Рефераты

Экономическая оценка инвестиций

p align="left">- защиты интересов инвесторов;

- предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами;

- принятия антимонопольных мер;

- развития финансового лизинга;

- проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

- создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций;

- научно-технической и кредитно-финансовой политики и т.д.

Региональная инвестиционная политика -- система мер, осуществляемых на уровне региона, способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах жителей региона и инвесторов. Ее целью является подъем экономики, повышение ее эффективности и обеспечение самофинансирования развития региона.

Региональная инвестиционная политика решает следующие задачи:

- создание инфраструктуры инвестиционного рынка;

- определение приоритетных направлений инвестирования;

- поддержка инвестиций со стороны местных властей;

- обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка в общеэкономический;

- создание условий для притока инвестиционных ресурсов в регионы;

- формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов, их инвестиционного имиджа.

Особенности региональной инвестиционной политики определяются спецификой экономической и социальной политики, проводимой в регионе, уровнем производственного потенциала, природными и климатическими факторами, географическим положением, привлекательностью для инвесторов (в том числе иностранных) и др.

Отраслевая инвестиционная политика -- совокупность действий, преследующих такие цели, как

- выбор и инвестиционная поддержка приоритетных отраслей экономики, развитие которых обеспечивает поступательность экономического развития страны;

- государственная структурная и промышленная политика;

- экономическая и оборонная безопасность страны, а также ускорение научно-технического прогресса.

Отраслевая инвестиционная политика разрабатывается на уровне отдельных отраслей экономики и межотраслевых комплексов.

Если от государственной, региональной и отраслевой инвестиционной политики зависит создание благоприятных условий для нового инвестиционного витка, то принятие практических мер по эффективному инвестированию в большей степени касается предпринимательства. Только предприниматели, хозяйствующие субъекты, предприятия, заинтересованные в инициативной и эффективной деятельности, рискующие собственным капиталом, могут повернуть производство на путь удовлетворения спроса, создать стимулы к производительному труду, наладить современную организацию труда и управления, реализовать высокую эффективность и быструю окупаемость инвестиций. В настоящее время с помощью инвестиций предстоит решить сложнейшую задачу преодоления неконкурентоспособности подавляющей части продукции отечественного производства, причем не только по качеству, но и по издержкам производства. В стратегическом отношении неконкурентоспособность является одной из существенных угроз национальной экономической безопасности страны. Именно в ходе развития инвестиционной деятельности на микроуровне возможно преодолеть глубокий спад в экономике и решить проблемы достижения конкурентоспособности продукции, в том числе посредством снижения издержек производства на основе современных технологий.

Инвестиционная политика предприятия -- это система мероприятий, позволяющих обеспечить выгодное вложение и быструю окупаемость инвестиций в целях обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, высоких темпов развития в долгосрочной перспективе, повышения конкурентоспособности производства. Инвестиционная политика предприятия вытекает из стратегических целей его бизнес-плана и направлена на обеспечение финансовой устойчивости предприятия. В процессе реализации этой политики предприятие должно обеспечивать: высокие темпы экономического развития за счет увеличения объемов деятельности, отраслевой и региональной диверсификации производства; максимизацию доходов (прибыли) от инвестиционной деятельности; минимизацию инвестиционных рисков; изыскание путей ускорения реализации инвестиционных программ.

Важнейшими принципами разработки инвестиционной политики предприятий являются:

- нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов предприятия и его финансовую устойчивость;

- оптимизация структуры источников инвестиционных ресурсов;

- правильный выбор методов финансирования инвестиций;

- поиск и оценка инвестиционно привлекательных реальных проектов и отбор наиболее эффективных из них;

- формирование оптимальной структуры инвестиционного портфеля.

Тема 3. Инвестиционные проекты и принципы их оценки

Реализация целей инвестирования предполагает формирование инвестиционных проектов, которые обеспечивают инвесторов и других участников проектов необходимой информацией для принятия решения об инвестировании.

Понятие инвестиционного проекта трактуется двояко:

1) как деятельность (мероприятие), предполагающая осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;

2) как система, включающая определенный набор организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий или описывающих эти действия.

В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» дано такое определение инвестиционного проекта: «Инвестиционный проект -- обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план)».

Существуют различные классификации инвестиционных проектов. В зависимости от признаков, положенных в основу классификации, можно выделить следующие виды инвестиционных проектов.

По отношению друг к другу:

- независимые, допускающие одновременное и раздельное осуществление, причем характеристики их реализации не влияют друг на друга;

- альтернативные (взаимоисключающие), т.е. не допускающие одновременной реализации. На практике такие проекты часто выполняют одну и ту же функцию. Из совокупности альтернативных проектов может быть осуществлен только один;

- взаимодополняющие, реализация которых может происходить лишь совместно.

По срокам реализации (создания и функционирования):

- краткосрочные (до 3 лет);

- среднесрочные (3--5 лет);

- долгосрочные (свыше 5 лет).

По масштабам (чаще всего масштаб проекта определяется размером инвестиций):

- малые проекты, действие которых ограничивается рамками одной небольшой фирмы, реализующей проект. В основном они представляют собой планы расширения производства и увеличения ассортимента выпускаемой продукции. Их отличают сравнительно небольшие сроки реализации;

- средние проекты -- это чаще всего проекты реконструкции и технического перевооружения существующего производства продукции. Они реализуются поэтапно, по отдельным производствам, в строгом соответствии с заранее разработанными графиками поступления всех видов ресурсов;

- крупные проекты -- проекты крупных предприятий, в основе которых лежит прогрессивно «новая идея» производства продукции, необходимой для удовлетворения спроса на внутреннем и внешнем рынках;

- мегапроекты -- это целевые инвестиционные программы, содержащие множество взаимосвязанных конечных проектов. Такие программы могут быть международными, государственными и региональными.

По основной направленности:

- коммерческие проекты, главной целью которых является получение прибыли;

- социальные проекты, ориентированные, например, нa решение проблем безработицы в регионе, снижение криминогенного уровня и т.д.;

- экологические проекты, основу которых составляет улучшение среды обитания;

- другие.

В зависимости от степени влияния результатов реализации инвестиционного проекта на внутренние или внешние рынки финансовых, материальных продуктов и услуг, труда, а также на экологическую и социальную обстановку выделяют:

- существенно влияющие на экономическую, социальную или экологическую ситуацию;

- не оказывающие существенного влияния на экономическую, социальную или экологическую ситуацию (рис.1).

Рис.1. Виды проектов существенного и несущественного влияния на экономическую, социальную или экологическую ситуацию

Особенностью инвестиционного процесса является его сопряженность с неопределенностью, степень которой может значительно варьироваться, поэтому в зависимости от величины риска инвестиционные проекты подразделяются таким образом:

- надежные проекты, характеризующиеся высокой вероятностью получения гарантируемых результатов (например, проекты, выполняемые по государственному заказу);

- рисковые проекты, для которых характерна высокая степень неопределенности как затрат, так и результатов (например, проекты, связанные с созданием новых производств и технологий).

На практике данная классификация не является исчерпывающей и допускает дальнейшую детализацию.

Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом окончания его реализации называется жизненным циклом проекта (или проектным циклом). Окончанием существования проекта может быть:

- ввод в действие объектов, начало их эксплуатации и использования результатов выполнения проекта;

- достижение проектом заданных результатов;

- прекращение финансирования проекта;

- начало работ по внесению в проект серьезных изменений, непредусмотренных первоначальным замыслом, т.е. модернизация;

- вывод объектов проекта из эксплуатации.

Рис. 1. Жизненный цикл (три фазы) инвестиционного проекта

Инвестиционные проекты имеют разнообразные формы и содержание. Разработка любого инвестиционного проекта -- от первоначальной идеи до эксплуатации -- может быть представлена в виде цикла, состоящего из трех фаз: предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной (или производственной). Суммарная продолжительность трех фаз составляет жизненный цикл (срок жизни) инвестиционного проекта (project lifetime), что можно представить в виде графика (рис. 2).

