Рефераты

Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой

Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой

8

Содержание

  • 1. Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой
    • 2. Тестовые задания
    • 3. Практическое задание
    • Выводы
    • Литература
1. Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой

Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.

Финансово-бюджетная политика государства осуществляется главным образом в ходе работ, проводимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т.е. в ходе бюджетного процесса.

Бюджетный процесс - это совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой.

Финансово-бюджетная политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов.

В Российской Федерации время совершения процесса исполнения бюджета - бюджетный период - установлен с 1 января по 31 декабря и совпадает с календарным годом.

Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.

Бюджетный процесс осуществляется органами, наделенными в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, то есть правами и обязанностями участников бюджетного процесса.

Это органы представительной и исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного финансового контроля, главные распорядители бюджетных средств, государственные целевые внебюджетные фонды.

Бюджетный процесс включает:

1) сводное финансовое планирование и прогнозирование;

2) составление бюджета;

3) рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

4) исполнение бюджета в течение бюджетного года;

5) анализ и контроль исполнения бюджета.

Кругооборот ВВП совершается в материально-вещественной и стоимостной форме. В ходе оборота ВВП в стоимостной форме возникают финансовые отношения по поводу создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов.

Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования.

В систему финансовых планов входят:

1) перспективные финансовые планы;

2) сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях управления.

Перспективный финансовый план, разрабатываемый на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства, содержит данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета.

Этот план составляется на три года по укрупненным показателям бюджета и ежегодно корректируется на показатели уточненного прогноза социально-экономического развития государства.

Сводный финансовый баланс - это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

Он разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей.

Со сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное прогнозирование, под которым подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.

Цель бюджетного прогнозирования - на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению.

Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона.

Следующий этап бюджетного планирования - процесс составления проекта бюджета. Главная его задача - определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития государства и территории.

Составление проекта бюджета - прерогатива правительства РФ, исполнительных органов власти субъектов РФ и муниципальных образований. По их поручению проект бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ и территориальными финансовыми органами.

Рассмотрение и утверждение проекта бюджета. Получив от финансовых органов проекты соответствующих бюджетов, органы исполнительной власти рассматривают и при необходимости вносят поправки и дополнения.

Правительство РФ до 15 августа года, предшествующего планируемому, рассматривает прогноз социально-экономического развития России, проекты федерального бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, проекты сводного финансового баланса и материалы, характеризующие финансово-бюджетную политику на планируемый год.

Рассмотрение и утверждение проекта бюджета происходит поэтапно (всего их четыре).

Исполнение бюджета - это действия по мобилизации и использованию бюджетных средств. В процессе исполнения бюджета участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица - плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

Исполнение бюджета основано на следующих принципах:

единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета;

обеспечение бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

Важный этап бюджетного процесса - контроль за исполнением бюджета, осуществляемый представительными органами власти, Счетной Палатой РФ и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами.

В Российской Федерации контроль за исполнением бюджета осуществляется в форме парламентского и административного контроля. Парламентский контроль осуществляется соответствующими представительными органами.

Административный контроль осуществляется Министерством финансов РФ, Казначейством РФ, финансовыми органами субъектов РФ и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений.

Счетная Палата РФ ежеквартально представляет в Совет Федерации и Государственную Думу отчеты о ходе исполнения федерального бюджета и дает ежегодное заключение по Отчету Правительства РФ об исполнении бюджета.

В ходе бюджетного года по окончании его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.

В современной практике работы финансовых органов применяются главным образом анализы исполнения бюджетных показателей, а вопросы, связанные с анализом состояния бюджетов, их устойчивости, еще не достаточно разработаны.

В то же время в условиях кризисного состояния экономики в стране и в регионах, повышения роли территориальных органов власти и территориальных бюджетов в решении экономических и социальных задач проблемы устойчивости территориальных бюджетов, а следовательно, и анализ этих проблем очень актуальны.

2. Тестовые задания

1. Фонд социального страхования не предназначен для выплат:

1) пособий при рождении ребенка;

2) пенсий по инвалидности;

3) пособий по временной нетрудоспособности.

2. Обязательное медиц. страхование неработающих граждан осуществляется за счет:

1) единого социального налога;

2) средств Пенсионного фонда РФ;

3) ассигнований из бюджета.

3. Фонды социальной поддержки населения могут создаваться:

1) только на федеральном уровне;

2) только на территориальном уровне;

3) как на федеральном, так и на территориальном уровне.

4. Отсрочка платежа, предоставляемая продавцом покупателю, представляет собой:

1) финансовый кредит;

2) товарный кредит;

3) коммерческий кредит.

5. Какие активы предприятий наименее ликвидные:

1) основные фонды;

2) готовая продукция;

3) дебиторская задолженность;

4) запасы сырья и материалов.

6. Что относится к собственным источникам финансирования капитальных вложений:

1) бюджетные ассигнования;

2) средства от продажи акций предприятия;

3) амортизационные отчисления;

4) кредит банка.

7. Назовите способ управления долговыми обязательствами государства, который означает объединение нескольких размещенных ранее долговых обязательств:

1) реструктуризация;

2) унификация;

3) конверсия.

8. Основным источником финансирования затрат на производство является:

1) прибыль до налогообложения;

2) средства целевых бюджетных фондов;

3) выручка от реализации продукции.

9. Какие налоги наиболее несправедливы?

1) на доходы;

2) на имущество;

3) на товары и услуги.

10. Что из перечисленных, относится к неналоговым доходам?

1) платежи за пользование природными ресурсами;

2) передача части прибыли Центрального банка;

3) платежи во внебюджетные фонды.

3. Практическое задание

1. Рассчитайте по данным таблицы удельный вес каждого из налогов в налоговых доходах в целом, а также каждого из налогов в отдельности и налоговых доходов в целом относительно ВВП. Кроме того, рассчитайте темпы прироста указанных в строке показателей.

2. Проведите сравнительный анализ темпов прироста обозначенных и таблице налогов и налоговых доходов бюджета в целом. Сделайте вывод о тенденциях развития прямого и косвенного налогообложения в национальной хозяйственной системе.

3. Оцените изменение доли налоговых доходов относительно ВВП.

4. Сравните динамику (темпы прироста) налоговых доходов в целом и по отдельным статьям с динамикой ВВП. Сделайте вывод об изменении доли государства в макроэкономике.

5. Дополните анализ в пп.3 и 4 сопоставлением с инфляцией для получения реальных показателей изменения значения и роли государства в распределении ВВП и НД.

6. Обоснуйте окончательный вывод об уровне развития национальной хозяйственной системы, об изменении фискальной функции государства и о тенденциях развития государственных финансов.

Выводы

В реальном выражении, с учетом инфляции прирост составляет в 2004 г.: 19,8/1,13=17,5% в 2005 г.: 17,6/1,12 = 15,7%; в 2006 г.: 22,6/1,08 = 20,9%; в 2007 г.: 22,3/1,06 = 21,0%

Экономическое положение России в настоящее время определяется двумя главными процессами: продолжением реформ, начатых в 90-е годы, и реализацией структурных мер по стабилизации экономики и подержанию роста.

Макроэкономические показатели, характеризующие это положение, сохраняют взаимообусловленность с тенденциями прошлых лет и одновременно показывают возникновение новых процессов, развитие которых оказывает существенное влияние на ход экономического развития страны.

По мнению Минфина, Россия сегодня страна с одним из самых низких уровней налогообложения. В структуре поступления налогов существует перевес в сторону налогов, связанных с добычей природных ресурсов. В случае, если стоимость энергоносителей снизится, будет заметное снижение доходов. Поэтому стоит задача повысить защищенность налоговой системы от возможного падения цен. Это можно сделать за счет косвенных (НДС) и имущественных налогов. Следовательно, не стоит ожидать снижения НДС и введения единой ставки налога. Тем более речь не идет о замене НДС налогом с продаж. "Если мы пойдем на это, то ставка налога с продаж должна быть установлена гораздо больше нынешних пяти процентов. Это очень сильно ударит по росту цен, и как результат увеличится инфляция", - отметил А. Иванеев. Рос. бизнес-газета. - 2006. - №39.- С.5. С точки зрения Минфина это основное возражение против замены НДС налогом с продаж. С ним согласен и Д. Черник. Действительно, считает он, налог с продаж гораздо эффективнее НДС, но Россия ставит себе задачу войти в мировую экономику, а с этой точки зрения перспектива замены НДС налогом с продаж выглядит весьма спорной.

В среднесрочной перспективе налоговая политика будет направлена на устранение имеющихся перекосов и необоснованных барьеров при исчислении, а также норм, нарушающих нейтральность применения налогов и приводящих к необоснованному изъятию средств из оборота налогоплательщика, отмечается в докладе Минфина.

Уже сегодня приняты важные законодательные решения в этом направлении. Установлен общий порядок принятия к вычету сумм НДС при капитальных вложениях, введена "инвестиционная премия" по налогу на прибыль организаций, ускорено отнесение на расходы затрат на научно-исследовательские работы.

Стратегической целью социально-экономической политики государства в долгосрочной перспективе является новое качество экономического развития - как по составу ориентиров и факторов роста, так и по динамике его конечных результатов.

Литература

Учебники:

1. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов /Под ред. проф.Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2003.

2. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник - 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 336 с. - (Серия "Высшее образование").

Статья из газеты:

1. Колодина И. Налоги защитят бюджет от нефти: Минфин обнародовал основные принципы налоговой и бюджетной политики на 2007 год // Рос. бизнес-газета. - 2006. - №39. - С.1,5.


© 2010 Рефераты