ЕСН появился в 2002 году, предыдущие отчисления носили не налоговый характер. Фонды (пенсионные и фонд занятости) формировались за счет обязательных отчислений по нормативам работодателями. Тогда руководство могло самостоятельно выбирать банк для зачисления платежей, теперь казначейство регулирует этот процесс. Налоговые службы осуществляют контроль за правильностью зачисления взносов. После ввода ЕСН проверки могут осуществлять налоговые инспекции. Был упразднен фонд занятости. Государство стремилось увеличить число налогоплательщиков и снизить платежи. Однако число платежей сейчас 7. Плюсом является то, что налогоплательщики сдают отчетность в налог. инспекцию. Исключение - фонд социального страхования ( налогоплательщики сдают отчетность туда сами, но в связи с заинтересованностью по выплатам по беременности и другим причинам).
Доходы от ЕСН - 13-15% от всех налогов в бюджет.
2.Экономическое содержание
Основное предназначение этого налога состоит в том, чтобы обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспече-ние и медицинскую помощь. Единый социальный налог введен в действие с 1 января 2001 г. и заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда: Пенсионный, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. При этом следует от-метить, что замена отчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога.
Законодательная база - Налоговый кодекс РФ, часть 2, глава 24.
3. Налогоплательщики
Определение налогоплательщиков единого социального налога имеет особо важное значение, поскольку в отличие от большинс-тва других видов налогов ставки уплаты этого налога в значитель-ной мере зависят от категорий налогоплательщиков.
В первую очередь, налогоплательщиками этого налога являют работодатели, которые производят выплаты наемным работника. В их число входят организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства. В дальнейшем эта группа будет именоваться как налогоплательщики-работодатели.
Ко второй категории относятся индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крес-тьянские (фермерские) хозяйства, а также адвокаты. В отличие от первой группы, входящие во вторую группу выступают таковыми как индивидуальные получатели доходов от предприниматель-ской или другой профессиональной деятельности без выплаты заработной платы наемным работникам. В дальнейшем они будут именоваться как налогоплательщики-предприниматели.
На практике нередки случаи, когда один и тот же налогопла-тельщик одновременно может относиться сразу к обеим катего-риям налогоплательщиков. В этом случае он является отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.
Одновременно с этим организации и индивидуальные пред-приниматели, переведенные в соответствии с действующим зако-нодательством на уплату налога на вмененный доход для опреде-ленных видов деятельности, не являются налогоплательщиками единого социального налога в части доходов, которые они полу-чают от осуществления этих видов деятельности.
Наглядно виды налогоплательщиков ЕСН отображены на рис. 9.
4. Объект налогообложения
Для налогоплательщиков-работодателей объектом налогообложе-ния определены начисляемые им выплаты, вознаграждения и другие доходы, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-пра-вового характера, связанные с выполнением работ или оказанием услуг, и по авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты
Вместе с тем следует отметить, что все перечисленные выше вы-платы, доходы и вознаграждения могут и не являться объектом налогообложения, если они произведены из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Эту особенность следует учитывать при формировании налоговой базы по ЕСН.
Объектом обложения для налогоплательщиков-предпринима-телей являются доходы от предпринимательской или другой про-фессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Индивидуальные предприниматели, применяют упрощенную систему налогообложения или уплачивающие единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог освобождены от уплаты ЕСН, за исключением пенсионных взносов, направляемых на страховую и накопительную часть пенсии.
5.Налоговая база
Исходя из установленного законодательством объекта обложе-ния, соответственно определяется и налоговая база. Для налогоп-лательщиков-работодателей, налоговую базу формируют:
- любые вознаграждения и выплаты, осуществляемые в соот-ветствии с трудовым законодательством наемным работникам;
- вознаграждения по договорам гражданско-правового харак-тера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг);
- вознаграждения по авторским и лицензионным договорам;
- выплаты в виде материальной помощи или иные безвозмезд-ные выплаты.
При определении налоговой базы учитываются любые доходы, начисленные работодателями работникам в денежной или нату-ральной формах, в виде предоставленных работникам материаль-ных, социальных или других благ или в виде иной материальной выгоды, за исключением не подлежащих обложению доходов, пе-речень которых будет рассмотрен отдельно.
Налогоплательщики-работодатели при исчислении единого со-циального налога должны определять налоговую базу отдельно по каждому работнику в течение всего налогового периода с начала Налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
Налоговая база налогоплательщиков-предпринимателей опре-деляется как сумма доходов, являющихся объектом обложения, которые ими получены за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской или другой про-фессиональной деятельности в России за вычетом расходов, свя-занных с их извлечением.
Перечень, порядок применения и размеры этих вычетов пол-ностью совпадают с перечнем, порядком и размером професси-ональных налоговых вычетов, осуществляемых при исчислении налога на доходы физических лиц.
Доходы, полученные работниками в натуральной форме в виде товаров, работ или услуг должны быть учтены в составе налого-облагаемых доходов в стоимостном выражении. Их стоимость определяется на день получения данных доходов по ст. 40 НК РФ исходя из их рыночных цен или тарифов. При этом в стоимость товаров, работ и услуг должна быть включена соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, налога с продаж, а для подакцизных товаров -- и соответствующая сумма акцизов.
6.Ставки единого социального налога
Ставки единого социального налога,учитывая целевой характер их использования, предусматривают распределение по соответствующим социальным фондам.
Для основной категории налогоплательщиков-работодателей за исключением организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции применяются следующие ставки налога (табл. 1).
Таблица 1
СТАВКИ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА ДЛЯ ЛИЦ, ПРОИЗВОДЯЩИХ ВЫПЛАТЫ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
Налоговая база на каж-дого отдельно-го работника нарастающим итогом с нача-ла года
В пенсион-ный фонд
В Фонд социального страхования
В Фонд обязательного ме-дицинского страхования
Итого
федеральные
территори-альные
До 280 000 руб.
20,0 %
2,9 %
1,1 %
2%
26%
От 280 001 руб. до 600 000 руб.
56 000 руб.+
+ 7,9 % с суммы, пре-вышающей 280 000 руб.
8120 руб.+
+ 1,0% с суммы, превышаю-щей 280 000 руб.
3080 руб.+ + 0,6 % с
суммы, пре-вышающей
280 000 руб.
5600 руб.+ + 0,5 % с сум-мы, превыша-ющей 280 000 руб.
7280 руб. +
+10% с суммы, превышаю-щей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб.
81280 руб.+
+ 2,0 % с суммы, пре-вышающей 600 000 руб.
11320 руб.
5 000 руб.
7200 руб.
104800 руб.+2,0 % с суммы, превышаю-щей 600 000 руб.
7. Налоговый период
По данному налогу налоговый период определен в один календарный год.
Отчетный период -- квартал, полугодие, 9 месяцев, год.
8. Налоговые льготы
Российское налоговое законодательство установило также от-ельные налоговые льготы по единому социальному налогу.
Одной из важнейших льгот является стимулирование исполь-зования труда инвалидов. В связи с этим от уплаты налога ос-вобождаются организации любых организационно-правовых форм -- с сумм доходов, не превышающих 100 000 руб. в течение календарного года, начисленных работникам, являющимся инва-лидами I, II и III групп.
В этих же целях освобождаются от налогообложения суммы доходов, не превышающие 100 000 руб. в течение налогового пе-риода на каждого отдельного работника, у следующих категорий работодателей.
Во-первых, у общественных организаций инвалидов, среди чле-нов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, и их структурных подразделений.
Во-вторых, у организаций, уставный капитал которых полно-стью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде опла-ты труда составляет не менее 25 %.
И, в-третьих, учреждения, созданные для достижения образо-вательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных Целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, Детям-инвалидам и их родителям, единственными собственника-ми имущества которых являются указанные общественные орга-низации инвалидов.
Вместе с тем, указанные льготы не распространяются на орга-низации, занимающиеся производством или реализацией подак-цизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также ряда других товаров в соответствии с перечнем который утверждается Российским Правительством по представ-лению общероссийских общественных организаций инвалидов.
Кроме перечисленных льгот, законодательство установило льготу для налогоплательщиков-предпринимателей, являющихся инвалидами I, II и III групп, в части освобождения от налогооб-ложения их доходов от предпринимательской и другой професси-ональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода.
Одновременно с этим, налогоплательщики-предпринимате-ли -- инвалиды освобождаются от уплаты налога в части сумм налога, зачисляемого в Фонд социального страхования.
В случаях, если в соответствии с законодательством Рос-сийской Федерации иностранные граждане и лица без граж-данства, осуществляющие на российской территории де-ятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств российс-кого Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, фондов обязательного медицинского страхования, то они ос-вобождаются от уплаты налога в части, зачисляемой в соот-ветствующие фонды.
9. Дата получения дохода
Для исчисления налога важно определить дату получения до-ходов и осуществления расходов. Дата определяется в зависимос-ти от категории, к которой относится налогоплательщик.
Для доходов, начисленных налогоплательщиками-работода-телями датой получения доходов является день начисления дохо-дов в пользу работника.
Для доходов от предпринимательской или другой професси-ональной деятельности, а также для других доходов, включая материальную выгоду, датой получения дохода является день
фактической выплаты (перечисления) или получения соответс-твующего дохода.
При расчетах с использованием банковских счетов, открытых налогоплательщиком в кредитных организациях, датой перечис-ления дохода считается день списания денежных средств с его счета.
10. Порядок исчисления и уплаты налога
Порядок исчисления и уплаты налога также зависит от того, к какой категории принадлежит налогоплательщик.
Налогоплательщики-работодатели исчисляют сумму налога отдельно в федеральный бюджет и в отношении каждого фонда. Эта сумма определяется как соответствующая процентная доля созданной налоговой базы. При этом сумма налога, зачисляемая в составе социального налога в Фонд социального страхования, должна быть уменьшена на произведенные налогоплательщика-ми самостоятельно расходы на цели государственного социаль-ного страхования, предусмотренные российским законодатель-ством.
Указанные налогоплательщики производят уплату авансовых платежей по налогу ежемесячно в срок, установленный для полу-чения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца. При этом законодатель-ством запрещено банкам выдавать своему клиенту-налогопла-тельщику средства на оплату труда, если этот налогоплательщик не представил в банк платежных поручений на перечисление налога.
Для правильного исчисления причитающихся сумм налога Налогоплательщики должны вести учет отдельно по каждому из Работников о суммах выплаченных им доходов и суммах налога, относящихся к этим доходам.
Несколько иной порядок исчисления и уплаты налога установлен в отношении налогоплательщиков-предпринимателей. Исчисление суммы авансовых платежей на текущий налоговый период, подлежащих уплате этими налогоплательщиками, проц3 водится налоговыми органами. При этом сумма авансовых платежей определяется исходя из суммы предполагаемого дохода г учетом расходов, связанных с его извлечением, который указан в подаваемой ранее налогоплательщиком налоговой декларации Указанная декларация должна быть подана налогоплательщиком не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Исчисление суммы авансовых платежей на текущий налоговый период налоговые органы должны произвести не позднее пяти дней с момента подачи декларации с указанием сумм предполага-емого дохода на текущий год.
В случае появления в течение года у налогоплательщиков до-ходов, полученных от осуществления предпринимательской или другой профессиональной деятельности, они обязаны предста-вить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода должна быть определена налогоплательщиком по согласо-ванию с налоговым органом.
Авансовые платежи уплачиваются на основании налоговых уведомлений, выписываемых и направляемых налогоплательщи-кам в следующие сроки:
- за январь--июнь налог уплачивается не позднее 15 июля теку-щего года в размере половины годовой суммы авансовых плате-жей;
- за июль--сентябрь -- не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
- за октябрь--декабрь -- не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
В случае значительного, т.е. более чем на 50 % увеличения дохо-да в налоговом периоде, против установленного при расчете аван-совых платежей, налогоплательщик обязан представить новую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий год, а в случае значительного уменьшения дохода он вправе предоставить новую декларацию. В этих случаях налоговый орган должен произвести перерасчет авансовых платежей налога на текущий год по не наступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента подачи новой декларации.
Окончательный расчет налога производится налогоплательщи-ками-предпринимателями, за исключением адвокатов, самостоя-тельно, с учетом всех полученных в налоговом периоде доходов, включаемых в налоговую базу. При этом сумма налога должна быть исчислена налогоплательщиком отдельно в отношении каж-дого фонда. Она определяется как соответствующая процентная доля соответствующей налоговой базы.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными в течение налогового периода, и суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, должна быть внесена на-логоплательщиком не позднее 15 июля года, следующего за от-четным налоговым периодом. Эта сумма может быть зачтена в счет будущих налоговых платежей или возвращена налогопла-тельщику.