Фаза 1 -- предынвестиционная, предшествующая основному объему инвестиций, не может быть определена достаточно точно. В этой фазе проект разрабатывается, изучаются его возможности, проводятся предварительные технико-экономические исследования, ведутся переговоры с потенциальными инвесторами и другими участниками проекта, выбираются поставщики сырья и оборудования. Если инвестиционный проект предусматривает привлечение кредита, то в данной фазе заключается соглашение на его получение; осуществляется юридическое оформление инвестиционного проекта: подготовка документов, оформление контрактов и регистрация предприятия.

Затраты, связанные с осуществлением первой стадии, в случае положительного результата и перехода к осуществлению проекта капитализируются и входят в состав предпроизводственных затрат, а затем через механизм амортизации относятся на себестоимость продукции.

Фаза 2 -- инвестиционная, когда происходит инвестирование или осуществление проекта. В данной фазе предпринимаются конкретные действия, требующие гораздо больших затрат и носящие необратимый характер, а именно: разрабатывается проектно-сметная документация; заказывается оборудование; готовятся производственные площадки; поставляется оборудование и осуществляется его монтаж и пусконаладочные работы; проводится обучение персонала; ведутся рекламные мероприятия.

На этой фазе формируются постоянные активы предприятия. Некоторые затраты, их еще называют сопутствующими (например, расходы на обучение персонала, проведение рекламных кампаний, пуск и наладка оборудования), частично могут быть отнесены на себестоимость продукции (как расходы будущих периодов), а частично капитализированы (как предпроизводственные затраты).

Фаза 3 -- эксплуатационная (или производственная). Она начинается с момента ввода в действие основного оборудования (в случае промышленных инвестиций) или приобретения недвижимости либо других видов активов. В этой фазе осуществляется пуск в действие предприятия, начинается производство продукции или оказание услуг, возвращается банковский кредит в случае его использования. Эта фаза характеризуется соответствующими поступлениями и текущими издержками.

Продолжительность эксплуатационной фазы оказывает существенное влияние на общую характеристику проекта. Чем дальше во времени отнесена ее верхняя граница, тем больше совокупная величина дохода.

Весьма важно определить тот момент, по достижении которого денежные поступления уже непосредственно не могут быть связаны с первоначальными инвестициями (так называемый инвестиционный предел). При установке, например, нового оборудования таким пределом будет срок полного морального и физического износа.

Общим критерием продолжительности жизни проекта или периода использования инвестиций является существенность (значимость), с точки зрения инвестора, денежных доходов, получаемых в результате этих инвестиций.

Проектный цикл можно разделить на следующие этапы:

1. Формулировка проекта.

2. Разработка (подготовка) проекта.

3. Экспертиза проекта.

4. Осуществление проекта.

5. Оценка результатов.

Практика проектного анализа позволяет обобщить опыт разработки проектов и выделить виды типовых проектов:

1.Замена устаревшего оборудования как естественный процесс продолжения существующего бизнеса в неизменных масштабах.

2. Замена оборудования с целью снижения текущих производственных затрат.

3. Увеличение выпуска продукции и / или расширение рынка услуг.

4. Расширение предприятия с целью выпуска новых продуктов.

5. Проекты, имеющие экологическую нагрузку.

6. Другие виды проектов, значимость которых в принятии решений менее важна (строительство нового офиса, покупка нового автомобиля).

Тема 4. Предынвестиционные исследования. Основные принципы оценки инвестиционной привлекательности проектов

Предынвестиционная стадия непосредственно предшествует основному объему инвестиций. Именно на данной стадии жизненного цикла проекта закладываются его жизнеспособность и инвестиционная привлекательность. Предынвестиционные исследования Должны дать полную характеристику инвестиционного проекта.

Продолжительность данной стадии жизненного цикла инвестиционного проекта зачастую невозможно определить достаточно точно.

В мировой практике выделяют следующие этапы (стадии) предынвестиционных исследований:

1) формирование инвестиционного замысла (идеи), или поиск инвестиционных концепций;

2) предпроектные, или подготовительные, исследования инвестиционных возможностей;

3) технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО), или оценка его технико-экономической и финансовой приемлемости;

4) подготовка оценочного заключения и принятие решения об инвестировании.

Логика подобного деления на этапы проста. Сначала необходимо найти возможность улучшения показателей фирмы с помощью инвестирования. Далее надо проработать все аспекты реализации инвестиционной идеи и подготовить бизнес-план. Если разработанный бизнес-план представляет интерес, то следует продолжить исследование путем глубокой проработки плана и тщательной оценки экономических и финансовых аспектов намечаемых инвестиций. Наконец, если результат оценки оказывается благоприятным, наступает этап принятия решения о реализации проекта и выбора наилучшей из возможных схем его финансирования. Достоинством такого поэтапного подхода является обеспечение возможности нарастания усилий и затрат, вкладываемых в подготовку проекта.

Рассмотрим более подробно круг задач, решаемых на каждом этапе предынвестиционных исследований.

Формирование инвестиционного замысла (идеи), или поиск инвестиционных концепций, предусматривает:

- выбор и предварительное обоснование замысла;

- инновационный, патентный и экологический анализ технического решения (объекта техники, ресурса, услуги), организация производства которого предусмотрена намечаемым проектом;

- проверку необходимости выполнения сертификационных требований;

- предварительное согласование инвестиционного замысла с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами;

- предварительный отбор предприятия, способного реализовать проект;

- подготовку информационного меморандума реципиента.

Предпроектные (или подготовительные) исследования, инвестиционных возможностей включают:

- предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учетом экспорта и импорта;

- оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги);

- подготовку предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу участников;

- оценку предполагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам и предварительную оценку их коммерческой эффективности;

- подготовку исходно-разрешительной документации;

- подготовку предварительных оценок по разделам ТЭО проекта, в частности оценку эффективности проекта;

- утверждение результатов обоснования инвестиционных возможностей;

- подготовку контрактной документации на проектно-изыскательские работы;

- подготовку инвестиционного предложения для потенциального инвестора (решение о финансировании работ по подготовке ТЭО проекта).

Технико-экономическое обоснование проекта, или оценка по технико-экономической и финансовой приемлемости, предусматривает:

1. Резюме. Обзорное повторение всех существенных результатов предыдущих исследований и оценок по разделам.

2. История проекта:

- спонсоры проекта;

- история проекта;

- стоимость уже проведенных исследований.

3. Анализ рынка и маркетинговая концепция:

- определение основной идеи бизнес - проекта, целей и стратегии проекта;

- спрос и рынок;

- структура и характеристики рынка;

- оценка современных мощностей отрасли (указать лидеров сбыта), темпы ее роста в прошлом, оценка будущего роста (указать главные программы развития), территориальное распределение предприятий отрасли, главные проблемы и перспективы, качество товаров;

- объемы импорта в прошлом и его будущие тенденции, объемы и цены;

- роль отрасли в национальной (региональной) экономике, приоритеты и цели, связанные с отраслью;

- приблизительный существующий размер спроса, темпы его роста в прошлом, главные определяющие факторы и показатели;

- маркетинговая концепция, прогноз продаж и маркетинговый бюджет:

- описание маркетинговой концепции, выбранных целей и стратегий;

- прогнозируемая конкуренция бизнес - проекту со стороны существующих и потенциальных местных и иностранных производителей и поставщиков;

- местонахождение рынков и продуктовая целевая группа;

- программа продаж;

- оценочный годовой доход от продаж основных и побочных продуктов (местный и зарубежный); оценочные ежегодные затраты на продвижение продаж и маркетинг;

- требуемая программа производства;

- основные продукты;

- побочные продукты;

- отходы (оценочные годовые затраты на удаление отходов).

4. Материальные ресурсы (требования к ресурсам, их настоящее и потенциальное наличие) и оценка годовых расходов на местные и импортируемые материальные ресурсы:

- сырье;

- обработанные промышленные материалы;

- компоненты;

- вспомогательные производственные материалы, требования к энергии и транспорту.

5. Расположение, площадка и окружающая среда: предварительный выбор,

- включая оценку стоимости земли; предварительная оценка воздействия на окружающую среду.

6. Проектно-конструкторские работы:

- определение мощности предприятия, его номинальная мощность;

- количественная связь между объемом продаж, мощностью предприятия и материальными ресурсами;

- предварительное определение масштаба проекта;

- технология и оборудование:

- технологии и процессы в их соотношении с производственной мощностью;

- описание и прогноз технологии;

- воздействие технологии на окружающую среду;

- примерная оценка издержек на местную и иностранную технологии;

- указание предполагаемой планировки оборудования (главные компоненты);

- производственное оборудование;

- вспомогательное оборудование;

- обслуживающее оборудование;

- запасные части, быстроизнашивающиеся части, инструменты;

- примерная оценка инвестиционных затрат на оборудование (местное и иностранное);

- гражданское строительство:

- схема гражданских работ, расположение зданий, краткое описание строительных материалов, которые будут использоваться; подготовка и освоение площадки; здания и специальные сооружения; наружные работы;

- примерная оценка инвестиционных затрат на работы по гражданскому строительству.

7. Организационные и накладные расходы:

- примерное организационное описание общее управление, производство, продажи, администрация;

- оценочные накладные расходы общезаводские, административные и финансовые.

8. Трудовые ресурсы:

- оценочные требования к трудовым ресурсам по количеству и профессиональному уровню, разбитые на рабочих и служащих и основные профессиональные категории (местные и иностранные);

- оценочные годовые затраты на трудовые ресурсы, включая накладные расходы на заработную плату.

9. Составление графика внедрения:

- предлагаемый приблизительный временной график внедрения;

- оценочные затраты на внедрение.

10. Финансовый анализ и инвестиции:

- суммарные инвестиционные затраты;

- примерная оценка потребностей в оборотном капитале;

- оценка основного капитала;

- финансирование проекта предлагаемые структура капитала и финансирование (местное и иностранное);

- производственные расходы (должны быть классифицированы на материалы, персонал и разные расходы, а также на постоянные и переменные издержки);

- финансовая оценка, основанная на вышеупомянутых оценочных значениях;

- срок окупаемости;

- простая норма дохода;

- точка безубыточности;

- внутренняя норма дохода;

- анализ чувствительности;

- оценка с позиции экономической эффективности региона:

- эффекты использования иностранной валюты;

- производимая добавленная стоимость;

- эффективность проекта;

- защита окружающей среды;

- эффект от создания рабочих мест.

Подготовленное ТЭО проходит вневедомственную, экологическую и другие виды экспертиз.

Подготовка оценочного заключения и принятие решения об инвестировании. После завершения разработки ТЭО участники инвестиционного проекта дают собственную оценку предполагаемых инвестиций в соответствии с конкретными целями и возможными рисками, затратами и прибылями.

Чем выше качество ТЭО, тем легче бывает работа по оценке проекта. К этому моменту со времени возникновения идеи проекта уже затрачены определенные время и средства. Стоимость предынвестиционных исследований в общей сумме капитальных затрат довольно велика. Она составляет от 0,7 % (для крупных проектов) до 5 % ( при небольших объемах инвестиций). Оценочное заключении покажет, насколько оправданы были эти предпроизводственные зaтраты.

Оценочные заключения, как правило, делаются не только по конкретному проекту, но также и по отраслям промышленности, связанным с ним, и экономике в целом. Для крупномасштабных проектов при составлении оценочного заключения могут потребоваться проверка собранных данных и анализ всех факторов проекта, обусловленных его деловой средой, месторасположением и рынками, а также наличием ресурсов.

Необходима проработка всех вопросов, связанных с осуществлением инвестиционного проекта, т. к. это в значительной степени определяет успех или неудачу проекта в целом. Недостаточно или неправильно обоснованный проект обречен на серьезные трудности при его реализации, независимо от того, насколько успешно будут предприниматься все последующие действия.

Бизнес-план представляет собой документ, в котором описаны основные аспекты будущего коммерческого мероприятия (предприятия), анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, а также определяющий способы решения этих проблем.

Развернутый бизнес-план инвестиционного проекта является результатом предынвестиционных исследований. Сегодня потребность в бизнес-плане четко прослеживается при решении многих актуальных задач, таких, как: подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов в коммерческих банках; обоснование предложений по приватизации государственных предприятий; разработка проектов создания частных фирм; выбор видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций действующими предприятиями; составление проспектов эмиссии ценных бумаг и т.п. Значение бизнес-плана особенно велико в условиях, сложившихся в настоящее время в России. В отличие от экономически развитых стран в нашей стране существует множество неблагоприятных факторов, требующих тщательного анализа на этапе планирования и экспертизы инвестиционных проектов.

Особая сфера применения бизнес-планов -- привлечение потенциальных инвесторов как отечественных, так и иностранных. Начинать переговоры о получении инвестиций без бизнес-плана (а он является привычным для зарубежных партнеров) невозможно, не рискуя сразу же породить сомнения в компетентности и серьезности своих намерений.

Бизнес-план помогает предпринимателям и финансистам лучше изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта, оценить затраты по изготовлению продукции и соизмерить их с возможными ценами реализации, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела. Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопросы, стоит ли вообще вкладывать деньги в данное дело и окупятся ли все затраты сил и средств. Он помогает предугадать будущие трудности и понять, как их преодолеть. Адресуется бизнес-план банкирам и инвесторам, средства которых предприниматель собирается привлечь в рамках реализации проекта, а также сотрудникам предприятия, нуждающимся в четком определении своих задач и перспектив, наконец, самом предпринимателю и менеджерам, желающим тщательно проанализировать собственные идеи, проверить их на разумность и реалистичность. В международной практике считается, что без бизнес-плана вообще нельзя браться за производственную и коммерческую деятельность.

Составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или предпринимателя, собирающегося открыть свое дело. Многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан. Это не означает, конечно, что надо отказываться от услуг консультантов, наоборот, привлечение экспертов необходимо и весьма приветствуется потенциальными инвесторами. Но, включаясь в эту работу лично, можно моделировать свою будущую деятельность, проверяя целесообразность самого замысла.

Согласно Методическим рекомендациям Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации бизнес-план инвестиционного проекта, реализуемого в рамках инвестиционной политики предприятия, включает следующие разделы.

1. Вводная часть (резюме).

2. Обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие.

3. Описание проекта (в оптимальном объеме представляется информация о продукции (услугах), показывается новизна решения технологических, технических, рецептурных, потребительских и прочих проблем).

4. Производственный план реализации проекта (экономический потенциал, технологический потенциал, материально-техническое обеспечение, трудовой потенциал и правовая защита производства).

5. План маркетинга и сбыта продукции предприятия (оценка внешней среды, потенциальных покупателей и потребителей услуг, оценка конкурентов и конкурентной борьбы, комплексное исследование рынка, стратегия маркетинга).

6. Организационный план реализации проекта (управление проектом, финансовые ресурсы, юридические аспекты).

7. Финансовый план реализации проекта (план прибыли, движение денежных потоков, анализ безубыточности, финансовый анализ отдельных видов продукции).

8. Оценка экономической эффективности затрат, осуществленных в ходе реализации проекта.

Перечень исходных данных, необходимых для составления бизнес - плана

Цель проекта

Опишите проект, для которого требуется финансирование:

- Какой товар или услугу вы предлагаете?

- Как будут использованы деньги? Вы собираетесь открыть новое дело или расширить уже существующее?

- Какое влияние окажет финансирование на объем продаж, производство и прибыль?

- Какой наибольший риск несет инвестирование в этот проект?

Краткие сведения о предприятии (фирме)

Представьте краткие сведения о вашем предприятии (фирме):

- Как и для чего было основано ваше предприятие (фирма)?

- Кто является основными акционерами? Что они делают? Имеется ли возможность дополнительного финансирования от существующих в настоящее время акционеров?

- Было ли когда-нибудь ваше предприятие (фирма) государственным? Когда оно было приватизировано? Согласно какому методу?

- Какие достижения имеются у вашего предприятия (фирмы) на сегодняшний день?

- Какие трудности стояли на пути предприятия (фирмы)? Как предприятие (фирма) их преодолело?

Основное руководство предприятия (фирмы)

- Представьте основные данные о руководящих сотрудниках предприятия (фирмы), включая их полные имена, возраст и образование. Расскажите об их опыте работы в данной отрасли и их последнем достижении. Можно также приложить их резюме.

- Подвергалось ли предприятие (фирма) за последний год существенным организационным преобразованиям?

- Какие навыки, отсутствующие у руководящих работников, необходимы для вашего проекта?

Описание продукции (товара или услуги)

- Опишите продукцию (товар или услугу), которую производит предприятие (фирма). По мере возможности избегайте сложных технических терминов.

- Опишите продукцию (товар или услугу) и дайте ее характеристики.

- Как производится продукция (товар или услуга)? Как предоставляется услуга?

- Является ли это необычным или уникальным? Почему?

- Почему ваша продукция (товар или услуга) необходима?

- Какие есть возможности для расширения производства в будущем?

- Какими каналами реализации продукции (товара или услуг) вы пользуетесь?

- Существуют ли какие-то серьезные ограничения с точки зрения охраны окружающей среды, налогообложения и законодательства?

- Какие необходимы патенты, разрешения и/или лицензии?

- Какие помещения и оборудование имеет или арендует предприятие (фирма)?

- В каком техническом состоянии находятся эти здания и оборудование?

- Какое основное оборудование необходимо для производства продукции (товара или оказания услуги)?

- Какое дополнительное имущество и оборудование необходимы для выполнения целей бизнес-плана?

Поставщики

- Какое требуется сырье: материалы; комплектующие и покупные изделия (услуги сторонних организаций)?

- Сколько поставщиков имеет предприятие (фирма)? Где они находятся? Производите ли вы закупки за рубежом? В каком количестве?

- Есть ли у вас проблемы с поставками? Как контролируются возможные неувязки; несвоевременность поставок и качество?

- Каков объем производства? Достаточно ли этого для будущего?

Потребители

- Кто ваши основные потребители?

- Где находятся ваши потребители? Работает ли предприятие (фирма) на экспорт? В каком объеме?

- Что является наиболее важным для потребителей? Предоставляете ли вы им это? Можете ли вы это предоставить?

- Укажите самую существенную возможность рынка. Как оценивается доля рынка и ее ожидаемый рост?

- Почему потребители выбирают именно вашу продукцию (товар или услугу) из других альтернативных?

- Опишите маркетинговую и рекламную деятельность предприятия (фирмы).

Конкуренция

- Кто ваши основные конкуренты?

- С какой непредвиденной или возможной конкуренцией может столкнуться ваше предприятие (фирма)?

- Какие сильные и слабые стороны присущи вашим конкурентам?

Предыдущие финансовые показатели

- Насколько выросли оборот предприятия (фирмы), объем продаж и прибыль за прошлый год? За счет чего произошел этот рост?

- Были ли в прошлом году какие-то непредвиденные события, повлиявшие на объем продаж или расходы предприятия (фирмы)?

Перспективные финансовые показатели

- Какие основные предложения используются для определения перспективных финансовых показателей?

- Какие из этих предложений наиболее подвержены существенным изменениям? При каких условиях?

- Как предприятие (фирма) может защитить себя от инфляции и непредвиденных проблем в будущем?

- Опишите все возможные виды рисков.

- Как предприятие (фирма) обеспечивает безопасность информации?

В окончательном варианте обосновывающие материалы могут состоять из трех документов различной степени детализации:

1) бизнес-проспекта инвестиционного проекта, основное назначение которого -- представление предельно сжатой аналитической информации, необходимой инвестору для принятия решения о целесообразности дальнейшего рассмотрения данного проекта, а также для руководства верхнего уровня предприятия с целью формирования пакета проектов организации;

2) краткого бизнес-плана инвестиционного проекта, дающего достаточно детальную оценку предложений, представление структурированной информации инвестору и отбор проектов для дальнейшей проработки;

3) полного бизнес-плана инвестиционного проекта, предоставляющего необходимое для окончательного решения комплексное, детально проработанное обоснование использования инвестиций и формирование рабочего плана действий по реализации проекта.

Основные принципы оценки инвестиционной привлекательности проектов

Инвестирование является одним из наиболее важных аспектов деятельности любой динамично развивающейся организации, руководство которой отдает приоритет рентабельности с позиции долгосрочной, а не краткосрочной перспективы. Вместе с тем успешная деятельность предприятий, осуществляющих подобную инвестиционную политику, зависит от того, как организован процесс анализа и отбора инвестиционных проектов.

Оценка эффективности инвестиционных проектов независимогo от технических, технологических, финансовых, отраслевых или региональных особенностей осуществляется на основе единых принципов. К ним относятся:

рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла (расчетного периода) -- от проведения предынвестиционных исследований до прекращения проекта;

моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществлением проекта денежные поступления и расходы за расчетный период с учетом возможности использования различных валют;

сопоставимость условий сравнения различных проектов (вариантов проекта);

положительность и максимум эффекта. Для того чтобы инвестиционный проект был признан эффективным с точки зрения инвестора, необходимо, чтобы, во-первых, эффект его реализации был положительным; во-вторых, при сравнении альтернативных инвестиционных проектов предпочтение было отдано проекту с наибольшим значением эффекта;

учет фактора времени. При оценке эффективности проекта должны учитываться различные аспекты фактора времени, в том числе динамичность (изменение во времени) параметров проекта и его экономического окружения, разрывы во времени (лаги) между производством продукции или поступлением ресурсов и их оплатой, неравноценность разновременных затрат и(или) результатов (предпочтительность более ранних результатов и более поздних затрат);

учет только предстоящих в ходе осуществления проекта затрат и поступлений, включая затраты, связанные с привлечением ранее созданных производственных фондов, а также предстоящих потерь, непосредственно вызванных осуществлением проекта (например, от прекращения действующего производства в связи с организацией на его месте нового). Ранее созданные ресурсы, используемые в проекте, оцениваются не затратами на их создание, а альтернативной стоимостью (opportunity cost), отражающей максимальное значение упущенной выгоды;

учет всех наиболее существенных последствий проекта. При определении эффективности инвестиционного проекта должны учитываться все последствия его реализации -- как непосредственно экономические, так и внеэкономические (внешние эффекты, общественные блага). В тех случаях, когда их влияние на эффективности допускает количественную оценку, ее следует произвести. В других случаях учет этого влияния должен осуществляться экспертно;

учет наличия разных участников проекта, несовпадения их интересов и различных оценок стоимости капитала, выражающихся в индивидуальных значениях нормы дисконта;

многоэтапностъ оценки. На различных стадиях разработки и осуществления проекта (обоснование инвестиций, ТЭО, выбор схемы финансирования, экономический мониторинг) его эффективность определяется заново, с различной глубиной проработки;

учет влияния на эффективность инвестиционного проекта потребности в оборотном капитале, необходимом для функционирования создаваемых в ходе реализации проекта производственных фондов;

учет влияния инфляции (учет изменения цен на различные виды продукции и ресурсов в период реализации проекта) и возможности использования при реализации проекта нескольких валют;

учет (в количественной форме) влияния неопределенностей и рисков, сопровождающих реализацию проекта.

Любой инвестиционный проект может быть охарактеризован с различных сторон: финансовой, технологической, организационной, временной и т.д. Каждая из них по-своему важна, однако финансовые и экономические аспекты инвестиционной деятельности во многих случаях имеют решающее значение.

При всех прочих благоприятных характеристиках проект не будет принят к реализации, если не обеспечит прежде всего:

возмещение вложенных средств за счет доходов от реализации товаров и услуг;

прирост капитала, создающий минимальный уровень доходности, компенсирующий общее (инфляционное) изменение покупательной способности денег, а также покрывающий риск инвестора, связанный с осуществлением проекта;

окупаемость инвестиций в пределах срока, приемлемого для фирмы.

Определение реальности достижения именно таких результатов инвестиционных операций и является ключевой задачей анализа эффективности любого инвестиционного проекта. Ценность результатов в равной степени зависит от полноты и достоверности исходных данных и от корректности методов, используемых при их анализе.

Тема 5. Оценка эффективности инвестиционных проектов

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты