p align="left">В январе-сентябре 2008г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 5665,0 млрд.рублей (91,9% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 300,3 млрд.рублей (4,9%), местных налогов и сборов - 65,1 млрд.рублей (1,1%), налогов со специальным налоговым режимом - 134,4 млрд.рублей (2,2%). Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет в январе-сентябре 2008г. составило 2016,2 млрд.рублей и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом 2007г. на 47,3%. В общей сумме поступлений по данному налогу в январе-сентябре 2008г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2007г. на 0,8 процентного пункта и составила 96,7%, при уменьшении доли налога с доходов, полученных в виде дивидендов, на 0,6 процентного пункта (соответственно 2,9%). В сентябре 2008г. поступление налога на прибыль организаций составило 189,2 млрд.рублей и возросло по сравнению с предыдущим месяцем на 4,1%.
В январе-сентябре 2008г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 1187,5 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 37,4% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. Доля налога с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличилась на 0,1 процентного пункта и составила 96,7%. Доля налога с доходов, полученных физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций снизилась на 0,3 процентного пункта (соответственно 2,2%). В сентябре 2008г. поступление налога на доходы физических лиц составило 128,4 млрд.рублей, что на 0,2% больше, чем в предыдущем месяце.
В январе-сентябре 2008г. в консолидированный бюджет поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 232,3 млрд.рублей, что на 9,5% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (83,6%) обеспечили акцизы на автомобильный бензин, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), табачную продукцию, дизельное топливо. При этом доля поступлений по акцизам на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), дизельное топливо и автомобильный бензин снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года соответственно на 2,1, 1,5 и 0,3 процентного пункта, по акцизам на табачную продукцию - увеличилась на 3,4 процентного пункта. В сентябре 2008г. в консолидированный бюджет поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации на сумму 26,9 млрд.рублей, что на 3,8% меньше, чем в предыдущем месяце.
В январе-сентябре 2008г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 1379,7 млрд.рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 64,5%. При этом доля поступлений налога на добычу нефти составила 92,5% и увеличилась по сравнению с январем-сентябрем 2007г. на 3,7 процентного пункта. Доля налога на добычу газа горючего природного сократилась на 2,9 процентного пункта, составив 5,0%. В сентябре 2008г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 161,9 млрд.рублей, что на 12,9% меньше по сравнению с предыдущим месяцем.
В январе-сентябре 2008г. поступление налогов и взносов на социальные нужды, администрируемых Федеральной налоговой службой, составило 1519,9 млрд.рублей (с учетом погашения задолженности в государственные внебюджетные фонды) и возросло по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 28,1%. В сентябре 2008г. поступление составило 164,9 млрд.рублей и снизилось по сравнению с предыдущим месяцем на 1,4%.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций),в бюджетную систему Российской Федерации на 1 октября 2008г. составила 548,1 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2008г. она сократилась на 4,7%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых - на 20,4%, на добавленную стоимость - на 7,4%, акцизам в целом - на 6,3%, из нее на дизельное топливо - на 59,4%, автомобильный бензин - на 33,1%, табачную продукцию и вина - по 32,7%, легковые автомобили и мотоциклы - на 9,1%. Увеличилась задолженность по акцизам на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт сырец из всех видов сырья) - на 31,9%, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% включительно (за исключением вин) - на 29,9%, пиво - на 3,1%, налогу на прибыль организаций - на 0,7%.
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 октября 2008г. составила 412,9 млрд.рублей, что ниже задолженности по налогам и сборам на 24,7%.
Недоимка по налоговым платежам на 1 октября 2008г. составила 210,3 млрд.рублей (38,4% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2008г. она снизилась на 7,5%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых - на 85,5%, акцизам на дизельное топливо - на 60,3%, налогу на добавленную стоимость - на 15,8%, на прибыль организаций - на 6,8%, акцизам на табачную продукцию - на 2,4%. Увеличилась недоимка по акцизам в целом - на 26,6%, из нее на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт сырец из всех видов сырья) - в 2,7 раза, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% включительно (за исключением вин) - в 1,9 раза, вина - в 1,8 раза, пиво - в 1,6 раза, автомобильный бензин - на 37,2%.
Задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства, на 1 октября 2008г. составила 139,3 млрд.рублей, или 25,4% от общей задолженности. По сравнению с 1 января 2008г. она увеличилась на 0,6%.
Задолженность, взыскиваемая судебными приставами, на 1 октября 2008г. составила 97,2 млрд.рублей, или 17,7% от общей задолженности и по сравнению с 1 января 2008г. сократилась на 8,8%.
Приостановленные к взысканию платежи на 1 октября 2008г. составили 61,3 млрд. рублей, или 11,2% от общей задолженности и по сравнению с 1 января 2008г. снизились на 32,2%.
Отсроченные (рассроченные) платежи в бюджетную систему Российской Федерации на 1 октября 2008г. составили 0,4 млрд.рублей (0,1% от общей задолженности) и по сравнению с 1 января 2008г. снизились на 2,9%.
Реструктурированная задолженность на 1 октября 2008г. составила 39,6 млрд.рублей (7,2% от общей задолженности) и по сравнению с 1 января 2008г. увеличилась в 3,4 раза.
Задолженность по единому социальному налогу на 1 октября 2008г. по сравнению с 1 января 2008г. уменьшилась на 8,3%.
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 октября 2008г. составила 41,5 млрд.рублей или 56,3% от общей задолженности по единому социальному налогу. По сравнению с началом 2008г. она уменьшилась на 7,1%.
Задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование и платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 октября 2008г. по сравнению с 1 января 2008г. снизилась на 3,8%.
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 октября 2008г. составила 121,7 млрд.рублей и превысила задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование и платежам в государственные внебюджетные фонды на 40,1%. По сравнению с 1 января 2008г. она сократилась на 14,8%.
2.4 Экспортно-импортные пошлины и тарифы
Государство, манипулируя уровнем (делает их низкими, льготными или высокими, невыгодными) экспортно-импортных пошлин, тарифов стимулирует или дестимулирует экспортно-импортные операции.
Для начала дадим понятие платежного баланса. Платежный баланс формируется Банком России в соответствии с Федеральным законом о Центральном Банке Российской Федерации № 86-ФЗ от 10.07.2003г. и представляет собой статистический отчет, в котором отражаются все внешнеэкономические операции Российской Федерации с другими странами мира в ценах франко-граница страны-экспортера (ФОБ), включающих стоимость товара и расходы по его доставке до сухопутной границы или до порта отгрузки страны-экспортера.
Составной частью счета текущих операций платежного баланса является внешняя торговля, которая в соответствии с Руководством по платежному балансу МВФ (5 издание) включает:
- данные таможенной статистики внешней торговли, полученные на основе грузовых таможенных деклараций, заполняемых участниками внешнеторговой деятельности, с учетом данных Республики Беларусь;
- данные об объемах экспорта (импорта) товаров, не пересекающих таможенную границу Российской Федерации (рыбы и морепродуктов, выловленных и проданных в нейтральных водах; топлива и товаров, приобретенных российскими транспортными средствами в иностранных портах), полученные на основе федерального государственного статистического наблюдения Федеральной службы государственной статистики;
- досчеты Банка России к данным статистики внешней торговли, которые включают оценку стоимости товаров, ввезенных (вывезенных) физическими лицами в пределах установленной беспошлинной квоты и в упрощенном (льготном) порядке, и другие элементы досчетов.
Внешнеторговый оборот России по методологии платежного баланса в октябре 2008г. составил (в фактически действовавших ценах) 65,9 млрд. долларов США (1735,4 млрд.рублей), в том числе экспорт - 38,9 млрд.долларов (1024,9 млрд.рублей), импорт - 27,0 млрд. долларов (710,5 млрд.рублей). (приложение 8)
Сальдо торгового баланса в октябре 2008 г. сложилось положительное, 11,9 млрд.долларов (в октябре 2007г. - положительное, 12,5 млрд.долларов).
Внешнеторговый оборот России по методологии платежного баланса за январь-октябрь 2008 г. составил 659,576 млрд. долларов США, что на 44,7 % больше внешнеторгового оборота в 2007 г. за тот же период и на 1,1 % больше внешнеторгового оборота за весь 2007 г. Экспорт за январь-октябрь 2008 г. составил 413,382 млрд. долларов США, что на 47,8 % больше экспорта за тот же период 2007 г. и на 16,6 % больше экспорта за весь 2007 г. Импорт за январь-октябрь 2008 г. составил 246,194 млрд. долларов США, что на 39,8 % больше импорта за тот же период 2007 г. и на 10,2 % больше импорта за весь 2007 г. Сальдо торгового баланса в январе-октябре 2008 г. сложилось положительное, 167,188 млрд. долларов США, что на 61,5 % больше сальдо торгового баланса 2007 г. за тот же период и на 27,7 % больше сальдо за весь 2007 г.
По методологии платежного баланса экспорт странам дальнего зарубежья за январь-октябрь 2008 г. составил 350,593 млрд. долларов США (на 48,1 % больше соответствующего периода 2007 г.), государствам-участникам СНГ - 10,865 млрд. долларов США (на 46,3 % больше соответствующего периода 2007 г.). Импорт из стран дальнего зарубежья за январь-октябрь 2008 г. составил 211,838 млрд. долларов США (на 41 % больше соответствующего периода 2007 г.), из государств-участников СНГ - 34,356 млрд. долларов США (на 33 % больше соответствующего периода 2007 г.).
По данным таможенной статистики, с учетом внешней торговли с Республикой Беларусь, экспорт важнейших товаров составил 409,420 млрд. долларов США, что на 47,4 % больше экспорта за соответствующий период 2007 г. Основная часть экспорта представлена топливно-энергетическими товарами - 69,2 % (283,286 млрд. долларов США) (приложение 9)
По данным таможенной статистики, с учетом внешней торговли с Республикой Беларусь, импорт важнейших товаров составил 226,636 млрд. долларов США, что на 44,3 % больше импорта за соответствующий период 2007 г. Основная часть импорта представлена машинами, оборудованием и транспортными средствами - 52,9 % (119,840 млрд. долларов США) (приложение 10)
3. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
3.1 Налоговая и бюджетная политика
В условиях экономического кризиса необходимо снизить налоговую нагрузку, усилить стимулирующую роль налоговой системы и, тем самым, поддержать деловую активность в реальном секторе экономики и потребительский спрос граждан. Поэтому Правительством РФ были приняты следующие решения:
- Изменен порядок уплаты НДС (с поквартального на помесячный). А также - налога на прибыль (с фактической, а не расчетной прибыли). Цель - сделать уплату налогов более равномерной, исключить кредитование государства со стороны налогоплательщиков.
- Облегчены правила погашения налоговой задолженности.
- Оптимизирован порядок начисления НДС по авансовым платежам. Поставлена задача - существенно ускорить возврат этого налога при экспортных операциях.
- Амортизационная премия по отдельным группам основных средств увеличена с 10% до 30%.
- Снижена с 24% до 20% ставка налога на прибыль.
- Субъектам федерации предоставлено право устанавливать ставку налога для упрощенной системы налогообложения в диапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности (ранее - единая ставка - 15%).
- Общий объем снижения налоговой нагрузки оценивается примерно в 550 млрд. рублей в 2009 году.
- В целях компенсации выпадающих доходов региональных и местных бюджетов от принятых решений по снижению налогов (в объеме примерно 100 млрд. рублей) им передаётся 0,5 процентных пункта налога на прибыль и 100% акцизов на ГСМ.
- Принят также ряд налоговых мер в нефтяной отрасли и на рынке жилья (в соответствующих разделах).
- В апреле 2009 года намечено вернуться к вопросу оптимизации налоговой системы.
3.2 Тарифная политика
Цель Правительства - обеспечить более гибкую, в зависимости от экономической ситуации индексацию тарифов в 2009 году. Поэтому был принят ряд решений:
- Среднегодовой рост тарифов на железнодорожные перевозки не превысит 12,4% (ранее планировалось - 18,7%). С 1 января тариф возрастет только на 5% (ранее-14%).
- Среднегодовой рост тарифов на газ составит 16,3% (ранее - 25%). С 1 января индексация составит также 5%.
- Тарифы на теплоснабжение будут увеличены на 18% (ранее - 22%).
- Рассматривается законопроект, восстанавливающий право федерального центра определять предельные индексы тарифов на услуги ЖКХ.
Так как основными товарами экспорта РФ являются топливно-энергетические товары то для поддержания достигнутого уровня добычи нефти:
· с 9 до 15 долларов за баррель повышен необлагаемый минимум при расчете ставки НДПИ. Введены налоговые каникулы при разработке месторождений континентального шельфа, Ненецкого автономного округа, полуострова Ямал, Восточной Сибири;
· до 1 месяца сокращен период мониторинга при определении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть;
· нефтяная отрасль также сможет использовать механизмы ускоренной амортизации на основные средства производства;
· размер таможенной пошлины снижен с 496 до 192 долларов за тонну. По оценке, с 1 января 2009 г. пошлина составит - 119 долларов.
Суммарно, с учетом снижения налога на прибыль нефтяной сектор получит уменьшение налога на прибыль на 250 млрд. рублей в 2009 году. А с учетом сокращения таможенной пошлины в 2008 году - около 500 млрд. рублей.
3.3 Система мер по преодолению финансового кризиса
На совещании с членами Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики В.В. Путин говорил, что создана система оперативного реагирования на события, с которыми сталкивается наша экономика в связи с мировым финансовым и экономическим кризисом. Создана "архитектура" этого реагирования, целая система мер, предусмотренная для практически безболезненного преодоления этого периода экономикой России.
Прежде всего, нужно уделить особое внимание системообразующим предприятиям, которые играют особую, стратегическую роль в экономике, несут ответственность за исполнение международных обязательств и располагают уникальными технологиями. Не менее важно поддержать организации, которые имеют значительную социальную нагрузку, являются крупными работодателями, жизнеобеспечивающими или градообразующими предприятиями. Им в случае необходимости должна быть оказана помощь со стороны как федеральных, так и региональных властей.
Должен быть налажен постоянный мониторинг финансово-экономической и социальной ситуации в системообразующих организациях, а также в регионах, где они функционируют. Причем компании, если они претендуют на господдержку, должны предоставить всю необходимую информацию о своей деятельности и собственных антикризисных планах. По итогам мониторинга будут приниматься решения о точечных мерах поддержки. Такие решения должны быть своевременными и эффективными. Для достижения этих целей члены Комиссии, рабочих групп в министерствах должны выезжать на места, работать в прямом контакте с регионами, с организациями, муниципалитетами, чтобы лучше понимать те проблемы, с которыми сталкиваются организации, и те трудности, которые переживают люди, работающие на этих предприятиях.
Предполагается использовать следующие меры поддержки: облегчение доступа к кредитным ресурсам, возможное субсидирование банковских ставок и предоставление госгарантий. Также допускается возможность вхождения государства в капитал проблемных компаний, но только для целей их санации и последующей продажи. Реструктуризация налоговой задолженности, государственный заказ, меры таможенно-тарифной политики - также будут являться инструментами адресной господдержки этих предприятий.
Для решения проблемы занятости планируется направлять средства на реализацию инфраструктурных проектов в тех населенных пунктах, где сосредоточены предприятия, вынужденные сокращать рабочие места. А также - на социальные программы, включая обучение и переподготовку кадров, организацию общественных работ. На практическое содействие развитию малого и среднего бизнеса также должны быть выделены дополнительные ресурсы.
В общей сложности на будущий год по официальным данным зарезервированы 326,3 млрд. рублей на оказание поддержки реальному сектору экономики и проведение активной политики на рынке труда.
На пополнение уставных капиталов "Россельхозбанка" и "Росагролизинга" выделяется 70 млрд. рублей. На субсидирование процентных ставок для предприятий агропромышленного комплекса пойдет 18,1 млрд. рублей. На поддержку авиакомпаний - еще 32 млрд. рублей. Для содействия автомобильной отрасли, включая закупку автотехники для государственных нужд, направляется 39 млрд. рублей. Для поддержки экспорта промышленной продукции - 6 млрд. рублей. На развитие малого и среднего бизнеса - 6,2 млрд. рублей, к тем, которые уже выделены - а ранее было выделено 10,5 млрд. рублей и 30 млрд. рублей через "Внешэкономбанк". 43,7 млрд. рублей пойдет на проведение активной политики на рынке труда и содействие занятости. А 35 млрд. рублей зарезервировано для выполнения государственных обязательств по увеличению пособия по безработице до 4 тыс. 900 рублей. 50 млрд. рублей предусмотрено на поддержку предприятий оборонно-промышленного комплекса, из них 15 млрд. рублей - на субсидирование процентных ставок по кредитам, 35 млрд. рублей - на инвестиции в уставные капиталы стратегических предприятий ОПК.
Кроме того, предусматривается предоставление госгарантий в сумме до 300 млрд. рублей, из них 100 млрд. рублей будут предоставлены предприятиям оборонно-промышленного комплекса, 200 млрд. рублей - предприятиям, вошедшим в список системообразующих. Некоторые предприятия из первой части могут оказаться и во втором списке, поэтому это нужно будет учитывать в ходе практической работы.
Так же планируется внести изменения в федеральный бюджет, чтобы компенсировать выпадающие доходы РАО "РЖД" из-за уменьшения темпов роста тарифов. По предварительным данным объем компенсации оценивается в 50 млрд. рублей.
В современных непростых условиях региональные авиакомпании остро нуждаются в обновлении парка, в наиболее современных, эффективных и главное - экономичных самолетах для местных линий. Прежде всего - самолеты вместимостью до 50 пассажиров. Наша промышленность такие воздушные суда пока не производит, поэтому, чтобы поддержать авиаперевозчиков, предлагается освободить их от уплаты импортной пошлины при закупке таких самолетов и двигателей к ним. Эта мера согласована с Министерством промышленности и с Объединенной авиастроительной корпорацией.
На заседании Правительства Российской Федерации 10 декабря 2008 г. был одобрен и направлен в Государственную Думу проект федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 - 2011 годов” Представленная редакция Программы государственных гарантий Российской Федерации предусматривает предоставление в 2009 году двух новых видов государственных гарантий Российской Федерации, о которых говорилось ранее, на общую сумму 300 млрд. рублей.
На возможное исполнение указанных государственных гарантий Российской Федерации в источниках финансирования дефицита федерального бюджета дополнительно предполагается предусмотреть бюджетные ассигнования в объеме 187 500,0 млн. рублей, в том числе:
30 000,0 млн. рублей в 2009 году;
120 000,0 млн. рублей в 2010 году;
37 500,0 млн. рублей в 2011 году.
Таким образом, общая сумма бюджетных ассигнований на возможное исполнение государственных гарантий Российской Федерации, предусматриваемая в источниках финансирования дефицита федерального бюджета, будет составлять:
37 219,8 млн. рублей в 2009 году;
132 700,0 млн. рублей в 2010 году;
50 200,0 млн. рублей в 2011 году.
Для реализации двух новых видов гарантийной поддержки, предусмотренных новой редакцией Программы государственных гарантий Российской Федерации, необходимо внесение ряда изменений в статьи 1, 16, 17, 22 и 25 Федерального закона.
Так, изменения, вносимые в статью 16 Федерального закона, предусматривают увеличение предела государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 300 млрд. рублей. В этой связи государственный внутренний долг Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте Российской Федерации будет составлять:
на 1 января 2010 года - 463 040 885,0 тыс. рублей;
на 1 января 2011 года - 492 673 110,0 тыс. рублей;
на 1 января 2012 года - 477 671 780,0 тыс. рублей.
Увеличение государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте Российской Федерации также влечет увеличение общей величины государственного внутреннего долга Российской Федерации, который в соответствии с изменениями, вносимыми в статью 1 Федерального закона, будет составлять:
на 1 января 2010 года - 2 419 739 195,3 тыс. рублей;
на 1 января 2011 года - 3 136 689 331,3 тыс. рублей;
на 1 января 2012 года - 4 003 224 731,2 тыс. рублей.
В целях оптимизации и ускорения работы в рамках указанных видов гарантийной поддержки необходимо привлечение агента Правительства Российской Федерации. В этой связи изменениями, вносимыми в статью 22 Федерального закона, предусматривается наделение Внешэкономбанка функциями агента Правительства по вопросам предоставления и исполнения данных государственных гарантий Российской Федерации, а также по вопросам ведения аналитического учета обязательств принципала, его поручителей (гарантов) и иных лиц в связи с предоставлением и исполнением государственных гарантий Российской Федерации и взыскания задолженности указанных лиц. Аналогичные функции агента Правительства Российской Федерации уже выполняются Внешэкономбанком и по другим направлениям гарантийной поддержки.
Кроме того, для упрощения порядка предоставления государственных гарантий Российской Федерации в статьи 16 и 17 Федерального закона вносятся изменения, касающиеся лимитов государственных гарантий Российской Федерации, решение о предоставлении которых вправе принимать Министерство финансов Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период и принятыми в соответствии с ним актами Правительства.
Так, увеличивается лимит по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте с 50 млн. долларов США до 150 млн. долларов США по каждой государственной гарантии Российской Федерации. Кроме того, устанавливается аналогичная норма для государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, лимит по которым составляет до 5 млрд. рублей по каждой государственной гарантии Российской Федерации.
Законопроект предусматривает изменения в часть 6 статьи 25 Федерального закона, которые направлены на:
· увеличение предельного объема средств федерального бюджета, которые Правительство Российской Федерации может использовать в целях оздоровления ситуации в финансовом секторе;
· закрепление возможности направления части указанных средств на поддержку рынка труда Российской Федерации.
Внесение данной поправки необходимо для исполнения пунктов 29 и 30 Плана действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным 6 ноября 2008 г., а также усиления роли Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в регулировании рынка труда при возможном осложнении ситуации на рынках труда в отдельных субъектах Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследование, целью которого было изучение темы финансовых рычагов и стимулов в условиях мирового финансового кризиса я рассмотрел теоретические подходы к данной теме, постарался выявить основные проблемы экономики РФ в условиях мирового экономического кризиса и показать пути их решения, обозначить тенденции развития системы финансовых рычагов и стимулов в условиях рыночной экономики.
В заключении обобщим результаты моего исследования.
Финансы, кредит, деньги выступают основными регуляторами как экономики, так и общественных отношений в целом. Эти регуляторы и обеспечивают постоянное развитие общества. Непосредственные условия для возникновения финансовых отношений создают денежные отношения. Но появление денег не означало появление финансов - финансы есть определенная часть денежных отношений. Наличие финансов предполагает обязательное существование денег. Выполняя функцию средства обращения деньги за определенный период становятся капиталом, то есть той самовозрастающей стоимостью, обеспечивающей получение дополнительного приращения в ходе реализации продукта - прибавочной стоимости.
Финансовая политика обеспечивает стабильное поступательное развитие экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала. Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение, которое предусматривает определенное сочетание основных положений, отраженных в официальных документах.
Финансовый механизм - наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решениями различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.
Финансовые стимулы сводятся к тому, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении.
Главные рычаги и способы воздействия на экономические процессы это: бюджет, цены, тарифы, налоги, экспортно-импортные пошлины.
В условиях экономического кризиса необходимо снизить налоги и сделать уплату налогов более равномерной, исключив кредитование государства со стороны налогоплательщиков. Так же необходимо обеспечить более гибкую, в зависимости от экономической ситуации индексацию тарифов.
Должен быть налажен постоянный мониторинг финансово-экономической и социальной ситуации в системообразующих организациях, а также в регионах, где они функционируют. Для них необходимо облегченить доступ к кредитным ресурсам, субсидировать банковские ставки и предоставлять госгарантии. А также принять меры таможенно-тарифной политики.
Необходимо решение проблемы занятости с помощью социальных программ. На практическое содействие развитию малого и среднего бизнеса также должны быть выделены дополнительные ресурсы.
Данная работа несет как теоретическую базу, так и практический интерес.
Будущие исследования данной темы также актуальны в целях постоянного и обоснованного решения проблем экономики на разных уровнях.
Результаты могут быть использованы для будущих исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций - М.: ИНФРА-М, 2006.
2. Государственно регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А., редкол.: Владимирова А.А. и др. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2001.
3. Экономика предприятия. Учебник/Под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005.
4. "Руководство по индексу потребительских цен
5. (теория и практика)", разработанное Международной организацией труда,
6. Международным Валютным Фондом, Организацией экономического
7. сотрудничества и развития (ОСЭР), Статистическим бюро европейских сообществ (Евростатом), Европейской экономической комиссией Организации Объединенных наций (ЕЭК ООН) и Всемирным банком в 2004г., на русском языке (перевод 2007г.)
8. Российский статистический ежегодник, разработанный Федеральной службой статистики, 2007 г.
9. Пресс-релиз от 26.12.2008 заседания Правительства Российской Федерации 22 декабря 2008 года
10. Доклад председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Евгения Федорова об итогах 2008 года и перспективах развития (26 декабря 2008 года)
11. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича - М.: ИНФРА-М, 2001.
12. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний: Учебник для 10 и 11 кл. школ и кл. с углубл. изуч. экономики. - 8-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2004
13. Сумин П.П. Аудит производственных запасов. //Финансовые и бухгалтерские консультации - 2002 - № 3(4) - с. 49-54.
14. Джамай Е. Проблемы оптимизации ресурсного обеспечения НИОКР в современных экономических условиях. // Консультант директора. 2001, №5 (137).
15. Кондрашева Т.К., Никифоров А.А. Регулирование цен в условиях перехода к рынку // Вестник Московского университета. Серия: Экономика, 2002, № 2.
16. Конституция РФ
17. Президент Российской Федерации http://president.kremlin.ru
18. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации http://www.council.gov.ru
19. Государственная дума Федерального Собрания Российской Федерации http://www.duma.gov.ru
20. Правительство Российской Федерации http://www.government.gov.ru
21. Полномочный представитель Президента в Приволжском федеральном округе http://www.pfo.ru
22. Федеральная служба по финансовому мониторингу http://www.fedsfm.ru
23. Министерство финансов Российской Федерации http://www.minfin.ru
24. Федеральная налоговая служба http://www.nalog.ru
26. Министерство экономического развития Российской Федерации http://www.economy.gov.ru
27. Федеральное агентство по государственным резервам http://www.rosreserv.ru
28. Федеральная служба по финансовым рынкам http://www.fcsm.ru
29. Федеральная служба по тарифам http://www.fstrf.ru
30. Федеральная таможенная служба http://www.customs.ru
31. Институт системного анализа Счетной палаты http://www.niisp.ru/
32. Бюджетная система РФ http://www.budgetrf.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Консолидированный бюджет РФ в 2007 г. По оперативным данным Федерального казначейства. Данные приведены с учетом бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Млрд. руб.
В процентах ВВП
Доходы- всего
13250,7
40,2
из них:
налог на прибыль организаций
2172,0
6,6
налог на доходы физических лиц
1266,6
3,8
единый социальный налог
656,7
2,0
налог на добавленную стоимость:
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации
1390,6
4,2
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации
871,1
2,6
акцизы по подакцизным товарам (продукции):
производимым на территории Российской Федерации
288,2
0,9
ввозимым на территорию Российской Федерации
26,2
0,1
налоги на совокупный доход
141,8
0,4
налоги на имущество
411,2
1,2
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
1235,1
3,7
доходы от внешнеэкономической деятельности
2408,3
7,3
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
525,0
1,6
платежи при пользовании природными ресурсами
82,4
0,2
безвозмездные поступления
17,7
0,1
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
112,3
0,3
Расходы - всего
11245,8
34,1
из них:
на общегосударственные вопросы
1166,7
3,5
из них на обслуживание государственного и муниципального долга
175,2
0,5
на национальную оборону
834,0
2,5
на национальную безопасность и правоохранительную деятельность
864,4
2,6
на национальную экономику
1560,4
4,7
из нее:
на топливо и энергетику
33,5
0,1
на сельское хозяйство и рыболовство
147,0
0,4
на транспорт
580,7
1,8
на связь и информатику
36,8
0,1
на прикладные научные исследования в области национальной экономики
62,9
0,2
на другие вопросы в области национальной экономики
589,9
1,8
на жилищно-коммунальное хозяйство
1101,4
3,3
на социально-культурные мероприятия
5692,3
17,3
Профицит
2004,9
6,1
Приложение 2
Исполнение Федерального бюджета РФ в 2007 г. По оперативным данным Федерального казначейства
Утверждено Федеральным законом о федеральном бюджете, млрд. руб.
Фактическое исполнение
млрд. руб.
в процентах к утвержденному бюджету
Доходы
7443,9
7779,1
104,5
из них:
налог на прибыль организаций
635,6
641,3
100,9
единый социальный налог
389,1
405,0
104,1
налог на добавленную стоимость:
на товары (работы, услуги), реализуемые
на территории Российской Федерации
1381,9
1390,4
100,6
на товары, ввозимые на территорию
Российской Федерации
848,8
871,1
102,6
акцизы по подакцизным товарам (продукции):
производимым на территории Российской
Федерации
107,4
108,8
101,4
ввозимым на территорию Российской
Федерации
25,5
26,2
102,8
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
1114,7
1157,4
103,8
доходы от внешнеэкономической деятельности
2364,3
2408,3
101,9
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
88,2
265,4
300,8
платежи при пользовании природными ресурсами
46,6
61,3
131,7
Расходы
6531,4
5983,0
91,6
из них:
на общегосударственные вопросы
1122,1
812,1
72,4
из них на обслуживание государственного и муниципального долга
149,1
143,1
96,0
на национальную оборону
839,1
831,9
99,1
на национальную безопасность и правоохранительную деятельность
674,8
667,0
98,8
на национальную экономику
730,2
692,6
94,8
из нее:
на топливо и энергетику
12,7
8,3
65,8
на сельское хозяйство и рыболовство
27,1
27,8
102,8
на транспорт
218,6
172,6
78,9
на связь и информатику
28,7
14,1
49,3
на прикладные научные исследования в
области национальной экономики
60,9
60,7
99,7
на другие вопросы в области национальной экономики
323,5
348,3
107,7
на социально-культурные мероприятия
920,9
776,1
84,3
на межбюджетные трансферты
1939,7
1900,1
98,0
Профицит
912,5
1796,1
196,8
Приложение 3
Индексы потребительских цен и тарифов на товары и услугина конец периода, в процентах
Всего
В том числе на
к предыдущему
периоду
к декабрю предыдущего года
продовольственные товары
непродовольственные товары
услуги
к предыдущему периоду
к декабрю предыдущего года
к предыдущему периоду
к декабрю предыдущего года
к предыдущему периоду
к декабрю предыдущего года
2007г.
I квартал
103,4
103,4
102,6
102,6
101,1
101,1
108,0
108,0
II квартал
102,2
105,7
103,5
106,1
101,1
102,2
101,6
109,8
III квартал
101,8
107,5
101,8
108,1
101,8
104,0
101,6
111,6
IV квартал
104,1
111,9
107,0
115,6
102,5
106,5
101,6
113,3
2008г.
I квартал
104,8
104,8
105,7
105,7
102,0
102,0
107,5
107,5
II квартал
103,8
108,7
105,4
111,4
102,4
104,4
103,1
110,8
III квартал
101,7
110,6
100,7
112,1
101,9
106,5
102,9
114,1
Октябрь
100,9
111,6
101,6
113,9
100,8
107,3
100,0
114,1
Ноябрь
100,8
112,5
101,3
115,3
100,5
107,8
100,7
114,8
Приложение 4
Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услугв ноябре 2008 года
Федеральные округа1)
Стоимость набора, рублей
Изменение стоимости набора к предыдущему месяцу, %
Максимальная и минимальная стоимость набора внутри федерального округа
Субъект РФ2)
стоимость набора, рублей
Центральный
7453,0
100,8
г. Москва
Орловская область
9776,4
5657,4
Северо-Западный
7421,2
100,7
Мурманская область
Псковская область
8927,7
6358,4
Южный
6401,7
100,6
Ставропольский край
Республика Северная Осетия - Алания
6833,7
5581,0
Приволжский
6230,0
100,5
Самарская область
Республика Марий Эл
7398,9
5654,3
Уральский
7152,6
100,7
Тюменская область
Курганская область
8687,1
6167,2
Сибирский
6543,0
100,6
Красноярский край
Кемеровская область
7293,6
5828,7
Дальневосточный
8988,7
100,8
Чукотский авт.округ
Амурская область
13958,1
7661,7
1) По кругу субъектов Российской Федерации, участвующих в наблюдении за потребительскими ценами в данном федеральном округе.
2) Кроме автономных округов, входящих в состав края, области.
Приложение 5
Стоимость минимального набора продуктов питанияв ноябре 2008 года
Федеральные округа1)
Стоимость набора, рублей
Изменение стоимости набора к предыдущему месяцу, %
Максимальная и минимальная
стоимость набора внутри федерального округа
Субъект РФ2)
стоимость набора, рублей
Центральный
2077,1
101,2
г.Москва
Орловская область
2324,0
1790,9
Северо-Западный
2297,8
101,2
Мурманская область
Псковская область
2648,6
2070,1
Южный
1965,1
100,9
Чеченская Республика
Республика Калмыкия
2164,8
1792,7
Приволжский
1883,9
101,2
Самарская область
Республика Татарстан
2169,0
1728,9
Уральский
2266,5
101,3
Тюменская область
Курганская область
2542,5
1939,8
Сибирский
2105,3
101,6
Иркутская область
Омская область
2258,9
1888,4
Дальневосточный
2883,7
102,3
Чукотский авт.округ
Амурская область
5622,1
2345,4
1) По кругу субъектов Российской Федерации, участвующих в наблюдении за потребительскими ценами в данном федеральном округе.
2) Кроме автономных округов, входящих в состав края, области.
Приложение 6
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видаммлрд.рублей
Январь-сентябрь 2008г.
В % к январю-сентябрю 2007г.
консолидированный бюджет
в том числе
консолидированный бюджет
в том числе
федеральный бюджет
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
федеральный бюджет
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
Всего
6168,3
2855,6
3312,6
132,4
126,8
137,7
в том числе:
налог на прибыль организаций
2016,2
603,7
1412,6
147,3
146,6
147,6
налог на доходы физических лиц
1187,5
-
1187,5
137,4
-
137,4
налог на добавленную стоимость на
товары (работы, услуги), реализуемые
на территории РФ
800,3
800,3
-
87,0
87,0
-
акцизы по подакцизным товарам
(продукции), производимым на территории РФ
232,3
91,9
140,4
109,5
116,6
105,3
налоги на имущество
364,3
-
364,3
122,2
-
122,2
налоги, сборы и регулярные платежи
за пользование природными ресурсами
1405,0
1322,3
82,7
162,3
163,0
151,6
из них налог на добычу полезных
ископаемых
1379,7
1298,3
81,5
164,5
165,1
155,8
поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным