Рефераты

Бюджетный процесс и его особенности на муниципальном уровне

.3 Бюджетный процесс на муниципальном уровне: зарубежный опыт

В свете рассмотрения вопроса о бюджетном процессе в России интересно рассмотреть как проходит бюджетный процесс в зарубежных странах.

Рассмотрим, как проходит бюджетный процесс в США.

В США все 50 штатов формально наделены автономными правами в области финансов. Они самостоятельно составляют, утверждают и исполняют свои бюджеты, которые ни по доходам, ни по расходам не входят в федеральный бюджет страны. В известной мере они самостоятельны в определении объема бюджетов, структуры расходов и доходов. Федеральные власти не уполномочены прямо контролировать бюджеты штатов. Власти штатов не отчитываются перед федерацией о состоянии финансов и бюджета.

В большинстве штатов составление бюджета находится в ведении главы исполнительной власти и осуществляется подчиненным ему финансовым органом. При этом смету расходов разрабатывают бюджетные и финансовые бюро, а смету доходов - налоговые и другие органы. Проект бюджета направляется в местные законодательные органы.

Основным источником доходов бюджетов штатов, как и федерального бюджета, являются налоговые поступления [13; 56].

Что касается местных административных единиц и местных функциональных органов и учреждений, то они также располагают определенной степенью автономии по составлению, утверждению и исполнению своих бюджетов, которые не входят ни в федеральный бюджет, ни в бюджеты штатов США. Функции по составлению местных бюджетов возложены на глав исполнительной власти, функции по утверждению бюджетов - на представителей местной законодательной власти.

В состав расходов местных бюджетов более половины их общей суммы приходится на долю затрат, связанных с финансированием государственной налоговой школы. Кроме того, значительная доля средств ежегодно выделяется на финансирование содержания дорог, коммунального и городского хозяйства, противопожарной охраны, лечебных и других учреждений.

К источникам финансирования расходов местных бюджетов относятся: местные налоги, доходы от услуг коммунального хозяйства и другие не налоговые доходы, дотации из федерального бюджета и бюджетов штатов, поступления от выпуска местных займов и лотерей. Основным источником доходов являются местные поимущественные налоги (на их долю приходится около 29% налоговых доходов).

Таким образом, важно выделить, что при единстве налоговой системы США каждая административная единица выбирает свою структуру налогов с учетом разнообразия местных условий и уровня жизни населения.

На сегодняшний день бюджетный процесс в Соединенных Штатах состоит их трех этапов [13; 58]:

Президентская редакция бюджета

Прохождение бюджета через Конгресс

Исполнение бюджета

Президентская редакция бюджета Соединенных Штатов, состоит из нескольких частей, в которых излагаются финансовые предложения Президента и рекомендуемые приоритеты распределения финансовых ресурсов Правительством. Бюджет сосредотачивается на бюджетном году, то есть на следующем финансовом году, в котором Конгресс должен произвести ассигнования Президент начинает процесс подготовки проекта бюджета с определения основных направлений бюджетной и фискальной политики, обычно весной каждого года, то есть за 9 месяцев до передачи бюджета в Конгресс и за 18 месяцев до принятия бюджета в качестве закона. Основываясь на этих общих указаниях Административно-Бюджетное Управление (АБУ) работает с Федеральными Агентствами, устанавливая более конкретные и детализированные направления бюджетной политики, планирования и распределения средств между Федеральными агентствами, как на бюджетный год, так и на четыре последующих года, и контролируя составление их индивидуальных бюджетов. В процессе составления бюджета Президент, Директор АБУ и другие должностные лица в Администрации Президента постоянно обмениваются информацией, предложениями и оценками в отношении курса решений с Секретарями Департаментов и главами других правительственных агентств. Решения, отраженные в ранее принятых бюджетах, включая бюджет текущего финансового года, и реакция на предлагаемый новый бюджет (который Конгресс исследует с самого начала его составления) влияют на решения, принимаемые в процессе подготовки нового бюджета. Это касается проектов перспектив развития экономики, подготавливаемых обычно Советом Экономических Консультантов, АБУ и Департаментом Казначейства. В самом начале осени агентства подают свои бюджетные заявки в АБУ, где проводится их анализ и определяются пункты, требующие дополнительного обсуждения. Многие вопросы АБУ и агентства решают самостоятельно. Некоторые же требуют вмешательства Президента и чиновников Белого Дома. Этот процесс принятия решений обычно завершается в конце декабря. В это время начинается последний этап разработки детального бюджета и подготовки бюджетной документации. Лица, принимающие решения должны оценить все последствия принятых экономических и технических предположений. Ставки процента, темпы экономического роста, инфляция, безработица, количество людей, подпадающих под действие различных социальных программ, и множество других факторов могут оказать влияние на расходы и доходы Правительства. Малейшие отличия от прогнозируемых значений могут повлечь миллиардные изменения в бюджете. Установленные законом ограничения различий в показателях доходов и расходов сильно влияют на принятие бюджетных решений.

Закон, регулирующий составление президентского бюджета указывает, что Президент обязан представить бюджет в Конгресс в или после первого понедельника января, но не позднее первого понедельника февраля следующего финансового года, который начинается 1 октября. Это дает Конгрессу 8-9 месяцев до начала нового финансового года, чтобы рассмотреть бюджет.

Конгресс рассматривает план бюджета, предложенный Президентом, и одобряет, модифицирует или не одобряет его. Конгресс может изменять финансирование фондов, исключать программы или добавлять программы, не заявленные президентом. Он может вводить и исключать налоги и другие источники поступлений, может вносить прочие изменения, влияющие на объем поступлений. Конгресс не принимает бюджет как таковой. В процессе вынесения резолюции, он соглашается с общими доходами и расходами, размером дефицита или профицита и лимитами государственного долга. Бюджетная резолюция, кроме того, дает основу, на которой комитеты конгресса подготавливают финансовые законопроекты и прочие документы доходного и расходного законодательства. В каждом году Конгресс обеспечивает управление расходами по конкретным целям посредством отдельных официальных ассигнационных законов (традиционно их тринадцать). Также каждый год он вносит изменения в другие законы, касающиеся доходов и расходов. Определяя ассигнования, Конгресс голосует не непосредственно по уровню расходов, а по бюджетным полномочиям, которые влекут за собой финансовые обязательства, приводящие в свою очередь к определенным расходам. Отдельно, перед принятием решения об ассигнованиях, Конгресс обычно принимает законы, который уполномочивают агентства выполнять определенные программы и, в некоторых случаях, ограничивает объемы ассигнований для программ. Некоторые уполномочивающие законы теряют силу после одного года, некоторые - после обусловленного количества лет, а некоторые продолжают действовать. Конгресс может вводить ассигнования по программе, даже если специальное управление по ней и не определено. Конгресс начинает работу над бюджетом вскоре после получения его от Президента.

На этапе исполнения бюджета Правительство как правило обнаруживает потребность потратить больше средств, чем было ассигновано конгрессом на данный финансовый год, вследствие обстоятельств, которые не были предусмотрены при составлении бюджета и утверждении ассигнований. Например, может потребоваться больше средств для предоставления адекватной помощи районам, пострадавшим от стихийных бедствий. В таких обстоятельствах конгресс может выделить добавочные ассигнования.

Бюджетный процесс в Германии происходит следующим образом. Бюджет выступает главным звеном финансовой системы ФРГ, его структура и бюджетный процесс соответствуют федеративному характеру государственного строя. В госбюджет включаются доходы и расходы трех уровней административного управления - федерации (центральный бюджет), земель (региональные бюджеты), и общин (местные бюджеты). Сводный (консолидированный) госбюджет получается путем сложения доходов и расходов бюджетов всех трех уровней за вычетом межбюджетных трансфертов (субсидий, дотаций). С 1974 г. в госбюджет включаются средства фонда социального страхования и социального обеспечения [13; 43].

Бюджетный год в ФРГ совпадает с календарным. Федеральный бюджет утверждается бундестагом (парламентом). Составление, утверждение и исполнение федерального бюджета предусматривает определение ожидаемых доходов и расходов в бюджетном плане и ведение бюджетного учета, фактическое отражение исполнения бюджета.

На стадии составления центрального бюджета министерства и ведомства направляют в министерство финансов предполагаемые сметы расходов на следующий год, примерно за 9 месяцев. Министерство финансов на основе прогнозируемых доходов уточняет расходную часть бюджета и передает проект бюджеты на утверждение федеральному правительству. Одобренный кабинетом министров проект бюджета направляется на утверждение в законодательные органы. Сначала бюджет направляется в верхнюю палату парламента (бундесрат), где рассматривается в течение трех недель. Из бундесрата законопроект о бюджете направляется в нижнюю палату парламента (бундестаг). В случае внесения одной из палат парламента поправок в бюджет, он возвращается на повторное рассмотрение. После принятия законопроекта бундестагом законопроект подписывается главой правительства и становится законом.

В те же сроки в такой же последовательности составляются проекты бюджетов земель и общин. Однако если федеральное правительство формально не имеет права контролировать финансы земель, то земли обязаны установить такой контроль за бюджетами общин. Бюджеты земель утверждаются ландтагами на один год, но в отдельных случаях могут быть рассчитаны на более длительный период. Для покрытия кассового разрыва в связи с тем, что налоги поступают неравномерно, земли имеют право выпускать краткосрочные займы. Во всех других случаях к займам прибегают с особого разрешения.

Высшим контрольным органом ФРГ в области государственных финансов является федеральная счетная палата. Отчет об исполнении бюджета составляется министерством финансов и направляется в парламент и счетную палату. После заключения счетной палаты парламент утверждает закон об исполнении бюджета.

Бюджетная политика ФРГ подчиняется общим целям экономической политики и опирается на отлаженный в послевоенный период механизм ее реализации, на богатый арсенал средств и методов формирования доходных и расходных статей госбюджета.

Не менее интересен бюджетный процесс в Японии. Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта. Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа.

Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов [13; 62].

С сентября по декабрь бюджетный департамент рассматривает поступившие материалы и на их основе разрабатывает проект бюджета. Проект направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем - на рассмотрение кабинета министров.

После внесения поправок, в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.

Согласно Конституции Японии парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами.

Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.

Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции.

Контроль за расходованием утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контролеры министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам.

Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После того. как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент.

В следующей главе дипломной работы мы проведем практический анализ особенностей бюджетного процесса на муниципальном уровне на примере бюджета города Пыть-Яха, а также обобщим результаты проведенного исследования.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА ГОРОДА ПЫТЬ-ЯХА

2.1 Характеристика особенностей бюджетного процесса города Пыть-Яха

В соответствии со ст. 1 Устава муниципального образования город Пыть-Ях, населенный пункт Пыть-Ях наделен статусом города в 1990 году.

Город Пыть-Ях в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 июля 2004 года № 43-оз “Об административно-территориальном устройстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и порядке его изменения” является административно-территориальной единицей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры непосредственно, входящей в состав Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Город Пыть-Ях в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 ноября 2004 года № 63-оз “О статусе и границах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры” является муниципальным образованием Ханты-Мансийского автономного округа - Югры наделенным статусом городского округа.

Официальное наименование муниципального образования - город Пыть-Ях.

Представительным органом муниципального образования город Пыть-Ях является Дума города (ст. 18 Устава).

Согласно статье 40 Устава города Пыть-Ях, «Бюджет городского округа», город Пыть-Ях имеет собственный (местный) бюджет.

Местный бюджет утверждается Думой города по представлению главы города на календарный финансовый (бюджетный) год.

В соответствии с Положением № 230 «О бюджетном процессе в муниципальном образовании городской округ город Пыть-Ях», участниками бюджетного процесса муниципального образования город Пыть-Ях являются:

- Дума города Пыть-Яха;

- Глава города Пыть-Яха;

- Администрация города Пыть-Яха;

- Финансовый орган Администрации города Пыть-Яха;

- Счетно-контрольная палата города Пыть-Яха;

- главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

- получатели бюджетных средств;

- администраторы доходов бюджета муниципального образования;

- администратор источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования.

Дума города Пыть-Яха:

1) рассматривает и утверждает бюджет муниципального образования, внесение изменений и дополнений в бюджет муниципального образования и отчет о его исполнении;

2) осуществляет финансовый контроль в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджета;

3) утверждает порядок предоставления бюджетных кредитов;

4) формирует и определяет правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета, утверждает порядок формирования контрольного органа муниципального образования;

5) вводит местные налоги, устанавливает налоговые ставки по ним и предоставляет налоговые льготы по местным налогам в пределах прав, предоставленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

6) определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, порядок направления в бюджет муниципального образования доходов от его использования;

7) осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Уставом города Пыть-Яха.

Глава города Пыть-Яха:

1) определяет бюджетную, налоговую и долговую политику муниципального образования;

2) направляет бюджетное послание Думе города Пыть-Яха;

3) направляет в Думу города Пыть-Яха для рассмотрения проект бюджета муниципального образования с необходимыми документами и материалами, а также отчет об исполнении бюджета;

4) вносит в Думу города Пыть-Яха предложения по установлению, изменению, отмене местных налогов и сборов, введению и отмене налоговых льгот по местным налогам;

5) осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Положением.

Администрация города Пыть-Яха:

1) обеспечивает составление проекта бюджета муниципального образования (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана) и вносит его в Думу города Пыть-Яха с необходимыми документами и материалами на утверждение;

2) обеспечивает исполнение бюджета муниципального образования и составление бюджетной отчетности;

3) представляет отчет об исполнении бюджета муниципального образования на утверждение Думой города Пыть-Яха;

4) обеспечивает управление муниципальным долгом;

5) осуществляет иные полномочия, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Финансовый орган Администрации города Пыть-Яха:

1) на основании и во исполнение Бюджетного кодекса Российской Федерации, настоящего Положения, иных актов бюджетного законодательства Российской Федерации разрабатывает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности;

2) организует составление проекта бюджета муниципального образования, представляет его в Администрацию города Пыть-Яха;

3) осуществляет методологическое руководство в области составления и исполнения бюджета муниципального образования;

4) разрабатывает и представляет в Администрацию города Пыть-Яха основные направления бюджетной политики;

5) ведет реестр расходных обязательств муниципального образования;

6) получает от структурных подразделений Администрации города Пыть-Яха материалы, необходимые для составления проекта решения о бюджете муниципального образования;

7) проектирует предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджета автономного округа;

8) разрабатывает по поручению Администрации города Пыть-Яха программу муниципальных заимствований;

9) осуществляет управление муниципальным долгом;

10) организует исполнение бюджета муниципального образования, устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования, бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета города и кассового плана исполнения бюджета муниципального образования;

11) составляет и ведет сводную бюджетную роспись бюджета муниципального образования;

12) обеспечивает предоставление бюджетных кредитов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных решением о бюджете муниципального образования;

13) осуществляет методологическое руководство подготовкой и устанавливает порядок предоставления главными распорядителями средств бюджета муниципального образования обоснований бюджетных ассигнований;

14) осуществляет проверку финансового состояния принципала и ликвидности (надежности) банковских гарантий и поручительств, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала, которые могут возникнуть в будущем в связи с предъявлением гарантом, исполнившим в полном объеме или в какой-либо части обязательства по гарантии, регрессных требований к принципалу;

15) осуществляет операции с муниципальными займами;

16) исполняет судебные акты по искам к муниципальному образованию в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации;

17) осуществляет иные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Счетно-контрольная палата города Пыть-Яха:

1) проводит экспертизу проекта бюджета муниципального образования и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения;

2) осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проектов бюджета и отчетов о его исполнении;

3) осуществляет проверку отчета об исполнении бюджета муниципального образования;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о Счетно-контрольной палате города.

Главный распорядитель и распорядитель бюджетных средств осуществляет бюджетные полномочия в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Получатель бюджетных средств осуществляет бюджетные полномочия в соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Администратор доходов бюджета муниципального образования осуществляет бюджетные полномочия в соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Администратор источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования осуществляет бюджетные полномочия в соответствии со статьей 160.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Непосредственное составление бюджета осуществляет финансовый орган Администрации города Пыть-Яха в порядке, установленном Администрацией города Пыть-Яха.

В расходной части бюджета муниципального образования предусматривается создание резервного фонда Администрации города Пыть-Яха для финансирования непредвиденных расходов. Размер резервного фонда не может превышать 3% утвержденных расходов бюджета муниципального образования.

Формирование перечня муниципальных целевых программ осуществляется Администрацией города Пыть-Яха в соответствии с прогнозом социально-экономического развития и определенными на основе этих прогнозов приоритетами.

Администрация города вносит проект решения о бюджете муниципального образования на рассмотрение и утверждение Думой города Пыть-Яха не позднее 1 ноября текущего года. Внесению проекта решения о бюджете муниципального образования должно предшествовать внесение в Думу города Пыть-Яха проектов об изменении и дополнении решений по налогам и сборам.

Решения Думы города Пыть-Яха о внесении изменений местных налогов и сборов, приводящие к изменению доходов (расходов) бюджета муниципального образования и вступающие в силу в очередном финансовом году, должны быть приняты до 1 октября текущего года.

Проект решения о бюджете муниципального образования рассматривается и утверждается Думой города Пыть-Яха в одном чтении в соответствии со статьями 13 и 14 Положения о бюджетном процессе и результатами публичных слушаний.

Администрация города Пыть-Яха до 20 октября текущего года представляет на депутатские слушания информацию о характеристиках проекта решения о бюджете муниципального образования.

Председатель Счетно-контрольной палаты города Пыть-Яха в течение 20 дней со дня получения документов направляет в Думу города Пыть-Яха и Главе города Пыть-Яха заключение о соответствии проекта решения Думы города Пыть-Яха о бюджете муниципального образования, представленных документов и материалов требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и настоящего Положения.

Внесенный проект решения о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год с заключением Счетно-контрольной палаты города Пыть-Яха направляется на рассмотрение в комиссию по бюджету, а также депутатам Думы города Пыть-Яха.

В случае возникновения разногласий проект решения о бюджете муниципального образования направляется в согласительную комиссию, формируемую на паритетных началах из депутатов Думы города Пыть-Яха, представителей Счетно-контрольной палаты города Пыть-Яха и Администрации города Пыть-Яха.

В случае непринятия бюджета муниципального образования до 1 января следующего финансового года, финансирование расходов бюджета муниципального образования производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Составленная и утвержденная в соответствии с решением о бюджете муниципального образования сводная бюджетная роспись направляется не позднее 17 дней после утверждения бюджета муниципального образования для сведения в Думу города Пыть-Яха и Счетно-контрольную палату города Пыть-Яха.

Администрацией города Пыть-Яха разрабатывается и представляется в Думу города Пыть-Яха проекты решений о внесении изменений в решение о бюджете муниципального образования по всем вопросам, являющимся предметом его правового регулирования.

Исполнение бюджета муниципального образования в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации обеспечивается Администрацией города Пыть-Яха и организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Отчет об исполнении бюджета муниципального образования за I квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается Главой города Пыть-Яха и в течение двух месяцев, следующих за отчетным периодом, направляется с пояснительной запиской в Счетно-контрольную палату города Пыть-Яха для представления заключения и Думу города Пыть-Яха для принятия отчета об исполнении бюджета муниципального образования к сведению.

Годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования утверждается Думой города Пыть-Яха и подлежит официальному опубликованию.

В следующем параграфе дипломной работы будет проанализирован бюджетный процесс города Пыть-Ях на стадии его исполнения по доходам и расходам за период 2005 - 2007 года.

2.2 Анализ исполнения бюджета муниципального образования как основной стадии бюджетного процесса

Исполнение бюджета муниципального образования в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации обеспечивается Администрацией города Пыть-Яха и организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

В соответствии с Положением № 230 о бюджетном процессе в муниципальном образовании городской округ город Пыть-Ях, организация исполнения бюджета муниципального образования возлагается на финансовый орган Администрации города Пыть-Яха.

Отчет об исполнении бюджета муниципального образования за I квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается Главой города Пыть-Яха и в течение двух месяцев, следующих за отчетным периодом, направляется с пояснительной запиской в Счетно-контрольную палату города Пыть-Яха для представления заключения и Думу города Пыть-Яха для принятия отчета об исполнении бюджета муниципального образования к сведению.

Годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования утверждается Думой города Пыть-Яха и подлежит официальному опубликованию.

В соответствии с заключением Счетно-контрольной палаты г.Пыть-Ях от 16 мая 2006г по Отчету об исполнении бюджета города Пыть-Ях за 2005 год, видим следующее.

В результате проверки Отчета об исполнении бюджета г.Пыть-Ях за 2005 год установлено:

1. Первоначально бюджет города Пыть-Ях на 2005 год утвержден Решением Думы г.Пыть-Ях от 28.12.2004 года № 444 до начала финансового года в соответствии со ст.187 БК РФ:

- по доходам 1 398 555 тыс.руб.;

- по расходам 1 438 777 тыс.руб.;

- дефицит бюджета составил 40 222 или 10% к доходам бюджета без учета финансовой помощи в соответствии со ст.92 БК РФ.

Основными целями бюджетной политики в 2005 году являются повышение уровня и качества жизни населения Пыть-Ях на основе устойчивого развития экономики города, сохранения социальной направленности, обеспечение сбалансированности и реалистичности бюджета, эффективного управления средствами городского бюджета. Исходя из этих целей определены основные задачи:

§ закрепление тенденций стабильного развития экономики города;

§ дальнейшее увеличение налоговых поступлений и более полная мобилизация других источников формирования доходов бюджета;

§ постепенный переход к распределению бюджетных ресурсов между получателями бюджетных средств с учетом достижения ими конкретных результатов;

§ оптимизация сети бюджетных учреждений исходя из выполняемых ими функций и задач, в том числе путем реформирования статуса бюджетных учреждений и перевода их в иные формы собственности;

§ формирование бюджета на основе разделения действующих и вновь принимаемых обязательств;

§ совершенствование механизма закупок, направленное на рациональное использование бюджетных средств;

§ усиление контроля со стороны распорядителей средств городского бюджета за обязательствами, находящихся в их ведении организаций и учреждений.

Бюджет г.Пыть-Ях на 2005 сформирован с применением новой бюджетной классификации, обеспечивающей большую свободу маневра для органов местного самоуправления. К сожалению, увеличение ассигнований на решение тех или иных проблем не всегда дает должный результат. Но экспериментальная апробация механизмов программно-целевого бюджетирования, ориентированного на достижение конкретных результатов, пока не начата. Опыт работы Счетно-контрольной палаты г.Пыть-Ях позволяет говорить о том, что эффективность бюджетных расходов вполне поддается строгой, точной оценке. Бюджет и экономика города тесно взаимосвязаны.

Решением Думы г. Пыть-Ях от 28.12.2004 года № 444 бюджет города на 2005 год утвержден по структуре: 28,7% - бюджетный потенциал, 71,3% - финансовая помощь. По сравнению с 2004 годом запланировано увеличение удельного веса налоговых доходов на 0,8%, с 25,6% до 26,4%, снижение удельного веса в бюджете неналоговых доходов на 0,5%, с 2,8% до 2,3%. Удельный вес безвозмездных перечислений в бюджете города уменьшился на 0,2%, с 71,5% до 71,3%, доходы от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений не запланированы.

Финансово-казначейским комитетом Администрации г.Пыть-Ях составлена сводная бюджетная роспись по распорядителям и получателям бюджетных средств в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджета с поквартальной разбивкой на основании ст.217 БК РФ.

Изменения и дополнения в бюджет города Пыть-Ях на 2005 год вносились 5 раз. Решением Думы г. Пыть-Ях от 13.12.2005 года № 585 утверждено последнее внесение изменений и дополнений в бюджет города. После последнего уточнения бюджета г. Пыть-Ях на 2005 год структура бюджета значительно поменялась по сравнению с первоначально утвержденным бюджетом: снизилась доля налоговых доходов на 5,2%, увеличилась доля финансовой помощи на 2,5%, доля доходов от предпринимательской деятельности составила 2,3%.

С учетом последних изменений и дополнений бюджет утвержден Решением Думы г.Пыть-Ях от 13.12.2005 года № 585 «О внесении изменений и дополнений в Решение Думы г.Пыть-Ях от 25.12.2004 года № 444 «О бюджете г.Пыть-Ях на 2005 год», в том числе:

- по доходам в сумме 2 102 085 тыс.руб.;

- по расходам в сумме 2 195 563,2 тыс.руб.;

- предельный размер дефицита бюджета - 93 478,2 тыс.руб. или 17,1% к доходам бюджета без учета финансовой помощи в нарушение ст.92 БК РФ. В источниках покрытия дефицита бюджета отражены остатки субсидий на капитальные вложения по состоянию на 01.01.2005 года в сумме 84 166 тыс.руб., которые не возвращены в бюджет автономного округа ХМАО-Югра в нарушение п.2 ст.78 БК РФ, учтены в качестве остатка средств на начало очередного финансового года (п.5 ст.242 БК РФ, ст.22 Закона ХМАО-Югры от 07.12.2004 г. № 70-оз) и использованы в 2005 году на капитальное строительство по объектам в соответствии с Перечнем строек и объектов на 2004 год, утвержденному Правительством автономного округа (ст.22 Закона ХМАО-Югры от 07.12.2004 г. № 70-оз «О бюджете ХМАО-Югры на 2005 год»).

2. Фактически за 2005 год бюджет г.Пыть-Ях составил (Приложение № 1):

- по доходам в сумме 2 068 742,6 тыс.руб. или 98,4% годовых плановых доходов бюджета города;

- по расходам в сумме 2 011 132,2 тыс.руб. или 91,6% годовых плановых расходов бюджета города;

- профицит бюджета за 2005 года составил 57 610,4 тыс.руб.

3. Бюджету г.Пыть-Ях за 2005 год характерно:

3.1. снижение бюджетного потенциала на сумму 28 160,8 тыс.руб. или на 5,1% по сравнению с 2004 годом в результате налоговой реформы;

3.2. бюджетный потенциал покрыл текущие расходы на 38,5%, в 2004 году - 48,3%;

3.3. бюджетные назначения по расходам исполнены на сумму 2 011 132,2 тыс.руб., что ниже запланированных расходов на сумму 184 431 тыс.руб. или на 8,4%;

3.4. фактически профицит бюджета составил 57 610,4 тыс.руб., который сложился в результате неисполнения расходной части бюджета. Плановая сумма дефицита бюджета составила 93 478,2 тыс.руб. или 17,1% к доходам бюджета без учета финансовой помощи в нарушение ст.92 БК РФ. При условии исполнения расходной части бюджета на уровне исполнения доходной части (98,4%) дефицит бюджета составил бы 91 687,62 тыс.руб. или 16,5% объема доходов бюджета без учета финансовой помощи;

3.5. На 1 января 2006 года муниципальный долг составил 128 898 тыс.руб. или 23,2% объема собственных доходов бюджета г.Пыть-Ях, что соответствует Решению Думы г.Пыть-Ях от 13.12.2005 года № 585 «О внесении изменений и дополнений в Решение Думы г.Пыть-Ях от 28.12.2004 года № 444 «О бюджете г.Пыть-Ях на 2005 год», ст.100 БК РФ. На 1 января 2005 года муниципальный долг составлял 178 502 тыс.руб., то есть в течение 2005 года уменьшился на 49 604 тыс.руб. или на 27,8%.

Доходная часть бюджета в 2005 году исполнена на 98,4% или в сумме 2 068 742,6 тыс.руб., что выше уровня 2004 года на 146 908,6 тыс.руб. или 7,6% за счет увеличения финансовой помощи - на 205 746,7 тыс.руб. или на 16,3%. Наибольший удельный вес в собственных доходах бюджета составила сумма налоговых поступлений - 450 744,2 тыс.руб. или 81,1%. Основную долю поступлений налоговых доходов в составе собственных доходов составляют налог на доходы физических лиц - в сумме 278 655,8 тыс.руб. или 50,1% и налог на прибыль организаций и предприятий, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ - в сумме 129 914,2 тыс.руб. или 23,4%.

В 2005 году не в полном объеме использованы все имевшиеся резервы дополнительных поступлений в местный бюджет в части неналоговых доходов и доходов от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений. Имелись резервы поступления дополнительных доходов в местный бюджет за счет повышения эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, ликвидации недоимки 3 537 тыс.руб. Удельный вес доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, в общих доходах местного бюджета составил в 2005 году лишь 2%, т. е. ниже уровня 2004 года на 1%.

В 2005 году произошло изменение структуры доходов по сравнению с 2004 годом в связи с внесением дополнений и изменений в налоговое законодательство, изменения нормативов отчисления в бюджеты муниципальных образований регулирующих налогов, установленных Законом ХМАО «О бюджете ХМАО на 2005 год». В результате налоговой реформы выпадающие доходы (налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налоги на товары и услуги) составили 28 160,8 тыс.руб.

Основой составления проекта бюджета на очередной финансовый год являлся прогноз социально-экономического развития территории и сводный финансовый баланс (ст.172 БК РФ).

Сопоставляя плановую сумму перечисления налогов и сборов в окружной и федеральный бюджеты с территории г.Пыть-Ях (2 057,7 млн.руб.) с полученной суммой налогов и дотаций (450,7 + 673,6 = 1 124,3 млн.руб.) следует отметить, что в бюджет г.Пыть-Ях возвращается только 55% средств, аккумулированных и переданных в региональный и федеральный бюджеты.

Низкая эффективность контроля исполнительного органа местного самоуправления за своевременностью и полнотой поступлений дивидендов, за работой представителей в органах управления акционерных обществ, пакеты акций которых находились в муниципальной собственности, а также отсутствие учета задолженности дивидендов и контроля за ее погашением привели к поступлению дивидендов в сумме 136,8 тыс.руб. от ОАО «Ханты-Мансийский банк».

Между Администрацией г.Пыть-Ях и Территориальным управлением федерального казначейства заключено соглашение о кассовом обслуживании исполнения бюджета в соответствии с требованиями ст.14 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 703. Акты сверки по исполнению бюджета составляются ежемесячно. Все доходы бюджета, за исключением субвенций и субсидий из окружного бюджета, перечисляются на бюджетный счет со сч.40101 с.о.01 через территориальное УФК. Так, на основании Акта сверки поступлений и платежей в местный бюджет между Управлением федерального казначейства по ХМАО-Югре и Финансовым органом по состоянию на 01.01.2006 г. по территории г.Пыть-Ях сделан вывод, что минуя счет 40101 с.о.01 в бюджет города поступило 330 015,99 руб. в нарушение действующего соглашения, а именно произведены взаимные расчеты по доходам за аренду муниципального имущества. Порядок проведения зачета денежных средств органом местного самоуправления не определен в нарушение ст.235 БК РФ.

Исполнение бюджета г.Пыть-Ях осуществляется в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету № 70н. Данные бухгалтерского учета соответствуют данным, представленным в Отчете об исполнении бюджета г.Пыть-Ях за 2005 год.

Финансово-казначейским комитетом Администрации г.Пыть-Ях представлена уточненная бюджетная роспись на 2005 год по состоянию на 31.12.2005 г., в ходе экспертизы которой выявлено:

§ Доходы бюджета составили 2 118 387,2 тыс.руб. По сравнению с утвержденным Решением Думы г.Пыть-Ях от 13.12.2005 г. № 585 доходы бюджета увеличились на 16 302,2 тыс.руб. или 0,7% на основании справок-уведомлений Департамента финансов ХМАО-Югра.

§ Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных решением о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в решение о бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись в соответствии со ст.232 Бюджетного кодекса РФ. Фактически ФКК Администрации г.Пыть-Ях данную процедуру, установленную ст.232 БК РФ, исполнил.

§ В соответствии с Порядком исполнения сводной бюджетной росписи доходов и расходов муниципального образования г.Пыть-Ях ХМАО-Югры на 2005 год и внесения изменений в нее, утвержденным Приказом ФКК Администрации г.Пыть-Ях от 22.02.2005 г. № 15/1-О, внесение изменений в бюджетную роспись на 2005 год по доходам осуществляется по мере необходимости в поквартальное распределение с учетом фактического поступления доходов на основании разрешительной визы Председателя ФКК Администрации г.Пыть-Ях, но в соответствии с п.15 Порядка исполнения сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2005 год внесения изменений в нее, утвержденного Приказом Минфина РФ от 10.12.2004 г. № 115н, в 4 квартале 2005 года изменения вносятся до 15 декабря, за исключением корректировки расходов по обслуживанию государственного долга, по которым внесение изменений может осуществляться до 20 декабря.

Таким образом, при проведении экспертизы бюджетной росписи на 2005 год по состоянию на 31.12.2005 г. выявлено, что внесение изменений и дополнений в Решение о бюджете г.Пыть-Ях на 2005 год произведено несвоевременно в нарушение п.15 Порядка исполнения сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2005 год внесения изменений в нее, утвержденного Приказом Минфина РФ от 10.12.2004 г. № 115н.

В 2005 году произошло изменение структуры и суммы доходов по сравнению с 2004 годом в связи с внесением дополнений и изменений в налоговое законодательство, изменения нормативов отчисления в бюджеты муниципальных образований регулирующих налогов, установленных Законом ХМАО «О бюджете ХМАО на 2005 год», и прочих, а именно:

§ поступлений по налогу на прибыль уменьшились по сравнению с 2004 годом на 67 761,8 тыс.руб. за отмены ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местный бюджет, а также снижения процента отчисления в бюджет города от налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет ХМАО - на 71,176%, увеличения суммы налогооблагаемой базы, сокращения недоимки;

§ в связи с отменой перечисления 50% в местный бюджет из бюджета ХМАО-Югры налога на имущество организаций по сравнению с 2004 годом недополученные доходы составили 12 908 тыс.руб.

§ в связи с отменой отчислений в размере 50% в бюджет города от суммы налога на игорный бизнес, зачисляемого в бюджет ХМАО, недополученные доходы составили 1 131 тыс.руб.;

§ в связи с уменьшением норматива отчислений от налога на доходы физических лиц с 60% до 30%, передачей части доходов г.Пыть-Ях от данного вида налога, подлежащего зачислению в бюджет ХМАО-Югра, в размере 42,8571%, а также увеличению налогооблагаемой базы дополнительно получены доходы в сумме 44 671,8 тыс.руб.;

§ в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, недополученные доходы составили 58 тыс.руб.,

§ установлен размер отчислений в бюджет города - 100% от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, зачисляемых в бюджет ХМАО, (в 2004 году - 83,333%) увеличена налогооблагаемая база, за счет которых поступления налогов увеличились по сравнению с 2004 годом на 13 761,3 тыс.руб.;

§ норматив отчисления за государственную пошлину установлен в размере 100%, в результате получены дополнительные доходы в сумме 1 883 тыс.руб.

§ поступления налоговых доходов в части сумм, зачисляемых по расчетам за 2004 год, и погашения задолженности прошлых лет в 2005 году составили 61 065,6 тыс.руб.;

§ получены платежи от государственных и муниципальных унитарных организаций - 339,2 тыс.руб.;

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты