1. Вопрос № 5. Организация финансовой работы в организациях потребительской кооперации (финансовый аппарат, его задачи и функции) 3
2. Вопрос № 19. Финансовая политика организации. Анализ финансовой устойчивости организации 9
3. Задача № 35 22
-рассчитать собственные оборотные средства 22
4. Задача № 60 23
Список использованной литературы 24
1. Вопрос № 5. Организация финансовой работы в организациях потребительской кооперации (финансовый аппарат, его задачи и функции)Организации и предприятия осуществляют свою деятельность за счет собственных, заемных и привлеченных средств. Собственные средства являются экономической основой деятельности хозяйственных субъектов, собственные средства предприятия выступают в основном в виде фондов. В состав собственных средств входит и прибыль остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, которые так же распределяются в соответствующие фонды. Основным источником образования собственных средств на предприятии потребительской кооперации (ПК) являются:учредительские взносывступительные и паевые взносыприбыль от хозяйственной деятельностиваловой доход в размере отчислений в специальные фонды, относимых на издержки обращения.Фонды ПК по их роли и целевому назначению делятся на фоны общехозяйственного назначения и специальные фонды. К фондам общехозяйственного назначения относятся уставной и паевой фонд.
Финансы ПК, как и финансы других отраслей народного хозяйства РФ представляют собой денежные отношения связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств. Но существуют и некоторые отличия в формировании собственных финансовых ресурсов, в распределении и использовании прибыли, во взаимоотношениях с банками.
Первоначально формирование собственных средств предприятия происходит в момент их организации. Т. е. Сначала образуется уставный фонд , который в организациях ПК состоит из паевых имущественных или денежных взносов членов-пайщиков. В процессе своей деятельности хозяйственные субъекты получают прибыль от хозяйственной деятельности, которая также является источником формирования собственных средств. Кроме того к источникам формирования финансовых ресурсов предприятий ПК относят собственные и приравненные к ним средства, учитывая как поступления так и расходы, а также если предприятие ПК является участниками рынка ценных бумаг, то средства мобилизируемые на финансовом рынке, а также через выпуск собственных акций и облигаций. При этом не надо забывать о поступлениях в порядке распределения, хотя предприятия ПК не получаю бюджетных субсидий из-за строения на кооперативно основе их собственности.
Финансы ПК как и любые финансы предприятий выполняют функции: Распределительную, перераспределительную и контрольную.
Кооперативная форма собственности ПК вызывает необходимость перераспределения денежных средств между кооперативными организациями, т.к. государство через бюджет этим не занимается. Эта роль отведена вышестоящим организациям ЦС и ОПС, которые аккумулируют часть денежных средств подчиненных организации в различные фонды для финансирования централизованных мероприятий, в том числе подготовка и переподготовка кадров, капитальное строительство.
Потребительские организации могут создавать различные отраслевые, страховые и кредитные учреждения. В бюджеты различных уровней предприятие ПК уплачивают те же налоги, что и другие предприятия, но имеют ряд льгот. Распределение прибыли после уплаты налогов и других обязательных платежей производится следующим образом: в начале производят отчисления в вышестоящие организации, затем отчисления по паевым взносам, после этого в фонд развития производства и в конце в фонд потребления.
Финансово хозяйственная деятельность предприятий и организаций ПК во многом зависит от ориентантации их финансовой работы.
Основными направлениями финансовой работы на предприятии являются:
Финансовое планирование
Оперативная работа
Контрольно-аналитическая работа
Финансовое планирование- это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. На донном этапе составляются: финансовый план (бизнес план, баланс доходов и расходов предприятия), платежный календарь, кассовый план, расчет потребности в краткосрочном кредите, сметы расходования специальных фондов.
Оперативная работа- это оформление платежных и расчетных документов, организация расчетов с поставщиками и подрядчиками и бюджетом, банком, внебюджетными фондами, вышестоящей организацией по отчислениям в централизованные фонды, а также рабочим и служащим по оплате труда.
Важным участником оперативно -финансовой работы является соблюдение расчетно-платежной дисциплины, т. е. Недопущение образования дебиторской и кредиторской задолженности.
Контрольно-аналитическая работа - включает контроль за выполнением планов финансово-хозяйственной деятельности, соблюдение финансовой дисциплины и сохранению собственности.
Анализ проводится по следующим направлениям:
оценка денежных результатов деятельности предприятия
оценка величины средств находящихся в распоряжении предприятия
анализ состояния финансовых средств
Структура финансовой службы и численность зависят от организационно-правовой формы предприятия, объема производства и общего количества, работающих на предприятии.
На небольших предприятиях с малыми оборотами и незначительной численностью рабочих функции финансиста могут быть объединены с функциями бухгалтера. На крупных предприятиях особенно в форме АО финансовый отдел состоит из нескольких групп за которыми закреплены определенные функции.
Начальник отдела подчинен непосредственно начальнику предприятия. В рыночных условиях хозяйствования важнейшими задачами финансовой службы являются :
Выполнение обязательств перед банком.
Выполнение обязательств перед поставщиками, работниками и другими финансовыми организациями
Контроль за исполнением собственных и заемных средств.
Организация финансового менеджмента
Финансовый отдел
Право-экономическое бюро
Бюро банковских и кассовых операций
Расчетное бюро
Группы:
Группы:
-Финансово-правовых операций
-Расчетов с покупателями
-Оперативного планирования
-Расчетов с поставщиками
-Экономического анализа
-Претензионные расчеты
Кратко финансовый менеджмент можно охарактеризовать, как организацию управления финансовыми потоками в целях более эффективного использования собственного и привлеченного капитала с целью получения максимальной прибыли.Финансовый менеджмент предполагает разработку финансовой стратегии и тактики на основе анализа финансовой отчетности с помощью системы показателей и прогнозирование доходов в зависимости от изменения структуры активов и пассивов предприятия. Управление финансами является важнейшей частью общего аппарата управления хозяйственного субъекта. На крупных предприятиях может быть создана финансовая дирекция во главе с финансовым менеджером. Подразделениями финансовой дирекции может быть финансовый отдел, планово экономический отдел, бухгалтерия, отдел экономического анализа и т.п. Функции финансовой дирекции:Обеспечение финансирования хозяйственной деятельности предприятия.Разработка финансовой программы развития хозяйствующего субъекта.Разработка инвестиционной политики.Определение кредитной политикиРазработка валютной политики.Обеспечение страхования от финансовых рисков.Проведение залоговых, трастовых, лизинговых и других операций.Ведение остальной финансовой работы указанной выше.Финансовая служба на предприятии тесно связана с другими отделами и службами предприятия. Например, с отделом снабжения и сбыта, который заключает договоры с поставщиками и покупателями. Финансовая служба проверяет эти документы и принимает к исполнению финансовую часть этих договоров; с отделом труда и заработной платы- финансовая служба здесь проверяет правильность применения тарифных ставок и расценок.2. Вопрос № 19. Финансовая политика организации. Анализ финансовой устойчивости организацииФинансовая политика предприятия является составной частью его экономической политики. Если финансы представляют собой базисную категорию, исторически сложившуюся в условиях зарождения и развития товарно-денежных отношений, то финансовая политика выражается совокупностью мероприятий, проводимых собственником, администрацией, трудовым коллективом (в зависимости от форм собственности и хозяйствования предприятия) в целях изыскания и использования финансов для осуществления основных функций и задач.Мероприятия такого рода включают выработку научно обоснованных концепций организации финансовой деятельности, определение ключевых направлений использования финансовых фондов на долго-, средне- и краткосрочный периоды, а также практическое воплощение разработанной стратегии.Концепции организации финансовой деятельности предприятия строятся на основе исследования спроса на продукцию и услуги, оценки различных (финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных, информационных) ресурсов предприятия и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности.Направления использования финансовых фондов предприятия определяются исходя из поставленных целей, положения предприятия на рынке, выработанной концепции организации финансовой деятельности. Главной целью финансовой политики предприятия является наиболее полное и эффективное использование и наращивание его финансового потенциала. Финансовая политика выражает целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач, определенных учредительными документами (уставом) предприятия. Например, усиление позиций на рынке товаров (услуг), достижение приемлемого объема продаж, прибыли и рентабельности активов и собственного капитала, сохранение платежеспособности и ликвидности баланса.
Общая модель системы финансового управления организации включает анализ следующих наиболее важных элементов:
· финансовой политики;
· системы принятия решений;
· эмиссионной политики;
· дивидендной политики;
· управления портфелем ценных бумаг;
· инвестиционной политики.
В целом в любой организационной модели оценки эффективности систем управления предполагается выделение следующих основных элементов:
1. объекты оценки;
2. критерии эффективности состояния или функционирования объекта контроля;
3. методика оценки.
Такую же структуру имеет и представленная ниже модель. Она может быть использована в практической работе специалистов, а также служить основой при разработке более детализированных методик.
Объекты оценки финансовой политики
Объектами оценки являются:
1. уровень и динамика финансовых результатов деятельности организации;
2. имущественное и финансовое состояние организации;
3. деловая активность и эффективность деятельности организации;
4. управление структурой капитала организации;
5. политика привлечения новых финансовых ресурсов;
6. управление капиталом, вложенным в основные средства (основным капиталом);
7. управление оборотными средствами;
8. управление финансовыми рисками;
9. системы бюджетирования и бизнес-планирования;
10. система безналичных расчетов.
Признаки эффективности финансовой политики
Приведем основные критерии эффективности состояния или функционирования объекта контроля.
1. Уровень и динамика финансовых результатов деятельности организации позволяют судить о росте выручки и прибыли от реализации продукции, снижении затрат на производство продукции и др.:
· о высоком качестве прибыли;
· о высокой степени капитализации прибыли (условный показатель), т.е. о высокой доле прибыли, направленной на создание фондов накопления, высокой доле нераспределенной прибыли в чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации (свидетельствует о возможном производственном развитии организации и росте положительных финансовых результатов в будущем).
Кроме того, об оптимальной динамике финансовых результатов деятельности организации можно судить на основании роста:
· доходности (рентабельности) капитала (или финансового роста);
· доходности (рентабельности) собственного капитала (обеспечивается в первую очередь оптимальным уровнем финансового рычага, ростом общей суммы прибыли и т.д.);
· скорости оборота капитала и др.
2. Имущественное положение и финансовое состояние организации, деловая активность и эффективность деятельности:
· рост положительных качественных сдвигов в имущественном положении;
· нормативные или оптимальные значения важнейших показателей финансового состояния организации, а также деловой активности и эффективности деятельности (установленные либо экспертным путем, либо официально) приведены в соответствующих нормативных актах и в многочисленной специальной литературе (по корпоративным финансам) и др.
3. Управление структурой капитала организации. Структура капитала (соотношение между различными источниками средств) обеспечивает минимальную его цену и, соответственно, максимальную цену организации, оптимальный для организации уровень финансового левериджа. Финансовый леверидж -- потенциальная возможность влиять на прибыль организации путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов. Его уровень измеряется отношением темпа прироста чистой прибыли к темпу прироста валового дохода (т.е. дохода до выплаты процентов и налогов). Чем выше значение левериджа, тем более нелинейный характер приобретает связь (чувствительность) между изменениями чистой прибыли и прибыли до выплаты налогов и процентов, а следовательно, тем больший риск его неполучения. Уровень финансового левериджа возрастает с увеличением доли заемного капитала. Вывод: эффект финансового рычага проявляется в том, что увеличение доли долгосрочных заемных средств приводит к повышению рентабельности собственного капитала, однако вместе с тем происходит возрастание степени финансового риска (риска по доходам держателей акций), т.е. возникает альтернатива риска и ожидаемого дохода. Поэтому финансовым менеджерам необходимо отрегулировать соотношение собственного и заемного капиталов (а соответственно, и эффект финансового левериджа) до оптимального.
При принятии решений о структуре капитала (в частности, в плане оптимизации объема заемного финансирования) должны учитываться и иные критерии, например, способность организации обслуживать и погашать долги из суммы полученного дохода (достаточность полученной прибыли), величины и устойчивость прогнозируемых потоков денежных средств для обслуживания и погашения долгов и пр. Идеальная структура капитала максимизирует общую стоимость организации и минимизирует общую стоимость ее капитала. При принятии решений по структуре капитала также должны учитываться отраслевые, территориальные и структурные особенности организации, ее цели и стратегии, существующая структура капитала и планируемый темп роста. При определении же методов финансирования (выпуск акций, займы и т.д.), структуры заемного финансирования (оптимальная комбинация методов краткосрочного и долгосрочного финансирования) должны учитываться стоимость и риски альтернативных вариантов стратегии финансирования, тенденции в конъюнктуре рынка и их влияние на наличие капиталов в будущем и будущие процентные ставки и т.д.
4. Политика привлечения новых финансовых ресурсов:
· если есть возможность выбора, то финансирование за счет долгосрочных кредитов предпочтительнее, так как имеет меньший ликвидный риск (в то же время стоимость долга не должна быть высокой);
· долги организации должны погашаться в установленные сроки (следует учесть, что в отдельных случаях она может применять метод финансирования текущей деятельности за счет откладывания выплат по обязательствам).
5. Управление капиталом, вложенным в основные средства (основным капиталом). Эффективность использования основных фондов характеризуется показателями фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, относительной экономии основных фондов в результате роста фондоотдачи, увеличения сроков службы средств труда и др.
6. Управление оборотными средствами. Эффективность управления оборотными средствами характеризуется показателями оборачиваемости, материалоемкости, снижения затрат ресурсов на производство и др., применением научно обоснованных методов расчета потребности в оборотном капитале, соблюдением установленных нормативов, увеличением долей активов с минимальным и малым риском вложения -- денежные средства, дебиторская задолженность за вычетом сомнительной, производственные запасы за вычетом залежалых, остатки готовой продукции и товаров за вычетом не пользующихся спросом.
7. Управление финансовыми рисками. Разрабатываются и применяются действенные механизмы минимизации финансовых рисков (кредитных, процентных, валютных, упущенной выгоды, потери ликвидности и т.д.):
· страхование, передача риска через заключение контракта;
· лимитирование финансовых расходов;
· диверсификация вложений капитала;
· расширение видов деятельности и т.д.
8. Системы бюджетирования и бизнес-планирования. Бюджеты включают плановые и фактические данные бизнес-планирования. Об их эффективности судят по уровню достижения ряда параметров (оптимальная координация деятельности, управляемость и адаптивность предприятия к изменениям, оптимизация внутреннего контроля, высокая мотивация работы менеджеров и т.д.), указанных в самой методике (см. ниже).
9. Система безналичных расчетов организации (формы, процедуры, сроки и т.д.) соответствует законодательству Российской Федерации; своевременно и в полной мере выполняются платежные обязательства организации перед кредиторами (иными организациями и их объединениями, включая финансово-кредитные институты) и собственными работниками, своевременно и в полной мере погашаются обязательства дебиторов и собственных работников перед организацией.
Методика оценки финансовой политики
Методика включает ряд шагов.
1. Выяснение (методами анкетирования и интервьюирования персонала, беседы с руководством, сбора и анализа документации и т.д.):
· целей и финансовых стратегий организации, финансовые программы развития;
· внешних и внутренних факторов функционирования.
2. Анализ:
· организационно-распорядительной документации организации, регламентирующей бухгалтерскую и финансовую деятельность (положения, инструкции, приказы и т.д.);
· форм финансового и управленческого учета и отчетности (бухгалтерской отчетности, бюджетов, платежных календарей, бизнес-планов, отчетов о структуре затрат, отчетов об объемах продаж, отчетов о состоянии запасов, балансов оборотных средств, ведомостей -- расшифровок задолженности дебиторов и кредиторов и т.д.);
· кредитных соглашений, договоров, кредитных заявок, гарантийных писем, залоговых свидетельств, реестров акционеров, эмиссионных документов, счета-фактуры, платежной документации и иных документов, регулирующих финансовые отношения между организацией и иными юридическими (физическими) лицами.
3. Процедура контроля финансовой политики организации включает ряд направлений, описанных ниже.
3.1. Финансовые результаты деятельности организации, имущественное положение и финансовое состояние, деловая активность и эффективность деятельности.
3.1.1. Краткий финансовый обзор включает анализ и оценку следующих обобщающих финансовых показателей:
· технико-организационный уровень функционирования организации;
· показатели эффективности использования производственных ресурсов;
· результаты основной и финансовой деятельности;
· рентабельность продукции; оборачиваемость и рентабельность капитала; финансовое состояние и платежеспособность организации.
3.1.2. Кроме вышеуказанных процедур следует оценить финансово-хозяйственные перспективы развития организации (включая вероятность возникновения проблем, связанных с ее финансовым состоянием в будущем).
3.2. Управление структурой капитала организации.
3.2.1. Проанализировать и оценить:
· соотношение заемного и собственного капиталов, уровень финансового левериджа, зависимость уровня левериджа от структуры финансирования, размер и структуру заемных источников;
· структуру заемного финансирования (краткосрочного, долгосрочного);
· эффективность использования собственного и заемного капиталов;
· рациональность процедур и оптимальность условий заемного финансирования (формы договоров, обеспечение их выполнения, стоимость и степени риска заемных источников и т.д.).
3.2.2. Рассчитать цену совокупного капитала и цену организации.
3.3. Политика привлечения новых финансовых ресурсов.
3.3.1. Проанализировать и оценить используемые методы планирования финансовых потребностей.
3.3.2. Рассчитать результат хозяйственной и финансовой деятельности, оценить возможные варианты развития организации и последствия той или иной стратегии финансирования.
3.4. Управление капиталом, вложенным в основные средства.
3.4.1. Проанализировать и оценить источники, размеры, динамику и структуру вложений капитала организации в основные средства, их соответствие главным функциональным особенностям производственной деятельности.
3.4.2. Проанализировать и оценить используемые методы оценки альтернативных вариантов финансирования приобретения производственного оборудования (лизинг, приобретение имущества.
3.4.3. Оценить эффективность использования основных фондов по показателям фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, относительной экономии основных фондов в результате роста фондоотдачи, увеличения сроков службы средств труда.
3.5. Управление оборотными средствами.
3.5.1. Оценить эффективность использования оборотных средств по показателям оборачиваемости, материалоемкости, снижения затрат ресурсов на производство.
3.5.2. Проанализировать и оценить:
· состав и структуру источников формирования оборотных средств;
· используемые методы расчета потребности в оборотном капитале, достаточность оборотных средств для нормального хода производственного процесса;
· степень соблюдения установленных нормативов оборотных средств;
· соотношение долей оборотных активов разных степеней риска;
· мероприятия, направленные на ускорение оборачиваемости оборотных средств.
3.6. Управление финансовыми рисками.
3.6.1. Проанализировать и оценить механизмы минимизации финансовых рисков.
3.7. Системы бюджетирования и бизнес-планирования.
3.7.1. Проанализировать и оценить:
· обоснованность принятых стратегий бюджетирования (дополнительное, нулевое бюджетирование и др.), используемых методов составления бюджетов или смет;
· временные (год, квартал, месяц и т.д.) и пространственные (взаимосвязи подразделений) параметры бюджетов;
· последовательность их постановки в соответствии с бизнес-процессами организации;
· широту применения (по сферам деятельности, подразделениям, центрам ответственности и т.п.), структуру, уровень детализации и взаимосвязи различных бюджетов (смет);
· процедуры формирования (включая согласование показателей, утверждение и контроль) бюджетов и бизнес-планов, ответственность за их формирование и исполнение;
· процедуры контроля за правильностью заполнения бюджетных форм, соответствием значений бюджетных показателей утвержденным плановым лимитам (нормам), выполнением бюджетного регламента, в частности, на предмет оперативности контроля, анализа отклонений и установления их причин;
· принимаемые меры по отклонениям в бюджетах, в частности, на предмет рациональности, действенности мер, оперативности представления информации по отклонениям (об исполнении бюджетов) руководству предприятия, корректировки бюджетов;
· фактическое выполнение процедур (планирование, мониторинг, составление отчетов, контроль) бюджетирования (или бюджетного регламента) и бизнес-планирования, порядок ответственности по уровням управления (ответственность наиболее оптимально распределяется при использовании оперативно корректируемых или «гибких» смет).
При этом особое внимание целесообразно уделить анализу и оценке системы управления денежными потоками.
3.7.2. Установить:
· обеспечивают ли системы бюджетирования и бизнес-планирования лучшую координацию деятельности, повышение управляемости и адаптивности организации к изменениям во внутренней (оргструктура, ресурсы, потенциал и т.д.) и внешней среде (рыночная конъюнктура);
· создают ли они оптимальные условия для организации и контроля устойчивого движения (поступления и расходования) денежных средств;
· соответствуют ли они принципу сквозного финансового планирования;
· снижают ли они возможность злоупотреблений (например, сговора работников отдела сбыта с покупателями продукции и т.д.) и ошибок в управлении;
· демонстрируют ли они взаимосвязь различных аспектов финансово-хозяйственной деятельности, формируют ли единое видение работы и возникающих проблем всеми ответственными работниками;
· обеспечивают ли они более ответственный подход специалистов к принятию решений, лучшую мотивацию их деятельности и ее оценку.
3.7.3. При необходимости оценить надежность независимых финансовых консультантов, привлекаемых организацией для разработки разделов бизнес-плана (в первую очередь финансового).
3.8. Система безналичных расчетов.
3.8.1. Проанализировать и оценить используемую в организации систему безналичных расчетов, а именно:
· структуру различных форм расчетов по договорам, включая относительно факта совершения сделки -- предоплата и т.д., с точки зрения условий оплаты -- акцептная, аккредитивная и т.п., по используемым платежным средствам -- без использования платежных средств (т.е. расчеты требованиями, поручениями и т.д.) и с их использованием (векселя и т.д.);
· уровень исполнения организацией своих платежных обязательств, уровень исполнения платежных обязательств перед организацией;
· применяемые методы обеспечения платежных обязательств (залог, гарантии и т.д.);
· своевременность и надлежащее оформление расчетно-платежной документации, своевременность рассмотрения причин отказа контрагентов выполнить свои платежные обязательства, результативность претензионной работы.
3.8.2. Проанализировать и оценить структуру дебиторской задолженности:
· по срокам погашения;
· по типам дебиторов (покупатели, заемщики и т.д.);
· по удельному весу отдельных крупных дебиторов (предполагается ранжирование дебиторов по их значимости или суммам задолженности);
· по уровням задолженности (перед предприятием, его структурными звеньями и т.п.);
· по качеству (вероятность оплаты в срок и др.).
3.8.3. Проанализировать и оценить структуру кредиторской задолженности:
· по срокам погашения;
· по удельному весу отдельных крупных кредиторов;
· по типам кредиторов (обязательства перед бюджетом должны быть рассмотрены по их структуре);
· по качеству.
3.8.4. Установить и оценить причины несоблюдения платежной дисциплины как организацией, так и ее контрагентами, возможные варианты ее нормализации (контроль финансового состояния контрагентов, меры по взысканию просроченной задолженности, взаимные сверки задолженности, отслеживание своевременности погашения задолженности, распределение платежей но приоритетности и т.д.), оптимизации расчетов (ранжирование контрагентов но категориям риска и более продуманная политика в отношении заключения договоров, составление графиков платежей, факторинг долгов организации, покупка в рассрочку, лизинг и т.д.).
3.8.5. Проанализировать и оценить возможности:
· погашения задолженности организации перед бюджетом и внебюджетными фондами (филиалы, дочерние и зависимые организации, счета в зарубежных банках и т.д.);
· проведения реструктуризации задолженности по платежам в бюджет;
· ликвидации задолженности по оплате труда (при ее наличии);
· снижения неденежных форм расчетов.
В заключение необходимо отметить, что оценка финансовой политики организации может выполняться как внутренними, так и внешними, т.е. независимыми, специалистами -- аудиторами. В последнем случае она является одним из видов консультационных услуг.
Задача № 35На основе годового баланса производственного предприятия требуется:-рассчитать собственные оборотные средства- вычислить текущие финансовые потребностиОпределить потенциальный излишек или дефицит денежных средств-рассчитать реальный излишек или недостаток денежных средств-рассчитать сумму необходимого краткосрочного кредита, если будет выявлен дефицит.Решение:СОС = Внеоборотные активы - Собственный капиталСОС = 3400 т.р. - 2100 т.р. - 1000 т.р. = 300 т.р.Задача № 60 Определите доход, полученный коммерческим банком, при учете векселя номиналом 120,0 тыс. руб., учтенного за 41 день до погашения по ставке 19 % в год.Решение:FV - будущая стоимостьPV - вложенная стоимостьr - ставка, долиt - дни до учета векселяT - годСписок использованной литературы1. Ефимова, О.В. Финансовый анализ: Учебник / О. В. Ефимова. - М.: Бухгалтерский учёт, 2005. - 318 с.2. Маркарьян, Э.А., Герасименко, Г.П. Финансовый анализ: Учебное пособие /Э. А. Маркарьян. - М.: Издательство «ПРИОР», 2002. - 158 с.3. Новиков О.А. Реализация политики социальной направленности кооперативной торговли // Новиков О.А. Перспективы развития, состояние и тенденции оптовой торговли потребительской кооперации. - М., 1998. - С. 47-58.4. Фридман А.М. Хозяйственный механизм кооперативной торговли. - М.: Экономика, 1991. - 158 с.5. Черняков М.К., Новикова М.В. Повышение эффективности деятельности отраслей потребительской кооперации с использованием компьютерных технологий// Научно- практический журнал «Ученые записки», № 3. -- Чита, 2001. -- С. 42-49.Фридман А.М. Экономика торговой деятельности потребительского общества: Учеб. пособие. - Воронеж: ВГУ, 1994. - 175 с.