1. Финансовые отношения на предприятиях, их состав и развитие
2. Финансовый анализ как база принятия управленческих решений.
Взаимосвязь финансового и производственного анализа
3. Задача 2 (2)
4. Задача 4 (2)
Список использованных источников
Вопрос №1.
Финансовые отношения на предприятиях, их состав и развитие
Финансы предприятий - это экономические, денежные отношения. возникающие в результате движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков, связанные с функционированием создаваемых на предприятиях денежных фондов.
Финансы предприятий являются основой финансовой системы государства, поскольку предприятия представляют собой главное звено народнохозяйственного комплекса. Это относительно самостоятельная сфера финансовой системы. [1, с.16]
В отраслях материального производства возникают разнообразные по характеру финансовые отношения. Учитывая специфику формируемых на их основе денежных фондов, в составе финансовых отношений можно выделить следующие группы относительно однородных денежных отношений и направлений.
- Отношения, возникающие между учредителями (собственниками, участниками) в момент создания предприятия по поводу приема новых участников, выплаты доли в имуществе при выбытии участников, распределения и выплаты дивидендов, процентов на вложенный капитал, а также по поводу управления имуществом и собственным капиталом.
- Отношения между предприятиями по поводу внутрикорпорационного перераспределения средств, между предприятиями и подразделениями: филиалами, цехам и, отделами, бригадами в процессе финансирования расходов, распределения и перераспределения прибыли, оборотных средств и др. Роль их состоит в установлении определенных стимулов и материальной ответственности за качественное выполнение принятых обязательств. [7, с.36]
- Отношения между предприятиями и организациями, связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной собственности. К ним относятся финансовые отношения с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми и другими организациями, таможней, предприятиями, организациями и фирмами иностранных государств. Это - самая большая по объему денежных платежей группа. Отношения предприятий друг с другом связаны с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы финансовых отношений первична, так как именно в сфере материального производства создается национальный доход, предприятия получают выручку от реализации продукции и прибыль. Организация этих отношений оказывает самое непосредственное влияние на конечные результаты производственной деятельности. [8, с.8]
- Отношения между предприятием и вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдингов, союзов и ассоциаций, членом которых является предприятие. Эти отношения возникают при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных средств и резервов на финансирование целевых отраслевых программ, проведении маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ, организации выставок, оказании финансовой помощи на возвратной основе для осуществления инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств, при реорганизации. Эта группа отношений, как правило, связана с внутриотраслевым перераспределением денежных средств и направлена на поддержку и развитие предприятий. [8, с.9]
- Отношения с рабочими и служащими - это выплаты заработной платы, премий, пособий, дивидендов по акциям, материальной помощи, а также взыскание денег за причиненный ущерб, удержание налогов. При этом очень важно, чтобы работники подразделений получали именно то, что они зарабатывают.
- Отношения между предприятием и государством при уплате налогов, сборов и отчислений в республиканский и местные бюджеты, целевые бюджетные и внебюджетные фонды, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, получении ассигнований из бюджета, покупке государственных ценных бумаг и выплат по ним. От организации этой группы отношений зависит финансовое состояние предприятий и формирование доходной базы бюджетов всех уровней. [7, с.36]
- Отношения между предприятием и страховыми компаниями при страховании первыми имущества, предпринимательских рисков, отдельных категорий работников.
- Отношения между предприятиями и банками при получении и возврате банковских кредитов, предоставлении банкам во временное пользование свободных денежных средств, покупке и продаже валюты, оказании других банковских услуг. От организации этих отношений также зависит финансовое состояние предприятий.
- Отношения между предприятиями и инвестиционными институтами по размещению инвестиций, приватизации и др. [3, с.126]
Каждая из перечисленных групп имеет свои особенности и сферу применения. Однако все они носят двусторонний характер, и их материальной основой является движение денежных средств. Движение денежных средств сопровождает формирование уставного капитала предприятия, с него начинается и завершается кругооборот средств, формирование и использование денежных фондов различного назначения.
В Республике Беларусь принят и действует Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Это обусловило появление новых финансовых отношений по антикризисному управлению финансами предприятий, управлению имуществом должника и удовлетворению требований кредиторов на разных стадиях банкротства. [8, с.10]
Новыми являются также финансовые отношения по перераспределению и формированию капитала в связи с процессами слияния или разделения предприятий.
Финансовые отношения предприятий охватывают процессы распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Эти отношения возникают в процессе формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов предприятия.
Финансовые ресурсы предприятия включают все источники средств, имеющиеся в его распоряжении. Они формируются в результате осуществления различных видов деятельности (текущей, инвестиционной, финансовой) и находятся в постоянном движении, обслуживая кругооборот средств предприятия. Финансовые ресурсы выражены в денежных доходах, фондах, резервах, капитале предприятия.
Таким образом, можно сказать, что финансовые отношения формируются в процессе кругооборота его средств на основе денежных потоков, генерируемых различными видами деятельности. Все финансовые отношения предприятий в той или иной степени регламентируются государством. [7, с.37]
Финансовый кругооборот - это возобновляемая система финансовых потоков, обеспечивающая образование, распределение и расходование денежного фонда.
Денежный оборот - это совокупность всех денежных платежей.
Он взаимосвязан с кругооборотом товаров и услуг и двумя группами рынков: рынка продуктов (на которых приобретаются (продаются) произведенные продукты и услуги) и рынка ресурсов (на котором предприятия приобретают рабочую силу, капитал, природные и другие ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг). [1, с.16]
Эту взаимосвязь можно представить в виде следующей схемы, на которой товары и ресурсы движутся по часовой стрелке, а соответствующие платежи - против часовой стрелки. В условиях нормальной (немафиозной) экономики часть своих доходов население вкладывает в сбережения (накопление наличных денег, вкладов в банк, приобретение ценных бумаг), а предприятия осуществляют инвестиции в основной капитал.
Таким образом, перечисленные виды денежных отношений составляют содержание финансов предприятий, которые могут быть определены как денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов субъектов хозяйствования и их использованием на цели расширенного воспроизводства и выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой государства. Финансовые отношения формируются в процессе кругооборота его средств на основе денежных потоков, генерируемых различными видами деятельности.
Вопрос №2.
Финансовый анализ как база принятия управленческих решений. Взаимосвязь финансового и производственного анализа
Финансовый анализ - это комплекс мероприятий по оценке состояния финансовых отношений и финансовых потоков предприятия. По сути - исходная база для оценки качества хозяйствования, предназначенная для внутренних и внешних пользователей информации. [6, с.185]
Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий применяют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.
Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения. [8, с.353]
Введение нового плана счетов бухгалтерского учета, приведение форм бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в большее соответствие с требованиями международных стандартов вызывают необходимость использования новой методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики. Такая методика нужна для обоснованного выбора делового партнера, определения степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности. Основным источником информации о финансовой деятельности делового партнера является бухгалтерская отчетность, которая базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с общество и деловыми партнерами - пользователями информации о деятельности предприятия. [9, с.566]
Методика финансового анализа включает три взаимосвязанных блока:
· анализ финансовых результатов деятельности предприятия;
· анализ финансового состояния предприятия;
· анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Объектом финансового анализа считаются финансовые отношения и потоки. [6, с.185]
Субъектами анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство.
Вторую группу пользователей составляют: аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы. Все они должны по договору защищать интересы первой группы пользователей отчетности.
Предмет финансового анализа - эффективность вложения капитала; объемы прибыли, рентабельность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия и т.п. [9, с.567]
Целью анализа является формирование объективной основы:
- для достоверной оценки финансового состояния предприятия;
- принятия адекватных управленческих решений в сфере финансов предприятия;
- выявления и предупреждения негативных явлений в деятельности предприятия. [6, с.185]
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа наиболее информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.
Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения этого анализа. Основным фактором, в конечном счете, является объем и качество исходной информации. [8, с.353]
Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений, руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной «сырой» информации (периодическая бухгалтерская и финансовая отчетности); необходимо аналитическое прочтение данных, исходя из целей анализа и управления.
Финансовый анализ является прерогативой высшего звена управленческих структур предприятия, способных влиять на формирование финансовых ресурсов и потоки денежных средств. Эффективность или неэффективность частных управленческих решений, связанных с определением цены продукта, размера партии закупок сырья или поставок продукции, замены оборудования или технологии, и др. решений, должна пройти оценку с точки зрения общего успеха фирмы, характера ее экономического роста и роста общей финансовой эффективности. [9, с.569]
Финансовый анализ как метод познания экономических процессов и явлений занимает важное место в системе управления предприятием.
Для проведения финансового анализа используются методы, которые можно применять на всех предприятиях без учета отраслевой принадлежности, организации управления и формы собственности. Все они имеют количественную и качественную сторону осуществления финансового анализа.
Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.
К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними. В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов. Способы применения финансового анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.
К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок.
· Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода.
· Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.
· Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель. [6, с.187]
Основные методы анализа финансовой отчётности:
- Горизонтальный (временный) анализ - сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.
- Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.
- Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный анализ.
- Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.
- Сравнительный анализ - это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т. п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
- Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приёмов исследования. Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т. е. синтез - соединение отдельных элементов в общий результативный показатель. [8, с.357-359]
Многие математические методы: корреляционный анализ, регрессионный анализ, и др., вошли в круг аналитических разработок значительно позже.
Методы экономической кибернетики и оптимального программирования, экономические методы, методы исследования операций и теории принятия решения, безусловно, могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа.
Все вышеперечисленные методы анализа относятся к формализованным методам анализа. Однако существуют и неформализованные методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические и т. п., они основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне.
В настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей. Так и в финансовом анализе применяются различные методы и приёмы, ранее не используемые в нем. [5, с.54]
Основными функциями финансового анализа являются:
· объективная оценка финансового состояния объекта анализа;
· выявление факторов и причин достигнутого состояния;
· подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;
· выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния, и повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.
Результаты финансового анализа способствуют росту информированности администрации предприятия (субъектов анализа) о состоянии интересующих их объектов. [9, с.570]
Взаимосвязь финансового и производственного анализа.
Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, которая состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов - финансового анализа и производственного управленческого анализа.
Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Это же порождает деление анализа на внешний и внутренний. Такое разделение анализа для самого предприятия является несколько условным, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа и наоборот.
Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пределами предприятия заинтересованными контрагентами, собственниками и государственными органами. Анализ на основе только отчетных данных содержит весьма ограниченную часть информации о деятельности предприятия и не позволяет раскрыть всех секретов фирмы. [9, с. 572]
Особенностями внешнего финансового анализа являются:
- множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;
- разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
- наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;
- ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;
- ограничение задач анализа как следствие предыдущего фактора;
- максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности, составляют:
1) анализ абсолютных показателей прибыли;
2) анализ относительных показателей рентабельности;
3) анализ финансового состояния рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;
4) анализ эффективности использования заемного капитала;
5) экономическая диагностика финансового состояния предприятия.
[9, с. 573]
Внутрихозяйственный финансовый анализ использует в качестве источника информации, кроме финансовой отчетности, также и другие данные системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и прочие.
Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек оборота и прибыли.
В системе внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета. [8, с. 355]
Вопросы финансового и производственного анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле над их реализацией, в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.
Особенностями управленческого анализа являются:
1) ориентация результатов анализа на свое руководство;
2) использование всех источников информации для анализа;
3) отсутствие регламентации анализа со стороны;
4) комплектность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;
5) интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;
6) максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческих тайн.
Ключевым вопросом для понимания сущности и результативности анализа является концепция хозяйственной деятельности как потока решений для развертывания ресурсов (капиталов) с целью получения прибыли. Получение прибыли является конечной целью хозяйственной деятельности предприятия не только потому, что в результате этого улучшается экономическое положение предприятия, но главное - получение достаточное прибыли необходимо для сохранения экономической жизнеспособности предприятия, сохранения возможности дальнейших вложений капитала. [9, с.574]
Независимо от того, в какой сфере деятельности осуществляется бизнес, конечная цель не меняется. Она сводится к тому, что первоначальный капитал в форме денежных средств через определенное время развертывается в экономически выгодную величину для возмещения этих средств и получения достаточной прибыли.
Все многообразие решений для достижения этой цели может быть сведено к трем основным направлениям:
1) решения по вложению капиталов (ресурсов);
2) операции, проводимые с помощью этих ресурсов;
3) определение структуры финансов бизнеса.
Своевременное и качественное обеспечение этих направлений финансовых решений является сущностью финансового анализа, рассматриваемого как единое целое независимо от того, внешний он или внутренний. [9, с.575]
Таким образом, финансовый анализ - это комплекс мероприятий по оценке состояния финансовых отношений и финансовых потоков предприятия. Методика финансового анализа включает три взаимосвязанных блока: анализ финансовых результатов деятельности предприятия; анализ финансового состояния предприятия; анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Основные методы анализа финансовой отчёт-ности: горизонтальный (временный) анализ; вертикальный (структурный) анализ; трендовый анализ; анализ относительных показателей (коэффи-циентов); сравнительный анализ; факторный анализ; и другие методы. Данный анализ имеет свои функции и цели. Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, которая состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов - финансового анализа и производственного управленческого анализа. Бывает внешним и внутренним, каждый из которых имеет свое содержание и особенности.
Задача № 2.2
Определить совокупный норматив нормируемых оборотных средств на основе следующих данных:
п.1. Выпуск товарной продукции в отчетном году по себестоимости: 540000 руб.
п.2. Фактические остатки нормируемых оборотных средств в отчетном году составили:
а) на 01.01.2003: 32 000 руб.
б) на 01.04.2003: 38 000 руб.
в) на 01.07.2003: 40 000 руб.
г) на 01.10.2003: 42 000 руб.
д) на 01.01.2004 (ожидаемая величина): 45 000 руб.
п.3.Выпуск товарной продукции в планируемом году по производственной себестоимости:1 260 000 руб.
Решение:
Решение задачи проводится экономико-аналитическим методом.
1) По данным учета проводится расчет фактического среднего остатка по средней хронологической формуле:
2)
Фактические остатки = =
3)
4) Определяем среднедневной выпуск товарной продукции в отчетном году в оценке по себестоимости:
Среднедневной выпуск ТП = = = 1 500 руб.
в отч. году по себест-ти
5) Определим фактическую норму запасов в днях в целом по предприятию:
Факт. норма запасов в днях = = = 26 дней
6) Определяем среднедневной выпуск товарной продукции в планируемом году в оценке по себестоимости:
Среднедневной выпуск ТП = = = 3 500 руб.
в план. году по себест-ти
7) Определяем норматив оборотных средств по предприятию:
Норматив обор. средств = Факт. норма запасов в днях Среднедневной
выпуск ТП в план. году по себест-ти = 26 3 500 = 91 000 руб.
Ответ: Совокупный норматив нормируемых оборотных средств =
91 000 руб.
Задача № 4.2
На основе данных произвести финансовые расчеты и составить проект финансового плана предприятия.
Выявлению финансового плана предшествуют расчеты:
а) формирования балансовой (общей) прибыли;
б) плана финансирования капитальных вложений;
в) распределение балансовой (общей) прибыли.
Исходные данные:
п.1. Реализация товарной продукции в отпускных ценах: 35 000 тыс. руб.
п.2. Полная себестоимость реализованной продукции: 12 600 тыс. руб.
п.3. Поступление арендной платы: 2 500 тыс. руб.
п.4. Доходы от ценных бумаг: 3 000 тыс. руб.
п.5. Штрафы, пени, неустойки, уплаченные за нарушение условий договоров: 300 тыс. руб.
п.6. Ставка налога на прибыль: 15%.
п.7. Ставка целевого сбора: 3%.
п.8. Отчисления в республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки: 3%.
п.9. НДС: 18%.
п.10. Стоимость основных производственных фондов на начало планируемого года: 180 000 тыс. руб.
а) в т.ч.стоимость, по которым истекает амортизационный период в июне планируемого года: 20 000 тыс. руб.
п.11.Стоимость ОПФ, вновь вводимых в марте планируемого года: 15 000 тыс. руб.
Итого платежей в бюджет = 2 940 + 1 800 + 500 = 5 240 тыс. руб.
Проверка: Раздел 1 = Раздел 2 + Раздел 3;
42 300 = 37 060 + 5 240 = 42 300 тыс. руб.
Т.к. существует баланс, то финансовый план составлен правильно.
Список использованных источников
1. Горшков, Н.Е. Финансы предприятий отрасли (1 часть): Учеб.-метод. пособие / Н.Е. Горшков. - Мн.: ЗАО «Веды», 2004. - 116 с.
2. Горшков, Н.Е. Финансы предприятий отрасли (2 часть): Учеб.-метод. пособие / Н.Е. Горшков. - Мн.: ЗАО «Веды», 2004. - 144 с.
3. Попов, Е.М. Финансы предприятия: учебник / Е.М. Попов. - Минск: Высшая школа, 2005. - 575 с.
4. Романовский, М.В. Финансы: Учебник для вузов / М.В. Романовский, О.В. Врублевская, Б.М. Сабанти. - М.: Юрайт-М, 2001. - 504 с.
5. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский [и др.]; под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 544 с.
6. Финансы предприятия. Практикум: учеб. пособие / Г.Е. Кобринский [и др.]; под ред. Г.Е. Кобринского, Т.Е. Бондарь. - Минск: Высшая школа, 2008. - 351 с.
7. Финансы предприятий: Учебник / Л.Г. Колпина [и др.]; под общ. ред. Л.Г. Колпиной. - 2-е изд., дораб. и доп. - Минск: Выш. шк., 2004. - 336 с.
8. Финансы предприятий: учеб. пособие / Н.Е. Заяц [и др.]; под ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. - 3-е изд., испр. - Минск: Выш. шк., 2006. - 528 с.
9. Шуляк, П.Н. Финансы предприятия: Учебник / П.Н. Шуляк. - М.: Издательский дом “Дашков и Ко”, 2000. - 752 с.