Рефераты

Экономическое значение профицита бюджета

Экономическое значение профицита бюджета

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Кафедра банковского дела и финансов

Реферат

по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»

Экономическое значение профицита бюджета

Руководитель работы:

________Помогаева Е.А.

«___»___________2009 г.

Исполнитель:

студент гр. 06-ТД-1, ФЭФ

______Толоконников К.И.

«___»__________2009 г.

Оренбург 2009

Содержание

Введение

Понятие бюджетного профицита

Соотнесение профицита и дефицита в различных стран мира

Показатели профицита и дефицита бюджета в РФ

Заключение

Список использованных источников

Введение

Профицит бюджета - это противоположность понятия бюджетного дефицита. Это состояние экономики страны, при котором достигается превышение доходов над расходами, следовательно, возникает положительный баланс бюджетных средств, который может быть использован на различные цели, или откладываться в качестве экономического резерва государственной казны.

Профицит бюджета не всегда может быть реализован на практике, особенно в условиях экономического кризиса. Страны, ранее имевшие профицит бюджета, с началом кризиса постепенно получили дефицит бюджета.

Кроме того, профицит может иметь двоякую природу - естественное превышение доходов над расходами в стране, и искусственное - когда это происходит лишь на цифрах. Второе хуже первого, поскольку данные отчетов федеральных и местных бюджетов будут натянуты, один за счет другого.

Поэтому неудивительно, что на практике чаще наблюдается именно дефицит бюджетов.

Понятие бюджетного профицита

Вмешательство государства в процессы экономической жизни в условиях рынка предполагает обязательное наличие некоторых финансовых и материальных ресурсов. Государственные ресурсы могут формироваться двумя способами: за счет прямого участия государства в рыночных сделках и в процессе перераспределения в виде налогообложения хозяйствующих субъектов.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий. Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.

Наиболее удачный вариант государственного бюджета - это бездефицитный бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникает такое явление, как бюджетный дефицит, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга.

Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.

Созданный в начале 2000-х в России профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.

Поскольку централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит. Именно из-за этого негативного влияния профицита бюджета на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами.

Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, -- явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.

Из зарубежной практики показателен профицит бюджета в Румынии времен Чаушеску. Этот коммунистический лидер очень боялся как бюджетного дефицита, так и закабаления страны посредством роста внешнего долга. Такая политика оказала угнетающее действие на экономику страны, сдерживала рост инвестиций, что стало одной из причин падения режима Чаушеску. Вообще, создание профицита консолидированного бюджета государства сродни хранению денег в чулке -- средства просто обесценятся.

Соотнесение профицита и дефицита в различных странах мира

Рассмотрим на примере различных стран Запада особенности профицитных и дефицитных бюджетов.

Опыт крупнейших стран мира показывает, что значительная профицитность бюджета имеет свои недостатки. Дополнительные деньги расходуются менее прозрачно.

В период с 2000 по 2006 гг. 15 из 29 развитых стран мира в среднем имели бюджетный дефицит, а 14 -- профицит бюджета. Показатели бюджета колеблются от дефицита 6,8% к ВВП в Японии до профицита 13% к ВВП в Норвегии. Примечательно, что первая пятерка стран-лидеров, за исключением Швейцарии, имеет бюджетный профицит. В 2005 г. профицит бюджета был в Дании - 4,9%, Швеции - 3%, Финляндии - 2,7%, Эстонии - 2,3%, Испании - 1,1%, Ирландии - 1,1% и Бельгии и Латвии - по 0,1%.

Но бюджетный профицит далеко не всегда показатель экономического развития страны. Так, к примеру, профифит консолидированного бюджета последние годы имеет Белоруссия. За первую половину 2006 г. он составил 764,2 млрд. белорусских рублей (9 млрд. 528 млн. 198,4 тыс. российских рублей), или 2,2% к ВВП. За аналогичный период предыдущего года профицит консолидированного бюджета был еще больше, 950,3 млрд. белорусских рублей (11 млрд. 848 млн. 530,5 рублей), или 3,4% к ВВП.

В целом в доходной части бюджета Белоруссии преобладают поступления от четырех основных налогов: налога на добавленную стоимость, подоходного налога, налога на прибыль и акцизов -- их удельный вес в общих доходах бюджета был на уровне 41%.

Расходы консолидированного бюджета Белоруссии по отношению к ВВП в первом полугодии составили 48,3%. Основная доля в общих расходах консолидированного бюджета приходилась на финансирование социальной сферы и других отраслей экономики.

Республиканский бюджет за первое полугодие 2006 года был исполнен с профицитом 587,9 млрд. белорусских рублей (7 млрд. 330 мл. 054,8 тыс. рублей).

Пополнению доходной части бюджета способствовали поступления от экспортных пошлин на нефтепродукты, которые были введены в Беларуси на уровне ставок с Российской Федерацией. За счет этого обеспечен прирост доходов в бюджет.

Есть также ряд других факторов, способствовавших пополнению бюджета. Министерство финансов республики проводит работу по повышению эффективности бюджетных расходов. Проводится политика безусловного финансирования первоочередных защищенных статей бюджета, неотложных расходов. Все эти расходы в первом квартале были профинансированы в полном объеме. Что касается непервоочередных расходов, то они были существенно ограничены и отнесены на более поздний срок исполнения того же года.

В 2006 г. большинство лидеров мировой экономики не могли похвастаться профицитом бюджета. Из стран Большой Восьмерки России смогла составить компанию единственная страна -- Канада. В 2006 г. доходы ее правительства превысили расходы примерно на $10,8 млрд., что составило около 1% ВВП. Причем в отличие от России, где потоки нефтедолларов в казну хлынули сравнительно недавно, северный сосед США вот уже девять лет сводит бюджет с положительным сальдо.

У остальных государств Большой Восьмерки государственные финансы находятся в гораздо худшем состоянии. По абсолютному значению дефицит госбюджета достигает самых крупных размеров у США: в 2006 году он поднялся до рекордной отметки в $423 млрд., или более 3,4% ВВП. Это появление бюджетного дефицита было связано с большими правительственными расходами на восстановительные работы в южных штатах, пострадавших от ударов ураганов летом и осенью 2005 г.

По итогам 2007 финансового года в США дефицит зафиксирован на отметке 244 млрд. долл. В то же время правительство страны ожидает, что профицит бюджета в 2012 финансовом году может составить 61 миллиард долларов. Для экономии средств предполагается реформировать систему государственных социальных программ. В частности, реформирование системы выплат по программе помощи бедным Medicaid может сохранить за 5 лет около 6,8 млрд. долл. В проекте также предлагается сократить 141 государственную программу для экономии 12 млрд. долл.

Показатели профицита и дефицита бюджета в РФ и их экономическое значение

В последние годы Российский федеральный бюджет ежегодно принимался, исходя из его профицитности. Этому способствовали некоторые факторы. В частности - высокая стоимость минерального сырья на мировом рынке - основа для поступлений средств в госбюджет.

По оценке экономических экспертов кассовый профицит федерального бюджета России за первые 7 месяцев 2008 года составил 2,08 трлн. рублей, или 9,2% ВВП, сообщает Минфин.

Доходы бюджета превысили 5,6 трлн. рублей (63,3% от запланированных на текущий год), а расходы - 3,5 трлн. рублей. В то же время ВВП за период с января по июль 2008 года достиг 22,5 трлн. рублей.

«Росту кассового профицита способствовали главным образом высокие цены на нефть, - утверждает аналитик журнала «Проспект» Вероника Чекина. - России профицитный бюджет будет необходим до тех пор, пока сохраняется сильная зависимость его наполняемости от внешних факторов, прежде всего - цен на углеводороды. В случае неблагоприятной конъюнктуры, накопленная «финансовая подушка» позволит повысить устойчивость бюджета в ходе его исполнения».

Аналитик отдела анализа рынка акций «КИТ Финанса» Дмитрий Полевой также объясняет отклонение бюджетных показателей от запланированных высоким уровнем цен на энергоносители на мировом рынке. «Нынешняя динамика опережает прошлогоднюю. В 2007-м в январе-июле бюджет по доходам был исполнен на 55,6%, по расходам - на 48,3%, - говорит он. - Несмотря на то, что структура поступлений не обнародована, удорожание нефти и сохраняющиеся высокие темпы роста экономики остаются основными факторами столь позитивной динамики».

«Обычно профицитные средства тратятся на национальную оборону, социально-культурные мероприятия, обеспечение госчиновников, покрытие межбюджетных трансфертов и т.п., - отмечает старший аналитик ИК «Файнэншл Бридж» Алексей Серов. - Профицит, образовавшийся за первые 7 месяцев 2008 года, не является исключением: деньги пойдут на те же самые задачи. Кроме того, возможно, часть бюджетных средств направится на устранение последствий войны между Грузией и Южной Осетией». Впрочем, любые дополнительные расходы возможны только после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете.

Помимо чисто российского бюджета, профицит бюджета Союзного государства составил за 2008 год 3%.

По данным IFX-News - В 2008 году бюджет Союзного государства исполнен с профицитом в размере 140 млн. руб. (3%). Об этом свидетельствуют данные оперативного отчета о ходе исполнения бюджета Союзного государства за январь-декабрь 2008 г., подготовленного Счетной палатой России и Комитетом госконтроля Белоруссии.

По доходам бюджет Союзного государства исполнен в сумме 4,8 млрд. руб., или на 101% уточненных бюджетных назначений. Финансирование расходов составило 4,66 млрд. руб., или 97,2% уточненных бюджетных назначений, кассовые расходы - 4,2 млрд. руб., или 87,4% уточненных бюджетных назначений. Неналоговые доходы составили 784 млн. руб., безвозмездные перечисления - 4,06 млрд. руб. В состав неналоговых доходов включены проценты в сумме 46,7 млн. руб., полученные от размещения в 2008 г. временно свободных средств бюджета Союзного государства в сумме 1,05 млрд. руб. на депозиты в ОАО "Белпромстройбанк" и ОАО "Белагропромбанк".

Наиболее низкие показатели исполнения бюджета Союзного государства сложились по разделу функциональной классификации бюджета Союзного государства "Культура, искусство и кинематография" (25,6% уточненных бюджетных назначений). Коллегия Счетной палаты РФ, рассмотрев 24 апреля оперативный отчет о ходе исполнения бюджета Союзного государства, пришла к выводу о неравномерности кассового исполнения расходов в течение года. Основные расходы по главным распорядителям приходятся на 4-й квартал 2008 г. и составляют более 60 % уточненных бюджетных назначений.

По состоянию на 1 января 2009 г. остатки средств бюджета Союзного государства составили 1,37 млрд. руб., или 28,4% полученных доходов, увеличившись с начала 2008 г. на 5,2%. Как следует из материалов коллегии, на счетах по учету средств бюджета Союзного государства в национальных казначействах числятся неиспользованные в 2007 г. остатки долевых взносов государств-участников (включая трансферты) в сумме 521,3 млн. руб., которые подлежат перечислению в национальные бюджеты.

Перед началом развития мирового финансового кризиса вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая на заседании бюджетного комитета Госдумы в сентябре 2008 года сообщил, что федеральный бюджет РФ на 2009 год будет бездефицитным при цене нефти $70 за баррель. Он сказал: "Это цена сбалансированности федерального бюджета в 2009 году".

Кудрин отметил, что прогноз средней цены нефти в 2009 году составит $95 за баррель. Это был достаточно оптимистичный прогноз, так как тогда российская нефть стоила $89 за баррель.

Однако разразившийся кризис опроверг ожидания российских экономистов относительно профицитного бюджета в 2009 году. Вместо ожидаемого преобладания доходов над расходами, наблюдается противоположная картина - дефицит бюджета, что уже сейчас отрицательно сказывается на состоянии и без того ослабевшей экономики страны.

На покрытие дефицита федерального бюджета-2009 в марте из резервного фонда будет перечислено 600 млрд. рублей, сообщил сегодня глава Федерального казначейства Роман Артюхин.

"Уже сейчас перечислили 300 млрд. рублей, до конца месяца будет перечислено на счета казначейства 600 млрд. рублей, в следующем месяце - еще 600 млрд. рублей и в мае - 400 млрд. рублей", - сказал Артюхин.

"По распоряжению правительства мы должны перечислить 1,6 трлн. рублей в первом полугодии", - добавил Артюхин.

Дефицит бюджета-2009 ожидается в 3 трлн. рублей, что составляет 7,4% ВВП.

Также премьер-министр России Владимир Путин в ходе рабочего визита в Новокузнецк, сообщил о том, что дефицит бюджета в 2009 году составит около 8%, сумма его покрытия из резервного фонда составит около 3 трлн. рублей.

«Мы весь свой дефицит бюджета планируем, что он будет где-то в районе 8%, будем покрывать из доходов прошлых лет из резервного фонда. И в этом году истратим на эти цели из резервных фондов примерно около 3 трлн. руб».

На заседании кабинета министров Владимир Путин, премьер-министр РФ, отметил что "решение проблемы дефицита должно осуществляться цивилизованными, принятыми во всем мире средствами - из накопленных в прошлые годы резервов либо, если такая необходимость возникнет - но хочу подчеркнуть, у нас пока такой необходимости не возникает - за счет заимствований на рыночных условиях".

Глава правительства подчеркнул: "Прибегать здесь к помощи "печатного станка" было бы неразумно и просто опасно".

В целом же, существовавший до кризиса профицит российского бюджета имеет огромное значение - сформированы резервные фонды, за счет которых в настоящее время и погашается дефицит бюджета и негативное влияние кризиса на страну. Средства, остающиеся после всех расходов идут на дополнительное финансирование наиболее важных и нуждающихся в финансовой помощи отраслях хозяйства, на социальные цели и т.д.

Заключение

На данный момент далеко не каждая страна может похвастаться профицитом бюджета. Особенно при текущем финансовом кризисе в мире многие страны вынуждены смириться с сократившимися доходами.

К положительному балансу экономики следует стремиться всем. Но не всегда это возможно осуществить в короткие сроки и экстренными мерами.

Значение профицита бюджета очень велико - часть средств бюджета будет оставаться после его расходования, а деньги лишними не бывают - их всегда можно потратить на какие-то необходимые мероприятия, целевые программы развития и т.д. И добиться тем самым еще большей отдачи от экономики страны.

Кроме того, профицит может использовать в погашении госдолга страны. Это очень важно в частности для России.

В настоящее время в РФ из-за мирового кризиса профицит прошлых лет сменился дефицитом бюджета, но сформированные запасы успешно помогают преодолевать сложную экономическую ситуацию в стране.

С ростом цен на энергоносители, доходы страны снова начнут увеличиваться, следовательно опять доходы смогут превысить расходы и образуется профицит бюджета на будущий год.

Список использованных источников

1. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации. -- М., Юрайт, 2003. - 838 с.

2. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. -- М., Юнити, 2006. - 532 с.

3. Рацане Ю. Дефицит бюджета стимулирует профицит мысли // Экономика и время, № 5, 2004. С. 12--15.

4. Фишер С., Дорнбуш Р. Экономика: Учебник. -- М., 1998.

5. Интернет-ресурсы: http://www.budgetrf.ru/ Бюджетная система Российской Федерации


© 2010 Рефераты