Рефераты

Диагностика финансового состояния фирмы

p align="left">Как показывает рассмотренный пример, проведенный по изложенной методике анализ технологического комплекса задает определенные направления реформирования предприятия. Но эти результаты требуют сопоставления с данными, которые должны быть получены иными методами.

Непосредственное использование финансовой отчетности является первым, но не основным, шагом финансовой диагностики. Прежде всего, подчеркнем разницу между понятиями «информация» и «данные». Данные обычно представляют собой набор каких-либо сведений, главным образом, количественного характера, которые в той или иной манере характеризуют предприятие. Существенно то, что на основе этой слабо структурированной информации принципиально невозможно произвести эффективную диагностику. Термин «информация» предполагает некоторую степень организации данных, причем порядок упорядочивания информации служит целям ее использования.

Первый этап структурного упорядочивания финансовых данных как раз и состоит в составлении финансовой отчетности, когда финансовые данные организуются по специальным форматам, образующим:

а) баланс;

б) отчет о прибылях и убытках;

в) отчет о движении денежных средств.

Исходя из этих документов, можно получить обобщающие данные. Это, во-первых, сумму основных и оборотных средств фирмы, величину его задолженностей и собственного капитала. Далее отчет о прибыли предоставляет данные по величине операционной и чистой прибыли. И, наконец, результирующие денежные потоки от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности из отчета о движении денежных средств.

Вертикальный и горизонтальный анализ финансовой отчетности является следующей стадией упорядочивания финансовой информации. Его содержание чрезвычайно просто. В горизонтальном анализе сопоставляются (в абсолютном и процентном соотношении) основные статьи баланса, отчета о прибыли и отчета о движении денежных средств. В вертикальном анализе все данные финансовых отчетов представляются в относительном (процентном) выражении.

Данный инструментарий финансовой диагностики иллюстрирует следующее положение финансовой диагностики, которое можно сформулировать как принцип сравнимости. Суть этого принципа состоит в том, что сами по себе финансовые показатели являются бесполезными для принятия решения, если менеджер не сопоставляет их с какими-то другими данными, имеющими отношение к объекту диагностики. Существует два вида показателей для сопоставления:

а) показатели данного фирмы за предшествующие периоды времени;

б) аналогичные показатели других фирм, принадлежащих той же отрасли (обычно фирм-конкурентов).

Третий инструментарий финансовой диагностики -- это традиционный набор финансовых коэффициентов.

Суть предлагаемого подхода состоит в том, что основным показателем результативности фирмы признан показатель прибыльности собственного капитала (обычно обозначается ROE). Таким образом, на первое место ставится интерес собственника. Данный показатель обеспечивается, главным образом, двумя факторами: прибыльностью продаж (этот показатель принадлежит к группе показателей операционной деятельности) и оборачиваемостью активов (группа показателей эффективности использования активов). На самом деле, каждый предприниматель понимает, что высокую отдачу от использования вложенных средств можно обеспечить высокой «маржей продаж» и/или высокой оборачиваемостью оборотных средств. Оценка показателей ликвидности является неотъемлемой частью диагностической процедуры. Их назначение состоит в том, чтобы предостеречь менеджмент фирмы от излишнего увеличения оборачиваемости. Наконец, отдачу от использования вложенных собственником средств можно увеличить за счет использования долгосрочных заемных ресурсов. Эту часть деятельности компании (она называется финансовой) характеризует группа показателей структуры капитала.

После определения структуры финансовых показателей возникает вопрос о временном аспекте диагностики, т.е. когда и в каком объеме производить диагностику фирмы. Данное положение может быть охарактеризовано с помощью принципа временной согласованности финансовой диагностики. Согласно этому принципу диагностика фирмы должна производиться согласно определенному временному регламенту. Наиболее привлекательным с практической точки зрения представляется регламент диагностики, при котором:

а) один раз в году (в период подготовки годового отчета) производится фундаментальная диагностика, предполагающая использование всего диагностического инструментария, представленного на рисунке 2;

б) ежемесячно производится оценка ограниченного количество показателей по результатам текущего месяца (обычно это делается в первых числах последующего месяца).

Последняя процедура носит название «мониторинга» деятельности фирмы. В процессе мониторинга осуществляется контроль показателей, которые характеризуют оперативные результаты деятельности. В частности, в состав показателей мониторинга не имеет смысла вводить показатель прибыльности активов или собственного капитала. Данный показатель является интегральным, он формируется в течение всего года. В то же время в состав показателей мониторинга следует обязательно включить показатель валовой прибыльности (отношение валовой прибыли к выручке). Эту характеристику следует мониторить как можно чаще, чтобы вовремя обнаружить негативную тенденцию ухудшения операционной эффективности фирмы.

В качестве последнего положения финансовой диагностики выступает принцип законченности, суть которого состоит в том, что когда рассчитаны все финансовые коэффициенты, сделан горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности и описаны ее особенности характерные для анализируемого периода, необходимо сделать выводы, ради которых, собственно, и были выполнены все указанные выше работы. Представление таких выводов должно быть лаконичным и конструктивным, т.е. направленным на поиск путей улучшения деятельности компании. В качестве такого представления может быть рекомендован формат так называемого SWOT-анализа. Все множество факторов деятельности компании группируется по четырем областям:

S (Strengths) -- сильные стороны деятельности фирмы;

W (Weaknesses) -- слабые стороны деятельности фирмы;

O (Opportunities) -- возможности фирмы, позволяющие ему улучшить свое положение;

T (Threats) -- угрозы (опасности), с которыми может столкнуться фирма на пути улучшения своей деятельности.

3. SWOT-анализ

Opportunities ( O )

1. Расширение рынка.

2. Повышенный спрос на подобные услуги.

3.Возможность расширения гаммы предоставления услуг.

4. Расширение сферы деятельности.

Threats ( T )

1. Конкуренты (Beeline)

2. Правительство России ( налогообложение; политика, препятствующая развитию бизнеса)

3.Нестабильная экономическая и социально-политическая ситуация в стране.

4. Банковский кредит.

Strengths ( S )

1.Современные технологии связи

2. Высокое качество предоставляемой услуги.

3. Высококвалифицированный персонал.

4. Деловые связи с иностранными фирмами.

5. Одни из первых в России работающие в данной сфере

Рекомендации

S1 O1 - Оборудование способствует расширению рынка.

S2 O2 - Востребованность на внутренних рынках

S3 O3 - у нас есть связь с мировыми компаниями, следовательно мы можем технологически развиваться благодаря их новым разработкам.

S5 O5 -- С использованием накопленного опыт можно легко улучшать и расширять сферу деятельности.

S1,3 O4 - Современное оборудование и высококвали-фицированный персонал помогут расширить гамму выпускаемой продукции.

Рекомендации

S1 T компания МТС является лидирующей и занимает львиную долю на рынке

S2 T1 - Бороться с конкурентами за счет ноу-хау.

S2 Т2,3 - Несмотря на нестабильность в стране, наша высококачественная услуга связи всегда востребована.

S4 Т5 - привлекаем новых партнеров и их количество постоянно растет

S Т4 -большое количество оборотных средств и нет необходимости в кредите

Weaknesses ( W )

Высокие издержки производства.

Высокие цены на продукцию

Технология запаздывает с новейшими технологиями зарубежных компаний.

Рекомендации

W1,2 O1,2 - Высокий спрос на качество и постоянное расширение рынка оправдывает высокие издержки и цены на продукцию оправдываются

W3 O2 - высокий спрос на качественную продукцию и выход на мировой рынок всегда привлекают к нам деловых партнеров

Рекомендации

W1 T1 - нет особой необходимости бороться с конкурентами, т.к. мы владеем ведущими технологиями.

W2,3 T2,3,4 - постоянно следим за нашим положением на рынке, оцениваем конкурентов и проводим маркетинговые исследования, посещаем различные выставки с аналогичным товаром

W T - Не смотря на существующие угрозы , хороший потенциал знаний и производственных мощностей позволяет смело расширять наш мировой рынок

В рамках каждой группы необходимо сформулировать несколько (не более десяти) лаконичных утверждений -- выводов по результатам диагностики. Эти утверждения должны быть связаны с какими-либо показателями или свойствами фирмы. Например, «за текущий период ухудшились показатели оборачиваемости, о чем свидетельствует увеличение длины финансового цикла», или «показатели маржинальной прибыли стабильны». Важно различать сферы ответственности отмеченных выше групп. Первые две буквы S и W «отвечают» за текущее состояние фирмы, в то время как две другие O и T связаны с прогнозом состояния фирмы на ближайшую перспективу.

Прагматическая целесообразность SWOT-анализа заключается в том, что он делает попытку конструктивного улучшения результативности деятельности фирмы. На основе этих основных позиций SWOT-анализа менеджмент фирмы должен сформулировать рекомендации по основным направлениям улучшения деятельности. Только тогда процесс диагностики можно считать законченным.

Анализ внешней среды - необходимый процесс, с помощью которого, при разработке стратегического плана, можно контролировать внешние факторы, чтобы определить возможность роста компании или угрозы для неё. Анализ позволит составить на случай непредвиденных обстоятельств на время разработки стратегии. При помощи анализа можно создать перечень опасностей и возможностей, с которыми мы сталкивается в настоящее время.

При анализе внешней среды, учитывают факторы:

1. Экономический.

2. Политический.

3. Социальный.

4. Технологический.

· Экономический фактор: Для анализа этого фактора необходимо анализировать информацию в стране, безработицу, производительность труда, процентную ставку банков, структуру населения, уровень образования рабочей силы.

· Политический фактор: Для анализа этого фактора, необходимо изучить и предугадать намерения правительства, узнать и проанализировать те средства, которые использует правительство и местные органы власти для проведения своей политики.

· Социальный фактор: При изучении и анализе этого фактора выясняют отношение людей к работе и качеству жизни, обычаи работников, проживающих в районе действия организации, рост населения, демографию.

· Технологический фактор: Нужно заранее увидеть, как будет развиваться техника в данной отрасли и как это повлияет на производство нашей продукции.

По степени влияния факторы можно расположить в нижеследующем порядке:

Факторы

Описание

Политический

Этот фактор является в настоящее время является самым значимым для фирм на территории Российской Федерации. Наше правительство постоянно принимает законы и постановления которыми должна руководствоваться фирма при расчетах с государством. Сюда можно отнести принятие Налогового Кодекса, снижение ставки НДС, снижение подоходного налога. Так же огромное влияние на фирму оказывает политическая нестабильность (август 1998 г., октябрь 1993, Война в Чечне и т.д.). Ожидание перемен во власти всегда негативно сказывается на валютном рынке не в пользу рубля. Все эти действия отрицательно скажутся на экономике в целом и на каждом предприятии в частности. К тому же постоянно приходится учитывать инфляцию особенно при расчетах с иностранными клиентами. Ведь на территории РФ запрещено проводить сделки с долларом.

Экономический

Данный фактор влияет в основном на людей (их доходы, уровень жизни) т.е. потенциальных потребителей. Проблема уровня жизни населения в Российской Федерации является одной из наиболее сложных. Минимальные размеры оплаты труда и пенсии потеряли свое значение как важнейшие социальные нормативы. Если в 1992 году минимальная заработная плата (в среднем за год) составляла 33 % от прожиточного минимума трудоспособного населения, то в 1995 году - 16 %. В целом реальные среднедушевые денежные доходы населения и заработная плата снизились существенно больше, чем объем валового внутреннего продукта в реальном исчислении. В настоящее время в России существует проблема бедности населения.. Многие государственные предприятия вынуждены были закрыться. В связи с этим было проведено сокращение штата. Особенностью экономического подъема российской экономики в 2000 году является одновременный рост и внутреннего, и внешнего спроса.

Социальный

Качество жизни улучшилось. Наша продукция предназначена для людей которые стремятся к вершинам бизнеса. Для среднего класса. Наши клиенты не имеют возрастных ограничений. Служащие компании получают приличную зарплату.

Технологический

Компания МТС использует новейшие технологии в сфере коммуникаций. Самые последние достижения науки внедряются очень быстро. Сотрудничество с такими «Акулами бизнеса» как Nokia, Motorola, Ericsson.. Новые технологии лучшее оружие против конкурентов.

Природный

Экологически чистое производство.

4. Внедрения инноваций

Главная проблема компании ТС-Ритейл - это высокие цены на предоставляемые услуги. Значит, главное в направлении инноваций будет новая технология, которая будет дешевой и на голову выше предыдущей. Также, предлагаю расширять гамму предоставляемых услуг. Применение новых технологий в зарубежных компаниях делают их прибыльными и устойчивыми. Поэтому использование новейших достижений сделают ТС-Ритейл первой компанией использующей новый стандарт. Как было сказано выше, основная услуга компании - предоставление доступа в телефонную сеть и обеспечение высококачественной связи. Компания ТС-Ритейл занимается рынком мобильной связи, т. е. предоставляет услугу клиенту, услугу связи. Инновации должны происходить и в сфере оказании услуг, и усовершенствование технической стороны услуги (новое оборудование). Отсюда можно предположить, что главным объектом инновации должно стать - предоставление клиенту совершенно новых видов услуг, не имеющих аналогов у ближайших конкурентов. Одной из таких инноваций, которую можно причислить к научно-технической новизне, это новый стандарт связи третьего тысячелетия, так называемый GPRS.

5. GPRS - инновация третьего тысячелетия

Полная мобильность подразумевает, что человеку повсеместно становятся доступны все возможности, которые он имеет на своем рабочем месте, такие как скоростной доступ в Интернет или работа с корпоративными базами данных. GPRS (General Packet Radio Service) - технология, которая делает это реальным уже сегодня.

Суть услуги заключается в организации постоянного подключения через GPRS-телефон к сети Интернет. Для работы в Сети можно использовать компьютер (например, ноутбук) или электронный органайзер (Palm Pilot, Psion, Cassiopea). При этом абонент имеет возможность просматривать HTML-страницы, перекачивать файлы, работать с электронной почтой и любыми другими ресурсами Интернета, входить через Интернет в корпоративную сеть.

Чем привлекательна эта услуга?

1. Технология GPRS предоставляет немедленный доступ к услугам, без необходимости дозваниваться к специальному серверу или Интернет-провайдеру.

2.
Пользователи GPRS получают доступ к Интернету в полном объеме, как при проводном соединении.

3. Можно работать с WAP-сайтами непосредственно с телефонного аппарата GPRS (например, Motorola Timeport).

4. Абонент может звонить и принимать звонки, не прерывая соединения с Интернетом.

5. Оплачивается только посланная/полученная информация (исчисляемая в байтах), а не эфирное время. До сих пор в сотовых сетях для передачи или приема данных абонентом занимался целый канал на время от установления соединения до его разрыва, которое оплачивалось вне зависимости от его загрузки.

6. В GPRS максимально возможная скорость передачи данных составляет 171,2 Кбит/с - это приблизительно в 3 раза быстрее, чем режим работы проводных линий, и почти в 12 раз быстрее работы передачи данных в обычных сетях GSM (9,6 кбит/с). Сегодня уже доступна скорость до 27 Кбит/с, что в 3 раза быстрее передачи данных в сетях GSM.

6. 3G-сети

Еще недавно все компании, получившие федеральные лицензии на создание сетей третьего поколения, не спешили сообщать о своих действиях. Операторы уверяли, что пока не приступают к строительству сетей из-за множества помех: не вычищенных частот и пр. А вот уже "МегаФон" объявил о созданной сети 3G. Первый фрагмент сети стандарта IMT-2000/UMTS построен на территории Петербурга и части Ленинградской области. Сеть имеет 30 базовых станций, 28 из которых расположены в центральных районах города, а еще две - в пригороде Петербурга, в г. Пушкин. Другим лицензиатам пока удается держать свои действия в тайне. "ВымпелКом" объявляет, что компания не рассматривает скорейший запуск сети 3G как самоцель: в планах он намечен лишь на 2008 г.

МТС тоже пока не называет сроков запуска первых фрагментов сети 3G. Здесь скорее озабочены наботом. А когда запустят сеть, мол, неизвестно. Но ведь ром услуг, который может быть востребован клиени "МегаФон" не трубил в мегафон о готовящемся запуске сети.

Как бы то ни было, согласно полученным лицензиям победители конкурса - МТС, "ВымпелКом" и "МегаФон" должны построить сети в каждом регионе России не позднее 2009 г. Похоже, что сетования на нежелание военных уходить с занимаемых частот, о чем так много было разговоров, не соответствуют действительности и, оказывается, ничто не мешает созданию сетей 3G.

Между тем... "ВымпелКом" собирается строить сети 3G в Армении Компания "АрменТел", недавно купленная "ВымпелКомом", получила частоты для создания сетей сотовой связи третьего поколения 3G на территории Армении. "АрменТел", еще до купли его российским оператором, имел лицензию на предоставление услуг3G. Конкуренция - друг и покровитель населения.В Париже продолжает возрастать количество бесплатных публичных точек доступа Wi-Fi. Это прекрасная новость для населения. В городе создано более 225 зон свободного беспроводного доступа, расположенных в парках, библиотеках и других общественных местах. Но что населению хорошо, для телекоммуникационной компании - смерть. Французский телекоммуникационный гигант France Telecom , как говорят, рвет и мечет. Почему? Потому что гигант и сам создает подобные точки доступа. Но, разумеется, они платные. Гигант считает, что бесплатные муниципальные зоны Wi-Fi оказывают негативное влияние на конкуренцию и, как следствие, на развитие всей отрасли в целом. К тому же работу бесплатных хот-спотов обеспечивает телекоммуникационная компания SFR, конкурент France Telecom. И от этого раздражение FT становится еще большим. Затянувшееся преобразование Правительство РФ во главе с Виктором Зубковым дало указание Россвязьохранкультуре до 1 декабря 2007 г. завершить процесс перевода Россвязьнадзора под свое управление. Согласно предыдущему распоряжению правительства еще старого состава, реорганизация регулирующих органов должна была завершиться 14 сентября. Однако Россвязьохранкультура в намеченные сроки не уложилась. До сих пор каждая из реорганизуемых структур втихомолку продолжает совершать свои, прежде привычные, дела. У министерских структур нет особого рвения интегрироваться, новая же структура не накопила еще опыта и знаний.

Председатель правительства В. Зубков поручил Россвязьохранкультуре до 1 декабря 2007 г. завершить мероприятия, связанные с реорганизацией Росохранкультуры и Россвязьнадзора и их территориальных органов.

Об этом говорится в распоряжении правительства от 1 октября № 1313-р. В частности, Россвязьохранкультуре поручено завершить следующие мероприятия:

1. Утвердить численность и фонд оплаты труда территориальных органов Россвязьохранкультуры в пределах показателей, установленных правительством Российской Федерации, а также сметы расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете; осуществить прием имущества и обязательств реорганизуемых Росохранкультуры и Россвязьнадзора; представить в Минфин России документы о внесении соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета, лимиты бюджетных обязательств в объеме годовых назначений 2007 г., а также документы на передачу произведенного с начала 2007 г. финансирования расходов федерального бюджета;

представить в Минфин России и Казначейство России сводные передаточные балансы на дату завершения проведения реорганизационных мероприятий в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности (с приложением сводных актов приема-передачи имущества и государственных обязательств), а также уведомле ния о снятии с учета в налоговом органе.

2. Утвердить прилагаемую схему размещения территориальных органов Россвязьохранкультуры.

3. Росимуществу совместно с Россвязьохран культурой обеспечить в установленном порядке за-крепление за ее территориальными органами предоставляемых им административных зданий и служебных помещений.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов Москвы и Санкт-Петербурга оказать содействие в размещении территориальных органов Россвязьохранкультуры.

5. Мининформсвязи России и Минкультуры России обеспечить проведение до 1 декабря 2007 г. фи- нансовых, организационных, имущественных и иных мероприятий, связанных с реорганизацией Росохранкультуры и Россвязьнадзора.

6. Финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных настоящим распоряжением, осуществляется в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных Росохранкультуре и Россвязьнадзору.

Число абонентов сотовой связи в РФ по итогам 1 полугодия 2007 г. выросло на 16,2% - до 163,983 млн.

Об этом сообщает Федеральная служба государственной статистики (Росстат) РФ.

При этом плотность подвижной связи на 100 человек населения страны составила в I полугодии 115,3, что на 16,1 аппарата больше, чем за аналогичный период 2006 г., сообщает РБК.

За I полугодие 2007 г. число телефонных аппаратов местной (городской и сельской) телефоннойсети увеличилось на 2,7% - до 44,43 млн. Количество универсальных и междугородных (международных) таксофонов увеличилось, соответственно, на18,6 тыс. и 49; местных таксофонов - уменьшилось на 1,5 тыс. По итогам I полугодия 2007 г. число универсальных и междугородных таксофонов достигло 118,7 и 1,1 тыс. соответственно. Число заявлений на установку квартирного телефона на 1 июля 2007 г. составило 1,2 млн, в том числе от льготных категорий граждан - 0,1 млн. В I полугодии 2007 г. было удовлетворено 244,9 тыс. заявок по установке телефонов, в том числе 8,4 тыс. заявок льготных категорий граждан.

Доходы от услуг связи в РФ за I полугодие 2007 г. выросли на 22,1% - до 480,3 млрд руб. по сравнению с соответствующим периодом 2006 г.

Об этом сообщила Федеральная служба государственной статистики (Росстат) РФ.

Доход от почтовой связи и услуг спецсвязи за отчетный период вырос на 4,7% - до 32 млрд руб.

Выручка от предоставления услуг подвижной электросвязи в I полугодии 2007 г. достигла 205,8 млрд руб., что на 19,7% выше, чем за аналогичный период2006 г.

Доход операторов от предоставления услуг дальней связи за 6 месяцев 2007 г. вырос на 17,8% - до 55,1 млрд руб., а от местной телефонной связи - на 2,8% - до 65,1 млрд руб., сообщает РБК.

Все исходящие телефонные соединения - внутризоновые, междугородные и международные сетей фиксированной связи (платные) за 6 месяцев 2007 г. достигли 256,7 млн часов, что на 17,8% выше, чем за аналогичный период 2006 г.ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком"(МТТ) вошло в число 400 крупнейших предприятий России. По результатам деятельности компании за 2006 г., МТТ занял в рейтинге 254 место, поднявшись на113 пунктов по сравнению с прошлым годом (367 место). Кроме того, журнал "Эксперт" выделил 20 наиболее динамично развивающихся предприятий России. МТТ - единственная компания телекоммуникационного сектора, вошедшая в этот список, и занявшая в нем 11 позицию. Рейтинг журнала "Эксперт" известен как один из наиболее авторитетных и престижных рейтингов в Российской Федерации.

В "Эксперт-400" участвуют компании, представляющие практически все основные сферы экономики.

Для ранжирования компаний, занятых в сфере телекоммуникаций, учитывал-ся объем выручки от продажи услуг.

Рейтинг

ОАО "ТС-Ритейл" включен журналом "РБК" в рейтинг 50 компаний, чей бизнес показал самые высокие темпы роста в России. По результатам деятельности компании за 2006 г., МТТ попал в середину рейтинга "Самый быстрорастущий бизнес", заняв в списке 25-е место. Рейтинг "РБК" основан на информации, которую компании опубликовали в виде отчетности о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятий за 2006 г. В рейтинг не включаются компании, которые были созданы недавно, чтобы исключить показатель быстрого роста "с нуля". В рейтинге"РБК" представлены компании практически из всех основных сфер экономики, однако МТТ - единственная компания из отрасли телекоммуникаций.

Лидеры

В гонке между ОАО "ВымпелКом" и ОАО"ТС-Ритейл" (МТС) пока так и не появилось очевидного лидера. Сейчас "ВымпелКом" растет быстрее МТС. По прогнозу Альфа-банка, в 2009 г. компания станет лидером по выручке в России, заняв 36% рынка против 35% у МТС и 29% у "МегаФона". Однако консолидированная выручка МТС останется выше.

Пока непонятна и перспектива гонки капитализации двух компаний. Недавно "ВымпелКом" на короткое время обогнал МТС. Сейчас капитализация МТС опять выше - примерно на 420 млн долл.

3G

Сети третьего поколения, как реальная услуга, появятся в России уже во второй половин 2008 г.В этом уверен генеральный директор ОАО"ВымпелКом" Николай Прянишников.В начале 2008 г. "ВымпелКом" запустит 3G в тестовый режим, а в III квартале начнется коммерческая эксплуатация сетей. Казань, по словам г-на Прянишникова, считается одним из приоритетных городов по строительству сетей третьего поколения. Примерно на те же сроки рассчитывает и генеральный директор МТС Леонид Меламед. "Стройка сетей третьего поколения идет одновременно во многих городах, и стартовать региональные сети 3G смогут достаточно быстро. Поэтому реальный срок запуска зависит от времени получения частот. Я думаю, технически мы будем готовы запускаться в I квартале, а дальше будем ждать частот. Надеемся, что в середине 2008 года запустим в коммерческую эксплуатацию сети в крупных городах миллионниках. Рассчитываем, что в эти же сроки запустим фрагменты сети в Москве", - заявил он в интервью "Ведомостям". Бизнес готов перейти к сетям третьего поколения, однако пока неясно, насколько российскому потребителю интересны новые возможности и готов ли он за них платить. Недавно "ВымпелКом" провел эксперимент, в тестовом режиме подключив своих абонентов к 3G. Выяснилось, что полмиллиона абонентов компании - потенциальные потребители новой услуги.

7. MVNO

В последние два года наметился активный рост рынка услуг операторов виртуальных сетеймобильной связи (MVNO). По оценкам компании Matrix Mobile, к концу этого года московскими компаниями, которые оказывают услуги мобильной связи по модели MVNO, будет обслуживаться порядка 200 тыс. абонентов. Лидеры этого рынка в настоящее время - компанииMatrix Mobile, "Центральный Телеграф", "Корбина Телеком" и "Кантриком". По словам представителей компаний, работающих на этом рынке, средний ежемесячный доход с одного абонента (ARPU) составляет порядка 50 долл., что позволяет ожидать, что объем этого рынка в 2007 г. превысит 100 млн долл. При этом участники рынка полагают, что в следующем году объем этого рынка может удвоиться.

Телекоммуникационные технологии

Network Operator (MVNO) была разработана для мобильных сетей британским регулирующим органом в области телекоммуникаций OFTEL. Согласно определению OFTEL, оператортипа MVNO -- это организация, предлагающая подписку на услуги мобильной связи и сами услуги, но при этом не владеющая необходимым для этого радиочастотным ресурсом.Сегодня, в веке XXI, ситуация с MVNO не столь очевидна, как это представлялось в конце ХХ века. Как в любомперспективном проекте, внутри мобильных виртуалов возникли отдельные направления, которые определили специализацию будущих компаний. Кроме того, на рынке возникли новые модели, MVNE. Более подробно сферы деятельности MVNO в рамках мобильных сетей представлены на рис. 1.Как мы видим, MVNO разделяются на три основных класса:MVNO/SP, MVNO/ESP и MVNO классического типа, как они предполагались первоначально. Рассмотрим эти модели более подробно.* MVNO/SP (Service Provider сервис-провайдеры). Компании данного типа специализируются на продаже, рекламе и маркетинге услуг под собственным брендом, причем услуги они приобретают у базового мобильного оператора. Такие виртуальные операторы чаще всего не в состоянии модернизировать тарифы и сервисы, поскольку не контролируют элементы сетевой инфраструктуры и фактически лишь перепродают трафик мобильных операторов. В некоторых ситуациях MVNO/SP реализуют свои платформы серверов приложений при согласовании с MNO, и в этом случае они выполняют функции так называемых контентпровайдеров. Бывает, что MVNO/SP также обеспечивают обслуживание абонентов и биллинг. В этом случае тарификация предоставляемых услуг может производиться отдельно от базового оператора.* MVNO/ESP (En ha nc edService Provider -- сервис-провайдер с расширенными возможностями). Виртуальные операторы такого типа уже могут предлагать дополнительные сервисы, разработанные на своихсерверах, поскольку обладают собственной SMS и голо-совой платформой. Кроме того, они выпускают свои SIM-карты, обеспечивают биллинг и абонентское обслуживание, а также предлагают собственные тарифные планы. Выпуск собственных SIM-карт позволяет проводить более гибкую маркетинговую политику и представлять на рынке свои специализированные проекты. Таким образом, данные операторы уже могутиметь особенности, которые будут выгодны для определенных пользователей, которые и формируют основную абонентскую базу виртуального оператора. Однако эти MVNO не имеют соглашений по роумингу и межоператорскому взаимодействию, поэтому вынуждены работать«локально» или оплачивать оператору организацию роуминга.

Рис. 1. Схема обязательств и возможностей мобильных операторов различных типов

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ [08'2008] 37

* «Полноценный» MVNO

Первоначальный, «классический», вариант мобильных виртуалов. Основным и самым важным его отличием от MVNO/ESP и MVNO/SP является наличие собственного центра коммутации, при помощи которого осуществляется обслуживание«своих» абонентов и предоставление им различных услуг. У мобильных виртуалов есть возможность заключать собственные национальные и международные роуминговые и межоператорские соглашения, что значительно расширяет сферу их деятельности. Единственное, что необходимо арендовать у MNO в этом случае, -- это частотный ресурс и функциональность базовых станций. Несмотря на серьезные вложения в построение инфраструктуры сети и ее обслуживание, они все равно позволяют получать определенный доход даже без развертывания собственного абонентского радиодоступа.Что же касается дополнительной модели, так называемой MVNE, то она используется для более эффективного взаимодействия виртуального и традиционного мобильных операторов. MVNE (Mobile Network Operator Enabler) --компании, которые берут на себя функции по обеспечению всех технических аспектов работы виртуального оператора.На рис. 1 выделен спектр задач, выполняемых MVNE, -- чаще всего это отдельное подразделение в рамках оператора мобильной связи.

Российский рынок MVNO: уже открыт или все так же перспективен?

Возможности и перспективы применения концепции MVNO в России обсуждаются достаточно активно и уже давно. Но прежде чем рассматривать правовые и технические аспекты реализации MVNO, обратимся сначала к движущей силе всех этих мероприятий -- мотивации и причинам выхода на рынок мобильных виртуалов.

* Дополнительная прибыль отдельной компании. Это первоочередная и самая очевидная из причин появления виртуальных операторов. Помимо продажи услуг мобильной связи можно получать дополнительные средства от реализации телефонных аппаратов, сервисов и контента. Однако для организации компании, которая будет приносить доход ,необходимо соблюдение некоторых первоначальных условий на рынке мобильной связи, о которых мы поговорим позже.

* Средство развития и увеличения продаж. В этом качестве концепция MVNO может быть использована оператором мобильной связи для развития предложения услуг мобильной связи, например в пакете с другими товарами и сервисами. Реализация этих идей осуществляется за счет постоянного и четкого анализа потребностей пользователей и оперативного их удовлетворения. Например, у операторов и художественных студий ведется постоянное отслеживание модных тенденций среди различных групп абонентов (молодежи, офисных работников и т. д.).Ввиду этого компании могут организовать более эффективные персонализированные или узконаправленные рекламные акции, рассылки и наборы картинок и видеороликов абонентам конкретного мобильного оператора.

* Канал для продвижения различных проектов.

MVNO предоставляет дополнительные возможности продвижения бренда, продукта, марки компании и т. д. за счет размещения логотипа на лицевых панелях, SIM-картах, на картинках и заставках мобильных телефонов. А также путем предоставления специализированных услуг, привлекательных для абонента.

Из сказанного видно, что MVNO -- это компании, которые не стремятся развивать свой бизнес и сеть с нуля. Их задача -- правильно и эффективно использовать уже имеющийся ресурс мобильных операторов.

Эту нехитрую истину уже достаточно давно поняли и уяснили в Европе и Северной Америке и дали «зеленый свет» бизнесу мобильных виртуалов, благодаря чему они успешно развиваются и укрепляют свои позиции. Так ,в мире всего насчитывается около 500 MVNO. На конец прошлого года они обслуживали в совокупности порядка 70,8 млн абонентов. А к 2010 г.,по прогнозу ведущих аналитиков, в том числе и Pyramid Research, их число вырастет до 112 млн человек. На первый взгляд, это не так уж много около 3% от всех сотовых абонентов. Но в странах Западной Европы развитие MVNO и уровень проникновения нарынок уже превысил 10%. Например, в Дании работает сразу семь виртуальных операторов, которые привлекли уже порядка 20% абонентской емкости. Интеграционные процессы в сфере MVNO тоже являют собой достаточно впечатляющее зрелище. Например, швейцарский Swisscom, не получив одобрения на деятельность MVNO в своей стране, основал компанию Debitel, которая работает в пяти странах и обслуживает 10 млн пользователей (недавно этот бизнес был успешно продан).Другим ярким примером является шведский Tele2, который «продвигает» свою схему MVNO по всей Европе. У него десять виртуальных мобильных сетей, но не это выделяет компанию из общего ряда. Хочется отдельно отметить разнообразие форм строящихся MVNO:в Швейцарии, * имея лицензию, Tele2 построил сеть только в Цюрихе, остальную территорию он покрыл благодаря сотрудничеству с компанией Orange;

* с Норвегией отношения похожи на некий бартер. Tele2 является MVNO на сети оператора Telenor, который,в свою очередь, работает в качестве MVNO на сети Tele2 в Швеции; * в Дании Tele2 работает как чистый MVNO на сети оператора Sonofon;

* у себя на родине, в Швеции ,со своим основным конкурентом TeliaSonera они построили сеть 3G и оба работают в ней как MVNO.И это еще не считая операторов Северной Америки, Азии и стран Европы. Так почему же бурное развитие MVNO семимильными шагами движется по миру и так настоятельно огибает Россию, с ее пока латентным, но совсем не малым потенциалом? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, можно посмотреть на специфику российского рынка сотовой связи, наше многострадальное законодательство в области связи и те условия, которые необходимы для появления MVNO. Авторитетная аналитическая компания Diamond Analysis декларирует, что анализ развития MVNO в большинстве стран показал: первые MVNO появились при проникновении сотовой связи порядка 40-60% и уровне конкуренции, соответствующем монополистической конкуренции или концентрированному рынку. Таким образом, по уровню конкуренции российская действительность идеально подходит под эти требования. Однако при коэффициенте проникновения сотовой связи, существующем в России, близком к 100%, прецедентов организации первых MVNO не отмечалось. Дело в том, что при достижении такого высокого насыщения населения сотовой связью операторы сами имеют возможность регулировать тарификационные политики и распределение трафика. Поэтому естественно, что они сами начинают осваивать ниши, которые теоретически всегда отводились бы для виртуальных операторов. В итоге появление MVNO как отдельных самостоятельных компаний становится неактуальным и бесперспективным. Таким образом, ожидания специалистов, что с насыщением абонентской емкости мобильные виртуалы начнут проявлять себя и появятся на рынке как самостоятельные компании, не оправдались. В силу российского менталитета мобильные операторы решили, что лучше создать свои компании, которые будут выполнять функции мобильных виртуалов. Тем более операторы «большой тройки» открыто заявляют о том, что самостоятельно могут добраться до узких сегментов рынка и с этим проблем совершенно не испытывают.

Уже сегодня у российских операторов появились тарифные планы для малого бизнеса, для людей, увлекающихся спортом, для студентов, семей и других сегментов пользователей. Поэтому можно говорить, что виртуальные операторы создаются внутри мобильных операторов «большой тройки».Самый яркий пример: в московской сети «МегаФон» работает несколько MVNO (формально эти компании подходятпод определение) -- «Революция», «Матрикс Мобайл», «Мегател», Divizion, и «Алло Инкогнито». Они предоставляют пользователям дешевые неограниченные и лимитированные тарифы. Особняком среди них стоит проект «Алло Инкогнито», который кроме всего прочего предоставляет клиенту единый номер, под которым объединяются все его телефоны. Услуга заключается в том,что абонента всегда можно вы-звонить, набрав один и тот же номер, распределение вызовов по телефонам происходит по расписанию или иным правилам, устанавливаемым пользователем .Но кроме теоретических и коммерческих причин, затрудняющих развитие MVNO в России, существует еще одна, не менее существенная, -- это несовершенство законодательной и нормативной базы в вопросах MVNO.

Для того чтобы предоставлять услуги мобильной связи, компания в России обязана иметь на это определенное разрешение (лицензию), которое подразумевает дозволение на использование конкретного радиочастотного диапазона, а так как у MVNO нет собственного радиоучастка, то и получить эту лицензию они не могут. Самыми первыми с этой проблемой столкнулись в 1999 году в компании «Корбина Телеком». В ту пору «Билайн» решил переключиться с устаревающего стандарта DAMPS на развивающийся и набирающий силу GSM. Однако все базовые станции исправно работали, и демонтировать их было слишком опрометчивым решением. Именно это подвигло тогда передать права на подключение к сети новых абонентов, компании «Корбина Телеком», которая впоследствии выкупила оборудование в собственность. Как нетрудно догадаться, у «Корбины» необходимых документов на лицензированное использование частотного ресурса не было, и в 2004 году Госсвязьнадзор обвинил компанию в предоставлении услуг мобильной связи при отсутствии лицензии. В этой ситуации, для избежания юридических проблем, во всех бумагах и контрактах, предлагаемых абоненту, было отмечено, что услуги связи предоставляются компанией «Билайн GSM»,а совсем не «Корбина Телеком». Этот «ход конем» потом взяли на вооружение другие MVNO, поэтому и получается, что мы говорим о мобильных виртуалах, только существующих под эгидой операторов «большой тройки». Этот уже исторический факт подтверждает, что проблемы с законностью MVNO в России возникли не вчера, а уже почти 10 лет назад, но они таки не смогли найти адекватного решения, и, несмотря на создание пилотных зон в «Евросети» и «СМАРТСе», вопрос формального существования MVNO в России все еще остается открытым.

Рис. 2. Схема организации сети MVNO

Итак, появление и развитие виртуальных операторов представляет собой повсеместное явление, которое в основном благосклонно принимается абонентами и заслуживает дальнейшего развития и расширения. Однако в том виде, в котором оно существует в мире, в России это явление не может прижиться благодаря не только законодательству и нормативным требованиям, но и предпосылкам, сложившимся на наших мобильных сетях. В то же время утверждать, что MVNO в России не возможны, будет ошибкой. Концепция виртуальных операторов находит свое место на российском мобильном рынке, но в адаптированном к нашим условиям виде, что с успехом доказали проекты операторов «большой тройки», описанные выше.

Ну а пока у нас запускаются пилотные зоны и компании MVNO существуют исключительно в симбиозе с мобильными операторами, нам остается ожидать выхода новых нормативных документов, которые разъяснят нам наконец положение MVNO в современной структуре телекоммуникаций России.

Платежи

"Инфокоммуникационный союз" приступил к реализации проекта "Мобильные платежи".

Об этом сообщила пресс-служба Союза 05.10.07. Цель проекта - расширение доступа граждан России к современным платежным услугам путем использования сетей подвижной связи. Задачами проекта в области мобильных платежей стали организация исследований и разработка технических решений, формирование предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, расширение взаимодействия со Всемирной ассоциацией GSM и другими международными организациями.

Союзом одобрена "Концепция универсальной платежной платформы для оплаты товаров и услуг с использованием существующих и перспективных Оператор * № 33 - 2007 19 сетей связи", разработанная в соответствии с рекомендациями Мининформсвязи России. В ближайшее время предполагается развернуть опытную зону универсальной платежной платформы и в ходе испытаний протестировать основные положения концепции, отработать взаимодействие заинтересованных участников рынка и возможные бизнес-модели мобильной коммерции, микро- и макроплатежи, в том числе и с использованием перспективной технологии NFC. В дальнейшем для согласования предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, в том числе и с Центральным Банком РФ, предполагается участие "Инфокоммуникационного союза" в деятельности межведомственной рабочей группы по вопросу использования сетей подвижной связи для оплаты товаров и услуг.

О своем намерении способствовать реализации проекта заявили следующие операторы подвижной связи: "ВымпелКом", "Дельта Телеком", "МегаФон", "Мобильные ТелеСистемы" и "Московская Сотовая Связь", Связь-Банк и Банк Таврический, компания "Мобиль- ные Платёжные Системы" и другие участники Союза

Услуги

С 1 октября ОАО "ВымпелКом" запустило услугу "Конференцсвязь", позволяющую подключать к телефонному разговору до пяти человек одновременно.Управление сессией осуществляется абонентом, инициировавшим телефонную конференцию, припомощи USSD-команд и цифровых клавиш. Он может добавлять новых участников, переключая в режим конференции поступающие входящие вызовы или, не прерывая сессии, дозваниваться на другие номера и подключать их. За инициатором остается возможность выйти из текущей конференции, чтобы переговорить с "посторонним" собеседником. Конференция при этом не прерывается. До 31 декабря услуга предоставляется без абонентской платы, плата за подключение отсутствует. Каждый из участников телефонной конференции оплачивает разговор поминутно в соответствии с собственным тарифным планом.

8. Экономическая выгода применения данных инноваций

Основной выгодой является техническая новизна данного вида связи. Переход на этот стандарт позволит компании быть впереди своих конкурентов, а значит привлечь на свою сторону потенциальных клиентов. А это в свою очередь прибыль. Данная технология по цене не сильно отличается от старой. Значит, компания ничего не теряет, а только приобретает новых клиентов, которые хотят иметь высокую скорость и качество передачи информации.

Исходя из анализа макросреды, можно сделать вывод, что рынок мобильной связи ещё не очень освоенная ниша в России. Хотя цена за предоставляемые услуги высока, компания больше ориентируется на качество и расширение пакета предоставляемых услуг. Внедрение новых технологий передачи информации, по-моему самое перспективное дало на сегодняшний день. Сейчас инновации в основном идут как усовершенствование старых технологий. Настоящих инновационных прорывов не много в мире. Новые технологии в мобильной связи скрашивают эту картину, и приносят огромную прибыль владельцам компаний занимающихся этим делом, а также пользу всей стране, не позволяя ей совсем уж отстать от всего остального мира в плане технологий.

9. Экспресс-диагностика финансового состояния

Компания ТС-Ритейл основана в конце 2006 года. Компания была создана для управления новым розничным проектом, решение о развитии которого было принято в АФК «Система», и является её дочерним предприятием. Проект подразумевает создание розничной сети нового формата. В существующих магазинах сети представлены контракты услуг связи компаний, входящих в холдинг «Система Телеком», оборудование для связи и сопутствующие товары. Кроме того, представлены и услуги других компаний, входящих в АФК, таких как «Интурист» и банк МБРР. Планы проекта весьма амбициозны - 1000 действующих магазинов до конца 2007 года.

В рамках проекта первостепенное значение придается бренду и розничной концепции магазина. Мы создаем абсолютно новый розничный формат, в который органично вписываются на первый взгляд принципиально несовместимые услуги и товары, например, цифровые фотоаппараты и кредитные карты, туристические путевки, мобильные телефоны, интерактивное телевидение и игры. Однако все эти услуги объединяет одно - максимальная простота и доступность их покупки в одном месте. Нет теперь необходимости ездить по всему городу для того, чтобы оформить банковский кредит и выбрать тур, оплатить коммунальные услуги и получить детализацию своих разговоров по мобильному телефону. Но самое главное - наши магазины простроены в соответствии с самими передовыми наработками в области розничных продаж. Нашим покупателям приятно просто заходить к нам, потому что мы умеем создавать атмосферу легкости и современности, того, что называется уютным магазином. При этом, всё сделано таким образом, что у покупателей не возникает проблем с тем, чтобы быстро найти именно то, что им нужно. Это достигается правильным зонированием магазинов и грамотной организацией рабочего пространства. Кроме того, у нас есть еще несколько маленьких секретов, которые будут весьма выгодно отличать нас от магазинов сложившегося формата.

«ТС-Ритейл» знает, что скоро наш формат станет новым стандартом для этого сегмента рынка. Мы верим, что через некоторое время мы будем одной из крупнейших розничных сетей России. Это не громкие слова - у нас есть мощная поддержка материнских компаний, есть ноу-хау в области продаж и маркетинга, и наши покупатели, которые уже приняли нашу Идею.

Мы считаем, что достичь цели в области улучшения качества жизни возможно за счет повсеместного и широкого внедрения инновационных технологий, продуктов и сервисов. Распространение инноваций, их использование в повседневной жизни оказывает воздействие на формирование инновационного типа мышления, которое, в свою очередь, стимулирует развитие общества, влияет на рост экономики, способствует интеграции страны в мировое сообщество, а также формирует успешное общество будущего.

10. Бюджетный план

Прежде чем составлять HR-бюджет, нужно составить план работ на следующий календарный год. Нужно четко понимать, какие мероприятия и в какой период времени будут проходить, каков будет их формат, какие ресурсы для этого требуются. Под мероприятиями мы подразумеваем не только корпоративные праздники (23 Февраля, 8 Марта, традиционный «День компании» и Новый год), но и различные соревнования: «Лучший сотрудник месяца, года», другие внутренние конкурсы, рекрутинг, периодичность различных социальных выплат и т. д. Давайте подробнее рассмотрим основные статьи HR-бюджета.

В разных компаниях практикуется разный подход к HR-бюджетированию. Основная статья расходов на персонал -- заработная плата -- попадает или в бюджет HR-службы, или планируется в каждом подразделении. Во втором случае подсчитать расходы и оценить эффективность вложений в персонал достаточно сложно. Если в вашей компании заработная плата и стимулирующие выплаты входят в бюджет HR-службы, то не забывайте учитывать при бюджетировании то, что часть заработной платы уходит на налоговые выплаты (обычно эти расходы идут отдельной статьей).

Обязательно при бюджетировании расходов на оплату труда учитывайте свой ресурсный план1 на следующий год. Спланировать расходы на оплату труда со 100-процентной точностью, даже если ресурсный план правильно составлен, довольно сложно. Фактическое изменение штата может не совпадать с намеченным, кроме того, больничные и отпуска сотрудников влияют на итоговую сумму. Однако все можно корректировать в рамках утверждения квартальных и месячных бюджетов, что дает возможность оперировать более точными данными. Отклонения при годовом планировании не должны превышать, согласно экспертным оценкам, 10 процентов.

Помимо основных, существует множество дополнительных выплат, таких как премии, расходы по различным мотивационным программам, расходы на дни рождения (не поленитесь и просчитайте количество именинников по месяцам, это позволит более четко спланировать расходы), расходы по так называемому социальному пакету (проезд, питание, мобильная связь и др.), которые также подлежат планированию.

Следующая статья HR-бюджета -- это расходы на подбор персонала. Здесь также мы опираемся в планировании на ресурсный план. Необходимо учитывать статистику по текучести персонала за прошлые периоды. Не забывайте расходы на периодические печатные издания, платные доступы на сайты в Интернете, оплату услуг кадровых агентств. При этом если расходы на печатные издания обычно незначительны и вы сможете в случае непредусмотрительности изыскать необходимую сумму, то расходы на «работные» сайты достаточно серьезны, не говоря уже об услугах внешних рекрутеров. Поэтому старайтесь учитывать характер планируемых вакансий и обязательно имейте резерв на случай форс-мажорных ситуаций (например, на подбор менеджеров среднего и высшего звена).

Обучение также одна из основных расходных статей. Здесь вам поможет план обучения на год, который необходимо утвердить не позже ноября. Иначе вы не сможете составить полноценный бюджет. Поэтому приучайте руководителей подразделений подавать заявки на обучение заранее. Если же вы руководитель крупного HR-подразделения, то это головная боль вашего отдела обучения или специалиста по обучению, хотя контроль здесь также не помешает. Часто тренинговые компании требуют 50-процентную предоплату. Поэтому эти расходы необходимо планировать в месяце, предшествующем обучению.

Планирование корпоративных мероприятий -- это тема для отдельной большой статьи. Мы к ней обязательно вернемся. Скажем лишь о нескольких нюансах: все рестораны (особенно в период подготовки новогодних мероприятий), теплоходы и открытые площадки (в случае проведения летних выездных мероприятий), требуют предоплату за два-три месяца, поэтому не забудьте предусмотреть суммы на это в соответствующие периоды. То же можно сказать об event-агентствах, музыкальных коллективах и ведущих вечера (в случае, если вы самостоятельно занимаетесь организацией мероприятий).

Ну и, конечно, не стоит забывать про непредвиденные расходы. Сумма, которую вы будете планировать на эту статью, ограничивается только финансовыми возможностями компании. Однако не советуем делать ее «запасным аэродромом» на случай неправильного планирования и халатного к нему отношения. Диапазон допустимых отклонений ограничивается не только в сторону перерасхода. Постоянные большие остатки могут стать основанием для руководства компании задуматься о сокращении вашего бюджета.

Составить бюджет -- только полдела. Впереди у нас защита бюджета, и она требует подготовки. Главное правило здесь: даже если у вас надежные помощники или бюджет собирает финансовая служба, обязательно проверьте сами все предъявляемые цифры. Невозможно защитить бюджет, если вы не владеете информацией. Вы должны дать ответ по каждой статье и подстатье расхода. Вы должны знать, откуда взялись цифры и почему именно они. Это поможет вам выстоять в игре, столь любимой многими руководителями (а иногда и владельцами бизнеса), -- «Выкидываем все лишнее» или «Сократим расходы». Если вы не владеете материалом, то велик риск, что вы отдадите «под нож» важную статью расходов.

Для того чтобы бюджет был принят, нужно, чтобы все цифры имели обоснование. Поэтому рекомендуем взять с собой все материалы, которые были использованы во время составления бюджета. Это могут быть и статистические данные прошлых периодов, и план обучения, и ресурсный план на следующий год, и данные по ценам компаний-провайдеров, и прогнозы по повышению цен на услуги. Обязательно берите с собой все предварительные расчеты, потому что вас могут попросить раскрыть содержание того или иного расхода и ваши судорожные попытки вспомнить исходные цифры не прибавят вам баллов. К сожалению, многие руководители до сих пор считают HR-службу этакой «падчерицей». Поэтому ваше выступление должно быть аргументированно, а каждая статья -- иметь документальное подтверждение и планы расчетов.

11. Пример HR-бюджета

В каждой компании своя структура, свои статьи расходов, свои стандарты управленческого учета. Поэтому данный пример HR-бюджета можно рассматривать только как отправную точку для ваших расчетов (цифры условные).

Сотовые операторы начали делить мобильную розницу с середины лета 2008 г. "ВымпелКом" уже контролирует 50% минус одна акция "Евросети" и подписал контракт со "Связным" об объеме продаж своих услуг в ближайшие три года. Фактически покинул рынок "DИКСИС", компания МТС купила "Телефон.Ру" От того, как операторы сейчас поделят сети, будет зависеть, кто станет лидером на рынке сотовой связи.

12. Экспресс-анализ финансовой отчетности

Но финансовый анализ не ограничивает экспресс-анализом. Мы уже упоминали ситуации, когда целесообразен данный вид анализа. Существует также более углубленный -- аналитический анализ финансового состояния предприятия. Его цель -- более подробная характеристика имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в истекшем отчетном периоде, а также возможностей развития субъекта на перспективу. Он конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа. При этом степень детализации зависит от желания аналитика.

В общем виде программа углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия представлена в таблице 2.

Таблица 2 Программа углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

1. Предварительный обзор экономического и финансового положения субъекта

1.1. Характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности;

1.2. Выявление “больных” статей отчетности.

2. Оценка и анализ экономического потенциала субъекта хозяйствования.

2.1. Оценка имущественного положения.

2.1.1.Построение аналитического баланса-нетто

2.1.2. Вертикальный анализ баланса

2.1.3. Горизонтальный анализ баланса

2.1.4. Анализ качественных сдвигов в имущественном положении

2.2. Оценка финансового положения

2.2.1.Оценка ликвидности

2.2.2. Оценка финансовой устойчивости

3. Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования

3.1. Оценка производственной (основной) деятельности

3.2. Анализ рентабельности

3.3. Оценка положения на рынке ценных бумаг

Таким образом, детализированный анализ дает более глубокую и широкую оценку финансового положения фирмы.

Цели и содержание финансового анализа достаточно индивидуальны и чаще определяются тем, кто будет использовать его результаты. В таблице 3 приведены финансовые показатели, представляющие особый интерес для трех основных групп пользователей: менеджеров фирмы, собственников капитала (крупных акционеров), кредиторов (заимодавцев).

Таблица 3 Цели анализа финансового состояния

Менеджеры

Владельцы

Заимодавцы

1-я цель -- Анализ производственной деятельности:

- коэффициенты прибыльности;

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты