Саратовский государственный социально-экономический
университет
Курсовая работа
На тему:
Денежная реформа
Саратов 2010г.
Содержание
Введение
Глава 1. Денежная система
1.1 Типы денежных систем
1.2 Современная денежная система промышленно развитых стран
1.3 Денежная система Российской Федерации
Глава 2. Денежная реформа
2.1 Суть денежной реформы
2.2 Денежные реформы за рубежом
2.2.1 Денежные реформы в зарубежных капиталистических странах
2.2.2 Денежные реформы в зарубежных социалистических странах
2.2.3 Денежные реформы в развивающихся странах
2.3 Денежные реформы в России
2.4 Денежные реформы в России конца 20 века
Заключение
Список литературы
Введение
Какой вопрос современного человека больше всего заботит и волнует в современном мире? Пожалуй, это вопрос “денег”! И, конечно же, вопрос их стабильности и постоянства. В данной курсовой работе я предлагаю рассмотреть важнейшую тему, которая называется: Денежная реформа.
Отрицательные социально-экономические последствия инфляции вынуждают государства периодически проводить денежные реформы - преобразования денежной системы (полные или частичные) с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Они осуществляются разными методами в зависимости от экономического и политического положения страны, степени обесценения денег, соотношения сил различных классов и слоев общества.
Различаются несколько видов денежных реформ в зависимости от их целей:
1. Образование новой денежной системы (в связи с переходом от биметаллизма к золотому монометаллизму, к неразменным кредитным деньгам или с изменением государственного строя, как это происходило в молодых государствах в период распада колониальной системы империализма).
2. Частичное преобразование денежной системы: порядка эмиссии, масштаба цен, наименования денежной единицы, видов денежных знаков, органов, осуществляющих регулирование денежного обращения.
3. Относительная стабилизация денежного обращения с целью сдерживания инфляции.
При монометаллизме денежные реформы совпадали с методами стабилизации валют: нуллификацией, девальвацией и ревальвацией и сопровождались возвратом к золотому или серебряному стандарту.
Первой предпосылкой успешного проведения денежной реформы является увеличение производства и товарооборота. Вторая предпосылка оздоровления денежного обращения - ликвидация дефицита государственного бюджета, - реализуется путем увеличения налогового обложения, сокращения гражданских расходов.
Третья предпосылка стабилизации денег - сжатие денежной массы в обращении - обеспечивается дефляционными мероприятиями, посредством сокращения внутреннего спроса и личного потребления, торможения роста заработной платы и уменьшения социальных выплат Повышение учетной ставки центрального банка, ограничение кредитных операций банков приводят к замедлению экономического роста и увеличению безработицы.
Четвертая предпосылка стабилизации денег - ликвидация дефицита платежного баланса страны и накопление золотовалютных резервов для поддержания валютного курса - осуществляется путем поощрения внешнеэкономической экспансии монополий за счет налогоплательщиков и потребителей.
Вообще методы проведения денежных реформ не приносят большей части населения страны никакого улучшения. Например, от нуллификации денег или обмена их на новые по низкому курсу страдают денежные сбережения большей части населения, буржуазия заранее превращает свои накопления в материальные ценности. Девальвация является замаскированным методом снижения жизненного уровня населения, так как вызывает дополнительный рост цен на импортные товары.
Ревальвация валюты увеличивает безработицу в отраслях экономики, не выдерживающих конкуренции с более дешевыми импортными товарами. В условиях кризиса денежные реформы часто не приводят даже к относительной стабилизации денежного обращения: они лишь промежуточный этап в развитии инфляционного процесса. Но прежде чем приступить к рассмотрению основной темы, данной курсовой работы, я предлагаю посвятить время на изучение и понимание денежной системы в целом.
Глава 1. Денежная система
1.1 Типы денежных систем
Денежная система - это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Денежные системы сформировались в XVI-XVII вв. с возникновением и утверждением капиталистического способа производства, хотя отдельные их элементы появились в более ранний период. По мере развития товарно-денежных отношений и капиталистического способа производства происходят существенные изменения в денежной системе.
К важнейшим компонентам денежной системы относятся:
1) национальная денежная единица, в которой выражаются цены товаров и услуг;
2) система кредитных и бумажных денег, различных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте;
3) система эмиссии денег, т. е. законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение;
4) государственные органы, ведающие вопросами регулирования денежного обращения.
В зависимости от вида обращаемых денег можно выделить два основных типа систем денежного обращения:
1) системы обращения металлических денег, когда в обращении находятся полноценные золотые и (или) серебряные монеты, которые выполняют все функции денег, а кредитные деньги могут свободно обмениваться на денежный металл (в монетах или слитках);
2) системы обращения кредитных или бумажных денег, которые не могут быть обменяны на золото, а само золото вытеснено из обращения.
В зависимости от металла, который в данной стране был принят в качестве всеобщего эквивалента, и базы денежного обращения различаются биметаллизм и монометаллизм. Биметаллизм - денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закрепляется за двумя благородными металлами (обычно за золотом и серебром), предусматриваются свободная чеканка монет из обоих металлов и их неограниченное обращение. При системе параллельной валюты соотношение, между золотыми и серебряными монетами устанавливалось стихийно, в соответствии с рыночной ценой металла. При использовании системы двойной валюты государство фиксировало соотношение между металлами, а чеканка золотых и серебряных монет и прием их населением производились по этому соотношению. При системе "хромающей" валюты золотые и серебряные монеты являлись законным платежным средством, но не на равных основаниях, например, если чеканка монет из серебра производилась в закрытом порядке, то они практически выступали знаками золота.
Биметаллизм был широко распространен в XVI-XVII вв., а в ряде стран Западной Европы и в XIX в. В 1865 г. Франция, Бельгия, Швейцария и Италия попытались сохранить биметаллизм при помощи международного соглашения - так называемого Латинского монетного союза. В заключенной монетной конвенции была предусмотрена свободная чеканка монет из обоих металлов достоинством от 5 франков и выше с установлением законного ценностного соотношения между золотом и серебром 1:15,5. Однако биметаллическая денежная система не соответствовала потребностям развитого капиталистического хозяйства, так как использование в качестве меры стоимости одновременно двух металлов - золота и серебра - противоречит природе этой функции денег. Всеобщей мерой стоимости может служить только один товар. Кроме того, устанавливаемое государством твердое стоимостное соотношение между золотом и серебром не соответствовало их рыночной стоимости. В результате удешевления производства серебра в конце XIX в. и его обесценения золотые монеты стали уходить из обращения в сокровище.
В этом проявилось действие закона Коперника-Грешема: "плохие деньги вытесняют из обращения хорошие". Развитие капитализма требовало устойчивых денег, единого всеобщего эквивалента, поэтому биметаллизм уступает место монометаллизму.
Монометаллизм - денежная система, при которой один металл (золото или серебро) служит всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения, функционирующие монеты и знаки стоимости разменны на драгоценные металлы.
Серебряный монометаллизм существовал в России в 1843-1852 гг., в Индии - в 1852-1893 гг., в Голландии - в 1847-1875 гг. В царской России система серебряного монометаллизма была введена в результате денежной реформы 1839-1843 гг.
Денежной единицей стал серебряный рубль с содержанием в 4 золотника 21 доли чистого серебра. Были выпущены в обращение и кредитные билеты, обращавшиеся наравне с серебряной монетой и свободно разменивавшиеся на серебро. Однако эта реформа в условиях разлагающегося крепостничества, при дефиците государственного бюджета и внешнеторгового баланса не могла на длительный период существенно упорядочить денежное обращение. Крымская война 1853-1856 гг. потребовала большой дополнительной эмиссии кредитных денег, и они фактически превратились в бумажные деньги. Впервые золотой монометаллизм (стандарт) как тип денежной системы сложился в Великобритании в конце XVIII в. и был законодательно закреплен в 1816г. В большинстве других государств он был введен в последней трети XIX в.: в Германии - в 1871-1873 гг., в Швеции, Норвегии и Дании - в 1873 г., во Франции - в 1876- 1878 гг., в Австрии - в 1892 г., в России и Японии - в 1897 г., в США - в 1900 г.
В зависимости от характера размена знаков стоимости на золото различают три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный стандарт, золотослитковый стандарт и золотодевизный (золотовалютный) стандарт. Золотомонетный стандарт наиболее соответствовал требованиям капитализма периода свободной конкуренции, способствовал развитию производства, кредитной системы, мировой торговли и вывозу капитала.
Этот стандарт характеризуется следующими основными чертами: во внутреннем обращении страны находится полноценная золотая монета, золото выполняет все функции денег; разрешается свободная чеканка золотых монет для частных лиц (обычно на монетном дворе страны); находящиеся в обращении неполноценные деньги (банкноты, металлическая разменная монета) свободно и неограниченно размениваются на золотые; допускается свободный вывоз и ввоз золота и иностранной валюты и функционирование свободных рынков золота.
Функционирование золотомонетного стандарта требовало наличия золотых запасов у центральных эмиссионных банков, которые служили резервом монетного обращения, обеспечивали размен банкнот на золото, являлись резервом мировых денег. В годы первой мировой войны рост бюджетных дефицитов, покрытие их займами и растущим выпуском денег привели к росту денежной массы в обращении, значительно превышающей по своему объему золотые запасы эмиссионных банков, что ставило под угрозу свободный размен бумажных денег на золотые монеты. В этот период золотомонетный стандарт прекратил свое существование в воевавших странах, а затем в большинстве других стран (кроме США, где он продержался до 1933 г.): был прекращен размен банкнот на золото, запрещен вывоз его за границу, золотые монеты ушли из обращения в сокровище. По окончании первой мировой войны, в условиях развития кризиса, ни одно государство не смогло осуществить стабилизацию своей валюты на основе восстановления золотомонетного стандарта. В ходе денежных реформ (1924-1929 гг.) возврат к золотому стандарту был произведен в двух урезанных формах - золотослиткового и золотодевизного стандартов. При золотослитковом стандарте, в отличие от золотомонетного, в обращении отсутствуют золотые монеты и свободная их чеканка. Обмен банкнот, как и других неполноценных денег, производится только на золотые слитки. В Англии цена стандартного слитка в 12,4 кг равнялась 1700 ф. ст., во Франции цена слитка весом 12,7 кг - 215 тыс. франков.
В Австрии, Германии, Дании, Норвегии и других странах был установлен золотодевизный (золотовалютный) стандарт, при котором также отсутствуют обращение золотых монет и свободная чеканка. Обмен неполноценных денег на золото производится с помощью обмена на валюту стран с золотослитковым стандартом. Таким путем сохранялась косвенная связь денежных единиц стран золотодевизного стандарта с золотом. Поддержание устойчивости курса национальной валюты осуществлялось методом девизной политики, т.е. посредством купли или продажи национальных денег за иностранные в зависимости от того, снижается или повышается курс национальной валюты на рынках. Таким образом, при золотодевизном стандарте валюты одних стран ставились в зависимость от валют других государств. В результате мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг. золотой стандарт был отменен во всех странах (например, в Великобритании - в 1931 г., в США - в 1933 г., во Франции - в 1936 г.) и утвердилась система неразменного банкнотного обращения. Созданная в 1944 г. Бреттон-Вудская мировая валютная система представляла собой систему межгосударственного золотодевизного стандарта, по существу золотодолларового стандарта, для стран со свободно конвертируемой валютой. Особенность золотодолларового стандарта состояла в том, что он был установлен лишь для центральных банков, при этом только одна единственная валюта - доллар США - сохранила связь с золотом. В связи с сокращением золотых запасов правительство США с 1971 г. официально прекратило продажу золотых слитков на доллары, и золотодолларовый стандарт прекратил свое существование
1.2 Современнаяденежная система промышленно развитых стран
Современная денежная система включает следующие элементы: денежную единицу; масштаб цен; виды денег; эмиссионную систему; государственный или кредитный аппарат. Составной частью денежной системы является национальная валютная система, хотя она и относительно самостоятельна. Денежная единица - это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие кратные части. В большинстве стран установлена десятичная система деления: 1:10: 100 (1 доллар США равен 100 центам, 1 фунт стерлингов - 100 пенсам; 1 индонезийская рупия - 100 сенам и т.д.). Официальный масштаб цен утратил экономический смысл с развитием государственно-монополистического капитализма и прекращением размена кредитных денег на золото.
В результате Ямайской валютной реформы 1976 - 1978 гг. официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц отменены. Виды денег, являющиеся законным платежным средством, - это в основном кредитные банковские билеты, а также бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета.
Например, в США в обращении находятся: банковские билеты в 100, 50, 20, 10, 5, 2 и 1 долл. (выпуск банкнот в 500 и выше долларов прекращен); казначейские билеты в 100 долл.; серебряно-медные и медно-никелевые монеты в 1 долл., 50, 25, 10, 1 цент. В Великобритании в обращении находятся банкноты в 50, 20, 10, 5 и 1 ф. ст., монеты в 1 ф. ст., 50, 10, 5, 2 пенса, 1 и 1/2 пенни. Имеют хождение старые монеты в 2 и 1 шиллинг, которые по стоимости соответствуют новым 10 и 5 пенсам. Если в промышленно развитых странах, как правило, не выпускаются государственные бумажные деньги в узком смысле слова (казначейские билеты), то в некоторых развивающихся государствах они распространены. Так, в Индонезии выпускаются казначейские билеты достоинством в 50, 25, 10, 5, 1 сен, в Индии - в 1 рупию.
Эмиссионная система в развитых капиталистических странах означает выпуск банковских билетов центральными банками, а казначейских билетов и монеты - казначействами в соответствии с законодательно установленным эмиссионным правом. Главный канал эмиссии денег в этих странах - депозитно-чековая эмиссия: увеличение депозитов на счетах клиентов и соответственно массы чеков, обслуживающих платежный оборот. В ней участвуют коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Например, в США право выпуска банкнот предоставлено Федеральной резервной системе (Центральный банк), а мелкокупюрных денежных билетов, серебряных долларов и разменной монеты - казначейству. Характерными чертами современных денежных систем промышленно развитых капиталистических государств являются: отмена официального золотого содержания, обеспечения и размена банкнот на золото; переход к неразменным на золото кредитным деньгам, которые перерождаются в бумажные деньги; выпуск денег в обращение не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства (эмиссионным обеспечением являются в основном государственные ценные бумаги); преобладание в денежном обращении безналичного оборота; усиление государственного монополистического регулирования денежного обращения. В конце 70-х начале 80-х годов в большинстве малых государств, в том числе островных, были созданы национальные денежные системы, обеспечение устойчивости которых является важнейшим условием нормального развития национальных экономик.
1.3 Денежная система Российской Федерации
Официальной денежной единицей (валютой) является рубль. Запрещен выпуск иных денежных единиц и денежных суррогатов, подчеркнута ответственность лиц, нарушающих единство денежного обращения. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организации и изъятия их из обращения на территории Российской Федерации принадлежит Центральному Банку России (ЦБ). Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банковские билеты (банкноты) и металлическая монета, образцы которых утверждаются Центральным Банком России. Банкноты и металлическая монета являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются его активами. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории РФ во все виды платежей, а также для зачисления на счета, вклады, аккредитивы и для перевода.
Платежи на территории России осуществляются в виде наличных и безналичных расчетов. Формы безналичных расчетов определяются правилами, устанавливаемыми Центральным Банком в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Центральный банк утверждает образцы платежных документов, используемых для безналичных расчетов: платежных поручений, векселей, чеков и др. Закон разделил полномочия правительства и ЦБ в области изготовления денежных знаков. Центральный банк несет ответственность лишь за планирование объемов их производства. На него возлагаются также: создание резервных фондов банкнот и монет; определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег; установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены и уничтожения денежных знаков; утверждение правил кассовых операций в хозяйстве. Правительство Российской Федерации совместно с Центральным банком разрабатывает основные направления экономической политики, в том числе денежной и кредитной.
Осуществление денежно-кредитного регулирования экономики Центральным банком проводится путем использования общепринятых в рыночной экономике инструментов: определения размеров и процентной ставки рефинансирования (учетной ставки), резервных требований и проведения операций на открытом рынке. Он регулирует величину и темпы роста денежной массы. Для осуществления эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания коммерческих банков, а также предприятий, организаций и учреждений в главных территориальных управлениях Центрального банка, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных билетов и монет. В 1992 г. созданы также региональные запасные фонды денежных билетов и монеты в отдельных главных территориальных управлениях Центрального банка. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, поскольку они включаются в общую массу денег, находящуюся в обращении. Если количество денег в оборотной кассе превышает установленный лимит, то излишние деньги передаются из оборотной кассы в резервные фонды.
Резервные фонды денежных билетов и монет - это запасы не выпущенных в обращение билетов и монет в хранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. Образование резервных фондов позволяет удовлетворять потребности народного хозяйства в наличных деньгах, оперативно обновлять денежную массу в обращении, поддерживать необходимый покупюрный состав, сокращать затраты на перевозку и хранение денежных знаков.
Выпуск наличных денег в обращение производится на основе эмиссионного разрешения - документа, дающего право подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов. В коммерческих банках такие фонды не создаются - у них имеются операционные кассы, предельный остаток денег, в которых определяется по согласованию с Центральным банком или его управлением. Кассовое обслуживание коммерческих банков осуществляется расчетно-кассовыми центрами на основе договоров. 3Следует отметить, что в нашей стране до последнего времени не рассчитывались и не использовались денежные агрегаты. Теоретически это обосновывалось постулатами марксистской экономической науки, в соответствии с которыми считается недопустимым объединение квази-денег и наличных денег, ибо смешиваются совершенно разные категории - деньги, ценные бумаги, кредит.
Однако ясно, что между денежным рынком (движение краткосрочных ссуд), рынком инвестиций (обращение среднесрочного и долгосрочного ссудного капитала) и рынком ценных бумаг существует тесная взаимосвязь. Потенциально остатки на срочных счетах и ценные бумаги могут быть использованы для расчетов. Кроме того, владельцы срочных счетов имеют возможность переоформить их в счета до востребования. Доходы от ценных бумаг могут храниться на текущих счетах, так же, как денежные средства, вырученные от их продажи. Безусловно, денежные агрегаты на практике играют позитивную роль как ориентиры денежной политики государства.
С учетом стирания граней между наличным и безналичным оборотом в нашей стране следовало бы перейти к их активному использованию. На сегодняшний день главной особенностью денежной массы в России является то, что около 50% ее составляет доллар и другая иностранная валюта. А сохраняющаяся высокая степень интеграции иностранной валюты во всю денежно-кредитную систему страны приводит к использованию валютного курса в качестве критерия хозяйственной деятельности и средства тезаврации даже населением и предприятиями, далекими от внешнего рынка. Все это негативно влияет на нашу денежную единицу - рубль, значительно ослабляет его позиции по сравнению с другими денежными единицами.
Глава2.Денежная реформа
2.1 Cутьденежной реформы
Денежная реформа - глубокое преобразование денежной системы страны, проводимое государством в связи с расстройством денежного обращения и в целях укрепления национальной валюты, стабилизации денежной единицы. Денежная единица страны - законодательно установленный в стране денежный знак, основной элемент денежной системы страны, являющийся единицей денежного измерения.
Основные виды денежных реформ: это полная или частичная замена денежных знаков с выпуском нового образца при сохранении их нарицательной стоимости:- деноминация в виде укрупнения денежной единицы;- деноминация в форме укрупнения их заменой или даже с изменением денежной единицы;- единовременная девальвация денежной единицы страны;- ревальвация - изменение масштаба цен в сторону повышения золотого содержания национальной денежной единицы. Масштаб цен - способ и средство измерения, выражения стоимости товаров в денежных единицах. В условиях металлического обращения и золотого стандарта масштаб цен выражает количество металла, серебра, золота, соответствующее одной денежной единице.
В периоды инфляции государство прибегает к девальвации своих валют. Девальвация (от де - понижение и лат. valeo - стою) - это снижение цены денежной единицы. В период золотого стандарта девальвация означала снижение золотого содержания денежной единицы, а в условиях демонетаризации денежных систем она автоматически влечет за собой снижение валютного курса страны, осуществляющей девальвацию на валютном рынке. Для преодоления инфляции государство использует и другие меры антиинфляционной политики: регулирование цен и заработной платы, оздоровление финансовой системы, сдерживание кредитной экспансии, ужесточение эмиссии денег (наличных и безналичных). При глубокой инфляции и расстройстве экономики проводятся денежные реформы.
Все меры, направленные на сдерживание обесценения денег, можно назвать дефляционными мерами. Дефляция (от лат. deflatio - сдувание) - противоположность инфляции. Сокращение денежной массы обычно предшествует денежным реформам, при этом избыточные знаки изымаются из обращения. Дефляция осуществляется путем ряда финансово-кредитных мер, среди них - увеличение налогового обложения, уменьшение расходов на социально-культурные нужды, замораживание заработной платы, широкая продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, повышение ссудного процента, лимитирование кредита и т.д. Разумеется, для проведения дефляции используются резервы роста производства товаров, организуется приватизация, ведется структурная перестройка, развиваются кооперативное движение и индивидуальная трудовая деятельность, обеспечивается более тесная увязка между оплатой труда и его результатами, расширяются сберегательное дело, рыночные отношения.
При проведении денежных реформ для преодоления инфляции используются, в частности, ревальвация и нуллификация. Ревальвация (от ре... - повышение и лат. valeo - стою) - это повышение курса валюты данной страны по отношению к денежным единицам других стран или международным счетным денежным единицам. Она используется как метод стабилизации денежной системы страны и восстановления покупательной способности денег после инфляции. Ревальвация применяется для устойчивого повышения курса валюты на международных валютных рынках. В международных экономических отношениях такая мера противоположна девальвации. Ревальвация, как правило, выгодна кредиторам, получающим возврат долгов в ревальвируемой валюте, а также импортерам, покупающим дешевле иностранную валюту для оплаты закупаемых товаров. Экспортеры обычно несут потери, поскольку цены на их товары, выраженные в валютах других стран, повышаются, что затрудняет продажу товаров, а при сохранении их инвалютной цены выручка в национальной валюте снижается. Нуллификация (лат. nullus - никакой и. фикация) - разновидность денежной реформы, при которой обесценившиеся денежные знаки аннулируются, т.е. объявляются недействительными. Проводится такая мера при резком падении покупательной способности денег вследствие инфляции. В условиях монометаллизма нуллификация иногда сопровождалась возвратом к полноценным металлическим деньгам; при демонетаризации она осуществляется путем выпуска новых денежных знаков.
В СССР нуллификация использовалась при завершении денежной реформы 1922-1924 гг., когда были выпущены казначейские билеты, один рубль которых приравнивался к 50 млрд. руб. образца 1918-1919 гг. Деноминация (де- и лат. nominatio - наименование) означает реформу, при которой происходит укрупнение денежной единицы для оздоровления денежной системы. По установленному соотношению старые знаки меняются на новые, в такой же пропорции пересчитываются цены на товары и услуги. В России две деноминации были проведены в начале 20-х годов. Согласно Декрету от 3 ноября 1921 г. 1 рубль образца 1922 г. приравнивался к 10 000 руб. старых денежных знаков. Декретом от 24 октября 1922 г. 1 рубль нового образца приравнивался к 100 руб. образца 1922 г. или к 1 000 000 руб. в денежных знаках более ранних выпусков. В 1961 г. в СССР была проведена деноминация, когда новый рубль, выпущенный в обращение 1 января 1961 г., приравнивался к 10 прежним рублям. Денежные реформы являются радикальной мерой оздоровления денежной системы, когда происходит ее полное или частичное преобразование с целью упорядочения и укрепления денежного обращения.
2.2 Денежные реформы за рубежом
2.2.1 Денежные реформы в зарубежных капиталистических странах
При монометаллизме денежные реформы совпадали с методами стабилизации валют - нуллификацией денег, девальвацией, ревальвацией - и сопровождались восстановлением их размена на металл, возвратом к золотому или серебряному стандарту. Так, во Франции в конце 18 в. была проведена нуллификация. Взамен аннулированных ассигнатов и земельных мандатов были выпущены металлические и разменные на золото деньги.
Примером ревальвации может служить денежная реформа в Великобритании в 1821 г. Во время войны с Францией фунт стерлингов с 1797 г. перестал размениваться на золото и обесценился на 40%. Когда обесценение фунта стерлингов составило 2 %, Банк Англии возобновил размен банкнот на золото по номиналу (1:1).
Аналогичный метод денежных реформ был применен в США, когда инфляция 1861-65 гг. была постепенно преодолена, часть бумажных денег изъята из обращения, курс их по отношению к золоту повысился до номинала. В 1879 г. правительство США восстановило размен банкнот на золото по курсу 1:1. Распространенный метод денежных реформ - девальвация, т.е. официальное снижение золотого содержания и курса национальной валюты по отношению к иностранной. Иногда она приближалась к нуллификации, если обесцененные деньги обменивались на новые по крайне низкому курсу.
Например, в Германии в связи с колоссальным обесценением марки в период и после 1-й мировой войны (в 1,6 трлн. раз) во время денежной реформы 1924 г. обмен производился по соотношению: 1 новая марка = 1 трлн. старых марок. В Греции в ноябре 1944 г. 50 млрд. старых драхм обменивались на 1 новую драхму. При обращении неразменных кредитных денег девальвация и ревальвация используются в основном для регулирования курса национальных валют, а денежные реформы направлены на укрепление внутреннего денежного обращения. В условиях кризиса экономики, для которого характерна почти хроническая инфляция, денежные реформы не обеспечивают длительной стабильности денежного обращения.
В период относительной стабилизации капитализма после 1-й мировой войны были проведены денежные реформы, растянувшиеся на ряд лет: с 1922 в Швеции по 1930 в Японии.
В большинстве стран была проведена девальвация, причем в Германии, Австрии, Венгрии, Польше близкая к нуллификации.
Денежные реформы не восстановили довоенный золотомонетный стандарт (только в Англии в результате денежной реформы 1925 г. было восстановлено довоенное золотое содержание фунта стерлингов). Капиталистические страны, приспосабливаясь к изменившимся условиям, ввели урезанные формы золотого монометаллизма - золотослитковый (Великобритания, Франция) и золотодевизный стандарт (примерно в 30 странах, в т.ч. в 16 странах Западной Европы).
США, позиции которых усилились в итоге 1-й мировой войны, сохраняли золотомонетный стандарт до 1933 г. После 1-й мировой войны впервые о практике капитализма денежные реформы были проведены в основном с помощью межгосударственных займов США. Великобритания, Франция использовали тяжелое экономическое и финансовое положение ряда стран для навязывания им обременительных кредитов.
Одним из условий стабилизационных займов, предоставленных Германии, Австрии, Венгрии, Польше для проведения денежных реформ было назначение иностранных экспертов, которые контролировали денежно-кредитную политику стран-должников. Денежные реформы после 1-й мировой войны не обеспечили прочной стабилизации денежных систем. Мировой экономический кризис 1929-33 г., который переплелся с денежно-кредитным и валютным кризисом, привел к отмене золотого стандарта и массовому обесценению валют.
В ряде капиталистических стран денежные реформы были проведены после 2-й мировой войны (в Бельгии - в 1944 г., во Франции, Дании, Голландии и Норвегии - в 1945 г., а Греции - в 1944-46 гг., в Японии - в 1946 г., в Австрии - в 1947 г.). Они свелись к обмену обесцененных старых денег на новые. Обычно обменивалось ограниченное количество денег (например, в Бельгии до 5 тыс. фр. на одно лицо), остальные суммы зачислялись на блокированный счет в кредитном учреждении. В дальнейшем часть блокированных счетов была разблокирована. В 1958 г. по сравнению с довоенным уровнем греческая драхма обесценилась в 640 раз, японская иена -в 245 раз, итальянская лира - в 53 раза, французский франк - в 32 раза, турецкая лира - в 9,5 раза (исчислено по индексу оптовых цен). Новая денежная реформа была проведена во Франции в 1958-60 г. путем девальвации франка на 17,38 % и деноминации. До 1960 г. старые франки постепенно обменивались на новые по соотношению 100:1. Однако и эта денежная реформа не обеспечила стабилизации французской валюты.
2.2.2 Денежные реформы в зарубежных социалистических странах
Денежные реформы в зарубежных социалистических странах ставили задачей ликвидацию инфляции и укрепление денежного обращения, приведение денежной массы в соответствие с потребностью товарооборота при соблюдении интересов населения. Стабилизация денег должна была создать условия для успешного восстановления и быстрого развития экономики молодых социалистических государств, развертывания товарооборота, повышения жизненного уровня трудящихся. Ликвидация последствий войны и оккупации в сфере денежного обращения представляла собой длительный процесс; завершился он в разное время, что было связано с особенностями развития денежного обращения в каждой из этих стран. Для создания устойчивого денежного обращения, твердых валют необходимо было провести денежные реформы, обеспечить развитие производительных сил нового общественного строя, добиться сбалансирования госбюджета.
Методы проведения денежных реформ были в основном однотипны. В большинстве европейских социалистических стран они проводились в два этапа. Это объяснялось тем, что объективные предпосылки для полной ликвидации последствий войны и оккупации в сфере денежного обращения были созданы не сразу. Во многих странах госбюджеты не имели достаточной устойчивой доходной базы.
Первые денежные реформы были проведены в Польше, Чехословакии и Югославии в 1945 г., в Венгрии -в 1946 г., в Албании - в 1946-47 гг., в Румынии и Болгарии - в 1947 г., в Восточной Германии - в 1948 г. Денежные реформы предусматривали обмен старых денег на новые по определенному соотношению (в зависимости от степени обесценения денег). Для населения устанавливались льготные условия обмена, особенно для вкладов в сберкассах и банках. Для госпредприятий и общественных организаций обмен производился без ограничений или на льготных условиях, тогда как для частных предприятий действовали жесткие нормы обмена.
Одновременно с денежными реформами правительства этих государств провели ряд экономических и финансовых мероприятий, направленных на ликвидацию бюджетных дефицитов и укрепление денежного обращения. Денежные реформы в каждой стране учитывали конкретные особенности политического и экономического развития, однако, их основная цель заключалась в приведении денежной массы в соответствие с потребностями государства.
В результате денежных реформ в европейских социалистических странах была изъята значительная часть денежной массы, главным образом за счет накоплений, что привело к резкому сокращению количества денег в обращении, содействовали преодолению инфляции, снижению цен, росту товарооборота.
Второй этап денежных реформ осуществлялся в условиях, когда бюджеты в этих странах сводились с превышением доходов над расходами. Особенности денежных реформ на втором этапе состояли в том, что они сопровождались изменением масштаба цен, установлением золотого содержания валют.
Второй этап денежных реформ был проведен в Польше в октябре 1950 г., Румынии - в январе 1952 г., Болгарии - в мае 1952 г., Чехословакии - в июне 1953 г.; реформы предусматривали обмен старых денег без ограничения на новые по разному соотношению в каждой стране в зависимости от степени их обесценения.
Переоценка вкладов в сберкассах производилась на льготных условиях. В Польше, Чехословакии, Румынии, Болгарии было законодательно зафиксировано золотое содержание валют (раньше золотой паритет валют этих стран определялся косвенным путем через доллар США). Особый характер носили денежные реформы в других социалистических странах.
Денежные реформы в КНР (март-апрель 1955 г.) ставила задачей изменение масштаба цен. Старая денежная единица, выражавшая очень малую величину стоимости, осложняла расчеты и учет в народном хозяйстве. Деньги прежних выпусков были обменены на деньги нового образца - юани Народного банка Китая по соотношению 10000:1 без ограничений.
Поэтому же соотношению пересчитывались цены и денежные обязательства, а также валютные курсы. Золотое содержание юаня не было установлено.
В КНДР в 1947 была введена новая денежная единица - вона, на которую обменивались старые деньги (иены Чосен-банка) по соотношению 1:1. Для рабочих, служащих и других горожан норма обмена устанавливалась в пределах месячной заработной платы, для крестьян - до 700 вон на одно хозяйство. Государственные учреждения и предприятия могли обменять наличные денежные средства без ограничений. Агрессия США против КНДР в 1950 г. потребовала выпуска значительной массы денег для нужд обороны, что привело к росту цен. В целях укрепления денежного обращения в феврале 1959 г. был произведен обмен без ограничения старых банкнот на новые по соотношению 100:1.
По этому же соотношению были пересчитаны цены, заработная плата и денежные обязательства. В ДРВ денежная реформа (февраль 1959 г.) была в основном связана с изменением масштаба цен. Старые деньги обменивались на новые без ограничения по соотношению 1000 старых донгов за 1 новый донг и соответственно пересчитаны цены, заработная плата и денежные обязательства.
В июле 1976 г. в результате объединения ДРВ и РЮВ было образовано единое государство - СРВ. С 1978 г. в СРВ проведена денежная реформа, ставившая целью унификацию денежного обращения в стране. В обращение выпущены новые денежные знаки. Обмен старых денег на новые производился по курсу: 1 новый донг = 1 донгу, имевшему хождение на Севере страны, и 0,8 донга, временно обращавшихся на Юге Вьетнама. Денежная реформа в СРВ явилась важной мерой реорганизации производства, перераспределения рабочей силы и укрепления экономического и финансового управления на территории всей страны.
Денежная реформа в Лаосской Народно-Демократической Республике проведена в декабре 1979 г. В обращение выпущены новые кипы, заменившие ранее обращавшиеся "кипы освобождения", которые выпускались в освобожденной от оккупантов зоне Лаоса в начале 70-х гг. Обмен производился без ограничения по соотношению: 1 новый кип = 100 "кипам освобождения". Денежная реформа в Республике Куба проведена в августе 1961 г. Обмен старых денег (песо) на новые производился по соотношению 1:1. Единовременно обменивалось на семью 200 песо; остальные наличные деньги в пределах до 10000 песо зачислялись на специальный счет по вкладам в Национальном банке Кубы
2.2.3 Денежные реформы в развивающихся странах
С крушением колониальной системы империализма и завоеванием политической независимости развивающиеся страны периодически проводят денежные реформы в целях создания и укрепления национальных денежных систем. В результате денежных реформ в этих странах произведен обмен старых денег на новые, право эмиссии банкнот монополизировано в государственных центральных банках. Страны Азии, освободившиеся от колониальной зависимости после 2-й мировой войны, унаследовали хозяйственную разруху и расстроенное инфляцией денежное обращение.
В ходе денежных реформ они осуществили изъятие избыточной денежной массы из обращения и, в частности, оккупационных денег, обмен старых денег на новые, обеспечили временную стабилизацию денежного обращения (Бирма, Индия, Индонезия, Таиланд, Филиппины и др.).
В Африке Гвинейская Республика в числе первых провела радикальную денежную реформу. Созданный в 1960 г. государственный Центральный банк Гвинейской Республики выпустил гвинейский франк вместо колониальной валюты - франка КФА. Обмен франков КФА на новые деньги производился по соотношению 1:1 в течение двух недель. Было установлено золотое содержание валюты, введен контроль за переводами денежных средств за границу, запрещен ввоз и вывоз новых денег.
В 1963 г. в связи с наплывом в страну фальшивых денег в короткие сроки был произведен обмен старых денег на банкноты нового образца. В 1972 г. в связи с усилением инфляции в Гвинее проведена новая денежная реформа: введена укрупненная денежная единица - сили, в течение четырех дней произведен обмен гвинейских франков по соотношению 10:1. При обмене сумм свыше 1 млн. требовалось удостоверение личности. Денежные реформы, направленные на создание национальных денежных систем, проведены в ряде стран Азии во 2-й половине 40-х годов, в Африке - в конце 50-х годов и продолжались в 70-е годы. Например, после завоевания независимости Ангола в 1975 г. осуществила денежную реформу. Созданный в 1976 г. государственный национальный банк Анголы выпустил в 1977 г. новую денежную единицу - кванзу, равную 100 лвеям. Обмен денег был произведен в короткий срок, чтобы нейтрализовать приток крупных сумм, вывезенных из страны иностранными монополиями, и деятельность "черного рынка". В конце 70-х - начале 80-х годов в малых, в том числе островных, государствах проведены денежные реформы с целью создания национальных денежных систем путем введения в оборот национальной валюты в качестве единственного законного платежного средства.
Хроническая инфляция, порожденная трудностями преодоления отсталости, колониальной зависимостью, объективной нехваткой финансовых и экономических ресурсов для нужд ускоренного развития и использованием денежной эмиссии как источника финансирования бюджетных дефицитов, обусловила проведение денежных реформ, направленных на сдерживание инфляции и стабилизацию денежного обращения.
Так, в 1964 г. Революционный совет Бирмы провел денежную реформу, аннулировав банкноты достоинством в 50 и 100 кьят, что ущемляло интересы владельцев крупных денежных накоплений. Обмен этих банкнот на банкноты меньшего достоинства был разрешен в течение недели в пределах 200 кьят на одно лицо, остальные суммы зачислялись на блокированные счета, с разблокированных сумм взимался подоходный налог. Развивающиеся страны неоднократно проводили деноминации путем обмена обесценившихся денежных единиц на новые по низкому курсу, что приближало их к нуллификации.
Деноминации по соотношению 1000:1 в разные годы применяли Бразилия, Индонезия, Заир, Уругвай, Чили. С целью стабилизации валют в развивающихся странах проводятся денежные реформы путем девальвации, реже ревальвации.
2.3 Денежные реформы в России
В дореволюционной России были две денежные реформы. При проведении первой (1839-1843 гг.) получившей название реформы Канкрина (по имени министра финансов) был установлен серебряный монометаллизм. Реформа была осуществлена путем девальвации ассигнационного рубля. Началом реформы явился манифест 1 июля 1839 г., провозгласивший денежной единицей серебряный рубль с содержанием в 4 золотника 21 долю чистого серебра. Ассигнациям отводилась роль вспомогательного знака ценности с постоянным курсом в 3 р. 50 к. за 1 рубль серебром.
Одновременно была образована при Государственном коммерческом банке специальная депозитная касса, принимавшая во вклады серебро и выдававшая взамен его депозитные билеты, которые обращались наравне с серебром и свободно на него разменивались. В 1841 г. были выпущены новые денежные знаки - кредитные билеты 50-рублевого достоинства, обращавшиеся параллельно с серебром и разменные на серебряную монету. Сумма выпущенных в 1842-43 гг. кредитных билетов составила 6 млн. р. Реформа завершилась манифестом 1 июня 1843 г., который предписывал прекращение выпуска депозитных билетов и обмен ассигнаций на кредитные билеты по соотношению 1:3,5. Фактически обмен продолжался до 1852 г. и вместо 595,8 млн. р. ассигнациями было выпущено на 170,2 млн. р. кредитных билетов. Размен обеспечивался специально созданным в 1843 г. фондом в 28,5 млн. р. серебром.
Реформа, проведенная в условиях разлагавшегося крепостничества, при дефицитности госбюджета и внешнеторгового баланса, не могла упорядочить денежное обращение в России. Финансирование Крымской войны 1853-56 гг. за счет эмиссии кредитных билетов, превратившихся фактически в бумажные деньги, вновь вызвало острую инфляцию, которая привела к расстройству денежного обращения.
Другая реформа (1895-1897 гг.) названа по имени тогдашнего министра финансов России реформой Витте. Она ввела золотой монометаллизм. В стране к тому времени был накоплен солидный золотой запас. С 1895 г. разрешались сделки с золотом, выпущен полуимпериал - 5-рублевая золотая монета по цене 7 р. 50 к. каждая и 10-рублевая монета (империал). Это была девальвация денежной единицы на 1/3.
В 1897 г. начался размен кредитных билетов на золото. Золотой рубль содержал 0,774234 г. чистого золота. Почти все кредитные билеты должны были быть покрыты золотом (600 млн. руб. - на 50% и еще 600 млн. руб. - на 100%). Это несколько ограничило эмиссионное право банка. В целом реформа была прогрессивной, так как обеспечивала переход к золотому стандарту и способствовала стабилизации денежной системы.
В послеоктябрьский период была проведена реформа в 1922 - 1924 гг. В годы гражданской войны и военной интервенции происходила огромная эмиссия денежных знаков. Инфляция, неустойчивость денежной системы препятствовали восстановлению хозяйства и осуществлению новой экономической политики (НЭП). Поэтому денежная реформа была необходима. Экономические предпосылки к ней постепенно созревали: вводилась система налогов, росли доходы государства от железных дорог, эксплуатации леса, расширялись государственные займы, создавалась система сберегательных касс, развивалось государственное страхование, укреплялись местные бюджета, предприятия переходили на хозрасчет, прекращалось бюджетное финансирование и т.д.
Началом реформы послужил выпуск в обращение в октябре 1922 г. новых денежных знаков - червонцев. Госбанк мог их выпускать с таким расчетом, чтобы в порядке краткосрочного кредитования промышленности и торговли они на 25% были обеспечены реальным золотым запасом. В остальной части обеспечения червонца выступали легко реализуемые товары и краткосрочные векселя. Червонец приравнивался к 10 довоенным золотым рублям. Торговый оборот хорошо принимал новые червонцы, но наряду с ними в обращении продолжали оставаться прежние, обесценившиеся денежные знаки. Итак, возникла система параллельного обращения двух валют. Разумеется, такое положение не могло просуществовать долго, поскольку мешало нормальному хозяйственному обороту.
В 1924 г. реформа была завершена, в феврале прекратились печатание и выпуск прежних, так называемых совзнаков. Вместо них начали выпускаться новые знаки - государственные казначейские билеты, а также серебряные и медные монеты. Один червонец равнялся десяти новым рублям, т.е. между казначейским рублем и банковским червонцем было установлено твердое соотношение.
Завершение денежной реформы 1922-1924 гг. сыграло важную роль в развитии кредитной системы.
В годы Великой Отечественной войны денежное обращение испытывало большие трудности. Ущерб, нанесенный войной, привел к тому, что в обороте оказалась большая избыточная масса денежных знаков, не имеющих товарного эквивалента. Для ликвидации последствий войны и области денежного обращения необходима была денежная реформа, которая позволила бы изъять избыточную массу денег из обращения.
К 1947 г. созрели экономические предпосылки для проведения такой реформы. Благодаря восстановлению и дальнейшему подъему промышленности, сельского хозяйства и других отраслей создалась возможность накопить необходимые товарные запасы, обеспечивающие устойчивость денег.
Денежная реформа состоялась во второй половине декабря 1947 г. Она заключалась в обмене находившихся в обращении денег на вновь выпущенные деньги и переоценке сбережений населения в сберегательных кассах и в форме облигаций. Имеющиеся на руках у населения деньги обменивались по соотношению 10:1 (взамен 10 старых давался 1 рубль новыми). Интересы вкладчиков в сберегательных кассах были защищены. Вклады до 3 тыс. руб. вообще не переоценивались, а от 3 тыс. до 10 тыс. руб. переоценивались по соотношению 1:2. Остатки денег на счетах колхозов и кооперативных организаций в банке обменивались в пропорции 5:4. Остатки средств на счетах государственных предприятий не переоценивались.
Все выпущенные ранее государством займы конвертировались. Облигации менялись на новые в соотношении 3:1 (за исключением свободно реализуемого займа 1938 г., условно называемого золотым займом, для которого было установлено соотношение 5:1). Заработная плата и все другие выплаты наличных денег населению осуществлялись новыми деньгами, одновременно отменялась карточная система. Конечно, население понесло от реформы потери в связи с тем, что она носила конфискационный характер. Однако, несомненно, положительным ее результатом были ликвидация последствий войны в денежной системе, укрепление денежной единицы и повышение значения всех функций денег.
2.4 Денежные реформы в России конца 20 века
В нашей стране глубокая денежная реформа происходит в процессе создания рыночной экономики начиная с 1988 г. по настоящее время. Отметим, что на состоянии денежной системы России в определенной мере сказались процессы, связанные с распадом СССР и необходимостью создания собственной денежной системы.
На денежном обращении страны отразилось невыполнение обязательств, принятых рядом государств СНГ в 1992 г. Соглашения, заключенные 9 октября 1992 г., предусматривали согласование денежно-кредитной политики в СНГ при использовании общей валюты - рубля РФ. 22 января 1993 г. подписано соглашение о создании государствами СНГ Межгосударственного банка для содействия улучшению межгосударственных расчетов. Однако найти согласованных подходов к решению вопросов денежно-кредитной политики тогда не удалось, ряд государств ввел национальные валюты, в Россию хлынул поток наличных рублей. Это отрицательно повлияло на денежное обращение в России и усилило инфляционные процессы.
Банк России вынужден был начать выпуск новых денежных знаков и постепенно изымать из обращения денежные билеты Госбанка СССР образца 1961-1992 гг. В феврале 1993 г. в обращение стали поступать денежные билеты банка России только образца 1993 г., которые не поставлялись в банки других государств рублевой зоны. Но когда к середине 1993 г. большинство государств бывшей рублевой зоны перешло к созданию собственных денежных систем, было принято решение о прекращении обращения на территории РФ денежных билетов Госбанка СССР и Банка России образца 1961-1992 гг. и использовании в России с 26 июля 1993 г. только банкнот образца 1993 г.
В ноябре-декабре 1993 г. Казахстан, Узбекистан и Армения ввели свои национальные денежные знаки. Таджикистану Россия предоставила государственный кредит новыми наличными деньгами и, таким образом, к концу 1993 г. денежные билеты бывшего СССР практически на всех территориях государств - бывших республик страны потеряли законную силу.1993-1994 г. - период завершения процесса создания национальной валюты и отделения денежного обращения России от денежных систем государств бывшего СССР. Это позволило остановить импорт инфляции, усилить контроль над движением денежных потоков.
Вопрос о проведении деноминации, как известно, поднимался в средствах массовой информации начиная с 1995 г. Однако до 1998 года осуществление реформы подобного рода являлось преждевременным и силу наличия инфляции более 20% в год: деноминация не имеет смысла в условиях высокой инфляции и падения валового внутреннего продукта из-за продолжающегося роста цен и высоких инфляционных ожиданий.
Деноминация предполагает условия стабильности и укрепление внешней покупательной способности национальной денежной единицы. По отношению к доллару США и с учетом внутренней инфляции реальное укрепление рубля за январь - август 1997 г. составило 3,2%.
Политика Банка России на 1998 г. была также направлена на стабилизацию и предсказуемость обменного курса рубля. Тем более что накопления золотовалютных резервов Банка России составили к 1 августа 1997 г. более 24 млрд. долл. Проведение деноминации - свидетельство способности органов денежно-кредитного регулирования обеспечивать контроль над инфляцией в долгосрочной перспективе и фактор формирования низких инфляционных ожиданий у экономических агентов.
Эквивалентная деноминация - это техническая процедура, обеспечивающая упрощение учета и расчетов в хозяйстве. Международный опыт показывает, что деноминация оказывает позитивное воздействие на такие показатели, как инфляционные ожидания, долгосрочные процентные ставки, и, таким образом, на экономический рост. С этой точки зрения, деноминация - это и элемент экономической политики. Психологически деноминация содействует повышению доверия населения к национальной валюте. Способствуя укреплению рубля, деноминация оказывает эффективное воздействие на приток капитала в сферу производства товаров и услуг, рост производственных инвестиций.
Естественно, деноминация влечет за собой и определенные проблемы, но они решаемы. Так, например, опасения разового роста цен вследствие их округления снимались решением Правительства Российской Федерации о необходимости указания цен на товары и услуги одновременно в новом и старом масштабе. Деноминация 1998 г. не носила конфискационного, ограничительного характера. Постепенная замена денежных знаков без каких-либо ограничений позволила избежать стрессов среди населения. Плавная замена денежных знаков в обращении, параллельное обращение старых и новых денежных знаков в течение всего 1998 г. существенно снизили затраты на проведение деноминации. Центральный банк готовился к проведению деноминации еще с начала 1997 года, систематически отслеживая экономическую ситуацию в стране. Был выбран именно этот срок начала проведения деноминации.
Президент согласился с предложением Правительства и Центрального банка и принял Указ № 822 от 4 .августа 1997 г. о проведении с 1 января 1998 г. деноминации рубля и замене обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 рублей денег старого образца на 1 рубль в новых деньгах.
Этим же Указом Правительству было поручено определить порядок проведения мероприятии, связанных с практической реализацией настоящего Указа, имея в виду, что эта реформа является частью программы финансового оздоровления страны и направлена на упрочение позиции российской валюты, соблюдение интересов населения и государства при недопущении какого-либо ущерба населению.
Постановлением Правительства от 18 сентября 1997 г. № 1182 (п. 1) установлено, что организации, независимо от организационно-правовой формы, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должны произвести с 1 января 1998 г. пересчет всех оптовых и розничных цен на товары и работы, тарифов на услуги и закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, а также надбавок, наценок и скидок исходя из нового масштаба цен: 1000 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах. При этом цены на товары и работы, тарифы на услуги указываются организациями независимо от организационно-правовой формы, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в валюте Российской Федерации в период с 1 декабря 1997 г. до 31 декабря 1998 г. включительно как в новом, так и в старом масштабе цен одновременно (вначале цены указываются в новом масштабе цен, и таким образом, после 1 января 1998 г. первая цена будет в новом масштабе цен, а в старом масштабе она будет просто повторяться).
Этим же постановлением, п. 6, установлено, что все выплаты и расчеты по денежным обязательствам, оформленным до 31 декабря 1997 г. включительно, осуществляются, начиная с 1 января 1998 г. исходя из нового масштаба цен.
Пункт 16 предусматривает, что денежные билеты и монеты Банка России, обращающиеся в настоящее время на территории Российской Федерации, подлежат в 1998 г. приему организациями независимо от организационно-правовой формы и отдельными лицами при осуществлении всех видов платежей, а также кредитными организациями для зачислении во вклады, текущие, расчетные и другие счета без всяких ограничений, исходя из нового масштаба цен.
Центральному банку Российской Федерации необходимо обеспечить контроль над проведением этой работы кредитными организациями. Таковы основные положения, которые определяли порядок проведения деноминации. Кратко остановимся на характеристике новых банкнот и монет.
С 1 января 1998 г. в обращение были введены банкноты и монеты Банка России образца 1997 г., т.е. банкноты пяти номиналов - достоинством 5, 10, 50, 100 и 500 рублей и монеты - 1 копейка, 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля и 5 рублей. Как видно из этого ряда, 5 рублей представлены как банкнотой, так и монетой, и предполагается, что основную массу обращения будет замещать пятирублевая монета, банкнота - в незначительных объемах. Основное количество банкнот составляют 500-, 100-, 50- и 10-рублевые, остальная денежная масса будет выдаваться Центральным банком монетами.
На начальном этапе, в течение I квартала 1998 г., учреждения Центрального банка выдавали деньги в пропорции, которая необходима для организации нормального денежного обращения в данном регионе, т.е. выдается и копейка, и 5 копеек, и 10 копеек в соотношении, обеспечивающем потребности денежного оборота. Что можно сказать о банкнотах? Основной мотив банкнот повторяет банкноты образца 1995 г. Так, на банкноте в 5 рублей повторяется изображение Новгорода, на банкноте в 10 рублей - Красноярска, на других банкнотах - Санкт-Петербурга, Москвы и Архангельска. Это сделано для того, чтобы максимально упростить восприятие населением новых денег. Если говорить совсем упрощенно, то использован метод детского лото - "вишенка к вишенке, помидорчик к помидорчику", т.е. если человеку тяжело сориентироваться в нулях, расплачивайся картинкой - покупательная способность банкнот та же.
Этим путем идем не только мы, его использовали и Франция, и Мексика. И как показал опыт этих стран, население наиболее легко воспринимает на первоначальном этапе деноминации именно банкноты с повторением того же зрительного образа. Монеты выпускаются с совершенно другим дизайном, чем они были раньше. Так, все копейки - 1, 5, 10 и 50 на оборотной стороне содержат изображение Георгия Победоносца, поражающего копьем змея. Таким образом, мы возвращаемся к тому моменту, почему она собственно и была названа копейкой. Как известно, на первых монетах на Руси был изображен всадник с копьем, и название произошло от этого изображения. Рубль, два и пять изготовлены из такого медно-никелевого сплава, чтобы не возникало желания подделать монеты (например, монета в пять рублей белого цвета сделана из биметалла мельхиор - медь - мельхиор).
Представляется целесообразным обратить внимание на основополагающий принцип организации проведения деноминации: прямого обмена, обмена денег как такового, не было предусмотрено. Это подчеркивается во всех документах. Никакие учреждения - ни Центральный банк, ни кредитные организации - прямой обмен денег ни физическим, ни юридическим лицам производить не должны. Старые деньги будут уходить из обращения через обычные каналы денежного обращения, как-то: торговля, услуги и т. д. Выпуск новых денег будет осуществляться в порядке обычных платежей по мере изъятия старых денег. Параллельное нахождение в обращении двух видов денег в соответствии с Указом Президента осуществлялось в течение всего 1998 г. Центральный банк установил строгий контроль за обязательностью приема как старых, так и новых денег на 1998 г. во все виды платежей с учетом масштаба 1:1000. Старые деньги, не использованные населением в течение 1998 г. будут обмениваться на новые в учреждениях Центрального банка до конца 2002 г. без каких-либо ограничений. Но сами учреждения Центрального банка, начиная уже с первого операционного дня, будут выдавать только новые деньги, хотя в правилах есть оговорка "в основном". Учреждения коммерческих банков по их усмотрению до 1 июля 1998 г. имели право выдавать из своих касс деньги как нового, так старого образца. А, уже начиная с 1 июля 1998 г. Центральный банк запретил коммерческим банкам выдавать деньги старого образца. С этого момента следует выдавать деньги только нового образца. При этом кредитным организациям было необходимо продолжать прием от юридических и физических лиц денег старого образца до конца 1998 г. без каких-либо ограничений.
Потребности коммерческих банков в новых деньгах удовлетворялись в соответствии с действующим порядком, т.е. деньги с корсчета в тех суммах, которые необходимы, выдавались без всяких ограничений.
Деньги старого образца сдаются коммерческими банками в обычном порядке отдельно от денег образца 1997 г., т.е. старая и новая денежные массы сдаются в РКЦ раздельно. Как было отмечено выше, Центральный банк не предусматривает прямого обмена денег в процессе деноминации и не рекомендует производить его коммерческим банкам, тем более с взиманием каких-либо комиссий за эту операцию. При выявлении фактов взимания комиссии за обмен старых денег на новые, а также фактов отказа в приеме старых денег в 1998 г. Центральный банк вправе применять штрафные санкции.
Перед коммерческими банками, работающими непосредственно с предпринимателями и населением, стояла важная задача способствовать нормальному ходу деноминации, созданию спокойного психологического климата во время ее проведения, систематически разъяснять клиентуре особенности организации денежного обращения в период параллельного хождения двух видов денег в стране.
Центральный банк считает, что процесс деноминации должен проходить без каких-либо проблем в условиях, когда участники этого процесса не будут допускать отклонений от правил его проведения. Разработка нормативных документов, касающихся порядка совершения, оформления и учета эмиссионно-кассовых операций в период параллельного обращения денежной массы старого и нового образцов, осуществлялась по строгому плану. Положение о порядке совершения, оформления и учета кассовых операций и инкассации денежной выручки в кредитных организациях в период параллельного обращения денежных знаков старого и нового образцов разработано и утверждено.
Этот документ концентрирует внимание на том, что деньги образца 1993, 1994 и 1995 гг., монета СССР и Банка России 1961 - 1996 гг., а также 1, 2, 3 копейки еще более ранних выпусков в течение всего 1998 г. остаются законным платежным средством и обязательны к приему без всяких ограничений из расчета одной тысячной их нарицательной стоимости, т.е., условно говоря, клиентура, люди могут прийти и заплатить за квартиру, сделать перевод, вклад, например, копейками 1961 г. И учреждения банков обязаны были принять эту денежную массу и отказывать в ее приеме не имеют права. Банк России очень жестко контролировал этот момент.
Заключение
Денежная реформа в любой стране - это проблема, которая волнует практически каждого гражданина. В подтверждение данным словам хотелось бы привести результаты опросов, проведенных фондом «Общественное мнение» в 1999г. Они зафиксировали рост недовольства граждан возвратом металлических денег: в феврале число тех, кому нравится звонкая монета снизилась с 33% до 25%, а тех, кому она вовсе не нравится, напротив, возросло с 23% до 40%. Прежде всего потому, что в связи с активным использованием металлических монет гражданам придется потратиться на новые кошельки, имеющие специальные отсеки для хранения мелочи.
В ходе тех же опросов выяснилось: более половины российских граждан уверены, что пострадали от деноминации (хотя только у 13% из них лично возникали определенные проблемы и недоразумения из-за деноминации), но так и не поняли, для чего же, собственно, она была нужна. Наиболее популярные версии такие: государство таким образом оправдывает увеличение денежной массы для погашения долгов по зарплате; деноминация дает банкам возможности для махинаций, и именно банками деноминация и была инициирована. Большинство граждан при этом считает, что денежная реформа вызвала рост цен на товары повседневного спроса. Практически не сомневаются в этом пожилые люди, среди которых рост потребительских цен с деноминацией связывает подавляющее большинство - 71%.
Больше половины людей считают, что знают о денежных реформах достаточно. Вместе с тем почти половина думает, что мошенничества, связанные с деноминацией, будут весьма распространены, а подавляющее большинство (почти 80%) уверено, что в той или иной степени от этого пострадает.
Примечательно, что отношение людей к данному явлению практически не зависит ни от образования, ни от пола, ни от уровня их осведомленности. Оно определяется только возрастом. Почти половина людей старше 40 лет полагает, что станет жертвой мошенников. Среди молодежи такой точки зрения придерживаются 15%. Примерно такое же соотношение и по вопросам о других последствиях деноминации: люди старшего возраста пессимистичные оценки высказывают примерно в три раза чаще.
Авторы учебника "Экономикс" использовали в своей книге замечательную фразу, которая коротко и ясно характеризует деньги: "Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее искусные способы потратить их. Деньги - единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратите или не инвестируете их. Люди почти все сделают для денег, и деньги почти все сделают для людей. Деньги - это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски.
В наше время деньги для многих стали смыслом жизни. Очень много людей тратят все свое время на зарабатывание денег, жертвуя своей семьей, родными, личной жизнью.
И вот вдруг - денежная реформа, человек в очередной раз получает ощутимый удар и по кошельку и по патриотизму, и, выйдя из короткой депрессии, помянув коротким смачным словом всех экономистов, вкупе с Адамом Смитом и главным бухгалтером Рублевым, он снова бросается добывать деньги, потому что еще существуют дом, семья, родные. Деньги становятся религией, и, как и во всякой религии есть праведники и есть грешники. Человек умеющий добыть деньги - уважаемый человек, в том числе тот, кто при всех денежных реформах умудряется выйти сухим из воды, да еще и воду выпить. Перефразируя известную поговорку: "Чисто не там где убирают, а там где не сорят", - можно сказать: "Денег хватает не там, где их много зарабатывают, а там, где их можно спокойно тратить, не опасаясь, что очередная денежная реформа разом проглотит все сбережения".
И все же стоит признаться, что недавний всемирный экономический кризис, начавшийся в США и уже вскоре поглотивший весь мир, показал относительную стабильность рубля на данный момент времени. Колебания российской валюты были, конечно же, заметны, но не критичны. И многие ведущие экономисты нашей необъятной родины, замечу, что их большинство, советуют свои сбережения хранить все же в рублях, а не в иностранной валюте. Не это ли показатель того, что денежная реформа сравнимая с реформой конца 20 века нам точно не грозит.
Списоклитературы
1. Журнал «Деньги» № 6 (160), 25 февраля 1998г.: еженедельник Издательского дома «Коммерсантъ» - М.:ЗАО «Издательство «Коммерсантъ».
2. Курс экономической теории: под общей ред. проф.М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров: Издательство «АСА», 1999г.
3. Журнал «Деньги и Кредит» № 9/1997г.: ежемесячный научно-практический журнал. Учредитель Банк России. - М.: Финансы и статистика.
4. Журнал «Деньги и Кредит» № 11/2006г.: ежемесячный научно-практический журнал. Учредитель Банк России.- М.: Финансы и статистика.
5. Журнал «Деньги и Кредит» № 1/1999г.: ежемесячный научно-практический журнал. Учредитель Банк России. - М.: Финансы и статистика.
6. “Банковское дело”: под редакцией Г. Коробовой 2005г.
7. Финансы. Денежное обращение. Кредит: под ред.проф. Л.А. Дробозиной 2003г.