1. Финансовое планирование в условиях рыночной экономики
2. Виды финансового планирования
2.1. Определение, объект, субъект, цели и задачи. Экономическое содержание финансового планирования
2.2. Классификация планов. Перспективный план. Сводный финансовый план
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Центральным звеном организации любого дела является планирование. Оно позволяет выбрать самый рациональный и эффективный способ достижения целей. Проработанный и согласованный план - это средство, с помощью которого можно контролировать, производить и управлять бизнесом. Планирование не дает полной гарантии успеха, но планирование позволяет подготовиться к различного рода неожиданностям.
Финансовое планирование позволяет ошибаться только на бумаге, а не в деле, так как дает шанс предупредить ошибки путем продуманных действий. Финансовый план систематически обновляется. В него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, на рынке, где действует фирма, так и в экономике в целом. Грамотно составленный план увеличивает шансы любой компании на успех.
1. Финансовое планирование в условиях рыночной экономики
Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельноcти сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.
В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.
Финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.
Финансовое планирование тесно связано с планированием производственно-хозяйственной деятельности. При административно-командной экономике составление финансового плана заключалось в механическом пересчете показателей производственного плана в финансовые показатели. Никакой самостоятельности у предприятий не было: все нормы спускались "сверху". Но сейчас, с развитием рыночных отношений финансы стали основным видом ресурсов, именно их ограниченность начинает лимитировать производство. В связи с этим в значительной степени возрастает роль финансового планирования, изменяется его содержание как на предприятиях, так и в рамках всей финансовой системы страны.
2. Виды финансового планирования
2.1 Определение, объект, субъект, цели и задачи. Экономическое содержание финансового планирования
Хозяйствующий субъект - самостоятельный экономический субъект рыночной экономики. Он сам определяет направления и величину использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов. В этих условиях целью планирования финансов является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. К таким показателям относятся прежде всего собственные оборотные средства, амортизационные отчисления, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, прибыль, налоги, уплачиваемые из прибыли, и др. К задачам планирования финансов относятся:
обеспечение производственно-торгового процесса необходимыми финансовыми ресурсами. Определение плановых объемов необходимых денежных фондов и направления их расходования;
установление финансовых отношений с бюджетом, банком, страховыми организациями и другим хозяйствующими субъектами;
выявление путей наиболее рационального вложения капитала и резервов по его эффективному использованию;
увеличение прибыли за счет экономного использования денежных средств;
осуществление контроля за образованием и расходованием денежных средств.
Важный момент финансового планирования - его стратегия. Содержанием стратегии финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение его центров доходов (прибыли) и центров расходов. Центр дохода хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов - это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющим важную роль в общем производственно-торговом процессе.
Например, в западной экономике многие фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», т.е. 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли. Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов.
Методы планирования - это конкретные способы и приемы расчетов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.
Сущность и содержание нормативного метода планирования финансовых показателей заключаются в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:
Федеральные нормативы являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Они охватывают ставки республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др. Отраслевые нормативы применяются в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятия, акционерные общества и т. п.). Эти нормативы включают нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др.
Нормативы хозяйствующего субъекта - это нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся: нормы потребности в оборотных средствах; нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта; нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары; нормативы распределения финансовых ресурсов и прибыли; норматив отчислений в ремонтный фонд и др. Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.
Рис. 2. Схема расчетно-аналитического метода планирования
Сущность и содержание расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключаются в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования имеет распространение в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямо, а косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит использование экспертной оценки (рис. 2).
Расчетно - аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, при определении величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный и т. п.
Сущность и содержание балансового метода планирования финансовых показателей заключаются в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется прежде всего при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды (фонд накопления, фонд потребления и др.) и т.п. Например, балансовая увязка по финансовым фондам имеет вид:
Он + П = Р + Ок
где Он - остаток средств фонда на начало планового периода, руб.;
П -поступление средств в фонд, руб.;
Р -расходование средств фонда, руб.;
Ок -остаток средств фонда на конец планового периода, руб.
Сущность и содержание метода оптимизации плановых решений сводятся к разработке нескольких вариантов плановых расчетов с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:
минимум приведенных затрат;
максимум приведенной прибыли;
минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата;
минимум текущих затрат;
минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств;
максимум дохода на рубль вложенного капитала;
максимум рентабельности капитала (или суммы прибыли на рубль вложенного капитала);
максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного риска).
Приведенные затраты представляют собой сумму текущих затрат и капиталовложений, приведенных к одинаковой размерности в соответствии с нормативными показателями эффективности. Они исчисляются по формуле
И + Ен К = min,
где И - текущие затраты, руб.;
К - единовременные затраты (капиталовложения), руб.;
Ен - нормативный коэффициент эффективности капиталовложений.
В настоящее время Ен = 0,15, что соответствует 55 нормативному сроку окупаемости капиталовложений 6,6 года.
Ток = 1 / Ен = 1 / 0,15 = 6,6 года
Приведенная прибыль исчисляется по формуле
П- Ен К=mах,
где П - прибыль, руб.
Сущность и содержание экономико-математического моделирования в планировании финансовых показателей заключаются в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы. Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида Y = f (х), где Y - показатель; х - факторы.
Корреляционная связь - это вероятностная зависимость, которая проявляется лишь в общем и только при большом количестве наблюдения. Корреляционная связь выражается уравнениями регрессии различного вида. Например, однофакторные модели вида:
где а0 - а1 - ...- аn - параметры уравнения и т. п.
При расчете моделей планирования первостепенное значение имеет определение периода исследования. Он должен браться таким, чтобы исходные данные были бы однородны. При этом следует иметь в виду, что слишком малый период исследования не позволяет выявить общие закономерности. С другой стороны, нельзя брать и слишком большой период, так как любые экономические закономерности непостоянны и могут существенно изменяться в течение длительного времени. В связи с этим при практической плановой работе наиболее целесообразно использовать для перспективного планирования годовые данные финансовой деятельности за 5 лет, а для текущего (годового) планирования - квартальные данные за 1-2 года. При существенных изменениях условий работы хозяйствующего субъекта в плановом периоде в рассчитанные на основе экономико-математических моделей показатели вносятся необходимые коррективы. Экономико-математическое моделирование позволяет также перейти в планировании от средних величин к оптимальным вариантам. Повышение уровня научно обоснованного планового показателя требует разработки нескольких вариантов планового показателя, исходящих из различных условий и путей развития хозяйствующего субъекта, с последующим отбором оптимального варианта. Для нахождения такого оптимального варианта используются экономико-математические модели. Построение экономико-математической модели финансового показателя складывается из следующих основных этапов.
Изучение динамики финансового показателя за определенный отрезок времени и выявление факторов, влияющих на направление этой динамики.
Расчет модели функциональной зависимости финансового показателя от определяющих факторов.
Разработка различных вариантов плана финансового показателя.
Анализ и экспертная оценка перспектив развития плановых финансовых показателей.
Принятие планового решения. Выбор оптимального варианта.
Алгоритм разработки планового показателя может быть представлен в виде следующей схемы.
Рис. 3. Процесс разработки планового показателя с применением экономико-математической модели
В экономико-математическую модель должны включаться не все, а только основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения моделей показывает, что сложные модели со множеством параметров оказываются зачастую непригодными для практического использования.
Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-математического моделирования является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами (АСУФ).
Важное значение для обоснованности модели имеет ее репрезентативность. Репрезентативность наблюдений - это показательность наблюдений, т. е. речь идет о соответствии характеристик, полученных в результате частичного обследования объекта, характеристикам этого объекта в целом. Репрезентативность полученных показателей модели проверяется путем расчетов среднего квадратического отклонения полученных данных от фактических и коэффициента вариации. Среднее квадратическое отклонение определяется по формуле:
где G - среднее квадратическое отклонение;
Y - фактическая сумма прибыли, руб.;
Y x - расчетная сумма прибыли, руб.;
n - число случаев наблюдений.
Коэффициент вариации (V) представляет собой процентное отношение среднего квадратического отклонения к среднеарифметической величине отчетных (фактических) показателей.
где V - коэффициент вариации, %;
G-среднее квадратическое отклонение, руб.;
- среднеарифметическая величина прибыли, руб.
Расчет экономико-математической модели зависимости прибыли от выручки приведен в табл. 3.
Таблица 3
Расчет экономико-математической модели зависимости прибыли от выручки
Прибыль, млн. руб.
Y
Выручка, млн. руб.
X
Y X
X2
Расчетная прибыль
Y x
Y - Y x
(Y - Y x)2
I
4,1
18
73,8
324
4,3
-0,2
0,04
II
4,5
21
94,5
441
4,5
--
--
III
4,2
20
80,8
400
4,4
-0,2
0,04
IV
5,2
26
135,2
676
4,8
+0,4
0,16
Итого
18
85
384,3
1841
18
0
0,24
По данным табл. 22 система нормальных уравнений для нахождения параметров а0 и а1 имеет вид:
18 = а0 4 + а1 85; (1)
384,3 = а0 85 + а1 1841 (2)
Находим параметр а0 из первого уравнения
и подставляем его во второе уравнение
384,3 = 382,5 - а1 1806,25 + а1 1841
1,8 = 34,75 а1
а1 = 1,8 / 34,75 = 0,05
а0 = (18 - 0,05 * 85) / 4 = 3,4
Таким образом, модель имеет вид:
Y х = 3,4 + 0,052 X,
где параметр а1 = 0,052 показывает, что при увеличении выручки на 1 руб. прибыль возрастает на 0,052 руб.;
параметр а0 = 3,4 показывает среднюю сумму прибыли (3,4 млн. руб.), которая определяется действиями всех других факторов, кроме выручки.
Подставляя в модель значения Х для каждого квартала, определяем значение Y для каждого квартала.
Например, Y1 = 3,4 + 0,05 * 18 = 4,3 млн. руб.
