p align="left">Все эти инструменты и методы денежно-кредитного регулирования экономики должны быть базой Основных направлений денежно-кредитной политики Банка России.
Отмечается усиление регулирующего воздействия проводимой денежно-кредитной политики Банка России на формирование основных экономических тенденций. Главным образом это проявилось в последовательном замедлении интенсивности инфляционных процессов. Вместе с тем возможности ограничения темпов инфляции лишь средствами денежно-кредитной политики имеют объективные пределы: рост цен в значительной степени зависит от цен на продукцию естественных монополистов, а также замедления процессов демонополизации производства и структурной перестройки экономики, кризиса неплатежей и продолжающегося спада в инвестиционной сфере Булатов А.С. Экономика. - М., 2004. - С.152..
Банк России осуществляет межбанковские расчеты через свои учреждения. Законодательством установлено, что иностранная валюта как средство платежа при осуществлении безналичных расчетов за товары и услуги может использоваться лишь в случаях, установленных федеральными законами.
Правительство Российской Федерации, выполняя функцию по регулированию денежных расчетов, устанавливает предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. № 1258 «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами»--это 2 тысячи руб. по одному платежу. Все расчеты между юридическими лицами на суммы свыше 2 тысяч руб. осуществляются в безналичном порядке Жуков Е.Ф., Зеленкова Н.М. Денги, Кредит, Банки / Под ред. Жукова Е.Ф. - М., 2008. - С.215..
Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / Под ред. Поляка Г.Б. - М., 2003. - С.51..
Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право применить установленные законом санкции Эдвин Дж. Долан, Колин Д. Кэмпбелл, Розмари Дж. Кэмпбелл. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - М., 2007. - С.183..
Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год представляются Банком России в Государственную Думу ежегодно до 1 декабря. Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту РФ и Правительству РФ.
Таким образом, Центральный Банк является структурой, контролирующей и регулирующей денежно-кредитную систему и денежную массу, как в количественном, так и в качественном отношении Петрова Г.В. Финансовое право. - М., 2006. - С.161.. В соответствии со стоящими перед Центральным банком задачами он является:
• единым эмиссионным центром, т.е. пользуется монопольным правом денежной эмиссии на территории всей страны, хранит и учитывает национальные золотовалютные резервы;
• банком Правительства, т.е. обязан поддерживать государственные экономические программы, осуществлять кредитование дефицита государственного бюджета, размещать государственные ценные бумаги;
• органом поддержания стабильности национальной денежной системы, т.е. отвечать за беспрепятственное осуществление внутреннего платежного оборота и антиинфляционной политики, а также операций с зарубежными контрагентами;
• банком банков, т.е. является кредитором последней инстанции, предоставляющим национальным институтам возможность рефинансирования на определенных условиях в случае временного дефицита ликвидных средств;
• органом банковского надзора, т.е. поддерживает необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы. - М., 2008. - С.74..
В конечном итоге, Центральный банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.
Теперь более подробно остановимся на определении статуса Центрального банка Российской Федерации.
Банк России является юридическим лицом, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России -- по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязанности или если иное не предусмотрено федеральными законами Денги, Кредит, Банки / Под ред. Жукова Е.Ф. - М., 2008. - С.216..
Закон определяет место Центрального банка Российской Федерации в системе органов в государственной власти и управления. Так, Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации Эдвин Дж. Долан, Колин Д. Кэмпбелл, Розмари Дж. Кэмпбелл. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика - М., 2007. - С.185.. Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:
· назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой Председателя Банка России по представлению Президента РФ;
· назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой членов Совета директоров Банка России -- высшего органа Банка, определяющего основные направления его деятельности;
· представление Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения;
· определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки Банка России
· проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;
· доклады Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка России (два раза в год -- при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики) Петрова Г.В. Финансовое право. - М., 2006. - С.162..
Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией и федеральными законами, независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, принимать решения, противоречащие федеральному закону о Банке России.
Банк России по вопросам своей компетенции издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Причем нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы. - М., 2008. - С.75..
Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Петрова Г.В. Финансовое право. - М., 2006. - С.164.
В обязанности Банка России входит установление и публикация официальных котировок иностранных валют по отношению к рублю, так как он является органом государственного валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и федеральными законами. Денги, Кредит, Банки / Под ред. Жукова Е.Ф. - М., 2008. - С.218.
Для осуществления своих функций Банку России предоставлено право открывать представительства в иностранных государствах.
Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.
Главная цель банковского регулирования и надзора -- поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы. - М., 2008. - С.77.
В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право взыскивать штраф с кредитной организации в размере до 0,1 % от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев Петрова Г.В. Финансовое право. - М., 2006. - С.166.. В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
· взыскать с кредитной организации штраф до 1 % от размера оплаченного уставного капитала;
· потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, замены руководителей кредитной организации и ее реорганизации;
· изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
· ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
· назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;
· отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами. Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы. - М., 2008. - С.79.
§3. Некоторые вопросы правового регулирования денежного обращения в Российской Федерации
Эффективное развитие экономики страны во многом определяется состоянием денежного обращения, стабильным функционированием денежной системы. Денежное обращение пронизывает всю финансовую систему. Особую роль деньги играют в рыночной экономике, являясь важнейшим ее атрибутом как экономическая категория деньги представляют собой средство выражения стоимости товаров, меру стоимости, всеобщий эквивалент множества стоимостей товара. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П. - М., 2004. - С.361.
Особенностью денег является то, что они находятся в постоянном движении. Процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах называется денежным обращением Финансовое право: Учебное пособие / Отв. ред. Рукавишникова И.В. - М., 2007. - С.429.. Денежное обращение отражает направленные потоки денег между Центральным банком и иными кредитными организациями; между самими кредитными организациями; кредитными организациями и предприятиями, организациями, учреждениями различных организационно-правовых форм; между банками и физическими лицами; предприятиями и физическими лицами; между банками и иными институтами финансовой системы; между финансовыми институтами и физическими лицами Жуков Е.Ф., Зеленкова Н.М. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. - М., 2007. - С.93..
Важностью общественных отношений, складывающихся в ходе денежного обращения, для экономического и политического развития страны обусловлено их регулирование со стороны государства с помощью права и, в первую очередь, финансового права Главная задача финансово-правового регулирования денежного обращения заключается в поддержании правильного соотношения между доходами населения и организаций в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обращении находится достаточное, необходимое количество денег, в чем и заинтересовано государство Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П.- М., 2004. - С.357.. Сумма платежных средств в экономике страны, совокупный объем наличных денег и безналичного оборота образуют денежную массу, которая характеризует покупательные, платежные и накопительные средства, необходимые для развития экономики страны в целом, а также для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц Регулирование денежной массы является задачей Центрального банка. Так, в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в ст. 42 предусмотрено, что «Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы...». Инструментами регулирования денежной массы являются эмиссия денежных средств, проведение операций на открытом рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг), регулирование нормы обязательных резервов банков и определение размера ставки рефинансирования Мирзорян Р.Э. Денежно-кредитная политика РФ // Финансовое право - 2008 - №4. - С.9-15..
Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции Российской Федерации, Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» в редакции от 3 февраля 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями, Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г., иные законы, нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации, а также подзаконные акты Центрального банка Российской Федерации. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ к компетенции Российской Федерации отнесено «установление правовых основ единого рынка; денежная эмиссия», а в ст. 106 Конституции закреплено, что «обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии» Финансовое право: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Грачёва Е.Ю., Толстопятенко Г.И. - М., 2007. - С.332..
В процессе осуществления и регулирования денежного обращения возникают различные общественные отношения, регулируемые нормами нескольких отраслей права, в том числе конституционного, административного, гражданского, уголовного и финансового Банковское дело: Учебник / Под ред. Лаврушина О.И. - М., 2005. - С.155.. Нормами финансового права регулируются отношения, складывающиеся в процессе организации наличного и безналичного денежного обращения, в том числе при проведении денежных реформ, деноминаций, эмиссий, при организации расчетов, в частности установления обязательного порядка хранения средств юридических лиц на счетах в банках, ограничения наличных форм расчетов между организациями, определения порядка ведения кассовых операций. Названные отношения могут складываться между Центральным банком и кредитными организациями; между кредитными организациями; между кредитными организациями и их клиентами; между юридическими и физическими лицами; между кредитными организациями и иными институтами финансовой системы; между институтами финансовой системы и организациями и физическими лицами Денги, Кредит, Банки / Под ред. Лаврушина О.И. - М., 2008. - С.141..
Обращение наличных денег начинается с их эмиссии, т.е. выпуска в обращение. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятие из обращения на территории Федерации осуществляются исключительно Банком России.
В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции:
- прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
- установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
- определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций. Банковское дело / Под ред. Колесникова В.И. - М., 2008. - С.65-66.
Наличные деньги (банковские билеты -- банкноты и металлическая монета) являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами Мальцев В.А. Финансовое право. - М., 2007. - С.123..
Образцы банкнот и монет, их номинал утверждаются Советом директоров Банка России. Официальные сообщения о выпуске в обращение новых денежных знаков и их описание публикуется в средствах массовой информации.
Решение по этим вопросам в порядке предварительного информирования направляется в Правительство РФ.
При этом Закон закрепил правило, в соответствии с которым банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена Жуков Е.Ф., Зеленкова Н.М. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. - М., 2007. - С.94..
При обмене банкнот и монет Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монет из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет.
При необходимости повысить техническую защищенность банкнот и монет от подделок (фальшивомонетничества) обычно время от времени осуществляется их модификация (как правило, это относится к наличным деньгам наиболее крупных достоинств) Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / Под ред. Поляка Г.Б. - М., 2006. - С.131..
В целях обеспечения максимальных удобств при обращении наличных денег могут вводиться денежные знаки новых достоинств.
Ответственность за покупюрный состав наличных денег, находящихся в обращении и необходимых для проведения бесперебойных расчетов наличными деньгами на территории Российской Федерации, возлагается на Банк России. Ветхие и поврежденные банкноты обмениваются Банком России без ограничений в соответствии с установленными им правилами Банковское дело / Под ред. Колесникова В.И. - М., 2008. - С.65-66..
Ограничений на расчеты в наличной денежной форме между: физическими лицами, физическими и юридическими лицами не имеется.
Расчеты в наличной денежной форме между юридическими лицами ограничиваются.
При безналичном денежном обращении реальные денежные знаки как средство платежа между субъектами соответствующих отношений отсутствуют, а используются своего рода символы, т.е. цифровые записи об обращающейся денежной массе.
Имеется три основные разновидности безналичного денежного обращения. Финансовое право: Учебное пособие / Под ред. Евстигнеева Е.Н. - М., 2006. - С.82.
Первую можно назвать «классической». Она состоит в поручении юридического или физического лица, даваемом банку другой кредитной организации, списать со счета данного лица в данном банке определенную сумму и записать ее на счет другого юридического или физического лица в этом или ином банке.
Для хранения безналичных денег юридическое или физическое лицо открывает в банке или ином кредитном учреждении на свое имя счет (расчетный, текущий или иной) Банковское дело / Под ред. Колесникова В.И. - М., 2008. - С.65-66..
В системе безналичных расчетов в настоящее время все чаще используются электронные устройства, позволяющие в минимально короткие сроки передавать соответствующую информацию о расчетах не только в пределах одного населенного пункта, но и в масштабах всей страны и даже -- на межгосударственных пространствах. Жуков Е.Ф., Зеленкова Н.М. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. - М., 2007. - С.96.
Любое государство, в том числе Российская Федерация, заинтересовано в максимально широком использовании безналичного денежного обращения (расчетов), поскольку банкноты и монеты как физические объекты подвержены естественному процессу износа (старения) и изношенные денежные знаки приходится изымать из обращения и заменять новыми, такого же достоинства (По общепринятым правилам, соблюдается определенное соотношение между находящимися в обращении банкнотами и монетами конкретных достоинств.). Финансовое право: Учебное пособие / Под ред. Евстигнеева Е.Н. - М., 2006. - С.84. Каждая банкнота и монета имеют определенную себестоимость, причем себестоимость производства банкноты (монеты) более низкого достоинства относительно дороже (по сравнению с номиналом), чем себестоимость банкнот и монет более высокого достоинства. К тому же для пересчета, инкассирования, хранения и перевозки наличных денег требуются дополнительные расходы Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / Под ред. Поляка Г.Б. - М., 2006. - С.133..
Безналичные расчеты (обращение) лишены этих недостатков. Себестоимость одного безналичного расчета ничтожна. Поэтому государство всемерно стимулирует безналичные расчеты, используя в необходимых случаях и прямые юридические запреты на совершение некоторых финансовых действий с использованием наличных денегГорбунова О.Н., Денисов Е.Р. Некоторые вопросы финансово-правового регулирования денег и денежного оборота в Российской Федерации // Финансовое право - 2007. - №8. - с.5-8.
Политика расширения безналичных расчетов и ограничения наличных расчетов изложена в Указе Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» от 14 июня 1992 г. и в некоторых других нормативных актах. В настоящее время вопросы безналичных расчетов регулируются Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Центральным банком России 3 октября 2002 г. с изменениями от 22 января 2008 г.
Организационно-технические и технико-юридические аспекты безналичных расчетов устанавливаются Банком России.
Вторая разновидность безналичного денежного обращения -- это расчеты с помощью векселей и им подобных безусловных денежных обязательств.
Проблема вексельного обращения приняла особую актуальность в связи с так называемым кризисом неплатежей -- явлением, широко распространенным в российской экономике Мальцев В.А. Финансовое право. - М., 2007. - С.125..
Суть векселя состоит в том, что один субъект, имеющий задолженность перед другим субъектом (векселедатель), выдает ему вексель как обязательство уплатить в определенный срок требуемую сумму. Лицо, получившее вексель (векселедержатель), вправе погасить свое денежное обязательство перед третьим лицом путем предъявления ему полученного от первого лица векселяАсадов А.М. Правовые основы организационного обеспечения финансовой деятельности государства в России. - Екатеринбург, 2005. - С.98..
Эта цепочка может быть продолжена. В конечном счете лицо, имеющее вексель, вправе предъявить его векселедателю с требованием уплатить обозначенную в векселе сумму. При отсутствии нужной суммы предъявитель векселя вправе претендовать на соответствующее имущество векселедателя, которое послужило гарантией векселя Банковское дело: Учебник / Под ред. Лаврушина О.И. - М., 2005. - С.157..
Гражданское законодательство (ст. 815 ГК РФ) определяет вексель как ценную бумагу, удостоверяющую ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя (векселедержателю). Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. - М., 2006. - С.76.
Указом Президента РФ «Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение» от 19 октября 1993 г. введена новая разновидность векселя -- простые финансовые векселя как срочное долговое обязательство предприятий и других организаций всех форм собственности перед коммерческими банками по просроченной кредиторской задолженности предприятий и других организаций. Однако в настоящее время более широкому использованию векселей препятствует ряд нерешенных организационно-технических и правовых вопросов и отсутствие должной культуры и традиций в использовании этого финансового инструмента. Отметим, что в дореволюционной России и в Советском Союзе периода нэпа система вексельного обращения была весьма развитой Мальцев В.А. Финансовое право. - М., 2007. - С.126..
Третья разновидность безналичного денежного обращения -- это кредитные карточки банков. Они широко распространены в развитых странах и начинают достаточно активно использоваться в Российской Федерации Горбунова О.Н., Денисов Е.Р. Некоторые вопросы финансово-правового регулирования денег и денежного оборота в Российской Федерации // Финансовое право - 2007. - №8. - С.5-8.
Кредитные карточки технически исполняются таким образом, что при помещении их в специальные считывающие устройства обеспечивают мгновенную связь с банком, в котором находится счет владельца карточки. С помощью несложных манипуляций оператора (например, продавца-кассира магазина) со счета владельца карточки списывается требуемая сумма и записывается насчет субъекта, продавшего товар, оказавшего услуги и т.п. Наличные деньги в обороте при этом не участвуют Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / Под ред. Поляка Г.Б. - М., 2006. - С.134..
Законодательных актов о кредитных карточках и соответствующей системе расчетов в Российской Федерации пока нет.
Нормативной базой для расчетов с помощью кредитных карточек являются правила, положения и иные нормативные акты банков, выпускающих кредитные карточки, и договоры банков с предприятиями, осуществляющими торговлю, бытовое и иное обслуживание населения Щегорцов В.А., Таран В.А. Деньги, Кредит, Банки: Учебник. - М., 2005. - С.92..
Есть и некоторые иные разновидности безналичного денежного обращения, носящие менее распространенный, чем описанные выше, характер. Они обычно не предусмотрены законодательством, а в известных ситуациях могут и противоречить ему.
Правовые основы наличного денежного обращения.
Наличный денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег в форме банкнот (банковских билетов), казначейских билетов, металлических монет. Финансовое право: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Грачёва Е.Ю., Толстопятенко Г.И. - М., 2007. - С.334.
Наличный денежный оборот в стране организуется государством в лице центральных (национальных) банков. В Российской Федерации субъектами, организующими данный вид денежного обращения, являются Банк России, его территориальные учреждения, а также система расчетно-кассовых центров (РКЦ). Наличный оборот начинается с указания Банка России РКЦ о переводе наличных денег из резервных фондов в оборотные кассы, из которых наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных организаций (банков). Частично деньги направляются на обслуживание межбанковских расчетов, но в основном они выдаются юридическим и физическим лицам Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право. - М., 2005. - С.212..
В соответствии с законодательством деятельность по организации и управлению наличным денежным обращением осуществляется в централизованном порядке Центральным банком Российской Федерации Семенов С.К. Деньги: Организация наличного обращения // Финансы и кредит - 2006 - №33- С.30-34..
Любое государство, в том числе и Российская Федерация, заинтересованы в сокращении объема наличного денежного обращения и в расширении безналичных форм расчетов.
Налично-денежный оборот организуется на основе следующих принципов:
· все предприятия и организации должны хранить наличные деньги (за исключением части, установленной лимитом) в коммерческих банках;
· банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий всех форм собственности;
· обращение наличных денег служит объектом прогнозного планирования;
· управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке;
· организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения;
· наличные деньги предприятия могут получать только в обслуживающих их учреждениях банков Петрова Г.В. Финансовое право: Учебник. - М., 2006. - С.112..
Ведение кассовых операций.
Кассовые операции -- совокупность материально-технических процедур, заключающихся в приеме, хранении и выдаче наличных денег. Указанные процедуры урегулированы нормами финансового права, которые представляют собой специальный финансово-правовой институтАсадов А.М. Правовые основы организационного обеспечения финансовой деятельности государства в России. - Екатеринбург, 2005. - С.99..
В зависимости от того, в отношении каких именно субъектов осуществляется государственное регулирование кассовых операций, можно выделить такое регулирование в отношении операций:
а) банков и других кредитных организаций;
б) предприятий, учреждений и иных организаций;
в) предприятий и других организаций по непосредственному приему от населения платежей за товары, услуги и работы Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник. - М., 2007. - С.152..
Регулирование порядка ведения кассовых операций обеспечивает также органическое сочетание интересов государства и субъектов налично-денежного обращения. Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник. - М., 2005. - С.135.
В первом и втором случае государственное регулирование кассовых операций имеет основной целью обеспечить максимально возможное сокращение находящейся в обороте наличной денежной массы. Кроме того, скрупулезное соблюдение правил ведения кассовых операций гарантирует частные интересы банков предприятий и других субъектов -- сохранность наличных денег Финансовое право России. Актуальные проблемы / Под ред. Ялбулганова А.А. - М., 2007. - С.84..
В третьем случае преследуются интересы прежде всего государства -- обеспечить точный учет налогооблагаемых сумм. Вместе с тем учетные данные о поступающих от населения наличных деньгах дают возможность собственнику предприятия осуществлять внутренний контроль за состоянием денежного оборота на данном предприятии Мирзорян Р.Э. Денежно-кредитная политика РФ // Финансовое право - 2008. - №4. - С.9-15..
Правовое регулирование кассовых операций всех названных видов осуществляется в наиболее общей форме высшими органами государственной власти Российской Федерации.
Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» от 14 июня 1992 г. установлено, что предприятия, организации и учреждения (включая организации торговли) независимо от их организационно-правовой формы, а следовательно, и собственности:
- обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков;
- должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков;
- могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий;
- обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждениями банка;
- имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты
- пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка. Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник. - 3-е изд перераб. и доп. - М., 2007. - С.154.
Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» содержит и некоторые другие предписания относительно налично-денежного обращения.
В порядке развития изложенной политики государства по ограничению налично-денежного обращения на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации при необходимости принимаются нормативные акты и по отдельным аспектам наличного денежного обращения Асадов А.М. Правовые основы организационного обеспечения финансовой деятельности государства в России. - Екатеринбург, 2005. - С.101..
Регулирование кассовых операций относится к функциям Банка России. Юридической основой такой регулирующей функции именно Центрального банка страны является Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Детально порядок ведения кассовых операций устанавливается Банком России в его нормативных актах, обязательных для исполнения всеми банками, предприятиями, учреждениями и иными организациями вне зависимости от их организационно-правовой формы и подчиненности. Белоцветов А. Новое положение о порядке ведения кассовых операций. Комментарии к проекту // Бухгалтерия и банки - 2007 - №3. - С.27.
Необходимо отметить, что устанавливаемые Банком России правила ведения кассовых операций не остаются неизменными. Они корректируются Банком в соответствии с потребностями денежного обращения, следовательно, финансовой и экономической систем в целом Геращенко В.В. О состоянии и перспективах развития банковской системы России // Деньги и кредит - 2003. - №5. - С.5-9..
Основные положения порядка ведения кассовых операций предприятиями, учреждениями и иными организациями. Все наличные деньги, поступающие на предприятия, в учреждения и иные организации, должны в обязательном порядке документально оприходоваться. Все наличные деньги, выдаваемые предприятиями, учреждениями и иными организациями, также должны документально оформляться Щегорцов В.А., Таран В.А. Деньги, Кредит, Банки: Учебник. - М., 2005. - С.93..
Основные денежные документы -- приходный и расходный кассовые ордера, которые оформляются на основе первичных документов -- договоров, заявлений и т.п.
В кассовой книге должна быть отражена каждая операция по приему и расходованию денег по каждому операционному дню.
Получатель средств -- руководитель предприятия, учреждения, иной организации или специально уполномоченное им должностное лицо подписывает приходные и расходные ордера, а также чеки на получение денег в кредитных организациях Геращенко В.В. О состоянии и перспективах развития банковской системы России // Деньги и кредит - 2003. - №5. - С.5-9..
На предприятии, в учреждении, иной организации наличные деньги могут храниться лишь в пределах лимита, специально установленного обслуживающим его банком для данного предприятия и т.д. с учетом его потребности в наличных деньгах. По окончании рабочего дня сверхлимитные суммы наличных денег должны сдаваться в банк. В кассе предприятия, учреждения, иной организации может оставаться (в пределах установленного лимита) лишь такая сумма денег, которая необходима для осуществления на следующий день неотложных небольших платежей. Исключения из этого правила специально оговариваются в правительственных постановлениях или в нормативных актах Банка России. Белоцветов А. Новое положение о порядке ведения кассовых операций. Комментарии к проекту // Бухгалтерия и банки - 2007 - №3. - С.28.
Должна быть обеспечена сохранность денег, для чего помещение кассы оборудуется надлежащим образом (наличие сейфов, решеток на окнах и т.п.); занимающие должности кассиров оформляются как материально ответственные лица и т.п.
Специальный порядок ведения кассовых операций установлен Положением о порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации (Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (утв. решением Совета директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. № 40)) и некоторыми другими нормативными актамиАсадов А.М. Правовые основы организационного обеспечения финансовой деятельности государства. - Екатеринбург, 2005. - С.103..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, при написании курсовой работы были сделаны следующие выводы.
Сегодня законодательство о денежной системе состоит из ряда статей, размещенных в Конституции РФ, ГК РФ, федеральных законах "О Банке России", "О валютном регулировании и валютном контроле" и ряде иных подзаконных актах Российской Федерации.
Денежная система представляет собой совокупность отношений, связанных с обращением национальной валюты в стране.
Она состоит из следующих элементов: денежной единицы, масштаба цен, вида денег, эмиссионной системы, механизма денежно-кредитного регулирования. Национальная валютная система, обладая относительной самостоятельностью, также входит в денежную систему страны.
Современная денежная система строится по следующим принципам:
- Принцип централизованного управления денежной системой.
- Принцип прогнозного планирования денежного оборота.
- Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота
- Принцип кредитного характера денежной эмиссии.
- Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков.
- Принцип неподчиненности центрального банка правительству и подотчетности его парламенту страны.
- Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования.
- Принцип комплексного использования инструментов денежно- кредитного регулирования.
- Принцип надзора и контроля за денежным оборотом.
- Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны.
В Российской Федерации денежная система включает в себя:
- официальную денежную единицу;
- порядок эмиссии наличных денег;
- организацию и регулирование денежного обращения.
В соответствии с гл. VI Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из ста копеек. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным банком и публикуется в печати.
Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей.
Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах. В настоящее время создана денежная система, включающая официальную денежную единицу (банкноты Банка России, а также металлическую монету); эмиссию наличных денег; организацию наличного денежного обращения.
Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, Закон о Банке России, Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности", различные нормативные акты Президента и Правительства РФ.
На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях).
В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделен правом осуществления эмиссии наличных денег, т.е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки.
Регулирование кассовых операций относится к функциям Банка России. Юридической основой такой регулирующей функции именно Центрального банка страны является Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Ведение кассовых операций на предприятиях и организациях регулирует также Положение от 22 сентября 1993 г. № 40 "Порядок ведения кассовых операций в РФ".
Детально порядок ведения кассовых операций устанавливается Банком России в его нормативных актах, обязательных для исполнения всеми банками, предприятиями, учреждениями и иными организациями вне зависимости от их организационно-правовой формы и подчиненности.
Таким образом, денежная система Российской Федерации функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном Банке РФ и ряде иных подзаконных актах Российской Федерации, определившие ее правовые основы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Рос. газета - 2009 - 21 января.
2. О Конституционном суде РФ: ФКЗ от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (с изм. и доп. от 05.02.2007 г. № 2-ФКЗ) // Собр. законодательства - 2007 - №.7. - Ст.829.
3. Гражданский кодекс РФ. (Часть 1): ФЗ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп. от 09.02.2009г. №7-ФЗ) // Собр. законодательства - 2009 - № 7 - Ст.775.
4. Гражданский кодекс РФ. (Часть 2): ФЗ от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (с изм. и доп. от 09.02.2009г. №7-ФЗ) // Собр. законодательства - 2009 - № 7. - Ст. 775.
5. Кодекс об административных правонарушениях РФ: ФЗ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 09.02.2009 г. № 9-ФЗ) // Собр. законодательства - 2009 - № 7 - Ст.777.
6. Уголовный кодекс РФ: ФЗ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 14.02.2009 г. № 23-ФЗ) // Собр. законодательства - 2009. - № 7. - Ст.791.
7. Бюджетный кодекс РФ: ФЗ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп. от 09.02.2009 г. №17-ФЗ) // Собр. законодательства - 2009 - № 7- Ст.785.
8. О банках и банковской деятельности: ФЗ от 03.02.1996 г. № 17-ФЗ (с изм. и доп. от 28.02.2009 г. №28-ФЗ) // Собр. законодательства - 2009. - №9 - Ст.1043.
9. О простом и переводном векселе: ФЗ от 11.03.1997 г. № 48-ФЗ // Собр. законодательства - 1997 - №11, - Ст. 1238.
10. О Центральном Банке РФ (Банке России): ФЗ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (с изм. и доп. от 30.03.2008 № 317-ФЗ) // Собр. законодательства - 2008 - № 1. - Ст.25.
11. О валютном регулировании и валютном контроле: ФЗ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ (с доп. и изм. от 22.07.2008г. № 150-ФЗ) // Рос. газете - 2008. - 25 июля.
12. Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами: Постановление Правительства РФ от 17.11.1994 г. № 1258 // Рос. газета - 1994. - 21 ноября.
13. О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения: Указ Президента РФ от 14.06.1992 г. № 622 // Рос. газета - 1992. - 20 июня.
14. Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение: Указ Президента РФ от 19.10.1993 г. № 1662 (с изменениями от 15.09.1997 г.) // Рос. газета - 1993. - 21 августа.
15. О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательственных платежей и упорядочению наличного и безналичного обращения: Указ Президента РФ от 18.09.1996 г. № 1212 // Рос. газета, 1996. - 22 августа.
16. О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ: Положение ЦБ РФ от 09.10.2002 г. № 199-П // Вестник Банка РФ - 2002 - № 66. - С.8-14.
17. О порядке осуществления безналичных расчётов физическими лицами в РФ: Положение ЦБ РФ от 01.04.2003 г. № 222-П // Вестник Банка России - 2003. - № 24. - С.11-13.
18. Об установлении ЦБ РФ официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю: Положение ЦБ РФ от 19.12.2001 г. № 169-П // Вестник Банка России - 2001 - № 77. - С.5-9.
19. О безналичных расчетах в Российской Федерации: Положение ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. № 2-П (с изменениями от 22.01.2008 г.) // Вестник Банка России - 2002. - № 74. - С.13-15.
20. Письмо Банка России от 18.06.1999 г. № 182-Т // Вестник Банка России - 1999. - № 55. - С.9-12.
21. О выпуске в обращение памятных монет из драгоценных металлов: Письмо ЦБР от 29.09.2003 г. // Вестник Банка России - 2003. - № 55. - 5-7.
22. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (утв. решением Совета директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. № 40) (с изменениями от 26.02.1996 г.) // Экономика и жизнь - 1993. - № 42-43.
Специальная литература:
1. Агарное М.М. Проблема законодательного регулирования банковских операций. - М.: Фин. издат., 1926. - 128с.
19. Геращенко В.В. О состоянии и перспективах развития банковской системы России // Деньги и кредит - 2003. - № 5. - С.5-9.
20. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004. -- 536с.
21. Горбунова О.Н., Денисов Е.Р. Некоторые вопросы финансово-правового регулирования денег и денежного оборота в Российской Федерации // Финансовое право - 2007. - №8. - С.5-8.
22. Грачева Е.Ю., Ивлиева М.Ф. Финансовое право в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2009. - 232с.
49. Мирзорян Р.Э. Денежно-кредитная политика РФ // Финансовое право - 2008. - №4. - С.9-15.
50. Мировая валютная система и проблема конвертируемости рубля / Под ред. Огарковой Н. - М., 2006. - 328с.
51. Моисеев С.Р. Правила денежно-кредитной политики // Финансы и кредит - 2008. - №5. - С.7-11.
52. Морозов Ю.В. Банковская система - пути и перспективы развития // Деньги и кредит - 2007. - № 8. - С.16-21.
53. Никулина И.А. Правовое регулирование денег и их роль в финансовой системе государства // Юридическая работа в кредитной организации - 2005. - № 4. - С.11-14.
91. Щеголева Н. Г., Васильев А.И. Деньги и денежное обращение. - М., 2007. - 144с.
92. Щегорцов В.А., Таран В.А. Деньги, кредит, банки. Учебник. - М., 2005. - 416с.
93. Эдвин Дж. Долан, Колин Д. Кэмпбелл, Розмари Дж. Кэмпбелл. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - М., 2007. - 448с.
94. Элъяссон Л.С. Закон и банковые операции. - М., 1926. - 182с.
Материалы судебной практики:
1. Постановление Президиума ВАС РФ от 19 апреля 2002 № 5697\01 // Рос. газета - 2002. - 25 апреля.
2. Постановление КС РФ от 12 мая 1998 по делу о проверке конституционности отдельных положений абз. 6 ст. 6 и абз. 2 ч.1 ст.7 Закона РФ «О применеии ККМ при осуществлении денежных расчётов с населением» \\ Собр.законодательства - 1999 - № 16 - Ст.2079.
3. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 12 октября 1998 г. № 24-П // Рос. газета - 1998. - 21 октября.