26. Финансы: сущность, функции, роль в системе общественного воспр-ва 12
27. Финансовая сис-ма РФ: понятие и структура. 12
28. Гос-венные финансы: понятие, структура и принципы организации 12
29. Гос-венный бюджет: сущность, функции, структура 13
30. Внебюджетные фонды в системе гос-венных финансов. Структура, функции, источники формирования внебюджетных фондов. 13
31. Финансовое планирование и прогнозирование. Финансовая стратегия предприятия 13
32. Финансовые ресурсы предприятия: источники формирования и основные направления использования 14
33. Финансовые результаты деятельности предприятия и методы их анализа 14
34. Анализ финансовой устойчивости предприятия. Анализ ликвидности и платежеспособности 15
35. Прибыль предприятия. Формирование и распределение прибыли. Дивидендная политика предприятия. 16
36. Основной капитал: сущность и структура. Управление внеоборотными активами 16
37. Оборотный капитал предприятия: понятия, функции и структура. Управление оборотными средствами. 17
38. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия 17
39. Амортизация и ее роль в воспроизводственном процессе. Амортизационная политика, способы начисления амортизации. 18
40. Риск и доходность финансовых активов. Методы оценки финансовых активов 19
41. Стоимость бизнеса: виды стоимости и факторы, влияющие на стоимость 19
42. Налоги: сущность, функции, виды 19
43. Страхование: сущность, функции, виды 20
45. Инвестирование, сущность, цели и виды. Доходности и риск инвестиций 22
46. Инвестиционный портфель: его сущность, доходность и риск. Оптимизация инвестиционного портфеля. 22
48. Оценка денежных потоков от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности при анализе инвестиционных проектов. 24
49 Методы оценки эффективности инвестиционного проекта 24
50. Бизнес-план инвестиционного проекта 25
51.Прямые и портфельные инвестиции. 25
52. Инвестиционный риск и способы его снижения 25
53. Иностранные инвестиции и их рол ь в экономике России 25
54. Понятие риска. Предпринимательские риски. Страхование в системе управления рисками 26
55. Обязательное и добровольное стразование 27
56. Основное содержание договора страхования 28
57. Страхование жизни: понятие, принципы, виды 28
60. Страхование финансовых рисков. Страхование рисков в банковской деятельности 30
61. Банковская сис-ма России: отличительные черты, этапы формирования, структура и тенденции разв-я. Стратегия разв-я банковского сектора экономики 32
62. Банк России 34
63. Банковское регулирование и надзор. Основные нормативы деятельности банков 34
64. Платежная сис-ма России. Структура платежного оборота 35
65. Организация безналичных расчетов 36
66. Сис-ма межбанковских расчетов 37
67. Кассовые операции банков 37
68. Ресурсы банка. Собственный капитал банка. Управление капиталом. 38
69. Пассивные операции банков. Депозитные операции и депозитная политика банков 38
70. Баланс банка. Структура баланса, особ-ти учета активных и пассивных операций 40
71. Активные операции банка. Управление активами банка. 40
72. Кредит, его сущность, функции и формы 41
73. Условия кредитного договора. Порядок оформления кредита 42
74. Кредитные риски и способы их снижения 43
Классификация кредитных рисков в зависимости от критериев Таблица 1 44
75. Кредитная политика банка. Управление кредитным портфелем банка 44
76. Финансовый менеджмент в кредитной организации: сущность и содержание 46
77. Финансовые результаты деятельности кредитной организации. Показатели эффективности ее деятельности 46
78. Организационные структура банком. Стратегический план банка, основные этапы его формирования. Конкурентная стратегия банка 46
79. Управление персоналом в крупной кредитной организации: принципы, структура, служба управления персоналом. 47
80. Специфика банковского маркетинга. Рынок банковских услуг и продуктов, его сегментация. Конкурентоспособность банковского продукта 48
81. Банковские риски. Управление банковскими рисками. 49
82. Ликвидность банка. Показатели ликвидности. Управление ликвидностью банка 50
83. Валютные операции российских банков. Валютное регулирование и валютный контроль. Формы международных расчетов по экспортно-импортным операциям. 50
84. Банковские операции с ценными бумагами 51
85. Оценка кредитоспособности заёмщика. 51
86. Работа банка с векселями 52
87. Лизинг и лизинговые операции банков 52
88. Ипотека. Ипотечное кредитование и его особ-ти в современной России 52
89. Факторинг и факторинговые операции банков 52
90. Инвестиционная деятельность и инвестиционная политика банка. Управление фондовым портфелем банка 52
1. Экономическая сис-ма: понятие, элементы, классификацияВ переводе с греческого "сис-ма" означает некое целое, состоящее из частей, связанных между собой и образующих целостность. В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением.Во всех эк-х сис-мах для пр-ва требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы эк-х систем: две рыночные сис-мы, в которых доминирует рыночное хозяйство, -- рыночная эк-ка свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная эк-ка (современный капитализм), а также две нерыночные сис-мы -- традиционная и административно-командная, а также экономической сис-мы переходного типа.Рыночная эк-ка свободной конкуренции (чистый капитализм)Отличительными чертами этой экономической сис-мы являлись частная собст-ть на экономические ресурсы; рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции; Каков механизм решения ключевых эк-х задач в рассматриваемой экономической системе? Они решаются опосредованно, прежде всего через цены, складывающиеся на рынке под воздействием спроса и предложения. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, определяемую прежде всего уровнем и динамикой цен, товаропроизводители самостоятельно решают проблему распределения всех ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынкеСовременная рыночная эк-ка (современный капитализм)По сравнению со всеми предшествовавшими рыночная сис-ма оказалось наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Ее основными чертами являются:1) многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собст-ть в различных ее видах (от трудовой индивидуальной до крупной, корпоративной);2) развертывание НТР, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;3) более активное воздействие гос-ва на развитие национальной экономики и социальной сферы.Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования. Традиционная экономическая сис-маОтличительные особ-ти традиционной экономической сис-мы таковы: крайне примитивная технология, в первую очередь связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов.В настоящее время традиционная экономическая сис-ма сохранилась в некоторых наиболее отсталых странах Азии и Африки, хотя ее элементы сохраняются и в странах среднего уровня разв-я. Административно-командная сис-ма (централизованная,плановая, коммунистическая)Эта сис-ма господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских гос-в.Характерными чертами административно-командной сис-мы являются общественная (а в реальности гос-венная) собст-ть практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.Хозяйственный механизм административно-командной сис-мы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра -- высших эшелонов гос-венной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, гос-во полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, гос-венный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.2. Рыночная эк-ка и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики. Экономические ресурсы в рыночной экономикеПод рыночной понимают такую экономику в которой экономические решения принимаются в основном децентрализованным путем. Функционирование рыночной экономики осуществляется главным образом через рынок. Современная рыночная эк-ка промышленно развитых стран Запада характеризуется:насыщенностью товарами массового пр-ва, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей;ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей;меняются целевые функции фирм. Хоть прибыль по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательской деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособности заинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции, снижении затрат;происходит изменение форм предпринимательской деятельности (помимо крупных корпораций появляется малый бизнес);конкуренция становиться регулируемой. Это происходит как в силу углубления разделения труда, повышения степени информированности всех хозяйственных субъектов, разв-я межфирменных кооперационных связей, так и вследствие предпринимаемых гос-вом мер по сужению или расширению конкуренции;в современной рыночной экономике идет становление нового типа трудовых отношений, предполагающих участие наемных работников в управлении и в собственности фирмы.
Субъекты рыночной экономики:
1) Домохозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:
самостоятельно принимает решения;
является собственником какого-либо фактора пр-ва;
стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности в рамках имеющихся ресурсов.
К домохозяйствам относят всех потребителей, наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств пр-ва.
2) Фирма - это экономическая единица, которая:
самостоятельно принимает решения;
стремиться к максимизации прибыли;
использует факторы пр-ва для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и гос-ву.
3) Под гос-вом понимают все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор, а гос-во - гос-венный. Все эти основные хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке продуктов и услуг, рынке факторов пр-ва и финансовом рынке.
Экономические ресурсы:
К основным экономическим ресурсам, или вводимым факторам пр-ва, относят труд, капитал, землю, предпринимательские способности. Экономические ресурсы играют важную роль на микроэкономическом уровне. от их рационального использования зависит доход владельцев факторов пр-ва, снижение затрат и цен на готовую продукцию, результативность работы предприятия.
3. Рынок: сущность, классификация, функции. Эффективность рыночного механизма.Можно дать несколько определений рынка.Рынок - это обмен, организованный по законам товарного пр-ва и обращения, совокупность отношений товарного обмена.Рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.Рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.Рынок является фундаментом для понимания ключевых путей эк-го разв-я и путей повышения эффективности на микро- и макроуровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованны утверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определенную систему эк-х отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что включается в понятие «рыночный механизм».Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.Функции бывают:1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам пр-ва объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.2. Посредническая. Потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров), а продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.3. Ценообразующая. Здесь формируется отражение общественной стоимости, благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.4. Регулирующая - самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена - это сигнал к расширению пр-ва, падает цена - сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных эк-х пропорций. 5. Санирующая. Рыночный механизм - это не благотворительная сис-ма. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.Сис-ма рынков - совокупность всех видов рынков, характеризующихся разнообразными критериями и признаками.Классификация рынков:С точки зрения соответствия законодательству: - легальный (официальный); - нелегальный (теневой) - неотъемлемый элемент теневой экономики, под которой понимается незаконная и незарегистрированная деятельность.По типу конкуренции: - совершенной; - несовершенной конкуренции.По масштабу экономики: - микроэкономический, который характеризует поведение хозяйствующих субъектов при обмене; - макроэкономический, характеризующий ход воспр-ва (в том числе рыночную ситуацию) в масштабе всего народного хозяйства (национальной экономики).По объектам рыночных отношений: - товаров и услуг; - средств пр-ва; - рабочей силы; - ссудного капитала; - финансов; - ценных бумаг.По географическому положению: - местный; - региональный; - национальный; - мировой.По проявлению конкуренции: - свободный; - монополистической конкуренции; - олигополический; - монопольный (монопсонный).По объему продаж: - розничный; - оптовый.
По механизму регулирования: - совершенной конкуренции; - несовершенной конкуренции;
- регулируемый (под контролем гос-ва).
Таким образом, рынок как развитая сис-ма отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных рынков, как бы элементов единого большого рынка. Это, прежде всего, рынки ресурсов, а также другие. В свою очередь, эти рынки разбиваются на более узкие и т.д.
Эффективность рыночного механизма
В условиях развитых рыночных отношений существует приоритет потребителя. Ориентация на прибыль и боязнь убытков заставляет хоз-их субъектов и поставщиков ресурсов ориентироваться в своей деят-ти на требования потребителей.
Рыночная сис-ма хоз-вования через свой механизм обеспечивает:
1. Применение наиболее производительной технологии, которая позволяет добиваться наименьших издержек.
2. Информирование поставщиков ресурсов и предпринимателей об изменениях в спросе, и тем самым осуществляется коррекция в распределении ресурсов.
3. Сочетание личных и общественных интересов. Через конкуренцию оказывается воздействие “невидимой рукой” на корыстные мотивы предп-ий и поставщиков ресурсов так, чтобы стимулировать заинтересованность в эффективном использовании ограниченных ресурсов.
Основное достоинство конкурентной рыночной сис-мы - это ее постоянное стимулирование эффект-ти произ-ва.
Приведенные выше положения позволяют сделать следующие выводы:
1. Рыночная эк-ка представляет собой такую форму организации хоз. деят-ти, при которой взаимодействие всех хоз-их субъектов и решение трех основных проблем экономики (что, как и для кого производить) обеспечивается через воздействие рынка и его механизмов.
2. Отличительной особенностью рыночной сис-мы является ее способность перестраиваться и приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий.
3. Рыночная сис-ма лучше других приспособлена для испол-ия достижений научно-технического прогресса, интенсификации произ-ва и в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества.
Для любой рыночной сис-мы обязательно наличие таких условий, как: право на частную собст-ть, свобода заключения сделок, потребления конкуренции, образования цен и свободный выбор профессии, места работы и занятий.
Основой этой сис-мы является рынок, который за длительный период убедительно доказал свои преимущества в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хоз. деят-ти.
4. Рыночный спрос и рыночное предложение. Формирование равновесной ценыРыночный спрос и рыночное предложение.Объем, или величина спроса - это то количество товара, которое потребители желают приобрести для удовлетворения своих потребностей.
На величину спроса влияют факторы: цена товара, цены других товаров, взаимосвязанных с данным, вкусы потребителей, средний доход потребителей, количество покупателей, ожидания изменения цен.
Спрос - вся совокупность значений количества товара, соответствующих различным возможным величинам цены товара, при прочих равных условиях.
Если при каждой возможной цене возрастают величины количества товаров, на которые есть спрос, то говорят, что спрос увеличился.
Если при каждой возможной цене снижаются величины количества товаров, на которые есть спрос, то говорят, что спрос уменьшился.
Объем, или величина предложения - это то количество товара, которое производящие данный товар фирмы хотели бы выпустить и продать.
На величину предложения влияют факторы: цена товара, цены ресурсов, используемых в производстве товаров, цели фирмы, величины налогов и субсидий, количество производителей товаров.
Предложение - вся совокупность значений количества предложенного товара, соответствующих различным возможным величинам цены товара, при прочих равных условиях.
Увеличению предложения способствует рост числа производителей, снижение цен на ресурсы, повышение уровня технологии, субсидии товаропроизводителям.
Сокращение предложения вызывается увеличением налогов, ростом цен на ресурсы.
Формирование равновесной цены.
Важнейшими инструментами маркетинговых исследований являются кривые спроса и предложения товара. Оптимальный вариант -- равенство величин спроса и предложения, а они равны в точке пересечения кривых спроса и предложения.
Равновесная цена - это цена, при которой количество товара, на которое покупатели предъявляет спрос, равняется количеству товара, предлагаемого на продажу производителями. Все остальные цены являются неравновесными.
Равновесная цена рационализирует спрос покупателя, передавая ему информацию о том, на какой объем потребления данного товара он может рассчитывать;
равновесная цена подсказывает производителю (продавцу), какое количество товара ему следует изготовить и доставить на рынок;
равновесная цена несет в себе всю информацию, необходимую производителям и потребителям: изменение равновесной цены является для них сигналом к увеличению (уменьшению) пр-ва (потребления), стимулом к поиску новых технологий.
Таким образом, равновесная цена вполне успешно служит для автоматического регулирования пр-ва.
Колебания рыночных цен вокруг стоимости товара имеют три принципиальных варианта:
1) D = S - спрос и предложение на данный товар на данном рынке примерно равны, поэтому цена товара совпадает с его стоимостью;
2) D > S - спрос превышает предложение, и цена товара будет выше его стоимости (возникает конкуренция среди покупателей);
3) D < S - спрос меньше предложения, поэтому цена отклоняется вниз от стоимости, возникает конкуренция среди продавцов, которая создает экономическое давление на товаропроизводителя.
4 закона спроса и предложения:
Увеличение спроса вызывает рост равновесной цены и равновесного количества товара
Сужение спроса приводит к уменьшению равновесной цены и равновесного количества товара
Повышение предложения способствует возрастанию равновесного количество товара и снижению равновесной цены
Сокращение предложения обусловит падение равновесного количество товара и рост равновесной цены
5. Эластичность спроса и предложения. Виды эластичностиЭластичность спроса и предложения. Виды эластичности. Законы спроса и предложения дают возможность определять направления изменений равновесных величин количества товара и цены товара при возрастании или уменьшении спроса и предложения. В общем случае под эластичностью понимается отношение процентного изменения функции к процентному изменению аргумента:Эластичность = процентное изменение функции процентное изменение аргумента1/Эластичность спроса по цене (d)Эластичность спроса по цене вычисляется по формуле:процентное изменение объема спроса на товар (QDx)процентное изменение цены на товар (Px)Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) количество товара X, на которое предъявляется спрос (QDx), когда цена товара Х (Рх) уменьшается (увеличивается) на один процент.В экономической науке принято считать, что если процентное изменение QDx превосходит процентное изменение Рх, т.е. если d>1, то спрос на товар Х является эластичным по цене. Если d<1, то спрос на товар Х является неэластичным по цене. Наконец, когда процентные изменения QDx и Рх совпадают, т.е. d=1, эластичность спроса по цене называется единичной.Главное влияние на эластичность спроса по цене оказывает наличие у этого товара близких заменителей. Чем больше заменителей у товара, тем выше его эластичность.2/Эластичность спроса по доходу(y)Эластичность спроса по цене вычисляется по формуле:процентное изменение объема спроса на товар (QDx)процентное изменение среднего дохода домохозяйств (Y)Если y>1, то товары считаются эластичными по доходу, а в случаях, когда y<1, товары являются неэластичными по доходу. Знание эластичности отдельных товаров по доходу очень важно для прогнозирования потребительского спроса, поскольку при увеличении среднего дохода домохозяйств, потребители могут предъявить спрос на большее количество эластичных по доходу товаров, чем неэластичных, и сократят потребление некачественных товаров. Если эк-ка переживает подъем и средние доходы домохозяйств возрастают, то отрасли, производящие товары с y>1, ждет расширение, а отрасли с y<0, могут столкнуться с серьезными трудностями.Основным фактором, определяющим y, является важность данного товара в потреблении: чем более жизненно необходим продукт, тем ниже эластичность спроса по доходу.3/Эластичность предложения(s)Эластичность предложения вычисляется по формуле:процентное изменение объема предлагаемого товара (QSx)процентное изменение цены на товар (Px)Эластичность предложения показывает, как изменится количество предлагаемого товара (QSx) при изменении цены товара (Рх) на один процент. Для эластичности предложения возможны два предельных случая: когда s = 0 и когда s = . При s =0 предложение абсолютно неэластично по цене, т.е. QSх никак не реагирует на изменение цены Рх, остается неизменным. Подобное предложение характерно для сырьевых ресурсов в краткосрочном периоде. Если y = , то предложение абсолютно эластично по цене: достаточно ничтожного изменения Рх, чтобы QSx резко возросло. Абсолютно эластичным является, например, предложение труда для отдельной некрупной фирмы.Практически сложно выделить факторы, которые бы однозначно воздействовали на эластичность предложения. Однако решающее значение для оценки эластичности предложения многих товаров имеет временной интервал: чем длиннее адаптационный период, тем больше возможностей имеют производители товара Х для перестройки пр-ва в связи с ростом или падением цены товара X, и тем выше будет эластичность предложения.Наконец, отметим, что на эластичность предложения большое влияние оказывают издержки пр-ва: если расширение выпуска товара Х связано с резким удорожанием пр-ва, то эластичность предложения этого товара будет невелика.6. Издержки пр-ва, их специфика в рыночных условиях. Виды издержекКаждая производственная единица (предп-е) любого общества стремится к получению возможно большего дохода от своей деят-ти. Любое предп-е старается не только продать свой товар по выгодной высокой цене, но и сократить свои затраты на произ-во и реализацию прод-ии. Если первый источник увеличения доходов предп-я во многом зависит от внешних условий деят-ти предп-я, то второй - практически исключительно от самого предп-я, точнее, от степени эффект-ти организации процесса произ-ва и последующей реал-ии произведенных товаров. Многие экономисты внесли существенный вклад в изучение издержек. Например, теория издержек К.Маркса основывается на двух принципиальных категориях - издержки произ-ва и издержки обращения. Под издержками произ-ва понимаются затраты на зарплату, сырье и материалы, сюда же входят амортизация средств труда и т.д. Издержки произ-ва представляют собой расходы на произ-во, которые должны понести организаторы предп-я с целью создания товаров и последующего получения прибыли. В стоимости единицы товара, издержки произ-ва составляют одну из двух ее частей. Издержки произ-ва меньше стоимости товара на величину прибыли.Категория издержки обращения связана с процессом реал-ии товаров. Дополнительными издержками обращения являются издержки на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения близок к издержкам произ-ва и, входя в стоимость товара, увеличивает последнюю. Дополнительные издержки возмещаются после продажи товаров из полученной суммы выручки. Чистые издержки обращения - издержки на торговлю (зарплата продавцов и т.д.), маркетинг (изучение потребительского спроса), рекламу, затраты на оплату персонала штаб-квартиры и т.д. Чистые издержки не увеличивают стоимости товаров, а возмещаются после продажи из прибыли, созданной в процессе произ-ва товаров. Издержки делятся на не зависящие и зависящие от объема производимой прод-ии.Постоянные издержки не зависят от величины произ-ва, существют и при нулевом объеме произ-ва. Это предшествующие обязательства предп-я (проценты по займам и др.), налоги, аморт-ные отчисления, оплата охраны, арендная плата, расходы на обслуживание оборудования при нулевом объеме произ-ва, зарплата управленческого персонала и т.д. Переменные издержки зависят от количества производимой прод-ии, складываются из затрат на сырье, материалы, зарплату рабочим и т.д. Сумма постоянных и переменных издержек образует валовые издержки - сумму денежных расходов на произ-во определенного вида прод-ии. Для измерения издержек на произ-во единицы прод-ии используются категории средних, средних постоянных и средних переменных издержек. Средние издержки равны частному от деления валовых издержек на количество произведенной прод-ии. Средние постоянные издержки определяются делением постоянных издержек на количество произведенной прод-ии. Средние переменные издержки образуются делением переменных издержек на количество произведенной прод-ии.Для достижения максимальной прибыли нужно определить необходимый размер выпуска прод-ии. Инструментом экон-ого анализа служит категория предельных издержек. Предельные издержки представляют собой дополнительные издержки на произ-во каждой дополнительной единицы прод-ии по сравнению с данным объемом выпуска. Они рассчитываются вычитанием соседних значений валовых издержек.В западных странах используется вышеописанное деление затрат (издержек) на постоянные и переменные, причем прямые и часть косвенных затрат относятся к переменным, а оставшаяся часть косвенных затрат (не зависящих от объема произ-ва) - к постоянным. нередко первая из вышеуказанных частей косвенных затрат выделяется в отдельную группу - частично переменные затраты, поскольку эти затраты изменяются по своей величине не в прямо пропорциональной зависимости от изменения объема производимой прод-ии. Деление затрат на прямые и переменные позволяет получить показатель - добавленную стоимость, определяемую вычитанием из общего дохода (выручки) предп-я переменных затрат. Добавленная стоимость состоит, таким образом, из постоянных затрат и чистой прибыли. этот показатель позволяет оценить общую эффективность производста и реал-ии вне зависимости от прямо зависящих от величины объема произ-ва переменных расходов.В СНГ деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные, рассчитываемые по экономическим элементам, примен-ся при расчете экономии от влияния технико-эк-х факторов. В реальной производственной деят-ти необходимо учитывать не только фактические денежные издержки, но и альтернативные издержки. Последние возникают из-за возможности выбора между теми или иными экон-ми решениями. Например, владелец предп-я может потратить имеющиеся деньги различным способом: направит их на расширение произ-ва или израсходовать на личное потребление и т.д. Для снижения издержек необходимо приспособление сис-мы к ежедневным колебаниям спроса путем непрерывного регулирования номенклатуры и объема производимой прод-ии, обеспечение высококачественными комплектующими деталями, нужен рост заинтересованности, активности работников.Классификация издержек. Главная цель компании любой формы собственности - получение максимально возможной прибыли. Прибыль есть разница между валовым доходом, получаемым фирмой, и ее издержками, т.е. всеми затратами, которые несет фирма в ходе произ-ва и реал-ии продукта. Макс-ция прибыли в то же время сопровождается выпуском оптимального количества готовой прод-ии при имеющихся ресурсах. Так же как и в других компаниях, издержки фермы делятся на две категории: постоянные и переменные. Постоянные издержки не зависят от объема произ-ва. Эти издержки также называют накладными или неизбежными, обязательными издержками. К ним обычно относятся капиталовложения в основные средства - в здания, сооружения, оборудование, в покупку или аренду земли и т.д.Когда строится или берется в аренду здание, когда покупается оборудование, предпр-ль предполагает, что они будут ему служить определенное количество лет, прежде чем потребуется заменить определенное количество лет, прежде чем потребуется заменить их на новые. Так, если известно, что здание в среднем служит 40 лет, то каждый год начисляется 1/40 стоимости здания в качестве постоянных издержек фирмы. Этот вид издержек называется амортизацией и направляется на покрытие износа здания. Если известно, что данный вид оборудования служит 10 лет, то каждый год предпр-ль начисляется 1/10 стоимости оборудования в качестве постоянных издержек фирмы. Затраты на амортизацию оборудования также направляются На покрытие износа оборудования. Срок службы машин и оборудования в большей мере зависит от темпов технического прогресса, чем от реального физического износа. 7. Конкуренция и ее виды. Российское антимонопольное законодательство.
Конкуренция - (от лат. сoncurre - сталкиваться) :
Конкуренция - в повседневном понимании - соперничество эк-х субъектов за лучшие условия пр-ва, купли и продажи товаров. Конкуренция - в классической экономической теории - элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Конкуренция - в теории строения рынка - критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.
Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической сис-мы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная эк-ка превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.
Конкуренция в РФ - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товаром рынке.
Рассматривая конкуренцию необходимо показать ее как положительные стороны, так и отрицательные.
Говоря о конкуренции необходимо показать ее виды. Существует шесть видов конкуренции:
функциональная конкуренция - базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
видовая конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
предметная конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
ценовая конкуренция - снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
неценовая конкуренция: выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее
недобросовестная конкуренция:
антиреклама товаров конкурентов;
производство товаров имитаторов (подделка).
В билете этого нет, но для знаний я это включил в ответ. Кто знает, что они спросят.
Существует четыре возможные конкурентные структуры, определяющие собой вид рынка:
Чистая конкуренция.
Монополистическая конкуренция.
Олигополия.
Чистая монополия.
Чистая конкуренция
Характеризуется:
Множеством мелких фирм.
Однородностью продукции.
Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли).
4. Равным доступом ко всем видам информации.
Монополистическая конкуренция
Характеризуется:
Множеством мелких фирм.
Неоднородностью продукции.
Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли).
Несколько ограниченным доступом к информации.
Олигополия (Дуополия)
Характеризуется:
Небольшим числом крупных фирм.
Неоднородностью (или однородностью) продукции.
Возможными затруднениями при выходе (из отрасли).
Несколько ограниченным доступом к информации.
Монополия
Характеризуется:
Одной фирмой.
Уникальностью продукции.
Практически не преодолимыми барьерами на вход.
Несколько ограниченным доступом к информации.
Несмотря на относительно небольшой срок существования российского конкурентного законодательства, в истории его создания можно выделить несколько этапов.1. Начальным этапом считается принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон о конкуренции определил основные положения гос-венной конкурентной, в том числе антимонопольной, политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующих товарных рынках, формы недобросовестной конкуренции, а также пределы допустимой экономической концентрации пр-ва и сбыта.2. Второй этап -- формирование конституционных основ конкурентного законодательства. Новая Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., гарантировала единство эк-го пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (п. 1 ст. 8).3. Третий этап в развитии конкурентного законодательства начался в ноябре 1994 г. и связан с принятием нового Гражданского кодексаРоссийской Федерации. Так, ч. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Такое установление пределов осуществления гражданских прав согласуется с положением ч. 3 ст.17 Конституции Российской Федерации о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.4. Четвертым этапом в развитии конкурентного законодательства можно считать создание ряда новых направлений Закона о конкуренции.А. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.Б. Правовое оформление политики демонополизации.В. Создание специального законодательства, развивающего правила добросовестной конкуренции применительно к отдельным сферам хозяйственного оборота.5. Пятый этап связан с отменой монополии внешней торговли, либерализацией экспортно-импортной деятельности, которые потребовали обеспечения зашиты интересов российских товаропроизводителей в условиях конкуренции с импортерами.6. Шестой этап -- формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, так как российское конкурентное право нельзя было бы считать достаточно полным, если бы оно не охватывало такой важной сферы, как рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц.Обобщая обзор истории законодательства Российской Федерации, регулирующего развитие конкуренции, предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, следует констатировать, что к середине 1999 г. его формирование в основном завершилось. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что в стране складывается новая комплексная отрасль законодательства -- конкурентное законодательство.Об остроте проблемы свидетельствует практика антимонопольных законов. Принятый в 1995г. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений вЗакон РСФСР «О конкуренции и антимонопольной деятельности на товарных рынках» устанавливает перечень жестких запретов на действия гос-венных и местных органов управления, направленных на ограничение конкуренции дает ГКАП (Гос-венный Комитет Антимонопольной Политики)России широкие права и полномочия по контролю за соблюдением норм антимонопольного законодательства.Федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и совершать действия, направленные на:введение ограничений на создание новых хозяйственных объектов, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности;установление запретов и иных ограничений на вывоз и продажу товаров из одного региона в другой;выдачу хозяйственным субъектам указаний о приоритетном заключении договоров с определенным кругом покупателей; предоставлять отдельным хозяйственным субъектам необоснованных льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим предприятиям, действующих на данном рынке.Анализ деятельности антимонопольных органов России показывает, что только за 1996 год они приняли к рассмотрению около тысячи заявлений по нарушению антимонопольного законодательства.В течении последних лет сохраняется тенденция увеличения как количества, так и удельного веса дел по фактам нарушения Закона о конкуренции, что свидетельствует о серьезности проблем, возникающих в процессе гос-венного регулирования предпринимательской деятельности, особенно на региональном и местном уровнях.Практика показывает, что в различных субъектах РоссийскойФедерации имеют место несколько видов нарушений антимонопольного законодательства. Так, «основным видом нарушений Закона о конкуренции является необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйственных субъектов со стороны органов исполнительной власти - около1/3 от общего количества рассмотренных по данной статье дел».Во многих регионах Российской Федерации сохраняется практика необоснованного препятствования предпринимательской деятельности путем усложнения порядка лицензирования и произвольного расширения перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию.8. Макроэкономические цели и задачи. Основные макроэкономические проблемыПредметом макроэкономики являются экономические процессы на уровне общества, эк-ка рассматривается как единое целое.Макроэкономическая теория формулирует научные представления о функционировании экономической сис-мы на национальном уровне.Макроэк-ка дает определенные рекомендации по выработке вариантов макроэкономической политики гос-ва на основе анализа реальных эк-х параметров.
Цели макроэкономики:
1. Стабильный рост национального пр-ва. Основной критерий результативности экономики - объём пр-ва. От него зависит уровень благосостояния граждан. Только в условиях эк-го роста могут быть обеспечены нормальная занятость населения, рост жизненного уровня, разв-я инфраструктуры, увеличение доходов гос-венного бюджета.
2. Стабильный уровень цен. Стабильные конкурентные цены устанавливаются на основе взаимодействия спроса и предложения. Минимизация уровня инфляции. Длительное и ощутимое повышение цен - это проявление инфляции, устойчивое снижение цен - дефляции. И то и другое нежелательно для здоровья экономики. Поэтому состояние цен - это предмет постоянной заботы любого правительства. Индикаторами уровня цен являются индексы валового внутреннего продукта, корзины товаров и услуг, частного потребления населения и др.
3. Высокий уровень занятости ресурсов. Противоречивость этой цели и цели минимизации уровня инфляции. Рыночный механизм до сих пор не смог создать гарантий от массовой безработицы. Эту задачу вынуждено взять на себя гос-во. Оно различными регулирующими мерами стремиться удержать размеры безработицы в социально приемлемых рамках. Главные показ-ли уровня занятости, доля безработицы в самодеятельном населении, численность полностью или частично безработных в сопоставлении с числом свободных рабочих мест и др.
4. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Чем больше страна производит конкурентоспособной продукции, тем больше экспортирует, тем стабильнее курс национальной валюты. Целям внешнеэк-го равновесия служат повышение конкурентоспособности национального продукта, успешная политика стабилизации национальной экономики при плавающем валютном курсе и развитие долгосрочного международного эк-го сотрудничества.
Основные макроэкономические проблемы.
Основные макроэкономические проблемы включают в себя такие внутриэкономические и внешнеэкономические проблемы как:
· проблема масштабов национального пр-ва и темпов эк-го роста;
9. Основные макроэкономические показатели. ВВП и ВНП
Позволяют представить и оценить развитие экономики, отразить эффективность принимаемых решений на макроуровне.
Макроэконом. показатель - это теоретически обоснованная формула для измерения и оценки результатов экономической деятельности.
ВВП и ВНП - это показатели эк-го благосостояния общества.
Центральным показателем СНС является валовой внутренний продукт (ВВП). В статистике ряда зарубежных стран используется и более ранний макроэкономический показатель -- валовой национальный продукт (ВНП).
Они отражают результаты деятельности в двух сферах народного хозяйства: материального пр-ва и услуг.
Определяются как стоимость всего объема конечного пр-ва товаров и услуг в экономике за один год (квартал, месяц). Подсчитываются в ценах как текущих (действующих), так и постоянных (ценах какого-либо базового года).
ВНП - это совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции, произведенной в экономике за определенный период времени (обычно за год).
Основные характеристики ВНП:
а) это денежный показатель, отражает рыночную стоимость произведенных товаров и услуг;
б) отражает текущее производство, т.е. учитываются лишь произведенные в данный период времени товары и услуги;
в) исключает двойной счет, ибо учитывает только конечную продукцию и не включает промежуточные продукты;
г) не включает непроизводительные сделки (гос-венные и частные трансфертные платежи, сделки с ценными бумагами)
ВВП - это совокупная рыночная стоимость конечной продукции, произведенной за определенный период времени (как правило, за год) на территории страны.
Является более предпочтительным при международных сопоставлениях уровней разв-я экономики развитых стран, определении производительности труда (ВВП на один час отобранного рабочего времени), измерения благосостояния нации (ВВП на душу населения).
Таким образом, ВНП отличается от ВВП на сумму так называемых факторных доходов (К факторным доходам относятся: доход наемных работников, рентный доход, ссудный процент, прибыль предприятий (фирм) от использования ресурсов данной страны за рубежом (переведенная в страну прибыль от вложенного за рубежом капитала, имеющейся там собственности, заработная плата граждан, работающих за рубежом) за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев.
ВВП измеряется:
? по методу потока расходов (метод конечного использования),
? по методу потока доходов (распределительный метод),
? по добавленной стоимости (производственный метод),
ВВП, определяемый по методу конечного использования, - это сумма расходов на конечное потребление домохозяйств, бюджетной сферы, валового накопления и сальдо экспортно-импортных операций или: ВВП=П+И+Гз+ЧЭ GDР=С+I+G+NE
П(С) - расходы домохозяйств на потребление (исключая покупку жилья),
И(I) - расходы фирм на приобретение нового оборудования, производственных зданий, расходы на жилищное строительство, на возмещение выбываемого оборудования, на запасы (рост запасов отражается со знаком «+», а уменьшение - со знаком «-»). Это валовые инвестиции, включающие чистые инвестиции.
Гз(G) - гос-венные закупки товаров и услуг (строительство и содержание дорог, школ, армии, госаппарата и т.д.), но не включающие трансфертные платежи.
В ВВП, измеряемый по методу потока доходов, включаются все виды доходов собственников факторов пр-ва:
? заработная плата, премии, доходы индивидуальных предпринимателей, рентные доходы, прибыль предприятий, дивиденды, нераспределенная прибыль, процент за предоставление денег в заем.
К доходам следует прибавить амортизационные отчисления и косвенные налоги (ибо они не являются доходами) и тогда величина ВВП, по расходам равна ВВП по доходам.
ВВП, определяемый по производственному методу, - это разность между валовым выпуском товаров в стране и промежуточным потреблением или это сумма добавленных стоимостей во всех отраслях экономики. При подсчете ВВП по данному методу суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии пр-ва конечного продукта.
В 70-е годы американскими экономистами был предложен макропоказатель, который не привязан к системе национального счетоводства - чистое экономическое благосостояние (NEW). Это многофакторный показатель, отражающий такие операции, которые не включены в ВВП, но увеличивают (или уменьшают) благосостояние нации.
К ним относятся: нерыночные операции (производство продуктов в домохозяйствах для собственного потребления), теневая эк-ка, свободное время, состояние окружающей среды, урбанизация и т.п.
Исключение повторного счета
Главное требование при расчете показателей ВВП и ВНП -- это чтобы все товары и услуги, произведенные за год, учитывались только один раз, т.е. чтобы при расчете учиты-валась только конечная продукция и не учитывались промежуточные продукты, которые могут покупаться и перепродаваться много раз.