Рефераты

Финансово-денежная система Украины

p align="left">Кредит способствует концентрации и централизации капитала, стимулирует создание новых предприятий (в виде акционерных обществ), а также объединений предприятий.

Составной частью кредитной системы является банковская система как совокупность разнообразных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи. В странах с рыночной экономикой функционирует банковская система двух уровней. На первом, высшем уровне находится центральный банк (или, как в США, система банков, выполняющих функции центрального банка), на втором, низшем уровне -- коммерческие и специализированные банки (ипотечные, инновационные) и другие функционирующие в различных сферах деятельности небанковские кредитно-финансовые институты.

Функции центрального банка:

1) регулирование денежного оборота через эмиссию банкнот и кредитование банков низшего уровня (главная функция);

2) банковский надсмотр, регулирование деятельности коммерческих банков экономическими методами (через соблюдение банками экономических нормативов, установление резервов и определение ставки рефинансирования);

3) определение и проведение монетарной и валютной политики государства;

4) обеспечение эффективности функционирования системы расчетов в государстве.

Так, в США на первом уровне находится центральный банк, которому принадлежат 12 региональных федеральных резервных (эмиссионных) банков. Руководит федеральной резервной системой совет из числа управляющих региональными резервными банками. Совет является государственным органом, который наделен полномочиями контроля за деятельностью всех федеральных резервных банков и принимает все основные решения, касающиеся предоставления с их стороны кредитов коммерческим банкам, проведения операций с ценными бумагами, определяет другие условия, влияющие на деятельность коммерческих банков. Последние непосредственно кредитуют корпорации и население. На втором уровне находятся 12 000 коммерческих банков.

В Украине роль центрального банка выполняет Национальный банк. Он должен функционировать достаточно автономно от правительства. Его главная задача -- обе печение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности. В этом о ношении функции Национального банка даже выше государственных, поскольку действия государства отражают, как правило, интересы отдельных отраслей, предприятий социальных групп. Национальный банк должен отстаивать общенародные интересы проводить независимую политику.

В соответствии с Законом Украины о Национальном банке Украины руководящими органами НБУ являются Совет Банка и Совет директоров Банка.

Совет Банка состоит из 14 человек, половина которых назначается Верховной Радой а другая половина -- Президентом Украины. Основная функция Совета Банка состоит в разработке принципов кредитно-денежной политики и осуществлении контроля : ее проведением. Функции реализации кредитно-денежной политики и управлена деятельностью НБУ возложены на Совет директоров Банка.

Национальный банк Украины подотчетен Верховной Раде Украины, что проявляется в назначении Главы Банка, назначении половины состава Совета Банка, утверждении размера уставного капитала Банка, докладах Главы Банка Верховной Раде о деятельности Банка, предоставление Верховной Раде дважды в год информации о состоянии денежно-кредитного рынка государства. НБУ и Кабинет Министров проводят взаимные консультации по вопросам денежно-кредитной политики, разработки и осуществления общегосударственной программы экономического и социального развития.

Национальный банк Украины поддерживает экономическую политику правительства, пока она не противоречит обеспечению стабильности денежной единицы Украины.

Вмешательство в какой-либо форме органов законодательной и исполнительной власти или их должностных лиц в выполнение функций и полномочий Совета Банков или Совета директоров запрещается. Такие нормы взаимоотношений центрального банка с высшим законодательным органом и исполнительными органами власти в основном соответствуют практике развитых европейских стран.

В странах Европы и в Японии банки не имеют суровых ограничений в выбор вложений (портфель банка) и контроле над деятельностью корпораций. Характерной этом отношении является банковская система Германии, где функционируют 4000 банке двух типов: универсальные и специализированные при 49 банковских учреждениях

В Украине модель коммерческого банка законодательно не определена. Как свидетельствует практика, коммерческие банки в Украине являются универсальными. Универсальный банк имеет тесные связи с предприятиями, выполняет нетрадиционные банковские операции (в отличие от консервативной модели). Это соответствует доминирующе в последние 10 -- 20 лет мировой тенденции к универсализации банковских операции.

Банковские операции -- это главное содержание деятельности банков. Различают такие группы банковских операций:

1. Пассивные операции, с помощью которых формируются собственные, привлеченные (депозиты -- вклады) и эмиссионные средства для проведения в дальнейшем активных операций. Собственные средства формируются за счет первичных уставных капиталов, отчислений из текущей прибыли, размещения акций (в случае, когда банк по своей организационно-правовой форме является акционерным обществом), нераспределенной прибыли. В пассивных операциях центрального банка преобладает эмиссия кредитных денег (выпуск банкнот), инвестиционных банков -- выпуск и размещение ценных бумаг Таким образом, банки обеспечивают концентрацию временно свободных средств для и перераспределения в те сферы деятельности, где ощущается недостаток денежных средств.

Активные операции, с помощью которых банк размещает собственные и привлеченные средства. Это прежде всего кредиты и банковские инвестиции (вложения средств в ценные бумаги).

Расчетно-кассовые операции. Для хранения денежных средств и осуществления расчетов банки открывают предприятиям расчетные, текущие и другие счета (в зависимости от характера их деятельности и источников финансирования). Банк традиционно является посредником в платежах. По поручению предпринимателей банки ведут расчеты между поставщиками и теми, кто покупает продукцию.

Банковские услуги -- это вид деятельности коммерческих банков, направленный на привлечение юридических и физических лиц как постоянных клиентов. К ним относятся такие услуги:

- посреднические -- посредничество в получении клиентом кредита, посредничество в операциях с ценными бумагами, валютой, имуществом;

- доверительные (трастовые) -- деятельность банка по управлению имуществом, переданным клиентом банка, по поручению. Доверительное управление имуществом по своей специфике сродни банковской деятельности и связано с выполнением работ по учету операций, сохранению ценностей, размещению средств, финансовому анализу и т. п. Доверительными лицами банков являются в основном частные лица, а также фирмы, благотворительные организации, различные фонды (например, пенсионный). Банки оказывают трастовые услуги как частным лицам (распоряжение наследством, управление персональными трастами, опекунство с обеспечением сохранения имущества, агентские функции), так и фирмам (распоряжение активами, агентские операции, ликвидация предприятий);

- по сохранению ценностей.

Коммерческие банки проводят консультирование клиентов в области экономического (финансового) анализа и бухгалтерского учета, выпуска и размещения ценных бумаг, анализа инвестиционных проектов и т. п. Консультационные услуги, как правило, связаны с другими операциями: кредитными, лизинговыми, обслуживанием платежного обращения.

В результате в современной рыночной экономике банки стали важнейшей составной частью финансово-промышленных групп, в том числе международных -- транснациональных корпораций. Процесс сращивания банковского и промышленного капитала меняет свои формы, но сущность его сохраняется. В Украине этот процесс законодательно оформлен Законом Украины "О промышленно-финансовых группах" (1995 г.). Однако слабость национальных коммерческих банков ведет к развитию процесса создания финансово-промышленных групп с опорой на иностранный капитал. Такая тенденция должна и может быть преодолена посредством развития национальной экономики.

Первые две группы банковских операций из отмеченных выше являются наиболее распространенными, и на них приходится наибольшая часть банковской прибыли. В странах с развитой экономикой в последние годы значительно вырос объем банковских услуг. Они становятся вторым по величине источником банковского дохода.

В Украине в основном завершен процесс формирования банковской системы. По примеру экономически развитых стран сформировалась двухуровневая банковская система: Национальный банк Украины -- на первом уровне и коммерческие банки -- на втором.

На начало 1998 г. в Украине насчитывалось 227 банков. Созданы специализированные коммерческие банки. Так, с целью содействия рыночным реформам в аграрной сфере в Украине создан Земельный банк.

