Одним из важнейших показателей, характеризующих денежно-кредитную сферу, и в частности денежный оборот, является денежная масса.
Денежную массу можно определить как совокупность денежных средств, предназначенных для оплаты товаров и услуг, а также для целей накопления нефинансовыми предприятиями, организациями и населением. При разработке экономической политики и установлении количественных ориентиров макроэкономических пропорций используются различные агрегированные (суммарные) показатели объема и структуры денежной массы - денежные агрегаты. Они различаются широтой охвата тех или иных финансовых активов и степенью их ликвидности (т.е. способности быть истраченными как покупательное и платежное средство).
Существуют различные концепции определения компонентов денежной массы. Согласно первой денежная масса состоит из наличных денег в обращении (банкноты, монеты, в некоторых странах - казначейские билеты) и денег безналичного оборота, или безналичных денег (остатки на банковских счетах, или банковские депозиты). Кроме денег в платежном обороте, в соответствии с данной концепцией, могут использоваться различные виды ценных бумаг - векселя, чеки, депозитные сертификаты и др. Данная концепция лежит в основе формирования денежных агрегатов, используемых Банком России в настоящее время.
Сторонники второй концепции относят векселя, чеки, а иногда и другие ценные бумаги к безналичным деньгам и включают их в денежную массу. Исходя из этой концепции Банк России в начале 90-х гг. использовал агрегат МЗ, который состоял из наличных денег и остатков на различных банковских счетах плюс депозитные сертификаты и облигации государственных займов.
Экономисты, разделяющие третью концепцию, отрицают существование безналичных денег и считают деньгами только наличные деньги. В большинстве стран совокупность наиболее ликвидных активов (денежный агрегат M) состоит из наличных денег в обращении и депозитов до востребования. Менее ликвидные активы группируются в агрегаты М2, МЗ, иногда М4.
В статистике Центрального банка РФ (ЦБ РФ) информация об объеме, структуре и динамике денежной массы и ее отдельных компонентов представлена в следующих таблицах: «Аналитические группировки счетов органов денежно-кредитного регулирования», «Денежный обзор» и «Денежная масса (национальное определение)». Методологической основой их построения является схема денежного обзора, разработанная МВФ в качестве стандарта аналитического представления данных денежно-кредитной статистики. Эта схема предусматривает формирование основных денежно-кредитных агрегатов на основе бухгалтерских данных об операциях и запасах Банка России, Министерства финансов РФ, ее кредитных организаций. Предварительная оценка указанных агрегатов публикуется на страницах Банка России в сети Интернет в сроки, установленные Специальным стандартом распространения данных МВФ. Окончательные данные публикуются в «Бюллетене банковской статистики» Банка России и статистическом издании МВФ «International Financial Statistics».
В таблице «Аналитические группировки счетов органов денежно-кредитного регулирования» дается денежный агрегат «Деньги вне банков». Это наиболее ликвидная часть денежной массы, доступная для немедленного использования в качестве покупательного и платежного средства. «Деньги вне банков» включают выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (банкноты и монеты) за исключением сумм наличности, находящейся в кассах Банка России и кредитных организаций. В таблице «Денежная масса (национальное определение)» этот показатель называется денежным агрегатом МО. В таблице «Денежный обзор» отражаются два денежных агрегата: «Деньги» и «Квази-деньги». Показатель «Деньги» формируется как совокупность агрегатов «Деньги вне банков» и «Депозиты до востребования» (остатки средств резидентов Российской Федерации на расчетных, текущих, депозитных и иных счетах до востребования, в том числе счетах для расчетов с использованием пластиковых карт в рублях). Показатель «Деньги» аналогичен используемому во многих странах агрегату Ml.
Агрегат «Квази-деньги» включает банковские депозиты, которые непосредственно не используются как средство платежа и менее ликвидны чем «Деньги». Это срочные и сберегательные депозиты в рублях и все виды депозитов в иностранной валюте. Совокупность агрегатов «Деньги» и «Квази-деньги» формирует агрегат «Широкие деньги» (М2Х). В таблице «Денежная масса (национальное определение)» в составе денежной массы выделены два компонента: «Наличные деньги в обращении (МО)» - банкноты и монеты в рублях вне банков и «Безналичные средства» - остатки средств на счетах до востребования, срочных и сберегательных счетах, открытых в банках в рублях. Агрегат «Денежная масса (М2)» рассчитывается как совокупность «Наличных денег в обращении» и «Безналичных средств». В отличие от аналогичного показателя «Широкие деньги», исчисленного по методологии составления «Денежного обзора», в показатель денежной массы в национальном определении на включаются депозиты в иностранной валюте.
Важнейший компонент денежной массы - денежная база. Банк России использует этот агрегат в узком и широком определении. Денежная база в узком определении включает наличные деньги вне Банка России и обязательные резервы банков в Банке России. В денежную базу в широком определении дополнительно включаются остатки на корреспондентских и других счетах банков в ЦБ РФ. В таблице «Аналитические группировки счетов органов денежно-кредитного регулирований» этот показатель носит название «Резервные деньги». Денежная база («Резервные деньги») служит одним из основных показателей, применяемых для мониторинга экономических процессов. Изменяя величину денежной базы, Банк России регулирует объем всей денежной массы и тем самым воздействует на уровень цен, деловую активность и другие экономические процессы.
Одна часть денежной базы - наличные деньги в обращении - входит в денежную массу непосредственно, а другая - средства банков в Банке России - вызывает многократное увеличение денежной массы в виде банковских депозитов. Это обусловлено тем, что общая сумма средств на счетах банков в Банке России при предоставлении банками кредитов своим клиентам остается неизменной (происходит лишь перевод средств с корсчета одного банка на счет другого), а сумма депозитов и, следовательно, объем денежной массы возрастают. Последнее связано со способностью банковской системы создавать депозиты на основе выдачи банковских ссуд (рис. 1).
Рис. 1 - Структура наличной денежной массы в обращении по состоянию на 1 апреля 2009 года
2. Практическое задание (задача)
Допустим, что в связи с затянувшимся экономическим спадом необходимо предпринять стимулирующие меры в области кредитно-денежной политики. В каком направлении будет Центральный банк использовать три основных инструмента кредитно-денежной политики?
Какие трудности Вы видите в осуществлении этих мероприятий в условиях инфляции?
Основополагающей задачей кредитно-денежной политики является обеспечение стабильности цен, полной занятости, роста реального объема производства и отсутствие инфляции. Кредитно-денежная политика государства вызывает увеличение денежного предложения во время спада для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничения расходов.
Основными целями деятельности Банка России, выделенными в законе «О Центробанке» являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
В России законодательно закреплено положение о том, что Центральный Банк Российской Федерации является органом кредитно-денежного регулирования. Объектом регулирования выступает объём и структура денежной массы в обращении.
В 1994 - первой половине 1998 наиболее действенным средством выполнения в России основной задачи кредитно-денежной политики - сдерживания инфляции - было соблюдение положений ежегодно разрабатываемой Денежной Программы, предусматривающей целевые ориентиры в кредитно-денежной сфере. При разработки этой программы Банк России исходил из прогнозируемых показателей состояния экономики (изменение в её отдельных секторах и ВВП в целом, инфляции, дефицита государственного бюджета, международных резервов и т.д.), устанавливал поквартальные предельные величина роста денежной массы и денежной базы, а также другие целевые показатели.
Осуществление этой политики в указанный период имело следствием замедление темпов инфляции в 1995 - первой половине 1998.
По мнению ведущих российских специалистов главная причина кризиса 1998 года - ошибочная экономическая и кредитно-денежная политика Правительства и Банка России. Она не была ориентирована на подъём и повышение эффективности реальной экономики, так как опора делалась главным образом на весьма жесткий монетаризм. Материальное производство (реальный сектор) - основа любой экономики - с каждым годом сокращался. Значительная часть капиталов Банковской системы использовалась для финансирования большого дефицита государственного бюджета с использованием пирамиды ГКО и других ценных бумаг.
Отказ Правительства от платежей по ГКО в целом блокировал почти 16% активов, а по крупным банкам - 40-50% активов, которые рассматриваются банками как наиболее ликвидные и надёжные.
Для преодоления банковского кризиса был принят план реструктуризации (новация государственных ценных бумаг), создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций, ряда банков были выданы стабилизированные кредиты и т.д.
До августа 1998 кредитно-денежная политика создавала стимулы для концентрации и использования ресурсов банков на обеспечение расходов бюджета. Более разумным путём является кардинальная переориентация финансовых потоков, которые концентрируются в банковской системе. Банковские ресурсы должны использоваться главным образом в операциях с реальным сектором.
Приоритетные направления государственной поддержки:
· Инвестиционные проекты в развитие передовых технологий и отрасли промышленности, прежде всего в экспортное производство и импортозамещение;
· Обеспечение реструктуризации и повышения эффективности сельского хозяйства;
· Кредитование жилищного строительства (ипотека)
Одновременно в рамках предложений Банка России предусматривается определение структурных приоритетов промышленности и региональной политики, а также создание системы финансовых стимулов развития реального сектора, включая государственные гарантия по кредитам.
Три основных способа претворения в жизнь кредитно-денежной политики Банка России в банковские инфраструктуры:
Изменения требований к уровню обязательных резервов. Поскольку процесс мультипликации кредита регулируется нормативом обязательных резервов (m = 1/R) , депонируемых в Банк России, постольку этот механизм представляет собой инструмент кредитно-денежной политики Банка России. Например, Банк России на 1991 год установил норматив на уровне 2%, а уже в 1992 году довел его до 20%. Увеличение резервной нормы произошло по двум причинам.
Во-первых, в условиях усиления инфляции обостряется проблема ликвидности банков, и повышение уровня обязательных резервов в ряде случаев ослабляет эту тенденцию. Во-вторых, инфляция требует жесткости в регулировании кредитной эмиссии. Однако на практике есть небольшое противоречие. Обязательные резервы поддерживают ликвидность банков, если они представляют собой кассовую наличность. На практике использовать резервные депозиты в Банке России для неотложных платежей довольно сложно. По этой причине многие банки, не на деясь на обязательные резервы, оперативно привлекают в свой оборот межбанковский кредит, предоставляемый другими банками.
Итак, рост резервной нормы увеличивает количество обязательных резервов, которые должны держать банки. Тут либо банки потеряют избыточные резервы, понизив свою способность создавать деньги путем кредитования, либо они сочтут свои резервы недостаточными и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Сильное повышение резервной нормы может свести на нет способность банковской системы к созданию кредитов.
Уменьшение резервной нормы действует на денежное предложение обратным образом. Оно переводит часть обязательных резервов в избыточные и, тем самым, увеличивает способность банков создавать деньги путем кредитования.
Изменение банковской учетной ставки Банк России предоставляет ссуды банкам, которые обладают твердым финансовым положением, но неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного получения дополнительных средств. Процентный платеж по ссуде называется "учетной ставкой". Банк России имеет право устанавливать учетную ставку на кредит. С 15 октября 1993 года ставка по процентам Банка России установлена в размере 210% годовых. Снижение учетной ставки поощряет банки брать кредиты, тем самым, увеличивается их способность к кредитованию, и денежное предложение повышается. И, наоборот, рост учетной ставки снижает интерес банков к получению кредитов. Не происходит увеличения кредитоспособности банков, следователь но, - увеличения денежного предложения.
Операции на открытом рынке Операции на открытом рынке означают покупку или продажу государственных ценных бумаг Банком России банкам и населению. По сути дела этот инструмент кредитно-денежной политики Банка России работает пока плохо. Это происходит из-за нескольких причин:
1. Настороженность и недоверие участников рынка и инвесторов к государству, что вызвано печальным историческим опытом;
2. Неразработанность рыночных процедур реализации и торговли государственными ценными бумагами;
3. Относительно невыгодными финансовыми условиями выпущенных российских облигаций;
4. Общим экономическим кризисом в хозяйстве, который де лает невыгодным выпуск долговых обязательств вообще, а государственных в частности.
Банк России выкупил весь заем выпущенный Минфином 1 июня 1991 года сроком на 30 лет и 1 октября 1991 года сроком на 3 года. Эти облигации в обязательном порядке куплены Сбербанком и в добровольном - коммерческими банками, что с приобретением опыта и изменением конъюнктуры операции, проводимые Банком России на открытом рынке, возымеют должный эффект, так как в мировой практике операции на открытом рынке - наиболее важное средство контроля денежного предложения.
В странах с развитой рыночной экономикой административные меры чаще применяют в условиях кризисов. Так, например, по причине сильной инфляции и неэффективного воздействия центральным банком на процесс кредитования к началу 1958г. во Франции возникла необходимость дополнить регулирование банковской ликвидности прямым вмешательством в распределение кредитов. В феврале каждому банку было предложено при предоставлении кредитов не превышать, за незначительными исключениями, максимальную сумм, равную средней арифметической сумме кредитов, выданных 30 сентября и 31 декабря 1957г. Этот порядок был отменен в феврале 1959г., как только условия позволили это сделать. Позже, с февраля 1963г. по июнь 1965г., а затем с октября 1968г. по октябрь 1970г., французские финансовые органы снова прибегли к этому лимитированию, чтобы создать условия для восстановления денежного и финансового равновесия»
На сегодня перед Банком России стоит задача на основе текущей политики и действующего механизма обеспечить устойчивый низко инфляционный рост. И уже сегодня происходят коренные изменения в использовании инструментов денежно-кредитной политики в России, например, явно замечено некоторое начало перехода от преимущественно административных методов регулирования банковской деятельности к экономическим.
Сегодня доля на мировом рынке кредитов сегодня характеризует уже не только успехи центрального банка, надежность национальной валюты, но и эффективность всей экономической деятельности той или иной страны.
Список использованной литературы
1. Закон Российской Федерации «О денежной системе РФ» от 25 сентября 1992.
2. Абрамова М.А., Александрова Л.С. «Финансы, денежное обращение и кредит». М.: институт международного права и экономики, 2005.
3. Галицкая С.В. Деньги, кредит, банки. - М.: Экзамен, 2006.
4. Камбел Д. Деньги, денежное обращение и банковское дело. - М.: 2003.
5. Финансы / Под ред. М.В. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 2005.
6.Финансы, денежное обращение и кредит /Под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: Инфра-М, 2004.
7. Закон Российской Федерации «О центральном банке России (Банке России)» (с изменениями и дополнениями от 28 апреля 1997 г. № 70-ФЗ).