценный металл содержался в количестве, соответствующем номинальной стоимости монеты.
В основной своей функции - средство обращения - деньги выступают как мимолетный посредник в обмене товаров. Но монеты в процессе обращения постепенно стирались, и их реальная стоимость переставала соответствовать номинальной.
Кроме того, с развитием процесса товарного обращения полноценных денег стало недостаточно для его обслуживания (спрос на деньги рос быстрее их предложения).
Это привело к замене полноценных денег знаками стоимости.
К знакам стоимости относились бумажные денежные знаки и билонная монета (т. е. монета из дешевых металлов и их сплавов).
Сначала выпуск в оборот бумажных денежных знаков увязывался с золотом (они должны были иметь золотое содержание и золотое обеспечение).
Постепенно связь бумажных денежных знаков с золотом уменьшалась, и в настоящее время полностью отсутствует. Они стали превращаться в самостоятельные разновидности денег: бумажные деньги и кредитные деньги.
Общим между ними является то, что они - это деньги из бумаги (или деньги на бумажных носителях).
Но эти разновидности бумажных денежных знаков имеют принципиальные отличия.
Бумажные деньги выпускаются в оборот казначейством для покрытия дефицита бюджета. Их еще называют казначейскими билетами. Они обеспечиваются государственной казной, т. е. фактически выпускаются без реального покрытия. Их выпуск не связан с реальным производством и его изменениями. Он возможен потому, что государство обладает монополией на эмиссию денежных знаков.
В современных условиях бумажные деньги выпускаются и широко используются в основном в развивающихся странах.
В нашей стране бумажные деньги не выпускаются, но они появляются в обращении, если Банк России кредитует правительство для покрытия дефицита бюджета. Данный кредит не обусловлен потребностью осуществления предпринимательской деятельности, эмиссия кредитных денег в размере суммы кредита признается необеспеченной (фидуциарной), а сами предоставленные Правительству деньги - бумажными.
Кредитные деньги выпускаются в обращении при выполнении банками кредитных операций, связанных с предпринимательской деятельностью, т. е. этот выпуск обусловлен действительным спросом на деньги для товарных операций и по финансовым обязательствам.
Увязка оборота кредитных денег (их выпуск в обращение и изъятие из обращения) происходит не при осуществлении каждой кредитной операции, а по их совокупности, в целом по народному хозяйству.
Основным видом кредитных денег является банкнота.
В нашей стране банкноты и монеты Банка России являются его безусловными обязательствами и обеспечиваются всеми его активами. Они обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.
Кроме банкнот к кредитным деньгам относится определенный набор специфических денежных инструментов - векселей, депозитных денег (чеков, пластиковых карточек).
Вексель - это документ, составленный по установленной законом форме и содержащий безусловное, абстрактное письменное долговое денежное обязательство. Существуют простые, переводные векселя (тратты), векселя казначейства, финансовые векселя, дружеские векселя, бронзовые векселя.
Депозитные деньги. Это вид кредитных денег, создаваемых на основе банковских вкладов и безналичных расчетов. Их функционирование связано с чеком и пластиковыми карточками.
Чек - документ установленной формы, содержащий безусловный приказ владельца счета (обычно текущего) о выплате указанной в нем суммы определённому лицу или предъявителю. Впервые чеки появились в обращении в XVI - XVII вв. в Великобритании и Голландии одновременно.
Используются предъявительские, именные, ордерные, расчетные, акцептованные чеки.
Так как существуют не только текущее счета, то новые типы депозитных денег (на срочных и сберегательных счетах) получили название квази-кредитных денег, которые выполняют денежные функции только лишь в тех случаях, когда они трансформируются в текущие счета.
Пластиковые карточки часто называют электронными деньгами. В действительности в основе их функционирования лежит обычное депозитное обращение.
Их появление обусловлено механизацией и автоматизацией банковских операций с использованием ЭВМ.
Просто для обеспечения требуемого платежа используются новые информационные технологии, позволяющие не прибегать к бумажным денежным знакам (процесс дестафации денег). Сначала появились кредитные, а затем дебетовые карточки.
Кредитные карточки выполняют платежно-расчетную и кредитную функции. Они являются именными заменителями чека в виде пластиковой карточки. Владельцу карточки предоставляется кредит со стороны эмитента карточки на срок между покупкой продукта или услуги и сроком платежа (расчета), за что эмитент получает определенный процент.
По дебетовым карточкам кредит не предоставляется. Платежи по ним осуществляются в пределах остатка средств на текущих счетах клиентов. В мировой практике наибольшее распространение получили смарт-карты (smart - умный). Это принципиально новый вид носителя информации, построенного на базе микросхемы и предназначенного для хранения, обработки и защиты информации от несанкционированного доступа. Простейшие виды карточек содержат только память, сложнейшие представляют микро-ЭВМ.
§4. Денежный оборот
Деньги, находящиеся в обороте, выполняют три функции: средства обращения, средства платежа и средства накопления. Функцию меры стоимости деньги выполняют до вхождения в денежный оборот.
Денежный оборот - это процесс непрерывного движения денег при выполнении ими названных выше трех функций.
Денежный оборот можно классифицировать по нескольким признакам:
1) в зависимости от формы функционирования в нем денег различают налично-денежный и безналичный обороты;
2) в зависимости от характера отношений, которые обуславливает та или иная часть денежного оборота его разбивают на три части:
а) денежно-расчетный оборот (расчетные отношения за товары и по нетоварным обязательствам юридических и физических лиц);
3) в зависимости от субъектов, между которыми двигаются деньги:
а) оборот между банками (межбанковский оборот);
б) оборот между банками и юридическими лицами (банковский оборот);
в) оборот между юридическими лицами;
г) оборот между физическими лицами;
д) оборот между физическими и юридическими лицами.
Взаимосвязь денежного оборота с системой рыночных и нерыночных отношений в экономике представлена на схеме на рис. 1. Как и всякая схема она условна и система взаимосвязной более разнообразна. Но даже из этой схемы видно, что деньги - это материальная основа финансов, кредита, страхования, налогов и т. п.
В основе классификаций денежного оборота лежит его разделение на налично-денежный и безналичный денежный обороты Безналичный денежный оборот является частью безналичного платежного оборота. В последний также входит оборот с участием ценных бумаг и счетных денег (при бартерных сделках)..
Безналичный денежный оборотосуществляется без использования наличных денег путем перечисления денег с одного счета в банке на другой счет в этом же или другом банке.
Деньги безналичного оборота - это деньги, хранящиеся на депозитах и размещенные на счетах в банках.
Наличный денежный оборот - осуществляется непосредственно между участниками денежных операций.
В нем могут применяться казначейские билеты, банкноты, билонные монеты.
В целях ограничения наличного оборота Банк России лимитирует остатки наличных денег в кассах предприятий, у банков и других кредитных организаций и в своих расчетно-кассовых центрах.
Между наличным и безналичным денежным оборотом существует взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной формы функционирования в другую.
Общая сумма наличных денег и денег безналичного денежного оборота составляет денежную массу.
Входящие в денежную массу наличные деньги и деньги безналичного денежного оборота различаются степенью ликвидности, что позволяет формировать денежные агрегаты.
Денежные агрегаты измеряют количество денег в обращении, исходя из отнесения к деньгам всего того, что выполняет функции денег, а не только монет, бумажных денег и кредитных денег.
Агрегирование в данном случае означает соединение отдельных видов денег и денежных средств, отличающихся друг от друга степенью ликвидности, т. е. возможностью быстрого превращения в наличные деньги.
Количество денежных агрегатов и их наполнение могут отличаться по странам. В США используются четыре агрегата (М1, М2, М3, L), во Франции - два, в России - четыре (М0, М1, М2, М3).
Это обусловлено различиями в уровне развития денежно-кредитной системы и прежде всего в степени развития безналичного обращения.
В России денежные агрегаты включают:
М0 - наличные деньги;
М1 - агрегат М0 + средства на счетах организаций, бюджетов, депозиты населения в Сбербанке до востребования;
М2 - агрегат М1 + срочные вклады населения в Сбербанке;
М3 - агрегат М2 + сертификаты и облигации государственных займов.
Совокупный объем денежной массы определяется по агрегату М2.
Значительная часть других компонентов денежной массы, свойственных развитым странам, в России находится пока на стадии развития. Отставание в этом вопросе связано с том, что агрегаты денежной массы представляют собой показатели, которыми оперируют сторонники количественной теории денег и их последователи - монетаристы. В нашей же стране до начала перехода к рыночной экономике эти взгляды подвергались критике (по отдельным аспектам вполне обоснованной).
Распространение монетаристских взглядов в России означало переход к использованию агрегатов.
Между агрегатами должно быть равновесие, иначе денежное обращение нарушается. Равновесие наступает при М2 М1, и укрепляется при
М2 + М3 М1.
Важную роль агрегаты играют и в разработке антиинфляционной политики. В инфляции участвуют прежде всего агрегат М1, и только в результате нарастания этого процесса постепенно подключаются сначала М2, а затем и М3.
Денежный оборот должен быть устойчивым, что обеспечивается устойчивостью денег.
Основой устойчивости денег в обороте выступает денежная база. Она указывает на объем денежных обязательств, контролируемых Центральным банком.
Денежная база включает:
1) сумму наличных денег в обороте и в кассах коммерческих банков;
2) средства в фонде обязательных резервов банков (находящемся в Центральном банке);
3) остатки на корреспондентских счетах коммерческих банков в Центральном банке.
Денежная масса превышает денежную базу, т. к. в обороте находятся деньги, контролируемые не только Центральным банком, но и другими банками.
Кроме этого, устойчивость денег зависит и от других факторов - от их обеспеченности товарами, активами, участвующими в обороте; от соотношения доходов и расходов населения, спроса и предложения продуктов, услуг, работ, активов.
На устойчивость денег существенное влияние оказывает характер их эмиссии.
Следует различать понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег».
Выпуск денег в оборот происходит постоянно: безналичных денег - при предоставлении ссуды клиентам банка; наличных - при осуществлении кассовой операции по выдаче наличных денег клиентам из оборотной кассы банков.
При этом происходит и обратное движение - возврат ссуд и прием наличных денег у клиентов банком через оборотные кассы.
Выпуск денег может изменять или не изменять денежную массу.
Под эмиссией понимается такой выпуск денег, который приводит к общему увеличению денежной массы в обороте. Существует эмиссия безналичных и наличных денег.
Эмиссию безналичных денег осуществляет система коммерческих банков.
Механизм этой эмиссии действует на основе банковского (кредитного, депозитного) мультипликатора.
Банковский мультипликатор характеризует процесс мультипликации (увеличение) с позиции субъектов мультипликации. Такими субъектами являются коммерческие банки. Банковский мультипликатор показывает скорость эмиссии безналичных денег.
Эта скорость зависит от нормы обязательных резервов. Банковский мультипликатор - величина, обратная этой норме. Например, если норма обязательных резервов равна 20 %, то банковский мультипликатор будет равен 5 ().
Кредитный мультипликатор раскрывает двигатель процесса мультипликации - кредитные операции банков.
Депозитный мультипликатор отражает объект мультипликации - деньги на депозитных счетах коммерческих банков.
При этом банковский мультипликатор указывает, во сколько раз увеличатся деньги на депозитных счетах и возрастет размер кредитования клиентов коммерческими банками.
Денежный мультипликатор - показывает, насколькоувеличится денежная масса в результате увеличения денежной базы на единицу.
Монополия на эмиссию наличных денег принадлежит государству. Центральный банк прогнозирует размер предполагаемой эмиссии, но сама эмиссия наличных денег осуществляется децентрализовано через подразделения расчетной сети Банка России. Для этого в них формируются резервные фонды и открываются оборотные кассы.
Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения - документа, дающего права Банку России подкреплять оборотную кассу за счет резервного фонда. Этот документ выдается Правлением банка России в пределах эмиссионной директивы, т. е. предельного размера выпуска денег в оборот, уставленного Правительством РФ.
Выпуск наличных денег включает несколько этапов:
1) составление прогноза потребности в наличной денежной массе;
2) изготовление денежных знаков и их защита от фальсификации;
3) организация резервных фондов денежной наличности;
4) транспортировка денежной наличности в регионы РФ.
Деньги в оборотных кассах считаются деньгами, находящимися в обороте, а деньги в резервном фонде - нет. Перевод денег из резервного фонда подразделения расчетной сети Банка России в его оборотную кассу будет для данного подразделения эмиссионной операции.
Так как одни подразделения расчетной сети Банка России осуществляют эмиссионные операции, а другие - изымают деньги из оборота (переводят их из оборотной кассы в резервный фонд), то информацией об изменении количества наличных денег, находящихся в обращении, располагает только Правление Банка России, где составляется ежедневный эмиссионный баланс.
Для обеспечения устойчивости денежного оборота необходимо, чтобы в нем было определенное количество денег. Это количество зависит от того, какие функции выполняют деньги.
Количество денег, необходимое для выполнения ими функции средства обращения, зависит от количества проданных товаров, уровня цен товаров и скорости оборота денег.
Эта зависимость в современной экономической литературе именуется моделью И. Фишера (американский ученый). Она выглядит следующим образом:
, (1)
где M - предложение денег (денежная масса); V - скорость оборота денег, или среднегодовое количество оборотов денег; P - общий уровень цен на продукты и услуги; Q - количество проданных товаров (величина реального продукта).
Модель Фишера можно трансформировать, чтобы представить зависимость каждой составляющей этой модели от трех других:
, (1.1)
где M - количество денег, необходимое для оборота товаров (продуктов, работ или услуг);
, (1.2)
где P - общий уровень цен;
,
где Q - величина реального продукта;
,
где V - скорость оборота (количество оборотов одноименных денежных единиц в течение года).
Следует сказать, что для практических расчетов пригодны только формулы (1.1) и (1.4). Это связано с тем, что в макроэкономике произведение (P ? Q) неразделимо и представляет сумму цен товаров (ВВП). Реально эта величина должна быть представлена формулой:
ВВП = ,
где Pi - цена i-го товара (продукта, работы, услуги); Qi- объем производства i-го товара в натуральном выражении.
Поэтому формулу (1.1) можно представить в следующем виде:
М = ,
а формулу (1.4):
V = .
Так как денежная масса в обороте характеризуется величиной денежного агрегата М2, то количество оборотов рассчитывается по формуле:
V = .
Кроме этого существует модель, разработанная английскими учеными А. Маршаллом, А. Пигу, Д. Робертсоном (теория кассовых остатков). Если И. Фишер брал за основу оборота денег, то английские ученые - их накопление у хозяйствующих субъектов.
M = KPQ,
где К - часть годового дохода, которую участники оборота желают хранить в форме денег.
По своему существу обе формулы ((1) и (6)) идентичны, поскольку К = , т. е. К - величина, обратная показателю скорости оборота денег.
Показатель К из формулы (6) будет тогда рассчитываться по формуле:
К =.
В нашей литературе этот коэффициент имеет разные названия: коэффициент относительной обеспеченности оборота денежной массой, уровень монетизации экономики и др.
Отличие от формулы И. Фишера и его подхода состоит в том, что Фишер связывал постоянство скорости обращения денег с неизменностью факторов оборота, а английские экономисты - с психологией, т. е. поведением и привычками участников оборота.
Конечный вывод и Фишера и английских ученых одинаков - цены изменяются под влиянием изменения количества денег в обороте.
Если учесть, что для выполнения деньгами функции средства платежа наличные деньги не нужны, то чем больше продуктов и услуг оплачивается в кредит, чем больше взаимопогашающихся платежей, тем меньшее количество денег необходимо для оборота.
В общем виде закон, определяющий количество денег в обращении, может быть выражен следующей формулой:
,
где (PQ)k - сумма цен товаров, проданных в кредит; Пд - сумма платежей по долговым и прочим обязательствам; Пв.п - сумма взаимопогашающихся платежей.
Это общий закон денежного обращения, относящийся к любому виду денег.
Кроме того, существуют и особые законы обращения металлических, бумажных и кредитных денег.
Особенность металлического обращения (или обращения полноценных денег) состоит в том, что при нем количество денег в обращении всегда поддерживается на необходимом уровне, т. е. в обращении не бывает ни излишка, ни недостатка денег, т. к. деньги оседают в виде сокровища.
Напротив, при бумажноденежном обращении обычно выпускается большее количество бумажных денежных знаков, чем требуется для обслуживания процесса движения продуктов и услуг. Это влечет за собой их обесценивание (снижение покупательной способности).
§5. Инфляция
Инфляция проявляется в росте общего уровня цен. Она не является следствием только одного фактора или явления, её природа многогранна.
Инфляция впитывает и аккумулирует в себя все негативные социально-экономические процессы в государстве и, в то же время, сама порождает большое количество негативных процессов и часто выступает катализатором кризисных явлений в экономике, в социальной и политической сфере.
Инфляция, вызванная избыточным спросом со стороны субъектов рынка - это инфляция спроса. Такая ситуация возникает в тех случаях, когда рост производства отстает от роста спроса на рынке, что способствует повышению цен. При этом появляется избыточная денежная масса, не обеспеченная соответствующими активами. Она может направляться на инвестиционные цели, что первоначально не приведет к росту цен. Избыточная денежная масса будет востребована до тех пор, пока будет возрастать предложение продуктов, работ, услуг, активов, факторов производства. Затем рост спроса начнет опережать рост предложения, что приведет к росту цен. Однако повышение цен происходит неравномерно, и, начиная с определенного момента, оно не уравновешивается соответствующим ростом платежеспособного спроса. Наступает перепроизводство товаров, которое приводит к спаду производства. При этом продолжает раскручиваться инфляционная спираль.
Инфляция спроса является результатом воздействия монетарных факторов: дефицита бюджета, увеличения процентных расходов бюджета (расходов на обслуживание государственного долга), необеспеченной (фидуциарной) эмиссии денег, роста доходности государственных ценных бумаг, увеличения ценных бумаг, увеличения скорости оборота денег и т. п.
Для снижения инфляции спроса чаще всего используют факторы, сокращающие совокупный спрос: повышение процентных ставок, сокращение заработной платы, сокращение бюджетного дефицита путем сокращения государственных расходов, повышение курса национальной валюты (ревальвация валюты) и т. п.
Инфляция затрат (предложения) - это инфляция, вызванная совокупным ростам издержек производства и обращения в национальной экономике.
Инфляция затрат является следствием воздействия структурных факторов, т. е. сложившихся в экономике диспропорций, в отраслевом, ценовом и социальном аспектах, дисбаланса между потреблением и накоплением, сокращения инвестиций, падения производительности труда, роста безработицы, создания олигархического слоя, монополизации рынков, использования налогов преимущественно в фискальных целях, нерешенности важнейших социальных проблем, существенного отставания уровня оплаты труда по сравнению с ростом цен и т. п.
Для снижения инфляции затрат необходимо использовать факторы, стимулирующие совокупный спрос: снижение процентных ставок, рост оплаты труда, снижения курса национальной валюты (девальвация валюты) и т. п.
Темп инфляции показывает, с какой скоростью она изменяется во времени. Определяется эта скорость путем сопоставления индексов цен за текущий и базовый период.
.
Индекс цен может выражаться в долях единицы или в процентах (например, 0,85 и 85,0 %; 1,2 или 120 %).
В зависимости от того, какой период выбран за базовый, различают цепные и базисные индексы.
Цепной индекс определяется отношением данных за текущий период к данным за предыдущий период. Например, цены за март с ценами за февраль, цены за апрель с ценами за март и т. д.
Базисные индексы рассчитываются по сравнению с периодом принятым для сравнения. Например, если за базу сравнения взять цены января, то базисные индексы будут определяться за все последующие месяцы путем сравнения цен каждого месяца с ценами за январь (цены за февраль с ценами за январь, цены за март с ценами за январь и т. д.).
Произведение цепных индексов равно соответствующему базисному индексу.
Проиллюстрируем выше указанное на условном примере.
Показатели
Месяцы
январь
февраль
март
апрель
май
Цена «рыночной
корзины», ден. ед.
100
120
140
150
160
Базисные индексы цен
1,200
1,400
1,500
1,600
Цепные индексы цен
1,200
1,167
1,071
1,067
Базисный индекс мая = 1,6 = 1,200 ? 1,167 ?1,071 ? 1,067.
Индекс цен может определяться по потребительским товарам (индекс потребительских цен), по средствам производства (индекс оптовых цен) и в целом по всему валовому внутреннему продукту (инфлятор и дефлятор ВВП).
Для определения темпа инфляции нужно из индекса цен текущего периода вычесть индекс цен предшествующего периода и разделить эту разность на индекс цен предшествующего года, выразив результат в процентах.
Кроме этого, для определения периода времени, необходимого для удвоения темпов инфляции, в экономической науке используется правило 70. В соответствии с этим правилом, если темп инфляции составляет 10 %, и предполагается, что он не изменится, то удвоение темпов инфляции произойдет через 7 лет.
Инфляцию можно классифицировать по разным признакам:
1) с точки зрения общих темпов инфляции различают умеренную инфляцию (темп - 10 % в год), галопирующую (темп - от 20 до 200 % в год) и гиперинфляцию, когда цены растут с огромной скоростью (по мнению некоторых экономистов, темп - более 1000 % в год);
2) в зависимости от темпов роста цен по разным товарным группам различают сбалансированную и несбалансированную инфляцию.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров по отношению друг к другу изменяются в равной пропорции.
При несбалансированной инфляции цены на разные товары изменяются в различных пропорциях;
3) по возможности прогнозирования инфляции ее подразделяют на ожидаемую или неожидаемую инфляцию;
4) по способу проявления инфляция может быть скрытой или открытой. Открытая инфляция выражается в росте цен. Скрытая, или подавленная, инфляция существует в условиях государственного фиксирования цен и выражается в снижении качества товаров и дефиците.
Инфляция - это процесс, охватывающий в настоящее время все страны. Полностью устранить её невозможно, но можно снизить её темпы.
Инфляция приводит к обесценению денежных доходов и сбережений, что выражается в стремлении материализовать свои денежные средства, в потере интереса к долгосрочным вложениям средств, приводит к перераспределению доходов и богатства.
Отсутствие стихийного регулятора общей величины денег при господстве кредитных денег повышает роль государства в регулировании денежной массы.
§6. Денежная система
Денежная система - это устройство денежного обращения в стране, закрепленное законодательством. Естественно, что её возникновение связано с периодом формирования централизованных государств.
В зависимости от вида денег различают систему металлического обращения и систему бумажно-кредитного обращения.
Система металлического обращения существовала в период функционирования полноценных денег. Деньги выполняли все пять функций. Обращавшиеся бумажные и кредитные деньги беспрепятственно обменивались на полноценные деньги.
В зависимости от того какой (какие) металлы использовались в качестве базы денежного обращения различались две системы металлического обращения - биметаллизм и монометаллизм.
Биметаллизм характеризуется использованием в качестве всеобщего эквивалента двух металлов - серебра и золота. Она существовала в XVI - XVII вв., а в некоторых странах Западной Европы действовала до XIX в.
Монометаллизм характеризуется использованием в качестве всеобщего эквивалента одного металла - серебра или золота. Знаки стоимости разменивались на монеты.
Серебряный монометаллизм существовал в России (1843 - 1852 гг.), Индии (1852 - 1893 гг.), Китае (до 1935 г.).
В конце XIX в. в большинстве развитых стран установилась система золотого монометаллизма (золотой стандарт). Она имела три разновидности:
- золотомонетный стандарт;
- золотослитковый стандарт;
- золотодевизный стандарт.
В результате Великой депрессии 1929 - 1933 гг. система металлического обращения была ликвидирована. Утвердилась система бумажно-кредитного обращения. В ней используются знаки стоимости, не размениваемые на полноценные деньги. Господствующее положение занимают банкноты, эмитируемые центральным банком. Это современная денежная система. Она включает следующие элементы: денежную единицу, купюрный состав денежной массы, виды денег, являющихся законным платежным средством, эмиссионную систему и государственный аппарат регулирования денежного оборота. Официальной денежной единицей в России является рубль. Его золотое содержание отменено (как и в других странах).
Любая денежная система организуется на определенных принципах.
Основные принципы организации современной денежной системы рыночного типа:
1) принцип централизованного управления денежной системой;
2) принцип индикативного планирования денежного оборота;
3) принцип эластичности и устойчивости денежного оборота;
4) принцип кредитного характера денежной эмиссии;
5) принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков;
6) принцип неподчинения Центрального банка правительству;
7) принцип надзора и контроля за денежным оборотом;
8) принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования;
9) принцип функционирования только национальной валюты на территории страны.
Глава 2. Финансы и финансовая система государства
§1. Финансы и финансовая политика
Финансы - это экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП и национального дохода.
Фонды денежных средств - это суммы денежных средств, формирование которых имеет целевую направленность, четко заданную процедуру и может контролироваться и регулироваться. Фонды денежных средств формируются на макро- и микроуровнях. На макроуровне к ним относится государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды. На микроуровне - это фонды собственных, заемных и привлеченных средств организаций.
Финансовые отношения - это денежные отношения, но не все денежные отношения являются финансовыми (см. § 4 главы 1).
Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей ВВП, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения этого продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Финансы путем образования денежных фондов обеспечивают потребности экономических субъектов в денежных средствах и контролируют расходование финансовых средств. Это означает, что финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Каждая финансовая операция, таким образом, двуедина. Она означает распределение национального продукта и контроль за этим распределением. И достигается это через механизм денежных фондов, образуемых и распределяемых с определенной целью.
Распределительная функция финансов проявляется при распределении ВВП, когда происходит создание так называемых основных или первичных доходов. ВВП распределяется между владельцами экономических ресурсов в виде следующих доходов:
1) заработная плата;
2) рента;
3) прибыль;
4) процент;
5) амортизационные отчисления;
6) косвенные налоги.
В результате распределения первичных доходов образуются вторичные, или производные доходы. Этот процесс осуществляется через систему налогообложения. Первичные доходы уменьшаются на сумму уплачиваемых налогов, которые служат источником формирования доходов бюджетов и внебюджетных фондов на государственном и местном уровнях.
При этом происходит трансформация пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования.
Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами национальной экономики, отраслями производственной сферы, отдельными регионами страны, формами собственности, социальными группами. Таким образом достигается не только количественное, но и качественное воздействие на экономику страны.
Целевые фонды денежных средств в совокупности являются источником финансовых средств всех экономических субъектов. Социально- экономическая сущность финансов заключается в исследовании - за счет каких источников каждый экономический субъект формирует свои финансовые средства и в чьих интересах их использует.
Финансовые средства подразделяются на централизованные и децентрализованные. Централизованные финансовые средства - это средства бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней бюджетной системы. Это поток финансовых средств государства и местного самоуправления. Кроме этого к централизованным финансовым средствам относится их запас, представленный средствами организаций, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности (чистая прибыль, амортизационные отчисления, и, в конечном счете, полная стоимость этих организаций).
Децентрализованные финансовые средства - это средства юридических и физических лиц.
Роль финансов в экономике многообразна, но тем не менее ее можно свести к трем основным направлениям.
Финансовое обеспечение расширенного воспроизводства. Означает покрытие затрат за счет финансовых средств (собственных, заемных, привлеченных).
Финансовое регулирование экономических и социальных процессов через перераспределение финансовых средств.
Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов. Осуществляется различными методами:
а) через эффективное вложение финансовых средств;
б) через создание поощрительных фондов;
в) через использование стимулов (например, льгот при уплате налогов);
г) через использование финансовых санкций (штрафы, пени и т. п.).
Финансовая политика представляет совокупность действий по достижению поставленной цели.
Финансовая политика должна включать выработку научно-обоснованных концепций развития финансов; определения основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; осуществление практических действий.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений.
Финансовая тактика направлена на решение задач определенного этапа развития путем конкретизации стратегии. Она позволяет своевременно изменять способы организации финансовых связей, проводить перегруппировку финансовых средств (т. е. должна отличаться гибкостью при относительной стабильности стратегии).
Целью финансовой политики является полная мобилизация финансовых средств, необходимых для удовлетворения насущных потребностей экономических субъектов.
Так как существует несколько звеньев финансовой системы, то можно говорить о финансовой политике государства, финансовой политике органов власти и управления на территориальном уровне, финансовой политике организаций и граждан.
Финансовая политика государства - это совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых средств, их распределение и использование для выполнения государством его функций.
Финансовая политика государства сводится к трем основным элементам:
1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить за определенный период времени;
2) разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, с помощью которых цели финансовой политики достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;
3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение.
Основными направлениями финансовой политики являются бюджетная, налоговая, социальная, инвестиционная политика. Но финансовая политика государства тесно связана с политикой в области денег, кредита, цен, таможенных платежей.
Финансовая политика государства имеет самодовлеющее значение, но в то же время она является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности (экономика, социальная сфера, международные отношения и т. д.).
Оценка финансовой политики должна осуществляться с точки зрения того, насколько она соответствует интересам общества и насколько она способствует достижению поставленных перед обществом целей.
Для реализации финансовой политики, успешного её проведения в жизнь используется финансовый механизм.
Финансовый механизм включает совокупность форм организации финансовых отношений в национальной экономике, порядок формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.
Финансовый механизм состоит из следующих элементов.
1. Финансовые методы (приемы или способы воздействия финансов на экономику) - инвестирование, налогообложение, диверсификация, хеджирование, лимитирование и др.
2. Финансовые рычаги (различные способы действия финансовых методов) - цена, процент, прибыль, дивиденд, дисконт и т. д.
3. Правовое обеспечение по финансовым вопросам (законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы министерств).
4. Нормативное обеспечение - совокупность инструкций, методических указаний, норм и нормативов и т. п.
5. Информационное обеспечение, важное при принятии финансовых решений.
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвуют государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса и т. д. В этом случае государство детально разрабатывает всю систему организации финансов, обязательную для всех их участников.
Регулирующий финансовый механизм определяет основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства.
Управление - это целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата. Объектом управления финансами являются финансовые отношения. Субъектами управления финансами выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, соответствующие органы организаций.