Коммерческие банки в Украине начали зарождаться в 1989 г. в связи с необходимостью обслуживания арендных и совместных предприятий, которые возникли на то время в бывшем СССР. На 1 января 1990 г. в СССР насчитывалось 225 коммерческих и кооперативных банков, что составляло 2 процента от суммы балансов всех спецбанков (Промстройбанк, Агропромбанк, Сбербанк, Соцбанк, Внешэкономбанк), вместе взятых. Для сравнения: в царской России насчитывалось 25 000 коммерческих банков.

Среди ведущих банков можно выделить АК Укринбанк, ВА-банк (оба -- Киев), Приватбанк (Днепропетровск), Норд-банк (Одесса), Западноукраинский коммерческий банк (Львов) и т. п. Набирает силу процесс централизации банковского капитала путем слияния и поглощения одних банковских структур другими.

Кроме того, созданы банки с участием иностранного капитала. На 1 января 1998 г. их насчитывалось 22, в том числе со стопроцентным иностранным капиталом -- 6 банков.

Особенности функционирования банковской системы в Украине следующие.

1. Особое место в банковской системе занимают преобразованные в коммерческие бывшие государственные банки, деятельность которых искусственно поддерживается государством (АКБ "Украина", Проминвестбанк, Укрсоцбанк, Сбербанк и Эксимбанк).

Эти банки обладают значительным финансовым потенциалом. Их собственные средства эквивалентны сумме всех собственных средств других банков.

Клиенты этой группы банков -- в основном государственные учреждения, а также предприятия агропромышленного комплекса. Значительной является доля этих банков в обслуживании социальной сферы, в том числе -- сбережений населения. Четыре из числа названных банков (АКБ "Украина", Проминвестбанк, Укрсоцбанк, Сбербанк) определены Кабинетом Министров и НБУ в качестве банков, которым было поручено в 1998 г. осуществлять кассовое исполнение государственного бюджета, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Однако коммерческие банки "второй волны" по прибыльности активов имеют лучшие показатели, чем бывшие государственные банки (которые называют банками "первой волны"). Последние медленно овладевают и новыми видами услуг.

Банки "второй волны" характеризуются ускоренным развитием, постоянным расширением ассортимента и качества услуг, несмотря на то что им не хватает собственного капитала. Эти банки преимущественно ориентированы на обслуживание предприятий коллективной и частной форм собственности.

Банки с иностранным капиталом, не имея проблем с объемом капитала, в то же время недостаточно ориентируются в экономической ситуации в Украине. К тому же их отпугивают существующая в стране кризисная ситуация и постоянное изменение законодательных правил. Это не позволяет им расширить услуги до объемов, присущих европейскому или американскому бизнесу. Эти банки ориентированы в основном на иностранные совместные предприятия и фирмы, действующие в Украине.

2. Происходит процесс концентрации и централизации банковского капитала. Темпы роста банков определяются не объективными рыночными факторами и собственными возможностями, а прежде всего административными мерами НБУ, в частности Директивой об увеличении коммерческими банками уставного фонда.

Нормативное требование Национального банка Украины при создании новых коммерческих банков с валютной лицензией на СКВ -- это формирование уставного фонда в размере 3 млн евро. Это ориентир для банков, которые имеют намерение выйти на международный уровень. Для малых и средних банков величина минимальных требований составляет 1 млн евро собственных средств.

3. По сумме оплаченных уставных фондов коммерческие банки Украины делятся на такие группы:

- 5 млн евро и больше -- 24 банка;

- 3 -- 5 млн евро -- 27 банков;

- 2 -- 3 млн евро --12 банков;

- 1 -- 2 млн евро -- 96 банков.

4. Структура пассивов коммерческих банков в последнее время характеризуется положительными тенденциями, прежде всего увеличением вкладов населения, которые на протяжении 1997 г. выросли более чем в полтора раза, хотя их удельный вес остается небольшим. На первое января 1998 г. он составил 4,4% от всех пассивов банков.

Значительный удельный вес в структуре банковских пассивов принадлежит средствам до востребования юридических лиц (10,2%), срочным депозитам и кредитам, полученным от других банков, в том числе от НБУ, средствам государственного и местных бюджетов (37,8% общей суммы привлеченных средств). Однако бюджетные средства размещены лишь в пяти крупных банках.

5. Структура кредитных вложений банковской системы характеризуется значительной долей кредитов НБУ правительству, незначительными долями кредитов на производство и долгосрочное кредитование. При этом кредиты НБУ правительству страны составляют около 50 процентов всех кредитных вложений в экономику Украины.

Коммерческие банки на первом этапе своей деятельности ориентировались на кредитование быстро окупаемых торгово-закупочных операций негосударственного сектора экономики. В производство было вложено до 4 процентов общего объема предоставленных кредитов, поскольку предприятиям невыгодно брать кредиты под высокие проценты.

В условиях высокого уровня инфляции долгосрочное кредитование в 1993 г. снизилось до 3 процентов от общей суммы кредитных вложений, а в 1994 г. -- до 1,9 процента.

В 1996--1997 гг. вследствие снижения уровня инфляции и процентной ставки были созданы долее благоприятные условия для кредитной деятельности банков. В результате на 1 января 1998 г. общая сумма предоставленных кредитов субъектам хозяйствования составила 9295,5 млн грн., что на 38% больше, чем на 1 января 1997 г. Удельный вес предоставленных кредитов коммерческими банками в 1997 г. составил. 24% общей суммы активов. Однако для развития долгосрочного кредитования украинским банкам по-прежнему не хватает собственных ресурсов и эффективных бизнес-программ. Поэтому долгосрочное кредитование в Украине -- преимущественно удел крупных банков, имеющих доступ к бюджетной статье "Финансирование капитальных вложений" или к кредитным линиям ЕБРР под гарантию государства. Большая часть украинских банков предоставляет клиентам, как правило, краткосрочные рискованные услуги.

В кредитовании экономики принимает участие иностранный капитал. Так, программа ЕБРР предусматривает предоставление займов в размере от 100 тыс. до 2,5 млн евро на реализацию проектов в сфере промышленного производства, строительства, торговли, сельского хозяйства, транспорта. ЕБРР предоставил кредит в размере 100 млн евро на поддержку малого бизнеса. Кредитование осуществляется чрез ведущие коммерческие банки страны. С 1999 г. на эти цели выделено еще 100 млн евро.

6. С конца 1994 г. в банковской и кредитной системах начали развиваться кризисные явления. Так, сумма просроченной задолженности предприятий и организаций на конец 1994 г., по данным НБУ, составляла 170,1 трлн крб., в том числе 154,5 трлн крб. -- задолженность между предприятиями и 15,6 трлн крб. -- между коммерческими банками. Одной из мер для разрешения платежного кризиса, которую пытается применить НБУ, является использование векселей. В 1995 г. прекратили свою деятельность 20 коммерческих банков и более 50 филиалов. Кризис охватил большие коммерческие банки "первой волны" (ИНКО, "Возрождение", Лесбанк и др.). С конца 1994 г. начался "трастовый кризис".

В 1997 г. наметились положительные сдвиги в деятельности банковской системы, которые проявились прежде всего в повышении качества "кредитных портфелей". Если к началу 1996 г. банковская система имела 26% просроченных и пролонгированных кредитов, то к началу 1997 г. их доля снизилась до 20%, в том числе доля просроченных кредитов -- 10,4%), а к началу 1998 г. удельный вес просроченных кредитов в общей сумме предоставленных снизился до 8,7%.

Однако банковская система остается еще нестабильной вследствие нестабильности социально-экономической ситуации в Украине в целом. За период с 1992 г. из Книги регистрации банков изъято 42 банка, из них в 1997 г. -- 10. По состоянию на 1 января 1998 г. 62 банка отнесены к категории проблемных, 23 из них работают в режиме финансового оздоровления, 40 -- в стадии ликвидации.

7. Мировой финансово-валютный кризис, развернувшийся во второй половине 1997 г., затронул со второй половины 1998 г. и Украину, которой вследствие еще слабого включения в мировую экономическую систему довольно успешно удалось его преодолеть.

В целом же только преодоление экономического кризиса в стране может стать надежной основой стабилизации банковской системы Украины.

4. Страховая система

Страховая система представляет собой совокупность форм страхового фонда во взаимосвязи с экономическими отношениями по поводу формирования и использования этого фонда для осуществления страховой защиты потерпевших от случайных, опасных для здоровья и (или) материального благополучия событий как физических, так и юридических лиц, создавая благоприятные условия для непрерывного процесса общественного воспроизводства. Она включает в себя совокупность форм, видов и методов страхования, а также страховые организации и институты в их взаимодействии.

В процессе исторического развития страхования страховой фонд проявил себя в трех основных организационных формах:

- фонд самострахования;

- централизованный государственный страховой (резервный) фонд;

- страховой фонд страховщика.

Самострахование предполагает формирование в децентрализованном порядке определенного обособленного фонда, как правило, в натуральной форме. Примером его могут служить фуражный и семенной фонд в сельском хозяйстве или запасы продовольствия в любом домашнем хозяйстве в период преимущественно натурального производства. В условиях перехода к рыночному хозяйству эта форма самострахования модифицируется в фонд риска производителя товаров и услуг. Этот фонд может принимать как денежную, так и натуральные формы. Его предназначение состоит в том, чтобы в условиях нестабильности, особенно свойственной переходным экономическим системам, обеспечить субъектам хозяйствования возможность непрерывно функционировать, избегая производственных и финансовых срывов. Порядок формирования и использования этого страхового фонда, как правило, регламентируется уставом предприятия.

Централизованный государственный страховой (резервный) фонд формируется за счет общегосударственных ресурсов, принимает натуральную (стратегические запасы государства) и денежную (централизованные государственные финансовые резервы) формы и предназначается для возмещения ущерба, причиненного сложными технологическими авариями, значительными стихийными бедствиями, эпидемиями и т. п.

Страховой фонд страховщика -- децентрализованный фонд, который формируется за счет средств страхователей, т. е. тех, кто застрахован, и предназначается для возмещения им ущерба или выплаты страховых сумм страховщиком, т. е. тем, кто осуществляет страхование.

В основе страхования лежит страховой риск. Где нет риска, нет потребности в страховании. Но не всякий риск может быть объектом страхования. Страховой риск обязательно имеет вероятностный, случайный характер. Поэтому страхованию подлежит риск, по которому можно оценить вероятность страхового события, размер ущерба, рассчитать цену страховой услуги и возможную часть страхового возмещения.

Нестраховые риски -- события, которые тоже сопровождаются определенными потерями для потерпевшего, но они не подлежат страхованию чаще всего из-за отсутствия страховщика, желающего взять на себя обязательства по покрытию убытков при наступлении отмеченных выше событий. Это, как правило, события, вероятность наступления которых нельзя надлежащим образом оценить, а также нельзя доказать, имел ли место страховой случай. По таким рискам нельзя определить размер убытков и, соответственно, цену страховой услуги.

Формирование и функционирование страхового фонда страховщика основывается на следующих принципах:

1) вероятностный характер страховых событий влияет на величину страховых платежей (цену страховой защиты);

2) общая закономерность здесь проявляется через огромное количество страховых случаев, что обусловливает необходимость рассчитывать себестоимость страховой услуги применительно ко всей страховой совокупности;

3) возвратность средств, проявляющаяся в том, что средства, собранные страховщиком для выплат страхового возмещения, возвращаются, но не каждому страхователю, принимающему участие в формировании этого фонда, а только пострадавшим от страховых событий в период действия страхового договора;

4) замкнутая раскладка ущерба между участниками формирования страхового фонда в пространстве и во времени.

Пространственная раскладка ущерба означает, что распределение ущерба между страхователями осуществляется по принципу: "С миру по нитке -- голому рубашка". Временная раскладка ущерба основывается на осознании страховщиком того, что благоприятные годы применительно к определенным страховым событиям -- явление преходящее. Они сменяются годами, богатыми на страховые события. Для того чтобы страховщик оказался готовым возмещать убытки в неблагоприятные годы, он должен в благоприятные периоды резервировать часть страхового фонда.

Страховые отношения складываются между страховщиками, страхователями и страховыми посредниками. Страховщики -- юридические лица (акционерные, полные, коммандитные общества либо общества с дополнительной ответственностью), которые получили лицензию, дающую им право заниматься страховой деятельностью. Страхователи -- юридические лица и дееспособные граждане, которые заключили со страховщиками договоры по страхованию своего собственного интереса или интереса третьего лица, платят страховые премии (взносы) и имеют право по договору (при добровольном страховании) или по закону (при обязательном страховании) на получение компенсации (возмещения) при наступлении страхового события.

Функции посредников между страховщиками и страхователем выполняют чаще всего страховые агенты и страховые брокеры. Страховые агенты -- физические или юридические лица, действующие от имени и по поручению страховщика и представляющие его интересы. Страховые брокеры -- физические или юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке субъектом предпринимательской деятельности и действующие на страховом рынке от своего имени, представляя интересы страхователя и страховщика. Страхователи, страховщики и посредники взаимодействуют между собой в условиях страхового рынка.

Страховой рынок -- это специфическая среда экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируется спрос и предложение этой услуги. Предлагают страховые услуги: страховщики, заключающие договоры страхования непосредственно со страхователями; перестраховщики, принимающие за определенное вознаграждение часть рисков, взятых на себя непосредственно страховщиками; посредники между страховщиками и страхователями, а также между страховщиками и перестраховщиками.

Наиболее четко сущность страхования проявляется через его функции -- компенсационную, репрессивную и превентивную.

Содержание компенсационной функции проявляется в том, что по мере развития рыночных отношений возрастает степень риска и, следовательно, возрастает общественная потребность в средствах ограничения рисков и выработке механизма защиты пострадавших от рисковых ситуаций.

Реализация этой функции предполагает формирование страхового фонда за счет средств страхователей и использование его для возмещения ущерба пострадавшим страховых событий. В зависимости от того, какую форму формирования страхового фонда предпочли страхователи, проявляются особенности компенсационной функции. К примеру, самострахование дает возможность в экстремальных ситуациях иметь запасы товарно-материальных ценностей, и в этом его преимущество. Но оно имеет весьма ограниченные возможности, если речь идет о больших потерях, поскольку возможности самого хозяйства сделать запасы отнюдь не беспредельны. Более того, сам запас, сделанный хозяйством в натуральной форме, может быть поврежден или уничтожен каким-либо стихийным бедствием.

Свойственное развитым рыночным отношениям страхование, осуществляемое предпринимателями-страховщиками, формирует страховой фонд страховщика за счет предприятий, организаций, учреждений, отдельных граждан. Этот фонд имеет только денежную форму и поэтому компенсирует убытки пострадавшим участникам не в форме товарно-материальных ценностей, а только в денежной форме Преимуществом такого способа защиты интересов страхователей является распределение убытков среди большого количества участников, что значительно облегчает тяже потерь пострадавших. Недостатком этой формы является то, что денежная форма компенсации ущерба не обеспечивает в полной мере непрерывность воспроизводственного процесса. Следует подчеркнуть при этом, что для общества в целом потери, причиненные многими страховыми событиями, являются безвозвратными (сгорел дом, взорвался самолет, селевой поток снес с лица земли селение, землетрясение разрушило его и т. п.). И поэтому страхование не ограничивается выполнением компенсационной функции, которая направлена прежде всего на борьбу с последствиями страхового события.

Страхование призвано также выполнять репрессивную функцию, направленную на пресечение наступившей опасности, ограничение ее разрушающей силы (борьба с пожаром наводнением, эпидемией и т. п.). И, наконец, превентивная функция страхования стоит в предупреждении наступления страхового события (противопожарные мероприятия, упреждение дорожно-транспортных происшествий, эпидемий и т. д.).

Чаще всего превентивная и репрессивная функции используются одновременно. Например, биржи труда, центры занятости, информационные бюллетени, телеинформация о вакантных рабочих местах и желающих получить работу способствуют соблюдению спроса и предложения на рынке труда и имеют своей целью предотвращать опасность безработицы. Вместе с тем безработица как явление существующее требует координальных мер: организации системы переподготовки кадров, повышения квалификации, выдачи пособий на переезд безработных в те регионы, где существует дефицит рабочей силы, и т. п.

Исторически человечество раньше стало пользоваться репрессивными методами значительно позже -- превентивными. Объясняется это тем, что выполнение управительной функции требует достаточно высокого уровня научных знаний, технологических возможностей и значительных финансовых ресурсов. Очень часто, понимая превосходство превенции над репрессией, человечество или отдельные субъекты отказываются от нее, поскольку экономически не могут себе это позволить.

Страхование имеет определенное сходство с кредитными, торговыми операциями, игровыми действиями, что обусловливает необходимость рассмотрения его и в аспекте.

Иногда страхование рассматривают как игру, где тот, кто пострадал от несчастья выиграл, а тот, кто нет, -- проиграл, так как тот, кто внес в страховой фонд получил возмещение благодаря тому, что многие, сделавшие аналогичные или большие взносы, безвозвратно потеряли их. Такая точка зрения основана на том, что денежная игра по сути -- обогащение одного лица за счет другого вследствие не зависящих от игроков случайностей. Ее придерживался немецкий экономист Германн.

Французский ученый Ребуль смотрел на эту проблему несколько иначе. Играет тот, считает он, кто не принимает никаких мер против вероятной потери имущества в результате пожара или трудовой энергии в результате болезни. Кто страхуется, тот пытается устраниться от игры случая.

На самом деле между игрой и страхованием, как отмечает наш соотечественник К. Г. Воблый, существует сходство, но они существенно отличаются друг от друга. Сходство между ними состоит прежде всего в том, что игра и страхование основаны на законах больших чисел, случайных, носящих вероятностный характер явлениях. Коренное отличие между ними -- в цели. Цель игры -- выигрыш одного за счет проигрыша многих. Цель страхования -- защита попавшего в тяжелое положение субъекта за счет раскладки убытков между многими, и чем больше заботящихся о предотвращении случайных опасных событий, тем дешевле будет им стоить страховая защита.

Страхование по своему содержанию имеет сходство со сбережениями. Например, страхование на долголетие или на случай смерти предполагает единоразовый или рассроченный по годам взнос в виде страховой премии, которая в случае окончания страхового договора возвращается страхователю, а в случае смерти -- его наследникам с процентами.

Подобное сходство со сбережениями в имущественном страховании и в страховании ответственности отсутствует, ибо застраховавший свое имущество (ответственность) и уплативший страховщику премию не претендует на возвращение своих взносов, если за период действия договора не произошло страхового события. Здесь нет возврата накопленных взносов, как это происходит при сбережениях.

Существует различие между сбережением и страхованием даже в накопительной его форме. Оно состоит в том, что каждый субъект, осуществляющий сбережения в кредитном учреждении, имеет свой личный счет, куда он может вносить новые суммы и волен изымать их по частям или полностью. Страхователь такой возможности не имеет. Он не может изъять свои взносы в полном объеме, когда ему захочется. Страховой договор и обязательства обусловливают возможность их получения по истечении срока договора. Страховые платежи, в отличие от накопительных счетов в банках, теряют свой индивидуальный характер и служат для возмещения убытков каждого из участников страхования.

Еще одно важное отличие страхования от сбережений состоит в том, что отдельное лицо (юридическое или физическое) для того, чтобы накопить денежный капитал в определенном размере для реализации своих конкретных целей, должно определенное время формировать этот фонд. И если, например, для того чтобы купить автомобиль за 10 тыс. ден. ед., гражданин должен в течение 5 лет вносить в банк по 2 тыс. ден. ед., а он умер после первого взноса, то его наследники получат всего 2 тыс. ден. ед. Если же страхователь застраховал жизнь на 20 лет на 10 тыс. ден. ед., а умер сразу же после внесения своего первого взноса, его наследники получат все 10 тыс. ден. ед., т. е. всю страховую сумму. В этом состоит отличие страхования от кредита.

Страховые операции имеют определенное сходство с торговыми операциями. Это сходство проявляется в том, что страховые услуги -- товар страхового рынка. Страховые платежи -- плата за оказание страховых услуг. Но и здесь страхование как особая разновидность человеческой деятельности имеет свою специфику. Купля-продажа в торговле предполагает, что собственник денег и собственник товара (услуги) меняются местами, если акт купли-продажи состоялся. В страховании страхователь, который платит за страховую защиту, может этой услугой и не воспользоваться. Здесь имеет место действительно солидарная ответственность за потери участников страхования.

Итак, несмотря на то, что страхование -- звено финансовой системы, оно имеет свои особенности, которые обусловливают необходимость его более тщательного изучения. Объектами страхования выступают имущественные интересы, связанные:

- с жизнью, здоровьем, трудоспособностью, дополнительной пенсией страхователя, т. е. застрахованного (личное страхование);

- с владением, распоряжением и пользованием имуществом (имущественное страхование);

- с возмещением причиненного страхователем ущерба третьим лицам или их имуществу (страхование ответственности).

Каждый из перечисленных видов страхования имеет сложную структуру и особенности. Конкретизация подвидов страховых услуг, предлагаемых страховщиком страхователю, определяется правилами, вырабатываемыми самим страховщиком на той основе, что он может заниматься только теми видами страхования, которые определены в лицензии.

По форме страхование бывает добровольное (свободное) и обязательное (принудительное) .

Обязательное страхование как в области государственного социального страхования, так и в индивидуальном страховании обусловливается рисками, связанными с жизнью, потерей трудоспособности либо с возникновением таких убытков, которые не могут быть возмещены отдельным лицом (авиакатастрофы, сложные дорожно-транспортные происшествия, большие пожары и т. п.).

Обязательное страхование регламентируется Законом Украины "О страховании". Оно основано на следующих принципах:

1) законодательство определяет перечень объектов, подлежащих обязательному страхованию, и механизм его реализации",

2) сплошной охват всех объектов обязательного страхования без заявления страхователя, так как регистрация объекта уже есть основанием для того, чтобы он автоматически был охвачен страхованием;

3) безусловное действие обязательного страхования, независимо от нарушения сроков страховых платежей",

4) обязательное имущественное страхование не ограничено временем. Оно теряет силу только при гибели имущества;

5) для личного страхования обязательность теряет свою силу только с изменением статуса лиц, подлежащих по закону обязательному страхованию;

6) страховое обеспечение по обязательному страхованию строго нормировано. Как правило, эти нормы устанавливают либо в процентах от страховой суммы, либо в денежных единицах на один объект.

Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страховщиком и страхователем. Этой формой охватываются те юридические и физические лица, которые не подлежат обязательному страхованию и хотят застраховаться.

Составляющей страховой системы являются страховые организации:

- страховые общества;

- союзы, ассоциации, пулы и другие объединения;

- общества взаимного страхования;

- страховые агенты и брокеры;

- перестраховочные компании;

- страховые бюро;

Комитет по надзору за страховой деятельностью.

Страховые общества (компании) в условиях рынка осуществляют свою деятельность двояко: в форме собственно страховой и коммерческой. Собственно страховая деятельность страховых компаний нацелена на предоставление страховой защиты своим клиентам. Сама по себе страховая деятельность не запрограммирована на прибыль. В целях расширения страхового поля (привлечения все большего числа страхователей) страховщик может отказаться от включении прибыли в структуру тарифа по тем или иным видам страховых услуг. Конкуренция страховщиков на страховом рынке вынуждает их идти на значительное сокращение тарифов, что делает некоторые страховые операции убыточными или низкодоходными. Сказанное отнюдь не означает, что сами страховые операции не могут приносить достаточно высокую прибыль. Например, страхование от катастрофических рисков может длительный период быть высокодоходным, если в течение этого времени не было катастрофических страховых событий. Но одно сильное землетрясение, произошедшее раз в 20 лет, потребует от страховщика, занимающегося страхованием этих рисков, колоссальных затрат, мобилизации ресурсов из других источников с целью реализации возможности компенсировать убытки застрахованным пострадавшим. В конечном итоге страховой фонд имеет предназначение возмещать потери и возвращать страховые суммы страхователям (застрахованным).

Тот факт, что от момента поступления премий, перечисленных страхователями на счет страховщика, до момента их выплаты в качестве страховых сумм и страховых возмещений проходит время, определенное страховым договором (или законом), а сам срок страхования может быть весьма продолжительным (5 -- 25 лет), а иногда пожизненным в личном страховании и бессрочным -- в имущественном, страховщик эти временно свободные от страховых обязательств фонды может отдавать в ссуду, осуществлять прямое инвестирование, участвовать в других коммерческих операциях. Коммерческая деятельность страховщика имеет своей целью получение прибыли. Законодательство страны определяет границы экономической свободы страховщика относительно того, куда он может размещать страховые средства. Главным требованием при этом, как правило, является размещение страховых резервов с учетом прибыльности, ликвидности и диверсификации. В Законе Украины "О страховании" отмечается, что страховые резервы могут быть представлены активами следующих категорий:

- денежные фонды на расчетном счете;

- банковские вклады (депозиты);

- недвижимое имущество;

- ценные бумаги, эмитируемые государством;

- права требований к перестраховщикам;

- долгосрочные инвестиционные кредиты (для резервов по страхованию жизни);

- наличные деньги в кассах в размере лимитов остатков кассы, установленных НБУ.

Резервы по страхованию жизни могут использоваться для долгосрочного кредитования жилищного строительства, в том числе индивидуального строительства в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Закон Украины запрещает страховщикам осуществлять другие виды кредитной деятельности, кроме отмеченных в Законе. В то же время, например, по нормам британского законодательства нет никаких ограничений применительно сфер размещения страховых резервов. Страховщик может инвестировать свои средства в любой вид имущества, рыночная цена которого может быть определена.

Страховые общества могут объединяться в союзы, ассоциации, пулы и др. объединения для координации деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, если их образование не противоречит законодательству. Они не имеют права заниматься страховой деятельностью.

Общества взаимного страхования создаются на основе добровольного объединения денежных средств на паевых началах. Их цель -- обеспечение страховой защиты своих членов на наиболее выгодных условиях.

Перестраховочные компании -- организации, которые специализируются не на выполнении прямых страховых операций, а на принятии в перестрахование (цессию) части крупных рисков прямых страховщиков за определенное вознаграждение и на целях расширения страхового поля (привлечения все большего числа страхователей) страховщик может отказаться от включении прибыли в структуру тарифа по тем или иным видам страховых услуг. Конкуренция страховщиков на страховом рынке вынуждает их идти на значительное сокращение тарифов, что делает некоторые страховые операции убыточными или низкодоходными. Сказанное отнюдь не означает, что сами страховые операции не могут приносить достаточно высокую прибыль. Например, страхование от катастрофических рисков может длительный период быть высокодоходным, если в течение этого времени не было катастрофических страховых событий. Но одно сильное землетрясение, произошедшее раз в 20 лет, потребует от страховщика, занимающегося страхованием этих рисков, колоссальных затрат, мобилизации ресурсов из других источников с целью реализации возможности компенсировать убытки застрахованным пострадавшим. В конечном итоге страховой фонд имеет предназначение возмещать потери и возвращать страховые суммы страхователям (застрахованным).

Тот факт, что от момента поступления премий, перечисленных страхователями на счет страховщика, до момента их выплаты в качестве страховых сумм и страховых возмещений проходит время, определенное страховым договором (или законом), а сам срок страхования может быть весьма продолжительным (5 -- 25 лет), а иногда пожизненным в личном страховании и бессрочным -- в имущественном, страховщик эти временно свободные от страховых обязательств фонды может отдавать в ссуду, осуществлять прямое инвестирование, участвовать в других коммерческих операциях. Коммерческая деятельность страховщика имеет своей целью получение прибыли. Законодательство страны определяет границы экономической свободы страховщика относительно того, куда он может размещать страховые средства. Главным требованием при этом, как правило, является размещение страховых резервов с учетом прибыльности, ликвидности и диверсификации. В Законе Украины "О страховании" отмечается, что страховые резервы могут быть представлены активами следующих категорий:

-денежные фонды на расчетном счете;

- банковские вклады (депозиты);

- недвижимое имущество;

- ценные бумаги, эмитируемые государством;

- права требований к перестраховщикам;

- долгосрочные инвестиционные кредиты (для резервов по страхованию жизни);

- наличные деньги в кассах в размере лимитов остатков кассы, установленных НБУ.

Резервы по страхованию жизни могут использоваться для долгосрочного кредитования жилищного строительства, в том числе индивидуального строительства в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Закон Украины запрещает страховщикам осуществлять другие виды кредитной деятельности, кроме отмеченных в Законе. В то же время, например, по нормам британского законодательства нет никаких ограничений применительно сфер размещения страховых резервов. Страховщик может инвестировать свои средства в любой вид имущества, рыночная цена которого может быть определена.

Страховые общества могут объединяться в союзы, ассоциации, пулы и др. объединения для координации деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, если их образование не противоречит законодательству. Они не имеют права заниматься страховой деятельностью.

Общества взаимного страхования создаются на основе добровольного объединения денежных средств на паевых началах. Их цель -- обеспечение страховой защиты своих членов на наиболее выгодных условиях.

Перестраховочные компании -- организации, которые специализируются не на выполнении прямых страховых операций, а на принятии в перестрахование (цессию) части крупных рисков прямых страховщиков за определенное вознаграждение и на передаче их в ретроцессию (страхование). Страховщики Украины обязаны перестраховывать взятые на себя риски, если страховая сумма по отдельным объектам и видам страхования превышает 10% суммы оплаченного уставного фонда и созданных страховых резервов. При этом страховщик, передавший риск на определенную сумму перестраховщику, остается ответственным в полном объеме перед страхователем. Он даже не обязан информировать страхователя о передаче риска в перестрахование. Перестраховщик же обязан выплатить возмещение страховщику пропорционально его доли участия при условии, что тот выплатил это возмещение страхователю. Перестрахование позволяет через вторичное перераспределение рисков брать на страхование дорогие риски, формируя сбалансированный страховой портфель, способствует внедрению и распространению новых видов страхования.

Примером страхового бюро в Украине служит моторное (транспортное) страховое бюро. Это юридическое лицо, которое содержится за счет средств страховщиков, получивших разрешение заниматься страхованием ответственности собственников транспортных средств за вред, причиненный третьим лицам, по условиям, предусмотренным международными договорами Украины по данному виду страхования.

Комитет по надзору за страховой деятельностью осуществляет государственный надзор за страховщиками в целях выполнения участниками страхового рынка страхового законодательства Украины, эффективного развития рынка страховых услуг.

Комитет по надзору за страховой деятельностью выполняет следующие функции:

1) ведение единого государственного регистра страховщиков (перестраховщиков);

2) выдачу лицензий;

3) контроль за платежеспособностью страховщиков применительно готовности их выполнять свои обязательства перед страхователями;

4) разработку и внедрение правил формирования, размещения и учета страховых резервов;

5) разработку нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности;

6) обобщение практики страховой деятельности с целью разработки предложений по совершенствованию страхового законодательства;

7) участие в осуществлении мероприятий по повышению квалификации кадров для страховой деятельности.

Страховой рынок как часть финансовой системы подлежит государственному регулированию и контролю в связи с важностью его для обеспечения стабильности общественного воспроизводственного процесса. Кроме отмеченных выше функций, которые выполняет Укрстрахнадзор, государственное регулирование осуществляется также посредством законодательного обеспечения функционирования страховой деятельности, установления объектов обязательного страхования, специальной налоговой политики, определения порядка заключения, обслуживания и прекращения действия договоров, разрешения возникающих споров и т. п.

На начало 1998 г. страховой рынок Украины был представлен 224 страховыми компаниями. Наибольший удельный вес в отраслевой структуре страхового рынка пришелся на добровольное страхование имущества -- 54%. Негосударственное обязательное страхование составило 18%; добровольное личное -- 12%; добровольное страхование ответственности -- 7%; добровольное страхование жизни -- 5%; государственное обязательное страхование -- 4%.

Наиболее серьезные проблемы развития страхового рынка в Украине состоят в недостаточном использовании инвестиционных возможностей страховщиков; в устойчивой тенденции к самоликвидации страховых компаний, занимающихся страхованием жизни; в препятствиях, связанных с законодательством применительно к поэтапному внедрению обязательного страхования ответственности собственников транспортных средств, депозитов, пенсий.

5. Валютная система

Валютная система -- это совокупность форм денежных расчетов и финансово-кредитных инструментов организации валютных отношений. Различают национальную, международную (региональную) и мировую валютные системы.

Национальная валютная система -- совокупность форм и инструментов организации валютных отношений в данной стране и с другими странами и международными экономическими и политическими структурами. Национальная валюта имеет такие элементы:

1) национальная валюта -- денежная единица страны;

2) состав, режим формирования и использования валютных средств, прежде всего золотовалютных резервов;

3) валютный паритет и режим курса национальной валюты;

4) режим оборачиваемости национальной валюты и характер валютных ограничений;

5) формы и организация международных расчетов;

6) статус национальных учреждений, которые регулируют валютные отношения, и др.

Валютными средствами, ценностями страны согласно Закону Украины "О внешнеэкономической деятельности" являются: во-первых, наличная иностранная валюта; во-вторых, платежные документы (чеки, векселя, тратты, депозитные сертификаты, аккредитивы и др. в иностранной валюте); в-третьих, ценные бумаги (акции, облигации, купоны к ним, боны, векселя и др.) в иностранной валюте; в-четвертых, золото и другие драгоценные металлы в виде слитков, пластин и монет, а также сертификаты, облигации, гарантии и другие ценные бумаги, номинал которых выражен в золоте, драгоценных камнях.

К иностранной валюте относятся:

1) наличная валюта, денежные знаки (банкноты, билеты государственного казначейства, монеты), которые находятся в обращении и являются законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на денежные знаки, находящиеся в обращении;

2) платежные документы в денежных единицах иностранных государств и международных расчетных единицах;

3) средства в денежных единицах иностранных государств, международных расчетных единицах и в действующей на территории Украины валюте со свободной конверсией (обменом), которые находятся на счетах и поступлениях в банковско-кредитных учреждениях на территории Украины и за ее пределами.

Национальная валютная система юридически определяется национальным законодательством с учетом норм международного права. Ее назначение состоит в обеспечении расчетно-платежных операций экономических субъектов страны с внешним миром, наполнении золотовалютных резервов, регулировании сотрудничества в сфере международных экономических отношений.

Международная (региональная) валютная система -- это форма организации валютных отношений группы стран с целью содействия их внешнеэкономическим отношениям путем стабилизации валютных курсов. Примером может служить сначала Европейская валютная система, а затем единая общая валюта стран -- членов ЕС. Она включает такие основные элементы:

- обязательства стран -- участниц системы поддерживать колебания валютного курса своих национальных валют в пределах установленного диапазона;

- создание специальной европейской единицы (ЭКЮ), а затем евро;

- предоставление кредитной и финансовой помощи правительствам стран -- членов ЕС, когда они не имеют финансовых возможностей поддерживать курс своей национальной валюты на согласованном уровне. Представление такой помощи может осуществляться на двух- и многосторонней основе. С этой целью был создан Европейский фонд валютного сотрудничества, на основе которого в 1999 г. был создан Центральный европейский банк.

Мировая валютная система -- это форма организации международного денежного обращения, которая сложилась на основе развития мирового хозяйства и закреплена межгосударственными соглашениями. Она имеет такие элементы: а) структуру международных ликвидных (свободно превращаемых в наличность) средств, с помощью которых осуществляются международные расчеты (валюта, золото);

б) механизм валютных паритетов и курсов;

в) условия взаимного конвертирования (обмена) национальных валют;

г) формы международных денежных расчетов;

д) особенности формирования и функционирования международных валютных рынков и мировых рынков золота;

е) статус межгосударственных валютно-кредитных организаций, которые регулируют международные валютные отношения.

Страны -- члены МВФ используют при расчете искусственную валюту -- специальные права заимствования (SDR -- от англ. Special Drawing Rights). Впервые SDR как расчетная валюта (без реальных наличных денежных знаков) были выпущены в январе 1970 г., с учетом второго выпуска в 1979--1981 гг. в настоящее время насчитывается 21,3 млрд SDR. Первоначально, до 1974 г., курс SDR определялся по официальному золотому содержанию, приравненному к доллару США (0,888 г); с 1 июля 1974 г. -- по валютной корзине сначала 16, а с января 1981 г. -- пяти основных национальных валют (доллара США, марки ФРГ, японской иены, французского франка, английского фунта стерлингов). Это валюта стран, на которые приходится наибольшая доля мирового экспорта товаров и услуг и которые имеют наибольшую долю в официальных резервах государств -- членов МВФ.

Распределение SDR осуществляется пропорционально квоте стран в МВФ. Размер квот государств -- членов МВФ определяется с учетом экономического потенциала стран, их места в мировых хозяйственных связях, размеров золотовалютных резервов и некоторых других факторов. Поскольку эти критерии со временем изменяются, размеры квот пересматриваются с интервалами не более 5 лет. Квота Украины в МВФ составляет 0,69, или 997 млн SDR. Квота США в МВФ составляет 18,25; Великобритании -- 6,10; ФРГ - 5,67; Японии - 5,67; Канады - 2,97; России - 2,97.

Постепенно SDR превратились в международные резервные и платежные средства и широко используются странами -- членами МВФ для пополнения своих валютных резервов и сравнения стоимости разных валют.

Одними из главных элементов валютной системы являются инструменты регулирования международных расчетов. В международной практике существовали такие разновидности этих инструментов:

двойной стандарт (биметаллизм), который предусматривал использование двух драгоценных металлов (золота и серебра);

золотой стандарт, который предусматривал использование золота определенного веса и чистоты, свободную чеканку монет, свободное их обращение и обмен на другие валюты, поддержание паритета неполноценных денег с золотом;

золотослитковый стандарт, при котором использовались не монеты, а слитки золота, а регулированию подлежали только сделки в больших размерах;

золотодевизный стандарт, когда основным инструментом регулирования международных расчетов становятся заменители золота (девизы); в качестве таковых выступили некоторые национальные и коллективные валюты;

девизный (валютный) стандарт, когда состоялась демонетизация золота. Национальные валюты, которые свободно обмениваются на другие национальные валюты и международные платежные средства по действующему курсу, называются конвертируемыми, а соответственно те, которые неспособны к такому обмену, -- неконвертируемыми.

Различают конвертируемость валюты полную и частичную, внутреннюю и внешнюю, по текущим операциям и по переводам капиталов и кредитов.

Полная конвертируемость означает свободный обмен на иностранную валюту для всех категорий собственников в любой форме и при всех операциях без ограничения суммы. Такое свойство имеют валюты стран с высокоразвитой рыночной экономикой, устойчивым денежным механизмом, широкими экономическими связями и идентичностью условий национального рынка с мировым.

При частичной конвертируемости обмен разрешается только для определенных собственников или по определенным видам операций, а при внутренней конвертируемости осуществляются свободный обмен национальной валюты на иностранную для резидентов (юридических и физических лиц данной страны) и свободные платежи их за границей. Внешняя конвертируемость означает свободное накопление валюты на счетах нерезидентов (юридических и физических лиц других стран), перевод ее за границу или конверсию в другую валюту.

Конвертируемость по поточным операциям означает, что национальная валюта свободно обменивается только для обеспечения повседневной внешнеэкономической деятельности участников международных экономических отношений (торговля, страхование, транспорт, туризм и т. п.).

Высшей и более сложной для обеспечения является конвертируемость валюты по операциям, связанным с переводом капиталов и кредитов.

В современной практике полностью конвертируемыми являются валюты наиболее развитых стран мира -- США, Германии, Великобритании, Франции, Японии др. Валюты многих стран конвертируются частично (больше всего ограничений вводится по операциям, связанных с переводом капитала).

Использование национальной валюты как международного платежного средства дает стране-эмитенту значительные преимущества, поскольку она может форсировать импорт в масштабах, превышающих объемы собственного экспорта, покрывая дефицит платежного баланса эмиссией национальной валюты.

Валюта бывшего СССР была неконвертируемой. Для международных расчетов использовался инвалютный рубль. С целью достижения соответствия цен на внешнем рынке с внутренними была введена система валютных коэффициентов относительно валют и групп товаров. Количество таких валютных коэффициентов достигало 10 тыс. При этом официально 1 долл. США равнялся 0,62 руб. с колебаниями, а на неразвитом "черном рынке" -- 3 руб.

Обеспечение полной конвертируемости национальной валюты Украины является важной экономической задачей. Первым шагом к полной конвертируемости является достижение стабильности обменного курса. Эта стабильность сначала проявляется как относительная стабильность по отношению к твердым иностранным валютам (курсы которых также меняются). Для достижения стабильности обменного курса следует иметь:

1) устойчивое превышение экспорта над импортом;

2) стабилизацию денежного обращения и ограниченную эмиссионную политику внутри страны;

3) приток иностранных кредитов и инвестиций в Украину;

4) формирование золотовалютного резерва -- официального запаса золота и иностранной валюты. Валютные резервы существуют в виде инвалютных депозитов в банках других стран, вложений в иностранные государственные ценные бумаги, запасов (авуаров) в иностранной валюте и запаса золота в распоряжении Национального банка. С декабря 1994 г. средства официальных валютных резервов НБУ были переведены с корреспондентских счетов в уполномоченных банках Украины на собственные корреспондентские счета НБУ, открытые в иностранных банках.

В современных условиях в основу курсов валют положено соотношение их покупательных способностей относительно определенного набора (корзины) товаров и услуг. Такие соотношения формируют паритет покупательной способности валют. Однако целый ряд факторов может обусловливать значительные отклонения валютных курсов от отмеченной основы.

Наиболее действенным среди них является изменение спроса и предложения иностранной валюты в стране, которое определяется прежде всего изменением состояния ее платежного баланса. Если активное сальдо баланса растет, то увеличиваются поступление в страну иностранной валюты и ее предложение по сравнению со спросом на валютном рынке. Это приведет к росту курса национальной валюты. И, наоборот, если состояние платежного баланса ухудшается, опережающими темпами будет расти спрос на инвалюту, что приведет к падению курса национальной валюты.

Состояние же платежного баланса определяется многими факторами: изменением структуры производства, конкурентоспособностью национальной продукции, конъюнктурой внутреннего и международного рынков и т. п. Если при этом в стране существуют ограничения на операции с иностранной валютой, то возникает несколько курсов иностранной валюты.

Во время продажи и покупки иностранной валюты банки дифференцируют уровни курсов: курс продавца устанавливается выше, чем курс покупателя. Эта разница обеспечивает банкам прибыль от валютных операций (маржу).

Современная мировая валютная система (валютная система мирового хозяйства) приобрела законодательную силу с апреля 1978 г., когда большинство стран -- членов МВФ ратифицировали соглашение, в котором были зафиксированы основные принципы новой мировой валютной системы. Эти принципы приняты на совете Временного комитета МВФ в начале 1976 г. на Ямайке.

Особенность современной мировой валютной системы состоит в том, что она впервые в истории своего развития основывается не на золоте, а на обращении бумажных и кредитных денег. Окончательно происходит демонетизация золота, т. е. ликвидация его официальных денежных функций. Бумажные и кредитные деньги утратили прямую связь с золотом. Последнее превращается в обычный товар, цена которого в соответствии с законом стоимости зависит от издержек производства и соотношения спроса и предложения на золотых рынках. Единственной валютой, которая обменивалась на золото до 1971 г., был доллар США, но лишь при расчетах между центральными банками и в ограниченных размерах. С 1976 г. в международных расчетах действует девизная система, при которой ни одна из национальных валют, включая доллар США, не разменивается на золото.

Демонетизация золота, потеря им роли мировых денег сопровождались кардинальными изменениями в системе и механизме валютных курсов. Был упразднен золотой паритет валют, установлена система плавающих валютных курсов, при которой курсы национальных валют колеблются под влиянием рыночных сил, изменения их покупательной способности и соотношения спроса и предложения данной валюты на валютных рынках.

Если страна хочет закрепить паритет своей валюты, то она может это сделать путем привязывания ее к другой национальной или коллективной, интернациональной валюте.

Демонетизация золота изменила структуру ликвидных или платежных средств в международных расчетах стран. Ныне выделяются три вида таких средств:

а) определенные национальные валюты, которые являются ключевыми, резервными;

б) коллективные расчетные валюты -- специальные права заимствования (SDR), единая общая валюта стран ЕС -- евро;

в) золото, которое хотя и утратило роль и функции денег, используется как международная платежная и резервная ценность. Роль этой функции золота возросла благодаря многократному увеличению его цены на мировых рынках.

Юридически роль мировых денег выполняют девизы -- национальные и коллективные валюты. В то же время еще в 1989 г. экономически развитые страны имели в виде золота 39 процентов запасов валюты.

Таким образом, современная валютная система мирового хозяйства основывается на двух основных принципах:

- свободное рыночное движение (плавание) валютных курсов;

- использование в виде ликвидных расчетных и резервных средств многих национальных бумажных денег и международных кредитных или расчетных денег. Поэтому она является системой многовалютного рыночного стандарта, т. е. системой, которая не имеет прочной, стабильной основы. Это обусловливает внутренние противоречия данной системы.

В бывшем СССР существовала валютная монополия -- исключительное право государства осуществлять сделки с иностранной валютой и другими валютными ценностями. Вся валютная выручка поступала в распоряжение государства и использовалась централизовано на потребности, которые определялись в директивном порядке. Таким образом, предприятия-производители экспортной продукции полностью лишались права на валютную выручку от ее продажи.

После провозглашения независимости Украина осталась без валютных резервов (поскольку ввиду валютной монополии все валютные резервы были сосредоточены в союзном центре) и вынуждена была создавать собственную валютную систему. С началом рыночных преобразований была ликвидирована валютная монополия государства. Участниками валютных отношений, в том числе в сфере международных экономических отношений, стали субъекты хозяйствования всех форм собственности.

Особенностью формирования валютной системы в Украине стала долларизация денежного обращения. В соответствии с Указом Президента Украины в июне 1992 г. было дано разрешение на обращение (до введения гривни) иностранной валюты и на реализацию товаров на эту валюту. С 1 августа 1995 г. из наличного обращения доллар как средство платежа был выведен.

Формирование курса национальной валюты по отношению к другим валютам осуществляется на Украинской межбанковской валютной бирже (УМВБ).

Валютная биржа -- это организационно оформленный регулярный рынок, на котором происходит торговля валютой на основе спроса и предложения. УМВБ осуществляет такие операции:

- заключает сделки со своими членами и организует двусторонние сделки между ними по покупке и продаже иностранной валюты по рыночному курсу;

- организует расчеты в иностранной и национальной валюте по сделкам, которые заключены на бирже;

- определяет текущий курс иностранной валюты к национальной;

- организует операции Национального банка по поддержанию рыночного курса национальной валюты.

С конца 1993 г. рыночный валютный курс украинских денег определялся достаточно узким рынком товаров и услуг, а также валютными ограничениями. Изменение валютного курса зависело главным образом от изменения денежной массы. В это же время был установлен фиксированный валютный курс, что имело негативные последствия. Так, потери страны от фиксированного курса, по оценкам специалистов, составляли 1,2 млрд долл. США.

С октября 1994 г. курс денежных единиц устанавливается на основе торгов УМВБ. Это способствовало стабилизации валютного рынка в Украине, обеспечило установление официального курса денежной единицы на основе рыночного. С 1 апреля 1996 г. по решению НБУ украинская денежная единица была привязана к долларам США нового образца.

Официальный курс национальной денежной единицы к доллару США НБУ устанавливает ежедневно на основе результатов торгов на УМВБ, к другим валютам -- на основе курсов, которые печатаются лондонской газетой "Financial Times".

Курсовая политика в Украине после унификации в октябре 1994 г. валютного курса основывалась на применении регулируемого валютного курса в пределах коридора сначала неофициального, а со второго полугодия 1997 г. -- официального (1,7 -- 1,9 грн. за доллар США), расширенного в 1998 г. соответственно до 1,9 -- 2,25. Номинальный обменный курс гривни за 1996-- 1997 гг. девальвировал на 3,7%; с учетом уровня инфляции (49,8%) реальное его значение выросло на 46,1%. В конце 1998 г. валютный коридор был отменен.

В Украине установлена система валютного регулирования и валютного контроля на государственном уровне. Валютный контроль -- это форма государственного регулирования купли и продажи иностранной валюты с целью поддержания равновесия платежного баланса и устойчивости национальной валюты. Контроль осуществляется по валютным операциям, предоставлению иностранным юридическим и физическим лицам кредитов и ссуд, ввозу, вывозу и переводу валюты за границу и т. п. На практике существуют такие средства контроля:

- установление лимитов на вывоз валюты за границу;

- необходимость получения разрешения со стороны уполномоченных органов государства на предоставление кредитов и ссуд иностранным юридическим и физическим лицам. Среди форм валютного регулирования и контроля выделяют прежде всего нормативную -- на основе заключения международных валютных соглашений и издания нормативных актов со стороны государственных органов (парламента, Кабинета Министров и НБУ).

Национальный банк Украины определяет порядок расчетов по экспортно-импортным операциям субъектов хозяйственной деятельности Украины с нерезидентами, порядок валютных расчетов между резидентами в Украине, порядок вывоза наличной иностранной валюты физическими лицами -- резидентами и нерезидентами. Так, все расчеты субъектов хозяйствования Украины (резидентов) с субъектами хозяйствования других стран (нерезидентами) осуществляются через корреспондентские счета уполномоченных банков Украины в иностранных банках. При этом валюта платежа определяется по договоренности между партнерами и фиксируется в контракте. Через корреспондентские счета, открытые иностранными коммерческими банками в уполномоченных банках Украины, осуществляются расчеты между резидентами и нерезидентами в пределах Украины. В таком случае НБУ определяет валюту платежа. Например, расчеты по счетам типа "лоро", открытым иностранными банками в банках Украины, осуществляются резидентами и нерезидентами (юридическими лицами) лишь в национальной валюте Украины.

Расчеты по межправительственным соглашениям осуществляются через корреспондентские счета тех коммерческих банков Украины, которые уполномочены правительством Украины.

НБУ определяет также контрагентов по покупке валюты через уполномоченные банки на УМВБ. Так, юридические лица -- резиденты не имеют права покупать иностранную валюту на рынках Украины для расчетов с резидентами Украины; юридическим лицам-нерезидентам запрещено покупать иностранную валюту со счетов типа "ностро" на валютном рынке Украины.

НБУ определяет порядок и условия валютных вкладов населения в банках Украины. С целью контроля над движением иностранных капиталов НБУ определяет порядок предоставления резидентам лицензий на получение кредитов в иностранной валюте от иностранных кредиторов и дает резидентам разрешение на вывоз ранее приобретенных ими иностранных ценных бумаг.

НБУ осуществляет валютные интервенции на УМВБ. Чтобы повысить курс национальной валюты, НБУ продает иностранную валюту, а чтобы понизить его, -- скупает. Валютные интервенции НБУ в больших размерах имеют такое следствие, как завышение обменного курса национальной денежной единицы. Чтобы не допустить обвального падения курса национальной денежной единицы, НБУ резервирует значительные суммы в СКВ. Для поддержания национальной валюты НБУ применяет такие методы:

- валютные интервенции, в том числе за счет сокращения собственных резервов;

- введение 10-процентного ограничения (валютного коридора) на установление коммерческими банками курса наличных валют;

- введение кредитного "потолка";

- увеличение нормативов резервирования валюты;

- сдерживание роста денежной массы через механизм мультипликатора.

С целью децентрализации формирования валютного курса национальных денег НБУ открыл региональные филиалы УМВБ.

Контроль за валютными операциями коммерческих банков осуществляется через выдачу Национальным банком генеральной и индивидуальных лицензий на осуществление банками платежных и расчетных операций с валютными ценностями.

Валютное регулирование и контроль осуществляет правительство, которое определяет способ расчетов по международным торговым соглашениям (например, валютный клиринг), формы и порядок экспортного и импортного кредитования субъектов хозяйствования, порядок предоставления гарантий иностранным кредиторам по кредитам, которые предоставляются украинским заемщикам; предоставляет индивидуальные лицензии на осуществление резидентами имущественных инвестиций за пределами Украины; определяет порядок лицензирования и перечень экспортных и импортных товаров; устанавливает обязательную продажу производителями экспортной продукции части валютной выручки на межбанковском валютном рынке; определяет размер ставки налога на валютную выручку предприятия и формирует налоговые поступления в государственный валютный фонд Украины; контролирует валютные средства субъектов хозяйствования на заграничных счетах и т. п.

Особенностью становления валютной системы в Украине является включение в международные кредитные отношения прежде всего правительства, которое использует валютные кредиты для финансирования бюджета и платежного баланса. В то же время г международные кредитные отношения недостаточно включаются предприятия и банки. Такое включение будет способствовать ускорению межхозяйственных платежей, ослаблению напряженности вокруг кредитных денег, увеличению ресурсов внутренних инвестиций, укреплению золотовалютных резервов НБУ. Снизится также процент по кредитам, стабилизируется курс гривни.

Ряд коммерческих банков Украины стали членами международной платежной системы Visa International в Украине, а также членами международной системы SWIFT (Сообщества международных банковских финансовых телекоммуникаций), которая создала автоматизированную систему осуществления международных платежей через широкую сеть компьютеров.

6. Список литературы

1. Беляєв О.О. Економічна політика: Навч. посіб. - К.: КНЕУ, 2006. - 288 с.

2. Базилевич В.Д. Політекономія. - К.: Знання-Пресс, 2007. - 719 с.

3. Степура О.С. Політична економія: Навч. посіб. К.: Кондор, 2006;

4. Економічна теорія: Підручник / за ред.. В.Н.Тарасевича. - К.: Центр навчальної літератури, 2006.

5. Башнянин ГЛ., Лазур П.Ю., Медведєв B.C. Політична економія. - К.: Ніка-Центр: Ельга, 2002.

6. Політекономія. Навчальний посібник / За ред. Ніколенко Ю.В. К.: Знання,2003.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты