Рефераты

Эмиссия ценных бумаг

Эмиссия ценных бумаг

Институт профессиональных инноваций

Факультет Экономики

Курсовая работа

по дисциплине: Рынок ценных бумаг

на тему:

Эмиссия ценных бумаг

Выполнила: студентка V курса

группы Э9ВО

Климова Евгения Алексеевна

Тула

2007

Оглавление

Введение

1. Эмиссионные ценные бумаги

2. Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг

3. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг

4. Форма удостоверения прав, составляющих эмиссионную ценную бумагу

5. Оформление проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг

6. Принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг

7. Способы размещения эмиссионных ценных бумаг

8. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг

9. Основания для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг

10. Информация о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, раскрываемая эмитентом

11. Отчёт (уведомление) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг

12. Недобросовестная эмиссия эмиссионных ценных бумаг

13. Ответственность за нарушения законодательства о ценных бумагах

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Предложена к рассмотрению тема эмиссии эмиссионных ценных бумаг. В последнее время всё более актуальным становиться вопрос информированности и правовой грамотности проводимых процедур по привлечению сторонних инвестиций к формированию капитализации малого, среднего и крупного бизнеса. Актуальность выбранной темы видится также в силу учебной необходимости, выполнения учебной задачи - разобраться в порученном вопросе, изучить вопрос проведения эмиссии ценных бумаг

Эмиссионные ценные бумаги широко используются в современной жизни, существует и успешно развивается огромное количество юридических лиц, эмитирующих ценные бумаги и получающих большие доходы от их выпуска. Многие физические лица приобретают ценные бумаги, желая получить с них доходы.

В законодательной и нормативно-правовой литературе не очень чётко даются основополагающие понятия по рынку ценных бумаг, существует множество расхождений. Одним из наиболее острых вопросов является содержание категории "недобросовестная эмиссия". В литературе отмечают ряд недостатков в определении недобросовестной эмиссии, содержащейся в статье 26 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Вероятно, нестыковка основных правовых понятий вызвана не желанием законодателя расширить пределы административной ответственности (вплоть до формальных, незначительных нарушений законодательства о ценных бумагах), а недостаточной юридической техникой.

Целью правового регулирования порядка эмиссии является обеспечение не только прав и законных интересов инвесторов (потенциальных инвесторов), но и общегосударственных интересов. Вопросы привлечения к административной ответственности за нарушения в этой области должны стать приоритетным направлением совершенствования законодательной и правоприменительной практики.

Работа как уже было пояснено, посвящается эмиссии ценных бумаг. Целью контрольной работы является подробное изучение основных понятий, процедуры эмиссии ценных бумаг, её этапов, понятия недобросовестной эмиссии и возможности осуществления более чёткого правового регулирования процедуры эмиссии и других вопросов. Отсюда вытекают следующие задачи:

· рассмотреть понятие эмиссионных ценных бумаг, дать определение основных понятий по теме;

· выделить формы удостоверения прав, закреплённых ценными бумагами;

· подробно разобрать каждый из этапов, составляющих процедуру эмиссии эмиссионных ценных бумаг, указать их особенности;

· указать, каким образом осуществляется государственное нормативно-правовое регулирование эмиссии ценных бумаг;

· рассмотреть, как осуществляется государственная регистрация выпуска ценных бумаг на каждом этапе эмиссии;

· выделить обязанности органов, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг;

· выяснить, что такое недобросовестная эмиссия, причины её появления, способы борьбы с ней, а также, какова ответственность за нарушения законодательно установленного порядка процедуры эмиссии;

· сделать выводы по окончании исследования.

Работа предусматривает наличие Приложения, которое представляет собой образцы бланков ценных бумаг, а также документов, с помощью которых оформляется движение по этапам процедуры эмиссии ценных бумаг.

1. Эмиссионные ценные бумаги

Понятие эмиссионных ценных бумаг раскрыто в Федеральном законе от 22 апреля 1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Таковыми признаются любые ценные бумаги, в том числе бездокументарные, которые характеризуются одновременно следующими признаками:

Ч закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных Федеральным законом формы и порядка;

Ч размещаются выпусками;

Ч имеют равные объём и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения ценной бумаги.

Эмитент - юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закреплённых ими.

Эмиссионные ценные бумаги могут быть именными или на предъявителя. Именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме.

Именные эмиссионные ценные бумаги - ценные бумаги, информация о владельцах которых должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закреплённых ими прав требуют обязательной идентификации владельца.

Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя - ценные бумаги, переход прав на которые и осуществление закреплённых ими прав не требуют идентификации владельца.

На каждую эмиссионную ценную бумагу на предъявителя ее владельцу выдается сертификат. По требованию владельца может выдаваться один сертификат на две и более приобретаемые им эмиссионные ценные бумаги на предъявителя одного выпуска. Такое положение не применяется к эмиссионным ценным бумагам на предъявителя с обязательным централизованным хранением.

Сертификат эмиссионных ценных бумаг на предъявителя должен содержать реквизиты, предусмотренные Федеральным законом. Требования к бланкам сертификатов эмиссионных ценных бумаг на предъявителя, за исключением бланков сертификатов эмиссионных ценных бумаг на предъявителя с обязательным централизованным хранением, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Общее количество эмиссионных ценных бумаг на предъявителя, указанное во всех выданных эмитентом сертификатах, не должно превышать количество эмиссионных ценных бумаг на предъявителя в данном выпуске.

Решением о выпуске эмиссионных ценных бумаг на предъявителя, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, решением о выпуске именных эмиссионных ценных бумаг может быть определено, что такие бумаги подлежат обязательному хранению в определенном эмитентом депозитарии (эмиссионные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением). Сертификат эмиссионных ценных бумаг на предъявителя с обязательным централизованным хранением не может быть выдан на руки владельцу (владельцам) таких ценных бумаг.

Документарная форма эмиссионных ценных бумаг - форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счёту депо.

Бездокументарная форма эмиссионных ценных бумаг - форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или, в случае депонирования ценных бумаг, на основании записи по счёту депо.

Любые имущественные и неимущественные права, закреплённые в документарной или бездокументарной форме, независимо от их наименования, являются эмиссионными ценными бумагами, если условия их возникновения и обращения соответствуют совокупности признаков эмиссионной ценной бумаги, указанной в статье 2 Федерального закона.

Российские эмитенты вправе размещать ценные бумаги за пределами Российской Федерации, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов, а также организация обращения эмиссионных ценных бумаг российского эмитента за пределами Российской Федерации допускается только по разрешению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Указанные разрешения выдаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг при соблюдении следующих условий:

Ч если осуществлена государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг российского эмитента;

Ч если ценные бумаги российского эмитента включены в котировальный список хотя бы одной фондовой биржи;

Ч если количество ценных бумаг российского эмитента, размещение или обращение которых предполагается за пределами Российской Федерации, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении таких ценных бумаг, не превышает норматив, установленный нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

Ч если договор, на основании которого осуществляется размещение в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций российских эмитентов, предусматривает, что право голоса по указанным акциям осуществляется не иначе как в соответствии с указаниями владельцев упомянутых ценных бумаг иностранных эмитентов;

Ч если соблюдены иные требования, установленные федеральными законами.

Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг обязан выдать указанное разрешение или принять мотивированное решение об отказе в его выдаче в течение 30 дней с даты получения всех необходимых документов.

Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для получения разрешения. В этом случае течение срока может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.

2. Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг

Выпуск эмиссионных ценных бумаг - совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации. Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается единый государственный регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска, а в случае, если в соответствии с Федеральным законом выпуск эмиссионных ценных бумаг не подлежит государственной регистрации, - идентификационный номер.

Дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг - совокупность ценных бумаг, размещаемых дополнительно к ранее размещенным ценным бумагам того же выпуска эмиссионных ценных бумаг. Ценные бумаги дополнительного выпуска размещаются на одинаковых условиях.

Под эмиссией ценных бумаг понимается установленная Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» последовательность действий эмитента по размещению ценных бумаг (ст. 2 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Упомянутые действия по размещению ценных бумаг объединяются в ряд этапов, которые и образуют процедуру эмиссии ценных бумаг.

Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, а также условия их размещения регулируются федеральными законами или в порядке, установленном федеральными законами.

Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено Федеральным законом и иными законами, включает следующие этапы:

Ч принятие решения о размещении ценных бумаг;

Ч утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;

Ч государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

Ч размещение ценных бумаг;

Ч государственную регистрацию отчёта об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Далее подробно будут рассмотрены этапы эмиссии эмиссионных ценных бумаг.

3. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг является документом эмитента, содержащим данные, достаточные для установления объёма прав, закрепленных ценной бумагой (ст. 2 ФЗ от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Таким образом, основной функцией решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг является установление объёма прав, предоставляемых ценной бумагой её владельцу. В этом смысле решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг является правоустанавливающим документом, который подлежит регистрации одновременно с государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг - документ, который должен содержать следующие данные:

Ч полное наименование эмитента, место его нахождения и почтовый адрес;

Ч дату принятия решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

Ч наименование уполномоченного органа эмитента, принявшего решение о размещении эмиссионных ценных бумаг;

Ч дату утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

Ч наименование уполномоченного органа эмитента, утвердившего решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

Ч вид, категорию (тип) эмиссионных ценных бумаг;

Ч права владельца, закрепленные эмиссионной ценной бумагой;

Ч условия размещения эмиссионных ценных бумаг;

Ч указание количества эмиссионных ценных бумаг в данном выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

Ч указание общего количества эмиссионных ценных бумаг в данном выпуске, размещённых ранее (в случае размещения дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг);

Ч указание, являются эмиссионные ценные бумаги именными или на предъявителя;

Ч номинальную стоимость эмиссионных ценных бумаг в случае, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации;

Ч подпись лица, осуществляющего функции исполнительного органа эмитента, и печать эмитента;

Ч иные сведения, предусмотренные Федеральным законом или иными законами о ценных бумагах.

К решению о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг в документарной форме прилагается описание или образец сертификата.

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг утверждается советом директоров или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров, если иное не установлено федеральными законами

Эмитент не вправе изменить решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг в части объёма прав по эмиссионной ценной бумаге, установленных этим решением, после государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг (п. 3 ст.17 ФЗ от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг составляется в трех экземплярах. После государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг один экземпляр решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг остается на хранении в регистрирующем органе, а два других экземпляра выдаются эмитенту. В случае если ведение реестра владельцев именных эмиссионных ценных бумаг эмитента осуществляется регистратором, а также в случае, если размещаемые эмитентом эмиссионные ценные бумаги на предъявителя являются эмиссионными ценными бумагами с обязательным централизованным хранением, один экземпляр решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг передается эмитентом на хранение регистратору или депозитарию, осуществляющему обязательное централизованное хранение. При наличии в текстах экземпляров решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг расхождений преимущественную силу имеет текст документа, хранящегося в регистрирующем органе.

При государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг на каждом экземпляре решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг делается отметка о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и указывается присвоенный выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг государственный регистрационный номер (п.5 ст. 17 ФЗ от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Зарегистрированное решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг является открытым (публичным) документом. Эмитент и (или) регистратор, осуществляющий ведение реестра владельцев именных ценных бумаг эмитента, по требованию заинтересованного лица обязаны предоставить ему копию решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг за плату, не превышающую затраты на ее изготовление (п.6 ст. 17 ФЗ от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

4. Форма удостоверения прав, составляющих эмиссионную ценную бумагу

При документарной форме эмиссионных ценных бумаг сертификат и решение о выпуске ценных бумаг являются документами, удостоверяющими права, закреплённые ценной бумагой.

При бездокументарной форме эмиссионных ценных бумаг решение о выпуске ценных бумаг является документом, удостоверяющим права, закреплённые ценной бумагой.

Эмиссионная ценная бумага закрепляет имущественные права в том объёме, в котором они установлены в решении о выпуске данных ценных бумаг, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сертификат эмиссионной ценной бумаги должен содержать следующие обязательные реквизиты:

Ч полное наименование эмитента, место его нахождения и почтовый адрес;

Ч вид, категорию (тип) эмиссионных ценных бумаг;

Ч государственный регистрационный номер выпуска эмиссионных ценных бумаг и дату государственной регистрации, а в случае, если в соответствии с Федеральным законом выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг не подлежит государственной регистрации, - идентификационный номер и дату его присвоения;

Ч права владельца, закреплённые эмиссионной ценной бумагой;

Ч условия исполнения обязательств лицом, предоставившим обеспечение, и сведения об этом лице в случае выпуска облигаций с обеспечением;

Ч указание количества эмиссионных ценных бумаг, удостоверенных данным сертификатом;

Ч указание общего количества эмиссионных ценных бумаг в данном выпуске эмиссионных ценных бумаг;

Ч указание о том, подлежат ли эмиссионные ценные бумаги обязательному централизованному хранению, и, если подлежат, - наименование депозитария, осуществляющего их централизованное хранение;

Ч указание на то, что эмиссионные ценные бумаги являются эмиссионными ценными бумагами на предъявителя;

Ч подпись лица, осуществляющего функции исполнительного органа эмитента, и печать эмитента;

Ч другие реквизиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации для конкретного вида эмиссионных ценных бумаг.

В случае расхождений между текстом решения о выпуске ценных бумаг и данными, приведёнными в сертификате эмиссионной ценной бумаги, владелец имеет право требовать осуществления прав, закреплённых этой ценной бумагой, в объёме, установленном сертификатом. Эмитент несёт ответственность за несовпадение данных, содержащихся в сертификате эмиссионной ценной бумаги, с данными, содержащимися в решении о выпуске ценных бумаг, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Оформление проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг

Проспект ценных бумаг является документом эмитента, содержащим подробную и детальную информацию об эмитенте, его участниках (акционерах), органах управления, финансово - хозяйственной деятельности эмитента и его ценных бумагах. Он составляется в отношении одного или нескольких выпусков акций разных типов, размещаемых одновременно.

Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта в случае размещения эмиссионных ценных бумаг путём открытой подписки или путём закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500.

В случае если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации.

Если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не сопровождалась регистрацией их проспекта, он может быть зарегистрирован впоследствии. При этом регистрация проспекта ценных бумаг осуществляется регистрирующим органом в течение 30 дней с даты получения проспекта ценных бумаг и иных документов, необходимых для его регистрации.

Важно отметить, что до регистрации проспекта ценных бумаг запрещается публичное обращение ценных бумаг, в том числе на торгах, проводимых фондовой биржей или иным организатором торговли на рынке ценных бумаг. Таким образом, одним из главных факторов, оказывающих на эмитента влияние при принятии решения об осуществлении регистрации проспекта ценных бумаг в тех случаях, когда это не требуется, является обеспечение возможности публичного обращения ценных бумаг и повышения капитализации эмитента.

Регистрация проспекта ценных бумаг накладывает на эмитента ряд дополнительных обязательств, связанных с раскрытием информации о его финансово - хозяйственной деятельности и ценных бумаг.

Во-первых, если эмиссия ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации. Во-вторых, в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме:

Ч ежеквартального отчёта эмитента ценных бумаг (ежеквартальный отчёт);

Ч сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово - хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг (сообщения о существенных фактах).

В общем случае проспект ценных бумаг состоит из девяти разделов:

I раздел - краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, аудиторе, оценщике, финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект;

II раздел - краткие сведения об объёме, сроках, порядке и условиях размещения ценных бумаг;

III раздел - основная информация о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска;

IV раздел - подробная информация об эмитенте;

V раздел - сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента;

VI раздел - подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, органов эмитента по контролю над его финансово - хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о сотрудниках (работниках) эмитента;

VII раздел - сведения об участниках (акционерах) эмитента и совершённых эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность;

VIII раздел - бухгалтерская отчётность эмитента и иная финансовая информация;

IX раздел - подробные сведения о порядке и об условиях размещения ценных бумаг;

X раздел - дополнительные сведения об эмитенте и размещённых им ценных бумагах.

Требования к информации, которая должна быть указана на титульном листе проспекта ценных бумаг, устанавливаются стандартами эмиссии и проспектов ценных бумаг. Проспект ценных бумаг также должен содержать введение, в котором кратко излагается основная информация, приведённая далее в проспекте ценных бумаг

В случае регистрации проспекта ценных бумаг впоследствии (после государственной регистрации отчёта об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг), такой проспект не содержит II и IX разделы, касающиеся сведений о порядке и условиях размещения ценных бумаг.

Главная задача проспекта ценных бумаг - раскрытие полной и достоверной информации, на основании которой инвесторы могут объективно и разумно оценить принимаемые на себя риски и принять взвешенное и обоснованное инвестиционное решение. В этой связи особую роль играют механизмы, обеспечивающие полноту и достоверность информации, раскрываемой инвесторам в проспекте ценных бумаг. Такими механизмами являются утверждение проспекта ценных бумаг уполномоченным органом управления эмитента и подписание проспекта ценных бумаг должностными лицами эмитента и третьими лицами.

Проспект ценных бумаг эмитента подлежит утверждению уполномоченным органом управления этого эмитента.

Проспект ценных бумаг акционерного, а также хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами его функции. Проспект ценных бумаг юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в иных организационно - правовых формах, утверждается лицом, осуществляющим функции исполнительного органа таких юридических лиц, если иное не установлено федеральными законами.

Проспект ценных бумаг подписывается:

Ч лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента (директором, генеральным директором, президентом, управляющим, управляющей организацией);

Ч главным бухгалтером эмитента или иным лицом, осуществляющим его функции, подтверждающим тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг;

Ч аудитором (аудиторами), проверившим годовую бухгалтерскую отчётность эмитента, содержащуюся в проспекте ценных бумаг, а в случае, если годовая бухгалтерская отчётность эмитента за разные годы была проверена разными аудиторами и такие аудиторы в силу объективных или субъективных причин не могут подписать проспект ценных бумаг, - аудитором, проверившим последнюю годовую бухгалтерскую отчётность эмитента, который вправе взять на себя ответственность за ту годовую бухгалтерскую отчётность, которая проверялась иными аудиторами, или специально приглашённым для этих целей аудитором;

Ч независимым оценщиком, если такой оценщик привлекался эмитентом для определения рыночной стоимости размещаемых ценных бумаг; рыночной стоимости имущества, являющегося предметом залога по облигациям эмитента, размещаемым с залоговым обеспечением; оказания иных услуг по оценке, связанных с осуществлением эмиссии ценных бумаг, информация о которых указывается в проспекте ценных бумаг;

Ч финансовым консультантом на рынке ценных бумаг, подтверждающим тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, за исключением части, подтверждаемой аудитором и (или) оценщиком. Финансовым консультантом на рынке ценных бумаг не может являться аффилированное лицо эмитента. Привлечение финансового консультанта на рынке ценных бумаг при приватизации акций осуществляется в случаях и порядке, предусмотренными законодательством Российской Федерации о приватизации;

Ч лицом, предоставившим обеспечение по облигациям эмитента, размещаемым с таким обеспечением;

Ч иными лицами по их усмотрению, в том числе юридическим консультантом, а в случае присвоения эмитенту или его ценным бумагам кредитного рейтинга рейтинговым агентством, - таким рейтинговым агентством.

Лица, подписавшие проспект ценных бумаг, при наличии их вины несут солидарно субсидиарную ответственность за ущерб, причинённый эмитентом владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной, неполной и/или вводящей в заблуждение инвестора информации, подтверждённой ими. При этом срок исковой давности для возмещения ущерба по основаниям, указанным в настоящей статье, составляет три года со дня начала размещения ценных бумаг, а в случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг, со дня начала публичного обращения эмиссионных ценных бумаг.

Субсидиарная ответственность эмитента с лицами, подписавшими проспект ценных бумаг, предполагает наличие основного должника - эмитента и дополнительных (субсидиарных) должников - лиц, подписавших проспект ценных бумаг. Соответственно требование владельца ценных бумаг о возмещении ущерба должно быть сначала предъявлено основному должнику - эмитенту и только в том случае, если основной должник не удовлетворяет такое требование или не отвечает на него в разумный срок, оно может быть предъявлено дополнительным (субсидиарным) должникам.

Солидарная (независимая) ответственность лиц, подписавших проспект ценных бумаг, между собой означает, что владелец ценных бумаг вправе требовать возмещения ущерба как от всех солидарных должников совместно, так и от любого из них в отдельности, причём как полностью, так и в определённой части. Владелец, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников.

6. Принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг

Решениями о размещении ценных бумаг являются решения, определяющие порядок и основные условия размещения ценных бумаг и являющиеся основанием для их размещения. К таким решениям относятся: договор о создании (решение единственного учредителя об учреждении) акционерного общества; решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путём увеличения номинальной стоимости акций; об увеличении уставного капитала акционерного общества путём размещения дополнительных акций; о дроблении акций; о консолидации акций; о внесении в устав акционерного общества изменений и (или) дополнений в части прав, предоставляемых привилегированными акциями; о размещении дополнительных акций, в которые осуществляется конвертация ранее размещённых привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции или привилегированные акции иного типа; договор о слиянии акционерных обществ; договор о присоединении одного акционерного общества к другому акционерному обществу; решения о реорганизации акционерного общества в форме разделения; о реорганизации акционерного общества в форме выделения; о преобразовании юридического лица в акционерное общество; о размещении облигаций; о размещении опционов эмитента.

Решение о размещении ценных бумаг принимается уполномоченным органом (лицом) эмитента. Орган управления эмитента, принимающий решение о размещении ценных бумаг, определяется в соответствии с компетенцией органов управления эмитента, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законом, регулирующим деятельность юридического лица в определённой организационно - правовой форме, и уставом (учредительными документами) эмитента.

В общем случае решение о размещении ценных бумаг принимается общим собранием участников (акционеров) или советом директоров (наблюдательным советом) эмитента. Им должны быть определены:

· вид, категория (тип) размещаемых ценных бумаг;

· количество размещаемых ценных бумаг и номинальная стоимость каждой размещаемой ценной бумаги;

· способ размещения ценных бумаг;

· цена размещения ценных бумаг, размещаемых посредством подписки, или порядок её определения, в том числе цена размещения или порядок определения цены размещения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, акционерам, имеющим преимущественное право приобретения размещаемых ценных бумаг;

· форма оплаты ценных бумаг, размещаемых посредством подписки.

Решением о размещении ценных бумаг также могут быть определены иные условия размещения ценных бумаг.

7. Способы размещения эмиссионных ценных бумаг

Под способом размещения ценных бумаг понимается совокупность правил и норм, определяющих основные (базовые) условия размещения ценных бумаг. Смысл определения способа размещения ценных бумаг состоит в следующем: ценные бумаги одного и того же вида (категории (типа)), размещаемые одновременно (в один и тот же период времени) и образующие один и тот же выпуск (дополнительный выпуск) ценных бумаг (т.е. предоставляющие их владельцам одинаковый объём прав), должны размещаться одним и тем же способом и не могут размещаться двумя или более способами.

Способами размещения акций являются:

· распределение акций среди учредителей (приобретение акций единственным учредителем);

· распределение акций среди акционеров;

· конвертация;

· открытая подписка (публичное размещение) или закрытая подписка;

· приобретение, в том числе возмездное приобретение;

Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утверждённые постановлением ФКЦБ России от 18.06.2003 № 03-30/пс, выделяют следующие случаи размещения акций путём их приобретения: приобретение акций акционерного общества, созданного в результате выделения, акционерным обществом, реорганизованным путём такого выделения; приобретение акций акционерного общества, созданного в результате преобразования, членами преобразованного в него некоммерческого партнерства или собственником преобразованного в него учреждения; приобретение акций акционерного общества Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием при преобразовании в акционерное общество государственного (муниципального) предприятия (его подразделения), в том числе в процессе приватизации; возмездное приобретение акций акционерного общества работников (народного предприятия) работниками преобразованной в него коммерческой организации и иными лицами;

· обмен на акции акционерного общества, созданного в результате преобразования, долей (паев) преобразованного в акционерное общество хозяйственного общества.

Способами размещения облигаций и опционов эмитента являются:

· открытая подписка (публичное размещение) или закрытая подписка;

· конвертация.

8. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг

Выпуски (дополнительные выпуски) ценных бумаг подлежат обязательной государственной регистрации. За исключением размещения ценных бумаг при учреждении акционерного общества, а также при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, эмитент имеет право начинать размещение ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска) (ст. 24 ФЗ от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Должностные лица эмитента, принявшие решение о выпуске в обращение ценных бумаг, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошёл государственную регистрацию, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.4 ст. 51 ФЗ от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определённым федеральным законом (п. 1 ст. 20 ФЗ от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

В настоящее время иными регистрирующими органами, определёнными федеральными законами, являются:

1. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) - в отношении выпусков (дополнительных выпусков) любых эмиссионных ценных бумаг кредитных организаций;

2. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) - в отношении выпусков (дополнительных выпусков) государственных и муниципальных ценных бумаг, выпусков (дополнительных выпусков) облигаций государственных унитарных предприятий и федеральных казённых предприятий.

Все иные выпуски (дополнительные выпуски) ценных бумаг подлежат государственной регистрации федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Часть полномочий по осуществлению государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг передана федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг его региональным отделениям.

Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента. К заявлению эмитента прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, - проспект ценных бумаг. Перечень документов, представляемых эмитентом для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, является исчерпывающим (п. 2 ст. 20 ФЗ от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

В общем случае, помимо заявления о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, эмитентом представляются в регистрирующий орган для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг следующие документы (п. 2.4.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 18.06.2003 № 03-30/пс):

· анкета эмитента;

· справка эмитента об оплате его уставного капитала;

· копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента, на котором принято решение о размещении ценных бумаг;

· копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента, на котором принято решение об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;

· копия учредительных документов (устава) эмитента со всеми внесёнными в них изменениями и (или) дополнениями;

· документ об уплате налога или сбора, взимаемого в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах при эмиссии ценных бумаг (п. 2.4.5 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утверждённых постановлением ФКЦБ России от 18.06.2003 № 03-30/пс);

· опись представляемых документов.

В зависимости от вида, формы и особенностей размещения ценных бумаг для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитентом представляются также иные документы.

В общем случае документы на государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг должны быть представлены в регистрирующий орган не позднее трёх месяцев с даты утверждения решения об их выпуске (дополнительном выпуске), а если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг - не позднее одного месяца с даты утверждения проспекта ценных бумаг (п. 2.4.15 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 18.06.2003 № 03-30/пс).

Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.

Регистрирующий орган вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. В этом случае течение срока может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.

Регистрирующий орган отвечает только за полноту информации, содержащейся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

9. Основания для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг

Основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг являются:

· нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах;

· несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям Федерального закона и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

· непредставление в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг;

· несоответствие финансового консультанта на рынке ценных бумаг, подписавшего проспект ценных бумаг, установленным требованиям;

· внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).

Решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и проспекта ценных бумаг может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.

10. Информация о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, раскрываемая эмитентом

В случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, любым заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения этой информации.

В случае открытой подписки эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, при этом указав порядок доступа любых заинтересованных лиц к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее 10 тысяч экземпляров.

В случае закрытой подписки, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, при этом указав порядок доступа потенциальных владельцев эмиссионных ценных бумаг к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее одной тысячи экземпляров.

11. Отчёт (уведомление) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг

Не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган отчёт об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Эмитент вправе представить в регистрирующий орган уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в случае оказания брокером услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг путём открытой подписки и осуществления фондовой биржей их листинга, в том числе при размещении дополнительного выпуска ценных бумаг, если листинг ценных бумаг соответствующего выпуска был осуществлён ранее. В случае невключения фондовой биржей размещённых эмиссионных ценных бумаг в котировальный список эмитент обязан в течение 30 дней представить в регистрирующий орган отчёт об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Это не распространяется на эмиссию акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, осуществляемую эмитентами, являющимися кредитными организациями.

В отчёте об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг должна быть указана следующая информация:

1) даты начала и окончания размещения ценных бумаг;

2) фактическая цена (цены) размещения ценных бумаг;

3) количество размещённых ценных бумаг;

4) доля размещённых и неразмещённых ценных бумаг выпуска;

5) общий объём поступлений за размещённые ценные бумаги, в том числе:

· объём денежных средств в рублях, внесённых в оплату размещённых ценных бумаг;

· объём денежных средств в иностранной валюте, внесённых в оплату размещённых ценных бумаг и выраженных в валюте Российской Федерации по курсу Банка России на момент внесения;

· объём материальных и нематериальных активов, внесённых в качестве платы за размещённые ценные бумаги, выраженных в валюте Российской Федерации;

6) о сделках, признаваемых федеральными законами крупными сделками и сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, которые совершены в процессе размещения ценных бумаг.

Для акций в отчёте об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг наряду с этой информацией дополнительно указывается список владельцев пакетов эмиссионных ценных бумаг, размер которых определяется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг должно содержать наряду с этой информацией следующую информацию:

1) наименование и место нахождения фондовой биржи, на которой осуществлен листинг размещённых эмиссионных ценных бумаг;

2) дату листинга размещённых эмиссионных ценных бумаг.

Отчёт (уведомление) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), а уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) - также брокером, оказывавшим услуги по размещению эмиссионных ценных бумаг, подтверждающими тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в отчёте (уведомлении) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Лица, подписавшие отчёт (уведомление) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, при наличии их вины несут солидарно субсидиарную ответственность за ущерб, причинённый эмитентом владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в указанном отчёте (уведомлении) недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации, подтверждённой ими.

Одновременно с отчётом об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган представляются заявление о его регистрации и документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия размещения ценных бумаг, утверждения отчёта об итогах выпуска ценных бумаг, раскрытия информации, и иных требований, соблюдение которых необходимо при размещении ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Регистрирующий орган рассматривает отчёт об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с эмиссией ценных бумаг нарушений регистрирует его. Регистрирующий орган отвечает за полноту зарегистрированного им отчёта.

В случаях, предусмотренных Федеральным законом, представление эмитентом в регистрирующий орган отчёта об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, а также государственная регистрация отчёта об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не осуществляются.

12. Недобросовестная эмиссия эмиссионных ценных бумаг

Недобросовестной эмиссией признаются действия, выражающиеся в нарушении установленной процедуры эмиссии, которые являются основаниями для отказа регистрирующими органами в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, признания выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или приостановления эмиссии эмиссионных ценных бумаг.

В случае обнаружения признаков недобросовестной эмиссии регистрирующим органом, он обязан в течение семи дней сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (региональное отделение федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг).

Выпуск эмиссионных ценных бумаг может быть приостановлен или признан несостоявшимся при обнаружении регистрирующим органом следующих нарушений:

· нарушение эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства Российской Федерации;

· обнаружение в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации.

При выявлении нарушений установленной процедуры эмиссии регистрирующий орган может также приостановить эмиссию до устранения нарушений в пределах срока размещения ценных бумаг. Возобновление эмиссии осуществляется по специальному решению регистрирующего органа.

В случае признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или недействительным все ценные бумаги данного выпуска (дополнительного выпуска) подлежат изъятию из обращения, а средства, полученные эмитентом от размещения выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, признанного несостоявшимся или недействительным, должны быть возвращены владельцам. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг для возврата средств владельцам вправе обратиться в суд.

Все издержки, связанные с признанием выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным (несостоявшимся) и возвратом средств владельцам, относятся на счёт эмитента.

В случае нарушения, выражающегося в выпуске ценных бумаг в обращение сверх объявленного в проспекте ценных бумаг, эмитент обязан обеспечить выкуп и погашение ценных бумаг, выпущенных в обращение сверх количества, объявленного к выпуску.

Если эмитент в течение двух месяцев не обеспечит выкуп и погашение ценных бумаг, выпущенных в обращение сверх количества, объявленного к выпуску, то федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе обратиться в суд о взыскании средств, неосновательно полученных эмитентом.

Срок исковой давности для признания недействительными принятых эмитентом и регистрирующим органом решений, связанных с эмиссией ценных бумаг, признания недействительными выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, сделок, совершённых в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, или отчёта об итогах их выпуска составляет три месяца с момента регистрации отчёта об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или с момента представления в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, а в случаях, когда в соответствии с Федеральным законом государственная регистрация отчёта (представление в регистрирующий орган уведомления) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не осуществляется, - с момента государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг.

13. Ответственность за нарушения законодательства о ценных бумагах

Со вступлением в силу Федерального закона № 46-ФЗ от 5 марта 1999 г. "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" появилась правовая возможность привлечения эмитентов, нарушивших установленные требования к проведению эмиссии ценных бумаг, к административной ответственности. Данная норма стала основой для формулировки ст. 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установившей с 1 июля 2002 года ответственность за недобросовестную эмиссию ценных бумаг.

Статьёй 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за недобросовестную эмиссию ценных бумаг.

Целью правового регулирования порядка эмиссии является обеспечение не только прав и законных интересов инвесторов (потенциальных инвесторов), но и общегосударственных интересов: " без регулирования эмиссии ценных бумаг посредством установления правовых основ её осуществления не допускается возможным достижение, с одной стороны, частного интереса, а с другой - обеспечение целостности, устойчивости и нормального развития государства". Вопросы привлечения к административной ответственности за нарушения в этой области должны стать приоритетным направлением совершенствования законодательной и правоприменительной практики.

Статья 51 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96 № 39-ФЗ устанавливает ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

За нарушения Федерального закона и других законодательных актов Российской Федерации о ценных бумагах лица несут ответственность в случаях и порядке, предусмотренных гражданским, административным или уголовным законодательством Российской Федерации.

Статья 185 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за три преступления, различающихся по объективным факторам: внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации; утверждение проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверную информацию; утверждение заведомо недостоверных результатов эмиссии. При этом уголовное деяние считается оконченным в момент наступления преступных последствий в виде крупного ущерба.

Административно наказуемое деяние может иметь место на любом этапе процедуры эмиссии ценных бумаг.

Вред, причинённый в результате нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

В отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссию ценных бумаг, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг:

· принимает меры к приостановлению дальнейшего размещения ценных бумаг, выпущенных в результате недобросовестной эмиссии;

· опубликовывает в средствах массовой информации сведения о факте недобросовестной эмиссии и основаниях приостановления размещения ценных бумаг, выпущенных в результате недобросовестной эмиссии;

· письменно извещает о необходимости устранения нарушений, внесения изменений в проспект ценных бумаг и другие условия выпуска, а также устанавливает сроки устранения нарушений;

· направляет материалы проверки по фактам недобросовестной эмиссии в суд для применения мер административной ответственности к должностным лицам эмитента в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· направляет материалы проверки по фактам недобросовестной эмиссии в органы прокуратуры при наличии в действиях должностных лиц эмитента признаков состава преступления;

· выдаёт письменное предписание о разрешении дальнейшего размещения ценных бумаг в случае устранения эмитентом нарушений, связанных с недобросовестной эмиссией ценных бумаг;

· обращается с иском в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным в случае, если недобросовестная эмиссия повлекла за собой заблуждение владельцев, имеющее существенное значение, либо в случае, если цели эмиссии противоречат основам правопорядка и нравственности.

Должностные лица эмитента, принявшие решение о выпуске в обращение ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию (за исключением выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, не подлежащих государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом), несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным по иску федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, региональных отделений федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, государственного регистрирующего органа, органа государственной налоговой службы, прокурора, а также по искам иных государственных органов, осуществляющих полномочия в сфере рынка ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заключение

В ходе проведённого исследования была подробно изучена сложная процедура эмиссии ценных бумаг и рассмотрены некоторые интересные вопросы, непосредственно касающиеся эмиссии. Задачи, поставленные в начале работы, считаются решёнными.

Существует множество тонкостей и особенностей при выпуске ценных бумаг, подстерегающих на каждом шагу. Необходимо чётко владеть и уметь пользоваться законодательными и нормативно-правовыми актами, составляющими базу для грамотного осуществления выпуска эмиссионных ценных бумаг и оформления всех документов, необходимых при прохождении всех этапов эмиссии. Целью правового регулирования порядка эмиссии является обеспечение не только прав и законных интересов инвесторов (потенциальных инвесторов), но и общегосударственных интересов: " без регулирования эмиссии ценных бумаг посредством установления правовых основ её осуществления не допускается возможным достижение, с одной стороны, частного интереса, а с другой - обеспечение целостности, устойчивости и нормального развития государства".

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 22 апреля 1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с последующими изменениями и дополнениями)

2. Федеральный закон Российской Федерации от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (с последующими изменениями и дополнениями)

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 7 января 2002г.

4. Маренков Н.Л. Ценные бумаги для студентов вузов / Н.Л. Маренков. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 249 с.

5. Рынок ценных бумаг: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Е.Ф. Жукова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 463 с.

6. Федеральный закон: Выпуск 43 (415). О рынке ценных бумаг. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 95 с.

Приложения

Решение о выпуске ценных бумаг

Зарегистрировано

"__"______________20_г.

Московское региональное

отделение ФКЦБ России

Председатель

Ю.С. Сизов

РЕШЕНИЕ О ВЫПУСКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

_____________________________________________________________

(вид ценных бумаг, для акций - категория (тип), для облигаций

- серия)

_____________________________________________________________

(полное фирменное наименование эмитента)

_____________________________________________________________

государственный регистрационный номер_________________________

Председатель Московского регионального

отделения ФКЦБ России

Ю.С. Сизов

МП

Утверждено___________________________________________________

(орган эмитента, утвердивший решение о выпуске)

_________________ "__"_____________20_ г. Протокол N______________

на основании________________________________

(указывается соответствующее решение о размещении и орган

эмитента, принявший это решение)

__________ "__"______________20_ г. Протокол N_____________

Место нахождения эмитента_____________________________________

(по месту государственной регистрации)

_____________________________________________________________

Почтовый адрес эмитента_______________________________________

Контактные телефоны__________________________________________

Руководитель ______________/_____________ /

Дата МП

Проспект эмиссии

УТВЕРЖДЕНО ЗАРЕГИСТРИРОВАНО

"__"___________20_г. "__"______________20_г.

__________________________________ Московское региональное

(наименование органа, утвердившего отделение ФКЦБ России

__________________________________ Председатель

проспект эмиссии, и полное фирменное

__________________________________

наименование эмитента) Ю.С. Сизов

____________/___________________ /

(подписи уполномоченных лиц эмитента) МП

МП

ПРОСПЕКТ ЭМИССИИ

_____________________________________________________________

(полное фирменное наименование эмитента с указанием

_____________________________________________________________

организационно-правовой формы)

_____________________________________________________________

(категория, тип размещаемых акций (обыкновенные именные акции,

_____________________________________________________________

привилегированные именные акции

_____________________________________________________________

определенного типа), а также количество и номинальная

_____________________________________________________________

стоимость размещаемых акций; серия размещаемых

_____________________________________________________________

облигаций; именные или облигации на предъявителя, количество и

_____________________________________________________________

номинальная стоимость каждой облигации)

Государственный регистрационный номер_________________________

Государственный регистрационный номер

выпуска ценных бумаг _____________________________

Председатель Московского регионального

отделения ФКЦБ России

Ю.С. Сизов

МП

РЕГИСТРИРУЮЩИЙ ОРГАН НЕ ОТВЕЧАЕТ ЗА ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ,

СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В ДАННОМ ПРОСПЕКТЕ ЭМИССИИ И ФАКТОМ ЕГО РЕГИСТРАЦИИ

НЕ ВЫРАЖАЕТ СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ К РАЗМЕЩАЕМЫМ ЦЕННЫМ БУМАГАМ.

Информация, содержащаяся в настоящем проспекте эмиссии, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

Бланк простой именной акции

Утверждено

Министерством сельского хозяйства

Российской Федерации

22 января 2002 г.

Приложение к Положению о комиссии

по приватизации земли

и реорганизации колхоза (совхоза)

Бланк простой именной акции

Акция

Акционерное общество "________________________"

г.Москва

5 мая 2001 года (дата эмиссии акций)

Десять тысяч рублей

10 000

Серия "____________" N "______________"

Уставный капитал 500 тысяч рублей

Акционерным обществом "________________" выпущено:

40 простых именных акций номиналом по 10 000 (десять тысяч) рублей

10 привилегированных именных акций номиналом по 10 000 (десять тысяч рублей)

Срок выплаты дивидендов - ежеквартально

До первого числа второго месяца следующего квартала

Выпуск акций зарегистрирован "________" имя регистратора

Подписи:

Президент общества

Главный бухгалтер (либо иное ответственное лицо общества)

Печать общества


© 2010 Рефераты