35. Бюджетный профицит и механизм его распределения.
36. Основы планирования доходов бюджетной системы.
37. Государственный и муниципальный долг и его структура.
38. Расходы бюджетной системы на социальное обеспечение и социальную защиту населения.
39. Межбюджетные трансферты, их виды и условие предоставления.
40. Расходы бюджетной системы на государственное управление.
41. Бюджетные кредиты, их содержание и порядок предоставления.
42. Состав, финансирование и порядок расчета расходов на содержание общеобразовательных школ.
43. Характеристика налоговой системы РФ.
44. Расходы бюджетной системы и их квалификация.
45. Бюджетное финансирование отраслей экономики в РФ.
46. Доходы бюджетной системы и их квалификация.
47. Программно - целевые методы бюджетного планировании. Бюджетирование ориентированное на результат (БОР).
48. Казначейская система исполнения бюджета.
49. Реформирование бюджетной сферы в РФ.
50. Перспективное финансовое планирование.
1. Экономическая сущность и функции бюджета государства.
Бюджет - форма образования и расходования денежных средств предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления. С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функции. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Бюджет выполняет следующие функции:
- перераспределение ВВП;
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
- контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
2. Дотации, субвенции и субсидии и трансферты, их содержание и значение.
Это формы финансовой помощи вышестоящего бюджета бюджетам нижестоящих уровней, направленная на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов, доступа граждан, вне зависимости от места их проживания, к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям при одновременном создании стимулов для проведения на региональном и местном уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики, развитие и эффективное исп-е налогового потенциала, пов. эффективности б. расходов. Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые другому уровню бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Субвенции - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом б.с-мы РФ другому бюджету б.с-мы. В настоящее время финансовая помощь из федерального бюджета РФ нижестоящим бюджетам осуществляется через 5 фондов: 1.Фонд финансовой поддержки субъектов РФ. 2.Фонд компенсации. 3.Фонд самофинансирования социальных расходов. 4.Фонд регионального развития. 5.Фонд реформирования региональных финансов.
6. Бюджетный контроль, его содержание, формы, виды и методы.
Бюджетный контроль - это система мероприятий по проверке соблюдения законоположений, касающаяся вопросов формирования и исполнения бюджетов всех уровней. Задачи бюджетного контроля: 1)обеспечение правильности составления и исполнения доходных и расходных частей бюджета. 2)финансовая экспертиза проектов федеральных законов, предусматривающих расходы за счет бюджетных средств. 3)анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка пред-ложений, направленных на их устранение. 4)контроль за законностью и своевременностью движения средств бюджетов и за соблюдением правил ведения бухучета и отчетности. Виды бюджетного контроля: 1)общегосударственный; 2)ведомственный; 3)внутрихозяйственный в бюджетных организациях; 4)общественный - неправительственными организациями; 5) независимый (аудиторский). Формы бюджетного контроля: 1)предварительный; 2)текущий; 3) последующий. Методы бюджетного контроля: 1.Проверка: а)документальная (в организациях); б)камеральная (по месту нахождения контрольного органа) на основании бюджетной финансовой отчетности. 2.Обследование - ознакомление с отдельными сторонами деятельности организации, проводиться путем опроса, анкетиро-вания, инспекции, наблюдения. 3. Экономический анализ - детальное изучение исполнения расходных и доходных частей бюджета, сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, бюджетной отчетности с целью выявления причин, способствующих или препятствующих достижению намеченной цели. 4.Ревизия - полный всеобъемлющий метод - его главное назначение: проверка законности и обоснованности финансовых операций.
7. Бюджетные права представительных и исполнительных органов власти в России.
Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соот-щие бюджеты и отчеты об их исполнении, осущ-т последующий контроль за исп-ем соот-щих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осущ-щих контроль за исполнением соот. бюджетов, осущ-т другие полномочия в соответствии с Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства РФ.
Права исполнительных органов.
1. Исполнительные органы гос. власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление гос. (муниципальным) долгом, осущ- иные полномочия, определенные Кодексом и (или) принимаемыми в соот-и с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
2. Финансовые органы составляют проект соот. бюджета, представляют его с необх. документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Финансовые органы или иные уполномоченные органы ежемесячно составляют и представляют отчет о кассовом исполнении бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
3. Федеральное казначейство осущ-ет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов б.с-мы РФ в соответствии с Кодексом.
5. Роль бюджета в распределении ВВП.
Функционирование бюджета предполагает наличие денежных потоков. В процессе этих денежных потоков происходит распределение ВВП и национального дохода. Т.е. распределяется общественный продукт. Бюджет выполняет основную функцию - распределительную. Бюджет распределяет общественный продукт. Под общественным продуктом понимается совокупность произведенных и реализованных в денежной форме в течение года товаров, работ и услуг. Распределение общественного продукта проходит по двум стадиям. Первая стадия это первичное распределение, в результате которого образуется исходные (первоначальные) финансовые ресурсы - прибыль, амортизация, оборотные средства, заработная плата, прямые налоги, косвенные налоги. В процессе первичного распределения в бюджет поступают косвенные налоги и налоги, которые включаются в затраты предприятия. После формирования первичных доходов (финансовых ресурсов) начинается вторая стадия, которая называется перераспределение. В процессе перераспределения государство получает дополнительные финансовые ресурсы в виде прямых налогов и неналоговых доходов. В процессе перераспределения осуществляется также финансирование расходов по территориальному, экономическому, функциональному и ведомственному признаку. По территориальному признаку выделяются федеральные, региональные и местные бюджеты. По функциональной классификации расходы распределяются на промышленность и другие отрасли экономики, на социальные отрасли, национальную оборону, государственное и муниципальное управление, науку, денежные резервы и т.д. По экономическому назначению расходы подразделяются по отдельным целевым направлениям использования: оплата товаров, работ и услуг; заработная плата в бюджетных организациях; трансферты населению; дотации, субвенции и субсидии организациям и т.д. Через бюджеты всех уровней в РФ в настоящее время перераспределяется примерно 24% ВВП.
3. Роль бюджета в условиях рыночной экономики.
Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления. Бюджет РФ является важнейшим звеном финансовой системы государства. В настоящее время в нем аккумулируется до 60% ВВП. Особенность бюджетных отношений определена тем, что у государства должна быть определенная часть национального дохода, необходимая для того, чтобы государство выполняло свои функции. Бюджет это финансовый план страны и регионов. Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Бюджет выполняет следующие задачи: 1) образование бюджетного фонда или доходов бюджетов. Эта функция проявляется через формирование централизованных фондов денежных средств по уровням гос.власти. Основной источник бюджетных доходов - национальный доход. 2) использование бюджетного фонда или финансирование бюджетных расходов. Она предполагает конкретные целевые бюджетные расходы. Через расходы бюджета государство получает возможность обеспечивать свои функции - производство общественных благ (здравоохранение, образование), поддержание правопорядка, обеспечение обороноспособности страны, эмиссионная деятельность, развитие науки и техники. 3) контроль за образованием и расходованием бюджетного фонда. Она предполагает возможность и обязанность гос.контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране
9. Бюджетное устройство РФ.
Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.
Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом, включает в себя 3 уровня:
1) фед. бюджет и бюджеты гос. внебюджетных фондов;
2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных гос. внебюджетных фондов;
3) местные бюджеты.
Фед. бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.
Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов
Второй уровень бюджетной системы, помимо бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 2 бюджета городов федерального значения; 1 бюджет автономной области и 10 бюджетов автономных округов.
Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения.
Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом.
Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.
13 Бюджетный федерализм и его развитие в РФ.
Бюджетный федерализм - это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов и, в частности, в бюджетной сфере.
Финансово-бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетный ходов и расходовании бюджетных средств. Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:
1) законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;
2) обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
3) обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;
4) наличии вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;
5) самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности бюджетного процесса, в том числе определении направлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органам власти и т.д.
Быстрому развитию финансово-бюджетного федерализма в РФ способствовало принятие ряда федеральных законов.
1. 1991 г. субъектам Федерации не устанавливаются размеры доходов и расходов они имеют право самостоятельно определять направлении использования бюджетных средств.
2. декабрь 1991 г. разделил все налоги на федеральные, региональные и местные, закрепив их за соответствующими бюджетами.
3. Важным этапом в развитии финансово-бюджетного федерализма стал Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формулированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г., в котором впервые в истории бюджета России был зафиксирован важнейший принцип формирования местных бюджетов, основанный на расчете минимального бюджета, т.е. объема доходов местно го бюджета, покрывающего гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы. В свою очередь минимальные расходы местных бюджетов должны рассчитываться на основе минимальных социальных и финансовых норм, то есть показателей минимально необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными и другими услугами.
4. В 1994 г. в соответствии с Указом Президента в механизм бюджетного федерализма вводится новая форма перераспределения средств между федеральным и региональными бюджетами -- передача средств из федерального бюджета региональным бюджетам путем формирования фонда финансовой поддержки регионов и расчета размера выделяемых средств на основе специально разработанной формулы.
Для создания адекватного условиям рыночной экономики механизма в 2001 г. была разработана «Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года». В ней определены цели и задачи в области бюджетного устройства, принципы разграничения расходных и налоговых полномочий между звеньями бюджетной системы, требования к системе финансовой помощи территориям.
27. Порядок составления проекта федерального бюджета.
Составлению проекта бюджета предшествует разработка прогнозов соц-эк. раз-я РФ, субъектов, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осущ-т разработку проектов бюджетов.
Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
Названная стадия состоит из некоторых этапов.
Первый этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год.
Второй этап формирования федерального бюджета - распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации по получателям бюджетных средств, а также ряд других полномочий.
Завершается данная стадия тем, что с 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает проект бюджета, иные сопутствующие ему документы и материалы, предоставленные Министерством финансов РФ, Министерством экономики РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.
Проект закона о бюджете содержит основные характеристики бюджета: общий объем доходов и расходов, дефицит бюджета; доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям; нормативы отчислений от доходов в пользу бюджетов других уровней; расходы бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации; общий объем капитальных и текущих расходов бюджета; доходы и расходы целевых бюджетных фондов; объемы финансовой помощи бюджетам других уровней; распределение бюджетных средств по главным распорядителям бюджетных средств и другие показатели.
15. Принципы бюджетной системы РФ.
Бюджетная система функционирует на основе принципов, установленных в бюджетном кодексе. Таких принципов 11: 1. Единство бюджетной системы означает единство б-го законодательства, принципов орг-циии функц-я б.с-мы, форм б.документации и б.отчетности, б.классификации, санкций за нарушение б.законодательства 2. Разграничения доходов, расходов и источников финансирования между бюджетами разных уровней. Означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов б-то за бюджетами б. с-мы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств. 3. Самостоятельность бюджетов. Включает в себя: а)право законодательных органов власти на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; б)наличие источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы; в)право органов власти самостоятельно определять направление расходования средств соответствующих бюджетов; г)право органов власти самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов бюджетной системы. 4. Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов т.е все д-ды, р-ды и источники фин-я дефицитов б-тов отражены в полном объеме соот-щего б-та. 5. Сбалансированность бюджетов, т.е. объем д-дов б-та должен соот-ть объему р-дов. 6. Равенство б.прав субъектов РФ, муниц.обр-й .означает определению б. полномочий органов власти субъектов РФ и органов мест.самоупр-я в соот-и с едиными принципами, установленными б.кодексом. 7. Принцип общего покрытия расходов. Предполагает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов, а также из источников финансирования его дефицита. 8.Прозрачность (открытость). 9. Достоверность б-та означ. Надежность п-лей прогноза соц-эк. раз-ясоот. Территории и реалистичность расчета д-дов и р-дов б-тов. 10. Принцип адресность и целевого характера бюджетных средств. 11. Подведомственность р-дов б-та, т.е. получатели б.средств имеют право получать ден.ср-ва от главных распорядителей б.ср-в.. 12. Единство кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осущ-е всех кассовых выплат с единого счета б-та. 13. Результативность и эф-ть исп-я б.ср-в: участники б.процесса в рамках установленных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных рез-в с исп-ем наименьшего объема средств или достижения наилучшего рез-та
16. Межбюджетные отношения в РФ.
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения - это отношения между органами гос. власти РФ, органами гос. власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соот-щих бюджетов.
МО основаны на следующих принципах:
распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации и из бюджетов субъектов Федерации -- в местные бюджеты.
В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами. Этот принцип предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
11. Бюджетная система РФ и ее характеристика.
Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность бюджетов федерации, субъектов РФ, местных и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетная система РФ содержит 3 уровня: 1)Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (выполняет основные функции государства). 2)Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (89, включая Москва и С.-Петербург). 3) Местные бюджеты - около 30000: а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований, городов федерального назначения Москва и С.-Петербург; б) бюджеты городских и сельских поселений. Федеральный бюджет представляет собой основной финансовый план государства; через него осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП, национального дохода между различными отраслями экономики, между регионами и социальными слоями населения. Федеральный бюджет финансирует национальную оборону, правоохранительную деятельность, социальную политику, оказывает финансовую помощь нижестоящим бюджетам. Бюджет субъекта РФ - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций отнесенных к предметоведению субъектов РФ. В настоящее время из этих бюджетов финансируются расходы на промышленность и расходы, связанные с социальной сферой (здравоохранение, образование, ЖКХ, соц. политика, СМИ, культура, спорт). Местные бюджеты - составляют 3-й уровень бюджетной системы и представляют собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметоведению местного самоуправления. Государственные внебюджетные фонды - фонды денежных средств образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, и предназначенные для реализации конституционных прав граждан, на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение в случае безработицы, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. В РФ применяется также термин консолидированный бюджет. Различают консолидированный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты субъектов РФ включают в себя региональные бюджеты и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ. В таком виде консолидированный бюджет субъекта РФ подлежит составлению и исполнению. Консолидированный бюджет РФ - это свод показателей федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Этот бюджет отражает совокупность всех бюджетных ресурсов, находящихся в распоряжении государственных и местных органов и направления расходования этих ресурсов. Консолидированный бюджет РФ не является нормативным документом, не утверждается и не исполняется. Показатели этого бюджета используются только в аналитических и плановых целях. Бюджетная система функционирует на основе специальных принципов, установленных в бюджетном кодексе
8. Государственные внебюджетные фонды
Государственным внебюджетным фондом называют форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В российской практике государственные внебюджетные фонды созданы для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней и не полежат изъятию на цели, не предусмотренные законодательством.
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов осуществляет Министерство финансов РФ.
Пенсионный фонд РФ. Осн. задача - аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда на цели обязательного пенсионного законодательства.
Пенсионный фонд вместе со своими территориальными органами составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования.
Бюджет ПФ формируется за счет:
- страховых взносов;
- средств федерального бюджета;
- сумм пеней и иных финансовых санкций;
- доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
- добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
- иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Фонд социального страхования действует как самостоятельное гос. некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Управление Фондом возложено на Правление фонда и его председателя. Председатель и его заместители назначаются Правительством РФ.
Задачи фонда:
- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное оздоровление работников и членов их семей и др. цели гос. социального страхования;
- участие в разработке и реализации гос. программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию соц-го страхования.
Фонд обязательного медицинского страхования
Медицинское страхование явл. одной из форм социально защиты населения в случае утраты здоровья. Целью медицинского страхования - гарантия гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных государством средств и финансирование профилактических мероприятий.
Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) - источник в котором аккумулируются средства для осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного медицинским страхованием.
10. Порядок расчета расходов на содержание больниц.
В основе расчета расходов на здравоохранение лежит среднегодовое количество коек. 1.Вначале проводиться расчет расходов на питание и медикаменты по учреждениям здравоохранения на начало, на конец года и среднегодовое. Подсчитывается: сроки развертывания коек, число функционирования учреждений, число койко-дней. Исходя из нормы расходов на питания и медикаментов на 1 койко-день рассчитываются сумма расходов на медикаменты и питание за год. 2.Затем рассчитываются расходы на заработную плату медицинского персонала по больницам и диспансерам в городах и сельской местности на основе среднегодового количества коек и средней з/п на 1 койку в год. 3.Далее
рассчитываются расходы на канцелярские и хозяйственные принадлежности, мягкий инвентарь по больницам и диспансерам в городах и сельской местности. 4.Затем составляется свод расходов по больницам и диспансерам в городах и сельской местности. 5.Далее составляется общий свод расходов на здравоохранение по медицинским учреждениям и эти данные вносятся в проект бюджета.
12. Характеристика участников бюджетного процесса.
- Президент Российской Федерации;
- высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниц. обр-я;
- законодательные (представительные) органы гос. власти и представительные органы мест. самоупр-я (далее - законодательные (представительные) органы);
- исполнительные органы гос. власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
- Центральный банк РФ;
- органы гос. (муниципального) финансового контроля;
- органы управления гос. внебюджетными фондами;
- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств - орган гос. власти (государственный орган), орган управления гос. внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств
- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного само-управления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом;
-главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган гос. власти (гос. орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления гос. внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета;
-получатели бюджетных средств.
20. Консолидированные бюджеты в РФ.
Их особенности. Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами за исключением бюджетов государственных ВБФ и территориальных государственных ВБФ образуют консолидированный бюджет РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами образуют консолидированный бюджет субъекта РФ. Бюджет муниципального района и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами образуют консолидированный бюджет муниципального района. Консолидированные бюджеты РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются статистическим сводом бюджетных показателей.
22. Дефицит бюджета, источники его финансирования.
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Источники финансирования дефицита федерального бюджета
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники в следующих формах:
- кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Рос-сийской Федерации;
- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Рос-сийской Федерации;
- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюд-жетной системы Российской Федерации;
- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
- сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
- изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
2) внешние источники в следующих формах:
- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финан-совых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией
18. Основные этапы развития бюджетных отношений в России.
В России первые бюджетные росписи доходов и расходов составлялись при Екатерине II в 18 веке. Составление этих росписей было нерегулярным и ежегодное бюджетное планирование стало осуществляться в 1802 года после создания МинФина. Бюджетная система в это время включала в себя только государственный бюджет, который охватывал всю территорию страны. После отмены крепостного права в России была проведена административная реформа, в результате которой в России были созданы местные органы управления в уездах и в волостях. Эти органы получили ряд полномочий, для осуществления которых местные органы были наделены доходами в виде налогов (в основном на недвижимость) Эти местные органы начали формировать собственную систему бюджетов, которые были независимы, автономны от государственного бюджета. Таким образом, к концу 19 века в России была сформирована бюджетная система унитарного государства, которая включала в себя два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты. До 90-х годов 19 века для государственного бюджета был характерен большой бюджетный дефицит, но после проведения денежной реформы в середине 90-х годов произошло увеличение доходов государства за счет введения государственной винной монополии. Также была изменена структура государственного бюджета. Он был разделен на две части: на обыкновенный бюджет и чрезвычайный бюджет. В обыкновенный бюджет включались все текущие доходы государства, а расходы выделялись на содержание государственных ведомств. Как правило, этот бюджет формировался с большим профицитом. Чрезвычайный бюджет формировался в основном за счет доходов от государственных имуществ и займов, а расходы были связаны с финансированием различных видов гос. собственности и содержанием вооруженных сил в годы войны. Этот бюджет был дефицитен. До первой мировой войны в целом бюджет был сбалансирован или имелся профицит. После начала первой мировой войны резко ухудшилось состояние государственного бюджета за счет резкого снижения доли налогов. После прихода к власти советского правительства в ноябре 1917 года, годовые бюджеты перестали составляться, и вместо них стали использоваться квартальные бюджетные росписи. Такие росписи были составлены на 1 и 2 квартал 1918 года. Со второй половины 1918 года фактически была ликвидирована бюджетная система и перестали составляться государственные и местные бюджеты. Возрождение бюджетной системы произошло после проведения в 1922 году денежной реформы. В результате чего была стабилизирована национальная валюта, что позволило финансировать расходы государства за счет налоговых платежей. Начиная с 1923 года бюджетная система включала в себя два уровня - союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик, входящих в СССР. В этот период эти бюджеты были автономны. Формирование местных бюджетов стало осуществляться только с 1927 года. Эти бюджеты были образованы за счет выделения доходов и расходов из бюджетов союзных республик. Т.о. сформировалась бюджетная система федеративного государства, которая включала в себя: союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты. Однако эти бюджеты были автономны. С 1936 года бюджетная система стала стоиться на основе единства всех звеньев бюджетной системы. С 1937 года стал формироваться единый консолидированный бюджет СССР, который включал в себя бюджеты всех уровней. После августовских событий 1991 года государственный бюджет СССР был упразднен и вместо консолидированной бюджетной системы СССР на территории РФ, и других государств были сформированы новые государственные бюджетные системы. В настоящее время в РФ бюджетная система включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, а также местные бюджеты (а.-бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований, городов федерального назначения Москва и С.-Петербург; б.-бюджеты городских и сельских поселений). Начиная с 1 января 2000 года структура бюджетной системы регулируется бюджетным кодексом РФ.
23. Федеральный бюджет, его содержание и значение.
Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд -- федеральный бюджет.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.
Доходы федерального бюджета
1. В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налог на прибыль орг-ций, НДС, акцизы (на спирт, табак, бензин), н-г на добычу полезных ископаемых, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный н-г, ЕСН)