1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ
1.1 Роль финансовых рынков в социально-экономическом развитии государства
1.2 Определение понятия финансовых рынков и их классификация
1.3 Федеральная служба по финансовым рынкам: структура и основные направления деятельности
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
2.1 Расчет и анализ показателей функционирования финансовых рынков в 2004-2008
2.2 Влияние мирового финансового кризиса на функционирование финансовых рынков в России
2.3 Пути совершенствования финансовых рынков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время активно дискутируются проблемы функционирования финансовых рынков в связи с заметным возрастанием их роли в экономике, нестабильностью и подверженностью кризисным явлениям. К тому же, российский финансовый рынок стал неотъемлемой частью мировых финансовых рынков и подвержен влиянию не только внутренних экономических и политических факторов, но и международных, в том числе влиянию кризисов на мировых рынках. Причем от состояния финансового рынка, успешности его функционирования зависит экономическое развитие страны: рынок способствует ускорению оборота капитала, активизирует экономический рост, создает дополнительную прибыль и способствует увеличению национального дохода. Следовательно, возникновение проблем на финансовых рынках в полной мере повлияет на экономическое развитие страны в целом, поэтому в данный момент необходимо подробное изучение рынка для выявления недостатков функционирования и их устранения в условиях развертывающегося финансового кризиса. Именно это и определяет актуальность рассматриваемой темы.
Целью курсовой работы является изучение особенностей функционирования финансовых рынков в современных условиях и разработка мер по их развитию и совершенствованию.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
· определение роли финансовых рынков в социально-экономическом развитии государства;
· определение понятия финансовых рынков и рассмотрение их классификации;
· рассмотрение основных направлений деятельности государственных органов по контролю и развитию финансовых рынков;
· расчет и анализ показателей функционирования финансовых рынков;
· рассмотрение влияния мирового финансового кризиса на функционирование национальных рынков.
Теоретической основой исследования являются научные разработки зарубежных и российских специалистов в области финансовых рынков. В работе использованы официальные и экспертные материалы, отражающие особенности финансовых рынков в России. Информационная база исследования включает в себя материалы нормативных документов, учебные пособия по финансам, статистические данные Федеральной службы по финансовым рынкам (на основе Стратегии по развитию финансовых рынков на 2006-2008гг.) и сведения периодической печати.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ
1.1 Роль финансовых рынков в социально-экономическом развитии государства
Наличие конкурентного национального финансового рынка в России в наибольшей степени отвечает интересам социально-экономического развития. В пользу такого выбора говорит как мировой опыт, так и потенциальные масштабы роста экономики Российской Федерации, потому что от состояния финансового рынка, успешности его функционирования зависит экономическое развитие: рост производства и товарооборота, темпы обновления основного капитала, ускорение научно-технического прогресса.
В нашей стране социально-экономическая политика XX века в значительной мере повлияла на развитие финансовых рынков - процесс развития российских акционерных компаний и рынка ценных бумаг был прерван в октябре 1917 года, так как формирующаяся на тот момент директивная экономика диктовала именно такой подход, при котором свободные денежные средства должны распределяться государственными органами, в то время как финансовый рынок предполагает наличие посредника в перераспределении свободных денежных ресурсов. Более 70 лет в стране отсутствовала социально-экономическая, технико-производственная практика организации фондового рынка.
Восстановление рынка ценных бумаг в России началось в конце 80-х - начале 90-х годов, со вступлением индустриальной России на путь социально-экономических реформ. Интенсивное развитие финансового рынка в России началось с 1992 г., когда правительство стало предпринимать меры по либерализации экономической деятельности. В первую очередь были произведены шаги по обеспечению возникновения самих участников на базе программ приватизации и коммерциализации, организации инфраструктуры финансового рынка. Были приняты основные системообразующие законы по регулированию банковской деятельности, биржевого рынка. Созданная инфраструктура, особенно в первые годы своего существования, характеризовалась крайне неустойчивой работой и слабой проработкой основных аспектов взаимодействия субъектов финансового рынка [7, с.45]. Таким образом, исторически развитие финансовых рынков тесно взаимосвязано с социально-экономической политикой государства.
Реальная экономика и финансовый рынок значительно стимулируют друг друга. Чем выше темпы экономического развития, тем больше спрос на финансовые ресурсы (растет выпуск ценных бумаг, увеличиваются объемы заимствований). Экономический рост привлекает на финансовый рынок новых инвесторов. Чем больше приходит на финансовый рынок доступных инвестиций, тем энергичнее предприятия начинают развивать новые проекты, охотнее принимаются за реализацию долгосрочных программ.
Исследования, обобщающие мировой опыт развития финансовых рынков, позволили определить их влияние на социально-экономическое развитие национальных экономик:
- существует тесная и устойчивая связь между уровнем развития финансового рынка и долгосрочными темпами экономического развития;
- хорошо развитый финансовый рынок способствует росту эффективности общественного производства за счет повышения эффективности распределения капитала в рамках национальной экономики;
- развитие финансового рынка и, в первую очередь, рынка акций способствует удлинению горизонта инвестиционных проектов, реализуемых в национальной экономике, способствует реализации долгосрочных проектов, в наибольшей степени влияющих на конкурентоспособность национальной экономики в отдаленном будущем;
- уровень развития финансового рынка прямо влияет на стоимость ресурсов для развития: чем более развит финансовый рынок, тем более дешевые финансовые ресурсы могут привлекать компании;
- развитый финансовый рынок наиболее сильное влияние оказывает на развитие высокотехнологичных отраслей и компаний, обеспечивающих технологическое лидерство для национальной экономики в мировом разделении труда, он выступает в качестве наиболее эффективного проводника инноваций в национальной экономике;
- развитый финансовый рынок создает широкий круг финансовых инструментов облегчающих задачу управления макроэкономической стабильностью;
- развитие небанковского сектора финансового рынка усиливает способность национальной экономики к адаптации при изменении внешних условий развития, что становится чрезвычайно актуально в условиях современной глобализации [18].
Развитый финансовый рынок особенно важен для тех стран или секторов экономики, которые особенно сильно нуждаются во внешнем по отношению к ним финансировании, не имея достаточных собственных источников накопления. С теоретической точки зрения любой потенциально рентабельный проект должен получить финансирование. Однако на практике доступность финансовых ресурсов существенно различается для разных секторов и компаний даже в развитых экономиках.
Применительно к России эта проблема стоит очень остро в связи с диспропорциями в распределении чистого дохода: при простом доступе к ресурсам сырьевых отраслей ощущается острая нехватка финансовых ресурсов в перерабатывающем секторе (например, в машиностроении) или в таких отраслях как сельское хозяйство. Особенные трудности с доступом к финансированию имеют малые предприятия на стадии своего становления и развития.
Состояние финансового посредничества, таким образом, может оказывать влияние не только на темпы роста экономики, но и на ее структуру. Сильный финансовый рынок обеспечивает равные возможности развития секторам, в которых собственные источники финансирования недостаточны. Наличие эффективных посредников служит конкурентным преимуществом для секторов экономики, зависящих от внешнего финансирования (в частности, для новых предприятий). Финансовое развитие увеличивает приток капитала в такие сектора и повышает его “качество”: вместо торгового кредита или бюджетного финансирования приходит банковский кредит или заём ресурсов на финансовом рынке. Таким образом, укрепление российского финансового рынка является важнейшей предпосылкой ухода от “сырьевой” модели развития и создания условий для расширения критически важного сектора динамично развивающихся малых и средних предприятий.
Экономический рост при слабом развитии финансового рынка и доминировании самофинансирования имеет внутренние ограничения. Чем глубже развитие рынков, тем выше долгосрочные темпы роста. В странах с конкурентной экономикой финансовый рынок является центром принятия эффективных инвестиционных решений, обеспечивающих межотраслевой перелив капитала, и единственным инструментом сохранения и приумножения национальных сбережений.
1.2 Определение понятияфинансового рынка и его классификация
Прежде чем говорить о понятии финансового рынка, необходимо рассмотреть составляющие данного термина: определение «финансы» и общее понятие рынка.
Термин финансы изначально обозначал любой денежный платеж, а его употребление в дальнейшем было связано с системой денежных отношений между населением и государством с целью образования государственных фондов денежных средств. Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, которые возникают в процессе создания фондов денежных средств и субъектов государственной, частной, коллективной, и других форм хозяйствования, государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества.
Рынок есть система организации экономики, возникшая в результате естественного развития экономических отношений, это всеобщая форма взаимосвязи субъектов экономической деятельности, посредством которой реализуются переливы товаров, рабочей силы и капиталов в соответствии с изменениями их доходности в различных точках экономического пространства [7, с.45].
Таким образом, финансовым рынком называется рынок, на котором осуществляется взаимодействие экономических субъектов, предъявляющих спрос и осуществляющих предложение капитала. Отличительной особенностью финансового рынка от других рынков является предмет торговли, так как на нем происходит купля-продажа денег, капитала в той или иной специфической форме: в форме финансовых инструментов и в форме финансовых услуг. Основную роль на этом рынке играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам.
Если рассмотреть подробнее, откуда появляются денежные средства в качестве предмета торговли, то можно отметить, что в результате реализации товара производитель получает денежные средства в виде выручки, оставляет одну часть денежных средств в обороте предприятия, а другую часть выводит из оборота и направляет на потребление или в другой вид предпринимательства - а для этого производитель обращается на финансовый рынок. Наряду с этим частное лицо получает доход и решает для себя вопрос о пропорции деления этого дохода на две части: на личное потребление и на ту часть, которая станет его сбережениями, платежеспособным спросом, отложенным на будущее. Таким образом, формируется совокупное предложение свободных денежных средств для превращения их в предмет торговли на финансовом рынке - в капитал. В любом случае, является ли владельцем предлагаемого свободного капитала предприятие или частное лицо, ему придется иметь дело с атрибутами финансового рынка [5, с.120-126]. Причем, как отмечает М.В. Романовский и Г.Н. Белоглазова [9, с.287-289], большинство сбережений приходится на домашние хозяйства, а большинство инвестиций - на предприятия. Финансовый рынок служит своего рода механизмом, осуществляющим перемещение потоков денежных сбережений от домашних хозяйств к предприятиям, инвестирующим капиталы в свое развитие.
Л.В. Перекрестова [7, с.46] объясняет необходимость финансового рынка в экономике следующими обстоятельствами. В любой экономике (рыночной, плановой) с одной стороны возникает излишек денежных накоплений, с другой -- потребность привлечения дополнительных денежных средств для инвестирования. В связи с наличием на одном полюсе экономики временно свободных денежных средств, а на другом -- потребности в них, возникает необходимость распределительного механизма, финансового посредничества. Таким посредником и является финансовый рынок.
При выявлении участников финансового рынка необходимо выделение основных:
1.Инвесторы (в роли которых могут выступать государство, юридические и физические лица, располагающие финансовыми ресурсами, направляемыми на рынки с целью последующего извлечения прибыли);
2.Распорядители - к ним относят специализированные финансовые структуры, такие как банки, страховые компании, посредники на фондовом рынке, которые осуществляют мобилизацию финансовых ресурсов инвесторов и обеспечивают их распределение среди пользователей за соответствующую плату, составляющую их комиссионное вознаграждение;
3.Пользователи - государство, юридические, физические лица, приобретающие на различных основаниях необходимые им финансовые ресурсы и оплачивающие право на их использование.
Макроэкономические задачи финансовых рынков заключаются в обеспечении оперативного распределения финансовых ресурсов; мобилизации временно свободных денежных средств, с последующим их использованием в интересах, как непосредственных участников соответствующего рынка, так и экономической системы общества в целом; обеспечении децентрализованного регулирования экономики на отраслевом и территориальном уровнях.
Функции финансового рынка можно условно разделить на общерыночные, присущие любым видам рынка, и специфические, характерные только для финансового рынка.
К общерыночным функциям следует отнести:
- обеспечение финансовым рынком взаимодействия продавца и покупателя, что способствует продвижению свободных денежных средств от их владельцев к потребителям. При этом особенностью финансового рынка является необходимость большого числа различных посредников, способствующих совершению сделок;
- ценовая функция: происходит формирование рыночных цен на финансовые инструменты и услуги;
- регулирующая функция: на финансовом рынке устанавливаются свои правила распространения информации, правила торговли, порядок разрешения споров;
К специфическим функциям финансового рынка относят:
- мобилизация временно-свободных денежных средств и способствование их превращению в капитал;
- эффективное распределение аккумулированного капитала между конечными потребителями. Рынок выявляет спрос на конкретные виды финансовых активов, что способствует его удовлетворению;
- минимизация коммерческих и финансовых рисков. Риск заключается в том, что ожидаемый доход от инвестиций не будет получен, или, еще хуже, в результате неудачных инвестиций будет потерян сам капитал. Поэтому финансовый рынок выработал свой собственный механизм защиты от рисков - операции хеджирования, которые позволяют в условиях нестабильности рыночной конъюнктуры минимизировать потери от неблагоприятного изменения цен. Суть операций хеджирования состоит в покупке или заключении контрактов с фиксированными ценами с отложенным сроком исполнения [5, с.120-126].
Таким образом, выполняя свои функции, финансовый рынок в целом способствует ускорению оборота капитала, активизирует экономический рост, создает дополнительную прибыль и способствует увеличению национального дохода.
Понятие финансового рынка является обобщенным. В действительности финансовый рынок состоит из нескольких отдельных самостоятельных сегментов, которые существенно различаются между собой. Эти различия позволяют в отдельных случаях говорить о финансовом рынке как о совокупности отдельных рынков. Существуют различные сегменты финансового рынка, которые классифицируются по видам обращающихся финансовых активов, инструментов и услуг, по формам организации процедур купли-продажи, по условиям реализации сделок и по другим признакам. При всем различии отдельных сегментов финансового рынка их объединяет объект совершаемых операций - свободные денежные средства.
Наиболее значимым является разделение финансового рынка на отдельные сегменты по видам инструментов и услуг. С этой точки зрения А.М. Ковалева [5, с.126-137] подразделяет финансовый рынок на рынок кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты и рынок золота (рынок драгоценных металлов). По периоду обращения финансовых инструментов автор выделяет рынок денег и рынок капитала. Причем Ковалева А.М. отмечает, что, сопоставляя классификацию финансовых рынков по видам финансовых инструментов и срокам их обращения необходимо знать, что все названные виды рынков: кредитный, фондовый, валютный и рынок золота - одновременно являются составными частями как рынка денег, так и рынка капиталов. Л.В. Перекрестова и М.В. Романовский [7, c..287-289] выделяют те же виды финансового рынка, что и А.М. Ковалева. Разница состоит лишь в том, что в интерпретации Л.В. Перекрестовой кредитный рынок в классификации назван денежно-кредитным. [7, с.47]
Ковалев В.В. [6, c.66-72] следующим образом отразил классификацию финансовых рынков (рис. 1.2.1.):
Рис.1.2.1. Классификация финансовых рынков
Единственные звенья финансового рынка, наличие которых в классификации не подлежит сомнению - это валютный рынок и рынок золота, их в структуре финансового рынка выделяют и В.В. Ковалев, и Л.В. Перекрестова, и А.М. Ковалева, и многие другие авторы. Тем не менее, в настоящее время вопрос о структуре финансового рынка до сих пор остается дискуссионным. Различные авторы включают в классификацию четыре и более частей:
1. Рынок ценных бумаг - представляет собой рынок, на котором обращаются различные виды фондовых инструментов, подавляющая часть которых - ценные бумаги, выпускаемые в обращение акционерными обществами, предприятиями, банками, государственными учреждениями, различными финансовыми организациями. Он представляет собой наиболее широко распространенную часть финансовых рынков. Рынок ценных бумаг в свою очередь подразделяется на:
· первичный - рынок, на котором продаются впервые выпущенные ценные бумаги. Назначение первичных рынков состоит в привлечении дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для инвестиций в производство, и другие виды затрат;
· вторичный - рынок, на котором обращаются ранее выпущенные ценные бумаги, то есть речь идет об их перепродаже. Вторичные рынки ценных бумаг предназначены не для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, а для перераспределения уже имеющихся в соответствии потребностями участников рынка. Существование данного вида рынка стимулирует деятельность первичного рынка.
В зависимости от форм организации совершения сделок с ценными бумагами рынок ценных бумаг подразделяется на:
- биржевой рынок ценных бумаг - является сферой обращения ценных бумаг на специально созданных фондовых биржах (институт для организованной продажи и перепродажи выпущенных финансовых инструментов). Ведущей торговой площадкой России является ММВБ, на долю которой приходится более 80% общего объема биржевой торговли;
- внебиржевой рынок ценных бумаг - представляет собой рынок, на котором официально установлены правила торговли, порядок проведения сделок и используется определенная технология торговли. В мире все более решительно заявляют о себе новые формы организации внебиржевого оборота с использованием компьютерной техники и электронных каналов связи.
2. Денежно-кредитный рынок - это рынок, на котором объектом купли-продажи являются временно-свободные денежные средства, предоставляемые взаймы на условиях возвратности, срочности, платности. Особенностью этого рынка является то, что это однородный рынок, так как товар имеет только денежную форму. Кредиты могут предоставляться предприятиями непосредственно друг другу(рынок межхозяйственных кредитов), банками любым экономическим субъектам(рынок банковских кредитов), напрямую государству(рынок государственного долга), и населению(рынок потребительских кредитов).
3. Валютный рынок - это такой рынок, на котором товаром являются объекты, имеющие валютную ценность. К валютным ценностям относятся: иностранная валюта (денежные знаки и средства на счетах в денежных единицах иностранного государства, международных или расчетных денежных единицах); ценные бумаги, фондовые ценности и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте; драгоценные металлы. На валютном рынке фактически происходит обмен денежной единицы одной страны на денежную единицу другой страны.
4. Страховой рынок - рынок, на котором объектом торговли выступает специфическая финансовая услуга - страховая защита финансовых рисков. Главная особенность в том, что процесс аккумулирования и использования средств разорван во времени. Страхование всегда привязано к возможности наступления страхового случая, т.е. страхованию присущ обязательный признак -- вероятностный характер отношений. Использование средств страхового фонда связано с наступлением и последствиями страховых случаев. Такая особенность страхования, как возвратность средств страхового фонда приближает его к категории кредита.
5. Рынок межбанковских кредитов - рынок, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. Межбанковские кредиты предоставляются в форме продажи излишка средств коммерческого банка на резервном счете в центральном банке сверх определенной законом величины обязательных резервов и в форме сделок «РЕПО» (продажа ценных бумаг с условием обратного выкупа).
6. Рынок золота и драгоценных металлов - это рынок, на котором происходит купля-продажа драгоценных металлов (прежде всего золота), как с целью накопления и пополнения золотого запаса страны, так и для организации бизнеса и (или) промышленного потребления. Многофункциональность рынка золота связана, во-первых, с его незаменимостью в качестве сырья для отдельных видов производства и, во-вторых, с тем, что оно является в долгосрочном плане наименее рискованным и высоколиквидным средством резервирования.
Включение того или иного звена финансового рынка авторами зависит в основном от того выполняется ли с помощью этого звена главная функциональная задача финансового рынка, которой является перераспределение временно свободных денежных средств.
По периоду обращения финансовых инструментов выделяют:
- рынок денежных средств;
- рынок капитала.
В практике развитых стран считается, что если срок обращения финансового инструмента составляет менее года, то это инструмент денежного рынка. Долгосрочные инструменты (свыше пяти лет) относятся к рынку капитала, то есть имеется «пограничная область» от одного года до пяти лет, когда говорят о среднесрочных инструментах и рынках. В общем случае они также относятся к рынку капитала. В России разделение на кратко- и долгосрочные финансовые инструменты несколько иное. К последним часто относят инструменты с периодом обращения более полугода.
Таким образом, граница между краткосрочными и долгосрочными финансовыми инструментами, равно как и граница между денежными рынками и рынком капитала, не всегда может быть четко проведена.
К рынку денежных средств относят рынок краткосрочных финансовых инструментов. Этот рынок обладает высокой ликвидностью, вложения в эти активы имеют невысокий уровень финансового риска; система ценообразования на них относительно проста [5, с.126-137].
Е.Г. Чернова [10, c. 23-24] выделяет следующие виды денежных рынков:
1) дисконтные рынки - рынки, на которых продаются и покупаются векселя. Их значение заключается в обеспечении равномерного притока денег в экономику;
2) рынок межбанковских кредитов, на котором коммерческие банки кредитуют друг друга;
3) рынок евровалют - представляет собой часть денежного рынка, на котором осуществляется торговля краткосрочными финансовыми инструментами, номинированными в евровалютах. Евровалюта - общее понятие для обозначения валют, которые имеют хождение вне страны-эмитента, то есть широко используются на международных рынках при кредитных, депозитных и иных операциях;
4) рынок депозитных сертификатов. Депозитные сертификаты представляют собой свидетельства о крупных срочных вкладах в банках и являются ценной бумагой. Поскольку срок обращения депозитных сертификатов, как правило, не превышает одного года, эти бумаги можно рассматривать как бумаги денежного рынка.
На рынке капитала продаются и покупаются финансовые инструменты и услуги со сроком обращения свыше одного года. Финансовые активы, продающиеся на рынке капиталов, менее ликвидны, обладают более высоким риском и должны обеспечивать более высокий уровень доходности. Рынок капитала подразделяется на рынок ссудного капитала и рынок долевых ценных бумаг. Такое деление выражает характер отношений между покупателями товаров (финансовых инструментов), продаваемых на этом рынке, и эмитентами финансовых инструментов. Если в качестве финансового инструмента выступают долевые ценные бумаги, то эти отношения носят характер отношений собственности, в остальных случаях это кредитные отношения [5, с.130-131].
Следует отметить, что это классическое деление финансовых рынков по срокам обращения финансовых инструментов является в современных условиях несколько условным, так как в настоящее время рыночные технологии и условия эмиссии предусматривают преобразование отдельных видов финансовых инструментов из краткосрочных в долгосрочные и наоборот.
По срочности реализации сделок, заключенных на финансовом рынке, выделяют рынки:
1) с немедленной реализацией условий сделок (рынок «спот» или «кэш»)- представляет собой рынок финансовых инструментов, на котором заключенные сделки осуществляются в строго обусловленный короткий период времени;
2) рынки с реализацией условий сделок в будущем (срочный рынок или рынок «сделок на срок») - предметом обращения на этом рынке являются фондовые, валютные и товарные деривативы, то есть ценные бумаги, стоимость которых является производной от стоимости и характеристик другой ценной бумаги или товарного базового актива.
По территориальному признаку выделяют следующие виды финансовых рынков:
· местный рынок - представлен в основном операциями коммерческих банков, неорганизованных торговцев финансовыми инструментами с их контрагентами- местными хозяйствующими субъектами и населением;
· региональный рынок - функционирует в масштабах региона, например, субъекта Федерации, и наряду с местными неорганизованными рынками включает систему региональных фондовых и валютных бирж;
· национальный рынок - включает всю систему финансовых рынков страны, всех видов и организационных форм;
· мировой рынок - является частью мировой финансовой системы, в него интегрированы национальные финансовые рынки всех стран с открытой экономикой.
А.М. Ковалева [5, с.130-131] утверждает, что деление финансовых рынков по территориальному признаку позволяет оценить потенциальные возможности по привлечению свободных инвестиционных ресурсов и в зависимости от масштабов реализуемого проекта сконструировать эмиссию финансового инструмента, сориентировав его на масштаб и конкретные условия финансового рынка.
Представленная выше классификация финансовых рынков позволяет увидеть картину в целом - все финансовые рынки являются частью единой системы, которая базируется на совокупном предложении временно свободных денежных средств. Процесс функционирования финансовых рынков сопровождается постоянным перетеканием капитала из одних секторов в другие, причем это происходит под воздействием рыночных факторов: доходности, риска, ликвидности и наличия развитой инфраструктуры. При выборе направления вложения средств инвесторы анализируют показатели, характеризующие отдельные секторы финансового рынка. Такие показатели взаимосвязаны: когда один из секторов теряет свою привлекательность, происходит увеличение объема финансовых ресурсов, перетекающих в другой сектор.
Для обеспечения развития финансового рынка необходимо проведение государственной политики в области финансовых рынков и обеспечение эффективного надзора и контроля - в Российской Федерации эту деятельность осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам, которая будет рассмотрена подробнее в следующем параграфе.
1.3Федеральная служба по финансовым рынкам: структура и основные направления деятельности
Контроль и надзор в сфере финансовых рынков в России осуществляетФедеральная служба по финансовым рынкам, которая заменила собой ранее существовавшую Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). Согласно Указу Президента России В.В. Путина №314 от 9 марта 2004 года ФКЦБ России была упразднена и создана Федеральная служба по финансовым рынкам.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). ФСФР России находится в прямом подчинении Правительству Российской Федерации [1]. С 17 мая 2007 Руководителем Федеральной службы по финансовым рынкам является Миловидов Владимир Дмитриевич.
Структура ФСФР России включает в себя десять управлений:
· Управление развития регулирования на финансовом рынке,
· Управление регулирования и контроля над коллективными инвестициями;
· Управление регулирования деятельности участников финансового рынка;
· Управление эмиссионных ценных бумаг;
· Управление организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг;
· Правовое управление;
· Управление делами и архива;
· Управление экономики, финансов и бухгалтерского учета;
· Управление административно-технического обеспечения;
· Управление информации и мониторинга финансового рынка.
Также в структуру ФСФР России входят три самостоятельных отдела: 1)отдел государственной службы и кадров; 2)первый отдел; 3)отдел мобилизационной подготовки.
ФСФР России осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы: имеет 13 территориальных органов и 29 территориальных отделов. Руководители территориальных органов ФСФР России назначаются руководителем ФСФР России.
Цели и задачи ФСФР России на 2007-2009 годы вытекают из стратегических целей Российской Федерации по обеспечению:
- повышения материального уровня и качества жизни населения;
- высоких темпов устойчивого экономического роста;
- создания потенциала для будущего развития.
Миссия ФСФР России заключается в обеспечении становления и развития эффективного финансового рынка, который должен стать одним из главных механизмов реализации инвестиционных программ корпоративного сектора и одновременно местом для эффективного инвестирования частных накоплений, а также средств пенсионных резервов и средств обязательных накопительных систем (обязательное и профессиональное пенсионное страхование). Выполнение этой миссии реализуется через проведение государственной политики в области финансовых рынков, а также через обеспечение эффективного надзора и контроля в этих сферах деятельности. Особое внимание при этом будет уделено контролю инвестирования пенсионных накоплений в рамках обязательного пенсионного страхования и размещения пенсионных резервов в рамках негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Показателями, характеризующими выполнение этой миссии, являются:
· соотношение объема финансовых ресурсов, привлеченных российскими предприятиями за счет размещения эмиссионных ценных бумаг на внутреннем рынке и объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий;
· капитализация фондового рынка по отношению к внутреннему валовому продукту.
Необходимо отметить, что приведенные показатели, а также показатели, характеризующие уровень достижения стратегических целей ФСФР России, не являются прямыми показателями деятельности ФСФР России и выступают общими индикаторами уровня развития финансовых рынков. Значения указанных показателей зависят от множества макроэкономических факторов, проводимой государственной политики в области развития финансовых рынков и защиты инвестиций, а также от действия других министерств и ведомств (Минэкономразвития России, Минфина России, Банка России, Федеральной налоговой службы, правоохранительных органов и т.д.) и судебной системы России [18].Таблица 1.3.1 Расходные обязательства и формирование доходов
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
(прогноз)
Объем исполняемых расходных обязательств, в тыс. руб.
232748,5
785135,0
826874,0
895078,0
959687,0
Объем поступлений в бюджетную систему, в тыс. руб.
-
-
289000,0
356100,0
381600,0
Подробный перечень исполняемых Федеральной службой по финансовым рынкам расходных обязательств и поступлений в бюджетную систему представлен в Приложении №1 и №2.
Эффективная инвестиционная деятельность на финансовом рынке невозможна без обеспечения защиты прав собственности на приобретенные ценные бумаги и прав на получение достоверной информации, как об объектах инвестирования, так и о посредниках финансового рынка. Стимулирование инвестиций через обеспечение действенных механизмов предоставления инвесторам надежной системы учета их прав на ценные бумаги, системы раскрытия достоверной информации на фондовом рынке, а также эффективно функционирующей системы обеспечения исполнения обязательств является одной из основных задач ФСФР России.
Из этого вытекает первая стратегическая цель ФСФР России - защита законных прав и интересов инвесторов на фондовом рынке.
Широкий и эффективный доступ инвесторов и эмитентов - заемщиков к инвестиционным возможностям финансового рынка может быть обеспечен только при наличии развитой инфраструктуры и инструментов финансового рынка. Необходимым условием являются приемлемые затраты на совершение операций с ценными бумагами и получение капитала заемщиками, надежность учета прав собственности на купленные ценные бумаги. В условиях глобализации мирового рынка капитала и перспектив вступления России в ВТО особую важность приобретает фактор конкурентоспособности внутренних финансовых рынков, повышение которой может быть достигнуто за счет повышения эффективности инфраструктуры рынка, обеспечения устойчивости рынка через снижение системного риска. Участники рынка должны иметь широкие возможности диверсифицировать и хеджировать свои риски на рынке ценных бумаг.
Отсюда вытекает вторая стратегическая цель ФСФР России - содействие развитию финансового рынка, его институтов и инструментов, обеспечение стабильности финансового рынка.
Динамично развивается рынок коллективных инвестиций - последние четыре года характеризуются значительным ростом количественных и качественных показателей инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Таким образом, рынок коллективных инвестиций постепенно приобретает качественно новые формы, разнообразные по своему целевому назначению и правовому содержанию, становится важным инструментом инвестирования. Вместе с тем, необходимы дальнейшие усилия регулятора по отношению к данному рынку для обеспечения условий его дальнейшего развития, повышения эффективности, стимулирования населения к использованию доступных и простых механизмов работы на фондовом рынке через рынок коллективных инвестиций.
Из этого вытекает третья стратегическая цель ФСФР России -обеспечение должных принципов коллективных форм инвестирования, включая негосударственные пенсионные фонды ипенсионные накопления граждан [18].
Таким образом, целями государственного регулирования являются: обеспечение становления и развития эффективного финансового рынка, обеспечение его стабильности, поддержание законности и установленного порядка работы, разработка стратегии дальнейшего развития рынка.
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
2.1 Расчет и анализ показателей функционирования финансовых рынков в 2004-2008гг.
Для обеспечения становления и развития эффективного финансового рынка, который должен стать одним из главных механизмов реализации инвестиционных программ корпоративного сектора и одновременно местом для эффективного инвестирования частных накоплений, необходимо проведение государственной политики в области финансовых рынков, а также через обеспечение эффективного надзора и контроля. Показателями, характеризующими выполнение этих задач, являются (все рассчитываемые показатели приведены в Приложении 3):
· соотношение объема финансовых ресурсов, привлеченных российскими предприятиями за счет размещения эмиссионных ценных бумаг на внутреннем рынке, и объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий. Показатель рассчитывается в % по формуле:
П=ОПР/ОИОК*100% (2.1.)
где ОПР - суммарный объем финансовых ресурсов, привлеченных российскими предприятиями за счет размещения эмиссионных ценных бумаг на внутреннем рынке в течение календарного года;
ОИОК -объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий по состоянию за отчетный год.
В 2005 году наблюдался наиболее высокий темп роста соотношения объема финансовых ресурсов и объема инвестиций в основной капитал, равный 139%. В последующие годы рост показателя был менее динамичным - порядка 120-110%, но с тенденцией на дальнейшее увеличение.
В2004-2008гг. заметно возросла роль финансового рынка в экономике. Одним из важнейших международных показателей, иллюстрирующих такую роль, является:
· соотношение капитализации рынка ценных бумаг и объемов ВВП. Показатель рассчитывается в % по формуле:
П=К/ВВП*100% (2.2)
где ВВП - валовой внутренний продукт за отчетный год по данным Федеральной службы государственной статистики;
К - капитализация фондового рынка на последнюю дату отчетного года.
Этот показатель фактически измеряет пропорцию, в которой движение материального богатства государства отражается в стоимости финансовых активов. Также он отчасти свидетельствует об уровне развития рыночных принципов функционирования экономики, так как увеличение масштабов финансового рынка по отношению к «реальной экономике» косвенно отражает укрепление механизмов формирования справедливых рыночных цен на составляющие национального богатства.
На протяжении длительного времени (1997 - 2004 годы) соотношение капитализации фондового рынка и ВВП не превышало 20%. В соответствии с Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации 2006-2008г. в 2009 году соотношение капитализации к ВВП должно было составить 70 %, но уже в 2007 году этот целевой показатель был превышен. Капитализация рынка акций на конец 2007 года составила 32,3 трлн. рублей при объеме ВВП почти 33 трлн. рублей. Таким образом, впервые в истории российского финансового рынка соотношение «капитализация/ВВП» вплотную приблизилось к 100 процентам [2].
Показатели, которые будут рассмотрены ниже, выступают общими индикаторами уровня развития финансовых рынков. Значения указанных показателей зависят от множества макроэкономических факторов, проводимой государственной политики в области развития финансовых рынков и защиты инвестиций, а также от действия других министерств и ведомств (Минэкономразвития России, Минфина России, Банка России, Федеральной налоговой службы, правоохранительных органов и т.д.) и судебной системы России.
· Прирост количества физических лиц, инвестирующих накопления на фондовом рынке (отношение к базе - значению на 2004 год):
П=(ЧФЛИт/ЧФЛИ2004-1)*100% (2.3)
где ЧФЛИ2004 - количество физических лиц, инвестирующих накопления на фондовом рынке по состоянию на последнюю отчетную дату базового (2004) года,
ЧФЛИ2004=3 557 064;
ЧФЛИт - количество физических лиц, инвестирующих накопления на фондовом рынке по состоянию на последнюю отчетную дату отчетного календарного года.
С 2007 по 2008 г. прирост количества физических лиц инвестирующих накопления на фондовом рынке увеличился на 2% (с 8 до 10%), что является положительным явлением для национального рынка ценных бумаг.