p align="left">Политика предоставления банкам кредитов по учетной ставке носит название политики дисконтного окна. Центральный банк может воздействовать на объем рефинансирования, воздействуя на количество предоставляемых! кредитов через управление дисконтным окном. Кредиты по учетной ставке для банков бывают трех типов: корректирующий (к нему прибегают банки для решения краткосрочных проблем с ликвидностью в результате временного уменьшения объема депозитов); сезонный (предоставляется в определенное время года ограниченному числу банков, работающих в сельскохозяйственной отрасли); расширенный (выдается банкам, испытывающим серьезные проблемы с ликвидностью). Поскольку учетная ставка процента бывает ниже рыночной, у банков возникает стимул брать дешевые кредиты по учетной ставке и далее использовать эти средства с более высоким уровнем доходности. Банки не должны получать прибыль от рефинансирования и Центральный банк устанавливает правила, которые исключают возможность частого заимствования по учетной ставке.
Помимо влияния на денежную базу и предложение денег, дисконтная политика очень важна для предотвращения банковской и финансовой паники, т.е. она является наиболее эффективным способом предоставления банковской системе резервов во время банковского кризиса, поскольку дополнительные резервы немедленно поступают в банки, которые более всего нуждаются в них. В этом смысле Центральный банк выполняет функцию кредитора в последней инстанции, и это очень важное преимущество дисконтной политики. Однако выполнение Центральным банком данной функции создает проблему недобросовестного поведения банков и небанковских финансовых учреждений: они берут на себя больший риск и связанные с ним возможные убытки, зная, что при возникновении проблемной ситуации всегда смогут получить кредит у Центрального банка. Следовательно, Центральный банк должен принимать меры, чтобы не становиться кредитором в последней инстанции слишком часто.
Дисконтная политика имеет ряд недостатков, которые не дают основания рекомендовать ее в качестве эффективного инструмента контроля над денежным предложением. Во-первых, фиксация учетной ставки при изменениях рыночной ставки процента может привести к резким колебаниям разницы между рыночной ставкой процента и учетной ставкой, что ведет к незапланированным изменениям объемов рефинансирования и, соответственно, предложения денег. И, во-вторых, дисконтная политика более слабо влияет на денежное предложение, чем операции на открытом рынке, поскольку объемы рефинансирования не полностью находятся под контролем, как объемы купли-продажи государственных ценных бумаг. Центральный банк может изменить учетную ставку, но не может заставить банки обращаться за кредитами.
Изменение учетной ставки рассматривается как индикатор денежно-кредитной политики Центрального банка. Во многих развитых странах существует четкая связь между учетным процентом Центрального банка и ставками коммерческих банков. Например, повышение учетной ставки сигнализирует о начале ограничительной (жесткой) денежно-кредитной политики. Вслед за этим растут ставки на рынке межбанковского кредита, а затем и ставки по ссудам коммерческих банков, предоставляемым ими небанковскому сектору. Все эти изменения происходят по цепочке достаточно быстро. Таким образом дисконтная политика имеет эффект сигнала для субъектов хозяйствования о намерениях Центрального банка.
2.2 Использование резервов
Обязательные резервы -- это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема депозитов. В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования депозитов, сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального банка, а также для межбанковских расчетов. Чем выше установленная Центральным банком норма обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы обязательных резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. На практике данный инструмент используется достаточно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия его через мультипликатор довольно значительна и сложно измерима.
Основное преимущество механизма обязательного резервирования при осуществлении контроля над денежной массой состоит в том, что он в равной степени воздействует на все банки и оказывает мощное воздействие на предложение денег. Однако сила этого инструмента, возможно, является скорее отрицательной, чем положительной характеристикой, т.к. небольших изменений объема предложения денег трудно достичь изменениями нормы обязательного резервирования. Еще одним недостатком использования нормы обязательных резервов для контроля над денежным предложением является то, что ее увеличение может непосредственно привести к возникновению проблем с ликвидностью у банков, которые располагают небольшими объемами избыточных резервов.
Изменяя норму обязательных резервов, Национальный банк может косвенно воздействовать на денежное предложение в экономике следующим образом (рис. 6):
Рис. 6 Воздействие нормы обязательных резервов на денежное предложение
2.3 Операции на открытом рынке
Операции на открытом рынке ценных бумаг широко используются в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднены в странах, где фондовый рынок находится на стадии формирования. Этот инструмент предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичных рынках, т.к. деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации либо казначейские векселя.
Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка, соответственно, в банковскую систему поступают дополнительные деньги и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от того, в какой пропорции прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если Центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.
Операции на открытом рынке можно разделить на два типа: динамические, направленные на изменение объема резервов и денежной базы, и защитные операции, цель которых - ослабление влияния, оказываемого на денежную базу другими факторами, например, изменением объема средств правительства на счетах в Центральном банке и некоторыми другими. Иногда операции на открытом рынке сводятся непосредственно к покупке или продаже ценных бумаг. Но, как правило, осуществляются два типа сделок другого характера: соглашения об обратном выкупе (репо), когда Центральный банк покупает ценные бумаги и при этом оговаривает, что продавцы выкупят обратно через некоторое время, обычно не более чем через неделю. Репо является временной операцией покупки и считается наиболее эффективным способом проведения тех защитных операций, которые предполагается в скором времени обратить. Если Центральный банк стремится осуществить временную продажу на открытом рынке, то он прибегает к компенсирующим операциям купли-продажи (обратные репо), в рамках которых Центральный банк продает ценные бумаги, оговаривая свое право их выкупа в ближайшем будущем.
Операции на открытом рынке имеют ряд следующих преимуществ перед другими инструментами денежно-кредитной политики.
* Центральный банк может полностью контролировать объем купли-продажи государственных ценных бумаг. Такой контроль невозможен, например, при кредитовании банков по учетной ставке процента, когда Центральный банк лишь повышает, либо снижает привлекательность рефинансирования для банков.
* Операции на открытом рынке гибки и довольно точны, их можно совершать в любых объемах.
* Операции на открытом рынке легко обратимы: ошибку, допущенную при проведении операции, Центральный банк может немедленно исправить, проведя обратную сделку.
* Операции на открытом рынке осуществляются быстро. Для этого достаточно дать лишь указания дилерам рынка ценных бумаг, и торговая операция будет осуществлена.
3. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
Количественные и качественные параметры развития банковского сектора и основные денежно-кредитные показатели экономики Республики Беларусь в значительной мере зависят от достижения целей, реализации приоритетов и решения задач, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384. Проведение эффективной денежно-кредитной политики, повышение устойчивости и эффективности функционирования банковского сектора должны содействовать развитию всех отраслей экономики.
В текущем пятилетии главная цель социально-экономического развития страны - дальнейшее повышение уровня и качества жизни людей на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для них. Предусматривается обеспечить прирост реальных денежных доходов как основы повышения уровня жизни населения на 49 - 56 процентов (8 - 9 процентов в год), снизить уровень малообеспеченности в 2 раза. Основным источником роста денежных доходов домашних хозяйств является увеличение реального ВВП, объем которого за 2006 - 2010 годы прогнозируется нарастить на 46 - 55 процентов.
Одним из важнейших направлений достижения и реализации приоритетов социально-экономического развития является улучшение макроэкономических условий и формирование эффективных рыночных институтов. В частности, для обеспечения устойчивого роста экономики намечается дальнейшее совершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства.[14, с. 18]
Для повышения эффективности проводимой денежно-кредитной политики, активизации инвестиционных процессов в стране, в том числе путем наращивания объемов инвестиционных кредитов, привлечения иностранных инвестиций, а также в целях создания условий для эффективного перераспределения денежных средств, концентрации их на ключевых направлениях социально-экономического развития и снижения рисков в банковском секторе должны получить дальнейшее развитие все сегменты финансового рынка.
Параметры развития рынка государственных ценных бумаг определяются потребностями бюджета в заемных средствах для своевременного и полного финансирования его расходов. Государственные ценные бумаги сохраняют свою роль как основной и наиболее надежный инструмент финансового рынка.
Продолжается поэтапная трансформация кредитной задолженности Правительства перед Национальным банком в государственные ценные бумаги, что приведет к улучшению структуры государственного долга. Это позволит Национальному банку для проведения операций по регулированию ликвидности банковской системы использовать имеющиеся в его портфеле государственные ценные бумаги, наряду с ценными бумагами собственной эмиссии.
В данный момент денежно-кредитная политика проводиться в условиях замедления инфляционных процессов, обеспечивающего выход к 2010 году на темпы прироста цен, сопоставимые с существующими в странах с переходными экономиками, достигшими наибольшего прогресса в ограничении инфляции.
Указанные условия и задачи требуют совершенствования принципов и механизмов осуществления денежно-кредитной политики, и прежде всего, выбора режима проведения монетарной политики, адекватного экономическим условиям, взаимодействия Национального банка и Правительства, развития и использования инструментов монетарного регулирования.
Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь направлена на выполнение прогнозируемых социально-экономических показателей, и в первую очередь, на обеспечение устойчивого долгосрочного экономического роста. Главный вклад денежно-кредитной политики в решение этой задачи состоит в достижении и поддержании низких темпов инфляции и относительной стабильности обменного курса национальной валюты. Низкая инфляция является ключевым условием для обеспечения надежного функционирования и развития всей финансовой системы, выполнения национальной денежной единицей своих базовых функций (средство расчета, средство сбережения, мера стоимости), эффективного перераспределения финансовых и материальных ресурсов, формирования базы для активизации сбережений с их последующей трансформацией в инвестиции. В совокупности это создает предпосылки для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения.
В связи с этим конечной целью денежно-кредитной политики до 2010 года наряду с мерами экономической политики, станет обеспечение с помощью монетарных инструментов снижения темпов инфляции и поддержания ее на низком уровне. При этом уровень инфляции, измеряемый приростом индекса потребительских цен, в 2010 году должен составить не более 5 процентов.
Учитывая многофакторность процесса инфляции, в том числе ее зависимость от изменений объемов производства товаров и услуг, уровня налогообложения и структуры налогов, финансового состояния субъектов хозяйствования, затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и степени насыщения внутреннего рынка, наличия конкурентной среды, состояния платежного баланса, динамики денежных доходов населения, инфляционных ожиданий, цен экспорта и импорта, уровня административного регулирования цен и тарифов на товары и услуги, структуры расчетов и других факторов, успешное достижение ориентира по уровню инфляции в значительной мере зависит от координации соответствующих мер и инструментов Правительства и Национального банка.
Конкретные параметры инфляции на каждый год пятилетки, обеспечивающие ее постепенное снижение до прогнозного уровня на 2010 год, определяются при подготовке проектов прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики.
В первой половине пятилетия сохранится преемственность режима денежно-кредитной политики. Для достижения ее конечной цели по снижению уровня инфляции Национальный банк будет применять промежуточные монетарные ориентиры, важная роль среди которых по-прежнему сохранится за обменным курсом белорусского рубля. Существенное внимание как промежуточному ориентиру будет также уделяться показателю динамики денежного предложения. Вместе с тем продолжится эволюция режима монетарной политики в направлении обеспечения комплексного воздействия на инфляционные процессы на основе движения к режиму прямого инфляционного таргетирования, который предусматривает следование непосредственно целевым показателям инфляции.
Несмотря на планируемое сохранение ограничений колебаний обменного курса национальной валюты, его роль в качестве промежуточного целевого ориентира денежно-кредитной политики будет постепенно уменьшаться. Необходимость перехода к прямому таргетированию инфляции обусловлена тем, что в условиях роста цен, измеряемого однозначной цифрой, происходят существенные изменения во взаимосвязях между инструментами и целями денежно-кредитной политики.
В целях эффективного перехода к новому режиму денежно-кредитной политики Национальный банк поэтапно реализует ряд предварительных условий. Процентная ставка приобретет статус основного инструмента денежно-кредитной политики. Ужесточение либо смягчение денежно-кредитной политики принципиально станет реализовываться, в первую очередь, посредством изменения ее уровня, приводящего к изменению стоимости ресурсов на денежном рынке. Роль других инструментов, прежде всего норматива отчислений в фонд обязательного резервирования, будет снижаться.
Национальный банк и Правительство предусматривают совершенствование механизма регулирования процентных ставок банков по их активным и пассивным операциям. Это позволит избежать искажений в учете банками рыночных рисков, повысит информативность процентных ставок на кредитном и депозитном рынках как индикаторов стоимости финансовых ресурсов в экономике, а также влияние процентной политики на ставки денежного рынка.
Изменение официальной ставки будет оказывать воздействие на рыночные процентные ставки, такие, например, как ставки межбанковского рынка, по кредитам и депозитам банков, изменения которых, в свою очередь, повлияют на ожидания экономических субъектов относительно будущего развития экономики и через них на обменный курс и цены на активы, а также на решения, принимаемые предприятиями и населением относительно совокупных расходов на потребление, сбережения и инвестиции.
По мере усиления влияния инструмента процентной ставки на развитие инфляционных процессов Национальный банк станет, при необходимости, поступательно увеличивать диапазон колебаний номинального обменного курса. Такое решение даст возможность более эффективно управлять реальными курсами белорусского рубля, сглаживая их колебания, величина которых может оказывать негативное влияние на инфляцию (стимулировать ”импорт инфляции“) и внешнюю торговлю.
Это также повлияет на процесс дедолларизации экономики. Постепенный переход к увеличению гибкости номинального курса означает, что прямое участие Национального банка в формировании его уровня посредством осуществления прямых интервенций на валютном рынке будет сокращаться.
Важным условием роста эффективности денежно-кредитной политики в 2006 - 2010 годах станет повышение ее прозрачности, доведение до всех участников рынка информации о ситуации в экономике, прогнозе инфляции, наличии и источниках рисков для ценовой стабильности в будущем, действиях Национального банка, направленных на достижение конечной цели по инфляции.
Эффективное внедрение элементов режима прямого инфляционного таргетирования потребует выполнения также ряда других условий. Правительство и Национальный банк примут меры по усилению взаимодействия в сферах, способных оказывать существенное влияние на эффективность проведения денежно-кредитной политики. Так, предполагается усиление взаимосвязи налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Прежде всего это коснется обмена информацией с Министерством финансов о прогнозе расходов и доходов государственного бюджета и связанных с этим изменениях объема депозитов Правительства в банках и Национальном банке, а также о прогнозировании Национальным банком операций на финансовом рынке, что позволит повысить качество управления ликвидностью и эффективность применения инструментов денежно-кредитной политики.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384, Правительство предпримет шаги по сужению сферы прямого административного регулирования цен и тарифов на товары и услуги. При этом Правительство и Национальный банк систематически будут обмениваться информацией о планируемых действиях и прогнозе изменения административно устанавливаемых цен и тарифов, а также об иных факторах, которые могут ограничить влияние Национального банка на динамику общего уровня цен и воспрепятствовать достижению конечной цели по инфляции.
Важнейшей задачей Правительства и Национального банка станет принятие конкретных мер, направленных на развитие сегментов и инструментов финансового рынка. Это повысит восприимчивость экономики к изменению монетарных условий, прежде всего определяемых уровнем процентных ставок, а следовательно, действенность сигналов по ужесточению либо смягчению денежно-кредитной политики. В условиях планируемого увеличения гибкости обменных курсов предполагается уделить особое внимание развитию рынка срочных финансовых инструментов (фьючерс, форвард и опцион). Данные инструменты предназначены для хеджирования рисков изменения обменных курсов и процентных ставок и позволят повысить стабильность финансового рынка при усилении значимости процентной ставки как инструмента Национального банка и поступательного движения к режиму ”управляемого плавания“ обменного курса.
Значимость процентной ставки и эффективность ее влияния на экономические процессы могут быть повышены на основе постепенной либерализации финансового счета платежного баланса. Последовательные шаги по переходу к использованию режима монетарной политики, основанного на усилении роли процентной ставки, применении более гибкого режима курсообразования с последующим переходом к инфляционному таргетированию, найдут отражение в ежегодно разрабатываемых Национальным банком основных направлениях денежно-кредитной политики.
Для Республики Беларусь на протяжении многих лет Российская Федерация является основным торгово-экономическим партнером. Очевидно, что социально-экономическое развитие Беларуси тесно взаимосвязано с российской экономикой. Поэтому необходимо понимать, что дальнейшее углубление отношений между двумя странами возможно только в случае качественных изменений -- унификации нормативной базы, применении единых подходов государственных органов власти при работе с российскими и белорусскими предприятиями, а также проведении единой денежно-кредитной политики.
Анализ финансовых секторов обоих государств показывает, что денежно-кредитная политика как России, так и Беларуси направлена на достижение примерно одинаковых целей и задач. Основной целью денежно-кредитной политики на 2008 год в Республике Беларусь была определена защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Денежно-кредитная политика в 2008 году в Беларуси была направлена на ограничение темпов инфляции, измеряемой приростом индекса потребительских цен. Базовая инфляция (за исключением влияния изменения цен и тарифов на товары и услуги, напрямую регулируемых государством, а также цен, подверженных сезонным колебаниям) составила 11,8 процента (в 2007 году - 10,2 процента). Конечной целью денежно-кредитной политики наряду с мерами общей экономической политики в 2009 году является снижение инфляции до уровня 9 - 11 %.
В сложных макроэкономических условиях, во многом связанных с нарастанием кризисных явлений на мировых финансовых рынках, оказавших негативное влияние на белорусскую экономику, приоритетная задача денежно-кредитной политики, в особенности во втором полугодии 2008 года, заключалась в реализации ряда мер, направленных на минимизацию последствий глобального финансово-экономического кризиса для финансово-кредитной системы Республики Беларусь, в целях обеспечения устойчивости национальной валюты и финансовой стабильности в целом.
Скоординированные действия Правительства и Национального банка позволили сохранить в республике высокую динамику экономического развития, обеспечить прогнозный уровень курса белорусского рубля к доллару США, устойчивость банковского сектора, эффективное и безопасное функционирование платежной системы.
Важнейшая роль в достижении защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, принадлежала курсовой политике.
Курсовая политика была направлена прежде всего на обеспечение устойчивости национальной валюты и проводилась с учетом тенденций на мировых валютных рынках, состояния платежного баланса.
Национальный банк до августа 2008 г. осуществлял постепенное укрепление курса белорусского рубля по отношению к доллару США в пределах утвержденных Основными направлениями параметров, что было обусловлено необходимостью реагирования на снижение курса доллара США на мировом рынке и увеличение инфляции, а также в целях недопущения значительного снижения курса белорусского рубля к валютам стран - основных торговых партнеров.
Во втором полугодии 2008 г. под воздействием финансово-экономического кризиса на мировых рынках усилилась взаимная неустойчивость курсов иностранных валют.
В сложившейся ситуации для сохранения доверия к курсовой политике Национальный банк осуществлял постепенное снижение курса белорусского рубля до уровня нижней границы установленного в Основных направлениях коридора 2200 рублей за 1 доллар США.
Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 29.08.2008 № 460, было предусмотрено создание условий для поддержания высоких темпов экономического роста, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы (Приложение 1).
На 1 января 2009 г. банковский сектор Республики Беларусь включал 31 банк. Его филиальная сеть за 2008 год сократилась с 365 до 323 филиалов, что обусловлено оптимизацией банками их региональных структур, ликвидацией убыточных филиалов, переходом на современные технологии управления. На территории Республики Беларусь находились 8 представительств иностранных банков, в том числе Российской Федерации, Литвы, Латвии, Германии, а также представительство Межгосударственного банка.[11, c.9]
В 2009 году монетарная политика направлена на обеспечение темпов экономического роста посредством проведения соответствующих курсовой, процентной и эмиссионной политики.
Курсовая политика сохраняет роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля. Предусмотрена привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль). При этом колебания обменного курса белорусского рубля к доллару США оцениваются в пределах плюс/минус 5 процентов. Изменение официального обменного курса белорусского рубля по отношению к корзине валют за период январь-сентябрь составило минус 5 процентов.
Процентная политика. К концу 2009 года при прогнозируемом уровне инфляции и изменении курса белорусского рубля ставка рефинансирования составит 10 - 12 процентов годовых. По состоянию на 01.09.2009 составила 14 % (Приложение 2).
Для регулирования денежного предложения и текущей ликвидности банков используются постоянно доступные инструменты (кредит и депозит ”овернайт“, сделки СВОП), двусторонние операции и операции на открытом рынке, а также механизм обязательного резервирования. Национальный банк операциями на денежном рынке обеспечивает движение процентной ставки межбанковских кредитов на уровне, близком к ставке рефинансирования. Процентная политика ориентирована на доступность кредитов субъектам экономики и стимулирование привлечения в банковские депозиты средств юридических и физических лиц. Прогнозировалось, что на конец 2009 года процентные ставки по новым кредитам нефинансовому сектору составят 13 - 15 процентов годовых, по новым срочным депозитам в банках - 10 - 12 процентов годовых.[11, c.3-4]
Показатели деятельности Национального банка и банков Республики Беларусь в 2009 году и Основные макроэкономические показатели Республики Беларусь за 2009 год отражены в Приложениях 2 и 3 соответственно.
В целях улучшения ситуации в наличном денежном обращении задачей Главных управлений Национального банка по областям совместно с областными, городскими, районными исполнительными комитетами и банками должно стать принятие мер, направленных на выполнение параметров, предусмотренных мероприятиями по достижению сбалансированности платежеспособного спроса населения с предложением товаров и услуг, за счет опережающих темпов роста продаж товаров и оказания услуг населению по сравнению с темпами роста доходов граждан.
Отметим, что те положительные процессы, которые обеспечены в последние годы в экономике и денежной системе Беларуси, выводят требования к эффективности денежно-кредитной политики на качественно более высокий уровень. Необходимо понимать, что подход к прогнозированию объемов кредитования экономики, заключающийся в приспособлении объемов кредитных ресурсов банков под задаваемую им структуру активов, сформированную исходя из декларируемых потребностей предприятий в кредитах, в условиях рыночной экономики может быть не эффективным. Ресурсы, необходимые коммерческим банкам для выдачи запрашиваемых предприятиями кредитов, не могут быть в полной мере предоставлены им государственными органами управления и государственными предприятиями, что предполагает самостоятельное привлечение банками средств клиентов рыночными методами.
Однако на рынке денежных средств не всегда могут быть привлечены запланированные объемы кредитных ресурсов, поскольку конъюнктурные параметры их привлечения могут оказаться неприемлемыми для банков. Кроме того, на рынке могут отсутствовать временно свободные денежные средства в требуемых банкам объемах. Это предполагает, что при планировании объема кредитования подход “от потребности предприятий” должен дополняться подходом “от возможностей коммерческих банков” (с учетом реальной возможности их поддержки ресурсами со стороны государства) и подходом “от возможностей денежного рынка”.
В рыночной экономике коммерческие банки могут не пытаться ликвидировать избыточный спрос экономики на кредиты путем повышения процентных ставок, исходя из действующих законов или собственных соображений. Однако при этом происходит рационирование кредита, то есть распределение фактически имеющихся у банков кредитных ресурсов по наиболее приоритетным заемщикам с соблюдением установленных нормативов безопасного ведения банковской деятельности. Таким образом, при рационировании кредита в рыночной экономике соблюдаются экономически обоснованные на микроуровне границы кредита.
На макроуровне негативными последствиями кредитования в чрезмерно высоких объемах являются:
-- увеличение платежеспособного спроса на соответствующие комплектующие, сырье и материалы (при кредитовании производителей продукции) или на готовую продукцию (при кредитовании потребителей продукции), что создает предпосылки для повышения цен на указанные товары;
-- увеличение объема импорта товаров (и, возможно, спроса на иностранную валюту) в случае неспособности отечественных производителей удовлетворить возросший за счет выданного кредита платежеспособный спрос;
-- инфляционное давление в виде роста цен и (или) переоценки залога, недвижимости, появления “мыльных пузырей”;
-- возникновение товарного дефицита на рынке соответствующей готовой продукции или промежуточной продукции, сырья и материалов в случае значительного
Кроме того, для расширения источников финансирования инвестиционного процесса важно развивать альтернативные механизмы привлечения финансовых ресурсов в реальный сектор отечественной экономики. Финансовый сектор -- это не только банки, но и небанковские финансовые посредники. С точки зрения создания предпосылок для наращивания долгосрочного инвестиционного финансирования предприятий особое значение имеют негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, а также развитие фондового рынка в целом. Достигнутые результаты в деле стабилизации инфляции и валютного курса формируют хорошие предпосылки для этого. Дальнейшее развитие белорусской экономики объективно требует формирования современной, достаточно разнообразной в институциональном отношении финансовой системы. [4, с. 7-8].
Еще один проблемный момент в экономике и денежной сфере республики: несмотря на определенные положительные сдвиги, финансовый потенциал нашей банковской системы пока не вполне адекватен промышленному. Белорусские банки, по международным меркам, пока можно отнести в лучшем случае к средним, а многие промышленные предприятия являются весьма крупными. Для нормального развития им нужны соответствующие кредиты. Но небольшой банк не может предоставить крупный кредит, это противоречит принципам безопасного ведения банковских операций. К перспективным направлениям решения этой проблемы, наряду с продолжением политики, направленной на углубление финансовой стабилизации и повышение реального финансового потенциала банков, относятся: развитие консорционального кредитования, некапиталоемких отраслей и секторов экономики (включая малый бизнес, легкую и пищевую промышленность), привлечение кредитных ресурсов из-за рубежа, в том числе и от российских банков. Возможности для формирования указанного направления расширяются по мере развития валютной интеграции Беларуси и России. Следует отметить, что данный процесс осуществляется в контексте существующих современных тенденций в области валютного регулирования, связанных с глобализацией. Речь идет не только о формировании, например, зоны евро, но и о том, что валютные режимы, действующие во многих небольших странах, становятся более интернациональными. Так, многие страны проводят политику «валютного комитета», которая заключается в жесткой фиксации обменного курса национальной валюты к иностранной (как правило, к более твердой валюте страны или группы стран, обладающих мощным экономическим потенциалом). К ним относятся, например, Латвия, Эстония, Болгария и др. Некоторые страны пошли на политику «долларизации» (Эквадор, Панама), другие разрешили безналичные расчеты внутри страны в любых иностранных валютах (Новая Зеландия, Литва). Все это отражает тенденцию к интернационализации экономики. Вместе с тем, как свидетельствует тот же опыт формирования зоны евро формированию валютного союза или переходу к жесткой привязке национальной валюты к иностранной должна предшествовать серьезная работа, предусматривающая создание необходимых предпосылок как монетарного, так и общеэкономического характера.
Таким образом, денежно-кредитная политика Республики Беларусь осуществляется в общем контексте социально-экономической политики республики и направлена на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства при недопущении (или минимизации) разного рода шоковых явлений.[16, с. 7]
В условиях относительно благоприятных результатов социально-экономического развития на макроуровне финансовое состояние многих предприятий и организаций остается напряженным. В целом по экономике улучшение финансового состояния предприятий произошло в основном за счет нефтеперерабатывающей и химической промышленности, развитие которых в значительной степени обусловлено внешнеэкономической конъюнктурой.
Заключение
Учитывая современные отечественные и зарубежные представления о системе целей денежно-кредитной политики и методах их достижения, следует отметить, что:
-кредитная политика, являясь составной частью единой экономической политики государства, направлена на реализацию общеэкономических целей и согласованного использования доступных инструментов регулирования монетарного сектора в рамках комплексной программы;
-четко сформулированные цели и правила монетарной политики, систематический анализ трансмиссионного механизма, отражающего качественные и количественные связи монетарного сектора с другими секторами экономики, позволяют увеличить ее эффективность, а также определить место и роль банковского сектора в ее реализации;
-в условиях переходной экономики Республики Беларусь одним из приоритетных каналов трансмиссионного механизма является кредитный, яркий представитель которого -- банковская система и коммерческий банк как ее элемент. При этом развитие монетарного канала, канала процентной ставки и валютного курса происходит в тесной взаимосвязи с кредитным каналом с относительным уровнем соподчиненности.
Эффективность реализации денежно-кредитной политики в целом и функционирования трансмиссионного механизма в частности зависит от правильности выбора целей, инструментов и методов их реализации.
В последние годы в Республике Беларусь удалось достичь существенного прогресса в денежной сфере: белорусский рубль стабилен, показатели инфляции, процентных ставок последовательно приближаются к нормальному по международным стандартам уровню, осуществляется необходимая работа, направленная на развитие технологического потенциала банковской и платежной системы.
В период сложных макроэкономических условий, сложившихся в 2008-2009 годах, связанных с глобальным экономическим кризисом, необходимы скоординированные действия Правительства и Национального банка, направленные на сохранение в республике динамики экономического развития, обеспечивающие прогнозный уровень курса белорусского рубля к доллару США, устойчивость банковского сектора, эффективное и безопасное функционирование платежной системы.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь осуществляется в общем контексте социально-экономической политики республики и направлена на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства при минимизации разного рода шоковых явлений.
С переходом к новым формам и механизмам хозяйствования денежный рынок оказывает все более существенное влияние на состояние реального сектора экономики. Монетарный сектор является посредником, через который перераспределяются потоки денежных средств, поэтому любая теоретическая оценка перспектив и направлений развития экономики, определение целей экономической политики и практических мероприятий по их реализации будут ошибочными без учета изменений в денежно-кредитной сфере. Денежное обращение является важнейшим элементом рыночной экономики, а его устойчивость имеет определяющее значение для ее нормального функционирования.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2008 году, как и в предыдущие годы, была направлена на создание условий для выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития, предпосылок для устойчивого экономического роста и, соответственно, повышения благосостояния населения. На достижение этих результатов нацелены проводимая Национальным банком курсовая, процентная, кредитная политика, работа платежной и банковской системы в целом.
Стабилизация курса белорусского рубля, проводимая процентная политика, рост спроса экономики на деньги, влияние факторов организационно-экономического характера содействовали сдерживанию инфляции.
Кредитная политика, осуществляемая банковской системой Беларуси, была направлена на то, чтобы в максимально допустимой степени удовлетворить потребности юридических и физических лиц в кредитных ресурсах и тем самым содействовать выполнению прогнозных показателей социально-экономического развития страны.
Продолжалось совершенствование методологии и практики банковского надзора. В рамках развития системы раннего предупреждения проблемных ситуаций в банках осуществлен переход к ежедневному контролю за соблюдением банками основных экономических нормативов.
Повышены требования к прозрачности капитала банков, претендующих на получение лицензии на работу с физическими лицами, а также требования к ограничению рисков при размещении банками средств за пределами Республики Беларусь.
Таким образом, в результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
· развитие денежно-кредитной сферы проходит стабильными темпами и по разработанной государством программе;
· решаются основные проблемы денежно-кредитного направления, связанные со снижением уровня инфляционных процессов в экономике, стабилизацией курса национальной валюты, расширением возможностей кредитования реального сектора экономики и населения;
· денежно-кредитная политика Республики Беларусь осуществляется в общем контексте социально-экономической политики республики и направлена на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства
Список использованных источников
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общ. ред. д.э.н., проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В.Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. - 448 с.
2. Базылев Н.И., Базылева М.Н.
Экономическая теория: Учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - Мн.: Книжный Дом, 2004.-608с.
3. Бриштелев А. Целевые ориентиры монетарной политики в Республике Беларусь // Банковский вестник. - 2005. - №1. - с. 26-31.
4. Каллаур П., Тихонов А. Новые аспекты кредитной политики // Банковский вестник. - 2005. - №16. - с. 5-8.
5. Корчагин О.И. Теоретические и практические аспекты влияния денежных шоков на реальный сектор экономики // Белорусский экономический журнал. - №1. - 2005. - с. 61-67.
6. Криворотов Д.В. Трансмиссионный механизм монетарной политики // Белорусский экономический журнал. - №2. - 2005. - с. 29-40.
7. Лобанов А. Цели и системы денежно-кредитного регулирования // Банковский вестник. - 2001. - №19. - с. 24-27.
9. Макроэкономика: учеб. пособие / И.В. Новикова, А.П. Морова, Акад. Упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006.- 343 с.
10. Макроэкономика: Социально ориентированный подход: Учеб. пособие / Э.А.Лутохина, В.В.Козловский, В.Н.Бусько и др.; Под ред. Э.А.Лутохиной. - Мн.: Тесей, 2003.- 320 с.
11. Алымов Ю. Стабильность рубля - важнейшая задача // НЭГ.- 2006. - № 3 от 10 января. - с. 1, 19.
12. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь № 460 от 29 августа 2008 г. (Электронный ресурс), - Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/ondkp/ Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
13. Отчет Национального банка за 2008 год, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь № 257 от 21 мая 2009 г. (Электронный ресурс), зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 25 мая 2009 г., №1/10715 - Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/ondkp/ Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
14. Программа развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006-2010 годы утвержденный Указом Президента Республики Беларусь № 27 от 15 января 2007 г. (Электронный ресурс), - Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/ondkp/ Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
15. Полоник С.С. Методы государственного регулирования денежно-кредитных и финансово-бюджетных отношений // Белорусский экономический журнал. - №1. - 2003. - с. 56-64.
16. Тихонов А.О. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: состояние и перспективы // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. - №8. - 2003.- с. 5-7.
17. Харин Ю.С., Малюгин В.И., Пранович М.В., Мурин Д.Л. Система эконометрических моделей для прогнозирования и оценки вариантов денежно-кредитной политики // Белорусский экономический журнал. - №3. - 2003. - с. 89-100.
18. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. пособие / Под ред. Э.И.Лобковича. - Мн.: ООО «новое знание», 2000. - 664 с.