Рефераты

Денежная система Франции

Денежная система Франции

23

Денежная система Франции.

Введение.

1. Основные институты кредитно-денежной системы Франции

2. Денежная система Франции до введения евро

3. Денежно - кредитная политика Франции

4. Влияние введения евро на экономику Франции

Заключение.

Список литературы.

Введение.

Актуальность изучения денежных систем европейских стран возрастает в связи с всемирными глобализационными процессами в экономике и вообще во всех сферах жизни. Глобализация для Европы связана, прежде всего, с созданием единого экономического и политического пространства с единой валютой - евро. Но при этом необходимо учитывать и процессы регионализации, влияния экономических особенностей каждой страны на экономику всего Европейского союза, в том числе и влияния денежных систем стран - участников ЕС.

Франция же занимает лидирующее положение в Европейском Союзе, оказывает большое влияние на формирование кредитно-денежной политики всей объединенной Европы. Франция является одной из ведущих стран западных держав, зани-мая седьмое место среди всех стран мира -- 4,7% совокупного ВВП при 1% населения. По размерам территории (551 тыс. кв км) и населе-ния (57 млн чел.), она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. По уровню экономического развития уступает ФРГ и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяй-ственного производства Западной Европы. Поэтому изучение денежной политики Франции необходимо рассматривать не только с точки зрения влияния на экономику страны, но и с точки зрения глобальных процессов интеграции.

1. Основные институты кредитно-денежной системы Франции

До Первой мировой войны Франция, сильно отстав от других крупных капиталистических стран по развитию промышленно-сти, интенсивно осуществляла накопление ссудных капиталов. С 1890 по 1912 г. сумма депозитов крупнейших банков страны возросла в 4 раза. Франция экспортировала за границу (в значительной мере в Россию) преимущественно не промышленный, а ссудный капитал.

Характер французского капитализма как ростовщического оп-ределил ту особенность кредитной системы Франции, что в ее деятельности большое место заняли операции, связанные с вы-пуском и размещением государственных займов, не только внутренних, но и внешних займов других государств.

С 20-х гг. Франция стала интенсивно развиваться в про-мышленном отношении и отошла от прежних «ростовщиче-ских» традиций. Французские банки стали широко внедряться в промышленность Франции, а некоторые из них во-шли в число 50 крупнейших банков капиталистического мира.

Современная институты денежной системы Франции характеризуется такими чертами:

разнообразная и жесткая система регулирования за банковской деятельностью;

высокая доля государственных и полугосударственных кредитных учреждений (около 80% активов всех кредитных институтов Франции);

высокий уровень развития :

на долю бан-ков приходится 3,8% ВНП, что соответствует примерно объему производства таких отраслей как транспорт, энергетика или сельское хозяйство

в кредитной системе Франции за-нято 425 тыс. человек

банки Франции входят в число крупнейших в мире

высокая плот-ность сети кредитных учреждений;

разнообразие форм организации кредитных институтов и выполняемых ими функций;

концентрация банковского дела : на конец 1992 г. на долю первых пяти кредитно-финансовых учреждений приходилось 59,3% депозитов и 45,6% креди-тов, на долю первых десяти -- соответственно 74,2 и 61,8% и первых двадцати -- 81,3 и 74,7%. С 1984г. происходит быстрый рост концентрации среди сберегательных и пенсионных касс;

децентрализация клиентов банков (почти 95% общего количества досье клиен-тов приходится на долю региональных и ме-стных форм).

Основными звеньями кредитной системы Франции являются: 1) центральный банк - Банк Франции; 2) коммерческие банки; 3) специализированные кредитно-финансовые учреждения.

Во Франции нет деления кредитных институтов на банковские и небанковские; но введено различие между кре-дитными учреждениями, имеющие пра-во принимать вклады до востребования и сроком до двух лет, и другими кредитными учреждениями, лишенными этого права. К по-следним относятся 800 учреждений, включая учреждения потребительского кредита (около 90), лизинговые компании движимого и не-движимого имущества (соответственно 108 и 132), учреждения жилищного кредита (150), факторинговые компании (14) и др.

Важнейшую роль в регулировании деятель-ности кредитных учреждений Франции игра-ют Министерство экономики и финансов и Банк Франции. Они находятся во главе кредитной системы, причем их обязанности после 1984г. распределены примерно поровну: Министерство финансов осуществляет скорее общее руководство, а Банк Франции - контроль за деятельностью кредитных учреждений. Но на практике оба ведомства ра-ботают в теснейшей взаимосвязи.

Согласно закону «О банках» от 24.01.1984 г. во Франции выделяют 6 категорий кредитных учреждений и отдельной строкой выделена фондовая биржа (данные середины 90-х годов):

Универсальные банки - 367.

Кооперативные кредитные учреждения (банки взаимного кредитования) - 194.

Сберегательные и пенсионные кассы - 430.

Кассы муниципального кредита - 21.

Финансовые компании - 1071.

Специальные кредитные учреждения - 32.

Всего: 2059.

До принятия закона «Об уставе Банка Франции» от 1993 года Банк Франции полностью зависел от Министерства финансов, он был одним из наименее независимых центральных банков. С принятием этого закона он получил право самостоятельно разрабатывать денежно-кредитную политику в рамках единой государственной политики.

После Второй мировой войны по закону от 2 декабря 1945 года Банк Франции стал выполнять функции только центрального банка, выполняемые им операции ком-мерческих банков значительно сократились, а его роль в кредит-ном регулировании возросла. Кроме изменения ставки учетного процента, Банк Франции начал осуществлять регулирование путем выполнения операций на открытом рынке. Согласно дек-рету от 9 января 1967 г. введена система обязательных банков-ских резервов: отдельно банки должны были держать на своем счете в Банке Франции 4,5% общей суммы своих текущих счетов и 2% суммы срочных депозитов.

Новое и специфическое явление в банковской системе Фран-ции (в других странах этого не существует) -- введение с апреля 1971 г. норм обязательных резервов для коммерческих банков и финансовых обществ, которые они должны держать в Банке Франции против предоставленных ими кредитов. Первоначально эта норма была установлена очень незначительной -- 0,25%, но затем неоднократно повышалась и в апреле 1972г. достигла 4% для ранее выданных кредитов и 15% для прироста кредитов с ап-реля 1972 г.

Банк Франции является также банкиром правительства. Он ведет текущий счет казначейства, выполняет операции, связанные с обслуживанием государственного долга, и предоставляет кре-диты правительству.

По закону «О банках» определены следующие типы банковских операций:

1. Непосредственно банковские операции, которые составляют суть финансового посредничества: привлечение вкладов населения; распре-деление кредитов; предоставление в распоряжение клиентов средств платежа и управление ими.

2. Дополнительные виды деятельности: валютные операции, опе-рации с золотом, ценными металлами, монетами и ценными бумага-ми, консультации в области управления состоянием и финансового ме-неджмента, лизинговые операции.

3. Небанковские операции, главным образом в области страхования; по французскому законодательству их объем не должен превышать 10% объема чистого банковского продукта.

4. Участие в капитале других банков и предприятий.

В кредитной системе Франции различаются коммерческие де-позитные банки, которые специализируются в области кратко-срочных кредитных операций, и инвестиционные или деловые банки, финансирующие промышленность путем эмиссионно-учредительных операций.

Третьей разновидностью, занимающей промежуточное положе-ние между депозитными и деловыми банками, являются так назы-ваемые банки долгосрочного и среднесрочного кредита. Централизованное регулирование, процессы образования и деятельности банков, предохранение банковской системы от банкротства, контроль количества денег и кредитов, страхование банковских депозитов должно осуществляться государством. Органом такого регулирования призван быть Банк Франции. Одним из способов регулирования является установление и изменение процентных ставок. Банк Франции осуществляет кредитование коммерческих банков. При повышении установленного им процента, при выдаче ссуды доступ коммерческих банков к кредитам затрудняется. Таким образом, возникает цепная реакция. Коммерческие банки также увеличивают свой процент. Такая денежно-кредитная политика называется ограничительной.

Во Франции очень развито банковское дело. Так, насчитывается 142 вида банковских кре-дитов, в том числе 32 для обслуживания те-кущей деятельности предприятий, 73 -- для инвестиций, 37--для частных лиц. При этом постоянно идет поиск наиболее эффективных видов кредитов.

Во Франции из 400 банков, входящих во Французскую ассоциацию банков, -- 168 ино-странных банков. Преобладают филиалы круп-ных банков, имеющих огромную зарубежную сеть (около 400 на французской территории). На их долю приходится 9% депозитов, 11 % кредитов зарегистрированных во Франции банков. Такой же уровень интернационализа-ции банков в США, а в Великобритании, Бель-гии -- еще выше. Иностранные банки обычно специализируются на обслуживании внешне-экономической деятельности и на операциях на рынке ссудных капиталов.

В свою очередь крупные французские бан-ки имеют зарубежную сеть в 1000 городах в 106 странах, занимая по этому показателю второе место после США.

Во Франции весьма развита система различных кредитных кооперативных учреждений. В конце 1986 г. в стране было 192 таких учреждения и 11214 при-надлежащих им отделений. Среди них по сумме активов первые два места занимают кредитные кооперативы, объединяемые На-циональной кассой сельскохозяйственного кредита и Централь-ной кассой народных банков, которые имели 135 банков и 7268 от-делений, или соответственно 70 и 65 % всего количества коопера-тивных банков и их отделений.

К специализированным кредитным инсти-тутам относится целый ряд кредитно-финансовых учреждений небанковского характера, значение и роль которых складывается по-разному в зависимости от источников фор-мирования ресурсов и их использования. Они могут осуществлять лишь определенные опе-рации в специфической области деятельности.

Во Франции существуют частные и государственные сберегательные кассы. Государственные входят в состав Государственной национальной сберегательной кассы (ГНСК).

По размерам активов наиболее крупным из этих учреждений является Депозитно-сохранная касса, созданная в 1916 г, для уп-равления средствами государственной Национальной сберегатель-ной кассы, объединяющей все сберегательные кассы при почтовых отделениях, и частных сберегательных касс. Кроме сберкасс в чистом виде существуют сберкассы при почтовых отделениях. Все эти сберкассы имеют право выдавать кредиты, хотя основную часть привлеченных ресурсов обязаны выдавать Депозитно-сохранной кассе - это полугосударственное учреждение, которое наделено особым уставом.

В области активных операций Депозитно-сохранная касса занимается выдачей кредитов местным и государственным органам власти, а также жилищные кредиты. Также свои ресурсы депозитно-сохранные кассы формируют за счет ресурсов пенсионных касс (их около 400) и страховых компаний.

Рассмотрим государственные органы регулирования банковской деятельности.

Консультационные:

1) Национальный комитет по кредиту (с 1945г.) - президентом является ми-нистр финансов, а вице-президентом -- управляющий Банком Франции. В комитет, состоящий из 46 членов, входят 8 предста-вителей различных министерств, а большинство других членов, представляющих различные отрасли хозяйства, утверждаются министром финансов. Комитет рассматривает общие вопросы, связанные с кредитной системой, состоянием денежного обращения. Публикуются его ежегодные доклады. Национальный комитет по кредиту наделен правом контроля над кредитом и банками (определение усло-вий кредита, минимальных обязательных банковских резервов и т.д.).

2) Консультационный комитет пользователей - занимается вопросами, связанными с защитой прав клиентов, взаимоотношениями между кредитными учреждениями и их клиентами и т.д.

Регламентирующие:

1) Комитет по регламентации банковской деятельности (с 1984г. ) - определяет права и законы, обязательные к исполнению и касающиеся юридических и финансово-правовых вопросов. Его нормативные акты имеют наибольшую юридическую силу по отношению с нормативными актами других комитетов. Устанавливает правила функциониро-вания кредитных учреждений, дает им пред-писания о финансовых условиях их деятель-ности, определяет порядок открытия отделе-ний и условия участия в капиталах других учреждений. В его составе 6 человек, тесно работает с Банком Франции.

2) Комитет кредитных учреждений занимается более частными задачами, проводит аттестацию и выдачу лицензий. Он принимает решения, касающиеся их деятельности, про-веряет, соответствует ли данное кредитное учреждение уставным требованиям с точки зрения правового статуса, технических и фи-нансовых средств, качества акционеров, лич-ных и профессиональных качеств двух руко-водящих лиц.

Контролирующие:

Банковская комиссия - занимается административным и юридическим надзором за деятельностью кредитных учреждений. В ее состав входят 6 членов, являющихся главным образом предста-вителями правительственных органов.

Под административным надзором понимается контроль за соблюдением банковского законодательства путем проверки бухгалтерских счетов и отчетов, направленных кредитным учреждением в комиссию по итогам своей деятельности, а также путем проведения ревизий на местах, проводимых по распоряжению комиссии инспектором Банка Франции раз в 4-5 лет (комиссия обладает широкими полномочия-ми по проверке любой банковской докумен-тации).

2. Денежная система Франции до введения евро.

В 1799 году вводится единая денежная валюта - ливр.

В 1803 году Франция переходит к системе биметаллизма и официальной денежной единицей становится франк. По закону 1803 г. золото и серебро подлежали свободной чеканке, а монеты из обоих металлов имели неогра-ниченную силу законного платежного средства. Из 1 кг золота чеканилось 3100 франков, а из 1 кг серебра -- 200 франков (т.е. соотношение 1: 15,5).

С 1865 по 1878 гг. Франция возглавляла Латинский монетный союз. В 1873 году Франция отменяет свободную чеканку серебра и официально переходит к золотомонетному стандарту (1 франк = 0,29гр золота). Однако за ранее отчеканенными пятифранковыми серебряными монетами была сохранена неограниченная сила за-конного платежного средства. Поэтому французская денежная система была золотым монометаллизмом «хромающего типа».

Золотомонетный стандарт просуществовал до первой мировой войны по август 1914 года. 5 августа 1914 г. был издан закон, отменивший размен банк-нот Банка Франции на золото и предоставивший ему право выпуска банкнот с принудительным курсом. Золотые монеты ушли из обращения, а последнее было запол-нено неразменными банкнотами, переродившимися в бумаж-ные деньги. Начинается эра инфляции.

О масштабах инфляции во Франции в это время свидетельствуют следующие данные: за 1913-18 гг. количество банкнот в обращении возросло с 5,7 до 31,1 млрд фр., сумма вкладов на текущие счета в главных ком-мерческих банках -- с 4,6 до 8,1 млрд фр., а индекс оптовых цен повысился в 3,4 раза Франция/Пресняков В.Ю., Шумакин Н.Е.и др.-М.: Международные отношения , 1990.-174 с..

Инфляция во Франции носила более продолжительный характер, чем в других капиталистиче-ских странах, и продолжалась вплоть до 1926 г.

Среди причин можно выделить следующие:

крупные расходы по восстановлению разрушенных в годы войны областей;

большой бюджетный дефицит, который она в значительной мере покрывала путем инфляцион-ного выпуска бумажных денег;

рост внутренней и внешней задолженности;

субсидии отечественным компаниям.

Так, к 1926 году объем производства сократился на 80%, покупательная способность франка снизилась в 10 раз по сравнению с довоенным уровнем.

Поворот от инфляции к стабилизации франка начался толь-ко в 1926 г. Государственный бюджет был сбалансирован с помо-щью дополнительных налогов. В результате проведения дефляци-онной политики денежная масса в 1926--1927 гг. несколько сокра-тилась, а в 1928 г. была проведена денежная реформа. Франция не восстановила размена банкнот на золото по довоенному золотому паритету, а провела скрытую девальвацию: хотя банкноты под-лежали размену на золото в слитках по номиналу, золотое со-держание франка было уменьшено почти в 5 раз -- с 0,290323 г до 0,05895 г чистого золота. Девальвация франка узаконила конфискацию 4/5 всех денежных сбережений. Итогом денежной реформы 1928 г. во Франции было вве-дение золотослиткового стандарта (просуществовал до 1936 года), причем обратимость банкнот в золото была урезана: банкноты подлежали размену на зо-лотые слитки лишь при условии предъявления их к размену на сумму не менее 215 тыс. франков, что равнялось 12,7 кг золота Франция/Пресняков В.Ю., Шумакин Н.Е.и др.-М.: Международные отношения , 1990.-174 с.. Тем самым для мелких держателей банкноты были фактически неразменны.

Золотой запас Банка Франции с июня 1928 г. до конца 1932 г. увеличился почти в 3 раза (с 29 до 83 млрд франков). Опираясь на свои возросшие золотые запасы, Франция воз-главила в 1933 году Золотой блок, в который вошло еще не-сколько западноевропейских стран (Бельгия, Голландия, Швейцария). Ведущая роль Франции в золотом блоке и ее борьба за сохранение золотого стандарта объяснялись заинтересованно-стью в золотом стандарте влиятельных в этой стране рантье. Кроме того, французское, правительство опасалось недовольст-ва широких слоев мелкой буржуазии в случае отмены золотого стандарта и нового обесценения франка.

Причины сохранения золотого стандарта в годы мирового экономического кризиса:

Франция позже других стран вышла из кризиса и поэтому обладала внутренними возможностями для экономического роста;

с восстановлением золотого стандарта французская буржуазия начала возвращать золото во Францию, ушедшее туда в годы инфляции;

прито-ка иностранных денежных капиталов, искавших во Франции убежища от обесценения, которому они подвергались в своих странах.

Несмотря на это кризис в 1936 году достигает Франции. Среди причин можно выделить следующие:

объективные экономические причины;

утечка золота из Франции, особенно усилившаяся с 1936 г. как результат не только экономи-ческих условий, но и сознательной политики финансовой оли-гархии, которая вела атаки на франк, стремясь сбросить прави-тельство Народного фронта;

Осенью 1936 года прекращается обмен франков на золото и происходит девальвация франка на 25%. В это время четко не фиксируется золотое содержание франка (оно колеблется от 0,038 до 0,044 грамм золота). Из-за этого появляется понятие «блуждающий франк».

Несмотря на девальвацию французский экспорт не увеличился, что объяснялось «валютными войнами» Англии и США. Поэтому для поддержания курса франка в октябре 1936 года Франция создает Стабилизационный валютный фонд, размер которого засекречен. После этого Франция проводит целый ряд девальваций до начала второй мировой войны, в результате чего франк теряет около 90% своего довоенного золотого содержания.

С начала второй мировой войны вводятся валютные ограничения и франк становится неконвертируемой валютой.

Особенностью военной инфляции во Франции, по сравнению с США и Англией, являлось то, что она усугублялась ограблени-ем Франции гитлеровской Германией. Чрезвычайные оккупационные затраты составили более 1 трлн. франков. Эти затраты финансировались за счет внешних займов и за счет кредитов Банка Франции. Это стало главной причиной огромных бюджетных дефицитов, покрывавшихся путем инфляционного выпуска бумажных денег.

С конца 1939 г. по сентябрь 1944 г. банкнотное обращение Банка Франции увеличилось со 151 до 642 млрд фр., т.е. на 491 млрд фр., а чрезвычайные ссуды банка правительству со-ставили на конец 1944 г. 426 млрд фр.

Инфляция во Франции в период Второй мировой войны усугублялась резким упадком производства и товарооборота в результате экономической разрухи, вызванной фашистской ок-купацией. Индекс промышленной продукции в 1945 г. сокра-тился по сравнению с 1939 г. в 2,7 раза. Промышленное производство снизилось на 70%, сельское хозяйство - в два раза. Все это привело к росту цен (они возросли в 3 раза) и к огромному дефициту государственного бюджета, который обусловлен круп-ными военными расходами, а также расходами, связанными с государственным регулированием экономики и осуществлением «политики роста».

Высокие темпы инфляции имели место вплоть до конца 50-х годов. В целом на протяжении 1945-58 гг. Франция проводит 8 скрытых девальваций. В результате девальвации 1958 г. золотое содержание франка было снижено на 17,5% и сведено к 0,0018 г, т.е. уменьшилось в 161 раз по сравнению с его золо-тым содержанием в 1914 г. Покупательная сила франка, изме-ряемая по индексу розничных цен, в конце 1958 г. была в 180 раз меньше, чем в 1928 г. Курс франка по отношению к доллару резко упал: перед Второй мировой войной (в 1938 г.) 1 долл. равнялся 37,5 фр., а в конце 1958 г. -- 493,7 фр.

В результате многочисленных девальваций франк стал настолько «невесомым», что правительство со-чло нужным «утяжелить» его с помощью деноминации. Дено-минация была проведена в начале 1960 г. и выразилась в укрупнении франка в 100 раз. Новый франк (который стал называться «тяжелым») равнялся 100 старым; он получил золотое содержание в 0,18 г чистого золота, а курс доллара в новых франках был установлен в 4,937 фр.

Девальвация 1958 г. сыграла определенную роль в усилении экспорта французских товаров на мировой рынок. С 1959 года Франция вступает в полосу стабилизации, которая длится по 1967 год, происходит рост производства за счет обновления основного капитала, растет экспорт. В течение следующего десятилетия торговый и платежный балансы Фран-ции, как правило, сводились с активным сальдо, а ее золотова-лютные резервы возросли в 7 раз: с 1050 млн долл. в кон-це 1958 г. до 6994 млн долл. в конце 1967 г., в 8 раз сократилась внешняя задолженность. В результате Франция в 1967 году отменяет валютные ограничения по валютным операциям. Однако внутренний процесс инфляции продолжался, что нашло выражение в систематическом повышении товарных цен. Так, с 1962 г. по август 1971 г. индекс розничных цен поднялся на 55%.

В связи с нарастанием инфляции правительство Франции еще в сентябре 1963 г. провозгласило «план стабилизации», включавший блокирование розничных цен и заработной платы, ряд мер кредитной рестрикции (ограничение банковских кре-дитов предприятиям и потребительского кредита, повышение учетной ставки Банка Франции), а также меры по сокращению бюджетного дефицита путем зна-чительного увеличения налогов. Сущность «плана стабилиза-ции» заключалась в наступлении на жизненный уровень трудя-щихся масс путем «замораживания» заработной платы и возрас-тания налогового бремени. Но реальной стабилизации франка не произошло: государственные расходы и денежная масса продолжали увеличиваться, а покупательная сила франка падать.

Инфляционный рост цен во Франции в 1967 г. ухудшили конкурентоспо-собность французских товаров на мировом рынке, что отрица-тельно сказалось на торговом и платежном балансах страны. Массовая национальная забастовка трудящихся в мае-июне 1968 г. вызвала паническое бегство капиталов из Франции.

В 1969 году с отставкой генерала де Голя Францию охватывает социальный кризис. В результате этого 10 августа 1969 года Франция проводит очередную девальвацию франка: пра-вительство объявило о снижении его золотого содержания с 0,18 до 0,16 г чистого золота, т.е. на 11,1%, а курс франка по отношению к доллару упал с 4,937 фр. до 5,554 фр. за 1 долл. Однако девальвация франка и последующие меро-приятия не ликвидировали корней инфляции; рост розничных цен продолжался. Так, с 1970 г. по июнь 1972 г: индекс потребитель-ских цен повысился на 11%.

Наибольшие трудности Франция пережила в конце 60-х -- начале 70-х гг., когда обострился мировой валютно-финансовый кризис. Для Франции это выразилось в снижении темпов роста, дефиците платежного баланса, бегстве краткосрочных капиталов, сокращении золотовалютных резер-вов, обесценении франка.

С августа 1971 г. по январь 1974 г. был соз-дан двойной валютный рынок (т.е. Франция проводит политику двойного курса - заниженный и рыночный): по текущим операциям внешней торговли курс франка поддерживался на заниженном уровне, что стимулировало экспорт Франции в США, Японию, Европу; по финансовым операциям курс свободно колебался в зависимости от спроса и предложения. Мировой энергетическо-сырьевой кри-зис в начале 70-х гг. обострил финансовое и экономи-ческое положение Франции. Так, ее расходы за импорт нефти в 1974 г. увеличились в 3 раза, что при-вело к увеличению дефицита как торгового, так и платежного баланса. Это вызвало стремление избавиться от франков, и спекулянты вели игру на понижение курса.

С 1973 года Франция переходит к режиму плавающего курса. В это время денежная система характеризуется очень высокими темпами инфляции (годовые темпы инфляции доходят до 150%).

В 1983 году вводятся валютные ограничения, которые окончательно Франция отменяет в 1992 году со вступлением в Европейский Союз.

Длительное время Франция была во главе зоны франка. Эта валютная группировка сформирова-лась еще до завоевания французскими колониями независимо-сти. В зону франка кроме Франции вошли ее колониальные владения -- Алжир, Марокко, Тунис, Камерун, Того и др., а также так называемые заморские департаменты Франции (Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон). В рамках зоны франка роль валю-ты-гегемона играл французский франк, а все другие страны должны были держать свои резервы во французских франках и хранить их в Париже, причем курсы их валют по отношению к французской были фиксированы на определенном уровне, кото-рый не мог быть изменен без согласия Франции.

Франция получала крупные выгоды от зоны франка. Она распоряжалась валютными резервами стран зоны, которые бы-ли изъяты оттуда и помещены во Франции. Установление завышенного курса для колониальных франков по отношению к французскому дало возможность французским компаниям по-лучать повышенные доходы от экспорта в колонии своих това-ров и капиталов.

С получением независимости и самостоятельности бывшие французские колонии стали создавать собственные эмиссионные банки и свои денежные системы. Внутри зоны франка развиваются центробежные тенденции, ослабляющие валютную гегемонию Франции.

Валютная гегемония Франции в пределах этой зоны продолжается для ряда развивающихся стран, хотя зона франка утратила свое значение в начале 70-х гг. в связи с изменениями в мировой валютной системе и принятием в 1976 г. Ямайского соглаше-ния, которое перевело международные расчетные отношения на национальные кредитные деньги ведущих западных стран.

3. Денежно - кредитная политика Франции.

До 1945 г. деятельность Банка Франции характеризовалась рядом особенностей:

являясь центральным банком, он выполнял функции коммерческих банков, осуществляя непосредственно обслуживание торгово-промышленной клиентуры. Этим объясняется то, что в отличие от центральных банков других стран Банк Франции имеет разветвленную сеть отделений (более 250).

Банк Франции осуществлял банкнотную эмиссию главным образом непосредственным кредитованием промышленного сектора, а не через коммерческие банки. Поэтому коммерче-ские банки редко обращались за ссудами к Банку Франции.

слабое вмешательство в регулирование кредитных отношений по сравнению с центральными банками других стран. В качестве метода кредитного регулирования он использовал в ос-новном только учетный процент.

Франция вплоть до начала 80-х годов очень активно использовала директивные методы денежно-кредитного регулирования. Так, во Франции регламентировался объем выдаваемых кредитов и процентные ставки по этим кредитам.

Изменения в денежно-кредитной политике с середины 80-х годов Экономическое положение Франции/ /БИКИ. - 1997. - №105. - с. 3-5.:

1) переход от прямого контроля над объемом кредитных ресурсов к регулированию их посредством процентных ставок;

2) отмена верхних пределов валют по вкладам и кредитам;

3) отмена ограничений по росту кредитных операций.

Инструменты денежно-кредитной политики, используемые во Франции А.В. Толкушин, Д.В. Суворов. Политика децентрализации и местные налоги во Франции/ /Финансы. - 1991. - №8. - с. 59-65.:

учетная политика;

регулирование норм обязательного резервирования;

операции на открытом рынке;

система обязательных показателей (нормативов);

прямое воздействие государства.

Во Франции установлены следующие обязательные нормативы Ежегодник, “Франция”, 1994:

минимальный размер акционерного капитала в зависимости от типа банка, его организационных форм, количества отделений, величины баланса и др. колеблется в пределах 15-30 млн. франков;

сумма кредитов и других требований банка к одному клиенту не должна превышать 40% акционерного капитала;

общая сумма индивидуальных рисков может не больше чем в 8 раз превышать величину капитала;

банки обязаны постоянно поддерживать коэффициент ликвидности, т.е. обеспечивать 100%-ое покрытие всех активов и пассивов сроком до одного месяца;

долгосрочные кредиты и капитальные вложения банка должны быть покрыты акционерным капиталом и резервами не менее чем на 69%.

В настоящее время разработка Франция самостоятельно не разрабатывает денежно-кредитную политику. Эта функция возложена на Европейский центральный банк.

4. Влияние введения евро на экономику Франции

С 1 января 1999 членами валютного союза с единой валютой - евро - являются германия, Австрия, Бельгия, Испания, Финляндия. Франция, Ирландия. Италия, Люксембург, Нидерланды. Португалия. Позже к зоне евро допущена и Греция. Великобритания и Дания воспользовались правом неучастия в зоне евро. Три года отводилось на адаптацию страны к безналичным расчетам в евро и на подготовку к обращению купюр и монет евро.

Учредители зоны евро надеялись добиться экономии от отмены расходов по обмену национальных валют в размере 1 % ВВП Евросоюза. Евро должен способствовать снижению учетной ставки и привлечению инвестиций, созданию новых рабочих мест. Евро рассматривается как якорь стабильности в мировой и европейской экономике. Упрощение процедуры сопоставления цен и себестоимости позволит европейским производителям и фирмам укрепить свои конкурентные позиции на мировом рынке. Потребители могут воспользоваться выгодами от снижения инфляции (менее 2 % в год), повышения покупательной способности евро, ускорения банковских расчетов и расширения кредитного потенциала Евросоюза. За введением евро ожидался туристический бум.

При всей важности механизма запуска наличного евро судьба его зависит от динамики обменного курса к доллару. А на этом поле конкуренция весьма не стабильна. На начальном этапе внедрения евро не удалось удержать стартовую кодировку: 1 евро = 1,2 долл.

В реестр причин и обстоятельств неудачи с евро аналитики включают нижеследующее:

Ш Доллар не теряет свои позиции, несмотря на замедление темпов роста ВВП и регулярное сжатие капитализации ценных бумаг

Ш Спекулятивный отток европейского капитала в США вследствие разницы (до 11 сентября 2001 г.) учетных ставок ФРС и ЕЦБ

Ш Глобальные альянсы ТНК сопровождаются масштабными покупками пакетов акций европейских и неевропейских партнеров

Ш Стимулирующий эффект девальвации евро для экспортеров из Евросоюза

Ш Акцент в денежной политике ЕЦБ на стабилизацию цен, а не на искусственную поддержку евро

Ш Чересполосица в макроэкономических индикаторах Европы: «перегрев» в Ирландии, слабый рост в Германии, в силе экономика Португалии и Голландии.

Ш Рост государственных расходов на социальные нужды

Ш Полярные суждения среди населения Евросоюза по поводу введения евро.

В 1983 году вводятся валютные ограничения, которые окончательно Франция отменяет в 1992 году со вступлением в Европейский Союз. Теперь многие французские компании относятся к рынку ЕС как своему внутреннему. Свыше 60% экспорта направляется в страны ЕС. Это са-мая крупная доля среди четырех ведущих стран Западной Европы. Главным торговым партнером Франции в этом регионе выступает ФРГ, на которую приходится 16% экспорта и 20% импорта. На втором месте Италия (12%). Среди других стран важным торговым партнером выступают США (6,1% экспорта). Доля развивающихся стран в торг-овле страны сократилась, в том числе доля Африки с 13,3 до 7,4% за 80-е гг. Недостатком географической структуры внешней торговли яв-ляется значительная ориентация экспорта в страны с медленно расши-ряющимися рынками. В этом плане евро явилось способом уменьшения затрат при работе с партнерами, клиентами и поставщиками из других стран - участниц Евросоюза.

Нельзя однозначно сказать, как повлияло введение евро на экономику Франции. Это неопределенность заключений связана с нестабильностью курса евро по отношению к доллару.

Заключение.

Таким образом, говоря о денежной системе Франции, мы можем сделать следующие выводы:

1. важную роль для экономики Франции и ее денежно-кредитной системы сыграла денежная реформа 1928г

2. Особенностью военной инфляции во Франции, по сравнению с США и Англией, являлось то, что она усугублялась ограблени-ем Франции гитлеровской Германией. Чрезвычайные оккупационные затраты составили более 1 трлн. франков. Эти затраты финансировались за счет внешних займов и за счет кредитов Банка Франции. Это стало главной причиной огромных бюджетных дефицитов, покрывавшихся путем инфляционного выпуска бумажных денег.

3. Мы можем говорить о вступление Франции в полосу валютной стабилизации с 1959г. и наступление валютного кризиса в 1969г., восстановление валютных ограничений в начале 80-х годов.

4. Зона франка. Длительное время Франция была во главе зоны франка. Эта валютная группировка сформирова-лась еще до завоевания французскими колониями независимо-сти.

5.
В кредитной системе Франции различаются коммерческие де-позитные банки, которые специализируются в области кратко-срочных кредитных операций, и инвестиционные или деловые банки, финансирующие промышленность путем эмиссионно-учредительных операций.

6.
введение евро стало фактором еще большей интеграции Франции в экономику Евросоюза, облегчило сотрудничество с европейскими партнерами. Список литературы.

1. Роль денежно-кредитной, бюджетной политики в экономическом развитии промышленно развитых стран: - Учеб. Пособие ,С-Пб., 1995г.

2. Франция/Пресняков В.Ю., Шумакин Н.Е.и др.-М.: Международные отношения , 1990.-174 с.

3. Ежегодник, “Франция”, 1994

4. Экономическое положение Франции/ /БИКИ. - 1997. - №105. - с. 3-5.

5. А.В. Толкушин, Д.В. Суворов. Политика децентрализации и местные налоги во Франции/ /Финансы. - 1991. - №8. - с. 59-65.


© 2010 Рефераты