Рефераты

Эмиссия акций акционерным обществом

соответствии со статьей 816 Гражданского кодекса Российской Федерации облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Федерального закона “Об акционерных обществах” облигация удостоверяет право ее владельца требовать погашения облигации (выплату номинальной стоимости или номинальной стоимости и процентов) в установленные сроки.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона “О рынке ценных бумаг” облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.

На основе приведенных выше определений права, закрепляемые облигацией, можно разделить на:

а) право на получение номинальной стоимости ценной бумаги или иного имущественного эквивалента путем погашения облигации;

б) право на получение зафиксированного в указанной ценной бумаге процента от ее номинальной стоимости или иных имущественных прав (иного имущественного эквивалента).

При этом, существенным условием, определяющим объем указанных прав, удостоверяемых облигацией, является

в) срок погашения облигации и срок получения зафиксированных в ней процентов или иных имущественных прав.

Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" предусматривает также возможность закрепления облигацией

г) иных имущественных прав ее владельца в случае, если это не противоречит законодательству Российской Федерации Брагинский М.И. Витрянский В.В. Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М.: Фонд "Правовая культура", 1995. С. 344-346..

Кроме того, та же статья 816 Гражданского кодекса Российской федерации определяет, что в случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций.

Таким образом, облигация является также специфической формой договора займа. Это означает, что к отношениям, возникающим в процессе выпуска, обращения и погашения облигаций, могут применяться как общие нормы гражданского права, регулирующие отношения заемщика и займодавца, так и специальные нормы, регулирующие порядок выпуска и обращения ценных бумаг. В указанном “двойственном” регулировании заключается основная проблематика выпуска и обращения облигаций, некоторые вопросы из которой будут рассмотрены автором в настоящей статье.

Право владельца облигации требовать от ее эмитента получения номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента (т.е. погашения облигации) является основным и обязательным правом, закрепляемым указанной ценной бумагой. Принципиально важным моментом в этой связи является альтернативная возможность погашения облигации неденежными средствами (имущественным эквивалентом).

На первый взгляд может показаться, что в законодательстве Российской Федерации указанный вопрос решается неоднозначно. Однако более внимательный анализ показывает обратное.

Гражданский кодекс Российской Федерации прямо предусматривает возможность такого погашения при самом определении понятия облигации, содержащейся в статье 816.

Федеральный закон "Об акционерных обществах" пунктом 3 статьи 33 также позволяет осуществлять погашение облигаций как в денежной форме, так и иным имуществом в соответствии с решением об их выпуске.

Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" хотя прямо и не содержит возможность погашения облигации неденежными средствами, тем не менее статьей 2 предусматривает возможность закрепления данной ценной бумагой иных имущественных прав ее владельца (держателя облигации) в случае, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.

Таким образом, все три указанных законодательных акта в части погашения облигации не противоречат друг другу.

Законодательно закрепленной возможностью альтернативного погашения облигации является конвертация конвертируемых облигаций в акции или облигации других серий.

Другой законодательно предусмотренной возможностью неденежного погашения облигаций является предоставление в собственность владельцу жилого помещения, являющегося объектом привлечения средств, полученных от размещения облигаций (жилищных сертификатов).

Решение о выпуске облигаций может предусматривать также иные способы погашения, прямо не предусмотренные законодательством Российской Федерации. На некоторых из них автор остановится подробнее при рассмотрении вопроса об иных имущественных правах, закрепляемых облигацией. Отметим, что отличительной особенностью неженжного способа погашения облигаций является, как правило, предоставление владельцу возможность выбора между денежной формой (получением номинальной стоимости) и неденежной формой (получением имущественного эквивалента) погашения.

Другим существенным условием, определяющим объем прав, закрепляемых облигацией, является срок погашения облигаций (срок исполнения обязательств, вытекающих из прав, закрепляемых облигациями).

Срок погашения облигации (срок исполнения обязательства) может быть определен календарной датой (порядком определения календарной даты) или периодом времени (порядком определения периода времени). В этом случае в соответствии с пунктом 1 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации облигация подлежит погашению в установленные решением о выпуске ценных бумаг календарный день или соответственно в любой момент времени в пределах периода погашения облигации. На практике эмитенты устанавливают, как правило, срок (дату начала и дату окончания) исполнения обязательств по облигации. Это обусловлено, прежде всего, техническими трудностями осуществления непосредственно самого процесса погашения ценных бумаг, связанными с необходимостью одновременного исполнения значительного числа обязательств, принадлежащих разным лицам. Во многих случаях эмитент, будучи не в состоянии произвести погашение всех ценных бумаг выпуска (осуществить исполнение обязательств) в один день, растягивает период погашения на несколько дней (на практике с 1 до 3 месяцев). В последнем случае перед эмитентом встает задача определения очередности погашения ценных бумаг. Указанная задача решается, как правило, обуславливанием погашения облигаций предварительным совершением их владельцами определенных действий, таких как, например, направление эмитенту соответствующего заявления о погашении, и осуществлением погашения облигаций в порядке очередности совершения владельцами ценных бумаг указанных действий (в порядке получения эмитентом заявлений их владельцев (представителей владельцев) о погашении облигаций).

В соответствии со статьей 315 Гражданского кодекса Российской Федерации должник вправе исполнить обязательство до срока, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или условиями обязательства либо не вытекает из его существа. Однако досрочное исполнение обязательств, связанных с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, допускается только в случаях, когда возможность исполнить обязательство до срока предусмотрена законом, иными правовыми актами или условиями обязательства либо вытекает из обычаев делового оборота или существа обязательства.

Такая возможность прямо предусмотрена пунктом 3 статьи 33 Федерального закона “Об акционерных обществах”, согласно которому акционерное общество вправе обусловить возможность досрочного погашения облигаций по желанию их владельцев. При этом в решении о выпуске облигаций должны быть определены стоимость погашения и срок, не ранее которого они могут быть предъявлены к досрочному погашению.

Таким образом, в случае установления возможности досрочного погашения, оно будет представлять собой право для владельцев ценных бумаг и обязательство для эмитента облигации.

Заметим, что независимо от установления возможности досрочного погашения эмитент вправе приобретать у владельцев выпущенные им облигации. Однако, учитывая требования статьи 413 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей достаточным условием для прекращения обязательства совпадение должника и кредитора в одном лице, указанное приобретение может осуществляться только для целей погашения ценных бумаг.

Прежде всего необходимо отметить, что право на получение процента от номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента (иных имущественных прав) не является обязательным. В случае, если облигация не содержит права на получение зафиксированного в ней процента или иного имущественного эквивалента (дисконтная облигация), доход по облигации представляет собой разницу между ее номинальной стоимостью или денежным выражением имущественного эквивалента, выплачиваемого владельцу облигации при ее погашении, и ценой размещения (ценой приобретения) облигации.

В случае, если облигация предусматривает право владельца на получение процента от ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента, также как при погашении облигаций, различают выплату указанного дохода денежными средствами и получение владельцем дохода по облигации неденежными средствами (денежный и неденежный способы выплаты дохода по облигации).

Денежный способ выплаты дохода может предусматривать:

а) фиксированный (не изменяющийся во времени) процент от номинальной стоимости облигации или определенную (зафиксированную и не меняющуюся) денежную сумму (облигации с фиксированным процентом или фиксированным доходом);

б) переменный (изменяющийся во времени) процент от номинальной стоимости облигации или такой порядок определения денежной суммы, при котором ее размер (размер процента от номинальной стоимости) изменяется во времени в зависимости от изменения одного или нескольких факторов (облигации с переменным процентом или переменным доходом); имеет смысл только при наличии более одного доходного (процентного) периода (доход по облигации выплачивается более одного раза) См. Зинченко С., Казачанский С., Зинченко О. Акционерное законодательство: испытание практикой. - "Хозяйство и право", 1998, N 11..

Неденежный способ выплаты дохода может предусматривать:

а) возможность выбора межу имущественным эквивалентом и денежной формой выплаты дохода;

б) выплату дохода только неденежными средствами (имущественные облигации) Там же..

Оба указанных способа выплаты дохода по облигации могут предусматривать как наличие только одного доходного периода (доход по облигации в течение периода их обращения выплачивается только один раз), так и нескольких доходных периодов (доход по облигации выплачивается владельцам более одного раза). При этом, срок выплаты дохода (доходный период) может приходиться на любой момент времени (календарную дату или срок, определяемый истечением периода времени) в течение периода обращения облигации. На практике эмитенты, как правило, устанавливают такой порядок выплаты дохода, при котором доходный период (срок выплаты дохода), в случае наличия одного доходного периода, или последний доходный период, в случае наличия более одного доходного периода, совпадают со сроком погашения облигации.

Как уже было отмечено выше, статья 2 Федерального закона “О рынке ценных бумаг” позволяет облигации закреплять иные имущественные права дополнительно к “стандартному” набору прав, состоящему из права на получение номинальной стоимости ценной бумаги (погашение облигации) и зафиксированного в ней дохода, в случае, если эти “иные” права не противоречат законодательству Российской Федерации.

Такие иные дополнительные имущественные права, как правило, заключаются в возможности получения облигационером услуг (товаров, продукции), оказываемых (предоставляемых) эмитентом облигации без взимания за них соответствующей платы, по льготной цене (тарифу) или с другими преимуществами для владельца облигации по сравнению с прочими получателями услуг (товаров, продукции).

Заметим, что иные “дополнительные” имущественные права могут быть как действительно дополнением к стандартному набору прав, так и альтернативным правом, предоставляемым взамен права на получение номинальной стоимости или права на получение зафиксированного в облигации дохода, либо указанных прав вместе.

Основная проблема, с которой так или иначе сталкиваются эмитенты облигаций, предусматривающих иные имущественные права, заключается в том, что оказываемая услуга изначально может быть предоставлена не всем владельцам облигаций, а только тем, которые отвечают определенным требованиям, устанавливаемым эмитентом самостоятельно, и только тем из таких владельцев, которые изъявят желание получить соответствующую услугу от эмитента. Учитывая, что эмитент не вправе ограничивать обращение облигации на вторичном рынке, ее владельцем может стать, в том числе, лицо, не отвечающее требованиям эмитента, предъявляемым им для получателя услуги, эмитент облигации вынужден предусматривать иные, альтернативные возможности (способы) погашения ценной бумаги.

2. Эмиссия акций АО

2.1 Первоначальная эмиссия

Рассмотрим некоторые правовые вопросы, связанные с регистрацией выпуска ценных бумаг при учреждении акционерного общества.

Обязательность и необходимость государственной регистрации выпуска ценных бумаг

Чем обусловлена данная проблема?

Во-первых, обязательность государственной регистрации выпуска акций акционерного общества закреплена законодательно. В ранее действовавшем Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденном постановлением Правительства РСФСР от 28.12.91 № 78 (далее -- Положение), была закреплена обязательность государственной регистрации выпуска акций акционерного общества. Так, в соответствии с пп. 7 и 8 Положения, ценные бумаги допускались к обращению на территории Российской Федерации только при условии их государственной регистрации в Министерстве экономики и финансов РСФСР. В настоящее время требования о государственной регистрации выпуска ценных бумаг нашли свое отражение в Федеральном законе “О рынке ценных бумаг”.

В соответствии с абзацем седьмым ст. 18 этого закона эмиссионные ценные бумаги, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, не подлежат размещению. Данное требование также закреплено в абзаце первом ст. 24 закона: “эмитент имеет право начинать размещение выпускаемых им эмиссионных ценных бумаг только после регистрации их выпуска”.

Во-вторых, в соответствии с нормативными актами ФКЦБ России и ее региональные отделения наделены правом обращения в суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством Российской Федерации (п. 19 ст. 42 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”). Данное право было, к примеру, реализовано Челябинским региональным отделением ФКЦБ России, которое обратилось с иском в арбитражный суд о ликвидации юридического лица в связи с тем, что не была осуществлена регистрация выпуска ценных бумаг акционерного общества. Дело рассматривалось в первой, апелляционной и кассационной инстанциях. В мотивировочной части постановления федерального арбитражного суда Уральского округа (кассационная инстанция) было указано, что выпуск и размещение акций акционерного общества, созданного в июне 1996 г., подлежали обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О рынке ценных бумаг”. Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иного правового акта. Суд счел, что действия, связанные с размещением уставного капитала в незарегистрированные акции, необходимо квалифицировать как совершенные с грубым нарушением законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, что служит основанием для ликвидации юридического лица.

Таким образом, регистрация выпуска ценных бумаг является необходимой и обязательной. Вместе с тем норм, запрещающих государственную регистрацию выпуска акций акционерных обществ, размещение которых произведено до выхода Федерального закона “О рынке ценных бумаг” и государственная регистрация которых не осуществлена, законодательство не содержит.

В-третьих, сформировалась судебная практика по вопросам выпуска и обращения ценных бумаг. В частности, в Обзоре практики разрешения споров, связанных с размещением и обращением акций, приведенном в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда от 21.04.98 № 33, указано, что сделка по договору купли-продажи акций, совершенная до регистрации решения о выпуске акций, признается судом недействительной (ничтожной). Таким образом, можно сделать вывод, что если в акционерном обществе происходила смена участников путем заключения гражданско-правовых договоров, связанных с отчуждением ценных бумаг, и выпуск этих ценных бумаг не прошел государственную регистрацию, то участники акционерного общества могут понести убытки вследствие признания недействительными таких сделок судом.

Соотношение правовых норм, регулирующих непосредственно государственную регистрацию акционерного общества как юридического лица, и норм, регулирующих государственную регистрацию выпуска ценных бумаг См. Шиткина И. Соотношение интересов различных групп акционеров и менеджеров в управлении акционерным обществом. "Хозяйство и право", 1998, N 12..

В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции и считается созданным с момента его государственной регистрации. В настоящее время закон о государственной регистрации юридических лиц не принят и регистрация осуществляется в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 № 1482 (далее -- Положение о государственной регистрации). Данное Положение о государственной регистрации не распространяется на регистрацию коммерческих организаций, особый порядок регистрации которых определен законодательными актами Российской Федерации, а также предприятий, создаваемых в процессе приватизации. В частности, существует иной порядок государственной регистрации кредитных организаций и предприятий с иностранными инвестициями.

Одним из признаков юридического лица в соответствии со ст. 48 ГК РФ является наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества. При учреждении акционерного общества его имущество состоит из вкладов учредителей, внесенных в уставный капитал. В соответствии со ст. 99 ГК РФ уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Таким образом, уставный капитал общества формируется путем заключения гражданско-правовых договоров по приобретению акционерами общества акций в обмен на вклады, вносимые в уставный капитал, или, другими словами, путем размещения акционерным обществом своих акций.

Определение термина “размещение ценных бумаг” дано в ст. 2 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”, в котором под размещением ценных бумаг понимается “отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок”. Как уже говорилось выше, размещение ценных бумаг акционерного общества без государственной регистрации выпуска не допускается.

В соответствии с п. 1 Положения о государственной регистрации при подаче документов на государственную регистрацию должен быть представлен документ, подтверждающий оплату не менее 50% уставного капитала общества, указанного в решении о его создании. Таким образом, до государственной регистрации юридического лица необходимо провести размещение, как минимум, 50% акций среди акционеров общества, выпуск которых уже прошел государственную регистрацию. Однако данное требование не имеет в настоящий момент нормативного закрепления, и государственная регистрация выпуска ценных бумаг осуществляется после государственной регистрации общества. Из-за такой правовой неурегулированности часто возникает ситуация, когда общество внесено в государственный реестр юридических лиц, а в государственной регистрации выпуска ценных бумаг отказано.

Несоответствие действующих правовых норм целесообразно устранить при разработке закона о государственной регистрации юридических лиц. В качестве одного из вариантов регулирования данной проблемы можно использовать практику, сформировавшуюся при государственной регистрации выпуска акций кредитных организаций. Так, в соответствии сп. 11.6 инструкции Банка России от 17.09.96 № 8 “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями) регистрация первого выпуска акций кредитной организации, осуществляемая при создании кредитной организации путем учреждения или реорганизации, проводится одновременно с регистрацией кредитной организации в форме акционерного общества.

Освещаемые ниже вопросы не затрагивают процедуру регистрации выпуска ценных бумаг кредитных организаций и акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

Процедура эмиссии акций акционерного общества при учреждении регулируется Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” и Стандартами эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденными постановлением ФКЦБ России от 11.11.98 № 47 (далее -- Стандарты).

Процедура эмиссии акций акционерного общества состоит из нескольких этапов, а именно: принятие решения о размещении ценных бумаг; принятие решения о выпуске ценных бумаг; государственная регистрация выпуска ценных бумаг; изготовление сертификатов ценных бумаг (в случае их документарной формы выпуска); непосредственно размещение ценных бумаг; регистрация отчета об итогах выпуска.

Решение о размещении ценных бумаг. Понятие “решение о размещении ценных бумаг” определено в последнем абзаце п. 1.2 Стандартов, в соответствии с которым решение об учреждении акционерного общества является одним из видов решения о размещении ценных бумаг. Обратившись к ст. 98 ГК РФ и ст. 9 Федерального закона “Об акционерных обществах”, можно сделать вывод, что решение об учреждении общества должно содержать:

- результаты голосования и принятые акционерами решения по вопросам учреждения акционерного общества;

- решение об утверждении устава общества;

- решение об избрании органов управления акционерного общества;

- решение об утверждении размера уставного капитала общества;

- определение категории выпускаемых акций и порядка их размещения;

- утверждение денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителями в оплату акций акционерного общества. В соответствии со ст. 34 Федерального закона “Об акционерных обществах” акции и иные ценные бумаги общества, которые оплачиваются неденежными средствами, должны быть оплачены при их приобретении в полном размере, если иное не установлено договором о создании общества при его учреждении. Одновременно указывается, что если номинальная стоимость акций, приобретаемых за счет оплаты неденежными средствами, составляет более двухсот установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, то необходима оценка этого имущества независимым оценщиком (аудитором). При этом учредители общества должны утвердить решение независимого оценщика См. Кондратов Н О некоторых особенностях практического применения Федерального закона "Об акционерных обществах". - "Хозяйство и право", 1998, NN 9, 10..

Решение о выпуске ценных бумаг. В соответствии с п. 7.2 Стандартов решение о выпуске ценных бумаг составляется на основании решения о размещении ценных бумаг. В соответствии со ст. 25 Закона “Об акционерных обществах” ценные бумаги при учреждении общества должны быть размещены среди учредителей или, иными словами, среди заранее определенного круга лиц. Утверждение решения о выпуске в соответствии с п. 7.1 Стандартов осуществляется советом директоров. Однако это не устанавливает ограничений для утверждения решения о выпуске ценных бумаг общим собранием акционеров. Стандарты не содержат порядка государственной регистрации выпуска ценных бумаг, который осуществлялся до вступления в силу Закона “О рынке ценных бумаг” и утверждения Стандартов. Также в п. 7.3 Стандартов указывается, что решение о выпуске ценных бумаг должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения о размещении. Если прошло более шести месяцев, то необходимо повторное утверждение данного решения.

При реализации этой нормы на практике часто складывается следующая ситуация: решение о размещении акций принято при учреждении общества, государственная регистрация выпуска акций не осуществлялась. Далее в обществе происходит неоднократная смена участников. На каком-то этапе деятельности общества встает вопрос о необходимости государственной регистрации выпуска акций. Решение о выпуске акций повторно утверждает новый состав участников, который не принимал решения о размещении акций и среди которых акции не размещались. В данном случае легитимность повторного утверждения решения о выпуске ценных бумаг становится сомнительной в силу возможного признания недействительности сделок по приобретению акций новыми участниками, о чем уже говорилось ранее.

Регистрация выпуска ценных бумаг. При рассмотрении этого этапа следует остановиться на следующих моментах.

Во-первых, в соответствии с распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 28.05.97 № 268-р “Об утверждении Перечня регистрирующих органов, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг на территории Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями) государственную регистрацию выпуска ценных бумаг на территории Российской Федерации осуществляют Минфин России, Банк России, ФКЦБ России и региональные отделения ФКЦБ России. Список эмитентов, которые представляют документы для государственной регистрации выпусков ценных бумаг в ФКЦБ России, установлен Распоряжением ФКЦБ России от 26.02.97 № 60-р (с изменениями и дополнениями).

Во-вторых, если при учреждении акционерного общества акции размещаются среди более пятисот учредителей или сумма выпуска превышает пятьдесят тысяч минимальных размеров оплаты труда, то вместе с решением о выпуске акций требуется государственная регистрация проспекта эмиссии (п. 8.1 Стандартов). Проспект эмиссии утверждается уполномоченными органами акционерного общества (общим собранием акционеров или советом директоров).

В-третьих, в соответствии с п. 9.12 Стандартов в случае размещения именных ценных бумаг в регистрирующий орган представляется копия договора (договоров) о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, заключенного эмитентом с регистратором, или документ, подтверждающий обстоятельства, освобождающие эмитента от заключения такого договора. Требования об обязательной передаче ведения реестра независимому регистратору определены в п. 3 ст. 44 Закона “Об акционерных обществах” и в ст. 8 Закона “О рынке ценных бумаг”. Так, Закон “Об акционерных обществах” предписывает поручить ведение и хранение реестра независимому регистратору в случае наличия более пятисот владельцев обыкновенных акций. Речь идет именно о владельцах обыкновенных акций. В Законе “О рынке ценных бумаг” заложено несколько иное требование, которое заключается в необходимости передачи ведения реестра независимому регистратору, если число владельцев превышает 500, при этом не уточняется, владельцы каких акций имеются в виду. Таким образом, требования Закона “О рынке ценных бумаг” несколько сужают требования Закона “Об акционерных обществах”. В связи с тем, что Закон “О рынке ценных бумаг” вступил в силу позже Закона “Об акционерных обществах”, представляется необходимым руководствоваться нормами, изложенными в Законе “О рынке ценных бумаг”.

В-четвертых, в п. 2 ст. 44 Закона “Об акционерных обществах” определено, что акционерное общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра в соответствии с правовыми актами Российской Федерации не позднее одного месяца с момента государственной регистрации. Требования и порядок ведения реестра установлены в Положении о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденном Постановлением ФКЦБ России от 02.10.97 № 27. В указанном постановлении установлено, что Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг является обязательным для регистраторов -- профессиональных участников рынка ценных бумаг и эмитентов, осуществляющих ведение реестра владельцев именных ценных бумаг самостоятельно Кондратов Н О некоторых особенностях практического применения Федерального закона "Об акционерных обществах". - "Хозяйство и право", 1998, NN 9, 10..

Необходимо также обратить внимание на новое требование, определяющее некоторые вопросы ведения реестра ценных бумаг акционерным обществом.

В соответствии с п. 2.7 Положения о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 19.06.98 № 24, эмитент, осуществляющий ведение реестра именных ценных бумаг самостоятельно, в случае, если число зарегистрированных лиц более пятидесяти, должен иметь в штате не менее одного специалиста, удовлетворяющего квалификационным требованиям по данному виду профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в соответствии с нормативными актами ФКЦБ России. Данное требование вступает в силу с 22 апреля 1999 г.

Размещение ценных бумаг и регистрация отчета о выпуске ценных бумаг. Документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган не позднее одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества (п. 10.8 Стандартов). Как уже говорилось, фактическое размещение ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации акционерного общества и данная норма устанавливает только порядок представления документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

Регистрация отчета об итогах выпуска акций, распределенных при учреждении акционерного общества, осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска этих акций (п. 12.1 Стандартов). Данное требование носит для эмитента обязательный характер. В том случае, если уставный капитал общества оплачивается только на 50% (ст. 34 Закона “Об акционерных обществах”), то при утверждении отчета о выпуске ценных бумаг утверждается размещение акций, в том числе тех, оплата которых произведена не полностью. В связи с этим представляется правильным осуществлять государственную регистрацию отчета о выпуске ценных бумаг при учреждении акционерного общества после полной оплаты уставного капитала.

2.2 Эмиссия дополнительных акций

В соответствии с Федеральным законом “Об акционерных обществах” уставный капитал общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций (п. 1 ст. 28).

Детально процедура увеличения уставного капитала акционерных обществ путем выпуска дополнительных акций описана в Стандартах эмиссии акций при их учреждении, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденных Постановлением ФКЦБ России от 11.11.98 № 47 (далее -- Стандарты), которые разработаны ФКЦБ России в соответствии с полномочиями, предоставленными ей Федеральным законом “О рынке ценных бумаг”.

В соответствии с этими нормами выпускаемые дополнительные акции акционерного общества могут размещаться следующими способами:

- путем распределения их среди акционеров (п. 3 Стандартов);

- путем подписки (открытой или закрытой) (п.4 Стандартов);

- путем конвертации в акции ценных бумаг, конвертируемых в акции (п. 6 Стандартов).

В зависимости от выбора способа размещения дополнительно выпускаемых акций существуют некоторые особенности их государственной регистрации, о чем будет сказано отдельно при рассмотрении этапов выпуска дополнительных акций.

Выпуск дополнительных акций предполагает следующие этапы:

- принятие решения о размещении ценных бумаг;

- утверждение уполномоченным органом акционерного общества решения о выпуске дополнительных акций;

- подготовка проспекта эмиссии дополнительных акций (в случае, если регистрация проспекта необходима);

- государственная регистрация выпуска акций и проспекта эмиссии;* изготовление сертификатов акций (в случае размещения дополнительных акций в документарной форме);

- раскрытие информации, содержащейся в проспекте эмиссии акций (если государственная регистрация выпуска сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии), за исключением случаев конвертации. При размещении акций путем конвертации раскрытие информации осуществляется после регистрации отчета об итогах выпуска;

- распределение акций при их размещении путем распределения среди акционеров, подписка на акции при их размещении путем открытой или закрытой подписки, конвертация в случае конвертации в акции ценных бумаг, конвертируемых в акции;

- регистрация отчета об итогах выпуска акций;

- раскрытие информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска дополнительных акций (если государственная регистрация выпуска дополнительных акций сопровождалась регистрацией их проспекта эмиссии) См. Метелева Ю. Общее собрание акционеров: его роль и возможности влияния акционеров на принимаемые решения. - "Хозяйство и право", 1998, NN 1-2..

Целесообразно остановиться на некоторых особенностях отдельных этапов выпуска дополнительных акций акционерного общества.

Перед принятием акционерным обществом решения о выпуске дополнительных акций необходимо обратить внимание на следующее.

Во-первых, в п. 2 ст. 5 Федерального закона от 05.03.99 № 46-ФЗ “О защите прав и законных интересов инвесторов” (далее -- Закон о защите прав инвесторов) определено, что совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах их выпуска запрещается. Одновременно в соответствии с п. 10.2 Стандартов не может быть осуществлена государственная регистрация выпуска акций:

- до полной оплаты уставного капитала акционерного общества;

- до регистрации отчетов об итогах всех зарегистрированных ранее выпусков акций и внесения соответствующих изменений в устав акционерного общества-эмитента.

Таким образом, перед принятием решения об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций необходимо осуществить государственную регистрацию отчетов о предыдущих выпусках ценных бумаг и полностью оплатить уставный капитал. Это требование распространяется также и на те акционерные общества, которые были созданы в результате приватизации государственных предприятий.

Во-вторых, в соответствии с Положением о ежеквартальном отчете эмитента эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 11.09.98 № 31 (далее -- Положение о ежеквартальной отчетности), все общества должны представлять ежеквартальный отчет о существенных фактах и событиях. Это требование распространяется на все акционерные общества, выпуск ценных бумаг которых сопровождался регистрацией проспекта эмиссии, за исключением:

- выпусков акций, государственная регистрация которых аннулирована до начала отчетного квартала;

- выпусков акций, государственная регистрация которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии до вступления в силу Закона “О рынке ценных бумаг”, если при этом акции размещались среди заранее известного круга лиц, число которых составляло не более 500, и общий объем эмиссии составлял не более 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных Федеральным законом на дату вступления в силу Закона “О рынке ценных бумаг”.

Невыполнение этих требований Закона и Стандартов является основанием для отказа в государственной регистрации дополнительного выпуска акций в соответствии с п. 10.18 Стандартов.

Обратимся теперь непосредственно к процедуре принятия решения о размещении дополнительных акций.

В соответствии с п. 1.2 Стандартов это могут быть решения:

- об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций;

- о размещении акций определенной категории (определенного типа) путем конвертации в них конвертируемых акций другой категории (другого типа). Необходимо отметить, что в Стандартах речь идет только о конвертируемых акциях, хотя возможна конвертация в акции и конвертируемых облигаций акционерного общества, так как возможность их выпуска предусмотрена законодательством.

Какой орган акционерного общества вправе принять решение о размещении дополнительных акций?

Если решение вопроса об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций находится в компетенции общего собрания акционеров, то решение о размещении дополнительных акций определенной категории принимается общим собранием (п. 3 ст. 28 Закона “Об акционерных обществах”).

Если решение об увеличении уставного капитала общества (в пределах количества объявленных акций) путем размещения дополнительных акций в соответствии с уставом или решением акционерного общества отнесено к компетенции совета директоров, то такое решение принимается советом директоров акционеров (п. 3 ст. 28 Закона “Об акционерных обществах”).

Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что такая альтернативность при принятии решения об увеличении уставного капитала акционерного общества путем выпуска дополнительных акций в некоторых случаях ограничена Законом о защите прав инвесторов. Так, в п. 3 ст. 5 установлено, что решение о размещении посредством закрытой подписки акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, принимается только общим собранием акционеров не менее чем двумя третями голосов, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом акционерного общества.

Такие требования норм закона, а ранее эта норма была заложена в п. 4.3 Стандартов, позволяют реально защитить права мелких инвесторов. В деятельности акционерных обществ нередко возникали ситуации, когда посредством принятия на совете директоров решения о размещении дополнительных акций среди одного или двух акционеров уменьшалась доля мелких акционеров, в результате чего они реально теряли возможность принимать участие в управлении делами акционерного общества.

Решение о размещении должно содержать в себе четко определенную информацию. Перечень этой информации содержится в ст. 28 Закона “Об акционерных обществах” и п. 4.2 Стандартов.

В частности, в соответствии с требованиями Закона “Об акционерных обществах” решение о размещении дополнительных акций должно содержать:

- определение количества размещаемых дополнительных акций с указанием их типа. При этом необходимо помнить, что акционерное общество вправе размещать дополнительные акции только в пределах количества объявленных акций. В том случае, если в уставе общества не определено количество объявленных акций, которое общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям, решение об объявленных акциях принимается на том же собрании акционеров, на котором принимается решение об увеличении уставного капитала путем выпуска дополнительных акций (п. 3 ст. 28 Закона “Об акционерных обществах”);

- срок размещения;

- условия размещения, которые должны содержать цену размещения для акционеров, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых акций. К сожалению, в Законе “Об акционерных обществах” и Стандартах не дается толкования, что относится к понятию условия размещения, в результате чего возможно некоторое расхождение между утвержденным решением о размещении дополнительных акций и решением о выпуске См. подроб. Лахно П. Нормативные акты акционерного общества. - "Хозяйство и право", 1997, N 10..

В Стандартах требования к содержанию решения о размещении несколько расширены, а именно:

- при размещении ценных бумаг путем подписки в случае их оплаты неденежными средствами необходимо определение перечня имущества, которое будет вноситься в оплату акций, а также наименование независимого оценщика (аудитора). Привлечение аудитора для оценки имущества, вносимого в оплату акций, необходимо, если номинальная стоимость приобретаемых таким способом акций составляет более 200 минимальных размеров оплаты труда. В случае оплаты акций неденежными средствами решение о размещении должно содержать в том числе и возможность оплаты акций по усмотрению инвестора денежными средствами. Это требование заложено в Стандартах, а позднее и в Законе о защите прав инвесторов (ст. 4), с целью защиты интересов мелких инвесторов. Например, когда акции акционерного общества размещались по открытой подписке, но с обязательным требованием оплаты их векселями РАО “Газпром”, не все акционеры были в состоянии беспрепятственно реализовать свои права, так как для этого им приходилось для начала приобретать векселя РАО “Газпром”. Введение нормы, предусматривающей оплату акций денежными средствами, уравняло акционеров в правах;

- при принятии решения о размещении дополнительных акций путем подписки на общем собрании акционерного общества собрание должно утверждать рыночную стоимость размещаемых акций на основании стоимости, установленной советом директоров этого общества. При размещении по закрытой подписке дополнительных акций открытым акционерным обществом с числом акционеров более 1000, а также открытым акционерным обществом, регистрация выпуска ценных бумаг которых осуществляется ФКЦБ России, среди лиц, не являющихся акционерами этого акционерного общества, или среди акционеров, но не пропорционально количеству принадлежащих им акций, рыночная стоимость размещаемых акций определяется независимым оценщиком. Совет директоров утверждает эту оценку. При вынесении вопроса об определении рыночной стоимости размещаемых акций на общее собрание акционеров необходимо делать ссылку, что эта стоимость утверждена советом директоров на основе заключения независимого оценщика;

- при размещении акций по закрытой подписке решение о размещении должно содержать перечень лиц, среди которых эти ценные бумаги размещаются, с указанием имени, наименования и категории лиц;

- в случае предполагаемого размещения ценных бумаг по закрытой подписке при принятии решения о размещении акций необходимо соблюдение требований законодательства о порядке совершения крупных сделок.

Обобщив требования законодательства, можно составить примерный образец решения о размещении ценных бумаг, которое утверждается общим собранием акционеров.

Решение о выпуске ценных бумаг принимается на основании и в соответствии с решением о выпуске ценных бумаг. Но не все вопросы, связанные с выпуском дополнительных акций, находят свое отражение в решении о размещении ценных бумаг, о некоторых из них говорится только в решении о выпуске.

Так, в соответствии с п. 7.11 Стандартов при принятии решения о выпуске дополнительных акций, распределяемых среди акционеров, необходимо указывать источники, за счет которых осуществляется увеличение уставного капитала. Данная информация не является обязательной при принятии решения о размещении ценных бумаг.

Стандарты содержат четыре возможных источника средств, за счет которых возможна оплата дополнительных акций, распределяемых среди акционеров. Дополнительные акции среди акционеров могут быть распределены за счет:

- средств, полученных акционерным обществом от продажи своих акций сверх их номинальной стоимости (эмиссионного дохода);

- остатков фондов специального назначения (фонда накопления, фонда потребления, фонда социальной сферы);

- нераспределенной прибыли акционерного общества -- эмитента;

- средств от переоценки основных фондов акционерного общества Там же..

Таким образом, оплата распределяемых среди акционеров акций иными денежными средствами или материальными ресурсами не допускается.

Необходимо еще раз остановиться на полномочиях органа, осуществляющего утверждение решения о выпуске ценных бумаг.

Стандартами предусмотрено, что решение о выпуске акций утверждается советом директоров акционерного общества (органом, осуществляющим в соответствии с законами и правовыми актами Российской Федерации функции совета директоров этого общества (п.7.1 Стандартов)). Существует мнение, что утверждение решения о выпуске ценных бумаг относится только к компетенции совета директоров.

Вместе с тем возможен иной подход. В Законе “Об акционерных обществах” определено, что к компетенции общего собрания акционеров относится вопрос увеличения уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций (п. 6 ст. 48 Закона “Об акционерных обществах”).

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты