Рефераты

Денежная система, сущность и функции денег

Денежная система, сущность и функции денег

Сущность и функции денег

Деньги - это средство обмена. Сущность денег заключается в том, что они служат необходимым активным элементом и составной частью экономической деятельности общества, отношений между различными участниками и звеньями воспроизводственного процесса. Сущность денег характеризуется их участием в:

* осуществлении различных видов общественных отношений;

* распределении валового национального продукта (ВНП), в приобретении недвижимости, земли. определении цен, выражающих стоимость товаров. Функции денег: мера стоимости (Деньги измеряют стоимость всех товаров. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Цена определяется общественно необходимыми затратами труда на производство и реализацию товара.);

средство обращения (деньги товаров должны присутствовать реально и играют роль посредника в процессе обмена. Особенности денег как средства обращения:· реальное присутствие денег в обращении;· мимолетность их участия в обмене. В связи с этим функцию средства обращения могут выполнять неполноценные деньги -- бумажные и кредитные.);

средство платежа (Товары не всегда продаются за наличные деньги, иногда с рассрочкой платежа, т.е. в кредит.);

средство накопления (Деньги, являясь всеобщим эквивалентом, т.е. обеспечивая его владельцу получение любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Поэтому у людей возникает стремление к их накоплению и сбережению. При этом деньги извлекаются из обращения, т.е. акт продажа-купля прерывается.); мировые деньги (Появление мировых денег было вызвано возникновением внешнеторговых связей, международных займов, оказанием услуг внешнему партнеру и п.т.. Сегодня мировые деньги функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.)

Деньги и их виды: товарные, металлические, бумажные, безналичные

Товарные деньги. Должны отвечать двум осн-ым требованиям: быть достаточно распростр. и обладать относит. высокой и постоянной цен-тью. Потом появ метал деньги, бывшие долгое время в форме орудий труда, украшений. 2)Монета - результат разв тов-го произ-ва и обмена, с одной стороны, и усиливающейся эк-кой и полит-й мощи рабовладельческих гос-в, с другой. Золото выдвинулось на роль эквивалентного товара в силу его особых к-тв. Это однородность и равнокачественность: одна единица денег не отличается от другой; прочность и сохраняемость; делимость: предшествующие товарные деньги не могли делиться на доли и сохранять высокую стоимость в своей частице; компактность, портативность, легкость перемещения с места на место, с одного рынка на другой; мягкость, пластичность, хорошая ковкость; эстетическая привлекательность.

3) бумажные деньги, возникшие в результате отделения обозначен на металических деньгах номинала от реальн веса - знаки сто-сти, замещающие в обращен полноцен деньги.

4) Кредитные деньги(банкнота, вексель, чек, кредитная карточка) - вид денег, порожденный развитыми кредитными отношениями, основа современного платежно-расчетного механизма.

Денежное обращение и денежная масса

Денежное обращение - беспрерывное движение денег в наличной и безналичной форме, в процессе которого деньги выполняют функции обращения и платежа.Базовыми категориями денежного обращения являются: денежная единица, денежная масса, денежная система и денежно-кредитная политика. Денежное обращение как экономическое явление включает в себя основные характеристики денег, механизмы и способы использования денег для содействия экономическому и социальному развитию страны. Денежное обращение активно влияет на функционирование национальной экономики: 1) денежное обращение обеспечивает отлаженность хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы. В случае невыполнения денежным обращением данной функции замедляется, сокращается товарно-денежный оборот, растут неплатежи; 2) денежное обращение обеспечивает сбалансированность спроса и предложения на товарном рынке. В решении этой задачи денежного обращения важнейшее значение имеет определение оптимального объема денежной массы на национальном рынке. При невыполнении данной функции денежного обращения в экономике могут возникнуть инфляционные явления или явления дефицита товарной массы, нарушения ценовых пропорций,;3) сбалансированный денежный оборот обеспечивает социальную стабильность общества - своевременную выплату заработной платы, эффективное функционирование налоговой системы, обеспечивающее стабильное финансирование социальных статей бюджета (выплату пенсий, социальных пособий, финансирование медицинского обслуживания, образования и т. д.). Невыполнение данной функции денежного оборота влечет за собой отток денежной массы в теневую экономику, вывоз денежной массы за рубеж, выход из-под контроля Правительства социально-политической ситуации в обществе. Денежная масса -- весь объём выпущенных в обращение бумажных денежных знаков и металлических монет, денежные средства на текущих счетах в банках. Выделяются такие агрегаты денежной массы как: M0(включаются только наличные деньги в обращении), M1(М0+ средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий и организаций, средства страховых кампаний, доходы населения до востребования в Сбербанке и коммерческих банках), M2(М1+ срочные вклады населения в Сбербанке), M3(М2 + сертификаты к облигации госзайма.) Денежная масса зависит от спроса на деньги и их предложения. Спрос на деньги - это количество денег, которое население желает иметь на руках (это так называемые «денежные остатки», включающие в себя как наличные деньги, так и средства на текущих банковских счетах фирм и организаций). Главное влияние на спрос на деньги оказывает динамика физического объема продукции, а также цены. Важно также доверие к национальной денежной единице и к кредитной политике государства. Предложение денег связано с достигнутым уровнем развития экономики, номинальным объемом ВВП и возможностями его роста. Оно зависят также от кредитной политики Центрального банка, умелого управления и регулирования наличной денежной массой.

Измерение денежной массы. Агрегаты М1, М2, М3

Денежная масса представляет собой совокупность наличных денег и денег безналичного оборота. Для измерения количества денег применяют специальные денежные показатели -- денежные агрегаты, которые утверждаются в законодательном порядке.

М0 = Наличные деньги у населения + Остатки наличных денег в кассах юридических лиц

М1 = М0 + Средства юридических лиц на расчетных и текущих счетах + Вклады до востребования физических лиц в коммерческих банках

М2 = М1 + Срочные вклады населения в коммерческом банке + Срочные вклады юридических лиц

М3 = М2 + Сертификаты коммерческих банков + Облигации свободно обращающихся займов и др.

В РФ используются также денежный агрегат М2Х -- «широкие деньги», который равен сумме М2 и всей сумме местных депозитов в иностранной валюте.

Использование денежных агрегатов зависит от цели, с которой они рассчитываются. Если нужно определить количество денег, находящихся вне коммерческих банков, то используется показатель М0, для измерения количества платежных средств -- М1, для измерения функции денег как средства накопления -- М2.

Понятие и структура денежной системы

Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Рынок невозможен без денег, денежного обращения. Денежное обращение - это движение денег, сопровождающее оборот товаров и услуг. Денежная система представляет собой совокупность отношений, связанных с обращением национальной валюты в стране. Вся денежная масса в обращении находится в движении. Причем в движении находятся как наличные таки безналичные деньги. В связи с этим денежная система состоит из наличного и безналичного денежного оборота. В мире существует различные системы денежного обращения, которые сложились исторически и закреплены законодательно каждым государством. К важнейшим компонентам денежной системы относятся:1. Национальная денежная единица, в которой выражены цены товаров и услуг.2. Система кредитных и бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте.3. Система эмиссии денег, т.е. законодательно-закрепленный порядок выпуска денег в обращение.4. Государственные органы, ведающие вопросами регулирования денежного обращения.В зависимости от вида обращаемых денег можно выделить 2 основные системы денежного обращения: система обращения металлических денег и система обращения кредитных и бумажных денег.

Типы денежных систем

Существуют 2 типа денежных систем в зависимости от денег, выполняющих роль всеобщего эквивалента: Денежная система металлического обращения - базируется на действительных деньгах, которые выполняют все пять функций, а обращающиеся знаки стоимости беспрепятственно обмениваются на действительные деньги. Выделяются два типа - биметаллизм и монометаллизм, в зависимости от того, сколько металла принято в качестве всеобщего эквивалента и базы денежного обращения. Биметаллизм - это когда роль всеобщего эквивалента закреплена государством за двумя металлами (медь и серебро, серебро и золото). Особенность - свободная чеканка монет из двух металлов, их неограниченное обращение, действуют две цены. Действует в условиях непроизводительных военных расходов и дефицита бюджета. Монометаллизм - это когда один металл играет роль всеобщего эквивалента. Характеризуется свободной чеканкой монет из одного металла (золота и серебра), действует одна цена. Различают: золотомонетный, золотослитковый, золотодевизный.

Денежная бумажно-кредитная система - утвердилась после мирового кризиса, когда были ликвидированы все формы золотого стандарта. Характеризуется: -отменой официального золотого содержания денежных единиц, золото полностью вытеснено из внешнего и внутреннего оборота (золотой резерв преимущественно в ЦБ, а также у частных лиц в виде золотых монет, слитков, украшений); -переходом к неразменным на золото кредитным деньгам; национальной денежной единицей становится банкнота ЦБ;

-расширением эмиссии банкнот для покрытия дефицита бюджета, что вызывает перерождение их в бумажные деньги; -развитием и преобладанием в денежном обращении безналичного оборота при одновременном сокращении наличного; -созданием и развитием механизмов государственного денежно-кредитного регулирования.

Денежная эмиссия, её виды

Эмиссия связана с выпуском в обращение денег, ценных бумаг, платежно-расчетных документов, пластиковых карточек и т.д. Фактически денежная эмиссия представляет собой выпуск в обращение денег во всех их формах, она может быть бюджетной (казначейской) и кредитной (банковской).

Бюджетная эмиссия связана с выпуском в обращение (обычно казначейством) казначейских билетов и государственных ценных бумаг для финансирования дефицита государственного бюджета. Казначейские билеты и обязательства государства обычно ничем не обеспечены и поэтому называются бумажными деньгами. При этом разность между номинальной стоимостью выпущенных бумажных денег и затратами на их изготовление составляет доход государства, используемый на покрытие бюджетных расходов. Бюджетная эмиссия обусловлена не потребностями реального хозяйственного оборота, а величиной бюджетного дефицита. Поэтому появляющиеся в обороте дополнительные денежные знаки приводят к обесценению всей денежной массы.

Кредитная эмиссия (эмиссия денег, осуществляемая банками) связана с поступлением в оборот кредитных денег, возникающих на основе кредитных отношений. Кредитные деньги развились на базе функции денег как средства платежа, при которой один из контрагентов обмена считает возможным передать другому контрагенту товар на условиях последующей оплаты. Ранее составлялась долговая расписка, в последствии трансформировавшаяся в документ, называемый векселем. Вексель фактически является первым кредитным орудием обращения. В дальнейшем банки взамен коммерческих векселей стали выпускать свои долговые обязательства -- банкноты, потом появились расчетно-платежные документы и электронные деньги.Основной целью кредитной эмиссии является обеспечение нужд денежного оборота необходимым количеством платежных средств в виде остатков на счетах в банках. Кредитную эмиссию рассматривают как пополнение денежного оборота суммой платежных средств в безналичной форме (безналичная эмиссия) и дополнительный выпуск в денежный оборот банкнот (наличных денег).

Сущность и функции финансов

Финансы-это экономические денежные отношения по поводу формирования, распределения, использованию фондов денежных средств. Финансы отличаются от денег по нескольким параметрам:1.Деньги-это категория более древняя(финансы возникли позднее с образованием государств)2.Деньги-всеобщий эквивалент(на них можно все купить/продать); финансы -денежные отношения, пронизывающие всю экономику. Денежные отношения возникают между:1.предприятием и Гос-вом(по поводу налогов, Гос.кредитов, дотаций, субсидий)2.самими предприятиями в ходе договоров о поставке(по поводуштрафов, неустоек, вознаграждений за особое требование заказчика)3.предприятием и вышестоящими организациями(министерство, ведомства) 4.предприятием и банком(по поводу кредитов и %-тов)5.гос.органами различных уровней 6.населением и Гос-вом(по поводу налогов, пенсий, стипендий, пособий, субсидий) 7.населением и банком(по поводу кредитов) 8.страхов.компаниями, населением, предприятиями. Функции финансов:1.распределительная(перерасп.)- основой является ВВП, а точнее его часть -вновь созданная стоимость, которая в масштабах страны наз-ся национальным доходом. Через финансы распределяется национальный доход страны. Сначала образуются первичные доходы тех кто участвует в материальном производстве(это рабочие, ИТР, фермеры, фирмы(пред-тия)). Идет перераспред. Через налоги, цены, кредиты -в итоге возникают вторичные доходы тех кто занят в непроизводственной сфере -это производные доходы(сфера услуг и Гос.управления) 2.регулирующая. Гос-во использует финансы для регулирования экономики и соц сферы. Фин.рычагами выступают налоги, гос. расходы, ценные бумаги. 3.контрольная. Фин. контроль -это проверка законности, правильности и эффективности формирования и расходования фондов денежных средств. Бывает Гос-ным и негос-ным(аудит)

Финансовая система и её звенья

Фин.система детализирует понятие финансы. Существует несколько определений фин.системы:1.фин.система-система форм и методов образования, респределения и использования фондов денежных средств предприятий и Гос-ва.2.фин.система-это совокупность фин.институтов страны(фин.институт-это группа однородных, экономических отношений, н-р, отношения в области бюджета, налогов, ценных бумаг). 3.фин.система-это совокупность разных сфер экономических отношений, в ходе которых возникают, распределяются денежные фонды. Фин.система РФ включает две подсистемы, которые в свою очередь делятся на звенья. Первая подсистема -гос.финансы, которые включают в себя Гос.бюджетную систему, внебюджетные фонды, Гос.кредит, страховые фонды, фондовые рынки. Вторая подсистема - финансы предприятий, учреждений, организаций разных форм собственности и включают в себя финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы общественных организаций.

Финансовая система РФ

Финансы предприятий

Гос.бюджет системы

(федеральный, региональный, местный бюджеты)

Гос.

кредит

Внебюджетные

спец.фонды

(пенсионный,ФСС,

ФОМС,ТОМС)

Страховые

фонды

Фондовый

рынок

Государственные финансы

Под государственными финансами понимаются экономические (денежные) отношения, связанные с формированием, распределением (перераспределением) и использованием централизованных фондов страны. Основными звеньями системы государственных финансов является государственный бюджет, государственные предприятия, государственный кредит и внебюджетные фонды. Структура государственных финансов включает бюджеты, внебюджетные фонды и кредитные отношения органов власти различных уровней. Финансы выполняют три функции:распределительная, регулирующая, контрольная. 1.распределительная(перерасп.)- основой является ВВП, а точнее его часть -вновь созданная стоимость, которая в масштабах страны наз-ся национальным доходом. Через финансы распределяется национальный доход страны. Сначала образуются первичные доходы тех кто участвует в материальном производстве(это рабочие, ИТР, фермеры, фирмы(пред-тия)). Идет перераспред. Через налоги, цены, кредиты -в итоге возникают вторичные доходы тех кто занят в непроизводственной сфере -это производные доходы(сфера услуг и Гос.управления) 2.регулирующая. Гос-во использует финансы для регулирования экономики и соц сферы. Фин.рычагами выступают налоги, гос. расходы, ценные бумаги. 3.контрольная. Фин. контроль -это проверка законности, правильности и эффективности формирования и расходования фондов денежных средств. Бывает Гос-ным и негос-ным(аудит)

Внебюджетные фонды, их функции, классификация

Классифицируются внебюджетные фонды по следующим признакам:

по целевому признаку - на социальные, экономические, научно-исследовательские, природоохранные (экологические), миграционные, содействия правопорядку, культурного назначения и другие;по уровню управления - на межгосударственные, государственные и региональные (местные). Государственные федеральные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности. Они имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.

Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения.

Государственные социальные внебюджетные фонды -- это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Государственные социальные внебюджетные фонды включают: * Пенсионный фонд Российской Федерации; * Фонд социального страхования Российской Федерации; * Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации; * Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. С помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное образование решают важнейшие социальные задачи: * социальную защиту населения; * повышение жизненного уровня населения; * сохранение и улучшение здоровья населения; * социальную ориентацию безработного населения. * оказание социальных услуг населению. Аккумуляция средств во внебюджетных Фондах позволяет накапливать источники финансирования для выплат пенсий, пособий, стипендий и т.п.

Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обеспечения задач и выполняемых функций.

Источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов являются:

* обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами;

* добровольные взносы юридических и физических лиц; * прочие доходы.

Статьи расходов государственных внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назначением и утвержденными законами.

Страхование как звено финансовой системы

Страхование - одна из сфер финансовой системы. Страхование связано с распределением совокупного общественного продукта и части нац.дохода. Для страхования характерны все признаки финансов, но оно имеет и свои отличительные признаки:

1. Возникают перераспределительные отношения, обусловленные наличием страхового риска как вероятности и возможности наступления страхового случая, способного нанести материальный и иной ущерб.

2. Для страхования характерны замкнутые перераспределительные отношения между его участниками, связанные с солидарной раскладкой суммы ущерба одного или нескольких субъектов на всех субъектов, вовлеченных в страхование. Обязательное страхование вовлекает наибольшее число участников, следовательно меньше страховой тариф и риск.

3. Страхование предусматривает перераспределение ущерба во времени и в территориальном разрезе.

4. Характерной чертой страхования является относительная безвозвратность мобилизуемых средств.

Страхование - это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет взносов страховых фондов, предназначенных для возмещения материального и иного ущерба предприятиям, организациям и физическим лицам.

Государственный кредит

Государственный кредит - экономические отношения между государством (в лице его органов власти и управления) и юридическими лицами и физическим лицами, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Если государство выступает заемщиком, то кредиторами являются банки, правительственные учреждения, корпорации, страховые компании. Если государство - в роли кредитора, то заемщиками являются местные органы самоуправления, предприятия, субъекты внешнего мира.Кредитование осуществляют государственные банки или другие госучреждения финансовой сферы. Следует разделять на собственно государственный кредит и государственный долг. Государственный кредит- кредитные институты (банки) кредитуют различные секторы экономики. Госкредит предоставляется на началах возвратности и платности: через определенное время предоставленные взаймы средства возвращаются с процентами. Если государство выступает в роли заемщика, то кредитные ресурсы поступая в бюджет превращаются в финансовые ресурсы. Если государство выступает в качестве кредитора, то финансовые ресурсы (бюджетные средства) попадая к заемщику,превращаются в кредитные ресурсы. Государственные займы - основная форма кредита, где государство выступает в роли должника. Государственные займы выпускаются в денежной форме, в виде облигаций или других обязательств. Государственный долг образуется, когда государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов. Развитые страны наиболее активно прибегают к госзаймам в периоды экономических кризисов: когда правительство не в состоянии обеспечить поступления в казну налогов в размерах необходимых для финансирования своих расходов, госзаймы становятся 2 - м после налогов методом финансирования расходов бюджета.

Государственный долг: сущность и значение. Управление госдолгом

Государственный долг -- это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. Это долговые обязательства РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц. Государственный долг делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные -- к внешнему. Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг -- это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг -- это расходы по выплате доходов и погашению обязательств. По срокам государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет. По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ. Под управлением государственным долгом понимается деятельность органов власти РФ по обеспечению своевременного и полного обслуживания и погашения государственным долга,минимизация в среднесрочной перспективе возникающих при этом расходов федерального бюджета, включая деятельность по оптимизации размера структуры и состава государственным долга, исключающих необходимость его реструктуризации. Основные цели управления государственным долгом являются:- поддержка объема государственным долга на экономически безопасном уровне;- обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме;- оптимизация стоимости обслуживания государственного долга РФ.

Финансовый контроль: содержание, значение, организация

Финансовый контроль - это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государство, организации, учреждения, предприятия) с применением особых методов. Важнейшими принципами финансового контроля являются:

- независимость;- гласность;- превентивность (предупредительный характер);

- действенность;- регулярность;- объективность;- всеохватывающий характер.

Субъекты фин.контроля: Счетная палата, ГРУ, Центробанк, Министерство финансов, Федеральное казначейство, Федеральная служба по фин. надзору, Федеральная Налоговая служба, Федеральная таможенная служба,

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в т.ч. в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйствования.

Финансовый контроль: задачи, виды, методы

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ - это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государство, организации, учреждения, предприятия) с применением особых методов Основные задачи фин.контроля:

1. Обеспечение фин.безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.

2. Выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств в том числе и перед органами государственной власти и органами самоуправления.

3. Рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечения их рационального, эффективного, законного использования.

4. Повышение эффективности финансовой политики государства.

Классификация финансового контроля осуществляется по таким признакам:

1. по времени проведения: (Предварительный; Текущий (оперативный); Последующий.

Практика показывает, что самым эффективным видом финансового контроля является предварительный. В основном он применяется на этапах рассмотрения и принятия бюджетов, финансовых планов, заключения договоров и сделок.)

2. в зависимости от субъекта контроля: (Президентский; Ведомственный; Внутрихозяйственный; Контроль представительными органами власти и органами местного самоуправления; Аудиторский; Контроль исполнительных органов власти; Контроль финансово-кредитных органов власти.)

3. по сферам финансовой деятельности;(бюджетный контроль; страховой контроль;

контроль за внебюджетными фондами; кредитный контроль; налоговый контроль;

контроль за денежной массой; инвестиционный контроль; валютный контроль.

4. по формам проведения;(обязательный (внешний); инициативный (внутренний)).

5. по методам проведения.(Проверки; Обследования; Надзор; Мониторинг (наблюдение);

Анализ финансовой деятельности; Ревизии.)

6. В зависимости от правовой природы субъектов, занимающихся контрольной деятельностью, финансовый контроль может быть государственным, внутрихозяйственным и независимым (аудиторским).

В свою очередь государственный финансовый контроль может быть:

- общегосударственным, т.е. осуществляемым органами государственной власти и государственного управления общей компетенции, а также специальными контрольными органами;

- ведомственным, т.е. проводимым на подведомственных предприятиях и учреждениях контрольно-ревизионными отделами министерств и ведомств, соответствующими управлениями исполнительных органов местной власти и т.д.

Социально-экономическая сущность бюджета страны

Государственный бюджет - представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, объединяющий главные доходы и расходы и имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти - Парламентом. Государственный бюджет обеспечивает образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.

Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны. Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы.

Общее понятие о структуре бюджета государства

В соответствии с законодательством Российской Федерации до принятия БК РФ бюджетная система России включала в себя три вида бюджетов:- федеральный бюджет;- бюджеты субъектов Российской Федерации: республиканские бюджеты республик РФ, областные бюджеты областей, краевые бюджеты краев, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты других субъектов Российской Федерации;- местные бюджеты: районные бюджеты, городские бюджеты, поселковые бюджеты и бюджеты других муниципальных образований.

Бюджетный кодекс РФ расширяет понятие бюджетной системы, включая в бюджетную систему не только вышеназванные бюджеты, но и бюджеты государственных внебюджетных фондов. В ст. 6 БК РФ бюджетная система РФ определяется как совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В соответствии со ст. 10 БК РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

- первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- третий уровень - местные бюджеты.

В соответствии со ст. 11 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты - в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 15 БК РФ бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Статья 16 БК РФ закрепляет понятие местного бюджета. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. БК РФ содержит общее определение государственного внебюджетного фонда. Согласно ст. 6 БК РФ государственный внебюджетный фонд - это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В ст. 13 БК РФ указывается цель его создания: «Государственный внебюджетный фонд -- фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом».Следовательно, в бюджетную систему Российской Федерации включаются четыре государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Структура доходной части федерального бюджета

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов гос. власти соответствующего уровня. Доходы бюджетов принято классифицировать по различным основаниям. Одной из основных выступает классификация видов доходов, выделяемых в зависимости от формы их образования:

1. Налоговые доходы:

· Прямые налоги (налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и прочие доходы на прибыль или доход);· Налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда (ЕСН, взносы от несчастных случаев и т.д.);· Налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизы, платежи и лицензионные сборы);· Налоги на имущество (налоги на имущество физических лиц, на имущество предприятий и т.д.).

2. Неналоговые доходы включают:

· Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;· Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления;· Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;· Доходы в виде финансовой помощи, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;· Иные неналоговые доходы.

3. Безвозмездные перечисления включают поступления от:

· Нерезидентов;· Других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисляемые по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);· Государственных внебюджетных фондов;· Государственных предприятий и учреждений;· Международных организаций.

Расходы федерального бюджета, их состав и структура

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Классификация видов расходов бюджета:

1.По степени предсказуемости:- запланированные;- незапланированные.

2. По экономическому содержанию:

-Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление, текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы.

-Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти.

3. По уровню бюджетной системы:

- расходы федерального бюджета: (обеспечение деятельности органов государственной власти и органов исполнительной власти; функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

национальная оборона и обеспечение безопасности государства, обеспечение конверсии оборонных отраслей промышленности; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; обслуживание и погашение государственного долга; финансовая поддержка субъектов РФ и т.д.)

-Расходы бюджетов субъектов РФ: (государственная поддержка отраслей промышленности (за исключение атомной энергетики), обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение противопожарной безопасности; обеспечение социальной защиты населения; развитие рыночной инфраструктуры; обеспечение средств массовой информации; обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности)

-Расходы местных бюджетов: (содержание органов местного самоуправления; формирование и управление муниципальной собственностью; содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.)

Дефицит государственного бюджета: сущность и причины

Бюджет может быть трех видов:1.расходы=доходам. 2.доходы>расходов(бюджет профицитный). 3.доходы<расходов(бюджет дефицитный). Дефицит бюджетный-ситуация, когда у гос-ва не хватает средств на запланированные расходы, т.е. дефицит налоговых и неналоговых доходов. Причины: спад общественного производства, рост теневого сектора, «раздутый» бюрократический аппарат, завышенные расходы на военные цели, поддержание отсталых отраслей за счет бюджета, безвоздмезная помощь другим странам, неоправданно большие соц.программы.

Источники покрытия бюджетного дефицита

1.сокращение бюджетных расходов, при этом страдают соц.программы и незащищенные слои населения(бюджетники)

2.изыскание дополнительных доходов- хорош там, где развивается производство и умеренная инфляция (в период кризиса не подходи)

3.выпуск(эмиссия) необеспеченных денег, что может привести к инфляции. Деньги теряют покупательную способность, в итоге обесцениваются, а цены растут.

4.одалживание денег у Гос.банка, коммерческих банков, граждан, фирм, иностранных правительств и международных организаций. Происходит через выпуск и размещение ценных бумаг, в основном, облигации. Облигация-это долговая ценная бумага, свидетельствующая о том, что ее покупатель предоставил продавцу средства в долг на определенный срок и %. В результате у Гос-ва возникает Гос.долг, который бывает внешний и внутренний.

Способы снижения бюджетного дефицита

В государствах с фиксированным количеством денег в обращении существует два традиционных способа покрытия дефицита бюджета - государственные займы и налоговые ужесточения. Можно еще добавить, как способ - эмиссию денежной массы, но этот способ чреват усилением инфляции. Основными источниками покрытия бюджетного дефицита являются: 1. налогообложение: а) возможно при экономическом росте, росте производства; б) финансирование производства возможно при помощи лизинга; в) госмонополия на производство и продажу алкогольных напитков; г) экспортное регулирование; 2. приватизация государственной собственности: а) государственный контроль за национально значимыми объектами; 3. экспортное регулирование.

Бюджетная система и бюджетное устройство страны

Бюджетная система-это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов Гос-ных небюджетных фондов. Основана на эконом-ких отношениях и Гос-ном устройстве РФ. Регулируется законодательством РФ (бюджетный кодекс РФ. Бюджетное устройство- организация бюджетной системы и принципы ее построения. Принципы сформулированы и раскрыты в гл.5 БК РФ: 1.принцип единства бюджетной системы(единая правовая база, общая денежная система, формы бюджетной документации, единообразные санкции за правонарушения, единый б/учет,единая бюджетная классификация); 2.принцип разграничения доходов/расходов м-ду уровнями бюджетной системы; 3.принцип самостоятельности бюджетов-наличие прав и обязанностей; 4.принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований; 5.принцип полноты отражения расходов/доходов в бюджетном плане; 6.принцип сбалансированности; 7.принцип результативности, эффективности использования бюджетных средств; 8.общее покрытие расходов бюджета всей суммой дохода; 9.принцип прозрачности/открытости; 10.принцип достоверности бюджетов; 11.адресность и целевой характер бюджетных средств. Базирование на этих принципах делает бюджетную систему РФ гормоничной и дает возможность ее эффективного использования.

Бюджетный процесс в РФ

Бюджетный процесс- деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета. Эта деятельность регламентируется: Конституцией РФ, бюджетным кодексом РФ, законом “Об основах бюджетного устройства и бюджетном процессе”; на нижестоящих уровнях - законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления. Бюджетный процесс охватывает 4 стадии:

1.Составление проекта бюджета явл. исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты