Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - это система налогообложения для сельскохозяйственных производителей, заменяющая собой основную совокупность налогов и сборов. Новая редакция главы 26.1 Налогового кодекса РФ полностью перевернула прежние принципы налогообложения максимально приблизившись к упрощенной системе.
Для индивидуальных предпринимателей ЕСХН заменяет уплату налога на доходы физических лиц, налога с продаж, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности), транспортного налога (в отношении транспортных средств, используемых для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога. [1.32]
Для юридических лиц система налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога заменяет уплату налога на прибыль организаций, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество организаций и единого социального налога.
Объектом налогообложения на ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, а налоговая ставка по ЕСХН составляет 6 процентов. Налоговым периодом в связи с сезонным характером сельскохозяйственного производства признается год.
Не стоит забывать, что юридические и физические лица, перешедшие на уплату ЕСХН, продолжают уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также остальные налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.
Применять систему налогообложения в виде ЕСХН вправе фирмы и частные предприниматели, соответствующие следующим требованиям: [3.28]
-Производящие сельскохозяйственную продукцию или выращивающие рыбу, а так же осуществляющие ее первичную и промышленную переработку и реализовыващие эту продукцию или рыбу.
-В общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, должна составлять не менее 70%
1. Сфера применения единого сельскохозяйственного налога
Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Данный налог введен Федеральным законом от 28,12,2001 г. Условия его применения отражаются в специальной главе НК РФ, где он классифицируется в качестве системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую промышленную переработку. Кроме того, предприятие может производить переработку и на арендованных основных средствах и реализующие эту продукцию [4.56]. Но при соблюдении условия о том что , что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.
Что касается сельскохозяйственных потребительских кооперативов которые занимаются переработкой, сбытом торговлей и выполняют функции: снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», [5.69] у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
Таблица 1. Порядок применения ЕСХН
Параметры
Единый сельскохозяйственный налог
Элементы единого налога
Объект налогообложения, налоговая ставка
Доходы минус расходы, 6%
Признание доходов
В соответствии с главой 25 НК РФ
Признание расходов
Закрытый перечень из 28 позиций
Налоговый период
Календарный год
Отчетные периоды
Полугодие
Уплата единого налога
Срок уплаты авансовых платежей по итогам отчетных периодов
Не установлен
Срок уплаты налога по итогам налогового периода
Организации - не позднее 31 марта следующего года;
предприниматели - не позднее 30 апреля следующего года
Налоговые декларации по единому налогу
Сроки представления
По итогам полугодия и года
Критерий для дальнейшего применения спецрежима
Доход (доля дохода)
За налоговый период доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции и (или) выращенной рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную из собственного сельхозсырья и (или) выращенной рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составляет 70 и более процентов
Остаточная стоимость имущества
Критерий не установлен
Дополнительные требования
Выполнение обязанностей налоговых агентов
В случаях, предусмотренных НК РФ
Ведение бухгалтерского учета
Обязательно
При применение спецрежима, особенностью ЕСХН является то, что все налогоплательщики обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого налога, на основании данных бухгалтерского учета, соблюдая при этом требования главы 26.1 НК РФ. Одно из требований - признание доходов и расходов по кассовому методу. А в бухучете, как известно, доходы и расходы признаются в соответствии с временной определенностью фактов хозяйственной деятельности (то есть по факту осуществления). Поэтому налогоплательщики, чтобы выполнить требования главы 26.1, должны корректировать показатели бухучета в отдельных налоговых регистрах.
Требование вести бухгалтерский учет (и корректировать его показатели в соответствии с главой 26.1) распространяется и на организации, и на предпринимателей, и на крестьянские (фермерские) хозяйства, но предприниматели по Федеральному закону от 21.11.96 № 129-ФЗ [10.28] «О бухгалтерском учете» не обязаны вести бухгалтерский учет. Согласно подпункту 2 статьи 4 этого закона они «ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации». В данном случае налоговое законодательство требует от налогоплательщиков, чтобы показатели, участвующие в расчете налоговой базы по ЕСХН, они определяли на основании данных бухучета (п. 8 ст. 346.5 НК РФ).[10.32].
Порядок признания доходов при ЕСХН, установленный статьей 346.5 НК РФ, аналогичен тому, который действует при «упрощенке». Организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (ст. 249 НК РФ), внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ) и не учитывают доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса. Индивидуальные предприниматели учитывают только доходы, полученные от предпринимательской деятельности.[1.245.]
Все доходы признаются по кассовому методу. То есть датой их получения считается день поступления денег на банковский счет или в кассу, а также день получения иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав. При этом в Кодексе особо оговаривается порядок признания отдельных доходов при смене режима налогообложения теми организациями, которые определяли налоговую базу по налогу на прибыль по методу начисления. На дату перехода такие организации должны включить в доходы суммы авансов по договорам, которые будут исполнены в период применения спецрежима. В то же время такие налогоплательщики не учитывают в составе доходов, облагаемых ЕСХН, оплату, поступившую в период применения спецрежима, за товары (работы, услуги), доход от реализации которых включен в налоговую базу по налогу на прибыль в период применения общего режима налогообложения.
Заметим, что у предпринимателей подобных проблем не возникает, поскольку и до, и после перехода на спецрежим они определяют доходы и расходы кассовым методом.
Для плательщиков ЕСХН установлен закрытый перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы (п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Эти расходы аналогичны тем, которые признаются при «упрощенке», однако для ЕСХН перечень затрат длиннее. Дополнительно в него включены:[1.253]
· расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;
· расходы на информационно-консультативные услуги;
· расходы на повышение квалификации кадров;
· судебные расходы и арбитражные сборы;
· расходы в виде уплаченных сумм пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также в виде сумм, уплаченных в возмещение причиненного ущерба.
Все затраты налогоплательщик вправе признать расходами только после их фактической оплаты. Расходы должны быть также экономически обоснованны и документально подтверждены. Для некоторых расходов установлен особый порядок признания.
Расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов (НМА) плательщики ЕСХН учитывают и признают практически так же, как и «упрощенцы». По основным средствам и НМА, приобретенным после перехода на уплату ЕСХН, расходы признаются в момент ввода объектов в эксплуатацию. Но, Подобным образом учесть расходы на приобретение основных средств и НМА можно не всегда. Если налогоплательщик реализует (передает) объекты, приобретенные в период применения спецрежима, до истечения трех лет с момента их приобретения (а для объектов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения), то у него возникают негативные налоговые последствия. В соответствии с абзацем 8 подпункта 2 пункта 4 статьи 346.5 НК РФ налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период использования реализованных (переданных) объектов с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.[1.260]
Налоговой базой по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России, установленному на дату получения дохода (осуществления расхода). Денежное выражение доходов, полученных в натуральной форме, налогоплательщик определяет исходя из рыночных цен (за минусом НДС) в соответствии с положениями статьи 40 НК РФ. Если он не сделает этого, налоговые органы могут пересчитать его доходы, руководствуясь указанной статьей Кодекса.
Налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу только на сумму убытка, полученного в прошлых налоговых периодах при применении ЕСХН. Убыток не должен уменьшать налоговую базу более чем на 30%. Сумма убытка, превышающая эту величину, переносится на следующие налоговые периоды (не более чем на 10 периодов).
Убытки, полученные при применении общего режима налогообложения, равно как и убытки, полученные при применении других спецрежимов, плательщики ЕСХН признать не вправе.
Налоговым кодексом ставка ЕСХН установлена в размере 6% (ст. 346.8). Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 346.9). Отчетный период по налогу равен полугодию, налоговый - календарному году (ст. 346.7).[1.302]
По итогам отчетного периода налогоплательщики обязаны исчислить сумму авансового платежа (п. 2 ст. 346.9). Суммы перечисленных в течение года авансовых платежей засчитываются в счет уплаты ЕСХН по итогам налогового периода. При этом срок уплаты авансового платежа Кодексом не установлен. По итогам налогового периода организации уплачивают ЕСХН не позднее 31 марта следующего года, а предприниматели - не позднее 30 апреля.
И организации, и предприниматели, и фермерские хозяйства представляют декларации по ЕСХН за полугодие не позднее 25 июля отчетного года. Сроки представления налоговых деклараций по итогам налогового периода совпадают со сроками уплаты годовой суммы налога. То есть организации должны подать декларацию не позднее 31 марта, а индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
2. Объекты налогообложения
Объектом налогообложения единым сельскохозяйственным налогом считаются сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании у хозяйствующих субъектов.
Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Порядок определения и признания доходов и расходов
1. При определении объекта налогообложения учитываются доходы:
от реализации и внереализационные доходы.
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ, а также доходы в виде полученных дивидендов, налогообложение которых осуществляется налоговым агентом.
При определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на следующие расходы: [6.124]
1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств;
2) расходы на приобретение нематериальных активов, создание нематериальных активов самим налогоплательщиком ;
3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
5) материальные расходы, включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, кормов, медикаментов, биопрепаратов и средств защиты растений;
6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) расходы на обязательное и добровольное страхование, которые включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по следующим видам добровольного страхования:
· добровольному страхованию средств транспорта (в том числе арендованного);
· добровольному страхованию грузов;
8) суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным и оплаченным налогоплательщиком товарам (работам, услугам), расходы на приобретение (оплату) которых подлежат включению в состав расходов в соответствии с настоящей статьей;
9) суммы процентов, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа.
10) суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщикам в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;
11) расходы на командировки;
12) расходы на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в следующем порядке:
13) в отношении расходов на приобретение (сооружение, изготовление) в период применения единого сельскохозяйственного налога основных средств, а также расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенных в указанном периоде, - с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию;
14) Расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки учитываются в составе расходов равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком, но не менее семи лет. Суммы расходов учитываются равными долями за отчетный и налоговый периоды.
Признание доходов и расходов налогоплательщика признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом .
Налоговой базой является сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий , определяемая методикой утвержденной Правительством РФ. Налоговый период считается квартал.
Налоговая ставка определяется с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на ее территориях,. Ее размер рассчитывается в виде одной четверти от суммы налогов и сборов, которые были начислены к уплате за предшествующий календарный год на основе работы в общем режиме налогообложения.
Налог уплачивается по месту нахождения сельскохозяйственных угодий в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Организации переводят суммы налогов на счета органов федерального казначейства, которые самостоятельно распределяют их по финансовым адресам. Схема 1.
3 Порядок перехода на спецрежим
3.1Условия перехода на ЕСХН
Условия перехода на ЕСХН во многом отличаются от тех, что предусмотрены для перехода на «упрощенку» таблица 1. В частности, не установлены ограничения по остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, по доле участия других организаций в капитале сельхозпредприятия. Общим для обоих режимов является требование к организациям не производить подакцизных товаров и не иметь филиалов и представительств (указанных в учредительных документах организации).
Таблица 1. Условия перехода на спецрежимы: ЕСХН и УСН
Условия
Единый сельскохозяйственный налог
Упрощенная система налогообложения
Вправе применять
Только сельскохозяйственные товаропроизводители (определение дано в пункте 1 статьи 346.2 НК РФ), за исключением лиц, перечисленных в пункте 3 статьи 346.2 НК РФ
Организации и предприниматели, за исключением лиц, перечисленных в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ
Не вправе применять
Организации и предприниматели:
- производящие подакцизные товары;
- переведенные по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД; - применяющие УСН*
Организации и предприниматели:
- производящие подакцизные товары;
- переведенные на уплату ЕСХН**;
- участники соглашений о разделе продукции;
- осуществляющие добычу и реализацию полезных ископаемых (за исключением общераспространенных), а также ряд иных видов деятельности, перечисленных в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ
Организации, имеющие филиалы и представительства
Организации:
- имеющие филиалы и представительства;
- у которых доля участия других организаций составляет более 25%***
Критерий дохода
За 9 месяцев года, в котором организация или предприниматель подает заявление о переходе на ЕСХН, доля дохода от реализации произведенной сельхозпродукции и (или) выращенной рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную из собственного сельхозсырья и (или) выращенной рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составляет 70 и более процентов (п. 2 ст. 346.2 НК РФ)
Доход от реализации за 9 месяцев года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, не превышает 11 млн. руб. (без учета НДС). Доход определяется в соответствии со статьей 249 НК РФ (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).
Для предпринимателей критерий дохода не установлен
Критерий численности работников
Не установлен
Организации и предприниматели, у которых средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не превышает 100 человек
Критерий стоимости имущества
Не установлен
Организации, у которых остаточная стоимость основных средств и НМА не превышает 100 млн. руб.
Сельскохозяйственные товаропроизводители для перехода на уплату ЕСХН обязаны подать заявление в налоговую инспекцию по своему местонахождению (предприниматели - по месту жительства). Налоговые органы рекомендуют использовать форму заявления, утвержденную приказом МНС России от 28.01.2004 № БГ-3-22/58. Срок подачи заявления ограничен периодом с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, с которого налогоплательщик переходит на уплату ЕСХН.
Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные предприниматели вправе перейти на уплату ЕСХН с момента постановки на учет в налоговом органе. Для этого они должны выполнить одно-единственное условие: подать заявление о переходе на спецрежим одновременно с заявлением о госрегистрации.
Налоговым кодексом ограничена возможность одновременного применения других спецрежимов. Так, налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе применять ЕСХН и наоборот. В то же время сельхозпредприятия, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, не могут перейти на уплату ЕСХН (п. 3 ст. 346.2 НК РФ), но вправе при этом применять «упрощенку».
Вновь созданные организации и предприниматели вправе перейти на уплату ЕСХН без ограничений с момента постановки на учет в налоговых органах, если подадут соответствующее заявление в налоговую инспекцию одновременно с заявлением о госрегистрации.
Определение сельскохозяйственного товаропроизводителя дано в пункте 1 статьи 346.2 НК РФ. К этой категории Кодекс относит организации и предпринимателей, которые производят сельхозпродукцию и (или) выращивают рыбу, осуществляют ее первичную и промышленную переработку, реализуют эту продукцию и у которых в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации сельхозпродукции, произведенной из собственного сырья (в том числе прошедшего первичную переработку), составляет 70 и более процентов.
Указанная доля определяется за 9 месяцев того года, в котором налогоплательщик подает заявление о применении ЕСХН. В дальнейшем для подтверждения права на применение спецрежима налогоплательщик определяет удельный вес доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства (в том числе прошедшей первичную переработку) ежегодно по итогам налогового периода.
Следует отметить что переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога не имеют права организации, имеющие филиалы и (или) представительства, организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса и бюджетные учреждения.
3.2 Переходс УСН на ЕСХН
По поводу перехода с упрощенки на ЕСХН существуют две точки зрения. Согласно одной - такой переход возможен, поскольку прямого запрета в Налоговом кодексе нет. Однако, по мнению автора, приверженцы этой точки зрения не рассматривают практических проблем, которые неминуемо возникнут при переходе.
Другая точка зрения - миновать при переходе общий режим налогообложения нельзя. Эта позиция представляется более аргументированной. Во-первых, в пункте 6 статьи 346.12 НК РФ говорится только о возможности перехода с «упрощенки» на общий режим налогообложения и не говорится о возможности перехода на другие спецрежимы, например на ЕСХН и наоборот. Во-вторых, и это главный аргумент, в главе 26.1 НК РФ определены переходные положения только для ситуации, когда налогоплательщик переходит на уплату ЕСХН с общего режима налогообложения. Ситуация же перехода с «упрощенки» на ЕСХН и наоборот законодательно не проработана. Следовательно, у налогоплательщика неизбежно возникнут проблемы с порядком признания отдельных доходов и расходов. [10.98]
По основным средствам и НМА, приобретенным и оплаченным до перехода на спецрежим, сумма и дата признания расходов зависят от срока полезного использования объекта (подп. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ). При этом стоимость основных средств или НМА плательщики ЕСХН списывают следующим образом:
· если срок полезного использования объекта меньше 3 лет - в течение первого года уплаты ЕСХН;
· если срок полезного использования объекта от 3 до 15 лет - 50% стоимости в течение первого года уплаты ЕСХН, 30% стоимости - в течение второго года и 20% - в течение третьего;
· если срок полезного использования объекта превышает 15 лет - по 1/10 стоимости ежегодно в течение 10 лет после перехода на уплату ЕСХН.
Для определения сроков полезного использования амортизируемых объектов налогоплательщики руководствуются Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (далее - Классификация). Она утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Если основные средства не указаны в Классификации, срок их полезного использования налогоплательщик определяет согласно техническим условиям и рекомендациям организаций-изготовителей.[9.114]
Что касается определения сроков полезного использования НМА, приобретенных до перехода на спецрежим, то их особенности в главе 26.1 НК РФ не уточняются. В то же время в абзаце 7 подпункта 2 пункта 4 статьи 346.5 НК РФ, где говорится об определении сроков полезного использования основных средств, есть ссылка на статью 258 Кодекса. Этой нормой, по мнению автора, должны руководствоваться плательщики ЕСХН и при определении сроков полезного использования НМА, поскольку правила их учета для целей уплаты ЕСХН идентичны правилам учета основных средств (п. 5 ст. 346.5 НК РФ). [3.228]
Плательщики ЕСХН принимают стоимость основных средств (НМА) равной их остаточной стоимости на момент перехода на спецрежим.
Остаточная стоимость в соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 346.6 НК РФ определяется не как разница между первоначальной стоимостью объекта и суммой начисленной амортизации, а как разница между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации (аналогичный порядок действует и при «упрощенке»).
Под ценой приобретения следует понимать цены приобретения - никакие другие расходы, включаемые в первоначальную стоимость имущества в налоговом учете (расходы по монтажу, расходы на транспортировку и др.), не могут быть учтены. Более того, сумма амортизации, участвующая в расчете остаточной стоимости объекта, должна быть пересчитана исходя из цены приобретения. Если налогоплательщик изберет иной способ расчета остаточной стоимости, то свою точку зрения ему скорее всего придется отстаивать в суде. [8.232]
Обращаем внимание: так же, как и «упрощенцы», плательщики ЕСХН не смогут учесть в составе расходов затраты на создание НМА и основных средств (например, построенных хозспособом).
В особом порядке признают некоторые расходыналогоплательщики, которые применяли до перехода на ЕСХН метод начисления при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (п. 6 ст. 346.6 НК РФ). Расходы, оплаченные авансом до перехода на спецрежим, включаются в налоговую базу по ЕСХН на дату их осуществления во время применения спецрежима. Если расходы осуществлены до перехода на спецрежим и уже были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, то их нельзя включать в налоговую базу по ЕСХН, даже если они были оплачены в период применения спецрежима.
3.3Возврат к общему режиму налогообложения
Налоговый кодекс предусматривает, что возврат налогоплательщика к общему режиму налогообложения может быть осуществлен как добровольно, так и принудительно.
Плательщики ЕСХН вправе добровольно вернуться на общий режим налогообложения с начала календарного года. Об этом они обязаны уведомить налоговую инспекцию до 15 января года, в котором предполагают осуществить такой переход.
Кстати, проблема учета и восстановления «входного» НДС всегда была камнем преткновения для налогоплательщиков при смене режима налогообложения. У плательщиков ЕСХН этой проблемы нет - в главе 26.1 НК РФ четко определено, как поступать с суммами НДС, принятыми к вычету до перехода на спецрежим или учтенными в составе расходов в период его применения. Напомним, что соответствующие поправки приняты Федеральным законом от 05.04.2004 № 16-ФЗ и действуют с 1 января 2004 года. [2.130]
Суммы НДС, принятые к вычету до перехода на спецрежим, восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат (п. 8 ст. 346.3 НК РФ). Подчеркнем, что речь идет о вычетах по товарам (включая основные средства и НМА), работам, услугам, приобретенным для осуществления операций, облагаемых НДС.
При возврате к общему режиму налогообложения налогоплательщик не вправе принять к вычету суммы НДС, предъявленные ему по товарам (работам, услугам), приобретенным в период применения спецрежима. Такое требование логично. Ведь эти суммы НДС налогоплательщик уже включил в расходы при исчислении налоговой базы по ЕСХН.
Единственная проблема с НДС, которая пока не разрешена на законодательном уровне, следующая: как исчислить налоговую базу по налогу при утрате налогоплательщиком права на применение спецрежима? Ведь в такой ситуации он обязан пересчитать налоги исходя из правил общего режима налогообложения за весь налоговый период. Как определить сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет? Можно ли принять к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за время применения спецрежима? Ответа на эти вопросы глава 26.1 НК РФ не дает.
При переходе на общий режим с использованием метода начисления налогоплательщик обязан соблюдать определенные правила, а именно:
· не включать в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на общий режим, если эти суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по ЕСХН;
· отразить в налоговом учете остаточную стоимость основных средств исходя из их первоначальной стоимости за вычетом сумм амортизации, начисленной в соответствии с главой 25 НК РФ. Если сумма амортизации, рассчитанная по нормам 25-й главы, за период применения спецрежима будет меньше суммы расходов на приобретение основных средств, признанной при исчислении налоговой базы по ЕСХН, то полученную разницу нужно включить в доход при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Принудительный переход на общий режим налогообложения может произойти, если налогоплательщик утратил право на применение спецрежима или изначально такого права не имел. Налогоплательщик утрачивает право на применение ЕСХН, если не соблюдаются условия применения этого спецрежима.
Заключение
Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.
В целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:
1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
2) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
3) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
4) бюджетные учреждения
Список используемой литературы
1. Налоги и налогообложение. 6-е изд., доп./ под ред. М. Романовского, О.Врублевской. - СПб.: Питер, 2009.
2. Федеральный закон от 29,12,2001г. № 187-ФЗ .
3. Налоги и налогооблажение: Учебник для вызоы/ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - СПб.: Питер, 2008
4. Налоги: Учебное пособие /под ред. Д.П. Черника. - 4-е изд.; перераб. И доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 419 с.
5. Налоговый кодекс РФ
6.
7. Паскачев А.Б. О поступлении налогов и задачах, стоящих перед налоговыми органами России. // Российский налоговый курьер. 2008 - №11 С. 64.
8. Федеральный закон РФ от 19.12.2006 г. №238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год».
9. Финансы: Учебник / Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. - М.: Перспектива, 2009. -
10. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет,Москва, 2009 г.
11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд. - М.: «Дело ЛТД», 2008. - 505 с.
12. Черник Д.Г. К вопросу о налоговой реформе. // Российский налоговый курьер 2008. №4