Рефераты

Финансово-экономический анализ ООО "Афон"

Финансово-экономический анализ ООО "Афон"

78

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИНАУКИ УКРИНЫ И АР КРЫМ

Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского

Экономический факультет

Дневное отделение

Дмитриева Ирина Геннадиевна

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ООО «АФОН»

КУРСОВАЯ РАБОТА

на соискании квалификационного уровня «бакалавра» по направлению подготовки «Экономика и предпринимательство»

6.050.100 «Финансы»

Выпускник

Дмитриева И.Г.

Научный руководитель

Ст. пр. Куссый М.Ю.

К защите допускаю

зав.каф. Ермоленко Г.Г.

Симферополь

2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение________________________________________________________3

Раздел 1. Показатели финансового состояния__________________________9

1.1. Понятие, основная цель, функции и виды финансового анализа_______9

1.2. Анализ взаимосвязей в финансовых результатах___________________16

1.3. Методика анализа финансовой устойчивости предприятия. Методика диагностики вероятности банкротства_______________________________28

Выводы к разделу 1______________________________________________40

Раздел 2. Финансовый анализ ООО «Афон»__________________________42

2.1. Общая характеристика предприятия и балансовый анализ___________42

2.2. Анализ основных показателей деятельности ООО «Афон». Диагностика банкротства_____________________________________________________48

Выводы к разделу 2_______________________________________________59

Выводы и приложения____________________________________________63

Список используемых источников__________________________________69

Приложения_____________________________________________________72

ВВЕДЕНИЕ

Для того чтобы эффективно управлять предприятием, следует владеть информацией о результативности его деятельности и на ее основе принимать соответствующие решения.

В условиях становления рыночных отношений финансово-экономический анализ деятельности предприятия особенно необходим и должен быть направлен на дальнейшее экономическое и социальное развитие предприятий, укрепление их финансового состояния, повышение эффективности использования хозяйственного потенциала. Экономический анализ как наука постоянно совершенствует методику, широко используя при этом практику аналитической работы на основе ЭВМ, других новейших технических средств сбора и обработки информации, экономико-математические и иные рациональные методы исследования хозяйственных процессов. Повышение теоретического уровня анализа хозяйственной деятельности требует изучения, обобщения и использования современной аналитической работы.

Деятельность предприятий в условиях рыночной экономики связана с необходимостью повышать эффективность производства, конкурентоспособность продукции и услуг. Сделать это невозможно без систематического финансового анализа предприятия, который дает возможность выработать необходимую стратегию и тактику развития предприятия и на их основе сформировать оптимальную производственную программу, выявить резервы повышения эффективности производства.

В экономическом анализе первостепенное внимание уделяется эффективности использования технических, материальных и финансовых ресурсов, повышению производительности труда, ускорению оборачиваемости оборотных средств, увеличению рентабельности производства. Поэтому экономический анализ как научную дисциплину относят к важнейшему средству руководства и контроля производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Экономический анализ проводится с использованием современных методов исследования на основе системного, комплексного подхода к изучению предмета анализа.

В более широком смысле - анализом занимается теория экономического анализа; в профессиональном - финансово-экономический анализ деятельности в соответствующих отраслях. В данной работе рассматривается финансово-экономический анализ в строительстве, торговле, на примере ООО «Афон», занимающегося электромонтажными работами.

Одним из важнейших условий успешного управления финансами предприятия является анализ его финансового состояния. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей отражающих, процесс формирования и использования его финансовых средств и по сути дела отражает конечные результаты его деятельности.

Анализ финансового состояния предприятия позволяет изучить состояние капитала в процессе его кругооборота, выявить способность предприятия к устойчивому функционированию и развитию в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды.

Грамотно проведенный анализ даст возможность выявить и устранить недостатки в финансовой деятельности и найти резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности; спрогнозировать финансовые результаты, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных средств. Также финансовый анализ позволит произвести диагностику банкротства и выявить меры по укреплению или выходу из сложной финансовой ситуации.

Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, - инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки - для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщики - для своевременного поступления платежей, налоговые инспекции - для выявления плана поступления средств в бюджет и т.д. Этим объясняется актуальность выбранной темы работы.

Цель работы -- критическое обобщение существующих методик финансового анализа, изучение существующих форм бухгалтерской и статистической отчетности, используемых для целей финансового анализа и проведение анализа финансово-экономического состояния ООО «Афон», оценка его текущего состояния, выявление основных проблем финансовой деятельности, а также определение того, по каким направлениям нужно вести работу по улучшению управления финансами.

Соответственно поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:

1. Изучение теоретических и методологических основ осуществления финансового анализа деятельности предприятий. В рамках решения этой задачи необходимо рассмотреть понятийный аппарат финансового анализа; инструментарий осуществления финансового анализа, подразумевающий под собой совокупность методов, приемов и способов осуществления анализа финансового состояния предприятия, а также совокупность основных экономических показателей, позволяющих описать текущее и перспективное финансовое состояние предприятия.

2. Проведение финансового анализа деятельности предприятия на основании бухгалтерской отчетности за 2004-2007 гг.

3. предварительный обзор баланса и анализ его ликвидности.

4. Характеристика имущества предприятия: основных и оборотных средств и их оборачиваемости, выявление проблем.

5. Характеристика источников средств предприятия: собственных и заемных.

6. Оценка финансовой устойчивости.

7. Расчет коэффициентов ликвидности.

8. Анализ прибыли и рентабельности.

9. Разработка рекомендаций по оптимизации финансово-экономической деятельности предприятия.

Объектом исследования курсовой работы является коммерческое предприятие - ООО «Афон», осуществляющее электромонтажные работы на территории АР Крым.

Предметом исследования является финансовое состояние предприятия, а также модели диагностики финансово-экономического состояния предприятия.

Анализируемый период охватывает три года работы предприятия: с 2004 г. по 2007 г.

В качестве базы исследования используется ООО «Афон».

Нормативно-правовая база:

1. Методика проведения углубленного анализа финансово-хозяйственного состояния неплатежеспособных предприятий и организаций, утверждена Приказом Агентства по вопросам банкротства предприятий от 27.06.1997 № 81.

2. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности», утвержден Приказом Министерства финансов Украины от 31.03.99 г. № 87

3. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 2 «Баланс», утвержден Приказом Министерства финансов Украины от 31.03.99 г. № 87

4. Методические рекомендации относительно проведения системного экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности по осуществлению своевременных мероприятия по предотвращению банкротства предприятий транспортно-дорожного комплекса, утверждены Приказом Минтранса от 10.02.2003 № 92.

5. ПБУ 25 «Финансовый отчет малого предприятия», утвержден Приказом Министерства финансов Украины от 25.02.2000 г. № 39

При написания использовалась следующая методика исследования: обзор балансового метода, использование экспресс-анализа, а также известные методики диагностики банкротства: Смита и Винакора, Фитцпатрика, Мелвина.

Для наилучшего изучения материала работа была структурирована на 2 раздела. В первом, «Показатели финансового состояния», были рассмотрены теоретические аспекты финансового анализа. Для лучшего обзора раздел был разбит на три подраздела: 1. Понятие, основная цель, функции и виды финансового анализа. 2. Анализ взаимосвязей в финансовых результатах. 3. Методика анализа финансовой устойчивости предприятия и методика диагностики вероятности банкротства. В первом подразделе раскрываются основные понятия, цели и виды финансового анализа. При изучении видов финансового анализа представлены 5 формул, которые отражают расчет СVР-анализа и факторного анализа. Во втором разделе даются основы расчетов основных и дополнительных показателей эффективности деятельности предприятия. В этом разделе представлена таблица, которая отражает переменные устойчивого роста SGR - одного из дополнительных показателей эффективности предприятия. Также происходит расчет SGR по формуле (1.6.). Третий подраздел дает представление об основных методах, которые показывают устойчивое состояние предприятия, а также близость к банкротству. В ходе этого исследования было представлено 12 формул и 1 рисунок.

Во втором разделе, «Финансовый анализ ООО «Афон», автором был произведен финансово-экономический анализ предприятия. Он был разбит на 2 подраздела: 1. Общая характеристика предприятия и балансовый анализ. 2. Анализ основных показателей деятельности ООО «Афон» и диагностика банкротства. Первый подраздел отражает характерные черты деятельности фирмы. Также здесь рассматривается анализ предприятия на основе балансового метода. На его основе была сделана таблица «Оценка имущественного состояния предприятия». Во втором подразделе более углубленно анализируется финансовый анализ предприятия на основе основных показателей деятельности. Также производится диагностика банкротства данной кампании. Для лучшего предоставления расчетов и оценки деятельности предприятии используется 4 таблицы.

В ходе курсовой работы были выявлены сильные и слабые стороны, а также разработаны рекомендации для дальнейшей деятельности. Основные источники информации, на основе которых делались расчеты, анализ и выводы представлены в приложениях к данной курсовой работе.

РАЗДЕЛ 1. ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ

1.1 Понятие, основная цель, функции и виды финансового анализа

Основная цель финансового анализа - получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов. Финансовый анализ позволяет выявить наиболее рациональные направления распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов [27 c. 225].

Основными функциями финансового анализа являются [10 c. 231]:

· объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности анализируемой компании;

· выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов;

· подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;

· выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.

Практика финансового анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов, среди них можно выделить следующие [3 c.26]:

· горизонтальный анализ;

· вертикальный анализ;

· трендовый анализ;

· метод финансовых коэффициентов;

· сравнительный анализ;

· факторный анализ.

Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим годом. Горизонтальный, или динамический, анализ этих показателей позволяет сопоставить статьи баланса и исчисляемые по ним показатели на начало и конец одного или нескольких отчетных периодов. Он помогает выявить отклонения, требующие дальнейшего изучения. При горизонтальном анализе исчисляют абсолютные и относительные изменения показателей. Сопоставление позволяет определить общее направление движения баланса. Так, динамика стоимости имущества предприятия дает дополнительную к величине финансовых результатов информацию о мощи предприятия. Не меньшее значение для оценки финансового состояния имеет и вертикальный, структурный, анализ актива и пассива баланса.

Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Вертикальный анализ - это выражение статьи баланса (показателя) через определенные процентные отношения к соответствующей базовой статье (по базовому показателю). С помощью вертикального анализа выявляют основные тенденции и изменения в деятельности предприятия. Так, на основании соотношения собственного и заемного капиталов можно сделать вывод об автономии предприятия в условиях рыночных связей, о его финансовой устойчивости.

Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ.

Сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязи показателей. Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем, факторный анализ может быть как прямым, т.е. заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель [2 c. 69]

Так можно выделить следующие виды финансового анализа:

Анализ безубыточности и CVP - анализ

CVP - анализ занимается изучением взаимосвязей между такими факторами как [25 c. 95]:

1. Цена продуктов

2. Размер или уровень активности

3. Переменные затраты на единицу

4. Общие постоянные издержки

5. Комбинация проданных продуктов.

Приведенные факторы определят способность предприятия получать убытки или прибыль в зависимости от соотношения доходов и связанных с ними издержек.

Этот анализ является ключевым фактором для принятия многих решений, к которым принадлежит выбор продуктов, ценообразование, маркетинговые исследования, использование производственных мощностей и т.д. CVP - анализ является наилучшим инструментом для менеджера относительно определения прибыльного потенциала фирмы или организации.

CVP - анализ иногда называют анализом безубыточности, тогда как анализ безубыточности является только частью CVP - анализа, но главной. Анализ безубыточности направлен на решение дух задач. Во-первых, это определение объема производства (продажи), при котором доходы равны совокупным затратам. Во-вторых, определение объема производства для получения необходимой прибыли.

Основой CVP - анализа является разделение затрат по функциям и элементам, на постоянные и переменные при многопродуктовом производстве. Ведение учета с классификацией на постоянные и переменные затраты является прерогативой предприятия и требует дополнительных усилий и ресурсов, а также желание руководства относительно информации которая используется для принятия решений. В общем случае, уравнения для определения дохода и общих затрат могут быть записаны в виде [14 c. 26]:

D = D(Q)

C = VC (Q) + FC, где (1.1.)

D - совокупные доходы;

C - общие затраты;

VC -переменные затраты на производство Q единиц продукции;

FC - постоянные затраты.

Следует отметить, что в уравнения (1. 1.) отсутствуют VCe - переменные затраты на единицу продукции и P - цена за единицу, потому что они в общем случае являются функциями Q.

Разница между D и VC называется маржинальным доходом при заданном объеме Q, или вкладом на покрытие постоянных затрат и прибыли. Маржинальный доход может быть определен как сумма дохода от продажи, уменьшенная на объем переменных затрат, который может быть использован для покрытия постоянных затрат [20 c. 256]

Следующим элементом является анализ не денежных постоянных затрат (амортизации). В условиях Украины многоразовая индексация основных средств привела к существенному искажению их балансовой стоимости по сравнению с рыночной. Наиболее интересным является проведение анализа без учета суммы постоянных не денежных расходов. Такой подход позволяет классический анализ безубыточности разделить на 2 этапа. На первом этапе определяется точка безубыточности без учета амортизации в денежном выражении, как точка, при которой могут появиться положительные денежными потоки. На следующем этапе следует определить рыночную стоимость оборудования, сроки эксплуатации, и годовую норму амортизации, после этого пересчитать точку безубыточности с учетом амортизационных затрат, а также затрат на оплату процентов, если необходимо решать проблему приобретения оборудования и получение денег в кредит. При этом величина прибыли может не изменяться, поскольку возврат кредита, и процентов каждый раз осуществляется в период получения остатков в денежном потоке. Такой подход поможет частично снять проблему сравнения предприятий с разными масштабами для получения желаемой прибыли.

Ограничение 4 может стать не таким строгим, поскольку на себестоимость запасов в соответствии со стандартами учета относится только часть постоянных производственных накладных затрат пропорционально величине производственных мощностей. При неполной эксплуатации производственного оборудования постоянные накладные затраты ведут себя в запасах как переменные.

Перечисленные выше возможности расширения применения CVP-анализа имеют дискуссионный характер.

Регрессионный анализ

Основные задачи анализа[19 c. 365]:

1. Установление и оценка взаимосвязей между признаками с помощью коэффициентов парной корреляции. Высокий коэффициент корреляции (>0,8) говорит о тесной линейной связи между признаками (это мультиколлинеаность). Один из коллинеарных признаков следует исключить.

2. Построение уравнения регрессии.

В зависимости от уравнения регрессии различают [23 c. 95]:

Простую регрессию: один фактор и один результирующий показатель (например, зависимость выручки от рекламы);

Линейную регрессию: уравнение представляет собой уравнение прямой;

Множественную регрессию: несколько факторов и один результирующий показатель. Целью множественного корреляционно-регрессионного анализа является установление и количественная оценка тесноты связей между парами признаков-факторов (предикторов). Анализ множественной регрессии осуществляется при допущении, что независимые переменные некоррелируемы друг с другом. В противном случае, отделить собственное влияние каждой из этих переменных на зависимую переменную очень трудно, а иногда невозможно. Такое явление называется мультиколлинеаностью [4 c. 468].

Факторный анализ

Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов на результирующий в рамках детерминированной зависимости между ними.

Детерминированная зависимость: одному или нескольким факторам соответствует одно значение результирующего показателя.

Стохастическая зависимость: одному или нескольким факторам соответствует несколько значений результирующего показателя.

Для факторного анализа подойдет как отдельный коэффициент, например, коэффициент покрытия, так и агрегированный показатель, например, уравнение Дюпона (1.2.)

(1.2.)

Для определения влияния фактора в случае детерминированных зависимостей используется несколько моделей [30, c. 36]:

1. Метод на основе дифференцирования

Если мы имеем функцию от двух аргументов

, где (1.3.)

и R -- аргументы функции f,

то дифференциал от нее записывается в виде

, где (1.4.)

-- приращения значения функции и ее аргументов;

-- частные производные функции f по ее аргументам;

-- ошибка вычислений, равная отклонению значения суммы полученных произведений от точного значения.

Полученное выражение позволяет выделить в изменение функции под влиянием: двух факторов (-- влияние первого фактора; -- влияние второго фактора) и -- ошибки вычислений, обусловленной их совместным воздействием.

Другие методы отличаются от дифференциального тем, что из различных соображений распределяют значение между рассматриваемыми факторами.

В качестве примера рассмотрим функцию , отражающую зависимость N -- выпуска продукции от -- производительности труда и R -- численности работников.

В случае метода дифференцирования:

-- влияние изменения производительности труда (интенсивный фактор);

-- влияние изменения числа работников (экстенсивный фактор);

-- ошибка вычислений, равная в данном случае [24 c. 215].

2. Индексный метод

Применение этого метода рассмотрим на том же примере.

Индексом (0) будем снабжать показатели, относящиеся к прошлому (базовому) периоду.

Индексом (1) будем снабжать показатели, относящиеся к текущему (рассматриваемому) периоду.

В принятых обозначениях изменение объема выпуска продукции за рассматриваемый период (от базового до отчетного) может быть выражено как результат влияния двух факторов изменения производительности труда при производстве продукции каждого вида и изменения численности работающих, занимающихся выпуском продукции соответствующего вида, что выражается соотношением

, где (1.5.)

-- индекс (влияние) численности работающих, отражающий влияние на изменения оборота роста численности работающих:

-- индекс (влияние) производительности труда, отражающий влияние на изменения оборота роста производительности труда работающих:

Разница числителя и знаменателя дает абсолютное влияние факторов.

При расчетах абсолютного влияния применяются общие правила.

Правило 1. При определении влияния количественного фактора его приращение умножается на величину базового качественного фактора.

Правило 2. При определении влияния качественного фактора его приращение умножается на отчетное (следующее за базовым) значение количественного фактора. [13 c. 265]

1.2. Анализ взаимосвязей в финансовых результатах

Внешним проявлением финансовой устойчивости выступает платежеспособность. Платежеспособность - это способность предприятия своевременно и полностью выполнить свои платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций платежного характера. Оценка платежеспособности предприятия определяется на конкретную дату. [10 c. 165]

Способность предприятия вовремя и без задержки платить по своим краткосрочным обязательствам называется ликвидностью. Иначе говоря, предприятие считается ликвидным, если оно в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства, реализуя текущие активы. Основные средства (если только они не приобретаются с целью дальнейшей перепродажи), как правило, не являются источниками погашения текущей задолженности предприятия в силу своей специфической роли в процессе производства и, как правило, из-за затруднительных условий их срочной реализации.

Предприятие может быть ликвидным в той или иной степени, поскольку в состав текущих активов входят самые разнородные оборотные средства, среди которых имеются как легко реализуемые, так и труднореализуемые. Ликвидность активов - это способность активов трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период трансформации, тем выше ликвидность активов.

В ходе анализа ликвидности решаются следующие задачи [26 c. 213]:

· оценка достаточности средств для покрытия обязательств, сроки которых истекают в соответствующие периоды;

· определение суммы ликвидных средств и проверка их достаточности для выполнения срочных обязательств;

· оценка ликвидности и платежеспособности предприятия на основе ряда показателей.

В то же время в составе краткосрочных пассивов обычно выделяются обязательства различной степени срочности. Отсюда одним из способов оценки ликвидности на стадии предварительного анализа является сопоставление определенных элементов актива и пассива между собой. С этой целью обязательства предприятия группируются по степени их срочности, а его активы - по степени ликвидности (скорости возможной реализации). Так, наиболее срочные обязательства предприятия (срок оплаты которых наступает в текущем месяце) сопоставляются с величиной активов, обладающих максимальной ликвидностью (денежные средства, легко реализуемые ценные бумаги). При этом часть срочных обязательств, остающихся необеспеченными, должна уравновешиваться менее ликвидными активами - дебиторской задолженностью предприятий с устойчивым финансовым положением, легко реализуемыми запасами товарно-материальных ценностей. Прочие краткосрочные обязательства соотносятся с такими активами, как дебиторы, готовая продукция, производственные запасы и др.

Существует несколько степеней ликвидности [31, c. 165]:

Недостаточная ликвидность, как правило, означает, что предприятие не в состоянии воспользоваться преимуществами скидок и возникающими выгодными коммерческими возможностями. На этом уровне недостаток ликвидности означает, что нет свободы выбора, это ограничивает свободу деятельности руководства.

Более значительный недостаток ликвидности означает, что предприятие не в состоянии оплатить свои текущие обязательства. Это может привести к интенсивной продаже долгосрочных вложений и активов, в худшем случае - к неплатежеспособности и банкротству.

Для собственников недостаточная ликвидность может означать уменьшение прибыльности, потерю контроля, частичную или полную потерю вложений капитала. В случае, когда собственники несут неограниченную ответственность, их убытки могут даже превысить первоначальные капиталовложения.

Для кредиторов недостаточная ликвидность у должника может означать несвоевременную выплату процентов и основной суммы долга.

Текущее состояние ликвидности предприятия может повлиять на его взаимоотношения с контрагентами. Такое изменение может быть выражено неспособностью данного предприятия выполнить условия контрактов и привести в потере связей с поставщиками и клиентами.

Хотя используемые в учете определения сформулированы на базе предположения о неопределенной степени продолжительности деятельности предприятия, аналитик всегда должен проверять обоснованность такого предположения, изучая ликвидность и платежеспособность предприятия (эти показатели всегда входят в состав показателей, определяющих степень близости к банкротству) [11 c. 659].

Можно выделить следующие показатели ликвидности [5 c. 65]:

1.Рабочий капитал - это превышение текущих активов (оборотных) активов над текущими обязательствами. Если имеет место превышение текущих обязательств над текущими активами, то говорят о дефиците рабочего капитала. Он имеет значение не только как совокупность ликвидных активов, которые обеспечивают страховой запас для кредиторов. Объем чистого рабочего капитала важен еще и потому, что представляет ликвидные резервы, которыми покрываются издержки, являющиеся результатом непредвиденных обстоятельств и неопределенности относительно способности предприятия сбалансировать выплаты и поступления денежных средств.

Абсолютная величина рабочего капитала имеет значение только при сравнении с другими показателями, такими как объем продаж и сумма активов. Эта величина в лучшем случае ограниченно полезна для оценки достаточности рабочего капитала и сравнения с аналогичными показателями других предприятий [12 c. 26].

2. Коэффициент покрытия - это отношение оборотных активов и текущих обязательств. Причины использования коэффициента покрытия:

§ Он определяет степень, в которой оборотные активы превышают текущие обязательства. Чем выше этот показатель, тем больше уверенность, что текущие обязательства будут погашены своевременно и в полном объеме за счет оборотных активов.

§ Превышение оборотных активов над текущими обязательствами обеспечивает резервный запас для компенсации убытков. Коэффициент покрытия определяет границу безопасности для покрытия любого возможного снижения рыночной стоимости оборотных активов.

§ Как и рабочий капитал, этот показатель характеризует границу безопасности для компенсации неопределенности и непредвиденных обстоятельств, которые могут временно и неожиданно приостановить или сократить приток денежных средств.

Однако у коэффициента покрытия как меры ликвидности и платежеспособности есть ряд ограничений в применении: Во первых, коэффициент покрытия дает статичное представление о том, какие денежные ресурсы есть в наличии сейчас для покрытия обязательств. Существующий резерв денежных ресурсов не имеет логической и причинной связи с будущими денежными потоками. А во-вторых, будущие денежные потоки зависят от показателей, не включенных в коэффициент покрытия: объема реализации, затрат, прибыли, изменения условий деятельности [18 c. 156].

Для расширения применения коэффициента покрытия его дополняют рядом показателей:

1. Норма денежных резервов =(Денежные средства и денежные эквиваленты) / Сумма оборотных активов.

Чем больше величина этого показателя, тем выше уровень ликвидности этой группы активов. Это в свою очередь означает, что в отношении данной группы активов существует минимальная опасность потери стоимости и, что практически нет никакого временного лага для обращения этих активов в денежные средства.

2. Достаточность денежных резервов = (Денежные средства и денежные эквиваленты) /Сумма текущих обязательств.

Этот показатель характеризует величину денежных средств для уплаты текущих обязательств. При использовании данного показателя не принимается во внимание рефинансирование текущих активов и пассивов

3. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности - показатель ее оборачиваемости. Качество - это вероятность взыскания задолженности без потерь. Показателем этой вероятности является степень соответствия сроков задолженности условиям платежа, установленным предприятием. Опыт показывает, что чем дольше счета остаются неоплаченными, тем меньше их вероятность их инкассирования вообще. Период инкассирования дебиторской задолженности - это показатель срока дебиторской задолженности.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности =Чистый объем продаж в кредит / Средняя дебиторская задолженность

Период инкассирования =360 дней / Средний коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Так же исследуют структуру дебиторской задолженности в зависимости от сроков.

4. Показатели оборачиваемости запасов. В большинстве видов деятельности следует поддерживать определенный уровень запасов, чтобы обеспечивать существующий уровень продаж. В случае несоответствия - падение уровня реализации. С другой стороны, избыточные запасы связаны с дополнительными расходами по хранению, страховыми платежами, налогами и риском потери стоимости в результате физического и морального износа.

Для расчета показателей, характеризующих запасы, следует внимательно изучить структуру запасов и методы их выбытия, привести их к сопоставимому виду.

Оборачиваемость запасов = Себестоимость реализованной продукции / Средняя величина запасов

Срок оборачиваемости запасов =360 дней / Коэффициент оборачиваемости запасов

Если уровень оборачиваемости ниже уровня за прошлые годы или ниже нормального для данной отрасли, то это может привести к выводу, что в состав запасов включены запасы, которые не пользуются спросом или не могут быть проданы по другим причинам.

Дальнейшее исследование может показать, что замедление оборачиваемости запасов произошло из-за создания запасов в соответствии с будущими контрактными обязательствами, в ожидании повышения цен, дефицита или по другим причинам, которые должны быть проанализированы в будущем. Может быть на предприятии следует внедрить систему «точно в срок».

Более точно оценка оборачиваемости запасов может быть произведена посредством расчета отдельных показателей оборачиваемости для главных статей запасов: сырья, незавершенного производства, готовой продукции, т.к. коэффициент оборачиваемости является агрегированным показателем, объединяющим сильно отличающиеся по оборачиваемости элементы.

5. Коэффициент срочной ликвидности. Коэффициент срочной ликвидности =(Денежные средства и их эквиваленты + Дебиторская задолженность) / (Текущие активы)

Запасы исключаются из коэффициента срочной ликвидности, потому что они наименее ликвидный элемент оборотных активов, хотя бывают случаи, когда запасы некоторых видов могут быть более ликвидными, чем дебиторская задолженность. Вторая причина исключения запасов состоит в сложности их оценки (методах выбытия запасов).

Ликвидность баланса характеризует соотношение оборотных активов и текущих обязательств, необоротных активов и долгосрочных обязательств.

Удобной формой для определения ликвидности баланса является следующие действия:

Оборотные активы

-

Текущие обязательства

=

Рабочий капитал

+

Необоротные активы

-

Долгосрочные обязательства

=

Собственный капитал

В данном случае применяется метод составления баланса. Данный метод позволяет определить рабочий капитал и оценить часть активов, сформированных за счет собственного капитала [4 c. 356].

В финансовом анализе используются следующие коэффициенты анализа денежных потоков [12 c. 56]:

1. Коэффициент достаточности денежных потоков

При помощи этого коэффициента определяют степень достаточности денежных средств, которые предприятие получает в результате хозяйственной деятельности для покрытия затрат на возмещение капитала, чистых инвестиций в производственные запасы и наличных дивидендов. Чтобы устранить влияние экономических циклов, при расчете этого коэффициента берут итог за 5 лет.

Коэффициент достаточности денежных потоков = Сумма денежных средств в результате хозяйственной деятельности за 5 лет / Сумма расходов на возмещение капитала, чистых инвестиций в производственные запасы и наличных дивидендов за 5 лет

Сумма денежных средств в результате хозяйственной деятельности за 5 лет - это чистые поступления денежных средств от основной деятельности (ф.№3).

Сумма расходов на возмещение капитала, чистых инвестиций в производственные запасы и наличных дивидендов за 5 лет - это покупка основных средств, покупка предприятий, прирост запасов, выплата дивидендов (ф.№3).

Инвестиции в другую важную статью рабочего капитала (дебиторскую задолженность) не учитываются в расчете на том основании, что они могут быть профинансированы первоначально за счет краткосрочного кредита (т.е. роста кредиторской задолженности за товары, работы, услуги). Учитывается только прирост производственных запасов. В том году, когда объем запасов уменьшается, изменения считаются равными нулю.

Значение этого коэффициента=1, означает, что предприятие покрыло свои потребности без финансирования со стороны. При падении этого коэффициента ниже 1 внутренних источников денежных средств может быть недостаточно для поддержания дивидендных выплат и роста производства. Этот коэффициент может также отражать влияние инфляции на потребности предприятия в денежных средствах.

2. Коэффициент реинвестирования денежных средств

Этот коэффициент полезен при измерении доли инвестиций в активы, которые представляют собой денежные средства, реинвестированные в предприятие для замены активов и роста производства. Считается удовлетворительным уровень инвестирования = 8-10%

Коэффициент реинвестирования денежных средств =( денежные средства, полученные в результате хозяйственной деятельности - Дивиденды) / (Общая стоимость оборудования + Инвестиции + Прочие активы +Рабочий капитал).

Денежные средства, полученные в результате хозяйственной деятельности - это чистые поступления денежных средств от основной деятельности (ф.№3).

Рабочий капитал = оборотные активы - текущие обязательства (по ф.№1)

Также существуют дополнительные показатели эффективности деятельности предприятия.

1. Экономическая добавленная стоимость (EVA) [5 c. 195].

Другим способом выражения того факта, что для создания стоимости компания должна обеспечивать доходность использования инвестированного капитала большую, чем стоимость привлечения капитала, является концепция экономической добавленной стоимости (economic value added - EVA).

Концепция EVA была разработана и зарегистрирована консалтинговой фирмой Stern Stewart & Co. Концепция экономической прибыли обсуждается в экономической литературе более 100 лет, со времен появления теории экономического дохода Альфреда Маршалла.

Показатель EVA определяется как разность между чистой операционной прибылью после уплаты налогов (net operating profit after tax - NOPAT) и платой за использованный капитал в виде стоимости каптала (в денежном выражении). Стоимость использования капитала определяется на основе минимальной ожидаемой ставки прибыльности, необходимой для того, чтобы рассчитаться как с акционерами, так и с кредиторами.

Преимущество EVA заключается в явном учете того обстоятельства, что фирма в действительности не создает стоимости для акционеров до тех пор, пока она не покроет все свои капитальные затраты. Вычисления учетной прибыли (accounting profit), хотя и позволяет в явном виде учитывать платежи долгового финансирования, этот метод не учитывает затрат, связанных с финансированием на основе собственного капитала. Экономическая прибыль (и, следовательно, EVA) отличается от учетной прибыли в том отношении, что она включает плату за использование всего капитала компании - как заемного, так и собственного. Иными словами, фирма, демонстрирующая положительную учетную прибыль, на самом деле может разрушать стоимость, поскольку ее акционеры могут не получать требуемую доходность. Таким образом, положительное значение EVA указывает на то, что стоимость для акционеров создается, тогда, как отрицательное значение EVA свидетельствует о разрушении этой стоимости.

2. Коэффициент устойчивого роста (SGR) [29 c. 165].

Управление ростом предприятия требует сбалансированности объемов реализации, операционной эффективности и финансовых ресурсов. Ван Хорн заметил, что «многие приносят себя в жертву, перенасыщаясь внешним финансированием, и как результат, в арбитражных судах рассматривается немало дел о банкротстве. Фокус заключается в определении того, согласуются ли желаемые показатели экономического роста фирмы с реальными возможностями фирмы и финансового рынка».

Коэффициент устойчивого роста (SGR) - максимальный годовой прирост продаж (в процентах), который базируется на прогнозируемых коэффициентах деловой активности, коэффициентах платежеспособности и выплаты дивидендов. Если реальный рост превышает устойчивый, то он выражается в соответствующем росте задолженности. Моделирование процесса роста позволяет прийти к разумному компромиссу.

Моделирование при постоянных факторах:

Предположения: 1. Коэффициенты, характеризующие баланс и результаты деятельности, постоянны; 2. Предприятие не использует внешних займов; 3. Капитал аккумулируется только за счет нераспределенной прибыли.

Для определения коэффициента устойчивого роста (SGR) необходимы следующие переменные, представленные в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Переменные устойчивого роста SGR

Для отечественных ПБУ

Где

A/S -

Коэффициент капиталоемкости

(активы на продажи)

Сред. итог активов (ф.1р. 280)/ выручку от реализации (ф.2.р.035)

NP/S -

Коэффициент чистой рентабельности

(чистая прибыль на продажи)

Чистая прибыль (ф.2. р.020 или р.025)/ выручку от реализации (ф.2.р.035)

b -

Коэффициент нераспределенной прибыли

(1- b) - это коэффициент выплат по дивидендам

(1- b) х Чистую прибыль (ф.2. р.020 или р.025) = Сумма дивидендов (ф.2. р.340 х ф.2 р.300), т.е.

b = 1- (ф.2. р.340 х ф.2 р.300)/(ф.2. р.020 или р.025),

D/Eq -

Коэффициент отношения собственных и заемных средств

Отношение собственного (ф.1. р. 380) и заемного капитала (ф.1. р.480 + р.620)

S0 -

Объем продаж за прошлый период (базовое значение объема продаж)

выручка от реализации (ф.2.р.035) за предыдущий период

-

Абсолютное изменение объема продаж за текущий период по сравнению с прошлым периодом

выручка от реализации (ф.2.р.035) за данный период - выручка от реализации (ф.2.р.035) за предыдущий период

Источник [29, 166 c.]

Коэффициент капиталоемкости - это обратное значение традиционного коэффициента оборачиваемости активов, характеризует эффективность операционной деятельности предприятия. Чем меньше значение коэффициента, тем более эффективно используются ресурсы. Этот коэффициент находится под влиянием следующих факторов [29, c. 132]:

§ Управление дебиторской задолженностью, которое выражается через средний период ее инкассации;

§ Управление товарно-материальными запасами, что выражается коэффициентом оборачиваемости запасов;

§ Управления основными средствами, выражающиеся в производительности оборудования;

§ Управления ликвидностью, о чем свидетельствует их доля в общей сумме активов. Для большей наглядности, мы делаем допущение, что удельный вес ликвидных активов невелик. Если данное условие не выполняется, то лучше использовать коэффициент доли операционных активов в объеме продаж.

Моделирование при изменяющихся факторах:

Для того, чтобы увидеть, что происходит, когда мы переходим от стабильного состояния к изменяющимся из года в год переменным, следует преобразовать модель устойчивого роста.

, где (1.6.)

NewEq - объем дополнительно привлеченного собственного капитала

Div - сумма выплаченных за год дивидендов

S/A - отношение объема продаж к общей сумме активов

В результате прирост собственного капитала и прирост объема продаж могут быть не сбалансированы во времени. Иными словами следует использовать начальный объем продаж и начальное значение акционерного капитала как исходные данные для построения новой модели. Кроме того, вводится новое понятие суммы выплаченных дивидендов, заменяя им коэффициент выплаты дивидендов. Наконец, мы предполагает возможность выпуска обыкновенных акций в текущем году, хотя ее значение может равняться нулю.

Уравнение (1.6.) представляет возможный прирост объема продаж, рассчитанный исходя из показателя собственного капитала на начало периода + изменения за счет дополнительной продажи акций или выплаты дивидендов. Величина вложенного капитала определяется путем прибавления заемных средств, а затем умножается на коэффициент отношения объема продаж к общей сумме активов (капиталоотдачи). Знаменатель в первых скобках равен 1 - планируемая капиталоотдачи компании, (NP/S)(S/A), умноженная на коэффициент задолженности в общей сумме капитала. После деления числителя на знаменатель мы получаем прогнозный уровень продаж. В последних скобках мы делим прогнозный уровень продаж на начальный, определяя тем самым допустимый при данных изменениях рост продаж на следующий год.

1.3. Методика анализа финансовой устойчивости предприятия. Методика диагностики вероятности банкротства

Одной из характеристик стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Финансовое положение предприятия считается устойчивым, если оно покрывает собственными средствами не менее 50% финансовых ресурсов, необходимых для осуществления нормальной хозяйственной деятельности, эффективно использует финансовые ресурсы, соблюдает финансовую, кредитную и расчетную дисциплину, иными словами, является платежеспособным [28 c. 365].

Финансовая устойчивость обусловлена как стабильностью экономической среды, в рамках которой осуществляется деятельность предприятия, так и результатами его функционирования, его активного и эффективного реагирования на изменения внутренних и внешних факторов.

Финансовая устойчивость - характеристика, свидетельствующая о стабильном превышении доходов над расходами, свободном маневрировании денежными средствами предприятия и эффективном их использовании, бесперебойном процессе производства и реализации продукции. Финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости предприятия [34, c. 23].

Анализ устойчивости финансового состояния на ту или иную дату позволяет выяснить, насколько правильно предприятие управляло финансовыми ресурсами в течение периода, предшествующего этой дате. Важно, чтобы состояние финансовых ресурсов соответствовало требованиям рынка и отвечало потребностям развития предприятия, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности предприятия и отсутствию у него средств для развития производства, а избыточная - препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами. Таким образом, сущность финансовой устойчивости определяется эффективным формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов.

Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия - стабильность его деятельности в долгосрочной перспективе. Она связана с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов. Многие бизнесмены в Украине предпочитают вкладывать в дело минимум собственных средств, а финансировать его в основном за счет денег, взятых в долг. Показатели финансовой устойчивости характеризуют степень зависимости предприятия от внешних источников финансирования. Однако если структура "собственный капитал - заемные средства" имеет значительный перекос в сторону долгов, предприятие может легко обанкротиться, если несколько кредиторов одновременно потребуют свои деньги обратно в одно и то же время.

Под банкротством принято понимать финансовый кризис, то есть неспособность фирмы выполнять свои текущие обязательства. Помимо этого, фирма может испытывать экономический кризис (ситуация, когда материальные ресурсы компании используются неэффективно) и кризис управления (неэффективное использование человеческих ресурсов, что часто означает также низкую компетентность руководства и, следовательно, неадекватность управленческих решений требованиям окружающей среды). Соответственно, различные методики предсказания банкротства, как принято называть их в отечественной практике, на самом деле предсказывают различные виды кризисов. Именно поэтому оценки, получаемые при их помощи, нередко столь сильно различаются [15 c. 98].

Другое дело, что любой из обозначенных видов кризисов может привести к коллапсу, смерти предприятия. В этой связи, понимая механизм банкротства как юридическое признание такого коллапса, данные методики условно можно назвать методиками предсказания банкротства. Представляется, однако, что ни одна из них не может претендовать на использование в качестве универсальной именно по причине "специализации" на каком-либо одном виде кризиса. Поэтому кажется целесообразным отслеживание динамики изменения результирующих показателей по нескольким из них. Выбор конкретных методик, очевидно, должен диктоваться особенностями отрасли, в которой работает предприятие. Более того, даже сами методики могут и должны подвергаться корректировке с учетом специфики отраслей.

Коэффициент Альтмана (индекс кредитоспособности) предложен в 1968 г. известным западным экономистом Альтманом (Edward I. Altman). Индекс кредитоспособности построен с помощью аппарата мультипликативного дискриминантного анализа (Multiple-discriminant analysis - MDA) и позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и небанкротов [30 c. 196].

При построении индекса Альтман обследовал 66 предприятий, половина которых обанкротилась в период между 1946 и 1965 гг., а половина работала успешно, и исследовал 22 аналитических коэффициента, которые могли быть полезны для прогнозирования возможного банкротства. Из этих показателей он отобрал пять наиболее значимых и построил многофакторное регрессионное уравнение. Таким образом, индекс Альтмана представляет собой функцию от некоторых показателей, характеризующих экономический потенциал предприятия и результаты его работы за истекший период.

Степень близости предприятия к банкротству определяется по следующей формуле:

где (1.7.)

текущие активы,

добавочный капитал,

чистая прибыль,

уставный капитал,

выручка от реализации,

валюта баланса.

Таблица 1.2.

Вероятность близости банкротства согласно индексу Альтмана

Значение Z

Вероятность банкротства

менее 1,8

Очень высокая

от 2,81 до 2,7

Высокая

от 2,71 до 2,99

Средняя

от 3,0

Низкая

Источник [8, с. 53]

Принимая во внимание, что формула расчета Z-показателя в представленном здесь виде отличается от оригинала (в частности, вместо уставного капитала (УК) в оригинальном варианте используется рыночная стоимость акций - неопределяемый сейчас показатель), рекомендуется снизить верхнюю границу «очень высокой» степени вероятности банкротства до 1. При ретроспективном анализе предприятия следует обращать внимание не столько на шкалу вероятности банкротства, сколько на динамику этого показателя.

Z - показатель Альтмана является комплексным показателем, включающим в себя целую группу показателей, характеризующих разные стороны деятельности предприятия: структуру активов и пассивов, рентабельность и оборачиваемость. В связи с этим представляется интересным анализ влияния отдельных составляющих показателя Альтмана на изменение оценки вероятности банкротства.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что не существует каких-то единых нормативных критериев для рассмотренных показателей. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности предприятия, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств, оборачиваемости оборотных средств, репутации предприятия и др. Поэтому приемлемость значений этих коэффициентов, оценка их динамики и направлений изменения могут быть установлены только в результате пространственно-временных сопоставлений по группам родственных предприятий.

Тем не менее, основной подход к оценке оборачиваемости - чем выше коэффициенты оборачиваемости (т.е. меньше период оборота), тем более эффективна коммерческая деятельность предприятия и тем выше его деловая активность.


© 2010 Рефераты