Среднее квадратическое отклонение составляет
Коэффициент вариации
Y = 18 / 4 = 4,5 млн. руб.
Коэффициент вариации показывает, что степень отклонения расчетных показателей от фактических составляет всего лишь 5,44%, т. е. незначительная. Поэтому можно сделать вывод о возможности использования данной модели при планировании прибыли. Так, на плановый квартал планируется сумма выручки в размере 32 млн. руб. Тогда план прибыли должен составить Yплан = 3,4 + 0,05 * 32 = 5 млн. руб.
2.2 Классификация планов. Перспективный план. Сводный финансовый план
Финансовый план хозяйствующего субъекта представляет собой баланс его доходов и расходов. В состав доходов включаются прежде всего доходы, получаемые за счет устойчивых источников собственных средств. При необходимости в доходную часть включаются суммы, получаемые за счет заемных средств. К устойчивым источникам собственных доходов относятся прибыль, амортизационные отчисления, отчисления в ремонтный фонд, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта. Цель составления финансового плана состоит в увязке доходов с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых средств. Эти дополнительные финансовые средства могут бить получены за счет выпуска ценных бумаг, полученных кредитор или займов, благотворительных взносов и т.п. Если источник дополнительных финансовых средств уже точно известен, то эти средства включаются в доходную часть, а возврат их - в расходную часть финансового плана. Финансовый план составляется на перспективу (пятилетку), на год с разбивкой по кварталам и на более короткий период времени (оперативный). Таким образом, финансовый план бывает пятилетним, годовым, квартальным, оперативным. Пятилетний финансовый план составляется как раздел бизнес-плана.
Бизнес-план представляет собой прогноз на пять лет предпринимательской деятельности, разработку ориентиров и реального плана финансово-коммерческих мероприятий. Задачей бизнес-плана являются выявление проблем, с которыми столкнется предприниматель при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде, и определение конкретных путей решения этих проблем. Бизнес-план выступает в различных формах. Например, он может состоять из следующих разделов:
организационно-экономическая характеристика хозяйствующего субъекта и его бизнес-плана;
вид продукции и услуг;
оценка рынка сбыта продукции и услуг;
конкуренция;
маркетинг и продажа;
план производственно-торговой деятельности;
менеджмент;
оценка риска и страхование;
финансовая стратегия и финансовый план;
приложения.
В бизнес-плане различают два вида финансового планирования: долгосрочное (перспективное) и краткосрочное (оперативное). Основой долгосрочного финансового планирования является определение потребности в капитале, позволяющей осуществить выбор и сроки получения кредитов, выпуска ценных бумаг, распределить капитал на собственный и заемный. Важное место в финансовой политике хозяйствующего субъекта отводится таким источникам формирования собственных средств, как ускоренная амортизация и резервный фонд. Заемные денежные средства стремятся привлекать в период оживленной конъюнктуры.
Предпринимательский потенциал выявляет финансовый план. В этом же разделе рассчитывается эффективность вложений капитала. В условиях мирового финансового кризиса финансовый план хозяйствующего субъекта составляется на квартал и корректируется с учетом индекса инфляции.
При разработке финансового плана следует иметь в виду, что налог на добавленную стоимость, специальный налог и акцизы в финансовом плане не отражаются, так как они взимаются до образования прибыли.
Финансовый план разрабатывается в форме баланса доходов и расходов. Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет направления и объем использования прибыли, остающейся в его распоряжении, т.е. чистой прибыли. Чистая прибыль равна балансовой прибыли за минусом налогов, уплачиваемых из прибыли. Эти налоги следующие.
1. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
2. Налог на доходы.
3. Целевой сбор на содержание правоохранительных органов.
4. Налог на имущество.
5. Налог на прибыль.
Заключение
Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.
Планирование и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.
В настоящее время стратегический анализ является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать любому менеджеру. Процесс стратегического планирования включает в себя ряд важных операций: планирование издержек, планирование производства, планирование сбыта и финансовое планирование (планирование прибыли). Стратегический анализ, как наука, позволяет предпринимателю так спланировать деятельность фирмы в кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно, это связано с неизбежным финансовым риском, особенно в современных Российских условиях, но правильно проведенное планирование позволит свести риск к минимуму.
Данный курсовой проект имел целью доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка. Нельзя забывать о том, что мы находимся в особо жестких условиях российской экономики, в которых некоторые рыночные законы действуют с точностью до наоборот, однако, с учетом того, что до перестройки наша страна в течение многих лет являлась ярким примером авторитарной директивно-плановой экономики, то процесс планирования производственно-коммерческой деятельности предприятия и основных рыночных показателей имеет под собой многолетний опыт. Разумеется, с наступлением этапа реформ в нашем государстве изменились как методы планирования, так и его задачи.
Список использованной литературы
1. Кузнецова Е.В “Финансовое управление компанией”
2. Д. К. Шим, Д. Г. Сигел. Финансовый менеджмент.
3. Бизнес-план. Под ред. Р.Г. Маниловского. Москва
4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. “Теория экономического анализа”