Рефераты

Финансы, деньги и налоги

p align="left">Фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов (соответственно определять возможности управления движением финансовых ресурсов на макро- и микро- уровнях).

Посредством финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определятся конкретные пути, показатели, взаимосвязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели.

Финансовое прогнозирование - это предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов.

Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.

Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое планирование - это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.

Финансовое планирование основано на следующих задачах:

- принцип научной обоснованности планов. Этот принцип предполагает не только реальность финансовых планов, но и выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды;

- предметно-целевой принцип, предлагающий определение конкретного назначения финансирования.

Основными методами финансового планирования являются:

- метод математического моделирования;

- нормативный метод;

- балансовый метод;

- метод коэффициентов;

- метод экстраполяции и др.

Последовательность финансового планирования включает следующие пять основных стадий

1. Долгосрочное целеполагание. С учетом конкретного этапа развития хозяйствующего субъекта и степени развитости экономической системы (переходные системы накладывают отпечаток на целеполагание) основная цель - максимизация благосостояния владельцев капитала - достигается с помощью обширного набора долгосрочных и краткосрочных целевых установок: формирования структуры владельцев капитала (возможный передел собственности): формирования целевой структуры капитала: обеспечения ликвидности ценных бумаг корпорации: оптимизации размера капитала: выбора между внешним (слияние и поглощение) и внутренним ростом капитала.

Составление долгосрочных финансовых танов. Долгосрочные планы описывают не только то. что корпорация ставит целью достичь, но и каким образом. Финансовый прогноз (как правило, на срок от 2 до 10 лет) на этом этапе является необходимым элементом финансового плана. Основное внимание в долгосрочных финансовых планах уделяется обоснованию выбора инвестиционных проектов, планированию инвестиционных затрат по годам, выбору источников привлечения дополнительного внешнего капитала и программ обеспечения этого источника.

Составление краткосрочных финансовых танов включает формирование краткосрочных программ финансирования (на 1-2 года), принятие решений по оборотному капиталу и планирование объемов текущих активов. Основой краткосрочного финансового планирования является прогноз денежных потоков.

Обоснование отдельных статей расходов (или так называемый процесс индивидуального бюджетирования). Любой план действий (любое решение) должно сопровождаться сметой расходов (составлением бюджета). Бюджет определяет потребность в ресурсах для достижения конкретного результата служит в качестве ориентира для сравнения и оценки реальных затрат.

Разработка консолидированного бюджета. Индивидуальные бюджеты объединяются в единый консолидированный бюджет, на основе которого могут быть оценены денежные потоки (поступления и расходы (оттоки) денежных средств) н разработаны планы финансовых показателей.

Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования заключается в том, что при прогнозировании оцениваются возможные будущие финансовые последствия принимаемых решений и внешних факторов, а при планировании фиксируются финансовые показатели, которые корпорация стремится получить в будущем.

Прогнозирование включает три основных этапа.

Выявление специфических финансовых показателей, определяющих наиболее вероятностный прогноз. Обычно объем продаж и величина реализационного дохода являются первыми показателями, так как реализационный доход - одни нз важнейших элементов финансового планирования.

Выбор приемлемого метода прогнозирования. Методы финансового прогнозирования широко варьируются используемыми допущениями и используемыми данными. Не всегда сильно формализованные методы обеспечивают наилучший результат. Выбор осуществляется не по степени учета всех факторов, а по приемлемости применительно к конкретной ситуации, потребностям и возможностям финансового менеджера. Методы прогнозирования могут быть разбиты на два принципиальных класса: субъективные и объективные. Субъективные методы базируются на интуиции и мнениях. Например, объем продаж и реализационный доход могут быть оценены на основе мнения одного высококвалифицированного эксперта или на основе оценок множества менеджеров по продажам. Объективные методы базируются на конкретных показателях и проведении анализа. Среди объективных методов: трендовое прогнозирование, метод доли реализационного дохода (статистические методы (регрессионные модели, модели средних показателей, метод "затраты - выпуск").

3. Проверка предположении, используемых при прогнозировании. Все прогнозы базируются на тех или иных предположениях. Например, наиболее часто используется предположение, что финансовые показатели по прошлым годам являются верными индикаторами будущих показателей. Финансовый менеджер должен оценить корректность выбранных предположений и провести анализ чувствительности финансовых результатов к изменению предположений. Необходимо также включить в рассмотрение внешние н внутренние факторы, выпавшие из поля зрения в используемых методах прогнозирования.

21. Финансовое регулирование социально-экономических процессов: понятие, субъекты и объекты, формы и методы финансового воздействия на отраслевую структуру экономики, ее территориальные пропорции, социальные процессы

В основе современного экономического курса Российской Федерации лежит концепция социального рыночного хозяйства. Политические установки направлены на последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основе синтеза рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетания регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.

Безусловные стратегические задачи России на предстоящее десятилетие в области социальных отношений:

* создание условий для реализации гражданами своих прав на высокий уровень образования, соответствующий потребностям развития экономики;

* улучшение здоровья населения, развитие массовой физической культуры, спорта, туризма;

* развитие культурного потенциала страны, обеспечение доступности культурных ценностей широким слоям населения;

* создание цивилизованного рынка труда;

* обеспечение адресной и дифференцированной поддержки за счет бюджетных средств граждан с доходами ниже прожиточного минимума;

* повышение финансовой устойчивости пенсионной системы и реального размера пенсий;

* проведение системных изменений в жилищной сфере с целью повышения качества жилищных услуг и соответствия их платежеспособному спросу населения.

Величина прожиточного минимума устанавливается в стоимостном выражении в соответствии с методикой Минтруда России и зависит от экономических, климатических, демографических и ряда других факторов.

Поставленные цели не могут быть достигнуты без коренной модернизации экономики. Коррекция современных форм государственного вмешательства в экономику нашей страны в сторону либерализации предполагает ослабление бюрократического давления на бизнес, повышение уровня экономической свободы для всех участников хозяйственной деятельности, создание финансовых стимулов для социально- экономического развития. Здесь мы подошли к практическим вопросам функционирования системы государственного регулирования социально-экономических

процессов (далее -- ГРСЭП). Следует подчеркнуть, что модель государственного устройства и формы государственного регулирования экономики и социальной сферы представляют собой единый комплекс целей, задач и мер, основанных на правовых, финансовых и организационных аспектах.

Правовое регулирование порядка реализации принятой экономической и социальной концепции обеспечивается комплексом законодательных актов и программных документов. Не ограниченная правилами система рыночных отношений может привести к диспропорциям в производстве товаров и услуг, структурной деформации экономики, экспансии импортеров, увеличению имущественной дифференциации населения

Для успешного функционирования механизма финансового воздействия на экономику и социальную сферу, необходимо использовать прямые, косвенные и смешанные формы регулирования. Непосредственное (прямое) влияние на ход рыночных процессов оказывается с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; в процессе финансирования расходов, осуществляемых из бюджета развития; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении размеров нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины.

К опосредованным (косвенным) формам регулирования, способствующим тому, чтобы распределение в обществе было более справедливым и в то же время не оказывающим резкого воздействия на развитие рынка, относится косвенное общегосударственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов государственных предприятий и организаций.

Рассмотрим более подробно роль государственных доходов и расходов в государственном финансовом регулировании социальных процессов и модернизации экономики.

Государственные доходы представляют собой ресурсы, материально обеспечивающие участие государства в общественном воспроизводстве.

Они являются частью стоимости общественного продукта и безвозмездно изымаются у юридических и физических лиц в распоряжение государства. Такое изъятие доходов представляет собой огосударствление доли финансовых ресурсов с целью изменения структуры совокупного потребления. Через изъятие части доходов в бюджет и централизованные внебюджетные фонды государство участвует в регулировании деятельности субъектов воспроизводства. Прямому воздействию со стороны государства поддаются некоторые экономические показатели. Например, установлением прямых и косвенных налогов или предоставлением льгот по налогам и сборам могут быть изменены:

--> расходы хозяйствующих субъектов на производство продукции и оказание услуг, а также цены реализации;

--> объем капитальных вложений в основные фонды и оборотные активы;

--> величина потребления вновь созданной стоимости и др.

Увеличивая суммы налоговых отчислений от прибыли хозяйствующих субъектов, государство или органы местной власти ограничивают производственные возможности последних, при снижении уровня налоговых изъятий их производственный потенциал повышается.

Подобным образом сдерживается или увеличивается личное и производственное потребление. Путем налогообложения (или дотирования) государство может целенаправленно регулировать спрос на определенные виды продукции и услуг, поддерживать отечественных товаропроизводителей, стимулировать внедрение новых технологий. Как уже отмечалось в 3.4, либеральная модель общественного развития предполагает снижение налогового бремени на производство. Социальная же ориентация политики обусловливает высокий уровень налогообложения хозяйствующих субъектов. В нашей стране показатель отчуждаемой в бюджет и во внебюджетные фонды доли средств до недавнего времени значительно превышал аналогичные данные в экономически развитых странах. На достижение баланса интересов государства и налогоплательщиков направлена налоговая реформа, принципиальные положения которой отражены в программных документах и Налоговом кодексе РФ. Ее цель в первую очередь заключается в снижении налоговой нагрузки на бизнес путем либерализации налоговой системы.

Государство намеревается усилить защищенность плательщиков налогов и вернуть в легальную сферу капиталы, выведенные из налогообложения. Общественное назначение государственных расходов проявляется через их состав, структуру, классификационные признаки. Расходные полномочия государства состоят в перераспределении общественных доходов между различными отраслями экономики и категориями граждан. Базовым правовым документом в части расходования бюджетных средств является Бюджетный кодекс РФ. Большое значение для структуры государственных расходов имеет макроэкономическая политика, ключевым звеном которой является бюджетная политика. Идеи, цели, задачи бюджетной политики в переходный период, методы и формы ее практической реализации проявляются через параметры бюджета и построение межбюджетных отношений. В процессе бюджетного регулирования выделяются следующие основные задачи:

* формирование бюджетных доходов, их определенной структуры на текущий период и среднесрочную перспективу;

* аналогичное формирование расходов бюджета и их ведомственной, функциональной и экономической структуры;

* межбюджетные взаимоотношения, их формы и особенности;

* управление (координация) всем бюджетным процессом.

Иначе говоря, в плоскости бюджетной политики лежит вектор регулирования темпов и пропорций распределения бюджетных средств между отраслями экономики и социальной сферы как в государственном масштабе, так и в отдельно взятом регионе.

Расходы государства подразделяются на текущие и капитальные. От их объема, структуры и соотношения во многом зависят темпы общественного воспроизводства. Группировка расходов по целевым и экономическим статьям отражает их направленность на выполнение государством своих функций -- социальных, экономических, управленческих, экологических, военных и т.п. В связи с большой актуальностью и приоритетностью решения социальных задач остановимся на перспективных направлениях реформирования социального комплекса.

Поскольку в период формирования рыночных отношений значительно возросли потребности населения в конкретных общественных благах, это не только привело к активизации социальной политики, но и предопределило необходимость внесения корректив в бюджетную политику государства, потребовало выработки особой стратегии оплаты общественных расходов. В этой связи нужно отметить, что посредством целого ряда регулирующих мероприятий в социальном комплексе предстоит решить одну из важнейших задач -- приведение обязательств государства по обеспечению населения минимально необходимыми социально значимыми услугами в соответствие с его финансовыми возможностями, в частности, путем стандартизации и нормирования.

Реформирование социальной сферы предусматривает: расширение разнообразия и объема социальных услуг населению, предоставляемых на платной основе; формирование системы государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС) с учетом необходимости приближения социальных гарантий к уровню прожиточного минимума, обеспечение оптимального соотношения платности и бесплатности услуг; разработку нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг.

Круг ГМСС будет включать в себя наиболее важные, обобщающие и долговременные социальные показатели: денежные доходы населения, наиболее массовые виды пособий и выплат населению, номенклатуру бесплатных и общедоступных услуг, нормы и нормативы материального, кадрового, технического и финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений социальной сферы. Это может быть перечень бесплатных услуг в любой из социальных отраслей, оказание которых гарантируется государством. Например, обучение в обычной общеобразовательной школе в пределах базового учебного плана может быть определено как ГМСС, который полностью подлежит оплате за счет бюджета. Обучение по гимназической программе может предусматривать долевое участие в расходах родителей, если предположить, что набор учебных предметов и условия обучения в гимназии превышают минимальные значения социального стандарта.

К приоритетным бюджетным расходам отнесены также финансирование судебной системы и затраты на национальную оборону. Что касается производственных отраслей экономики, то бюджетная политика и бюджетная реформа предусматривают их значительную реструктуризацию.

Прежде всего это коснется субсидий предприятиям жилищно-коммунального и дорожного хозяйства. Выше мы отмечали, что наряду с правовыми и финансовыми аспектами системы государственного регулирования важное значение имеет ее организационное построение. Наличие государственных органов правления, способных эффективно осуществлять финансовое регулирование, является залогом успешного продвижения социально-экономических реформ.

22. Особенности организации финансов некоммерческих организаций, источники формирования финансовых ресурсов, направления их использования

Образование некоммерческих организаций в том виде, в котором мы видим их сегодня в России, началось в начале 90-х годов XX века. Общие нормы деятельности некоммерческих организаций были определены Гражданским кодексом Российской Федерации. Законы о некоммерческих и благотворительных организациях, принятые несколько позже расширили виды их организации и развили принципы их деятельности. В налоговом законодательстве стало учитываться появление новой формы организации. В то же самое время, на практике система бухгалтерского учёта в некоммерческих организациях практически не развивалась.

В последнее время стали публиковать, издавать и предлагать огромное количество всевозможных, а порой и взаимоисключающих вариантов по отражению тех или иных хозяйственных операций в финансовом учёте некоммерческих организаций. Однако, в то же время начала становиться необходимой выработка целостной системы финансового учета в некоммерческих организациях, которая бы охватывала все стороны их деятельности от формирования отчетности до определённых хозяйственных операций.

В настоящее время сложилось два различающихся по концепции подхода к построению системы учета в некоммерческих организациях:

· аналогично непроизводственной сфере коммерческих предприятий;

· аналогично бюджетным организациям.

Главнейшим направлением финансового учёта некоммерческой деятельности является, с одной стороны, учёт целевых поступлений и целевых расходов, с другой - отражение в учёте состояния и движения имущества, рассматриваемого как следствие выполнения сметы. При всём этом, целевые поступления должны соответствовать целевым расходам - в некоммерческой деятельности отсутствует понятие прибыли. В действительности вышесказанное вовсе не означает, что все целевые средства в некоммерческой организации по состоянию на конец определённого периода должны быть израсходованы. Напротив, вполне вероятна ситуация расчёта целевых программ на ряд лет. Именно тогда и расходование целевых средств будет осуществляться в течение всего срока реализации программы. Иногда имеет место быть иной вариант: средства, полученные на программу, не реализуют её полностью. В этом случае часть расходов покрывается в течение следующих финансовых периодов.

Невозможно изменение целевого назначения средств без письменного согласия жертвователя. В том случае, когда это согласие не получено, средства подлежат возврату, так как средства, которые используют не по целевому назначению, взыскиваются в доход федерального бюджета. Из этого следует, что основной упор в учёте некоммерческих организаций делается на подтверждение целевого расходования средств, которые получены на выполнение определенных программ. Для таких некоммерческих организаций, как фонды, фондовые биржи, а также наиболее крупные некоммерческие организации, в состав годовой отчетности включается аудит, представляемый в налоговые службы.

Некоммерческая деятельность организации должна соответствовать документам устава организации, а коммерческую деятельность, которая также может входить в сферу деятельности организации, в финансовом учёте необходимо обособить от некоммерческой.

Основным источником финансовых ресурсов действующего предприятия служат доходы (прибыль) от основной и других видов деятельности, внереализационных операций. Он также формируется за счет устойчивых пассивов, различных целевых поступлений, паевых и иных взносов членов трудового коллектива. К устойчивым пассивам относят уставный, резервный и другие капиталы, долгосрочные займы и постоянно находящуюся в обороте предприятия кредиторскую задолженность.

Финансовые ресурсы могут быть мобилизованы на финансовом рынке с помощью продажи акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпущенных предприятием; дивидендов по ценным бумагам других предприятий и государства; доходов от финансовых операций; кредитов.

Финансовые ресурсы могут поступать в порядке перераспределения от ассоциаций и концернов, в которые они входят, от вышестоящих организаций при сохранении отраслевых структур, от страховых организаций. В отдельных случаях предприятию могут быть предоставлены субсидии (в денежной или натуральной форме) за счет средств государственного или местного бюджетов, а также специальных фондов.

Различают:

§ прямые субсидии - государственные капитальные вложения в объекты, особо важные для народного хозяйства, или в малорентабельные, но жизненно необходимые;

§ непрямые субсидии, осуществляемые средствами налоговой и денежно-кредитной политики, например, путем предоставления налоговых льгот и льготных кредитов.

Совокупность финансовых средств предприятия принято подразделять на оборотные средства и инвестиции.

23. Особенности организации финансов коммерческих организаций: виды финансовых отношений, источники формирования финансовых ресурсов, направления их использования

Финансы коммерческих организаций - это система отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов коммерческих организаций с целью обеспечения их деятельности и решения вопросов социального характера.

Основным источником формирования финансовых ресурсов коммерческой организации является выручка от реализации товаров (работ, услуг), относящихся к уставной деятельности этой организации. Увеличение выручки от реализации продукции - одно из главных условий роста финансовых ресурсов коммерческих организаций. Такое увеличение может быть определено ростом выпуска и продаж товаров (работ, услуг), а также ростом цен и тарифов. В условиях конкуренции и эластичного спроса, как правило, связь между этими двумя факторами обратно пропорциональная: поднятие цены может привести к сокращению объема продаж, и наоборот. В целях максимизации прибыли коммерческая организация вынуждена искать оптимальное соотношение между ценой и объемом производства. Структура выручки от реализации определяется производительностью труда, трудоемкостью и капиталоемкостью производства, наличием современных технологий, позволяющих экономно использовать различные виды ресурсов.

Деятельность коммерческой организации также связана с реализацией имущества, когда морально (иногда и физически) устаревшее оборудование и другое имущество продаются по остаточной стоимости, реализуются запасы сырья и материалов. Доля данного источника в общей сумме источников финансовых ресурсов коммерческой организации зависит от множества факторов: вида деятельности организации (например, высокотехнологичное, наукоемкое производство требует постоянного обновления оборудования), конкретной ситуации (организация может продавать часть имущества для погашения кредиторской задолженности). В настоящее время в условиях постоянного совершенствования информационных технологий практически все организации обновляют компьютерную технику и программное обеспечение к ней, реализуя выбывающее имущество.

В процессе деятельности коммерческая организация получает не только выручку от реализации, но и внереализационные доходы. К таким доходам относятся: поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование денежных средств и другого имущества (включая проценты по предоставленным организацией займам, проценты по банковским депозитам и т.д.); поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); прибыль, полученная в результате совместной деятельности по договору простого товарищества; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; поступления в возмещение причиненных организации убытков (включая страховые возмещения); прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; сумма дооценки активов.

Внереализационные доходы разных организаций не совпадают по составу. Например, если в уставе одной организации сдача имущества в аренду признается как уставная деятельность, то соответствующие поступления арендной платы будут учитываться как выручка от реализации. Если арендная деятельность в уставе организации не предусмотрена, то поступление арендной платы классифицируется как внереализационный доход.

Значимость источников финансовых ресурсов коммерческой организации, связанных с функционированием финансового рынка, определяется инвестиционной привлекательностью данной организации, ее организационно-правовой формой (привлечение средств со всех сегментов финансового рынка возможно только акционерным обществом), уровнем доходности на финансовом рынке.

Средства из бюджетов поступают коммерческим организациям в рамках государственной поддержки их деятельности. В условиях рыночных преобразований удельный вес бюджетных средств в источниках финансовых ресурсов предприятий существенно снизился. Тем не менее, коммерческие организации могут получать бюджетные средства в форме субвенций и субсидий, инвестиций, бюджетных кредитов из бюджетов разных уровней. Предоставление бюджетных средств коммерческим организациям носит строго целевой характер и, как правило, осуществляется на конкурсных началах.

Иногда бюджетные средства трудно выделить из других источников финансовых ресурсов коммерческой организации.

Так, бюджетные средства, поступающие в форме оплаты государственного или муниципального заказа, отражаются как выручка от реализации.

Финансовые ресурсы могут формироваться за счет поступлений от основных ("материнских") компаний, учредителя (учредителей). В процессе функционирования коммерческой организации ей могут поступать средства от учредителя (учредителей), например, при принятии решения об увеличения уставного капитала.

За счет перечисленных источников формируются следующие формы и виды финансовых ресурсов коммерческой организации: денежные доходы; денежные накопления; денежные поступления.

1. Денежные доходы коммерческой организации - это:

прибыль от реализации товаров (работ, услуг);

прибыль от реализации имущества, сальдо внереализационных доходов и расходов.

2. Денежные накопления как форма финансовых ресурсов представлены амортизацией, резервными и другими фондами, образованными за счет прибыли прошлых лет.

3. Денежные поступления выступают в виде бюджетных средств; средств, привлеченных на финансовом рынке; средств, поступающих в порядке перераспределения от основной ("материнской") компании, от вышестоящей организации, за счет внутри - и межотраслевого перераспределения.

Можно выделить следующие основные направления использования финансовых ресурсов коммерческой организации:

· капитальные вложения;

· расширение оборотных фондов;

· осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);

· уплата налогов;

· размещение в ценные бумаги других эмитентов, банковские депозиты и другие активы;

· распределение прибыли между собственниками организации;

· стимулирование работников организации и поддержка членов их семей;

· благотворительные цели.

24. Финансы индивидуальных предпринимателей: понятие, особенности формирования и использования финансовых ресурсов, государственная поддержка индивидуальных предпринимателей

Особенностью этих финансовых ресурсов являются способ их формирования. Они формируются из собственных денежных накоплений. Привлечение для этих целей заимствование средств от банковских структур весьма проблематично, т.к. банкам нужны гарантии возврата, а кроме залога транспортных средств и квартир, предприниматель предложить практически ничего не может. Кроме того, потребуется страхование этих залогов, а это будут будущие финансовые издержки. О последствиях для предпринимателя при таких залогах при несостоятельности и говорить не приходится.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

· формирование инфраструктуры поддержки и развития;

· создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;

· установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования деятельности, сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

· поддержка внешнеэкономической деятельности, включая содействие развитию торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами.

Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают:

· меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки на федеральном, региональном и местном уровнях;

· перспективные направления развития и приоритетные виды деятельности;

· меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки;

· меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;

· предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

· меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.

Фонд поддержки малого предпринимательства. Эта некоммерческая организация создается в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих.

Итак индивидуальный предприниматель начинает свою деятельность. Из сформированных финансовых ресурсов (начального капитала) необходимо создать производственные условия:

-подготовить рабочее место (производственные площади). Как правило, эти площади берутся в аренду (значительно реже в собственности);

- в подавляющем большинстве предприниматели приобретают и регистрируют в налоговых органах кассовые машины;

- приобретают инвентарь, оборудование и другие необходимые для работы предметы и материалы.

25. Страхование в Российской Федерации: экономическое содержание, классификация, понятие и структура страхового рынка

Классификация рисков может быть достаточно разнообразной в зависимости от критерия, положенного в основу. Учитывая то, готов ли субъект взять на себя ответственность за страховое возмещение убытков пострадавшим вследствие наступления нежелательных, уязвимых с точки зрения экономических ( других) интересов событий, различают страховые и нестраховые риски.

Страховой рынок - часть финансового рынка, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируется спрос и предложение на нее.

Главной функцией страхового рынка является аккумуляция и распределение страхового фонда с целью страховой защиты общества.

Объективная необходимость возникновения и развития страхового рынка предопределяется наличием общественной потребности на страховые услуги и наличием страховщика, способного их удовлетворить.

В зависимости от критерия, положенного в основу классификации страхового рынка, различают институциональную, территориальную, отраслевую и организационную структуры.

Институциональная структура основывается на разграничении частной, публичной комбинированной формы собственности, на которой создается страховая организация. Она может быть представлена акционерными, корпоративными, взаимными, государственными страховыми компаниями. Закон Украины "О хозяйственных обществах" регламентирует более конкретное использование разнообразных организационно-правовых форм хозяйственных объединений.

В территориальном аспекте выделяют местный (региональный), национальный (внутренний) и мировой (внешний) страховые рынки:

· местный (региональный) удовлетворяет страховые интересы региона;

· национальный - интересы, которые переросли границы региона и расширсь до уровня нации (государства);

· мировой - удовлетворяет спрос на страховые услуги в масштабе мирового хозяйства.

По отраслевому признаку выделяют рынки личного и имущественного страхования. Каждый из названных имеет свою структуру (сегментацию).

Организационная структура страхового рынка может быть представлена так:

1. Страховое общество страховая компания, где происходит формирование страхового фонда и переплетаются индивидуальные, коллективные и групповые интересы.

Свои отношения с другими страховщиками экономически обособленные страховые общества строят на основе совместного страхования и перестрахования.

2. Страховые общества могут объединяться в союзы, ассоциации, пулы и другие объединения для координации деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, если их образование не противоречит законодательству Украины. Они не имеют права заниматься страховой деятельностью.

3. Общества взаимного страхования - юридические лица - страховщики, созданные в соответствии с Законом Украины "О страховании" с целью страхования рисков этого общества. Уплата страхового платежа осуществляется за счет чистой прибыли, которая остается в распоряжении членов общества, кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины.

Каждый член общества при условии использования им всех обязательств перед обществом взаимного страхования, независимо от суммы страхового взноса, имеет право получить полностью необходимое страховое возмещение в случае наступления страхового случая.

4. Страховые агенты и страховые брокеры - страховые посредники, - через которых страховщики осуществляют страховую деятельность. Закон Украины о страховании (ст. 14) определяет их функции таким образом:

Ш страховые агенты - граждане юридические лица, которые действуют от имени и по поручению страховщика и выполняют часть его страховой деятельности (заключение договоров страхования, получение страховых платежей, выполнение работ, связанных с выплатами страховых сумм и страхового возмещения). Страховые агенты являются представителями страховщика и действуют в его интересах за комиссионное вознаграждение на основании договора со страховщиком;

Ш страховые брокеры - граждане юридические лица, которые зарегистрированы в установленном порядке как субъекты предпринимательской деятельности и осуществляют посредническую деятельность на страховом рынке от своего имени на основании поручений страхователя страховщика. В некоторых странах через страховых брокеров осуществляется подавляющее большинство всех видов страхования, в других - только страхование больших, новых и малоизвестных рисков. Наибольшего развития институт брокеров достиг в Великобритании.

Посредническая деятельность страховых агентов и страховых брокеров в пользу иностранных страховщиков на территории Украины не допускается, если другое не предусмотрено международными договорами Украины.

5. Перестраховывающие компании (перестраховщики) - организации, которые не выполняют прямых страховых операций, а принимают в перестрахование риски других страховщиков и могут передавать часть из них в ретроцесию.

6. Моторное (транспортное) страховое бюро - юридическое лицо, которое содержится за счет средств страховщиков, которым позволено заниматься страхованием ответственности владельцев транспортных средств за вред, причиненный третьим лицам, и за условиями, предусмотренными международными договорами Украины относительно указанного вида страхования.

7. Комитет по делам надзора за страховой деятельностью - осуществляет надзор со стороны государства с целью соблюдения требования участниками страхового рынка законодательства Украины о страховании, эффективного развития страховых услуг, предотвращения неплатежеспособности страховщиков и защиты интересов страхователей. Основными функциями Комитета по делам надзора за страховой деятельностью являются:

1) ведение единого государственного реестра страховщиков (перестраховщиков);

2) выдача лицензий на проведение страховой деятельности;

3) контроль за платежеспособностью страховщиков относительно выполнения их страховых обязательств перед страхователями;

4) установление правил формирования, размещения и учета страховых резервов;

5) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности;

6) обобщение практики страховой деятельности, разработка и предоставление в установленном порядке предложений относительно развития и совершенствования законодательства Украины о страховой деятельности;

7) участие в осуществлении мер относительно повышения квалификации кадров для страховой деятельности.

26. Финансы страховых организаций: понятие, факторы, обусловливающие особенности организации финансов страховых организаций и суть этих особенностей, источники формирования и использования финансовых ресурсов

Страхование как система финансовой зашиты. Страхование представляет собой систему экономических отношений, основанную на объединении экономического риска отдельных субъектов и созданную с целью снижения финансовых потерь, связанных с ним. Осуществляется за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых физическими и юридическими лицами страховых взносов.

Основные принципы организации страхования. Как и любой сложный вид деятельности, страхование имеет свою внутреннюю логику, в наиболее акцентированном виде выражаемую в его принципах. Соблюдение нижеприведенных принципов определяет экономико-организационный механизм страхования -- участники страхования делают небольшие взносы, с тем чтобы в общей сумме их в виде страхового фонда хватило на выплаты тем участникам страхования, с которыми произошли страховые случаи.

Принцип учета психологического фактора. Большинство людей отдает предпочтение известным, но малым потерям перед неизвестными, но возможно большими потерями. Люди согласны терять известную часть доходов как плату за то, чтобы не встречаться с неизвестными ситуациями, которые могут привести к большим экономическим потерям.

Принцип объединения экономического риска. Каждый из участников страхования свою ответственность по несению отдельного риска передает в страховой пул -- страховщику, на уровне которого эти индивидуальные риски объединяются.

Принцип солидарности, раскладки ущерба. Все участники страхования вносят страховые взносы, и за счет определенной части этих взносов формируются страховые фонды страховой организации. Средства этих фондов используются на покрытие ущерба и потерь, возникающих при наступлении страховых случаев. Каждый участник страхования платит относительно небольшой страховой взнос, но теряет его, если ничего не произошло. Однако если страховой случай все же произойдет, он получает большее финансовое возмещение -- в несколько раз больше по размеру, чем уплаченный им страховой взнос. Солидарность проявляется в том, что страховая выплата отдельному участнику при наступлении страхового случая складывается из страховых взносов всех участников страхования независимо от того, произошел с каждым из них страховой случай или нет.

Принцип финансовой эквивалентности. Его соблюдение означает, что все денежные средства, которые за определенный период собраны со всех участников страхования и предназначены для возмещения ущерба, должны быть возвращены в виде страховых выплат за такой же период.

Страховой резерв страховой организации -- это фонд, образуемый ею за счет полученных страховых взносов и предназначенный для выполнения принятых страховых обязательств в порядке и на условиях, предусмотренных как существующим законодательством, так и заключенным договором страхования.

Как и в мировой практике, по принятой в настоящее время в России классификации выделяют страховые резервы: (а) по страхованию жизни (для накопительных видов страхования) и (б) по видам страхования иным, чем страхование жизни (для рисковых видов страхования). К первой группе -- накопительным видам страхования -- относятся договоры по страхованию жизни. Это договоры личного страхования, заключаемые на срок не менее одного года и, как правило, предусматривающие покрытие двух основных видов рисков -- риска смерти VI риска дожития. Ко второй группе -- рисковым видам страхования-- относятся договоры иные, нежели договоры по страхованию жизни. Эти договоры заключаются на срок не более одного года, предусматривают только покрытие риска и не включают капитализацию взноса, т. с. они "не обещают" страхователю получение инвестиционного дохода.

27. Роль финансов в развитии международной торговли. Всемирная торговая организация, финансовые аспекты вступления России в ВТО

Таможенная политика государства. По действующему законодательству в России применяются следующие виды пошлин:

1) адвалорные - в процентах к таможенной стоимости товара;

2) специфические - в абсолютных размерах на единицу товара;

3) комбинированные - сочетают первые и вторые;

4) особые:

а) сезонные (вводятся на срок до 6 месяцев);

б) специальные (когда наносится ущерб отечественным производителям и как ответная мера на дискриминацию других государств);

в) антидемпинговые (когда цена импортных товаров ниже стоимости);

г) компенсационные (при производстве или вывозе товара использовались государственные субсидии).

Россия была почти единственной страной, где применялись экспортные пошлины. Экспортные пошлины ухудшают конъюнктуру своих товаров на международном рынке. Они у нас существовали в фискальных целях.

Финансовое регулирование импорта и экспорта. Экспорт капитала в несколько раз превышает импорт капитала, идет крупномасшабная утечка капитала.

Основные формы нелегального бегства:

1) недополучение экспортной выручки;

2) невозвращенная предоплата импорта;

3) контрабанда;

4) экспортные кредиты предприятиям.

Финансово-кредитные связи России с СНГ и дальним зарубежьем. Финансовые отношения строятся в основном по линии выдачи кредитов странам СНГ. Основная масса кредитов - технические, на пополнение рублевой массы. Вся эта масса переоформлена в государственный долг. Россия продолжает предоставлять кредиты. Многие страны должны нам за продукцию, поставленную различными предприятиями.

Со странами дальнего зарубежья. Россия - основной преемник кредитора СССР. К началу 1990 г. было выдано кредитов на 26 млрд руб., в том числе 18 % должна Куба, по 11 % - Монголия и Вьетнам, 10 % - Индия, 8 % - Сирия, 6 % - Польша, 4 % - Ирак, 3,5 % - Афганистан и т. д. Многие кредиты были выданы на приобретение военной техники. Эти кредиты не способствовали экономическому процветанию. Возврат кредитов очень проблематичен. Большинство стран не выплачивают кредиты, а те, кто делает это, осуществляют выплату товарами на очень льготных условиях.

Финансовые отношения с международными организациями. Россия участвует в настоящее время в международных организациях ООН: некоммерческих, содействия экономическому и культурному развитию, а также в международных финансово-кредитных организациях. Квоты взносов в ООН определяются пропорционально доле страны в мировом ВВП. Значительно финансовое участие российского правительства в ЮНЕСКО - платим 24 млн долл. в год, во Всемирную организацию здравоохранения - 20 млн долл. в год, в Международную организацию труда - 15 млн долл. в год, в МАГАТЕ - 12 млн долл., в ЮНИДО - 8 млн долл.

Россия также активно участвует в МВФ - самостоятельной организации, содействующей международной торговле и регулированию валютных курсов.

Мировой банк. Его назначение состоит в содействии экономическому развитию стран путем предоставления кредитов. Участники - только члены МВФ, взносы пропорциональны доле в мировом ВВП. Кредиты предоставляются не более чем на 20 лет с тщательной проработкой проекта кредитования.

Всемимрная торгомвая организамция (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC), исп. Organizaciуn Mundial del Comercio) -- международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.

В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.

Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности (в частности закрытие сайта Allofmp3.com[1]). Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).

На сегодняшний день Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО. Однако Грузия не входит в рабочую группу по присоединению России к организации и не может в одностороннем порядке блокировать вступление России в ВТО. По состоянию на октябрь 2008 года, России необходимо провести лишь многосторонние переговоры, для того чтобы вступить в организацию.

Вступление России в ВТО было отложено на неопределённый срок в августе 2008 года в связи с обострением ситуации на Кавказе [2]. Однако события на Кавказе являются далеко не самой главной проблемой для вступления России. В сентябре 2008 года группа министров финансов стран Евросоюза обратилась к России с советом "побыстрее вступить в организацию", однако получили ответ, что Россия вряд ли станет членом ВТО до середины 2009 года.

Вступление России во Всемирную торговую организацию постоянно откладывается ещё и из-за необходимости подготовиться к ВТО, чтобы потери от присоединения значительно снизились, а выгоды возросли. Осложнил вступление ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жестком регулировании своих экономик.

В июне 2009 года на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России Путин В.В. сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с 1 января 2010 года Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Беларуссии и Казахстана. 21 октября 2009 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявлял, что Россия, Белоруссия и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях.

В декабре 2006 года была опубликована подробная информация об основных результатах переговоров, где приведены как сведения по важнейшим товарным позициям, так и консолидированные данные по остальным. Результаты по всем тысячам позиций опубликованы на английском языке. До этого переговоры велись в закрытом режиме, что является обычной практикой для переговоров по экономическим вопросам, включая ВТО.

В течение первого года после вступления России в ВТО ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 млрд долл. в год (сейчас объём помощи составляет 3,5 млрд долл. в год, однако размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах).

Согласно критической статье в журнале "Эксперт", "максимальная теоретически возможная выгода отечественных предприятий от присоединения России к ВТО равна 23 млрд долларов в год", при этом, как пишут авторы статьи, "можно прикинуть", что Россия "отдаст часть своего рынка, эквивалентную примерно 90 млрд долларов в год".

Существует мнение, что Российское правительство форсирует вступление России в ВТО, поскольку это очень выгодно нефтяникам, приближённым к Кремлю -- это даст им возможность получать больше прибыли с проданной нефти, так как снизит импортные пошлины в других странах-членах ВТО до общего уровня.

28. Глобальные финансы в мировой экономике. Глобальные финансы и мировые финансовые рынки

Основополагающие признаки глобальных финансов складывались в течение полувека. В виде же системы глобальные финансы сформировались в 80 - 90-е годы ХХ столетия.

После краха в 70-е годы Бреттон-Вудской валютной системы на смену фиксированным обменным курсам постепенно приходит гибкий валютообменный режим, превративший девизы в товар, цена которого стала складываться исключительно на валютном рынке. Паритет валют перестал определяться по их золотому содержанию. Бумажные деньги утратили две свои функции - средства накопления и мировых денег. Масштаб цен перестал определяться по золотому содержанию национальной денежной единицы после того, как Федеральная резервная система США оказалась неспособной далее поддерживать свободный обмен золота на доллары США.

Рынки денег, капитала и валюты глобализировались. На них теперь работают трейдеры как из финансовых центров, так и периферии. Европейский инвестор может вложить деньги в один из 15 тыс. европейских фондов, которые аккумулируют около 3 трлн долл. США. Фонд, в свою очередь, обычно покупает пай оффшорной компании (для уменьшения налогового бремени), которая формирует инвестиционный портфель из акций ведущих компаний мира, котируемых на различных фондовых биржах, а управление портфелем может передать, например, гонконгской трастовой компании. В списке кредиторов можно встретить центральные банки и международные финансовые организации, коммерческие и инвестиционные банки, паевые и пенсионные фонды, финансовые и промышленные компании.

В банковских синдикатах участвуют два-три десятка банков Европы, Америки, Азии. Международные банки диверсифицируют активы в кредиты, ценные бумаги, долговые обязательства в десятках стран мира.

Так, крупнейший банк HSBC Group представляет собой холдинг, состоящий из 5,5 тыс. дочерних банков, фондов, финансовых компаний в 82 странах мира. Холдинг аккумулирует средства компаний и населения в этих странах, размещает их в наиболее доходные и ликвидные активы и инструменты, в поисках большей доходности и ликвидности постоянно перебрасывает средства с рынка денег на рынок капитала или валюты, и наоборот. Он придерживается консервативной стратегии управления активами и пассивами, при которой, в частности, в инвестиционном портфеле доля эмитента не должна составлять более 5% активов, а доходность усредняется. Баланс всех 5,5 тыс. его подразделений консолидирован, а обязательства каждого из них покрываются всей группой. Не более 10% активов размещаются на депозитах в одном финансовом институте. Холдинг инвестирует до 100% активов в ценные бумаги, гарантированные только странами ЕС, Австралией, Канадой, Норвегией, Швейцарией, США, ЕБРР, МВФ, Евроатомом, Европейским объединением угля и стали. Это позволяет гарантировать до 90-100% первоначального капитала при долгосрочных (3-4 года) операциях на рынке капитала и приносить доходность большую, чем FTSE-100 (от "голубых фишек" Лондонской фондовой биржи, входящих в индекс Financial Times).

Портфель собственника большинства корпораций мира стал интернациональным. В 2000 г. во всех странах насчитывалось более 1 млрд акционеров,доход которых в виде дивидендов складывается из дивидендов, полученных от акций национальных и зарубежных эмитентов.

Возникло противоречие между национальными и глобальными финансами. Их разрешение стало актуальной международной проблемой. Сейчас необходим пересмотр представлений о финансах государства как закрытой системе, выполняющей лишь функцию перераспределения фондов.

Международная финансовая интеграция устранила барьеры между национальными и международными финансовыми рынками. Финансовый капитал свободно выходит на национальный финансовый рынок и покидает его. Национальное законодательство и правительства уже практически не в состоянии воспрепятствовать движению капитала. Российское законодательство, например, не помешало иностранным инвесторам в 1997 г. вывести из страны средства, вложенные в акции (30% рынка) и ГКО (80% рынка).

Ликвидации препятствий движению капитала между рынками и странами способствует и широкое внедрение новых информационных технологий, телекоммуникаций и Интернета. В реальном режиме времени (Оn-line) осуществляются не только платежи (с использованием электронно-информационной системы банк-клиент), но и перевод средств практически в любой банк мира, предоставляются брокерские услуги, проводятся сделки на международных рынках валюты, денег и капитала.

Лидером электронных банковских услуг является банковский холдинг Credit Suisse First Boston (CSFB). Среди российских банков такие услуги в сети Интернет оказывают "Платина Банк", "Гута Банк", "Автобанк", банк "Менатеп".

Интернет-технологии наиболее привлекательны для операций на международном финансовом рынке. Уже многие банки США и Западной Европы пытаются обслуживать своих клиентов (включая Россию и другие страны СНГ) через Интернет на фондовых и валютных рынках.

Во многих странах приняты не только законы о противодействии легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, но и созданы аналитические службы финансовой разведки, осуществляющие (по данным банков, налоговых органов и таможен) мониторинг за движением в глобальном масштабе подозрительных валютных ценностей.

7 августа 2001 г. Президентом России подписан Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", согласно которому создан аналитический центр финансового мониторинга за подозрительными сделками на сумму более 600 тыс. руб. К таким сделкам отнесены сделки и операции, совершаемые:

- в наличной форме (снятие со счета, зачисление на счет; покупка/продажа наличной валюты; приобретение физическим лицом ценных бумаг; обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; внесение физическим лицом средств в уставной капитал);

- с резидентами из стран-производителей наркотических средств или стран, в которых не предусмотрено раскрытие или предоставление информации по финансовым операциям;

- по банковским счетам (размещение денежных средств во вклад с оформлением документов на предъявителя; открытие вклада в пользу третьих лиц; движение по счету юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня регистрации);

- с имуществом (ломбардные операции, выплаты страховых премий, получение имущества по договору финансовой аренды (лизинг).

К обязанностям организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, Закон относит идентификацию личности (копии документов подлежат хранению 5 лет), предоставление сведений в уполномоченный орган в течение 2-х рабочих дней по операциям, подлежащим обязательному контролю, а также по запросу уполномоченного органа. За "отмывание денег" предусмотрено наказание до 8 и 10 лет лишения свободы.

Закон предусматривает широкое международное сотрудничество на стадиях сбора информации, расследования, судебного разбирательства и исполнения судебных решений.

В конце октября 2000 года 8 ведущих банков мира (швейцарские UBS и CSFB, американо-британский Citigroup Barclays, английский HSBC, германский Deutsche Bank, французский Societe General, голландский ABN Amro, испанский Banco Santander Central Hispano) подписали Руководство "Глобальные стандарты надлежащей проверки", согласно которому будут проверяться банки, ведущие бизнес с состоятельными частными клиентами.[5]

Договоренности о борьбе крупнейших мировых банков против глобального отмывания денег уже привели к усилению подразделений по проверке денежных переводов в департаментах банков по управлению международными платежами и денежной наличностью.

Создание системы глобальных финансов обострило и проблемы оценки рисков (рыночных, валютных, процентных, страновых), прозрачности заемщика (эмитента), сопоставимости национальных и международных аудиторских стандартов. Министерства финансов большинства стран оказались не готовы к прогнозированию притоков и оттоков средств нерезидентов для выявления размеров и направлений дестабилизирующих потоков и принятия соответствующих мер. В частности, финансовый кризис в Азии в 1997 году был напрямую связан с выводом капитала с периферии в финансовые центры.

В этих условиях возрастает роль международных институтов глобальных финансов.

Глобальные финансы обслуживают международные финансовые организации во главе с МВФ и группой Мирового банка, Базельский Банк и Институт международных расчетов (BIS), международные рейтинговые агентства (Moody`s Investors Services, Standard & Poor`s, Fitch, поглотившее в 2000/2001 гг. IBCA, Thomson BankWatch), международные аудиторские фирмы (Pricewaterhouse Coopers, Arthur Andersen, Ernst & Young, KPMG, Deloitte & Touсhe), Парижский и Лондонский клубы кредиторов, международные юридические фирмы (Clliford Chance, Baker & Mackenzie, Linclaters), международные информационные системы (Reuters, Bloomberg, Dow Jones Telerate), международные платежные системы (VISA, Europay), международные телекоммуникационные системы финансовых расчетов SWIFT, TARGET, ведущие фондовые биржи мира, инвестиционные и транснациональные банки (CSFB, Merrill Lynch, Lechman Brothers, Salomon Brothers, HSBC, UBS, Citibank Corp., Bank of America, Dresdner Bank, BNP, Nomura).

Для оценки кредитоспособности эмитента (заемщика) международные рейтинговые агентства проводят проверку (Due Diligence) по международным стандартам бухгалтерского учета (IAS), подготавливают рейтинговый отчет (20-100 страниц), выставляют и поддерживают рейтинг.

Унификация стандартов, прозрачность отчетности, переход на консолидированный баланс - условия, необходимые для создания благоприятного инвестиционного климата в стране. При этом приходится учитывать, что международные юридические фирмы имеют практически во всех странах мира свои филиалы, представительства и могут обеспечить проведение любой сделки с использованием нескольких юрисдикций.

Первоначально Банк международных расчетов в Базеле (BIS) использовался в целях поддержания механизма свопов центральных банков 15 стран и Федеральной резервной системы США для получения средств для интервенции на валютном рынке. В дальнейшем функции и авторитет швейцарского банка расширились. BIS-стандарты легли в основу Директив ЕС по банковскому надзору и единообразных требований по минимальной достаточности капитала в банковской системе ЕС.

России и другим странам СНГ необходимо банковское законодательство в соответствие с общепринятыми в международном банковском бизнесе базельскими стандартами по достаточности капитала I и II уровней, расчетами свободного капитала и т.д. Тогда и наши средства массовой информации откажутся от так называемого рейтинга по активам, а будут, как журналы лондонского Сити The Banker или Euromoney, составлять списки ведущих банков по ядру капитала, с обязательным опубликованием рейтинговых оценок международных рейтинговых агентств.

29. Институциональная структура глобальных финансов: международные кредитно-финансовые организации, основы их функционирования, источники и порядок формирования международных финансовых фондов, направления использования средств этих фондов

Международные публичные финансы представляют собой совокупность финансовых активов, обязательств, инструментов и механизмов деятельности финансовых организаций, созданных на межгосударственном уровне. Конституирующим признаком для отнесения какой-либо организации к международной публичной финансовой организации является именно характер ее образования -- на основе межгосударственных соглашений. Нельзя считать таковым масштаб и характер операций, проводимых финансовой организацией. Так,транснациональные банки (ТНБ) ведут свою деятельность на международных рынках, в различных странах, однако они не могут быть отнесены к тину международных публичных финансовых организаций, поскольку являются в своей основе крупными международными коммерческими банками.

Первой международной публичной финансовой организацией можно считать основанный в 1930 г. рядом центральных банков в Базеле Банк международных расчетов (Банк Гог 1п(егпаНопа1 5еИ1е-теп1), который явился предтечей других организаций.

Однако лишь учреждение на конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Международного валютного фонда (1п1егпаПопа1 Мопе1агу Рип<1) п Международного банка реконструкции и развития (1п1ег-па(юпа1 Вапк Гог Кесоп51гисПоп апс! Е)еуе1ортеп() явилось серьезным шагом в развитии международной валютно-финансовой системы. До перехода к системе фиксированных паритетов, т. е. при системах золотого и золотодевизного стандарта, все международные финансовые проблемы глобального характера решались на международных конференциях. Отсутствовали, таким образом, органы постоянного мониторинга за развитием мировой финансовой системы, вырабатывающие принципы ее функционирования и оказывающие финансовую помощь отдельным странам для решения их экономических проблем.

В дальнейшем возникли еще несколько организаций, каждая из которых, выполняя определенный круг задач, в целом может быть отнесена к международным публичным финансовым организациям.

Международные публичные финансовые организации проводят свои операции п интересах стран-членов и для урегулирования отношений между ними. В то же время цели и задачи, механизм образования, масштабы и характер деятельности этих организаций в некоторых отношениях различаются.

Выработка принципов функционирования мировой финансовой системы и межгосударственное регулирование ватютно-кредитных и финансовых отношений -- прерогатива Международного валютного фонда и, в более ограниченной степени, Международного банка реконструкции и развития (межгосударственная кредитная политика), который является основной организацией Группы Всемирного банка (ГВБ).

Аналогичные ключевые функции на региональном уровне выполняют Европейский центральный банк (ЕЦБ), Межамериканский банк развития (МАБР), Азиатский банк развития (АзБР). ЕЦБ одновременно выступает как межгосударственный центральный банк всех банков зоны евро.

Особую роль играет Банк международных расчетов (БМР), который, с одной стороны, можно рассматривать как орган, вспомогательный для МВФ и ГВБ, а с другой стороны, выполняющий функции, нетипичные для других международных публичных финансовых организаций (МПФО). основной из которых является создание и поддержание системы многосторонних клиринговых расчетов.Большинство МПФО оказывает в различных формах финансовую помощь странам-членам в экономическом развитии, преодолении дефицита платежного баланса н решении других экономических проблем.

Следует отметить, что большое значение для стабилизации мировой финансовой системы, урегулирования проблем внешней задолженности играют так называемые неформальные международные финансовые "организации", т. е. организации, не имеющие правового статуса, счетов и других атрибутов. К ним относятся Парижский и Лондонский клубы кредиторов. При этом лишь Парижский клуб можно рассматривать как международный публичный финансовый орган или форум межгосударственного уровня. Лондонский клуб создан коммерческими банками разных стран. Как форумы для решения межгосударственных экономических и финансовых проблем, можно рассматривать также группы С-7, С-10, С-77.

30. Бюджетная система Российской Федерации и направления развития бюджетной реформы

Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе: (а) формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; (б) составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

* федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

* бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (о внебюджетных фондах см. гл. 11). Всего в Российской Федерации 89 субъектов, из них: 21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, 10 бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

* местные бюджеты.

Ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации -- федеральный (государственный) бюджет; с его помощью перераспределяется до 40% национального дохода страны и финансируются основные экономические и социальные программы. Государственный бюджет оказывает воздействие им все зпемья финансовой системы, финансируя различные уровни власти, специальные правительственные фонды, кредитуя юридических и физических лиц. В условиях перехода к рынку государственный бюджет сохраняет свою ведущую роль, меняются лишь методы его воздействия на общественное производство и режим расходования бюджетных средств. Осуществляется переход с бюджетного финансирования и дотирования на экономические методы воздействия на производство, переход к финансовому регулированию экономики.

Расходы государственного бюджета в мировой практике традиционно содержат следующие статьи:

* затраты на социальные нужды: здравоохранение, образование, культуру, социальные пособия, субсидни местным бюджетам на эти цели (трансферты);

* затраты на хозяйственные нужды: капитальные вложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ;

* расходы на оборону и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам;

* административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, органов правопорядка, юстиции и проч.;

* платежи по государственному долгу (погашение и обслуживание долга).

В составе бюджета за счет доходов целевого назначения, в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов пли иных поступлений могут создаваться целевые бюджетные фонды В бюджете последних лет формировались: Федеральны/! дорожный фонд Российской Федерации; Федеральный экологический фонд Россииской Федерации; Федеральный фонд Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации и т. п.

Уверенность в будущем для страны, являющаяся результатом: последовательного развития инфраструктуры, инновационного и природно-ресурсного потенциала; обеспечения демократии, законности, правопорядка, гражданских прав и свобод; интеграции в международное сообщество, последовательной защиты внешнеполитических интересов; готовности к отражению внешних и внутренних угроз национальной безопасности; роста эффективности государства, устойчивости и надежности финансовой системы.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты