Рефераты

Бюджетное управление

p align="left">По определению самой компании -разработчика CPM-приложения Oracle Financial Analyzer (OFA) -- это инструмент для формирования финансовой отчетности, проведения детального финансового анализа, ведения бюджета, финансового планирования и прогнозирования.

Благодаря объединению централизованного хранилища финансовой информации с мощным аналитическим инструментарием, применяемая система позволяет организации достичь максимальной эффективности в управлении финансовыми потоками и их производными (ценовая политика, контроль затрат, анализ эффективности и т.д.), в составлении исчерпывающих финансовых отчетов и предельно приближенных к реальности финансовых моделей, в оценке возможностей и формировании будущей стратегии.

Oracle Financial Analyzer, как и ряд конкурентных приложений CPM, не имеет ограничений по области применения, конфигурация системы настраивается согласно решаемым проблемам управленческих структур и может эффективно работать по любому существующему профилю. OFA имеет возможность интеграции с модулем ведения бухгалтерской отчетности General Ledger, также производства Oracle.

Распределенное бюджетирование и прогнозирование

Финансовый Анализатор Oracle поддерживает создание бюджетов и прогнозов, их пересмотр, модификацию и взаимодействие в рамках единой системы. Продукт координирует и упорядочивает процесс бюджетирования вне зависимости от того, использует ли организация методологию ведения бюджета типа "сверху вниз", "снизу вверх" или смешанную методологию. Финансовый Анализатор может распределять значения бюджетных статей с высоких уровней агрегирования, таких как год и региональный офис, на более низкие, такие как месяц и департамент. Пользователи могут копировать фактические данные за прошлый год в бюджет текущего года и произвольным образом менять отдельные статьи - по абсолютной величине или в процентном отношении. Могут быть введены специальные ключи, по которым будут разноситься маркетинговые, административные и другие непрямые затраты для прогноза прибыли. Различные инструменты для сбора данных, включая электронные таблицы и Web-браузеры, позволяют осуществлять контролируемое получение бюджетных данных. Пользователи могут хранить отдельные срезы финансовой базы данных корпорации на персональных компьютерах для мобильного создания и использования своих бюджетов и прогнозов.

OFA предельно облегчает проведение процедур составления бюджета, прогнозов, обзоров, их создания, изменения, обмена данными с другими информационными модулями. В конце цикла составления бюджета окончательный вариант консолидируется для составления общефирменного бюджета и автоматически закрывается для любых дальнейших изменений.

Широкие возможности построения отчетов и анализа

Многомерные модели данных, обрабатываемые OFA, позволяют пользователю выбрать необходимую информацию, используя произвольные комбинации ключевых параметров ("куб данных") - линейное подчинение, последовательность временных интервалов, последовательность производимых продуктов, географическое подразделение, принадлежность к различным ценовым категориям, и т.д.

Использование новейших средств обработки многомерных баз данных делает возможным для пользователя быстрое абстрагирование от общей совокупности имеющихся данных, выделение интересующего его сегмента данных. Используя многомерный анализ данных, пользователь может отслеживать и, одновременно, анализировать поступающую финансовую информацию, составляя параллельно собственные отчеты, и давая графическую интерпретацию, привлекая лишь встроенные в OFA средства аналитической обработки информации. Подсчет доходной части бюджета и ее детальная развертка без уточнения источника поступления данных.

Функциональные связи между таблицами и внутри них

OFA напрямую соединятся с таблицами внутриотраслевых стандартов, и таким образом пользователь отслеживает данные и составляет отчеты по данным OFA прямо из этих таблиц. Этот доступ также обеспечивается таким мощным средством управления многомерными базами данных как Selector (рис.7), входящим инструментарий таблиц.

Гибкий доступ к новым данным

Можно легко загружать, и выгружать данные из Главной книги, Таблиц, реляционных Баз Данных, и других операционных систем используя расширенные возможности чтения и трансформации информационных файлов Oracle Financial Analyzer.

Единое информационное пространство с Главной Книгой

Документы, подготовленные и обрабатываемые Oracle Financial Analyzer, полностью интегрируются с Главной Книгой. Данная интеграция незаменима во избежание повторного ввода данных, и тем самым обеспечивает наиболее эффективное функционирование системы управления финансовыми потоками. Информация, обрабатываемая в Главной Книге (Oracle General Ledger), в точности соответствует иерархическим структурам и размерностям, используемым при обработке соответствующих документов системой Oracle Financial Analyzer. Структура счетов и балансов Главной Книги находят четкое отражение в работе OFA. Постоянно поддерживая двухстороннюю связь между двумя этими приложениями, процедура перетекания информационных и иерархических структур, созданных Главной Книгой, в OFA без дополнительных изменений не представляет никаких проблем. Данные и информационная структура может быть незамедлительно восстановлена на "родном" для них базисе, соблюдая, таким образом, принципы непрерывности и интегрированности. При наличии интегрированности пользователи смогут легко загрузить бюджеты, составленные в Oracle Financial Analyzer, в Главную Книгу (Oracle General Ledger), делая их неотъемлемой частью существующей финансовой отчетности.

Средства графической обработки информации

OFA использует знакомый графический интерфейс, который предоставляет легкий и быстрый доступ к мощному аналитическому инструментарию. Специальные мастера, такие как Selector, делают возможным качественный анализ по характерным параметрам и анализ по методу "от противного". Отчеты же имеют знакомый внешний вид и функционально похожи на электронные таблицы, получившие столь широкое распространение, в частности - "горячие клавиши" команд вывода на принтер и изменения шрифтов, которые могут отражать стандарты, принятые в индустрии.

Финансовое моделирование

Финансовый Анализатор обеспечивает решение широкого спектра задач финансового управления благодаря встроенным средствам моделирования. Результаты анализа типа "что-если" согласно построенным моделям отображаются незамедлительно. Обширная библиотека встроенных функций помогает пользователям строить прогнозы и рассчитывать коэффициенты эффективности. При выполнении анализа пользователи могут объединять информацию из главной книги с другими данными для создания, последующего использования и распространения новых финансовых показателей. Модели характеризуются контролируемой независимостью, которая позволяет определять различные детальные соотношения между бюджетными статьями для различных подразделений и сценариев, в то же время применяя одинаковые правила вычисления для общих или консолидированных показателей.

Интеграция с приложениями EPR

Финансовый Анализатор имеет стандартный интерфейс с ядром финансовых приложений Oracle - Главной Книгой (General Ledger). Такая интеграция позволяет избежать повторного ввода данных и изменения структуры и благодаря этому обеспечивает более эффективное решение задач финансового управления. Информация из Главной Книги Oracle легко перемещается в соответствующие структуры Финансового Анализатора, где ее можно анализировать, строить на ее основе отчеты, комбинировать с данными из других источников и использовать как основу для бюджетов, планов и прогнозов. В Финансовом Анализаторе автоматически отражаются балансы счетов Главной Книги. Благодаря интерфейсу между двумя приложениями, любые модификации иерархий и другие преобразования структуры, определенные в Главной Книге, отображаются в Финансовом Анализаторе. Данные и структуры могут автоматически обновляться на регулярной основе для поддержки целостности информации. Бюджеты, созданные в Финансовом Анализаторе, могут быть перенесены обратно в Главную Книгу и использоваться там для оперативного контроля и отчетности. Можно проводить более глубокий анализ с помощью механизма детализации в Главную Книгу Oracle, позволяющего получить информацию на уровне отдельных операций прямо из Финансового Анализатора.

Разграничение доступа к данным

Oracle Financial Analyzer поддерживает хранение единой финансовой информации в центральном информационном хранилище и проверяет наличие прав доступа к информации, которая требуется пользователю. Администратор может определить, в зависимости от полномочий пользователя, какая информация может быть востребована для просмотра, или изменения. Пользователи, таким образом, могут работать лишь с той информацией, которая лежит в сфере их профессиональных интересов.

Адаптируемые экономические модели

Oracle Financial Analyzer настраивается в соответствии с решаемыми проблемами любых управленческих структур, будь то центры управления ценообразованием, финансами, продажами, сервисные центры, или целые филиалы. Соответствующим центрам не приходится изменять сложившиеся процедуры или порядок обработки информации, что бы соответствовать требованиям Oracle Financial Analyzer (OFA); система может эффективно работать по любому существующему профилю. Гибкая организация экономических моделей и информации, являющихся результатом работы OFA, позволяет мгновенно отразить оперативные изменения приоритетов в деятельности или организационной структуры объекта моделирования.

Гибкая сетевая архитектура

Сегодняшние системы управления финансами наиболее эффективны, если они используются не только сотрудниками финансовых департаментов. Организациям нужно собирать данные различных подразделений и поставлять финансовую информацию различным пользователям, зачастую распределенным территориально. Работая в архитектуре Интернет/интранет, Финансовый Анализатор предлагает средства сбора и анализа финансовых данных в организации любого, в том числе глобального, масштаба. Пользователи могут выбирать различные варианты клиентской части - это может быть собственно интерфейс Финансового Анализатора, электронные таблицы или рабочие места в Web, в зависимости от нужд и специфики организации. Разнообразие вариантов конфигурации системы позволяет адаптировать уникальную распределенную архитектуру Финансового Анализатора под потребности и месторасположение пользователей. Гибкий доступ и масштабируемая архитектура дает этому распределенному приложению вычислительную мощь, производительность и управляемость, требуемые для обработки больших объемов данных и решения сегодняшних и будущих задач финансового управления.

Достоинства. OFA является самым многофункциональным инструментом моделирования бюджетов. Эта система позволяет применять формулы любой степени сложности и проводить анализ данных в любом разрезе (например, анализ доходности компании за квартал по каждому продукту с разбивкой по региональным дилерам).

В системе OFA одновременно могут работать сотрудники, находящиеся в различных городах, что очень важно для компаний с множеством филиалов. Правда, для передачи данных придется установить в каждом филиале отдельный сервер.

Недостатки. Поскольку интерфейс программы не очень нагляден, работа в OFA требует сложной и дорогостоящей настройки. Кроме того, система не полностью переведена на русский язык - практически весь раздел "Помощь" доступен только в английском варианте.

В OFA не развиты средства документирования модели, то есть разработанную модель сложно описать с помощью встроенных инструментов, например получить условную схему модели в виде рисунка или таблицы. Это серьезная проблема, которая встает особенно остро при смене персонала: если в компании нет аналитика, который занимается описанием всех моделей, объяснить новому сотруднику подробности вашей бюджетной инфраструктуры будет сложно.

Наконец, в OFA полностью отсутствуют встроенные средства, позволяющие вести документооборот. Из-за того, что система рассчитана на большое количество пользователей, возникают определенные трудности: например, начав работать с бюджетом, вы не будете знать, внесены ли туда данные того или иного отдела. Поэтому для организации коллективной работы необходимо использовать дополнительное программное обеспечение. Причем хорошо знакомыми MS Outlook или Lotus Notes тут не обойтись - придется устанавливать достаточно дорогостоющую специализированную систему документооборота, например Documentum.

Adaytum e.Planning

Система
Adaytum e.Planning от компании Adaytum входит в спектр решений для управления финансами и оценки эффективности деятельности предприятия. Данная система не является унифицированным решением для любых компаний: архитектура e.Planning оптимизирована для решения разнообразных задач планирования. Сбор информации осуществляется с использованием реляционных баз данных, в то время как аналитический инструментарий и функции построения отчетности созданы на базе OLAP-технологий. При использовании e.Planning данные хранятся в едином источнике, система обеспечивает полный набор возможностей для выполнения всего спектра задач планирования. е.Planning легко интегрируется с ERP, CRM и другими приложениями за счет архитектуры Windows DNA (Microsoft Windows Distributed interNet Application Architecture).

Adaytum e.Planning - современное решение на основе Интернет-технологий, предоставляющее возможности планирования, бюджетирования, прогнозирования, моделирования и формирования отчетности в едином интегрированном приложении. Полноценное бизнес-планирование включает в себя планирование "сверху-вниз" и бюджетирование и прогнозирование "снизу-вверх".

Функциональная полнота системы находится на высоком уровне, что объясняется очень просто - компания Adaytum является одной из самых старых компаний, занимающихся бюджетным управлением, а ее решения входят в число наиболее популярных в мире.

Первоначальные версии этой системы (тогда она еще не имела приставки "e."), были ориентированы на средние компании и не имели сложного инструментария для управления данными. Однако новая версия существенно продвинулась в этом направлении. Функционал e.Planning можно условно разделить на три части: инструментарий для обеспечения распределенной подготовки данных, аналитическое ядро и модули подготовки отчетов. Первый и последний модули - типичные интернет-приложения, обеспечивающие удаленный доступ к данным, по первому впечатлению можно предположить, что в этом отношении никаких существенных недостатков у системы нет.

Ядро, обеспечивающее непосредственную работу с бюджетом, сохранило на себе некоторые следы старых версий программы. Работа над составлением бюджета не слишком автоматизирована. Это означает, что система не позволит сделать бюджет полностью "динамическим", затрудняется what-if анализ, но, с другой стороны, значительно снижается трудоемкость внедрения системы.

Решение Adaytum e.Planning было специально разработано для того, чтобы упростить согласование интересов различных бизнес-подразделений компании и помочь организации привести в соответствие планирование "сверху вниз" и прогнозирование "снизу вверх".

Adaytum e.Planning состоит из трех модулей, каждый из которых оптимизирован в соответствии с распределением ролей участников процесса планирования:

· e.Planning Analyst обеспечивает финансовых менеджеров возможностями для определения процессов, моделей и информации, используемых в планировании, бюджетировании и прогнозировании, а также позволяет осуществлять эффективное распределение шаблонов между участниками процесса планирования.

· e.Planning Contributor предоставляет собой Интернет-шаблоны для сбора информации от сотен и даже тысяч участников процесса планирования. Шаблоны являются составными частями глобальной модели и строго настроены под ролевые функции того или иного участника процесса планирования. Модуль e.Planning Contributor не требует от пользователей дополнительного обучения.

· e.Planning Reporter предоставляет пользователям возможности доступа и обработки информации на основе разнообразных, построенных на основании отчетов, опций, а также публикации отчетов через Интернет.

Практически весь интерфейс системы, связанный со сбором и представлением данных, выполнен в среде Internet Explorer. Это также существенно упрощает развертывание системы в случаях с географически распределенным управлением. Для распределенной работы над бюджетами в системе сделано очень многое, по этому параметру ее можно поставить на первое место среди аналогичных решений, есть специальный инструментарий для удаленного контроля за подготовкой и согласованием бюджетов и другие подобные сервисы (в принципе, такой контроль возможен во всех распределенных системах, но сделан он менее цельным и удобным).

В то же время локальное использование системы по сравнению с предыдущими версиями, а также по сравнению с ее основными конкурентами, несколько затруднено. Причем со временем данный продукт явно имеет тенденцию к "утяжелению" и может быть рекомендован все более и более крупным компаниям (соответственно, становясь менее привлекательным для фирм меньшего размера).

Достоинства. В этой системе хорошо организовано ведение документооборота: регламенты работы и схемы движения документов удобно рисовать с помощью мышки. Как и в OFA, созданную модель можно разделить на модели по определенному классу аналитических уровней (например, по ЦФО, по затратам и т. д.), что хорошо для больших предприятий. Очень удобно контролировать исполнение бюджета - в столбцах отражаются плановые и фактические значения показателей и темпы их изменения. И сама программа, и раздел "Помощь" русифицированы.

Недостатки. Во-первых, производительность системы несколько ниже, чем, скажем, у OFA. Во-вторых, с помощью стандартных средств, имеющихся у системы, можно просмотреть либо суммарные значения, либо детализированные.

Продукты Adaytum используют компании BMW, Mercedes-Benz, Dr.Pepper/Seven Up и др.

ИНЭК/Бюджетирование

Отечественная разработка ИНЭК/Бюджетирование представляет собой компьютерную модель, предназначенную для взаимоувязанного планирования:

· экономических (выручка, себестоимость, прибыль, налоги, чистая прибыль),

· финансовых (задолженности, денежные потоки, остатки денежных средств)

· имущественных (остатки имущества, закупки, расход и/или реализация) параметров предприятия.

Для оценки финансового состояния предприятия используется горизонтальный и вертикальный анализ:

· пассивов и активов аналитического баланса (относительные и абсолютные изменения в структуре имущества и источниках его формирования);

· прибылей и убытков (финансовые результаты);

· притока и оттока денежных средств;

· эффективности, характеризующей рентабельность деятельности и доходность вложений (рентабельность деятельности и капитала, оборачиваемость активов и элементов оборотного капитала);

· платежеспособности, выявляющей способность предприятия расплатиться с текущими долгами и вероятность его банкротства в ближайшее время (коэффициент покрытия, промежуточный коэффициент покрытия, срочная и абсолютная ликвидность, интервал самофинансирования, коэффициент Бивера, показатель Альтмана и др.);

· финансовой устойчивости, характеризующей степень независимости предприятий от внешних источников финансирования (уровень собственного капитала, соотношение заемного и собственного капитала, коэффициент покрытия внеоборотных активов собственным и долгосрочным заемным капиталом);

· рыночной оценки предприятия, дающей возможность сравнить его рыночную стоимость с балансовой стоимостью.

При работе с программой имеется возможность не только проводить финансовый анализ на основе рассчитанных аналитических таблиц и графиков, но и получить автоматически подготовленное в текстовом виде подробное Заключение по финансовому состоянию предприятия (15-16 страниц таблиц и текста).

При оценке эффективности деятельности предприятий предусмотрена возможность сравнения достигнутых предприятием финансовых показателей с отраслевыми нормативными (рекомендуемыми) значениями, т.е. проведение постоянного бенчмаркинга. Программа позволяет отобразить баланс и отчет о прибылях и убытках предприятия на русском и английском языках в стандартах GAAP-USA и IAS, принятых в странах ЕС.

Программа способна консолидировать данные нескольких вариантов и анализировать интегрированные варианты.

Результатами расчетов являются: прогноз прибылей и убытков (форма № 2), прогноз потоков и остатка денежных средств (бюджет предприятия), прогноз баланса (форма № 1), расчет налогов, аналитические формы.

Решение от ИНЭК нельзя назвать программным продуктом в том смысле, в котором это относится к другим системам. Это программно-методическая разработка, состоящая из набора шаблонов для MS Excel (причем для каждого клиента предполагается существенная доработка шаблонов, а иногда и написание новых), а также методология внедрения. Но хотя и возникает ощущение, что продукта, как такового, просто нет, а есть предложение консалтинговых услуг, по сути, такой вариант мало отличается от процедур внедрения на базе более специализированных программ.

Из выбора такой простой программной базы следует ряд очевидных преимуществ и недостатков.

Достоинства: Низкая базовая стоимость. В нее не будет входить цена дорогих лицензий на программы, стоимость складывается, главным образом, из услуг по внедрению.

Высокая гибкость в построении финансовых расчетов. Поскольку структура данных не формализована и не ограничивается программным ядром, то на стадии внедрения консультанты могут создавать любые, сколь угодно сложные конструкции, приспосабливая таблицы под требования клиента.

Недостатки: Плохая организация групповой работы. Excel не имеет для этого никаких средств. Чтобы скомпенсировать это, разработчики создают различные инструменты групповой работы под конкретных заказчиков, такие решения сильно отстают в изящности и возможностях от специализированных систем.

Низкая гибкость и масштабируемость. Так как в основе системы лежит не настоящий гиперкуб, а его имитация, внесение изменений в построенную модель требует значительных усилий.

§4 Перспективы рынка CPM

Рынок CPMсистем совершенствуется, соответствуя все усложняющимся требованиям клиентов. Одно из таких требований -- внедрение интегрированной CPMсистемы. Так, только некоторые директора подтверждают, что их менеджеры знают, какие стратегические задачи стоят перед организацией, а значит, как должен быть выстроен бюджет. Соответственно, стратегическое и бюджетное управление должны быть увязаны. Эта тенденция наиболее характерная, нашедшая отражение даже в смене названия класса систем, ставших системами повышения эффективности бизнеса (CPM или BPM).

Кроме того, можно говорить о расширении функциональности таких систем. Часто пользователи информационных систем сталкиваются с ситуацией, когда у них слишком много данных, но нет информации, им нужно большое количество аналитических отчетов, есть необходимость, но нет возможности моделирования ситуаций. Таким образом, наличие в системе возможностей для скользящего бюджетирования и прогнозирования, присутствие продвинутых аналитических функций становится все более востребованным.

Все более актуальным становится вопрос повышения эффективности инвестиций в технологии. Именно поэтому на первый план выходит использование приложений, работающих на промышленных БД, построенных на известных, широко применяемых технологиях, что позволяет с легкостью интегрировать их с любыми ERP или учетными системами.

Глава III. Организация системы бюджетирования ОАО «ФСК ЕЭС»

За последние два года резко возрос интерес крупных российских компаний, особенно среди предприятий ТЭК, к специализированным системам автоматизации бюджетного планирования и управленческого контроля.

Все большая интеграция России в мировую экономику, вступление в международные организации, такие, например, как ВТО, приводит к необходимости работать по западным стандартам менеджмента. Наиболее эффективным способом решения этой проблемы является внедрение зарекомендовавшей себя автоматизированной системы управления бизнесом (Corporate Perfomance Management Systems), которая позволяет автоматизировать процессы бюджетирования, планирования, финансового анализа и управленческой отчетности, подчинив их все стратегическим задачам развития предприятия. При всем многообразии попыток позиционировать различные системы бюджетирования сильных игроков и серьезных решений, как показывает анализ рынка, не много. Далее на примере компании ОАО «ФСК ЕЭС» рассмотрим процесс прогнозирования, планирования и бюджетирования финансово-хозяйственной деятельности, построенный на базе автоматизированной информационной системы Oracle Financial Analyzer.

§1 Основные направления деятельности ОАО «ФСК ЕЭС»

ОАО «ФСК ЕЭС» является дочерним предприятием ОАО РАО «ЕЭС России». Причем ОАО РАО «ЕЭС России» является единственным акционером ОАО «ФСК ЕЭС».

Организационная структура производственного блока ОАО «ФСК ЕЭС» представлена в Приложении 1 «Организационная структура ОАО «ФСК ЕЭС».

ОАО «ФСК ЕЭС» создано в целях:

- обеспечения надежного функционирования, повышения эффективности работы и развития Единой энергетической системы Российской Федерации, включая изолированные энергосистемы;

- создания условий для эффективного функционирования оптового рынка электроэнергии;

- реализации государственной политики в электроэнергетике;

- осуществления эффективной эксплуатации и централизованного технологического управления электрическими сетями, являющимися частью Единой энергетической системы России;

- реализации единой стратегии в области инвестиций и привлечения капитала для решения общесистемных задач развития электрических сетей и Единой энергетической системы России;

- разработки и реализации научно-технической политики и внедрения новых прогрессивных видов техники и технологий;

- получения прибыли;

ОАО «ФСК ЕЭС» вправе осуществлять следующие виды деятельности:

- оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии;

- оказание услуг по присоединению к электрическим сетям;

- оказание услуг по сбору, передаче и обработке технологической информации, включая данные измерений и учёта;

- диагностика, эксплуатация, ремонт электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства и технологическое управление ими;

- диагностика, эксплуатация, ремонт сетей технологической связи, средств измерений и учета, оборудования релейной защиты и противоаварийной автоматики и иного, связанного с функционированием электросетевого хозяйства, технологического оборудования, а также технологическое управление ими;

- разработка долгосрочных прогнозов, перспективных и текущих планов развития электросетевого комплекса, целевых комплексных научно-технических, экономических и социальных программ;

- развитие электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства включая проектирование, инженерные изыскания, строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, монтаж и наладку;

- развитие сетей технологической связи, средств измерений и учета, оборудования релейной защиты и противоаварийной автоматики и иного технологического оборудования, связанного с функционированием электросетевого хозяйства, включая проектирование, инженерные изыскания, строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, монтаж и наладку;

§2 Структура бюджетной системы ОАО «ФСК ЕЭС»

Бюджет (план поступлений и выплат) - форма образования и расходования в течение планируемого периода фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций предприятия в соответствии с уставными целями.

Бюджет характеризует плановые оттоки и притоки денежных средств в разрезе видов деятельности: основной, инвестиционной и финансовой (см. «Форма проекта бюджета ОАО «ФСК ЕЭС» по видам деятельности на период _» и «Форма отчета об исполнении бюджета ОАО «ФСК ЕЭС» по видам деятельности за период _»). Он показывает момент или объем ожидаемых поступлений и выплат денежных средств за период, что помогает определить:

1. Будущие потребности предприятия в денежных средствах.

2. Спланировать их для финансирования.

3. Осуществить контроль за наличностью.

4. Контролировать ликвидность предприятия.

Бюджет составляется на год, квартал (с разбивкой по месяцам).

Бюджетная система ОАО «ФСК ЕЭС» состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень - Консолидированный бюджет ОАО «ФСК ЕЭС»;

второй уровень - бюджет исполнительного аппарата, бюджет общих поступлений и выплат и бюджеты филиалов;

третий уровень - бюджеты предприятий магистральных электрических сетей.

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Бюджетная классификация

Бюджетной классификацией является группировка бюджетных поступлений и бюджетных выплат всех уровней бюджетной системы ОАО «ФСК ЕЭС», используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Бюджет составляется в разрезе следующих классификаций:

- видов деятельности;

- форм расчетов;

- соотношений сроков платежей и сроков оказания услуг;

- структурных подразделений.

Классификация поступлений и выплат по видам деятельности

По видам деятельности поступления классифицируются на:

- поступления от основной деятельности - выручка от оказания услуг по передаче электроэнергии по единой национальной сети, услуг по присоединению потребителей к сети, прочие поступления, связанные с основной деятельностью;

- поступления от инвестиционной деятельности - выручка от реализации имущества, доходы, связанные с долгосрочными финансовыми вложениями, поступления, связанные с реализацией инвестиционных проектов.

- поступления от финансовой деятельности - поступления, связанные с краткосрочными финансовыми вложениями, выручка от реализации ценных бумаг ранее приобретенных на срок до 12 месяцев.

По видам деятельности расходы классифицируются на:

- расходы основной деятельности - расходы на оказание услуг по передаче электроэнергии по единой национальной сети, по присоединению потребителей к сети (расходы, связанные с содержанием исполнительного аппарата, расходы, связанные с финансированием деятельности филиалов, общие расходы, связанные с основной деятельностью, погашение займов и кредитов, связанных с финансированием основной деятельности);

- расходы инвестиционной деятельности - расходы по финансированию утвержденной инвестиционной программы.

- расходы финансовой деятельности - расходы, связанные с обслуживанием краткосрочных финансовых вложений.

Классификация поступлений и выплат по формам расчетов - группировка поступлений и выплат в зависимости от форм расчетов: денежными средствами в наличной и безналичной форме, векселями и др.

Классификация поступлений и выплат по соотношению сроков осуществления платежей и времени оказания услуг

По срокам поступления классифицируются на:

- авансы полученные (возникновение кредиторской задолженности) - срок поступления денежных средств находится в текущем плановом периоде, а дата оказания услуг находится в следующих плановых периодах;

- текущие поступления - срок поступления денежных средств и дата оказания услуг находятся в текущем плановом периоде;

- погашение дебиторской задолженности - дата оказания услуг находилась в предыдущих плановых периодах, а дата поступления денежных средств находится в текущем плановом периоде.

По срокам выплаты классифицируются на:

- авансы выданные (возникновение дебиторской задолженности) - срок расходов средств находится в текущем плановом периоде, а дата оказания услуг находится в следующих плановых периодах;

- текущие выплаты - срок осуществления расходов и дата оказания услуг находятся в текущем плановом периоде;

- погашение кредиторской задолженности - дата оказания услуг находилась в предыдущих плановых периодах, а дата осуществления выплат находится в текущем плановом периоде.

Классификация поступлений и оплат по структурным подразделениям ОАО «ФСК ЕЭС» - группировка поступлений и выплат по структурным подразделениям, являющимся курирующими подразделениями соответствующих поступлений и выплат денежных средств, согласно выполняемым функциям.

§3 Принципы бюджетной системы ОАО «ФСК ЕЭС»

Бюджетная система ОАО «ФСК ЕЭС» основана на принципах:

Единства бюджетной системы: единство нормативной базы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств всех уровней бюджетов.

Полноты отражения поступлений и оплат денежных средств: все поступления и выплаты, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и полном объеме; все расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе ОАО «ФСК ЕЭС»;

Сбалансированности бюджета: объемы выплат, предусмотренные бюджетом, должны соответствовать суммарному объему поступлений бюджета;

Конфиденциальности: бюджеты всех уровней бюджетной системы Общества являются закрытой информацией, используются для управления финансовыми ресурсами внутри ОАО «ФСК ЕЭС»;

Достоверности: обеспечение надежности и реалистичности поступлений и оплат денежных средств бюджета;

Адресности и целевого характера бюджетных средств: бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их финансирования в соответствии с бюджетной классификацией.

Поступления и выплаты бюджета ОАО «ФСК ЕЭС»

1. Поступления бюджета Общества состоят из трех подразделов:

- доходы от реализации;

- внереализационные доходы;

- прочие поступления.

Денежные средства считаются зачисленными в бюджет ОАО «ФСК ЕЭС» с момента их зачисления на расчетный счет ОАО «ФСК ЕЭС».

Поступлениями бюджетов филиалов являются перечисления
денежных средств со счета ОАО «ФСК ЕЭС» на расчетный счет филиала (путем перераспределения общего дохода), а также выручка от реализации имущества и внереализационные доходы, полученные от финансово-хозяйственной деятельности филиала, осуществляемой в соответствии с доверенностью, выданной ОАО «ФСК ЕЭС» Генеральному директору филиала.

Поступления бюджетов ПМЭС образуются за счет средств, перечисленных с расчетных счетов филиалов на расчетные счета ПМЭС, а также выручка от реализации имущества и внереализационные доходы, полученные от финансово-хозяйственной деятельности ПМЭС филиала, осуществляемой в соответствии с доверенностью, выданной ОАО «ФСК ЕЭС» директору ПМЭС филиала.

Поступления бюджета исполнительного аппарата образуется за счет выручки от реализации имущества, внереализационных доходов и поступлений за счет перераспределения общего дохода ОАО «ФСК ЕЭС».

Общие поступления бюджета образуются за счет выручки от оказания услуг ОАО «ФСК ЕЭС», внереализационных доходов и прочих поступлений.

Выплаты бюджета состоят из четырех подразделов:

- расходы, связанные с производством и реализацией;

- внереализационные расходы;

- прочие расходы;

- прочие выплаты.

Формирование выплат бюджетов всех уровней бюджетной системы ОАО «ФСК ЕЭС» базируется на основе расходов, связанных с оказанием услуг потребителям и заложенных в плане экономических показателей соответствующего периода.

Доходы филиалов, полученные от реализации имущества, от сдачи имущества в аренду, доходы от финансовых вложений и другие доходы, не связанные с основной деятельностью и инвестиционной деятельностью в части реализации инвестиционной программы (доходы от прочей деятельности), направляются на финансирование дополнительных расходов.

Доходы от прочей деятельности могут направляться на финансирование расходов основной деятельности с внесением соответствующих согласованных корректировок в бюджеты.

Финансирование расходов прочей деятельности филиалов осуществляется за счет доходов от нее. Дефицита в этой части бюджета не допускается.

Если в процессе составления проекта бюджета обнаруживается превышение поступлений над выплатами, следует осуществить использование профицита бюджета в зависимости от финансового состояния ОАО «ФСК ЕЭС» и потребности в финансовых ресурсах. Использование профицита производится в соответствии с «Положением о политике и порядке принятия решений, касающихся получения и выдачи ссуд, займов, кредитов, залога и поручительств».

Если в процессе составления проекта бюджета возникает дефицит бюджета, может быть предусмотрено привлечение средств из следующих источников финансирования: кредитов банков, займов юридических лиц, эмиссий ценных бумаг и других источников в соответствии с «Положением о политике и порядке принятия решений, касающихся получения и выдачи ссуд, займов, кредитов, залога и поручительств».

Составление проекта бюджета Общества

Составлению проекта бюджета Общества предшествует разработка плана экономических показателей на соответствующий период. План экономических показателей является базой для планирования бюджетных показателей в соответствии с установленными сроками платежей.

Составление проектов бюджетов первого и второго уровней бюджетной системы Общества осуществляет Департамент экономического планирования и бюджетирования ОАО «ФСК ЕЭС».

Рассмотрение и утверждение бюджета

Департамент экономического планирования и бюджетирования выносит проект консолидированного бюджета на квартал с приложениям бюджетов по уровням бюджетной системы на рассмотрение и утверждение Правлению ОАО «ФСК ЕЭС».

При возникновении спорных вопросов по сформированному проекту бюджета ОАО «ФСК ЕЭС», при возникновении несбалансированности между поступлениями и выплатами в сформированном проекте бюджета Департамент экономического планирования и бюджетирования предварительно до вынесения вопроса на рассмотрение и утверждение Правлению ОАО «ФСК ЕЭС» выносит проект бюджета на рассмотрение Бюджетного комитета ОАО «ФСК ЕЭС».

Если бюджет на год не был утвержден Правлением и не вступил в силу с начала финансового года, то Департамент экономического планирования и бюджетирования правомочен осуществлять расходование бюджетных средств не более одной четвертой расходной части бюджета предыдущего года в расчете на квартал, и не более одной двенадцатой - в расчете на месяц до утверждения бюджета.

Утверждение бюджета Правлением Общества происходит в соответствии с уставом ОАО «ФСК ЕЭС».

Департамент экономического планирования и бюджетирования доводит утвержденные бюджеты филиалов до филиалов Общества в течение пяти дней в печатном виде. В течение двух дней утвержденные бюджеты доводятся до исполнительного аппарата путем предоставления выписок из бюджетов соответствующим департаментам исполнительного аппарата центрам финансовой ответственности по их утвержденным поступлениям и выплатам.

Исполнение бюджетов

Исполнение бюджета производится на основании платежного календаря, составленного Департаментом экономического планирования и бюджетирования, на месяц в разбивке по декадам и дням.

Исполнение бюджета по поступлениям предусматривает зачисление выручки от оказания услуг по передаче электроэнергии по единой национальной электросети и по присоединению потребителей к сети на единый счет бюджета (расчетный счет ОАО «ФСК ЕЭС»).

Исполнение бюджетов по выплатам происходит в пределах фактического наличия денежных средств с учетом санкционированного

Бюджетным комитетом привлечения овердрафта по расчетному счету ОАО «ФСК ЕЭС» в пределах совокупного лимита для получения ссуд, займов, кредитов, установленного Советом директоров ОАО «ФСК ЕЭС», согласно «Положению о политике и порядке принятия решений, касающихся получения и выдачи (предоставления) ссуд, займов, кредитов, залога и поручительств».

Консолидированный отчет об исполнении бюджета ОАО «ФСК ЕЭС» с Приложениями бюджетов по уровням бюджетной системы и пояснительной запиской представляются Департаментом экономического планирования и бюджетирования на рассмотрение и утверждение Председателю Правления ОАО «ФСК ЕЭС».

Бюджетный контроль

Контроль за исполнением бюджета Общества осуществляет Департамент экономического планирования и бюджетирования.

При контроле за исполнением бюджета Департамент экономического планирования и бюджетирования использует результаты мониторинга дебиторской и кредиторской задолженностей.

Департамент экономического планирования и бюджетирования
может осуществлять проверку целевого использования финансовых ресурсов
любого уровня бюджетной системы ОАО «ФСК ЕЭС». Департамент экономического планирования и бюджетирования имеет право осуществить блокировку расходов при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств до решения Правления ОАО «ФСК ЕЭС» о продолжении дальнейшего финансирования.

§4 Автоматизация бюджетного процесса ОАО «ФСК ЕЭС»

Процессы бюджетирования и финансового анализа ОАО «ФСК ЕЭС» реализованы в среде Oracle Financial Analyzer.

За время разработки и внедрения бюджетов общества было протестировано около десятка систем бюджетирования и в итоге выбрана OFA. У компании больше 20 филиалов, и каждый из них представляет порядка 28 отчетов (см. Приложение 2 «Бюджетная структура ОАО «ФСК ЕЭС»»), поэтому наиболее важным показателем для компании была быстрая работа системы и возможность загрузки в нее данных из программы Excel. Это позволяет сделать только OFA.

Oracle Financial Analyzer является признанным инструментом для формирования финансовой отчетности, проведения детального финансового анализа, ведения бюджета, финансового планирования и прогнозирования.

Среди решаемых с помощью Oracle Financial Analyzer (OFA) задач:

· Создание, изменение, обработка, пересылка бюджетов, прогнозируемых финансовых моделей

· Быстрое и эффективное решение "горячих" вопросов управления финансовыми потоками

· Выявление и обработка информации по различным "профит-центрам"

· Разделение и систематизация информации по произвольным критериям

· Составления бюджета любого уровня сложности с использованием оперативной финансовой информации из единого информационного хранилища

· Поддержка обмена финансовыми данными с модулем ведения бухгалтерской отчетности "General Ledger", наличие обратной связи.

Система имеет гибкий контроль доступа к данным. Например, программу можно настроить таким образом, чтобы руководитель видел только агрегированные показатели по подразделениям, а подчиненный - только показатели в целом по компании и по участку собственной деятельности. Можно также разделить финансовую модель на модели по подразделениям и работать с ними автономно, не перегружая систему.

OFA является самым многофункциональным инструментом моделирования бюджетов. Эта система позволяет применять формулы любой степени сложности и проводить анализ данных в любом.

В системе OFA одновременно могут работать сотрудники, находящиеся в различных городах, что очень важно для компаний с множеством филиалов. Правда, для передачи данных придется установить в каждом филиале отдельный сервер.

OFA - очень мощная и функциональная система, которая подходит компаниям со сложной взаимосвязью между бюджетами.

Помимо увеличения прибыли, сокращения затрат и других количественных показателей, такая автоматизированная система бюджетирования как Oracle Financial Analyzer поднимает компанию на новый качественный уровень:

- компания становится более управляемой;

- повышается корпоративная культура компании;

- компания становится мобильнее, увеличивается готовность к быстрому реагированию на изменения внешней среды.

Далее проанализируем финансово-хозяйственную деятельность одного из филиалов ОАО «ФСК ЕЭС» опираясь на отчеты по исполнению бюджета, ведомость расходов на финансирование производственно-хозяйственной деятельности, расшифровку дебиторской и кредиторской задолженности филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Центра составленных с использованием Oracle Financial Analyzer и выясним на сколько успешно функционирует данное предприятие.

§5 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ФСК ЕЭС»

Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей

В таблице 1 приведены данные о суммах кредиторской и дебиторской задолженностей по филиалу ОАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Центра на начало и конец 1 квартала 2003 года.

Таблица 1

№ п/п

Наименование

01.01.03

01.04.03

1

Дебиторская задолженность по основной деятельности

332992,178

1792629,348

2

Дебиторская задолженность по капитальному строительству

1363636,364

12492083,51

3

Итого: Дебиторская задолженность

1696628,542

14284712,85

4

Кредиторская задолженность по основной деятельности

1081950,34

3053968,855

5

Кредиторская задолженность по капитальному строительству

0

2115807,055

6

Итого: Кредиторская задолженность

1081950,34

5169775,911

Устойчивость финансового положения анализируемого объекта и его деловую активность характеризует соотношение дебиторской и кредиторской задолженности.

Задачи анализа состояния расчетов с дебиторами состоят в том, чтобы выявить размеры и динамику неоправданной задолженности, причины ее возникновения или роста.

Объем, качественный состав, и движение кредиторской задолженности характеризует платежную дисциплину, которая в свою очередь, свидетельствует о степени стабильности (устойчивости) финансового состояния.

Кредиторская задолженность возникает, когда предприятие сначала отражает у себя в учете возникновение задолженности (перед персоналом по оплате труда, по начислениям во внебюджетные фонды и т.д.), а по истечении определенного периода времени погашает эту задолженность. Кредиторская задолженность возникает и в случае несвоевременного выполнения предприятием своих текущих обязательств.

Сопоставление сумм кредиторской и дебиторской задолженностей показано в таблице 2.

Таблица 2 Активное и пассивное сальдо организации

№ п/п

Наименование

01.01.03

по основной деятельности

01.04.03 по основной деятельности

01.01.03

Итого

01.04.03

Итого

1

Дебиторская задолженность

332992,178

1792629,348

1696628,542

14284712,85

2

Кредиторская задолженность

1081950,34

3053968,855

1081960,34

5169775,911

3

Активное сальдо

-

-

614678,202

9114936,939

4

Пассивное сальдо

748958,162

1261339,507

-

-

График 1 Изменения сумм кредиторской и дебиторской задолженностей за 1 квартал 2003 года

Активное сальдо предприятия - это превышение дебиторской задолженности над кредиторской. В стабильной экономике, если дебиторская задолженность организации превышает кредиторскую, это расценивается как свидетельство наращивания оборота и не считается тревожным сигналом.

Пассивное сальдо - это превышение кредиторской задолженности над дебиторской.

Как видно из таблицы 2 предприятие имеет активное сальдо по итоговым суммам кредиторской и дебиторской задолженностей, однако по суммам задолженностей по основной деятельности имеется пассивное сальдо, что можно определить как негативный признак. Активное сальдо предприятие имеет благодаря суммам дебиторской задолженности по капитальному строительству, а эти суммы являются наименее ликвидными по сравнению с задолженностями по основной деятельности, т. к. по данной статье выступает задолженность по предоставляемым предприятию сторонними организациями услугам, проще говоря, услуги этих организаций еще не оказаны, но уже плачены. В то время как задолженность по основной деятельности представляет собой в основном оплаченную, но не поставленную продукцию. Таким образом можно сделать вывод о том, что анализ дебиторской и кредиторской задолженностей выявил снижение финансовой устойчивости предприятия.

Темпы роста дебиторской и кредиторской задолженностей следующие:

Таблица 3

Наименование

Темп роста по основной деятельности, в %

Темп роста итого, в %

Дебиторская задолженность

538,340

841,947

Кредиторская задолженность

282,256

477,820

Столь значительные темпы роста кредиторской и дебиторской задолженностей объясняются, прежде всего, началом капитального строительства, и соответственно приобретением необходимых товаров и услуг. При этом необходимо учитывать, что столь резкое увеличение также было вызвано невозможностью отнести часть расходов на предыдущий отчетный период из-за поэтапной передачи приобретенного имущества в собственность предприятия, таки образом образуются дополнительные затраты времени, которые способствуют образованию задолженности, отраженной в учетных документах. Однако дебиторская задолженность растет вдвое большими темпами, чем кредиторская, что не является положительным фактором, так как может привести к значительной разнице сумм кредиторской и дебиторской задолженностей и ухудшению финансовой устойчивости предприятия. Для более глубокого анализ финансового состояния предприятия и в частности его кредиторской и дебиторской задолженностей необходимо проанализировать затраты предприятия.

Анализ затрат предприятия и возможные пути их снижения

Как видно из таблицы приложения 4 «Расходы на финансирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия "МЭС Центра" в 1 Квартале 2003 года» наиболее весомой статьей расходов является оплата труда с учетом единого социального налога, расходы по данной статье составляют 50,6% от общей суммы расхода предприятия. Материальные затраты и прочие расходы составляют 21,09 и 23,02% соответственно. Наименьшие расходы осуществляются по статьям налоги к уплате и вложение в активы при реализации инвестиционных программ, а именно 1,282 и 3,993% соответственно.

Столь малый процент затрат на вложение в инвестиционные программы, который казалось бы не согласуется с данными по кредиторской и дебиторской задолженностях объясняется тем, что финансирование инвестиционных программ осуществляется не через бюджет «МЭС Центра», а напрямую через бюджет ОАО«ФСК ЕЭС».

Диаграмма расходов «МЭС Центра» в 1 Квартале 2003 года»

Рассмотрим подробнее отдельные статьи расходов и определим возможные пути снижения затрат:

1. Затраты на оплату труда.

Сократить затраты по данной статье можно за счет принятия следующих мер: сокращение численности за счет повышения уровня технологии и управления; совершенствование управления, организации труда и производства; совершенствование системы премирования; сокращение персонала с выбытием непрофильной деятельности.

2. Затраты на ремонты.

Благодаря специфике деятельности предприятия затраты на ремонтные работы носят сезонный характер, что объясняет увеличение или уменьшение доли прочих затрат в определенные периоды в составе расходов предприятия. Снижение затрат на ремонты может быть обеспечено за счет специальных технологических мероприятий, контроля за расходами, согласования норм времени на ремонт в соответствии с утвержденными нормативами, технического аудита ремонтов, внутреннего хозрасчета для ремонтного персонала, заключением договоров с поставщиками и подрядчиками на конкурсной основе, инвентаризации действующих договоров и контрактов, а также за счет сокращения численности собственного ремонтного персонала.

3. Затраты на управленческие расходы.

Могут быть сокращены за счет проведения мероприятий по оптимизации расходов и их лимитированию.

4. Затраты на содержание объектов непрофильной деятельности, издержки связанные с содержанием излишков имущества (здания сооружения, ТМЦ). Данные расходы могут быть уменьшены за счет принятия следующих мер: инвентаризация, анализ эффективности, продажа неэффективных объектов непрофильной деятельности, передача объектов ЖКХ в муниципальную собственность.

5. Материальные затраты.

Снижение затрат на сырье, материалы и оборудование иожет быть достигнуто за счет контроля за расходованием материалов в соответствии с утвержденными нормативами, а также выбора поставщиков на тендерной основе.

Анализ отчетов по исполнению бюджета МЭС Центра за 4 квартал 2002 года и 1 квартал 2003 года

Таблица 4.

Общий объем поступлений за 4 квартал

Факт поступлений за 4 квартал

Общий объем финансирования в 4 квартале

Фактически профинансировано в 4 квартале

Отклонения

Приход

13,06572727

13,06572727

0

Расход

13,06572727

11,81763636

1,24809091

Общий объем поступлений за 1 квартал

Факт поступлений за 1 квартал

Общий объем финансирования в 1 квартале

Фактически профинансировано в 1 квартале

Приход

19,09657455

19,31090909

0,21417273

Расход

20,34465727

15,67363636

4,67102091

Диаграмма фактических и бюджетных показателей за 4 квартал 2002года и 1 квартал 2003.

Как видно из таблицы 4 и диаграммы в 4 квартале выполнение бюджета можно считать удовлетворительным, хотя как видно из приложения 5 плановая политика предприятия на данный квартал не была до конца верной, например на приобретение объектов основных средств бюджетом было выделено 8,70936 млн.руб., а израсходовано всего 0,587814182 млн.руб.

А по статьям ремонт ОС (осуществляется подрядными организациями), услуги банков и затраты на социальные нужды произошел перерасход. Это может быть связано тем, что стоимость этих услуг возросла, а ее изменение не было учтено в смете расходов на данный квартал. В этом случае на следующий квартал необходимо пересмотреть плановые показатели по данным статьям. Как можно видеть в приложении 6 данные меры были приняты и перерасхода по данным статьям не наблюдается. Однако исполнение бюджета в 1 квартале нельзя определить как удовлетворительное т.к. запланированный объем расходов превышает фактический на 22,96%, а фактический объем поступлений больше бюджетного на 1,12%. Это еще раз говорит о не совсем корректном составлении плана экономических показателей на данный квартал. В частности плановая сумма прочих расходов больше фактической на 29,79%, а материальных затрат на 20,38%. По статье затраты на командировки и представительские расходы наблюдается перерасход денежных средств на 0,02 млн.руб.

Скорее всего денежные средства не предусмотренные бюджетом по данной статье были отвлечены с другой статьи по которой наблюдается недоиспользование денежных средств. За каждый перерасход денежных средств предприятие отчитывается, к отчету по исполнению бюджета прилагается пояснительная записка с объяснением незапланированного расходования денежных средств.

Заключение

В последние годы бюджетированию в России уделяется большое внимание: опубликовано и написано множество статей и учебников. Но, несмотря на это предприятий, внедривших бюджетирование не так много. Данное обстоятельство обусловлено множеством причин, одной из которых, на мой взгляд, является непредсказуемость политической и социально-экономической обстановки в стране.

У российских предприятий очень много времени и сил уходят на то, чтобы проследить за всеми изменениями, в том числе и в налоговом законодательстве, и как-то приспособиться к ним. В данной ситуации руководителям необходимо понять, что бюджетирование - не роскошь, а один из возможных способов предотвращения кризиса.

В своей работе я дала определение понятию бюджетирования, подробно рассмотрела структуру и последовательность формирования бюджета предприятия, а также возможные подходы к осуществлению контроля выполнения бюджета.

В работе рассмотрены основные этапы постановки бюджетирования на предприятии, а также выделены основные проблемы, возникающие при этом и возможные пути их решения, так, например, рассмотрены основные принципы, на которые следует обратить внимание предприятию для осуществления успешного бюджетирования. Описаны возможные подходы по постановке бюджетного управления.

Важное место в работе занимает обзор и анализ рынка автоматизированных систем бюджетирования. В частности дана подробная информация о наиболее известных в настоящее время автоматизированных системах бюджетного управления и выделены их основные достоинства и недостатки. А также описана история развития рынка программных продуктов, начиная с так называемых Автоматизированных Рабочих Мест, которые просто позволяли ускорить выполнение рутинных операций.

Последняя глава моей работы уделена примеру организации бюджетирования компании ОАО «ФСК ЕЭС», основными видами деятельности которой является оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии, и по присоединению к электрическим сетям.

Бюджетный процесс на данном предприятии построен на базе автоматизированной системы бюджетирования Oracle Financial Analyzer.

Подводя итог, хотелось бы отметить тот факт, что если бюджет предприятия правильно сформирован и соблюдается, идет реальная экономия расходов на персонал, который прежде был вынужден много времени тратить на доработку бюджета. Поэтому, по самым скромным подсчетам, минимум 5% оборотного капитала в год экономится после внедрения автоматизированных систем бюджетного управления.

Список используемой литературы

1)
«Управление финансами предприятия» Савчук В.П., Москва, Лаборатория знаний, 2003 г.

2) «Принципы корпоративных финансов» Ричард Брейли, Стюарт Майерс, Москва, 2004 г., 2-е издание.

3) Аналитический журнал «Управление компанией» №1-7/2003, Издательство РЦБ - Агентство Деловых Связей, Москва.

4) Профессиональный журнал «Энергорынок» №1/2004, Издательство РЦБ - Агентство Деловых Связей, Москва.

5) Журнал «IT Manager» №4/2003, Fine Street Print & Publish, Москва.

6) Журнал «Финансовый директор» №1-12/2002,2003 гг., Москва

7) Интернет - ссылки:

www.olap.ru

www.cfin.ru

www.rcb.ru

www.fd.ru

www.grandtechnology.com

www.oracle.com

www.comshare.ru

www.inec.ru

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты